Александр засс - русский железный самсон. Александр Засс: биография, личная жизнь, достижения, фото

Александр Иванович Засс
сценическое имя «Удивительный Самсон», «Железный Самсон» или просто «Самсон»

Александр Засс
Род деятельности:

Русский силач

Дата рождения:
Место рождения:

г. Вильна, Литва

Гражданство:

Российская империя, СССР

Александр Иванович Засс – русский силач.

Биография

Родился в 1888 году на хуторе близ Вильны (современного Вильнюса). Детство и юность провел в Саранске. Уже в детстве удивлял всех своей выносливостью. При весе в 66 кг делал жим правой рукой 80 кг.

Цирк

В 1908 году первый раз выступил в цирке в Оренбурге. При первых выступлениях весил 75 кг, имел рост 167 см, диаметр грудной клетки 119 см, бицепс 41 см. В дальнейшем разработал собственную систему тренировок, которая до сих пор применяется любителями и профессионалами. Основа тренировок – растяжка и укрепление сухожилий изометрическими упражнениями. В цирке выступал вплоть до Первой мировой.

В войну служил в армии в Виндавском полку. Был известен в полку тем, что вынес с поля боя своего раненого коня.

В 1914 году попал в плен к австрийцам, так как был ранен в обе ноги. Засс 2 раза пытался бежать, но только третья попытка увенчалась успехом. После плена попал в венгерский город Капошвар и стал гастролировать с цирком Шмидта. Впервые на афишах этого цирка был назван Самсоном, также имел прозвища удивительного Самсона и железного Самсона. В цирке познакомился с импресарио цирка Пазолини, заключил с ним контракт и выступал в Италии, Франции, Германии, Швейцарии, Англии, Ирландии.

В 1924 году стал постоянно жить в Англии и получил титул сильнейшего человека Земли.

В 1954 году в возрасте 66 лет последний раз выступил на арене цирка. После этого трудился дрессировщиком лошадей, пони, собак и обезьян. Также в зоопарке был дрессировщиком слонов и львов и запомнился зрителям тем, что носил сразу двух львов на себе во время выступления.

Труды

В 1925 году вышла автобиографичная книга о судьбе Самсона с названием Удивительный Самсон.

Также Засс изобрел систему тренировок, которую подробно описал. Изобрел кистевой динамометр, подал идею и осуществил постройку оборудования для аттракциона Человек-снаряд.

Говорил на нескольких языках. Несмотря на его популярность, до 1980 года в СССР не было о нем никаких упоминаний, так как считалось что он эмигрант.

Его памятник установлен в 2008 года в честь 100-летия его карьеры в цирке перед Оренбургским цирком. Автор скульптуры – Рукавишников.

Мемуары Засса 1925 года на русский язык были переведены только в 2010 году и изданы Оренбургским книжным издательством, книга содержит более 20 иллюстраций и фото силача.

В 1938 году показал трюк с переездом его грузовиком, доверху загруженным углем. После проезда грузовика Александр встал как ни в чем не бывало.

В числе выступлений были такие трюки как пронос на руках лошади или пианино с пианисткой и танцовщицей на крышке; Засс ловил руками ядро весом в 90 кг, выстрелянное из пушки на дистанции 8 метров от него; отрывал от земли и удерживал зубами металлическую балку с двумя ассистентами на ее концах; висел под куполом на одной ноге держал в зубах платформу с пианино и пианисткой; лежал с голой спиной на доске с гвоздями и держал при этом в руках камень весом в 500 кг, по камню можно было бить всем желающим кувалдами; в аттракционе Человек-снаряд ловил ассистентку из жерла пушки на 12 метров от него.

О своих рекордах скромно говорил, что это результат упорной борьбы и целенаправленной работы.

Решил выступать в цирке после того, как в детстве сходил на представление и увидел силача, гнущего подковы и разрывающего цепи. В конце выступления силач пригласил всех желающих поднять тяжелую штангу, и его отец вышел и поднял штангу и разогнул подкову, за что получил рукоплескания и серебряный рубль от конферансье. Александр пошел силой в отца. Его отец Иван Петрович иногда демонстрировал свою силу перед сыном – держал бричку с тройкой лошадей и не отпускал ее.

В детстве маленький Саша сам оборудовал себе место для тренировок и каждый день занимался по книге Сандова, который в то время был известным силачом и атлетом, Сила и как сделаться сильным. Также тренировался по рекомендациям атлетов Крылова и Дмитриева-Морро.

Некоторое время работал у Дурова и Кучкина.

Его цирковая карьера насчитывает 60 лет, а как силач он выступал 40 лет.

В 1924 году фото Засса и его кумира Сандова были вместе опубликованы в английском журнале Здоровье и сила.

Статическая гимнастика и изометрические упражнения - термины, которые с каждым годом все стремительнее набирают популярность в спортивных кругах. Тем не менее далеко не многие знают о реальной пользе таких тренировок, потому люди относятся к ним с опаской. Из-за отсутствия теоретической базы спортсмены отказываются от изометрических упражнений и отдают предпочтение классическим тренировкам. Огромный вклад в развитие методики изометрической гимнастики сделал Александр Засс - российско-польский спортсмен-силовик, артист цирка. Он был первым, кто проиллюстрировал, что в подъеме тяжестей определяющим фактором является сила сухожилий, а не объем мускулов. Было это в середине прошлого века. Сегодня же элементы изометрической гимнастики встречаются разве что в йоге и пилатесе. Из этой статьи вы узнаете, на чем основана методика изометрических упражнений Засса, и познакомитесь с главными из них.

Историческая справка

В разных источниках можно встретить различную информацию о древних истоках статистических тренировок. Одни авторы утверждают, что они появились в Индии, другие - в Древнем Китае, третьи - в средневековой Европе и так далее. Понять, где истина, невозможно, ведь отдельные элементы изометрических тренировок использовались наряду с динамическими упражнениями тысячелетия тому назад. Поэтому рассуждения о происхождении статической гимнастики обречены на провал, равно как и рассуждения о происхождении лука или меча.

Единственное, что известно доподлинно - изометрическая гимнастика как цельный комплекс упражнений появилась в начале двадцатого века благодаря наработкам Александра Ивановича Засса - российского силача польского происхождения, который усомнился в целесообразности наращивания объема мускулов без тщательной тренировки сухожилий. Тот факт, что Засса не единожды признавали самым сильным человеком в мире, подтверждает объективность данного суждения.

«Железный Самсон»

Александр Засс родился в 1888 году в городе Вильно. Большую часть своих ранних лет он жил в России, а в 1924 году переехал в Великобританию. Выступления Засса на цирковой арене заставляли людей восторженно вскакивать со своих мест. Александр Иванович поднимал зубами 225-килогармовую балку, ловил 90-килограмовые носил лошадей на плечах, делал заднее сальто с гирями в руках, отжимался 200 раз за 4 минуты и наконец рвал пальцами стальные цепи. Благодаря этим и другим достижениям атлета прозвали «Железным Самсоном».

Во времена Первой мировой войны Александр трижды попадал в плен к австрийским войскам и каждый раз убегал из-под стражи. Для одного из побегов Зассу пришлось вырвать стальную решетку тюремной камеры из бетонных стен. После третьего побега Александр покинул Австрию и отправился в Англию, где остался жить до конца своих дней.

Самым удивительным является тот факт, что Александр имел довольно скромное телосложение для спортсмена-силовика. При росте 1,65 м он весил не более 80 кг. Так как публика любит смотреть на крупные мускулы, Александру пришлось специально работать над увеличением объема своих рук. При этом атлет подчеркивал, что для него важнее, чем большие бицепсы.

Благодаря своей удивительной силе «Великий Самсон» быстро получил мировую популярность. Даже в США появились спортсмены, которые пытались перенять методы тренировок Александра Засса. Сам же артист всегда говорил, что у него не было природной предрасположенности к силовым видам спорта, а все его результаты являются плодом мышечного контроля, крепких сухожилий и не менее крепкой силы воли. Сегодня мы познакомимся с упражнениями Александра Засса и принципами его тренировок.

Общая характеристика

Итак, изометрическими упражнениями называют тип силовой тренировки, который предполагает сокращение мышечной ткани без изменения длины и угла мускула. Выполняются такие упражнения в статических позициях, в которых сухожилия задействуются в работе наравне с мышцами.

Преимущества

Система изометрических упражнений Засса имеет много достоинств:

  1. Занятие длится всего 15 минут.
  2. Нет необходимости в специальном оборудовании и помещении.
  3. Изометрические упражнения Засса позволяют повысить прочность сухожилий, которая является залогом истинной
  4. Для определенных видов деятельности можно подобрать наиболее подходящие упражнения.
  5. Заниматься по данной методике может каждый: как человек, восстанавливающийся после травмы, так и профессиональный спортсмен, готовящийся к соревнованиям.
  6. Для любой части тела есть отдельные упражнения Засса («Железного Самсона»).
  7. Энергия тела уходит лишь на напряжение суставов, не растрачиваясь на движения, вызывающие усталость мускулов.
  8. Повышение гибкости.
  9. Низкая вероятность травматизма.

Недостатки

Слабые стороны у комплекса упражнений Засса также есть:

  1. При неправильном выполнении есть вероятность получить травму и проблемы с кровяным давлением.
  2. Чтобы научиться делать все правильно, понадобится время.
  3. Сухожильные упражнения Засса - это не бездумное толкание и растягивание предметов. Здесь важно научиться контролировать свои мышцы и дыхание. На первых порах это дается непросто.

Область применения

  1. У спортсмена начальный уровень подготовки. В статике нельзя получить нагрузку, которую не выдержит тело. Соответственно, выполняя упражнения Засса («Железного Самсона»), человек не подвергает свои сухожилия опасности.
  2. В обычных тренировках спортсмен зашел в тупик. У многих однажды наступает мертвая точка, когда при тех же усилиях не происходит развития. Философия изометрических упражнений позволит взглянуть на тренировку по-новому и быстро выйти из тупика.
  3. Когда нужно увеличить силовые показатели. В таком случае статическая нагрузка должна чередоваться с динамической.

Концепция

Многие в силу стереотипа «большие мышцы равно сила» не могут осознать смысл и пользу системы упражнений Чтобы добиться успехов в этом начинании, нужно понять, что именно прочность сухожилий является определяющим фактором в силовых возможностях спортсмена. Александр Засс утверждал, что большие мышцы без крепких сухожилий - это лишь иллюзия силы.

Концепция методики строится на таких принципах:

  1. Сухожилия необходимы для крепления мышц к костям. Они же заставляют мышцы двигаться при растяжении или сокращении.
  2. Рост мускулов связан с формированием новой мышечной ткани, а не уплотнением существующей.
  3. Чтобы задействовать всю массу мускулов, необходимо наращивать сухожилия.
  4. Мускулы растут при восстановлении организма после изнуряющего занятия, а сухожилия растут за счет статической нагрузки.
  5. Мышцы в разы слабее сухожилий, поэтому они устают быстрее.
  6. Сухожилия растут медленнее, чем мышцы.
  7. Динамический (изотонический) тренинг всегда состоит из нескольких подходов, с определенным количеством повторов. Такой нагрузки достаточно, чтобы нагрузить мускулы, но для сухожилий этого мало.
  8. Чтобы росли сухожилия, необходимо непрерывное напряжение, которое не могут вынести мускулы.

Ошибка бодибилдеров

Проблема многих культуристов в том, что у них очень много мышечной ткани, но мало прочности в сухожилиях. Таким образом, силовой потенциал мускулов не используется сполна. Приверженцы бодибилдинга сосредотачиваются на изолированной проработке мышц, поэтому в их тренировках укрепление сухожилий попросту игнорируется. Впрочем, бодибилдинг подразумевает «строительство тела», а не взращивание силы. А вот тяжелоатлетам изометрия действительно не помешала бы.

Вторая крайность

В противовес заблуждению о том, что объемные мышцы гарантируют силу, есть и другое: «Изометрия - это все, что нужно для развития силы». Конечно же, сами по себе изометрические упражнения Засса не могут обеспечить значительный прирост силы. Не стоит забывать о мышцах, которые помогают двигать предметы; костях, способных удерживать значительный вес и давление; сердечно-сосудистой системе, снабжающей мышечные ткани кислородом; и наконец, о разуме, который позволяет всем этим совладать, не причинив вреда своему здоровью.

По мнению создателя изометрических упражнений Александра Засса, работа над развитием силы должна иметь такую структуру:

  1. Сила воли.
  2. Умение контролировать мышцы.
  3. Прочность сухожилий.
  4. Правильное дыхание.

При подготовке любого спортсмена особое внимание стоит уделять силовому тренингу, а истинной силы, как мы уже разобрались, нет без прочности сухожилий.

Миф о похудении

Существует миф о том, что статические упражнения Засса позволяют сжечь лишний жир. На самом деле это не так. Похудение происходит при употреблении правильных продуктов и активных аэробных нагрузках. Статическая нагрузка помогает в этом плане лишь косвенно, повышая прочность сухожилий и стимулируя активизацию динамических тренировок.

Комплекс упражнений

Приступаем к самому интересному - обзору основных упражнений Александра Засса. «Железный Самсон» в своих тренировках пользовался всего одним предметом - прочной цепью. В принципе, цепь можно заменить любым длинным предметом, который настолько прочен, что порвать его объективно невозможно. Отличной заменой цепи может стать прочный кожаный ремень. Важно, чтобы хват был удобным, в противном случае внимание будет сосредоточено не на работе сухожилий, а на усталости ладоней.

Упражнений с ремнем в системе Александра Засса очень много. Мы рассмотрим главные из них:

  1. Цепь берется таким образом, чтобы руки были на ширине плеч или немного шире. Подняв руки на уровень груди, нужно постараться разорвать ее, путем разведения рук.
  2. Задача та же самая, только теперь руки нужно вытянуть над головой.
  3. Цепь, взятая в руки, переводится за голову на уровень затылка. Нужно постараться разорвать ее, только теперь за счет разгибания рук.
  4. Протянув цепь за спиной, нужно упереть ее в спину и постараться разорвать движением слегка согнутых рук вперед. Осуществлять движение нужно за счет усилия дельт и трицепсов.
  5. Это упражнение не похоже на предыдущие. Его суть состоит в том, что цепь нужно обмотать вокруг груди на выдохе и порвать на вдохе, усилием грудных и спинных мускулов. Этот прием был одним из коронных трюков Александра Засса.
  6. Цепь вновь берется обеими руками, только теперь одна из них в прямом положении смотрит вниз, а вторая, в согнутом, - вверх.
  7. Поставив ноги на ширине плеч и взяв концы цепи руками, нужно наступить на нее. Растягивая снаряд, нужно попытаться порвать его. Движение должно быть направлено вверх, затем в стороны. В работе задействованы главным образом трапеции.
  8. Приняв упор лежа на согнутых руках, нужно протянуть цепь за шеей, закрепив ее концы на ладонях. Из такого положения необходимо попытаться отжаться.
  9. В положении стоя, слегка согнув ноги в коленях и выдвинув одну из них вперед, нужно растянуть цепь через бедро и постараться порвать ее движением рук вниз.
  10. Для этого упражнения понадобится две цепи с петлями на концах. В положении стоя нужно прикрепить концы снарядов к стопам, а вторые концы взять в руки. Спина при этом должна быть ровной. Движением рук вверх, используя силу плеч, нужно постараться порвать цепь.
  11. Исходное положение такое же, как и в предыдущем упражнении, только теперь нужно сгибать руки в локтях, держа их перед собой. Таким образом, в нагрузке участвуют бицепсы. Упражнение можно выполнять как для двух рук одновременно, так и для каждой по отдельности.

С теоретической точки зрения комплекс упражнений Засса не представляет собой ничего сложного. Понимая принцип работы мышц, можно самостоятельно составить план тренировки, используя одну простую цепь. «Железный Самсон», конечно же, не ограничивался только статической гимнастикой. В его тренировке были также классические силовые и динамические упражнения. А Засс старался развиваться свое тело комплексно.

Правила тренировки

На первый взгляд система упражнений Засса кажется простой, но, для того чтобы она принесла реальную пользу, придется потрудиться.

Занимаясь тренировкой по данной программе, стоит придерживаться таких правил:

  1. Объектом работы выступает все тело, а не отдельные мышцы. Нужно научиться чувствовать его.
  2. Начинать упражнение всегда стоит на вдохе.
  3. Волна силы должна быть гибкой, с гладким естественным входом. Все устремления и стресс нужно постараться выбросить из головы. Делать акцент на разрыве цепи не стоит. Нужно сосредоточиться на совершенствовании своего тела. Если все делать правильно, то однажды цепь порвется.
  4. Дышать нужно размеренно и спокойно. Если дыхание становится более частым и глубоким, значит сердце начинает суетиться. В таком случае волна силы ломается, и упражнение теряет смысл.
  5. Если волна силы не активирует все тело, то укрепить связь между мышцами, сухожилиями и костями не получится.
  6. Перед тренировкой всегда нужно разминать и растягивать мышцы, используя как статическую, так и динамическую растяжку. В таком случае вам удастся избежать травм мышц и суставов.
  7. В начале упражнения нужно прилагать к снаряду нулевую силу, постепенно наращивая ее.
  8. Торопиться не стоит, максимальное усилие должно достигаться естественным путем. Для начала будет достаточно делать подходы по 5 секунд. По мере привыкания организма к таким нагрузкам время стоит увеличивать.
  9. В течение всего тренировочного процесса стоит в буквальном смысле учиться чувствовать поток энергии и силы в своем теле. Только так можно получить истинный контроль над своими мышцами.
  10. С первой тренировки нужно стараться выполнять упражнения правильно. Дело в том, что избавиться от неправильных привычек в статических тренировках гораздо сложнее, чем в динамических.
  11. Важно следить за тем, чтобы позиции тела, занимаемые для выполнения тех или иных упражнений, были максимально натуральными. Если сустав норовит «выкрутиться», значит положение занято неправильно.
  12. По мере развития своих способностей нужно научиться правильно использовать мышечный дисбаланс. Центральная нервная система должна всегда подбирать нужный мускул.
  13. В случае если во время выполнения упражнений в мышцах или суставах возникнут болевые ощущения, нужно немедленно остановиться и, отдохнув больше, чем всегда, попробовать повторить движение, но с меньшим давлением. Если боль не проходит, нужно воздержаться несколько дней от тренировок. В случае если даже после перерыва боль появляется вновь, нужно обратиться к врачу.
  14. Приступая к тренировкам, стоит подготовить себя морально. Выполняя то или иное движение, нужно представлять, что оно может быть непрерывным. В физическом мире цепи и стены представляют собой препятствие, а в сознании они не прочнее воздуха. Исповедуя подобный принцип, в айкидо, нанося удар, человек представляет, что его рука проходит сквозь противника. Благодаря этому удар получается в разы сильнее.
  15. Мышцам и сухожилиям нужно давать достаточно времени на отдых. Каких-либо рекомендаций по продолжительности перерыва не существует - здесь все индивидуально.
  16. Раз в неделю нужно делать контрольную тренировку для проверки тонусной активности сухожилий. Для этого нужно взять цепь в опущенные к поясу руки и на протяжении 8-9 секунд тянуть ее в стороны. После этого стоит опустить снаряд и расслабиться. Руки при этом будут норовить приподняться в ту сторону, в которую вы оказывали давление при растяжении цепи. Чем сильнее этот процесс, тем выше тонусная активность.

В заключение

Сегодня мы с вами познакомились с изометрическими упражнениями Александра Засса - великого атлета и артиста начала двадцатого века. Этот комплекс, как и другие статические комплексы, будет полезен абсолютно всем, кто хочет развить свою силу, привести тело в тонус и почувствовать себя более здоровым. Борец, танцор, полицейский, программист, домохозяйка - от изометрической тренировки выиграют все. Пока что подобного рода комплексы не получили заслуженного признания, так как они ставят под сомнение устоявшиеся тренировочные программы, но это всего лишь вопрос времени.

Александр Засс появился на свет 23 февраля 1888 года на одном безымянном хуторе Виленской губернии, входящей в состав Северо-Западного района Российской империи. Шура в семье был третьим ребенком. Всего же у Ивана Петровича и Екатерины Емельяновны Зассов было пятеро детей: три мальчика и две девочки.

Вскоре после рождения Александра Зассы уехали с Виленщины и перебрались в окрестности Тулы, а когда мальчику исполнилось четыре года, семейство переехало в Саранск. Причиной смены места послужило получение отцом должности приказчика. Несмотря на то, что помещичьи имения, которыми управлял Иван Петрович, располагались между Саранском и Пензой, жили Зассы преимущественно в самом городе. Любопытно, что и сам городской дом, и банковские счета оформлены были не на главу семейства, а на мать, которая была весьма целеустремленной и волевой женщиной. Известно, что она даже баллотировалась и прошла на выборах в Саранскую городскую Думу. Иван Петрович же, умело ведя хозяйство, привлекал к работе и всех своих детей. Позднее Александр Иванович вспоминал: «Мое детство прошло на полях, ибо семья наша была по сути крестьянской. Еды и питья было вдосталь, и, тем не менее, нам было необходимо много трудиться за всё, что мы имели».

Детские годы Александра по его собственному признанию не были особенно интересными и состояли в основном из тяжелой работы. Когда он подрос, отец стал отправлять его в далекие поездки на лошади с большими денежными суммами, которые он должен был помещать в банк на счет владельца имений. В будущем же отец хотел дать Александру техническое образование и мечтал увидеть сына машинистом паровоза.

Сам же Засс не имел ни малейшего желания управлять локомотивами. Разъезжая по разным городам и селам, он имел возможность видеть довольно много бродячих трупп и цирков-шапито, которыми в те дни славилась Россия. Жизнь циркача казалась ему самой прекрасной на свете. Однако даже намека на подобные мысли Александр не мог себе позволить - отец был очень строг и за непослушание мог безжалостно выпороть.

Однажды Иван Петрович взял с собой сына на ярмарку продавать лошадей. Вечером после успешной сделки они отправились на представление бродячего цирка, расположившегося неподалеку. Увиденное зрелище до глубины души поразило мальчика: Под музыку, крики и смех люди парили в воздухе, лошади танцевали, жонглеры балансировали разными предметами. Но особенно ему понравился силач, с легкость поднимающий тяжеленные гири, разрывающий цепи и сворачивающий железные прутья вокруг своей шеи. Многие зрители, включая и отца Александра, следуя приглашению ведущего, вставали с мест и пробовали без особых успехов повторить эти трюки. Вернувшись на постоялый двор, отец и сын поужинали и легли спать. Но сон не шел к Александру, выскользнув из комнаты, он помчался к цирковому шатру и, заплатив из карманных денег требуемую сумму, вошел посмотреть представление еще раз.

Домой он вернулся лишь утром следующего дня. Отец, узнав об отлучке сына, взял в руки пастуший кнут и выпорол его. Остаток дня и всю ночь Александр провел в отдельной комнате без еды и сна, мучимый лихорадкой. Ранним утром ему дали немного хлеба и велели немедленно отправляться работать. Уже вечером отец сообщил сыну, что отправляет его на год в дальнюю южную деревню подпаском. Там двенадцатилетнему подростку пришлось помогать пастухам пасти огромное стадо - почти 400 коров, 200 верблюдов и свыше 300 лошадей. С утра и до ночи он находился в седле под жгучим солнцем и следил, чтобы животные не дрались, не разбредались и не залезали в чужие владения.

Все время, проведенное вдали от дома, Александр не переставал думать о цирке и его чудесной жизни. Он выучился отлично стрелять - не раз и не два пастухам приходилось отбиваться от волков. Общение с животными также много дало будущему цирковому актеру. Он старался обучить лошадей тем же трюкам, которые подметил у наездников в цирке, совершенствовался в верховой езде и вольтижировке. Вскоре парнишка стал себя чувствовать на спине лошади так же уверенно, как на земле. Однако, что особенно удивляло пастухов и, что сам Александр считал своей главной победой - была его дружба со сторожевыми собаками. Он сумел найти общий язык с шестью огромными, свирепыми и безжалостными волкодавами, которые потом его всюду сопровождали.

После возвращения в Саранск Засс стал собирать журналы и различные наставления «по совершенствованию фигуры и развитию силы». Читая их, он пытался разобраться в премудростях спортивной и цирковой терминологии, разучивал атлетические упражнения, узнавал об известных борцах, гимнастах и силачах. Любимым героем Александра стал выдающийся атлет девятнадцатого века Евгений Сандов.

Ранний день Засса теперь начинался с гимнастики и пробежки. Свободные минуты он проводил на заднем дворе дома, посвящая их выполнению различных упражнений. Гантелей и гирь у него не было, и парень привязывал к деревянным палкам камни различного веса. Помимо этого он таскал булыжники, стараясь удерживать их лишь пальцами рук, делал пробежки с теленком или жеребенком на плечах. Тренировался Засс и с толстыми ветвями деревьев - пытался гнуть их без упора одними руками. Позднее он смастерил два турника для перелетов с одной перекладины на другую.

Как награда за упорный труд пришли первые успехи - Александр чувствовал, как крепнет и наливается силой его тело. Он научился «крутить солнце» на перекладине, подтягиваться на одной руке, ловить 8-килограммовые камни, брошенные с подкидной доски. Случались и травмы. Однажды он не сумел удержать каменный снаряд и упал с поломанной ключицей. Отходив месяц с рукой на перевязи, он начал все сначала.

Много лет спустя, уже став знаменитым, цирковой атлет на базе своих детских опытов создаст целую систему тренировок, основные принципы которой получат признание во всем мире. Это так называемые изометрические упражнения. Их характерная черта - напряжение мышц без сокращений, без движений в суставах. Александр Засс утверждал, что не достаточно обходиться лишь традиционными способами развития мускулатуры, а именно сокращением мышц под нагрузкой. Внешне тщетные попытки напряжения сухожилий и мышц, например при сгибании стального прута, очень полезны для развития силы. Время полностью подтвердило его точку зрения.

Став старше, Засс обратился за помощью к известным атлетам той эпохи - Петру Крылову, Дмитриеву, Анохину. Все они рассмотрели письма юноши, и отправили ему свои методические рекомендации. Тренируясь по их системам упражнений, Александр Иванович еще более развил свои способности. Ни один из его сверстников не мог сделать того же, что делал он. При весе в 66 килограмм юноша уверенно выкручивал правой рукой 80 килограмм, жонглировал 30-килограммовыми гирями. Слухи о его необыкновенной силе быстро распространились по окрестным деревням и селам. Его стали звать на различные гулянки и празднества, где люди были не прочь помериться с ним силой. Однако при всех своих выдающихся способностях Александр Иванович рос удивительно спокойным и не драчливым человеком, летом он занимался делами отца, а зимой посещал школу.

Перелом в его судьбе наступил летом 1908 года. Несмотря на робкие протесты Александра, Засс-старший отправил двадцатилетнего парня в Оренбург в местное паровозное депо учиться на кочегара, или, если повезет, на помощника машиниста. А в начале октября оренбургские газеты анонсировали приезд в город «первоклассного цирка Андржиевского со своей огромной труппой». Александр, конечно же, пришел посмотреть на представление. Спустя пару дней набравшийся смелости Засс предстал перед директором, которому и рассказал о том, как его привлекает подобная жизнь. Дмитрий Андреюк, а именно так на самом деле величали Андржиевского, сам являлся прекрасным дрессировщиком и борцом, выступал с атлетическими номерами. К огромному удивлению Александра он сказал: «Хочешь работать в цирке? Что ж, хорошо, ты можешь поступить к нам разнорабочим. Будешь помогать там, где потребуется. Но жизнь здесь трудная, не сомневайся. Работать будешь по многу часов, и может случиться так, что придется голодать. Подумай хорошенько». Однако Александр не колебался.

Первое время молодому циркачу действительно приходилось трудно. Кроме различного «черного» труда вроде чистки животных или уборки манежа, он помогал во время выступлений атлету Кураткину. Со временем Кураткин привязался к юноше - учил его различным премудростям цирковых силачей, тренировал в балансировании тяжелыми предметами. А спустя несколько месяцев Александр получил свой собственный, небольшой номер - демонстрируя силу, он перебрасывал через голову из руки в руку огромный камень. Родным же он писал, что старательно занимается на машиниста локомотива. Это было ложью лишь отчасти - Засс действительно вкладывал в тяжелую работу циркача всю свою душу.

Полгода работал цирк-шапито Андржиевского в Оренбурге и близлежайших населенных пунктах, а как только сборы начали падать, труппа засобиралась в путь. Зассу предстояло сделать нелегкое решение - отправиться к отцу в Саранск и сообщить о своем выборе жизненного пути или уже открыто продолжать цирковую карьеру. Андржиевский, узнав об этом, приказал Зассу вернуться домой, покаяться и довериться милости отца. На все просьбы юноши взять его с собой он ответил отказом.

Однако поехал Засс вовсе не домой. Он сел на поезд в Ташкент, а прибытию в город сразу же отправился в цирк знаменитого антрепренера Юпатова. О Филиппе Афанасьевиче он слышал много. Юпатов держал свои цирки в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в состав его трупп входили самые прославленные «звезды», каждый из них в своем жанре являлся непревзойденным специалистом.

Представление ташкентской труппы произвело на Засса огромное впечатление. После цирка Андржиевского выполненные номера поражали неповторимой техникой, блестящей выдумкой и чистотой исполнения. Когда же спектакль закончился, юноша отправился к инспектору манежа для разговора. Представившись артистом цирка Анджиевского, он объяснил свое желание устроиться к Юпатову очень просто: «Хочу зарабатывать больше». Через полчаса его уже пригласили для переговоров к директору цирка, который, едва взглянув на Засса, объявил, что готов его взять разнорабочим с условием внесения «залога добропорядочности» в 200 рублей. Таких денег у Александра не было, и ему дали неделю, чтобы добыть их.

Уже на следующее утро он написал отцу письмо, в котором сообщал, что нашел многообещающую работу с хорошим жалованьем. Он писал, что крупное предприятие предложило ему пройти обучение, однако требует внести 200 рублей в качестве доказательства порядочности. Спустя четыре дня от отца вместе с поздравлениями пришла необходимая сумма денег, и Засс стал полноправным участником юпатовских представлений.

Изначально он попал ассистентом к легендарному дрессировщику Анатолию Дурову. После шести месяцев работы в его команде Александра неожиданно перевели на место кассира. Заработная плата на этом месте была больше, и Засс даже сумел вернуть долг отцу, теперь не особенно вдававшемуся в суть «выгодной» работы сына. А вскоре его вернули на манеж, но уже не к Дурову, а в труппу наездников-джигитов. Как только Александр освоился и в этой дружной и веселой компании, его перевели к воздушным гимнастам. Так Филипп Афанасьевич воспитывал молодых циркачей. Чтобы выявить их истинные склонности, а также иметь в случае необходимости замену, он «пропускал» их через многие специальности. У воздушных гимнастов Засс, несмотря на то, что работа пришлась ему по душе, пробыл недолго и был отправлен в группу борцов, возглавляемых 140-килограммовым гигантом Сергеем Николаевским.

Через некоторое время после многочисленных обсуждений родился план самостоятельных выступлений Александра, не связанных с борцовскими поединками. В основу легли силовые упражнения, в которых Засс был особенно хорош - разрыв цепей усилием грудной клетки и руками, изгибание железных прутьев. Дополнялись эти трюки менее трудными номерами, но также весьма эффектными. Например, демонстрируя силу грудных мышц, Александр ложился на спину, а на груди у него размещалась платформа, вмещавшая до десяти человек. А еще Александр мог успешно удерживать в зубах платформу, на которой сидели два самых тяжелых борца.

Народ на представления Юпатова валил валом, и сборы были превосходные. Однако счастье циркачей недолговечно. В одну темную августовскую ночь загорелся цирковой зверинец. Возможно, дело не обошлось без конкурентов, но выяснить этого не удалось. Урон от огня был катастрофичен - большинство животных сгорело, имущество погибло. Платить артистам было нечем, и труппа распалась. Джигиты-наездники уехали на Кавказ, Дуров отправился в Санкт-Петербург, а Александр Засс вместе с шестерыми борцами подался в Среднюю Азию. В пути атлеты зарабатывали себе на пропитание выступлениями, причем ареной для них служила в лучшем случае центральная площадь деревни, а чаще - улица или проезжая дорога. Так отощавшие и ослабевшие силачи добрались до Ашхабада, где устроились работать в цирк-шапито некоего Хойцева.

С появлением юпатовских артистов цирк Хойцева стал главным образом цирком борцовским, так как на их фоне все остальные жанры проигрывали. Выступая в различных городах и деревнях в качестве рядового борца, Александр продолжал усиленно тренироваться. День его начинался с трехкилометровой пробежки, потом шли упражнения с разрывом цепей и с железными прутьями - их он сгибал на колене, завивал спиралью, завязывал узлом. Немало времени он уделял и развитию спинных и грудных мускулов. Закончив утреннюю тренировку, Засс отдыхал, и второй раз тренировался уже вечером. В ходе этих занятий атлет упражнялся в верховой езде с вольтижировкой, отрабатывал равновесие, развивал силу челюстей и шеи, поднимая с земли 170-килограммовые стальные балки.

Подобные занятия помогли ему набрать большую мышечную массу, которая была необходима не столько для выполнения различных трюков, сколько для получения «товарного» вида, поскольку Засса на арене долго не воспринимали всерьез. Действительно в эпоху, когда в мировой атлетике воплощением физической мощи считались 150-, 170-килограммовые богатыри, невысокому и худощавому Зассу с его 168 сантиметрами роста и 75 килограммами веса на их фоне приходилось тяжело. Позже Александр Иванович напишет, что «крупный бицепс нельзя считать критерием силы аналогично тому, что большой живот - не есть признак хорошего пищеварения». Он утверждал, что «крупный мужчина не обязательно должен быть сильным, а скромного сложения - слабым, и вся сила лежит в сухожилиях, именно их и нужно тренировать».

В ходе гастрольной поездки цирка Хойцева Засса наконец-то нашла повестка, приказывающая ему явиться на военную службу. Новобранцев призывали по месту рождения, и Александру пришлось отправиться в Вильно, откуда он был родом. Там ему забрили лоб и определили служить в 12-ый Туркестанский пехотный полк, находящийся на персидской границе. Во время трехлетней службы он работал гимнастическим инструктором, а также продолжал заниматься борьбой и верховой ездой. По ее окончании Засс отправился в Симбирск (Ульяновск), где ему предложили место тренера женщин-атлетов, а спустя некоторое время перебрался поближе к своей семье в город Краснослободск, где вместе с отцом приобрел кинотеатр. Однако дело у него не заладилось, и он был вынужден вновь обратиться к силовой атлетике. Засс начал выступать с сольными номерами, и параллельно разрабатывал новые уникальные силовые трюки. Из ряда цирков поступили первые предложения о работе, но тут началась первая Мировая война.

Спешно прошла мобилизация, и Засс оказался в 180-ом Виндавском пехотном полку, который был в начале войны переброшен из Саранска в Люблин. Александр Иванович был зачислен в полковую разведку и в составе небольшой группы совершал конные рейды по неприятельским тылам. Педант и ярый «режимщик» в мирной жизни, на фронте он превратился в сурового и лихого воина. Известно, что за проявленную в боевых действиях храбрость он был повышен в звании. Также существует легенда о том, как в ходе очередной вылазки был ранен в переднюю ногу жеребец Засса. Атлет не бросил животное в беде, дождавшись ночи, он взвалил коня себе на плечи и вышел с ним к нашим окопам.

На фронте Александр Иванович воевал недолго - во время очередного сражения рядом с ним разорвался снаряд, задев шрапнелью обе ноги русского богатыря. Очнулся он уже в австрийском госпитале. Там его прооперировали, однако первая операция оказалась неудачной, и вскоре Александр Иванович перенес вторую и третью. Раны не хотели заживать как следует, и врачи предупредили атлета о том, что ему, возможно, придется расстаться с ногами. Предоставленный самому себе Засс использовал некоторые принципы своих пассивных упражнений. Он продолжал упорно заниматься каждый день до тех пор, пока все опасения лишиться ног не исчезли окончательно. Полное же выздоровление наступило не сразу. Сначала Александр Иванович учился передвигаться на костылях, помогал ухаживать за другими пленниками. А когда он смог двигаться без костылей, то был переведен в лагерь для военнопленных.

В этом «заведении» все было иначе. Кормили плохо, заставляли много работать - с утра до вечера пленные были заняты на строительстве дорог и временных госпиталей для раненых с обеих сторон, продолжающих прибывать в несметных количествах. В этом лагере Засс провел около года. Место хорошо охранялось, бараки были окружены колючей проволокой. Вместе с еще одним пленником по фамилии Ашаев Александр Иванович стал готовиться к побегу. С огромным трудом друзьям удалось раздобыть схему железнодорожных путей без дорог и маленький, почти игрушечный компас. Также они сумели сэкономить немного провизии. Последней преградой для побега стала колючая проволока, сплошь увешанная сотнями колокольчиков и жестянок. Напрягая мозги в поисках выхода, пленники очень скоро пришли к заключению, что путь за проволоку у них только один - сделать подкоп. Безлунными ночами Засс и Ашаев рыли лаз, а когда он был закончен, совершили побег.

К рассвету усталые и обессиленные они добежали до леса и укрылись под сенью деревьев. Погони не было. Целью беглецов было добраться до Карпат, где, по их мнению, располагались передовые посты русской армии. Однако этим планам не суждено было сбыться, на шестые сутки они попали на глаза патрулю полевой жандармерии. Они пытались убежать, но их догнали и, зверски избив, отвезли в ближайшую комендатуру. После допроса Засса и Ашаева к их удивлению не расстреляли, а отправили обратно в лагерь. Там беглецы предстали перед военным судом, который вынес им сравнительно «мягкое» решение - приговорил к тридцатидневному одиночному заключению на хлебе и воде. По окончанию наказания пленников снова вернули к старым обязанностям, однако перевели в другую, более охраняемую часть лагеря. Здесь Александр Иванович пробыл еще несколько месяцев, а затем в связи с нехваткой мужской силы был отправлен в Центральную Венгрию в одно имение, занимавшееся разведением лошадей. Жизнь здесь оказалась не в пример легче, и уже спустя пару месяцев, воспользовавшись невнимательностью охранников, Засс и казак по имени Ямеш покинули это место. На этот раз русский атлет был подготовлен много лучше, имел надежную карту и компас, достаточно денег. На свободе они пробыли два с половиной месяца, пока возле румынского города Орадя их не поймал патруль. Друзей поместили в городскую тюрьму, а когда вскрылось, что это уже второй побег Александра, его на шесть недель посадили в темный подземный каземат. После этого он был переведен в обычную камеру и занимался выполненим мелких тюремных работ. А потом его перевели на уличные работы, что подтолкнуло Александра Ивановича к очередной попытке сбежать. В этот раз уже наученный горьким опытом он не стал пытаться пробиться к русским частям. Засс добрался до румынского городка Коложвар, где располагался знаменитый цирк герра Шмидта и попросил о встрече с хозяином.

Александр Иванович откровенно поведал директору труппы о своих бедах, а также о деятельности в русских цирках. К счастью, в программе Шмидта не было ни силовых атлетов, ни борцов. Рассказы Засса о трюках, которые он мог показать, убедили хозяина. Шмидт остался доволен первыми выступлениями русского богатыря, находящегося, к слову, в своей далеко не лучшей форме, помог ему купить новую одежду и выплатил огромный аванс. Однако везению Александра Ивановича было не суждено продолжаться долго. Цирковые афиши, объявляющие о появлении «Самого сильного человека на планете» привлекли внимание местного военного коменданта. Заинтересовавшись, почему такой молодец не служит в австрийской армии, он прибыл в цирк, и к вечеру того же дня выяснил, что Засс - русский военнопленный. Приняв во внимание, что Александр Иванович во время своих побегов никого не убил и не покалечил, военный трибунал ограничился заключением его в крепости до окончания войны. Засса поместили в сырой и холодный подвал, воздух и свет в который проникали сквозь крошечное окошечко, расположенное на высоте шести метров и выходящее на ров с водой. Ноги и руки были закованы в кандалы, которые снимали лишь два раза в день во время кормежки.

Побег казался невозможным, однако русский богатырь не пал духом. Взяв себя в руки, он начал тренироваться. Скованный по рукам и ногам он упорно занимался - делал гусиные шаги, прогибы, приседания, напрягал мышцы, выдерживал их «включенными», расслаблял. И так множество раз в день. Показное смирение и покорность несколько изменили условия его содержания. Спустя три месяца Зассу разрешили ежедневную получасовую прогулку по территории крепости, а через некоторое время, зная о его цирковом прошлом, предложили заняться дрессировкой местных собак. Александр Иванович согласился, освободившись тем самым от ножных кандалов и получив некоторую свободу для рук. Этого ему оказалось вполне достаточно. Через некоторое время русский силач успешно совершил свой очередной, последний побег.

Он успешно добрался до Будапешта, где устроился портовым грузчиком. На этой работе Засс пробыл довольно долго, постепенно восстанавливая свои силы. А когда в город приехал Бекетовский цирк, он обратился туда, думая получить место атлета или борца. Но испытывавший финансовые трудности директор цирка отказал ему, дав, тем не менее, рекомендательное письмо для известного борца Чая Яноша, имевшего свою собственную труппу. Этот добродушный венгр со вниманием отнесся к Александру Ивановичу. Выслушав историю русского богатыря и испытав в поединке, он взял его в свою команду. Три года после этого Засс выступал в труппе борцов Чая Яноша, чередуя поединки на ковре с номерами с собаками. Он побывал в Италии, Швейцарии, Сербии. В Советскую Россию Засс возвращаться не стал, считая, что ему, как солдату царской армии, путь туда закрыт навсегда. В начале двадцатых годов, устав от борьбы, атлет перешел в цирк своего старого знакомого Шмидта, где начал выступать с атлетическими трюками, принесшими ему впоследствии мировую славу. По предложению директора он взял себе сценическое имя Самсон, под которым европейская публика и знала его долгие десятилетия.

В 1923 году Засс получил неожиданное предложение поработать в Париже. Он подписал контракт, но долго в столице Франции не задержался. Год спустя по приглашению руководителя британских варьете Освальда Столла он отправился в Англию, где и прожил до конца своей жизни. Любопытно, что встречавшие известного силача на лондонском вокзале «Виктория» представители Столла сначала не обратили никакого внимания на незаметного приземистого мужчину, не знающего ни слова по-английски. Однако уже вскоре фотографии русского атлета заняли первые страницы местных газет. Он посетил Бристоль, Манчестер, Глазго, Эдинбург… Его слава росла, а выступления вызывали фантастический интерес.

Засс действительно был уникален, здравый смысл отказывался верить в номера, которые он исполнял. Для демонстрации гигантской нагрузки на плечи он соорудил особую вышку. Находясь наверху, он на плечах удерживал подвешенные платформы с людьми. На одной из фотографий Засс держит на плечах тринадцать человек, среди которых запечатлен и Уинстон Черчилль. Другой уникальный номер «Человек-снаряд» Засс развил из трюка, показывавшегося другими силачами. Они ловили выстреливаемое из пушки девятикилограммовое ядро, но русский богатырь выбрал себе снаряд в девяноста килограмм. Затем совместно с литейщиками и кузнецами он разработал особо мощную пушку, способную выбрасывать это ядро так, чтобы оно скользило по заданной траектории над ареной. К слову, технические занятия Александра Засса в будущем принесли ему немалую пользу. Много лет спустя он разработал кистевой динамометр - сначала как соревновательный прибор, а потом как тренировочный. Успешных же выступлений с ловлей ядра ему было мало, Засс хорошо знал, чем покорить публику. После долгих размышлений и расчетов была создана чудо-пушка, стрелявшая не холодным металлом, а девушками. Пролетая восемь метров по сцене, они неизменно попадали в руки атлета.

Работая домкратом, Александр Иванович легко отрывал с одной стороны от земли грузовые автомобили. У него вообще имелась тяга к машинам - то в одном, то в другом городе Англии он любил устраивать «дорожные шоу». Силач ложился на землю, а по нему - по пояснице и по ногам - проезжали автомобили, набитые пассажирами. На широкой публике Засс также практиковал растяжку лошадьми. При этом он сдерживал двух коней, рвущихся в разные стороны.

Посрамляя будущих каратистов, Засс проламывал кулаками бетонные плиты, а из железных балок выгибал узор замысловатее, чем на воротах Вестминстерского аббатства. Традиционными номерами Александра Ивановича являлись: забивание ладонью руки громадных гвоздей в толстую доску, полет под куполом цирка с 220-килограммовой балкой в зубах, пронос по сцене, взваленной на плечи 300-килограммовой лошади. Многие известные британские атлеты безуспешно пробовали повторить трюки Засса. А ещё русский богатырь вызывал на спор любого, кто готов был сбить его ударом кулака в живот с ног. В этом не раз участвовали и профессионалы. Имеется фото, где чемпион мира по боксу в супертяжелом весе канадец Томи Бернс пытается свалить русского богатыря.

В 1925 году Засс познакомился с танцовщицей Бетти - она стала участницей одного его номера. Атлет висел под куполом цирка вниз головой и держал в зубах канат, на котором была подвешена платформа с девушкой, играющей на пианино. Спустя короткое время они стали жить вместе. В 1975 году 68-летняя Бетти скажет: «Он был единственным мужчиной, которого я любила по-настоящему». Но Александр Иванович всегда пользовался у женщин популярностью и отвечал взаимностью. Бетти прощала ему многое, и лишь спустя десять лет совместной жизни в 1935 году они решили разорвать отношения и остаться друзьями. Позже она вышла замуж за лучшего друга Засса - клоуна и циркового наездника Сида Тильбери.

С началом Второй мировой у Александра Засса, так и не отказавшегося от российского гражданства, возникли проблемы. Чтобы не попасть в число интернированных, он прекратил публичные силовые представления и занялся дрессировкой львов, слонов и шимпанзе в зоопарках Чессингтона и Пэйнтона, а также давал многочисленные интервью, рассказывая о работе с животными. Как только война закончилась, совместные выступления Александра и Бетти возобновились. Еще долгие годы она, паря над манежем, музицировала, пока во время представления в 1952 году на стадионе «Ливерпуль» не лопнула петля, к которой был подвешен за ногу Засс. Вся конструкция вместе с атлетом, хрупкой женщиной и пианино рухнула вниз. Александр Иванович отделался лишь переломом ключицы, а вот Бетти повредила позвоночник. Два года проведя на больничной койке, она смогла не только встать на ноги, но и вернуться в цирк в качестве наездницы. Однако вскоре случилось второе несчастье - её сбросила лошадь. С тех пор Бетти навсегда оказалась прикованной к инвалидной коляске.

Незадолго до войны Александр участвовал в киносъёмках в небольшом городе Хокли, расположенном в сорока минутах езды от Лондона. Здесь он увидел на Пламбероу Авеню участок, который очень ему понравился. В 1951 году Засс, Сид и Бетти приобрели на троих этот дом. Александр Иванович жил в нем наездами, в перерывах между гастролями. В 1954 году Засс работал главным администратором «Нового Калифорнийского цирка» в Вокингеме, а также выступал со своими знаменитыми шотландскими пони и собаками. 23 августа этого же года телекомпания Би-Би-Си организовала последнее публичное выступление атлета с силовыми трюками. И хотя ему уже исполнилось 66 лет, показанные номера впечатляли. После этого Засс продолжал неустанно трудиться, но уже в качестве дрессировщика. Тем не менее, в качестве развлечения публики он любил включать в свои программы силовые номера. Например, в семидесятилетнем возрасте он в специальном коромысле носил по арене двух львов.

Летом 1960 года Александр Иванович получил из Москвы письмо от своей сестры Надежды. Между ними завязалась переписка. В посланиях Засс спрашивал, может ли он приехать и навестить родных, остаться в России, получить там работу тренера или преподавателя по физкультуре. А в 1961 году, когда советский цирк приезжал на гастроли в Лондон, атлет встречался с Владимиром Дуровым, внуком легендарного Анатолия Леонидовича, у которого он работал в юности ассистентом.


Памятник Зассу в Оренбурге

Летом 1962 года в доме-фургоне Засса случился пожар. 74-летний Александр Иванович отважно бросился в огонь спасать своих животных. При этом он получил серьезные ожоги головы, повредил глаза. Эти травмы сильно надломили его. Он чувствовал, что ему осталось недолго на этом свете, и дал Бетти детальные инструкции по поводу собственных похорон. Одним из главных пожеланий стало время погребения - «утром, когда начинает светить солнце». Именно в это время цирковые артисты раньше снимались с места и отправлялись в путь. Умер Александр Иванович 26 сентября 1962 года в больнице города Рочфорда, куда его доставили накануне вечером с сердечным приступом. Похоронен он был в Хокли в соответствии со своими пожеланиями.

По материалам книги А.С. Драбкина «Тайна Железного Самсона» и мемуаров атлета «Удивительный Самсон. Рассказано им самим… и не только»

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Александр Засс рано начал тренироваться, пытаясь повторить увиденные им в цирке номера силачей. Нашёл множество литературы о развитии силы и совершенствовании фигуры. Познакомился с различными методиками тренировок Анохина, Дмитриева-Моро и других руских атлетов, но любимым его героем стал Евгений Сандов. В те годы (конец ХIХ века) и много лет спустя, этот атлет волновал воображение тысяч людей. Опубликованные рассказы о его удивительной красивой силе составили основу литературы об атлетизме. Маленький Шура в далёкой заволжской деревне боготворил Сандова. Его книга «Строительство тела» стала для Александра тем, чем для верующего Библия. Затаив дыхание, он следил за спортивной биографией своего любимого героя.

Невидимый поединок с Евгением Сандовым

Евгений Сандов — болезненный студент-медик был страстно увлечён анатомией. Решает стать профессиональным борцом, хочет применять свои знания не столько для лечения, сколько для совершенствования человеческого тела: «Вы можете быть лучше, сильнее и красивее» — говорил Сандов людям и доказал это всей своей жизнью. Борец и силач, побил мировой рекорд в жиме одной рукой, с полуторапудовыми гантелями в руках делал сальто назад, в борьбе побеждал соперников, которые были вдове тяжелее него. Даже рисковал бороться со львом. Необыкновенное сочетание ловкости, силы и красоты тела при весьма скромном весе (80 кг) сделали его любимцем цирка.

Казалось непреодолимая пропасть лежит между мировым чемпионом и мальчонкой из глухой деревушки, затерянной на безкрайних просторах России. Но Александр думал иначе, он решил не только учиться у Сандова, но и достичь такого же совершенства тела — и разгорелся невидимый поединок.

Александр начинал теперь свой день с гимнастики и пробежки . На заднем дворе он соорудил своеобразный манеж с трапецией, подкидной доской, самодельными каменными гирями и другими снарядами. Его тело крепло и наливалось силой.

Сандов в это время поехал в Америку (1894г). Как-то его там обследовал врач – Сандов попросил служителя Эскулапа встать одной ногой ему на ладонь. Поднял доктора на вытянутой руке и поставил на стол. Александр, прочитав эту историю, духом не пал. Он совершенствует свой манеж – соорудил два турника для перелётов с одной перекладины на другую, из камней и палок делает всё более тяжёлые штанги. И как награда за упорный труд приходят первые успехи – на перекладине удалось «прокрутить солнце», подтянуться на одной руке, поймать камень, брошенный с подкидной доски.

Александр узнаёт новую весть о своем кумире. В 1901 году Сандов организовал в Лондоне первый конкурс атлетического сложения. Парад силачей принимали известнейшие люди, конкурс прошёл с большим успехом.

Конкурс так конкурс. Александр решается добраться до Саранска и вызвать на соревнование, уж если не Сандова, то по крайней мере местного силача Ваню Пуда, который обещал 10 рублей тому, кто согнёт железный прут. Никто этого сделать не мог, но Александр был уверен в своих силах и начал готовиться к выступлению. Металлического прута не нашлось, пришлось заменить его толстыми ветвями тополя, который рос у дороги. По прежнему Александр проводил много времени на тренировках с Климом Ивановичем, а вечером маленький соперник Сандова убегал к одинокому дереву, забирался к самой вершине и старался руками по круче согнуть толстые ветви. Такие упражнения требовали не только силы, но и ловкости, смелости, умения держать равновесие. Всё это пригодилось Самсону позже.

Наконец 12-летний Александр решил, что готов к выступлению. Никому не сказав, он отправился в цирк, который находился в 15 верстах от дома. Успел к дневному представлению, дождался, когда Ваня Пуд предложил любому желающему согнуть железный прут. Прут обыкновенный, потоньше тополиных ветвей. Только почему-то сильно жжёт ладони, страшно ноет колено, о которое Александр старается перегнуть стальную палку, тяжёлый гул в ушах, а проклятая железяка не поддаётся. В зале уже слышны свист и хохот, всё было кончено. Провал, позор…

Так бы Александр и ушёл с позором, но из зала вышел, какой-то бородач в дорогом костюме, который казалось, вот-вот лопнет на его могучих плечах. Бородач взял у Александра железный прут и начал внимательно рассматривать его, после чего сказал – «Мальчик согнул прут. Извольте убедиться». Действительно на знаменитом стальном пруте Вани Пуда был виден маленький изгиб. Александр получил свои 10 рублей и вышел с бородачом из цирка. Немного отойдя от цирка, бородач сказал – «Ну, прощай. Как-нибудь встретимся. Кучкин я, борец, не слыхал про такого? Потом, немного подумав, добавил – Прут-то я действительно немного того, подогнул. Но ты парень здоровый. Ещё не то делать сможешь».

За самоволие Александр дома был наказан и на год отправлен в дальнюю деревню подпаском. Помогать пастуху пасти огромное стадо (200 верблюдов, 400 коров и больше 300 лошадей), работа тяжёлая и для мужчины, не то что для 12-летнего мальчугана. С раннего утра и до поздней ночи в седле, под жгучим солнцем. Сначала сил едва хватало, чтобы добраться до постели после трудового дня. Но вскоре всё чаще удавалось выкроить часок-другой для занятий с самодельными гирями. Начал тренироваться с толстыми зелёными ветвями деревьев – пытался гнуть их одними руками, без упора. Перетаскивал большие камни, удерживая их только пальцами рук. Совершал дальние пробежки с телёнком на плечах. Через год Александр вернулся домой. Отец купил ему настоящие гантели, гири, заказал у кузнеца стальные прутья и цепи.

Через два года отец отправил Александра в Оренбург учиться на машиниста. Но приехав в Оренбург Александр увидел афишу знаменитого цирка Анджиевского, решил сходить на выступление. Там он встретил того самого бородача, который выручил его в Саранске. Кучкин предложил Александру выступать в цирке. Засс согласился, хозяин цирка Анджиевский также не был против, взял его на первое время чернорабочим. Александр начал тренироваться профессионально, Кучкин учил его премудростям цирковых силачей. Особенно тренировал в балансировании тяжёлыми предметами. Вскоре хозяин цирка дал Александру собственный номер – демонстрируя силу, он перебрасывал из руки в руку через голову здоровенный камень.

Набор массы

Александр Засс выступал сначала только как борец, хозяин цирка не давал ему выступать с силовыми номерами, т.к. считал, что люди перестанут ходить на выступления. Если в борьбе зрителю интересно смотреть, как щуплый Засс уходит от захватов, да надеяться вдруг повредят чего друг другу – рассказов хватит на неделю, то силовые номера унизят зрителя: «Выйдет заморыш Засс, ростом не вышел, щуплый с виду. Объявляем публике его вес – 67 килограммов. Заморыш, определённо. И вдруг заморыш этот начинает цепи рвать! Что думает человек, сидящий в зале? Увидев малыша Засса, уверится, что его тут морочат, всё сплошное жульничество». Решено было откормить Александра – хитрость небольшая. Месяц покойной жизни да специальные упражнения, чтобы мышцы росли.

Теперь день Александра начинался с трёхкилометровой пробежки. Затем тренировки с железными прутьями – сгибал их на колене, завязывал узлом, завивал спиралью. Цепи научился рвать в два движения – возьмёт два соседних звена, стиснет пальцами, повернёт туда-сюда до упора, и распадается цепь. Развитие грудных и спинных мышц. Нагрузив размещённую на груди платформу камнями, Засс делал несколько глубоких вдохов, потом отдыхал, после чего становился на «мост», прогибался. Заканчивались утренние занятия серией упражнений с мешком . Мешок в виде подушки наполнялся сначала опилками и весил 7 кг. Каждый день Засс отсыпал горсть опилок и добавлял горсть песка. Когда все опилки были заменены песком, он начал отсыпать песок и добавлять дробь. В конце концов, мешок стал весить около 70 кг.

Второй раз Засс тренировался вечером. Отрабатывал равновесие, упражнялся в верховой езде с вольтижировкой. Вольтижировка – выполнение комплекса специальных гимнастических упражнений на лошади, движущейся по кругу на различных аллюрах – шагом, рысью, галопом.

Александр Засс о тренировках

Вспоминая о , Засс позже писал, что крупный бицепс не является критерием силы так же, как большой живот признаком хорошего пищеварения. Но именно упражнения с мешком помогли ему развить большую мышечную массу. Масса нужна была не столько для выполнения номеров, сколько для приобретения «товарного вида».

Засс никогда не отрицал роль мышц, не считал динамические упражнения с мешком или другими отягощениями безполезными. Наоборот, всегда на всех этапах своей карьеры, он подчёркивал необходимость упражнений такого рода. Однако первостепенным он считал развитие сухожилий – шнуроподобные эластичные образования, при помощи которых мышцы прикрепляются к костям.

«Некоторые люди с тонкими ногами сильнее, чем люди с толстыми» – писал Самсон 20 лет спустя, излагая суть своей системы. Потому что сила лежит в сухожилиях, в тех невидимых твёрдых тканях, которые уступают по плотности только костям. Без сухожилий человек превратился бы в студень. Но сухожилия надо тренировать. Я не верю в большие мускулы, если рядом с ними нет настоящей большой силы сухожилий. Можно видеть энтузиастов физической культуры, обладающих довольно большими мускулами. Но какой от них прок, если отсутствует мощная основа – развитые сухожилия. Они не могут полностью использовать силу своих мышц в момент действительного испытания силы. И поэтому их сила – только иллюзия. Сухожилия же лучше всего увеличивают свою крепость, когда их мощь прилагается к какому-либо почти неподвижному предмету. Они становятся сильнее от сопротивления, чем от движения. Так определял Александр Засс основные принципы своих тренировок. Сочетание изометрических, неподвижных нагрузок с динамическими упражнениями, требующими сокращения мышц и работы с отягощением.

* Из книги «Тайна Железного Самсона».

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Около 100 лет назад жил великий человек – Александр Иванович Засс. В мире он известен под псевдонимом «Самсон», или «Железный Самсон», или «Русский Самсон». По сей день он знаменит своей богатырской силой, которую показывал на арене цирков, как это было принято в те времена. На основании своего богатейшего опыта Александр Засс составил систему изометрических тренировок, которая позволяет каждому значительно развить свою силу.

Крупный бицепс не является критерием силы так же, как большой живот не является признаком хорошего пищеварения

Откуда появилась сила?

В 1888 году в городе Вильно в большой семье родился мальчик Александр. Детство и юношество Александр провел в Саранске. Он рос и видел, как его отец часто устраивал представления и показывал родным свою силу. Мальчика это всегда очень впечатляло.

Решающую роль в судьбе Александра сыграло посещение цирка со своим отцом, Иваном Петровичем. Самым поразительным для маленького мальчика было представление силача, который своей силой разрывал цепи и гнул подковы. После трюков силач пригласил добровольцев из зала, желающих проверить свои способности. После их провала на арену вышел Иван Петрович и без труда выполнил все трюки силача, что немало удивило последнего. После этого Александр точно решил, что он хочет быть артистом цирка. Цирк стал его путеводной звездой.

Его тренировочная площадка была устроена прямо возле дома и состояла из самодельных турников и подручных материалов. Парень с упорством занимался, но вскоре понял, что для достижения результата ему нужна система и помощь. Саша убедил отца, что нужно заказать из Москвы книгу Евгения Сандова «Сила и как сделаться сильным».

Александр еще с большим рвением начал заниматься по новой для того времени методике. Его зацепило то, что Сандов, не наделенный от рождения могучим телом, сумел добиться значительных результатов в развитии своей физической силы благодаря систематическим тренировкам. стал кумиром Александра, ведущим его к мечте.

Спустя время, знаний и тренировок Сандова растущему силачу стало мало. Он обратился в письмах к известному атлету Петру Крылову за методическими рекомендациями в занятиях с гирями, и к знаменитому Дмитриеву-Морро – за наставлениями в занятиях со штангой. Александр начал новый этап тренировок.

Сознание молодого атлета сопровождала картинка с силовыми трюками из цирка. Поэтому среди его тренировочного инвентаря обязательно присутствовали толстые цепи, большое количество подков, прутья из металла и различные гвозди. Он систематически делал множество попыток освоить трюки с цепью и железным прутом, которые видел в цирке. И понимал, что это приносит свои плоды в достижении физической силы.

Из полученного опыта Александр Засс открыл для себя изометрические упражнения . При занятиях ими вместе с динамическими нагрузками значительно развивается сила мышц. Это стало основой методики изометрических упражнений с использованием цепей.

Достижение мечты

Когда Александр стал работать в цирке, он освоил много жанров на очень высоком уровне: воздушная гимнастика, джигитовка, силовая борьба. Какое-то время был помощником у великого дрессировщика Анатолия Дурова. Позднее ассистировал силачу Михаилу Кучкину, где и состоялась его первая практика. Кучкин верно предвещал Зассу знаменитость благодаря его силе, и, несмотря на его рост и вес.

Рост уже взрослого Александра составлял всего 167,5 см, а весил менее 80 кг. Обхват груди при вдохе был 119 см, бицепсы – 38 см. Позднее раскачал бицепсы до 41 для большей эффектности внешнего вида на арене.

Все номера Засса были очень популярны у публики, будь то забивание гвоздей в доску рукой или поднятие одной рукой нескольких человек, или удерживание в зубах платформы с борцами, или растяжка с лошадьми, или разрыв пальцами толстой цепи…

Трудности военного времени

Засс был призван на службу в 1914 году. Он попал в 180-й Виндавский кавалерийский полк. Даже в годы первой мировой войны Александр Засс не прекращал проявлять свою мышечную силу, силу человечности и стойкость духа. Возвращавшись из плановой разведки, недалеко от своего полка, он был замечен австрийским противником. При стрельбе пуля ранила лошадь. Убедившись, что лошадь с наездником упала, враги их оставили. Александр решил спасти лошадь и донес её на плечах до своего полка, пройдя с ней 500 – 600 метров (для справки: вес лошади около 400-600 кг). Впоследствии атлет включит в свои представления номер, где он носит вокруг арены лошадь.

Во время другого боя Александр получил шрапнелью тяжелое ранение ног. Он едва их не лишился, очнувшись во вражеском госпитале. От ампутации его спасла нерешительность врачей. Для себя Александр разработал специальную гимнастику, благодаря которой он снова встал на ноги.

Пришлось атлету в качестве пленного проливать пот и на дорожных работах. Несколько раз он пытался бежать, но после каждого побега обязательно следовало жестокое наказание. Особенной была третья попытка. Убежать из лагеря ему удалось, и судьба его занесла в город Капошваре, что на юге Венгрии. Там в то время проводил гастроли цирк Шмидта, известный тогда во всей Европе.

Александр при встрече с хозяином цирка честно объяснил, как он сюда попал и как выступал в цирках. Заинтересовав владельца цирка и показав свои умения, даже не будучи в хорошей спортивной форме, Засс был приглашен Шмидтом работать в цирке. По прошествии двух недель Александр Засс впервые выступил под новым именем «Самсон». Быстро пронеслась новость о новом артисте-силаче, дошла она и до военного коменданта. Для него было удивительным, что такой силач не служит в австрийской армии. Всплыло, что Самсон – русский пленный.

И снова жесточайшее наказание, потом подвал крепости и сырое помещение. Но у Александра Засса воля такая же сильная, как и он сам. Он снова бежит благодаря своей богатырской силе. Его не остановила ни цепь с наручниками, ни решетка.

В Будапеште пришлось выполнять работу грузчика в порту.

Стать снова артистом цирка ему помог Чая Янош, мировой чемпион по борьбе. Александр познакомился с венгерским другом еще в России. Старый знакомый отвез измученного атлета в деревню к родственникам. Там Александр Засс постепенно восстановил свои силы. Там же он и познакомился с великим импресарио Пазолини из Италии, которого привез с собой Чая Янош.

Мировая слава

Пазолини прекрасно знал возможности и достижения Александра Засса. Поэтому не колеблясь предложил ему длительный контракт с оплатой пятой части от сбора. Атлет согласился.

Так начались его международные гастроли: Италия, Германия, Англия, Швейцария, Франция. Везде он именуется Самсоном. Потрясающие представления становились сенсацией везде, где бы они ни проходили.

Тем не менее, Александр не стоит на месте. Он продолжает развиваться: изучает выступления других силачей, обновляет свои номера, постоянно усложняя их дополнительными трюками.

В 1924 году в издании «Здоровье и Сила» (Англия) на отдельном цветном развороте вместе расположились портреты А. Засса, или Самсона, и Е. Сандова, который не перестал быть кумиром атлета.

В 1925 г. Пулум в Лондоне издал книгу «Удивительный Самсон». Автор представил удивительную жизнь и карьерный рост русского силача.

В 1938 г. в Шеффилде (Англия) Самсон устроил представление, как его, лежащего на булыжной мостовой, переезжает грузовик, полностью нагруженный углем. Шокированная толпа неистово кричала: «Слава русскому Самсону!» – когда целый и невредимый Александр Засс встал с мостовой и поклонился ликовавшей публике.

В цирке Александр Засс отдал почти 60 лет жизни, из которых около 40 лет он показывал силовые трюки.

В 1962 г. натуральный атлет XX в. умер и был похоронен в Хокли, под Лондоном.

Рекорды Александра Засса

Представим еще раз, насколько силен был этот человек физически и духовно, вытворявший такие трюки:

  • носил на плечах по арене лошадь;
  • носил пианино с людьми;
  • ловил ядро 90 кг, выстреленное с расстояния 8 м;
  • ловил помощницу, вылетавшую из специальной пушки с дистанции 12 м;
  • удерживал зубами на весу железную балку с ассистентами на концах;
  • лежа спиной на доске с гвоздями держал булыжник 500 кг, по которому все желающие могли бить кувалдой.

Самсон всегда говорил, что дело не в мускулах, а в том, какая у тебя сила воли, насколько крепкие у тебя сухожилия, и как ты умеешь управлять своими мышцами.

Ждите продолжение истории про Железного Самсовна - Александра Засса, в котором мы рассмотрим его систему изометрических тренировок.


Читайте статьи про других натуральных атлетов 20 века:

Если эта статья Вам понравилась ­- подписывайтесь на обновления блога после статьи или в правой колонке. Вы получите . А также поделитесь ссылкой на статью или блог в социальных сетях своим друзьям, увлекающимся здоровым образом жизни.

Поделиться: