В каких случаях смету составляет подрядчик. Кто согласовывает, а кто утверждает смету? Смета на строительные работы Кто утверждает и согласовывает сметы

Чтобы вести надёжное и при этом грамотное строительство, важно строго учитывать все статьи расходов. Для этого предусмотрена такая операция, как расчет сметы. В рамках данного документа определяются существенные задачи строительства в целом, просчитываются предстоящие траты. Благодаря этой бумаге можно своевременно отказаться от ненужных расходов. Поэтому важно не только правильно составить смету, но и утвердить, согласовать бумагу в установленном порядке.

Что собой представляет строительная смета?

В целом, смета проекта - это документ, где в подробной форме объединены все затраты по нему, чтобы возвести или отремонтировать некую постройку. Здесь указываются как крупные, так и самые мелкие траты. Преимущественно это строительные материалы с указанием их стоимости с последующей калькуляцией расходов. Помимо этого, в бумагу вносятся траты, связанные с реализацией каждого из этапов работы, даже если их реальное выполнение возлагается на подрядные организации.

Если верно подготовить документ, соблюсти порядок утверждения смет и прочие существенные детали, предупреждаются неэффективные расходы финансов. К тому же именно благодаря смете значительно упрощается ведение учета оставшихся материалов для будущих работ из тех, что были предварительно закуплены.

Смета и ее особенности

Действующее законодательство страны ни в коей мере не регулирует экономическую часть бумаги. Тем не менее оно требует от организации подготовки полного комплекта технических документов, в число которых входит и смета. Специалисты уверены, что в зависимости от отражённых в смете работ появляется возможность оценки качества выполненных работ по проекту. Ведь чем более качественные материалы будут закуплены и наняты более квалифицированные рабочие, тем лучше будет выполнена работа.

Деятельность любой современной строительной компании невозможна без составления сметы. Этот документ наглядно демонстрирует, куда были потрачены средства. Причем она актуальна как для крупных фирм, так и для частных лиц. В каждом конкретном случае кто согласовывает, а кто утверждает смету, будет зависеть от того, кто принимает участие в строительстве в лице заказчика и исполнителя.

Существенные моменты при составлении сметы

Инвестор может вложить имеющиеся финансовые средства исключительно при наличии определенного плана работ. Причем особое внимание уделяется именно этапу планирования, которое исключает лишние расходы в дальнейшем.

Важно понимать, что полноценный контроль возможен только при работе по так называемым локальным сметам. В ней отражаются все манипуляции, проведённые подрядчиком, на которые были выделены деньги.

Основные разделы документа

В соответствие с действующими правилами и рекомендациями, в каждой всегда присутствуют следующие разделы:

  1. Накладные расходы - это траты, обусловленные организацией процесса как такового, в том числе его обслуживанием и управлением.
  2. Прямые расходы - траты, которые необходимы для закупки основных материалов, приобретения либо аренды инструмента и оплаты работ.
  3. Прибыль - она представляет собой вознаграждение, полагающееся подрядчику.

Каждая из работ должна быть привязана к стоимости, чтобы оперативно отслеживать финансовые траты, оценивать оставшиеся суммы.

План составления сметы

Чтобы разобраться, как составить строительную смету, нужно изначально подготовить план.

Проект является основным документом, на который опираются при формировании сметы. Самый первый лист данного документа - это титульный, где содержатся основные данные по проекту, а также данные лиц, кто подписывает в смете «согласовано» и «утверждаю». Остальные пункты документа отражают информацию о базовых этапах предстоящей работы.

Для подготовки такой бумаги требуется полный объем информации. В том числе необходимые материалы и перечень работ, необходимость привлечения спецтехники и специалистов того или иного профиля.

Следующий пункт плана составления документа - это расчёт стоимости каждой составляющей в зависимости от актуальных норм и действующих расценок.

Этапы составления сметы

После того, как станут известны все расценки в смете, можно переходить непосредственно к её составлению. Процесс предполагает несколько последовательных этапов, а именно:

  1. Определение необходимых трат. В данном пункте фиксируются этапы работ и соотносятся предстоящие траты.
  2. Расчёт общих затрат. Здесь рассчитывается общая стоимость всех работ, определённых на начальном этапе.
  3. Определение оплаты труда. Конечная сумма будет зависеть от вариантов расчёта - по почасовому либо сдельному варианту.
  4. Высчитывание расходов, связанных с закупкой материалов , на основе их необходимых в работе объемов.
  5. Итоговая оценка и корректировка сметы.

По готовности документа остаётся лишь правильно разобраться, кто согласовывает, а кто утверждает смету, и поставить соответствующие подписи ответственных лиц в нужных местах при ее согласовании.

Разновидности смет в современном строительстве

На сегодняшний день практическое применение нашли несколько разновидностей смет. Каждая из них имеет свои особенности, которые непременно должны приниматься во внимание в ходе подготовки документа.

Локальные сметы

Эта бумага представляет собой смету на монтаж или строительство - на определённый их этап. В ней отражаются необходимые материалы и прочие ресурсы.

Обычно в рамках локальной сметы информация отражается по мере необходимости выполнения работ - для каждого из элементов.

При работе в рамках одного проекта над рядом строений потребуется составить такую бумагу на каждое их них.

Объектные сметы

В этом документе объединяются имеющиеся сметы локального типа. В нём можно найти совокупные траты, а также общие лимитированные вложения, к числу которых относятся требующиеся временные постройки и непредвиденные траты.

В объектной смете на строительные работы указываются все расходы, которые имели место в ходе выполнения работ.

Изредка допускается ведение работы только по локальным сметам. Обычно это актуально для частного строительства.

По итогам готовых смет осуществляется сметный расчёт, а также сводка всех затрат. Обычно это также не касается работы с частными лицами.

Особенности бюджетных смет

Ответ на вопрос, кто согласовывает, а кто утверждает смету, во многом зависит от её типа. Так, с бюджетными документами работают в том случае, когда финансы на выполнение работ выделяются из средств государства. В этом случае необходимы следующие особенности:

  • проведение экспертной оценки с участием проверяющих лиц, представляющих сторону государства;
  • чёткая регламентация правил составления необходимых бумаг и проведения проверок;
  • в силу особенностей бюджетных организаций в сметах для них не всегда могут применяться методики ведения расчётов для полноценного отражения трат, имеющих место в ходе проведения работ.

Особенности коммерческих смет

Независимо от того, каким образом финансируется проект, на него обязательно готовится смета для расчёта предстоящих вложений.

Если не предполагается использования бюджетных средств, допускается ряд послаблений в плане подготовки и оформления сметы. Допускается отхождение от действующих унифицированных норм и положений. Основное преимущество данного факта в том, что может применяться любая методика расчёта, подходящая в конкретном случае, если она в полной мере отражает поэтапную и итоговую стоимость будущего строительства.

Важные детали подготовки строительных смет

Сложнее всего подготовить строительную смету, когда в лице заказчика выступает государство. Здесь важна каждая деталь, в том числе и сроки выполнения строительства.

Дело в том, что, когда публикуется информация о предстоящем объекте на соответствующем портале, смета к нему уже должна быть подготовлена. Этого требует законодательство.

В частном строительстве сметы не менее востребованы и необходимы. Причём доверять подготовку лучше опытным сотрудникам этой сферы, а не небольшим бригадам. Дело в том, что в последнем случае существенно возрастает риск увеличения итоговой стоимости работ, что может произойти как при случайной ошибке, так и в результате намеренных действий.

Каждый заказчик заинтересован в том, чтобы успешно построить объект при минимальных затратах на него.

Кто утверждает проектные документы?

Вне зависимости от типа документа и особенностей его подготовки важно строго соблюдать правила. Самый распространенный вопрос на этом этапе - кто должен утверждать смету: заказчик или подрядчик? Ответ на него един для всех случаев - утвердить смету может только заказчик строительства либо его основной инвестор, а полномочиями подрядчика является её согласование.

Всегда утверждение любой на практике оказывается достаточно трудным и длительным этапом при её подготовке. Отказаться от него нельзя, так как существует ряд правил по её утверждению, в соответствии с которыми требуется подготовка ряда материалов графического и текстового характера.

Действующие нормативные акты и законодательство в целом определяют порядок разработки любой проектной документации, которая на завершающем этапе заверяется подписями заказчика. Важно не перепутать, кто согласовывает, а кто утверждает смету. Так, согласование бумаг в любом случае ложится на исполнителя будущих работ. Заказчику остается лишь ознакомиться с предложенными данными, внести свои коррективы либо окончательно утвердить готовый проект.

В ряде случаев такая процедура, как госэкспертиза, непременно должна предшествовать утверждению сметы в совокупности с иной проектной документацией. Важно всегда строго следовать установленной методике утверждения и согласования любого из проектных документов.

Если на объект распространяются некие особые условия, потребуется дополнительный сбор подписей от представителей профильных компетентных органов. При возникновении спорных ситуаций разрешить их можно при участи Горсовета.

Часто при подготовке сметы предполагается выполнение экспертной оценки. Причём на неё отправляют только полностью готовые проекты, но не отдельные этапы работы над ними.

На практике именно утверждение всех проектных документов по строящемуся объекту, в том числе и смет, если в качестве заказчика выступает государство, является наиболее сложной, продолжительной и требующей затрат времени манипуляцией.

Как читаются сметы в строительстве?

Если смета составлена по всем действующим правилам и нормам, то с её чтением не возникнет никаких проблем. На практике, заглянув в бумаги, человек увидит перечень позиций в рамках того или иного этапа работ, напротив которых указывается необходимый материал, требуемый его объем и стоимость его единицы. Строка завершается итоговыми затратами по каждой из позиций.

Завершается такая бумага указанием общей суммы, которая отражает все этапы строительства. Это и есть его общая стоимость.

В отдельных случаях в ходе расчётов по смете обращаются к использованию всевозможных коэффициентов либо индексов. Но их можно встретить в рамках наиболее масштабного строительства. Для небольших, в том числе и для частных объектов, необходимости в них не возникает, поэтому чтение готовой сметы упрощается.

Таким образом, затраты времени на подготовку сметы существенно облегчают предстоящую работу. По сути, это чёткое планирование, в рамках которого определяются как затраты, так и нужное количество материала для каждой из манипуляций. Это позволяет не допустить лишних расходов в работе и верно её организовать.

Если все будет рассчитано верно, удастся соотнести предстоящие затраты с платежеспособностью заказчика. В свою очередь, это минимизирует риски замораживания строительных работ из-за того, что неожиданно не хватило средств. Даже в частном строительстве теперь не пренебрегают сметами. Причём составление их все чаще доверяют опытным специалистам, профессионалам, которые трудятся в специализированных фирмах и не дают возможности частным бригадам намеренно завышать стоимость строительства.

Подскажите, пожалуйста, в каких случаях смету составляет Подрядчик, а в каком Заказчик. Есть ли указание на этот счет в НТД?

Ответ: Журнал №2 (46), 2007 г. «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»

В «Положении о Заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации» (утвержденном постановлением Госстроя России от 8 июня 2001г. № 58) указано, что Заказчик передает Подрядчику в производство работ утвержденную и прошедшую экспертизу проектно-сметную документацию в количестве, необходимом для выполнения работ Подрядчика и привлеченных организаций (п. 2.2 и п. 3.1.3). Но встречаются случаи, когда Заказчик поручает эту работу Подрядчику и потом не хочет оплачивать.

Поэтому Вопрос составления и оплаты сметы следует учесть при составлении . Кроме того, Заказчик имеет право составлять или поручать составление индивидуальных сметных норм и единичных расценок на основании калькуляции затрат и утверждать их в составе проектно-сметной документации конкретного объекта (п.4.7).

В настоящее время размещение заказа на выполнение строительных работ может осуществляться путем проведения подрядных торгов, когда Заказчик представляет только проектную документацию, а смету принимает в редакции Подрядчика, который выбран для выполнения работ. Учитывая, что Заказчик порой уклоняется от своих обязанностей, ниже публикуем основные выдержки из Положения о Заказчике.

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКАЗЧИКЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждено Постановлением Госстроя России от 8 июня 2001 г. № 58 (Выдержка)
2. Основные задачи заказчика по управлению инвестиционным проектом
2.1. На стадии подготовки инвестиционного проекта проработки: - разработка бизнес-плана;
- выбор площадки строительства;
- получение всех необходимых разрешений и согласований;
- предварительный отбор проектировщиков, подрядчиков, изготовителей и поставщиков оборудования;
- экспертиза проекта.
2.2. На стадии реализации инвестиционного проекта: - подготовка строительной площадки;
- разработка и утверждение проектно - сметной документации;
- выбор, как правило, на конкурсной основе исполнителей на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в строительстве и заключение договоров (государственных контрактов);
- поставка предусмотренных договором подряда материальных и иных ресурсов;
- контроль качества работ;
- приемка выполненных работ;
- своевременная оплата работ и услуг;
- сдача объекта в эксплуатацию;
- передача объектов собственникам или эксплуатирующим организациям;
- контроль качества работ в период гарантийной эксплуатации.
4. Права заказчика Заказчик при реализации возложенных на него задач и обязанностей по строительству объекта, если иное не установлено договорами между участниками инвестиционного процесса, имеет право:
4.1. Выступать от имени инвестора при рассмотрении вопросов реализации конкретного инвестиционного проекта в государственных органах, контролирующих и надзорных службах, коммерческих организациях.
4.2. Привлекать на договорных или иных условиях юридических и физических лиц в качестве консультантов-экспертов и исполнителей задач, выполнение которых возлагается инвестором на службу заказчика.
4.3. Принимать по договору с инвестором заказ на строительство объектов для государственных нужд и реализацию коммерческих проектов.
4.4. Проводить, как правило, на конкурсной основе отбор исполнителей и заключать договора на разработку проектно-сметной документации, изыскательских работ, поставку оборудования и материалов, выполнения строительных, монтажных и иных работ и услуг для реализации инвестиционного проекта, контролировать ход и качество выполняемых ими работ.
4.5. Владеть и распоряжаться выделенными инвестором на строительство объекта финансовыми и иными ресурсами, имуществом и материальными ценностями по целевому назначению.
4.6. Утверждать к производству работ рабочую документацию, сметы на дополнительные работы в пределах сметного лимита для бюджетных объектов.
4.7. Составлять индивидуальные сметные нормы и единичные расценки на основании калькуляции затрат и утверждать их в составе проектно-сметной документации конкретного объекта в соответствии с Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, утвержденными Постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 30.

Многие застройщики и прочие участники строительного процесса сталкиваются с проблемами в вопросах согласования сметной документации. В чем же особенности проведения таких работ? Какие моменты при оформлении сметной документации должны браться в расчет? Как рассчитывается сметная стоимость?

Основы согласования документов

Процесс согласования сметной и технической документации во многом зависит от места, где находится сооружение. При этом процесс согласования бумаг в отношении определенного проекта проходит во многих организациях, официально уполномоченных на осуществление подобных функций. Специальные структуры проверяют документацию на факт соответствия действующему техрегламенту и требованиям ГрК РФ. Не меньшее внимание уделяется и сметной документации, которая проверяется на факт актуальности, обоснованности трат и соответствия цен тем, что действуют на рынке в момент постройки.

Если говорить в общем, то согласование проектно-сметной документации должно проходить с участием следующих структур:

  • архитектора района;
  • Роспотребнадзора;
  • управы города;
  • органов ГО и ЧС;
  • регионального органа, занимающегося вопросами градостроительства и архитектуры;
  • энергосбытовых компаний;
  • департаментов, занимающихся природоохранной деятельностью и городским имуществом;
  • ГУОП и так далее.

Если объект возводится на охраняемом участке, имеющем какое-либо культурное или историческое значение, что может потребоваться дополнительное согласование. Но сметная документация в такой ситуации, как правило, остается без изменений.

Особенности составления сметы

Чтобы упростить процесс согласования сметной документации, стоит внимательно подходить к составлению бумаг и привлекать к расчетам только профессионалов. Важно учесть, что стоимость капремонта или строительства представляет собой общий объем расходов, которые необходимы для реализации того или иного проекта. Для вычисления стоимости работ часто применяются базовые параметры, то есть стоимость строительства (реконструкции) аналогичных объектов. Далее с применением обоснований осуществляется разработка проектной документации, в которой должны быть уточнены технико-экономические параметры или решения.

Что касается сметной стоимости, то под этим термином подразумеваются расходы на возведение (реконструкцию) сооружения с учетом уже готовой проектной документацией. Решение вопросов по разработке и согласования проводится по поручению инвестирующей стороны (заказчика) в процессе разработки проекта.

По размеру сметной цены можно вычислить размер капвложений в процессе инвестирования строительства (ремонта) здания. Кроме того, вычисленная стоимость используется при оформлении договора по закупке товаров, а также в процессе расчетов по факту выполняемых работ. Смета зачастую является базой для проведения учета и составления отчетности, а также оценки работы строительных компаний.

Чтобы ускорить процесс согласования сметы, при расчете последней должны быть учтены следующие моменты:

  • Рабочая документация и проект – в том числе и схемы, спецификация оборудования, пояснительные записи к проекту и так далее.
  • Существующие на момент составления документации нормативы в отношении смет. Здесь же должны быть учтены расходы на транспорт, покупку оборудования и мебельной продукции.
  • Соответствующие решения со стороны органов федеральных и муниципальных властей в секторе возведения сооружений и капремонта.

При оформлении сметы важно учесть и требования к составу таких бумаг. В частности, в состав документации должны входить объектные, объектно-сметные и локально-сметные и локальные расчеты. Необходимо приводить и сметные расчеты, а также общие сводки расходов застройщика при возведении (реконструкции) объекта.

Каждый из видов расчетов имеет индивидуальные особенности. К примеру, локальные сметы представляют собой первичные документы, которые оформляются для конкретного типа мероприятий. Что касается локально-сметных вычислений, то они потребуются при неопределенности в расходах и необходимости их уточнения. Последние расчеты проводятся с учетом задания на разработку проекта, результатов техобследования сооружения, а также перечня работ, необходимых для выполнения поставленных задач.

В процессе составления сметы на возведение или капремонт сооружения должны использоваться общие принципы образования цены, которые действуют на момент составления документов. При этом цена исходных материалов может изучаться как инвестирующей стороной, так и подрядной организацией на этапе оформления подрядного соглашения по выполнению работ.

В процессе определения цены должны составляться следующие документы – инвесторские сметы с точными вычислениями расходов (в том числе вероятных издержек), а также сметы подрядчика в случае, когда договор составляется на базе тендерной документации. Стоимость сооружения (строительства, ремонта) определяется посредством составления сметы. Последняя оформляется с учетом действующих тарифов, норм и расценок.

Чтобы согласование сметы не вызывало сложностей, важно точно определить сметную стоимость. При этом к вниманию должна приниматься следующая документация:

  • Непосредственно в проекте – сметные вычисления на конкретные типы расходов, общие вычисления затрат на возведение объекта, локальная и объектная смета;
  • Для рабочих документов – сметы локального и объектного типа.

Как только проект готов (сметная и техническая часть), документ передается для согласования.

Следующий этап – экспертиза со стороны уполномоченных инстанций. По завершению экспертизы и после получения положительного заключения документация утверждается заказчиком.

Последний этап – получение разрешения со стороны организаций госархстройконтроля. Только после этого начинается само строительство.

Статья 4 . Порядок согласования локальных сметных расчетов

1. Для проверки локальных сметных расчетов в целях определения обоснованности начальной (максимальной) цены контракта либо гражданско-правового договора, заказчик обеспечивает направление в ЭУ следующего пакета документов:

1) сопроводительного письма по форме в соответствии с Приложением N 4 к настоящему Положению. При этом виза главного распорядителя бюджетных средств на сопроводительном письме подтверждает наличие бюджетных ассигнований на выполнение данного вида работ;

2) утвержденной руководителем организации заказчика ведомости объемов работ (ведомости дефектов). Для смет на проектные работы - утвержденного руководителем организации заказчика задания на проектирование;

3) локального сметного расчета;

4) приложения к локальному сметному расчету, составленному в формате электронной таблицы в соответствии с Приложением N 6 к настоящему Положению, а также источники ценовой информации, на основании которых сформировано приложение к локальному сметному расчету;

5) выписки из плана-графика, опубликованного на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок с выделением позиции закупки, по которой необходима проверка локального сметного расчета для формирования документации на осуществление закупки;

выписки из плана-графика, сформированного программными средствами Муниципального Автоматизированного комплекса - Размещение заказов города Нижний Тагил, с выделением позиции закупки, по которой необходима проверка локального сметного расчета для заключения договора в соответствии с пунктами 4 , 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Информация по подпунктам 3 , 4 пункта 1 статьи 4 настоящего Положения направляется в ЭУ в бумажной и электронной версии (подпункт 3 - в формате программы "Гранд Смета", подпункт 4 - в формате электронной таблицы на электронном носителе (исключая дискеты) либо посредством электронной почты).

2. Проверка ЭУ локальных сметных расчетов осуществляется на предмет применения расценок и начислений.

4. Локальный сметный расчет считается согласованным после устранения всех замечаний предъявленных ЭУ.

5. Проверка локальных сметных расчетов осуществляется при наличии соответствующей записи о планируемой закупке необходимых работ, услуг в плане-графике закупок. Заказчиком в сопроводительном письме декларируется информация о наличии данной закупки в плане-графике закупок.

6. При необходимости проверки локальных сметных расчетов на выполнение работ, оказание услуг, не запланированных в планах-графиках закупок, Заказчиком направляется письмо на имя заместителя главы Администрации города по финансово-экономической политике, обосновывающее необходимость проверки смет. Письмо предварительно согласовывается с главным распорядителем бюджетных средств. Руководителем ЭУ положительное решение о санкционировании проверки сметной документации принимается при наличии письменного разрешения заместителя Главы Администрации города по финансово-экономической политике.

7. ЭУ не принимается и не рассматривается сметная документация, поступившая для проверки, в составе которой отсутствуют необходимые документы, указанные в пунктах 5 , 6 статьи 4 настоящего Положения.

8. Не подлежат проверке в ЭУ локальные сметные расчеты, по которым имеется заключение:

1) органа, уполномоченного на проведение государственной экспертизы;

2) органа уполномоченного на осуществление проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.

9. Проверка локальных сметных расчетов осуществляется ЭУ вне зависимости от суммы указанной в пункте 4 статьи 1 настоящего Положения, при условии, что осуществление закупки на выполнение работ, оказание услуг будет проводиться заказчиком конкурентными способами. Наличие данного заказа в плане-графике закупок опубликованного на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок является обязательным условием.

Составление и последующее ведение сметы в соответствии с действующим российским законодательством является обязательным условием осуществления деятельности любого казенного учреждения. При этом следует учитывать, что такая организация является частным случаем более общего понятия некоммерческой. Основная и главная цель ее работы - не получение прибыли, а реализация задач, поставленных при создании. К их числу могут относиться оказание образовательных, медицинских, правовых, культурных, научных и других видов услуг. Казенные учреждения создаются различными органами власти или местного самоуправления.

Законодательные акты, регулирующие правила ведения бюджетной сметы

Наиболее значимым нормативным актом, который регулирует правила и требования к ведению бюджетных смет казенными учреждениями, является Приказ российского Минфина №112н, датированный 20.11.2007 г. В него неоднократно вносились поправки и изменения, последние из которых были приняты Приказом №168н от 30.09.2016 г.

Они введены в действие с 01.01.2017 г. и содержат новый, несколько измененный порядок составления бюджетной сметы, а также форму заполнения, размещенную ниже.

Кроме того, каждое ведомство издает собственные нормативные документы, которые регламентируют порядок составления, а также утверждения и дальнейшего ведения и исполнения бюджетных смет для учреждений, работающих в рассматриваемой сфере. В частности для медицинских, культурных и социальных организаций основные правила и требования изложены в Приказах, соответственно, Минздрава №141 от 18.03.2013 г., Минкультуры №711 от 18.11.2010 г. и Минтруда №630 от 26.12.2012 г. Аналогичные нормативные акты выпущены и другими отраслевыми ведомствами. Однако, несмотря на некоторые различия, основные правила составления, утверждения и ведения смет являются едиными для всех казенных учреждений.

Требования к составлению и ведению бюджетной сметы

После внесения последних изменений правильное составление бюджетной сметы подразумевает наличие следующих четырех разделов:

В первом из них должны быть приведены расходы , необходимые для обеспечения нормального функционирования учреждения, в частности:

  • оплата труда и другие вознаграждения сотрудникам организации, а также командировочные расходы и подобные выплаты, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • затраты на приобретение товаров и выполнение работ, необходимых для работы учреждения;
  • выплата сборов, налогов или других платежей в бюджет РФ, являющихся обязательными;
  • возмещение вреда, причиненного казенным учреждением в процессе осуществления своей деятельности;

Второй раздел рассматриваемого документа содержит затраты , связанные с выполнением полномочий распорядителя бюджетных средств . На практике он заполняется далеко не всегда, так как подобные функции казенными учреждениями выполняются достаточно редко;

В третьем разделе отражаются расходы, не вошедшие в первые два;

Четвертый раздел - итоговый , в нем содержатся результаты сметы.

При составлении и последующем ведении бюджетной сметы необходимо учитывать, что основные показатели, используемые при этом, должны приводиться с указанием соответствующих кодов бюджетной классификации.

Порядок формирования бюджетной сметы

Для каждого казенного учреждения распорядителем бюджетных средств (в качестве которого, чаще всего, выступает соответствующее министерство, ведомство и их территориальные подразделения) разрабатываются основные правила и порядок составления и ведения бюджетной сметы. Именно ими, в первую очередь, должна руководствоваться организация при формировании рассматриваемого документа.

При определении конкретных показателей сотрудники учреждения, ответственные за разработку документа, могут использовать два варианта:

  • расчет с использованием нормативных затрат на содержание имущества или оказание услуг (определяются действующими на момент составления бюджетной сметы ведомственными документами);
  • расчет с применением показателей прошлых лет.

Существуют достаточно большие отличия в правилах и основных требованиях, предъявляемых ведомствами к ведению и исполнению бюджетных смет различными учреждениями. Это вовсе не удивительно, учитывая абсолютно непохожие цели их деятельности: начиная от оказания медицинских услуг (учреждения Минздрава) и заканчивая охраной правопорядка (учреждения ФСБ, МВД).

Правила утверждения бюджетной сметы

Действующим законодательством четко прописана процедура и правила, по которым должно осуществляется утверждение и согласование бюджетной сметы. Допускаетсяодин из трех возможных вариантов:

  • руководителем учреждения - если организация является распорядителем бюджетных средств;
  • руководителем организации - если учреждение не является распорядителем бюджетных средств. Однако, в этом случае распорядитель средств имеет право предусмотреть иной порядок утверждения;
  • руководителем организации - если разрабатывается бюджетная смета какого-либо его структурного подразделения.

Нормативными актами предусмотрен жесткий срок, в течение которого рассматриваемый документ должен быть утвержден. Он начинается с того момента, когда до организации доводятся лимиты по бюджетным обязательствам и составляет не более 10 суток. При этом учитываются только рабочие дни. Выполнение указанных требований является одним из важных факторов соблюдения общей бюджетной дисциплины.

Требования к ведению бюджетной сметы

Под ведением и исполнением бюджетной сметы подразумевается внесение в нее корректировок, связанных с изменениями лимитов бюджетных обязательств. Подобная процедура происходит достаточно часто и связана, в первую очередь, с вносимыми в бюджет изменениями, вызванными увеличением или сокращением его доходной части, смещением приоритетов государственного развития и множеством других возможных причин.

Изменения в бюджетную смету вносятся в форму, практически аналогичную используемой при ее составлении. При этом увеличение размера сметных расходов отражается вполне традиционно со знаком плюс, а сокращение - с минусом.

Существует несколько вариантов внесения корректировок в бюджетную смету, выполняемых в случае:

  • изменения первоначальных доведенных до организации ЛБО (лимитов бюджетных обязательств);
  • изменения размера затрат между статьями расходов, что также ведет к корректировке ЛБО;
  • перераспределения средств внутри бюджетной сметы без изменения ЛБО.

Изменения, которые вносятся в документ, должны быть утверждены в соответствии с правилами, описанными в предыдущем разделе. При этом к нему следует приложить обоснование необходимости произведенных корректировок.

Образец составления бюджетной сметы

Выше уже был приведен бланк бюджетной сметы. Для того чтобы более четко понимать правила и требования ее составления, целесообразно рассмотреть образец заполненной бюджетной сметы, приведенный ниже.

Как и большинство подобных документов, он состоит из трех основных частей:

  • шапка;
  • табличная часть;
  • итоговые результаты сметы.

Оформление шапки документа не содержит каких-либо сложностей- необходимо просто заполнить поля разработанного и утвержденного ведомством бланка. При этом бюджетная смета утверждается исполнителем и разработчиком, а согласовывается представителем главного бюджетного распорядителя.

Затем в документе необходимо указать его название, а также наименование следующих организаций: получателя, распорядителя (при наличии) и главного распорядителя выделяемых бюджетных средств. Также в шапке сметы располагается название бюджета, коды оформляемого документа и единица измерения приводимых в нем данных.

Далее следует табличная часть бюджетной сметы. Выше уже отмечалось, что после внесения изменений в нормативную базу, она состоит из четырех разделов, содержание которых было также описано в предыдущих частях статьи. В приведенном примере данные содержаться только в первом разделе рассматриваемого документа.

Второй и третий разделы не содержат показателей и оставлены незаполненными. Необходимо обратить внимание на сквозную нумерацию страниц документа.

Раздел 4 содержит итоговые данные. В приведенном образце бюджетной сметы показатели данного раздела идентичны указанным в первой части документа, хотя форма их представления несколько изменена.

Бюджетная смета подписывается теми ответственными лицами, которые участвовали в составлении и проверке правильности ее заполнения. В рассматриваемом случае таковыми являются руководитель казенного учреждения, начальник планово-финансовой службы и непосредственный исполнитель

Поделиться: