Льготы сельским специалистам. Государственная поддержка молодых специалистов в сельской местности

В соответствии с Областным законом от 17.01.2005г. №274 -ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится следующим категориям граждан, работающим и проживающим на территориях муниципальных районов в Ростовской области:

1) врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую или фармацевтическую практику, государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом членов семей лиц, указанных в настоящем пункте и принятых на работу до 1 января 2005 года, если члены семьи проживали совместно с ними и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 1 января 2005года, при условии дальнейшего совместного проживания;

2) педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры;

3) социальным работникам государственной системы социальных служб Ростовской области и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, оказывающих отдельные социальные услуги населению в пределах переданных муниципальным образованиям в Ростовской области государственных полномочий;

4) руководителям и специалистам, в том числе киномеханикам, государственных областных и муниципальных учреждений культуры, включая музеи, библиотекарям государственных областных и муниципальных образовательных учреждений;

5) специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации;

6) пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее 10 лет из числа лиц, указанных в пунктах 1-5, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации. В случае переезда пенсионера в городской округ на постоянное место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим пунктом, не предоставляются.

Гражданам из числа лиц, указанных в пунктах 1-5 работавшим и проживавшим в сельской местности в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности, выплачивается денежная компенсация за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии:

1) работающим гражданам - за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии в 2002-2004 годах;

2) пенсионерам - за произведенные расходы на оплату жилья, отопления и электроэнергии в 2002-2005 годах. Данная мера социальной поддержки предоставляется за период фактического проживания в указанные годы в Ростовской области.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и рассчитывается по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам.

Компенсации производятся гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности.

В случае увольнения граждан, выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращается с 1 числа месяца следующего за месяцем увольнения.

В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004г. № 534 суммы ежемесячных денежных выплат, излишне выплаченные гражданам, подлежат удержанию из сумм последующих выплат, а при прекращении выплат возмещаются получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы УСЗН в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень документов, необходимых для оформления мер социальной поддержки

1.Заявление;

2.Справка с места жительства о составе семьи;

3.Паспорта (подлинник, копия страниц Ф.И.О., прописка и семейное положение);

4.Свидетельства о рождении детей с ксерокопиями;

5.Пенсионные страховые свидетельства (всех прописанных), пенсионное удостоверение (для пенсионеров) с ксерокопиями;

6.Для работающих сельских специалистов справка с номером приказа о принятии на работу и списки сотрудников, имеющих право на предоставление мер соц. поддержки, для пенсионеров трудовая книжка с ксерокопией;

7.Для членов семьи, имеющих право на льготы - свидетельства о рождении детей и свидетельство о браке (разводе) с ксерокопиями;

8.Квитанции по оплате услуг ЖКХ (с копиями лицевых счетов за последний месяц);

9.Документы, подтверждающие размер общей площади жилья с копией;

10.Сберкнижка с ксерокопией.

В соответствии с ФЗ от 29.12.2012 года граждане, работающие в сфере образования и осуществляющие свою деятельность в сельской местности, имеют право на денежную компенсацию. Возмещение предоставляется на оплату коммунальных услуг, включая расчеты за жилую площадь, свет и отопление.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Размер данной выплаты, порядок ее начисления и условия получения определяются соответствующим постановлением Правительства. Компенсация приходит на счет лица, подавшего заявление, каждый месяц. Если заявитель решит отказаться от услуги, то он должен написать отказ о ее назначении и 1 числа следующего месяца, за которым было написано заявление, выплаты прекратятся.

Оплата компенсации педагогическим работникам

Гражданам важно знать, кто входит в категорию педагогов, имеющих право на получение помесячной компенсации. Также нужно выяснить в каком размере предоставляется возмещение, и какие документы необходимо для этого подготовить. Согласно постановлению Правительства от 26.10.13 № 963 педагогические работники, которые состоят в штате по своему месту работы в образовательных учреждениях и проживают в селе или в поселках городского типа должны получать выплату в размере 1200 руб .

Единственным условием является официальное трудоустройство.

Однако этот вид компенсации выплачивается на основании документа, который подтверждает соответствующие права работника. Таким документом может являться трудовая книжка, копия трудового соглашения, копия паспорта с листом регистрации по месту проживания или любой другой документ, в котором содержатся данные о проживании заявителя.

Порядок действий заявителя

Преподавателям необходимо написать заявление и подать на рассмотрение предусмотренный законом перечень документов в учреждение социальной защиты.

В случае принятия государственным органом власти положительного решения, педагогический работник получит заказное письмо с ответом.

Далее, заявитель получает копию документа, подтверждающего решение учреждения социальной защиты. Затем в установленные постановлением сроки гражданин начинает получать компенсацию на свой банковский счет. Сроки выплаты зависят от определенного региона России.

Документы, необходимые для выплаты компенсации

Основными документами для подачи в социальные органы защиты являются:

  • СНИЛС;
  • паспорт или иной документ, устанавливающий личность заявителя, гражданство;
  • свидетельство о праве собственности на жилое помещение с информацией о его площади;
  • трудовая книжка или заверенная из нее выписка;
  • для рабочих граждан: к трудовой книжке приложить справку с места работы, где будет указана занимаемая должность;
  • для граждан-пенсионеров: только трудовая книжка либо ее заверенная копия;
  • документы, имеющие сведения о платежах за жилье и услуги коммунального хозяйства, предшествующие месяцу обращения;
  • для граждан с печным отоплением необходимо предоставить в распоряжение документ, доказывающий факт оплаты твердого топлива;
  • номер лицевого счета заявителя — это может быть карта Сбербанка или сберкнижка.

К каждому оригиналу, кроме счета об оплате твердого топлива, прикрепляется его копия. Если педагогический работник является инвалидом, ветераном или относится к другой льготной категории граждан, то социальная поддержка обеспечивается на основе письменного заявления преподавателя по выбранному для него основанию.

Основания для отказа оплаты компенсации

Основания для прекращения или отказа выплаты возмещения за услуги ЖКХ:

  • главы регионов утратили права на обеспечение выплат в связи с увольнением;
  • со стороны заявителя были допущены нарушения, в виде предоставления неполного перечня необходимых документов в управление социальной защиты.

Также отказ может последовать после выяснения обстоятельств, которые дают право получать компенсацию.

Следует помнить о том, что на основании федерального законодательства разрабатывается региональные нормативные документы, в которые могут быть внесены поправки относительно перечня необходимых документов или в условия представления выплат.

Поэтому работники сферы образования должны перед подачей документов очень внимательно ознакомиться с региональным законом. При этом граждане, которые подали заявление и не получили положительного ответа, могут обжаловать решение учреждения социальной защиты в судебном порядке.

Заявитель имеет право обратиться с жалобой в следующих случаях:

  • учреждение, принявшее заявление, нарушило строки регистрации гражданина;
  • учреждение нарушило сроки предоставление данной услуги;
  • учреждение требует документы, не предусмотренные законодательством;
  • отказ в предоставлении выплаты, если отсутствуют законные основания для этого;
  • отказ в принятии документов, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами.

Преподавателям следует помнить и о сроках оказания государственной услуги, иначе учреждение может отказать в ее предоставлении по этой причине.

О льготах учителям в 2019 году

Каждый год законы и постановления претерпевают изменения. Поэтому крайне важно убедиться в наличии необходимой информации и ее достоверности. Для того чтобы педагогам в сельской местности получить выплату от государства, нужно к уже имеющемуся списку документов предоставить информацию о зарегистрированных гражданах в жилом помещении, за которое преподаватель получит материальную компенсацию.

По закону педагогический работник может предоставить на рассмотрение только одно жилое помещение.

Также обязательно нужно указать условия, в которых проживает заявитель, имеются в виду такие категории помещений, как жилой дом, квартира, общежитие, коммунальная квартира. Стоит отметить, что установленными мерами социальной поддержки в 2019 году могут воспользоваться все представители сферы образования, попадающие под эту категорию льгот. При этом не имеет значения, работает гражданин по совместительству или он трудится по основному месту работы.

На сегодняшний день установлено, что преподаватель имеет право на возмещение за жилое помещение и за услуги жилищно-коммунального хозяйства даже после увольнения.

Основным условием для получения данной коммунальной льготы является трудовой стаж. Он должен составлять более 10 лет в качестве сельского работника образования. Но это право не признается за гражданином автоматически, для его подтверждения необходимо обратиться в суд. Преподавателям стоит обратить внимание на определенные периоды работы, которые правительство с 2019 года позволяет включать в свой специальный стаж, дающий право досрочно назначить пенсию работникам образовательной сферы.

Такими периодами являются:

  • Время работы на должности учителя в негосударственном образовательном учреждении. При этом статус организации теперь не должен влиять на отказ в получении льготы.
  • Все периоды отпусков, в которых преподаватель повышал уровень своей квалификации.
  • Время работы на должности преподавателя начальных классов в центрах образования и комплексных школ. Подобные учреждения оказывают населению общеобразовательные услуги, не противоречащие закону об образовании.
  • Время работы на должности преподавателя дополнительного образования в центрах детского и юношеского творчества. Деятельность подобных учреждений не выходит за рамки наименований других образовательных учреждений, поэтому все педагоги дополнительного образования, работающие в специализированных центрах, имеют право на получение компенсационных выплат.
  • Период работы, занимаемый должностью воспитателя по экологии. Такой вывод сложился в свете судебной практики. В ходе которой было выяснено, что воспитатели осуществляют педагогическую деятельность в течение полного рабочего дня, выполняют свои функциональные обязательства и повышают свою квалификацию, как и другие работники образования.

Также суд сформулировал общие правила, по которым признаются вышеперечисленные периоды работы, обратив основное внимание на то, что пенсия всех педагогов зависит только от их деятельности. Статус учебного учреждения или другой организации, с которой гражданин состоял в правовых отношениях, на размер пенсии и на ее начисление не влияет. Основанием для исключения работы не является и реорганизация учебного учреждения, если гражданин проводил в ней педагогическую деятельность.

Но не все периоды времени суд посчитал возможным включить в стаж преподавателя. Если педагогический работник находился в отпуске без сохранения своей заработной платы, то это время не включается в стаж. Причем это решение распространяется и на законодательство СССР. Женщины-педагоги, сидящие в отпуске по содержанию и уходу за ребенком, не могут включить эти годы в свой специальный стаж.

Второй случай, в котором запрещено использовать период для получения досрочной пенсии − это работа в лагере вожатым, если на время данной работы у преподавателя не имеется высшего педагогического образования, в том числе среднего специального или неоконченного высшего. Должность заведующей детским садом также не является основанием для включения этого периода работы.

Работникам образовательной сферы надо знать, что выплаты производятся в размере 100% от всех расходов на отопление, свет и плату за квартиру. Также нужно помнить, что если у сотрудников управления социальной защиты платежный документ на покупку твердого топлива вызовет сомнения, то они вправе обратиться за помощью в компетентные годы. Вместе с тем выплаты могут приостановиться, если заявитель более двух месяцев не платит за жилищно-коммунальные услуги. Операция по зачислению денег в регионах происходит в разные сроки. В основном этот промежуток времени составляет 20 дней (с 10 до 1 числа месяца, следующего за отчетным в зависимости от уплаты гражданином квитанций за свет и отопление).

Перечень льготников закреплен законами на федеральном и краевом уровнях.

На федеральные льготы ЖКХ имеют право:

Региональными законами возможно включить в перечень:

  • ветеранов труда;
  • матерей-одиночек;
  • чернобыльцев;
  • работников тыла во время ВОВ;
  • лиц, состоящих в штате бюджетных учреждений;
  • другие категории слабозащищенных слоев общества (малоимущие и т.д.).

Размер скидки по квартплате будит так же устанавливаться местными властями.


Отдельным правом на скидки ЖКХ в селе пользуются специалисты, занятые общественной работой.
Это педагоги, врачи, социальные работники и т. д. Для людей, работающих по данным специальностям существуют специальные краевые программы поддержки, в том числе, в виде субсидий на оплату услуг ЖКХ.

Государственная помощь в оплате услуг ЖКХ

Суть государственной поддержки заключается в предоставлении ежемесячной компенсации на расходы по квартплате.

Четкого размера компенсации за ЖКУ не оговорено. Решение принимают региональные власти.

Например в большинстве районов страны льгота на коммунальные услуги педагогам доходит до 100% от потраченных средств, но в рамках норм потребления ЖКУ на одного человека, установленных в регионе. Размеры компенсаций для прочих льготных категорий сельских жителей, могут достигать 50%.

Льготы распространены на следующие услуги:

  • электричество;
  • отопительные материалы и их доставка;
  • центральное отопление;
  • водоснабжение и водоотведение.

Льготы за коммунальные услуги в сельской местности медработникам и педагогам

Особая категория льготников в селе, это учителя и медицинские работники. Предоставление льгот специалистам села регулируется законами No 122-ФЗ и другими законодательными актами на федеральном, региональном и местном уровнях.

В 2017 году, предусмотрена льгота педагогам на селе по оплате коммунальных услуг в 100% (ст. 55 ФЗ об образовании).

Медработники получают скидку по оплате коммунальных услуг в размере от 50 до 100 % либо фиксированную доплату 1200 рублей (порядок No121Н/39н).

Условия получения коммунальных льгот сельским учителям и медработникам зависят от правил, действующих в регионе.

Льготы педагогам по коммунальным услугам в сельской местности предоставляются на основании предоставленных квитанций. При расчете учитываются нормы потребления коммунальных услуг, нормы жилой площади на одного человека и количество членов семьи заявителя. Коммунальные льготы медикам на селе рассчитываются аналогично.

Важно! Сумма компенсации не может превышать суммы, потраченной на ЖКУ, и может быть предоставлена только на одно жилое помещение.

Как получить?

Как оформить коммунальные льготы сельским учителям за коммунальные услуги? Если человек имеет право на льготы, необходимо собрать соответствующие документы и обратиться с заявлением в отделение социальной защиты либо МФЦ.

Заявление можно написать от руки. Образец заполнения заявителю должен предоставить специалист по месту приема документов.

В шапке заявления указывается наименование органа, куда продается обращение, а так же данные заявителя.

В теле заявления следует озвучить просьбу о предоставлении льгот с указанием оснований для их получения. В конце перечисляются приложенные документы.

Основной перечень документов выглядит следующим образом:

  1. паспорт.
  2. СНИЛС.
  3. Свидетельство о праве пользования жильем, включающее сведения о его площади.
  4. Заверенная копия трудовой книжки.
  5. Справка с места работы (для пенсионеров достаточно только трудовой книги).
  6. Справка о составе семьи.
  7. Документ, подтверждающий право на льготу (в зависимости от вида льготной программы, предварительно нужно уточнить у специалиста соц. защиты).
  8. Квитанции об оплате коммунальных услуг.
  9. Если речь идет о возмещении расходов по затратам на твердое топливо (дрова и т.д.), то документы, подтверждающие его оплату и доставку.
  10. Платежные реквизиты заявителя (номер счета, сберкнижки).

Документы рассматриваются в течение месяца, после чего заявитель уведомляется в письменной форме о применении к нему льгот.

Льготы по оплате ЖКУ, как правило, предоставляются сроком на один год. Далее документы нужно подавать заново.

Льготы по ЖКХ в сельской местности учителям и медикам оплачивает работодатель. В этом случае в отдел кадров либо бухгалтерию вместе с заявлением следует предоставить:


Все остальные копии документов должны храниться в отделе кадров. Требовать их повторного предоставления работодатель не имеет права.

Приостановление выплат

Средства на субсидии по компенсации ЖКУ выделяются из бюджетов различных уровней и органы соц. защиты строго следят за тем, чтобы средства были направлены по их целевому назначению.

Приостановить уже оформленную выплату до истечения срока действия могут в следующих случаях:

  1. у получателя субсидии сложилась задолженность по ЖКУ больше двух месяцев.
  2. Гражданин не проинформировал соц защиту о смене работы, места жительства, изменении состава семьи.
  3. Субсидии могут лишить, если выяснится, что получатель намеренно искажал сведения, влияющие на ее размер.

Законом предусмотрен срок 30 дней для временной приостановки субсидирования . ПО истечению которого, выясняются причины не предоставления или искажения сведений.

В случае наличия уважительных причин, таких как, нахождение на лечении, смерть близких родственников, задержка оплаты труда, предоставление субсидии возобновляется. Если таковых причин не выявлено, субсидия отменяется до конца срока ее предоставления, о чем заявитель уведомляется в письменной форме.

Конечно, озолотиться на льготах по оплате ЖКУ не получится, но поддержать семейный бюджет такая выплата способна. Поэтому следует со всей ответственностью отнестись к документам, дающим право на получение льгот по оплате коммунальных услуг.

Законом субъекта РФ устанавливаются льготы по налогу на имущество организаций. Возможность применения указанных льгот будет обусловлена отсутствием задолженности по налогам и сборам, а также необходимостью начисления среднемесячной заработной платы выше определенного размера, кратного минимальному размеру оплаты труда. Правомерно ли установление различий в ограничениях по использованию льготы в зависимости от размера заработной платы в различных местностях - в городе и на селе?


Налоговые льготы по региональным налогам, а также основания и порядок их применения могут определяться законами субъектов РФ о налогах, принятыми законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ (п. 4 ст. 1, п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 17, п. 3 ст. 56 НК РФ). В отношении налога на имущество организаций (далее также - налог на имущество) соответствующее положение закреплено в п. 2 ст. 372 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.

Как следует из указанных норм, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться не только льготы по региональными налогам, но и основания их применения. По смыслу этих положений основания применения льгот по налогам предполагают наличие определенных обстоятельств, ограничивающих использование этих льгот налогоплательщиками, то есть, по существу, наличие тех или иных ограничений в применении таких льгот.

Заметим, что ограничение возможности применения льгот по налогу на имущество отдельными категориями налогоплательщиков необходимостью начисления среднемесячной заработной платы выше (не ниже) определенного размера, кратного минимальному размеру оплаты труда, достаточно распространено при установлении льгот по этому налогу законами субъектов РФ - например, п. 4 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций", ст. 4 Закона Кировской области от 27.11.2003 N209-ЗО "О налоге на имущество организаций в Кировской области", п. 2 ст. 3 Закона Республики Мордовия от 27.11.2003 N 54-З "О налоге на имущество организаций", ст. 3.1 Закона Республики Хакасия от 27.11.2003 N 73 "О налоге на имущество организаций"; Законом Чувашской Республики от 22.06.2015 N 27 ст. 23 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 38), дополнена п. п. 4, 5, вступающими в силу с 01.01.2016., и также содержащими соответствующие положения.
Таким образом, органы власти субъекта РФ обладают полномочиями в том числе по установлению ограничений в использовании льгот по налогу на имущество. При этом основания, порядок и условия применения льгот не могут быть индивидуальными, то есть должны относиться к определенной категории налогоплательщиков.

При установлении льгот по налогам, в том числе по налогу на имущество организаций, оснований, порядка и условий применения этих льгот должны учитываться основные начала законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 3 НК РФ. В частности, в соответствии с п. 1 этой статьи законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Пунктом 2 той же статьи определено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Рассматривая вопросы, связанные с применением названных законодательных положений, суды подчеркивают, в частности, что льгота как освобождение от уплаты налога по своей природе является исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения. Льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых они распространяются. При этом льготы, предоставляемые налогоплательщикам, устанавливаются в тех случаях, когда это представляется необходимым и целесообразным. Предоставление льготы определенному кругу налогоплательщиков само по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов лиц, которым данная льгота не предоставлена, и не должно влиять на оценку правомерности ее применения (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.04.2013 N Ф03-1061/13). Установление для отдельных категорий плательщиков особых условий уплаты обязательных платежей является разновидностью государственной поддержки и не может носить дискриминационный характер, вводить необоснованные ограничения, ставить отдельные категории налогоплательщиков в худшее положение по сравнению с другими категориями, то есть нарушать принцип равенства в налогообложении (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 N А26-6754/04-25, решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.05.2005 N А47-1009/2004АК-31).

Ряд правовых позиций по вопросам установления льгот по налогам, условий и порядка их применения сформулировал Конституционный Суд РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П отмечается, что конституционный принцип равенства, на котором должно быть основано нормативно-правовое регулирование в сфере налогообложения, применительно к сфере налогообложения означает его равномерность, нейтральность и справедливость и исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера. Вместе с тем такое регулирование должно создавать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности, что предполагает в том числе достаточную свободу законодательного усмотрения при установлении конкретных налогов и определении параметров основных элементов налога, а также оснований и порядка освобождения от налогообложения.
Понятие равенства применительно к налогообложению детализируется в п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П, в котором указано, что равенство в налогообложении, понимаемое прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения, означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

Вместе с тем, как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О, принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.

Из всего сказанного следует, что понятие равенства, отсутствия дискриминации применительно к установлению конкретных льгот по налогу и условий (ограничений) их использования налогоплательщиками имеет в значительной мере субъективный и оценочный характер. С нашей точки зрения, установление законом субъекта РФ ограничений в использовании налоговой льготы как таковое не противоречит законодательству, поскольку оно не имеет индивидуального характера (относится к определенным категориям налогоплательщиков, а не к отдельным лицам). Что же касается дифференциации таких ограничений в зависимости от характера деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, представляется, что она может иметь место, если наличие такой дифференциации обусловлено объективными характеристиками таких категорий и она не приводит к предоставлению определенной категории налогоплательщиков необоснованных преимуществ по сравнению с другими.

Объективные различия в характеристиках категорий налогоплательщиков в зависимости от места их деятельности (сельская местность или города) могут быть связаны в том числе с различным уровнем средней заработной платы в городских и в сельских поселениях. С этой точки зрения различия в размере среднемесячной заработной платы, начисление которой является условием применения налоговых льгот по налогу на имущество, в зависимости от места осуществления деятельности налогоплательщиков (городская или сельская местность), на наш взгляд, само по себе не приводит к нарушению принципа равенства в налогообложении, созданию необоснованных преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков или к несоблюдению иных принципов установления налогов и сборов.

Обратимся к приведенному ранее примеру. Как указано в п.п. 1, 3 ст. 11.1 Закона N 38, упоминаемого выше, налоговые льготы, установленные этим Законом и предлагаемые к установлению, подлежат обязательной оценке социально-экономической эффективности. Внесение на рассмотрение в Государственный Совет Чувашской Республики проектов законов Чувашской Республики об установлении налоговых льгот без оценки их социально-экономической эффективности не допускается.

Отметим, что понятия социальной и экономической эффективности раскрыты в ряде законов субъектов РФ об оценке эффективности налоговых льгот. Например, социальная эффективность - это социальные последствия налоговой льготы, определяемые показателями, отражающими значимость поддерживаемой с помощью налоговой льготы деятельности налогоплательщика, либо показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы и повышение социальной защищенности населения (Закон Оренбургской области от 06.07.2009 N 3022/654-IV-ОЗ). А в ст. 4 Закона Красноярского края от 09.04.2015 N 8-3324 "Об оценке эффективности налоговых льгот" под социальной эффективностью предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот понимаются, в частности, создание благоприятных условий для деятельности организаций, использующих труд граждан, нуждающихся в мерах государственной поддержки. Этим целям, на наш взгляд, не противоречит и возможное установление более низкого критерия по заработной плате для организаций, ведущих деятельность в сельской местности.

Поэтому мы полагаем, что установление упоминаемых в рассматриваемом случае ограничений в использовании льготы по налогу на имущество не вступает в явное противоречие с положениями ст. 3 НК РФ. Однако окончательный ответ на этот вопрос может быть дан только по результатам судебного разбирательства с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации и анализа положений закона субъекта РФ, которым вводятся указанные ограничения.

Кампанию по привлечению молодых педагогов в сельскую местность было решено продолжить, а потому и льготы сельским учителям в 2016 году сохранятся почти в том же составе – об этом еще в сентябре 2015 года заявила руководитель Минздрава Т. Голикова. Однако полный перечень льгот учителям в сельской местности, а также размер материальных компенсаций молодым педагогам зависят не только от государственных директив, но и от регионального законодательства – это значит, что фактически специалист может получить за свою работу в селе вовсе не то вознаграждение, о котором так красноречиво рассказывают представители Правительства.

На какие трудовые льготы могут рассчитывать сельские учителя?

Молодым сельским преподавателям предоставляются такие трудовые льготы:

  • Увеличенный оплачиваемый отпуск (предоставляется раз в год). Длительность такого отпуска составляет от 42 до 56 дней и зависит от местных законов. Кроме того, учитель, отработавший в селе 10 лет, может уйти в отпуск на год, сохранить за собой рабочее место и даже ежемесячно получать часть заработной платы – от 30 до 50% (ст. 335 Трудового Кодекса).
  • Сокращенная рабочая неделя. Тогда как коллегам придется отрабатывать по 36 часов в сутки, учителям льготникам достаточно и 18 часов – такая рабочая неделя не будет считаться нарушением трудового законодательства.
  • Возможность работать по совместительству.
  • Досрочная пенсия. Учителям-льготникам можно выходить на пенсию после 25 лет работы в селе независимо от возраста (согласно ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Важный момент: педагогическая деятельность должна быть непрерывной.

Денежные компенсации сельским учителям

Педагогам-льготникам в полной мере компенсируются:

  • Затраты на отопление помещения, где педагог проживает (если дом отапливается природным газом). Размер компенсации определяется по показаниям счетчика, если счетчика нет – то по актуальной норме потребления.
  • Расходы на электроэнергию – согласно нормативу потребления на 1 кв. м.
  • Затраты на покупку дров или угля – если дом отапливается таким способом.

Эти привилегии предоставляют и как льготы сельским учителям-пенсионерам в 2016 году.

Другие привилегии для молодых преподавателей

Завлекать молодых специалистов в деревни будут и другими «пряниками»:

  • Единовременная крупная выплата размером в 5-10 окладов. Полагается, что эти деньги молодой специалист должен израсходовать на обустройство своего нового жилья.
  • «Подъемная» зарплата. Если молодой учитель проявляет себя отлично, его ежемесячный доход может быть увеличен на 5-10% в течение первых трех лет работы.
  • Другие «бонусы». Льготники могут получать компенсации также за классное руководство, работу в спецклассах,внеклассные занятия (например, при подготовке к олимпиадам) и даже за работу во вредных условиях (это актуально для учителей химии).

Оплачивает ли государство жилье льготника?

Ранее законодательство обязывало местные муниципалитеты каждому молодому специалисту выделять жилье по договору социального найма с полной компенсацией арендной платы. В 2016 году, увы, такой привилегии нет: по той причине, что не каждый муниципалитет способен позволить себе полностью компенсировать расходы на содержание помещения педагога, пакет льгот был пересмотрен.

Согласно новой программе, молодой специалист может взять жилье в деревне в ипотеку по льготной ставке в 8.5% . Несмотря на всю сомнительность такой альтернативы, к потенциальным заемщикам предъявляются довольно жесткие требования: заемщики должны быть моложе 35 лет, иметь стаж работы в селе не менее 3 лет, да еще и зарплату получать высокую – чтобы ипотечная выплата не превышала 45% от ежемесячного дохода.

Достаточно ли действующего пакета льгот сельским учителям в 2016 году, чтобы заманить молодых специалистов в деревню? Лишив учителей возможности получить жилье по договору социального найма, Правительство серьезно ослабило пакет льгот.

Ипотека не является равнозначной альтернативой: купить жилье в сельской местности в кредит – поступок, мягко говоря, странный, учитывая, с каким трудом его потом придется продавать. Компенсация коммунальных услуг тоже не выглядит солидной помощью из-за единственной оговорки – «в рамках нормативов потребления»; насколько разумными окажутся эти нормативы, установленные местными властями, молодой специалист поймет только по факту. Так и получается, что вместо реальной помощи молодого учителя ожидают только видимость поддержки и «якорь» в кредите.

Поделиться: