Европейские пенитенциарные правила. Подготовка персонала пенитенциарного учреждения

Европейские тюремные правила. Январь 2006 г.

СОВЕТ ЕВРОПЫ

Комитета Министров k государствам-членам

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА

Комитет министров в соответствии со Статьей 15 Устава Совета Европы,

Принимая во внимание Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и решения Европейского суда по правам человека;

Принимая также во внимание деятельность Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и особенно стандарты установленные его общими докладами;

Вновь подчеркивая, что никто не должен лишаться свободы, за исключением случаев, когда лишение свободы применяется в качестве крайней меры и в соответствии с предписанными законом процедурами;

Подчеркивая, что при исполнении наказаний, предусматривающих лишение свободы, и обращении с заключенными следует учитывать требования безопасности, порядка и дисциплины при одновременном обеспечении таких условий содержания, которые не ущемляли бы достоинство человека и предоставляли возможность включения в полезные занятия и проведения для заключенных соответствующих программ с целью их подготовки к возвращению в общество;

Полагая важным, чтобы государства-члены Совета Европы продолжали совершенствовать и соблюдать общие принципы при проведении своей пенитенциарной политики;

Полагая также, что соблюдение таких общих принципов будет способствовать развитию международного сотрудничества в этой области;

Отмечая, что существенные социальные перемены, произошедшие в последние два десятилетия, повлияли на важные изменения в уголовной сфере в Европе;

Еще раз подтверждая стандарты, содержащиеся в рекомендациях Комитета министров Совета Европы, касающихся отдельных аспектов пенитенциарной политики и практики, и в частности, рекомендации Rec. R (89) 12 об образовании в пенитенциарных учреждениях, Rec. R (93) 6 о пенитенциарных учреждениях и криминологических аспектах борьбы с инфекционными заболеваниями, включая СПИД и сопутсвующие проблемы здоровья, в местах лишения свободы, Rec. R (97) 12 о персонале, связанном с применением санкций и мер, Rec. R (98) 7 об этических и организационых аспектах оказания медицинской помощи в тюрьмах, Rec. R (99) 22 о переполнении тюрем и увеличении числа заключенных, Rec(2003)22 об условно-досрочном освобождении и Rec(2003)23 об организации тюремными администрациями отбытия заключенными пожизненных и длятельных сроков заключения;

Учитывая Минимальные стандартные правила обращения с заключенными Организации Объединенных Наций;

Полагая, что Рекомендация R (87) 3 Комитета министров относительно Европейских пенитенциарных правил требует серьезного пересмотра и обновления с тем, чтобы отразить изменения, произошедшие в уголовной политике, практике вынесения приговоров и управлении пенитенциарными учреждениями в Европе в целом;

Руководствоваться в своем законотворчестве, политике и практике Правилами, содержащимися в приложении к настоящей Рекомендации, которая заменяет Рекомендацию R (87) 3 Комитета министров относительно Европейских пенитенциарных правил;

Обеспечить перевод и максимально широкое распространение ее текста и сопроводительного комментария, в частности среди судебных властей, персонала пенитенциарных учреждений и заключенных

    ПРИМЕНЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПРАВИЛ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

    Е.М. ДАНИЛИН, Н.В. ДАВЫДОВА

    В 2016 году исполняется 20-летие вступления Российской Федерации в Совет Европы. Став членом этой авторитетной международной региональной организации, наша страна взяла на себя определенные обязательства, в том числе и в уголовно-исполнительной сфере. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России являются составной частью правовой системы нашей страны. Об этом, в частности, свидетельствует ч. 1 ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ). В ч. 4 этой же статьи говорится, что рекомендации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в России при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
    Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) одной из своих целей ставит "повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития".
    Европейские пенитенциарные правила (1973 г., 1987 г.), последняя редакция которых была принята 11 января 2006 года (далее - ЕПП), получили широкое международное признание и воспринимаются как некий кодекс практической деятельности по управлению пенитенциарными учреждениями, содержанию и исправлению осужденных. Этот документ развивает и детализирует универсальные стандарты ООН (Минимальные стандартные правила по обращению с заключенными, 1955 г.), учитывая особенности стран, входящих в Совет Европы .
    Общим правилом служит то, что уровень и условия жизни в закрытых учреждениях не должны отставать от уровня цивилизованности страны, чтобы не вызвать нарушений правопорядка в исправительных учреждениях и отвыкания осужденных от жизни в свободном обществе, которое способствует рецидиву после освобождения из исправительных учреждений. При исполнении наказаний, связанных с лишением свободы, следует учитывать требования безопасности, порядка и дисциплины при одновременном обеспечении таких условий содержания заключенных, которые не ущемляли бы их человеческое достоинство.
    ЕПП - универсальный документ, регламентирующий условия и порядок отбывания наказания. В них сформулированы общие принципы, касающиеся всех категорий осужденных, в том числе и несовершеннолетних. Так, содержание осужденных в условиях, ущемляющих права человека, не может быть оправдано недостаточным финансированием (п. 4); жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе (п. 5); организация условий отбывания наказания в виде лишения свободы должна способствовать возвращению правонарушителя в общество после освобождения (п. 6).
    Помимо общих, касающихся всех категорий осужденных стандартов, в ЕПП есть правило 11.1, непосредственно связанное с несовершеннолетними. Оно свидетельствует: "Дети моложе 18 лет не должны содержаться в тюрьмах для взрослых, для этого используются специализированные учреждения".
    Данное правило нашло отражение в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. Например, в УИК РФ включена гл. 17 "Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях". Лица, совершившие преступление в возрасте 14 - 18 лет и осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в воспитательных колониях (далее - ВК), в которых устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания (ст. 132 УИК РФ).
    За последние четыре года количество ВК уменьшилось более чем в два раза с 62 (2010 г.) до 27 (на 20 апреля 2015 г.). Это произошло в связи с заметным сокращением численности осужденных несовершеннолетнего возраста. Так, если в 2010 году в этих учреждениях отбывали наказание 4053 человека, то в 2015 году - 1607 человек.
    Закрытие ВК в ряде территорий повлекло за собой перевод осужденных в учреждения, расположенные в других регионах страны. Подобное явление зачастую негативно отражается как на самой личности переводимых подростков, так и на процессе их социализации. В отношении значительного количества осужденных возникает положение, осложняющее общение с родными и близкими людьми, что влечет за собой разрыв и без того хрупких социально полезных связей, затрудняет решение вопросов бытового и трудового устройства после освобождения. То есть в настоящее время можно говорить о том, что в отношении значительной части несовершеннолетних осужденных нарушается правило 17.1 ЕПП, свидетельствующее о "необходимости размещать осужденных в пенитенциарные учреждения как можно ближе к месту их постоянного проживания или мест социальной реабилитации".
    Результаты исследования, проведенного сотрудниками НИИ ФСИН России в 2013 году, свидетельствуют, что большинство несовершеннолетних осужденных (60,5%) отбывают наказание недалеко от дома, из них: 46,4% в том субъекте РФ, где постоянно проживали, а 16,1% в том же районе (в городе), где жили до осуждения. Эти данные касаются прежде всего осужденных несовершеннолетних мужского пола, в отношении которых соблюдается правило 17.1 ЕПП и норма УИК РФ (ч. 1 ст. 73) . Чего нельзя сказать об остальной части осужденных (39,5%), которые отбывают наказание вдали от дома, в другом субъекте РФ, не по месту жительства и не по месту осуждения. Подобное положение практически полностью относится к несовершеннолетним осужденным женского пола. Для этой категории осужденных в России функционируют всего два учреждения (Новооскольская ВК и Томская ВК-2). Осужденные в них прибывают со всей страны, в том числе и из самых отдаленных территорий. Рассматривая пути решения возникшей проблемы, следовало бы шире практиковать в отношении их альтернативные виды исполнения наказаний по месту жительства, создание изолированных участков на территории исправительных учреждений для женщин, оставление осужденных несовершеннолетних женского пола в следственных изоляторах для выполнения хозяйственных работ.
    Помимо правил 11.1 и 17.1, о которых ранее шла речь, в ЕПП есть специальный раздел - "Тюремное заключение малолетних" (п. п. 35.1 - 35.4). Эти правила направлены на совершенствование процесса социализации личности несовершеннолетнего. Так, "каждый малолетний заключенный школьного возраста должен иметь доступ к обучению" (п. 35.2). Данное правило соблюдается в отечественной пенитенциарной системе. В ВК функционируют вечерние (сменные) общеобразовательные школы. Все осужденные, отбывающие здесь наказания, получают соответствующий уровень общего образования. В начале 2014 года среди осужденных в ВК было 1,4% человек, не имеющих образования; 36,2% - имеющих только начальное общее образование; 53,7% - основное общее образование; 8% - среднее полное общее образование; 0,7% - среднее профессиональное образование .
    Приведенные результаты исследования позволяют говорить о том, что в ВК поступают несовершеннолетние с низким уровнем образования и, наоборот, с высоким уровнем педагогической запущенности. Кроме того, постоянно растет количество осужденных с психическими отклонениями в развитии. Все это должно изменить содержание образования, методику обучения и организацию самого урока. Здесь важно учитывать индивидуальные особенности личности ученика. Приоритетной формой работы учителя должна стать индивидуальная работа с учеником. Учитывая низкий уровень знаний осужденных-учащихся, учителя используют разнообразные виды уроков, например консультации, игры, викторины и т.д. Содержание образования несовершеннолетних осужденных должно быть направлено на решение задач подготовки осужденных к освобождению, их исправления, социализации личности.
    Правило 35.3 ЕПП свидетельствует: "Дополнительная помощь должна оказываться малолетним, освобожденным из мест лишения свободы". Данное правило нашло отражение в ст. ст. 180 - 183, вошедших в гл. 22 УИК РФ "Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними". Названные статьи Кодекса относятся ко всем категориям осужденных, в том числе и несовершеннолетним. Они регламентируют обязанности администрации исправительных учреждений по оказанию помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, а также права этих лиц на трудовое, бытовое устройство и другие виды социальной помощи, например медицинскую.
    Значительная роль в этом вопросе принадлежит различным общественным формированиям, в том числе и попечительским советам (ч. 4 ст. 23 УИК РФ). Попечительский совет создается при каждой ВК. Его организация и деятельность регулируется Примерным положением о попечительском совете при ВК, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1295. В попечительский совет входят представители государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, изъявивших желание работать с несовершеннолетними осужденными и способными по своим деловым и моральным качествам выполнять соответствующие задачи.
    Основные направления деятельности попечительского совета связаны с оказанием помощи администрации ВК в:
    - обеспечении защиты прав и законных интересов осужденных;
    - организации учебно-воспитательного процесса в колонии;
    - укреплении материально-технической базы ВК;
    - трудовом и бытовом устройстве освобождающихся.
    Первые три направления деятельности попечительского совета связаны с пенитенциарной деятельностью, ограниченной временем пребывания несовершеннолетнего в ВК. Четвертое направление - постпенитенциарной деятельностью, направленной на работу с лицами, освобожденными из ВК.
    Результаты проведенного исследования позволяют констатировать: пенитенциарная деятельность попечительского совета, по сравнению с постпенитенциарной, осуществляется более успешно, хотя и в ней много проблем. В основном все сводится к оказанию материальной и гуманитарной помощи либо учреждению в целом, либо отдельным осужденным. Это, бесспорно, существенная составляющая в работе данных общественных формирований, особенно в настоящее время, но все-таки - не основная. Думается, что наиболее важным направлением в деятельности попечительского совета должно стать участие в организации процесса исправления осужденных, учебно-воспитательной работы с ними, социальной адаптации лиц, освободившихся из ВК.
    Несмотря на то что в тексте ЕПП больше нет прямых указаний, относящихся к несовершеннолетним осужденным, необходимо сказать о том, что и остальные правила в значительной мере касаются данной категории лиц. Остановимся, например, на правилах, свидетельствующих о создании комфортных материально-бытовых условий содержания осужденных. В ЕПП этому посвящены следующие разделы: "Помещения в местах лишения свободы", "Личная гигиена", "Одежда и постельные принадлежности".
    Результаты исследования показали, что наибольшее влияние на психологическое состояние несовершеннолетних осужденных женского пола оказывают жилищные условия, недостаточная обустроенность комнат личной гигиены, обеспечение питанием, вещевым довольствием. На юношей же в большей степени влияют неудовлетворенность в питании и снабжении постельными принадлежностями.
    Европейский комитет по предупреждению пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения в отношении осужденных рекомендует осуществлять размещение и, в частности, предоставление мест для сна, уважая человеческое достоинство и обеспечивать возможность уединения.
    Площадь, кубатура помещений, освещение, отопление и вентиляция должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и климатическим условиям .
    В настоящее время в ряде учреждений (Брянская ВК УФСИН России по Брянской области, Канская ВК ГУФСИН России по Красноярскому краю, Новооскольская ВК УФСИН России по Белгородской области) созданы комфортные условия содержания несовершеннолетних осужденных, размещенных в маломестных жилых комнатах, рассчитанных на 4 - 6 человек. Каждая комната обеспечена мебелью в соответствии с существующими типовыми нормами. Кроме этого, жилые помещения оснащены телевизионными мониторами. Они приобретаются как для коллективного пользования и устанавливаются в местах, определенных администрацией, так и в каждой комнате с центральным пультом управления. Осужденные спят на одноярусных кроватях.
    Расширяются права несовершеннолетних осужденных по созданию домашней обстановки в комнатах, где они проживают. К оформлению интерьера привлекаются осужденные. Тем самым они приучаются жить среди красивых домашних вещей. Это важно, потому что многие из них - выходцы из маргинальных слоев населения.
    Согласно Европейским пенитенциарным правилам каждому осужденному предоставляется возможность осуществить помывку при температуре, соответствующей климату местности, по возможности ежедневно, но не менее двух раз в неделю или чаще, если это необходимо для поддержания гигиены. В жилых помещениях ВК для помывки осужденных оборудованы душевые кабины из расчета: одна душевая сетка на 15 человек.
    Обязанность осужденных по соблюдению принятых в обществе требований санитарии и личной гигиены закреплена в ст. 11 УИК РФ и гл. IV Правил внутреннего распорядка ВК. В связи с этим государство берет на себя обязанность обеспечить их индивидуальными средствами гигиены, как минимум мылом, зубной щеткой и пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин). Это закреплено ч. 2 ст. 99 УИК РФ. Минимальная норма материально-бытового обеспечения установлена Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 и объявлена Приказом Минюста России от 2 августа 2005 г. N 125.
    В ЕПП есть специальный раздел "Питание заключенных" (п. 25.1, п. 25.2). Многие осужденные, поступающие в ВК, не имеют представления о культуре питания. У значительной части диагностируются функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта. Для них организуется диетическое питание.
    В настоящее время в столовых учреждениях установлено современное оборудование, приобретена новая посуда - сервизная и столовая. Организован предварительный заказ блюд. Например, в ряде ВК осужденные за 4 дня могут заказать одно блюдо из двух, представленных в меню, посредством электронного терминала, установленного в столовой. Данная инновация, несомненно, окажет значительное воспитательное воздействие, позволяя ощутить подростку свою самостоятельность, заботу о нем со стороны администрации учреждения. Норма продовольственного пайка несовершеннолетних осужденных покрывает энергетические затраты подростков, соответствует потребностям растущего организма по всем нутриентам. Осужденные получают пятиразовое питание, что соответствует возрастным физиологическим особенностям растущего организма, в частности уровню развития пищеварительной системы.
    Как видим, Европейские пенитенциарные правила, касающиеся несовершеннолетних осужденных, в той или иной мере нашли отражение в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве и реализуются в ВК. Эффективность данной практики во многом зависит от полноты ее научно-методического обеспечения, чем собственно и занимается Научно-исследовательский институт ФСИН России.

    Литература

    1. Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил. Принята Комитетом Министров Совета Европы 11 января 2006 г.
    2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (с изм. и доп. на 1 февраля 2012 г.).
    3. Характеристика осужденных: аналитический материал на 1 июня 2014 г., ФКУ НИИ ФСИН России. Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2014. С. 43 - 55.
    4. Пункт 18.1 Рекомендации Rec (2006) 2 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил. Принята Комитетом Министров Совета Европы 11 января 2006 г.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Хуторская Н.Б., кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника НИЛ-1 НИИ ФСИН России.

  1. В 2006 г. исполняется 10 лет со дня вступления Российской Федерации в Совет Европы. Созданная в 1949 г., эта международная организация призвана защищать права человека и содействовать их развитию.

В правовой области Совет Европы способствует гармонизации и обновлению правовых систем европейских государств на основе общих стандартов, выработанных организацией. Особое место в этих процессах отводится Совету по пенологическому сотрудничеству, или Пенологическому совету, цель деятельности которого - гуманизация и повышение эффективности исполнения наказаний в государствах - членах Совета Европы. Созданный в 1978 г. как Комитет экспертов, он впоследствии был преобразован в Комитет по сотрудничеству в тюремных делах, а в настоящее время Совет - один из структурных элементов европейского Комитета по проблемам преступности.

  1. На 11 членов Пенологического совета, одним из которых впервые избран представитель от России, возлагается обязанность по сбору и обобщению информации о состоянии дел в пенитенциарных ведомствах Европы, оказанию им консультативной помощи, вынесению на рассмотрение ежегодных пленарных заседаний Комитета по проблемам преступности проектов документов, подлежащих утверждению Комитетом министров Совета Европы. Среди резолюций и рекомендаций, разработанных с участием членов Совета, документы, касающиеся труда в тюрьмах; обращения с заключенными, отбывающими длительные и пожизненные сроки лишения свободы; персонала пенитенциарных учреждений; образования заключенных; условно-досрочного освобождения; применения наказаний, альтернативных лишению свободы.
  2. Следует отметить особенно важную роль Европейских тюремных правил 1973, 1987 и 2006 гг., подготовленных при активном участии Пенологического совета. Трудно переоценить значение этих актов, принятых на различных этапах становления и развития как самого Совета Европы, так и пенитенциарной политики на континенте. После принятия Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, которые стали ориентиром в пенитенциарной сфере для всех государств мира, в Совете Европы, состоявшем тогда лишь из 15 государств, было принято решение разработать аналогичный региональный документ, который бы не только учитывал специфику сложившихся пенитенциарных систем, но и намечал некие перспективы их развития.

В 1972 г. были приняты Европейские стандартные правила обращения с заключенными, на смену которым в 1987 г. вступили в силу Европейские тюремные правила, содержавшие принципы и рекомендации, адресованные уже 21 государству - члену Совета Европы. В своей Резолюции N R (87) 3 Комитет министров отмечал, что важные социальные изменения в сфере обращения с правонарушителями и управления тюрьмами обусловливают необходимость корректировки Европейских правил 1972 г. с тем, чтобы способствовать дальнейшему совершенствованию пенитенциарной сферы и наметить ориентиры ее развития в будущем.

  1. За 20 лет, прошедших с момента принятия Европейских тюремных правил 1987 г., количество государств-членов увеличилось до 46 в 2006 г. По выражению эксперта Комитета по проблемам преступности Эндрю Койла, "границы Совета Европы расширились до пределов, о которых и не могли мечтать основатели организации, - от Атлантического до Тихого океана, от Арктики до Кавказа" <*>. Государства, входящие в Совет Европы в настоящее время, отличаются разнообразием и в политической, и в социально-экономической областях, в т.ч. и в пенитенциарной сфере. Причем в странах, вступивших в организацию в 80 - 90-е годы XX столетия, по мнению специалистов, сложилась достаточно проблемная ситуация: в странах Центральной и Восточной Европы лишение свободы назначалось судами в пять-шесть раз больше, чем в государствах - членах Совета Европы с момента его создания; неоправданно широко применялось содержание под стражей в качестве меры пресечения, а условия содержания в СИЗО были негуманными; в большинстве этих государств применялась высшая мера наказания.
<*> Coyle A. Revision of the European Prison Rules. A Contextual Report. Strasbourg, CDPC, 2005. P. 1.
  1. За последние годы с учетом рекомендаций Тюремных правил произошли существенные изменения в пенитенциарных системах как новых членов Совета Европы, так и "ветеранов" этой организации. Прежде всего это коснулось уровня применения лишения свободы. В частности, несмотря на то что этот показатель в расчете на 100 тыс. населения, например, в России, по-прежнему очень высок - 550, наша страна занимает первое место в Европе по темпам сокращения лишения свободы: 1995 г. - 662, 2005 г. - 550 <*>.
<*> Op. cit. P. 3 - 4.

Кроме того, вновь принятые в организацию государства отменили высшую меру наказания или ввели мораторий на ее применение. Несколько улучшились условия содержания под стражей.

  1. Тем не менее в пенитенциарных ведомствах Европы остается много нерешенных проблем. Как отмечалось на 12-й Конференции глав европейских тюремных ведомств (ноябрь 2002 г.), они связаны не только с социально-экономическими условиями, но также и с все возрастающим уровнем преступности в ряде европейских государств, а также в немалой степени зависят от политических решений, принимаемых руководством страны. Таким образом, возникла необходимость выработать современные, отвечающие новым реалиям рекомендации. Их принятию Комитетом Министерств в феврале 2006 г. предшествовала большая работа экспертов Пенологического совета по сбору информации о состоянии дел в пенитенциарных ведомствах Европы, выработке предложений в проект новых Пенитенциарных правил.
  2. Результатом этих усилий стало принятие документа, который, по мнению Комитета министров Совета Европы, отражает изменения в уголовной политике, судебной практике и управлении тюрьмами в Европе. Вместе с тем Комитет по проблемам преступности, высоко оценив значение Правил, допускает возможность их постоянной корректировки с учетом изменяющихся социально-экономических условий на Европейском континенте. На 55-м пленарном заседании Комитета по проблемам преступности было принято решение проводить эту работу регулярно - раз в пять лет. На Пенологический совет в первую очередь будет возложена обязанность по сбору и анализу предложений государств - членов организации и отдельных экспертов.
  3. В ближайших планах работы Пенологического совета - обсуждение проекта Европейских рекомендаций по содержанию под стражей, первого в истории подобного рода документа, который должен дополнить и расширить один из разделов Европейских тюремных правил. Кроме того, ведется обработка материалов анкетирования, которые лягут в основу проекта Европейских правил, касающихся несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы или приговоренных к альтернативным наказаниям.
  4. Свой вклад в решение пенологических проблем вносит и Европейский союз, который, как и Совет Европы, имеет свои особенности и отличительные черты, а работа одной организации дополняет деятельность другой. Это находит свое отражение в тесных и частых контактах, особенно в области правосудия и правоохранительной деятельности. Примером такого взаимодействия может служить предлагаемый Европейской комиссией проект введения электронного мониторинга в России, являющейся членом Совета Европы, но пока не входящей в Европейский союз. От совместных усилий обеих сторон во многом будут зависеть результаты работы, которая, без сомнения, должна способствовать повышению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы России.

Региональным международно-правовым актом в области обращения с заключенными являются Европейские пенитенциарные правила, которые разработаны в рамках Совета Европы и приняты Комитетом министров в качестве Рекомендаций Rec (2006) 2 государствам-членам. Европейские пенитенциарные правила выражают преемственность в отношении предшествующих пенитенциарных стандартов. Первая попытка разработки подобных стандартов в Европе была предпринята в 1973 году, когда Совет Европы своей резолюцией (73) 5 одобрил Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые были направлены на то, чтобы адаптировать к европейским условиям Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые были приняты Организацией Объединенных Наций в 1955.

Последующее развитие европейские стандарты обращения с заключенными получили в Рекомендациях R (87) 3 Комитета министров, принятых 12 февраля 1987.

Нынешние Европейские пенитенциарные правила призваны отразить изменения, произошедшие в уголовной политике, практике вынесения приговоров и управлении пенитенциарными учреждениями в Европе. Европейские пенитенциарные правила имеют в своей основе стандарты, содержащиеся в рекомендациях Комитета министров Совета Европы, касающихся отдельных аспектов пенитенциарной политики и практики, и в частности, в рекомендациях:

Ø Rec. R (89) 12 об образовании в пенитенциарных учреждениях,

Ø Rec. R (93) 6 о пенитенциарных учреждениях и криминологических аспектах борьбы с инфекционными заболеваниями, включая СПИД и сопутствующие проблемы здоровья, в местах лишения свободы,

Ø Rec. R (97) 12 о персонале, связанном с применением санкций и мер,

Ø Rec. R (98) 7 об этических и организационных аспектах оказания медицинской помощи в тюрьмах,

Ø Rec. R (99) 22 о переполнении тюрем и увеличении числа заключенных,

Ø Rec. (2003)22 об условно-досрочном освобождении,

Ø Rec. (2003)23 об организации тюремными администрациями отбытия заключенными пожизненных и длительных сроков заключения.

Европейские пенитенциарные правила рекомендуют правительствам государств-членов руководствоваться в своем законотворчестве, политике и практике принятыми стандартами и обеспечить их перевод и максимально широкое распространение текста и сопроводительного комментария среди судебных властей, персонала пенитенциарных учреждений и заключенных.

Основные принципы Европейских пенитенциарных правил состоят в следующем:

1) при обращении со всеми лицами, лишенными свободы, следует соблюдать их права человека;

2) лица, лишенные свободы, сохраняют все права, которых они не были по закону лишены на основании решения суда, по которому они приговорены или оставлены под стражей;

3) ограничения, налагаемые на лиц, лишенных свободы, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались;

5) жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе;

7) следует поощрять сотрудничество с внешними социальными службами и, насколько возможно, участие гражданского общества в жизни заключенных;

8) сотрудники пенитенциарных учреждений выполняет важную общественную функцию, и поэтому порядок их набора, профессиональной подготовки и условия работы должны обеспечивать им возможность поддерживать высокие стандарты обращения с заключенными;

9) все пенитенциарные учреждения должны на регулярной основе инспектироваться государственными органами и проверяться независимыми структурами.

Европейские пенитенциарные правила применяются в отношении всех лиц, взятых под стражу в соответствии с решением судебного органа, и в отношении лиц, приговоренных к лишению свободы, которые должны содержаться в пенитенциарных учреждениях. Для целей Европейских пенитенциарных правил заключенными считаются все лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях. Малолетние в возрасте до 18 лет должны содержаться не в пенитенциарных учреждениях для взрослых, а в специально предназначенных для них учреждениях. Лица, страдающие душевными заболеваниями или состояние душевного здоровья которых несовместимо с тюремным заключением, должны содержаться в специально предназначенных для этого учреждениях.

Европейские пенитенциарные правила должны применяться беспристрастно, без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религиозных, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного статуса, рождения или иного статуса. Европейскими пенитенциарными правиламирегламентируются общие условия отбывания тюремного заключения. Так, по возможности заключенные должны направляться для отбытия наказания в пенитенциарные учреждения, расположенные вблизи от их дома или мест социальной реабилитации. Размещение заключенных, и в частности, предоставление мест для сна, должно производиться с уважением человеческого достоинства и, по мере возможности, с обеспечением возможности уединения, а также в соответствии ссанитарно-гигиеническим требованиям с учетом климатических условий, и в частности, площади, кубатуры помещения, освещения, отопления и вентиляции. Во всех зданиях, где заключенные должны жить, работать или собираться:

a) окна должны быть достаточно большими, чтобы заключенные могли читать или трудиться при естественном освещении в нормальных условиях, и обеспечивался приток свежего воздуха, кроме тех случаев, когда имеется соответствующая система кондиционирования воздуха;

б) искусственное освещение должно соответствовать общепринятым техническим нормам;

в) должна быть предусмотрена система сигнализации, позволяющая заключенным незамедлительно устанавливать контакт с персоналом. Заключенных обычно следует размещать на ночь в отдельных камерах, за исключением тех случаев, когда им предпочтительнее их размещение совместно с другими заключенными. Совместное размещение допускается лишь в том случае, если помещение подходит для этой цели и заключенные подходят друг к другу.

Согласно Европейским пенитенциарным правилам все части пенитенциарного учреждения должны постоянно содержаться в порядке и чистоте. Заключенные должны иметь беспрепятственный доступ к санитарным устройствам, отвечающим требованиям гигиены и позволяющим уединение. Заключенные должны содержать себя, свою одежду и спальные места в чистом и опрятном виде. Одежда заключенных не должны быть позорящей или унижающей. Каждый заключенный обеспечивается отдельной кроватью и индивидуальными постельными принадлежностями, которые содержатся в надлежащем порядке и в хорошем состоянии и обновляются так часто, как это необходимо для поддержания их чистоты. Заключенные обеспечиваются комплексным питанием с учетом их возраста, состояния здоровья, религии, культуры и характера их работы. Заключенным разрешается максимально часто общаться по почте, по телефону или с помощью иных средств общения со своими семьями, другими лицами и представителями внешних организаций; разрешается также посещение заключенных указанными лицами.

Труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режима и никогда не применять в качестве наказания. Каждый заключенный должен иметь возможность ежедневно не менее часа в день заниматься физическими упражнениями на открытом воздухе, если позволяет погода. Внутренний режим, насколько это возможно, должен быть организован таким образом, чтобы давать заключенным возможность исповедовать свою религию и веру, посещать службы или собрания, проводимые получившими соответствующее разрешение представителями таких религий или верований; такие представители религий или верований должны иметь возможность посещать заключенных и общаться с ними в конфиденциальной обстановке; заключенным следует разрешать иметь у себя у себя книги и литературу, относящиеся к их религии и верованиям. Администрация пенитенциарных учреждений обеспечивает охрану здоровья всех заключённых этих учреждений. Внутренний распорядок организуется в пенитенциарных учреждениях с учётом требований режима, безопасности и дисциплины с одновременным предоставлением заключённым условий содержания, обеспечивающих человеческое достоинство и полное выполнение программы мероприятий, предусмотренных внутренним распорядком. Дисциплинарные процедуры рассматриваются как крайние меры. Там, где это возможно администрация пенитенциарного учреждения должна использовать механизмы восстановительного правосудия и медиации для урегулирования споров с заключёнными или между ними. Дисциплинарным нарушением может считаться только поведение, которое может представлять угрозу для внутреннего распорядка, режима или безопасности. За пенитенциарные учреждения должны отвечать органы государственного управления, не подчинённые военному ведомству, полиции или ведомству уголовного расследования. Пенитенциарные учреждения регулярно инспектируются одним из государственных органов с целью оценки того, осуществляется ли управление ими в соответствии с требованиями национального законодательства и международного права.

Независимый орган должен осуществлять надзор за условиями содержания заключённых и обращения с ними, о результатах которого сообщается публично. Режим для осуждённых заключённых должен быть направлен на то, чтобы они вели ответственный образ жизни без совершения преступлений. Особое внимание в правилах отведено подбору сотрудников мест лишения свободы, их обучению и повышению профессионализма.

Одно из требований Совета Европы к государствам, вступающим в его члены, состоит в том, чтобы их уголовно-исполнительное законодательство основывалось на принципах и стандартах Совета Европы, в первую очередь Европейские пенитенциарные правила.

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 2

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь. – Ст.2-4, 6.

Уголовный кодекс Республики Беларусь. – Минск, 1999. – Ст.7, 9.

Европейские стандарты содержания в местах лишения свободы. Справка

«Принимая во внимание Европейскую конвенцию по правам человека и практику Европейского суда по правам человека, а также работу, проделанную Европейским комитетом по предотвращению пыток и других форм бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания , и, в особенности, стандарты, выработанные в его ежегодных отчетах», Совет Европы в 2006 году одобрил новую редакцию Европейских пенитенциарных правил (ЕПП) - европейской версии Минимальных стандартных правил ООН.

Ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Европейские пенитенциарные правила задают странам ЕС стандарты обращения с заключенными в местах лишения свободы, обеспечивающие соблюдение прав человека.

Основополагающие принципы и стандарты

Условия содержания в камерах. Помещения. Правила требуют, чтобы лицо, находящееся под стражей до суда или осужденное к лишению свободы, содержалось только в специально предназначенном для этого учреждении, т.е. в тюрьме, причем по возможности ближайшей к месту жительства заключенного. Задержанного необходимо информировать о том, куда он водворен и куда будет переведен. Меры безопасности в тюрьмах не должны быть чрезмерными: достаточно, чтобы они могли предотвратить бегство охраняемого лица из-под стражи, причинение им вреда себе или другим заключенным. Необходимо, чтобы национальные законодательства включали в себя минимальные стандарты для мест лишения свободы. Их нарушение не может оправдываться недостатком средств.

Лица, задержанные до суда, должны содержаться отдельно от тех, кто отбывает наказание, женщины - отдельно от мужчин, несовершеннолетние - отдельно от взрослых. В дневное время заключенные разных категорий могут встречаться для организованной совместной деятельности, но ночью их необходимо разделять.

При размещении заключенных в камеры следует уважать их право на уединение, в частности, на время сна заключенные должны по возможности размещаться в индивидуальных камерах. Состояние камер и в особенности спальных мест не должно оскорблять человеческое достоинство. Лиц, содержащихся в общих камерах, следует тщательно проверять, способны ли они жить вместе в таких условиях, нет ли у них склонности к опасному поведению и другим злоупотреблениям, не возникнет ли риска гомосексуального домогательства.

Тюремные помещения должны отвечать гигиеническим стандартам. Они должны иметь достаточную площадь, кубатуру, хорошо освещаться, отапливаться и вентилироваться. В каждой камере должен быть стол, стулья и полки для посуды. В помещениях, предназначенных для жизни и труда заключенных, окна должны пропускать столько света, чтобы можно было читать или работать при естественном освещении.

Информацию о том, как именно следует трактовать термины «достаточные» и «необходимые» условия, можно извлечь из отчетов инспекторов Европейского комитета по предотвращению пыток. Так, посетив стокгольмскую следственную тюрьму, инспекторы указали, что лишать заключенных дневного света, закрывая окна камер жалюзи, недопустимо. После посещения испанских и итальянских тюрем они рекомендовали установить там отопительные системы, поскольку сочли неприемлемой температуру воздуха в камерах 16ºС и ниже .

Минимальная допустимой площадью одиночной камеры считается 6 кв. м, и то лишь в том случае, если заключенный проводит значительную часть времени вне ее. Желательно, чтобы двое заключенных занимали камеру не меньше 9 кв. м., 12-метровые камеры были признаны достаточными для трех, а 16–17-метровые - для четырех человек, хотя в последнем случае условия содержания были признаны стесненными. Комитет не одобряет размещения заключенных в многолюдных спальных камерах, даже если они достаточно просторны, поскольку в этом случае нарушается право на уединение, увеличивается риск внутритюремного насилия, а у персонала возникают трудности в осуществлении контроля. Тем не менее инспекторы Комитета сочли помещение площадью 21 кв. м приемлемым для пяти заключенных, 25 кв. м - для шести, 35 кв. м - для семи и 60 кв. м - для двенадцати. Временно Комитет готов согласиться и с более низкими стандартами. Так, после инспектирования тюрем в Словакии властям было рекомендовано, по крайней мере, соблюдать более низкие национальные нормы. В турецкой колонии для несовершеннолетних спальное помещение на 28 человек площадью 76 кв. м инспекторы также сочли терпимым, хотя и рекомендовали уменьшить число кроватей. В общем, в больших помещениях на одного человека должно приходиться хотя бы 3,5 кв. м .

Условием гуманного обращения и сохранения достоинства личности является возможность отправления физиологических потребностей пристойным образом и в любое время. Если уборная находится не при камере, по первому же требованию заключенного его должны проводить туда в любое время суток, так чтобы время ожидания не превышало 10–12 минут. Туалеты должны содержаться в чистоте, их устройство должно позволять заключенному уединиться. Желательно, чтобы туалеты располагались в санитарном отсеке или, по крайней мере, отделялись от основного помещения камеры стеной. Тюремные помещения должны оборудоваться ватерклозетами или, в крайнем случае, биотуалетами. Параша (ведро для нечистот) в камере абсолютно недопустима.

Всем заключенным необходимо обеспечить возможность для соблюдения личной гигиены. В камерах должны быть умывальники. Заключенные должны иметь возможность принимать душ (приемлемой температуры) не реже раза в неделю, в жаркую погоду - не реже двух раз в неделю, а занятые на физических работах - еще чаще . Служащие тюрем обязаны следить за тем, чтобы у всех заключенных имелись гигиенические принадлежности и принадлежности для стирки одежды. Постельное белье должно меняться как минимум раз в две недели, полотенца - не реже раза в неделю. Места заключения женщин необходимо оборудовать с учетом их гигиенических потребностей.

Заключенные в тюрьме должны получать трехразовое питание в надлежащее время, так, чтобы перерывы между приемами пищи не были слишком продолжительными. Энергетическая и белковая ценность суточного рациона должна быть определена законодательно. С точки зрения качества и количества еда должна соответствовать медицинским нормам питания, с учетом возраста, состояния здоровья, характера труда и, насколько это возможно, религии и культурных традиций заключенных. Необходимо, чтобы каждый заключенный всегда имел доступ к питьевой воде.

Стандарты содержания в камерах предварительного заключения, предназначенные для задержания на несколько часов или не более чем на один-два дня, заметно ниже, чем в тюрьмах: так, Комитет согласился с тем, что задержанного на сутки можно поместить в одиночную камеру размером 4–4,5 кв. м. Поэтому признано абсолютно неприемлемым использование помещений в полицейских участках для административного ареста, задержания до суда и, тем более, для содержания осужденных.

Режим, труд, отдых, образовательные программы, медицинское обслуживание, связи заключенных с внешним миром

Тюремный режим должен позволять заключенным проводить достаточно времени вне камер, иметь возможность общаться и поддерживать социальные связи. Тюремному начальству следует обеспечить заключенных работой, по возможности такой, чтобы после освобождения они могли воспользоваться приобретенными навыками. Молодым заключенным следует предоставить возможность получить профессию. Заработанные деньги заключенный должен иметь право хотя бы частично потратить на себя и на поддержку своей семьи или же отложить до освобождения. Важно, чтобы работа ни в коем случае не использовалась как наказание.

Рабочие места в тюремных мастерских должны соответствовать стандартам охраны труда, действующим на аналогичных производствах. Максимальная продолжительность рабочего дня и рабочей недели в тюрьме регулируется общенациональными законами о труде. Заключенные должны иметь по крайней мере один день отдыха в неделю и достаточно времени для образования и других видов деятельности.

Режим заключенных, в том числе тех, кто ожидает суда, должен в обязательном порядке предусматривать прогулки на свежем воздухе и возможность заниматься физическими упражнениями не менее часа ежедневно. Тюремному начальству следует обеспечить для заключенных возможность заниматься спортом, самодеятельностью и отдыхать.

В пенитенциарных правилах указано, что медицинское обслуживание в местах заключения должно быть частью общенациональной политики в области здравоохранения. Лица, задержанные до суда и отбывающие срок наказания, должны иметь доступ ко всем медицинским услугам, доступным в стране, если того требует их состояние здоровья. Правовой статус заключенного не может быть основанием для его дискриминации в части медицинского обслуживания.

Заключенному необходимо предоставить возможность достаточно часто переписываться и говорить по телефону с членами семьи и друзьями, а также встречаться с ними. При необходимости он должен иметь возможность навестить тяжелобольного родственника или присутствовать на похоронах (допустимо - в сопровождении охраны). В интересах безопасности или следствия свидания могут проходить под наблюдением или даже ограничиваться. Тем не менее Комитет по предотвращению пыток настаивает на недопустимости запрета телефонных разговоров для подследственных, равно как и установки прослушивающих устройств в комнатах для встреч с адвокатами . Правила требуют, чтобы в национальном законодательстве было четко оговорено, с представителями каких властей и организаций, в том числе международных, заключенные имеют право разговаривать без свидетелей .

Заключенный имеет право знакомиться с политическими новостями, читать газеты по своему выбору и подписываться на них, слушать радио и смотреть новостные программы по телевидению. Он имеет право делать заявления в СМИ (за исключением особо оговоренных случаев).

Образовательные программы должны охватывать, в первую очередь, неграмотных и молодежь. Программы общего образования и профессионального обучения в тюрьме должны быть интегральной частью национальной системы образования, чтобы после освобождения заключенный мог продолжить обучение. Тюремные библиотеки следует обеспечивать как художественной, так и образовательной литературой, в соответствии с программами.

Особые меры безопасности, дисциплинарные меры, использование средств сдерживания

Особые меры безопасности и дисциплинарные меры наказания могут применяться только в исключительных случаях. Характер этих мер, продолжительность и основания для их применения должны быть четко оговорены в национальном законодательстве. Решение об их применении принимается только уполномоченным руководителем, индивидуально в отношении каждого отдельного заключенного, и лишь тогда, когда другие меры воздействия (переговоры, посредничество) не приносят успеха.

В качестве дисциплинарных мер абсолютно недопустимы телесные наказания, использование смирительных рубашек и наручников, помещение в темную одиночную камеру и другие способы причинения физических и душевных страданий и унижение человеческого достоинства. Одиночное заключение может применяться только в исключительных случаях и на короткий срок.

Тюремные служащие не могут применять силу против заключенных, за исключением случаев самозащиты, предотвращения попытки к бегству или открытого неповиновения законным приказам. Только в исключительных случаях в помощь служащим на территорию тюрьмы могут вводиться подразделения других силовых структур. Все случаи такого рода должны быть определены законом или иным действующим нормативным актом.

Наручники, смирительные рубашки и аналогичные им средства, ограничивающие движение, могут применяться только в качестве меры предосторожности на время транспортировки заключенного, чтобы предотвратить возможный побег, или же в исключительных случаях по приказу начальника тюрьмы, чтобы помешать заключенному нанести травму самому себе, другим или причинить серьезный материальный ущерб - если иные способы воздействия на заключенного не дают результата.

За исключением чрезвычайных ситуаций служащие не должны иметь при себе на территории тюрьмы огнестрельного оружия или угрожать заключенным дубинками.

Инспекторы Европейского комитета, например, признали недопустимой практику использования полицией ножных цепей и кандалов, поскольку ведомый против воли арестованный может в этом случае получить увечья. В 1997 году Комитет выразил обеспокоенность тем, что Лондонская полиция применяет шейные кандалы. Ненадлежащее использование этого средства (служащие не были обучены им пользоваться) стало причиной нескольких смертных случаев .

При необходимости заключенному должна быть предоставлена возможность воспользоваться помощью адвоката и услугами переводчика. Жалоба начальнику тюрьмы, представителям надзирающих инстанций и международных организаций может быть высказана устно, передана в письменном виде или отправлена по почте. Каждое прошение или жалоба, адресованные или переданные пенитенциарным властям, подлежат незамедлительному рассмотрению, и ответ своевременно сообщается заключенному.

Пенитенциарная статистика Совета Европы

Средний возраст заключенных по всем странам - членам Совета Европы составляет 33,8 года. В среднем 1,6% заключенных не достигли 18 лет, 5,7% - в возрасте от 18 до 21 года.

Средняя доля женщин среди заключенных составляет 5,1%.

В 2006 году в среднем 14% заключенных отбывали наказание за убийство или покушение на убийство, 8,7% - за нападение и нанесение телесных повреждений, 4,9% за изнасилование, 12,4% за ограбление, 22,3% - за другие виды краж, 16,8% - за преступления, связанные с наркотиками.

На 1 сентября 2006 года в среднем 20,3% заключенных имели срок до года, 52,2% - свыше трех лет, 33,6% - свыше 5 лет, 12,5% - свыше 10 лет, 3,4% отбывали пожизненное заключение. В течение 2005 года удалось совершить побег из тюрьмы или во время транспортировки из одного учреждения в другое в среднем в 20,4 случаев на каждые 10000 заключенных. Скрылись из-под надзора, не вернулись из отпуска или бежали из сельскохозяйственных колоний в среднем 211 человек из каждых 10000 заключенных.

Средний показатель уровня контроля, который рассчитывается как отношение общего числа заключенных к общему количеству надзирающего персонала тюрем, для европейских пенитенциарных учреждений составляет около 772. Больше всего заключенных на одного надзирателя приходится в России - 16143,5. На втором месте Украина – 2841,5. В Англии с Уэльсом 1537 человек, в Германии 1055. В Исландии на двух надзирателей приходится три заключенных.

The European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (CPT).
The European Prison Rules; другой перевод - Европейские тюремные правила (ЕТТ). Текст доступен на сайте Совета Европы . Первая редакция правил была принята Комитетом министров Совета Европы в феврале 1987 года. Правила комментируются в публикации: Международные принципы и стандарты правоприменения в работе сотрудников пенитенциарных учреждений: Справочное пособие для сотрудников исправительных учреждений. Ч. I / Сост.: С. В. Исаев, Е. А. Дорофеева; Пермский региональный правозащитный центр (ПРПЦ). Доступна в Интернете .
Council of Europe Annual Penal Statistics. Space 1. Survey 2006 / M. F. Aebi., N. Delgrande; University of Lausanne, Switzerland, 2007. См. на сайте Совета Европы.

Поделиться: