Земельные отношения отношения по использованию. Земельные отношения
Общественные отношения как предмет правового регулирования весьма динамичны и подвижны, * между ними нет застывших граней, а поэтому в практике правового регулирования зачастую возникают проблемы в разграничении предметов правового регулирования, вынесений вопроса, о том, к какой отрасли права можно отнести тот или иной случай.
В силу этого и встает проблема отграничения земельного права от других отраслей права и определения места его в общей системе права России.
Рассмотрим основные критерии, позволяющие отграничить земельное право от смежных правовых отраслей.
1. От государственного права земельное отличается тем, что предметом регулирования последнего являются экономические земельные отношения, а не отношения по государственному устройству, обусловленные политическими мотивами, что составляет задачу правового регулирования государственного права.
Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строительства объектов, выращивания лесополос, отведения земли под пашню и т.п. Нормы же государственного права решают вопросы при организации и определении границ территории как обязательного признака государства; эти границы определяют пределы государственной власти.
2.
От административного права,
для которого характерно наличие власти и подчинения, земельное отличается тем, что хотя в нем и
присутствуют отношения субординации, но они касаются лишь регулирования узкого круга земельных общественных отношений, за пределами которых субординация, соподчиненность прекращается. Этим кругом являются те отношения, которые влияют на судьбу земли. На
пример, недопустимо без разрешения компетентных органов приступать к использованию земельных участков до установления границ
этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды. Соответствующий государственный орган тем самым имеет решающее слово в деле предоставления земельного участка. Однако за пределами этого управленческого действия (т.е. когда границы участка установлены в натуре и выдан соответствующий документ) полномочия
указанного органа кончаются, и он не вправе обязать землепользователя совершать действия, не предусмотренные законом.
3. Отграничение гражданского права от земельного
до принятия нового ГК РФ почти не вызывало особых затруднений и состояло в том,
что объектом второго являлась земля, а не какое-то другое имущество.
Закрепление в новой Конституции РФ частной собственности на землю, восстановление в законодательстве категории недвижимости, разрешение купли-продажи земли, а следовательно, и появление земельного рынка, разрешение залога земли, ипотеки и др. дали возможность цивилистам поставить вопрос о пересмотре важнейшего и основополагающего принципа в отношении земельного и гражданского законодательства.
До принятия нового ГК РФ существовал приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений по сравнению с гражданским законодательством, который был закреплен во всех основополагающих актах в гражданском праве и существовал на протяжении десятилетий 1 .
Ликвидация важнейшего приоритета в земельном праве началась с Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (утратил силу), в котором было закреплено, что совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, природоохранного и иного специального законодательства.
ГК РФ не только закрепил все эти нововведения, но и продемонстрировал наиболее яркий пример отхода от принципа приоритета земельного права в регулировании земельных отношений, в него включено большое число норм, регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права (купля-продажа земли, ее неограниченное приобретение и т.п.). Однако главное - в нем исключена норма о том, что гражданское право регулирует земельные отношения лишь в той мере, в какой они не урегулированы земельным законодатель-, ством. Зачеркнув все положительное, что было наработано в нашей стране земельным правом, обратили не всегда оправданное внимание на гражданское право.
В Российской Федерации земля и другие природные ресурсы составляют основу жизни и деятельности общества, именно в этом качестве они используются и охраняются. Следовательно, правовое регулирование использования и охраны земли есть правовая сфера особого рода, роль которой выполняет земельное право.
Но самое главное состоит в том, что гражданское и земельное право базируются на разных принципиальных положениях правового регулирования имущественных отношений.
Гражданское право исходит из автономии воли субъектов, недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности имущества, свободы распоряжения имуществом вплоть до его порчи и уничтожения, свободы договоров и т.п.
Автономия воли означает способность лица и имеющуюся у него (предоставленную государством) возможность самостоятельно и свободно формировать и проявлять свою волю. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Из сказанного видно, что гражданско-правовой метод предполагает широкую возможность выбора между несколькими вариантами поведения в пределах, установленных законом, иными словами, диспозитивность в гражданско-правовом регулировании преобладает. Земельное же право исходит из наличия у субъекта собственности не только прав, но и обязанности рационального использования земли в соответствии с целевым назначением; нормирования количества земли в собственности, государственного контроля за использованием и охраной земель, регулирования рынка земли и т.п.
Однако если обычное имущество представляет собой материальное благо, созданное человеческим трудом, то земля - естественно возникший объект природы, который подобен организму и существует по особым объективным законам природы. Эти признаки нашли свое отражение в земельном праве и не присущи гражданско-правовому регулированию. Так, если улучшение имущества, сданного внаем, допустимо по правилам гражданского права лишь с согласия най-модателя, то улучшение арендованной земли (повышение плодородия и т.п.) является обязанностью арендатора независимо от согласия арендодателя.
Если же объектом гражданских отношений является имущество, неразрывно связанное с землей (здания, сооружения), либо земля (почва, грунт), отторгнутая и потерявшая природную взаимосвязь, то данные общественные отношения входят в предмет гражданско-правового регулирования. Например, купля-продажа садовых домиков, плодово-ягодных насаждений, почвосмесей, применяемых в парниках и теплицах, регулируется нормами гражданского права.
Согласно ч. 3 ст. 2 ГК РФ, если имущественные земельные отношения основываются на административном акте (а таких видов земельных отношений, как известно, немало), то эти отношения не регулируются нормами гражданского права. Они находятся в исключительной сфере земельно-правового регулирования. Поэтому неправомерны высказывания некоторых ученых-цивилистов о том, что все без исключения земельные отношения должны регулироваться нормами гражданского права.
Включение земли в отношения собственности, а значит, и сделки купли-продажи, осложнили отграничение земельных отношений от гражданско-правовых. Так, например, при продаже земельного участка возникают две группы отношений: земельные, касающиеся переоформления купленных земельных участков, и гражданские, возникающие при процедуре купли-продажи этих участков. Земельно-правовая и гражданско-правовая процедуры тесно переплетаются и взаимообусловливают друг друга: земельно-правовые нормы дают основания гражданско-правовым сделкам, а в гражданско-правовых сделках практически реализуются земельно-правовые нормы.
ГК РФ вновь восстановил категорию недвижимости.
Расширение сферы действия гражданского законодательства во многом основано на ошибочном понимании понятия вещей (просто вещей), данном в ст. 128 ГК РФ «Виды объектов гражданских прав», и неправильном определении в ст. 130 ГК РФ «Недвижимые и движимые вещи». Подробно об этом уже было сказано.
Внесение соответствующих изменений в указанные статьи ГК РФ позволит изъять землю (недвижимость) и другие природные ресурсы, а следовательно, и всю экологическую систему России в целом, из дальнейшего «овеществления», исключить эти отношения из сферы только правового регулирования гражданского законодательства и включить их главным образом в сферу земельного законодательства, установив его приоритет в регулировании очень важной части земельных отношений перед гражданским законодательством, которое следует применять к земельным отношениям лишь в тех случаях, когда они не урегулированы земельным законодательством.
4. Отличие финансового права от земельного заключается в том, что если предметом первого являются отношения по обороту финансовых средств, то в предмет второго финансовые отношения входят частично и лишь в той части, которая касается обеспечения условий надлежащего использования земельных участков. Например, финансирование проектно-изыскательских работ по размещению объектов на земельных участках допускается только после вынесения органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения данных объектов. Иначе говоря, нормы земельного права взаимодействуют с финансово-правовыми лишь в области, обеспечивающей устранение причин и условий, способствующих нерациональному размещению этих объектов и непроизводительных затрат на проектно-изыскательские работы.
5. От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер. Так, требование улучшения экологической обстановки на территории в результате хозяйственной деятельности является обязательным элементом землеустроительных действий и деятельности по реализации прав собственника на землю, землевладельца, землепользователя и арендатора земли.
Если в предмет эколого-правового регулирования входят отношения, связанные с охраной вод, лесов, недр, дикой фауны и атмосферного воздуха, то в предмет земельного права входят лишь отношения, связанные с использованием земли. Согласно ЗК РФ, горные, лесные, водные отношения, а также отношения по использованию и охране растительного и животного мира, культурных ландшафтов и атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством.
Земельно-правовые и эколого-правовые отношения тесно перепле-н»тся и взаимообусловливают друг друга. Например, земельно-эколо-гические права граждан - право граждан на благоприятную окружающую среду, элементами которой являются з-емля, почва (ст. 42 Конституции РФ), а также право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36 ч. 1 Конституции РФ), владеть, пользоваться, распоряжаться ею единолично или совместно с другими гражданами (ст. 35 ч. 2 Конституции РФ), право граждан на неприкосновенность земли как недвижимого имущества (ст. 35 ч. 2 Конституции РФ).
6. От аграрного права земельное отлично тем, что предметом первого являются производственные отношения, складывающиеся в сфере производства сельскохозяйственной продукции, а земельно-правовое предписание направлено на создание надлежащих предпосылок для сельскохозяйственной эксплуатации угодий (предоставление земель в пользование, установление критериев рационального их использования, порядка выделения земельных участков для создания крестьянских хозяйств и т.д.) 1 .
Если объектом земельно-правовых отношений является только земля, то объектами аграрного права могут быть средства производства, сельскохозяйственные технологии и иные объекты, необходимые для нормального функционирования сельскохозяйственного предприятия.
Вместе с тем объекты аграрного права отличны и от объектов гражданского права, поскольку первые связаны с использованием угодий, находясь в сфере сельскохозяйственного производства. Взаимосвязь с землей накладывает на имущественные объекты отпечаток, влияющий на их юридический статус. Например, мелиоративная стационарная система используется в режиме, продиктованном объективными законами природы (весенне-летний цикл работы, обеспечение режима почвенной влаги, подчиненность ритма работы фазам роста выращиваемой сельскохозяйственной продукции и т.п.).
Объекты аграрного права (техника, сельскохозяйственные сооружения, мелиоративные устройства и т.п.) являются элементами сельскохозяйственной технологии, правовое регулирование отношений которой, в силу их специфики, нуждается в наличии определенных норм аграрного права.
7. От трудового права земельное отличается тем, что предметом первого является внутренний трудовой распорядок предприятий-землепользователей, а предметом второго - земельный распорядок.
Поскольку земельный распорядок на предприятии реализуется через трудовой распорядок, то нормы земельного и трудового права, безусловно, тесно взаимосвязаны. Например, сельхозпредприятие обязано эффективно использовать свои угодья, повышая их плодородие и применяя природоохранные технологии, однако эта цель может быть достигнута через надлежаще поставленную в данном хозяйстве дисциплину, применение стимулов и других мер воздействия, предусмотренных трудовым законодательством.
Трудовым правом предусмотрены меры ответственности за нарушение земельного законодательства. Так, за непринятие мер к охране земель, за их порчу, нерациональное использование, являющееся нарушением трудовых, в том числе должностных, обязанностей, виновные могут подвергаться дисциплинарной, материальной ответственности, лишению льгот и преимуществ, применяемых администрацией предприятия.
Однако такие меры не могут применять иные лица, кроме администрации предприятия, и процедура применения указанных мер воздействия является исключительно предметом трудового права.
Как уже отмечалось, земля имеет особый правовой статус, отличный от правового статуса обычного имущества, что сказывается на процессуальном характере земельных отношений. Так, если обычные имущественные отношения имеют относительно свободный режим (имущество может использоваться для любого назначения, здание может переоборудоваться для любого вида использования), то земельные участки эксплуатируются строго по целевому назначению. Значит, и процедура разрешения земельных споров ограничена особенностями правового статуса того или иного земельного участка. Например, орган по рассмотрению земельных споров не вправе удовлетворить заявление организации о расширении хозяйственной деятельности на землях оздоровительного назначения, если это несовместимо с интересами использования данных земель.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы.
- Земельное право занимает самостоятельное место в общей
системе права России, его нормы регулируют специфическую груп
пу земельных отношений, составляющую предмет- земельно-право
вого
регулирования.
- В силу динамичности общественных отношений возникают определенные трудности в отграничении предмета земельно-правового регулирования от предметов правового регулирования иных отраслей российского права.
- Критерием отграничения предметов правового регулирова ния является специфика общественных отношений, объектом ко торых является земля.
Правильное отграничение предмета земельно-правового регули рования от предметов смежных отраслей права является обязательной задачей формирования знаний будущих специалистов. Поэтому усвоение данного вопроса должно сопровождаться решением практических задач по наиболее типичным ситуациям, в которых затруднено определение предмета земельно-правового регулирования.
Среди экономических (производственных) отношений особую роль играют земельные отношения. Земля испокон веков считается одним из основных источников обеспечения богатства, высокого социального положения и власти. На ней строятся жилые объекты, она лежит в основе производства продуктов питания и экономической деятельности. Земля является одним из главных источников создания возможностей трудоустройства в сельской местности и становится всё более дефицитным ресурсом на городских территориях.
Земля - ограниченный производственный ресурс, а также особый вид богатства (материальной ценности), обладающий, способностью накапливать и увеличивать свою ценность с течением времени при условии рационального пользования и осуществлении технологических инвестиций.
Земельные отношения складываются под влиянием множества факторов, имеющих достаточно сложный состав и структуру. Важное значение при этом имеют историческая преемственность, соответствие земельных отношений социально-экономическим основам общества, необходимость обеспечить финансовую устойчивость экономики, инвестиционную активность отраслей и регионов и т. д.
Земельные отношения являются важнейшей частью сферы общественных отношений, связанных с особым объектом, - землей. В реальной практике земельные отношения выступают в виде организационных, экономических, юридически закрепленных связей людей и организаций по поводу земельных ресурсов. Как особая часть общественных отношений, земельные отношения зависимы от социально-экономических форм государственного устройства, социально-экономического курса, который реализуется в обществе, и от общих целей, которые перед собой ставит и к которым направлено его развитие.
В разные периоды времени земельный вопрос вызвал острейшие споры. Во всех случаях стоял вопрос форм землевладения, отношения к общинному землепользованию. И во все времена земельные отношения представляли собой продукт земельной политики, которая в свою очередь - производная от общеэкономической политики государства, реализующих ее установок и программ.
Под земельными отношениями понимается система связей (в данном случае физических и юридических лиц) по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками. Содержательной частью этих связей выступают земельные площади и продукт земледельческого труда в их натуральной и стоимостной формах.
Субъектом земельных отношений выступают юридические и физические лица, наделяемые в установленном порядке правами пользования, владения, распоряжения или собственника земли. Объект земельных отношений - земельный участок, как средство производства и предмет труда, являющийся одновременно частью природной среды, среды обитания и пространственного базиса размещения недвижимости производственного и непроизводственного назначения.
Механизм экономического регулирования земельных отношений представляет собой сориентированную комплексную внутренне увязанную систему рычагов и стимулов, воздействующих в нужном для страны направлении на интересы. Правовой основой механизма является Законодательство Российской Федерации и субъектов Федерации.
Основными направлениями развития земельных отношений с точки зрения концентрации земли в эффективно работающих хозяйствах всех типов являются ее аренда, расширение рыночного оборота и ипотеки с постепенным вовлечением в этот оборот земель всех типов хозяйств. Но для этого необходимы: формирование реального рыночного механизма, четкое государственное регулирование земельных отношений, в том числе рынка земли; адекватное законодательное закрепление такого регулирования. Правовой вакуум в сфере земельных отношений требует ускоренного приятия Земельного кодекса. Именно в нем должны быть заложены основные принципы регулирования отношений собственности на землю, формирования цивилизованного, регулируемого государством земельного рынка.
Решая сегодня вопрос о собственности на землю, ее купле-продаже, надо исходить в первую очередь из основной цели земельной политики - обеспечения наиболее эффективного использования земли как главного экономического ресурса сельскохозяйственного производства. Не следует вместе с тем абсолютизировать и идеализировать частную собственность на землю. Неограниченная частная собственность на землю может препятствовать ее эффективному использованию, приводить к спекуляции и росту класса рантье. Основой социально-экономических преобразований в аграрном секторе должна стать многоукладная экономика со всем многообразием форм собственности, прежде всего, собственности на землю.
Аграрный сектор последние два столетия находится в постоянной череде реформ, однако ни одна из них не была доведена до конца и не решила столь важного для развития страны вопроса, потому что все аграрные реформы осуществлялись без глубоко продуманной концепции. .
Литература:
1. Лукьянчикова М.О. Земельная собственность как основа формирования земельных отношений в сельском хозяйстве // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - №2. – 2012. С. 34-39
2. Коробейников М. Реформирование земельных отношений в России // Вопросы экономики. - №3. – 2001. С.135-139.
Земельные отношения представляют собой специфическую форму производственных отношений в области владения и пользования землей. Это общественные отношения , связанные с присвоением земельных участков, владением, пользованием и распоряжением ими. Возникают они между гражданами, предприятиями, государственными органами и другими субъектами хозяйственной и иной деятельности. Урегулированные законом, они приобретают форму земельных правоотношений, непосредственным объектом которых являются земельные участки разной площади, местоположения, качества и назначения. Важнейшими элементами земельных отношений являются: виды собственности на землю, система хозяйствования на земле, а также механизмы управления земельными ресурсами и методы регулирования земельных отношений .
Земельные отношения являются составной частью общественных отношений и по своей природе относятся к экономическому базису общества . Следовательно, они находятся под влиянием объективно действующих экономических законов и закономерностей .
Например, закон стоимости в определенной степени влияет на спрос и предложение земельных участков на рынке недвижимого имущества, уровень платежей за землю и цены на нее. Экономические взаимосвязи между собственниками земли и пользователями ею характеризуют рентные отношения .
Экономическая рента – это плата за ресурс, предложение которого строго ограничено («рента» в переводе с французского «отданная»). Земельная рента представляет собой частный случай экономической ренты. Это плата за использование земли и других природных ресурсов, использование которых строго ограничено.Различают абсолютную ренту, присваиваемую собственником земли за сам факт обладания ею, и дифференциальную , формирующуюся в результате различий в ее плодородии, местонахождении и других условий ее эксплуатации. Дифференциальная рента, в свою очередь, разделяется на два вида. Первый обусловлен различиями в объективных характеристиках земельных участков, не зависящих от производителя (прежде всего в местоположении и качестве земель). Дифференциальная рента I – это дополнительная прибыль, получаемая на лучших землях при одинаковом уровне ведения хозяйства.
Дифференциальная рента II формируется при равных объективных условиях производства за счет большей его интенсивности. Очевидно, что дифференциальная рента I, не являясь результатом усилий производителя, должна изыматься собственником земли, тогда как дифференциальная рента II – оставаться у пользователя .
Изъятие земельной ренты через механизм земельных платежей (налога, арендных платежей) включает земельный фактор в сферу распределения. Пространственные (территориальные) и производительные свойства земельных участков оказывают влияние на направление, интенсивность и скорость движения созданного продукта, что определяет участие данного фактора в сфере обращения и потребления. Таким образом, земля входит во все составляющие части воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление) и представляет всеобщий экономический интерес .
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле земельные отношения – это отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, земельных участков .
Объекты земельных отношений – земля, земельные участки, а также вещные права на земельные участки и ограничения (обременения этих прав (право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право пользования, право аренды и субаренды, земельные сервитуты, ограничения (обременения) прав на земельные участки) .
Право на землю реализуется через земельную собственность и пользование землей.
Земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения прохода, проезда, прокладки и эксплуатации газопроводов, нефтепроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, связи и других подвесных сооружений, обеспечения водоснабжения и мелиорации, размещения геодезических пунктов, а также для иных целей, которые не могут быть обеспечены без предоставления такого права .
Важнейший элемент земельных отношений – земельная собственность . Существуют различные ее формы. В Республике Беларусь собственность на землю, земельные участки, может быть государственной и частной. Земли могут предоставляться также в пользование для сельскохозяйственных, промышленных, транспортных и других целей. Права собственников шире, чем у пользователей, которые не имеют права распоряжения землей.
Ограничение (обременение) прав на земельный участок – установленные решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятым в соответствии с законодательным актом, договором либо постановлением суда условие или ограничение либо запрещение в отношении осуществления отдельных видов хозяйственной или иной деятельности, других прав на земельный участок, в том числе земельный сервитут, в целях общественной пользы и безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурных ценностей, защиты прав и защищаемых законом интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц .
Понятие «землепользование» имеет несколько значений.
С одной стороны, под землепользованием (использованием земельных участков) понимают хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой используются полезные свойства земель, земельных участков и оказывается воздействие на землю .
Второе значение – правовой статус земельного участка, определяющий условия и порядок его использования.
Землепользование – это также земельный участок, предоставленный в установленном порядке в собственность, владение или пользование для конкретных целей, имеющий строго определенные местоположение, площадь, состав земель и отграниченный на местности.
Землепользование имеет следующие признаки классификации:
1) по назначению (сельскохозяйственное, промышленное, лесохозяйственное и др.);
2) по формам собственности;
3) по срокам пользования (бессрочное, срочное).
Землепользование может быть платным или бесплатным.
Аренда земельного участка – основанное на договоре аренды земельного участка срочное возмездное владение и пользование или только пользование земельным участком .
В установлении системы платы за пользование землей проявляется экономическое содержание земельных отношений. Так, граждане и юридические лица за участки, предоставленные им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное и срочное пользование, уплачивают земельный налог, а за арендуемые земельные участки – арендную плату. Земельный налог устанавливается на основе ренты с учетом плодородия почв, местоположения земельного участка, других природных и экономических условий и не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователя. Условия арендной платы определяются договором между владельцем и арендатором. Арендодателем земельного участка может быть его собственник либо государственный орган, уполномоченный законодательством сдавать в аренду земельные участки, находящиеся в государственной собственности .
Другой важный аспект земельных отношений – формы управления земельными ресурсами . Они в значительной степени определяются господствующими формами собственности на землю и характеризуются системой политических, социально-экономических, правовых и административных мер, направленных на организацию использования земли в интересах общества в целом .
Субъектами земельных отношений в Республике Беларусь являются Президент Республики Беларусь, государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (далее – граждане), индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и представительства .
В любой общественно-экономической формации земельные отношения не могут существовать сами по себе. Всегда имеется соответствующий механизм их правового и экономического регулирования , образующий земельный строй общества, а также государственные организации, приводящие в действие этот механизм .
Земельным строем называют систему общественного и государственного устройства, характеризующуюся определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией их регулирования. Иными словами, земельный строй – это определенный государственный порядок использования земли .
Государственная земельная политика – осуществляемая и планируемая целенаправленная деятельность государственных органов в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земель. Земельная политика включает этапы формирования и реализации, стратегию и тактику.
На первом этапе создается законодательная база, регулирующая земельные отношения. Затем формируются государственные органы, осуществляющие управление в области земельных отношений. Все это позволяет государству осуществлять землеустройство как систему мероприятий, вести контроль за использованием и охраной земель .
Земельная политика государства может осуществляться различными органами законодательной и исполнительной власти, судебными, финансовыми, банковскими службами. Однако в связи с наличием у данных органов множества других функций, связанных с реализацией внешней и внутренней политики, возникает объективная потребность в создании специальных землеустроительных органов , относящихся к политической надстройке общества и решающих, в первую очередь, задачи проведения в жизнь земельной политики государства. Землеустроительные органы, а также другие государственные службы осуществляют управление земельными ресурсами .
В целях реализации государственной земельной политики используются различные меры: правовые, экономические, организационные.
Правовые меры содержат в себе моменты обязательности, властного принуждения. Они регулируют земельные отношения на основе земельного законодательства, гражданского, административного и других отраслей права.
Земельные отношения в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, а также принимаемыми в соответствии с ними иными актами законодательства.
Нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные отношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель. Также соблюдаются правила, установленные международными договорами с участием Республики Беларусь.
Экономические меры стимулируют развитие земельных отношений, используя инструменты налогообложения, кредитования, целевого финансирования и субсидирования, влияя на экономические интересы землепользователей.
Организационные меры обеспечивают развитие земельных отношений путем организации переселения в районы нового освоения, создания различного рода кооперативов и товариществ, подготовки квалифицированных кадров и т. д.
В комплексе эти меры позволяют осуществлять целенаправленное воздействие на систему использования и охраны земель в интересах развития народного хозяйства страны.
Определяя сущность и содержание земельных отношений, необходимо иметь в виду, что земля является составной частью единого природного комплекса и ее использование влечет за собой существенные изменения биогеоценоза в отдельных регионах и на планете в целом. Создавая механизм регулирования земельных отношений, необходимо предусмотреть, чтобы он обеспечивал неукоснительное соблюдение экологических требований.