Правонарушения в сфере миграции. Правонарушения в сфере миграции Что говорит судебная практика

Полиция – это особая категория государственных служащих, которые уполномочены применять силу и меры физического воздействия к нарушителям, но только в рамках закона. И, то ли по незнанию самих служащих, то ли в силу субъективных качеств самого человека, нередки неправомерные действия сотрудников полиции. Как показывает практика, порой злоупотребление служебными полномочиями переходит всякие границы.

Согласно нормам отечественного законодательства, а именно статьям принятого Закона «О полиции», каждый служащий должен в полной мере отвечать за свои действия. И в равной степени возможно применение наказания, как за активные противозаконные действия, так и за бездействие силовых органов правопорядка.

Ограничить конкретным списком все действия, которые могут быть признаны незаконными, практически невозможно, поскольку на служащих этой категории распространяются не только общие правовые нормы, но и ведомственные документы. Хотя можно выделить такие группы противоправных действий:

  • бездействие в рамках выполнения служебных обязанностей, повлекшее за собой материальный ущерб или вред здоровью третьих лиц;
  • активные действия, которые целенаправленно стали результатом злоупотребления полномочиями;
  • все деяния, состав которых может квалифицироваться статьями Уголовного кодекса РФ;
  • проступки, за которые наступает административная ответственность.

В целом, при поступлении жалобы от потерпевших лиц каждая ситуация рассматривается индивидуально со стороны, как потерпевшего, так и сотрудника.

Есть несколько способов, как защитить себя от незаконных действий правоохранительных органов. Первое – это попытка самостоятельного решения возникшего скандала с самим работником. Но если служащий допустил существенное нарушение, то он едва ли пойдет на контакт.

Второе – это привлечение к разбирательству контролирующих органов. Такими могут выступать: руководство работника полиции, служащие прокуратуры, а также суд.

Если же ни один из указанных методов не принес желаемого результата, то не лишним будет привлечь к делу внимание общественности. Эфир на радио, статья в газете или выступление по телевизору должны оказать катализирующее действие на контролирующие инстанции, активировав работу, направленную на проведение служебного расследования, и наказание виновного лица.

Есть несколько инстанций, куда можно обращаться с претензиями к работе полицейских. Первое – это письменное обращение в орган внутренних дел, в подчинении которого находится служебное лицо. Можно сначала предъявить претензии непосредственному руководителю или же идти напрямую к начальству органа.

Привлечение к решению конфликта руководства регионального отдела может осуществляться несколькими способами:

  • лично во время приема граждан должностным лицом;
  • удаленно – через онлайн-портал МВД РФ.

На официальный ответ ходатайствующему отводится 15 календарных дней. При этом он должен быть дан письменно и оформлен исходящей корреспонденцией через канцелярию.

Кроме того, допускается жаловаться на полицейских в прокуратуру. В зависимости от характера противоправных действий, можно подавать жалобу сразу же или только после отсутствия реакции со стороны непосредственного начальника нерадивого работника.

Еще один орган – это суд. Причем, привлечение к решению споров суда также необходимо, если дополнительно нужно взыскать материальный ущерб со злоумышленника.

Как оформить жалобу

Самый эффективный и правильный способ реагирования на неправомерную деятельность – это обращение с жалобой. В странах СНГ действуют примерно одинаковые правовые системы, поэтому, по аналогии с российским законодательством, инструкция оформления заявления будет схожей и в Украине, и в Казахстане.

Важно! Можно одновременно обратиться в несколько инстанций, что позволит ускорить процедуру решения возникшего конфликта и восстановления справедливости.

В целом, не существует единой формы, как правильно написать обращение, поэтому важно только соблюдение основных требований подачи официальных документов. А именно:

  • в правом углу страницы сверху располагается обращение к конкретному органу реагирования (важно указать правильное наименование юридического лица, а также адрес расположения);
  • под информацией о получателе обязательно указать персональные данные гражданина, который решил обращаться (Ф.И.О., контактный номер телефона, адрес прописки и постоянного места проживания);
  • посередине располагается название документа – «Жалоба», с обязательным указанием, на действия какого работника подается заявление (это сократит время на выбор субъекта проведения проверки);
  • описательная часть должна содержать максимально подробную информацию о произошедшем конфликте, с указанием даже незначительных подробностей, поскольку часто именно они помогают справедливо расценить обстановку происшествия;
  • раздел «Прошу» должен содержать описание своей просьбы к контролирующему органу;
  • в заключение предстоит указать дату составления обращения, а также оригинал подписи жалобщика.

Кроме того, если к заявлению прилагаются доказательные материалы в виде показаний свидетелей, копий документов и другие, то обязательно составить опись приложенных материальных доказательств.

Перед применением наказания к полицейскому обязательно проводится служебная проверка. Независимо от того, поступила ли жалоба на действия работника в прокуратуру или ОВД, служебную проверку осуществляет работник кадрового аппарата. Если после полноценного анализа обстоятельств в действиях служащего были обнаружены признаки уголовного преступления, то обязательно возбуждение дела против нарушителя.

Так, к служащему, который пребывает на должности в правоохранительных органах, могут применяться такие виды взыскания:

  • дисциплинарное;
  • административное;
  • гражданское;
  • уголовное.

Нарушение внутренней дисциплины, как правило, происходит только внутри самого подразделения и на гражданских лиц не влияет, но возможны и исключения. Так, если полицейский отказался выдвигаться на место совершения преступления, чем нарушил должностные инструкции, то потерпевший имеет полное право жаловаться на отсутствие реакции на его обращение.

Административная ответственность может включать, как общие статьи, так и специальные, применяющиеся исключительно к должностным лицам правоохранительных органов. Сюда же относятся и коррупционные действия, не содержащие состава уголовного правонарушения.

Кроме привлечения к юридической ответственности, отдельно проводится анализ причиненного материального ущерба. То есть, если служащий допустил со своей стороны незаконную деятельность, которая стала причиной финансовых потерь физических или юридических лиц, то обязательно следует пожаловаться в суд.

Применение норм уголовного законодательства возможно, если проступок содержит состав преступления. Сюда относится взяточничество, превышение личных полномочий, злоупотребление обязанностями и другие.

Крайняя мера – это увольнение с рядов правоохранительных органов без возможности восстановления.

Бездействие – это особый вид неправомерной деятельности, когда полицейский должен был и мог оказать помощь или прекратить нарушение правопорядка и совершение юридического проступка . Как оговорено в статьях ЗУ «Про полицию», служащий может быть привлечен к ответственности за незаконное бездействие. Но дополнительно проводится изучение обстоятельств конфликта и поиск возможных альтернативных действий работника полиции.

К сожалению, неправомерные действия сотрудников полиции относятся к группе преступлений с высоким уровнем латентности, поскольку лишь малая доля потерпевших сообщают о допущенных действиях со стороны полицейских. Это может быть связано, как с недостаточным знанием личных прав и возможностей, так и со страхом перед правоохранительными органами. Но каждый такой поступок обязательно должен быть зафиксирован, поскольку есть в рядах полицейских и те, кто преданы своей службе, и они находятся в тени негативных отзывов общественности.

Банкротство – довольно длительная и сложная процедура. В процессе ее часто допускаются нарушения. Это могут быть в том числе незаконные действия, которые спровоцировали финансовую несостоятельность.

Законодательное обоснование

Ответственность за нарушения может быть или административной, или уголовной. Вторая накладывается на основании статей 195 и 196 УК РФ, административная – на основании статей 14.12 и 14.13 КоАП РФ. Алгоритм проведения банкротства содержится в том числе в ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26 октября 2002 года.

Признаки правонарушения

Можно выделить следующие группы нарушений, которые допускаются при банкротстве:

  1. Первая группа. Сокрытие или умышленное изменение сведений об имуществе. Неверные действия на этапе выхода из банкротства, которые привели к финансовой несостоятельности. Незаконные меры при распоряжении имуществом.
  2. Вторая группа. Умышленная махинация при исполнении требований кредиторов, вследствие чего наносится ущерб прочим участникам.
  3. Третья группа. Противодействие нормальной работе арбитражного управляющего или представителя управляющего органа.

Не всегда при обнаружении этих признаков назначается ответственность. Для наложения наказания должны присутствовать дополнительные обстоятельства.

Условия наступления ответственности

Санкции назначаются в том случае, если незаконные действия повлекли за собой ущерб. Если ущерб составил менее 250 000 рублей, наступает административная ответственность. Если же выявлен особо крупный ущерб (более 250 000 рублей), накладывается уголовная ответственность.

Санкции применяются и в том случае, если нарушения были допущены до или после процедуры. К примеру, существует такое понятие, как преднамеренное доведение компании до финансовой несостоятельности. Примеры подобных нарушений:

  • Безвозмездные и неэквивалентные сделки в условиях финансового кризиса.
  • Сделки, которые не приносят прибыли, с заинтересованным лицом.
  • Сокрытие ликвидного имущества на конкурсном этапе.

Ответственность может накладываться как на ЮЛ (управленцы и учредители), так и на ФЛ (ИП, граждане). Санкции могут назначаться для всех участников банкротства: арбитражного управляющего, кредиторов.

Разновидности незаконного банкротства

Под неправомерным банкротством понимается ложное объявление о финансовой несостоятельности, преднамеренное введение должника в состояние неплатежеспособности. Санкции накладываются в том случае, если лицо могло погасить свои долги, однако объявило о своем банкротстве. Рассмотрим все виды незаконного признания финансовой несостоятельности.

Преднамеренное

Преднамеренное банкротство – это имитация финансовой несостоятельности. Ответственность за такое правонарушение накладывается на основании статьи 196 УК РФ. Преднамеренность определяется на основании этих признаков:

  • Активы выведены на счета дочерних субъектов.
  • На счете банкрота умышленно образуется дефицит средств.

Доказательства преднамеренных действий собирают аудиторы. Рассмотрим доказательства умышленности:

  • Сокрытие собственности, активов и задолженностей.
  • Покупка имущества на третьих лиц.
  • Вклад большого объема средств в сторонние объекты.

Аудитор занимается выявлением этих признаков. Тяжесть деяния устанавливает суд.

Умышленное

Определение умышленному признанию несостоятельности дано в статье 195 УК РФ. Умышленное и преднамеренное банкротство – понятия схожие. Однако между ними есть различия. В частности, при преднамеренности руководитель занимается сокрытием средств. То есть фактически у компании деньги есть, но по документам они отсутствуют. Умышленное банкротство – это ситуация, при которой предприятие доводится до фактической несостоятельности. К примеру, руководство может заключать заведомо невыгодные контракты.

Фиктивное

Фиктивное банкротство представляет собой ложное заявление о том, что компания несостоятельна. Определение дано в статье 197 УК РФ. Мотивация такого нарушения – умышленное введение кредиторов в заблуждение. Таким образом учредители добиваются рассрочки или изменения условий кредитования. Признаком нарушения является подача заявления с требованием признания банкротства в суд, когда фирма может оплатить свои задолженности.

Ответственность за правонарушения

Обнаружение нарушений при банкротстве влечет за собой наложение санкций. Наказание может быть разным. Все зависит от степени тяжести проступка.

Административная

Административная ответственность накладывается на основании статьи 14.13 КоАП РФ. Рассмотрим виды санкций:

  • Компания погасила задолженность перед одним кредитором в ущерб остальным. Штраф для ФЛ составит 4 000-5 000 руб., для лиц при должности – 50 000-100 000 руб. или прекращение работы от 6 месяцев до 3 лет.
  • Сокрытие имущества или сведений о нем, уничтожение собственности или ее передача в третьи руки. Штраф для ФЛ составит 4 000-5 000 руб., для ДЛ – 50 000-100 000 руб. или приостановка работы сроком от 6 месяцев до 3 лет.
  • Игнорирование лицами, ответственными за процедуру банкротства, обязанностей, указанных в законе. Предполагается, что действие не содержит признаков уголовного преступления. ДЛ или выносится предупреждение, или назначается штраф в размере 5 000-50 000 руб. Для ЮЛ штраф составит 200 000-250 000 руб. При повторном нарушении подобного рода деятельность должностных лиц останавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. ЮЛ назначается штраф от 350 000 до 1 000 000 руб.
  • Создание помех к нормальной деятельности лица, ответственного за проведение банкротства. ДЛ назначается штраф в размере 40 000-50 000 руб. Альтернативная мера – остановка работы на срок от 6 месяцев до года.
  • Ответственное лицо не подает заявление на признание несостоятельности в случае, если это необходимо. Штраф для граждан составит 1 000-3 000 руб., для ДЛ – 5 000-10 000 руб. При повторном правонарушении штраф для граждан составит 3 000-5 000 руб., для должностных лиц назначается приостановка деятельности на срок от 6 месяцев до 3 лет.
  • Ответственное лицо не уведомило заинтересованных лиц (к примеру, аукционеров) о признаках банкротства. Штраф для ДЛ составит 25 000-50 000 руб. Альтернативный вариант – приостановка работы на срок от 6 месяцев до 2 лет.
  • Ответственное лицо не исполняет судебное решение о привлечении к субсидиарной ответственности по задолженностям лица, признаваемого кредитором. ДЛ в этом случае приостанавливают свою работу на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Важно! Привлечение к ответственности предполагает, что вина лица доказана.

Уголовная

Уголовные санкции накладываются на основании 196-197 УК РФ. Рассмотрим их подробнее:

  • Сокрытие собственности, подделка документов. Или накладывается штраф размером до полумиллиона, или свобода лица ограничивается сроком до 2 лет. Альтернативные меры: принудительные работы сроком до 3 лет, арест до полугода.
  • Выплата долга одному кредитору в ущерб остальным. Наказанием будет или лишение свободы до года, или работы сроком до года, или арест до 4 месяцев.
  • Создание препятствий работе лица, ответственного за проведение финансовой несостоятельности. Санкции: работы до 480 часов, лишение свободы до 36 месяцев, исправительные работы до 24 месяцев, арест до 6 месяцев.
  • Умышленное банкротство. Санкции: штраф до полумиллиона, работы до 5 лет, лишение свободы до 6 лет вместе со штрафом до 200 000 рублей.

УО накладывается только в том случае, если совершен тяжкий проступок.

С 2002 года вступил в силу ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому предприятие, обычные граждане или индивидуальные предприниматели могут признать себя банкротами, но для этого необходимо присутствие хотя бы одного из следующих признаков:

  • Наличие дебиторской задолженности за уже отгруженные товары;
  • Задолженность физического лица по кредитам, сумма которых превышает 100 000 руб. и он не может их выплатить в течение года, при этом он должен быть признан несостоятельным по решению суда;
  • Организация или физическое лицо не может выплатить кредиты, вследствие чего образовалась внушительная сумма с учетом процентов и штрафов.

Чаще всего банкротству предприятий способствуют такие предпосылки, как ухудшение качества производимого товара или выполняемых услуг, некомпетентность управляющих, постоянная «текучка» кадров, снижение объемов продаж, потеря крупных клиентов или дисбаланс кредиторской и дебиторской задолженности.

Что касается физических лиц, имеющих долги в кредитных организациях, то для признания их несостоятельными достаточно отсутствия постоянного дохода в течение долгого времени, а также имущества в собственности.

В целом, для обычных граждан плюсы банкротства заключаются в следующем:

  • Возможность списания долга или назначения щадящего графика выплат;
  • Аннулирование штрафов;
  • Приостановка судебных решений, за исключением компенсаций за причиненный здоровью вред и выплаты алиментов.

Негативных сторон для физических лиц также достаточно:

  • Со счетов могут быть списаны все имеющиеся накопления в пользу кредитора;
  • Ограничение выезда из страны на время проведения судебных процессов;
  • Ограничение на совершение сделок;
  • Постоянный контроль финансов со стороны управляющего;
  • Запрет на ведение бизнеса в течение 3 лет;
  • Сложности с повторным оформлением кредитов.

Юридические лица в большинстве случаев решаются признать себя банкротами по следующим причинам:

  • Возможность снятия ареста на финансовые и имущественные права;
  • В некоторых ситуациях это позволяет избежать уголовной или административной ответственности;
  • Можно погасить все имеющиеся задолженности и кредиты, если нет денег в бюджете.

Минусы банкротства для юридических лиц сводятся к краху репутации, постоянному пристальному вниманию к учредителям и вероятности выявления допущенных ранее финансовых нарушений.

За незаконные действия при банкротстве для всех лиц предусмотрена административная или уголовная ответственность: применяющиеся нормы будут зависеть от тяжести нарушения.

Каким законодательством регулируется процедура банкротства?

Основным законодательным актом по вопросам признания граждан или юридических лиц банкротами является ФЗ №127 от 26.10.2002г. Им регулируются следующие вопросы:

  • Кто может быть признан банкротом;
  • Каковы права и обязанности кредиторов, арбитражных управляющих и других лиц, участвующих в процессе;
  • Правила проведения процедуры банкротства в арбитражных судах;
  • Каким образом оспариваются сделки должника;
  • Как и кем проводится наблюдение;
  • Как составить план финансового оздоровления;
  • Порядок и последствия введения внешнего управления;
  • Нюансы ведения и последствия конкурсного производства;
  • Особенности мировых соглашений и продажи имущества должников.

Кроме того, законодательное регулирование несостоятельности и ответственность за неправомерные действия предусмотрены и в других актах:

  • ст. 25 и ст. 65 ГК РФ;
  • ст. 195 ГК РФ;
  • ФЗ «О Центральном банке РФ»;
  • ФЗ «О банках и банковской деятельности».

В вышеперечисленных документах можно найти информацию как об особенностях признания несостоятельности, так и об ответственности за противозаконные действия, которые зачастую нарушают должники. Легкие нарушения, не влекущие тяжких финансовых последствий, наказываются санкциями КоАП РФ, а при более серьезных проступках применяются положения УК РФ.

К какой именно ответственности будет привлечен должник, зависит от тяжести совершенного им проступка. Например, если он намеренно сокрыл имущество предоставил сфальсифицированные документы, будут применены нормы УК РФ. При препятствовании деятельности специалистов, участвующих в процедуре банкротства, используются обычно административные нормы наказания.

Какая ответственность за неправомерные действия по КоАП РФ?

Как было сказано ранее, нормы Административного Кодекса применяются лишь в том случае, если действия нарушителя не повлекли за собой тяжкие экономические последствия для других лиц. Например:

  1. Должник удовлетворил имущественные требования одного лица в ущерб остальным кредиторам. За такое деяние на граждан налагается штраф до 5 000 руб., на должностных лиц – до 100 000 руб., либо предусмотрена дисквалификация на период до 3 лет.
  2. Должник совершил противозаконные действия с имуществом: сокрыл сведения о нем, провел процедуру отчуждения, уничтожил его или передал в пользование третьему лицу.
  3. Уничтожение или фальсификация бухгалтерских документов, отражающих экономическое состояние организации.
  4. Лицо, наделенное правами проведения процедуры банкротства, совершает нарушение. К таким лицам относятся арбитражные управляющие, реестродержатели, организаторы торгов, операторы электронных площадок и руководители кредитных организаций. За подобные проступки по КоАП РФ предусмотрены штрафы до 50 000 руб. для должностных, и до 250 000 руб. – для юридических лиц.
  5. Препятствование деятельности лиц, занимающихся процедурой несостоятельности. Сюда можно отнести такие действия, как непредоставление важных документов, нарушение сроков их подачи и т.д. Наказывается деяние штрафом до 50 000 руб. или дисквалификацией до 1 года.
  6. Нарушение правил подачи заявления о признании банкротом. Ответственность предусмотрена только дли ИП или юридических лиц. Правонарушение наказывается штрафом до 3 000 руб. – для предпринимателей, и до 10 000 – для должностных лиц.
  7. Непредоставление арбитражному управляющему необходимой информации и документов, создание помех в его деятельности. Такие деяния наказываются штрафом до 3000 руб. для граждан, до 10 000 или дисквалификацией до двух лет – для должностных лиц.

Как видно из вышеперечисленного, деяния, трактующиеся КоАП РФ, в большинстве случаев не приносят крупного ущерба и не влекут тяжких последствий для сторон процедуры.

Какая ответственность за неправомерные действия по УК РФ?

В некоторых случаях действия, трактующиеся УК РФ, совпадают с деяниями, за которые могла бы быть предусмотрено наказание по КоАП РФ. Разница заключается лишь в том, что в первом случае ими наносится более крупный ущерб. Полный перечень деяний, за которые полагается уголовное наказание, перечислен в ст. 195 УК РФ, и наиболее распространенными ситуациями являются следующие:

  1. Преднамеренное утаивание или уничтожение имущества, подделка документов наказываются штрафами до 500 000 руб., ограничением свободы до 2 лет, принудительными работами до 3 лет, арестом до 6 месяцев или лишением свободы до 3 лет.
  2. Исполнение требований одного из займодателей, если этим был причинен вред другим. Наказание – штраф до 300 000 руб., ограничение или лишение свободы до 1 года, принудительные работы до 12 месяцев, или арест до 4 месяцев.
  3. Создание препятствий лицам, занимающимся процедурой банкротства. Санкции – штраф до 200 000 руб. или равный размеру дохода осужденного за полтора года; обязательные работы на 480 часов; лишение свободы до 3 лет; исправительные работы до 2 лет; арест дт полугода.

Чтобы деяния должника попадали под действие УК РФ, им должен быть причинен ущерб от 1 500 000 руб. и более. Если сумма менее указанной, проступок может рассматриваться в рамках административного делопроизводства.

Также УК РФ предусмотрены другие наказания, касающиеся процедуры банкротства:

  1. Преднамеренное банкротство: руководитель или физическое лицо совершает преднамеренные действия либо бездействие, что влечет за собой неспособность по погашению долга пред кредитором. Наказывается штрафом до 500 000 руб. или в размере зарплаты до 3 лет, принудительными работами до 5 лет, лишением свободы до 6 лет совокупно со штрафом до 200 000 руб. (ст. 196 УК РФ).
  2. Фиктивное банкротство: учредитель или руководитель организации публично объявляет о признании предприятия банкротом, при этом такое деяние приносит крупный ущерб. Санкции – штраф до 300 000 руб., принудительные работы до 5 лет, лишение свободы до 6 лет совместно с наложением штрафа до 80 000 руб. (ст. 197 УК РФ).

Отдельно стоит рассмотреть банкротство с долгами по зарплате, т.к. зачастую именно в таких случаях руководители отказываются оплачивать труд работников за последний месяц, аргументируя это отсутствием денег и наличием решения суда о признании предприятия банкротом. Даже в этом случае работодатели не освобождаются от выплат, но все должно производиться в определенном порядке:

  • Вначале производится перечисление зарплат и выходных пособий, но сумма не может превышать 30 000 руб. на каждого сотрудника вне зависимости от должности;
  • Через некоторое время выплачивается остаток долга;
  • Только в самом конце требования владельцев результатов интеллектуальной собственности удовлетворяются в полной мере.

За преднамеренный и безосновательный отказ в погашении задолженности перед работниками при банкротстве также предусмотрена и уголовная, и административная ответственность: все зависит от суммы долга и обстоятельств.

Что говорит судебная практика?

Наиболее распространенными случаи нарушений во время процедуры признания предприятия банкротом являются препятствование законной деятельности арбитражного управляющего или сокрытие имеющегося имущества, которое можно было бы продать для погашения долга перед кредиторами.

В целом, весь процесс выглядит следующим образом:

  • Юристы собирают информацию о точном объеме долга, сделках за последние 3 года, кредиторах, бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • В Арбитражный суд направляется заявление, к которому прилагаются все необходимые документы;
  • На рассмотрение дела обычно уходит до полугода;
  • На первом судебном заседании рассматривается непосредственно заявление с предоставленными материалами;
  • На основании документов и показаний суд назначает временного управляющего, а в завершение признает организацию банкротом или отклоняет заявление.

Для детального рассмотрения рассмотрим несколько примеров:

Пример 1. Жаров И.М. за несколько лет до признания предприятия банкротом начал перечислять денежные средства на счета контрагентов, при этом он заведомо знал о том, что это приведет к разорению компании. В ноябре 2016 года он подал заявление в Арбитражный суд для оформления несостоятельности. В результате после тщательного исследования всех обстоятельств и операций было установлено, что банкротство наступило из-за преднамеренных действий руководителя, его требование было отклонено. Кроме того, Жарову И.М. пришлось выплатить штраф в размере 150 000 руб., согласно ч. 1 ст. 195 УК РФ.

Пример 2. Васильев О.Н. в 2014 году совершил действия в пользу одного кредитора, приведшие к причинению ущерба другим. В связи с данными обстоятельствами в январе 2017 года было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 195 УК РФ, но прекращено по решению суда по причине истечения сроков давности, которые в данном случае составляют 2 года.

Пример 3. Ларин Г.Р. в 2016 году подал заявление в Арбитражный суд о признании себя несостоятельным для погашения кредита. Остаток задолженности составляет 2 000 000 руб. Помимо всех документов, он предоставил справку об отсутствии работы из Центра занятости. Позднее выяснилось, что он все же был трудоустроен неофициально и имел постоянный доход, о чем есть подтверждающие документы: справка о зарплате из бухгалтерии, выписка с банковского счета и т.д. Решением суда он был признан виновным по ст. 196 УК РФ, т.к. в данном случае действия виновника были трактованы как преднамеренное банкротство.

Во избежание уголовной или административной ответственности при банкротстве необходимо соблюдать все правила, установленные ФЗ №127 от 26.10.2002 г., ведь любые нарушения влекут не только наказания по закону, но и дальнейшие трудности при оформлении кредитов или трудоустройстве.

Создание и поддержание архива организации в должном состоянии - объемная работа, важность которой порой нивелируется директорами организаций. Работники небольших компаний, как правило, занимаются делами архива по остаточному принципу. И это совершенно неправильно, а порой даже опасно для организации: велика вероятность при первой же проверке получить штраф, причем как за некорректное исполнение обязанностей, так и за бездействие.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015; далее - Федеральный закон № 125-ФЗ) за нарушение законодательства об архивном деле в Российской Федерации предусматривается гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Судебная практика по нарушениям правил и сроков хранения документов обширна и разнообразна, касается организаций всех форм собственности и самых разнообразных документов, включая дела по личному составу. В зависимости от степени тяжести вины решения суда по подобным делам различны - от предупреждения до сотен тысяч рублей штрафных санкций. Примеры реальных судебных дел рассмотрим далее.

Важно!

Чаще всего нарушения правил хранения и уничтожения архивных дел выявляются в ходе проведения плановых выездных проверок, реже - по факту неисполнения запросов. При этом проверки может инициировать как вышестоящий архив, налоговая или Пенсионный фонд, так и сама организация в рамках очередного внутреннего аудита.

Виды споров

Правоприменительную практику по вопросам нарушения правил хранения архивных документов условно можно разделить по видам споров.

1. Споры, связанные с непредоставлением запрашиваемой документации по причине их утери в ходе стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, ураган, пожар и т.п.). В решении подобных споров суды все чаще встают на сторону налогоплательщиков. Организация может избежать штрафа за утерю документов, если представит доказательства, что такая утеря произошла вследствие форс-мажора. Подтвердить такие факты можно справками из соответствующих органов.

Обратите внимание!

Если документы сгорели, а в помещении, в котором они хранились, не была установлена пожарная сигнализация, то форс-мажором эту ситуацию не признают. Аналогично и с кражей: если помещение, в котором хранились документы, не запиралось, то штраф придется уплатить.

2. Непредоставление документов по причине их хищения. Единого мнения судов по решению таких споров нет. Так, ФАС Западно-Сибирского округа согласился с отсутствием вины налогоплательщика в непредоставлении документов по указанной причине, а ФАС Центрального округа в схожей ситуации принял противоположное решение, т.к. «хищение стало возможным из-за действий должностных лиц самой организации, не обеспечивших сохранность бухгалтерских документов».

3. Непредоставление документов по причине их отсутствия.

Извлечение

Статья 13.20. Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов

Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.25 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Пример

ОАО «ППП» в ходе проверки его деятельности не предоставило приказ директора о назначении лица, ответственного за архив. Личные карточки уволенных работников (по форме № Т-2), личные дела и приказы по личному составу хранились в неупорядоченном виде, за что организация была оштрафована на 300 руб.

4. Уничтожение документов ранее требуемого срока. За несоблюдение норм архивного хранения или за неправомерное уничтожение документов ранее установленной даты ликвидации с организации и лично с руководства компании могут взыскать административный штраф. Размер штрафа может составлять сумму до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

Обратите внимание!

Представители проверяющих органов составляют акт о нарушении норм архивного хранения, который можно оспорить только в судебном порядке.

При совершении двух или более правонарушений штрафные санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности, при этом уплата штрафа не освобождает предприятие от обязанности устранить нарушение.

Извлечение

из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Примечания:

1. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Пример

В 2009 г. в ходе плановой выездной проверки деятельности в одном из ЗАО Краснодарского края был выявлен вопиющий факт нарушения норм хранения и утилизации архивных документов. Главный бухгалтер вывез в подвальное помещение гаража все документы общества о текущей бухгалтерской отчетности, включая входящую и исходящую корреспонденцию, папку с протоколами Совета директоров, решениями общих собраний (за прошедший год). До этого данная документация хранилась дома у главного бухгалтера (!).

В конце января 2009 г. подвал затопило, и все находящиеся в нем документы ЗАО пришли в негодность: текст был размыт, информация стала нечитаемой. Поэтому главный бухгалтер выбросил документы, без составления каких-либо описей и подтверждения факта случившегося. Документы следовало хранить до сдачи в архив в рабочих комнатах по месту нахождения исполнительного органа , а в случае утраты или повреждения оригиналов документов - заверенные в установленном порядке копии с составленным актом. Этого сделано не было. В итоге общество было оштрафовано на 200 000 руб. (решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-4676/2010-51/155-74АЖ от 11.03.2010; постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А32-4676/2010 от 28.05.2010).

В.С. Туркина,

Секретарь-референт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Документы условно можно подразделить на подлинные и поддельные (подложные) 1 Егоров В. Уголовный кодекс РФ: совершенствование и гуманизация // Новая бухгалтерия. 2004. Вып. 3. . Подлинные документы могут быть действительными и недействительными. Надлежаще изготовленный, но содержащий ложные сведения документ называется подложным.

Выделяют два вида подлога:

  • интеллектуальный - когда на бланке установленного образца при наличии всех реквизитов изложены данные, не соответствующие действительности;
  • материальный - когда в подлинный документ вносятся изменения путем подчистки, травления или изготавливается полностью поддельный документ, включая все реквизиты.

Документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей, обычно также удостоверяет и соответствующие юридические факты. Так, листок временной нетрудоспособности одновременно с удостоверением факта нетрудоспособности освобождает от работы и предоставляет право на получение пособия.

Документ, составленный частным лицом либо от имени несуществующей организации, не может считаться официальным и не является предметом преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ.

Так, не будет являться предметом анализируемого преступления подложная доверенность на право управления транспортным средством, не заверенная нотариусом.

Однако в случае официального заверения какого-либо частного документа (доверенности, заявления, договора, завещания и др.) должностным лицом, нотариусом и иным компетентным органом данный документ должен признаваться официальным, поскольку уже исходит от официального органа и приобретает юридический характер.

Действующее законодательство не дает легального определения официального документа, применимого для целей уголовного судопроизводства. Неопределенность в этом вопросе предоставляет широкое поле для судейского усмотрения, а зачастую и для произвола.

Следует также иметь в виду, что в некоторых законах содержится определение понятий «документ» и «официальный документ».

Так, в ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изм. и доп.) под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изм. и доп.) так очерчивает круг официальных документов: официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы (ст. 8).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с изм. и доп.) документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и в пространстве в целях хранения и общественного использования. Согласно ст. 5 указанного Закона под официальным документом понимается произведение печати, публикуемое от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящее законодательный, нормативный, директивный или информационный характер.

Однако названные Законы определяют понятия «документ» и «официальный документ» применительно в целях законодательных актов и не могут быть применены при рассмотрении уголовных дел, так как норма ст. 327 УК РФ не является бланкетной или отсылочной, в связи с чем обращение к иным правовым актам неправомерно.

В Справочнике по подготовке и оформлению официальных документов, утвержденном распоряжением Руководителя Администрации Президента РФ от 17 декабря 1994 г. № 2385, отсутствует понятие официального документа, поэтому он не может служить ориентиром для правоприменительных органов в части установления правовой нормы, закрепляющей данное понятие.

К официальным документам, являющимся предметом подделки, согласно ст. 327 УК РФ следует относить те из них, которые выданы предприятиями и учреждениями (юридическими лицами) независимо от их организационно-правовой формы, зарегистрированными в установленном порядке.

Официальный характер документа связан с определенной его формой, пригодной для восприятия адресатом.

Если документ имеет разносторонний характер, то по ст. 327 УК РФ наказывается подделка в той его части, в которой он удостоверяет юридические факты, предоставляет права или освобождает от обязанностей. Подделка, касающаяся иных сведений, содержащихся в таком документе, не может квалифицироваться по ст. 327 УК РФ (например, подделка записи в диагнозе в больничном листке с целью скрыть истинный характер заболевания, когда это не связано с получением пособия в более высоком размере).

Не является подделкой (изготовлением поддельного документа) незаконная выдача документа (в том числе дубликата) компетентным лицом.

Подделка документов представляет собой распространенное общественно опасное деяние, имеющее характерные индивидуальные особенности, отличающиеся от иных преступных посягательств. Понятие подделки (подлога) документов по своему содержанию охватывает преступления, сущность которых заключается в фальсификации официальных документов или иных предметных носителей информации. Подлог документов также структурно входит в ряд законодательно определенных деяний, выступая в качестве способа совершения преступления, конститутивного признака преступных действий.

В Уголовном кодексе РФ прямо предусматривается наказуемость следующих подлогов документов: фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142); изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186); изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт или иных платежных документов (ст. 187); подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233); служебный подлог (ст. 292); фальсификация доказательств (ст. 303); подделка, изготовление или сбыт поддельных документов (ст. 327).

Более 20 общеуголовных составов преступлений содержат прямое или косвенное указание на подлог документов в числе действий (признаков) объективной стороны, конструктивного способа совершения преступления или квалифицирующего обстоятельства, в том числе и такого состава преступления, как «подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков», предусмотренного ст. 327 УК РФ.

По ч. 1 ст. 327 УК РФ подлежит уголовному наказанию (ограничение свободы на срок до трех лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет) подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях использования либо сбыта такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

Объект преступления - это совокупность общественных отношений, через которые реализуется информационно-удостоверительная функция государственных, муниципальных или иных официальных органов, предприятий, учреждений, организаций.

Сюда входят и общественные отношения по поводу изготовления, использования и сбыта документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.

Статья 327 включена в гл. 32 УК РФ «Преступления против порядка управления», однако во многих случаях подделка документов вообще не затрагивает управленческие связи и интересы (например, подделка нотариально заверенного завещания).

Анализируемые преступления на практике, как известно, причиняют вред самым разнообразным социально-правовым отношениям: гражданско-правовым, административно-правовым, трудовым, финансовым, семейно-правовым и т.п. Но при этом всегда нарушаются отношения, в той или иной степени упорядоченные нормами права, и это в первую очередь относится к порядку оформления документов.

Общим (групповым) объектом преступлений, связанных с подделкой документов, можно считать совокупность общественных отношений, через которые реализуется информационно-удостоверительная функция государственных, муниципальных или иных официальных органов, предприятий, учреждений, организаций.

Другими словами, подлог документов всегда нарушает отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственных (негосударственных) или общественных структур в части создания документов определенного вида, их обращения или использования, официального удостоверения фактов, имеющих юридическое значение, и т.п.

Предметом преступления в соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 327 УК РФ являются поддельные удостоверение или иной официальный документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей, штампы, печати, бланки, государственные награды РФ, РСФСР, СССР.

Достаточно часто подделываются удостоверение или иной официальный документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей 2 Под удостоверением в строгом (буквальном) смысле следует понимать именной документ, удостоверяющий личность, право, статус физического лица, выданный и оформленный соответствующим образом. Обычно документ содержит и сам этот термин - «удостоверение». . Выделяя удостоверение из иных предметов подделки, законодатель подчеркивает важность защиты прежде всего документов, удостоверяющих личность, правовой статус лица. Основной же круг документов, являющихся предметом преступления, очерчивается понятием «официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей».

В качестве наиболее часто подделываемых официальных документов можно отметить следующие:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • заграничный паспорт;
  • свидетельство о рождении;
  • военный билет;
  • водительские права;
  • пенсионное удостоверение;
  • удостоверение ветерана труда;
  • удостоверение ветерана ВОВ;
  • трудовую или орденскую книжку;
  • листок нетрудоспособности;
  • нотариально заверенную доверенность;
  • диплом об образовании;
  • служебные удостоверения (удостоверение сотрудников правоохранительных органов, контролеров общественного транспорта и пр.);
  • дипломы, аттестаты и свидетельства об образовании или получении профессии; лицензия на право заниматься определенным видом деятельности; справка из мест лишения свободы; справка формы-9 (выдается паспортным столом); лицензия на право торговли; различные документы, предоставляющие право на проезд.

Официальный документ - это предмет, имеющий официальный источник происхождения, который должен:

  1. исходить от юридического лица;
  2. иметь определенную форму;
  3. иметь реквизиты;
  4. издаваться в соответствии с установленной процедурой.

По общему правилу, из содержания документа должно быть ясно: кто его оформил (штамп, наименование и необходимые данные организации, данные должностного лица); кому адресуется документ; чем удостоверяется (печать, штамп, оттиск, подпись и т.п.).

Миграционная карта - это один из официальных документов, который в целях реализации Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 г. № 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 ноября 2002 г. № 1549-р был утвержден совместным приказом (МВД России, МИД России, Минтранса России, ГТК России, ФПС России) от 11 ноября 2002 г. № 1095 «О введении в действие миграционных карт».

В приложении к данному приказу говорится, что миграционная карта содержит сведения об иностранном гражданине или лице без гражданства, въезжающем в Российскую Федерацию, и служит для контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации.

Выдача прибывающим иностранным гражданам бланков миграционных карт осуществляется:

  • при следовании воздушным (морским, речным) транспортом - членами экипажей воздушных (морских, речных) судов;
  • при следовании железнодорожным транспортом - членами бригад поездов;
  • при следовании автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) - водителями;
  • при следовании личным (частным) транспортом или пешим порядком - должностными лицами органа пограничного контроля.

Въездные и выездные части миграционных карт (талоны «А» и «В»), дающих право на въезд и пребывание на территории Российской Федерации, заполняются лично владельцами документов разборчиво, без помарок и исправлений чернильной или шариковой авторучкой с чернилами (пастой) черного, синего или фиолетового цвета.

На основании приложения № 1 к приказу от 11 ноября 2002 г. № 1095 отметки о въезде/выезде проставляются в графах «для служебных отметок» миграционных карт должностными лицами органа пограничного контроля в момент прохождения иностранными гражданами контроля. Заполненные въездные части миграционных карт (талоны «А») с проставленными в них отметками о въезде изымаются должностными лицами органа пограничного контроля у владельцев при въезде в Российскую Федерацию и передаются в пост миграционного контроля в пункте въезда. В графе «Отметки о регистрации по месту временного пребывания» (оборотная сторона выездной части миграционной карты - талона «В») территориальными органами внутренних дел проставляются отметки установленного образца о регистрации по месту пребывания (проживания) иностранных граждан.

Выездные части миграционных карт (талоны «В») с проставленными в них отметками о въезде и регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации сдаются должностными лицами органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Обработанные въездные и выездные части миграционных карт (талоны «А» и «В») хранятся в территориальном органе ФМС России и уничтожаются комиссией, создаваемой по решению МВД, начальника ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации.

Кроме рассмотренных выше официальных документов и миграционных карт предметом подделки в соответствии со ст. 327 УК РФ следует признавать различные документы, предоставляющие право на проезд или свидетельствующие об оплате транспортных услуг (абонементные книжки, проездные и единые билеты, железнодорожные и авиабилеты и т.п.), а также бланки - листы бумаги (в том числе сброшюрованные) определенной формы с частично написанным текстом и иными реквизитами документа, используемые для составления официальных документов. Выделяются так называемые бланки строгой отчетности, содержащие номер, зарегистрированные одним из установленных способов, имеющие специальный режим использования.

Объективная сторона деяния, ответственность за которое установлена в ч. 1 ст. 327 УК РФ, характеризуется совершением двух видов альтернативных действий: подделка (изготовление подделки) в целях использования или сбыт удостоверения или иного официального документа, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, государственной награды, штампа, печати или бланка.

В УК РФ не раскрывается значение термина «подделка». Между тем имеется законодательное определение служебного подлога (ст. 292 УК РФ) и описание отдельных действий по фальсификации различных видов документов (ст. 170, 185, 187, 287 УК РФ).

Полагаем, что подделкой следует считать: изготовление полностью фиктивного документа с помощью средств копировальной, множительной техники, незаконно изъятых бланков, поддельных печатей, штампов, подписей; внесение исправлений или полное изменение подлинного документа путем уничтожения части текста, внесения новых записей (т.е. изменение текста, числа, номера путем переправки букв, слов, фраз, цифр, перестановки их, вставки, добавления, подчистки и вытравливания с последующим обозначением на подчищенных или вытравленных местах других слов, фраз, цифр, удалением или подклейкой частей документа и т.п.).

Сбыт поддельных предметов - любая форма передачи предмета во владение другого лица (возмездная или безвозмездная, в собственность или во владение, в том числе временное).

Субъект - вменяемое лицо, достигшее 16-летпего возраста.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла: лицо осознает, что подделывает предметы или сбывает их, зная или предполагая их поддельность. При подделке (изготовлении) необходима специальная цель - использование документов или иных предметов, т.е. извлечение какой-либо пользы, предъявление их по назначению самим подделывателем или другим лицом. Если такая цель не установлена, ст. 327 УК РФ не может быть применена.

Если лицо, изготовившее поддельный документ и передавшее его другому лицу, было введено в заблуждение относительно дальнейшей судьбы и целевого назначения подделки (например, субъект, получивший поддельный документ, утверждал, что этот предмет необходим ему для пополнения коллекции поддельных документов), то такого рода подделка (изготовление) не образует состава преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ.

Статьями 19 и 23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение от обязанности, а равно за подделку штампа, печати или бланка, их использование, передачу либо сбыт.

В отличие от уголовно наказуемой подделки документов, субъектом данного административного правонарушения являются только юридические лица. Кроме того, помимо штампа, печати и бланка в качестве предмета правонарушения указаны не только «удостоверение или иной официальный документ», но и «документ, удостоверяющий личность».

Состав преступления по ч. 3 ст. 327 УК РФ . В соответствии с ч. 3 ст. 327 подлежит уголовному наказанию использование заведомо ложного документа , под которым понимается документ явно фальшивый, фальсифицированный. При этом охватываются случаи «материального» и «интеллектуального» подлога.

Объект преступления в данном случае - совокупность общественных отношений, через которые реализуется информационно-удостоверительная функция государственных, муниципальных или иных официальных органов, предприятий, учреждений, организаций.

Объективная сторона - извлечение одного или нескольких полезных свойств документа путем его предъявления, вручения, передачи и т.д.

Субъективная сторона - вина в форме прямого умысла: виновный осознает, что использует подложный документ, и желает этого.

Субъект - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, как правило, не являющееся изготовителем поддельного документа

Под «использованием» имеются в виду действия субъекта по извлечению пользы, выгоды, эффекта или других полезных свойств документа путем его предъявления, представления (демонстрации), предоставления, попытки реализации заложенных в документе юридических последствий и т.п.

Предметом в этом случае выступает подложный документ.

Хотя в Уголовном кодексе РФ прямо не указывается на официальный характер документов, использование которых составляет самостоятельный состав преступления, данное их свойство предполагается. Использование подложных документов отнесено к преступлениям против порядка управления; данный состав является логическим завершением перечисления незаконных операций с официальными документами. Однако, если исходить из буквального толкования ч. 3 ст. 327 УК РФ, предметом данного преступления может быть не только официальный, но и личный документ.

Не охватывается данной нормой использование действительного документа, относящегося к другому лицу, либо путем выдачи одного документа за другой. Подложный документ ни при каких обстоятельствах не может считаться подлинным, а подлинный не становится подложным даже в случае незаконного обращения с ним. Что касается «чужого документа», то он обладает всеми признаками истинного. При обманном его использовании по существу имеет место «подлог личности» физического лица.

Необходимо учитывать, что уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если поддельный документ используется по прямому назначению как удостоверение или иной документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей. Например, предъявляется поддельное удостоверение личности с целью выдать себя за другое лицо. Иное использование поддельных документов не влечет уголовной ответственности, например, демонстрация поддельного удостоверения с целью показать свое искусство или предъявление знакомым поддельной сберкнижки с целью похвастать размерами вклада.

Если же вместо соответствующе го документа представляется иной, близкий по внешнему виду, содержанию (пропуск вместо удостоверения сотрудника милиции, просроченная справка и т.п.), данные действия, скорее всего, относятся к обману, а не к подлогу документов.

Проблемным является вопрос о квалификации использования подложного документа, изготовленного самим его исполнителем.

Использование поддельного документа, несомненно, не охватывается пи понятием сбыта, ни понятием подделки. Подделка документов и использование поддельного документа квалифицируют самостоятельные составы. Ответственность за использование поддельного документа не может ставиться в зависимость от того, данным лицом изготовлен фальшивый документ либо иным субъектом, не участвующим в его использовании. Поэтому действия виновного должны квалифицироваться по совокупности: ч. 1 и 3 ст. 327 УК РФ (в этом случае мы имеем дело с реальной совокупностью, складывающейся как итог совершения двух деяний, предусмотренных различными частями уголовно-правовой нормы).

Преступление является оконченным с момента использования документа, независимо от того, достигнет ли виновный желаемого результата. Последующее непрерывное или периодическое пользование теми или иными правами на основании ранее представленного (предъявленного) документа не превращает это преступление в длящееся или продолжаемое.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла, т.е. лицо осознает факт использования и достоверно (заведомо) знает о поддельности документа.

Поделиться: