Статьи конституции рф касающиеся охраны труда. Вопросы охраны труда в конституции рф, в трудовом кодексе

В Конституции Российской Федерации (ст. 37) сказано:

«1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

Вышеприведенная статья Конституции закрепляет исходные положения, лежащие в основе правового регулирования труда в нашей стране. Основополагающий принцип трудового права – принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской либо иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Свобода труда несовместима с дискриминацией и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановления нарушенных прав, возмещении материального вреда, компенсаций морального вреда.

Одним из важнейших положений Конституции Российской Федерации является запрещение принудительного труда. Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). Принудительный труд может использоваться для самых разных целей. Принудительный труд был свойственен рабовладению и раннему феодализму. Современное демократическое общество отвергает принудительный труд.

Российским законодательством нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника в условиях, когда работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты, либо когда выполнение трудовых обязанностей представляет угрозу жизни или здоровью работника рассматривается как принуждение к труду и запрещено.

Принудительный труд запрещен ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ. Это положение также реализовано в ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Положение о запрещении принудительного труда содержится и в ряде международных правовых актов.

В Трудовом кодексе Российской Федерации установлено, что работы, выполняемые в порядке несения воинской службы, обусловленные законодательством о воинской обязанности, не являются принудительным трудом, равно как и труд, выполняемый в порядке прохождения альтернативной гражданской службы. Не является принудительным трудом труд, выполняемый в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), когда существует угроза жизни населению или его части.

Не является принудительным трудом труд, выполняемый в условиях военного положения, которое может быть введено Президентом РФ в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации (ст. 87 Конституции РФ).

Не относится к принудительному труду труд, выполняемый по приговору суда в качестве уголовного наказания (отбывания наказания в виде обязательных работ и в виде ограничения свободы).

Рассматриваемые конституционные нормы конкретизируются в законодательных и иных нормативных актах.

Текст Ст. 37 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Комментарий к Ст. 37 Конституции Российской Федерации

1. Закрепленный в комментируемой статье 37 КРФ принцип свободы труда является юридической базой для всех трудовых прав граждан, установленных в текущем законодательстве, обладает по сравнению с последними наивысшей юридической силой, что проявляется в принципиальном соответствии всех трудовых прав, закрепленных различными нормативными акта ми, конституционному принципу свободы труда, в непротиворечии ему.

Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит ущерба правам других физических или юридических лиц или общественной безопасности. Субъектом этого права является каждый человек*(151).

Свобода труда означает свободный выбор гражданина трудиться или не трудиться. Конституция РФ запрещает принудительный труд и закрепляет за каждым человеком право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Эти права гарантированы Конституцией РФ, поскольку в ней закреплено право частной собственности, свобода предпринимательской и творческой деятельности, равный доступ к государственной службе и другие права ( , ), которые позволяют каждому выбирать для себя род деятельности, в наибольшей степени отвечающий его личным потребностям и интересам.

2. Принудительным, согласно ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах, признается труд, который гражданин не избрал добровольно*(152).

Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. В то же время в ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» сказано, что «принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом»*(153). Данная норма вызывает большие сомнения. Дело в том, что в комментируемой статье 37 Конституции Российской Федерации установлено, что принудительный труд запрещен. Поэтому принятие какого-либо закона, предусматривающего принуждение к труду в той или иной форме, при тех или иных обстоятельствах будет противоречить Конституции РФ, так как она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

3. Труд способствует самоопределению человека, определению его места в обществе, он выполняет важную социальную функцию. Человек испытывает удовлетворение от востребованности своего труда. Реализация возможности трудиться определяет социальную роль и социальный статус личности, влияет на осознание его места в обществе. Право на труд имеет основополагающее значение для целей обеспечения достоинства и самоуважения людей, влияет на способность в дальнейшем пользоваться и реализовывать другие политические и социальные права. И человек должен реализовывать свое право на труд в таких условиях, которые не унижали бы его достоинство, а способствовали наиболее полному и гармоничному развитию личности. Таким образом, обеспечение возможности трудиться нельзя рассматривать отдельно от тех условий, в которых человек реализует эту возможность.

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, является одним из важнейших. Оно неразрывно связано с охраной труда, т.е. с системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия*(154).

Право каждого работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, включает в себя конкретные права на совершение определенных действий. В частности, согласно ст. 219 Трудового кодекса РФ , работники имеют право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения угрозы жизни и здоровью;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;

обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасности условий труда на его рабочем месте, а также в расследовании несчастного случая или профессионального заболевания, происшедшего с ним на работе, и т.п.

Однако эти права часто нарушаются. Так, по данным Амурского регионального отделения фонда социального страхования, в 2006 г. от несчастных случаев на производстве пострадали 678 человек, из которых 85 работников получили тяжелые травмы, 43 человека погибли. Не улучшилась обстановка с травматизмом и в 2007 г. Несчастные случаи с работниками происходят по причине неудовлетворительной организации охраны труда как в целом на предприятии, так и на производственных участках. Чаще всего это недостаточное обучение работников безопасным приемам и методам работы, использование неисправных механизмов, недостатки в организации производства и рабочих мест*(155).

Минимальный размер оплаты труда в России с 1 января 2009 г. составляет 4330 руб. в месяц*(156). Данная сумма соответствует последней официально зафиксированной величине прожиточного минимума трудоспособного человека по итогам расчетов Росстата за последний квартал 2007 г.

Однако минимальный размер заработной платы не соответствует принципам оплаты труда, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., согласно которым оплата должна обеспечивать достойное существование человека.

В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утвердило Методические рекомендации по определению минимального набора продуктов питания*(157), непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности (потребительская корзина) для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети) в России.

Например, при формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Расчет химического состава и энергетической ценности минимального набора продуктов питания осуществляется с учетом потерь при кулинарной обработке*(158).

Минимальный набор продуктов питания для населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания, необходимости обеспечения полноценного питания для развития здорового организма, а также дополнительного питания для активного социального и физического развития*(159).

Стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в конце декабря 2006 г. составила 1 473,8 руб., с начала года увеличившись на 9,2%; за январь 2007 г. выросла еще на 2,2%, составив 1506,8 руб. на месяц. За 11 месяцев 2006 г. тарифы на услуги ЖКХ выросли на 17,5% при установленном законом предельном повышении на 20% (за январь — ноябрь 2005 г. прирост составил 32,3%). При этом тарифы растут каждый год. В 2007 г. они выросли на 15%, по прогнозам, в 2008 г. вырастут на 13%, в 2009 г. — на 11-12%. Однако стоимость потребительской корзины для каждого гражданина утверждена из расчета 2653 руб. в месяц. И никто эту сумму до 2011 г. менять не собирается*(160). Таким образом, ориентироваться при установлении прожиточного минимума на эту сумму нельзя, а также устанавливать минимальный размер оплаты труда.

Как представляется, на 2300 руб. в месяц и даже на 4300 руб. невозможно обеспечить полноценное питание человека, включающее необходимое количество витаминов, белков, жиров и микроэлементов, а также разнообразие продуктов питания, являющееся необходимым условием усвояемости, а следовательно, и здоровья, так как на эту сумму можно купить лишь ограниченное количество продуктов питания низшей ценовой категории.

Итак, уровень минимальной оплаты труда, который установлен в настоящее время в Российской Федерации, крайне низок, не соответствует реальным трудовым затратам и приводит к занижению цены рабочей силы, а значит, на него невозможно прожить.

Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией МОТ 1970 г. N 131 «Установление минимальной заработной платы». В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Факторы, учитывающиеся при определении уровня минимальной заработной платы, включают потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, в том числе требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости*(161). Данная Конвенция Россией до сих пор не ратифицирована. 31 марта 2006 г. был принят Федеральный закон N 33-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В соответствии с ним потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет. Состав и объем потребительской корзины распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.*(162) Следовательно, величина прожиточного минимума установлена на уровне физиологического выживания, чего нельзя сказать о минимальной заработной плате, которая составляет 2300 руб. Однако даже когда 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда вырастет до 4300 руб., прожиточный минимум вследствие инфляции, которая составляет в России около 13% в год, также увеличится, а это, в свою очередь, означает, что даже на формальном уровне числового соответствия проблема соотношения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда решена не будет. Например, по статистическим данным, в I квартале 2006 г. численность населения Белгородской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 22,1% от общей численности населения области*(163). В других субъектах Федерации ситуация практически не меняется.

Понятно, что если оплата труда наемного работника устанавливается ниже прожиточного минимума, то человек, ввиду отсутствия иных средств к существованию, вынужден искать еще одну работу либо добывать средства к существованию преступным путем. Совершенно ясно, что такая ситуация ведет к деградации личности и возникновению социальных конфликтов в обществе. Однако деструктивность оплаты труда наемного работника ниже прожиточного минимума только этим не исчерпывается. Противоестественная экономически, низкая оплата труда влечет за собой разрушительное воздействие и на производство, и на обмен. С одной стороны, производство, существующее за счет низкой оплаты труда работников, как правило, не эффективно. Низкая оплата рабочей силы вынужденно компенсирует либо использование устаревшего оборудования и несовершенной технологии производства, а следовательно, соответствующей им невысокой квалификации рабочей силы, либо плохую организацию производства труда. Зачастую же и то и другое вместе. С другой стороны, оплата труда работника ниже прожиточного минимума ограничивает рынок потребления и тем самым сдерживает рост общественного производства в стране как структурно, так и в общем объеме. Иными словами, низкая оплата труда вообще, а ниже прожиточного минимума особенно, ведет к деградации национальной экономики, личности и общества.

Основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда является обеспечение занятости населения страны, предоставление гражданам возможности честно зарабатывать средства существования, которые позволят им жить достойно.

Незанятость, охватывающая образованных специалистов и неквалифицированных работников, как неотъемлемая составляющая рыночного типа развития определяет в последнее десятилетие, как и в других странах, положение множества работников в Российской Федерации, формируя массовое сознание, накладывая отпечаток на поведенческие стереотипы и нормы жизни. Безработица выступает и как самостоятельная проблема, поскольку для каждого общества степень трудовой активности населения, структура занятости, отношение к труду, связи между различными типами труда имеют принципиальное значение с точки зрения темпов развития.

4. Защита трудовых прав и коллективных интересов работников организаций приобретает все большее значение в связи с проблемами, накопившимися за годы реформирования экономики. Спад производства, взаимные неплатежи организаций, недостаточный рост новых рабочих мест, другие негативные факторы нестабильного состояния экономики деформируют становление рынка труда, порождают рост безработицы. Многие работодатели оказались не готовы к тем изменениям, которые происходят в сфере применения труда. Их стремление снизить издержки на труд нередко сопровождаются нарушением трудовых прав и коллективных интересов работников. Работники, со своей стороны, заинтересованы в повышении оплаты труда и своевременном получении заработной платы, соблюдении их трудовых прав, социальных гарантий, уважении и учете коллективных интересов.

Столкновение противоречивых интересов работодателя и работников либо нарушение руководителем (администрацией) трудовых прав работника нередко порождают разногласия между ними, перерастающие в трудовые споры, коллективные и индивидуальные.

Под коллективным трудовым спором понимается неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Наиболее распространенным основанием трудовых споров являются разногласия между работником и работодателем — непосредственно или в лице его администрации. Работники не хотят мириться с нарушениями их трудовых прав, стремятся не допустить ухудшения условий труда и претендуют на их улучшение. Кроме того, подобные конфликты часто обусловлены такими качествами трудового законодательства, как сложность, фрагментарность, противоречивость и пробельность; немаловажную роль играет и правовая неосведомленность и работодателей (представителей администрации), и работников.

Причины коллективных трудовых споров сосредоточены в экономической сфере. Хотя нередко нарушения такого условия коллективного договора, как своевременная выплата заработной платы работникам, связаны с недобросовестными действиями отдельных руководителей.

5. Свобода личности в государственно-организованном обществе немыслима без свободного труда, а свободный труд невозможен без права на отдых — естественного права и естественной потребности трудящегося человека. Это право относится к социальным правам, так как обеспечивает исключительно социально-биологическую потребность общества и не имеет целевой экономической составляющей.

Закрепляя право на отдых в качестве неотъемлемого права каждого, комментируемая статья 37 предусматривает, что установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск гарантируются только работающим по трудовому договору. Это означает, что, только заключив трудовой договор, гражданин вправе требовать от работодателя соблюдения установленной продолжительности рабочего времени, предоставления ему выходных и праздничных дней, оплачиваемого отпуска, а работодатель, в свою очередь, обязан эти требования удовлетворить и обеспечить условия для реализации работником права на отдых.

Такой подход представляется правильным. Человек, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе выполняющий работу по гражданско-правовым договорам (подряда, оказания услуг, поручения и пр.), самостоятельно организует свой труд и решает, когда и сколько ему отдыхать, так как в данном случае важен только материализованный результат труда, а коллективная организация процесса труда отсутствует.

Важной гарантией права на отдых является детальное регулирование в законодательстве о труде вопросов рабочего времени и времени отдыха. Им посвящены пять глав (с 15 по 19) и 38 статей (с 91 по 128 Трудового кодекса РФ). Основными правовыми актами, регламентирующими рабочее время и время отдыха в организациях, являются Правила внутреннего трудового распорядка, которые утверждает работодатель с учетом мнения представительного органа работников организации, и коллективные договоры, заключаемые работниками и работодателями в лице их представителей.

Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.

Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Кроме того, время отдыха — это не только время собственного отдыха, в течение которого восстанавливаются физические и духовные силы, но и время, затрачиваемое человеком на социально-культурное развитие, общественную деятельность, учебу, научное, техническое и художественное творчество, занятие физкультурой и спортом и т.д.

Основные законодательные акты в области охраны труда принятые в РФ (Конституция, Федеральный закон об основах охраны труда в РФ, Трудовой кодекс РФ, постановления правительства РФ и др.)

Конституция Российской Федерации об охране труда. Она определяет основные права и свободы граждан в политической и социально-экономической жизни общества, служит основой для разработки законодательных и нормативных актов.

В Конституции записано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7.2).

В нашем государстве каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37.3). Конституцией гарантировано и право людей на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37.5).

В случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей, а также по возрасту гарантировано социальное обеспечение (ст. 39.1).

В статье 41.1 указано о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41.3).

Статья 42 гарантирует право людей на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью из-за экологического правонарушения.

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Данный закон введен в действие 17 июля 1999 г. В нем указаны правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях всех форм собственности.

Рассмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Закон дает право работникам на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, запрещает использование труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц с медицинскими противопоказаниями на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Рассмотрены обязанности работодателей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Изложен порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также указано, что работники не должны финансировать такие мероприятия. Названы органы государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Перечислены права государственных инспекторов труда и соответствующих органов профессиональных союзов или других уполномоченных работниками представительных органов.

Предусмотрена ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, указанных в коллективных договорах и соглашениях, трудовых договорах (контрактах), или препятствующих деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также общественного контроля.

Трудовой кодекс Российской Федерации. Он введен в действие 1 февраля 2002 г. и регулирует трудовые отношения людей. Кодекс содержит достаточно подробное толкование законодательства по охране труда.

В разделе I "Общие положения" кодекса изложены цели трудового законодательства -- установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Указаны основные задачи трудового законодательства -- создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассмотрены трудовые отношения, их стороны, основания для возникновения таких отношении, а также основные права и обязанности работника и работодателя.

В разделе II "Социальное партнерство в сфере труда" приведены общие понятия социального партнерства, его принципы, формы и органы. Отражены порядок ведения коллективных переговоров между работниками и работодателями, принципы урегулирования возможных разногласий. Определены порядок разработки и регистрации коллективного договора, его содержание, сроки действия, указаны органы контроля за выполнением коллективного договора. Закреплено право работников на участие в управлении организацией и указаны его основные формы. Предусмотрена ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах или непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения.

В разделе III "Трудовой договор" кодекса дано понятие трудового договора, указаны его стороны, содержание и сроки, на которые он может быть заключен. Установлен порядок заключения трудового договора, его изменения или прекращения. Гарантирована защита персональных данных работника, предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирующих их обработку и защиту.

Раздел IV посвящен рабочему времени. Здесь оговорена его нормальная продолжительность, указаны особенности регулирования трудовых отношений при сокращенном рабочем дне, работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также при различных режимах работы.

В разделе V "Время отдыха" перечислены общегосударственные нерабочие праздничные дни, приведены виды времени отдыха, установлены порядок предоставления перерывов в работе и их длительность, оговорены случаи привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Указаны виды отпусков и особенности их предоставления.

В разделе VI кодекса, посвященном оплате и нормированию труда, установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, минимальная заработная плата и предусмотрены условия повышения уровня ее реального содержания. Указаны порядок, место и сроки ее выплаты, а также особенности оплаты труда на различных этапах трудовой деятельности и в зависимости от вида, времени, условий выполнения работ, квалификации исполнителя. Изложены основные принципы нормирования труда. В разделе VII определены различные случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в том числе направленным в служебные командировки, исполняющим государственные или общественные обязанности, совмещающим работу с обучением, при расторжении трудового договора и др.

В разделе VIII "Трудовой распорядок. Дисциплина труда" указано, что правила внутреннего трудового распорядка организации являются локальным нормативным актом, который должен соответствовать Трудовому кодексу РФ. Приведены виды поощрений и взысканий, разъяснен порядок их применения.

Раздел IX "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников" определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Раздел X "Охрана труда" содержит основные понятия охраны труда и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указано, что требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Изложены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда.

В статье 217 раздела X каждой организации численностью более 100 работников предписано создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда. При численности работников 100 и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда должен принимать работодатель, который также может заключать договор с соответствующими специалистами или организациями.

Статья 220 гарантирует право работника на труд при соблюдении требований безопасности и гигиены. Статья 221 обязывает работодателя обеспечить работников средствами индивидуальной защиты при работе во вредных и (или) опасных условиях, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Статья 222 предписывает работникам, выполняющим работы во вредных условиях, бесплатно выдавать по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а в особо вредных условиях -- профилактическое питание. Статья 223 обязывает работодателя в соответствии с требованиями охраны труда оборудовать санитарно-бытовые помещения (для приема пищи, оказания медицинской помощи, отдыха в рабочее время и др.), а статья 224 -- переводить работников на более легкую работу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Статья 225 предписывает всем работникам организации, в том числе ее руководителю, проходить обучение и проверку знаний по охране труда. В статье 226 определены источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Статьи 227...231 посвящены особенностям расследования и учета несчастных случаев на производстве.

В разделе XI отражены обязанности сторон трудового договора по возмещению ущерба, причиненного одной из сторон другой.

Раздел XII кодекса посвящен особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. В частности, женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет, руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, работников транспорта, педагогических работников и др.

В разделе XIII кодекса указано, что защиту трудовых прав и законных интересов работников должны выполнять органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, профессиональные союзы. Возможна также самозащита. Перечислены органы государственного надзора и контроля, основные права и обязанности государственных инспекторов труда, разъяснены особенности самозащиты трудовых прав работников и защиты этих прав профессиональными союзами, а также определена ответственность лиц, нарушающих трудовое законодательство.

В разделе XIV указаны срок введения в действие Трудового кодекса, порядок и срок введения размера минимальной заработной платы, перечень утративших силу законодательных актов, а также особенности применения законов и иных нормативных правовых актов.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одно из наиболее эффективных профилактических средств, способствующих снижению уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, -- обязательное использование на производстве государственных стандартов безопасности труда.

Системе стандартов безопасности труда присвоен шифр 12 (рис. 4.1). Она состоит из подсистем (классификационных групп) с шифрами от 0 до 9.

Стандарты системы безопасности можно подразделить на три уровня.

Стандарты первого уровня (подсистема 0) представляют собой основополагающие документы (ГОСТы), охватывающие фундаментальные вопросы системы в целом (задачи, цели и структуру подсистемы, терминологию, внедрение и контроль, классификацию опасных и вредных производственных факторов и др.).

Стандарты второго уровня (подсистема 1) устанавливают нормы и общие требования, обеспечивающие безопасность труда по каждому опасному и вредному производственному фактору, определяют характер его действия на организм человека.

Стандарты третьего уровня (подсистемы 2...5) содержат общие требования безопасности к производственным процессам, технологическому оборудованию, средствам защиты работающих, зданиям и сооружениям.

Стандарты системы безопасности относят к нормативно-техническим документам высшего качества, и они действуют на уровне законов. Они подлежат обязательному пересмотру через каждые пять лет с целью внесения изменений, обусловленных развитием науки и техники. Если отсутствуют коррективы, то срок действия стандарта продлевают.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

Таврическая академия

Географический факультет

Кафедра землеведения и геоморфологии

Николаенко Виктория Викторовна

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Направление подготовки – 05.04.02. - География

Реферативная работа

магистранта 2 курса,

Научный руководитель:

ассистент Ю. А. Соченко

Симферополь – 2016

Введение

……………………………………………………………………

Глава 1.

Нормативно-правовое регулирование вопросов охраны труда в Российской Федерации…………………………………………..

1.1.

Охрана труда в Конституции Российской Федерации…………

1.2.

Отражение вопросов охраны труда в Трудовом Кодексе Российской Федерации………………………………………….

1.3.

Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, содержащие вопросы охраны труда…………………………….

Глава 2.

Охрана труда в системе образования Российской Федерации..

2.1.

Основные законодательные акты, регулирующие охрану труда в школе…………………………………………………………….

Заключение

……………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………................

Введение

Охрана труда в Российской Федерации – это сложная система сохранения жизни и здоровья работников процессе их трудовой деятельности. Это, прежде всего сложная системная деятельность по организации мероприятий направленных на создание здоровых и безопасных условий труда и отдыха трудящихся. Особенностями такой системной деятельности, безусловно, является жесткое законодательно-правовое регулирование всех трудовых процессов, осуществление государственного мониторинга, контроля и управления охраной труда, повышение ответственности руководителей за состояние охраны труда в данном учреждении, предприятии, отделении.

Трудовая, как и любая деятельность человека, для обеспечения безопасности и охраны труда должна иметь правовую основу. В качестве такой правовой основы выступает целый ряд законодательных и нормативно-правовых актов имеющих различного рода иерархическую соподчиненность, и выступающих основным регулятором обеспечения безопасных условий труда в различных сферах трудовой деятельности человека.

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных актах субъектов Российской Федерации. Они устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Цель данного реферата заключается в исследовании законодательной базы регламентирующей вопросы охраны труда в Российской Федерации.

Актуальность проблемы очевидна: охрана труда – главенствующая сфера производственной и обыденной жизни каждого человека. Ведь когда люди погибают на войне или от болезней – это как-то объяснимо и воспринимается с долей некоторой неотвратимости происходящего. Когда же в мирное время в условиях обычной трудовой деятельности погибает человек или получает увечья, становясь инвалидом – это вызывает бурю негодования и непонимания происходящего. Поэтому понятно, что охрана труда играет важную роль как социальный фактор, поскольку какими бы выдающимися не были бы производственные результаты, они не могут компенсировать работнику утраченного здоровья, вернуть жизнь полную счастья и радости.

Немаловажной составляющей охраны труда, основой безопасной деятельности в любой производственной сфере, безусловно, является законодательно-правовая основа. Закон, строгое и неукоснительное его выполнение – залог сохранения жизни и здоровья на производстве.

Глава 1. Нормативно-правовое регулирование вопросов охраны труда в Российской Федерации

1.1.Охрана труда в Конституции Российской Федерации

Трудовая, как и любая сфера деятельности человека, для обеспечения безопасности и охраны труда должна иметь правовую основу. В качестве такой правовой основы, прежде всего, выступает самый главный закон страны – Конституция Российской Федерации.

В Конституции РФ вопросы охраны труда отражены в статье 7. В ней сказано, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В статье 37 указывается, что труд свободен. Каждый гражданин имеет полное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В этой же статье регламентировано и право работника на отдых.

В статье 41 предусматривается и процедура ответственности для должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Таким образом, в основном законе страны четко регламентированы все необходимые принципы, направленные на защиту прав работников на безопасный труд.

1.2. Отражение вопросов охраны труда в Трудовом Кодексе Российской Федерации

Защита прав работников на безопасные условия труда, осуществляемая на законодательно-правовом уровне обеспечивается и Трудовым Кодексом Российской Федерации. Раздел X Охрана труда содержит все нормативно-правовые нормы реализации требований охраны труда на практике.

Цель трудового законодательства: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основные задачи Трудового Кодекса: создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом.

В ТК РФ в Главах 33-34 определены основные направления государственной политики в области охраны труда, расписаны механизмы принятия и реализации федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. Данная глава содержит государственные нормативные требования охраны труда, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, организации производства и труда. Описан и круг обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и работника по выполнению требований в области охраны труда в процессе его трудовой деятельности.

Реализация государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также профессиональных союзов. Статья 23, 24, 27 Трудового Кодекса РФ рассматривает вопросы социального партнерства в сфере охраны труда.

Глава 35 ТК РФ обеспечивает правовое поле для организации охраны труда на предприятиях и учреждениях, рассматривает возможные механизмы государственного управления, осуществления жесткого контроля и проведения независимой экспертизы условий труда. С этой целью организуются службы, комитеты или комиссии охраны труда в организациях. Основная их цель – обеспечение соблюдения требований охраны труда, осуществление контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность.

Каждый работник по Конституции, имеет право на охрану труда - эти положения прописаны в Главе 36 Трудового Кодекса РФ. Это право осуществляется через сложный механизм соблюдения Гарантий и прав работника, в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. В этой главе определяются права работника, и говорится, что работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональное заболевание или снижение его работоспособности; на возмещение вреда, причиненного его здоровью в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информацию от работодателя о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте; о существующем риске, а также о принятых мерах по его защите; работник имеет право на обеспечение СИЗ, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя. Лица, занятые на работах с вредными условиями труда имеют право на получение бесплатного молока или других равноценных пищевых продуктов, согласно установленным нормам.

Статьи 227, 228, 229, 230, 231 ТК РФ рассматривают процедуру расследования несчастных случаев на рабочем месте.

В целом, Трудовой Кодекс Российской Федерации, содержит целый комплекс правовых норм регулирующих вопросы охраны труда в производственной деятельности человека.

1.3. Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, содержащие вопросы охраны труда

К источникам трудового права, регламентирующим вопросы охраны труда, относятся Федеральные Законы РФ, указы Президента РФ, Законы субъектов РФ, в частности Республики Крым, местные локальные акты по охране труда.

Указы, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает под законность его правотворческой деятельности. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений.
В систему нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации.

Особое значение для регламентации трудовых отношений имеют постановления и разъяснения Минтруда. Эти постановления обеспечивают единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия применения постановлений Правительства РФ. Минтруда России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству.

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках данной организации.

К Федеральным законам и нормативно-правовым актам , рассматривающим вопросы охраны труда в процессе трудовой деятельности человека, относятся: Федеральный Закон 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» , 2009 г (утратил силу), – редактирован с изменениями 2002г. ; Федеральный закон №426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О специальной оценке условий труда"; Федеральный закон от 22.12.2005 N 179-ФЗ (с изм. от 14.12.2015) «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Приказ Минздравсоцразвития №290н от 01.06.2009г "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты"; Приказ Минздравсоцразвития №1122н от 17.12.2010г «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда»; Приказ №302н от 12.04.2011г. « Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда ». Правительством РФ утверждено Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014) "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". Им устанавливается, что на территории РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования. Она состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

В Республике Крым действует региональный ЗРК от 17.12.2014г. №33-ЗРК/2014 «Об охране труда в Республике Крым». Принят Государственным Советом РК. Настоящий Закон направлен на реализацию государственной политики в сфере охраны труда и государственного управления охраной труда на территории Республики Крым, в целях обеспечения конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, сохранения жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности, а также на установление правовых основ регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними трудовых процессов.

В тех случаях, когда нормативные акты по охране труда разрабатываются, в установленном порядке утверждаются и внедряются органами исполнительной власти субъектов РФ, требования, содержащиеся в таких нормативных актах, не должны быть ниже государственных нормативных требований.

Непосредственно в организациях, учреждениях, на предприятиях создаются местные локальные акты, направленные на создание безопасных условий труда в производственной деятельности человека. Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, должны направляться в соответствующие профсоюзные органы для своевременного рассмотрения и согласования.

Глава 2. Охрана труда в системе образования Российской Федерации

2.1. Основные законодательные акты, регулирующие охрану труда в школе

Как ни тяжело об этом говорить, но печальная статистика несчастных случаев в системе образования России указывает на очень серьезные проблемы с организацией охраны труда в этой сфере. Среди нештатных ситуаций – случаи со смертельным исходом, травмы, увечья, отравления, инфекционные заражения, пожары. При этом пострадавшими оказываются самые незащищенные жители страны, самые дорогие люди для родителей, со спокойным сердцем ежедневно отправляющих своих чад в детские сады, школы, училища и вузы.

Многие люди, как ни странно, не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают знания при полном отсутствии каких-либо опасных факторов. Но такие факторы все же имеются, и в достаточном количестве. Это и опасные (в том числе ядовитые) вещества, с которыми учащиеся имеют дело в кабинетах химии; это и различные инструменты, включая станочное оборудование, которые изучаются на уроках труда; это и спортивные снаряды, используемые на уроках физкультуры; это и электричество, имеющееся в любом кабинете. Надо понимать также, что присущая детям подвижность и любознательность, а также их слабая осведомленность в вопросах безопасности – это еще одна причина повышенного травматизма среди детей и подростков. Добавьте сюда аварийное состояние многих зданий и сооружений, использование для отопления печей, газовых и твердотопливных котлов, имеющийся в ПТУ машинно-тракторный парк, дерево- и металлообрабатывающее оборудование и инструмент. Анализ несчастных случаев в учреждениях образования позволяет выявить их характер: большей частью травмы случаются на уроках физкультуры и трудового обучения (в том числе в учреждениях профессионально-технического профиля), при падениях с высоты, дорожно-транспортных происшествиях, неосторожном обращении с электричеством. В то же время во многих учреждениях не создаются отделы охраны труда, а функции инженера по охране труда выполняют по совместительству сотрудники, не имеющие соответствующего уровня знаний в этой области. В результате вопросы безопасности решаются формально, на бумаге.

Размышляя над причинами столь удручающего состояния охраны труда в учреждениях образования, сами сотрудники этой сферы указывают, в первую очередь, на недостаток финансирования. То есть, необходимая нормативная и законодательная база существует и должна выполняться, но выделение средств на организацию и поддержание служб охраны труда в учреждениях образования ни федеральный, ни местные бюджеты не производят. Поэтому руководителям учебных заведений приходится либо самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, либо ограничиваться формальным подходом к вопросам обеспечения безопасности труда.

Безусловно, правильно в этой непростой ситуации поступают те руководители и рядовые сотрудники сферы образования, которые собственными силами изыскивают возможность наладить охрану труда в своих учреждениях на достаточно высоком уровне. Даже в условиях дефицита средств можно предпринять определенные шаги для улучшения ситуации. В первую очередь, необходимо обеспечить должный уровень знаний в вопросах охраны труда для всех без исключения работников учреждения, начиная от руководителя и заканчивая уборщицей. Для этого потребуется изучить существующую нормативную документацию и законодательные акты в области охраны труда в сфере образования, наладить в учреждении систему проверки знаний по технике безопасности и охране труда, разработать соответствующие инструкции, допускать к выполнению работ только лиц, прошедших обязательный инструктаж по технике безопасности. Эти действия имеют организационный характер и не требуют значительных финансовых затрат. Немного тяжелее обеспечить исправную и безопасную работу используемого в процессе обучения оборудования, своевременный ремонт мебели, зданий и сооружений, необходимое количество средств индивидуальной и коллективной защиты, первичных средств пожаротушения и т.п. Однако и это вполне выполнимо, если имеется заинтересованность в действительном обеспечении реальной безопасности учебного процесса. Как показывает практика, большинство родителей также с пониманием относятся к требованиям соблюдения норм безопасности в учебных учреждениях. Более того, именно они зачастую являются инициаторами мероприятий по улучшению охраны труда обучающихся, а также оказывают посильную трудовую либо материальную помощь в этом деле. Ведь в конечном итоге они заботятся о самом ценном – жизни и здоровье своих детей.

Поделиться: