Влияние миграционных процессов на формирование американской нации. Формирование нации из европейцев

1. С помощью карт атласа дайте характеристику ЭГП и ПГП США.

Экономико-географическое положение США очень выгодное: Положение основной территории между двумя океанами (Тихим и Атлантическим), наличие широкого фронта морских границ (12 тыс. км) и большого числа естественных гаваней благоприятно для связи с другими странами. Сухопутные границы США с Канадой и Мексикой проходят по условным линиям рек и озерам, способствуя развитию торгово-экономических связей как по суше, так и через море.

2. Попытайтесь мысленно совместить карту районирования США с физической картой страны. В чем состоит своеобразие каждого региона?

Основная территория США, представленная 48 штатами (называемая континентальные штаты), расположена на Североамериканском континенте и простирается от Атлантического океана на востоке до Тихого океана на западе. На юге США граничат с Мексикой, на севере - с Канадой. Кроме того, в состав США входят ещё 2 штата. На крайнем северо-западе американского континента находится штат Аляска, также граничащий с Канадой. В Тихом океане находится штат Гавайи. Граница с Россией проходит через Берингов пролив. США также принадлежит ряд островов в Карибском море (например, Пуэрто-Рико) и в Тихом океане (Американское Самоа, Мидуэй, Гуам и др.).

3. Какие природные предпосылки способствуют экономическому развитию США?

Наличие мощной сырьевой базы (каменный и бурый уголь, медные и полиметаллические руды, нефть), огромные площади плодородных земель, богатство лесных и водных ресурсов, благодатный климат (позволяющий культивировать не только растения умеренного пояса, но также субтропического и даже тропического).

США имеют богатый природно-ресурсный потенциал для развития многоотраслевого хозяйства.

4. Какова роль иммиграции в формировании американской нации?

Иммиграция положила начало формированию американской нации. Подавляющее большинство современных американцев - это потомки выходцев из Западной Европы, Африки, Китая, Индии, Японии, Филиппин и других стран.

5. Как вы понимаете выражения в тексте учебника, характеризующие особенности населения США: «плавильный котел», «лоскутное одеяло»?

В соответствии с моделью «плавильного котла» формирование американской национальной идентичности должно идти по формуле «сплавления», «смешивания» всех народов, при этом предполагается, как их культурное, так и биологическое смешение. А образ «лоскутного одеяла» подразумевает, что процесс ассимиляции различных групп не закончен, и компактно расселенные национальные группы сохраняют свою самобытность.

6. В чем особенности структуры и размещения промышленности США?

Страна остается крупнейшим про¬изводителем в мире промышленной про-дукции, занимает лидирующие позиции, в частности, по масштабам развития электроники, электротехники, аэрокосмической и химической промышленности, выплавке цветных металлов, производству автомобилей и самолетов и т.д. При этом страна находится в группе стран, лидирующих по добыче некоторых ис¬копаемых (угля, нефти, природного газа), а по производству электроэнергии не имеет равных в мире. Основную долю каменного угля по-прежнему дает уникальный бассейн Аппалачей; руды металлов добывают преимущественно в западных штатах, там же наиболее существенна роль ГЭС.

На базе дешевой электроэнергии крупнейшего каскада ГЭС на р. Колумбия и местного сырья на северо-западе страны сложился крупный район цветной металлургии (штат Вашингтон).

7. Почему США предпочитают импортировать нефть, хотя имеют значительные запасы этого ресурса?

США предпочитает импортировать нефть в силу ее более низкой себестоимости за рубежом и экономией своих стратегических запасов.

8. Продолжите предложение: «Производственной основой сельского хозяйства США является...»

Производственной основой сельского хозяйства США является ферма, отличающаяся ярко выраженным товарным характером, высокой производительностью труда, технической оснащенностью, большим объемом и разнообразием производимой продукции.

9. Установите соответствие:

1) нефтяная;

2) машиностроительная;

3) цветная металлургия.

Ведущие штаты: А) Мичиган; Б) Техас; В) Горные штаты.

1 - Б, 2 - А, 3 - В

10. Крупнейшие мегалополисы США:

1) «Босваш», Хьюстон, Калифорнийский;

2) «Босваш», Приозерный, Калифорнийский;

3) Нью-Йорк, Чикаго, Детройт.

11. Установите соответствие:

1) Северо-Восток; А) развитие наукоемких отраслей;

2) Средний Запад; Б) крупнейшие центры нефтедобычи;

3) Юг; В) металлоемкое машиностроение;

4) Запад. Г) располагаются крупнейшие города страны.

1 - Г, 2 - В, 3 - Б, 4 - А

14. Дайте экономико-географическую характеристику одного из крупных регионов США по плану: а) штаты, входящие в регион; б) ЭГП; в) природные условия и ресурсы; г) население, крупнейшие города; д) экономика: промышленность, сельское хозяйство, непроизводственная сфера.

Северо-восток США

а) Регион состоит из двух групп штатов:

1. Новая Англия:

Нью-Гэмпшир

Вермонт

Массачусетс

Род-Айленд

Коннектикут

2. Средне-Атлантические штаты

Нью-Йорк

Нью-Джерси

Пенсильвания

В отличие от Бюро переписи США, другие организации США, например, ФБР и другие относят к Северо-Востоку также штаты Делавэр, Мериленд и округ Колумбия.

б) Для ЭГП этого макрорайона характерны такие черты, как: соседское положение (граничит с Югом и Средним Западом); приморское положение (выход в Атлантический океан). В этом макрорайоне расположены крупные морские (универсальные) порты страны – Бостон, Балтимор, Нью - Йорк, Филадельфия. Важнейшая железная дорога, идущая из Детройта, также проходит через Северо – Восток. Северо – восточный макрорайон США расположен на территории Аппалачского каменноугольного бассейна.

в) На Северо-востоке США преобладает умеренный климат. На территории района располагается северная часть горной системы Аппалачи.

Ресурсы: уголь (преобладают коксующиеся угли и открытый способ добычи; в результате чрезвычайно благоприятных горно-геологических условий добычи себестоимость углей намного ниже, чем в бассейнах Европы), полиметаллические и алюминиевые руды.

г) На Северо-востоке США проживает около 20% от общего населения, при этом район является наиболее густонаселенным. В мегалополисе Босваш проживает около 45 миллионов человек (14 % от общего населения).

Наиболее крупные города: Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Питтсбург.

д) Ведется добыча угля, полиметаллических и алюминиевых руд. Соседство со Средним Западом и Югом, в которых ведется добыча железных (бассейн Месаби) и медных руд, каменного угля, газа и нефти (бассейн Галф), фосфоритов, полиметаллических руд, ка- менного угля, привело к развитию важнейших узлов разных отраслей обрабатывающей промышленности с преобладанием машиностроения, черной и цветной металлургии, текстильной промышленности. В сельском хозяйстве макрорайона преобладают молочное животноводство, специализированное садоводство. Северо – Восток является главнейшим финансовым экспортером (город Нью-Йорк – самый главный финансовый город страны).

15. Можно ли провести какие-либо культурно-исторические, социально-экономические и геополитические параллели между Западом США и Дальним Востоком России? Какие преобразования следует осуществить в нашей стране на Дальнем Востоке для усиления установленных вами параллелей?

Запад США, как и Дальний Восток РФ являются наиболее молодым для своей страны регионами, освоение которых представляет определенную сложность в связи с их пространственной удаленностью от политических, экономических и культурных центров. Оба региона являются наиболее крупными и наименее густонаселенными в рамках своих государств. Несмотря на внешнее сходство, российская и американская колонизация представляли два разных типа освоения, и за общими чертами кроется качественно различное содержание, поскольку разными были общества, эти колонизации предпринявшие. Поэтому так различны результаты: Запад США был в основном освоен к началу XX в., Дальний Восток не освоен до сих пор, так и оставшись по преимуществу поставщиком сырья. Конечно, напрашивается возражение: климатические условия, ведь основная ее часть (почти вся Восточная Сибирь) - зона вечной мерзлоты. Но и большая часть Запада, кроме небольших участков Калифорнии, Орегона и Вашингтона, - это засушливые земли, пустыни и горы. Оба региона трудны для освоения, поэтому потребовалось вмешательство государства.

Условиями для экономической модернизации Дальнего Востока являются:

Привлечение в регион частных инвестиций, используя принцип государственно-частного партнерства

Режимы особых экономических зон

Налоговые преференции для инвесторов

Стимулирование внутреннего спроса и увеличение покупательской способности населения

Существующими проблемами для инвестиций в регион являются:

Удаленность территорий Дальнего Востока

Суровые климатические условия

Отсутствие или ограниченность дорожной инфраструктуры

Недостаток или полное отсутствие энергоснабжения

Неповоротливый бюрократический механизм (решение практически всех вопросов через Москву)

Законодательные пробелы и нестыковки.

112. Особенности американской нации

Известно, что понятие «нация» подразумевает историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, а также характера и этнических особенностей культуры. Все это относится и к американской нации, однако с некоторыми оговорками, которые объясняются особыми чертами ее формирования в условиях постоянного иммиграционного притока. Вот почему на вопрос «Что значит быть американцем?» односложно ответить вряд ли удастся.

Для «отцов-основателей» США и создателей конституции страны это понятие определялось прежде всего принадлежностью к «англосаксонской расе». Именно в национальном единообразии они видели залог единства страны, ее государственно-территориальной целостности. Еще первый президент США Джордж Вашингтон писал об «истинно американском характере» как неотъемлемой черте нации.

Подобный взгляд на проблему господствовал в течение всего XIX в., когда под американским народом подразумевали «белых» американцев – выходцев с Британских островов и из некоторых других районов Европы. При этом предполагалось, что европейские иммигранты неанглосаксонского происхождения, прибывающие в США, должны отказаться от родного языка, обычаев и традиций и перенять систему ценностей англосаксонского большинства. Такой подход стали именовать концепцией «плавильного тигля» (или «плавильного котла»). Он вполне соответствовал национальному девизу страны «Единство в многообразии». В США происходили сложные этнические процессы консолидации, ассимиляции и межэтнической интеграции.

Однако по мере увеличения притока неанглосаксонских, а затем и вовсе «небелых» иммигрантов положение стало изменяться. Характерно, что во время переписи 1990 г. на вопрос «Каково ваше этническое происхождение?» только 5 % опрошенных ответили, что они просто «американцы». Остальные же отнесли себя к разным этническим группам, общее число которых при этой переписи достигло 215! Следовательно, современные Соединенные Штаты, несмотря на их определенное национальное единство, правомерно отнести к числу наиболее этнически дифференцированных стран мира.

При характеристике состава современной американской нации в ней принято выделять три основных компонента: 1) американцев США; 2) аборигенные группы; 3) иммиграционные и переходные группы.

Американцы США составляют подавляющее большинство всех жителей страны. Однако эта группа внутренне отнюдь не однородна и включает в себя по крайней мере четыре подгруппы.

Главную из них образуют «белые» американцы европейско-канадского происхождения. Впервые вопрос об этническом происхождении жителей США был включен в программу переписи 1980 г., и тогда на эту группу пришлось 83 % всех граждан страны. При переписи 1990 г. ее доля уменьшилась до примерно 76,5 %, а распределение «белых» американцев по отдельным этническим группам оказалось следующим (табл. 54). По переписи 2000 г., доля этой группы составила 75,1 %.

Таблица 54

«БЕЛОЕ» НАСЕЛЕНИЕ США ПО ГРУППАМ ЭТНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (1990 г.)

Анализируя размещение отдельных этнических групп по территории США, С. И. Брук отмечает, что граждан немецкого происхождения больше всего в штатах Северо-Западного Центра – Миннесоте, Айове, Южной Дакоте, Небраске, а также в Нью-Джерси. Основная часть итальянцев сосредоточена в Среднеатлантических штатах – Нью-Йорке, Нью-Джерси, Пенсильвании, а также в Род-Айленде и Коннектикуте. Французы компактными группами живут в Луизиане и Техасе, шведы – в Иллинойсе, Миннесоте, Огайо, Висконсине, голландцы – в Мичигане, поляки – в Иллинойсе, Висконсине, Мичигане.

К этому можно добавить, что в размещении дореволюционной, послереволюционной и послевоенной иммиграции из России и СССР русскоязычная диаспора оказалась наиболее широко представленной в Среднеатлантических, Южноатлантических, Тихоокеанских штатах и на Среднем Западе. Для примера можно назвать штаты Нью-Йорк, Нью-Джерси, Флорида, Техас, Калифорния, Иллинойс. Важно отметить и то, что эта иммиграция имеет четко выраженную крупногородскую направленность. Большинство русскоязычных иммигрантов традиционно оседало в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Чикаго, Детройте, Сент-Луисе, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Сиэтле.


Рис. 174. Размещение испаноязычного населения США (1980-е гг.)

Вторую подгруппу американцев США образуют афроамериканцы; в результате смешанных браков большинство из них представлено мулатами. Благодаря более высоким показателям рождаемости и естественного прироста среди афроамериканцев их доля в населении США все время возрастает. По переписи 1990 г., их численность достигла 23,8 млн человек, что соответствовало 9,6 % всего населения. В 2000 г. афроамериканцев насчитывалось уже 33,6 млн (12,2 % населения США), а в 2005 г. – 36,4 млн (12,3 %).

До отмены рабства большинство негров жило в «черном поясе» Юга. Затем многие из них переселились в города Севера, а позднее и Запада. В 1990 г. на Юге жило 53 % негров, на Среднем Западе – 19, на Северо-Востоке – 19 и на Западе – 9 %. В 16 штатах численность негров превышала 1 млн. Это прежде всего Миссисипи, Алабама, Джорджия, Техас на Юге, Иллинойс на Среднем Западе, Нью-Йорк на Северо-Востоке и Калифорния на Западе. Характерно, что 84 % негров теперь живет в городах. К числу таких «афроамериканских» городов относят Вашингтон, Детройт, Балтимор, Филадельфию, да и Нью-Йорк.

Третью подгруппу образуют американцы латиноамериканского (испаноязычного) происхождения, доля которых в населении США растет особенно быстро. В 1980 г. лиц латиноамериканского происхождения насчитывалось 14,6 млн (6,4 %), в 1990 г. – 22,4 млн (9 %), в 1996 г. – 28,4 млн (10,8 %) и в 2000 г. 32,8 млн (11,9 %). К началу 2003 г. выходцев из Латинской Америки стало уже 37 млн (13 %), и по численности они опередили афроамериканцев. Почти 2 / 3 из них составляют мексиканцы, доля которых особенно велика в населении штатов Техас (28 %), Калифорния (31 %), Аризона, Нью-Мексико, Колорадо, Иллинойс. Пуэрториканцев больше всего в штате Нью-Йорк, а кубинцев – во Флориде. Общее представление о расселении испаноязычного населения в США дает рисунок 174.

Четвертая подгруппа – это американцы азиатско-тихоокеанского происхождения. Их численность увеличилась с 3,5 млн человек (1,5 % населения США) в 1980 г. до 7 млн (2,8 %) в 1990 г. и 11,6 млн (3,8 %) в 2000 г. Такой рост объясняется в первую очередь текущей иммиграцией 1990-х гг. Большинство выходцев из Японии, Китая, Филиппин обосновалось в Калифорнии и на Гавайских о-вах. Немало выходцев из Азиатско-Тихоокеанского региона также в штатах Нью-Йорк, Иллинойс, Техас, Вашингтон и некоторых других.

К аборигенным группам относятся индейцы, эскимосы, алеуты и гавайцы. Считается, что к началу европейской колонизации на территории нынешних США проживали около 400 индейских племен общей численностью 1–2 млн человек. К концу XIX в. из-за физического уничтожения и тяжелых условий жизни индейцев осталось всего 200 тыс. Но в XX в. аборигенное население снова стало возрастать, достигнув к 2000 г. почти 2,Змлн человек (0,9 %).

Что же касается иммигрантов и переходных групп, т. е. тех, кто еще не натурализовался в этой стране и не получил права гражданства, то в нее входят сравнительно недавние иммигранты, родившиеся за пределами США. Всего в стране в 2005 г. проживало 38 млн иммигрантов.

Особую проблему для США составляют этнорасовые отношения. На протяжении почти четырех столетий одной из наиболее острых в американском обществе была проблема взаимоотношений «белых» американцев и афро-американцев, основу которой формировала расовая дискриминация последних, а впоследствии и «цветных» жителей страны. Только в 1980-х гг. начался реальный сдвиг к лучшему, а в 1990-х гг. администрации президента Клинтона при помощи ряда действенных мер удалось еще больше сгладить этнорасовые противоречия. Однако, несмотря на это, разрыв в уровнях жизни «белых» и «небелых» граждан США остается еще очень большим. Например, в конце 1990-х гг. за чертой бедности находилась 1 / 10 «белых» и 1 / 4 афроамериканцев и латиноамериканцев. Уровень образования среди «небелых» граждан остается еще заметно более низким, а доля безработных – более высокой.

К этому можно добавить и то, что примерно половина индейцев живет в городах, половина – в резервациях. Общее число индейских резерваций в США приближается к 300. Самые большие из них находятся в штатах Аризона, Нью-Мексико, Южная Дакота, Юта, Вайоминг и Вашингтон, т. е. преимущественно в Горных штатах. Резервация Навахо в штате Аризона имеет площадь 64 тыс. км 7 , что соответствует размерам довольно крупной европейской страны.

Уровень жизни в этих резервациях очень низкий, детская смертность в пять раз выше средней по стране. В конце 2007 г. индейцы племени лакота предприняли беспрецедентный демарш – объявили ни много ни мало о расторжении всех договоров с США и об образовании на территории штатов Северная Америка и Южная Дакота, Небраска, Монтана, Вайоминг и Колорадо независимой «Республики Лакота». Они также призывали индейцев других штатов присоединиться к их «государству».

В американской литературе давно уже много внимания уделяется вопросу о соотношении «белого» населения страны с «черным» и «цветным». В 1960 г. такое соотношение выглядело как 9: 1, в 1990 г. – как 8: 1, а к началу XXI в. еще более изменилось в пользу «черных» и «цветных». Это объясняется как более высоким естественным приростом у «небелого» населения, так и значительной иммиграцией его из Латинской Америки и Азии. Уже в начале 1990-х гг. доля «белого» населения на Севере снизилась до 83 %, на Юге – до 72 %, а на Западе – до 67 %. Одно из важных последствий увеличения численности и доли американцев латиноамериканского и азиатского происхождения заключается в том, что, например, в 1990 г. уже 14 % населения США не говорили на английском языке, который является государственным. В штате Нью-Йорк им не владела почти 1 / 4 , а в штате Калифорния – почти 1 / 3 всех жителей.


Рис. 175. Распределение населения разного национального происхождения в Бостоне (1970 г.)

Характерно, что в последнее время в стране появляется все больше «цветных» городов. Еще в начале 1990-х гг. в 21 городе с численностью жителей, превышающей 100 тыс., «небелые» американцы составляли более 50 % населения, в четырех городах – свыше 70, еще в четырех – более 80, а в пяти – свыше 90 % населения. К числу таких городов относятся, например, Майами (91 % «небелых» жителей), Детройт (84), Вашингтон (73), Атланта (70), Новый Орлеан (68), Нью-Йорк (61 %). А Сан-Франциско уже называют «желтым» городом. Очень часто национальные диаспоры образуют в городах США сложную территориальную чересполосицу (рис. 175).

По расчетам американских экспертов, при сохранении нынешних демографических тенденций к 2080 г. американцы США, по-видимому, перестанут быть преимущественно «белой» нацией, поскольку соотношение «белых» и «небелых» к тому времени достигнет 49,9 %: 50,1 %.

2. Формирование американской нации и ее культуры в поздний колониальный период

Укрепление власти метрополии, начиная со времен Реставрации, потом - после "Славной революции" 1688 - в период правления сванские дома, происходило в ситуации перманентного нарастания противоречий между социально-экономическими интересами колоний и политико-экономическими амбициями английской короны. Развиваясь традиционным для колоний путем, американская экономика ориентировалась главным образом на производство сельскохозяйственной и промышленного сырья, которая использовалась для обогащения метрополии. Конечно, это задерживало технический прогресс, затрудняло движение колоний имманентным для них путем буржуазного развития. Особенность последнего определялась хозяйственной специализацией Юга, Севера и Центра Североамериканского континента, которая сложилась на рубеже XVII-XVIII веков.

На Юге рабовладельческая Плантационное система хозяйства эффективно действовала за счет высокорентабельного производства табака, риса, индиго, хлопка. Необходимость в рабочих руках удовлетворялась за счет увеличения количества черных рабов, численность которых особенно возросла после 1713. Рабство в южных колониях приобрело особенно безжалостных форм, законодательно оформившись в общественную

институт.

До 60-х годов XVII века не существовало специальных законодательных актов, определяющих положение американских нефов. В то время количество рабов африканцев была небольшой, их эксплуатация должна домашнюю форму и не была определяющей для экономического бытия колоний.

В начале XVIII века с переходом к плантационных форм эксплуатации корне меняется социально-классовая структура колониального общества, где расовые различия совпадали с сословными, с распределением на рабов и рабовладельцев. Сложилась развитая организация порабощения. Это изменение в социально-экономическом бытии колоний сопровождалась глубинными процессами социальной, расовой, этнической идентификации американских негров.

В Новом Свете африканцы оказались в положении не только оторванности от культурных, этнических, социальных корней. Они перестали рассматриваться как личности. Возникла ситуация, когда различия в географическом положении, социальном прошлом, языках, религиозных верованиях, огромная удаленность от родины и разбросанность по всей колониальной территории не позволили создать социальную институт для сохранения и развития родительской африканской культуры. Африканцы вынуждены были адаптироваться к новому чужого и враждебного среды. Начался процесс языковой, бытовой и социально-культурной ассимиляции негритянского населения. Оно волновало традиции, обычаи, навыки, английский язык. Этому также способствовало приобщение африканцев к христианству. Широкая миссионерская деятельность баптистов и методистов закладывала новые эмоционально-психологические узы - религию, которая дарила нефам надежду на спасение, избавление от страданий, предоставляла смысл их жизни. Таким образом формировались объективные предпосылки возникновения новой социально-расовой общности.

На формирование уз братства влияла расовая дискриминация, идеология "белой превосходства" и пожизненной "расовой неполноценности" черных. Идеи расизма глубоко проникли в сознание американских колонистов, тормозя темпы ассимиляции, которые были различными в Южных и Северных колониях.

Несмотря на то, что на всей территории Нового Света рабство воспринималось как обычный факт, социально-культурная, экономическая ситуация в Новой Англии создала благоприятные условия для культурной ассимиляции народов. Многоотраслевое хозяйство, превалирование фермерства, развитие городов требовали квалифицированного труда рабов, которых часто считали членами семьи. Они непосредственно сталкивались с домашним жизнью, трудом белых хозяев. Усилилось расовое смешение, в результате которого мулаты стали частью негритянского населения, местного частности. В середине XVIII века в городах Новой Англии появилась прослойка свободных негров.

В отличие от жестоких рабских кодексов Юга, законодательство североамериканских колоний рассматривало рабов не только как частную собственность. Они имели определенные юридические права, лишение их жизни определялось как тяжкое преступление. В Нью-Йорке, Филадельфии возникли первые благотворительные школы для негров.

Развитие буржуазных отношений в более "чистом" виде был характерен для центральных колоний (Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси) и Севера. Преимущество фермерского типа ведения хозяйства, роста его коммерческого направления и связанная с этим производственная специализация стимулировали активность местной промышленности. Это в свою очередь, обусловило большой рост численности населения за счет неангличан - немцев, шотландцев, ирландцев, африканцев. В результате значительно увеличилось количество городов

С развитием ремесленничества и сельского хозяйства, их специализации, рост местного промышленного производства, расширение ассортимента внутренних и внешних торговых морских, речных и сухопутных перевозок формировался единый американский рынок, новая мижколониальна экономическое содружество с крепким комплексом общих интересов. Закладывался экономический фундамент формирования новой нации, создавались объективные условия для объединения колоний в неделимый государственный организм, независимость которого еще надо было завоевать.

Прогресс, достигнутый колониальной экономикой в середине XVIII века, не изменил, однако, ее основного направления. Американское общество оставалось сельскохозяйственным. Не случайно своеобразие условий формирования новой нации, характер национально-освободительного движения определялись спецификой развития аграрных отношений, на фунте которых в сельском хозяйстве в будущем сформировался американский путь развития капитализма. Система земельных отношений сочетала феодальные учреждения, плантационную и фермерские хозяйства.

Сельскохозяйственный труд идеализируется массовым сознанием как деятельность, которой испокон веков занимались американцы, начиная с пионеров переселенческого движения. Она выступает основным залогом жизненности и гармоничного расцвета общества и его граждан. Позже образ человека земли - фермера - стереотипизуеться национальным сознанием как олицетворение божественной избранности, праведности жизни, носителя самых почитаемых добродетелей будущей американской нации - трудолюбия, патриотизма, естественности, честности. Не случайно Америку представлять как страну независимых фермеров, которые являются основой его свободы. Надолго этот стереотип станет глубоко укоренившейся культурной традицией.

Значительное влияние на формирование американской нации имело развитие политико-правовых отношений, рост политического самосознания колонистов. Долгое время (до середины XVIII в.) В них вызревала идея экономической независимости, но процессы социальной жизни колоний постепенно приобретали все более острый политический характер и выразительного национального оттенка. С углублением противоречий между колониями и метрополией распространялся патриотическое движение, участники которого выступали против экспансионистской политики Англии, критиковали ее меркантилизм по политико-экономической жизни колоний. Признание английского подданства и связанные с ним права и привилегии со временем дополняются новым для поселенцев чувством приверженности американской отечества, к земле, где они родились и выросли, осознанием общих относительно метрополии интересов.

Своеобразие "американской" ситуации заключалась в том, что формирование единой нации переплеталось как с борьбой за освобождение от колониальной зависимости, так и с ростом демократического движения в колониях, борьбой за политико-экономические изменения во внутренней жизни.

Ко второй половине XVIII века в американском обществе, в отличие от западноевропейского, социально-классовая дифференциация была менее выразительной из-за большей "мобильность" населения. Поэтому, несмотря на углубление классового размежевания, формы социального протеста не достигли той остроты и масштабов, которые характеризовали общественную жизнь стран Старого Света. Кроме того, этому способствовала и наличие большого пространства "свободных" земель Дикого Запада, что позволяло избегать жестоких репрессий от победителей в том или ином классовом конфликте. Постепенно образовался общий фронт борьбы за национальную независимость и демократизацию внутренней жизни колоний. В процессе развития патриотической кампании появились новые формы демократического движения. На смену "политике законодательных дебатов" пришла "политика улице", политика массовых выступлений "низов", возникли первые революционно-демократические организации "Сынов свободы", которые сыграли важную роль в освободительном движении, в становлении мижколониальних связей. Начало и середина XVIII века отмечены культурной, общественной и политической деятельностью выдающегося представителя американской нации, имя которого больше почитается народами Америки - Бенджамина Франклина (1706- 1790 ГГ.). Сын ремесленника, он прославился в научных кругах как ученый с передовыми взглядами, который сделал ряд изобретений, связанных с природой электричества, пропагандируя научное естествознание и выступая против религиозного фанатизма. Американский ученый оставил также научные работы, посвященные вопросам истории и политэкономии. Как активный сторонник развития буржуазных отношений (с идеализацией характерных для них товарно-денежных отношений) Б. Франклин доказал наличие взаимосвязи между стоимостью товара и количеством затраченного на него труда, критиковал систему рабовладения, доводя большую эффективность буржуазного предпринимательства.

Перу Б. Франклина принадлежит один из первых документов американской истории, в котором предусматривался движение североамериканских колоний в имманентному направлении - план их объединения в союз. Предложив в 1754 году соотечественникам новый путь развития, Б. Франклин стал в будущем одним из выдающихся лидеров борьбы колоний за политико-экономическую и духовную независимость. Как идеолог буржуазного просвещения, стремясь реализовать свои теоретические взгляды на практике, Франклин стоял у истоков формирования национального образования. С его именем связывают создание в 1727роци Филадельфийской хунты, задача которой состояла в образовании горожан, появление в 1743 году Американской философского общества.

Культурно-просветительская деятельность Б. Франклина была одной из составляющих единого процесса роста самосознания национальной буржуазии (которая формировалась в настоящее время), процесса значительных изменений в сфере идеологии и культуры, развития образования, науки, литературы и искусства. Поддержка Б. Франклином просветительской идеи о неограниченных возможностях и самобытность свободной личности способствовала формированию в культурной среде американских колоний идеала экономического человека, который отвечал идеологии молодой буржуазии. Господство традиционной "общинно-коммунальной" этики меняется коренным ревизией концепции взаимоотношений отдельного индивида и общества, и, соответственно, проблем собственности. Моральная автономия экономической жизни каждого человека, собственность которой является ее неотъемлемым правом и признаком ее авторитета, самостоятельность и опора на собственные силы, свободная конкуренция предлагаются как стандарт образа жизни.

Усиливаются поиски компромисса между принадлежностью к общей системе моральных требований и ориентацией на материальный и социальный успех. Средством его достижения предлагается трудолюбие. Эта добродетель, рядом со скромностью, справедливостью, решительностью, бережливостью, по мнению Франклина, позволит достичь того "умного процветания", в котором нашли компромисс гражданин и индивид, человек почувствовал бы себя реально свободной и морально чистой. Предлагается принцип надежды на самой себя, на свой здравый смысл, отстаивается право на самостоятельный выбор целей, форм и методов деятельности. Деньги, частная собственность, материальное благополучие рассматриваются как символ личного достоинства, следствие индивидуальных усилий, способности к индивидуальной состязательности. В рациональной жизненной поведении, культе "личного успеха" в секуляризованной виде проявляется идея профессионального призвания пуританизма. Духовный климат американских колоний, жизненные общественные установки, американская культура труда в значительной степени формировались под влиянием протестантской идеологи ". Проблема веры привязывалась к проблеме честного выполнения своих профессиональных обязанностей. Бедность приравнивалась к состоянию болезни, тогда как частная собственность, деньги стали признаком божественной избранности, благодати, праведности. Освящая экономическую деятельность, морально оправдывая богатство, протестантизм стал формовочных фактором процесса утверждения нового буржуазного типа личности, распространение духа деловой творчества.

Унаследованные от первых поселенцев вера в величие осуществляемой дела, трудолюбие, умение ценить время и усилия, бережливость, изобретательность в "новом мышлении" американцев приобретают романтической привлекательности. их пытаются подражать, направляя на достижение личного материального достатка и социального положения. Не случайно американский фольклор и литература колониального народа возвышенно воспевают труд, воспроизводят образ человека-труженика, который позже вырастет в один из стереотипов национальной американского сознания. Устное народное творчество белых поселенцев, негритянский фольклор наделяют легендарных героев (Пол Бамъян, Пикос Билла, Джона ГЭМР - лесорубов и бурильщика) большой физической силой, энергией, хозяйственной смекалкой, настойчивостью. Они берут верх над техникой, сводят горы, вырубают каньоны, вырывают реки, даже женщины - героини сказок, преданий, песен - чаще изображаются как мужественные, сильные создания. Все эти черты присущи не только мифологическим героям - людям, но и животным.

Укоренение в повседневной жизни американцев этических качеств, которые провозглашаются протестантизмом, культ труда и личного успеха формируют новое отношение к миру - американский индивидуализм, который был для той культурной

ситуации конкретно-историческим форме гуманистической идеологии.

Буржуазное просвещение, которое начало овладевать умом американцев, пока не господствовало в целом в интеллектуальных сферах. Так, система высшего образования, колониальная наука остаются под наблюдением церквей разного направления священнослужители составляли значительную часть образованной элиты общества. Усвоения практических знаний наряду с богословием культивировалось в колледжах, возникновение которых было связано прежде всего с инициативой и активной деятельностью религиозных деноминаций. Более того, в ситуации кризиса кальвинизма много высших учебных заведений, принципы организации и обучение которых формировались под влиянием английских университетов, стали оплотом ортодоксальных религиозных традиций.

Однако секуляризационных процессы постепенно проникали и в эту сферу (хотя следует заметить, что на американской почве они вылились в религиозно-обновленные реформаторские течения, антиклерикального же движения не существовало). Потребности экономического и социального прогресса стимулировали развитие научно-технических знаний. Они стали важной составляющей культуры будущей американской нации. Известный практицизм местного менталитета обусловил первоочередное развитие прикладного знания, главным критерием которого была полезность. В науке колониального периода, развивалась благодаря энтузиазму отдельных ученых-любителей, царил любительский подход к наукам, ориентация на авторитет Англии и Ньютона.

Эта ситуация была характерной для культурной жизни северных и центральных колоний (особенно для Новой Англии). Различия в социально-экономическом и общественно-политическом устройстве Юга и Севера Америки сильно сказались и на основных направлениях развития этих регионов. Стоит обратить внимание на элитарность культуры и искусства южных олигархических колоний (прежде Вирджинии как культурного центра Юга), ее ориентации прежде всего на духовные ценности, "импортируемые" из Англии, и национально-демократические культурные тенденции Севера.

Преимущественно англичане по происхождению, американские колонисты не могли не создавать что-то новое, национальное, самобытное иначе, чем как на фундаменте европейской культуры. Но особенности жизни поселенцев, специфика их жизненного уклада в целом определили пути и средства изменения старого и рождения нового. В горниле рождения национальной культуры переплавлялись обычаи и традиции многих народов Европы и Америки. Так, на большей части колониальной Америки английский язык становится основной в общении. Пестрота национального состава иммигрантов, влияние языковой культуры аборигенов определили своеобразие колониального речи, на почве которого сформировалась единая, отличная от английской, речь с большим количеством неологизмов, сленговых элементов, специфической произношением.

Своеобразным сочетанием европейской, африканской и индейской культур возникает художественная культура этого периода. Если в XVII веке господствовали религиозно-пиеттични настроения доминировали дидактические поэмы религиозного содержания и медитативная лирика, метафизическая поэзия, то XVIII века стало важнейшей вехой в развитии американской литературы, существенно изменив соотношение ее жанров в пользу светских произведений, прежде всего публицистики.

Газетно-журнальная литература, взаимодействуя с различными жанрами устного народного творчества, формирует специфическую языковую культуру, которая ориентировалась на определенную "карнавализация" сознания, народный стиль. В недрах массовой культуры начался процесс обновления жанровой и стилевой литературной системы. Проповедь и анекдот, лекция и устная история, эссе и небывальщина, заимствуя друг у друга определенные элементы, утверждают новый пафос - познание жизни и самоопределение.

В этот период была подготовлена почва для возникновения национально-самобытной художественной литературы, расцвет которой приходится на эпоху романтизма.

Специфической была и ситуация в сфере изобразительного искусства. Прагматизм культурного сознания американцев обусловил возникновение и массовую популярность портретной живописи. Он привлекал прежде всего своей позаестетичною функцией. Портрет как неотъемлемая часть быта американской семьи хранил для потомков информацию о социальном статусе, нравственные ценности, характер и внешность ее членов.

Портретная живопись становится специфическим летописью времени, в котором отразился процесс преобразования переселенца-колониста в американца. В портрете своеобразно отразилось характерное для американской художественной литературы сочетание в образно-художественной строении произведения социального, типичного и личного, индивидуального. Непрофессиональные народные художники - линмеры - начинают традицию прозаизма в отражении действительности. Конечно, и здесь проявилось влияние пуританизма как структурообразующим элемента художественного мышления американских колонистов. Через индивидуальные характеристики героев портрет создавал некий обобщенный образ достойной, волевой, целостной и самодостаточной человека с ясным осознанием своей особой миссии, призвания и значимости. Отсутствие интеллектуальной сложности, внутренняя, без внешних украшений, величие воплощенных образов ("старайся быть простым и понятным: высшее красноречие - в простоте" 1) были отличительной чертой искусства примитивистов, искусства, которое стало неотъемлемой частью американской национальной культуры. Пейзаж как самостоятельный жанр встречался в XVIII веке очень редко. Если художественную жизнь колоний предложило специфически американский жанр портрета, то по музыкальной культуры оно оказалось более зависимым от европейских традиций (так же, как и в архитектуре, где были распространены традиционно европейские типы сооружений). Городское музыкальное жизнь развивалась преимущественно усилиями европейских музыкантов и местных дилетантов. Наряду с хоровым искусством развивались светские жанры песен, баллад, танцев. Оперно-симфоническая культура, которая в то время была одним из самых высоких достижений европейских народов, на американском почве не прививалось. Однако XVII-XVIII века отмеченные существенным явлением в американской культуре - созданием одного из самых интересных разновидностей американского фольклора - его афроамериканского или негритянского элемента. Сложившись в результате сочетания антлокельт-ских и африканских музыкально-стилистические черты, негритянская музыка стала в будущем источником возникновения специфически американских жанров - спиричуэлс, блюза и других.

Не только музыкальное искусство испытывало на себе влияние африканской культуры. Американская литература XVIII века, изобразительное искусство обогащаются произведениями первых негров-писателей - Л. П. прихоти, Ф. Уитли, Ю. Гэммон, художников - Дж. Джонсона, С. Мургеда. Стала широко известной в культурной среде колониальной Америки деятельность врача Д. диргемы математиков Т. Фуллера и Б. Баннекера. Талант черных рабов мастеровых способствовал развитию декоративно-прикладного искусства,

* Фурсенко А. А. История США: колонии в середине XVIII в.: В 2 т. Москва, 1983. Т. И. С. 89.

в частности резьба по красному дереву. Переплетаясь с художественной культурой белых колонистов, негритянская культура становится неотъемлемым элементом становления специфического духовного облика американской нации.

Таким образом, XVIII века в американской истории - время формирования новой великой нации. Время его рождения приходится на ситуацию социально-экономического и духовного подъема, вызванного развитием буржуазных отношений, которые коснулись всех сфер колониального жизни. Процесс формирования американской нации, ее культуры был связан с экономическими и политическими изменениями внутренней жизни колоний, их борьбой за освобождение от колониальной зависимости. В середине XVIII века четко наметились признаки тех характерных черт, которые в дальнейшем будут составлять самобытное лицо американской культуры. Эти признаки, при всех региональных, социально-экономических, общественно-политических и культурных особенностях, обнаружили глубокую, общую для всех колоний тенденцию формирования государственного организма, независимости и расцвета которого нужно было еще добиться.

Введение

Предметом исследования в работе является формирование государства и возникновение единой нации из различных рас и народов.

  • 1. Рассмотреть исторический аспект в формирование государства США и американской нации.
  • 2. Рассмотреть революционные изменения в миграционном законодательстве, направленные на снятие региональных и расовых ограничений.
  • 3. Выявить особенности нового подхода и отмены дискриминационных квот.
  • 4. Рассмотреть компромисс, направленный одновременно на легализацию многих иммигрантов, уже находившихся в США, и создание препятствий для нелегальной иммиграции в будущем.

История создания США

Формирование нации из Европейцев

Соединенные Штаты создавались на основе английских колоний. Первоначальным ядром американской нации были англичане и выходцы из Ирландии и Шотландии. Но вместе с тем большую роль в этом процессе сыграли выходцы из других стран «западной Европы, а с конца XIX в.-- и из Восточной Европы и отчасти Азии. В колониальный период шло слияние населявших английские колонии иноязычных элементов -- шведов, немцев, голландцев и многих других с английскими поселенцами. Часть этого населения составили жители недолговечных, впоследствии захваченных Англией колоний ряда европейских государств; частично это были иммигранты, прибывшие из стран Европы непосредственно в английские североамериканские колонии. Ни голландцы, ни шведы, ни другие колонисты не создали здесь сколько-нибудь крупных этнических образований и в основном влились в американскую нацию.

Те группы населения, которые до сих пор сохраняются в составе американской нации в отдельных районах с преобладанием той или иной языковой группы (поселения норвежцев, голландцев, французов, швейцарцев и др.), свидетельствуют о том, что американская нация -- еще молодая нация, в которой новые поступления иммигрантов перевариваются далеко не сразу. В течение ряда поколений они сохраняют некоторые особенности быта и культуры своих предков.

Целый ряд обстоятельств способствовал сохранению этих особенностей у одних групп и более быстрому стиранию национальных особенностей -- у других. Одним из наиболее показательных признаков является сохранение в быту родного языка. Те иммигранты, которые не сталкивались и США с дискриминацией или страдали от нее меньше других, быстрее смешивались с общей массой американцев, вступали в браки с американцами, постепенно утрачивали свой язык, переходя на английскую речь, забывали свои обычаи. Это относится прежде всего к выходцам из Западной Европы-- к датчанам, шведам, финнам, норвежцам, немцам. Вместе с тем оказывается, что есть группы, которые ассимилируются не менее быстро: греки, армяне, румыны, украинцы. Это и понятно: их в США мало (например 274 тыс. греков по сравнению с 4950 тыс. немцев) и они довольно легко растворяются в общей массе англоязычного населения. Большое значение имеет также и расселение тех или иных групп. Жители сельских мест, живущие компактно, сохраняют обычаи и родной язык дольше (среди жителей США, говорящих по-норвежски, население сельских мест составляет несколько более одной трети, а у армян горожане составляют подавляющее большинство).

В связи с теми препятствиями, которые встречала эмиграция из стран Азии, включение уроженцев Азии в американскую нацию было затруднено. Значительные группы иммигрантов из стран Азии и др. живут в США в условиях изоляции от остального населения, и ассимиляция в таких группах протекает медленно. Это относится к японцам, китайцам, пуэрториканцам. Однако, если они не живут совместно в значительном числе, а вкраплены среди американцев, то и переход их к английскому языку происходит скорее, и смешанные браки -- явление довольно обычное.

Но и для иммигрантов из европейских стран процесс ассимиляции также сопровождается определенными трудностями. То обстоятельство, что в английские колонии, а позже в Соединенные Штаты прибывали, люди из стран, где уже образовались нации, и приносили с собой свои традиции, свою культуру, свой язык, создавало своеобразие национального развития американцев. Долгое время, а для некоторых этнических групп и по сей день, этнические особенности отдельных национальностей сохраняются. Это относится к тем районам, где издавна живут сравнительно большими массивами выходцы из различных стран. Выходцы из Швейцарии и Норвегии в Висконсине, потомки французских колонистов в Луизиане,-- все они, будучи американцами, вместе с тем хранят многие национальные традиции своих предков.

Чем больше развивался капитализм в Америке, тем скорее стирались этнические различия. Смешанные браки, переселения в глубь страны, во время которых жители разных колоний, поселяясь с людьми другой национальности, иной религии, теряли свою обособленность, -- помогали стирать эти особенности. Этническая пестрота американцев послужила поводом для всякого рода расистских предрассудков, насаждая и развивая которые американская буржуазия в свою очередь тормозит ассимиляцию многих этнических групп. Отсюда особые национальные кварталы в американских городах, двуязычие и другие явления, свидетельствующие о том, что процесс включения целого ряда этнических групп в американскую нацию проходит мучительно медленно. Вместе с тем часть американской буржуазии, ссылаясь на происхождение своих предков из какой- либо европейской страны, завязывает с этими странами не официальные связи, привлекая оттуда иммигрантов в своих корыстных целях. Многонациональная буржуазия США наживается за счет своих соотечественников, вновь прибывших в США и не знакомых с обычаями страны и ее языком. «Итальянские», «ирландские», «шведские» и прочие боссы, пользуясь своими ирландскими или шведскими именами, пытаясь затормозить рост классового сознания, завлекают в свои сети неопытных людей под предлогом помощи соотечественникам. Они всячески поддерживают в них сознание национальной обособленности. В качестве примера можно привести шведов г. Чикаго и близлежащих к нему городов и сельской местности. Политические боссы шведского происхождения держат в руках голоса избирателей этой части США, где живет много выходцев из Швеции. В городе множество магазинов, гостиниц, ресторанов, всякого рода обслуживающих учреждений, где иммигранта из Швеции обслуживают на шведском: языке: ему укажут, где найти квартиру, в какую церковь пойти, в какую школу устроить детей, помогут найти работу.

Поделиться: