Собор парижской богоматери краткая история. Описание собора парижского богоматери

Контакты

Адрес: 6 Parvis Notre-Dame — Place Jean-Paul II, 75004 Paris

Официальный сайт: www.notredamedeparis.fr

Время работы собора: Пн-Пт с 08:00 до 18:45, Сб с 08:00 до 19:15

Вход в собор: бесплатный

Бесплатные экскурсии на русском языке: Ср в 14:00, Сб в 14:30

Сокровищница

Время работы сокровищницы: Пн-Вс с 09:30 до 18:00

Вход в сокровищницу: 3 евро — взрослые, 2 евро — дети

Панорамная экскурсия

Время работы: с 10:00 до 18:30

"color: #2277aa;">Цена билета: 8,5 евро — взрослые, бесплатно — дети

Археологическая крипта

Время работы: Пн-Пт с 10:00 до 18:30

Цена билета: 3,5 евро — взрослые, бесплатно — дети

Город романтических встреч и изысканных духов, хрустящих круасанов и элегантных платьев, многочисленных музеев и веселого Диснейленда. Речь идет о Париже. В него действительно просто таки невозможно не влюбиться. Годами можно бродить по улицам этого невероятного города, рассматривая его многовековые достопримечательности .

По праву визитной карточкой Парижа уже давно стала . Но и кроме нее здесь есть на что посмотреть. Ни один турист не должен оставить без внимания Триумфальную Арку, , , Сорбонну, Пале-Рояль, Пантеон, , Нотр-Дам-де-Пари. Собственно о последней гордости Парижа и пойдет речь дальше.

Нотр Дам Де Пари или Собор Парижской Богоматери в Париже

Одно из самых очаровательных произведений архитектуры было спроектировано еще в далеком XII веке. Начать работу над таким масштабным проектом было поручено архиепископу Морису де Сюлли. По его замыслу Нотр-Дам в Париже должен был вмещать всех жителей города, однако за долгий период строительства собора (более 100 лет) количество жителей существенно возросло.

Окончательной датой завершения строительства считается 1345 год . С тех времен Собор парижской Богоматери в Париже стал своеобразным культурным центром.

Собор парижской Богоматери в Париже — Жемчужина готической архитеркуры

Так, как в течение строительства изменилось немало архитекторов достопримечательности Парижа (Собор парижской Богоматери), то и архитектурные стили являются несколько смешанными. Наиболее четко здесь прослеживается готический стиль. Он придает ощущение пространства и легкости здания.

Вместе с тем, нельзя не заметить отголосков романского стиля с его мощью и тяготением к единству здания. Собор парижской Богоматери Парижа радует своей величиной. Ширина фасада составляет 41 метр, а высота башен 63 метра. Посередине фасада находится знаменитая Большая роза. Это круглый витраж с диаметром 9,6 метра, что символизирует первородный грех. Под ним размещена галерея королей, есть статуи 28 царей Иудеи. Под галереей располагаются три портала :

  • Страшного Суда — расположен в центре. Отражает картины Судного Дня согласно Евангелию от Матфея;
  • Святой Анны . Кроме скульптур святых и Иисуса, здесь можно увидеть сцену бракосочетания Иоакимаи Анны, а также Девы Марии и Иосифа.
  • Девы Марии . Воспроизводит момент перехода Девы Марии в вечную жизнь.

Стены трансепта на две трети состоят из стекла, что дает возможность корректировать попадания света. Забравшись на крышу можно увидеть прекрасный Париж. Нотр-Дам-де-Пари отличается своими причудливыми статуями на крыше собора.

Местонахождение и время работы собора

Где находится Собор парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) знает каждый француз. Его очень просто найти на карте Парижа, ведь это самый центр столицы, остров Сите. Сев в такси, достаточно дать только такие координаты: Нотр-Дам, Париж. Вход в собор является бесплатным для каждого.

Notre Dame de Paris на карте Парижа:

Экскурсии в Нотр Дам Де Пари

Посетив Париж, Собор парижской Богоматери, видео можно снять просто невероятное. Это можно сделать, в том числе и во время экскурсии. Экскурсия в сокровищницу предвидит знакомство с разными золотыми и серебряными драгоценностями, священнической одеждой, атрибутами религиозных ритуалов, но самым большим сокровищем Нотр-Дама-де-Пари в Париже есть терновый венец Иисуса Христа и гвоздь с креста на котором Он был распят. Крупнейший французский орган также размещен здесь.

Выбрав панорамную экскурсию , вам придется преодолеть винтовые лестницы, ведущие на вершину башен — на обзорную площадку. Преодолев 422 ступеньки вы получите свою награду — невероятный вид на остров Сите. Самый большой колокол собора находится здесь. Эмануэль (так называется этот колокол) весит более 13 тонн, но ее звучание можно услышать не часто, а только в дни крупнейших литургических праздников. Интересно будет посетить археологическую крипту. Это музей с раскопками . Находится он в подвальной части собора.

Как добраться до собора Нотр Дам?

Можно и без гида посетить Нотр-Дам Парижа. Как добраться? Любым из трех способов:

  • на поезде: станция St-Michel
  • на метро: станция Châtelet, Cite или St-Michel, Hôtel de Ville.

Собор Парижской Богоматери, или Нотр Дам де Пари, – пожалуй, самый узнаваемый образец готической архитектуры. Его облик знаком практически каждому, как его название, ведь собор увековечен во множестве произведений искусства. Наряду с и Монмартром, собор Нотр Дам является одной из главных , пропустить которую не позволяет себе практически ни один турист. Ежегодно собор посещает примерно 13,5 миллионов (!) человек. Нотр Дам притягивает путешественников не только своей уникальной архитектурой – собор окутан мистическим ореолом, полон тайн, легенд и удивительных историй.

Нотр Дам через века: история знаменитого собора

На месте дошедшего до наших дней собора Нотр-Дам с античных времен возводили святилища. Еще во времена римлян здесь стоял храм Юпитера. Затем здесь появилась первая христианская базилика Парижа, возведенная на фундаменте римского храма. А в 1163 году было начато строительство того величественного собора Нотр-Дам, который мы знаем.

На протяжении веков Нотр-Дам играл важнейшую роль в жизни Парижа и всей Франции. Здесь короновали и венчали французских королей. Здесь отпевали выдающихся сынов Франции.

Но во время Великой французской революции эта богатая история стала почти приговором собору: здание чудом уцелело! Якобинцы жаждали снести «твердыню мракобесия», но за свою главную святыню вступились сами парижане, собрав за него огромный выкуп. Здание сохранили, но изрядно над ним «поиздевались»: в частности, Нотр-Дам лишился своего знаменитого шпиля, размещенного на крыше, почти все его колокола переплавили на пушки, разрушили множество скульптур. Особенно пострадали скульптуры иудейских царей, размещенные над тремя порталами фасада: статуи обезглавили. А сам собор объявили Храмом Разума.

С 1802 года в Нотр-Даме снова стали проходить богослужения, а тремя годами позже именно здесь было совершена коронация Наполеона Бонапарта и Жозефины. Впрочем, несмотря на значимость собора, Нотр-Дам пребывал в крайне ветхом состоянии и отчаянно нуждался в реставрации. Кто знает, сохранилось бы это здание до наших дней, если бы не… Виктор Гюго и его знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери»!

После публикации книги в 1830 году парижане вспомнили о своем архитектурном и историческом сокровище и наконец, задумались о его сохранении и реставрации. К тому времени возраст здания составлял уже почти 7 веков! В XIX веке под умелым руководством архитектора Дюка была проведена первая серьезная реставрация собора. Тогда же Нотр-Дам обрел и знаменитую галерею химер, которая сегодня так впечатляет гостей Парижа.

А в 2013 году Париж отмечал 850-летие Нотр-Дама. В качестве подарка собор получил новые колокола и отреставрированный орган.

В Нотр-Дам-де-Пари хранятся две христианские реликвии: один из фрагментов Тернового венца, который по преданию был водружен на голову Иисуса Христа, а также один из гвоздей, которыми римские легионеры прибивали Христа к кресту.

«Каменная симфония»: архитектура собора Нотр Дам

Величественное и монументальное здание собора является подлинным шедевром ранней готики. Особое впечатление производят его стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы, украшенные скульптурами входные порталы. В этом сооружении восхищает и архитектурная гармония, и дыхание истории, которое ощущается во всем его облике. Не зря Виктор Гюго называл собор Парижской Богоматери «каменной симфонией».

Нотр-Дам де Пари снаружи

Наибольшее внимание привлекает главный, западный фасад собора – он является одним из самых узнаваемых архитектурных образов. Визуально фасад разделен на три части, как по вертикали, так и по горизонтали. В нижней части находятся три портала (монументальных входа), каждый из которых имеет свое название: портал Страшного суда (центральный), портал Богоматери (левый) и портал Святой Анны (правый). Названия соответствуют сюжетам, которые изображены в удивительно красивых скульптурных композициях на сводах порталов.

В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, отправляющиеся в ад. По правую – праведники, идущие в Рай.

Над порталами расположена так называемая «галерея царей «, представленная 28 статуями иудейских правителей. Она пострадала сильнее всего во время революции, и в процессе большой реставрации в XIX веке все разрушенные статуи были заменены на новые.

Любопытно, что уже 1977 году, во время строительных работ под одним из парижских домов, были найдены оригинальные скульптуры, утраченные в годы революции. Впоследствии выяснилось, что будущий владелец дома в разгар революционных волнений выкупил несколько статуй, заявив, что они нужны ему для фундамента. В действительности этот человек сохранил изваяния под своим домом – видимо, «до лучших времен». Сегодня эти статуи хранятся в музее Клуни.

Со стороны западного фасада можно и рассмотреть две колокольные башни , взмывающие ввысь. Кстати, хотя на первый взгляд они кажутся симметричными, присмотревшись можно заметить легкую, едва уловимую асимметрию: левая башня несколько массивнее правой.

Если будет возможность, обойдите собор по периметру, чтобы увидеть и боковые фасады , их впечатляющие входные порталы с виртуозно выполненными рельефами, а также рассмотреть восточную апсиду храма (алтарный выступ) с удивительно красивыми резными сводчатыми арками.

Внутреннее пространство

Первое, что бросается в глаза внутри собора – необычное освещение. Свет проникает внутрь здания через многочисленные разноцветные витражи, создавая причудливую игру света на сводах центрального нефа. При этом больше всего света попадает на алтарь. Такая продуманная система освещения создает особую мистическую атмосферу.

Вместо массивных стен внутри собора Нотр-Дам – сводчатые арки и колонны. Такая организация пространства стала настоящим открытием готического стиля и позволила украсить собор множество цветных витражей.

Центральный неф Нотр-Дама кажется огромным. Масштабность собора связана с его изначальным предназначением – ведь по задумке создателей, он должен был вмещать в себя все население Парижа! И Нотр-Дам действительно прекрасно справлялся с этой задачей в то время, когда количество жителей французской столицы не превышало 10 тысяч человек. И все это население проживало на острове Сите, где находится собор.

Узнать много интересного об истории острова Сите, где и зародился Париж, можно в нашей аудиоэкскурсии « «, доступной в приложении Travelry.

На что обратить внимание в соборе Нотр Дам

С западной стороны собора находится гордость Нотр-Дам – большой старинный орган , созданный еще в XV веке! А за ним виднеется и одно из трех витражных окон в форме розы , которые являются настоящими готическими шедеврами и украшают собор с XII столетия.

Перед алтарем находится отгороженное пространство, предназначавшееся для священников и церковных певчих и называемое хОрами . Отдельного внимания заслуживает ограда хоров – она искусно украшена цветными скульптурными композициями с изображением евангельских сюжетов, созданными еще в XIII-XIV веках! Их цветовое оформление было восстановлено при реставрации в XIX веке.

Ваше внимание привлекут и многочисленные интересные скульптуры , украшающие собор Нотр Дам. В частности, барочная скульптура «Пьета» за главным алтарем.

В нашей мы пройдемся по собору Нотр-Дам, обращая внимание на самое интересное и узнавая об истории и оформлении здания.

Сокровищница

Со стороны реки к Нотр-Даму примыкает небольшая пристройка, которая заслуживает особого внимания. Ведь именно в ней находится храмовая сокровищница, где хранятся важнейшие христианские реликвии (в том числе легендарный Терновый венец, попавший в Париж, по преданию, еще в 1239 году!), а также ценные предметы церковного обихода, представляющие собой изящные произведения искусства. Коллекция очень богата и разнообразна.

Интересные факты о соборе Нотр Дам

  • В 1572 году в соборе Нотр Дам состоялась очень необычная церемония венчания. Генрих Наваррский (будущий король Генрих IV) вступал в брак с Маргаритой де Валуа. Невеста была католичкой, и ничто не мешало ей быть в храме, а вот Генрих в то время был гугенотом, а потому был вынужден провести собственное венчание… на паперти, перед входом в храм.
  • Именно в соборе Нотр Дам де Пари начался легендарный судебный процесс над Жанной Д’Арк, который проходил уже после ее казни и полностью оправдал французскую героиню.
  • Знаменитые горгульи, которые украшают собор, имеют не только декоративное, но и вполне практическое значение: они являются частью водостоков, защищающих строение от воздействия дождевой воды. Собственно, само их название произошло от французского gargouille — «водосточная труба, желоб». Оформленные в виде гротескных персонажей, горгульи и химеры также символизируют человеческие грехи и злых духов, которые изгнаны их храма.
  • Если будете рассматривать высокий шпиль, который взмывает ввысь над собором Нотр Дам, можете заметить фигуры двенадцати апостолов, расположенных у основания шпиля. Любопытная деталь: все апостолы смотрят вокруг, и лишь апостол Фома повернулся к шпилю. Еще со Средних веков он считался покровителем строителей и архитекторов, и в его образе архитектор Дюк, проводивший реставрацию в XIX веке и восстановивший шпиль, изобразил самого себя! Именно поэтому апостол Фома так внимательно рассматривает сооружение.
  • На крыше его ризницы собора Нотр Дам (это небольшая пристройка с южной стороны) размещены пчелиные ульи!

Еще много любопытных фактов о соборе Нотр Дам и других достопримечательностях острова Сите Вы узнаете из нашей аудиоэкскурсии « ».

Вокруг собора Нотр Дам: что интересного поблизости


  • На площади перед Нотр-Дамом расположен «нулевой километр » – небольшая бронзовая звезда, вмонтированная в площадь. Именно от этой точки идет отсчет протяженности всех автомагистралей страны.
  • Также на площади перед собором находится археологическая крипта (Крипта Нотр-Да де Пари ), представляющая собой музей археологических артефактов, найденных в окрестностях Нотр-Дама во время раскопок. Экспонаты охватывают широчайший отрезок истории – почти 20 веков, начиная с античности и заканчивая XIX веком.
  • В южной части площади перед собором Нотр Дам восседает верхом на коне король Карл Великий , правивший франками в VIII и начале IX века. Памятник ему появился здесь во второй половине XIX века.
  • Восточная апсида Собора Парижской Богоматери выходит в уютный тенистый сад на берегу Сены, называемый сквером Иоанна XXIII . Именно отсюда можно рассмотреть прекрасные ажурные готические арки апсиды собора и его шпиль.
  • Чуть дальше, на самой восточной оконечности острова Сите, притаился еще один крошечный сквер — Иль де Франс . В нем находится Мемориал мученикам депортации, в память 200 000 французов, отправленных фашистами в концлагеря. А возле мемориала разбит красивый и ухоженный розовый сад.
  • Недалеко от собора, на живописной набережной О-Флер, стоит дом, в котором когда-то жили прославленные влюбленные Пьер Абеляр и Элоиза (дом №9).

Как видите, не только в самом соборе Нотр Дам, но и вокруг него можно провести много насыщенных и познавательных часов, рассматривая окружающие его сооружения, изучая памятники старины и отдыхая в близлежащих скверах. Ну а если пройти чуть дальше, то перед Вами откроются и другие исторические и архитектурные сокровища острова Сите: часовня Сен-Шапель, Дворец Правосудия, замок Консьержери и другие интересные достопримечательности. Они входят в маршрут нашей , в которой Вас ждет много увлекательных историй и интересных рассказов.

Нотр Дам: практическая информация

Как добраться

Из отдаленных районов Парижа добраться до Собора Парижской Богоматери удобнее всего на метро – неподалеку от собора расположены станции Cite и Saint-Michel — Notre-Dame .

А из близлежащих районов (например, 1, 2, 5, 6 округов) вполне удобно дойти пешком. Остров Сите, на котором расположен собор Нотр Дам де Пари, соединяется как с правым, так и с левым берегами Сены старинными мостами.

Режим работы и стоимость

Собор открыт ежедневно в будние дни с 7.45 до 18.45, в сб. и вс. с 7.45 до 19.15.

Сокровищница собора Нотр Дам : пн.-пт. 9.30 – 18.00., сб. 9.30 – 18.30, вс. 13.30 – 18.30.

Нотр-Дам является действующим храмом с бесплатным входом. Но для посещения Сокровищницы придется купить билет (€ 4 полный, € 2 льготный).

Башни собора и смотровая площадка:

С 1 апреля по 30 сентября — 10.00 – 18.30.
С 1 июля по 31 августа — по пятницам и субботам работают до 23.00.
С 1 октября по 31 марта – 10.00 – 17.30.

За 45 минут до закрытия вход прекращается.

Стоимость подъема на башню: €10 (возможен общий билет с посещением Консьержери — €15). При этом вы должны быть готовы преодолеть 422 ступени, чтобы попасть на смотровую площадку с великолепной панорамой.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари; фр. Notre Dame de Paris) - географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа - базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг.

История

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора - епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.

Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора - Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы. Он умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.

В строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор - в 1345 году.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты - первый парламент Франции.

Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргариты де Валуа.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах».

Собор был объявлен Храмом Разума.

В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Архитектура

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов - скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.

На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов - один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане - Христос и два ангела с двух сторон.

План собора из книги «Толковый словарь французской архитектуры XI-XVI века»
Виолле-ле-Дюка, 1856 год.

Двери украшены коваными рельефами.

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор - архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре её Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах - по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.

Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:

  • Angelique Francoise, весом 1765 кг (до-диез);
  • Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);
  • Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);
  • Denise David, весом 670 кг (фа-диез).

Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виолле-ле-Дюка взамен переплавленного в 1792 году. (В 2007 году взят на реставрацию.)

Галерея Королей

Каменные фигуры, выстроившиеся в ряд между порталами и ярусом с окнами-розами. Те, что находятся сейчас, выполнены в XIX веке и изображают царей из Ветхого Завета.

Раньше на этом месте находились средневековые статуи французских королей. Во время Революции они были скинуты и обезглавлены.

В 1977 году при проведении работ под одним из домов, часть статуй была обнаружена. Оказалось, что во время Революции один хозяин дома их выкупил, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом.

Орган

Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. В течение своей жизни орган неоднократно достраивался и реконструировался. Наиболее важными являются реставрации, реконструкции и расширения Тьерри в 1733 году, Франсуа-Анри Клико в 1788 году, Аристида Кавайе-Колля в 1868, и Бойсо в 1960 году, а также сотрудничество с «Синаптель» в 1992 году, позволившее полностью компьютеризировать орган. Уже со времени реставрации Тьерри инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагами Баркера.

Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Сен-Сюльпис считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при участии которого инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электро-пневматическую.

В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптическим.

В настоящее время орган имеет 111 регистров и около 8000 труб, примерно 900 из которых из инструмента времен Тьерри и Клико. Это самый большой по числу регистров орган. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводил службы по три месяца в году. С 1990 года титулярными органистами собора Нотр-Дам де Пари являются трое музыкантов: Оливье Латри, Филипп Лефевр, Жан-Пьер Лёгю.



В художественной литературе

Собор является главным «действующим лицом» следующих произведений:

  • Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери (роман)» (1831).
  • Елена Чудинова. «Мечеть Парижской Богоматери (роман)» (2004).

В массовой культуре

  • Собор показан в документальном сериале «Жизнь после людей через 2000 лет».
  • В фильме «Армагеддон» Нотр-Дам уничтожается вместе с центром Парижа из-за падения метеорита.
  • В фильме «Ван Хельсинг» Ван Хельсинг убивает здесь мистера Хайда.
  • В мультфильме «Тачки 2» собор показан в слегка изменённом виде.
  • В мультфильме «Горбун из Нотр-Дама» собор показан весьма подробно.
  • Упоминается в песне «Вера и свастика» из альбома 2011 года «Animal ДжаZ» группы Animal ДжаZ.
  • Упоминается в словах в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965.

Настоящее сердце Парижа и всей Франции – величественный древний Собор Нотр-Дам-де-Пари. Ярчайший памятник средневековой культуры и архитектуры неоднократно стоял на краю гибели, но перенес все отведенные на его долю невзгоды с честью. Больше тысячи лет Собор Парижской Богоматери во Франции хранит мистическую энергетику здешних мест. Миллионы туристов совершают паломничество, чтобы коснуться его стен. Воспетый поэтами и писателями, храм гордо несет венец символа французской столицы. В мире сегодня осталось совсем мало сооружений, могущих посоревноваться с Собором Парижской Богоматери в величественности, глубине исторической судьбы.

Необязательно быть верующим христианином, чтобы оценить собор в полной мере. Иностранные туристы в Париже обязательно приходят к Собору Парижской Богоматери. У него есть официальный сайт, где рассказывается история места, можно записаться на экскурсию, узнать больше интересной информации.

История Собора Парижской Богоматери.

На территории, где находится Собор Парижской Богоматери, в языческие времена стоял храм, где поклонялись Юпитеру. Уже тогда эти земли считались священными, наполненными таинственной силой. Когда христианство пришло во Францию, некогда важную языческую святыню разрушили. Ее место заняла базилика святого Стефана. Это сооружение было фактически первым христианским храмом средневекового Парижа. Уголок острова Сито, где сегодня стоит Нотр-Дам, всегда особенно почитался местными жителями.

1163 год. Начало строительства собора. На неслучайно выбранном месте (согласно повелению короля Людовика 7) заложили первый камень будущего строения. В работе использовали остовы фундамента романского кафедрального собора.

Строительство происходило в два этапа (тянулось фактически 200 лет). Для Средневековой Европы такая стройка была привычной. Кроме того, долгие века Нотр-Дам реставрировали, обновляли, перестраивали. Главный алтарь построили относительно быстро: он был готов через 20 лет после начала работ. Будущий собор использовали как место захоронения аристократии, правителей Франции.

Два века строительных работ создали первозданный облик Нотр-Дама. Священное место оставалось нетронутым полтысячелетия. К его созданию приложили руку величайшие зодчие средневековой Франции: Пьер де Монтеро и Жан де Шелль. Де Монтеро – архитектор множества французских памятников зодчества Средних Веков:

  • Аббатства Сен-Дени;
  • Аббатства Сен-Жермен-де-Пре;
  • Другие сооружения в стиле «лучистой готики».

Оба творца после смерти погребены в своем величайшем строении.

1789 год. К тому моменту сооружение обветшало. Никто не занимался поддержанием порядка в храме. Упадок начался еще при Людовике 14. Великая Французская Революция, потрясения, охватившие страну, не прошли мимо великого собора. Максимилиан Робеспьер объявил Нотр-Дам символом мракобесия. Революционеры разрушили шпиль на главной башне здания. Собирались взорвать его целиком. Снесли мятежники головы многочисленным статуям Собора Парижской Богоматери, разграбили богатую сокровищницу. Неравнодушный народ Франции послушно платил налоги в казну якобинцев, удерживая Робеспьера от кощунственных действий.

1804. Наполеон Бонапарт избрал Нотр-Дам местом императорской коронации. Большая часть для собора не спасла его от дальнейшего разрушения. Следующие десятилетия несколько раз поднимается вопрос относительно сноса храма.

1831. Случилось перевернувшее историю Нотр-Дама событие. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» настолько потряс сердца парижан, настолько возвеличил древний храм, что буквально спас историческое здание от погибели. Не осталось равнодушных перед описанием ветхости, упадка собора. Гюго отлично достиг цели. Вдохновил французов на любовь к памятнику исторической архитектуры. Спустя 10 лет началась полномасштабная реставрация Нотр-Дам-де-Пари. Здание приобрело привычный современный вид. Появились знаменитые горгульи и химеры Собора Парижской Богоматери, находка архитектора Виолле-ле-Дюка (отца современной архитектурной реставрации).

21 век. К 850 годовщине Собор Парижской Богоматери внутри реставрировали: обновили орган, отлили новые колокола. Для туристов разработан «маршрут паломника», открывающий завесу над всеми тайнами Нотр-Дама. Число ежегодных паломников достигает 14 миллионов, выводя Собор в список лидеров туристических достопримечательностей Франции.

Сокровищница Нотр-Дам де Пари

Столь известное церковное сооружение не могло обойтись без богатых христианских реликвий. Наиболее знаменитая ценность Собора Парижской Богоматери – терновый венец. Франция обрела венец Христа в 13 веке, но в собор его передали после окончания Французской революции. Благодарить за важное приобретение стоит короля Людовика Девятого.

Кроме того, здесь также присутствуют другие реликвии, связанные с Иисусом Христом:

  • один из гвоздей, которым тело Мессии было прибито к кресту;
  • деталь креста.

Сегодня идут споры, действительно ли гвоздь, хранящийся в Нотр-Дам, может называться христианской ценностью. Аналогичные достояния хранятся во множественных экземплярах по всей Земле, хотя оригинальных гвоздей всего 5. Это не мешает людям приходить в храм, полными уверенности, что здесь хранятся столь важные элементы казни Христа.

Отдельная ценность Нотр-Дам – его орган. Впервые установленный в 15 веке, он неоднократно подвергался реконструкции (1733, 1788, 1868). Орган компьютеризирован для удобства играющих в 1992-ом, но не потерял своего самобытного звучания. Инструменту возвращен исторический облик эпохи Людовика Шестнадцатого.

Сегодня у органа более сотни регистров, семь с половиной тысяч труб, часть которых сохранена с 18 столетия. Во Франции нет инструментов, способных посоревноваться с органом Нотр-Дама по масштабности. Для одновременной игры на органе привлекаются минимум три титулярных органиста. Меломаны мира по праву считают звучание парижского инструмента удивительным.

Архитектура Собора Парижской Богоматери

Архитектурный стиль строения типичный для готического периода, но сохраняет в себе черты романского раннесредневекового зодчества Нормандии. По структуре Собор строгой симметрии: две знаменитые башни на фасаде, три горизонтальные и вертикальные части.

Здание нельзя назвать монументальным. Но для своего времени оно было большим: максимальная высота 69 метров, высота фасада 35 метров. По протяженности Собор занимает почти 150 метров. Чтобы подняться на колокольню, придется преодолеть почти 400 ступенек. Это того стоит, ведь колокола Нотр-Дам – отдельное удовольствие. Каждый из них назван в честь женских имен. Эммануэль – самый большой колокол, его вес достигает 12 тонн, а еще полтонны весит «язык». Названный в честь героини Гюго Белль, самый старый колокол, выплавленный в 1631. Не иначе как божественное чудо уберегло колокола от мародерств времен Французской революции. Услышать звуки колокольного перезвона над Парижем можно каждое утро в 8.

Кроме того, с площадки колокольни открывается прекрасный парижский пейзаж. Многие находят его более интересным и романтичным, нежели вид с Эйфелевой башни.

Три входа ведут в Собор. Тематическое оформление Центрального портала – Страшный суд. Здесь есть символическое изображение всех слоев населения:

  • власть и аристократия – восставший из могилы король;
  • духовенство – Папа Римский;
  • прочее население – женщины и мужчины-воины.

Левый портал носит имя Мадонны с Младенцем. Здесь находится одна из знаменитейших скульптур («Слава Пресвятой Девы»). Тематически портал оформлен картинами, изображающими важнейшие вехи жизни Богородицы и рождения Христа. С правой стороны находится портал святой Анны.

Уже упомянутые мной химеры окутаны множеством легенд. Их считают хранительницами собора, оживающими ночью. Горгульи, венчающие водосточные трубы, также по легендам «оживают». Если верить мифам, эти скульптуры хранят древнее сооружение от недоброжелателей и невзгод.

Собор внутри

На центральном фасаде здания расположена известная витражная роза Собора Парижской Богоматери. Диаметр окна – больше 10 метров. Другие витражные окна-розы также есть на остальных фасадах (их размер меньше). Вокруг они оформлены сценами из Ветхого завета.

Витражи – визитная карточка места. Внутри собора нет стен, только колонны. Витражи выполняют важную роль, зонируя пространство. Особенно красив Нотр-Дам в ясную, солнечную погоду: свет играет разноцветным стеклом, создавая незабываемые переливы цвета на сером древнем камне. Хотя внутреннее убранство храма простое, благодаря витражам оно имеет неповторимый вид, объем.

Во время реставрации 19 века в Соборе появилась центральная люстра. Виолле-ле-Дюк, руководящий работами, лично нарисовал эскизы осветительного прибора. Материал – бронза, покрыта серебряным напылением.

Нельзя назвать внутреннее убранство Нотр-Дам богатым. Оно отличается от привычных нам православных храмов. Здесь нет роскоши, золота. Витражные переливы, древние статуи и самобытность архитектуры – вот, что делает Нотр-Дам величественным и роскошным при всей простоте.

Как добраться до собора Парижской Богоматери

Увидеть Собор Парижской Богоматери можно во множестве художественных и документальных фильмов. Ни одна историческая кинолента о жизни Парижа не обходится без вида на храм. Гораздо лучше увидеть сооружение в реальной жизни.

Идеальная экскурсия – пешая (по Четвертому округу Парижа, старейшему району). Остров Сите удивит вас множеством архитектурных изысков, не только Нотр-Дам де Пари: Консьержери, Сент-Шапель, Площадь Дофина.

Обязательно задержитесь на соборной площади. Здесь находятся здания постройки 7 века, археологический музей «Крипта паперти Нотр-Дам». Также внимание привлекает «нулевой километр» – точка перекрестка и начала всех французских дорог времен средневекового государства.

Время работы здания начинается с 8 утра до 7 вечера. 8:30 – начало утренней мессы. Попасть внутрь можно совершенно бесплатно. Но за подъем к колоколам платить придется 15 евро. У сокровищницы другой режим: 9:30 – 18:30.

Удобнее всего добираться до Нотр-Дам на метро. Сюда идут поезда 6 различных линий. Запоминайте названия станций, где нужно выйти:

  • Saint-Michel;
  • La Sorbonne;
  • Chatelet;
  • Hotel de Ville.

Также сюда ходит электричка (RER), станция выхода которой называется Notre-Dame.

Если на метро ехать нет желания, поймайте такси. Любой уважающий себя таксист довезет вас до Собора Парижской Богоматери с ветерком. В Париже нет ни одного человека, который не знал бы дорогу к знаменитейшему прекрасному собору.

Алтарь Норт-Дама с с коленопреклоненными статуями Людовика XIII и Людовика XIV

Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.

Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.

Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.

Картина "Коронация Наполеона I" (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г.

Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.

Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики Западный фасад собора Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена. Постройку объявили Храмом Разума, затем - центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.

Именно здесь находится "Нулевой километр" – точка отсчета всех расстояний во Франции

Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».

Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.

Вид на собор Парижской Богоматери через арку

Фасад и горгульи


Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.


По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.


Горгульи Нотр-Дама

Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.

Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.

Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.


Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Северная роза собора Парижской Богоматери

Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.

Интерьер Нотр-Дама

Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли "Библией для нечитающих"

Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.

Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.


Орган в соборе Парижской Богоматери

Южная колокольня

Южная башня собора Парижской Богоматери

Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.

Музей и сокровищница

В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.

В Сокровищнице Норт-Дама де Пари

Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.

Горгулья Нотр-Дама

Порядок и стоимость посещения


Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.


Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.

Как добраться

Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.

Собор Парижской Богоматери с подсветкой
Поделиться: