Следствия по уголовным делам находящимся. Соблюдение сроков предварительного расследования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Учебная дисциплина: Уголовно-процессуальное право

Тема: «Предварительное следствие как форма предварительного расследования»

Выполнил: Щербина Павел Михайлович, 4 курс, 43 учебный взвод

Научный руководитель: Осколков Александр Валерьевич

Дата защиты: _______________________

Оценка: ____________________________

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Предварительное следствие как форма предварительного расследования.

1.1 Осуществление производства по уголовному делу в форме предварительного следствия……………………………………………..5

1.2 Отличия предварительного следст­вия от дознания……………………8

Глава 2. Условия предварительного расследования

2.1 Подследственность……………………………………………..……….11

2.2 Начало и окончание предварительного расследования………….……13

Заключение ..……………………………………………………………….…...19

Список литературы …………………………………………………………….21

Введение

Предварительное расследование - это самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного производства и выражающаяся в деятельности органов дознания, следователя и прокурора по раскрытию преступления, выявления и изобличения лиц, виновных в его совершении, а также отягчающих и смягчающих их ответственность обстоятельств в целях обеспечения правильного применения закона и определения наиболее справедливой меры наказания при условии установления их виновности, осуществляемая в строгом соответствии с уголовным и уголовно-процессуальном законом.

Органы расследования обязаны выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений, в целях предупреждения их в дальнейшем. Предварительное расследование направлено так же на своевременное принятие мер обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Предварительное расследование по каждому делу должно отвечать таким требованиям, как всесторонность, полнота, объективность и быстрота исследования обстоятельств дела.



Поэтому предварительное расследование, на мой взгляд, самая важная стадия уголовного процесса.

В уголовном процессе признаются две формы предварительного расследования:

1) дознание

2) предварительное следствие.

Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ – одна из основных форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия. Таких как, следователи органов внутренних дел, следователями органом федеральной службы безопасности, (ст. 151 УПК РФ) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом, деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела.

Рассматриваемое мною предварительное следствие производится только после возбуждения уголовного производства.

Задачами предварительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный, не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Задачами исследования состоят в разборке теоретических основ уголовно процессуальной деятельности по обеспечению общих условий предварительного следствия и изучению общих основ предварительного расследования в целом.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе производства предварительного расследования, а так же авторские работы которые в той или иной степени описывают общие условия предварительного расследования.

Предметом исследования является развитие и современное состояние правового статуса предварительного следствия.

Предварительное следствие как форма предварительного расследования.

Осуществление производства по уголовному делу в форме предварительного следствия.

Существуют две формы предварительного расследования:

1. дознание

2. предварительное следствие

Предварительное следствие - это деятельность, содержа­ние которой охватывает всю от начала до конца стадию пред­варительного расследования.

Предварительное следствие на­правлено на досудебное установление всех обстоятельств, под­лежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).

Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интере­сов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, ко­торые обладают процессуальной самостоятельностью. Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного следствия, наделен руководитель следственного отдела.

Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащи­ми, гражданами, проходящими военные сборы, лицами граж­данского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воин­ских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совер­шивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.

Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участие в расследовании дела. При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором.

Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных дей­ствий и процессуальных решений.

Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, при­влечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уго­ловном процессе защитника, законных представителей, граж­данских истцов и других субъектов уголовного процесса, озна­комление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере двух месяцев.

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Важной гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль, за деятельностью следователя. Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса. Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым.

Таким образом, предварительное следствие – форма предварительного расследования, обладающая специфическими чертами и проводимая по подавляющему большинству уголовных дел.

1.2 Отличия предварительного следст­вия от дознания:

1) В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, со­гласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следст­вия является обязательным по всем уголовным делам, за ис­ключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания. Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.

2) В субъектах. Предварительное следствие по уголовным делам осуществ­ляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела предварительное следствие согласно ст. 163 УПК может быть поручено сразу нескольким следователям (следственной группе). Лишь при необходимости быстрого обнаружения и закреп­ления следов преступления, незамедлительного собирания до­казательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно предварительное следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает так­же и орган дознания (ч. 1-3 ст. 157 УПК).

3) В сроках. Для предварительного следствия по сравнению с дознанием законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые к тому же не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК).

4) В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем - обвиняемого. В зависимости от характера совершенно­го преступления и от конкретных обстоятельств уголовного де­ла привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляет­ся уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе - в момент вынесения в отношении его обвинительного акта. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого.

5) В способе формирования позиции стороны обвинения для последующего судебного разбирательства. Предварительное след­ствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение. В случаях, требующих изменения или дополнения предъявленного обвинения в порядке ч. 1 ст. 175 УПК, проце­дура привлечения лица к уголовной ответственности должна быть повторена применительно к каждому новому обвинению. Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвини­тельного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.

6) В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель­ного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы дея­тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюде­ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф­фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Законодатель устанавливает различные полномочия проку­рора и правила прокурорского надзора за дознанием и предвари­тельным следствием. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име­ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно­го следствия устранения нарушений федерального законо­дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно­мочия.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Введение

3. Следственная группа

4. Сроки предварительного следствия

5. Окончание предварительного расследования

Введение

Предварительное расследование - регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания и предварительного следствия, направленная на быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба,. причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

1. Понятие предварительного расследования

Предварительное расследование - это самостоятельная стадия уголовного процесса, представляющая собой строго регламентированную уголовно-процессуальным законом совокупность следственных действий по собиранию, закреплению и оценке доказательств, преследующая цель воссоздания истинной картины преступления, установления виновных лиц и обеспечение условий для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в суде.

Субъектами стадии предварительного расследования являются государственные органы и должностные лица, в компетенцию которых входит уголовно - процессуальная деятельность.

Предварительное расследование производится только в рамках уголовного дела и в форме предварительного следствия либо дознания.

Дознание проводится: дознавателями органов внутренних дел РФ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, Государственной противопожарной службы, следователями прокуратуры, дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ (ч.3 ст.150 УПК).

Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов ФСБ, органов внутренних дел РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которой конкретное уголовное дело может быть расследовано дознавателем или следователем того или иного органа, в пределах его компетенции.

В теории уголовного процесса различают предметный (родовой), территориальный (местный) и персональный (например, преступление совершено следователем) признаки подследственности уголовного дела. При определении подследственности конкретного уголовного дела эти признаки оцениваются одновременно, в их совокупности. Правила о подследственности направлены на распределение дел между органами предварительного расследования с целью обеспечения полного, всестороннего, объективного и быстрого расследования уголовного дела (схема 26).

Уголовные дела, подследственные дознанию, перечислены в ч.3 ст.150 УПК РФ, это дела небольшой и средней тяжести.

Подследственность уголовных дел тем или иным органам предварительного следствия определяется ст.151 УПК РФ, в зависимости от тяжести совершенного преступления и лица, его совершившего.

Статья 152 УПК РФ определяет, что предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Вместе с тем, имеется и ряд исключений. Так, в случае, если преступление было начато в месте деятельности одного дознавателя или следователя, а окончено в месте деятельности другого, уголовное дело расследуется по месту окончания преступления (например, совершение хищения товаров из вагона движущегося грузового поезда). Под местом деятельности дознавателя или следователя понимается та территория или местность, которая закреплена за соответствующим органом, в котором работает тот или иной дознаватель либо следователь.

Если место совершения преступления определить невозможно или если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей с целью обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков (например, дознаватель или следователь выезжает в командировку в какой - либо населенный пункт с целью быстрого и полного расследования уголовного дела).

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела. Должностное лицо, которому поручено производство расследования, выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принятию его к своему производству. Если следователь либо дознаватель получает уже возбужденное дело, он выносит постановление о принятии его к своему производству. Таким образом, стадии возбуждения уголовного дела и его расследования неразрывно связаны между собой непрерывностью течения процессуальных сроков.

2. Соединение и выделение уголовных дел

Законодатель предусматривает возможность соединения нескольких уголовных дел в одно производство (ст.153 УПК РФ) - когда несколько лиц обвиняются в совершении одного или нескольких преступлений или в соучастии; одно лицо обвиняется в совершении нескольких преступлений; а также лица, обвиняемого в заранее необещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам. Кроме того, законодателем предусмотрена возможность соединения нескольких дел в одно производство в случае, когда лицо, совершившее данные преступления, неизвестно, но по каким - то однородным признакам (способ проникновения в квартиру, особый перечень похищенного имущества, например, - художественные произведения; способ и вид упаковки сбываемых наркотиков и т.д.) можно полагать, что эти преступления совершены одним лицом либо группой лиц. Соединение уголовных дел производится по мотивированному постановлению прокурора. При этом необходимо помнить, что срок по соединенному делу всегда учитывается по ранее из них возбужденному, т.е. имеющему наиболее длительный срок расследования. Сроки по остальным присоединенным делам поглощаются наиболее длительным и при исчислении не учитываются.

Точно так же, в случае необходимости дознаватель, следователь, прокурор вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении (ст.154 УПК):

1) отдельных обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях (ч.1 ст. 208 УПК РФ):

а) в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

б) в случае, когда обвиняемый скрылся от следствия либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;

в) в случае, когда место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

г) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых;

2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними;

3) иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.

Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызывается большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов.

Выделение уголовного дела производится по постановлению прокурора, следователя, дознавателя, в котором при необходимости должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела. Решение о возбуждении уголовного дела принимается, если оно выделяется в отдельное производство для расследования нового преступления или в отношении нового лица.

3. Следственная группа

В случае особой сложности уголовного дела или его большого объема расследование такого дела может быть поручено следственной группе (ст.163 УПК РФ). К делам такого рода можно отнести многоэпизодные дела либо дела о преступлениях, совершенных в разных районах субъекта РФ и соединенных в одном производстве и т.д.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор либо начальник следственного отдела. В постановлении должны быть указаны все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе следователь - руководитель следственной группы. При необходимости, к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет его вместе с уголовным делом прокурору.

Каждое уголовное дело в зависимости от состава преступления, его обстоятельств, собранных доказательств, показаний участников, имеет несколько этапов рассмотрения. Основным моментом запуска рассмотрения уголовного производства считается направление заявления о совершенном или готовящемся преступлении от любого гражданина или физического лица в письменной или устной форме. Первым этапом механизма рассмотрения дела является возбуждение уголовного производства следователем, дознавателем или прокурором.

Оно происходит, если факт совершения преступления полностью доказан, проведены все необходимые экспертизы и проверки. Срок возбуждения уголовного производства может длиться до 30 дней по ходатайству о продлении его следователем или дознавателем. После того, как постановление, которое свидетельствует о том, что дело возбуждено, оформлено и согласовано с прокурором, начинается второй этап рассмотрения. Он трактуется как предварительное следствие.

Многие граждане, побывав в ситуации с совершением преступных действий, проявляют недовольство тем, что сроки следствия по уголовным делам значительно затягиваются. Имеются ли для этого основания, законно ли?

Что представляет собой предварительное следствие?

В сфере законодательства стадия предварительного следствия регулируется статьей 162 УПК. Под этим процессом понимают временной период, в течение которого максимально эффективно происходит расследование обстоятельств, сбор доказательств, допрос потерпевших и третьих лиц. Именно эту стадию рассмотрения дела можно считать гарантией установления истины и защиты прав граждан, задействованных в данной ситуации. Следователи работают не по всем уголовным производствам, в их компетенцию не входят дела дознавателей и частного обвинения. Механизм их деятельности регламентирован в статье 151 УПК, где говорится о порядке подследственности.

Установление сроков на этапе предварительного следствия

по уголовным производствам должны быть разумными, они установлены в соответствии с законодательством. в общем порядке определяются максимум в 2 месяца с того момента, как возбуждено производство. Исходя из судебной практики, следственные мероприятия заканчиваются после 2 месяцев работы уполномоченного органа, не всегда. Окончанием работы следователя считается момент направления дела прокурору для согласования, где уже имеется обвинительное заключение. Если следователю не хватило 2 месяцев для установления истины по делу в полном объеме, ему требуется проведение дополнительных экспертиз, он может ходатайствовать, чтобы сроки следствия были продлены до 3 месяцев. При наличии особой сложности в ведении следственных мероприятий по производству, следователь имеет право ходатайствовать в прокуратуру о том, чтобы сроки следствия были продлены до 12 месяцев. после 12 месяцев работы могут быть продлены только в исключительных случаях, что реализуется крайне редко. Для того, чтобы продлить срок следственному органу необходимо направить прокурору постановление, где излагается данная просьба, но произвести эту процедуру следует за 5 дней до окончания срока следствия. Потерпевший, подозреваемый и их представители, уведомляются о продлении периода в письменном виде по почте, либо вручением оповещения лично в руки.

Следственные действия могут проводиться не только по заявлениям граждан, которые направлены несколько месяцев назад. На эту стадию уголовное дело может вернуть прокурор или судебный орган, имея на это определенные основания:

  • заключение об обвинении оформлено без учета требований законодательства (с ошибками, противоречащими закону);
  • его копия в установленном порядке на передана подозреваемому;
  • в обвинительном документе не прописана мера медицинского характера в принудительном порядке, хотя в данной ситуации это необходимо;
  • следует объединить несколько уголовных производств;
  • обвиняемому должным образом не разъяснены его права при вручении копии заключения об обвинении.

На этап расследования дело может вернуться после приостановки при возобновлении. Возобновить его рассмотрение могут, если обвиняемый имеет возможность сотрудничать с органами правопорядка, взаимодействовать с ним по всем вопросам производства. В этих случаях дело могут направить на стадию предварительного следствия повторно. Этот механизм предусматривает свои сроки рассмотрения. Следователю для проведения дополнительных действий устанавливается 1 месяц с того момента, как в его ведение поступило дело. Дальнейшая деятельность следственного органа организуется статьей 162 УПК, в рамках которой, возможно продление сроков рассмотрения до 12 месяцев.

Практика по рассмотрению производств на стадии следствия

Исходя из практики ведения следствия, уголовные дела не всегда рассматриваются в соответствии с установленными для этого процесса сроками (более 12 месяцев, если это не является исключительным случаем и сроки не продлены прокуратурой). Данная ситуация нарушает права граждан, которые заинтересованы в результатах следствия, являются участниками дела. В этом случае, заявитель по делу имеет право направить жалобу в письменной форме в прокуратуру. Уполномоченный орган должен проверить: на какой стадии находится дело, по каким причинам нарушены сроки. Ведь оно могло быть передано в суд, а следователь не уведомил участников дела об окончании предварительного следствия. Для решения таких вопросов многие граждане предпочитают обращаться к квалифицированным специалистам. Адвокат, имеющий опыт защиты прав, а также обширные знания законодательства, навыки оформления документов, сможет оказать содействие и консультативную помощь по всем имеющимся проблемам.

Задайте вопрос и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.

*все поля обязательны для заполнения

Особенности соблюдения периодов для проведения следственных мероприятий

Исходя из того, что ситуации, происходящие с пострадавшими гражданами, сравнительно разные, поэтому для реализации хода расследования могут понадобиться дополнительные экспертизы, освидетельствования, допросы свидетелей, розыскные мероприятия. Законодатель, предполагая запас времени для проведения таких вспомогательных процедур, предусмотрел увеличение сроков при необходимости с оформлением соответствующего постановления следственным органом.

Существует несколько особенностей, и в то же время значимых аспектов, заключающихся в увеличении сроков и актуальности этого действия для расследования в целом:

  • применение определенной срочности с учетом обстоятельств, показаний граждан, следует расценивать как положительную перспективу в осуществлении контроля над ходом расследования, выявлении мельчайших деталей, способствующих в установлении истины и правдивости доказательной базы;
  • при использовании конкретных периодов, со стороны законодателя исходит инициатива соответствия международным принципам осуществления правосудия с отсутствием задержек в связи с неоправданными причинами. Учет дополнительных сроков происходит только при крайней необходимости проведения мероприятий, без которых следствие не сможет продолжать свою деятельность относительно конкретного уголовного производства;
  • при наличии определенных указаний, касающихся продолжительности тех или иных временных периодов, отведенных для ведения тех или иных процедур, имеющих большое значение для следствия, предоставляется возможность максимально сократить срок между совершением преступных действий и назначением справедливого наказания, что можно считать главным условием критерия эффективности функции правоохранительных органов;
  • срочность следственных действий имеет свою специфику отсчета, она начинает действовать с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного производства, причем данная дата в общий срок не входит. Таким образом, период действия определяется фактически с последующего дня;
  • заключительным днем следственных мероприятий выступает день, когда оформляется документ, предусматривающий прекращение производства, либо направление пакета сведений в прокуратуру вместе с готовым заключением об обвинении, или решением об отправке производства в судебный орган с целью использования принудительных мер, предполагающих деятельность медицинского характера.

Вышеописанные нюансы дают понимание о четкости определяемых сроков относительно каждого уголовного дела, информируют о возможных последствия направления заявлений граждан о совершении в отношении их преступных действий.

Преимущества закрепления сроков за действиями следователя

Процесс установления и продления сроков каждого уголовного дела индивидуален, но действующее законодательство ориентирует на определение 2-х месячного периода на ведение следственных мероприятий, который может увеличиваться в зависимости от ситуации до 12 месяцев, с обязательным официальным постановлением.

Закрепление срочности за действиями специалистов имеет свои преимущества:

  • оно дает возможность способствовать скорейшему выяснению обстоятельства дела, участников случившегося, их допросу, разбирательству в деталях;
  • не допускает медлительности действий специалистов, расследующих производство, так как они несут ответственность за оперативность и проведение полного объема процедур за назначенный срок;
  • если срок продлевается, то этот аспект не зависит от тяжести последствия преступного деяния, совершенного злоумышленником. Решение об увеличении периода рассмотрения зависит от исключительности ситуации, невозможности ее разрешения без дополнительных мероприятий, ранее не входивших в планы следственного органа.

Увеличение сроков не является сложным процессом, оно происходит по инициативе специалиста, но и с согласованием вышестоящих контролирующих инстанций.

Особенности сроков при возобновлении следствия

В некоторых случаях, происходит момент, когда действия по расследования необходимо приостановить (при наличии тяжелого заболевания обвиняемого, его отсутствии в зоне доступа правоохранительных органов).

Возобновление деятельности активируется тогда, когда ранее имевшиеся причины для приостановления исчезают. Кроме того, в функцию прокурора, проверяющего дело, входит возврат его для проведения дополнительных следственных мероприятий, происходит это в течение 1 месяца.

Этот момент может быть зафиксирован как отдельное постановление, предполагающее возобновление производства, либо в виде резолюции, переданной в орган следствия.

1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.1. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.2. В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446.5 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

7. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

8. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования, которая обязательно производится по подавляющему большинству преступлений.

Предварительное следствие - это уголовно-процессуальный институт, т.е. совокупность норм законодательства, определяющих порядок производства предварительного расследования и одновременно это расследование преступления, производимое следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Разграничение форм предварительного расследования производится по ряду оснований. Предварительное следствие характеризуется наличием следующих особенностей.

По категориям тяжести расследуемых преступлений для данной формы типично, что большинство преступлений отнесено законодательством к предварительному следствию (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам за исключением тех, для которых предусмотрена форма дознания (ч.2 ст.150 УПК РФ). В силу того, что не допускается производство дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение (ст.433, 434 УПК РФ), по данной категории дел обязательно предварительное следствие, и в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности.

Предварительное следствие осуществляется исключительно следователем. Согласно п.41 ст.5 УПК РФ следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. К числу органов и должностных лиц , управомоченных осуществлять предварительное следствие, относятся:

1) следователи прокуратуры (п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ);

2) следователи органов федеральной службы безопасности (п.2 ч.2 ст.151 УПК РФ);

3) следователи органов внутренних дел Российской Федерации (п.3 ч.2 ст.151 УПК РФ);

4) следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п.5 ч.3 ст. 151 УПК РФ).

Ранее (до 1 июля 2003 г.) к числу уполномоченных осуществлять предварительное следствие относились также следователи органов налоговой полиции.

Предварительное следствие может быть проведено также начальником следственного отдела (ч.2 ст.39 УПК РФ), прокурором (п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ).

Сроки производства по уголовным делам. В соответствии с ч.1 ст. 162 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено


Согласно ч.4 ст. 162 УПК РФ срок предварительного следствия может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.

Итоговые документы : переченьитоговых решений исчерпывающе установлен Уголовно-процессуальным кодексом РФ: согласно ч.1 ст. 158 УПК РФ по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, производство предварительного расследования оканчивается в порядке, установленном главами 29 - 31 УПК.

1. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением: признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь составляет обвинительное заключение и после его подписания уголовное дело немедленно направляется прокурору (ч.6 ст.220 УПК РФ).

2. На основании ст. 213 УПК следователь вправе при соблюдении условий вынести постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования, копия которого направляется прокурору. Уголовное дело и уголовное преследование прекращаются при наличии оснований, предусмотренных ст. 24 - 28 УПК (ст.212).

3. В отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, по окончании предварительного следствия следователь выносит постановление (ст. 439):

1) о прекращении уголовного дела - по основаниям, предусмотренным ст. 24, 27 УПК, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда;

2) о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

К промежуточным решениям можно отнести постановление следователя о приостановлении уголовного дела, о его возобновлении.

Таким образом, предварительное следствие – форма предварительного расследования, обладающая специфическими чертами и проводимая по подавляющему большинству уголовных дел.

Поделиться: