Закон о конфиденциальности информации. Понятие конфиденциальности и виды конфиденциальной информации

Конфиденциальность - необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации.

В англо-американской традиции различают два основных вида конфидециальности: добровольную (privacy) и принудительную (secrecy). (См. Эдвард Шилз - The Torment of Secrecy: The Background & Consequences Of American Security Policies (Chicago: Dee ) В первом случае имеются в виду прерогативы личности, во втором случае имеется в виду иноформация для служебного пользования, доступная ограниченному кругу официальных лиц фирмы, корпорации, государственного органа, общественной или политической организации. Хотя privacy и secrecy схожи по значению, на практике они обычно противоречат друг другу: усиление secrecy ведёт к нарушению и уменьшению privacy. В тоталитарных и авторитарных государствах под конфидециальностью, как правило, имеется в виду только secrecy.

Определения

Конфиденциальность информации - принцип аудита , заключающийся в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов , получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам , либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя .

Конфиденциальная информация - информация , доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и представляет собой коммерческую, служебную или личную тайны, охраняющиеся её владельцем.

Служебная тайна - защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости. Однозначное определение понятия «служебная тайна» в действующем законодательстве РФ отсутствует. Служебная тайна является одним из объектов гражданских прав по гражданскому законодательству РФ. Режим защиты служебной тайны в целом аналогичен режиму защиты коммерческой тайны . В ряде случаев за разглашение служебной тайны закон предусматривает уголовную ответственность (например, за разглашение тайны усыновления , или за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому такие сведения стали известны по службе) .

Защита конфиденциальности является одной из трёх задач информационной безопасности (наряду с защитой целостности и доступности).

Актуальность конфиденциальности

С момента начала использования компьютерных технологий во всех сферах деятельности человека, появилось много проблем, связанных с защитой конфиденциальности. Главным образом это связано с обработкой документов с применением компьютерных технологий. Многие административные меры по защите конфиденциальности частных лиц и организаций утратили свою силу в связи с переходом документооборота в абсолютно новую среду.

При получении личных писем, при заключении договоров, во время деловой переписки, при телефонных разговорах со знакомыми и незнакомыми людьми, человек пользовался различными средствами аутентификации. Личные письма отправлялись с указанием существующего почтового адреса или имели штамп именно тех почтовых отделений, где проводилась обработка таких писем. При заключении договоров применялись бланки, произведённые на типографиях, на которых с использованием пишущих машинок, имевших уникальные серийные номера, печатался текст, который затем подписывался должностным лицом и заверялся печатью организации. При разговорах по телефону, достоверно было известно, что разговор ведётся именно с тем человеком, голос которого был ранее известен. Многие сотни административных мер были направлены на защиту конфиденциальности при общении людей.

С внедрением компьютерных технологий в жизнь человека многое изменилось. При использовании, например, электронной почты появилась возможность указания несуществующего обратного адреса или имитации получения письма от знакомого человека. При повседневном общении через сеть Интернет многие признаки, идентифицирующие того или иного человека в обычной жизни (пол, возраст, степень образования), перестали быть таковыми. Появилась так называемая «виртуальная реальность».

Быстро и эффективно решить проблемы связанные с защитой конфиденциальности в компьютерных системах невозможно. Появилась необходимость в комплексном подходе к решению данных проблем. Этот подход должен предполагать использование организационных и правовых мер, а также программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту конфиденциальности, целостности и доступности.

На сегодняшний день в организациях для обеспечения корректной работы со сведениями конфиденциального характера существует набор норм. Руководитель организации подписывает перечень сведений, имеющих конфиденциальный характер. В договоре, подписываемом работником и работодателем, существует пункт, в котором говорится об ответственности за некорректную работу с конфиденциальными сведениями, в результате чего при несоблюдении прописанных в договоре норм по работе с этими сведениями, появляется законное основание для привлечения таких сотрудников к административной или уголовной ответственности. А также в организациях имеется комплекс мер, направленных на обеспечение защиты конфиденциальных сведений. Например, такими мерами могут являться: подбор квалифицированного персонала, прогнозирование возможных угроз и проведение мероприятий по их предотвращению, использование различного уровня доступа персонала к информации с различной секретностью.

Так как невозможно детально изучить данную область в короткие сроки, было введено направление по подготовке специалистов в сфере информационной безопасности.

С помощью программно-аппаратных средств защиты информации, представленных различными производителями, можно достичь более высоких показателей эффективности, если применять их комплексно. К таким средствам относят оборудование для криптографической защиты речевой информации, программы для криптографической защиты текстовой или иной информации, программы для обеспечения аутентификации почтовых сообщений посредством электронной цифровой подписи, программы обеспечения антивирусной защиты, программы защиты от сетевых вторжений, программы выявления вторжений, программы для скрытия обратного адреса отправителя электронного письма.

Подобный перечень программно-аппаратных средств, как правило, разрабатывается специалистами в области защиты информации с учётом многих факторов, например характеристики автоматизированной системы, количества пользователей в этой системе, различия уровня доступа этих пользователей и т. д.

Конфиденциальность в законодательстве РФ

В законодательстве РФ нет отдельного закона, определяющего конфиденциальность, но действует Указ Президента 1997 года (с изменениями 2005 года) об утверждении сведений конфиденциального характера.

27 июля 2006 года появился Федеральный закон Российской Федерации N 152-ФЗ «О персональных данных» . Данный закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных . Также в рамках данного закона появилось следующее определение:

Новшеством в данном законе стало принуждение лиц, обрабатывающих персональные данные, использовать технические (криптографические) средства защиты информации при работе с персональными данными.

Федеральным законом от 27.12.2009 N 363-ФЗ обязанность оператора по обработке персональных данных использовать для защиты персональных данных шифровальные (криптографические) средства отменена.

Лица, виновные в нарушении требований Федерального закона о персональных данных, несут

Общие сведения

Главное положение описывает единый подход к конфиденциальности и является главным руководящим звеном, который обязателен для исполнения всех сотрудников:

  • Список данных, которые составляют коммерческую тайну. Список конфиденциальных данных, список персональных данных сотрудников и тд
  • Ограничение свободного доступа к такой информации
  • Документы по поводу использования и передачи конфиденциальной информации
  • Ограничение на копирование конфиденциальной информации на носители
  • При необходимости, использование технических/организационных/программных мер для защиты конфиденциальной информации, которые не нарушают законодательство страны
  • Должна определятся ответственность за несоблюдение режима сохранения конфиденциальности

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 20 февраля 1995г. №24-03 «Об информации, информатизации и защите информации»
  • Закон РФ от 29 июля 2004г. №98-Ф3 «О коммерческой тайне»
  • Закон РФ от 10 января 2002г. №1-Ф3 «Об электронной цифровой подписи»
  • Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001г. №197-Ф3 «Трудовой кодекс РФ»

Режим конфиденциальности - организационные, правовые и технические меры, принимаемые предприятием.

Конфиденциальные данные - данные о предметах, лицах, фактах, процессах независимо от формы, составляющие коммерческую тайну, которые охраняемые законодательством страны, и нормативными актами и документами предприятия.

Передача конфиденциальной информации - обладатель в документированном виде доводит до сотрудников конфиденциальную информацию, в установленном порядке законов. Конфиденциальный документ - зафиксированная на материальном носителе конфиденциальная информация с реквизитами, которая разрешает ее идентифицировать.

Гриф конфиденциальности -бывают следующие:

  • Коммерческая тайна - вид грифа конфиденциальности для документов, которые имеют данные и составляют коммерческую тайну предприятия
  • Персональные данные - вид грифа на документы, которые содержат персональные данные сотрудников
  • Для внутреннего пользования - вид грифа конфиденциальности для документов, которые имеют другую защищаемую информацию

Ограничительные отметки: отметки которые ограничивают доступ к данным.

Схема отнесения информации к категории конфиденциальной

Конфиденциальная информация предприятия может состоять из:

  • данных, определяющие коммерческую тайну
  • персональных данных сотрудников предприятия
  • других данных, на которых наложен гриф конфиденциальности

К конфиденциальной информации можно относить:

  • данные о событиях, фактах жизни сотрудника, которые разрешают идентифицировать его личность
  • данные подпадаемые под законодательство страны, находящиеся в руках предприятия
  • техническую, организационную или другую предпринимательскую информацию:
    • которая может обладать потенциальной или действительной коммерческой ценностью
    • к которой нету доступа в паблике
    • по отношению которой, владелец видит в ней ценность

Информация действительно имеет ценность, если она:

  • имеет сведения об увеличения доходов
  • об избежание убытков
  • другую выгоду
  • содержащаяся в реестрах государства
  • данные о деятельности предпринимателя, лицензии и другие документы, которые указывают на данный вид деятельности
  • Все что связанно с федеральным бюджетом, и теми вещами, на которые были потрачены эти деньги
  • О состоянии противопожарной безопасности, экологической, и тд.
  • О численности сотрудников, о наличии свободных мест
  • О задолженности по выплате заработной плате и другим выплатам
  • о нарушении законов страны и их последствиях
  • О условиях приватизации объектов государственной собственности, о участниках составление договоров приватизации
  • о списке лиц, которые имеют без доверенности выступать от имени юридического лица

Уровень конфиденциальности данных должен соответствовать тяжести ущерба, которые может быть нанесен предприятию или его сотрудниками. Под ущербом понимают расходы, которые потратит на: восстановление нарушенного права, утраты, повреждение, не полученные доходы.

Схема доступа к документам и конфиденциальной информации

Допуск сотрудников предприятия к конфиденциальным данным реализуется с помощью приказа главного директора по безопасности предприятия. Допуск сотрудников к конфиденциальной информации возможен только после подписания трудового договора.

Права лиц, допущенных к конфиденциальной информации

Сотрудники, которые допущенные к конфиденциальной информации, должны:

  • реализовывать режим конфиденциальности
  • не разглашать конфиденциальную информацию в течении трех лет после окончания трудового договора
  • сразу же сообщать высшему руководству о факте разглашения или об известной угрозе разглашения конфиденциальной информации
  • Если сотрудник виновен в факте разглашения, должен возместить убытки
  • Отдать все материальные носители предприятию с конфиденциальной информацией после прекращения трудового договора

Сотрудниками, допущенных к конфиденциальной информации ЗАПРЕЩАЕТСЯ :

  • вести разговоры относительно конфиденциальной информации по незащищенным каналам связи, использовать не документированные средства защиты
  • использовать конфиденциальную информацию в открытых статьях, выступлениях
  • реализовывать фото или видео съемки в помещениях, где проводятся работы с конфиденциальной информацией

Алгоритм обращения с конфиденциальной информацией

  • Учет конфиденциальных документов
  • Оформление конфиденциальных документов

Режим конфиденциальности при работе в информационной системе определяется Положением о порядке и организации работ по защите конфиденциальной информации. При размещении конфиденциальной информации на переносном носителе, гриф конфиденциальности указывается на бумажной этикетке. Отпечатанные и подписанные документы передаются для регистрации. Черновики уничтожаются. Каждая копия конфиденциального документа имеет такую же значимость как и оригинал. Копия также регистрируется, имеет свой номер в общем списке.

Должна быть реализована сохранность конфиденциальной информации. Она должен быть размещена в специальных помещениях ограниченного доступа.

Алгоритм транспортировки конфиденциальной информации другим предприятиям

Передача контрагентам конфиденциальной информации возможно при подписании ими «Соглашение о конфиденциальности». Если же агенту не хватает какой-то информации, он обращается к ген. директору безопасности предприятия.

Контроль поддержания режима конфиденциальности

Контроль реализации режима конфиденциальности на предприятии создан для изучения и оценки состояния защищенности конфиденциальных данных, выявление недостатков и выявление нарушений режима. Контроль реализации режима поддерживает заместитель ген. директора безопасности предприятия.

Проверка исполнения режима проводит комиссия (отдельные люди) назначаемые ген. директором предприятия. Комиссия имеет право подключать сторонних специалистов по согласованию с директором. Проверяющие имеют право знакомится со всеми документами, проводить консультации. Подразделение, в котором проводилась проверка, реализует план по устранению выявленных недостатков. План согласовывается с зам. ген. директора по безопасности предприятия.

Проведения служебного расследования по фактам разглашения конфиденциальной информации

Для проведения служебного расследования, не позднее, чем следующий день после факта обнаружения факта утечки приказом ген. директора создается комиссия не менее 3 человек. Члены комиссия имеют право:

  • реализовывать осмотр помещения и мест где находились конф. документы
  • опрашивать сотрудников
  • привлекать дополнительных людей, которые не заинтересованны в исходе дела по согласованию ген. директора

Служебное расследование должно проводится максимально в короткие сроки.

Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации - нюансы составления и подписывания

При устройстве на работу нередко могут попросить помимо трудового договора подписать и соглашение о конфиденциальности информации.

Пугаться этого не стоит: это всего лишь одна из мер обезопасить бизнес. Ведь в умелых руках полученные в результате ведения трудовой деятельности сведения могут стать причиной закрытия компании.

Например, узнав о поставщиках дешевой мебели, бывший сотрудник может начать свой бизнес и причинить тем самым материальный убыток бывшему работодателю.

Когда возникает обязательство о неразглашении

Если Вам так удобнее,
напишите онлайн-консультанту!

Все консультации бесплатны.

Во время трудоустройства на некоторые должности обязательство подписать новым сотрудником соглашения о неразглашении информации – способ обезопасить свой бизнес.

Ведь сегодня, во время сильнейшей конкуренции на рынке все больше следует заботиться о защите своих коммерческих тайн: методов привлечения большего потока клиентов, выгодных поставщиков и т. п.

Кроме того, составление и подписание подобного договора может стать необходимым при устройстве в:

  • полицию;
  • службу безопасности банковских учреждений;
  • ЧОП и т. п.

Соглашение о неразглашении

Соглашение о конфиденциальности информации – один из видов договоров, заключаемых между сотрудником и работодателем.

Составляется оно на бумаге формата А4 в количестве экземпляров, равных числу сторон договора. Конечный документ – заверенный печатью компании и подписями участников соглашение.

Составление договора начинается с оформления «шапки» документа, где указываются:

  • наименование соглашения;
  • город составления бумаги;
  • дата оформления договора.

После идет информация об участниках сторон: наименование компании, полное ФИО сотрудника и руководителя организации, то есть о тех, кто должен хранить конфиденциальную информацию и кто требует об этом.

Главная часть документа – какую информацию нельзя разглашать сотрудником и в течение какого периода. В этом разделе работодатель должен подробно расписать все считающиеся секретными данные. Также здесь не помешает упомянуть, какая ответственность будет наложена на работника за несоблюдение условий договора.

Заключительный пункт – подписание документа сторонами соглашения, указания даты расписки и проставление печати компании.

Договор о конфиденциальности и неразглашении

Договор о коммерческой тайне

Общество с ограниченной ответственностью «ФинансРесурс», далее именуемое как «сторона-1», в лице генерального директора Сидорова Алексея Ивановича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Зайцева Арианна Степановна, именуемая в дальнейшем как «сторона-2», с другой стороны, а именуемые вместе «стороны» подписали договор о нижеследующем:

… (здесь четко прописываются все требования работодателя)

В случае несоблюдения сторонами обязательств по договору предусмотрена такая ответственность:

… (перечисляется что будет за это каждому из сторон).

Подпись сторон Дата

Ответственность за разглашение

За разглашение российским законодательством предусмотрено 3 вида ответственности:

  1. Дисциплинарная.
  2. Административная.
  3. Уголовная.

Под первым вариантом подразумевается ответственность от устного замечания вплоть до расторжения трудового договора с сотрудником.

Но предпринять такие меры допустимо работодателем только после проведения специальной проверки, в ходе которого обнаружилось, что работник имеет отношение к утечке информации.

Административное наказание предусматривает наложение штрафных санкций на «проболтавшегося». Для рядовых сотрудников ее сумма равна 500-1000 рублей, для должностных лиц – 4-5 тысяч рублей.

Уголовная ответственность предусмотрена лишь в исключительных ситуациях. Например, при добыче коммерческой, налоговой либо банковской информации путем угроз сотрудникам, хищения документации и т. п. За это нарушителю придется раскошелиться на сумму до полумиллиона рублей либо лишиться свободы сроком до 7 лет.

Желание защитить юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями коммерческую тайну вполне естественно. Ведь разглашение такой информации может стать причиной падения спроса на продукцию, сокращения продаж и, вообще, ликвидации компании.

Смотрите видео, в котором специалист разъясняет особенности подписания соглашения о неразглашении конфиденциальной информации:

Виды конфиденциальной информации по закону РФ

Конфиденциальная информация в любых ее формах и видах тщательно охраняется законом от несанкционированного доступа к ней посторонних лиц. Поэтому последствия разглашения таких сведений более чем серьезны – вплоть до уголовной ответственности, которая в том числе выражается и в лишении свободы. Подробнее о том, что такое конфиденциальность и чем грозит ее нарушение, читайте в настоящей статье.

Конфиденциальность информации: что это значит

Статья 5 закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ подразделяет любые сведения, находящиеся в распоряжении граждан, госорганов и юридических лиц, на общедоступные и данные с ограниченным или запрещенным доступом.

К последним могут относиться сведения, составляющие государственную тайну, или конфиденциальная информация .

Важно: доступ к каким-либо информационным объектам может ограничиваться или запрещаться исключительно в соответствии с федеральным законом.

Виды конфиденциальной информации

Все виды сведений, сохранность которых защищается на законодательном уровне, перечислены в одноименном перечне, утвержденном Указом Президента России от 06.03.1997 № 188. Так, в соответствии с документом, к категории конфиденциальной информации относятся:

  • персональные данные гражданина – любые сведения о событиях, фактах и обстоятельствах его частной жизни;
  • сведения, составляющие служебную тайну – данные, доступ к которым ограничен уполномоченными государственными органами в соответствии с нормами гражданского законодательства (к этой категории отнесена в том числе информация, составляющая налоговую тайну);
  • информация, охраняемая Конституцией России и известная ограниченному кругу лиц в связи с исполнением ими профессионального долга (профессиональная тайна);
  • данные, сохранность которых устанавливается с целью извлечения дохода, защиты от конкуренции или получения иной выгоды (коммерческая тайна);

Важно: служебная и профессиональная тайна не есть равнозначные понятия – доступ к первой могут иметь только отдельные категории государственных и муниципальных служащих, тогда как второй могут располагать лица, не состоящие на госслужбе. Речь идет о сведениях, составляющих врачебную или адвокатскую тайну, тайну исповеди, переписки, телеграфных и почтовых сообщений и т. д.

Ответственность за разглашение конфиденциальной информации

За разглашение конфиденциальной информации законами РФ предусмотрено 3 вида ответственности:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Дисциплинарная ответственность варьируется от устного замечания до увольнения и применяется исключительно по результатам служебной проверки, в ходе которой должна быть установлена причастность работника к утечке сведений, а также его вина в этом.

Административное наказание наступает за разглашение любого вида конфиденциальной информации и, согласно статье 13.14 КоАП РФ, представляет собой штраф в размере от 500 до 1 000 рублей для рядовых граждан и от 4 000 до 5 000 рублей для работников, наделенных организационно-распорядительными полномочиями, то есть должностных лиц.

Уголовное законодательство относится к ответственности за нарушение режима конфиденциальности более избирательно – она применяется при условии разглашения коммерческой, банковской или налоговой тайны. При этом сбор таких сведений, согласно статье 183 УК РФ, должен осуществляться заведомо незаконными путями – посредством подкупа, угроз, хищения документов и т. д.

Наказание зависит от обстоятельств преступления и его последствий – от штрафа до 500 000 рублей до 7 лет тюрьмы.

Статья 183 – не единственная норма УК РФ, предусматривающая ответственность за разглашение конфиденциальных сведений. Например, раскрытие информации о фирме, повлекшее падение стоимости ее акций (инсайдерской информации), подпадает под действие статьи 185.6 УК РФ и грозит виновному немалыми штрафами – от 300 000 до 1 000 000 рублей, а также запретом на замещение определенных должностей в течение 4 лет.

Кроме того, параллельно с любым видом наказания может быть рассмотрен вопрос о привлечении лица, допустившего утечку информации с ограниченным доступом, к гражданско-правовой ответственности. Речь идет об обязанности возместить вред, причиненный в результате разглашения сведений, – как материальный, так и моральный.

Закон РФ 98-ФЗ: полная информация о коммерческой тайне

Федеральный закон о коммерческой тайне 98-ФЗ в последней редакции 2016 года регулирует отношения, которые связаны с прекращением, установлением или изменением режима соблюдения коммерческой тайны.

Федеральный закон о коммерческой тайне 98-ФЗ в последней редакции 2016 года регулирует отношения, которые связаны с прекращением, установлением или изменением режима соблюдения коммерческой тайны. Под действие Закона о коммерческой тайне 98-ФЗ попадает информация, имеющая потенциальную или действительную коммерческую ценность для третьих лиц, не обладающих доступом к данным подобного рода. Нормы закона 98-ФЗ распространяются на любую информацию с коммерческой ценностью, независимо от того на каком носителе она находится. Оборот информации, отнесенной к государственной тайне, регулируется Законом РФ о государственной тайне.

О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ,

от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ,

от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

  1. Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.
  2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которой применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

2) информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, - лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, - ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

7) контрагент - сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации

  1. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.
  2. Утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.
  3. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.
  4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Статья 5. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

  1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.
  2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
  3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

  1. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Статья 6.1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну

(введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

  1. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении этой информации режима коммерческой тайны в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.
  2. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:

1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Статьи 7 - 9. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.

Статья 10. Охрана конфиденциальности информации

  1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

(п. 5 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

  1. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.
  2. Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, принимает меры по охране конфиденциальности информации, указанные в части 1 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 2, а также положений пункта 4, касающихся регулирования трудовых отношений.
  3. Наряду с мерами, указанными в части 1 настоящей статьи, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.
  4. Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

  1. Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 11. Охрана конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках трудовых отношений

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

  1. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работодатель обязан:

1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к этой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, необходим для исполнения данным работником своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

  1. Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.
  2. В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан:

1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;

2) не разглашать эту информацию, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях в течение всего срока действия режима коммерческой тайны, в том числе после прекращения действия трудового договора;

3) возместить причиненные работодателю убытки, если работник виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

4) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора материальные носители информации, имеющиеся в пользовании работника и содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.

  1. Работодатель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных ему разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, от лица, получившего доступ к этой информации в связи с исполнением трудовых обязанностей, но прекратившего трудовые отношения с работодателем, если эта информация разглашена в течение срока действия режима коммерческой тайны.
  2. Причиненные работником или прекратившим трудовые отношения с работодателем лицом убытки не возмещаются, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
  3. Трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязанности по обеспечению охраны конфиденциальности составляющей коммерческую тайну информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны конфиденциальности этой информации.
  4. Руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. При этом убытки определяются в соответствии с гражданским законодательством.
  5. Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Статья 13. Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении

  1. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
  2. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.
  3. В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

  1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.
  4. Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.
  5. По требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Статья 15. Ответственность за непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну

Невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Переходные положения

Грифы, нанесенные до вступления в силу настоящего Федерального закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

В законе 98-ФЗ о коммерческой тайне дается подробное определение для информации, которая подпадает под режим коммерческой тайны, для субъектов, которые могут предоставить доступ к таким данным для третьих лиц, а также раскрывается терминологическая разница между доступом и разглашением информации, которая определена как коммерческая тайна. Нормы Федерального закона о коммерческой тайне 98-ФЗ содержат информацию о методах охраны информации, принадлежащей к разряду коммерческой тайны и ответственности за ее передачу лицам без соответствующего доступа.

Ответственность за разглашение персональных данных по 137 УК РФ

Отправить на почту

Разглашение персональных данных 137 УК РФ - указанная статья закона квалифицирует данное деяние как преступное, влекущее за собой уголовную ответственность. Сущность юридического понятия персональных данных, необходимость законной защиты конфиденциальности частной жизни человека, ответственность за разглашение персональных данных - все эти вопросы рассмотрены в нашей статье.

Виды ответственности за разглашение персональных данных

Каждый человек наделен Конституцией РФ правом на сохранение тайны частной жизни (ст. 23). Защита этого права обеспечивается путем выполнения положений ст. 24 Конституции, декларирующей, что сбор и распространение сведений о личной, семейной жизни человека без его согласия незаконны.

Смысл юридического термина «персональные данные» сформулирован в законе «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Это любая информация о различных данных, прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу. При этом информация может касаться как определенного физического лица, так и того, кого пытаются определить.

Есть физическое лицо - Иванов Иван Иванович. Очевидно, что указанные личные данные не позволят однозначно установить определенного человека, ведь лиц с такими «параметрами» наверняка очень много. Тем не менее Ф. И. О. - это персональные данные известного нам физического лица.

Информация же «Иванов Иван Иванович, паспорт 45 08 № 123456» позволяет идентифицировать (определить) конкретного человека - выбрать из многочисленной группы одного с точной характеристикой.

Персональные данные включают Ф. И. О., реквизиты удостоверения личности, место и дату рождения, адрес, образование, семейное, имущественное положение, номер страхового свидетельства и другую подобную информацию, относящуюся исключительно к конкретному человеку.

Кадровая служба работодателя в силу своих функций занимается сбором документов работников, формированием их личных дел в целях установленного порядка кадрового учета. Личное дело сотрудника содержит сведения о семейной, личной жизни, должности и сумме вознаграждения за труд, удостоверении личности и пр. Документарный состав личных дел - это персональные данные сотрудников, и наниматель, следуя положениям законодательства, обязан обеспечить их защиту (ст. 18.1 закона № 152-ФЗ).

Ст. 7 закона № 152-ФЗ закрепляет статус конфиденциальности персональных данных. Указанная статья запрещает в общем случае лицам, имеющим доступ к личной информации, раскрывать эти сведения, не имея на то согласия их обладателя.

Последствия несоблюдения правил трудовой дисциплины, в том числе раскрытия информации, подробно описаны в статье «Дисциплинарный проступок по ТК РФ — понятие и признаки» .

За несоблюдение данной нормы возникает ответственность (ст. 24 закона № 152-ФЗ). Основные ее виды следующие:

  • дисциплинарная - по ТК РФ;
  • административная - по КоАП РФ;
  • уголовная - по УК РФ.

Ст. 81 (о разглашении персональных данных, ставших доступными в связи с исполнением должностных обязанностей) и 90 ТК РФ (о нарушении порядка получения, хранения, обработки информации, имеющей признаки персональной) в качестве максимальной меры ответственности за разглашение персональной информации называют увольнение.

Согласно ст. 13.11 и 13.14 КоАП РФ разглашение персональных данных наказывается административным штрафом.

Уголовная ответственность по ст. 137 УК РФ

Виновные в неисполнении условий получения, хранения и защиты информации, составляющей персональные данные, могут быть привлечены и к уголовной ответственности.

Ст. 137 УК РФ в качестве состава преступления называет несоблюдение неприкосновенности частной жизни. Обратимся к понятию частной жизни. Ст. 152.2 ГК РФ определяет частную жизнь человека как сведения о его происхождении, месте жительства, личной, семейной жизни и т. д. Список сведений является открытым. Сравнивая понятие частной жизни в гражданском законодательстве и понятие персональных данных в законе № 152-ФЗ, можно сделать вывод об их тождественности.

Умышленные действия, выражающиеся в незаконном сборе, распространении сведений о частной жизни человека без его согласия, признаются преступлением, наказуемым по ст. 137 УК РФ, т. е. влекут за собой уголовную ответственность.

Квалифицирующим признаком данного преступления является факт использования служебного положения при совершении указанных действий.

Уголовная ответственность определяется в виде:

  • либо штрафа;
  • либо обязательных, принудительных или исправительных работ;
  • либо лишения свободы.

Разглашение персональных данных человека без его согласия незаконно и влечет за собой ответственность в соответствии с трудовым, административным, а в случае умышленных действий - уголовным законодательством.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

  • Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) 14 марта 1995 года N 33-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года Особо охраняемые природные территории - участки земли, […]
  • Об адвокате Харламов О.А. родился 20 августа 1973 года в городе Ярославле. В 1990 году закон­чил общеобразовательную школу № 1. В адвокатуре Харламов О.А. работает с 2009 года, сначала в должности стажера ад­воката, затем, после успешной сдачи квалификационного экзамена, 20.05.2010 года ему был присвоен статус […]
  • Начало истории Налогового кодекса РФ В 1995 году обнаружилась бесперспективность дальнейшего развития налоговой системы России в рамках старой налоговой политики без кодификации налоговых правоотношений. Требовалось ликвидировать процветающее региональное и местное налоготворчество. С 1 января 1999 года вступила в […]
  • Приказы министерств и ведомств «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на […]
  • СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН «Вор. Закон вне закона» Документальный фильм-расследование "Вор. Закон вне закона" – первая и единственная на сегодняшний день попытка объективно проанализировать такое уникальное социальное явление как "воры в законе". Подобно итальянским мафиози, русские "воры в законе" – элита преступного мира. […]
  • Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 (ред. от 30.06.2015) "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (вместе с "Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных […]
  • Законы московской области о земле Действует ли сейчас Закон МО "О плате за землю в Московской области" № 18/95-ОЗ от 16.06.1995 года? Если есть возможность, пришлите, пожалуйста, текст этого документа в изменениями за сегодняшний момент. Спасибо. 1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru Закон Московской области от 16 […]
  • Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1"Об основах федеральной жилищной политики" С изменениями и дополнениями от: 12 января 1996 г., 21 апреля 1997 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г., […]

Наиболее адекватная (на мой взгляд) классификация информации по видам доступа приведена на схеме ниже. Она полностью соответствует российскому законодательству, но существует множество нюансов...


name="more">

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " определяет подразделение информации (в зависимости от категории доступа к ней) на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (Ст.5).

В той же статье информация классифицируется по способу распространения. Важным здесь является обособление информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Т.е. доступ к этой информации ограничивать... противозаконно. О какой информации идет речь:

Информация, к которой нельзя ограничивать доступ

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 "Об информации...":

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Эта "иная информация" устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах (пример для акционерных обществ).

Государственная тайна

Регулирование вопросов, связанных с этим видом тайн возложено на Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I " О государственной тайне ". Перечень сведений составляющих государственную тайну определен в Ст.5, где они сгруппированы по следующим направлениям:

  • сведения в военной области
  • сведения в области экономики, науки и техники
  • сведения в области внешней политики и экономики
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму

Конфиденциальная информация

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 « Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера ». К видам конфиденциальной информации, согласно этому указу относятся:

  • Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные ), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
  • Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства , а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ " О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства " и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна ).
  • Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
  • Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна ).
  • Сведения о сущности изобретения , полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

На самом деле зачастую одни и те же сведения могут относится к различным категориям тайн. Например, сведения составляющие врачебную тайну, наверняка являются чьими-то персональными данными. Некоторые виды тайн, определенных в федеральных законах РФ будут расписаны ниже.

Виды тайн в российском законодательстве

Коммерческая тайна

Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

  • N 98-ФЗ " О коммерческой тайне "

Банковская тайна (тайна банковских вкладов)

Сведения об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией

Служебная тайна

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами

  • Указ Президента от 6.03.1997 №188
  • 139 ГК РФ
  • ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 3.11.94г. № 1233

Тайна кредитной истории

Информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй

Тайна страхования

Сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц

  • 946 ГК РФ

Тайна завещания

Сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены

  • 1123 ГК РФ

Налоговая тайна

Любые полученные налоговым органом,органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (за рядом исключением)

  • 146-ФЗ "Налоговый кодекс РФ"

Тайна усыновления ребенка

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

  • 223-ФЗ Семейный кодекс Р

Врачебная тайна

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья

  • 117-ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

Медицинская тайна

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе заболевания, иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина, а также сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора. Результаты обследования лица, вступающего в брак.

  • Основы законодательства РФ обохране здоровья граждан
  • 223-ФЗ Семейный кодекс РФ

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи

  • 176-ФЗ "О почтовой связи"
  • 126-ФЗ "О связи"
  • УПК РФ

Тайна частной жизни (личная тайна)

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

  • Конституция РФ
  • 150 ГК РФ

Аудиторская тайна

Любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг (за рядом исключений)

  • 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

Тайна судопроизводства (тайна следствия и судопроизводства)

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению… могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается

  • 241 УПК РФ
  • 10 ГПК РФ
  • 11 АПКРФ
  • 166 УПК РФ
  • Указ Президентаот 6.03.1997 №188

Адвокатская тайна (тайна судебного представительства)

Любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю

  • 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"

Тайна нотариальных действий (нотариальная тайна)

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью. Суд может освободить нотариуса от этой обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Поскольку нотариусы предоставляют информацию о совершенных ими нотариальных действиях нотариальным палатам, должностные лица этих палат также обязаны сохранять нотариальную тайну.

  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

Тайна исповеди

Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Тайна голосования

Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

  • 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ"
  • 19-ФЗ "О выборах Президента РФ"
  • 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"

Тайна сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью

  • 311 УК РФ

Журналистская (редакционная) тайна

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

  • 2124-1-ФЗ "О средствах массовой информации"

Тайна вероисповедания

Сведения об отношении к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, об участии или неучастии в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, о деятельности в религиозных объединениях, об обучении религии

  • 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Тайна сведений о военнослужащих внутренних войск МВД

Сведения о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей внутренних войск, а также сведения о военнослужащих внутренних войск,принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведений о членах их семей

  • 27-ФЗ "О внутренних войсках МВД РФ"

Другие виды тайн

Вообще Лукацкий нашел целых 65 видов тайн в нашем законодательстве. Проблема в том, что некоторые из них означают одно и то же понятие, некоторые являются частными случаями других (или пересекаются), а другие вообще рудиментарны...

Понятие «конфиденциальная информация» стало неотъемлемой частью российской юридической лексики. В настоящий момент оно используется в нескольких сотнях нормативных правовых актов Российской Федерации. Не отстают от законодателя и правоприменители: все чаще в различных договорах можно встретить целые разделы или даже отдельные соглашения о конфиденциальности. Широкое распространение получило включение положений о запрете на распространение сведений конфиденциального характера в трудовых договорах.

Тем не менее, до сих пор в законодательстве не содержится четкого определения понятия «конфиденциальная информация». Ранее такое определение содержалось в ст. 2 утратившего силу ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно этому закону «конфиденциальная информация -- документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации». Данное определение в несколько измененном виде по - прежнему находит свое применение в актах органов государственной власти Российской Федерации.

Действующий ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определение понятия «конфиденциальная информация» не содержит. Однако данное определение может быть получено на основании анализа его норм.

Согласно п 1 ст. 2 указанного закона информация -- это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

В п. 7 той же статьи сказано, что конфиденциальность информации -- обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Таким образом, конфиденциальная информация -- это сведения, независимо от формы их предоставления, которые не могут быть переданы лицом, получившим доступ к данным сведениям, третьим лицам без согласия их правообладателя.

Перечень сведений конфиденциального характера содержится в Указе Президента Российской Федерации от 06.03.1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Согласно данному указу к сведениям конфиденциального характера относятся:

· персональные данные;

· сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119 - ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

· служебная тайна;

· врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений;

· коммерческая тайна;

· сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что данный перечень не может рассматриваться как закрытый. Действующий ФЗ «Об информации» не требует принятия нормативных актов Президента или правительства для дальнейшего развития понятия «конфиденциальная информация». Более того, закон позволяет обладателю информации самостоятельно решать вопрос о наделении ее статусом конфиденциальной. Поэтому перечень следует рассматривать как примерный.

Данный вывод имеет очень важное практическое значение. Возможность самостоятельного определения статуса информации позволяет ее обладателю вырабатывать способы ее защиты от несанкционированного доступа, использования и распространения, а также предусматривать меры гражданско - правовой ответственности в случае совершения указанных действий. Особое значение вышеназванный вывод имеет для хозяйственных обществ. Как известно, в соответствии с п. 2 ст. 67 Гражданского кодекса РФ участники хозяйственных обществ обязаны не разглашать конфиденциальную информацию.

К сожалению, данная норма не получила своего развития в ФЗ «Об акционерных обществах», который вообще не упоминает о такой обязанности акционеров. Поэтому до сих пор в науке нет единого мнения о том, о какой конфиденциальной информации идет речь. Ряд авторов полагают, что обязанность не разглашать конфиденциальную информацию распространяется только на конфиденциальные сведения, подпадающие под режим коммерческой тайны.

В настоящее время нет четкой и единой классификации видов конфиденциальной информации, хотя действующими нормативными актами установлено свыше 30 ее разновидностей. Определенные попытки такой классификации предприняты учеными. А. И. Алексенцев предлагает следующие основания разделения информации по видам тайны:

§ собственники информации (по отдельным видам они могут частично совпадать);

§ области (сферы) деятельности, в которых может быть информация, составляющая данный вид тайны;

§ на кого возложена защита данного вида тайны (по некоторым видам тайны здесь также возможно совпадение).(11, С.92)

А.А.Фатьянов классифицирует подлежащую защите информацию по трем признакам: по принадлежности, по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) и по содержанию.(22, С.254)

По принадлежности владельцами защищаемой информации могут быть органы государственной власти и образуемый ими структуры (государственная тайна, служебная тайна, в определенных случаях коммерческая и банковская тайны); юридические лица (коммерческая, банковская служебная, адвокатская, врачебная, аудиторская тайны и т. п.); граждане (физические лица) - в отношении личной и семейной тайны, нотариальной, адвокатской, врачебной. Следует отметить, что использование понятий “владелец”, “собственник” в отношении информации содержится в ФЗ “Об информации…”, Законе РФ “О государственной тайне” и ряде других нормативных актов. Это использование, равно как и признание информации в качестве объекта вещных прав и, в том числе права собственности, установленное вышеназванными актами, вызывает большую критику среди ученых и в определенной мере противоречит ГК, так как согласно ст. 128 ГК, информация не относится к вещам. Эта проблема уже освещалась автором, и необходимо признать, что целесообразнее все - таки отказаться от использования вещных прав в отношении информации, а поэтому правильнее говорить об обладателе, как это указано в ст. 139 ГК РФ, а не владельце, пользователе или собственнике информации. В дальнейшем понятия “владелец”, “пользователь” или “собственник” будут применятся только в случае цитирования закона или мнения какого - либо исследователя.

По степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) в настоящее время можно классифицировать только информацию, составляющую государственную тайну. Согласно ст. 8 Закона РФ “О государственной тайне”, устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”. Интересно, что в США и ряде стран НАТО грифы секретности схожи с установленными отечественным законодательством - “конфиденциально (confidential)”, “секретно (secret)”, “совершенно секретно (top secret)”. Для остальных видов тайн данное основание классификации пока не разработано, при этом согласно ст. 8 Закона РФ “О государственной тайне”, использование названных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.(21, С.148)

Следует отметить, что вышеизложенные классификации не являются исчерпывающими и их разработка еще предстоит науке и законодательству. Отсутствие четкой классификации конфиденциальной информации, неоформленность их правовых режимов в законодательстве приводит к значительному числу противоречий и пробелов. Рассмотрим наиболее существенные из них.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О государственной тайне”, государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Как отмечает А. И. Алексенцев, термин “распространение” в данном случае является слишком неопределенным. (11, С.96)

Распространение может быть не только несанкционированным, но и разрешенным, оно может нанести ущерб, а может и не нанести. Этот критерий констатирует возможные последствия распространения сведений, т. е. исходит из обратного, тогда как по логике, скорее следовало бы назвать преимущества, получаемые от того, что сведения находятся в тайне.

Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что в настоящее время видами конфиденциальной информации являются государственная, коммерческая, личная и семейная, служебная и профессиональная тайна, которая, в свою очередь, имеет ряд разновидностей. При этом правовой режим большинства из названных тайн полностью не разработан, а между отдельными документами существуют серьезные противоречия, которые необходимо устранить.

Конфиденциальность

Конфиденциальность. (англ. confidence - доверие) - необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации.

В англо-американской традиции различают два основных вида конфиденциальности: добровольную (privacy) и принудительную (secrecy). (См. Эдвард Шилз - The Torment of Secrecy: The Background & Consequences Of American Security Policies (Chicago: Dee ) В первом случае имеются в виду прерогативы личности, во втором случае имеется в виду информация для служебного пользования, доступная ограниченному кругу официальных лиц фирмы, корпорации, государственного органа, общественной или политической организации. Хотя privacy и secrecy схожи по значению, на практике они обычно противоречат друг другу: усиление secrecy ведёт к нарушению и уменьшению privacy. В тоталитарных и авторитарных государствах под конфиденциальностью, как правило, имеется в виду только secrecy.

Определения

Конфиденциальность информации - принцип аудита , заключающийся в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов , получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам, либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определённой информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия её обладателя .

Конфиденциальная информация - информация , доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и представляет собой коммерческую, служебную или личную тайны, охраняющиеся её владельцем.

Служебная тайна - защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости. Однозначное определение понятия «служебная тайна» в действующем законодательстве РФ отсутствует. Служебная тайна является одним из объектов гражданских прав по гражданскому законодательству РФ. Режим защиты служебной тайны в целом аналогичен режиму защиты коммерческой тайны . В ряде случаев за разглашение служебной тайны закон предусматривает уголовную ответственность (например, за разглашение тайны усыновления , или за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицом, которому такие сведения стали известны по службе) .

Служебная тайна - информация с ограниченным доступом, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне и персональным данным, содержащаяся в государственных (муниципальных) информационных ресурсах, накопленная за счет государственного (муниципального) бюджета и являющаяся собственностью государства, защита которой осуществляется в интересах государства .

Защита конфиденциальности является одной из трёх задач информационной безопасности (наряду с защитой целостности и доступность информации).

Актуальность конфиденциальности

С момента начала использования компьютерных технологий во всех сферах деятельности человека, появилось много проблем, связанных с защитой конфиденциальности. Главным образом это связано с обработкой документов с применением компьютерных технологий. Многие административные меры по защите конфиденциальности частных лиц и организаций утратили свою силу в связи с переходом документооборота в абсолютно новую среду.

При получении личных писем, при заключении договоров, во время деловой переписки, при телефонных разговорах со знакомыми и незнакомыми людьми, человек пользовался различными средствами аутентификации . Личные письма отправлялись с указанием существующего почтового адреса или имели штамп именно тех почтовых отделений, где проводилась обработка таких писем. При заключении договоров применялись бланки, произведённые на типографиях , на которых с использованием пишущих машинок, имевших уникальные серийные номера, печатался текст, который затем подписывался должностным лицом и заверялся печатью организации. При разговорах по телефону, достоверно было известно, что разговор ведётся именно с тем человеком, голос которого был ранее известен. Многие сотни административных мер были направлены на защиту конфиденциальности при общении людей.

С внедрением компьютерных технологий в жизнь человека многое изменилось. При использовании, например, электронной почты появилась возможность указания несуществующего обратного адреса или имитации получения письма от знакомого человека. При повседневном общении через сеть Интернет многие признаки, идентифицирующие того или иного человека в обычной жизни (пол, возраст, степень образования), перестали быть таковыми. Появилась так называемая «виртуальная реальность ».

Быстро и эффективно решить проблемы связанные с защитой конфиденциальности в компьютерных системах невозможно. Появилась необходимость в комплексном подходе к решению данных проблем. Этот подход должен предполагать использование организационных и правовых мер, а также программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту конфиденциальности, целостности и доступности.

На сегодняшний день в организациях для обеспечения корректной работы со сведениями конфиденциального характера существует набор норм. Руководитель организации подписывает перечень сведений, имеющих конфиденциальный характер. В договоре, подписываемом работником и работодателем, существует пункт, в котором говорится об ответственности за некорректную работу с конфиденциальными сведениями, в результате чего при несоблюдении прописанных в договоре норм по работе с этими сведениями, появляется законное основание для привлечения таких сотрудников к административной или уголовной ответственности . А также в организациях имеется комплекс мер, направленных на обеспечение защиты конфиденциальных сведений. Например, такими мерами могут являться: подбор квалифицированного персонала, прогнозирование возможных угроз и проведение мероприятий по их предотвращению, использование различного уровня доступа персонала к информации с различной секретностью.

Так как невозможно детально изучить данную область в короткие сроки, было введено направление по подготовке специалистов в сфере информационной безопасности.

С помощью программно-аппаратных средств защиты информации, представленных различными производителями, можно достичь более высоких показателей эффективности, если применять их комплексно. К таким средствам относят оборудование для криптографической защиты речевой информации, программы для криптографической защиты текстовой или иной информации, программы для обеспечения аутентификации почтовых сообщений посредством электронной цифровой подписи, программы обеспечения антивирусной защиты , программы защиты от сетевых вторжений , программы выявления вторжений, программы для скрытия обратного адреса отправителя электронного письма.

Подобный перечень программно-аппаратных средств, как правило, разрабатывается специалистами в области защиты информации с учётом многих факторов, например характеристики автоматизированной системы, количества пользователей в этой системе, различия уровня доступа этих пользователей и т. д.

Конфиденциальность в законодательстве РФ

Примечания

Литература

  • Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: ИНФРА-М, 2007. - VI, 858 с - (Б-ка словарей «ИНФРА-М»)

Ссылки

  • Конфиденциальная информация в российском законодательстве

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Конфиденциальность" в других словарях:

    Секретность, тайность, доверительность, засекреченность. Ant. открытость, гласность Словарь русских синонимов. конфиденциальность см. секретность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

    конфиденциальность - Свойство информации, состоящее в том, что она не может быть доступна для ознакомления неавторизованным пользователям и / или процессам. Содержание критической информации в секрете; доступ к ней ограничен узким кругом пользователей (отдельных лиц… … Справочник технического переводчика

    КОНФИДЕН ИАЛЬНЫЙ [дэ], ая, ое; лен, льна (книжн.). Секретный, доверительный. К. разговор. Сообщить конфиденциально (нареч.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Конфиденциальность - Этическое требование, применяющееся как в экспериментальных исследованиях, так и в психотерапии. Согласно этому требованию участники или пациенты имеют право на то, чтобы информация, собранная во время исследования или сеанса лечения, не… … Большая психологическая энциклопедия

Поделиться: