Форма воинской обязанности в рф. Военная служба и порядок ее прохождения

Воинская обязанность граждан имеет важное значение для обороны страны, поддержания постоянной боевой готовности Вооруженных Сил. Установленная в целях защиты мирного труда народа, суверенитета и территориальной целостности государства, воинская обязанность является конституционно-правовой нормой привлечения граждан к военному обучению, участию и защите Отечества. Ее социальное назначение состоит в том, чтобы подготовить достойных вооруженных защитников Родины. Она определена Конституцией Республики Казахстан статья 36 и законом Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», законом Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» и законом Республики Казахстан "О военной службе по контракту" которые регулирует общественные отношения, касающиеся воинской обязанности и воинской службы граждан Республики Казахстан.

В Главе 1. закона Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, Статье 1. даны определения основных понятий, используемых в настоящем Законе:

1) воинская служба - особый вид государственной службы военнослужащих в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях;

2) военнослужащие - граждане Республики Казахстан, состоящие на воинской службе в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях;

3) военнообязанные - граждане Республики Казахстан, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе до предельного возраста состояния на воинском учете;

4) воинское звание - знак воинского различия, присваиваемый военнослужащему и военнообязанному;

5) воинская обязанность - конституционная обязанность граждан Республики Казахстан по защите Республики Казахстан;

6) военная форма одежды - установленная законодательством Республики Казахстан форменная одежда с погонами (обмундирование) и снаряжение, определяющие принадлежность военнослужащих к Вооруженным силам, другим войскам и воинским формированиям;

7) военнослужащие , проходящие воинскую службу по призыву , - граждане Республики Казахстан, призванные на срочную воинскую службу, а также на должности офицерского состава;

8) военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту , - граждане Республики Казахстан, добровольно поступившие на воинскую службу в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования;

9) воинская должность - структурная единица государственного учреждения Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, на которую возложены установленные законодательством Республики Казахстан должностные полномочия и обязанности с соответствующим ей воинским званием;

10) воинские сборы - мероприятия, проводимые в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях по военной подготовке, совершенствованию военных знаний военнослужащих, а также военнообязанных с призывом их в воинские части в целях повышения боевой и мобилизационной готовности;

11) воинский учет - система учета и анализа военнослужащих, призывных и мобилизационных ресурсов;

12) войсковая стажировка - приобретение и совершенствование практических навыков, углубление и закрепление знаний, полученных по программе подготовки офицеров;

13) воспитанник и - граждане Республики Казахстан, обучающиеся в организациях среднего общего, начального и среднего профессионального образования с дополнительными образовательными программами по военной подготовке;

14) всеобщее военное обучение - обязательное обучение граждан Республики Казахстан начальной военной подготовке в период введения военного положения;

15) допризывники - граждане мужского пола, проходящие подготовку к воинской службе до принятия на воинский учет;

16) запас военнообязанных (запас ) - военнообязанные, состоящие на воинском учете в местных органах военного управления районов (городов областного значения), используемые в целях доукомплектования, развертывания и восполнения потерь Вооруженных сил, других войск и воинских формирований;

17) контракт о прохождении воинской службы в добровольном порядке (далее - контракт) - договор, устанавливающий обязательства и ответственность сторон в интересах обеспечения и несения воинской службы по контракту:

18) курсанты - военнослужащие составов солдат (матросов), сержантов (старшин), обучающиеся в учебных частях (центрах), средних или высших военных учебных заведениях;

19) мобилизация - комплекс общегосударственных мероприятий, связанных с переводом государственных органов, организаций, Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, населения, территории и экономики Республики Казахстан на режим военного положения (общая мобилизация) или какой-либо их части (частичная мобилизация);

20) начальная военная подготовка - обязательный предмет обучения (учебная дисциплина) по основам военного дела и обеспечению безопасности и жизнедеятельности человека;

21) организационно-штатные мероприятия - мероприятия, проводимые в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях по созданию, ликвидации, передислокации, переформированию, переподчинению, увеличению и сокращению штатов;

22) отсрочка - перенос призыва граждан на воинскую службу по основаниям, предусмотренным настоящим Законом;

23) отставка - увольнение военнослужащих с воинской службы или исключение с воинского учета военнообязанных, достигших предельного возраста пребывания в запасе, либо лиц, признанных не годными к воинской службе с исключением с воинского учета;

24) офицеры - военнослужащие, которым присвоены соответствующие воинские звания офицерского состава;

25) поверочные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях проверки готовности воинских частей, предназначенных к выполнению задач в организационно-штатной структуре военного времени;

26) призывники - граждане мужского пола, приписанные к призывным участкам местных органов военного управления районов (городов областного значения) и подлежащие призыву в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования для прохождения срочной воинской службы;

27) призывной участок - участок, образуемый местными исполнительными органами районов (городов областного значения) на период призыва и приписки граждан к призывным участкам;

28) призывной пункт - пункт проведения медицинского освидетельствования граждан при приписке к призывным участкам и призыве их на воинскую службу, а также военно-патриотической и спортивно-массовой работы;

29) пребывание в запасе - исполнение военнообязанными обязанностей, связанных с воинским учетом и прохождением службы на воинских сборах в период пребывания на воинском учете;

30) сборный пункт - пункт проведения контрольного медицинского освидетельствования призывников, медицинской помощи, военно-патриотической, спортивно-массовой работы, формирования и отправки команд призывников в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования;

31) сержанты (старшины ) - военнослужащие, которым присвоены воинские звания состава сержантов (старшин);

32) солдаты (матросы ) - военнослужащие, которым присвоены воинские звания состава солдат (матросов);

33) слушатели - военнослужащие офицерского состава, обучающиеся в высших военных учебных заведениях, на курсах усовершенствования (переподготовки) офицерского состава;

34) специальные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях выполнения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в иных случаях, определяемых Президентом Республики Казахстан;

35) срочная воинская служба - воинская служба граждан мужского пола, основанная на их призыве в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования в порядке, определенном настоящим Законом;

36) учебные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях подготовки и переподготовки военнообязанных.

В Статье 2. определено Законодательство Республики Казахстан о воинской обязанности и воинской службе

1. Законодательство Республики Казахстан о воинской обязанности и воинской службе основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. устанавливает Содержание воинской обязанности

1. Воинская обязанность устанавливается Конституцией Республики Казахстан в целях подготовки граждан по воинским специальностям и обеспечения комплектования Вооруженных сил, других войск и воинских формирований в мирное и военное время.

2. Воинская обязанность включает :

1) подготовку граждан к воинской службе;

2) воинский учет и приписку граждан к призывным участкам:

3) призыв на воинскую службу;

4) прохождение воинской службы;

5) пребывание в запасе;

6) прохождение воинских сборов в период пребывания в запасе;

7) всеобщее военное обучение граждан в период введения военного положения.

Выполнение воинской обязанности не зависит от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, национальности, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, места жительства.

4. От воинской обязанности освобождаются граждане по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

5. По отношению к воинской обязанности граждане подразделяются на категории - допризывники, призывники, военнослужащие, военнообязанные и невоеннообязанные.

Статья 4. Содержание воинской службы

1. Воинская служба устанавливается для граждан Республики Казахстан в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях.

2. Воинская служба включает в себя :

1) воинскую службу по призыву;

2) воинскую службу по контракту.

К воинской службе по призыву относятся :

1) срочная воинская служба составов солдат (матросов), сержантов (старшин);

2) воинская служба офицеров, призванных в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

3) воинская служба при мобилизации, военном положении, в военное время и при прохождении воинских сборов.

К воинской службе по контракту относятся:

1) воинская служба военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту на должностях составов солдат (матросов), сержантов (старшин) и офицеров;

2) воинская служба и обучение курсантов и слушателей военных учебных заведений.

3. Военнообязанные, призванные на воинские сборы, исполняют обязанности воинской службы.

4. К прохождению срочной воинской службы приравнивается Время обучения граждан на очных отделениях учебных заведений органов внутренних дел, финансовой полиции, уголовно-исполнительной системы и пожарно-технических учебных заведений органов противопожарной службы.

5. Военнослужащие принимают военную присягу на верность народу Республики Казахстан.

Военнообязанные ранее не принимавшие военной присягу, принимают ее при призыве на воинские сборы и мобилизации.

6. Гражданам может быть предоставлена отсрочка или освобождение от воинской службы в порядке, определяемом настоящим Законом.

Статья 5. Комплектование Вооруженных сил, других войск и воинских формирований

1. Личный состав Вооруженных сил, других войск и воинских формирований состоит из военнослужащих и лиц гражданской персонала.

2. Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования комплектуются военнослужащими на основе воинской обязанности по призыву при сочетании экстерриториального и территориального принципов и путем добровольного поступления на воинскую службу (по контракту) в порядке, установление настоящим Законом.

Гражданский персонал принимается в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе и труде.

3. Комплектование Вооруженных сил, других войск и воинских формирований при введении военного положения, в военное время осуществляется на основе призыва на воинскую службу.

Для доукомплектования и развертывания Вооруженных сил других войск и воинских формирований до состава и численности военного времени в мирное время создается военнообученный резерв из числа военнообязанных.

Утверждаю

Начальник военной кафедры

При ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Полковник С.Байгазин

« » _________20__

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по ВОЕННОМУ ПРАВУ для студентов, обучающихся по специальности

«Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС-800100)

Программа 2008 года

Тема №2. Воинская обязанность в Республике Казахстан. Воинская служба в Республике Казахстан и порядок её прохождения.

Учебные и воспитательные цели:

1.Изучитьтребования законов РК, руководящих документов по организации воинской обязанности и воинской службы

2. Рассмотреть особенности прохождения воинской службы

Метод: лекция

Место занятия: учебный класс

Время: 2 часа (80 минут)

Литература:

Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» (Опубликован в печати 21 июля 2005 года)

Правила прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан (УПРК от 25 мая 2006 года № 124),

Закон Республики Казахстан от 20 января 1993 года № 1901-XII «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей»

Материальное обеспечение: компьютер, слайды по теме, конспект, лекция.

Учебные вопросы и примерное распределение времени

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Вводная часть

Руководитель занятия должен: принять доклад командира взвода (дежурного по учебному взводу), проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность взвода к занятию, материально-техническое обеспечение занятия, провести опрос по предыдущей теме, объявить тему, учебно-воспитательные цели, учебные вопросы занятия.



Введение

Воинская обязанность граждан имеет важное значение для обороны страны, поддержания постоянной боевой готовности Вооруженных Сил. Установленная в целях защиты, мирного труда народа, суверенитета и территориальной целостности государства, воинская обязанность является конституционно-правовой формой привлечения граждан к военному обучению, участию и защите Отечества, основным способом комплектования Вооруженных Сил личным составом. Ее социальное назначение состоит в том, чтобы подготовить достойных вооруженных защитников Родины, способных в составе Вооруженных Сил дать сокрушительный отпор любому агрессору. Воинская обязанность занимает одно из первых мест среди других конституционных обязанностей граждан. По увольнении из Вооруженных Сил, проходя в обязательном порядке службу в запасе, каждый военнообязанный должен поддерживать свою воинскую квалификацию и совершенствовать военную подготовку на учебных и поверочных сборах.

Вопрос №1 Воинская обязанность и формы её реализации

Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого её гражданина. Граждане Республики Казахстан несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом.

Социальным назначением воинской обязанности является обеспечение кадра и запаса Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований (Комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Республиканской гвардии, Министерства по чрезвычайным ситуациям), а также подготовки населения к защите Республики как в мирное так и в военное время достаточным количеством личного состава всех категорий, отвечающего необходимым требованиям.

Воинская обязанность не распространяется на граждан других государств.

Граждане, на которых распространяется воинская обязанность, должны исполнять установленные для них правовые предписания по реализации этой обязанности. Какая-либо замена одного гражданина другим для исполнения воинской обязанности не допускается. Воинская обязанность ограничивается временем ее исполнения, возрастным пределом, а также обусловлена определенным состояние здоровья гражданина.

Порядок и форма исполнения гражданином воинской обязанности зависят от ряда обстоятельств. Например, от возраста, пола, состояния здоровья, семейного положения, профессии, образования, а также времени ее исполнения (мирное или военное время).

Законодательством установлены следующие формы реализации гражданами Республики Казахстан воинской обязанности:

Подготовка граждан к воинской службе; воинский учет и приписка к призывным участкам; призыв на воинскую службу; прохождение воинской службы; пребывание в запасе; прохождение воинских сборов в период пребывания в запасе; всеобщее военное обучение граждан в период введения военного положения.

Наиболее активной и основной формой исполнения воинской обязанности является прохождение воинской службы.

Таким образом, под воинской обязанностью понимается конституционная обязанность граждан Республики Казахстан по защите Республики Казахстан.

Воинская обязанность в Республике Казахстан регламентируется соответствующим законодательством. Данное законодательство является составной частью военного законодательства и представляет собой совокупность правовых норм, объединенных по признаку регулирования однородных общественных отношений, возникающих в связи с исполнением гражданином Республики Казахстан воинской обязанности.

Основным критерием, определяющим структуру законодательства о воинской обязанности, является юридическая сила нормативно-правовых актов. Следовательно, рассматриваемое законодательство структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нормативно-правовых актов. Все это законодательство представляет собой системное образование, имеющее общий предмет правового регулирования, общественные отношения, возникающие в связи с исполнением воинской обязанности.

Юридической базой законодательства о воинской обязанности является Конституция Республики Казахстан. В конституционных положениях в концентрированной форме нашли свое выражение и правовое закрепление положения военной доктрины Республики Казахстан. Среди конституционных норм важное значение с точки зрения комплектования Вооруженных Сил Республики Казахстан прохождения воинской службы принадлежит ст. 36, определившей, что защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина, а также закрепившей основную форму реализации воинской обязанности - воинскую службу. Конституционные положения имеют высшую юридическую силу, служат правовой основой для развития текущего законодательства о воинской обязанности.

Важное значение для регулирования воинской обязанности в Республике принадлежит Закону Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах». В данном Законе закреплено, что Вооруженные Силы РК предназначены для: отражения агрессии, вооруженной защиты территориальной целостности и суверенитета Республики Казахстан, охраны и обороны государственных и военных объектов, охраны воздушного пространства, а также выполнения задач в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Вооруженные Силы Республики Казахстан формируются на основе воинской обязанности и контрактной системы. Кроме того, в военное время в состав Вооруженных Сил входят внутренние войска МВД; Пограничная служба Комитета национальной безопасности; Республиканская гвардия; органы управления и части гражданской обороны Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее другие войска и воинские формирования)

Конкретное содержание воинской обязанности раскрывается в Законе Республики Казахстан «О воинской обязанности и военной службе». В нем определены: -формы воинской обязанности; -основные положения воинского учета; - правовые основы подготовки гражданина к воинской службе; порядок призыва граждан, прохождение воинской службы; ответственность гражданина, не являющегося военнослужащим, и должностного лица за нарушение законодательства Республики Казахстан о воинской обязанности и воинской службе.

Нормы Закона РК «О воинской обязанности и воинской службе» регулируют деятельность органов исполнительной власти, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с исполнением воинской обязанности.

Значительное место в правовом регулировании воинской обязанности принадлежит нормативно-правовым актам, издаваемым Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан, Министром обороны РК.

Воинский учет.

(Закон РК «О воинской обязанности и воинской службе, статья 16)

1. Граждане Республики Казахстан подлежат воинскому учету, за исключением:

1) женщин, не имеющих военно-учетной специальности;

2) освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Законом;

3) отбывающих наказание в виде лишения свободы;

4) постоянно проживающих за пределами Республики Казахстан.

2. Воинский учет военнообязанных и призывников осуществляется по месту их жительства местными органами военного управления районов (городов областного значения), а в населенных пунктах, где их нет, воинский учет обеспечивают акимы поселков, аулов (сел), аульного (сельского) округа.

3. Порядок воинского учета определяется Правилами о порядке ведения воинского учета военнообязанных и призывников, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан (далее - Правила воинского учета).

4. Военнообязанные и призывники, назначенные на должности рядового или начальствующего состава либо зачисленные в кадры органов внутренних дел, финансовой полиции, таможенных органов, органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, включая курсантов и слушателей специальных учебных заведений, снимаются с воинского учета и состоят на специальном учете указанных органов в порядке, установленном Правилами воинского учета.

5. Военнослужащие, проходящие воинскую службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях, подлежат учету в соответствующих воинских частях и учреждениях. Порядок их учета устанавливается Министром обороны Республики Казахстан, а также первыми руководителями других войск и воинских формирований.

6. Должностные лица государственных органов и организаций обеспечивают воинский учет граждан в соответствии с настоящим Законом и Правилами воинского учета.

Глава IV

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации и запаса Вооруженных Сил Российской Федерации офицерским составом

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту

Призыв граждан Российской Федерации на военную службу. Альтернативная гражданская служба

Понятие, принципы и способы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

Состав запаса Вооруженных Сил Российской Федерации

Понятие, основное содержание и формы реализации воинской обязанности в Российской Федерации

Глава III

ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ*

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества, установленной ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации, и является одной из форм соответствующей конституционной обязанности российских граждан. Назначением воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов личным составом (военнослужащими) в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.

Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также на граждан Российской Федерации, проживающих вне территории Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации реализуется в следующих формах:

– воинский учет;

– обязательная подготовка к военной службе;

– призыв на военную службу;

– прохождение военной службы по призыву;

– пребывание в запасе;

– призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Минобороны России, ФМС России, СВР России, ФСБ России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Положением о воинском учете, утверждаемым постановлением Правительства Российской Федерации.


Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету, в целях обеспечения полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечения в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.

Основными задачами воинского учета являются:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);

б) граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):

– мужского пола, пребывающие в запасе;

– уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

– успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

– не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

– не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

– уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

– прошедшие альтернативную гражданскую службу;

– женского пола, имеющие военно-учетные специальности, указанные в Перечне военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (приложение к Положению о воинском учете).

Не подлежат воинскому учету граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Обязательная подготовка к военной службе как форма исполнения воинской обязанности введена в целях улучшения подготовки граждан к военной службе и овладения ими военно-учетными специальностями. Система обязательной подготовки гражданина к военной службе предусматривает:

– получение начальных знаний в области обороны;

– подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

– военно-патриотическое воспитание;

– подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

– медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

– проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны предусмотрено государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования. Федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции определяют федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, которые должны включать в себя: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников.

Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций осуществляется при изучении учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в который введен раздел «Основы военной службы», а в учреждениях среднего профессионального образования «Основы военной службы» преподаются в качестве самостоятельной дисциплины.

Обязанность организации работы по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, а также осуществление мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу, возложены на военные комиссариаты.

Подготовка граждан по основам военной службы предусматривает проведение с ними ежегодных учебных сборов. В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации. Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях, а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Порядок проведения военно-врачебной экспертизы регламентируется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым постановлением Правительства Российской Федерации.

Пребывание в запасе является одной из форм исполнения гражданами воинской обязанности. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:

1) уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

2) успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших указанные образовательные учреждения;

3) не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

4) не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;

5) уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;

6) прошедших альтернативную гражданскую службу;

7) женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

Запас СВР России и запас ФСБ России создаются в порядке, определяемом Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законодатель предусмотрел подразделение граждан, состоящих в запасе, на три разряда. Такое деление обусловлено необходимостью дифференцировать граждан по возрастным группам в связи с возложением на них в случае необходимости различных (по интенсивности, по наличию требований к уровню подготовки и т. п.) задач по обеспечению обороноспособности государства (см. таблицу 1).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине «Военная администрация»

Тема № 2. «ВОЕННАЯ СЛУЖБА И ПОРЯДОК ЕЕ ПРОХОЖДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРЯМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Занятие 1. Лекция.

Учебные и воспитательные цели:

Довести до обучаемых понятия воинской обязанности и формы ее реализации. Законодательство о воинской обязанности в Республике Казахстан.

Источники комплектования ВС РК рядовым и офицерским составом.

Довести до слушателей порядок ведения делопроизводства в воинских частях, других военных организациях;

Порядок прохождения службы по призыву и пол контракту. Определения начала состояния на воинской службе.

Воспитывать у студентов высокие профессиональные качества

Время : 2 часа

Место : Учебный класс

Метод : Лекция

Учебно -материальное обеспечение :

Слайды, плакаты, альбом-схем, таблицы, слайды, методическая разработка

Литература:

Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

Военная доктрина РК., Указ ПРК № 299 от 21.3. 2007 г.

Послание Президента страны к народу Республики Казахстан «Казахстан-2030» от 17.10.1997 г.

Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» от 8.7.2005 года.

Закон Республики Казахстан «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей».

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики;

Организация занятий и расчет времени:

№ п/п Вопросы занятия Время (мин)
Вводная часть Принимаю доклад дежурного по взводу. Проверяю наличие студентов, готовность их к занятию. Объявляю тему, учебные цели и вопросы занятия, время, метод занятия. Проверяю знание студентов по предыдущей теме.
Основная часть Введение 1 учебный вопрос: Военная служба и порядок ее прохождения. Правовое положение военнослужащих. Категория граждан и формы выполнения воинской обязанности. Отличие прохождения воинской службы солдатами, сержантами, прапорщиками и офицерами. 2. учебный вопрос: Предельный возраст состояния на военной службе и выслуга лет. 3. учебный вопрос: Порядок увольнения из Вооруженных Сил. 4. учебный вопрос: Прохождение службы в запасе. Вывод по теме
Заключительная часть Напоминаю тему учебные цели и вопросы. Подвожу итоги занятия. Даю задание на самостоятельную подготовку с указанием списка литературы рекомендованной для самостоятельного изучения, ответить на поставленные вопросы, отметить дисциплину на занятии


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

На изучение данной темы отводится - 2 часа, в том числе на лекцию - 2 часа.

В ходе занятия со студентами изучить:

Необходимо обратиться к основополагающим документам по требованиям предъявляемым к воинской обязанности и формам ее реализации. Правовое положение военнослужащих. Категории граждан и формы выполнения воинской обязанности. Изучение материала осуществляется на лекции с использованием учебных технических средств передачи информации (графа-проекторы, проекторы для демонстрации компьютерных слайдов на экран), учебных плакатов, схем и образцов документов. Для студентов организуются индивидуальные и групповые консультации, обзоры правовых актов, информация о правовой и служебной литературе. Для повышения активности студентов целесообразно применять методы дискуссии.

После окончания курса студенты проходят контрольную проверку полученных знаний с выставлением оценок.

Вопрос-1. Воинская обязанность и формы ее реализации. Понятие воинской обязанности. Законодательство о воинской обязанности в Республике Казахстан.

Воинская обязанность граждан имеет важное значение для обороны страны, поддержания постоянной боевой готовности Вооруженных Сил. Установленная в целях защиты мирного труда народа, суверенитета и территориальной целостности государства, воинская обязанность является конституционно-правовой нормой привлечения граждан к военному обучению, участию и защите Отечества. Ее социальное назначение состоит в том, чтобы подготовить достойных вооруженных защитников Родины. Она определена Конституцией Республики Казахстан статья 36 и законом Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», законом Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» и законом Республики Казахстан "О военной службе по контракту" которые регулирует общественные отношения, касающиеся воинской обязанности и воинской службы граждан Республики Казахстан.

В Главе 1. закона Республики Казахстан «О воинской обязанности и воинской службе» ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, Статье 1. даны определения основных понятий, используемых в настоящем Законе:

1) воинская служба - особый вид государственной службы военнослужащих в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях;

2) военнослужащие - граждане Республики Казахстан, состоящие на воинской службе в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях;

3) военнообязанные - граждане Республики Казахстан, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе до предельного возраста состояния на воинском учете;

4) воинское звание - знак воинского различия, присваиваемый военнослужащему и военнообязанному;

5) воинская обязанность - конституционная обязанность граждан Республики Казахстан по защите Республики Казахстан;

6) военная форма одежды - установленная законодательством Республики Казахстан форменная одежда с погонами (обмундирование) и снаряжение, определяющие принадлежность военнослужащих к Вооруженным силам, другим войскам и воинским формированиям;

7) военнослужащие , проходящие воинскую службу по призыву , - граждане Республики Казахстан, призванные на срочную воинскую службу, а также на должности офицерского состава;

8) военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту , - граждане Республики Казахстан, добровольно поступившие на воинскую службу в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования;

9) воинская должность - структурная единица государственного учреждения Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, на которую возложены установленные законодательством Республики Казахстан должностные полномочия и обязанности с соответствующим ей воинским званием;

10) воинские сборы - мероприятия, проводимые в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях по военной подготовке, совершенствованию военных знаний военнослужащих, а также военнообязанных с призывом их в воинские части в целях повышения боевой и мобилизационной готовности;

11) воинский учет - система учета и анализа военнослужащих, призывных и мобилизационных ресурсов;

12) войсковая стажировка - приобретение и совершенствование практических навыков, углубление и закрепление знаний, полученных по программе подготовки офицеров;

13) воспитанник и - граждане Республики Казахстан, обучающиеся в организациях среднего общего, начального и среднего профессионального образования с дополнительными образовательными программами по военной подготовке;

14) всеобщее военное обучение - обязательное обучение граждан Республики Казахстан начальной военной подготовке в период введения военного положения;

15) допризывники - граждане мужского пола, проходящие подготовку к воинской службе до принятия на воинский учет;

16) запас военнообязанных (запас ) - военнообязанные, состоящие на воинском учете в местных органах военного управления районов (городов областного значения), используемые в целях доукомплектования, развертывания и восполнения потерь Вооруженных сил, других войск и воинских формирований;

17) контракт о прохождении воинской службы в добровольном порядке (далее - контракт) - договор, устанавливающий обязательства и ответственность сторон в интересах обеспечения и несения воинской службы по контракту:

18) курсанты - военнослужащие составов солдат (матросов), сержантов (старшин), обучающиеся в учебных частях (центрах), средних или высших военных учебных заведениях;

19) мобилизация - комплекс общегосударственных мероприятий, связанных с переводом государственных органов, организаций, Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, населения, территории и экономики Республики Казахстан на режим военного положения (общая мобилизация) или какой-либо их части (частичная мобилизация);

20) начальная военная подготовка - обязательный предмет обучения (учебная дисциплина) по основам военного дела и обеспечению безопасности и жизнедеятельности человека;

21) организационно-штатные мероприятия - мероприятия, проводимые в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях по созданию, ликвидации, передислокации, переформированию, переподчинению, увеличению и сокращению штатов;

22) отсрочка - перенос призыва граждан на воинскую службу по основаниям, предусмотренным настоящим Законом;

23) отставка - увольнение военнослужащих с воинской службы или исключение с воинского учета военнообязанных, достигших предельного возраста пребывания в запасе, либо лиц, признанных не годными к воинской службе с исключением с воинского учета;

24) офицеры - военнослужащие, которым присвоены соответствующие воинские звания офицерского состава;

25) поверочные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях проверки готовности воинских частей, предназначенных к выполнению задач в организационно-штатной структуре военного времени;

26) призывники - граждане мужского пола, приписанные к призывным участкам местных органов военного управления районов (городов областного значения) и подлежащие призыву в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования для прохождения срочной воинской службы;

27) призывной участок - участок, образуемый местными исполнительными органами районов (городов областного значения) на период призыва и приписки граждан к призывным участкам;

28) призывной пункт - пункт проведения медицинского освидетельствования граждан при приписке к призывным участкам и призыве их на воинскую службу, а также военно-патриотической и спортивно-массовой работы;

29) пребывание в запасе - исполнение военнообязанными обязанностей, связанных с воинским учетом и прохождением службы на воинских сборах в период пребывания на воинском учете;

30) сборный пункт - пункт проведения контрольного медицинского освидетельствования призывников, медицинской помощи, военно-патриотической, спортивно-массовой работы, формирования и отправки команд призывников в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования;

31) сержанты (старшины ) - военнослужащие, которым присвоены воинские звания состава сержантов (старшин);

32) солдаты (матросы ) - военнослужащие, которым присвоены воинские звания состава солдат (матросов);

33) слушатели - военнослужащие офицерского состава, обучающиеся в высших военных учебных заведениях, на курсах усовершенствования (переподготовки) офицерского состава;

34) специальные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях выполнения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в иных случаях, определяемых Президентом Республики Казахстан;

35) срочная воинская служба - воинская служба граждан мужского пола, основанная на их призыве в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования в порядке, определенном настоящим Законом;

36) учебные сборы - вид воинских сборов, проводимых в целях подготовки и переподготовки военнообязанных.

В Статье 2. определено Законодательство Республики Казахстан о воинской обязанности и воинской службе

1. Законодательство Республики Казахстан о воинской обязанности и воинской службе основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. устанавливает Содержание воинской обязанности

1. Воинская обязанность устанавливается Конституцией Республики Казахстан в целях подготовки граждан по воинским специальностям и обеспечения комплектования Вооруженных сил, других войск и воинских формирований в мирное и военное время.

2. Воинская обязанность включает :

1) подготовку граждан к воинской службе;

2) воинский учет и приписку граждан к призывным участкам:

3) призыв на воинскую службу;

4) прохождение воинской службы;

5) пребывание в запасе;

6) прохождение воинских сборов в период пребывания в запасе;

7) всеобщее военное обучение граждан в период введения военного положения.

3. Выполнение воинской обязанности не зависит от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, национальности, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, места жительства.

4. От воинской обязанности освобождаются граждане по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

5. По отношению к воинской обязанности граждане подразделяются на категории - допризывники, призывники, военнослужащие, военнообязанные и невоеннообязанные.

Статья 4. Содержание воинской службы

1. Воинская служба устанавливается для граждан Республики Казахстан в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях.

2. Воинская служба включает в себя :

1) воинскую службу по призыву;

2) воинскую службу по контракту.

К воинской службе по призыву относятся :

1) срочная воинская служба составов солдат (матросов), сержантов (старшин);

2) воинская служба офицеров, призванных в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

3) воинская служба при мобилизации, военном положении, в военное время и при прохождении воинских сборов.

К воинской службе по контракту относятся:

1) воинская служба военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту на должностях составов солдат (матросов), сержантов (старшин) и офицеров;

2) воинская служба и обучение курсантов и слушателей военных учебных заведений.

3. Военнообязанные, призванные на воинские сборы, исполняют обязанности воинской службы.

4. К прохождению срочной воинской службы приравнивается Время обучения граждан на очных отделениях учебных заведений органов внутренних дел, финансовой полиции, уголовно-исполнительной системы и пожарно-технических учебных заведений органов противопожарной службы.

5. Военнослужащие принимают военную присягу на верность народу Республики Казахстан.

Военнообязанные ранее не принимавшие военной присягу, принимают ее при призыве на воинские сборы и мобилизации.

6. Гражданам может быть предоставлена отсрочка или освобождение от воинской службы в порядке, определяемом настоящим Законом.

Статья 5. Комплектование Вооруженных сил, других войск и воинских формирований

1. Личный состав Вооруженных сил, других войск и воинских формирований состоит из военнослужащих и лиц гражданской персонала.

2. Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования комплектуются военнослужащими на основе воинской обязанности по призыву при сочетании экстерриториального и территориального принципов и путем добровольного поступления на воинскую службу (по контракту) в порядке, установление настоящим Законом.

Гражданский персонал принимается в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе и труде.

3. Комплектование Вооруженных сил, других войск и воинских формирований при введении военного положения, в военное время осуществляется на основе призыва на воинскую службу.

Для доукомплектования и развертывания Вооруженных сил других войск и воинских формирований до состава и численности военного времени в мирное время создается военнообученный резерв из числа военнообязанных.


Воинская обязанность представляет собой проявление конституционного долга и обязанности по защите Отечества, предусматривающее воинский учет, прохождение военной службы по призыву, альтернативной службы, а также возможность исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу и ее прохождение в добровольном порядке (по контракту).
Воинской обязанности присущи специфические признаки:
  • установлена в целях реализации гражданами РФ обязанности по защите Отечества;
  • ограничивается временем исполнения воинской обязанности, возрастным пределом и определенными требованиями к состоянию здоровья;
  • осуществляется в формах, предусмотренных законом.
Выяснив, что в принципиальном плане представляет собой воинская обязанность, перейдем к рассмотрению правовой основы ее существования.
  1. Законодательство о воинской обязанности
Воинская обязанность для граждан РФ установлена в целях реализации ими обязанности по защите Отечества, регламентированной Конституцией РФ и Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Целью законодательного установления этой обязанности для граждан РФ является обеспечение ВС РФ, других войск и воинских формирований личным составом в мирное время, а также обеспечение их личным составом в период мобилизационного развертывания.
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Сущность воинской обязанности состоит в том, что граждане РФ привлекаются к мероприятиям, установленным ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Правовой основой исполнения гражданами воинской обязанности являются Конституция РФ, федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», а также иные нормативные правовые акты РФ, действующие в данной области.
Принципиально важным является то, что ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в отличие от ранее действовавших Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» и Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» четко разграничил исполнение гражданами воинской обязанности в установленных этим законом формах и добровольное исполнение гражданами долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу и добровольной подготовки к военной службе. Эти положения ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» четко соответствуют Конституции РФ, в соответствие с которой защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
Правовая природа воинской обязанности и исполнения долга по защите Отечества в добровольном порядке различна. Такие институты как добровольная подготовка к военной службе, добровольное поступление на военную службу и прохождение военной службы гражданами, поступившими на нее в добровольном порядке, к воинской обязанности отнесены быть не могут, поскольку их осуществление является не юридической обязанностью, а правом гражданина. В этом случае гражданин готовится к военной службе, поступает на нее и проходит не в порядке исполнения обязанности, а добровольно. Однако при этом, добровольно поступив на военную службу, гражданин приобретает статус военнослужащего и несет юридические обязанности военнослужащего, за неисполнение которых может быть привлечен к юридической ответственности.
Следует отметить, что в российском военном законодательстве XIX - начала XX века различались понятия воинской повинности и добровольного определения на военную службу. Позднее в Законе СССР «О всеобщей воинской обязанности» и ряде других нормативных правовых актов добровольное поступление на военную службу и военная служба на этой основе стали рассматриваться как форма реализации воинской обязанности. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», принятый в 1993 году также относил добровольное поступление на военную службу и военную службу на этой основе к исполнению воинской обязанности. И только ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», вступивший в силу в апреле 1998 года четко разграничил воинскую обязанность и добровольное исполнение долга по защите Отечества.
Воинская обязанность исполняется гражданами Российской Федерации. Она не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определяет формы исполнения гражданами воинской обязанности (см. рис. 4.1).
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан также предусматривает:
  • призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
  • прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
  • военное обучение в период военного положения и в военное
время.
Перейдем к частному рассмотрению некоторых форм исполнения гражданами воинской обязанности.

Рис. 4.1. Формы исполнения гражданами воинской обязанности

Поделиться: