Проблемы участия прокурора в арбитражном процессе. Полномочия прокурора в арбитражном процессе Иск прокурора в арбитражный суд

Об организации взаимодействия территориальных и транспортных прокуроров при реализации полномочий в гражданском и арбитражном процессе см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 октября 2007 г. N 167

О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе см. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 марта 2012 г. N 15

О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие АПК РФ, см. информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 22 августа 2002 г. N 38-15-02, приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 мая 2012 г. N 223

    • по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений и связанным с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случаях, когда прокурор не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, он вправе вступить в дело на любой стадии процесса (при его рассмотрении судом апелляционной или кассационной инстанций, подать апелляционную или кассационную жалобу).

Кроме того, Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда РФ с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии ВС РФ, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Поскольку в основе правового регулирования участия прокурора в арбитражном процессе лежит концепция ограничения вмешательства прокуратуры в частноправовые отношения, то прокурор не может:

    1. обращаться в арбитражный суд с исками, связанными с недействительностью сделок должника по специальным основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", в том числе и в случаях, когда должник или кредитор относятся к категориям лиц, поименованным в абзацах третьем и четвертом ч. 1 ст. 52 АПК РФ;
    2. оспаривать сделки, охваченные арбитражным соглашением, поскольку не является стороной такого соглашения, которое предусматривает подведомственность соответствующих споров международному коммерческому арбитражу.

Процессуальное положение прокурора , возбудившего дело в арбитражном суде, характеризуется следующим:

    • прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу по существу заявленных требований;
    • прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам и т.д.

Если прокурор установит в ходе судебного разбирательства, что дело возбудил необоснованно, то он вправе отказаться от него. Однако такой отказ прокурора от поданного им иска не лишает истца права требовать продолжения процесса.

Таким образом, прокурор является истцом особым, так как не является участником спорного материального правоотношения . У прокурора особый интерес к возбуждению дела, определяемый его должностным положением и необходимостью защиты публично-правовых интересов в арбитражном суде, поэтому:

    1. к прокурору не может быть предъявлен встречный иск;
    2. его отказ от иска не влечет безусловного прекращения производства по делу;
    3. он вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса (по делам ст. 52);
    4. он наделяется общими процессуальными правами и обязанностями, предусмотренными в ст. 41 АПК РФ.

Страница 8 из 11

8. Прокурор в арбитражном процессе

Прокурор в арбитражном процессе - это лицо, участвующее в деле, имеющее свой особый статус, порожденный специфическими особенностями деятельности прокуратуры и ее функциональной направленностью. Процессуальное положение прокурора и вытекающие из него правомочия обусловлены конституционной функцией прокуратуры осуществлять надзор за законностью.
Безусловно, принципы отправления правосудия исключают наделение прокурора властными полномочиями по отношению к арбитражному суду. Более того, в силу тех же самых принципов суд управляет поведением всех участников процесса, в том числе и прокурора.
Действующий АПК РФ определил исчерпывающий перечень дел, в которых может принимать участие прокурор. Причем все предусмотренные законом дела связаны с защитой интересов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, организаций, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия государственного или муниципального образования. Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время в ст. 52 АПК РФ не указывается на обязанность прокурора выступать в защиту государственных или общественных интересов, анализ категорий дел, по которым он вправе принимать участие в арбитражном процессе, свидетельствует о том, что фактически сохранена ранее действующая направленность деятельности прокуроров в арбитражном процессе.
В заседаниях арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут принимать участие в качестве лица, участвующего в деле на основании служебного удостоверения прокуроры субъектов Российской Федерации (и приравненные к ним прокуроры) и их заместители. Если прокурором предъявлен иск в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации, то этот прокурор извещает о предъявленном иске (заявлении) и необходимости участия в процессе прокурора соответствующего субъекта РФ (с направлением ему копий документов, предъявляемых в суд) и уведомляет об этом арбитражный суд. На основании такого извещения прокурор и иные перечисленные выше прокурорские работники субъекта РФ, где возбуждено арбитражное дело, участвуют в заседании арбитражного суда в качестве лиц, участвующих в деле. В заседании федерального арбитражного суда округа при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт, принятый по иску, предъявленному прокурором, принимают участие прокурор, предъявивший иск или прокурор субъекта РФ по месту нахождения федерального арбитражного суда округа или ранее указанные работники соответствующих прокуратур. В Высший Арбитражный суд может направить обращение только Генеральный прокурор или его заместители.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с целью возбуждения дела в следующих случаях (это исчерпывающий перечень):
1) Прокурор может инициировать возбуждение определенной категории дел, возникающих из административно- правовых и иных публичных правоотношений. В этих целях прокурор может подать:
- заявления об оспаривании нормативных правовых актов,
- заявления об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление об оспаривании указанных выше нормативных правовых актов должно рассматриваться арбитражными судами в порядке, предусмотренном гл. 2 3 АПК РФ. Данное положение корреспондирует ч. 2 ст. 192 АПК РФ, в соответствии с которой прокурор, оспаривая нормативный правовой акт, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного акта недействующим в силу того, такой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассмотрение заявления прокурора об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, производится в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 198 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если он полагает, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействия), не соответствуют закону или иному нормативному пра во вому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
2) В настоящее время прокурор фактически лишен возможности возбуждать дела искового производства. Прокурор вправе обратиться в суд лишь в двух случаях:
- с иском о признании недействительными сделок (как в силу их ничтожности, так и в силу их оспоримости)
- с иском о применении последствий ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Исходя из буквального толкования закона, требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть заявлено прокурором как одновременно с требованием о признанием недействительной ничтожной сделки, так и отдельно от него.
Инициировать возбуждение гражданских дел по указанным основаниям прокурор вправе лишь в случаях, когда соответствующие сделки были совершены перечисленными субъектами. В иных случаях, в том числе и когда соответствующие сделки нарушают права или законные интересы перечисленных субъектов, но были совершены иными лицами, прокурор не вправе обращаться в суд.
3) В соответствии со ст. 223, 224 АПК РФ, ст. 6 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 35 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», прокурор имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
По указанным выше категориям дел, прокурор вправе не только возбудить процесс, но и вступить в него на любой стадии разбирательства, то есть может обратиться с протестами, возбуждающими апелляционное, кассационное и надзорное производство.
В соответствии с положениями АПК РФ, прокурор при предъявлении иска пользуется правами и несет обязанности истца. Причем каких-либо ограничений прав прокурора по предъявленному им иску в АПК РФ не содержится за исключением обязанности по уплате судебных расходов. Но, прокурор
- самостоятельная фигура в процессе, он не является истцом. Следует признать недопустимыми содержащиеся в комментариях к АПК РФ выводы, со ссылкой на п. 4 ст. 52 АПК РФ, о возможности рассмотрения дела без истца. Такие выводы противоречат основополагающим принципам арбитражного процесса. Поэтому при обращении в суд прокурор должен указать лицо, подлежащее привлечению в дело в качестве истца. Согласие на возбуждение дела у истца не выясняется. К исковому заявлению прокурора предъявляются общие требования, предусмотренные в ст. 125 АПК РФ. Но наряду с обязанностью в заявлении указать на обстоятельства, обосновывающие исковые требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, прокурор должен указать на обстоятельства, дающие ему право на обращение в арбитражный суд и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
Истец по делу, возбужденному по инициативе прокурора, обладает всеми предусмотренными АПК РФ процессуальными правами и несет соответствующие процессуальные обязанности. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, отказ истца от иска, принятый судом, является основанием для прекращения производства по делу. Поэтому в тех случаях, когда истец отказывается от иска, предъявленного в его интересах прокурором, и совершение такого действия не противоречит закону и не нарушает права иных лиц, то суд обязан прекратить производство по соответствующему делу.
Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу. Такое требование должно быть выражено в форме заявления или ходатайства, поданного в арбитражный суд, рассматривающий дело. В целях защиты прав и интересов истца в данном случае представляется более правильным соблюдение общей процедуры получения от истца согласия на прекращение производства по делу на основании п. 4 ч. 1. ст. 150 АПК РФ. Если от истца не поступит безусловного заявления об отказе от иска, предъявленного прокурором в его пользу, то арбитражный суд должен продолжать рассмотрение дела по существу. Такая рекомендация связана с теми процессуальными последствиями, которые влечет за собой отказ прокурора от предъявленного иска. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, при повторном предъявлении истцом аналогичного иска, производство по делу подлежит прекра ще нию.
Эти же правила в силу указанных обстоятельств следует применять и при заявлении прокурором ходатайства о заключении мирового соглашения.
При возбуждении дел неискового производства прокурор пользуется всеми правами заявителя.
Возбудив арбитражное дело в суде, прокурор должен осуществлять действия по доказыванию законности и обоснованности заявленного требования. Прокурор на общих основаниях осуществляет доказательственную деятельность. Прокурор дает объяснения и участвует в судебных прениях первым, после него выступает лицо, в защиту интересов которого прокурор обратился в суд.
В соответствии с действующим законодательством (ч. 5 ст. 52 АПК РФ), прокурор вправе в целях обеспечения законно- сти вступить в дело (не предъявляя самостоятельных требований), при рассмотрении арбитражным судом дел, по которым прокурор наделен правом предъявлять иски и заявления. Здесь прокурор так же является лицом, участвующим в деле со всеми принадлежащими ему правами, но занимает нейтральную позицию по отношению к сторонам спора. Прокурор вступает в дело на основании заявления. Волеизъявление арбитражного суда относительно вступления прокурора в процесс должно быть оформлено определением. Прокурор в рассматриваемых случаях должен активно участвовать в судебных заседаниях (задавать вопросы, исследовать доказательства и т.п.), но он не вправе участвовать в судебных прениях. Вся деятельность прокурора должна быть направлена на оказание помощи суду в выяснении действительных обстоятельств дела.

В целях обеспечения полного и эффективного решения органами прокуратуры задач в арбитражном процессе, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации”, приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам рассматривать участие прокуроров в арбитражном процессе как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов.

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе по заявлениям о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

рассмотрение обращений о вступлении в дела, производство по которым возбуждено по указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ искам (заявлениям) иных лиц;

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) иных лиц, в случае принятия Генеральным Прокурором Российской Федерации или его заместителем, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем), военным прокурором военного округа (флота) (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлечённых к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;

апелляционное, кассационное обжалование судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст. 52 АПК РФ, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесение представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.

3. Участвующим в арбитражном процессе прокурорам работу по поддержанию исков (заявлений) "в арбитражных судах строить в тесном взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, а также прокурорами городов и районов, приравненными к ним военными прокурорами, подготовившими проект иска (заявления) и обеспечившими его направление в суд.

Считать обязательным предварительное согласование исков (заявлений), подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, со структурным подразделением соответствующей прокуратуры, обеспечивающим участие прокуроров в арбитражном процессе.

4. Прокурорам, участвующим в рассмотрении дел арбитражными судами, тщательно готовиться к судебному заседанию. До начала судебного разбирательства детально изучать материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском (заявлением), оценивать имеющиеся в них доказательства на предмет их достаточности и необходимости представления дополнительных доказательств.

5. Обязательно участвовать в предварительном заседании на стадии подготовки к судебному разбирательству дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, а также в судебном разбирательстве указанных дел в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

6. Участие в судебных заседаниях, за исключением процессов по делам по заявлениям прокуроров городов и районов о привлечении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, обеспечивать, как правило, соответствующему структурному подразделению прокуратур субъектов Российской Федерации, военных и иных приравненных к ним прокуратур по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.

С учетом положений ст. 153.1 АПК РФ прокурору, инициировавшему иск (заявление) в арбитражном суде другого субъекта Российской Федерации, при наличии в соответствующем арбитражном суде технической возможности осуществления видеоконференцсвязи своевременно ходатайствовать перед судом об участии в судебном заседании, путем использования систем видеоконференцсвязи.

При обращении Генерального прокурора Российской Федерации либо его заместителя, прокурора субъекта Российской Федерации с иском (заявлением), апелляционной либо кассационной жалобой в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации (если в деле не будет обеспечено непосредственное участие либо участие путем использования систем видеоконференцсвязи представителя прокуратуры, направившей иск (заявление) в арбитражный суд) копии представленных в суд материалов направлять соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с извещением о необходимости участия в процессе представителей данной территориальной прокуратуры, о чем также информировать арбитражный суд.

Прокурору, получившему такое извещение, обеспечить участие представителя органов прокуратуры в процессе при рассмотрении арбитражных дел, возбуждённых по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя или прокурора другого субъекта Российской Федерации. При этом принять во внимание, что правом на изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска обладает прокурор, предъявивший иск. В этой связи прокурору, участвующему в деле по иску (заявлению) другого прокурора, при возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, незамедлительно информировать об этом прокурора, инициировавшего иск (заявление). После получения указанной информации прокурору, предъявившему иск (заявление), совершать данные процессуальные действия самостоятельно либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.

7. Участие прокурора в рассмотрении арбитражным судом дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям), правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, обеспечивать сотрудникам соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, военной прокуратуры военного округа (флота), подготовивших иск (заявление) в суд.

8. Прокурорам городов и районов (их заместителям), приравненным к ним военным прокурорам, возбудившим дело об административном правонарушении, подведомственное арбитражному суду, одновременно с направлением в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности и прилагаемых к нему документов высылать копии заявления и документов в прокуратуру субъекта Российской Федерации, военную прокуратуру округа (флота) для обеспечения участия прокурора в процессе, а также информировать об этом арбитражный суд

9. Обеспечить участие прокурора по делам об оспаривании нормативных правовых актов во всех судебных инстанциях независимо от того, кем подано заявление в арбитражный суд - прокурором или иными лицами (чч. 1, 2 ст. 52 АПК РФ).

10. Принять во внимание, что по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

При решении вопроса о вступлении в дело исходить из его актуальности и сложности.

11. Прокурорам, участвующим в арбитражном процессе, в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления).

12. Участвующим в деле прокурорам своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. Обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения. Требования в жалобах формулировать с учетом полномочий судов апелляционной и кассационной инстанций, предусмотренных ст. 269, 287 АПК РФ.

При необходимости заявлять перед арбитражным судом кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых судами первой и апелляционной инстанций.

Во всех случаях обжалования судебных постановлений другими участниками арбитражного процесса и отсутствия оснований для принесения жалобы (представления) участвующему в деле прокурору направлять в суд соответствующей инстанции отзыв на жалобу.

13. Прокурору, участвующему в деле, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: иска (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных актов, апелляционных, кассационных жалоб и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в жалобе (представлении) прокурора.

14. Копии вступивших в законную силу судебных актов по искам (заявлениям) прокурора для контроля за их исполнением незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.

15. При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по делам, предусмотренным ч. 1 ст. 52 АПК РФ, руководствоваться требованиями ст. 273, 288, 292, 304 АПК РФ, судебной практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Европейского Суда по правам человека.

При отказе в удовлетворении обращения составлять мотивированное заключение, о принятом решении сообщать заявителям.

При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора обращаться с проектом представления к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю. Проект представления составлять с учетом требований чч. 2 и 3 ст. 294 АПК РФ. В подтверждение доводов, изложенных в представлении, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство.

16. Проект представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре судебного акта в порядке надзора по искам (заявлениям) прокурора направлять Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия по делу последнего судебного акта. Иметь в виду, что данный срок не является пресекательным, однако преследует цель обеспечить соблюдение процессуальных сроков при подаче представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

17. Подготовку, и направление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора по арбитражным делам осуществлять управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

18. При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора по арбитражным делам по заявлениям прокурора о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности прокурору, направившему такое заявление в арбитражный суд, самостоятельно обращаться как лицу, участвующему в деле, в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

19. При отсутствии оснований для пересмотра в порядке надзора судебного акта прокурору, которому отказано в удовлетворении требований, составлять мотивированное заключение.

20. Принять во внимание, что в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации участвует Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместитель или по их поручению представители управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управления обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

Учитывать, что в силу положений процессуального законодательства прокурор, предъявивший иск (заявление) в арбитражный суд, вне зависимости от участия в деле представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации вправе ходатайствовать перед Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об участии в заседании по пересмотру состоявшихся по делу судебных актов в порядке надзора, переданных в высшую судебную инстанцию как по своему заявлению (представлению), так и по заявлениям иных лиц, участвующих в деле, посредством использования систем видеоконференцсвязи.

21. При получении прокурором, участвовавшим в деле, определения о передаче арбитражного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора по жалобе лиц, участвующих в деле, незамедлительно направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо в управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора) надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, а также копии указанного определения и извещения о дате заседания.

22. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, отраслевым управлениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации при осуществлении общего руководства деятельностью нижестоящих прокуроров по реализации полномочий в арбитражном процессе регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику участия прокуроров в арбитражном процессе, в том числе качество участия прокуроров в рассмотрении судами дел в различных судебных инстанциях, обоснованность поданных жалоб (представлений).

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в арбитражном процессе. Проводить учебно-методические занятия по повышению деловой квалификации работников нижестоящих прокуратур, их стажирование.

23. Оценивать деятельность прокуроров по участию в арбитражном процессе исходя из качества поддержания в суде предъявленных прокурором исков (заявлений), эффективности апелляционного и кассационного обжалования судебных актов по арбитражным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, обоснованности представлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов.

26. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

Обзор документа

Прокурорам даны новые указания по вопросам участия в арбитражном процессе.

Напомним, что прокурор вправе оспорить в арбитражном суде правовые акты органов власти, затрагивающие права и интересы организаций и граждан в сфере экономической деятельности, а также сделки органов власти, предприятий и учреждений с государственным (муниципальным) участием.

Даны директивы по поддержанию исков (заявлений), обжалованию судебных постановлений, о пересмотре их в надзорном порядке.

В частности, обращается внимание на обязательное участие прокурора в делах об оспаривании нормативных правовых актов во всех судебных инстанциях независимо от того, кем подано заявление в суд: прокурором или иными лицами.

Даны указания по обеспечению участия прокурора, инициировавшего иск (заявление) в арбитражном суде другого региона, в судебном заседании с помощью видеоконференцсвязи.

При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов прокурорам предписано руководствоваться АПК РФ, судебной практикой ВАС РФ, решениями КС РФ, а также учитывать судебную практику Европейского Суда по правам человека.

Обращается внимание, что в заседаниях Президиума ВАС РФ участвует представитель Генпрокуратуры России. Однако независимо от этого прокурор, предъявивший иск (заявление) в арбитражный суд, вправе ходатайствовать перед Президиумом ВАС РФ об участии в заседании по пересмотру судебных актов в порядке надзора посредством видеоконференцсвязи. При этом не важно, переданы акты в высшую судебную инстанцию по его представлению или по заявлениям иных участников дела.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе


Утратил силу на основании
приказа Генпрокуратуры России от 7 июля 2017 года N 473
____________________________________________________________________


В целях обеспечения полного и эффективного решения органами прокуратуры задач в арбитражном процессе, руководствуясь п.1 ст.17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" ,

приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам рассматривать участие прокуроров в арбитражном процессе как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов.

2. Считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе по заявлениям о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

рассмотрение обращений о вступлении в дела, производство по которым возбуждено по указанным в ч.1 ст.52 АПК РФ искам (заявлениям) иных лиц;

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем), военным прокурором военного округа (флота) (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч.5 ст.52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст.52 АПК РФ , от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлечённых к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;

апелляционное, кассационное обжалование судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст.52 АПК РФ , и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесение представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.

3. Участвующим в арбитражном процессе прокурорам работу по поддержанию исков (заявлений) в арбитражных судах строить в тесном взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, а также прокурорами городов и районов, приравненными к ним военными прокурорами, подготовившими проект иска (заявления) и обеспечившими его направление в суд.

Считать обязательным предварительное согласование исков (заявлений), подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, со структурным подразделением соответствующей прокуратуры, обеспечивающим участие прокуроров в арбитражном процессе.

4. Прокурорам, участвующим в рассмотрении дел арбитражными судами, тщательно готовиться к судебному заседанию. До начала судебного разбирательства детально изучать материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском (заявлением), оценивать имеющиеся в них доказательства на предмет их достаточности и необходимости представления дополнительных доказательств.

5. Обязательно участвовать в предварительном заседании на стадии подготовки к судебному разбирательству дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, а также в судебном разбирательстве указанных дел в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

6. Участие в судебных заседаниях, за исключением процессов по делам по заявлениям прокуроров городов и районов о привлечении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, обеспечивать, как правило, соответствующему структурному подразделению прокуратур субъектов Российской Федерации, военных и иных приравненных к ним прокуратур по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.

С учётом положений ст.153_1 АПК РФ прокурору, инициировавшему иск (заявление) в арбитражном суде другого субъекта Российской Федерации, при наличии в соответствующем арбитражном суде технической возможности осуществления видеоконференцсвязи своевременно ходатайствовать перед судом об участии в судебном заседании путём использования систем видеоконференцсвязи.

При обращении Генерального прокурора Российской Федерации либо его заместителя, прокурора субъекта Российской Федерации с иском (заявлением), апелляционной либо кассационной жалобой в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации (если в деле не будет обеспечено непосредственное участие либо участие путём использования систем видеоконференцсвязи представителя прокуратуры, направившей иск (заявление) в арбитражный суд) копии представленных в суд материалов направлять соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с извещением о необходимости участия в процессе представителей данной территориальной прокуратуры, о чём также информировать арбитражный суд.

Прокурору, получившему такое извещение, обеспечить участие представителя органов прокуратуры в процессе при рассмотрении арбитражных дел, возбуждённых по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя или прокурора другого субъекта Российской Федерации. При этом принять во внимание, что правом на изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска обладает прокурор, предъявивший иск. В этой связи прокурору, участвующему в деле по иску (заявлению) другого прокурора, при возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, незамедлительно информировать об этом прокурора, инициировавшего иск (заявление). После получения указанной информации прокурору, предъявившему иск (заявление), совершать данные процессуальные действия самостоятельно либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.

7. Участие прокурора в рассмотрении арбитражным судом дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям), правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, обеспечивать сотрудникам соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, военной прокуратуры военного округа (флота), подготовивших иск (заявление) в суд.

8. Прокурорам городов и районов (их заместителям), приравненным к ним военным прокурорам, возбудившим дело об административном правонарушении, подведомственное арбитражному суду, одновременно с направлением в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности и прилагаемых к нему документов высылать копии заявления и документов в прокуратуру субъекта Российской Федерации, военную прокуратуру округа (флота) для обеспечения участия прокурора в процессе, а также информировать об этом арбитражный суд.

9. Обеспечить участие прокурора по делам об оспаривании нормативных правовых актов во всех судебных инстанциях независимо от того, кем подано заявление в арбитражный суд - прокурором или иными лицами (чч.1 , 2 ст.52 АПК РФ).

10. Принять во внимание, что по делам, указанным в ч.1 ст.52 АПК РФ , прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

При решении вопроса о вступлении в дело исходить из его актуальности и сложности.

11. Прокурорам, участвующим в арбитражном процессе, в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления).

12. Участвующим в деле прокурорам своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. Обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения. Требования в жалобах формулировать с учётом полномочий судов апелляционной и кассационной инстанций, предусмотренных ст.269 , 287 АПК РФ .

При необходимости заявлять перед арбитражным судом кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых судами первой и апелляционной инстанций.

Во всех случаях обжалования судебных постановлений другими участниками арбитражного процесса и отсутствия оснований для принесения жалобы (представления) участвующему в деле прокурору направлять в суд соответствующей инстанции отзыв на жалобу.

13. Прокурору, участвующему в деле, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: иска (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных актов, апелляционных, кассационных жалоб и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в жалобе (представлении) прокурора.

14. Копии вступивших в законную силу судебных актов по искам (заявлениям) прокурора для контроля за их исполнением незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.

15. При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по делам, предусмотренным ч.1 ст.52 АПК РФ , руководствоваться требованиями ст.273 , , , 304 АПК РФ , судебной практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Европейского Суда по правам человека.

При отказе в удовлетворении обращения составлять мотивированное заключение, о принятом решении сообщать заявителям.

При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора обращаться с проектом представления к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю. Проект представления составлять с учётом требований чч.2 и 3 ст.294 АПК РФ . В подтверждение доводов, изложенных в представлении, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство.

16. Проект представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре судебного акта в порядке надзора по искам (заявлениям) прокурора направлять Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия по делу последнего судебного акта. Иметь в виду, что данный срок не является пресекательным, однако преследует цель обеспечить соблюдение процессуальных сроков при подаче представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

17. Подготовку и направление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора по арбитражным делам осуществлять управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

18. При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора по арбитражным делам по заявлениям прокурора о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности прокурору, направившему такое заявление в арбитражный суд, самостоятельно обращаться как лицу, участвующему в деле, в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

19. При отсутствии оснований для пересмотра в порядке надзора судебного акта прокурору, которому отказано в удовлетворении требований, составлять мотивированное заключение.

20. Принять во внимание, что в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации участвует Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместитель или по их поручению представители управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управления обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

Учитывать, что в силу положений процессуального законодательства прокурор, предъявивший иск (заявление) в арбитражный суд, вне зависимости от участия в деле представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации вправе ходатайствовать перед Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об участии в заседании по пересмотру состоявшихся по делу судебных актов в порядке надзора, переданных в высшую судебную инстанцию как по своему заявлению (представлению), так и по заявлениям иных лиц, участвующих в деле, посредством использования систем видеоконференцсвязи.

21. При получении прокурором, участвовавшим в деле, определения о передаче арбитражного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора по жалобе лиц, участвующих в деле, незамедлительно направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо в управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора) надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, а также копии указанного определения и извещения о дате заседания.

22. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, отраслевым управлениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации при осуществлении общего руководства деятельностью нижестоящих прокуроров по реализации полномочий в арбитражном процессе регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику участия прокуроров в арбитражном процессе, в том числе качество участия прокуроров в рассмотрении судами дел в различных судебных инстанциях, обоснованность поданных жалоб (представлений).

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчинённых прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в арбитражном процессе. Проводить учебно-методические занятия по повышению деловой квалификации работников нижестоящих прокуратур, их стажирование.

23. Оценивать деятельность прокуроров по участию в арбитражном процессе исходя из качества поддержания в суде предъявленных прокурором исков (заявлений), эффективности апелляционного и кассационного обжалования судебных актов по арбитражным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, обоснованности представлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов.

26. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.Чайка

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Законность,
N 7, 2012 год

Ряд направлений, по которым прокурорам следует предъявлять иски, отмечен в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 24 октября 1996 г. № 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе». Участие прокуроров в арбитражном процессе в данном приказе рассматривается Генеральной прокуратурой РФ как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности. Поэтому предлагается использовать обращение с исками в арбитражные суды в целях оперативного и реального пресечения и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы, а также для возмещения причиненного ущерба, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Согласно п. 2 данного приказа при решении вопросов о подготовке и предъявлении исков предлагается считать безусловно необходимым вмешательство прокурора для защиты государственных и общественных (публичных) интересов в случаях:

  • выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает прокурора обратиться с иском (по делам приватизации, несостоятельности);
  • занятия запрещенными видами деятельности либо занятия коммерческой деятельностью, на осуществление которой необходимо специальное разрешение (лицензия), когда оно отсутствует или просрочено;
  • наличия данных о недействительности оспоримых сделок и ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
  • нарушении природоохранительного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;
  • невыполнения обязательств в пользу государства, если это привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов , целевых программ;
  • несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства и нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации .

При подготовке исков в интересах предприятий, организаций и граждан-предпринимателей предлагается предъявлять подобные иски в первую очередь в защиту интересов государственных и муниципальных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, когда они сами по объективным причинам не могли обратиться с иском либо такое обращение не последовало из-за недобросовестности руководителей и других должностных лиц . Иски в интересах иных юридических лиц следует предъявлять в случаях нарушения не только прав истцов, но и ущемления государственных и общественных (публичных) интересов (срывы выпуска социально значимой продукции, нарушение нормальной эксплуатации объектов транспорта энергетики, оборонного комплекса, медицинских, образовательных учреждений, создание предпосылок экологических катастроф, серьезных социальных конфликтов и др.).

В качестве субъектов, имеющих право обращаться с иском в арбитражные суды субъектов РФ, в ст. 41 АПК названы только прокуроры либо заместители прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры и их заместители. Согласно ст. 11 Федерального забавна «О прокуратуре в Российской Федерации» ряд специализированных прокуратур приравнен по статусу к прокуратурам субъектов РФ. В этой связи в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 1994 г. № С1-7/ОП-460 «О предъявлении специализированными прокуратурами исков в арбитражные суды» разъяснено, что Генеральный прокурор РФ может образовывать специализированные Прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей. Так, действующие в единой централизованной системе прокуратуры Российской Федерации органы военной прокуратуры относятся к категории специализированных прокуратур. Помимо военных прокуратур к специализированным прокуратурам, наделенным правами областных, относятся ряд природоохранных и транспортных прокуратур. Возглавляющие их прокуроры и их заместители пользуются правами прокуроров областей и их заместителей.

В то же время в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июля 1993 г. № С-13/ОП-218 «Об исках прокуроров государств, входивших в СССР » разъяснено, что право прокуроров государств, входивших ранее в СССР, на предъявление исков в арбитражные суды Российской Федерации АПК не установлено. Такое право в отношении прокуроров стран– участниц СНГ не установлено и Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанным в Киеве 20 марта 1992 г. В настоящее время до заключения соответствующих соглашений указанные иски не подлежат рассмотрению в арбитражных судах Российской Федерации. При поступлении исковых заявлений прокуроров государств, ранее входивших в СССР, в принятии их к рассмотрению следует отказывать, а по принятым исковым заявлениям прекращать производство по делам.

Порядок участия прокурора и ведения дела в арбитражном процессе

Порядок участия прокурора и ведения дела в арбитражном процессе. Заявление прокурора должно быть оформлено в соответствии с требованиями, установленными гл. 14 АПК; его копии и копии приложенных к нему документов должны быть направлены всем лицам, участвующим в деле. При этом прокурор должен отразить в заявлении не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права. Заявление прокурора в суд должно быть исключительно мотивированным и обоснованным, так как составляется лицами, имеющими юридическое образование. Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов. В соответствии с ч. 2, 3 ст. 4 АПК прокурор имеет право обращаться в арбитражный суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.

Необходимо соблюдать и другие общие правила обращения в арбитражный суд. Необходимо соблюдать все правила подведомственности, в том числе и связанные с субъектным составом участников спора. Так, если иск прокурора подается одновременно в защиту прав организации, то она должна быть наделена правами юридического лица. На прокуроре лежит бремя доказывания в арбитражном суде обоснованности его требований, поскольку такая обязанность возложена на него в силу состязательного характера процесса.

От имени прокуратур субъектов РФ в арбитражном процессе могут выступать различные должностные лица. Данное положение разъяснено в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 г. № С1-7/ОП-403 «О документах, подтверждающих полномочия прокуроров на участие в заседании арбитражного суда по рассмотрению дел, возбужденных по искам прокуроров». В заседании арбитражного суда субъекта РФ (в первой и апелляционной инстанциях) на основании служебного удостоверения могут участвовать прокурор субъекта РФ или его заместитель, предъявившие иск, старший помощник, помощник прокурора, старший прокурор, прокурор управления , отдела. Если прокурором предъявлен иск в арбитражный суд другого субъекта РФ, то указанный прокурор извещает соответствующего прокурора и уведомляет об этом арбитражный суд. На основании такого извещения и служебного удостоверения указанные выше прокуроры участвуют в заседании.

В заседании федерального арбитражного суда округа при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт, принятый по иску, предъявленному прокурором, участвуют прокурор, предъявивший иск, или прокурор субъекта РФ по месту нахождения федерального арбитражного суда округа, либо вышеуказанные работники этих прокуратур.

Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в арбитражном суде, характеризуется следующим. Обратившись в арбитражный суд с иском, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств , задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям , экспертам и т.д.

Если прокурор в ходе судебного разбирательства установит, что дело возбудил необоснованно, то он вправе отказаться от него. Однако такой отказ прокурора от поданного им иска не лишает заинтересованное лицо права требовать продолжения процесса. Согласно ч. 4 ст. 41 АПК отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истцa права требовать рассмотрения дела по существу. Только отказ самого истца (стороны в спорном материальном правоотношении) от иска, который предъявлен в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения (ч. 5 ст. 41 АПК).

Таким образом, прокурор является особым истцом. Он не участник спорного материального правоотношения. Поэтому к прокурору нe может быть предъявлен встречный иск, он не вправе заключить мировое соглашение, его отказ от иска не влечет прекращения производства по делу. У прокурора особый интерес к возбуждению дела, определяемый его должностным положением и необходимостью защиты публичноправовых интересов в арбитражном суде.

Поделиться: