Порядок и способы приватизации государственной и муниципальной собственности. Способы приватизации в российском законодательстве Порядок проведения приватизации государственных пакетов акций

Когда в стране наступает тяжелое финансовое положение, достаточно часто правительство принимает решение , и в первую очередь, это касается акций различных предприятий.

Приобрести в собственность различные компании может практически любой желающий, ведь нужно обеспечить выполнение всего нескольких основных условий, но при этом далеко не все потенциальные покупатели знают о том, как проводится приватизация предприятий и каким условиям нужно соответствовать, чтобы принять участие в торгах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В связи с этим, если у человек появилось желание перекупить какие-то государственные акции, ему стоит разобраться в том, как проводится приватизация предприятий в 2019 году и когда можно принять в ней участие.

Законные основания

Порядок проведения приватизации на сегодняшний день регулируется двумя основными правовыми актами – это законы №178 и №1541.

При этом стоит отметить, что последний закон отличается ограниченным действием, а также не может распространяться на несколько видов государственной собственности, таких как:

  • природные ресурсы;
  • госрезерв.

Сама процедура передачи прав собственности в частные руки предусматривает руководство не только федеральным, но и региональным законодательством, но при этом, в первую очередь, именно регулирует правила проведения приватизации.

Помимо этого, данный закон также включает в себя информацию о том, что каждый житель России может принять участие в приватизации только один раз в своей жизни, но если речь идет о возмездной передаче прав собственности, участвовать в данной процедуре можно неограниченное количество раз.

Главные формальности оформления

Действующее законодательство предусматривает специальные нормы для проведения процедуры приватизации каких-либо предприятий. В случае нарушения данного порядка предусматривается признание договора недействительным.

Сам документ в обязательном порядке должен включать в себя информацию обо всех сторонах рассматриваемой сделки – о продавце, посреднике и приобретателе, а помимо этого в нем должно присутствовать полное наименование продаваемого предприятия с указанием его адреса, состава и стоимости активов.

Также стоит отметить, что в документе должна присутствовать информация касательно цены земельного участка в том случае, если он будет также продаваться или сдаваться в аренду физическим лицам.

Немаловажным моментом является добавление в составленный договор информации о том, в каком порядке должно передаваться предприятие, в какой форме и в какие сроки должны быть проведены платежи, а также какие присутствуют взаимные обязанности каждой из сторон. Обязательно нужно перечислить все условия, в соответствии с которым государственные активы были выставлены на продажу через аукцион.

Право собственности на указанную компанию переходит к покупателю только после того, как будет проведена регистрация купли-продажи, проведенная в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Для того, чтобы впоследствии оспорить действительность составленного договора приватизации, нужно обращаться в учреждения арбитражного или районного суда, при этом подать данное заявление может только одно из лиц, принимающих участие в процессе приватизации

Порядок и правила приватизации предприятий

В зависимости от того, какое предприятие собираются оформить в частную собственность, изменяется и сам процесс проведения данной процедуры. В частности, здесь все зависит от категории рассматриваемой организации.

Государственных

Состав предприятия, которое будет приватизироваться частными лицами, должен определяться в предварительно составленном передаточном акте, формирование которого осуществляется на основании той информации, которая указана в акте инвентаризации, аудиторском заключении или документах о рассматриваемых земельных участках.

Передаточный акт обязательно должен включать в себя все виды имущества, которые будут приватизироваться частным лицом, включая также обязательства данного предприятия, связанные с выплатой всевозможных платежей для тех лиц, перед которыми несет ответственность за нанесение вреда здоровью или жизни.

Балансовая стоимость предприятия должна рассчитываться в соответствии с данными, полученными из промежуточного бухгалтерского баланса, который подготавливается с учетом результатов, полученных в процессе проведения инвентаризации всего представленного имущества.

Цена земельных участков должна равняться их кадастровой стоимости в том случае, если унитарное предприятие преобразуется в хозяйственное общество. Также стоит отметить, что в процессе приватизации имущественного комплекса любая собственность, которая не относится к приватизируемым активам, может быть изъята в дальнейшем ее собственником.

Правительство России имеет возможность определения исключительных прав, которые не предусматривают приватизацию того или иного имущества, включенного в состав собственности унитарного предприятия.

Требования, которые заявляют кредиторы к указанной организации, должны рассматриваться в заранее определенном порядке в процессе определения точного состава имущественного комплекса, передающегося в частные руки. При этом стоит отметить, что согласие кредиторов на перевод их требований в данном случае не требуется.

Отдельное внимание стоит уделить тому, что после определения точной первоначальной стоимости приватизируемого предприятия должно пройти не более шести месяцев до того момента, как компания или ее часть будет выставлена на публичные торги.

Муниципальных

Муниципальные предприятия приватизируются путем проведения трех основных этапов:

  • планирование;
  • принятие условий, на основании которых будет осуществляться процедура приватизации;
  • передача имущества в собственность частным лицам.

Стоит отметить, что в данном случае самым сложным этапом большинство экспертов называют именно планирование, так как в данном случае государственным органам нужно будет провести подробную оценку того, кто именно является собственником имущества и какие объекты они могут передать в распоряжение частным лицам.

Это достаточно сложная процедура, так как в России любые решения, связанные с приватизацией муниципальных предприятий, должно принимать непосредственно Правительство, которым в начале каждого года устанавливается перечень организаций, передаваемых в частные руки.

Унитарных

Приватизация унитарных предприятий проводится стандартно, но в данном случае есть определенный перечень объектов, которые не могут передаваться в распоряжение частным собственникам, и это жилищный фонд вместе с различными объектами инфраструктуры, а также объекты энергетики, которые используются для обеспечения нормальной жизнедеятельности жителей определенного населенного пункта.

Самым важным вопросом в данной процедуре является определение четкого состава имущества, которое не может быть приватизировано. В действующем законодательстве присутствуют довольно расплывчатые формулировки того, какие виды имущества относятся к данной категории, поэтому на практике заранее зачастую нельзя понять, что будет передано частникам, а что останется в распоряжении правительства.

При этом стоит отметить, что, если разобраться с жилищным фондом достаточно просто, то понять, какие именно объекты относятся к инфраструктуре этого фонда, не всегда так легко. В данном случае под такими объектами подразумеваются различные инженерные сети и оборудование, которое установлено внутри жилищного дома, в то время как «граница имущественной принадлежности» этих сетей устанавливается по наружным стенам этой постройки.

Ваучерных

Ваучерная приватизация предусматривает оформление предприятий в частную собственность всего в два этапа. Первый предусматривает так называемое акционирование завода, когда имеющееся государственное предприятие превращается в отрытое акционерное общество.

После этого происходят кардинальные изменения в организационной и правовой форме предприятия, а также осуществлялся выпуск акций, распределяющихся в дальнейшем между сотрудниками в соответствии с оформленными им ваучерами. Сама по себе пропорция данного распределения устанавливалась самими сотрудниками.

Каждый отдельный случай требует проведения специального собрания трудового коллектива, который должен решать, как именно должно использоваться приватизированное имущество – выделение из его состава оборудования для разных предприятий или же, наоборот, объединение разрозненных групп в полноценные организации.

Ваучерная приватизация основывается на принципе, при котором считается, что лучше всего определить судьбу компании смогут именно ее сотрудники, так как они представляют собой не просто равнодушных наблюдателей, а являются полноценно заинтересованными лицами.

На практике же такой формат показал крайне низкие результаты, так как народные массы просто не смогли приспособиться к современным рыночным условиям.

Казенных

Под «казенным предприятием» предусматривается специализированное унитарное предприятие, которое основывается на праве оперативного управления. Главным учредительным документом такой организации является ее устав, а фирменное наименование обязательно должно включать в себя определенную информацию, которая указывает на принадлежность этого органа государству.

В соответствии с законодательством казенные предприятия могли создаваться только на основе ликвидированных государственных компаний, и при этом:

  • занимались деятельностью, которая предусматривается исключительно для удовлетворения нужд государственных предприятий;
  • имели более 50% от государственных органов;
  • не могли приватизироваться на территории России в соответствии с ранее принятой государственной программой.

При этом стоит отметить, что новое казенное предприятие автоматически становится правопреемником старого учреждения, включая все имеющиеся у него задолженности. Таким образом, новый владелец берет на себя ответственность по долгам ликвидированной организации, но при этом может распоряжаться производимой ей продукцией, полученной прибылью, а также выполненными услугами или работами.

В преимущественном большинстве случаев казенные предприятия образуются на основе ликвидированных компаний. Несмотря на то, что создание подобных организаций предусматривается в принципе в любых отраслях экономики, наиболее часто их формирование происходит в области сельского хозяйства или промышленности.

Главные же условия, которым должно соответствовать казенное предприятие, являются следующими:

  • деятельность ведется только для удовлетворения нужд государственных компаний;
  • в компании более 50% от общего объема продукции закупается исключительно государством;
  • предприятие относится к числу таких объектов, которые не могут быть приватизированы в соответствии с законодательством.

В связи с этим оформление казенных предприятий в частные руки на данный момент не представляется возможным.

Доступные способы

В соответствии с действующим законодательством предусматривается всего четыре основных способа приватизации государственных предприятий:

  • продажа через специальный конкурс;
  • продажа путем проведения аукциона;
  • продажа определенной части акций, которую имеет государство в составе данного предприятия;
  • выкуп имущества.

Для выбора наиболее оптимального способа составляется специальный комитет по управлению государственным имуществом, который выносит решение на основании результатов, полученных в процессе работы комиссии по приватизации.

Выбирая наиболее оптимальный вариант оформления приватизации, в чет принимается мнение трудового коллектива, предложения потенциальных потребителей, общую сумму уставного капитала компании, а также отраслевые особенности объекта приватизации

Составление договора

При составлении договора нужно обязательно указать информацию о том, какой именно объект предоставляется в частную собственность гражданину, включая его:

  • габариты;
  • адрес;
  • количество помещений;
  • другие параметры, обеспечивающие возможность точной идентификации имущества.

Также обязательно прописываются стороны договора и ставятся подписи каждой из них. В данном случае обязательно должен оставить подпись представитель органа местного самоуправления или же компании, и затем он закрепляется печатью.

В договоре также нужно указать, на основании какого документа выполняет свои обязанности представитель органов местного самоуправления или же компании, являющейся владельцем передаваемого имущества. Если же имущество будет передаваться в собственность двух или большего количества лиц, в договоре обязательно должно быть указано, какой размер долей получает каждый из участников.

Нюансы процесса

Процедура приватизации осуществляется при участии двух сторон – покупателей и представителей органов государственной власти. При этом стоит отметить, что в данном случае в учет берется несколько нюансов. В частности, при приватизации государственных предприятий в торгах могут принимать участие только те лица, которые своевременно подали заявку.

Отказывается в оформлении имущества лицам, которые:

  • не предоставили нужный пакет документов в установленные сроки, которые были объявлены при запуске аукциона;
  • предоставили ложную информацию или фиктивные документы;
  • не соответствуют требованиям, установленным в действующем законодательстве;
  • не внесли задаток в нужном размере и в те сроки, которые были объявлены организатором торгов;
  • признаны банкротом или проходят процедуру ликвидации, если речь идет о юридическом лице;
  • прекращают свою деятельность в соответствии с решением суда или какого-либо другого уполномоченного на это органа.

Закон "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" принят в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о приватизации). Приватизация является структурным элементом государственной политики управления собственностью на основе возмездной ее передачи в собственность физическим и юридическим лицам, направленной на развитие производства, создание рабочих мест, наполнение рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских товаропроизводителей, расширение налогооблагаемой базы. Глава 1. Общие положения Статья 1. Цель приватизации Основной целью приватизации является повышение эффективности использования собственности. Статья 2. Механизмы и средства достижения цели Основными средствами и механизмами повышения эффективности использования собственности на основе приватизации являются: а) вовлечение в гражданский оборот низкорентабельных объектов государственной и муниципальной собственности; б) привлечение средств инвесторов, ориентированных на производство конкурентоспособных товаров и услуг; в) совершенствование правовой базы как гарантии выполнения обязательств; г) индивидуальный подход к приватизируемым унитарным предприятиям; д) оптимизация структуры сферы обслуживания и занятости населения в соответствии с потребностями города; е) реструктуризация унитарных государственных или муниципальных предприятий (далее - унитарные предприятия) с учетом единства технологического комплекса; ж) закрепление обременений и ограничений, связанных с объектом приватизации, в том числе и при последующих сделках; з) сохранение государственного контроля за производством отдельных видов продукции; и) обеспечение контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих унитарными предприятиями, и представителей интересов города в хозяйственных обществах; к) обеспечение контроля за использованием и сохранностью материальных и нематериальных активов унитарных предприятий, находящихся в процессе приватизации. Статья 3. Приоритеты при проведении приватизации Приоритетами в осуществлении приватизации являются: а) экологическая реабилитация территорий города, промышленных зон и отдельных унитарных предприятий; б) сохранение культурных ценностей при приватизации объектов государственной и муниципальной собственности; в) развитие социально значимых видов деятельности (товаров, работ, услуг) и повышение их потребительских качеств; г) оказание поддержки малому и среднему предпринимательству. Статья 4. Сфера действия настоящего Закона 1. Настоящий Закон включает в сферу своего действия отношения, связанные с приватизацией объектов государственной и муниципальной собственности Москвы, расположенных на территории и вне границ города. Приватизация объекта, находящегося в собственности города и расположенного вне его границ, осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Закона, законодательства, действующего на территории расположения объекта, и заключенных договоров. Статья 5. Орган по управлению государственной и муниципальной собственностью Москвы 1. Орган городской администрации по управлению государственной и муниципальной собственностью Москвы (далее - орган по управлению собственностью) осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым Мэром Москвы. 2. В области приватизации на орган по управлению собственностью возложены следующие функции: а) разработка в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы; б) контроль за выполнением правовых актов в процессе приватизации; в) учреждение хозяйственных обществ, осуществление прав участника (акционера) хозяйственных обществ, доли (акции) которых находятся в собственности Москвы; г) реализация иных функций, связанных с приватизацией и организацией продаж, представлением интересов Москвы при приватизации объектов федеральной собственности. 3. Орган по управлению собственностью утверждает: а) положение, регламент работы и состав городской комиссии по приватизации; б) положение, регламент работы и состав комиссий по приватизации унитарных предприятий; в) Положение о порядке приема, регистрации и рассмотрения заявки на приватизацию; г) перечень документов, необходимых для рассмотрения заявки на приватизацию и принятия решения по приватизации; д) другие правовые акты в пределах своей компетенции. Статья 6. Объекты приватизации 1. Объектами приватизации являются: а) имущественные комплексы унитарных предприятий, включая права пользования и/или владения, в том числе объектами интеллектуальной собственности, и иные виды имущества, предусмотренные законодательством; б) имущественные комплексы структурных подразделений унитарных предприятий, выделяемые в самостоятельные объекты приватизации; в) объекты незавершенного строительства; г) доли (вклады, акции), являющиеся государственной или муниципальной собственностью, в уставном капитале хозяйственных обществ; д) иное имущество, предусмотренное законодательством по приватизации. Объекты, не прошедшие государственную регистрацию, приватизации не подлежат. Статья 7. Классификация объектов приватизации 1. Решение о приватизации на основе настоящей классификации учитывает индивидуальные особенности объекта и наличие того или иного классификационного признака или их совокупности и применение соответствующих правовых норм. 2. Классификация объектов приватизации осуществляется: а) по формам собственности: федеральная государственная собственность; государственная собственность Москвы как субъекта Федерации; муниципальная собственность Москвы; б) по возможности их приватизации: приватизируемые без ограничений; приватизируемые с ограничениями; запрещенные к приватизации на определенный срок; запрещенные к приватизации законодательством Российской Федерации и/или города Москвы; в) по месту расположения: на территории Москвы; на территории Российской Федерации вне административных границ Москвы; вне территории Российской Федерации; г) по способу приватизации: преобразование в хозяйственное общество, продажа долей и акций и др. 3. Выделяются группы объектов, приватизация которых регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, учитывающими их отраслевую или иную специфику: а) памятник истории и культуры; б) нежилой фонд; в) нежилые помещения в жилых домах, в том числе домах МЖК, ЖСК, ТСЖ; г) промышленный объект; д) объект военно-промышленного комплекса; е) научное учреждение; ж) объект социального назначения; з) объект инженерной инфраструктуры города; и) объект, расположенный на особо охраняемых природных территориях; к) сельскохозяйственный объект; л) прочие, требующие учета особенностей. Статья 8. Формирование перечней объектов приватизации 1. Ежегодно постановлением Московской городской Думы утверждаются: - номенклатура перечней (требования к составу и содержанию) объектов приватизации на следующий год; - перечни объектов приватизации в соответствии с утвержденной на данный год номенклатурой. 2. Территориальные и отраслевые органы Московской городской администрации (далее - городская администрация) вносят предложения о включении подведомственных им объектов в перечни объектов приватизации органу по управлению собственностью. Формирование перечней объектов и условий их приватизации осуществляет орган по управлению собственностью. Статья 9. Субъекты приватизации Субъектами, участвующими в процессе приватизации, являются: 1. Собственник: - Российская Федерация - в отношении государственной федеральной собственности; - Москва - в отношении государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности Москвы. 2. Уполномоченный представитель по управлению соответствующей собственностью: - Правительство Российской Федерации; - федеральный орган по управлению государственным имуществом Российской Федерации; - ; - орган по управлению собственностью; - орган местного самоуправления. 3. Трудовой коллектив приватизируемого унитарного предприятия. 4. Руководитель приватизируемого унитарного предприятия (управля- ющий). 5. Покупатель объекта приватизации. 6. Заявитель, подавший заявку на приватизацию объекта. Продавец объекта приватизации. Статья 10. Способы приватизации 1. Способы приватизации, применяемые в соответствии с действующим законодательством, следующие: а) преобразование унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности; б) внесение государственного или муниципального имущества и/или прав владения и пользования им, долей и пакетов акций в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; в) продажа имущества (активов), а также долей (пакетов акций), имущественных комплексов, в том числе продажа имущественных комплексов действующих унитарных предприятий целиком или по частям с сохранением технологической целостности при осуществлении необходимых реорганизационных процедур; г) продажа арендованного государственного или муниципального имущества (предприятия); д) иные способы приватизации, предусмотренные законодательством. 2. Унитарные предприятия в зависимости от величины активов на дату утверждения плана приватизации преобразуются в хозяйственные общества с уставным капиталом: - от стократной суммы минимального размера оплаты труда до тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда - в закрытые акционерные общества; - превышающим тысячекратную сумму минимального размера оплаты труда - в открытые акционерные общества. В уставные документы закрытых акционерных обществ, созданных в указанном выше порядке, вносится запись о праве учредителя - города Москвы - отчуждать свою долю (пакет акций) без согласования с остальными участниками общества в соответствии с планом приватизации и согласно действующему законодательству. Статья 11. Управляющий унитарным предприятием и договор с ним 1. Руководство унитарным предприятием в процессе подготовки и проведения приватизации осуществляет управляющий - лицо, обладающее необходимыми распорядительными полномочиями, назначаемое органом по управлению собственностью и действующее на основании заключаемого с указанным органом договора. 2. Управляющим может быть физическое или юридическое лицо, выбираемое на конкурсной основе, в случае если действующий руководитель отказывается принять на себя дополнительные функции, связанные с приватизацией. Положение о проведении конкурса утверждается органом по управлению собственностью. 3. На управляющего помимо выполнения обязанностей руководителя унитарного предприятия возлагаются функции и обязанности: а) проведения организационных и технических мероприятий, связанных с приватизацией унитарного предприятия; б) согласования с органом по управлению собственностью заключаемых сделок, приводящих к отчуждению либо обременению активов унитарного предприятия. Обязательными условиями, включаемыми в договор с управляющим, являются: а) цели, поставленные перед унитарным предприятием, и способы их достижения; б) обязательства собственника по отношению к управляющему и унитарному предприятию как объекту прав; в) требования к форме, содержанию и периодичности представления отчета о проделанной работе; г) ответственность управляющего за выполнение обязательств унитарного предприятия и заключенного договора. Глава 2. Подготовка к приватизации Статья 12. Подготовительный период 1. Процесс приватизации инициируется: - регистрацией заявки на приватизацию объекта физическим или юридическим лицом; - опубликованием утвержденного перечня объектов, подлежащих приватизации; - принятием решения органами государственной или местного самоуправления о приватизации конкретного объекта. 2. Подготовительный период - интервал времени с момента инициации приватизации унитарного предприятия до утверждения плана приватизации органом по управлению собственностью. 3. В подготовительный период без согласия органа по управлению собственностью запрещается: а) осуществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры унитарного предприятия; б) продавать имущество, в том числе недвижимое (за исключением готовой продукции), и/или передавать его с баланса приватизируемого унитарного предприятия; в) осуществлять какие-либо сделки с объектом приватизации, за исключением сделок, совершаемых в порядке обычного хозяйственного оборота; г) изменять штатное расписание унитарного предприятия, сокращать численность его работников без согласования с трудовым коллективом унитарного предприятия, структурного подразделения; д) увольнять и переводить на другую работу работников и должностных лиц администрации унитарного предприятия, структурного подразделения, являющихся членами комиссий по приватизации, за исключением случаев увольнения по собственному желанию. 4. В подготовительный период орган по управлению собственностью: а) поручает проведение приватизации постоянно действующей городской комиссии или создает при необходимости комиссию по приватизации; б) разрабатывает и утверждает план приватизации, устав хозяйственного общества, инвестиционную программу развития хозяйственного общества, инвестиционные и/или социальные условия продажи имущества и/или пакета акций на коммерческом конкурсе с инвестиционными и/или социальными условиями; в) разрабатывает, в случае включения в план приватизации передачи пакета акций в доверительное управление, условия такой передачи; г) проводит при необходимости реорганизацию и реструктуризацию имущественного комплекса унитарного предприятия. Подготовительный период завершается утверждением плана приватизации, устава хозяйственного общества, инвестиционной программы, инвестиционных и/или социальных условий продажи имущества и/или пакета акций. Статья 13. Заявка на приватизацию 1. Регистрации подлежат заявки, поданные по утвержденной форме, при условии уплаты заявителем сбора. Платежный документ, подтверждающий оплату сбора, прилагается к заявке. Размер сбора ежегодно утверждается в составе бюджетных показателей. 2. Заявка на приватизацию имущества подается заявителем - трудовым коллективом, физическим или юридическим лицом в орган по управлению собственностью. 3. Заявка юридического лица подписывается руководителем организации либо лицом, уполномоченным высшим органом управления организации. 4. Заявка трудового коллектива унитарного предприятия, структурного подразделения подписывается членом трудового коллектива, уполномоченным на это общим собранием (конференцией) работников унитарного предприятия, подразделения. Заявка трудового коллектива унитарного предприятия, структурного подразделения принимается к рассмотрению в случае, если решение о приватизации принято общим собранием (конференцией) работников унитарного предприятия, структурного подразделения не менее чем половиной его членов (делегатов конференции). 5. Орган по управлению собственностью в недельный срок уведомляет в письменном виде руководителя унитарного предприятия о регистрации заявки на приватизацию и обязывает его довести данную информацию до работников. 6. Если органу по управлению собственностью по его письменному запросу по прошествии шести месяцев со дня регистрации заявки не предоставлены юридическим лицом, подавшим заявку на приватизацию своего унитарного предприятия, документы, необходимые для подготовки решения по приватизации, регистрация заявки аннулируется. Решение об аннулировании регистрации заявки принимает городская комиссия по приватизации. 7. В случае если инициаторами приватизации государственной и муниципальной собственности являются органы государственной , орган по управлению собственностью или органы самоуправления, имеющие право в соответствии с законодательством принимать решение о приватизации, заявка на приватизацию не требуется. Статья 14. Принятие решения о приватизации 1. При рассмотрении заявки и документов на приватизацию орган по управлению собственностью принимает одно из следующих решений: - о приватизации объекта (без ограничений или с ограничениями) и создании комиссии по приватизации унитарного предприятия или поручении приватизации объекта городской комиссии; - об отказе в приватизации. 2. Подготовка решения о приватизации включает в себя: - анализ и оценку финансово-экономического состояния унитарного предприятия в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченным органом городской администрации; - описание обязательств, накладывающих обременения на объект приватизации и/или покупателя; - установление способа управления приватизированным объектом в виде закрепления в собственности города пакета акций или использования "золотой акции". 3. Решение об отказе в приватизации принимается в случаях, если: - на приватизацию объекта установлен запрет; - имущество изъято или ограничено в гражданском обороте; - заявленный объект не относится к государственной или муниципальной собственности. 4. По результатам рассмотрения заявки орган по управлению собственностью в 3-дневный срок после принятия решения о приватизации или об отказе в приватизации уведомляет в письменном виде лицо, подавшее заявку, о принятом решении и его обосновании. 5. В случае принятия решения о приватизации унитарного предприятия орган по управлению собственностью в 3-дневный срок уведомляет в письменном виде руководителя унитарного предприятия о решении и обязывает его довести данную информацию до работников. Для подготовки решения о приватизации унитарного предприятия, на приватизацию которого подана заявка, унитарное предприятие по письменному запросу органа по управлению собственностью представляет ему документы согласно Положению о порядке приема, регистрации и рассмотрения заявки на приватизацию. Статья 15. Комиссия по приватизации. Городская комиссия по приватизации 1. Орган по управлению собственностью после принятия решения о приватизации формирует состав и утверждает комиссию по приватизации (далее - комиссия) или поручает проведение приватизации постоянно действующей городской комиссии по приватизации (далее - городская комиссия). Городская комиссия является правопреемником всех ранее созданных комиссий по приватизации объектов государственной и муниципальной собственности Москвы. 2. Комиссии осуществляют свою деятельность на основании положений, утвержденных органом по управлению собственностью. 3. Основными задачами комиссий являются: а) определение способа приватизации и условий продажи имущества; б) подготовка плана приватизации и его согласование в установленном порядке. Комиссии обязаны рассмотреть все проекты плана приватизации, поступившие в комиссии. Нарушение должностными лицами администрации приватизируемого унитарного предприятия решений комиссий и предписаний председателя комиссии является однократным грубым нарушением должностных обязанностей. 4. В состав комиссии по приватизации унитарного предприятия входят представители органа по управлению собственностью, финансового органа, представители городской администрации, унитарного предприятия и трудового коллектива. В состав комиссии по решению Московской городской Думы может входить депутат Думы. Председателем комиссии назначается представитель органа по управлению собственностью. Финансирование расходов комиссии осуществляется за счет средств унитарного предприятия. В состав городской комиссии входят представители следующих органов городской администрации: а) по управлению собственностью; б) финансового; в) по регулированию земельных отношений; г) по архитектуре и градостроительству; д) по охране окружающей среды. В состав городской комиссии входят также представители: а) органа по антимонопольной политике; б) органа по охране памятников города Москвы; в) органа по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне; г) органа по делам о несостоятельности (банкротстве); д) профсоюзов по трехстороннему соглашению; е) других организаций, определяемых органом по управлению собственностью. В состав городской комиссии по решению Московской городской Думы может входить депутат Думы. Председателем городской комиссии является по должности руководитель органа по управлению собственностью. В работе городской комиссии при рассмотрении конкретных вопросов принимают участие с правом решающего голоса представители соответствующих органов городской администрации по месту нахождения унитарного предприятия и представители трудового коллектива унитарного предприятия. При рассмотрении вопросов приватизации нежилых помещений в жилых домах в работе комиссий с правом решающего голоса принимает участие представитель организации, управляющей домом, в том числе МЖК, ЖСК, ТСЖ. К функциям городской комиссии относятся: а) первичное рассмотрение дел по приватизации, принятых к производству органом по управлению собственностью; б) рассмотрение конфликтных (спорных) ситуаций при проведении приватизации; в) подготовка предложений о внесении изменений в утвержденный план приватизации. Финансирование расходов городской комиссии осуществляется за счет средств, находящихся в распоряжении органа по управлению собственностью. Статья 16. План приватизации унитарного предприятия 1. План приватизации определяет: а) способы и сроки приватизации; б) способ участия работников в приватизации; в) перечень имущества, подлежащего приватизации, и имущества, остающегося в государственной или муниципальной собственности, обременения; г) рекомендуемую или обязательную форму платежа (расчетов); д) величину уставного капитала акционерного общества; е) категории (типы), номинальную стоимость долей (акций); ж) способы и сроки продажи. План приватизации может предусматривать выделение структурных подразделений в самостоятельные юридические лица или продажу активов. 2. Орган по управлению собственностью устанавливает срок подготовки плана приватизации, который не может превышать шести месяцев со дня подачи заявки на приватизацию. Срок подготовки плана приватизации может быть продлен по решению органа по управлению собственностью не более чем на один год. 3. План приватизации согласовывается с трудовым коллективом унитарного предприятия, соответствующими органами городской администрации по месту нахождения унитарного предприятия. Если указанные органы и трудовой коллектив в месячный срок с момента получения плана приватизации не приняли решения, план приватизации считается согласованным. Срок согласования плана приватизации может быть продлен по просьбе соответствующего органа городской администрации по месту нахождения унитарного предприятия или по просьбе трудового коллектива не более чем на один месяц. 4. В случае отклонения плана приватизации общим собранием (конференцией) трудового коллектива комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации общим собранием (конференцией) трудового коллектива решение о способе и порядке осуществления приватизации принимает городская комиссия. 5. План приватизации утверждает орган по управлению собственностью по представлению комиссии по приватизации. 6. План приватизации считается завершенным при выполнении всех ниже перечисленных условий: - продажа не менее 75 процентов акций уставного капитала; - прекращение действия "золотой акции" или окончание срока закрепления пакета акций в государственной или муниципальной собственности; - отсутствие действующих обременений и ограничений в отношении данного общества (имущественного комплекса), определенных планом приватизации. Статья 17. Определение состава имущественного комплекса, подлежащего приватизации. Передаточный акт и разделительный баланс 1. Реструктуризация имущественного комплекса унитарного предприятия в процессе приватизации осуществляется с разделением прав требования и обязательств, которое отражается в разделительном балансе и передаточном акте. 2. Передаточный акт и разделительный баланс составляются на основе инвентаризации (инвентаризационной описи). 3. В результате инвентаризации формируются перечни имущества: а) входящего в состав приватизируемого имущественного комплекса и/или передаваемого в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества; б) оставляемого в собственности государства или муниципального образования, в том числе имущества, не используемого в производственной деятельности; объектов гражданской обороны, мобилизационных запасов, движимых и недвижимых культурных ценностей и т.п.; в) передаваемого местным органам власти (объекты социально- культурного и жилищно-бытового назначения, не вошедшие в уставный капитал общества); г) являющегося собственностью третьих лиц. 4. Спорные и неделимые объекты включаются в отдельный перечень с указанием обязательств сторон. 5. Созданное в процессе приватизации хозяйственное общество с момента регистрации принимает активы и пассивы унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом (разделительным балансом) и становится правопреемником его прав и обязанностей, если уставом хозяйственного общества не предусмотрено иное. 6. Все изменения состава и стоимости имущества унитарного предприятия после даты составления баланса, используемого для определения величины уставного капитала, относятся к изменениям состава и стоимости имущества хозяйственного общества и не влияют на величину уставного капитала, определенного при утверждении плана приватизации. 7. Имущество, находящееся в составе имущественного комплекса приватизируемого унитарного предприятия и не вошедшее в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества, но разрешенное к приватизации, может быть продано или передано в аренду органом по управлению собственностью. Хозяйственное общество, созданное на базе приватизированного унитарного предприятия, имеет первоочередное право на аренду, в том числе с правом выкупа, данного имущества. По имуществу, остающемуся в государственной или муниципальной собственности, определяются субъекты, обеспечивающие его эксплуатацию и сохранность. При необходимости заключаются соответствующие договоры. Статья 18. Обременения и обязательства 1. Выявление и формирование обязательств и обременений объекта приватизации осуществляются комиссией по приватизации по представлению соответствующих органов городской администрации. 2. Обязательства и обременения вносятся в особые условия плана приватизации, договоров купли-продажи, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в учредительные документы создаваемых хозяйственных обществ и сохраняют свою силу при всех последующих сделках с указанным имуществом. Обязательства и обременения являются ограничениями, которые учитываются при разработке инвестиционной программы развития хозяйственного общества, инвестиционных и/или социальных условий приобретения объекта приватизации по коммерческому конкурсу. Статья 19. Определение величины уставного капитала 1. Определение величины уставного капитала акционерного общества, в которое преобразуется приватизируемое унитарное предприятие, осуществляется расчетным методом по данным баланса на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявки на приватизацию. 2. Суммарная величина имущественной оценки и оценки нематериальных активов оформляется актом оценки уставного капитала. 3. При формировании уставного капитала приватизируемого унитарного предприятия в состав активов могут быть включены права пользования земельным участком и иными объектами, находящимися в собственности города Москвы. Для ранее приватизированных унитарных предприятий право пользования земельным участком может быть включено в активы акционерного общества. Статья 20. Разработка инвестиционных программ 1. Орган по управлению собственностью после принятия решения о приватизации уполномочен: - поручить разработку инвестиционной программы приватизируемому унитарному предприятию; - принять за основу программу, предложенную заявителем; - провести конкурс инвестиционных программ. Требования к инвестиционным программам, структуре и содержанию, порядку их рассмотрения, утверждения и контроля выполнения определяются положением, утверждаемым . Статья 21. Инвестиционные и социальные условия 1. Инвестиционные и/или социальные условия приобретения объекта приватизации, объемы инвестиций, порядок, контроль и сроки выполнения, а также порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса выполнения таких условий утверждаются одновременно с планом приватизации. 2. Право собственности на имущество, продаваемое по коммерческому конкурсу с инвестиционными и/или социальными условиями, переходит к победителю конкурса после выполнения им условий в отношении объекта приватизации. Победитель конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект приватизации отчуждать его или распоряжаться им иным образом. Планом приватизации может быть предусмотрен поэтапный переход права собственности на объект приватизации в соответствии с графиком внесения инвестиций. 3. С победителем конкурса (инвестором) уполномоченным на то органом городской администрации заключается договор (контракт) о порядке выполнения инвестором инвестиционных и/или социальных условий на срок, предусмотренный условиями конкурса, но не более трех лет. 4. В случае если объектом приватизации являются акции открытого акционерного общества, указанное общество заключает договор об использовании инвестиций. Орган по управлению собственностью обеспечивает: - заключение договора между победителем конкурса и хозяйственным обществом о реализации инвестиционных условий и выполнении инвестиционной программы; - контроль за выполнением договора. Для контроля целевого использования средств хозяйственным обществом победитель конкурса имеет право на срок до очередного общего собрания акционеров назначить представителей в ревизионную комиссию и в совет директоров с правом совещательного голоса. В уставные документы хозяйственных обществ, планы приватизации которых предусматривают продажу акций на коммерческом конкурсе с инвестиционными и/или социальными условиями, вносится запись о возможности победителя конкурса назначать своего представителя с правом совещательного голоса в ревизионную комиссию и в совет директоров до очередного общего собрания акционеров. Все инвестиционные и социальные условия коммерческого конкурса реализуются за счет победителя конкурса. Внесенные инвестиции не подлежат возмещению и не дают права на безвозмездное увеличение доли инвестора. Глава 3. Реализация плана приватизации Статья 22. Переходный период 1. Переходный период - интервал времени с момента утверждения плана приватизации органом по управлению собственностью до собрания акционеров (очередного или внеочередного), состоявшегося первым после продажи не менее 75 процентов обыкновенных (голосующих) акций. 2. В переходный период без согласия органа по управлению собственностью запрещается производить все действия, определенные частью 3 статьи 12 настоящего Закона. На руководителя унитарного предприятия (управляющего) возлагаются дополнительные функции по выполнению плана приватизации. Статья 23. Учреждение и регистрация акционерного общества 1. Орган по управлению собственностью в качестве учредителя и представителя собственника всех долей (акций) общества, создаваемого на базе приватизируемого унитарного предприятия: а) формирует совет директоров общества, ревизионную комиссию и назначает генерального директора (управляющего); б) обеспечивает регистрацию общества в порядке, установленном действующим законодательством; в) передает пакет акций, находящийся в собственности Москвы, на хранение в городской депозитарий. 2. Члены совета директоров, являющиеся государственными или муниципальными служащими, назначаются. С членами совета директоров, не являющимися служащими, заключается договор-поручение с указанием в нем цели работы, критериев оценки работы и отчетности. 3. Ревизионная комиссия общества формируется по согласованию с государственными контрольными органами. Аудит проводится аудиторской фирмой, аккредитованной при Правительстве Москвы. 4. Утвержденный план приватизации является заявкой на государственную регистрацию хозяйственного общества, созданного в процессе преобразования унитарного предприятия. 5. Хозяйственное общество после государственной регистрации выпуска ценных бумаг заключает договор на ведение и хранение реестра акционеров с уполномоченным специализированным регистратором. 6. В случае закрепления и/или сохранения доли города Москвы в уставном капитале хозяйственного общества его реестр ведется уполномоченным специализированным регистратором. Хозяйственное общество, созданное на базе приватизированного унитарного предприятия, с момента его регистрации выходит из административной подчиненности соответствующим отраслевым органам. Статья 24. Особенности акционерного общества, 100 процентов акций которого закрепляются в собственности Москвы 1. В плане приватизации акционерного общества, 100 процентов акций которого закрепляются в собственности города Москвы: - определяется срок закрепления акций либо указывается "до принятия решения о прекращении закрепления акций"; - формируется резервный пакет акций для возможной продажи членам трудового коллектива. Указанный пакет не может быть объектом отчуждения или обременения (в том числе залога). 2. При преобразовании унитарного предприятия в открытое акционерное общество орган по управлению собственностью: а) осуществляет полномочия общего собрания акционеров - высшего органа управления общества; б) назначает совет директоров и ревизионную комиссию акционерного общества; в) создает исполнительный орган открытого акционерного общества и досрочно прекращает его полномочия, если уставом общества решение этого вопроса не отнесено к компетенции совета директоров общества. 3. Формирование позиции собственника как акционера осуществляют органы городской администрации, определяемые Мэром Москвы. Замена представителя собственника в органах управления хозяйственного общества, 100 процентов акций которого закреплены в собственности Москвы, производится органом по управлению собственностью в любое время. 4. Предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются. Общее собрание акционеров созывается, проводится и принимает решения по правилам, предусмотренным Федеральным законом "Об акционерных обществах", с момента отчуждения двух и более процентов акций общества от общего количества акций (100 процентов), ранее закрепленных в государственной или муниципальной собственности. 5. Члены совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества назначаются сроком на один год органом по управлению собственностью, который вправе досрочно прекратить полномочия любого члена совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии. Глава 4. Отчуждение имущества при приватизации Статья 25. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ 1. Решение о внесении имущества города Москвы, права владения и/или права пользования им в качестве вкладов в уставный капитал хозяйственных обществ принимает . Внесение вклада в уставный капитал хозяйственных обществ осуществляет орган по управлению собственностью. Статья 26. Продавец Продажу государственного и муниципального имущества осуществляют: а) специализированное учреждение по продаже федерального имущества; б) специализированная организация по продаже государственного и муниципального имущества города Москвы; в) организации-продавцы, которым органами власти города предоставлены полномочия по организации и осуществлению продажи собственности города Москвы, в том числе профессиональные участники рынка ценных бумаг. Статья 27. Способы продажи 1. Продажа государственного и муниципального имущества осуществляется: а) на аукционе; б) на специализированном аукционе при продаже акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации; в) на коммерческом конкурсе с инвестиционными и/или социальными условиями; г) по закрытой подписке и распределением привилегированных акций открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, их работникам и приравненным к ним лицам; д) в порядке продажи арендованного имущества. 2. Продажа ценных бумаг, принадлежащих городу, может осуществляться с использованием механизмов фондового рынка (биржи, торговые системы). Статья 28. Продажа унитарного предприятия 1. Продажа действующего унитарного предприятия как имущественного комплекса целиком или по частям в порядке реструктуризации с составлением разделительного баланса производится: - на коммерческом конкурсе с инвестиционными и/или социальными условиями; - на аукционе. 2. Продажа пакета акций открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации унитарного предприятия, который составляет более 50 процентов уставного капитала указанного общества, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и/или социальными условиями. Указанное ограничение не распространяется на право приобретения акций членами трудового коллектива по закрытой подписке в соответствии со статьей 44 настоящего Закона. Статья 29. Продажа имущества (активов) ликвидируемых унитарных предприятий Продажа имущества (активов) ликвидируемых унитарных предприятий проводится исключительно на аукционе с учетом требований антимонопольного и иного законодательства, если имущество не было обременено обязательствами. Статья 30. Продажа (приватизация) объектов незавершенного строительства 1. Продажа объектов незавершенного строительства, по которым истек нормативный срок строительства и прекращено финансирование, осуществляется путем: - продажи активов объектов на аукционе или по коммерческому конкурсу с инвестиционными или социальными условиями; - учреждения на базе объекта незавершенного строительства имущественного комплекса акционерного общества с последующей продажей акций; - внесения объекта в уставный капитал хозяйственного общества. 2. Выбор способа приватизации объекта незавершенного строительства, находящегося в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, осуществляется унитарным предприятием по согласованию с органом по управлению собственностью. Если способ приватизации не определен унитарным предприятием в месячный срок с момента принятия решения о его приватизации, он устанавливается органом по управлению собственностью. Статья 31. Продажа арендованного имущества Продажа арендованных объектов осуществляется по заявлению арендатора в соответствии с положениями о порядке продажи объектов собственности Москвы. Статья 32. Продажа акций Переданные продавцу акции должны быть выставлены на продажу в течение шести месяцев, если в плане приватизации не определен другой срок продажи. Статья 33. Оценка стоимости объектов приватизации Оценка стоимости объектов приватизации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы по федеральным стандартам, утвержденным Правительством Российской Федерации. Статья 34. Процедуры изменения (согласования) цены 1. Начальная (стартовая) цена продажи объекта на торгах определяется с учетом данных независимой оценки, если иное не определено действующим законодательством. 2. Цена на аукционе определяется в ходе торгов. Если предприятие не продано за стартовую цену, оно снимается с аукциона. В этом случае комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации унитарного предприятия в части размещения акций и/или их начальную цену. Статья 35. Оплата государственного и муниципального имущества при приватизации 1. Оплата покупателем приобретенной государственной и/или муниципальной собственности производится единовременно или в рассрочку. Порядок предоставления рассрочки устанавливается нормативным актом города Москвы. 2. Основным средством платежа при покупке объектов приватизации является денежная единица (валюта) Российской Федерации. Глава 5. Размещение акций и продажа долей Статья 36. Размещение акций 1. Размещение акций, предусмотренное планом приватизации, осуществляется: а) продажей акций членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам; б) продажей управляющему пакета акций по опциону на условиях заключенного контракта; в) открытой продажей акций; г) закреплением акций в государственной или муниципальной собственности; д) формированием резервного фонда акций. 2. Управляющему предоставляется право на приобретение (опцион) обыкновенных акций по номинальной стоимости на общую сумму, составляющую до 5 процентов от уставного капитала, но не более 2000- кратного размера, установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Право на опцион реализуется при условии управления указанным акционерным обществом не менее года и подтверждения собранием акционеров права управляющего на опцион 2/3 голосов акционеров, принимавших участие в общем собрании. Акции, оставшиеся нереализованными от первичного размещения, предусмотренного планом приватизации, подлежат свободной продаже на фондовом рынке. Статья 37. Закрепление акций в собственности города На основании решения Правительства Москвы может осуществляться: - закрепление пакета акций в собственности города Москвы; - использование специального права на участие города Москвы в управлении путем выпуска (эмиссии) "золотой" акции (далее - "золотая акция"). Статья 38. "Золотая акция" 1. "Золотая акция" дает все права, предусмотренные для владельцев обыкновенных акций: право введения представителя в совет директоров и ревизионную комиссию акционерного общества, а также право вето при принятии собранием акционеров решений о/об: а) реорганизации или ликвидации общества; б) изменении уставного капитала общества; в) внесении изменений и дополнений в устав общества; г) изменении профиля основной деятельности общества; д) залоге, сдаче в аренду, продаже, обмене, ином обременении или отчуждении имущества, состав которого определяется учредительными документами и планом приватизации, если размеры сделки или стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышают по совокупности в течение года 10 процентов активов общества; е) образовании дочерних предприятий и участии общества в иных предприятиях, холдинговых компаниях, объединениях предприятий и финансово-промышленных группах; ж) слиянии, присоединении, преобразовании общества в организацию иной организационно-правовой формы; з) принятии программы развития общества, отличной от инвестиционной программы, утвержденной планом приватизации. 2. Решения по указанным вопросам, принятые собранием акционеров или советом директоров в отсутствие владельца "золотой акции" или его представителя, признаются недействительными. 3. Применение права вето представителем "золотой акции" влечет за собой приостановку действия соответствующего решения на срок до шести месяцев и передачу его в случае споров на рассмотрение органа, определяемого учредительными документами общества, или суда. "Золотая акция" действует до принятия решения о ее отмене. "Золо- тая акция" после принятия решения о прекращении ее действия конвертируется в обыкновенную акцию. Статья 39. Резервный фонд 1. При разработке плана приватизации орган по управлению собственностью предусматривает резервирование пакета акций (резервный фонд органа по управлению собственностью, далее - резервный фонд) в количестве до 30 процентов уставного капитала из числа акций, принадлежащих городу Москве. 2. Акции резервного фонда реализуются в соответствии с планом приватизации, но не ранее трех лет с даты регистрации акционерного общества. 3. Акции резервного фонда до реализации находятся в распоряжении органа по управлению собственностью, который имеет право: а) объединить акции резервного фонда с пакетом, закрепленным в собственности города; б) передать акции в доверительное управление юридическому или физическому лицу по конкурсу; в) передать право на представление интересов Москвы органу или лицу, определенному полномочным решением трудового коллектива приватизируемого унитарного предприятия, при условии, что к моменту передачи права в собственности членов трудового коллектива и приравненных к ним лиц сохранено не менее 50 процентов пакета акций, распределенных среди них по закрытой подписке. 4. Резервный фонд может пополняться путем приобретения акций на вторичном рынке и участия в размещении дополнительного выпуска акций за счет капитализации прибыли общества. 5. Дивиденды по акциям резервного фонда до их продажи независимо от способа управления ими перечисляются в бюджет города Москвы. Статья 40. Учет акций, находящихся в собственности Москвы 1. Акции, находящиеся в собственности Москвы, хранятся и учитываются в едином депозитарии. Орган по управлению собственностью передает на хранение в депозитарий акции хозяйственных обществ, поступающих в собственность города, в том числе в результате приватизации, при создании новых обществ с участием города Москвы или приобретении акций на рынке ценных бумаг. Статья 41. Представление интересов Москвы в открытых акционерных обществах 1. , орган по управлению собственностью назначают представителя интересов города в органы управления и ревизионную комиссию акционерного общества, акции которого закреплены в собственности города либо использовано специальное право "золотая акция". 2. Представителями города Москвы в органах управления открытых акционерных обществ назначаются лица, прошедшие аттестацию, в том числе государственные или муниципальные служащие. 3. Один представитель города может участвовать в органах управления нескольких организаций. Назначение государственных или муниципальных служащих представителями в хозяйственные общества производится при наличии обоснования такого назначения. Глава 6. Трудовой коллектив в процессе приватизации Статья 42. Полномочия трудового коллектива 1. В соответствии с законодательством о приватизации трудовой коллектив унитарного предприятия, структурного подразделения имеет право на следующие решения о/об: а) приватизации унитарного предприятия и подаче заявки на приватизацию; б) согласии на изменение штатного расписания унитарного предприятия, структурного подразделения и сокращение численности работников; в) формировании предпринимательского коллектива для выкупа унитарного предприятия, структурного подразделения; г) выборе представителя трудового коллектива в комиссию по приватизации; д) выборе варианта размещения акций среди членов трудового коллектива и лиц, приравненных к ним; е) согласовании устава и плана приватизации унитарного предприятия; ж) согласовании социальных условий продажи на коммерческом конкурсе с инвестиционными и/или социальными условиями; з) утверждении положения о закрытой подписке и ее результатах; и) утверждении положения о распределении привилегированных акций и результатах распределения. 2. Способом выражения воли трудового коллектива является общее собрание коллектива (конференция). Принятые решения трудового коллектива оформляются протоколом общего собрания (конференции). К протоколу прикладываются листы, подписанные более чем 50 процентами членов трудового коллектива (подписные листы). При принятии решений на конференции трудового коллектива к протоколу конференции должны быть представлены протоколы и подписные листы о собраниях подразделений по выборам делегатов на конференцию. Собрание считается правомочным, если на нем присутствовало более 50 процентов членов трудового коллектива, конференция - 2/3 делегатов. 3. Решения могут приниматься тайным голосованием. Подписные листы, бюллетени поименного голосования должны храниться в опечатанном виде. Срок хранения документов 15 лет. Статья 43. Круг лиц, обладающих правами членов трудового коллектива при размещении акций 1. К лицам, на которых распространяются права, предоставляемые при распределении акций членам трудового коллектива, относятся: а) работники, для которых унитарное предприятие является основным местом работы; б) бывшие работники, имеющие стаж работы на приватизируемом унитарном предприятии не менее десяти лет для мужчин и семи лет и шести месяцев для женщин и уволенные по собственному желанию (в том числе в порядке перевода на другую работу), по сокращению численности или штата, а также при реорганизации унитарного предприятия; в) лица, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации вернуться на прежнее место работы этого унитарного предприятия, включая работников унитарного предприятия, призванных на военную службу, при условии возвращения на прежнее место работы в течение трех месяцев после демобилизации; г) пенсионеры, оформившие пенсию и вышедшие на пенсию на данном унитарном предприятии; д) лица, уволенные с этого унитарного предприятия по сокращению численности или штата и зарегистрированные в качестве безработных; е) бывшие работники унитарного предприятия, вышедшие на пенсию по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; ж) члены семей, являющиеся по закону наследниками в соответствии с гражданским законодательством работников унитарного предприятия, погибших на данном производстве. 2. Все лица, перечисленные в части 1 настоящей статьи, включаются в расчет численности персонала наравне с работниками, для которых унитарное предприятие является основным местом работы. Контроль и ответственность за включением лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи, осуществляет комиссия по приватизации. Статья 44. Размещение акций среди членов трудового коллектива 1. Размещение акций среди членов трудового коллектива и приравненных к ним лиц производится путем продажи: - привилегированных акций; - обыкновенных акций. Внесение в реестр акционеров лиц, указанных выше, осуществляется после оплаты ими стоимости акций полностью или внесения первоначального взноса на условиях закрытой подписки. 2. Положения о распределении привилегированных акций и о закрытой подписке утверждаются общим собранием (конференцией) трудового коллектива в срок не более месяца после утверждения плана приватизации или принятия решения о прекращении закрепления 100-процентного пакета акций. В случае если такое решение не принято, используются типовые положения. 3. Результаты закрытой подписки и распределения привилегированных акций утверждаются собранием (конференцией) трудового коллектива в течение месяца со дня регистрации акционерного общества или двух месяцев после принятия решения о прекращении закрепления 100-процентного пакета акций. Глава 7. Особенные нормы приватизации Статья 45. Переход прав на земельные участки под объектами приватизации 1. Собственник (правопреемник) приватизированного предприятия имеет первоочередное право на: - долгосрочную аренду земельного участка, находящегося под приватизированным объектом или относящегося к нему; - выкуп земельного участка, за исключением земель, входящих в состав ансамблей садово-паркового искусства и их зон охраны, и иных земель, не подлежащих отчуждению. 2. До принятия Российской Федерацией и городом Москвой нормативно-правовых актов, определяющих порядок приватизации земельных участков, земельный участок, занимаемый объектом приватизации и/или относящийся к нему, сдается в долгосрочную аренду. 3. Перечень и порядок назначения сервитутов устанавливается федеральным законодательством и законами города Москвы. 4. Ограничения на использование земельного участка, которые существовали на момент приватизации предприятия или выкупа здания, сооружения и не снятые в установленном порядке, являются действующими. 5. Подлежащие регистрации сведения об ограничении прав на использование земельного участка, в том числе о публичных сервитутах, существовавших и/или заявленных правомочными органами на дату продажи здания, строения, сооружения, унитарного предприятия, представляются потенциальным покупателям до проведения конкурса или аукциона по продаже органами по земельным ресурсам и землеустройству, по архитектуре и градостроительству. 6. Реализация сервитутов, которая может нанести ущерб владельцу, осуществляется на компенсационной основе в соответствии с договором между владельцем и соответствующим государственным органом. Споры о правомочности установления ограничений на использование земельного участка подлежат разрешению в судебном порядке. Статья 46. Приватизация унитарного предприятия, имеющего на балансовом учете объекты жилищного фонда, жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения 1. При приватизации унитарного предприятия, имеющего на балансовом учете объекты жилищного фонда, жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, в обременения объекта приватизации включаются требования по передаче данных объектов местным органам власти или условия по их эксплуатации. 2. При передаче объектов городская администрация совместно с унитарным предприятием определяет объемы средств для подключения к централизованным инженерным коммуникациям и/или проведения необходимых ремонтно-восстановительных работ по передаваемым объектам в соответствии с действующими нормативами по техническому уходу и эксплуатации. Аналогично определяются объемы средств при передаче объектов жилищного фонда, жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения хозяйственным обществам, образованным в результате приватизации. 3. Возмещение расходов на передачу данных объектов городским жилищно-коммунальным службам может осуществляться за счет: - ресурсов приватизируемого унитарного предприятия; - включения стоимости передачи в условия конкурсной продажи пакета акций предприятия; - направления части выручки от продажи пакета акций на осуществление процедуры передачи. Статья 47. Приватизация памятников истории и культуры 1. Приватизация памятников истории и культуры, объектов, включающих памятники истории и культуры, с учетом границ земельных участков и порядка функционирования охраняемых зон осуществляется на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации и города Москвы с оформлением охранного обязательства. Перечни памятников истории и культуры, приватизация которых запрещена (достояние города) или может быть осуществлена в соответствии с требованиями части 1 настоящей статьи, формирует и ведет орган по охране памятников города Москвы. Перечни памятников истории и культуры, приватизация которых запрещена, утверждаются законом города Москвы. При наличии нескольких пользователей объекта недвижимости приватизации подлежит все здание-памятник в целом с обязательным заключением соглашения об общем владении зданием-памятником и долевом участии в эксплуатации, ремонте и реставрации. Статья 48. Распоряжение объектами гражданской обороны, мобилизационными запасами и мощностями, культурными ценностями и архивными документами при приватизации 1. Для принятия решения о приватизации унитарного предприятия, на балансовом учете которого имеются объекты и имущество гражданской обороны, мобилизационные запасы и мощности, архивные документы и культурные ценности, необходимо заключение соответствующих уполномоченных органов, включающее: а) перечень имущества и задания по гражданской обороне; б) мобилизационные задания, возложенные на унитарное предприятие уполномоченными органами государственной власти; в) наличие и возможность хранения в приватизированных организациях архивных документов, являющихся государственной частью Архивного фонда Российской Федерации; г) перечень имеющихся культурных ценностей, в том числе являющихся достоянием города. 2. Из состава имущества приватизируемого унитарного предприятия исключаются: а) объекты и имущество гражданской обороны, мобилизационные запасы и мощности; б) культурные ценности (недвижимое и движимое имущество); в) архивные дела. Между уполномоченными органами и хозяйственным обществом, созданным в процессе приватизации, заключаются договоры о передаче данного имущества обществу на хранение и/или безвозмездное пользование, а также о правах и обязанностях общества в отношении принятого имущества. По объектам гражданской обороны также заключается договор о выполнении мероприятий гражданской обороны и мобилизационных заданий. Договор заключается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы. При последующих сделках указанные обязательства включаются в обременения предприятия. Статья 49. Защита окружающей среды 1. Порядок учета экологического фактора при приватизации унитарного предприятия устанавливается органами по охране окружающей среды и управлению собственностью. 2. Отнесение унитарного предприятия к определенному классу экологической опасности на основании экологического аудита и/или экспертно-экологической оценки осуществляется с учетом степени воздействия на живой организм и окружающую среду шумов, излучений и иных вредных факторов. 3. Перечень экологически опасных унитарных предприятий, при приватизации которых требуется принятие природоохранных мер, формируется и ведется органом по охране окружающей среды. По согласованному решению органов по управлению собственностью и охране окружающей среды экологические мероприятия включаются в инвестиционную программу развития хозяйственного общества. Статья 50. Меры по антимонопольному регулированию 1. Унитарные предприятия, доминирующие на товарном рынке, работающие в условиях естественной монополии или приравненных к ним сферах хозяйственной деятельности, подлежат реорганизации в процессе приватизации в соответствии с действующим законодательством. 2. Приватизация унитарных предприятий, доминирующих на товарном рынке, может быть осуществлена единым комплексом с учетом требований антимонопольного законодательства. 3. При подготовке плана приватизации, выполнение которого может привести к образованию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, необходимо заключение органа по антимонопольной политике о соответствии антимонопольному законодательству предполагаемых действий. 4. Приватизация унитарных предприятий, внесенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенную законодательством долю, осуществляется исключительно с согласия органа по антимонопольной политике, иных уполномоченных органов по регулированию деятельности естественных монополий. Глава 8. Поступление и распределение средств от приватизации Статья 51. Поступление и распределение средств от приватизации 1. К средствам, полученным от приватизации, относятся поступления от продажи: - долей (акций) хозяйственных обществ; - имущественных комплексов действующих предприятий целиком или по частям; - имущественных комплексов ликвидируемых предприятий; - имущества действующих предприятий; - объектов незавершенного строительства; а также поступления от: - выкупа за сданное в аренду государственное или муниципальное имущество, в том числе часть арендной платы, перечисляемой в счет выкупа за арендованное имущество; - невозвращенного в соответствии с установленным порядком задатка при проведении конкурсов или аукционов; - штрафных санкций, взысканных с покупателей, при нарушении ими обязательств по договорам купли-продажи; - продажи приглашений на предварительное ознакомление участников конкурсов и аукционов с объектами приватизации; - продажи входных билетов лицам, не являющимся участниками аукциона; - специальных сборов, оплачиваемых заявителями при подаче заявок на приватизацию. Дивиденды по акциям, принадлежащим государству, и арендная плата за арендуемые объекты государственной и муниципальной собственности не являются средствами от приватизации и подлежат перечислению в бюджет. 2. Средства от приватизации, за вычетом комиссионной доли, предназначенной продавцу, поступают в казначейство и учитываются раздельно по видам собственности объектов приватизации и характеру имущества. 3. Средства, полученные от продажи памятников истории и культуры, перечисляются продавцом по нормативу на целевой казначейский счет органа охраны памятников города Москвы и расходуются на мероприятия по охране, реставрации, консервации, ремонту памятников. 4. Средства, поступившие от продажи объектов нежилого фонда, арендованного имущества, объектов незавершенного строительства, распределяются в соответствии с нормативами. Нормативы распределения средств утверждаются ежегодно в составе бюджетных показателей. Статья 52. Контроль за движением средств 1. Контроль за движением средств определяется действующим законодательством и осуществляется: - Контрольно-счетной палатой Москвы и другими контрольными органами; - финансовыми органами - за соответствием и правильностью распределения средств от приватизации их целевому назначению. Учет поступивших в бюджет средств осуществляется финансовым органом города Москвы. Глава 9. Заключительные положения Статья 53. Информационное обеспечение 1. Доступность, достоверность, полнота информации, связанной с процедурами приватизации, обеспечиваются: а) публикацией в специализированных изданиях не менее чем за 30 дней сведений о месте и времени проведения первичных продаж акций приватизированных унитарных предприятий; б) ежеквартальной публикацией отчетов о ходе приватизации и аналитических обзоров, содержащих перечни (реестры), краткие характеристики, оценку унитарных предприятий, по которым приняты решения о приватизации; в) ежегодной публикацией в средствах массовой информации отчета о составе имущественно-земельного комплекса Москвы, поступлениях от приватизации и расходовании полученных средств; г) размещением в электронных средствах массовой информации вышеперечисленных сведений и другой информации о приватизации в городе Москве. 2. Сведения о доле продукции (работ, услуг) приватизируемого унитарного предприятия на соответствующем товарном рынке публикуются по представлению органа по антимонопольной политике. Мэр Москвы вносит в Московскую городскую Думу отчет об итогах приватизации государственной и муниципальной собственности города за предыдущий год не позднее 1-го апреля текущего года. Статья 54. Финансовое обеспечение 1. Бюджетом города Москвы предусматривается финансирование следующих работ: а) проведение оценки начальной цены объектов приватизации; б) разработка нормативно-правовых актов и методической документации для практического осуществления приватизации; в) создание информационно-справочной службы по вопросам приватизации и публичной библиотеки для хранения копий уставов, планов приватизации и инвестиционных программ; г) переподготовка и целевое обучение персонала, непосредственно участвующего в процессе создания и деятельности конкурсных комиссий и комиссий по приватизации, в проведении конкурсов и аукционов, в проведении оценки материальных и нематериальных активов преобразуемых унитарных предприятий. Объемы финансирования для обеспечения процесса приватизации устанавливаются законом города Москвы о бюджете на соответствующий год. Статья 55. Контроль процессов приватизации 1. Контроль за выполнением покупателем особых условий приватизации осуществляет орган по управлению собственностью, уполномоченные представители города Москвы и другие контролирующие органы. 2. Орган по управлению собственностью организует и проводит контрольные проверки по вопросам: а) использования и сохранности имущества на унитарных предприятиях, по которым приняты решения о приватизации; б) соблюдения требований законодательства в процессе приобретения объектов приватизации по конкурсу; в) выполнения планов приватизации и особых условий, ограничений и обременений, включенных в них, выполнения условий договоров купли- продажи; г) сохранения профиля приватизированными предприятиями, если это предусмотрено условиями приватизации. 3. Уполномоченный орган по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением порядка заключения и выполнения договоров купли-продажи акций и объемов обращения ценных бумаг приватизированных предприятий. 4. Контроль за выполнением победителями коммерческих конкурсов с инвестиционными и/или социальными условиями осуществляют орган по управлению собственностью, финансовый орган и продавец. Для осуществления контроля за выполнением особых условий договоров купли-продажи продавец вправе привлекать для проверки специализированные организации или органы государственного контроля. Статья 56. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и города Москвы о приватизации 1. За нарушение законодательства о приватизации и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы физические и юридические лица несут ответственность в порядке и в случаях, предусмотренных гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации. 2. Убытки, причиненные в результате совершения противоправных действий в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о приватизации, подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. В случае невыполнения руководителями унитарных предприятий, находящихся в процессе приватизации, требований настоящего Закона орган по управлению собственностью вправе в установленном порядке принимать решения о расторжении ранее заключенных договоров с руководителями унитарных предприятий, а в случае отсутствия договоров - об освобождении от занимаемой должности. Статья 57. Порядок введения в действие настоящего Закона 1. Ввести в действие Закон города Москвы "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых настоящим Законом установлен иной порядок введения их в действие. 2. Следующие положения настоящего Закона вводятся в действие после принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации: а) о возможности преобразования унитарных предприятий в закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и внесении записи в учредительные документы о праве учредителя - Москвы отчуждать свою долю (пакет акций) без согласования с остальными участниками общества: - статья 10, части 2 и 3; б) о введении резервного фонда акций и разработке положения о формировании резервного фонда акций: - статья 24, часть 1, дефис второй; - статья 36, часть 1, пункт д); - статья 39; в) о введении понятия "выполнение плана приватизации": - статья 16, часть 6, дефисы второй, третий; г) об уточнении статуса "золотой акции" и ее конвертации в одну обыкновенную: - статья 14, часть 2, дефис третий; - статья 16, часть 6, дефис второй; - статья 37, дефис второй; - статья 38. До внесения изменений в Федеральный закон о приватизации в части замены специального права "золотая акция" на "золотую акцию" положения статьи 14 (часть 2, дефис третий); статьи 16 (часть 6, дефис второй); ста- тьи 37 (дефис второй); статьи 38 действуют как специальное право "золотая акция"; д) о возможности продажи унитарного предприятия как имущественного комплекса целиком или по частям на аукционе: - статья 28, часть 1, дефис второй; е) о введении опциона для управляющего: - статья 36, часть 1, пункт б) и часть 2. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 11 апреля 2001 года № 12

12. Перечень подлежащих приватизации имущественных комплексов и иного государственного имущества определяется согласно приложению 2 к настоящей Программе.

13. Перечень объектов государственных предприятий, подлежащих преобразованию в хозяйственные общества с сохранением 100 процентов акций (доли) в государственной собственности, определяется согласно приложению 3 к настоящей Программе.

Наименование объекта

Уставный капитал (тыс. сом.)

Государственная доля (%)

1. Город Бишкек

ОАО "Фонд развития предпринимательства"

ОАО "Оргтехстрой"

ОАО "Транснациональная корпорация "Дастан"

ОАО "Авиакомпания Кыргызстан"

ОАО "Транс-Союз-Азия"

ЗАО "Альфа-Телеком"

ЗАО "БТА Банк"

2. Чуйская область

ОАО "Кыргызкабель"

ЗАО "ВАСО"

ОсОО "Китлап"

3. Иссык-Кульская область

ОАО "САП Мин-Булак"

4. Нарынская область

ОАО "Жумгалсуукурулуш"

ОАО "Нарынбасмаканасы"

5. Город Ош

ОАО "Азамат"

6. Джалал-Абадская область

ОсОО "Передвижная механизированная колонна "МинтекеТТ"

7. Баткенская область

ОАО "Кызыл-Кийский ТФЗ"

ОсОО "Шахта Беш-Бурханкомур"

Наименование государственного предприятия

Государственная доля (%)

Государственная доля, подлежащая приватизации (%)

Государственное предприятие"Центральная лаборатория" при Государственном комитете промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики

Акционирование - процесс преобразования предприятий, являющихся единой государственной или частной собственностью в юридическое лицо, уставный капитал которого раздроблен на мелкие доли.

Акционирование — процесс преобразования предприятий, являющихся единой государственной или частной собственностью (принадлежащей одному или нескольким людям) в юридическое лицо, уставный капитал которого раздроблен на мелкие доли. Доля в уставном капитале в этом случае закрепляется количеством эмиссионных ценных бумаг — акций. Сумма их номинальной стоимости равна уставному капиталу юридического лица. При этом участники (владельцы акций) не отвечают по обязательствам АО, а лишь несут риски потери средств, вложенных в имеющиеся у них акции.

Когда осуществляется акционирование

В РФ акционирование чаще всего используется в качестве механизма приватизации государственных унитарных предприятий. Как правило, через этот механизм приватизируются средние и крупные предприятия. При этом право собственности на организацию в итоге не обязательно полностью или частично переходит в частные руки, а может оставаться полностью (100% акций) в руках государства. Нередко под государственным контролем остается только определенный пакет акций:

  • контрольный (более половины акций);
  • блокирующий (20-30% ценных бумаг);
  • миноритарный (не позволяющий влиять на деятельность общества).

При этом основной целью акционирования называется повышение эффективности работы субъекта экономики. Она может достигаться за счет:

  • большей свободы действий хозяйствующих субъектов;
  • появления личной заинтересованности (дивиденды) в увеличении прибыльности от деятельности компании у новых собственников;
  • привлечения инвестиций за счет продажи акций, выпуска привилегированных акций или облигаций;
  • создания интегрированных структур при приобретении юридическими лицами акций поставщиков, торговых структур, производственных предприятий смежников, поглощении конкурентов;
  • выделения в результате акционирования наиболее жизнеспособных на рынке частей предприятий (когда акционированию подвергается предприятие не в целом, а только определенная часть, обладающая коммерческим потенциалом);
  • появления прямого контроля за целевым использованием средств общества, эффективностью его деятельности со стороны акционеров.

Этапы акционирования

  • Первый — инициация создания акционерного общества на базе унитарной государственной или муниципальной организации. Инициатором может быть Правительство РФ, исполнительный орган субъекта страны, муниципалитеты и другие органы и лица, наделенные соответствующими полномочиями.
  • Второй — определение органа, который станет учредителем акционерного общества. Как правило, это те же лица, что выступают инициаторами.
  • Третий этап — создание комиссии по приватизации, организация ее деятельности. Обязанности по созданию комиссии возлагаются на федеральный, региональный или муниципальный орган по управлению государственным имуществом. В качестве членов комиссии в нее включаются должностные лица органа по управлению имуществом, различные функциональные представители от исполнительной власти, могут быть представители акционируемого предприятия и сотрудники антимонопольного ведомства.
  • Четвертый этап — разработка плана приватизации путем акционирования, в котором определяются сроки и ответственные. В качестве его основы используется типовой нормативный правовой акт, утвержденный Правительством РФ. План проходит процедуру согласования общим собранием работников приватизируемого предприятия. План служит основанием для разработки устава создаваемого общества.
  • Завершающий пятый этап — формирование общества. Оно производится в соответствии с планом приватизации. Итогом данного этапа считается регистрация АО в соответствующих государственных органах и исключение приватизируемого унитарного предприятия из реестра юридических лиц.

В процессе акционирования работникам и неработающим пенсионерам, приватизируемой организации предоставляется возможность покупки акций создаваемого общества (если не предполагается 100% государственная собственность). После завершения процедуры акционирования акции созданной компании могут продаваться на специальных аукционах. На покупателей акций общества могут налагаться определенные социальные обязательства в части прав работников приватизируемого хозяйствующего субъекта (сохранение рабочих мест, переподготовка кадров, охрана труда, условия труда на рабочих местах и т.п.). В условиях проводимых аукционов могут быть определенные требования в части инвестиций новыми собственниками в развитие АО.

Поделиться: