Воспитание ребенка в 1 9. Развитие ребенка в один год и девять месяцев

Ваш малыш всегда самый лучший, самый умный, идеальный. Тем не менее, 90% родителей переживают – а соответствует ли развитие их чада нормам, что должен уметь ребенок в 1 год и 9 месяцев? На этом этапе происходит много нового: впервые звучат фразы из 2-3 слов, малыш начинает сам пользоваться горшком и развивается не по дням, а по часам. Расскажем подробно о речевых, физических, психологических особенностях детей того возраста и проанализируем факторы развития.

Нормы развития

У ребенка появляются дружественные связи среди сверстников. Правда совместная игра завязывается редко, в основном симпатии ограничиваются эмоциональным приветствием, обменом игрушками. К друзьям дети охотно подсаживаются, играют хоть и не вместе, но рядом.

В 1 год и 9 месяцев повышается обучаемость. Ребенок быстро запоминает цвета, фигуры, осваивает счет и даже некоторые буквы. Но если материал не повторять, все забывается очень быстро. Примерно 80% детей в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и кишечник, процесс их опорожнения становится контролируемым.

Речь

В 1 год и 9 месяцев ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, произносит не только слоги и звуки, но и слова. Пытается строить простые фразы. Во время чтения он может повторять окончания стихов. Знает, как его зовут, и называет свое имя.

Новые речевые навыки:

  1. появляется вопросительная форма слов и фраз («а это», «кто», «какая»);
  2. ребенок начинает комментировать игровой процесс, большая часть слов носит необращенный характер («вот так», «да», «собрать кубик», «играть»);
  3. речевой запас увеличивается до 20-50 слов.

Слова в этом возрасте произносятся все еще нечетко, могут быть искажены и упрощены («дай ляля», «ди мама», «ябоко»). Часто речь ребенка может понять только близкий взрослый, и то не без помощи интуиции.

Физическое развитие

С каждым днем ребенок становится проворнее. Возрастает его уверенность в себе. В 1 год и 9 месяцев девочки весят 9–12,5 кг, мальчики – на 1–1,5 кг больше. Рост детей колеблется от 81 до 86 см.

Каковы физические навыки ребенка в этом возрасте?

  1. Залезает и слезает на стул, невысокую лестницу без помощи взрослого.
  2. Проходит по широкой перекладине.
  3. Переступает через невысокие предметы.
  4. Бегает, не спотыкаясь и огибая препятствия.
  5. Достаточно умело обращается с ложкой, но иногда вымазывается едой.
  6. Оказывает помощь при раздевании, снимает сам головной убор, обувь.
  7. Переворачивает страницы в книге.
  8. Может ездить на трехколесном велосипеде.

Восприятие

В возрасте года и 9 месяцев ребенок взаимодействует с окружающим миром уже не через маму и папу, а самостоятельно или с их помощью. Он чувствует себя отдельной единицей, но эмоционально все еще тесно связан со взрослым.

Характерные черты восприятия:

  1. стремиться к самостоятельности, употребляет местоимение «Я» («я сам», «это я», «я не хочу»);
  2. реагирует на смену настроения родителя, ведет себя подобным образом (смеется, плачет, раздражается);
  3. ищет одобрения, откликается на похвалу, гордится собой;
  4. чувствует себя уверенно в кругу близких людей, с незнакомыми скован;
  5. контактирует со сверстниками при помощи мимики, жестов, может заглядывать в глаза, брать за руки;
  6. обижается на запреты, может плакать и капризничать, чтобы добиться своего;
  7. пытается разобраться в устройстве игрушек, что часто заканчивается их поломкой;
  8. понимает предназначение предметов (если дать ручку и бумагу, начнет рисовать, лопатку – выкапывать ямку).

Когнитивная сфера

В 1 год и 9 месяцев продолжают активно развиваться мышление, память, внимание. Если ранее для выполнения одного и того же действия малыш использовал разные варианты, то теперь он догадывается, что и как нужно сделать, чтобы решить поставленную задачу. Ребенок может устанавливать связи между предметами экспериментальным путем.

Малыш в этом возрасте обладает следующими навыками:

  1. способен выполнить простое задание (подать ложку, нарисовать круг, снять шапку);
  2. различает цвета и простые формы (красный-зеленый, круг-квадрат);
  3. показывает части тела, минимум 3;
  4. собирает пазл из 4-8 частей;
  5. вкладывает в сортер соответствующие фигурки;
  6. рисует кривые линии, круги, квадрат;
  7. может концентрировать внимание в течение 3-10 минут.

Можно часто услышать утверждение, что мальчики развиваются медленнее девочек. Это не совсем так. У девочек быстрее созревает левое полушарие, ответственное за логическое и речевое мышление. Но зато мальчики лидируют в развитии пространственно-временной ориентации. Они меньше говорят, но мыслят нестандартно. У мальчиков острее слух примерно до 8 лет и ниже кожная чувствительность.

Игры

Дети в этом возрасте очень подвижны. Они любят побегать, поиграть в догонялки. Не менее увлекательное занятие – изучение предметов, особенно тех, которыми пользуется взрослый. Предпочтение отдается эмоциональным играм, например пряткам, где взрослый активно использует мимику, меняет голос. Малышам в 1 год и 9 месяцев нравится выразительное чтение сказок и стишков.

Какие игрушки интересны в этом возрасте:

  • сортеры;
  • конструкторы с крупными деталями;
  • простые головоломки;
  • крупные пазлы из 4-8 элементов;
  • разные виды машин (строительные, пожарная, скорая);
  • пластилин, тесто для лепки, кинетический песок;
  • механическая юла;
  • толокар;
  • матрешка;
  • неваляшка;
  • детская посудка, кухня;
  • магнитная рыбалка;
  • игрушки-попрыгуны (большие резиновые животные, мячи);
  • фигурки людей, зверей, сказочных героев;
  • альбом для рисования, мягкие карандаши, краски;
  • игрушки для улицы (мяч, набор для песочницы, каталка).

Самостоятельная игра может длиться 15-20 минут, за редким исключением – дольше. Малыш все еще нуждается во внимании взрослого, его подсказках, одобрении и восхищении.

Во что можно поиграть вдвоем?

  • Найди два одинаковых предмета. На стол ставят 5-6 видов фруктов (разных чашек, машинок, кубиков), всех в единичном количестве, и только к одной разновидности добавляют пару. Ребенок находит и показывает, какие предметы одинаковые.
  • День-ночь. Взрослый произносит «день», и вместе с малышом начинает активно бегать, топать, шуметь. При команде «ночь» замирает и не шевелится.
  • Повторяй за мной. Родитель показывает движение: погладить себя по голове, присесть, поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши. Ребенок повторяет. Темп постепенно нарастает. Очень весело игра проходит под музыку.

Правильный уход и развитие

Ребенок в 1 год и 9 месяцев развивается очень быстро. Зачастую наблюдаются так называемые скачки, когда за несколько недель малыш вырастает на 3-4 см, внезапно начинает говорить больше слов, строит фразы. Чтобы процесс развития не нарушался, ему необходим правильный уход:

  • сон общей продолжительностью 12–13 часов, из них 1,5–2 часа должны приходиться на день (середину бодрствования);
  • 4–5-разовое питание, состоящее из разных каш, отварного нежирного мяса, рыбы, молочных и кисломолочных продуктов, яиц, фруктов, овощей;
  • соблюдение личной гигиены и обучение простым навыкам (мытью рук, чистке зубов);
  • соблюдение санитарных норм в жилище: регулярная уборка, проветривание;
  • прогулки на свежем воздухе не менее 3 часов в день.

Примерно 40 минут в день (в общей сложности) нужно уделить развивающим занятиям. Это может быть чтение книг, обучение по карточкам (виды животных, фруктов, овощей). В 1 год и 9 месяцев ребенок готов к изучению счета до 3, гласных звуков, геометрических фигур и цветов. Чтобы правильно развивалась речь, рекомендуется чаще разговаривать с малышом, комментировать происходящее вокруг. При этом важно называть предметы своими именами (собаку – собакой, а не «ав-ав», машину – машиной, а не «бибикой»). Также полезны будут физкультминутки, массажи, плаванье. Выбирать нужно из того, чем активно интересуется малыш.

Все дети разные, кто-то развивается и растет быстрее, кто-то – медленнее. С годами отличия стираются, и все приходят примерно к одному уровню. Не стоит переживать, если ребенок отстает по каким-то отдельным показателям. Описание того, что должен уметь ребенок в год и 9 месяцев, примерное. Задержку развития может диагностировать только специалист – невролог. Поводом к нему обратиться является непонимание речи взрослого, малая эмоциональность и подвижность, отсутствие каких-либо слов, плохой вид и самочувствие малыша.

Для ребенка в 1 год и 9 месяцев наступает важный этап формирования личности. Его действия организованы, а взгляд сосредоточен. Еще немного и малыш произнесет первое осмысленное предложение.

Общее развитие

Ребенок продолжает развиваться. Все ярче и выразительнее проявляется темперамент, из которого складывается характер. Родители зачастую путают эти понятия, приписывая своему чаду качества, свойственные взрослым людям. Они награждают малыша нелестными эпитетами - «вредина », «бестолочь», - не понимая, что, став самостоятельной личностью, он будет помнить именно эти моменты и действовать исходя из подобного представления о себе. Поэтому ребенок в 1 год и 9 месяцев еще острее нуждается в понимании и сочувствии, несмотря на свое порой совершенно неприемлемое поведение.

Наращиваются темпы физического развития. Ребенок заметно прибавляет в весе и росте. Крепнет его сила, оттачивается ловкость. И соответственно расширяется сфера интересов. Освоив простейшие функции в быту и повседневной жизни, карапуз начинает озадачиваться тем, что происходит на экране телевизора и компьютера. В это время важно ограничивать или полностью исключать пребывание малыша рядом с подобной техникой. Это поможет предупредить дальнейшие проблемы.

Речь в 1 год и 9 месяцев

Стремительно растет число слов, которые воспроизводит ребенок в 1 год и 9 месяцев. Совершенствуется артикуляция малыша. Уже сейчас от него можно услышать предложения из двух или трех слов и четкое произношение «сложных» звуков: «с», «ш », «ч», что вызывает бурный восторг и радость взрослых.

Уход за малышом

В 1 год и 9 месяцев карапуз становится вполне самостоятельным маленьким человечком, пытающимся всеми силами отстоять свою независимость. Это может сказаться и на распорядке его дня. Малыш отчаянно не желает спать и гулять, когда предлагает мама. Сейчас важно отстоять сложившийся уклад жизни, сохранять режим. Ведь он станет особенно актуальным, когда тот пойдет в детский сад.

Питание ребенка

Рацион и вкусовые предпочтения ребенка в 1 год и 9 месяцев сформированы, очень трудно вносить какие-либо изменения. Но в любом случае надо стараться обогащать меню новыми и полезными блюдами, включающими овощи, фрукты и зелень.

Сон в год и 9 месяцев

В 1 год и 9 месяцев сон ребенка становится короче и беспокойнее. Уложить кроху в нужное время все труднее. На данном этапе незаменимыми помощниками для родителей станут книги. Никакое снотворное не сравнится по силе действия с убаюкивающим чтением перед сном.

Безопасность

Малыш крепнет, область его деятельности растет. Пришло время внимательно пересмотреть и усовершенствовать принятые ранее меры безопасности. Задача родителей – заново обойти весь дом, изучая его потаенные и опасные места с учетом способностей и навыков, присущих ребенку в 1 год и 9 месяцев.

Чему научить малыша?

Ребенок продолжает активно подражать взрослым, но делает это уже гораздо осознаннее. Можно смело начинать приучать карапуза к самостоятельному выполнению правил личной гигиены. В его распоряжении должны быть собственные мочалка, зубная щетка, мыло и полотенце. Малыш быстрее запомнит технику и последовательность действий, ассоциируя их с конкретными личными вещами и принадлежностями.

Развивающие игры

Сортировка предметов по цвету и величине остается важной сферой, которую ребенок в 1 год и 9 месяцев понимает и осваивает. В качестве игр, ориентированных на развитие этих знаний, можно использовать следующие варианты.

Собираем пирамидку по правилам. Пришло время научить малыша подбирать кольца пирамидки в порядке убывания, тем самым знакомя его с понятием числа. Когда ребенок освоит этот замысловатый процесс, его действия будут сопровождаться счетом. В такой непринужденной форме можно провести первые практические занятия по математике.

Собираем урожай. Необходимо вырезать бумажные кружочки разного размера и цвета и, в соответствии с этими характеристиками, назвать их фруктами и ягодами. Далее следует попросить кроху рассортировать кружки по двум корзинам. В процессе игры можно обсудить с ребенком виды, свойства и пользу данных продуктов питания.

На рубеже второго года жизни – малыш не только стремится узнать новое об окружающем мире - он уже по-новому мыслит - и это важнейший этап в развитии его личности.
Поэтому к ребенку нужно сейчас относиться с особым вниманием.

Просто чувствуйте друг друга

Вы в скором времени ожидаете второе День Рождение Вашего малютки? Не устаете удивляться, как ребеночек вытянулся, «повзрослел» и как много теперь понимает?

Однако, любой заботливой маме всегда интересно знать, отвечает ли кроха общепринятым показателям развития для своего возраста. Подробнее об этом – Вы можете узнать в статье - показатели развития ребенка 2-ух лет.

Если же Вы заметили, что Ваш ребенок отстает по каким-то показателям развития , не волнуйтесь, просто на данный момент, это значит, что переходить к более сложным задачам, пока рановато. Каждый ребенок на 2-ом году жизни очень индивидуален в своих возможностях, и только бережное, понимающее отношение к малышу будет первым условием успеха. Разберитесь, в чем причина замедленного развития: быть может, оно связано именно с недостатком совместных развивающих занятий, со слабо организованной игровой средой, окружающей кроху в доме и на улице. А возможно, именно Вам стоит отточить свои педагогические умения и навыки, узнать и применить на практике что-то новое. Для этого – мы всегда к Вашим услугам!

Но, помните главное правило : не нужно сразу же бросаться и загружать малыша сложными и непонятными для него заданиями, ребенок ни в коем случае, не должен чувствовать себя недоразвитым, отстающим. Рецепт во избежание «комплекса неполноценности» достаточно прост – больше родительского внимания и любви. Развитие малыша должно происходить поступательно – переходя от простого к сложному , при этом всегда надо тонко чувствовать возможности малыша, беречь его от излишних нагрузок.

Поэтому и не стоит идти и на поводу у своего тщеславия – стараться делать из малютки «вундеркинда». Ведь последствия такого ускоренного развития трудно предугадать. В том числе, будьте осторожны с распространенными методиками развития «с пеленок» - у них слишком много скрытых опасных «побочных эффектов», таких как появление гиперактивности, бессонницы у малыша, и даже более опасных отклонений. Подробнее об этом – Вы можете почитать наши разоблачающие статьи о развивающем видео, методиках, игрушках. Консультируйтесь только с профессиональными педагогами и специалистами в области раннего детства. Например в любое время - Вы можете задать вопрос на нашем форуме - педагогу или психологу.

Все о развитии малыша…

От 1 года 9 месяцев до 2-х лет ребенок продолжает совершенстввовать свои умения и навыки, которыми овладел в предыдущие три месяца. Как и в то время - ведущими линиями развития остаются - сенсорное, предметно-познавательное, речевое, физическое развитие. Но теперь они обогащаются более сложным содержанием. Так же особую значимость приобретает и социальное развитие.

Социальное развитие ребенка

Ребенок еще активнее, чем раньше, социализируется - входит в мир людей. Например, он не только начинает принимать и исполнять Ваши требования, но и показывает к ним более сознательное отношение. Малыш уже понимает и реагирует на Ваше разрешение («можно») или Ваш запрет («нельзя»), но и может показать свое отношение к событиям и поступкам. Чтобы закрепить эти умения – указывайте на них регулярно - например, «Собачка на улице ела снег - заболела. Поэтому есть снег – нельзя!». (Подробнее о том, как правильно запретить – здесь.) Постепенно вводите в лексикон слово - «надо». «Смотри, какие ручки грязные! Их надо вымыть – и они будут чистые» и т.п. Постепенно ребенок начнет понимать Ваше новое требование.

Можно счастливо вздохнуть - поведение крохи к двум годам постепенно начинает быть управляемым с помощью Ваших обращений к нему. Но и здесь будьте внимательны - ребенок должен слушаться не из-за страха - рассердить Вас, а доверяя Вам, осознанно понимая то, что Вы говорите и поступаете правильно (не правы, а именно, правильно). И, уже исходя из этого, что он будет поступать так, как поступаете Вы. Послушание ребенка должно строиться на исключительном доверии к родителям и, конечно же, любви. Малыш искренне радуется, если его похвалят, но и хвалить нужно тоже умеючи – ознакомьтесь с полезной информацией, как нужно правильно хвалить ребенка.

Необходимо наказать? Не торопитесь шлепать кроху по попе, скажите просто и серьезно: «Я огорчился (ась), из-за того и того… и теперь у меня нет настроения разговаривать и играть»,- это будет самый «страшный» приговор, и заметьте, без насильственных унижений. Вы действительно говорите о своих чувствах, не «Тыкая» при этом ребенка, не зачитывая ему нотации, не говоря свысока, Вы искренни. Кроха ни за что не захочет потерять дружбу с Вами – и только на этом должно основываться его желание слушать Вас. Чуть позже, когда эмоции и у Вас и у ребенка отступят на второй план, можно рассказать, почему так делать нельзя (опасно, недопустимо), что может случится с детьми, которые так делают, и т.п.

Подытожим, что теперь взаимоотношения ребенка со взрослыми будут обогащаются и эмоционально усиливаться на основе доверия, любви, сочувствия, понимания, дружбы, привязанности, сострадания, желания и действовать вместе и т.п.

Но, социальное развитие ребенка на основе этих добрых чувств не может возникнуть спонтанно, без Ваших усилий и примера.

Зеркало для взрослых

Каждую минуту Вы выступаете перед ребенком как модель для копирования. Малыш повторяет за Вами не только все более усложняющиеся действия с предметами (техника и способы выполнения), а также поступки, касающиеся выбора («плохо» и «хорошо»). Такое поведение характерно для малыша возрастного периода 1 год 9 мес. - 2 года 3 мес. - ученые назвали этот феномен «ролью в действии». Проведите эксперимент – попросите кроху показать Вам - как мама говорит по телефону, как папа стучит молотком, и т.п. Просто, ребенок при этом копирует взрослого - причем именно таким, каким он его видит, и подражает этому по образу и подобию. Но уже сейчас, в этом возрасте формируются его привычки, его внутреннее «Я», поэтому нужно особенно осторожно относиться к его «актерской подражательной способности» - подавая ему только самый лучший показательный пример. Поэтому, от Вас потребуется активная педагогическая позиция. Помните, что подражание ребенка Вам – это основа социализации ребенка.

Предметная деятельность

Нейрофизиологи утверждают, что у малыша на рубеже 2-го года жизни - активно развиваются лобные отделы головного мозга. Это как раз те "пульты", которые обеспечивают непосредственно человеческое восприятие и познание окружающего мира. Теперь предметная деятельность крохи не только более устойчивая и продолжительная, но и выбирает он ее уже более целенаправленно.

Новые развивающие игры

Что нового необходимо привнести в игру с дидактическими игрушками? При соответствующем развитии, малыш теперь может выполнять серию занятий на выбор, соотнесение и группировку – более сложные, чем занятия более раннего периода.

Соотнесение предметов по форме

Теперь Вы можете усложнить соотнесение предметов по форме.

Дайте малышу три коробочки разной формы – лучше, если круглую, квадратную и треугольную – с соответствующими крышками. Посмотрите, сможет ли кроха правильно подобрать крышки, скорее всего – у него это легко должно получиться. Также для этих целей неплохо было бы использовать простейшие крупные пазлы (2-4 детали) и вкладыши (квадраты, круги, овалы, треугольники).

Научите ребенка понимать формы – квадрат, круг, треугольник. Соотнесение предметов по форме можно впоследствии разнообразить – учитывая и величину предмета. Например: дай мне большой квадрат (маленький круг).

Соотнесение предметов по величине и цвету

Теперь Ваш кроха сможет справиться и с заданиями на соотнесение предметов по цвету и величине. При предварительной подготовке, он способен различить шарики одноцветные - но большие или маленькие, кубики одного размера - но разных цветов и т.д. Если Вы это еще «не проходили» - то самое время заняться, малыш все схватит на лету!

Настала пора обучить кроху собирать самому пирамидку из 2-3 колец, познать сочетания трех величин: большой - поменьше – маленький. Это задание плавно подводит ребенка к пониманию числа, ведь последовательно собирая кольца по возрастающей величине, он на практике понимает увеличение в системе счета. В дальнейшем, когда кроха усвоит соотношение величин «большой – поменьше - маленький» - и наоборот, можно будет и сопровождать его действия счетом: один – два – три. А скоро и малютка начнет Вам вторить. Но пока это лишь практическое познание «математики» на основе игры.

Группировка предметов по форме, цвету, величине

Хорошо усвоили вышеперечисленные знания? Переходим на новый уровень - задания на группировку предметов по цвету, форме, величине. Например, пусть малыш выбирает из общей коробки - только шарики или только елочки и т.п.

Не превращайте увлекательную игру в занудный урок – представьте ее в виде несложного сюжета. Например: ежик растерялся и просит: «Помоги мне, Ваня, найти все грибочки! Давай разберемся – где тут маленькие – для деток, и большие – для мамы и папы - ежиков». Если дитя не справляется - помогите, покажите. Старайтесь, чтобы словесное пояснение по времени совпадало с наглядной демонстрацией.

Сборно-разборные игрушки

Малыш с удовольствием и подолгу занимается и со сборно-разборными игрушками - например, народными матрешками, а также с предметами-вкладышами (колпачками). К примеру, теперь он сможет самостоятельно раскрыть матрешку, найти меньшую. А с Вашей помощью ему не трудно вновь соединить соответствующие части, а затем вложить малую обратно в большую, и закрыть ее. Кроха познает в этой игре систему соотношения «часть - целое» и «большой - малый» (Принцип прост: меньший предмет можно вложить в больший, но не наоборот).

Такие развивающие игры с дидактическими предметами, помогают формировать интеллект малыша , его аналитико-синтезирующую составляющую. Осознавая сравнения и обобщения, анализ и синтез в игре, ребенок накапливает драгоценный «практический опыт». Вот почему так часто говорят, что «интеллект ребенка раннего детства развивается на кончиках его пальцев» - все это приходит только в практической развивающей игре.

Из приведенных выше примеров не трудно сделать вывод, что на этом этапе развития малыш, при определенной подготовке, свободно может ориентироваться и в плоскостных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник), и в объемных (шарик, кубик, параллелепипед - «кирпичик», призма - «крыша»).

Более того, Ваше чадо способно узнавать фигуры на картинках. Он становится очень внимательным к изображениям. Ведь неслучайно в таком раннем возрасте некоторые педагоги предлагают начинать работу по ознакомлению ребенка с чтением (А. Зайцев, Л. Никитина и др.).

Но будьте осторожны – не переусердствуйте, помните, что традиционная педагогика воздерживается от таких жестких рекомендаций . И небезосновательно: в возрасте двух лет развитие детей протекает очень индивидуально, и на практике обнаруживается закономерность: что одному ребенку идет на пользу - другому будет во вред. Но все-таки, не лишним будет приобретение плаката-алфавита со зверушками. Его можно укрепить на стене – на уровне глаз малыша. Можно взять и кубики с буквами, но использовать их - как обычно, для строительной игры. Убедитесь, что кроха с интересом их рассматривает, и на его вопрос «что это?», называйте звуки. Если ребенок заинтересовался - то сначала следует познакомить его с гласными звуками (а, у, о, и), а потом – и согласными (м, п, в, б...). Пока этого будет вполне достаточно. Время от времени можно повторять изученное, но, обрадовавшись первым успехам - не забывайте, что развитие такого маленького ребенка лучше строить на практической развивающей игре, эстетическом и нравственном воспитании.

Лучшие развивающие игры и игрушки для ребенка возраста 2-ух лет

Нами написан целый цикл статей, посвященный развивающей игровой деятельности для ребенка возраста от 1 года до 3 лет, и не просто так - ведь игра - это неиссякаемый источник развития малыша, в соответсвии с его природой. Чтобы ознакомиться с этими материалами, перейдите, пожалуйста, в раздел: "Лучшие развивающие игры для ребенка 1-3 лет"

Аналогично был создан раздел "Лучшие развивающие игрушки для ребенка 1-3 лет" , эти материалы помогут Вам не запутаться в огромной индустрии ирушек и суметь выбрать только безопасные, только полезные, не псевдо- а действительно развивающие игрушки .

Развитие мышления ребенка 2-ух лет

Обобщенные понятия – понятны!

Новым в развитии ребенка от 1года 9мес. до 2 лет можно считать не только ознакомление с отдельными предметами и объектами окружающего мира, но и усвоение обобщенных понятий. К примеру, поясните малышу, что слово «дом» обозначает место, где живут люди, добавьте, что дом есть и у мышки (норка), у собачки (будка), у белочки (дупло), у птички (гнездо) и т.д. Помогите крохе соорудить «домики» из того, что есть под рукой: подушек, покрывал - в пространстве под столом – "Теперь домик есть и у тебя!" - такая игра придется ему по вкусу. Так же можно привести к примеру и понятие «еда» – рассказать, какое животное что любит кушать, а что кушает малыш. Очень интересно будет обыграть и слово семья – например: семья лошадей – папа-лошадь, мама-лошадь, лошадь-сын. Не стоит пока объяснять ему слова: конь, кобыла, жеребенок – эти пока еще слишком сложно для его понимания – но маму-папу он усвоит быстро.

Игры и занятия с картинками

Кроха теперь узнает не только отдельные изображения на картинках - предметы и живые существа (кружка, дом, кошка), но и с интересом рассматривает картинки с сюжетом (кошка лакает молоко). Конечно, ему гораздо проще разобрать на них то, что видел в жизни сам. Теперь малыш успешно соотносит плоскостное изображение с реальностью. Картинка начинает выполнять для него символическую функцию!

Включите в совместное времяпрепровождение с ребенком и игры-занятия с картинками – это поможет развить его мышление и речь. В 2 года малыш может производить любые классификации изображений - сначала по Вашей просьбе и с Вашей помощью, если ребенок затрудняется. Это можно представить так: «Выбери, что можно надеть на прогулку? Куртку, штанишки, сапожки, шапку? Что еще? Правильно – шарфик! Где тут у нас штанишки нарисованы, покажи! - Правильно!» Затем можно спросить ребенка, что именно на какую часть тела надо надевать: «Сапожки - на ножки, чтобы им было тепло. Шапку? - Правильно, на головку– ушкам будет тепло», и т.д. Подобные занятия будут способствовать формированию интеллекта, развитию символической функции мышления, развитию в последствии более сложной мыслительной деятельности. Кроме того – рассматривать яркие красочные картинки – для ребенка всегда в радость – а это хорошо сказывается на его эмоциональном и психическом развитии.

Кроме того – применение в занятиях изображений позволит малышу развиваться и в эстетическом направлении – ведь к 2-м годам кроха начинает не только понимать, что плоская бумажная картинка изображает именно предмет! Рисунки, иллюстрации, картины - воспринимается малышом как особая форма познания, раздвигающая рамки окружающего мира. Научите его видеть прекрасное, показывая репродукции классической живописи.

Книжки, сказки, иллюстрации…

Ко всему вышеперечисленному ребенок начинает активно инересоваться сказками и книжными картинками . Дети в этом возрасте постепенно отходят от картонных книжек-малышек, больше им нравятся книги-панорамы, раскрывающие в каждом развороте объемное изображение. Если Вы и раньше читали крохе сказки, это не прошло даром, ведь к двум годам он начинает их по-настоящему понимать. Его первыми сказками могут стать "бытовые" сказки («Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок»). Педагоги их называют "бытовыми" потому, что в их сюжетах персонажи действуют, как люди в быту.

Только не стоит торопиться читать ребенку волшебные пространные сказки , потому, что сейчас он не поймет волшебных превращений, действий «как будто», «понарошку» - это его только запутает. Ведь в таком раннем возрасте дети понимают мир таким, каким его видят в действительности перед собой. Поэтому им более понятны различные бытовые ситуации, которые красочно описываются в фольклорных сказках и потешках. Нужно ли говорить о том, что наши старые добрые сказки обогатят внутренний эмоциональный мир ребенка – привнеся в него тепло и доброту, заботу и внимание.

Естественная любознательность в экспериментах

Вы заметили, как часто малыш стал делать «эксперименты» в познании окружающего мира? Кормит кошку с ложечки, одевает любимой игрушке свою шапку – если Вы берете его с собой гулять, а на прогулке поднимает одну часть качели вверх, наблюдая, как опускается противоположная их сторона. Подобные ситуации были и раньше, но теперь они приобрели какой-то особенный смысл – они исходят из усвоенных знаний ребенка. «Я ем с ложки – пусть и киса ест с ложки» - думает он, - «Без шапки на улицу нельзя – замерзну, значит и мишке надо шапку… Почему я беру качель здесь, а движется и другая сторона?»

Эти действия малыша не лишены смысла, хоть мы и не всегда можем его понять. Кроха познает и скрытые от него физические свойства предметов, причем обнаруживает их сам – в практическом действии – и это очень важно, так он продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

Как помочь ребенку в его исследовательской деятельности? Играйте, экспериментируйте вместе с ним! Показывайте, поясняйте, направляйте детское любопытство в нужное и полезное русло. Обеспечьте ему необходимую для экспериментирования и развития познавательной активности – развивающую игровую среду, включив в нее и так называемые игрушки с сюрпризом.

Развитие речи ребенка (2 года)

Активный словарь малыша к 2-м годам возрастает приблизительно в 10 раз по сравнению с полутора годами. У особенно «разговорчивых» детишек он достигает 200-400 слов. И тем не менее, в любом случае развивать речь ребенка можно и нужно.

Несколько полезных советов по развитию речи ребенка (2 года):

При общении с малышом нужно выстраивать понятные для него фразы ;

- Старайтесь делать паузы по смыслу , давая крохе возможность понять, о чем его просят или спрашивают;

Как можно чаще и в разных ситуациях задавайте малышу вопросы : это что? где то-то? как поет петушок (лает собачка, мяучет кошка)? и пр.;

- Давайте ему различные поручения : принеси и назови, покажи, найди, где спрятано, открой, позови и т.п. А добавляя к поручению слово "пожалуйста", а при исполнении - "спасибо" - Вы приучаете малыша к вежливости!

- Старайтесь сделать общение более эмоциональным, меняйте интонацию. Например в игре: за медведя говорите низким баском, а за мышку – тоненьким высоким голосом. А также нужно не забывать - менять силу голоса (громко, тихо) в зависимости от выстраиваемого сюжета игры.

Так же, играя или читая сказку, раскрывайте крохе и мотивы тех или иных действий персонажей . Например, «Курочка Ряба пошла за водичкой. Зачем? – цыпляткам дать попить». Или: «Кисонька-Мурысенька поехала за мукой! - Что она хочет? –Прянички напечь". Не опасайтесь отвечать за ребенка - если он затрудняется. Прием вопроса-ответа оживляет занятие, помогает малышу суметь разобраться в ситуации, понять - как можно выйти из такого «трудного положения».

Новизной в развитии речи крохи в возрасте 2 лет будет умение произносить предложения из двух-трех слов . Это, конечно, удается не каждому ребенку, потому что речевые возможности разных детей индивидуальны, ведь каждый человек уникален по-своему.

Но, чтобы развить такое умение - необходимо давать малышу правильные образцы построения краткой фразы («кошка кушает», «машина едет», «собака спит» и т.п.), при этом комментируя то, что в реальности разворачивается перед его глазами. После этого с «интересом» спросите ребенка о вашем общем наблюдении. Отмечайте и поощряйте его попытки повторить за Вами.

Музыка и ребенок

Не забывайте включать ребенку и музыкальныме произведения, это может быть:
народная фольклорная музыка (колыбельные, танцевальные песенки)
классическая инструментальная музыка (например, «Эффект Моцарта» - ее Вы можете найти в разделе аудиоматериалы)
Детская популярная музыка (песенки из мультфильмов и т.п.)
Инструментальная красивая музыка со звуками природы для детей.

Все это Вы можете найти в нашем разделе аудиоматериалы

Физическое развитие ребенка:

Мы предлагаем Вам ознакомиться со статьей "Гимнастика для ребенка с 1 года до 3 лет " - предложения в там система упражнений основана на методиках известных российских педиатров: К. Д. Губерта, М. Г. Рысса, А. Ф. Тура, которые давно и успешно применяются в детских оздоровительных и лечебных учреждениях.

Выберите индивидуально для своего ребенка наиболее интересные и подходящие по его возможностям несколько из этих 50 упражнений и внедряйте их в игру!

Малыш вступил в последний квартал второго года жизни, продолжая радовать маму и папу своими новыми достижениями. А их в 1,9 немало: ребенок стал еще самостоятельнее, активно взаимодействует с взрослым, начал проявлять интерес к сверстникам, хорошо кушает сам и просится на горшок. Многие дети в этом возрасте осваивают фразовую речь.

Физическое развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

Рост и вес ребенка в 1 год 9 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 1 года 9 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Ответить на вопрос, сколько зубов должно быть у ребенка в 1 год и 9 месяцев, нельзя. Существуют лишь примерные нормативы отечественных педиатров, согласно которым к возрасту 1,9 у детей появляется в среднем 17 зубиков. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает несколько другие цифры - 14-16 зубов считается нормальным их количеством в 1 год и 9 месяцев. И конечно, как и в любом другом возрасте, большее или меньшее количество – варианты нормы.

Режим дня, сна и питания ребенка в 1 год 9 месяцев

Режим дня ребенка в 1,9 примерно такой же, как у полуторагодовалого. Малыш спит днем один раз, 2-3 часа, а ночью 10-11 часов. Общая продолжительность сна за сутки может немного уменьшиться, в среднем в этом возрасте она составляет 12,5-13,5 часов. Период бодрствования длится до 5,5 часов.

В 1 год 9 месяцев малыш кушает 4 раза в день, через 3,5-4,5 часа. Наиболее сытная, калорийная часть суточного меню должна приходиться на первую половину дня.

Психология и психическое развитие ребенка 1 года 9 месяцев

Ваш ребенок ощутимо повзрослел . Теперь он действительно взаимодействует с вами, сотрудничает в игре и общается, можно сказать, по-взрослому. Даже те дети, которые еще почти не говорят, так или иначе выражают свои мысли и эмоции. А с «говорящими» можно вести уже почти настоящий диалог.

В 1,9 ребенок уравновешен и спокоен , с радостным настроением интересуется всем, что происходит вокруг него. Напряженность может вызвать лишь незнакомая обстановка и отсутствие мамы рядом. Малыш стал более самостоятельным, но маму все-таки предпочитает видеть рядом с собой и скучает без нее.

Наиболее ярко в 1 год и 9 месяцев проявляется эмоциональность ребенка . Он выражает радость и интерес, играя с взрослым или самостоятельно. Если малыш, играя, пытается сделать что-то сам, вы обязательно увидите его реакцию – удовлетворение или огорчение – в зависимости от того, получилось ли у него задуманное. Он многое помнит: какую сказку вы уже ему читали и насколько она ему понравилась; в знакомых ситуациях проявляет память об испытанных прежде эмоциях; узнает песни, музыку и показывает это мимикой и речью. Лицо малыша выражает всю гамму его эмоций, от восхищения чем-то новым и любопытным до обиды и огорчения из-за запрета или наказания. И, разумеется, наиболее сильно на эмоциональное состояние ребенка влияет настроение взрослого. Он не только подражает маминому выражению лица, но и проявляет чуткость к огорчениям, радостям и тревогам взрослых.

Коммуникабельность крохи явно увеличилась : он пытается общаться с другими детьми, заглядывая им в глаза, «разговаривая» и привлекая их внимание мимикой и жестами. Появляются первые навыки сотрудничества. Пока общение малышей – это в основном игра рядом, но это уже в какой-то степени социальная адаптация.

Умения и навыки ребенка в 1 год 9 месяцев

Интеллектуальное развитие малыша идет семимильными шагами, в 1,9 он:

  • Различает шарик, кубик, призму и кирпичик. Подбирает нужную форму для отверстия сортера;
  • Ориентируется в размерах – маленький, побольше (средний), большой. Может показать по просьбе взрослого. Находит самый большой и самый маленький предмет из предложенных;
  • Ориентируется в цветах, находит похожий по просьбе взрослого;
  • Рисует прямые и округлые линии. Объясняет, что нарисовал;
  • Может согнуть листок бумаги.

Игра в 1 год 9 месяцев отображает знания ребенка о мире. Он может построить из кубиков знакомый предмет после показа взрослым (забор, лесенка, дорожка). В игре использует предметы-заместители, фантазирует.

Бытовые навыки в 1 год 9 месяцев также усовершенствовались по сравнению с возрастом полтора года. Теперь ребенок:

  • Хорошо ест сам пищу любой консистенции;
  • Может снять (стянуть) и надеть шапку, обуться;
  • Не любит быть запачканным – показывает на грязное лицо или руки;
  • Просится на горшок, сообщая о своих потребностях определенным словом;
  • Знает, где хранятся его игрушки, книги, одежда;
  • Проявляет самостоятельность во многих вопросах, не хочет, чтобы ему помогали, когда он хочет сделать что-то сам.

Речь ребенка в 1 год 9 месяцев

Малыши в 1 год 9 месяцев хорошо понимают картинки с простым сюжетом, несложные рассказы и могут ответить на соответствующие вопросы: «Кто это? Что делает? Кого он встретил? Что растет на полянке? и т.п.». Обсуждение изображений и сказок с ребенком очень полезно, потому что таким способом вы развиваете его логику, внимание и память. При чтении знакомых стишков кроха договаривает последние слова.

Дети в этом возрасте уже могут выполнять просьбы-поручения из двух действий: «подними куклу и положи в корзинку», «возьми машинку и поставь рядом с комодом» и т.п.

Активная речь у большинства малышей в 1,9 включает более 30 слов. Звучание их может индивидуальным или упрощенным. Обычно ребенок в 1 год 9 месяцев использует в общении с взрослым, игре или прося что-либо предложения из двух слов. Появляется словесное обозначение своих и чужих действий.

Ребенок уже все действия делает осознанно. Тело привыкло подчиняться воле (хотя до этого было множество проб и ошибок). Ребенок уже не тянет всё в рот для того, чтобы это исследовать. Он пользуется другими органами чувств: зрение, осязание.

Наталья Калинина

Подскажите какой режим у ваших детей в 6,5 месяцев?
Вот пытаюсь понять не перепутала ли дочка ночь-день или еще что? Она просыпается ночью в промежутке 2-3-4 часа (в каждую ночь по разному) и ГУЛЯЕТ. Она не орет, ничего. ПЕСНИ поет!! вот сегодня встала в 3 и до 6.15 утра не спала! это уже предел. До этого хотя бы 1-2 часа. Свет выключен и с ней не играют, не разговаривают. Думаю может днем высыпается?? днем спит около 5-6 часов.
В ночь ложится в 20.00 ....пока засыпает уже 21.00. а ночью подьем;((
Она всегда с рождения просыпалась около 4 утра, но там я списывала на лето и солнце в 4-5 утра.
Вчера она спала два раза. В 9.40-11.15 и с 13.45 до 16.40. ВСЕ. И в ночь около 20.00 начала укладывать на груди. Заснула только в 21.00.
Что с этим делать? не давать спать совсем?5-6 часов днем вроде норма...

23

Если ребенку дать карандаши и бумагу, то, скорее всего, он не потянет карандаши в рот, а бумагу не сжуёт. Он начнет рисовать.

Пусть эти каракули назвать рисунком еще сложно, но это первый шаг к развитию осознанного творчества ребенка.

В игре ребенок проигрывает простые сюжеты: кормит куклу, укладывает спать мишку. То, что он видит в повседневной жизни. Сюжетно-ролевая игра – основная игровая деятельность у детей на протяжении длительного времени.

Ребенок уже питается тем, что едят взрослые. Он научился последовательно откусывать, пережевывать и глотать твердую пищу. С каждым днем он всё больше пытается делать сам. Пробует сам надевать шапку, мыть руки, пить из кружки, помогает взрослому одевать его: выставляет руку, чтоб просунуть ее в рукав, поднимает ногу, чтоб надели ботинок.

Именно в этот период нужно активно прививать полезные привычки: чистить зубы 2 раза в день (если вы до этого ребенка уже не приучили), .

Психология

Ребенок учится взаимодействовать с окружающими людьми. Так, например, если игрушка не работает или сломалась, то он несёт ее взрослому, чтоб тот её починил. Взаимодействует с другими детьми на площадке: дети могут вместе проигрывать небольшие сюжетные игры, так они учатся совместной деятельности.

Дети в этом возрасте наблюдают за эмоциональной реакцией близких и ориентируются на них в незнакомой ситуации. Рассматривает родителей, как некую «безопасную базу». Например, идёт играть и общаться с окружающими, но оглядывается на родителей или возвращается, чтобы те успокоили его, если он встревожился.

1 год 9 месяцев – начало эпохи «я сам». Не запрещайте ребенку быть самостоятельным. Это важно и сейчас, и в будущем. Вам придется запастись терпением и временем, но совсем скоро ребенок научится делать простые вещи самостоятельно и быстро, и вы увидите несравненное преимущество вашего самостоятельного малыша. Помните, что он может устраивать истерику, если его не понимают взрослые – такая реакция вполне нормальна.

Многие родители водят таких детей на всяческие развивающие занятия, бассейн и прочую развивающую деятельность. Всё это приучает только к одному – к дисциплине.

На самом деле, совершенно нет преимуществ раннего развития детей. Потому что к возрасту 5-6 лет все они примерно выравниваются.

В то же время, занимаясь с пеленок ранним развитием ребенка, мама просто может к моменту, когда занятия с малышом будут необходимы, устать от занятий с ребенком. Поэтому на сегодняшний день большинство занятий с такими детьми – это не более, чем желание мамы, а не необходимость для ребенка.

Ежедневно понимание увеличивается на 1-2 слова и к 1 году 9 месяцам составляет примерно 50 слов. Ребенок в этом возрасте еще может активно сам не говорить (все детки разные и некоторые начинают говорить только ближе к 3м годам), но понимание речи – важный этап развития ребенка.

Поделиться: