Когда повысят зарплату до прожиточного минимума. Правительство одобрило повышение мрот до прожиточного минимума

МОСКВА, 1 мая — РИА Новости. В России с первого мая уровень минимального размера оплаты труда впервые сравняется с прожиточным минимумом в 11 163 рубля.

Мнение: повышение МРОТ говорит о социальной ориентированности государства Владимир Путин подписал закон о повышении минимального размера оплаты труда. Свое мнение о значении принятия этого закона в эфире радио Sputnik выразил политолог Дмитрий Солонников.

Как ранее заявил глава российского правительства Дмитрий Медведев, это затронет миллионы человек, включая работников бюджетной сферы.

По словам премьера, из резервного фонда правительства на это выделяют более 16 миллиардов рублей в дополнение к 20 миллиардам, распределенным в марте.

Кроме зарплат, это отразится на оплате декретных отпусков и пособий по уходу за детьми до полутора лет для работающих граждан, а также на оплате больничных.

Однако речь идет только о минимальных выплатах.

Как это работает?

Максимальный размер декретных выплат с первого мая не изменится, поскольку он привязан к предельной базе по взносам в Фонд социального страхования, ежегодно утверждаемой правительством.

Таким же образом рассчитывается пособие по уходу за ребенком до полутора лет. Однако, в отличие от декретного отпуска, выплачивается не полная сумма от средней зарплаты, а 40 процентов от нее.

Сумма МРОТ влияет лишь на минимальное пособие и только если его получает трудоустроенный гражданин — тогда размер выплаты составляет 40 процентов от МРОТ. Если же получатель пособия безработный или индивидуальный предприниматель, то используется базовый размер пособия, который не изменится при повышении МРОТ.

Размер пособия по нетрудоспособности составляет от 60 до 100 процентов от среднего заработка и зависит от трудового стажа работника. Максимальный размер выплаты рассчитывается на основе предельного значения базы по Фонду социального страхования за предыдущие два года и не зависит от МРОТ. А минимальный — исходя из действующего на момент открытия больничного минимального размера оплаты труда. Минимальный размер выплачивается в случае, если в расчетном периоде у работника не было заработка либо средний заработок был меньше 24-кратного МРОТ.

"Чрезвычайно важное решение"

Ранее в Госдуме рассказали, как новая мера повлияет на ситуацию в стране.

По словам первого заместителя руководителя фракции "Единая Россия" Андрея Исаева, повышение МРОТ до прожиточного минимума поможет улучшить жизнь миллионов работающих россиян.

"Доведение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума — чрезвычайно важное решение, направленное на улучшение жизни миллионов работающих граждан и на декриминализацию отечественной экономики", — уточнил политик.

Идею повышения МРОТ прокомментировали и в Совете Федерации. Так, сенатор Валерий Рязанский назвал инициативу президента важным решением. В прожиточный минимум стоит включить не только продукты питания и предметы первой необходимости, но и бытовые услуги, а также услуги объектов культуры, добавил он.

"Здесь важно отслеживать ценовой порядок, продовольственную группу товаров, промышленную, услуги. Человек не может жить, руководствуясь только минимальной потребительской корзиной", — заключил Рязанский.

Не единственный способ

В свою очередь, Дмитрий Медведев отметил, что повышение МРОТ не единственный способ разрешения проблемы бедности.

"Я считаю бедность наиболее сложной и кричащей проблемой современной России <…> Шаги должны быть комплексными — невозможно решать этот вопрос только путем увеличения МРОТ, как бы нам этого ни хотелось. Я уже не говорю о том, что денег на увеличение минимального размера оплаты труда в бюджете в настоящий момент нет", — подчеркнул премьер.

Он также добавил, что российские власти занимались вопросом бедности еще с начала 2000-х годов, когда к малоимущим относились порядка 30 миллионов человек. Сейчас, по словам Медведева, с учетом кризиса в стране проживают 20 миллионов бедных.

Раньше срока

Ранее президент России Владимир Путин подписал документ, предусматривающий повышение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума с первого января 2019 года.

Позже российский лидер рассказал, что у властей есть возможность уравнять эти два показателя к 1 мая 2018 года. Такое решение затронет четыре миллиона граждан, уточнил Путин.

Споры о возможности повышения МРОТ велись 25 лет.

Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ вводятся изменения в ряд нормативных актов, направленные на повышение МРОТ до величины прожиточного минимума. Рассмотрим вносимые новшества.

Увеличение МРОТ

В силу ст. 133 ТК РФ месячная зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Напомним, что согласно положениям данной статьи МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако введение данной нормы было отложено ст. 421 ТК РФ, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до указанного размера устанавливаются федеральным законом.

С 1 июля 2017 года МРОТ был равен 7 800 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ). Как следует из пояснительной записки к законопроекту № 274625-7, по оценке Минтруда численность работников с зарплатой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ составляет 4 млн человек, из них 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

В связи с этим Госдумой РФ и Советом Федерации было принято решение о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения. В частности, ст. 3 Федерального закона № 421-ФЗ были внесены поправки в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ, в соответствии с которыми предусматривается установление МРОТ:

    с 1 января 2018 года – 9 489 руб. в месяц (85% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года);

Кроме того, законом предусмотрена защитная норма, согласно которой в случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года будет ниже его величины за II квартал года, предшествующего предыдущему году, МРОТ не уменьшается.

Напомним, что ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено применение МРОТ для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается, в частности, организациями, финансируемыми из федерального бюджета, за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Пример 1.

Уборщице бюджетного учреждения установлены должностной оклад в размере 6 500 руб. и премиальные выплаты в размере 1 300 руб. В январе 2018 года она полностью отработала норму часов.

Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, установленного федеральным законом, он должен произвести уборщице доплату в сумме 1 689 руб. (9 489 – 7 800). Таким образом, ее за январь 2018 года составит 9 489 руб. (7 800 + 1 689).

В то же время отметим: если работник трудится в режиме неполного рабочего времени, работает по совместительству или отработал не весь фонд рабочего времени, установленный на данный месяц, ТК РФ не гарантирует, что месячная заработная плата данного лица будет не ниже минимальной. В таких случаях оплата труда производится пропорционально отработанному сотрудником времени, поэтому зарплата совместителей, работников, трудящихся в режиме неполного рабочего времени, должна быть не менее соответствующей доли МРОТ.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что уборщица является совместителем. В январе 2018 года при норме рабочего времени, равной 136 часам при 40-часовой рабочей неделе, совместитель отработала 68 часов.

Зарплата работницы за январь 2018 года составит 3 900 руб. (7 800 руб. / 136 ч x 68 ч). В связи с тем, что она полностью отработала норму рабочего времени, ее зарплата не может быть меньше МРОТ – 4 744,5 руб. (9 489 руб. / 136 ч x 68 ч). Таким образом, работодатель должен произвести ей доплату до МРОТ в размере 844,5 руб. (4 744,5 – 3 900) и начислить 4 744,5 руб.

Особое внимание следует уделить расчету зарплаты работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Напомним, что в соответствии со ст. 315 ТК РФ повышенная оплата труда указанных работников обеспечивается, главным образом, путем установления соответствующих районных коэффициентов (коэффициентов) и надбавок (процентных надбавок). При этом ТК РФ и Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядка ее выплаты на Правительство РФ. Поскольку Правительство РФ данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют (в части, не противоречащей ТК РФ) принятые до введения в действие данного кодекса нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника (см. Постановление Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49).

Как отмечено в Постановлении КС РФ от 07.12.2017 № 38-П, в соответствии с Конституцией РФ вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления.

Верховный суд по конкретным делам неоднократно указывал, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в таких условиях, в силу ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть применены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (определения от 24.06.2011 № 52-В11-1, от 29.07.2011 № 56-В11-10 и от 07.10.2011 № 3-В11-31). Такжеданный вывод содержится в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26.02.2014, и в определениях ВС РФ от 17.05.2013 № 73-КГ13-1, от 21.12.2012 № 72-КГ12-6. Данные разъяснения Верховного суда признаны Конституционным судом правомерными и подлежат применению всеми организациями, в том числе бюджетными учреждениями.

Напомним, что за установление зарплаты в меньшем размере, чем определено трудовым законодательством, предусмотрена административная ответственность.

Пример 3.

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что бюджетное учреждение расположено на территории, где установлен районный коэффициент 1,2.

Зарплата работницы за январь 2018 года составит 11 386,8 руб. (9 489 руб. x 1,2).

Таким образом, поскольку с 1 января 2018 года законодателем повышен МРОТ, в бюджетном учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий его увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда.

Что касается взаимосвязи размеров социальных пособий и МРОТ, отметим следующее. Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрены случаи, когда для расчета пособий нужно использовать МРОТ:

    если у работника в расчетном периоде нет заработка или его заработок меньше МРОТ (ч. 1 ст. 14);

    если стаж работника составляет менее шести месяцев (ч. 6 ст. 7);

    если работник нарушил режим лечения (п. 1, 2 ч. 1 ст. 8);

    если работник нетрудоспособен из-за алкогольного опьянения (п. 3 ч. 1 ст. 8).

С 1 января 2018 года минимальный средний заработок для расчета пособий составляет 311,96 руб. (9 489 руб. х 24 мес. / 730 дн.). С этим минимумом надо сравнивать средний дневной заработок при расчете пособий по страховым случаям, которые наступят в 2018 году.

О других изменениях, связанных с повышением МРОТ

Как уже было отмечено выше, повышение МРОТ до прожиточного минимума потребовало внесения поправок в ряд законодательных актов.

Прожиточный минимум.

Статьей 1 Федерального закона № 421-ФЗ были внесены поправки в ст. 4 и 7 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ. В соответствии с изменениями величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ, в субъектах РФ – в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Обратите внимание: прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ подлежат ежеквартальному официальному опубликованию, а также размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по статистике в Интернете.

Потребительская корзина – это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ устанавливается не реже одного раза в пять лет. Поэтому с 1 января 2018 года должна быть введена новая потребительская корзина в связи с истечением пятилетнего срока действия потребительской корзины в целом по РФ. В связи с необходимостью доведения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения в ст. 4 Федерального закона от 03.12.2012 № 227-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми положения данного закона продлены до 31.12.2020 включительно .

Публично-правовые обязательства.

Как было отмечено выше,МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. В то же время в АПК РФ, КАСП РФ, ГПК РФ содержатся нормы о применении МРОТ для реализации публично-правовых обязательств. В частности, ч. 4 ст. 107 АПК РФ было предусмотрено, что за работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия на работе в связи с явкой в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени исходя из установленного федеральным законом МРОТ.

Федеральным законом № 421-ФЗ указанная коллизия устранена: предусмотрено, что с 2018 года порядок и размеры выплаты соответствующих компенсаций устанавливаются Правительством РФ.

Аналогичные поправки внесены в КАСП РФ, ГПК РФ.

Государственная социальная помощь.

Признана утратившей силу норма ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которой было преду­смотрено следующее: если в субъекте РФ не установлена величина прожиточного минимума, используется величина, определенная Правительством РФ. Данные поправки внесены ввиду утраты актуальности, поскольку в настоящее время величины прожиточных минимумов для основных социально-демографических групп населения установлены во всех субъектах РФ.

Кратко сформулируем основные выводы:

1. С 1 января 2018 года установлен МРОТ, равный 9 489 руб. Он применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

2. Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, в бюджетном учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда.

Увеличение МРОТ до прожиточного минимума поможет РФ перейти к инновационной экономике и повысить общий уровень оплаты труда, убеждены эксперты.

Но в какие сроки удастся уравнять эти показатели, не знают ни эксперты, ни чиновники
Глава правительства Дмитрий Медведев 2 мая поручил руководителям министерств труда, финансов и экономического развития подготовить проект федерального закона о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума и внести его в правительство. О планах по повышению МРОТ Медведев уже говорил в апрельском отчете о работе правительства в Госдуме. Тогда глава правительства напомнил, что с 1 июля этот показатель поднимается до 7800 руб., но это все еще на 27% ниже текущего прожиточного минимума. Повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума премьер назвал задачей ближайших нескольких лет.

Что мешало это сделать в последние 15 лет?

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории страны и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Эта норма действует с 1 февраля 2002 года, но российские власти уже 15 лет не могут выравнять эти две величины.

Складывается парадоксальная ситуация, когда люди могут зарабатывать меньше, чем необходимо для существования - для покупки еды и одежды, указывает профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков. По сути, поясняет он, поручение премьера - это просто запоздалое приведение закона в действие.

Причина 15-летнего разрыва между уровнями МРОТ и прожиточного минимума кроется в противостоянии социального и финансово-экономического блоков, считает председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР). «Финансовый блок всегда заинтересован в том, чтобы сэкономить, урезать средства. <…> Действительно, на протяжении 15 лет закон нарушается, что плохо не только с юридической точки зрения, но и с морально-нравственной. Однако все решается политической волей. Как мы видели на примере единовременной выплаты пенсионерам, при жесткой воле президента деньги сразу находятся», - заявил он РБК. При этом неясно, откуда правительство предложит взять средства для уравнивания МРОТ и прожиточного минимума, отмечает Нилов. «Если эти деньги возьмут из сокращений других социальных обязательств, то пострадать может еще больше людей, чем сейчас. Если найдутся другие резервы, это хорошо, но надо посмотреть, чем все закончится. В данной ситуации нужны дополнительные источники финансирования», - признает депутат.

Когда это может произойти?

Неясны также сроки, в которые необходимо привести размер МРОТ и прожиточного минимума к единому показателю. В поручении премьера указан только срок подготовки проекта - 20 мая, но вице-премьер Ольга Голодец 2 мая признала, что единой позиции в этом вопросе нет. «Есть представители работников и есть представители работодателей, которые участвуют в этой дискуссии, их позиции не совпадают. У нас короткий промежуток времени, чтобы их позиции все-таки привести к единому знаменателю», - заявила она.

В трех ведомствах, ответственных за выполнение поручения премьера, не смогли ответить на вопрос о сроках начала работы закона. В Минэкономразвития все вопросы, связанные с разработкой законопроекта, перенаправили в Минтруд. В Министерстве труда РБК сказали, что пока не готовы озвучить свою позицию. Минфин не ответил на запрос РБК.

Глава Минтруда Максим Топилин в интервью РБК ранее рассказывал, что его ведомство предлагало договориться на федеральном уровне со всеми партнерами о понятной линейке уравнивания МРОТ и прожиточного минимума. «Допустим, с 1 июля 2018 года соотношение должно быть 80%, с 1 июля 2019-го - 90%, с 1 июля 2020 года - 100%», - рассказывал он. По словам Топилина, эта тема обсуждалась с Минэкономразвития и Минфином, фундаментальных разногласий с федеральными ведомствами нет. «Разве что Минфин может сказать: мол, давайте чуть-чуть сдвинем график уравнивания. И работодатели могут попросить провести уравнивание, к примеру, не к 2021 году, а к 2022-му», - говорил Топилин. Сейчас, по данным Минтруда, размер МРОТ составляет 70% от прожиточного минимума.

От повышения МРОТ до прожиточного минимума выиграют и бюджет, и экономика, и работники, говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Если следовать экономической логике, объясняет он, то человек с зарплатой ниже прожиточного минимума не может быть финансово самостоятельным: у него не хватит денег на еду или одежду. Поэтому государство выделяет дотации на таких работников, а это - дополнительные расходы бюджета. «Повышение минимальной зарплаты - это повышение уровня экономической самостоятельности граждан. Второе - сокращение расходов государства на социальные программы за счет сокращения числа лиц, которые ранее могли претендовать на эту помощь, получая зарплату ниже прожиточного минимума. Третий момент - легализация расходов компаний на заработную плату. Четвертое - повышение доходов внебюджетных фондов, ведь их доходы зависят не только от тарифов [страховых взносов], но и от размера фонда оплаты труда», - перечисляет Сафонов. Если легализовать эти отношения, то вырастет и доходная база бюджета в части налога на доходы физических лиц.

От повышения минимальной зарплаты выиграют все, согласен Щербаков из РАНХиГС: при благоприятном ходе событий это будет означать номинальное, пусть и небольшое, но повышение оплаты труда вообще, ведь опосредованно от уровня минимальной зарплаты зависит и уровень средней зарплаты, и многие пособия.

В России низкий уровень производительности труда, который компенсируется низкой заработной платой. Но стимулировать экономику за счет поддержки неэффективных рабочих мест - макроэкономический риск, указывает Сафонов, а российский рынок труда уже переживал без особых проблем резкое повышение МРОТ. «Была история 2005 года: тогда МРОТ за три года подняли более чем в три раза - с 800 до 2500 руб. За это время безработица не возросла, а, наоборот, снижалась», - говорит Сафонов.

Почему еще МРОТ важен для граждан?

Зарплата в России не должна быть ниже уровня МРОТ, сейчас это 7500 руб. в месяц, с 1 июля - 7800 руб. Эта сумма может включать в себя оклад, премии и компенсации. Из этой суммы работодатель удерживает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%, так что фактически работнику может выплачиваться и меньшая сумма. Меньше МРОТ работник может получать, если работает по совместительству или неполный рабочий день.

Также МРОТ в некоторых случаях применяется для расчета размера пособий по временной нетрудоспособности и беременности, например для тех работников, чей стаж не превышает полугода или средний заработок за предыдущие два года ниже МРОТ.

Повышение МРОТ может привести к увеличению нагрузки на индивидуальных предпринимателей. Сейчас от размера минимальной зарплаты зависит взнос ИП на пенсионное и медицинское страхование: он прямо пропорционален величине МРОТ. Минэкономразвития в апреле предлагало отказаться от привязки взносов ИП к минимальной зарплате и рассчитывать их исходя из фиксированной суммы, ежегодно индексируемой с учетом инфляции. По мнению ведомства, устранение МРОТ из формулы расчета взносов сделает нагрузку на них более предсказуемой и позволит избежать резких ее скачков.

Фактического повышения МРОТ может и не произойти, оно будет номинальным, допускает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. «Эта мера давно была необходима, она правильная. Но приведет ли это к реальному повышению оплаты труда в России? МРОТ, может, и повысят, но большинство людей переведут на половину ставки. Это известный трюк. Соответственно, зарплата у людей останется прежняя», - считает эксперт (цитата по «Прайм»).
Повышение МРОТ и доведение его до уровня прожиточного минимума будет способствовать переходу к высокотехнологичной экономике и росту оплаты труда, считает Сафонов. «Дешевая рабочая сила - это наш бич, как и нефтяная зависимость. В России мы традиционно являемся заложниками ситуации, у нас компенсируется низкая эффективность рабочей силы низкой заработной платой», - считает он. Нельзя перейти к инновационной экономике, используя дешевую рабочую силу и неквалифицированные кадры, уверен эксперт. А повышение оплаты труда повысит расходы на труд, работодатель будет стремиться повышать его производительность, а значит, и искать более высокооплачиваемых и квалифицированных работников.

Какие есть лазейки для занижения прожиточного минимума?

Российская методика расчета прожиточного минимума отличается от мировых, рассказывает Сафонов: в европейских странах бедными считаются те семьи, у которых на еду уходит более 50% совокупных расходов. «Наш прожиточный минимум рассчитывается нормативно-статистическим методом, то есть строится матрица потребления калорий человеком разного пола и возраста, потом она разбивается на жиры, белки и углеводы, на микроэлементы, которые человек должен получать для выживания. Потом ищутся группы товаров, которые отвечают этой задаче - набрать необходимые калории и необходимое количество микроэлементов», - объясняет он.

Подробнее на РБК:
Методика расчета прожиточного минимума разрабатывалась еще в СССР, поясняет Сафонов. Тогда исходили не только из возможностей бюджета, но и экономики - сможет ли страна произвести столько товаров, сколько ей надо потребить. «Понимали, что мяса для здорового питания должно быть больше. Но экономика такого количества мяса не давала, поэтому в максимальной степени там был хлеб, картошка, крупы - все, что дешево, относительно других товаров», - рассказывает эксперт.

Состав продовольственной корзины можно удешевить за счет включения иной группы товаров, более дешевой, поясняет он: например, если уменьшить годовое потребление мяса и увеличить - капусты, то прожиточный минимум снизится. Этим, например, можно объяснить снижение прожиточного минимума в четвертом квартале 2016 года: апрельским распоряжением правительства он был установлен в размере 10 466 руб. для трудоспособного населения - на 2% меньше, чем в предыдущем квартале.

Должен быть ли прожиточный минимум одинаковым везде?

Прожиточный минимум в России довольно скромный, указывает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков, и повышать МРОТ необходимо не только постепенно, но и с учетом региональной специфики. «Прожиточный уровень везде разный, и сильно разный, и скорее здесь вопрос в том, как правильно сделать, чтобы не случилось излишних затрат бюджета, с одной стороны, с другой - чтобы эта мера не надавила на бизнес. Бизнес должен иметь возможность адаптироваться к изменениям», - размышляет Калмыков.

Глава Минтруда Максим Топилин ранее рассказывал РБК, что его ведомство подготовило предложения по регионализации МРОТ. «Устанавливать МРОТ, равный федеральному прожиточному минимуму, нерационально, потому что прожиточный минимум в каждом регионе свой. В Ингушетии или Брянской области он составляет 8–9 тыс. руб. в месяц, а на Чукотке - 18 тыс.», - объяснял позицию ведомства Топилин. По мнению Минтруда, МРОТ на уровне прожиточного минимума в среднем по стране приведет к тому, что в ряде регионов стоимость рабочей силы будет переоценена. «МРОТ мы должны сделать де-факто региональным, он должен быть равен прожиточному минимуму в каждом конкретном регионе», - говорил Топилин.

В правительстве отказались от идеи регионализации МРОТ, заявила 2 мая вице-премьер Ольга Голодец. В законопроекте, который разработают в кабмине, речь будет идти о федеральном МРОТ и федеральном прожиточном минимуме. «Мы говорим только о МРОТе в терминах сегодняшнего законодательства. то есть это единый федеральный прожиточный минимум», - сказала Голодец (цитата по «Интерфакс»).

Минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года приравнен к прожиточному минимуму для трудоспособного населения на второй квартал прошлого года, и составляет теперь 11 163 рубля. Решение о поэтапном доведении «минималки» до «прожиточного» было принято в прошлом году.

С 1 января 2018 года МРОТ вырос до 9 489 рублей, что составило 80% от прожиточного минимума. Ста процентов он должен был достигнуть с 1 января следующего года, но президент решил, что тянуть с этим не стоит.

«У нас есть возможность с 1 мая текущего года уравнять МРОТ и прожиточный минимум, мы это сделаем», — заявил президент на встрече с рабочими Тверского вагоностроительного завода.

По словам министра труда и социальной защиты Максима Топилина, майское повышение МРОТ может коснуться порядка 3 млн россиян, из которых 1,6 млн занято в государственных и муниципальных учреждениях.

«Когда мы рассматривали повышение МРОТ с 1 мая, в пояснительной записке речь шла о 5 млн граждан, и абсолютное большинство этих граждан работают в бюджетной сфере», — рассказал глава комитета по труду, социальной защите и делам ветеранов Ярослав .

По словам депутата Госдумы Михаила Щапова, есть серьезные разногласия между регионами и Минфином по количеству бюджетников, которым нужно повышать МРОТ. «Регионы дают количество в среднем на 15-20% больше расчетов . Пока Минфин обещает синхронизировать списки», — привел данные собеседник «Газеты.Ru».

Ярослав Нилов скептически относится к прогнозам ЦБ, «тем более после заявлений о существовании «индекса оливье» и «индекса селедки под шубой».

«Во-первых, мы не знаем, какая к концу 2018 года будет обстановка в стране, в мире. Мы видим, как в течение месяца резко обваливается наша национальная валюта по отношению к доллару и евро, как лихорадит финансовые рынки. Что будет дальше в экономике? Как отразятся на ней и на покупательной способности населения внешние санкции? Никто точно не скажет», — высказал мнение глава комитета Госдумы по труду.

По словам Михаила Щапова, повышение МРОТ в регионах может оказаться значительно больше 2 тысяч рублей. У субъектов есть свои МРОТ и прожиточный минимум, которые, зачастую выше федеральных показателей.

«Конституционный суд совершенно справедливо обязал учитывать при повышении МРОТ районные надбавки. К примеру, в моей Иркутской области с учетом районных надбавок с мая минимальный размер оплаты труда должен равняться 17 860 рублям в южных территориях, а с учетом северных коэффициентов - 27907», — отметил депутат.

Уравнивать свои МРОТ и прожиточный или нет, регионы будут решать самостоятельно. В любом случае, с 1 мая размер зарплаты не может быть ниже 11 163 руб. Правда, в депутатских кругах называют «прожиточным мизером». По словам Нилова, семья не может прожить на эти деньги, да еще, если есть дети.

«Этого недостаточно. В России есть территории, где коммунальные платежи составляют 7-8 тысяч рублей. На оставшиеся 2-3 тысячи рублей прожить нельзя», — согласился Щапов.

Нилов обратил внимание, что суммы нового МРОТ удерживается подоходный налог 13%. Получается, что размер МРОТ до сих пор не сравнялся с прожиточным минимумом.

Еще во время обсуждения проекта закона о повышении МРОТ, сам же Топилин признавался, что такая проблема существует.

Ранее директор Института социального анализа и прогнозирования заметила, что на прожиточный минимум надо было накручивать НДФЛ.

«Или же второй вариант - вводить на минимальную заработную плату налоговую ставку ноль. Мне больше импонирует второй вариант, что доход в размере прожиточного минимума облагается налогом с нулевой ставкой», — сказала эксперт.

Нилов предлагает два решения. Первый вариант - при плоской шкале налогообложения повышать МРОТ до того уровня, когда он даже после вычета подоходного налога будет соответствовать реальному прожиточному минимуму, .который депутаты оценивают в 20 тысяч рублей. Впрочем, ранее премьер в ответ на это предложение сказал, что денег для этого в бюджете нет. Второй вариант - ввести прогрессивную шкалу НДФЛ, в рамках которой установить необлагаемый налогом минимум, например, в полтора МРОТ.

С повышением МРОТ, по словам депутата Щапова, появилась еще одна серьезная проблема. В некоторых случаях, зарплаты низкоквалифицированных специалистов фактически сравнялись с высококвалифицированными.

«Это серьезно демотивирует последних. Люди не понимают, почему они должны работать на более ответственных должностях, с большей нагрузкой и при этом получать зарплату на уровне технички, или уборщицы», — сказал собеседник «Газеты.Ru».

По его мнению, уже сейчас стоит вопрос о пропорциональном повышении зарплат всем бюджетникам. По самым скромным подсчетам на это понадобится примерно в 10 раз больше, чем было изначально заложено на повышение МРОТ - порядка 400-500 млрд рублей.

"ТАСС/kremlin.ru"

ТВЕРЬ, 10 января. /ТАСС/. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет доведен до прожиточного минимума раньше, чем это планировалось - с 1 мая 2018 года. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин во время общения с рабочими Тверского вагоностроительного завода.

Глава государства напомнил, что в июле прошлого года размер МРОТ был поднят до 70% от прожиточного минимума, еще раз он был увеличен с 1 января 2018 года, а уровнять эти показатели планировалось еще через год. По словам президента, вопрос об ускорении этого процесса поднял на недавней встрече с ним глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. "Я ему сказал, что мы посмотрим, насколько это возможно исходя из того, как будет работать российская экономика", - заметил Путин.

"У нас позитивная динамика российской экономики сохраняется - у нас и меньше, чем мы ожидали, дефицит бюджета, у нас растут золотовалютные резервы. То есть, экономика России на подъеме, и этот тренд сохраняется. У нас есть возможность с 1 мая текущего года уравнять МРОТ и прожиточный минимум, мы это сделаем", - подчеркнул Путин. Он отметил, что повышение МРОТ коснется примерно 4 млн человек, в том числе госслужащих, работников малых предприятий, часть работающих пенсионеров и т.д.

Глава государства подчеркнул, что МРОТ будет постоянно индексироваться и уже не будет опускаться ниже прожиточного минимума.

Вопрос о деньгах

Президент напомнил, что сегодня МРОТ составляет "всего 9489 рублей". "И, сколько я себя помню, мы все время говорили и продолжаем говорить о необходимости хотя бы уравнять минимальный размер оплаты труда с так называемым прожиточным минимумом", - сказал президент, отметив, что на данный момент прожиточный минимум составляет более 11 тыс. рублей.

"Вопрос всегда сводился к одному - к отсутствию бюджетных возможностей, но совершенно очевидно, что это: а) несправедливо, б) это искривляет рынок труда, он должен быть цивилизованным, человек должен получать хотя бы минимум для того, чтобы иметь возможность прожить на эти деньги, а если этого нет, то это ненормальная ситуация", - продолжил глава государства.

Путин также заметил, что резкое повышение МРОТ могло бы негативно сказаться на самозанятых, отчисления которых в социальные фонды зависят от этого показателя. "Мы специально, чтобы не создавать такие проблемы, сделали отсечку и с 1 января этого года "оторвали" выплаты в социальные фонды от величины МРОТа", - добавил глава государства.

Прожиточный минимум и МРОТ

Прожиточный минимум - это стоимость минимального набора продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека. Также прожиточный минимум учитывает необходимые к уплате ежемесячные платежи и сборы. Сегодня в России есть прожиточный минимум для трудоспособного человека, для пенсионера и для ребенка.

МРОТ - это минимальный размер зарплаты россиян до вычета налога на доходы физических лиц.

Кроме того, от МРОТ зависит размер пособий по беременности и родам тем, кто не имеет страхового (трудового) стажа.

Поделиться: