Понятие товарного рынка. Продуктовые (товарные) и географические границы товарного рынка

Предлагаем подробно рассмотреть деятельность товарного рынка. Прежде всего определимся с ключевым понятием - "товарный рынок". Это непростая социально-экономическая категория. Ее сущность можно раскрыть наиболее полно, если рассматривать ее в разных аспектах проявления.

Прежде всего, товарный рынок является сферой товарного обмена. Кроме того, это хозяйственная деятельность, а также система различных организационно-экономических действий, которые направлены на продвижение того или иного товара от его производителя к потребителю. Эти действия, например, связаны с развитием хозяйственного механизма производства, а также с реализацией товаров, методов и форм продажи, решением по сбыту, формированием спроса, проведением рекламы товаров и т. д. Товарный рынок, таким образом, представляет собой сферу товарного обмена, в которой проявляются отношения купли-продажи различных товаров, а также имеется связанная с их реализацией конкретная хозяйственная деятельность. Перейдем к описанию элементов, которые входят в его состав.

Составные элементы товарного рынка

Следующие составные элементы включают в себя товарные рынки:

  • цена товара;
  • спрос населения;
  • товарное предложение.

Товарное предложение - это масса товаров, которая предназначена для реализации. Производство товаров в той или иной стране, импортные закупки и товарные запасы являются основными его источниками.

Равновесие на товарном рынке

Это ситуация, когда уровень совокупных расходов является достаточным для закупки, произведенной при максимальной занятости ресурсов продукции. Совокупные расходы - это сбережения и потребление населения. Произведенная продукция же зависит от инвестиций различных организаций. Равновесие на товарном рынке - это оптимум стремления экономики, крайне редко достигающийся. Даже если оно на некоторое время возникает, то сразу же изменяются цены, заработная плата и рыночная ставка процента. Затем, вслед за спадом спроса, произойдет крайне незначительный и быстрый спад производства. Это стабилизирует ситуацию.

Основные показатели деятельности товарного рынка

Товарные рынки в своей деятельности характеризуются следующими основными показателями их функционирования.

  1. Емкость . Это максимально возможный в данное время объем реализации товаров, который может быть при данном уровне спроса (платежеспособного), розничных цен и товарного предложения.
  2. Динамика развития конкретных отраслевых рынков отдельной страны , которые составляют вместе единый товарный рынок этого государства.
  3. Немаловажной является также степень диверсифицированности . Следует понимать под диверсифицированностью степень охвата разными видами продукции (по цене и ассортименту) с учетом платежеспособных, этнических и географических особенностей населения той или иной страны.
  4. Реализуемое на рынке качество товара . Под ним подразумевается совокупность присущих товару свойств. Следует учитывать безопасность потребления товара, требования к маркировке, упаковке, существующие экологические нормы, а также наличие послепродажного обслуживания.
  5. Еще один важный показатель, характеризующий товарные рынки - конкурентоспособность тех или иных товаров. Следует понимать под конкурентоспособностью соответствие продукции сложившимся требованиям рынка в данный период.

Классификация товарных рынков по географическому и товарно-отраслевому признаку

Можно классифицировать их по разным характеристикам. Например, по географическому признаку. Можно выделить в соответствии с ним рынки отдельных регионов. Из них каждый может быть представлен как подсистема рынков тех или иных стран, а также их группировок. Товарный аспект не выделяется при данной классификации. Это, по сути своей, совокупные рынки. Они объединяют все отдельные рынки.

Однако существует и другая классификация. В соответствии с признаками товарно-отраслевыми можно выделить рынки полуфабрикатов и сырья, готовых изделий, услуг. В дальнейшем эти группы можно разбить вплоть до уровня рынка какого-то определенного товара. Примеров можно привести множество. Рынок промышленного сырья, в частности, включает в свой состав рынки хромовой, марганцевой, железной руд, проката, стали, стальных труб, платины, никеля, драгоценных металлов, химикатов, алмазов, химических волокон, пластмасс, медикаментов и др.

Особое место, которое занимает нефть и нефтепродукты на рынке

Особое место на рынке топлива принадлежит нефтепродуктам и нефти, так как это биржевой товар, который является предметом торгов, проходящих через нефтяную товарную биржу. Поэтому нефтепродукты можно отнести к "совместной" категории товаров, то есть тот или иной товар из данной категории нельзя получить, при этом не произведя других.

Участники международного рынка нефти

Большое значение для отдельных товарных рынков имеют его участники, которые выполняют определенные функции. На международном рынке нефти, например, ими являются следующие субъекты.

  1. Нефтяные компании, которые занимаются разведкой, переработкой, добычей и продажей нефти и различных продуктов ее переработки. Многие нефтяные компании, кроме того, торгуют правами на нефтепродукты и нефть: опционами, фьючерсами, обменом на реальный товар фьючерсов. Это, например, такая фирма, как Brish Petroleum Shell.
  2. Независимые торговые компании. Это, например, "Аркадия", "Витол", "Марк Рич". Они работают на реальном и новом видах рынков.
  3. Еще один участник - торговые дома, банки, финансовые инвестиционные компании. Они работают на рынках новых видов. Это, например, Морган Стенлей.
  4. Коллективные и частные инвесторы, специализирующиеся на новых видах рынков. Они стремятся получить выгоду, удачно вложив деньги в опционные и фьючерсные контракты на нефтепродукты и нефть.

Характерные особенности мировых товарных рынков

Рассказывая о мировых товарных рынках, следует отметить их подвижность, большую изменчивость в сравнении с отраслями национальной экономики. Нужно сказать, что мировой товарный рынок реагирует более чутко на новые тенденции спроса и колебания экономической конъюнктуры. Соответственно, его границы более мобильны, эластичны, чем границы соответствующей отрасли. Система мировых рынков более быстрыми темпами эволюционирует, чем отраслевая структура производства, если рассматривать ее в мировом масштабе.

Факторы, влияющие на функционирование мировых рынков

Большое влияние на функционирование различных мировых рынков оказывают следующие факторы:

  • монополизация;
  • регулирование внешней торговли государством;
  • валютно-финансовые факторы.

Скажем пару слов о последнем из них. Сегодня мы наблюдаем резкое увеличение воздействия валютно-финансовых факторов на мировые товарные рынки. Оно особенно усиливается, когда действуют плавающие курсы валют. Следует учитывать то, что товарный и денежный рынок связаны между собой. В ряде случаев существенные сдвиги в курсах валют порождают значительную трансформацию всей международной торговли, а также изменения в обороте товаров между отдельными странами.

На состояние рынков сегодня большое влияние также оказывает все увеличивающаяся монополизация экономики. Ограничения товарных рынков все более увеличиваются. Появляются так называемые замкнутые, существенная часть операций на которых имеет характер трансфертных сделок, может заключаться между очень ограниченным количеством сторон.

Сущность монополии

Само слово "монополия" происходит от греческого термина, означающего "единственный производитель". Это абсолютное преобладание хозяйствующего субъекта в экономике. Такое положение дает ему право единолично распоряжаться ресурсами, а также возможность оказывать определенное давление на своих конкурентов и потребителей и получать устойчивый доход.

Монополия как понятие связывается со структурой рынка, которая возникает, когда некоторый производитель занимает на нем доминирующее положение. Иными словами, взаимозаменяемых товаров или заменителя товара, который он производит, не существует. Это дает возможность ему оказывать решающее воздействие на общие условия товарообращения, а также затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам, которые хотят выйти на региональные или мировые товарные рынки. Монополистом может быть даже небольшое предприятие.

Виды монополии

Монополии можно разделить на следующие виды.

  1. Естественная монополия представляет собой такое состояние товарного рынка, удовлетворение спроса при котором в силу технологических особенностей данного производства эффективнее происходит в отсутствие конкуренции. При этом товары, которые производят субъекты этого вида монополии, нельзя заменить другими в потреблении. Из-за этого спрос на них зависит в меньшей степени от изменения цены, чем спрос на иные виды товаров. Можно отнести к естественным монополиям нефтепроводы, добычу природного газа, электроэнергетическую отрасль и др.
  2. Ограничение конкуренции на товарных рынках может возникать также в случае разрешенной монополии. Она защищена с помощью правовых ограничений. То есть в этом случае доминирующее положение обусловлено решениями местных или федеральных органов управления и власти. Они принимаются в интересах региона или государства на определенный срок под влиянием экономической ситуации, сложившейся на рынке.
  3. Временная монополия - это случаи, когда доминирующее положение хозяйствующий субъект занимает благодаря временному отсутствию конкурентов. Это происходит, когда на рынке появляется новая продукция. В этом случае монополистической деятельности на товарных рынках конкуренты возникают по мере освоения технологии ее производства.

Монополизация на современных рынках

Сегодня рынки бывают отмечены высокой степенью монополизации, если международные монополии играют на них основную роль. Они определяют, по существу, правила игры. Рынок теряет в этих условиях гибкость, а также присущее ему свойство автоматического регулятора цен на товары. Поэтому ограничение монополистической деятельности на товарных рынках в отдельных случаях может быть крайне желательно. Транснационализация монополистического бизнеса значительно влияет на международную торговлю, способствуя возникновению новых ее методов и форм, развитию специфической системы каналов сбыта.

Наличие посредников

Существенная особенность, которую имеют мировые товарные рынки, - это наличие различных посреднических фирм и компаний, специализирующихся на импорте или экспорте отдельных товаров, а также довольно большое влияние, которое они оказывают на рынки. Процесс монополизации, однако, неизбежно затрагивает и их. Это приводит ко все большей централизации систем международного и национального товародвижения, поглощению производителей, традиционно независимых, а также фирм-поставщиков.

Раздел II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 4. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

4.1. Определение и понятие товарных рынков

Экономика, равно как и экономическая деятельность, составляет постоянное движение массовых потоков товаров, которые производятся и доставляются потребителям в самые отдаленные точки, где в них нуждаются люди. Товарное движение в производстве и обращении опосредуется рынками денег, ценных бумаг, информации, знаний и новейших технологий. Л.В. Андреева указывает, что «товарный рынок состоит из рынков разнообразных товаров, отличающихся по своим характеристикам, свойствам, степени опасности для жизни и здоровья населения, влияющих на их оборотоспособность. Изучение правового режима различных товаров является одной из основных задач коммерческого права» <1>.

———————————

<1> Коммерческое право России: Учебник / Л.В. Андреева. 2-е изд., перераб. и доп. С. 35 — 36.

Товарный рынок — это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами <1>.

———————————

<1> Приказ ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» // БНА ФОИС. 2006. N 32.

Близкое к этому определение товарного рынка дается НК РФ <1>, согласно которому рынком товаров признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. Таким образом, рынок можно охарактеризовать как сферу совершения возмездных сделок между покупателем и продавцом, результатом которых является реализация товаров за денежный эквивалент или другое имущество . Рынок подразумевает под собой реальную возможность любого покупателя в удобный для него момент приобрести нужный товар без значительных дополнительных затрат, приводящих к существенному увеличению общих расходов на ближайшей к его месту нахождения территории Российской Федерации или за ее пределами.

———————————

Основными элементами, определяющими самостоятельность товарного рынка <1> и позволяющими производить анализ и оценку его конкурентной среды, являются:

———————————

<1> Пункт 3 Приказа ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

1. Продуктовые границы товарного рынка, выявление которых представляет собой процедуру определения потребительских свойств товара или товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок) на основе мнения покупателей (а в некоторых случаях и продавцов) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате опроса покупателей (продавцов). Опрос проводится по группам покупателей (продавцов), различающимся по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель (продавец), покупатель единичного количества товара, розничная торговля, реализация товара по прямым договорам).

2. Географические границы товарного рынка, установление которых определяет спрос на товары. Географическая граница рынка расширяется с увеличением степени уникальности товара и его сложности и сужается при неразвитых и дорогостоящих коммуникациях, ограниченном сроке эксплуатации и высокой степени унификации товара. По сути, это экономически интегрированная зона вокруг центрального или крупного города. Регулярное передвижение людей — наиболее весомое средство измерения интеграции. Однако основным критерием для определения региональных границ рынка должен являться спрос населения. Таким образом, под границами товарного рынка следует понимать границы территории, за пределами которой спрос на товар и его востребованность являются экономически нецелесообразными с позиции ее потенциальных потребителей. При определении географических границ товарного рынка учитываются многие факторы, в частности, возможность перемещения товара между территориями, доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу, отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров, сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка. По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.

3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в число которых включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие или производящие в его границах определенный вид товара в пределах определенного временного интервала. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, могут быть включены:

а) потенциальные продавцы — физические и юридические лица, которые в течение не более года могут при обычных условиях оборота, отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации и без дополнительных издержек войти на данный товарный рынок;

б) продавцы товаров, взаимозаменяемых с данным товаром по производству.

4. Доля хозяйствующих субъектов на рынке, которая определяется как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. Поскольку п. 8 ч. 1 ст. 23 ЗоЗК предписывает ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, Правительство РФ утвердило Правила <1> формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» // СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480.

5. Объем товарного рынка, основным показателем расчета которого является объем продаж или поставок на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

6. Уровень концентрации товарного рынка выявляется на основе анализа процессов концентрации, определяемых с помощью специальных статистических коэффициентов и индексов. Информационной базой расчетов коэффициентов концентрации выступает товарная номенклатура, которая приблизительно соответствует номенклатуре основного промышленного производства.

7. Барьеры входа на товарный рынок — это обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке. Как правило, к барьерам входа на товарный рынок относятся некоторые виды экономических и административных ограничений, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, в том числе инвестирование в избыточные производственные мощности и увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов.

Основополагающими функциями товарных рынков являются:

1) ценообразование, так как механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации и других важных сведений, необходимых для человека в экономической сфере;

2) конкуренция . Известный государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард писал, что «государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции неосуществимы» <1>.

———————————

<1> Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991. С. 161.

4.1.1. Виды товарных рынков

Товарные рынки классифицируются по различным основаниям :

по структуре хозяйства государства : торговые рынки стран с экономикой натурального хозяйства, стран — экспортеров сырья, промышленно развивающихся стран и промышленно развитых стран;

по уровню доходов и характеру их распределения в государстве : страны и регионы с низким уровнем доходов, страны и регионы с высоким уровнем доходов, страны с низким, средним и высоким уровнями доходов, страны с преимущественно средним уровнем доходов;

по территориальному охвату : внутренние, национальные, региональные, мировые;

по товарно-отраслевому признаку : машин и оборудования, минерального сырья и топлива, сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров;

по сфере общественного производства : товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования), товаров нематериального производства (достижений науки, технологий, ноу-хау, произведений искусства, книг и т.п.);

по характеру конечного использования товаров : рынки товаров производственного назначения и товаров потребительского назначения;

по сроку использования товаров : товаров долговременного пользования, краткосрочного пользования и одноразового пользования;

по организационной структуре товарных рынков : мировой рынок (открытый и закрытый), внутренний рынок (оптовый и розничный).

В целях коммерческого права исследуется организационная структура именно торговых рынков, так как она, с одной стороны, лежит в основе правового регулирования отношений в сфере торговли и, с другой стороны, служит квалифицирующим признаком обособления предмета правового регулирования коммерческой деятельности.

Организационная структура рынков складывается в зависимости от условий торговли на товарных рынках и характера групп продавцов и покупателей. На внутреннем рынке различают два сектора: оптовый и розничный . Оптовый рынок представляет собой одну из форм товарного обращения, посредством которой осуществляются экономические связи между хозяйствующими субъектами в сфере продвижения товаров от производителя в розничную торговую сеть. Это передаточное звено между товаропроизводителями и розничной торговлей. Характерными особенностями оптовых торговцев с товаропроизводителями являются наличие кредитных отношений и отсутствие отношений с конечными потребителями. Розничный рынок представляет собой форму товарного обращения, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности конечных потребителей товаров на основе розничных цен.

Приведенная классификация товарных рынков позволяет углубить характер дальнейшего исследования конкретного товарного рынка исходя из специфических особенностей самого товара, характера его производства и конечного использования, организационной структуры сбыта и территориальной принадлежности предприятия и исследуемого рынка. Однако необходимо учитывать, что при любом подходе к классификации рынков границы между ними размыты и имеют весьма условный характер. Достаточно типичным примером является существование на рынках крупных оптово-розничных субъектов торговли, которые одновременно выступают и в роли оптовиков, и в роли розничных продавцов (например, торговые дома).

4.1.2. Структура и инфраструктура товарных рынков

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям <1>.

———————————

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010. С. 110.

Инфраструктура товарного рынка — это комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей, задача которых сводится к оптимизации каналов товародвижения и рыночному регулированию товарно-денежного оборота. Инфраструктура товарного рынка создает предпосылки и условия для ускорения оборачиваемости средств в экономике, совершенствования рыночного процесса реализации вновь созданной продукции, укрепления материально-технической базы сферы обращения, оптимизации коммерческо-хозяйственных связей. Благодаря инфраструктуре взаимоотношения субъектов рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.

Функции инфраструктуры товарного рынка заключаются в : 1) содействии субъектам рынка в реализации их экономических интересов; 2) организационном оформлении коммерческих отношений сторон заключаемых договоров; 3) обеспечении юридического, финансового, страхового и контрольного обслуживания; 4) оперативном реагировании на любые изменения конъюнктуры рынка, товаров, а также состава конкурентов, посредников и потребителей; 5) осуществлении торговой и иной коммерческой деятельности, непосредственно связанной с торговлей; 6) оказании посредничества в реализации товаров и налаживании коммерческих связей; 7) оказании различных услуг, непосредственно связанных с обслуживанием торговой деятельности; 8) использовании возможностей транспорта, средств связи, складского хозяйства и топливно-энергетического комплекса.

Инфраструктура товарных рынков как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем :

1) подсистема торговых посредников — организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товара;

2) подсистема информационного обеспечения — организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система и полиграфическая база;

3) подсистема тароупаковочной индустрии — нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания отвечающей международным стандартам тароупаковочной продукции;

4) подсистема транспортного обеспечения — все виды транспорта, обеспечивающего доставку продукции потребителям;

5) финансово-кредитная подсистема — инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;

6) подсистема организационного обеспечения — организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя;

7) подсистема нормативно-правового обеспечения — федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимоотношения сторон на товарных рынках <1>.

———————————

<1> См. подробнее: Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2008. С. 102 — 103; Постановление Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 593 «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 — 2005 годы» // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2910.

4.1.3. Оптовый товарный рынок

Оптовый товарный рынок — это сфера обращения товаров, связанная с их продвижением от производителей в розничную торговую сеть или для профессионального использования путем совершения возмездных сделок по перепродаже товара оптовым розничным потребителям .

Основной функцией оптовой торговли, представляющей собой область правового регулирования коммерческого права, является продвижение товара от изготовителя к потребителю, что достигается благодаря наличию у оптовых торговцев профессиональных знаний и навыков в сбыте товара. Правовой основой движения товаров от производителя к покупателю являются отчуждательные договоры . Благодаря правовому механизму, при помощи которого возможна законная передача имущества от одного субъекта права другому, решаются все задачи, стоящие перед торговлей. Таким механизмом являются договоры о передаче имущества продавца в собственность покупателя (купля-продажа, поставка, мена и др.).

Основная функция оптовой торговли — это продвижение товаров от производителя к потребителю и бесперебойное обеспечение розничной торговой сети и массового питания товарами, осуществление которого во многом зависит от договорных отношений по поставкам товаров <1>.

———————————

<1> См.: Фролова Н.К. Проблемы правового регулирования оптовой торговли // Налоги (газета). 2006. N 39.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <1> (ФЗ о ГРТД) определяет оптовую торговлю как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данное определение построено на противопоставлении оптовой торговли торговле розничной. Основным критериальным признаком данного отличия является цель приобретения товаров. При оптовой торговле товары продаются с целью извлечения прибыли, а не для дальнейшего их использования. В любом случае основным отличием оптовой торговли от противопоставляемой ей розничной торговли является цель приобретения и продажи товаров хозяйствующими субъектами товарных рынков.

———————————

<1> Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Оптовая торговля, согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 и ч. 1 ст. 8 ФЗ о ГРТД, может осуществляться только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами, т.е. хозяйствующими субъектами торговой деятельности . Это означает, что обеими сторонами в сделках, совершаемых в оптовой торговле, являются профессиональные предприниматели, что должно формировать специальный режим правового регулирования данной группы общественных отношений. Соответственно, граждане-потребители, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары в целях, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, не являются субъектами оптовой торговли.

Оптовая торговля также не предполагает продажу товаров единичными экземплярами. Товары в этом случае продаются партиями, что является одним из существенных признаков оптовой торговли. В сфере оптовой торговли выделяется мелкооптовая торговля, под которой понимается разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Оптовый торговец фактически является посредником между производителями товаров и их конечными потребителями, оперируя, как правило, крупными партиями товаров. Оптовые торговцы обычно не контактируют непосредственно с потребителями.

Сделки в сфере оптовой торговли обладают рядом специфических особенностей : 1) оптовики работают преимущественно с перепродавцами, а не с конечными потребителями, поэтому они значительно меньше внимания уделяют психологии продаж; 2) оптовые сделки по объему, как правило, крупнее розничных, торговая зона оптовика значительно шире, чем у розничного торговца; 3) на оптовые сделки не распространяется правовой режим защиты прав потребителей, что коренным образом отличает сферу оптовой торговли от розничной; 4) режим налогообложения оптовой торговли отличается от розничной.

На сегодняшний день отношения в области оптовой торговли в основном регулируются ФЗ о ГРТД. Отношения субъектов оптовой торговли, как правило, основываются на договоре поставки (§ 3 гл. 30 ГК РФ). В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Легальное определение договора поставки практически дословно воспроизводится в определении оптовой торговли, содержащейся в п. 2 ст. 2 ФЗ о ГРТД, что указывает на желание законодателя сделать акцент на том, что основой отношений в сфере оптовой торговли является договор поставки .

В отношениях с сельскохозяйственными производителями основой является договор контрактации (§ 5 гл. 30 ГК РФ). Отдельные подзаконные и ведомственные правовые акты устанавливают частные правила, касающиеся регулирования оптовых рынков отдельных видов товаров <1>, деятельности отдельных субъектов оптовой торговли <2>, а также регулирования цен <3>.

———————————

<1> Постановление ФЭК России от 29 декабря 2003 г. N 111-э/9 «Об утверждении технических параметров, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка» // БНА. 2004. N 5; Постановление Госкомстата России от 18 августа 1999 г. N 78 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за оптовой и розничной торговлей на 2000 год» // СПС «КонсультантПлюс».

<2> Приказ Минсельхозпрода России N 292, Роскомторга N 95 от 1 декабря 1994 г. «Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке»; Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» // СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3654 (с послед. изм.); Приказ Минздрава России от 15 марта 2002 г. N 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения» // БНА. 2002. N 13.

<3> Приказы ФТС России от 4 декабря 2009 г. N 344-э/1 «Об утверждении индикативных цен и тарифов на электрическую энергию и мощность для покупателей — субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности)» // Российская газета. 2009. 21 декабря; от 25 ноября 2008 г. N 265-э/1 «Об утверждении оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд» // Российская газета. 2008. 31 декабря.

Учитывая перечисленные особенности оптовой торговли, правильно было бы определять оптовую торговлю как вид торговой деятельности хозяйствующих субъектов товарных рынков, связанный с приобретением партий товаров для их дальнейшего использования в предпринимательской деятельности и их продажей, с целью извлечения прибыли (в том числе и путем перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием .

4.1.4. Розничный товарный рынок

1. Особенности розничных торговых сетей . Деятельность розничных торговых предприятий связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям . Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем: 1) удовлетворение потребностей населения в товарах; 2) доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи; 3) поддержание баланса между предложением и спросом; 4) воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема продаж; 5) совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей <1>.

———————————

<1> См.: Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 186.

Основными задачами коммерческой деятельности розничных предприятий являются: 1) изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность; 2) определение ассортиментной политики; 3) создание хозяйственных связей; 4) формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия; 5) обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

Отношения в сфере розничной торговли в Российской Федерации регулируются нормами гражданского законодательства . Прежде всего это Гражданский кодекс РФ, в котором договор розничной купли-продажи определяется как публичный договор и достаточно детально регламентируются его существенные условия, договор же поставки (как договор оптовой торговли) не является публичным, поэтому его существенные условия практически ничем не ограничены. Другим важным законом, определяющим правовой режим розничной торговой сети, является Закон РФ «О защите прав потребителей» <1>, который регулирует отношения между продавцом и гражданином-потребителем, компенсируя юридическое, экономическое и профессиональное неравенство сторон договора установлением льготного правового режима для потребителей.

———————————

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Государственный надзор и контроль за розничной торговлей осуществляются на основании:

1) Федерального закона «О защите конкуренции» , определяющего условия, при которых коммерческие субъекты попадают под правовой режим антимонопольного регулирования, и устанавливает его основные правила;

2) Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)» <1>, устанавливающего порядок проведения надзорных мероприятий и ограничивающего их частоту, в том числе в сфере розничной торговли;

———————————

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436.

3) Федерального закона «О техническом регулировании» <1> и принятых в соответствии с ним технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к товарам, предлагаемым поставщиком или продавцом к продаже, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья покупателей и недопущение введения их в заблуждение относительно существенных потребительских характеристик товара, и определяющих порядок подтверждения соответствия товаров этим требованиям;

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

4) Федеральных законов «О качестве и безопасности пищевых продуктов» <1>, «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» <2>, «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» <3>, «Об ограничении курения табака» <4>, устанавливающих ограничения прав поставщика и продавца относительно прав на продажу и покупку товаров, ограниченных в обороте, в том числе связанных с размещением торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной и табачной продукции, и наделяющих органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по регулированию их торгового оборота;

———————————

<1> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

<2> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

<3> Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» // СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 759.

<4> Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2942.

5) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» , в соответствии с п. 1 ст. 14 которого в качестве одного из полномочий органов местного самоуправления является создание условий для обеспечения населения муниципального образования услугами торговли.

Требования действующего законодательства, касающиеся розничной торговли, содержатся также в подзаконных актах, важнейшими из которых являются Правила продажи отдельных видов товаров <1>, Правила продажи товаров по образцам <2>, Правила комиссионной торговли <3> и иные правила, утвержденные постановлениями Правительства РФ <4>. Перечисленные Правила также устанавливают ответственность продавцов за нарушение обязательных требований действующего законодательства, содержащихся в перечисленных выше федеральных законах, а также в подзаконных актах.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482.

<2> Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3657.

<3> Постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» // СЗ РФ. 1998. N 24. Ст. 2733.

<4> См., например: Постановления Правительства РФ от 15 декабря 1998 г. N 1493 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания» // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6307; от 6 июня 1998 г. N 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» // СЗ РФ. 1998. N 24. Ст. 2733.

Действующее законодательство не содержит каких-либо норм, способствующих разрешению проблем в отношениях между продавцами и изготовителями, а также другими поставщиками товаров продавцам. В связи с недостаточным законодательным обеспечением розничного рынка правовое регулирование коммерческой деятельности его субъектов имеет ряд существенных недостатков :

1) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют полномочий по регулированию в сфере розничной торговли, за исключением регулирования розничной продажи алкогольной продукции, что снимает с них ответственность за решение общих для торговых организаций региона инфраструктурных проблем;

2) регулирование исключительно с федерального уровня не способствует смягчению неизбежных конфликтов между интересами крупного торгового бизнеса (сетевого) и малого или среднего, не выдерживающего конкуренции торговых сетей;

3) законодательно не урегулированы проблемы возмещения убытков в порядке регресса в связи с исполнением продавцом законных требований покупателя, приобретшего у него товар ненадлежащего качества от оптового продавца, с которым он связан договором поставки данного товара;

4) отсутствие правового регулирования «платы за вход», устанавливаемой ритейлерами в розничных торговых сетях. Их доминирующее положение на рынке может приводить к дискриминации некоторых оптовых продавцов, что нуждается в специальном правовом регулировании законодательством о конкуренции;

5) многие подзаконные правовые акты (например, Правила продажи) содержат ряд ограничений прав граждан, которые в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ должны устанавливаться только федеральными законами <1>.

———————————

<1> Пояснительная записка к досье на проект Федерального закона N 494404-4 «О розничной торговле» // СПС «Гарант».

Для устранения существующих пробелов и противоречий в нормативном правовом регулировании в сфере розничной торговли в Государственную Думу был внесен законопроект Федерального закона N 494404-4 «О розничной торговле», который предусматривает:

1) расширение полномочий субъектов Российской Федерации и наделение органов местного самоуправления полномочиями по регулированию розничной торговли;

2) определение функции контроля в качестве частичной по отношению к надзору, не предусматривающей самостоятельного применения санкций за нарушения;

3) определение порядка муниципального контроля и порядка общественного контроля в сфере розничной торговли;

4) установление специальных, существенно более низких, чем общие, порогов доминирования хозяйствующих субъектов и специальных мер антимонопольного регулирования в сфере розничной торговли;

5) наделение продавца правом на возмещение ущерба изготовителем или иным поставщиком при его вине без наличия договора поставки данного товара между ними;

6) определение правового статуса услуги по размещению продавцом товара в соответствии с заявкой его поставщика;

7) поднятие на уровень федерального закона обязательных требований к торговым объектам, персоналу, торговому процессу, организации отдельных форм торговли (самообслуживанию, комиссионной торговле, дистанционной торговле и т.д.).

__________________
Глава 4. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
4.1. Определение и понятие товарных рынков

Закона о защите конкуренции. Для этого необходимо определить занимаемые доли товарных рынков, на которых действует хозяйствующий субъект.

Антимонопольный орган при проведении анализа состоянии конкуренции на товарном рынке руководствуется Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Хозяйствующие субъекты зачастую ошибочно рассчитывают занимаемую ими долю исходя из объема проданного всей номенклатуры товаров в натуральном выражении либо на основании объема полученной выручки в денежном выражении по отношению к конкурентам.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание на необходимость разделения хозяйствующими субъектами всей номенклатуры товаров на товарные рынки определенного товара в соответствии с признаками понятия товарного рынка. Такими признаками являются: сфера обращения товара (товаров), границы (в том числе географические) рынка, а также возможность потребителя приобрести товар.

При определении товарного рынка необходимо установить наличие либо отсутствие взаимозаменяемых товаров. Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Таким образом, товарный рынок может состоять из товаров не только одного производителя (поставщика), но и товаров конкурирующих производителей (поставщиков), если такие товары являются взаимозаменяемыми, что обуславливает наличие либо отсутствие иных участников рынка.

Примеры:

Как установлено ФАС России, товарный рынок диализаторов (медицинских изделий, применяемых при процедуре гемодиализа) состоит из диализаторов различных производителей (Гамбро, Фрезениус, Б. Браун, Бакстер, Белко, Нипро, Асахи и др.), вместе с тем, потребительские свойства отдельных видов диализаторов различны, на что влияет: материал мембраны, объем заполнения, коэффициент ультрафильтрации, площадь поверхности мембраны, стерилизация. В результате исследования установлено, что определенные виды диализаторов различных производителей являются взаимозаменяемыми и формируют один товарный рынок.

И напротив, при использовании аппаратов искусственной почки используются кровопроводящие магистрали, которые также независимо от производителя могут применяться на аппаратах различных производителей, при этом имеются аппараты искусственной почки с так называемой "закрытой системой", использование которых возможно только с кровопроводящими магистралями определенного производителя. Указанные во втором случае кровопроводящие магистрали, не имеющие взаимозаменяемых товаров, формируют отдельный товарный рынок, состоящий из одного товара определенного производителя (продавца), который по всем признакам может занимать доминирующее положение на рынке кровопроводящих магистралей для определенного аппарата искусственной почки в географических границах Российской Федерации.

Показательным является также рынок лекарственных препаратов. Применительно к нефрологии, а именно проведению процедуры перитонеального диализа, используются лекарственные препараты в форме раствора различных производителей, вместе с тем, как установлено ФАС России и поддержано судом, лекарственный препарат "Экстранил" (МНН Икодектрин) производства компании Бакстер Хелскеа С.А., Ирландия, относится к категории специальных растворов для перитонеального диализа, созданных для повышения адекватности перитонеального диализа, и не имеет аналогов других производителей. Соответственно, в тех случаях, когда врачом принимается решение о необходимости применения именно этого раствора, заменить его лекарственными препаратами иных производителей не представляется возможным. Отличительной особенностью "Экстранила" является его высокая биосовместимость. Лекарственный препарат "Экстранил" содержит вместо глюкозы полимер глюкозы айкодекстрин, который практически не всасывается. Возможность замены на лекарственные препараты других производителей отсутствует. Вместе с тем, представители ЗАО Компания "Бакстер" (юридическая фирма "Бейкер и Макензи") ошибочно рассчитывали долю лекарственного препарата "Экстранил" из расчета иных лекарственных препаратов для перитонеального диализа, в том числе иных производителей.

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах. В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности: - гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст. 8); - вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34); - определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. "ж" ст. 71); - не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст. 74). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.- *(источник № 656) Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Незавᴎϲимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.). Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, которые распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг Российской Федерации. Основным законодательным актом, входящим в состав антимонопольного законодательства, является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках"- *(источник № 657) (далее - Закон о конкуренции). Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополᴎϲтической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции органами власти на товарных рынках в Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. Действие Закона о конкуренции может носить экстерриториальный характер в случае, если действия (соглашения), совершаемые (заключаемые) за пределами территории Российской Федерации, приводят к ограничению конкуренции на рынках в Российской Федерации. Определенные особенности имеет действие Закона о конкуренции по кругу лиц. Так, под действие норм Закона подпадают: хозяйствующие субъекты, органы власти, за исключением федерального органа законодательной власти, органов судебной власти, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации- *(источник № 658). Кроме того, положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц- *(источник № 659). Особенности предусмотрены и в отношении действия данного Закона по сфере регулируемых отношений. В частности, Закон о конкуренции не распространяется, во-первых, на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции- *(источник № 660). Во-вторых, на отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, регулируются другими федеральными законами. Существенная роль в этой группе законов отведена Федеральному закону от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"- *(источник № 661) (далее - Закон о конкуренции на финансовых рынках). Закон о конкуренции на финансовых рынках регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этом рынке. Данный Закон также применяется на всей территории Российской Федерации, аналогично Закону о конкуренции может иметь экстерриториальный характер действия. Круг лиц, в отношении которых распространяются нормы Закона о конкуренции на финансовых рынках, составляют финансовые организации и органы власти. При этом следует учитывать, что Закон действует в отношении федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Положения Закона относительно финансовых организаций распространяются на аффилированных лиц- *(источник № 662) и группу лиц. Закон о конкуренции и Закон о конкуренции на финансовых рынках являются системообразующими в структуре антимонопольного законодательства, но нормы антимонопольного регулирования содержатся и в иных законодательных актах, прежде всего в ГК РФ. Так, ст. 10 ГК РФ, определяя пределы осуществления гражданских прав, устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случаях совершения таких действий (бездействия) суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права- *(источник № 663). Приведем и другие примеры. Статья 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"- *(источник № 664) содержит положения, касающиеся антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии; ст. 26-27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"- *(источник № 665) определяет исходные положения антимонопольного регулирования газоснабжения; ст. 32 Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"- *(источник № 666) устанавливает основы антимонопольных правил деятельности кредитных организаций. При характерᴎϲтике антимонопольного законодательства необходимо учитывать и тот факт, что определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию. В частности, сферы деятельности субъектов государственных монополий определены в нескольких законодательных актах. В их числе: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"- *(источник № 667), Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"- *(источник № 668) и др. Правовое положение федеральных естественных монополий установлено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"- *(источник № 669) (далее - Закон о естественных монополиях). Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства. Правовой формой таких нормативных актов являются постановления Правительства РФ и приказы федерального антимонопольного органа- *(источник № 670). Следует также обратить внимание, что полномочия антимонопольного органа, которые в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба- *(источник № 671), определены законами о конкуренции и конкретизированы в подзаконном нормативном акте- *(источник № 672). Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы- *(источник № 673) во взаимодействии с другими органами власти и организациями. Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения моно­полистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется систе­мой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирова­ния определены Конституцией РФ (ст.8, п.2 ст.34, ст.74). Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках», действующим с изменениями и дополнениями (далее - Закон о конкуренции). Предметом регулирования этого Закона являются отноше­ния, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, явля­ются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг (далее - Закон о кон­куренции на рынке финансовых услуг). Под финансовой услугой Закон по­нимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денеж­ных средств юридическими и физическими лицами. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, вклю­чает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских, страховых, лизинговых услуг, услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг. Товарные рынки, Функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются спе­циальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях». Федеральный антимонопольный орган проводит государственную поли­тику по содействию развитию конкуренции, по предупреждению, ограниче­нию и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В настоящее время таким органом является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Основные задачи, функции, полномочия антимонопольного орга­на определены Законом о конкуренции и Положением о МАП России, ут­вержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N° 793. Для реализации своих полномочий федеральный антимонопольный орган создает территориальные управления, Положение о которых было утвержде­но приказом МАП РФ от 17 ноября 1999 г. № 441.

Товарный рынок относится к рынкам, на котором торгуют первичным сырьем, а не продукцией обрабатывающей промышленности. Мягкими товарами являются сельскохозяйственные продукты, такие как пшеница, кофе, какао и сахар. Жесткими товарами называются, например, золото, резина и нефть. Инвесторы имеют доступ к примерно 50 крупным товарным рынкам по всему миру с объемом чисто финансовых операций намного превосходящим объем физических торгов, по результатам которых товары поставляются.

Фьючерсные контракты являются самым старым из способов инвестирования в сырьевые товары. Фьючерсы обеспечены материальными активами. Товарные рынки включают физическую торговлю и торговлю деривативами с использованием спотовых цен, форвардов, фьючерсов и опционов на фьючерсы. Фермеры использовали простую форму торговли производными инструментами на товарном рынке в течение многих столетий для управления ценовыми рисками.

Производным финансовым инструментом (финансовым деривативом) является финансовый инструмент, стоимость которого происходит от товара, который называют базовым. Деривативы бывают либо биржевые, либо внебиржевые (OTC). Все большее число деривативов торгуется через клиринговые палаты некоторые с посредничеством центрального контрагента, которые обеспечивают клиринговые и расчетные услуги на фьючерсной бирже, а также внебиржевые услуги на внебиржевом рынке.

Деривативы, такие как фьючерсные контракты, свопы (1970-), биржевые сырьевые товары (ETC) (2003 -), форвардные контракты стали основными торговыми инструментами на товарных рынках. Фьючерсы торгуются на регулируемых товарных биржах. Внебиржевые (OTC) контракты являются двусторонними контрактами, заключаемыми в результате двухсторонних переговоров между договаривающимися сторонами непосредственно.

Биржевые фонды (ETFs) начали торговлю товарами в 2003 году. Золотые ETFs основаны на торговле «электронным золотом», что не влечет за собой права собственности на физические слитки с дополнительными расходами на страхование и хранение в хранилищах, как на лондонском рынке слитков. Согласно World Gold Council , ETFs позволяют инвесторам инвестировать на рынке золота без риска ценовой волатильности, связанной с золотом как физическим товаром.

История товарного рынка

Денежные рынки на основе товаров и товарные рынки в первоначальной форме, как полагают, возникли в Шумере между 4500 до н.э. и 4000 до н.э. Шумеры сначала использовали глиняные символы, запечатанные в сосуде из глины, затем глиняные таблетки письма, чтобы представлять сумму - например, число коз, которое должно быть поставлено. Эти обещания времени и дата поставки напоминают фьючерсный контракт.

Ранние цивилизации по-разному использовали чушки, редкие ракушки или другие предметы, как товарные деньги. С этого времени трейдеры стремились найти пути упрощения и стандартизации торговых контрактов.

Золотые и серебряные рынки развивались в классических цивилизациях. Сначала драгоценные металлы ценили за их красоту и внутреннюю ценность и связывали их с королевской властью. В свое время, они использовались для торговли и обменивались на другие товары и сырье, или представляли собой оплату труда. Определенные количества золота затем стали деньгами. Дефицит золота, уникальная плотность и то, как оно может быть легко получено, обработано и измерено, сделали его естественным торговым активом.

Начиная с конца 10-го века, товарные рынки выросли в качестве механизма для распределения товаров, рабочей силы, земли и капитала по всей Европе. Между концом 11-го и концом 13 века английская урбанизация, региональная специализация, расширение и совершенствование инфраструктуры, расширение использования чеканки и распространения рынков и ярмарок были свидетельством коммерциализации. Распространение рынков иллюстрируется установкой в 1466 году надежных весов в селах Слотен и Осдорп, а результате чего жителям больше не приходилось ездить в Харлем или Амстердам для того, что взвесить сыр или мясо их местного производства.

В 1864 в США пшеница, зерно, рогатый скот и свиньи широко продавались и покупались при помощи стандартных инструментов, которыми начала торговать Чикагская товарная биржа (CBOT), старейшая фьючерсная и опционная биржа в мире. Другие продовольственные товары были добавлены к Закону о товарной бирже и стали продаваться и покупаться через CBOT в 1930-х и 1940-х годов, при этом расширенный список включал рис, молотые продукты, сливочное масло, яйца, ирландский картофель и сою. Успешные товарные рынки требуют широкого консенсуса в изменении продукта, чтобы сделать каждый товар приемлемым для торговли, таким, как золота в слитках определенной чистоты. Классические цивилизации построили комплекс глобальных рынков, торгующих золотом или серебром в обмен на специи, ткань, дерево и оружие, большинство из которых были стандартного качества и своевременно поставленными.

В 19-ом веке «биржи стали эффективными выразителями и новаторами для улучшения транспортировки, складирования и финансирования, что проложило путь к расширению межгосударственной и международной торговли». Репутация и очистка стал центральными проблемами, и государства, которые могли справиться с ними наиболее эффективно разработали мощные финансовые центры.

Индекс цен на сырьевые товары

В 1934 году Бюро трудовой статистики США начало вычисление ежедневного индекса цен на сырьевые товары, который стал доступен общественности в 1940 году. К 1952 году Бюро трудовой статистики издало индекс цены спотового рынка, который стал мерой ценовых движений 22 чувствительных базовых товаров, рынки которых, как предполагается, оказываются одними из первых под влиянием изменений экономических условий. Таким образом, индекс служит опережающим индикатором предстоящих изменений в деловой активности.

Товарный индексный фонд

Товарный индексный фонд является фондом, средства которого инвестируются в финансовые инструменты на основе или привязаны к товарному индексу. В почти каждом случае индекс на самом деле является Commodity Futures Index. Первый такой показатель был Индекс Бюро по изучению товаров (CRB), который стал рассчитываться в 1958 году. Его введение не сделало данный индекс полезным в качестве инвестиционного индекса. Первый практически инвестиционный индекс товарных фьючерсов - Goldman Sachs Commodity Index, созданный в 1991 году, и известен как "GSCI". Следующим был Dow Jones AIG Commodity Index. Он отличался от GSCI в первую очередь в весах, выделяемых для каждого товара. DJ AIG имел механизмы периодически ограничивать вес любого одного товара и удалять товары, веса которых стали слишком малы. После финансовых проблем AIG с в 2008 года права Индекс были проданы UBS и в настоящее время индекс известен как DJUBS. Другие товарные индексы – это индекс Reuters / CRB (который представляет собой старый индекс CRB, реструктурированный в 2005 году) и индекс Rogers.

Наличный товар

Наличные товары или «фактические» товары относятся к физическим товарам - например, пшеница, кукуруза, соевые бобы, сырая нефть, золото, серебро – которые в реальности кто-то продает и покупает на рынке в отличие от деривативов.

Call-опционы

В случае call-опциона контрагенты заключают вариант финансового контракта, когда покупатель приобретает право, но не обязанность, купить оговоренное количество определенного товара или финансового инструмента (базового актива) у продавца опциона в определенное время (годности дата) по определенной цене (цене исполнения). Продавец (или «писатель») обязуется продать товар или финансовый инструмент, если покупатель решит его купить. Покупатель оплачивает взнос (так называемую премию) за это право.

Электронная торговля сырьевыми товарами

На традиционных биржах фондового рынка, таких как Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE), наиболее торговая активность имеет место в торговых помещениях в результате взаимодействия лицом к лицу между брокерами и дилерами на открытых биржевых торгах.

В 1992 году был введен Протокол об обмене финансовой информацией (FIX), который позволил международный обмен в режиме реального времени информацией о рыночных сделках. Комиссия по ценным бумагам и биржам США обязала американские фондовые рынки перейти от дробной системы к десятичной системе к апрелю 2001 года. Метрификация, т.е. переход от имперской системы измерения к метрической, происходила постепенно на протяжении всего 20-го века. В конце концов FIX-совместимые интерфейсы были приняты в глобальном масштабе товарными биржами, использующими протокол FIX. В 2001 году Чикагский совет по торговле и Чикагская товарная биржа (позже объединенные в группу CME, крупнейший североамериканский рынок финансовых деривативов) ввели свой FIX-совместимый интерфейс.

К 2011 году Альтернативная торговая система (ATS) электронной торговли ввела компьютерную покупку и продажу без дилерского посредничества человека. Высокочастотная торговля (HFT) с использованием алгоритмов постепенно вытеснила «динозавров трейдеров торгового зала».

Бурный рост в странах с развивающейся экономикой, таких как Бразилия, Россия, Индия и Китай, в 1990-х определил начало суперцикла на товарных рынках. Размер и разнообразие товарных рынков расширилось на международном уровне. В 2012 году, в связи с тем, что рост развивающихся рыночных экономик замедлился, цены на сырьевые товары снизились. С 2005 по 2013 года реальные цены на энергоносители и металлы оставались значительно выше своих долгосрочных средних. В 2012 году реальные цены на продовольствие были на самом высоком уровне с 1982 года.

Цены на золото в слитках резко упали 12 апреля 2013 года, и аналитики отчаянно стали искать этому объяснение. Поползли слухи, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) заставит Кипр продавать свои золотые запасы в ответ на финансовый кризис в этой стране. Крупные банки, такие как Goldman Sachs, сразу же начали сокращать инвестиции в золото в слитках. Инвесторы стали ликвидировать свои биржевые фонды (ETF), и возросли Margin Call продажи. Джордж Джеро, эксперт Королевского банка Канады по торговле драгоценными металлами сообщил, что он не видел такой паники при продаже золота в слитках за сорок лет его работы на товарных рынках.

Самые первые товарные биржевые фонды (ETFs), такие как SPDR Gold Shares NYSE Arca: GLD и iShares Silver Trust NYSE Arca: SLV, на самом деле владели физическими товарами. Подобными им фондами являются NYSE Arca: PALL (палладий) и NYSE Arca: PPLT (платина). Однако, для большинства биржевых товаров применяется стратегия торговли фьючерсами.

Контракты на товарном рынке

Спотовый контракт представляет собой соглашение, по которому доставка и оплата либо происходит сразу, либо с короткой задержкой. Физическая торговля обычно включает визуальный осмотр и осуществляется на физических рынках, таких как рынок фермеров. Рынки деривативов, с другой стороны, требуют наличия согласованных стандартов, так что торги могут быть проведены без визуального осмотра товара.

Стандартизация на товарном рынке

Американские фьючерсы на сою, например, используют стандартный сорт, если соя – «ГМО или смесь ГМО и не ГМО № 2 желтая соя происхождением из Индианы, Огайо и Мичигана, произведенная в США (Непоказанная на экране, находящаяся в хранилище)». Они используют «подлежащий доставке сорт», если соя – «ГМО или смесь ГМО и не ГМО № 2 желтая соя происхождением из Айовы, Иллинойса и, произведенная в США (Непоказанная на экране, находящаяся в хранилище)». Необходимо отметить различие между штатами и потребность ясно упомянуть статус товара как ГМО (Генетически модифицированный организм), который делает данную сою недопустимой к потреблению для большинства покупателей натуральных продуктов.

Подобные спецификации применимы для хлопка, апельсинового сока, какао, сахара, пшеницы, кукурузы, ячменя, продуктов из свинины, молока, кормов, фруктов, овощей, прочих зерновых, прочих бобов, сена, прочего скота, мяса, птицы, яйца или любого другого товара, который так торгуется.

Стандартизация также произошла в технологическом плане, так как использование протокола FIX на товарных биржах позволило отправлять торговые сообщения, принимать и обрабатывать в том же формате, как запасы или активы. Этот процесс начался в 2001 году, когда Чикагская товарная биржа запустила FIX-совместимый интерфейс, который впоследствии был принят на товарных биржах по всему миру.

Деривативы

Деривативы являются финансово эволюционировавшими инструментами от простых товарных фьючерсных контрактов в различных группы финансовых инструментов, которые применяются к каждому виду актива, включая ипотечные кредиты, страхование и многое другое. Примерами являются фьючерсные контракты, свопы (1970-), биржевые товары (ETC) (2003 -), форвардные контракты и т.д. Они могут продаваться через официальные биржи или через внебиржевые (OTC) платформы. Деривативы на товарно-сырьевых рынках в отличие от кредитных деривативов, например, обеспечены физическими активами или товарами.

Форвардный контракт

Форвардный контракт - соглашение между двумя сторонами обменять в какую-либо установленную дату в будущем данное количество товара за определенную цену, когда контракт будет завершен. Постоянная цена известна как форвардная цена. Такие форвардные контракты придумали как способ уменьшения риска снижения цен в пищевой и сельскохозяйственной товарных рынках, так как фермеры знали, какую цену они получат на свою продукцию. Форвардные контракты например, использовались для риса в семнадцатом веке в Японии.

Фьючерсный контракт

Фьючерсные контракты представляют собой стандартизированные форвардные контракты, которые являются биржевыми. В спецификациях фьючерсных контрактов на определенный товар заранее оговорены количество, сорт, местоположение и т.д., а продавец и покупатель определяют только цену и срок поставки, которые фиксируются в момент заключения контракта.

Сельскохозяйственные фьючерсные контракты являются самыми старыми и используются в США более чем 170 лет. Современные фьючерсные соглашения стали заключаться в Чикаго в 1840 году, с появлением железных дорог. Чикаго, находящийся в центре материка, появился для связи между фермерами Среднего Запада и потребляющим населением восточного побережья.

Хеджирование

Хеджирование, обычная практика сельскохозяйственных производственных кооперативов, страхует от неурожая покупкой фьючерсного контракта на тот же товар. Если кооператив произвел значительно меньше продукции на продажу из-за непогоды или насекомых, он восполняет эту потерю прибылью на рынках, при условии, что общие поставки сократились везде, где возникли те же условия.

Свопы

Свопы являются деривативами, в которых контрагенты обменивают денежные потоки финансового инструмента одной стороны на денежные потоки финансового инструмента другой стороны. Они были введены в 1970-х годах.

Биржевые товары (ETC) и биржевые товарные фонды (ETF)

Биржевые товарные фонды являются инвестиционными средствами, которые отслеживают производительность базового товарного индекса, включая общий доход индексов, основанных на одном товаре. Они подобны ETFs и торгуются и устроены точно также как фонды акций. ETCs имеют поддержку маркет-мейкера гарантированной ликвидностью, что позволяет инвесторам легко инвестировать в сырьевые товары. Они были введены в 2003 году.

Сначала только профессиональные институциональные инвесторы имели к ним доступ, но сейчас биржи открыли несколько ETC рынков практически каждому. ETCs были введены отчасти в ответ на ограничение поставки товаров в 2000 году, в сочетании с рекордно низкими запасами и увеличением спроса со стороны развивающихся рынков, таких как Китай и Индия.

До введения ETCs в 1990-х годах родоначальником ETFs стала Barclays Global Investors (BGI), совершившая революцию в сфере паевых инвестиционных фондов. К концу декабря 2009 года активы BGI достигли рекордного за все время уровня в $1 трлн.

Золото стало первым товаром, который был секьюритизирован через Биржевой индексный фонд (ETF) в начале 1990-х, но оно не было доступно для торговли до 2003 года. Идея Gold ETF была впервые официально задумана Benchmark Asset Management Company Private Ltd в Индии, когда она подали предложение в Совет по ценным бумагам и биржам Индии в мае 2002 года. Первый золотой биржевой фонд Gold Bullion Securities был запущен на ASX в 2003 году, а первый серебряный биржевой фонд iShares Silver Trust был запущен на NYSE в 2006 году. По состоянию на ноябрь 2010 года товарный ETF, а именно SPDR Gold Shares, был вторым по величине ETF по рыночной капитализации.

Вообще товарные ETFs являются индексными фондами, отслеживающие не связанные с ценными бумагами индексы. Поскольку они не вкладывают средства в ценные бумаги, товарные ETFs не регулируются как инвестиционные компании в рамках Закона об инвестиционных компаниях 1940 года в США, хотя их публичное предложение подвергается обзору SEC, и им необходимо «письмо отказа от действия» SEC в соответствии с Законом о торговле ценными бумагами 1934 года. Они могут, однако, быть предметом регулирования со стороны Комиссии по торговле товарными фьючерсами.

Самые первые товарные ETFs, такие как SPDR Gold Shares NYSE Arca: GLD и iShares Silver Trust NYSE Arca: SLV, на самом деле владели физическим товаром (например, золотыми и серебряными полосами). Подобно им действовали NYSE Arca: PALL (палладий) и NYSE Arca: PPLT (платина). Тем не менее, большинство ETCs реализуют стратегию торговли фьючерсами, которая может привести к совершенно отличным результатам по сравнению с владением товаром.

Товарная торговля ETFs обеспечивает воздействие увеличивающегося диапазона товаров потребления и товарных индексов, включая электроэнергию, металлы, софт и сельскохозяйственную продукцию. Много товарных фондов, таких как нефтяные, прокручивают так называемые фьючерсные контракты переднего месяца от месяца к месяц. Это обеспечивает экспозицию товара, но подвергает инвестора рискам, включающим различные цены при различных условиях.

ETCs в Китае и Индии приобретают все более значение в связи с укреплением этих стран в качестве товарных потребителей и производителей. На долю Китая приходилось более 60% биржевых товаров в 2009 году по сравнению с 40% в предыдущем году. Мировой объем ETCs в 2010 году увеличился на 20% и на 50% с 2008 года, примерно до 2,5 млрд. млн. контрактов.

Внебиржевые (OTC) товарные деривативы

Торговля внебиржевыми (OTC) товарными деривативами первоначально предполагает наличие двух сторон и отсутствие биржи. Биржевая торговля обеспечивает большую прозрачность и нормативные защиты. При торговле OTC, цена обычно не обнародуется. Внебиржевой выше риск, но может также привести к увеличению прибыли.

В период с 2007 по 2010 год, мировой физический экспорт товаров снизился на 2%, в то время как стоимость внебиржевых товарных деривативов снизились на две трети, поскольку инвесторы пошли на снижение риска после пятикратного увеличения активов в предыдущие три года.

Объемы денежных средств под управлением выросли более чем в два раза в период между 2008 и 2010 годами до почти миллиарда долларов 380. Приток инвестиций в секторе составил более $60 млрд. в 2010 году, второй по величине за всю историю наблюдений, по сравнению с $72 млрд. в предыдущем году. Основная часть средств пошла в драгоценные металлы и энергоносители. Рост цен на многие сырьевые товары в 2010 году способствовал увеличению стоимости товарных фондов под управлением.

Товарная биржа

Товарная биржа является торговой площадкой, где торгуются различные товары и деривативы. На большинстве товарных рынков по всему миру торгуют сельскохозяйственной продукцией и другими видами сырья (например, пшеницей, ячменем, сахаром, кукурузой, хлопком, какао бобами | какао, кофе, молочными продуктами, продуктами из свинины, нефтью, металлами и т.д.) и контрактами на их основе. Эти контракты могут включать в себя спотовые цены, форварды, фьючерсы и опционы на фьючерсы. Другие сложные продукты могут включать процентные ставки, экологические инструменты, свопы, или фрахтовые контракты.

Торговые товарные классы

Разряд Товар Объем торговли в долларах США ("000) Дата информации
1 Минеральное топливо, масла, продукты перегонки нефти и т.д. $2183079941 2012
2 Электрическое и электронное оборудование $1833534414 2012
3 Машины, ядерные реакторы, котлы и т.д. $1763371813 2012
4 Транспорт, кроме железнодорожного и трамваев $1076830856 2012
5 Пластмассы и изделия из них $470226676 2012
6 Оптические, фото, технические, медицинские и т.д. аппараты $465101524 2012
7 Фармацевтические товары $443596577 2012
8 Железо и сталь $379113147 2012
9 Органические химические соединения $377462088 2012
10 Жемчуг, драгоценные камни, металлы, монеты и т.д. $348155369 2012
Поделиться: