Ограничения по государственной службе. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой

Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на службе в случае:

1.Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.

2.Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости.

3.Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если он необходим для исполнения должностных обязанностей.

4.Наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.

5.Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

6.Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.

7.Наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

8.Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу.

9.Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

10.Несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Государственному гражданскому служащему запрещается:

1.Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено законодательством.

2.Замещать должность государственной гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, если иное не предусмотрено законодательством;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

3.Осуществлять предпринимательскую деятельность.

4.Приобретать в специально установленных случаях ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

5.Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено законодательством.

6.Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

7.Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок.

8.Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

9.Разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию.

10.Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов или их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.

11.Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

12.Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

13.Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

14.Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.

15.Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

16.Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено российским законодательством.

17.Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено российским законодательством.

18.Если владение государственным гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами или акциями может привести к конфликту интересов, он обязан передать их в доверительное управление.

После увольнения с государственной гражданской службы гражданин не вправе:

В течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 3

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой: проблемы справедливости и обоснованности

Предусмотренные действующим законодательством ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, носят императивный характер. Автор статьи рассматривает дефекты указанных норм.

Закон о гражданской службе в ст. 16 закрепляет перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Помимо ограничений данный Закон закрепляет широкий перечень запретов, связанных с государственной службой (кстати, в Законе об основах государственной службы они назывались не запретами, а ограничениями). По смыслу ст. 17 Закона о гражданской службе запреты в отличие от ограничений адресованы исключительно гражданскому служащему, а не лицу, поступающему на государственную гражданскую службу. В связи с этим на практике могут возникать некоторые проблемы, связанные с применением указанных норм.

Например, п. 1 ч. 1 ст. 17 гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Нарушение этого запрета, согласно п. 14 ч. 1 ст. 33, является основанием для увольнения такого гражданского служащего. Однако представим себе обратную ситуацию, т. е. когда лицо, участвующее на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, подает документы для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Действующее законодательство не содержит основании для отказа такому гражданину.

Так, согласно п. 10 Положения о конкурсе, гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Другими словами, ни сам Закон, ни указанное выше Положение не предусматривают отказа в приеме на гражданскую службу вследствие несоблюдения запретов, предусмотренных ст. 17 вышеназванного Закона. Соответственно, такой гражданин должен быть принят на государственную гражданскую службу, после чего закономерно встанет вопрос о нарушении запрета, связанного с прохождением гражданской службы, и соответственно, увольнении такого гражданина.

Примечание. Запреты и ограничения гражданской службы в нормативных актах:

Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (не действует, в тексте - Закон об основах государственной службы).

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.06.2009, в тексте - ГПК РФ).

Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009, в тексте - ГК РФ).

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2009, в тексте - УК РФ).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2009, в тексте - УПК РФ).

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2009, в тексте - Закон о принципах местного самоуправления).

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от 18.07.2009, в тексте - Закон о государственной тайне).

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (ред. от 24.07.2007, в тексте - Закон о коммерческой тайне).

Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (ред. от 30.09.2009, в тексте - Указ о Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне).

Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (ред. от 23.09.2005, в тексте - Перечень сведений конфиденциального характера).

Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (ред. от 18.05.2009, в тексте - Инструкция о допуске к государственной тайне).

Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (ред. от 03.10.2002, в тексте - Перечень сведений, не составляющих коммерческую тайну).

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 04.05.1990 N 4 "О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами" (утратило силу).

Рассмотренная ситуация отнюдь не является единичной. Все сказанное выше в полной мере относится к таким запретам, связанным с прохождением гражданской службы, как:

Замещать должность гражданской службы в случае:

А) избрания или назначения на государственную должность;

Б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

В) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

Осуществлять предпринимательскую деятельность;

Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В этой связи, как нам представляется, необходимо предусмотреть обязанность гражданина, принятого на государственную службу, устранить имеющие место нарушения запретов, связанных с ее прохождением, и установить сроки исполнения данной обязанности.

Ограничение: недееспособность

Рассмотрим более подробно ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, перечень которых предусмотрен ст. 16 Закона о гражданской службе. Нужно сказать, что указанный перечень практически не претерпел никаких изменений по сравнению с тем, который был установлен в ст. 21 Закона об основах государственной службы. Задачами законодательного закрепления таких ограничений являются:

Обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов;

Установление препятствии возможному злоупотреблению служебным положением;

Создание условий независимости служебной деятельности от групп давлений;

Реализация гражданскими служащими своих прав и законных интересов и т. п. .

Проанализируем установленные законодателем ограничения с точки зрения соответствия их указанным задачам.

Прежде всего гражданину может быть отказано в приеме на государственную гражданскую службу по причине его недееспособности или ограниченной дееспособности. Согласно ст. 29 ГК РФ недееспособным по решению суда может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Порядок признания гражданина недееспособным закрепляется гражданско-процессуальным законодательством, а именно гл. 31 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 281 ГПК РФ дело о признании гражданина недееспособным может быть возбуждено в суде исключительно на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер), органа опеки и попечительства либо психиатрического или психоневрологического учреждения. Нужно заметить, что, согласно Положению о конкурсе, гражданин, поступающий на государственную службу в числе прочих документов, обязан представить справку об отсутствии у него заболевания, препятствующего прохождению государственной службы.

Другими словами, такой гражданин должен пройти обязательный медицинский осмотр (хотя сам Закон о гражданской службе такого требования не содержит). Вместе с тем такой медицинский осмотр не предполагает психиатрического освидетельствования, которое осуществляется в соответствии с Законом о психиатрической помощи.

В Российской Федерации официально Законом РСФСР от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (ред. 01.07.2005) было признано, что помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения в советский период нашей истории применялось государством по политическим мотивам, т. е. являлось политической репрессией. В этой связи действующее законодательство жестко регламентирует основания и порядок психиатрического освидетельствования гражданина. Кроме того, следует отметить, что само по себе наличие психического заболевания не может являться основанием для отказа в приеме на государственную службу. Суд может признать гражданина недееспособным только в том случае, когда гражданин вследствие психического заболевания лишается способности понимать значение своих действий либо руководить ими.

Несколько иное значение имеет институт ограничения дееспособности, предусмотренный гражданским законодательством. Согласно ст. 30 ГК РФ, гражданин может быть ограничен в дееспособности, если вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Эта норма прежде всего направлена на защиту прав и охраняемых законом интересов членов семьи лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами.

Законодатель не ставит возможность ограничения дееспособности гражданина в зависимость от признания его хроническим алкоголиком или наркоманом. Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение.

В связи с этим ограничение дееспособности гражданина предполагает лишение его права производить без согласия попечителя следующие действия:

Продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, а также совершать и другие сделки по распоряжению имуществом, за исключением мелких бытовых;

Непосредственно самому получать заработную плату, пенсию и другие виды доходов (авторский гонорар, вознаграждение за открытия, изобретения, заработок в колхозе, суммы, причитающиеся за выполнение работ по договору подряда, всякого рода пособия и т. п.).

Другими словами, данная норма призвана защитить интересы семьи, но никак не государственной службы. И хотя это далеко не самая актуальная проблема, связанная с реализацией права на равный доступ к государственной службе, следует признать данное ограничение мало обоснованным. Увольнение гражданина с государственной гражданской службы в связи с признанием его ограниченно дееспособным, напротив, ущемляет интересы его семьи, поскольку лишает такого гражданина (а следовательно, и его семью) заработка. Интересы государственной службы в данном случае призвана защищать другая норма, которая предусматривает возможность расторжения служебного контракта с гражданским служащим вследствие появления на государственной службе (даже однократного) в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения (ст. 37 Закона о гражданской службе).

В связи со всем сказанным выше нам представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство, исключив ограничение дееспособности гражданина из числа ограничений, связанных с государственной службой.

Ограничение: осуждение к наказанию

Другим обстоятельством, при наличии которого гражданину может быть отказано в допуске к государственной службе, является осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Закон об основах государственной службы содержал несколько иное правило: гражданин не мог быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случае лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу.

Заметим, что согласно ст. 44 УК РФ к наказаниям, исключающим возможность исполнения должностных обязанностей, можно отнести лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; арест на срок от 1 до 6 месяцев; ограничение свободы; лишение свободы. При назначении этих видов наказаний гражданин не может быть принят на государственную службу, а гражданский служащий увольняется с государственной службы.

Основанием для отказа в приеме на государственную службу может быть только приговор суда, вступивший в законную силу. Например, привлечение лица в качестве обвиняемого по делу не может породить указанных последствий. Согласно УПК РФ, приговор суда первой инстанции вступает в силу по истечении срока его обжалования, если он не был обжалован сторонами (ч. 1 ст. 390). Жалоба на приговор суда первой инстанции может быть подана в вышестоящий суд в течение 10 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения им копии приговора (ч. 1 ст. 356). Вместе с тем нельзя не учитывать, что в соответствии со ст. 402 УПК РФ вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора.

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 16 Закона о гражданской службе в отличие от ранее действовавшего законодательства в качестве основания для отказа в приеме на государственную гражданскую службу называет наличие неснятой или непогашенной судимости. В соответствии со ст. 86 УК РФ, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается:

В отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;

В отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

В отношении лиц, осужденных к лишению свободы, судимость погашается по истечении от 3 до 8 лет после отбытия наказания (в зависимости от тяжести совершенного преступления).

Таким образом, осуждение к наказанию, не исключающему возможность исполнения обязанностей государственной службы, также является основанием для отказа в приеме на государственную службу или увольнения с государственной службы. Как отмечается в специальной литературе, фактически любой обвинительный приговор, вступивший в законную силу, является ограничением для принятия гражданина на государственную гражданскую службу и нахождения государственного гражданского служащего на гражданской службе . В этой связи не вполне понятно, зачем отдельно указывать в качестве обстоятельства, препятствующего поступлению на государственную службу, осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей. Другими словами, первая часть данной нормы представляет собой частный случай второй части, что, как нам представляется, демонстрирует недостаток юридической техники.

Кроме того, данная норма представляется весьма дискуссионной по существу. Нужно заметить, что аналогичное положение Закона о принципах местного самоуправления в отношении глав местных администраций вызвало неоднозначное отношение со стороны специалистов. В частности, в качестве одного из оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации указанным выше Законом было названо вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда (п. 6 ч. 6 ст. 36).

В этой связи некоторые авторы отмечали, что данная норма должна учитывать тяжесть совершенного деяния, поскольку преступления, предусмотренные УК РФ, сильно различаются по степени общественной опасности . Вполне логично, например, что глава муниципального образования, осужденный по ст. 285 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями) или по ст. 159 (мошенничество), не может далее исполнять свои обязанности. Напротив, представляется, что совершение преступления небольшой тяжести, тем более по неосторожности, если за него не назначено наказание в виде лишения или ограничения свободы, не должно препятствовать осуществлению полномочий главы муниципального образования. Мы полагаем, что эта аргументация вполне применима и к данному случаю.

Кроме того, как справедливо отмечают некоторые авторы, данное ограничение не согласуется с требованиями ст. ст. 32, 55 Конституции РФ и положениями УК РФ . Так, С. В. Наймушин полагает, что запрет замещения должности государственной службы может быть прямо связан с применением только такого наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). При применении ряда других видов наказании запрет замещения должности государственной службы является не целью, а следствием ограничения других прав и свобод человека и гражданина (например, лишения свободы). При иных видах наказаний запрет замещения должности государственной службы не является ни самоцелью, ни следствием ограничения других прав и свобод человека. Так, при назначении таких наказаний, как обязательные работы, заключающиеся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, штрафа, наличие работы у гражданского служащего в виде исполнения обязанностей по должности государственной гражданской службы в соответствии с должностным регламентом является решающим обстоятельством при определении вида наказания .

В связи со всем вышесказанным нам представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", либо исключив из числа ограничений, связанных с государственной службой, наличие неснятой или непогашенной судимости, либо связав данное ограничение со степенью общественной опасности совершенного преступления.

Примечание. Предлагаю...

Внести изменения в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Дополнить ст. 16 "Ограничения, связанные с гражданской службой", изложив ее в следующей редакции:

"1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления".

Отказ в приеме гражданина на государственную службу

Основанием для отказа в приеме гражданина на государственную службу либо увольнения гражданского служащего с государственной службы является отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений.

Нужно сказать, что обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации согласно ст. 24 Закона о гражданской службе относится к факультативным или дополнительным условиям служебного контракта, т. е. тем, которые могут быть включены в контракт по соглашению сторон. Однако в том случае, когда исполнение обязанностей по соответствующей должности предполагает работу со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, допуск к такого рода сведениям становится обязательным условием замещения соответствующей должности.

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне, государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, был утвержден Президентом РФ. Вместе с тем по смыслу Закона о государственной тайне Президентом РФ должен быть подготовлен перечень должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием таких сведений. На сегодняшний день соответствующий акт отсутствует.

В Приложении к Инструкции о допуске к государственной тайне приводится форма Типового договора об оформлении допуска к государственной тайне.

К "иной, охраняемой федеральным законом тайне" относятся прежде всего служебная и коммерческая тайна. Понятие и критерии служебной и коммерческой тайны содержатся в ст. 139 ГК РФ. Информация составляет служебную или коммерческую тайну при наличии следующих условий:

Когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

Если к ней нет свободного доступа на законном основании;

Обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Закон о коммерческой тайне регламентирует порядок установления режима коммерческой тайны, оформления допуска к ней и т. п., но лишь в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Вопрос о применимости положений данного Закона в части установления режима коммерческой тайны в рамках государственно-служебных отношений остается открытым. В литературе уже неоднократно отмечались проблемы, возникающие в связи с попытками законодателя создать "трудовой кодекс госслужащего" (в частности - абстрагироваться от терминологии трудового законодательства и т. п.) .

Поскольку ст. 73 Закона о гражданской службе предусматривает субсидиарное применение законодательства, содержащего нормы трудового права к государственно-служебным отношениям, то указанные нормы, регулирующие охрану коммерческой тайны в рамках трудовых отношений, должны применяться и в данном случае.

Нужно заметить, что действующим законодательством установлен Перечень сведений, не составляющих коммерческую тайну (как правило, носящих публичный характер).

Перечня сведений, составляющих охраняемую законом служебную или иную тайну, действующее законодательство не содержит. В данном случае следует, по всей видимости, руководствоваться Перечнем сведений конфиденциального характера. Включенные туда сведения не относятся к государственной тайне, но ввиду их особого характера не подлежат разглашению. В частности, там указаны:

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные);

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна);

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.);

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Прежде всего необходимо отметить, что данное ограничение в целом представляется вполне обоснованным с точки зрения целей и задач государственной службы. Вместе с тем, если процедура оформления допуска к государственной и коммерческой тайне предусмотрена соответствующими федеральными законами, то допуск к служебной и иной охраняемой законом тайне действующим законодательством фактически не регламентируется.

Кроме того, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, введение дополнительных ограничений в отношении государственных служащих компенсируется предоставлением им дополнительных гарантий и льгот, которые призваны компенсировать ущерб, наносимый принципу равенства введением отдельных ограничений их прав и свобод. В этой связи Закон о государственной тайне предусматривает широкий перечень социальных гарантий, которые предоставляются гражданам и должностным лицам, допущенным к государственной тайне (процентные надбавки к заработной плате, преимущественное право на оставление на работе при ликвидации организации или сокращении штата и т. п.). В отношении лиц, допущенных к коммерческой тайне, Закон о коммерческой тайне никаких дополнительных гарантий и компенсаций не предусматривает .

Библиография

1. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. С. Е. Чаянова, Э. Г. Липатова. М.: Теис, 2005. С. 22.

3. Комментарий к Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Под ред. С. Е. Чаянова. М.: Теис, 2005.

7. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс", 2006.

Рассказывается о недостатках правовых норм, носящих запреты и ограничения для государственных служащих, а также поступающих на государственную службу.

Ограничение: заболевание

Обстоятельством, препятствующим поступлению гражданина на государственную службу, а в отношении гражданского служащего - прохождению государственной службы, является наличие определенного заболевания, подтвержденного заключением медицинского учреждения. Перечень таких заболеваний, форма медицинского заключения, а также порядок прохождения диспансеризации должны быть установлены Правительством РФ. В настоящее время такой акт Правительства РФ отсутствует. Перечни заболеваний, которые препятствуют выполнению тех или иных работ либо замещению тех или иных должностей, на сегодняшний день принимаются по принципу ad hoc (т. е. для конкретного случая) в отношении узких категорий работников или служащих, например Список заболеваний, препятствующий работе в представительстве, Перечень психиатрических противопоказаний, Перечень медицинских противопоказаний для работы с государственной тайной.

Собственно, представляется сомнительной сама идея нормативного закрепления медицинских противопоказаний для замещения любой должности государственной гражданской службы.

С целью реализации данного ограничения Положением о конкурсе установлена обязанность гражданина, поступающего на государственную службу, в числе прочих документов представить справку об отсутствии у него заболевания, препятствующего прохождению государственной службы.

Примечание. Запреты и ограничения гражданской службы в нормативных актах

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 17.12.2009, в тексте - Закон о гражданской службе).

Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ред. от 22.08.2004, с изм. от 27.02.2009, в тексте - Закон о психиатрической помощи).

Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (в тексте - Положение о конкурсе).

Постановление Правительства РФ от 10.04.2003 N 208 "Об утверждении Списка заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей" (ред. от 01.02.2005, в тексте - Список заболеваний, препятствующий работе в представительстве).

Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (вместе с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности) (ред. от 23.09.2002, в тексте - Перечень психиатрических противопоказаний).

Приказ Минздрава России от 16.03.1999 N 83 "О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну", в тексте - Перечень медицинских противопоказаний для работы с государственной тайной.

Ограничение: совместная служба родственников

Пункт 5 ч. 1 ст. 16 Закона о гражданской службе закрепляет традиционное для законодательства о государственной службе ограничение, касающееся совместной службы родственников, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Ранее такое правило закреплялось и КЗоТ РФ в отношении совместной службы родственников на любом государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации. Действующий Трудовой кодекс подобного ограничения не содержит, и на сегодняшний день оно характерно только для законодательства о государственной службе.

В целом с позиции целей и задач государственной службы данное ограничение представляется нам вполне оправданным. Однако на практике данная норма иногда вызывает сложности в правоприменении. Например, нередкой является ситуация, когда гражданские служащие, связанные непосредственной соподчиненностью, вступают в брак и, соответственно, уже не могут замещать прежние должности. Действующее законодательство не содержит конкретных правил разрешения данной ситуации, но п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе предусматривает возможность расторжения служебного контракта вследствие несоблюдения ограничений и невыполнения обязательств, связанных с прохождением гражданской службы.

В описанной ситуации возникает вопрос: кого из таких гражданских служащих следует уволить? Теоретически нужно расторгать служебный контракт с ними обоими, однако целесообразность такого решения весьма сомнительна. Кроме того, в ряде ситуаций существует возможность перевести гражданского служащего на иную должность гражданской службы, которая уже не будет связана с непосредственной подчиненностью родственнику.

На наш взгляд, эти и многие другие вопросы, связанные с данным ограничением, должны получить правовую регламентацию в специальном подзаконном акте. Например, в Республике Туркменистан принят и действует Закон "Об ограничении совместной службы родственников в органах государственной власти и управления". Указанный Закон закрепляет правила перевода и увольнения с государственной службы Республики Туркменистан лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также родители, братья, сестры и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Пункты 6 и 7 ч. 1 ст. 16 допускают отказ в приеме на государственную гражданскую службу (а в отношении гражданского служащего - увольнение с гражданской службы) в случае выхода из гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иного государства. Данное ограничение было рассмотрено нами при обсуждении условий поступления на государственную гражданскую службу.

Ложные сведения

В качестве ограничения, связанного с прохождением государственной гражданской службы, Закон называет представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. Нужно сказать, что действовавший ранее Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" такого ограничения не предусматривал (именно в качестве ограничения). Некоторые исследователи полагают, что предоставление заведомо ложных сведений по существу не является ограничением, связанным с государственной службой . Так, С. В. Наймушин указывает, что, во-первых, при представлении подложных документов или ложных сведений, которые касаются возраста, наличия гражданства Российской Федерации, квалификационных требований, отказ в поступлении на государственную гражданскую службу должен в первую очередь основываться на несоответствии квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на наличии ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, объективно препятствующих поступлению на службу или нахождению на ней, и пр. Во-вторых, в случае выявления факта представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу или заключении служебного контракта в отношении лица, уже состоящего на службе, последующее расторжение служебного контракта, освобождение служащего от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы осуществляются по усмотрению представителя нанимателя, т. е. очевидно, что данный факт сам по себе не является обстоятельством, объективно препятствующим поступлению на гражданскую службу или нахождению на ней. К этому второму аргументу мы еще вернемся ниже (в частности, мы полагаем, что Закон вследствие низкой юридической техники содержит ряд повторяющихся и пересекающихся оснований прекращения служебного контракта).

На наш взгляд, основным недостатком данной нормы является возможность ее широкой интерпретации: Закон не указывает, какие именно заведомо ложные сведения имеются в виду. В том случае, когда речь идет о сведениях, влияющих на назначение лица на соответствующую должность, данное ограничение будет безусловно оправданным. Если же речь идет о малозначимой информации или информации, не имеющей значения для приема на государственную службу (наличие детей, место рождения и т. п.), отказ в приеме на государственную службу по данному основанию вряд ли следует считать целесообразным. Хотелось бы отметить, что представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на работу в качестве основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя ранее было предусмотрено п. 11 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Весьма показательно, что в новой редакции (от 30.06.2006) Трудовой кодекс предусматривает возможность увольнения лишь за представление подложных документов, но не за сообщение заведомо ложных сведений.

Наконец, Закон о гражданской службе закрепляет традиционное для законодательства, регулирующего государственно-служебные отношения, ограничение, связанное с непредставлением либо представлением заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Гражданин при поступлении на гражданскую службу и затем ежегодно обязан представлять представителю нанимателя указанные сведения. Интересно, что Закон не предусматривает отказа в приеме на гражданскую службу (или увольнения с государственной службы) вследствие представления неполной информации о доходах или имуществе.

Таким образом, предусмотренные действующим законодательством ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, весьма далеки от совершенства и далеко не всегда обусловлены особенностями этого вида профессиональной деятельности. Учитывая, что данные нормы носят императивный характер, наличие отмеченных выше дефектов может серьезно и не всегда обоснованно ограничивать конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе.

Библиография

1. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. С. Е. Чаннова, Э. Г. Липатова. М.: Теис, 2005. С. 22.

2. Наймушин С. В. Ограничения и запреты на государственной гражданской службе (правовые вопросы) // Чиновник. 2005. N 4 (38).

3. Комментарий к Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Под ред. С. Е. Чаннова. М.: Теис, 2005.

4. Иванов С. А., Иванкина Т. В., Куренной А. М., Маврин С. П., Хохлов Е. Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2004. N 6. С. 10.

5. Чиканова Л. А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 4.

6. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Проблемы правового регулирования государственно-служебных отношений // Трудовое право. 2005. N 3.

7. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (постатейный).

М. Пресняков

Кафедры гражданского процесса,

Трудового и экологического права

Поволжской академии

Государственной службы

Им. П. А.Столыпина

Подписано в печать

Ограничения, связанные с государственной службой

Государственному служащему запрещено:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ или субъектов, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией; если иное не предусмотрено федеральным законом, ему не может быть поручено участие в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в госоргане, в котором он работает, либо который подчинен или подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства обеспечения, другое имущество и информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве служащего;

8) получать вознаграждение, связанное с исполнением должностных обязанностей, и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения руководства РФ награды, звания зарубежных стран, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за чужой счет, за исключением осуществляемых в соответствии с договорами и договоренностями РФ;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать служебное положение в интересах политических партий, общественных, религиозных объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Ответственность государственного служащего. Законодательство предусматривает юридическую ответственность госслужащих, которая выражается в применении мер наказания, взысканий и т. д. за виновное совершение правонарушений. За невыполнение обязанностей госслужащие могут привлекаться к ответственности – дисциплинарной, административной, материальной, уголовной. Дисциплинарная ответственность – применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил для госслужащих, не преследуемые в уголовном порядке.

Должностной проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение госслужащим возложенных на него обязанностей (нарушение порядка и сроков исполнения поручений, выполнение их в неполном объеме, искажение их содержания). За должностной проступок на госслужащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.

Госслужащий может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен от исполнения дорлжностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Приказ или решение о наложении дисциплинарного взыскания объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно. Госслужащий вправе его обжаловать.

Дисциплинарное взыскание считается снятым при соблюдении условий: истек годичный срок; лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности; издан приказ о снятии дисциплинарного взыскания.

Уголовная ответственность устанавливается за совершение преступлений. В Уголовном кодексе РФ особо выделены должностные преступления: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.

Материальная ответственность наступает за служебный поступок, причинивший материальный ущерб организации, и выражается в возмещении виновным служащим причиненного им вреда. Материальная ответственность, по нормам трудового права, – это обязанность работника возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, в пределах и порядке, установленных законодательством. Материальная ответственность наступает либо в административном порядке, либо по решению суда.

За ущерб, причиненный учреждению при исполнении служебных обязанностей, служащие несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного жалования. Материальная ответственность свыше среднего месячного жалования допускается лишь в случаях, указанных в законодательстве.

Законодательство о труде не распространяется на военнослужащих: они несут материальную ответственность на основании Положения о материальной ответственности военнослужащих. Имущество ответственных сотрудников органов внутренних дел может предусматриваться контрактом о службе.

Прохождение государственной службы – это процесс, выражающийся в последовательной смене государственным служащим должностей категории «Б» и «В», начиная с момента поступления на службу и до увольнения с нее. Прохождение государственной службы регулируется: 1) нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок прохождения государственной службы для всех граждан; 2) индивидуальными актами, порождающими, изменяющими или прекращающими государственные служебные отношения для конкретного гражданина.

Поступление (прием) на государственную службу состоит из этапов:

а) появление вакансии, информирование о ней;

б) подбор кандидатов;

в) решение о приеме;

г) вступление в должность; правом обладают граждане не моложе 18 лет, имеющие профессиональное образование и отвечающие заданным требованиям.

Претендующие должны иметь:

1) для высших и главных – высшее профессиональное образование по специализации или равноценное с дополнительным образованием по специализации;

2) для ведущих и старших – высшее образование по специальности «государственное управление» либо по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным;

3) для младших – среднее профессиональное по специализации гос. должностей или равноценное.

Ограничения по приему на госслужбу. Не может быть принят гражданин:

– моложе 18 лет;

– недееспособный или ограниченно дееспособный;

– лишенный права занимать государственные должности;

–?при наличии заболевания, препятствующего исполнению обязанностей;

–?при отказе от оформления допуска к тайне;

–?в случае близкого родства с государственным служащим, если их служба связана с подчиненностью или подконтрольностью;

–?при наличии гражданства иностранного государства;

–?при отказе от предоставления сведений об имущественном положении.

Назначение на государственную должность производится на неопределенное время или на определенный (не более пяти лет) срок. Служба на должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются лица, замещающие должности категории «А».

Существует три варианта назначения на государственную службу (для впервые, или вновь, принимаемых): 1) на госдолжность категории «Б» – по представлению лиц категории «А», уполномоченных лиц или госорганов; 2) на госдолжность 1-й группы категории «В» – соответствующим руководителем; 3) на госдолжность 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» – по результатам конкурса на замещение вакантных должностей.

Допускается испытание на срок от 3 до 6 месяцев для гражданина, впервые принятого.

Аттестация и повышение квалификации служащих. В целях определения служебного соответствия действует система аттестаций. Общие аттестации проводятся через определенные промежутки времени. Персональные аттестации (там, где сотрудники имеют звания, классные чины) связаны с представлением к присвоению звания, с назначением на иную должность, увольнением. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Формируется аттестационная комиссия. По результатам аттестации комиссия вносит рекомендации на рассмотрение руководителя.

Присвоение квалификационных разрядов указывает на соответствие требованиям. Разряды присваиваются по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации.

Служащим могут быть присвоены следующие разряды:

1) действительный государственный советник 1, 2, 3-го класса (для высших государственных служащих);

2) государственный советник РФ 1, 2, 3-го класса (для государственных служащих, замещающих главные должности);

3) советник РФ 1, 2, 3-го класса (для служащих, замещающих ведущие должности);

4) советник государственной службы 1, 2, 3-го класса (для служащих старших государственных должностей);

5) референт 1, 2, 3-го класса (для младших государственных должностей).

Перевод государственного служащего на другую должность допускается только с его согласия. Варианты переводов таковы:

а) на вышестоящую должность;

б) на равнозначную должность в другом структурном подразделении органа или в другом органе, ведомстве;

в) в другую местность в связи с передислокацией органа;

г) на нижестоящую должность – в порядке наложения дисциплинарного взыскания, без согласия работника.

Государственная служба прекращается при увольнении госслужащего, в том числе в связи с выходом на пенсию. Сведения о прохождении гражданином госслужбы содержатся в его личном деле, которое постоянно за ним следует. Прекращение государственной службы происходит:

а) по личному заявлению государственного служащего;

б) по инициативе руководителя, по решению коллегиального органа (правительства и др.);

в) по иным, установленным законом, основаниям.

Например, прекращение государственной службы служащими на должностях категории «Б» происходит в связи с прекращением государственной службы лицами, замещающими государственные должности категории «А». Предельный возраст – 65 лет. Допускается продление службы для занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности.

Увольнение может быть осуществлено по инициативе руководителя в случаях:

– достижения служащим предельного возраста;

– прекращения гражданства;

– несоответствия гражданского служащего замещаемой должности;

– неоднократного неисполнения без уважительных причин должностных обязанностей, если госслужащий имеет дисциплинарное взыскание;

– однократного грубого нарушения должностных обязанностей;

– совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия со стороны нанимателя;

– принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование;

– несоблюдения обязанностей и ограничений;

– разглашения сведений;

– возникновения других обстоятельств (например, совместная служба родственников);

– в иных случаях, предусмотренных ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Из книги Устав Патрульно-Постовой Службы Милиции Общественной Безопасности РФ автора Законы РФ

Глава II. Должностные лица и их обязанности по руководству патрульно-постовой службой 17 Начальник милиции общественной безопасности МВД, УВД (ГУВД), (ОВДТ) отвечает за обеспечение охраны общественного порядка на территории соответствующей республики, края, области,

Из книги Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 27.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы На военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации,

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 40.2. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры 1. На лиц, занимающих должности, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, распространяются ограничения, запреты и

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой 1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда,

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой 1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы 1. При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим,

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

12. Формы и методы взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ. Ограничения самостоятельности МСУ Взаимодействие – это согласованная деятельность организационно неподчиненных органов и подразделений для решения своих задач и достижения целей.Формами

Из книги Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» автора Автор неизвестен

Из книги Закон Российской Федерации «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Каковы основания ограничения дееспособности гражданина, признания гражданина недееспособным, ограничения или лишения несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами? В соответствии со ст. 21 ГК

Из книги Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор [издание 2-ое, дополненное] автора Левинсон Лев Семенович

Временный порядок исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств 1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции 1. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную

Из книги автора

1. Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой В призывную комиссию (города, района) гражданина (ФИО полностью), родившегося_, проживающего по адресу: _, телефон: _, ЗАЯВЛЕНИЕо замене военной службы по призывуальтернативной гражданской

Из книги автора

4.1. Обжалование в суд решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой В N-ский районный (городской) суд N-ской области Заявитель: (ФИО полностью), проживающий по адресу: _. Орган, решение которого оспаривается:

Из книги автора

Из книги автора

Статья 268. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора 1. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных

Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Гражданский служащий не может быть принят на государственную гражданскую службу и находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Для гражданского служащего ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены запреты, связанные с гражданской службой. Гражданскому служащему, например, запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выбор­ную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оп­лачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной службе, что обеспечивает ее эффективность.

Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государствен­ного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе посто­янно в течение всего служебного времени;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринима­тельской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем напримеравленная на получение личного денежного дохода;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ);

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежли­вости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий. Вместе с тем ст. 575 Гражданского кодекса (Часть вторая) устанавливает, что государственным служащим и служащим органов муниципальных образо­ваний в связи с их должностным положением или в связи с исполне­нием ими служебных обязанностей не допускается дарение, за исклю­чением так называемых «обычных подарков», стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров опла­ты труда. Однако закон не определяет понятия «обычного подарка» и порядка реализации данной нормы. Остаются открытыми, например, такие вопросы: сколько раз в день можно получать «обычные подарки»? Где их можно получать (в кабинете, на улице, в лесу и т.д.)? От каких лиц можно получать «обычные подарки»? Конечно, эта норма является нормой частного (гражданского) права, однако она распространяет свое действие и на сферу публично-правового регулирования государственно-служебных отношений. Думается, что данная норма несовместима с цивилизованной этикой государственной службы. Если законодатель хотел подчеркнуть что-то особенное в гражданско-правовом институте дарения, действующего и в сфере государственной служ­бы, то, очевидно, ему это не удалось сделать корректно. Складывается впечатление, что законодатель легализовал возможность получения государственными и муниципальными служащими «взятки в небольших размерах»;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физичес­ких и юридических лиц;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным за­коном к сведениям конфиденциального характера, или служебную ин­формацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должност­ных обязанностей;

10) принимать без письменного разрешения представителя нанима­теля награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также по­литических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодей­ствие с указанными организациями и объединениями;

11) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. Государство и его органы каждодневно имеют множество «внешних врагов», с ко­торыми они призваны «бороться»: катастрофы, землетрясения, пожа­ры, наводнения, военные конфликты, преступность, болезни и т.д. Если разрешить бастовать государственным служащим, то у государства по­явится «внутренний враг», способный в одно мгновение разрушить го­сударственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Государственный служащий предупреждается при поступ­лении на государственную службу о таком правоограничении и прини­мает, таким образом, его добровольно;

12) Государственный служащий не вправе использовать свое служеб­ное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений. Конституция РФ установила многопар­тийную систему. Участие государственного служащего в деятельности каких-либо политических партий или других общественных объедине­ний несовместимо с государственной должностью государственной служ­бы. Этот запрет напримерямую связан с принципом внепартийности государ­ственной службы. Но он не означает, что государственный служащий лишен права вступить в политические партии и занимать в них руко­водящие посты. Он может придерживаться различных политических взглядов. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих со­блюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является зап­рет на образование в государственных органах структур полити­ческих партий, религиозных, общественных объединений, за исключе­нием профессиональных союзов и некоторых иных органов обществен­ной самодеятельности.

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Вопрос 3.

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой ФЗ 79.

1. Гр-н не может быть принят на гр. службу, а граждан. служащий не может находиться на гр. службе в случае:1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, сост. гос. и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполн. долж-х обязанностей по должности гражд. службы, на замещение которой претендует гр-н, или по замещаемой гражданским служащим должности гражд. службы связано с использованием таких сведений;4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражд. службу или ее прохождению и подтвержденного заключением мед. организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения мед. организации устанавливаются уполномоченным Правительством РФ фед. органом исполнительной власти;5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с граждан. служащим, если замещение должности гр-кой службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;6) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства др. гос-ва;7) наличия гражданства др. гос-ва, если иное не предусмотрено международным договором РФ;8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;9) непредставления установленных настоящим ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;10) утраты представителем нанимателя доверия к гражд. служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, устан. в целях противодействия коррупции ФЗ, ФЗ от 25.12.2008 г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и др. ФЗ;11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соот. с закл. призывной комиссии (за искл. граждан, прошедших военную службу по контракту);12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 настоящего ФЗ(п. 12 введен ФЗ от 30.06.2016 N 224-ФЗ)1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых гражданин, претендующий на замещение должности гр. службы, гр. служащий размещали общедоступную инф., а т.ж. данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:1) гражданин, претендующий на замещение должности гр. службы, - при поступлении на службу за 3 календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу;2) гр. служащий - ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за искл.случаев размещения общедоступной инф.в рамках исполн. должностных обязанностей гр. служащего.2. Сведения, представляются гр-ми, претендующими на замещение должности гр. службы, при поступлении на гр. службу, а гр. служащими - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, представляются по форме, установленной Правительством РФ.3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им гр. служащие осущ. обработку общедоступной инф., размещенной претендентами на замещение должности гражданской службы и гр. служащими в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет».

Иные ограничения, связанные с поступлением на гр. службу и ее прохождением устанавливаются ФЗ.3. Ответственность за несоблюдение ограничений, устанавливается настоящим ФЗ и др. ФЗ.

Статья 17. Запреты, связанные с гр. службой

1. В связи с прохождением гр. службы гр. служащему запрещается:

2) замещать должность гр. службы в случае:а) избрания или назначения на гос. должность, за искл. случая, установленного ч.2ст.6 Фед. конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ"(В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.);б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в гос. органе;3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управл. хозяйствующим субъектом (за искл. жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке);4) приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в гос. органе, в котором он замещает должность гр. службы;6) получать в связи с исполн. должностных обязанностей вознаграждения от физ. и юр. лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гр. служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служ. командировками и с др. официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гр. служащим по акту в гос. орган, в котором он замещает должность гр. службы. Гр. служащий, сдавший подарок, может его выкупить в порядке , устанавливаемом НПА РФ;7) выезжать в связи с испол. должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физ. и юр. лиц, за искл. служебных командировок, осущ. в соответствии с законодательством РФ, по договоренности гос. органов РФ, гос. органов субъектов РФ или муниц. органов с гос. или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, др. гос. имущество, а т.ж. передавать их др. лицам;9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гр. службой, сведения , отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную инф., ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в т.ч. в СМИ, в отношении деятельности гос. органов, их руководителей, вкл. решения вышестоящего гос. органа либо гос. органа, в котором гр. служащий замещает должность гр. службы, если это не входит в его должностные обязанности;11)принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;12)использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;13)использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;14)создавать в гос. органах структуры политических партий, др. общественных объединений (за искл. проф.союзов, ветеранских и иных органов общ. самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;15)прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;16)входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;17)заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.1.1. Гр. служащему, его супруге(супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета(вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".2. В случае, если владение гр. служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гр. служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.3. Гражданин после увольнения с гр. службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физ. лиц сведения конфиденциального характера или служебную инф., ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.3.1. Гражданин, замещавший должность гр. службы, вкл. в перечень должностей, установленный НПА РФ, в течение 2 лет после увольнения с гр. службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служ. поведению гос. гр. служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на усл. трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на усл. гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных ФЗ, если отдельные функции гос. управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гр. служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гр. служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке , устанавливаемом НПА РФ.

Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

Как следует из ст. 10 ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между личными интересами гос. или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность - это возможность получить доход (неосновательное обогащение) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для госслужащего, членов его семьи, иных субъектов. К последним можно отнести друзей, знакомых, иных родственников служащего.

3.1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гр. служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

3.2. Непринятие гр.служащим, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гр. служащего с гр. службы.4. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гр. служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы.4.1. Непринятие гр. служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего, являющегося представителем нанимателя, с гражданской службы.5. Для соблюдения требований к служебному поведению гр. служащих и урегулирования конфликтов интересов в гос. органе, федеральном гос.органе по управлению гос. службой и гос. органе субъекта РФ по управлению гос. службой (далее - орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия по урегулированию конфликтов интересов).6. Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом гос. органа в порядке , определяемом Президентом РФ.7. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы была искл. возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.8. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению фед. гос. служащих и урегулированию конфликтов интересов утверждается в порядке , определяемом Президентом РФ.

Поделиться: