Что значит выражение "ума палата"? «ума палата: учимся и играем Выражение ума палата что означает.

Что значит выражение "ума палата"?

    Выражение Ума палата можно отнести к афоризмам. Происхождение его зарыто еще в древней Руси. Палатой тогда называли большие помещения, где происходили собрания, для решения важных государственных и других вопросов. То есть то место, где собирались светлейшие умы для служения на благо государю. В настоящее время это выражение кардинально поменяло свое значение. И сегодня его применяют к глупым, необразованным людям, используя его в ироничной форме.

    Ума палата обычно говорят, когда человек сделал что-то не особо правильно или по глупости или еще что -то. Так высказывают иронично ему точку взгляда на это событие или поступок. Как бы и не обидели, но информацию нужную донесли)

    Полная версия этой поговорки: ума палата, да ключ потерян . И хотя сейчас употребляется в речи только первая часть ума палата , смысл остается тот же. Так говорят о глупом человеке, или когда человек сделал какой-то необдуманный поступок.

    Фраза Ума палата является фразеологизмом. Данный фразеологизм от части является ироническим. Применяется в разговоре по отношению к глупым людям недалекого ума. Так что если не хотите человеку открыто сказать что он дурак, намекните ему это использовав данное выражение!

    Сегодня высказывание ума палата может быть адресовано человеку, который имеет очень маленьких багаж знаний, который может совершать глупые и необдуманные поступки или просто не обладает особой мудростью. Одним словом это некая насмешка

    Откуда взялось это выражение очень развернуто ответили предыдущие авторы. От себя хочу добавить, что этот фразеологизм я лично использую не в ироническом смысле. О существовании второй части фразеологизма я даже и не подозревала, пока не столкнулась с этим вопросом. Так что не думаю, что до кого-то дойдет срытый смысл этого словосочетания, если использовать его в качестве подковырки.

    Фразеологическое выражение ума палата или палата ума обычно применяется к человеку, который действительно очень умный, имеет хорошее образование и чрезвычайно широкий кругозор. О таких людях часто говорят: ходячая энциклопедия. Иногда выражение ума палата используют в ироническом смысле, и в таких случаях оно имеет абсолютно противоположное значение.

    Это старинная русская поговорка. Первоначально она звучала так: Ума палата, да ключ потерян!. Сейчас употребляется только первая часть. Полный текст утерян.

    Употребляется в обоих смыслах, в зависимости от контекста и интонации.

    Еще пример:- Шито-крыто (а узелок-то тут).

    • Собаку съел (только хвостом подавился).
    • Бедность — не порок (а вдвое хуже).
    • Да будет земля тебе пухом (чтобы псам было легче вырыть твои кости)!
  • Может употребляться как в значении очень умный, так и иронично (чаще).

    Вот еще примеры употребления:

    • Ума палата (да разума маловато);
    • У него ума палата, да не покрыта, беден;
    • Ума палата, да другая не почата;
    • Ума палата, да денег ни полуполы;
    • Ума палата, а спина горбата, от работы.
  • Как я узнал выражение ума палата можно использовать тогда когда хотите сделать комплимент умному человеку, так это сделалось в царских палатах.

    Раньше думские бояре которые высказывали свой мысли, идей по улучшению управлению государство, каждый такой бояр считался за Умным и начили назвать их ума палата

кто

Чрезвычайно умён.

Имеется в виду, что лицо (Х ) обладает выдающимися умственными способностями, обширными познаниями, блестяще образован. ✦ Х - ума палата .

Александр Ильич, хоть он и ума палата , и учён, и энергичен, без такой жены, как вы, не был бы тем, что он есть. П. Боборыкин, Поумнел.

Самый интересный - трюмный машинист Снырёв. Ума палата , умеет найти выход из любого положения. А. Крон, Из балтийских дневников.

Я, надо признаться, не ума палата , интеллектом не блещу.(Реч. )

культурологический комментарий: Палата (устар. ) - "большое богатое здание, помещение". (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. , 1981. С. 432. ) "В палатах происходили обычно всевозможные совещания, бояре в них "думали государеву думу"". (Бирих А.К ., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб. , 2001. С. 585. )Образ фразеол. восходит к сложившемуся в архетипических, т. е. древнейших, формах осознания мира противопоставлению "большой - маленький", а также к представлению об открытом - закрытом пространстве.В образе фразеол. компонент ума соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры как с обозначением интеллектуальных действий и состояний человека. Компонент палата соотносится с вещным кодом культуры, а также с пространственным кодом.Образ фразеол. создаётся совокупностью вещной и пространственной метафор и метонимией, при которой ум (способность мыслить) отождествляется с телесной частью человека - с мозгом, серым веществом. Обладание таким веществом в большом объёме осознаётся как несомненная ценность. Смысл объёма и ценности отображён в образе палаты - большого и богатого украшенного помещения, хранилища драгоценностей.Вещная метафора ума , имеющая количественные параметры и ценностные характеристики, послужила образной основой для создания многих фразеол. ; ср. набираться ума, растерять последний ум, ума не купишь, пропить последний ум и др. ср. в фольклоре: Голова с лукошко, а ума ни крошки; Один ум - с которым мать родила, а второй - от ученья. см. также в древнерусских текстах: Велико есть богатство человеку ум; Луче сбирати ум, негли богатство лукаво; Наделяет сам Господь Бог умом, разумом, здоровьем, всякой Божьей благодатью. Ироническое отношение к очень умным, но непрактичным, несуразным в своих поступках людям выражается с помощью антитезы: от большого ума сделать глупость; С большого ума как сглупа; Умный-то он умный, да большой дурак. Ироническое переосмысление отражено в контекстных противопоставлениях: Ума палата, да не почата; Ума палата, да разума маловато; Ума палата, да спина горбата; Ума палата, но палата номер шесть и т. п. фразеол. в целом служит эталоном, т. е. мерой, чьего-л. блестящего интеллекта, чьих-л. обширных познаний.М. Л. Ковшова
Синонимы :
кто

Чрезвычайно умён.

Имеется в виду, что лицо (Х ) обладает выдающимися умственными способностями, обширными познаниями, блестяще образован. ✦ Х - ума палата .

Александр Ильич, хоть он и ума палата , и учён, и энергичен, без такой жены, как вы, не был бы тем, что он есть. П. Боборыкин, Поумнел.

Самый интересный - трюмный машинист Снырёв. Ума палата , умеет найти выход из любого положения. А. Крон, Из балтийских дневников.

Я, надо признаться, не ума палата , интеллектом не блещу.(Реч. )

культурологический комментарий: Палата (устар. ) - "большое богатое здание, помещение". (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. , 1981. С. 432. ) "В палатах происходили обычно всевозможные совещания, бояре в них "думали государеву думу"". (Бирих А.К ., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб. , 2001. С. 585. )Образ фразеол. восходит к сложившемуся в архетипических, т. е. древнейших, формах осознания мира противопоставлению "большой - маленький", а также к представлению об открытом - закрытом пространстве.В образе фразеол. компонент ума соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры как с обозначением интеллектуальных действий и состояний человека. Компонент палата соотносится с вещным кодом культуры, а также с пространственным кодом.Образ фразеол. создаётся совокупностью вещной и пространственной метафор и метонимией, при которой ум (способность мыслить) отождествляется с телесной частью человека - с мозгом, серым веществом. Обладание таким веществом в большом объёме осознаётся как несомненная ценность. Смысл объёма и ценности отображён в образе палаты - большого и богатого украшенного помещения, хранилища драгоценностей.Вещная метафора ума , имеющая количественные параметры и ценностные характеристики, послужила образной основой для создания многих фразеол. ; ср. набираться ума, растерять последний ум, ума не купишь, пропить последний ум и др. ср. в фольклоре: Голова с лукошко, а ума ни крошки; Один ум - с которым мать родила, а второй - от ученья. см. также в древнерусских текстах: Велико есть богатство человеку ум; Луче сбирати ум, негли богатство лукаво; Наделяет сам Господь Бог умом, разумом, здоровьем, всякой Божьей благодатью. Ироническое отношение к очень умным, но непрактичным, несуразным в своих поступках людям выражается с помощью антитезы: от большого ума сделать глупость; С большого ума как сглупа; Умный-то он умный, да большой дурак. Ироническое переосмысление отражено в контекстных противопоставлениях: Ума палата, да не почата; Ума палата, да разума маловато; Ума палата, да спина горбата; Ума палата, но палата номер шесть и т. п. фразеол. в целом служит эталоном, т. е. мерой, чьего-л. блестящего интеллекта, чьих-л. обширных познаний.М. Л. Ковшова
Синонимы :

Педагог

Открываем двери в Страну знаний для учеников 1 и 2 классов и приглашаем их в студию «УМА ПАЛАТА: учимся и играем»

Эта программа создана для поддержания мотивации к учебе, формирования тяги к знаниям. В игровой форме будем постигать сложные науки. Поможем детям в учебе и дальнейшем развитии. А для тех, кто прошел с нами два веселых, творческих и плодотворных года в студии "Скоро в школу" – это продолжение встреч и поддержка семье в мотивации младшего школьника. Ведь загруженные учебой дети перестают радоваться новым знаниям, забывают, что учиться - интересно!

Занятия состоят из трех блоков:

  • Подвижная математика
  • Развитие речи через игры и тексты
  • Опыты и эксперименты

Главное, чтобы процесс получения знаний приносил радость. Учиться с нами – ИНТЕРЕСНО и ВЕСЕЛО!

Темы занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю, по 2 часа с октября по май.

В летнее время для детей, остающихся в Москве возможны недельные игровые интенсивы.

ЗАНЯТИЕ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ БЛОКОВ

1. ПОДВИЖНАЯ МАТЕМАТИКА

  • Путешествия по числовому ряду. Четность. Числа и цифры. История возникновения цифр. Клинопись. Римские цифры.
  • Наглядная геометрия. Точка, кривая, прямая, луч, отрезок, плоские фигуры. Разрезание фигур. Задачи на перекладывание палочек. Симметрия.
  • Элементы стереометрии. Объемные фигуры. Проекции. Развертки.
  • Элементы наглядной топологии. Лента Мебиуса.
  • Элементы комбинаторики. Задачи на принцип Дирихле.
  • Последовательности и черный ящик.
  • Множества и их пересечения.

2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • Упражнения на развитие памяти. Учимся быстро и прочно запоминать информацию. Мнемотехники.
  • Работа с текстом. Учимся пересказывать текст.
  • Занимательные упражнения на скорочтение.
  • Загадки, головоломки и ребусы.
  • Фонетические, лексические, грамматические, графические игры.

3. ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

  • Органы чувств:
    - опыты со слухом,
    - зрением (оптические иллюзии),
    - обонянием:
    - осязанием.
  • Вода:
    - состояния воды;
    - свойства воды;
    - круговорот воды.
  • Воздух:
    - свойства воздуха;
    - ветер;
  • Полеты, падения, вращения.
  • Взаимодействие различных веществ:
    - растворение;
    - смешение;
    - соединение.
  • Сжатие и растяжение:
    - мыльные пузыри и т.д.
  • Горение (и тушение).
  • Измерения: водяной термометр, водяной барометр, количество осадков.
  • Электричество.

ВАЖНО! Родители могут оставить ребенка на время занятий или остаться и стать активным участником игр.
Программа рассчитана на учеников 1-2 классов, а также подойдёт для детей, находящихся на домашнем обучении.

Поделиться: