Нормативно-правовая база оценочной деятельности. Оценочная деятельность Нормативное регулирование оценочной деятельности

Институт оценки развивается в России по трем направлениям:

государственные структуры;

общественные организации оценщиков;

коммерческие (частные) фирмы.

Государственная служба оценки по действующему законодательству связана с учетом и контролем за операциями с недвижимостью и структурно распределена между несколькими ведомствами.

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, основывается на этом Федеральном законе, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.

Федеральный закон № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был принят Государственной Думой 16 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Этот Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.

Другие нормативно-правовые акты:

· Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2010 № 256 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)";

· Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2010 № 255 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)";

· Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2010 № 254 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО №3).

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в РФ, состоит из названных законов, иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ и ее субъектов, а также из международных договоров РФ. Субъекты РФ регулируют оценочную деятельность в соответствии с указанными федеральными законами.

В Законе № 135-ФЗ дано определение оценочной деятельности. Под ней понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Рыночная стоимость определена как наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Основанием для проведения оценки является договор между оценщиком и заказчиком. Если в договоре об оценке объекта не определен конкретный вид стоимости, установлению подлежит именно рыночная стоимость данного объекта. Договор заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения. Новым Законом в ст.15 установлен ряд требований к оценщику, среди которых:

· быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков;

· соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является;

· соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией оценщиков (далее - правила деловой и профессиональной этики), членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные такой саморегулируемой организацией оценщиков;

· сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;

· обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;

· представлять заказчику информацию о членстве в саморегулируемой организации оценщиков;

· представлять саморегулируемой организации оценщиков информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, в том числе информацию о соответствии такого юридического лица условиям, установленным ст.15-1 Федерального закона, а также сведения о любых изменениях этой информации;

· представлять по требованию заказчика страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности документ об образовании;

· не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

· в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию;

· по требованию заказчика предоставлять заверенную саморегулируемой организацией оценщиков выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является Кожинов В.Я. Бухгалтерский учёт [Текст] / В.Я. Кожинов - М. ИНФРА-М, 2008 - С. 184.

Данным законом для РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц установлено безусловное право на проведение оценки любых принадлежащих им объектов независимо от установленного порядка статистического учета, бухгалтерского учета и отчетности. Проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. [Текст] / Н.П. Кондраков - М.: ИНФРА-М, 2009 - С. 89

Не обязательно, но возможно проведение оценки и в других целях: например, в целях отражения в отчетности; купли-продажи, мены, иного отчуждения; проведения конкурсов, аукционов, торгов; аренды, доверительного управления, лизинга; залога; раздела, наследования, дарения; страхования; исчисления налогов, пошлин, сборов; выкупа, конфискации, изъятия; ликвидации; разрешения имущественных споров; передачи прав собственности; переуступки долговых обязательств; внесения имущества в уставный капитал; определения доли имущественных прав; передачи в доверительное управление; инвестиционного проектирования; коммерческой концессии; возмещения ущерба; хранения; составления брачного контракта и др.

В законах детально описана технология оценочной деятельности, определены методы оценки, введен институт независимых профессиональных оценщиков. Участники рыночных отношений получили право оспаривать правильность оценки в судебном порядке.

Основным нормативным актом, регулирующим оценку имущества и хозяйственных обязательств, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ"*(1226) (далее - Закон об оценочной деятельности). Данный акт определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для других целей.

В силу ст. 3 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

В соответствии со ст. 20 Закона об оценочной деятельности Правительством РФ разрабатываются и утверждаются Стандарты оценки. Применяющиеся в настоящее время Стандарты оценки утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 519*(1227) (далее - Стандарты оценки). Стандарты оценки являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки.

Во исполнение требований Стандартов оценки разработаны методические рекомендации по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки, видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке. В качестве примера назовем:

Субъекты РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оценки имущества соответствующего публичного образования и сделок с таким имуществом. В качестве примера приведем постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2005 г. N 204-ПП "О порядке работы по оценке стоимости имущества в сделках с участием города Москвы"*(1231). Указанным постановлением утверждены:

Порядок оценки стоимости имущества в сделках с участием города Москвы (приложение 1);

Порядок размещения заказов на оценку имущества в сделках с участием города Москвы (приложение 2).

Следует иметь в виду, что данные и иные акты, принятые в соответствии с Законом об оценочной деятельности, регулируют профессиональную оценку, осуществляемую независимыми оценщиками. К деятельности этих субъектов, а также к их правовому статусу предъявляются специальные требования, которые и будут являться предметом рассмотрения в данной главе.

Вместе с тем в практике хозяйственной деятельности широкое распространение получила внутрихозяйственная оценка. Она осуществляется самими субъектами, ведущими предпринимательскую деятельность в отношении принадлежащего им имущества и иных объектов гражданских прав.

Анализ законодательства, регулирующего оценочную деятельность, позволяет выявить принципы ее осуществления:

1) принцип профессионализма. Он заключается в том, что оценка должна осуществляться лицом, имеющим соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности. Гарантией соблюдения данного принципа является лицензирование оценочной деятельности, что предполагает предъявление квалификационных требований к соискателю лицензии;

2) принцип независимости. Соблюдение данного принципа гарантируется установлением в ст. 16 Закона об оценочной деятельности запрета:

а) на осуществление оценочной деятельности при наличии заинтересованности оценщика. Так, оценка не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком, или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве. Кроме того, проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

В отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

Оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором или страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором или страховщиком оценочной организации;

б) на вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки;

в) на зависимость размера оплаты оценщика за проведение оценки от итоговой величины стоимости объекта;

3) принцип полноты. Согласно этому принципу оценщик осуществляет сбор и обработку всей информации, необходимой для объективной оценки объекта. Гарантией соблюдения принципа полноты является предусмотренное ст. 14 Закона об оценочной деятельности право оценщика требовать от заказчика при проведении обязательной оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления оценки; получать разъяснения и дополнительные сведения; запрашивать в письменной и устной форме информацию у третьих лиц. Оценщик вправе отказаться от проведения оценки, если заказчик не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки;

4) принцип достоверности. В соответствии с данным принципом итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете, который составлен оценщиком в предусмотренном законодательством порядке, признается достоверной. Она рекомендуется для целей совершения сделки с объектом оценки. При этом следует учитывать, что правило о рекомендации данной стоимости действует, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки (или даты представления публичной оферты) прошло не более шести месяцев (п. 20 Стандартов оценки).

Следует иметь в виду, что нарушение законодательно установленных принципов в ходе осуществления оценочной деятельности приводит к признанию судом недействительным отчета оценщика. Приведем пример.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 августа 2002 г. N КГ-А40/5404-02 оставлено без изменения решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 мая 2002 г. по делу N А40-10516/02-102-132, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

При этом было установлено, что решением от 18 мая 2002 г. Арбитражным судом г. Москвы удовлетворен иск ОАО "АКБ "СВА" к ЗАО "Независимая компания "АРТ-Консалт" о признании недействительным отчета от 1 февраля 2002 г. N 2-02/8ТР "Об оценке рыночной стоимости предполагаемого к обращению взыскания имущества (доли в уставном капитале ООО "КБ "Арсенал", равной 17,505 процентов, принадлежащего организации-должнику ЗАО "Антей-Ресурс").

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе ответчик ссылался на неполноту изучения судом фактических данных по делу.

Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не нашел оснований к отмене решения суда, указав, что суд первой инстанции полно и всесторонне изучил доказательства по делу, оценил их надлежащим образом и отметил, что ответчиком при составлении отчета бухгалтерский баланс фактически не изучался, приложенные к нему отчеты не анализировались, иные требования закона к составлению отчета также не соблюдались, в связи с чем иск был удовлетворен.

Закон вводит правило оспоримости стоимости объекта, содержащейся в отчете оценщика. В случае наличия спора о достоверности величины стоимости, в том числе и в связи с наличием иного отчета об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом или третейским судом. Суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случае обязательного совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае признания отчета об оценке имущества недостоверным убытки подлежат возмещению в размере, составляющем разницу между реальной рыночной стоимостью объекта оценки и суммой, указанной в отчете. Приведем пример из судебной практики.

Арбитражным судом г. Москвы рассмотрен иск открытого акционерного общества "Информационно-издательская группа "Новые известия" (далее - ОАО "ИИГ "Новые известия") о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Независимая оценочная компания "АРТ-Консалт" (далее - ООО "НОК "АРТ-Консалт") убытков в размере 5 437 301 руб. 00 коп.

Исковые требования заявлены на основании ст. 15 ГК РФ, ст. 13 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

До принятия решения истцом в порядке ст. 49 АПК РФ заявлено ходатайство об уменьшении исковых требований до 3 918 140 руб. Данное ходатайство судом удовлетворено.

Решением от 9 марта 2004 г. Арбитражный суд г. Москвы взыскал с ЗАО "НОК "АРТ-Консалт" в пользу ОАО "ИИГ "Новые известия" убытки в сумме 3 918 140 руб. и судебные расходы в сумме 27 965 руб. 43 коп., в остальной части иска отказано.

При этом суд исходил из того, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку подтверждаются договором от 22 апреля 2002 г. N 2-04/4-17(м) возмездных услуг по оценке имущества.

Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "НОК "АРТ-Консалт" обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта.

Оставляя решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-47167/03-110-486 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 14 июля 2004 г. N КГ-А40/5810-04 указал следующее.

Из материалов дела следует, что по договору от 22 апреля 2002 г. N 2-04/4-17(м) возмездных услуг по оценке имущества ОАО "ИИГ "Новые известия" (заказчик) поручил ЗАО "НОК "АРТ-Консалт" (оценщик) провести оценку рыночной стоимости комплекса оборудования по производству газеты.

Рыночная стоимость объекта оценки на основании отчета N 2-04/4-17 (м) об определении рыночной стоимости имущества определена на 30 апреля 2002 г. в размере 1 062 699 руб.

На основании договора от 18 июня 2002 г. N 02/2002 ОАО "ИИГ "Новые известия" осуществил продажу оборудования ООО "РесурсТехАльянс". В соответствии с пунктом 2.2 договора купли-продажи стоимость оборудования исчислена исходя из рыночных цен, определенных ЗАО "НОК "АРТ-Консалт" на основании отчета N 2-04/4-17(м) и составляет 1 062 699 руб. 00 коп.

Генеральной прокуратурой РФ в отношении прежнего руководства ОАО "ИИГ "Новые известия" возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 196 УК РФ. В рамках расследования уголовного дела Следственным комитетом при МВД РФ была назначена товароведческая судебная экспертиза по оценке рыночной стоимости имущества истца - оборудования для производства газеты, являвшегося объектом оценки отчета N 2-04/4-17(м) ЗАО "НОК "АРТ-Консалт". По данным оценки ЗАО "Независимой экспертной компанией "Мосэкспертиза", рыночная стоимость оборудования составила 6 500 000 руб.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с действующим законодательством возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать, во-первых, факт нарушения права, во-вторых, наличие и размер понесенных убытков, в-третьих, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.

Согласно расчету, представленному в заявлении об уменьшении размера искового требования, рыночная стоимость оборудования для производства газеты по состоянию на 30 апреля 2002 г. на основании экспертного заключения ЗАО "Независимая экспертная компания "Мосэкспертиза" N 0693э/12-38-08/03 составляет 4 980 839 руб. В данном заключении эксперты пришли к выводу, что при составлении отчета N 2-04/4-17(м) были нарушены нормы, регулирующие порядок проведения оценки оборудования, и заключение о его стоимости не соответствует фактической цене этого имущества.

Соответственно убытки истца в виде упущенной выгоды составляют 3 918 140 руб.

Поскольку, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное.

В этой связи довод ответчика относительно того, что потенциальная рыночная стоимость имущества, определенная в отчете, представляла собой точку зрения оценщика без каких-либо гарантий с его стороны в отношении условий последующей реализации этого имущества, судом кассационной инстанции отклоняется.

Ссылка ответчика на нарушение судом ст. 13 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Федеральным арбитражным судом Московского округа отклоняется, так как при рассмотрении данного дела суд первой и апелляционной инстанций, оценивая представленные по делу доказательства, признал отчет N 2-04/4-17(м) недостоверным.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает обжалованное решение законным и обоснованным.

Следует учитывать, что в соответствии со ст. 6 Закона об оценочной деятельности результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами. На наличие у любых заинтересованных лиц права обжалования результатов проведения оценки неоднократно обращалось внимание судами.

Так, отменяя решение Арбитражного суда г. Москвы от 2 августа 2002 г. по делу N А40-8076/01-7-90 с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 31 октября 2002 г. N КА-А40/7268-02 указал следующее.

Как установлено арбитражным судом, в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем службы судебных приставов-исполнителей ХМАО Тюменской области наложен арест на дебиторскую задолженность ОАО "Тюменьэнерго" в размере 220 000 000 рублей по договору N 484-С16-15-3400 на отпуск и потребление электрической энергии и мощности от 20 марта 2000 г. между ОАО "Тюменьэнерго" и ООО "Сургутгазпром". Установление рыночной стоимости задолженности поручено ЗАО "Международный центр оценки", который согласно отчету от 5 января 2001 г. определил ее округленно в размере 129 500 000 рублей.

Считая установленную ЗАО "Международный центр оценки" рыночную стоимость арестованной дебиторской задолженности недостоверной, ОАО "Тюменьэнерго" обжаловало результаты оценки в судебном порядке.

Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из того, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" действие положений Закона распространяется исключительно на субъекты оценочной деятельности, которым истец не является, в связи с чем у истца отсутствует предусмотренное ст. 13 Закона право обжаловать результаты оценки. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что истец вправе оспорить достоверность отчета оценщика только в рамках производства по обжалованию действий судебного пристава-исполнителя (п. 3 ст. 52, ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), так как отчет составлен в рамках исполнительного производства.

Вместе с тем ст. 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предоставляет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в порядке арбитражного процессуального судопроизводства, результат проведения оценки любому заинтересованному лицу, а не только субъектам оценочной деятельности.

При этом заинтересованным лицом является любое лицо, которое считает, что результат проведения оценки влияет на его права и законные интересы. Выяснение указанного обстоятельства судом возможно только при рассмотрении дела по существу. Таким образом, право на иск для обжалования результата оценки имеет любое лицо.

Следует иметь в виду, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора, издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица.

Если законом или нормативным актом предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то оценка носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной. В этом случае самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается. Вопрос о достоверности величины стоимости объекта оценки может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения.

На данный порядок оспаривания достоверности величины стоимости объекта оценки обращено внимание в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92*(1232).

Основным нормативным актом, регулирующим оценку имущества и хозяйственных обязательств, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" (далее - Закон об оценочной деятельности), а также Федеральные стандарты оценки (ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3). Данный акт определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для других целей.

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в РФ, представлено не только этими нормативно-правовыми актами, но также состоит из иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ и ее субъектов, а также из международных договоров РФ. Субъекты РФ регулируют оценочную деятельность в соответствии с федеральным законом. Кроме законодательства, регулирующего оценочную деятельность, особое внимание у оценщиков вызывает законодательство, регулирующее право собственности и другие вещные права, отдельные виды обязательств и имущественные отношения относительно объектов оценки.

Основой такого законодательства служит Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс и другие законодательные и нормативные акты, в том числе по приватизации, банкротству, аренде, залогу, ипотеке, доверительному управлению и пр.

Кадастровая оценка недвижимости будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В указанный закон включена глава, регулирующая государственную кадастровую оценку и устанавливающая порядок принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки (соответствующими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, которые могут передавать эти полномочия органам местного самоуправления), порядок формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, порядок определения кадастровой стоимости, составления отчета об определении кадастровой стоимости и экспертизы такого отчета, порядок утверждения результатов определения кадастровой стоимости, их опубликования, а также, в частности, порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (предусматривающий, в том числе, возможность рассмотрения таких споров в специальных комиссиях, порядок работы которых подробно регламентирован). Большинство указанных положений вступит в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона; в отношении них установлены переходные положения, в соответствии с которыми текущая процедура государственной кадастровой оценки земель не изменяется.

С 1 января 2011 года вступит в силу изменение, внесенное в Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц", устанавливающее, что порядок расчета инвентаризационной стоимости подлежащего налогообложению недвижимого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (в настоящее время им является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, подведомственная Минэкономразвития РФ).

В Земельный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся, в частности, порядка оценки земельных участков. Установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. До внесения изменений Земельный кодекс РФ предписывал при определении рыночной стоимости земельного участка устанавливать его кадастровую стоимость в процентах от рыночной стоимости.

В перечисленные законодательные акты внесены и другие изменения, в том числе уточняющие ограничения на осуществление оценочной деятельности в отношении оценщиков, имеющих имущественный интерес к объекту оценки, а также, в частности, уточняющие порядок определения видов разрешенного использования земельных участков.

В становлении и развитии оценочной деятельности в Российской Федерации активное участие принимают саморегулируемые организации оценщиков. Законом предусмотрено помимо государственного регулирования саморегулирование деятельности оценщиков. За рубежом саморегулируемые организации оценщиков играют важную роль в регулировании оценочной деятельности. В связи с этим государственное регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации должно быть тесно увязано с саморегулированием оценщиков.

Характеризуя нормативно-правовую базу государственного регулирования оценочной деятельности необходимо так же отметить важность ФЗ №94. Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Действующая в настоящее время правовая основа землепользования, в т. ч. городского землепользования, базируется на основных положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, развитых в ряде Федеральных законов, Указов Президента РФ, законов субъектов РФ, Постановлений Правительства РФ ведомственных нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, решений и определений судов различного уровня.

Любая система городского землепользования опирается на Государственный земельный кадастр, который создается и ведется по единым принципам. Это существенно облегчает использование новых решений, отраженных в основных подсистемах кадастра. Краткое описание целей и задач системы городского земельного кадастра и его основное содержание даны ниже. Система земельных отношений в России базируется на фундаментальных положениях, установленных Конституцией РФ, соответствующих как историческим традициям, так и основным мировым стандартам.

В настоящее время широкое распространение в Российской Федерации получила форма владения землей в виде аренды. Договор аренды земельного участка после его подписания и государственной регистрации -- основной правоустанавливающий документ землепользователя. Договором предусматриваются также ответственность сторон за нарушение его условий и разрешение споров в арбитражном порядке.

Кроме аренды, для отдельных категорий землепользователей предусмотрены бессрочное, постоянное пользование и пожизненно наследуемое владение, а также временное возмездное и безвозмездное пользование. Соответствующие условия некоммерческого использования земельных участков юридическими и физическими лицами отражаются в государственных актах и свидетельствах.

Государственный земельный кадастр - это установленная государством система учета и оценки земель и регистрации прав на землю, направленная на регулирование и совершенствование земельных отношений и включающая сведения о правовом, хозяйственно-экономическом, экологическом и природном состоянии городских земель. Учитывая современное определение Недвижимости по Гражданскому кодексу РФ, городской земельный кадастр фактически становится кадастром недвижимости. Государственный земельный кадастр обеспечивает защиту прав как города в целом, так и зарегистрированных землепользователей, инвесторов, обеспечивает государственные и муниципальные органы, юридические и физические лица достоверной информацией о земельной недвижимости, об условиях и формах ее использования. Он включает системы регистрации, учета и кадастровой оценки городских земель, обеспечивающие формирование экономически обоснованных тарифов всех видов земельных платежей, а также сбор земельных платежей в бюджет города.

Основным документом, регламентирующим оценочную деятельность, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм., внесенными от 18.07.2009 №181-ФЗ, в ред. от 01.07.2011 г. №169-ФЗ).

Он основан на Конституции Российской Федерации, а также базируется на Гражданском кодексе Российской Федерации. Многие положения Закона разработаны с учетом прогрессивных, применимых в России методах мировой практики и опыта.

Зарубежный опыт послужил основой для формирования правовых аспектов оценочной деятельности, базовых положений, трактовок различных объектов оценки. Например, формирование основ категории недвижимости, т. е. связь объектов оценки с землей, определение недвижимого имущества, формирование права собственности на объект недвижимости и его ограничения и т. д.

Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» устанавливает единообразие в определении стоимости движимого и недвижимого имущества вне зависимости от того, принадлежит ли это имущество юридическому или физическому лицу, находится ли оно в государственной или частной собственности.

В нем дан исчерпывающий перечень объектов оценки:

  • - отдельные материальные объекты (вещи);
  • - совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
  • - право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
  • - права требования, обязательства (долги);
  • - работы, услуги, информация;
  • - иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Законом установлена: обязательность и основания проведения оценки; обязательные требования к договору между оценщиком и заказчиком; общие требования к содержанию отчета об оценке.

В обязательном порядке оценка проводится в следующих случаях:

  • - при вовлечении в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям;
  • - при возникновении спора о стоимости объекта оценки.

Таким образом, произвольное назначение стоимости государственного имущества чиновниками в перечисленных случаях, а также в ряде иных, оговоренных в законе, законом исключается.

Оценочная деятельность может осуществляться на основании: определения суда, арбитражного суда и третейского суда; решения уполномоченного органа; договора. Первые два пункта являются основанием для проведения обязательной оценки, последний - для необязательной.

В перечне случаев, в которых необходима обязательная оценка имущества, отсутствуют сделки, осуществляемые между гражданами. В то же время федеральный закон не препятствует проведению независимой оценки имущества граждан по их желанию, в том числе в случае несогласия с установленным налогообложением.

Правовое регулирование необязательной оценки осуществляется на основе договора, который заключается по общему правилу, в соответствии с ГК РФ. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме существенных условий.

Существенными являются:

  • - основания заключения договора;
  • - вид объекта оценки;
  • - вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
  • - денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;
  • - сведения о страховании гражданской ответственности оценщика;
  • - сведения о принадлежности оценщика к соответствующей организации профессиональных оценщиков.

В соответствии со статьей 15 оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков. Саморегулируемые организации способствуют развитию профессии посредством организации дополнительного обучения и повышения квалификации своих членов, установления этических норм и профессиональных правил, контролируют работу своих членов на предмет соблюдения требований законодательства, федеральных стандартов оценки, а также стандартов и правил оценочной деятельности и профессиональной этики.

Помимо этого, саморегулируемые организации оценщиков выступают гарантом перед потребителями оценочных услуг за деятельность своих членов. Для этих целей они формируют компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов, который расходуется только в том случае, если для покрытия ущерба, нанесенного виновными действиями оценщика, не хватает суммы страховки. В некоторых случаях саморегулируемые организации вправе применять меры дисциплинарного воздействия к своим членам, вплоть до исключения из состава членов, что фактически является лишением права заниматься оценочной деятельностью.

Государственная политика в области оценочной деятельности определяет основные требования к оценщикам и оценочной деятельности, устанавливает правовые основы деятельности негосударственных организаций.

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.

Функциями уполномоченных федеральных органов являются:

  • - выработка государственной политики в области оценочной деятельности;
  • - нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности, утверждение федеральных стандартов оценки, программы разработки федеральных стандартов оценки, а также разработка федеральных стандартов оценки в случае нарушения сроков, предусмотренных программой разработки федеральных стандартов оценки;
  • - ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;
  • - осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Закона;
  • - обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.

Помимо этого регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности. Национальным советом является некоммерческая организация, созданная саморегулируемыми организациями оценщиков, зарегистрированная уполномоченным федеральным органом, членами которой являются более чем пятьдесят процентов саморегулируемых организаций оценщиков, объединяющих более чем пятьдесят процентов всех оценщиков. Национальный совет по оценочной деятельности участвует в разработке государственной политики в сфере оценочной деятельности, разрабатывает федеральные стандарты оценки, рассматривает проекты нормативных правовых актов и дает рекомендации по их утверждению уполномоченным федеральным органом, разрабатывает кодекс этики оценщиков и т.д..

Стандартами определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности. Стандарты оценочной деятельности делятся на две основные категории:

  • 1) федеральные стандарты оценки, которые по букве Закона должны разрабатываться Национальным советом, а потом утверждаться и публиковаться уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности;
  • 2) стандарты и правила оценочной деятельности, которые должны разрабатываться и утверждаться каждой СРО оценщиков.

В настоящее время Минэкономразвития России утверждено шесть федеральных стандартов оценки:

ФСО № 1 - «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256). В нем описываются и раскрываются основные понятия, применяемые в области оценки, в том числе закрепляются понятия объектов оценки, цены, стоимости и затрат, подходов к оценке, процесса оценки, определяются основные этапы оценки.

ФСО № 2 - «Цель оценки и виды стоимости» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255). В нем устанавливаются общие критерии определения рыночной стоимости и понятие цели оценки. В Стандарте перечислены основные случаи использования результатов оценки, даны определения видов стоимости (рыночная, инвестиционная, ликвидационная, кадастровая) и общепринятые случаи применения каждого из них.

ФСО № 3 - «Требования к отчету об оценке» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254). Он содержит требования к содержанию и оформлению отчета об оценке. В Стандарте устанавливаются обязательные разделы отчета об оценке, а также требования к описанию в нем: объекта оценки; информации, используемой при проведении оценки; методологии оценки; расчетов.

ФСО № 4 - «Определение кадастровой стоимости» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 года № 508) Содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости (общие требования к определению кадастровой стоимости и порядок её расчета).

ФСО № 5 - «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.07.2011 № 328). Стандарт устанавливает виды экспертизы отчета об оценке, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.

ФСО № 6 - «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков» (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 года № 628). Он устанавливает требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков и обязательность применения данного стандарта аттестационной комиссией Национального совета по оценочной деятельности при определении уровня знаний при проведении единого квалификационного экзамена.

ТЕМА: ОСНОВЫ ОЦЕНКИ НЕДВИЖИМОСТИ

1. Нормативно-правовая база оценочной деятельности

2. Стоимостные аспекты объектов недвижимости

3. Основные принципы оценки стоимости недвижимости

4. Виды оценок стоимости недвижимости

5. Основные методы оценки объектов недвижимости: затратный, доходный, рыночный (сравнительный)

6. Элементы финансовой математики, используемые в экономике недвижимости

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка стоимости является неотъемлемым инструментом в арсенале современного российского бизнесмена, финансиста, менеджера. Без знаний оценочной деятельности невозможно обойтись и предпринимателю, и государственному чиновнику, и политику и простому гражданину.

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации имеет следующую иерархическую структуру:

Конституция Российской Федерации;

Кодексы Российской Федерации (к оценочной деятельности прямое отношение, прежде всего, имеют Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, а опосредованно – все остальные, в том числе, Градостроительный кодекс РФ и Уголовный кодекс РФ);

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

Федеральные стандарты оценки (ФСО);

Стандарты и правила оценочной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков (СРОО);

Прочие документы уполномоченных органов (например, методические рекомендации Минэкономразвития или Национального совета по оценочной деятельности).

Конституция и кодексы определяют общие основы функционирования основных институтов государства. Например, Гражданский кодекс РФ устанавливает виды прав на имущество, вводит разделение на движимое и недвижимое имущество; Налоговый кодекс РФ используется при прогнозе денежных потоков, связанных с использованием оцениваемого имущества.

Достаточно долгий период, до 1998 года, оценочная деятельность в России осуществлялась без полноценного нормативно-правового регулирования. Первая редакция Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ была принята только 29 июля 1998 года. До этого момента оценка выполнялась в зависимости от внутренних представлений конкретного «оценщика» и заказчика его работ (более того, отсутствовала даже сама профессия «оценщик»). Например, многие отчеты об оценке до 1998 года представляли собой брошюры объемом в 10-15 страниц, из которых непосредственно к расчету стоимости относились от силы 2-3 страницы (прочие включали: титульный лист, оглавление, сопроводительное письмо-обращение, описание регалий и опыта работы оценщика, список использованных источников, копии разного /рода благодарственных писем).


Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установил базовые требования к отчету об оценке, договору на оказание услуг по оценке, оценщику, уровню его ответственности. Документ является динамично развивающимся, практически каждый год в него вносятся поправки и дополнения: например, добавлены разделы, касающиеся саморегулирования оценочной отрасли, экспертизы отчетов об оценке и прочее.

Логическим развитием положений, заложенных в Законе об оценочной деятельности, являются стандарты оценки. Постановлением Правительства от 06.07.2002 г. № 519 были утверждены первые из них. Сегодня действуют следующие федеральные стандарты оценки

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ

N стандарта Название стандарта Нормативный акт, утвердивший стандарт
ФСО N 1 Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297
ФСО N 2 Цель оценки и виды стоимости Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 298
ФСО N 3 Требования к отчету об оценке Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299
ФСО N 4 Определение кадастровой стоимости Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508
ФСО N 5 Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения Приказ Минэкономразвития России от 04.07.2011 N 328
ФСО N 7 Оценка недвижимости Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611
ФСО N 8 Оценка бизнеса Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 N 326
ФСО N 9 Оценка для целей залога Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 N 327
ФСО N 10 Оценка стоимости машин и оборудования Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 N 328
ФСО N 11 Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности Приказ Минэкономразвития России от 22.06.2015 N 385
ФСО N 12 Определение ликвидационной стоимости Приказ Минэкономразвития России от 17.11.2016 N 721
ФСО N 13 Определение инвестиционной стоимости Приказ Минэкономразвития России от 17.11.2016

Согласно закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» объектами оценки являются:

Отдельные материальные объекты (вещи);

Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

Право собственности и иные вещные /права на /имущество или отдельные вещи из состава имущества;

Права требования, обязательства (долги);

Работы, услуги, информация;

Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

На практике, объекты оценки группируются в зависимости используемой методологии расчета стоимости:

Недвижимое имущество – ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (принцип стационарности), в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;

Движимое имущество;

Нематериальные активы – активы, используемые в хозяйственной деятельности и не имеющие материально-вещественного воплощения;

Имущественные комплексы – в соответствии со ст. 132 ГК РФ в состав имущественного комплекса входят все виды имущества, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, право требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы, услуги и др.;

Предприятие (бизнес) – в соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием является имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью;

Другое – например, работы, услуги, информация.

Типичными примерами оценки права требования являются оценка дебиторской задолженности (право требовать у дебитора возврата соответствующей суммы денежных средств), а также оценка строящихся квартир на ранних этапах долевого строительства (с юридической позиции, оценке подлежит право требования на перевод в собственность после завершения строительства).

Несколько в стороне от описанных уровней нормативно-правового регулирования оценочной деятельности в России стоят Международные стандарты оценки (МСО). Несмотря на то, что в преамбуле федеральных стандартов оценки указано, что они разработаны с учетом МСО, по факту, между российскими и международными стандартами оценки существует существенное расхождение.

Например, в российском законодательстве не закреплено определение такого фундаментального понятия как справедливая стоимость (сумма, за которую можно было бы обменять актив или погасить обязательство в коммерческой сделке между хорошо осведомленными заинтересованными сторонами) и не предусмотрена устная форма отчета.

Международные стандарты оценки при осуществлении оценочной деятельности в Российской Федерации могут использоваться в части, не противоречащей федеральным стандартам оценки.

В соответствии с законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» субъектом оценочной деятельности является оценщик – физическое лицо, которое может заключать трудовые договоры с оценочной компанией или осуществлять частную практику в виде индивидуального предпринимателя.

Для осуществления оценочной деятельности оценщик обязан:

Иметь образование в области оценочной деятельности – большинство из оценщиков прошли повышение квалификации на базе уже полученного высшего образования, высшее оценочное образование начало преподаваться в российских ВУЗах только с 2010 года;

Являться членом саморегулируемой организации оценщиков;

Застраховать свою профессиональную ответственность.

Оценщик несет личную имущественную ответственность за потенциальный ущерб, который может быть нанесен его профессиональной деятельностью. Таким образом, теоретически, для компенсации ущерба, нанесенного деятельностью оценщика, может быть распродано принадлежащее ему недвижимое имущество.

До конца 2007 года регулирование оценочной деятельности в России осуществлялось государством через механизм лицензирования. Структурой, непосредственно выдававшей лицензии, а также осуществлявшей проверки соблюдения лицензионных требований, являлось Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество). С 2008 года оценочная деятельность переведена на механизм саморегулирования – ряд функций по регулированию отрасли передан профессиональным объединениям оценщиков, имеющим статус саморегулируемых организаций.

В общем виде, сущность саморегулирования базируется на следующих основных положениях:

Разработка стандартов оценочной деятельности – стандарты разрабатываются и корректируются самим профессиональным сообществом, что должно повышать как качество самих стандартов, так и услуг по оценке в целом;

Контроль за исполнением стандартов – саморегулируемые организации самостоятельно контролируют деятельность своих членов и, при необходимости, оперативно применяют различные меры дисциплинарного воздействия (например, вынесение предупреждения, наложение штрафа, исключение из СРОО);

Обеспечение прозрачности деятельности оценочного сообщества, в том числе, в части деятельности СРОО, что является необходимым, но недостаточным условием выполнения двух предыдущих пунктов.

Наиболее динамично развивающимся является Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», деятельность которого осуществляется под лозунгом «В интересах Оценщика». Практической реализацией лозунга является специализация на экспертизе отчетов об оценке как инструменте повышения качества оценочных услуг и борьбы с демпингом, защите оценщиков в судах, а также акценте на образовательных мероприятиях.

Для «защиты» имущества оценщика, а также стороны, которой нанесен ущерб профессиональной деятельностью оценщика (ведь вполне возможна ситуация, когда величина ущерба на порядок превышает стоимость имущества оценщика) используется трехуровневая система компенсации.

На первом уровне ущерб покрывается страховкой компании, с которой оценщик заключил трудовой договор и под именем которой был составлен соответствующий отчет об оценке. Отметим, что данный уровень не является обязательным и может отсутствовать.

На втором уровне ущерб покрывается из персональной страховки оценщика.

На третьем уровне происходит выплата из компенсационного фонда СРОО. Данный фонд формируется за счет взносов оценщиков при вступлении. Максимальный размер выплаты из компенсационного фонда по одному случаю составляет 5 миллионов рублей.

Ряд крупных заказчиков работ по оценке устанавливают дополнительные требования к оценщикам:

Наличие аккредитации (например, «Сбербанк» и большинство крупных банков, «Газпром», «РЖД»);

Наличие формы доступа для работы со сведениями, представляющими государственную тайну;

Наличие опыта оценки конкретных специфических объектов (ГЭС, телекоммуникационные спутники и пр.).

Результатом деятельности оценщика может быть отчет об оценке, к форме и содержанию которого законодательством предъявляются строго определенные требования. При составлении данного документа оценщик несет указанную выше ответственность, в том числе, личным имуществом.

Поделиться: