Система государственного управления при Екатерине II. Муниципальное управление при Екатерине II

Для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». При Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления. Основной идеей была критика уходящего феодального общества.

Императорский совет и преобразование Се ната. 15 декабря 1763 г. по проекту Панина был преобразован Сенат. Он был разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами, во главе становился генерал-прокурор. Каждый департамент имел определённые полномочия. Общие полномочия Сената были сокращены, в частности, он лишился законодательной инициативы и стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Центр законотворческой деятельности переместился непосредственно к Екатерине и её кабинету со статс-секретарями.

Уложенная комиссия. Предпринята попытка созыва Уложенной Комиссии, которая бы систематизировала законы. Основная цель - выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ. 14 декабря 1766 года Екатерина II опубликовала Манифест о созыве комиссии и указы о порядке выборов в депутаты. В комиссии приняло участие более 600 депутатов, 33 % из них было избрано от дворянства, 36 % - от горожан, куда также входили и дворяне, 20 % - от сельского населения (государственных крестьян). Интересы православного духовенства представлял депутат от Синода. В качестве руководящего документа Комиссии 1767 года императрица подготовила «Наказ» - теоретическое обоснование просвещённого абсолютизма. Первое заседание прошло в Грановитой палате в Москве. Из-за консерватизма депутатов Комиссию пришлось распустить.

Губернская реформа. 7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» - реформа административно-территориального деления Российской империи. Страна была поделена на 50 губерний, каждая из которых состояла из 10-12 уездов. Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор, назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование), Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Создавались суды, построенные по строго сословному принципу, - для дворян, горожан, государственных крестьян. Губернское деление, введенное Екатериной II, сохранилось до 1917 г.;

Законодательство о сословиях . 21 апреля 1785 года были изданы две грамоты: «Жалованная грамота дворянству» (закрепляла все сословные права и привилегии дворян) и «Жалованная грамота городам» (оформило права и привилегии «третьего сословия» - горожан). Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы. Духовенство лишилось автономного существования вследствие секуляризации церковных земель (1764), дававших возможность существования без помощи государства и независимо от него. После реформы духовенство стало зависимо от финансировавшего его государства.

В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина II считала, что Сенат присвоил себе слишком большую власть, и в 1764 г. реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената, ослабляло его. Необычайно возросла роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов с 1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе; создание его еще раз ярко продемонстрировало стабильность высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма.

Реформирование местного управления в первую очередь решало задачу усиления власти монарха. Екатерина II собственноручно начертала проект “Учреждения об управлении губерниями”, получивший в 1775 г. силу действующего закона. Закон этот централизовал местное управление, увеличив количество губерний и уездов и наделив наместников (под властью каждого наместника, как правило, объединялось 2 - 3 губернии), непосредственно подчиненных императору, широкой единоличной властью. Вместе с тем в основу “Учреждения” 1775 г. были положены идеи Просвещения XVIII в.: выборность суда и отделение его от администрации, придание ему характера сословного “суда равных”. Наряду с трехъярусной системой выборных судебно - сословных учреждений (уездный суд в уезде и верхний земский суд в губернии - для дворян, городовой суд и губернский магистрат - для горожан, нижняя и верхняя расправы - для государственных крестьян) в губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Именно этому суду каждый, содержавшийся в тюрьме более трех дней, не извещенный о причине ареста и не подвергнутый допросу, мог подавать жалобу, и если он не был заподозрен в тяжелом преступлении, то освобождался на поруки (попытка заимствовать английскую гарантию неприкосновенности прав личности). Влияние идей Просвещения еще более чувствуется в создании губернского Приказа общественного призрения, тоже состоявшего из выборных представителей от дворян, горожан и государственных крестьян и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, богаделен, сиротских и работных домов.

Стремясь создать более реальные гарантии “просвещенной монархии”, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепляла за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, от государственных податей, от телесного наказания, право собственности на движимое и недвижимое имущество, право судиться только “равными” (т. е. дворянами), вести торговлю, заводить “фабрики, рукоделия и всякие заводы”. Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов (наместников).

Согласно грамоте городам представители “среднего рода людей” (мещане), подобно дворянам, получили личные и корпоративные права - наследственную неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью, свободу промышленной деятельности. Из состава жителей городов выделялись торговцы, записанные в гильдии и получившие особые привилегии - откупаться деньгами от рекрутской повинности и быть свободными от казенных нарядов. Кроме того, купцы 1-й и 2-й гильдий, как и именитые граждане (ученые, художники, банкиры, оптовые торговцы и т. д.), освобождались от телесных наказаний. Городское общество рассматривалось как юридическое лицо; оно имело право обсуждать и удовлетворять свои нужды, избирать городского главу. Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская “общая дума” из депутатов от всех категорий городского общества. Руководствуясь общими принципами свободы экономической жизни, законодательница разрешала жителям деревень “свободно, безопасно свои произрастания, рукоделия и товары в город возить и потребное для них из города вывозить”.

Важной частью внутренней политики Екатерины II явилась реформа органов государственного управления. В 1762 г. Екатерина отвергла предложение Н. И. Панина о создании Императорского совета, который должен был стать законодательным органом при императрице. В 1763 г. был реформирован Сенат: он был разделен на 6 департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом. Сенат стал органом контроля над деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией, но лишился своей главной функции - законодательной инициативы, право законодательной инициативы фактически перешло к императрице.

В 1775 г. была проведена областная реформа, которая увеличила количество губерний с 23 до 50. Размеры новых губерний определялись количеством населения; в каждой из них должно было проживать от 300 до 400 тыс. душ, губернии делились на уезды по 20-30 тыс. жителей в каждом. 2-3 губернии вверялись генерал-губернатору или наместнику, который был облечен большой властью и надзирал за всеми отраслями управления. Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор, составлявшие губернское правление. Вице-губернатор возглавлял казенную палату (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.), губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. Изд. 10-е, 1993 г. Эл. издание.// http://www.gaudeamus.omskcity.com/

Одновременно с учреждением губерний была создана система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) вводились свои особые судебные учреждения. В уездах были введены уездные суды для дворян, городовые магистраты для купцов и мещан, нижние расправы для инородцев и государственных крестьян. В некоторых из новых судов вводился принцип выборных заседателей. Власть в уезде принадлежала избираемому дворянским собранием капитан-исправнику. Из уездных учреждений дела могли переходить в высшие инстанции, то есть в губернские учреждения: верхний земский суд, губернский магистрат и верхнюю расправу. В губернских городах были учреждены: уголовная палата - для уголовного судопроизводства, гражданская - для гражданского, казенная - для государственных доходов, губернское правление - с исполнительной и полицейской властью. Кроме того, учреждались совестные суды, дворянская опека, сиротские суды и приказы общественного призрения (ведавшие школами, приютами, больницами).

Губернская реформа значительно укрепила административный аппарат, а, следовательно, и надзор за населением. В рамках проводившейся политики централизации была ликвидирована Запорожская Сечь, упразднена или ограничена автономия других районов. Созданная губернской реформой 1775 г. система местного управления в основных чертах сохранилась до 1864 г., а введенное ею административно-территориальное деление - до 1917 г. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. /Под. ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2001. Эл. Версия. //http://www.gaudeamus. omskcity.com/

К 1765 году Екатерина II приходит к мысли о необходимости созыва Уложенной комиссии для приведения «в лучший порядок» существующего законодательства и для того, чтобы достоверно узнать «нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Попытки созвать действующий законотворческий орган - Уложенную комиссию - не раз предпринимались и ранее, но все они в силу разных причин заканчивались неудачей. Учитывая это, наделенная недюжинным умом Екатерина прибегла к небывалому в истории России деянию: она собственноручно составила особый «Наказ», представляющий собой детально расписанную программу действий Комиссии. Из 526 статей «Наказа», разбитых на 20 глав, 294 восходят к труду знаменитого французского просветителя Монтескье «О духе законов», а 108 - к сочинению итальянского ученого-юриста Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Екатерина широко использовала и труды других европейских мыслителей. Однако то было не простое переложение на русский лад сочинений именитых авторов, а их творческое переосмысление, попытка приложить заложенные в них идеи к российской действительности. Рахматуллин М. Императрица Екатерина Вторая. Наука и жизнь № 3, 2003

Манифест о создании проекта нового Уложения и о созыве для этой цели специальной Комиссии появился 14 декабря 1766 года. Основной мотив: страна не может дальше жить по средневековому кодексу законов - Соборному Уложению 1649 года. В Комиссию был избран 571 депутат от дворян, горожан, однодворцев, казачества, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири. По одному депутату выделили центральные учреждения - Сенат, Синод, канцелярии. Лишь крепостные крестьяне, составлявшие большинство жителей страны, были лишены права выбирать своих депутатов. Нет депутатов и от духовенства, ибо затеянное дело носило сугубо мирской характер. Социальный состав Комиссии выглядел так: дворянство было представлено 205 депутатами, купечество - 167. Вместе они составили 65 % всех избранников, хотя за ними стояло менее 4 % населения страны! Представители других сословий «погоды» в Комиссии явно не делали: от казачества их 44, от однодворцев - 42, от государственных крестьян - 29, от промышленников - 7, от канцелярских чиновников и прочих - 19, от «инородцев» - 54 (почти никто из последних русским языком не владел, и их участие в работе Комиссии ограничилось лишь эффектным - благодаря экзотическим одеждам - присутствием на заседаниях). Рахматуллин М. Императрица Екатерина Вторая. Наука и жизнь № 4, 2003

Работа комиссии красноречиво свидетельствовала о накале социальных противоречий в стране. Дворянство выступило с целым рядом требований узко сословного характера. Но требования дворян шли вразрез с интересами набиравших сил купцов. Однако наибольшие противоречия вызвал крестьянский вопрос. Выступления государственных крестьян показали тяжелое положение этого отряда крестьянства, изнемогавшего под бременем налогов. Воспользовавшись в качестве предлога началом русско-турецкой войны, Екатерина распустила Комиссию на неопределенный срок. История России от древнейших времен до начала XX в. /Под. ред. И. Я. Фроянова: Учебник истории для ВУЗов. М. 1999. С.285. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет.

Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских философов на русской почве. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины прощанием с иллюзиями в области внутренней политики. Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами Комиссии, Екатерина II издала много важных законов.

В 1782 году Екатерина издает «Устав благочиния» - по содержанию закон о полиции, которой поручалось воспитание подданных и контроль за тем, чтобы каждый член общества неукоснительно исполнял свои обязанности. Это был еще один, необходимый штрих к конструкции регулярного, «полицейского» государства, против которого у людей XVIII века еще не было предубеждения. Не случайно, именно в «Уставе благочиния» мы находим своеобразный моральный кодекс гражданина Российской империи, те «семь заповедей», которые он обязан был соблюдать: «I. Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь. II. Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь. III. Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности. IV. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего. V. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему. VI. Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее. VII. С пути сошедшему указывай путь». Особенно важно, что эти внушения исходили от того, кто для русского человека был олицетворением власти Бога на земле. Всемирная история в лицах - XVIII век. Указ. Соч.

Программными документами Екатерины II стали Жалованные грамоты дворянству и городам. Екатерина определила значение, права и обязанности разных сословий. В 1785 г. была дарована Жалованная грамота дворянству, которая определяла права и привилегии дворянского сословия, считавшегося после бунта Пугачева главной опорой престола. Дворянство окончательно оформилось как привилегированное сословие. Грамота подтверждала старые привилегии: монопольное право на владение крестьянами, землями и недрами; закрепляла права дворянства на собственные корпорации, свободу от подушной подати, рекрутской повинности, телесных наказаний, конфискации имений за уголовные преступления; дворянство получило право ходатайствовать о своих нуждах перед правительством; право на торговлю и предпринимательство, передачу дворянского звания по наследству и невозможность его лишиться иначе как по суду и т. д. Грамота подтверждала свободу дворян от государственной службы. Вместе с тем дворянство получило особое сословное корпоративное устройство: уездные и губернские дворянские собрания. Раз в три года эти собрания избирали уездных и губернских предводителей дворянства, имевших право прямого обращения к царю. Эта мера превратила дворянство губерний и уездов в сплоченную силу. Помещики каждой губернии составляли особое дворянское общество. Дворяне замещали многие чиновничьи должности в местном административном аппарате; они издавна главенствовали в центральном аппарате и армии. Таким образом, дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.

В том же 1785 г. была обнародована Жалованная грамота городам, завершившая устройство так называемого городского общества. Это общество составлялось из обывателей, принадлежащих к податным сословиям, то есть к купцам, мещанам и ремесленникам. Купцы делились на три гильдии по величине объявленных ими капиталов; объявившие менее 500 руб. капитала были названы «мещанами». Ремесленники по разным занятиям разделялись на «цехи» по образцу западно-европейских. Появились органы городского самоуправления. Все податные обыватели собирались вместе и составляли «общую городскую думу»; они избирали из своей среды городского голову и 6 членов в так называемую шестигласную думу. Дума должна была заниматься текущими делами города, его доходами, расходами, общественными постройками, а главное, она заботилась об исполнении казенных повинностей, за исправность которых отвечали все горожане.

За городскими обывателями закреплялось право заниматься торговой и предпринимательской деятельностью. Ряд привилегий получала верхушка горожан - «именитые граждане» и гильдейское купечество. Но привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности казались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией. В целом попытка заложить основы буржуазной сословности не удалась. История России. Теории изучения. Указ. Соч.

Реферат

Тема: Система государственного управления в годы царствования Екатерины II



Введение

1 Екатерина II – черты к портрету

2 Система государственного управления в годы царствования Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма» и новый этап рационализации государственного управления во второй половине 18 века

3 «Наказ» Екатерины и деятельность Уложенной комиссии

4 Сословные и административные реформы Екатерины II

5 Государство и церковь во второй половине 18 века

Заключение

Список использованной литературы



Введение

Временем просвещенного абсолютизма называют обычно несколько десятилетий европейской истории перед Французской революцией 1789 года.

Политика абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й половине 18 в., выражалась в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы - крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчения цензуры и др.). Представители просвещенного абсолютизма - Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии, Екатерина II в России (до начала 70-х гг. 18 в.) и др., используя популярность идей французского Просвещения, изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Просвещенный абсолютизм был направлен на утверждение господства дворянства, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий путем совершенствования политической надстройки. Данная политики просвещенных государей представляла собой рационализаторские нововведения в области управления государством, не изменяя коренным образом его основ.

В ряду самодержцев Российской империи было много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала «европейская политика» Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина 18 века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в 18 веке эпоха Просвещения.

Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России.

Цель нашего реферата состоит в анализе вклада, внесенного Екатериной Великой в развитие Русского государства во второй половине 18 века.

Задачи работы:

1. Дать краткую характеристику черт характера Екатерины II;

2. Описать систему государственного управления при Екатерине II;

3. Охарактеризовать «Наказ» Екатерины как попытку планирования реформ в России;

4. Рассмотреть социальные реформы императрицы;

5. Показать взаимоотношения государства и церкви во второй половине 18 века.

Работа опирается на документы эпохи Екатерины, а именно ее мемуары, переписку с Вольтером и текст составленного ею «Наказа».



1 Екатерина II – черты к портрету


Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, род. 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия – ум. 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) - императрица всероссийская (1762-1796). Период её правления часто считают золотым веком Российской империи.

Родилась София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская 21 апреля (2 мая) 1729 года в немецком померанском городе Штеттин (ныне Щецин в Польше). Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнбургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать - Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной теткой будущему Петру III. Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих (Адольф Фредрик) с 1751 года был королём Швеции (избран наследником в 1743 году). Родословная матери Екатерины II восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.

Семья герцога Цербстского была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Воспитывалась в строгости. Она росла резвой, любознательной, шаловливой и даже бедовой девчонкой, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на штетинских улицах. Родители не отягощали ее воспитанием и особо не церемонились при выражении своего неудовольствия. Её мать называла её в детстве Фикхен (нем. Figchen - происходит от имени Frederica, то есть «маленькая Фредерика»).

В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Среди её учителей выделяют известного проповедника Симона Тодорского (учитель православия), автора первой русской грамматики Василия Ададурова (учитель русского языка) и балетмейстера Ланге (учитель танцев). Вскоре она заболела воспалением лёгких, и состояние её было столь тяжёлым, что её мать предложила привести лютеранского пастора. София, однако, отказалась и послала за Симоном Тодорским. Это обстоятельство прибавило ей популярности при русском дворе. 28 июня (9 июля) 1744 София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы - Екатерины I), а на следующий день была обручена с будущим императором.

21 августа (1 сентября) 1745 года в шестнадцатилетнем возрасте Екатерина была обвенчана с Петром Фёдоровичем, которому исполнилось 17 лет и являлся ей троюродным братом. Первые годы жизни Пётр совершенно не интересовался женой, и супружеских отношений между ними не существовало. Об этом Екатерина позже напишет в своих мемуарах.

Екатерина продолжает заниматься самообразованием. Она читает книги по истории, философии, юриспруденции, сочинения Вольтера, Монтескье, Тацита, Бейля, большое количество другой литературы. Основным развлечением для неё стала охота, верховая езда, танцы и маскарады. Отсутствие супружеских отношений с великим князем способствовало появлению у Екатерины любовников. Между тем, императрица Елизавета высказывала недовольство отсутствием детей у супругов.

Наконец, после двух неудачных беременностей, 20 сентября (1 октября) 1754 году Екатерина родила сына, которого у неё сразу забрали по воле царствовавшей императрицы Елизаветы Петровны, называют его Павлом (будущий император Павел I) и лишают возможности воспитывать, позволяя только изредка видеть. Ряд источников, в числе которых и мемуары самой Екатерины, утверждает, что истинным отцом Павла был любовник Екатерины С. В. Салтыков. Другие - что такие слухи лишены оснований, и что Петру была сделана операция, устранившая дефект, делавший невозможным зачатие. Вопрос об отцовстве вызывал интерес и у общества.

После рождения Павла отношения с Петром и Елизаветой Петровной окончательно испортились. Пётр звал свою супругу «запасной мадам» и открыто заводил любовниц, впрочем, не препятствуя делать это и Екатерине, у которой в этот период возникла связь с Станиславом Понятовским - будущим королём Польши, возникшая благодаря стараниям английского посла сэра Чарлза Хенбюри Уильямса. 9 (20) декабря 1758 года Екатерина родила дочь Анну, что вызвало сильное недовольство Петра.

В это время ухудшилось состояние Елизаветы Петровны. Всё это делало реальной перспективу высылки Екатерины из России или заключения её в монастырь. Ситуацию усугубляло то, что вскрылась тайная переписка Екатерины с опальным фельдмаршалом Апраксиными и английским послом Вильямсом, посвящённая политическим вопросам. Её прежние фавориты были удалены, но начал формироваться круг новых: Григорий Орлов и Дашкова.

Смерть Елизаветы Петровны (25 декабря 1761 (5 января 1762)) и восшествие на престол Петра Фёдоровича под именем Петра III ещё больше отдалили супругов. Пётр III стал открыто жить с любовницей Елизаветой Воронцовой, поселив жену в другом конце Зимнего дворца. Когда Екатерина забеременела от Орлова это уже нельзя было объяснить случайным зачатием от мужа, так как общение супругов прекратилось к тому времени совершенно. Беременность свою Екатерина скрывала, а когда пришло время рожать, её преданный камердинер Василий Григорьевич Шкурин поджёг свой дом. Любитель подобных зрелищ Пётр с двором ушли из дворца посмотреть на пожар; в это время Екатерина благополучно родила. Так появился на свет первый на Руси граф Бобринский - основатель известной фамилии.

Вступив на трон, Пётр III осуществил ряд действий, вызвавших отрицательное отношение к нему офицерского корпуса. Так, он заключил невыгодный для России договор с Пруссией (в то время, как русские войска взяли Берлин) и вернул ей захваченные русскими земли. Одновременно он намерился в союзе с Пруссией выступить против Дании (союзницы России), с целью вернуть отнятый ею у Гольштейна Шлезвиг, причём сам намеревался выступить в поход во главе гвардии. Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. На его фоне выгодно смотрелась Екатерина - умная, начитанная, благочестивая и доброжелательная супруга, подвергающаяся преследованиям мужа.

После того, как отношения с мужем окончательно испортились, и усилилось недовольство императором со стороны гвардии, Екатерина решилась участвовать в перевороте. Её соратники, основными из которых были братья Орловы, Потёмкин и Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили их на свою сторону. Непосредственной причиной начала переворота стали слухи об аресте Екатерины и раскрытие и арест одного из участников заговора - поручика Пассека.

Ранним утром 28 июня (9 июля) 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и в первых числах июля погиб при невыясненных обстоятельствах.

22 сентября (3 октября) 1762 года Екатерина Алексеевна была коронована в Москве и стала императрицей всероссийской с именем Екатерина.

Екатерина принадлежала к немногочисленному числу монархов, которые столь интенсивно и непосредственно общались со своими подданными путём составления манифестов, инструкций, законов, полемических статей и косвенно в виде сатирических сочинений, исторических драм и педагогических опусов. В своих мемуарах она признавалась: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила».

Она обладала незаурядным талантом литератора, оставив после себя большое собрание сочинений - записки, переводы, либретто, басни, сказки, комедии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина», «Госпожа Вестникова с семьею», «Невеста невидимка» (1771-1772), эссе и т. п., участвовала в еженедельном сатирическом журнале «Всякая всячина», издававшемся с 1769 года. Императрица обратилась к журналистике с целью воздействия на общественное мнение, поэтому главной идеей журнала была критика человеческих пороков и слабостей. Другими предметами иронии были суеверия населения. Сама Екатерина называла журнал: «Сатира в улыбательном духе».

Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения, состояла в переписке с Вольтером, Дидро, "Аламбером.

При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства - архитектуре, музыке, живописи.

Нельзя не упомянуть и о инициированном Екатериной массовом заселении немецких семей в различные регионы современной России, Украины, а также стран Прибалтики. Целью являлась модернизация русской науки и культуры.

Екатерина была брюнеткой среднего роста. Она совмещала в себе высокий интеллект, образованность, государственную мудрость и приверженность к «свободной любви».

Екатерина известна своими связями с многочисленными любовниками, число которых (по списку авторитетного екатериноведа П. И. Бартенева) достигает 23. Самыми известными из них были Сергей Салтыков, Г. Г. Орлов (впоследствии граф), конной гвардии поручик Васильчиков, Г. А. Потёмкин (впоследствии князь), гусар Зорич, Ланской, последним фаворитом был корнет Платон Зубов, ставший графом Российской империи и генералом. С Потёмкиным, по некоторым данным, Екатерина была тайно обвенчана (1775). После 1762 она планировала брак с Орловым, однако по советам приближённых отказалась от этой идеи.

Стоит отметить, что «разврат» Екатерины был не таким уж скандальным явлением на фоне общей распущенности нравов 18 столетия. Большинство королей (за исключением, пожалуй, Фридриха Великого, Людовика XVI и Карла XII) имели многочисленных любовниц. Фавориты Екатерины (за исключением Потёмкина, обладавшего государственными способностями) не оказывали влияния на политику. Тем не менее институт фаворитизма отрицательно действовал на высшее дворянство, которое искало выгод через лесть новому фавориту, пыталось провести в любовники к государыне «своего человека» и т. п.

Приверженность Екатерины идеям Просвещения определила характер её внутренней политики и направления реформирования различных институтов российского государства. Для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто используется термин «просвещённый абсолютизм». По мнению Екатерины, основанному на трудах французского философа Монтескье, обширные российские пространства и суровость климата обуславливают закономерность и необходимость самодержавия в России. Исходя из этого при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и унификации системы управления.


2 Система государственного управления в годы царствования Екатерины II . Политика «просвещенного абсолютизма» и новый этап рационализации государственного управления во второй половине 18 века


Ко времени вступления на престол Екатерина II была хорошо знакома с либеральными идеями европейской философской, политической и экономической мысли. Еще в молодые годы она читала произведения французских просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, Д"Аламбера - и считала себя их ученицей. В 1763 году Екатерина начала переписку с Вольтером, которая продолжалась до 1777 года, т. е. почти до самой смерти известного французского просветителя. На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. Вот какими представлялись императрице намечаемые планы: «Так как вы довольно живо интересуетесь, как мне кажется, тем, что я делаю, то прилагаю к настоящему письму возможно менее плохой перевод на французский язык моего Манифеста, подписанный мною в прошлом году 14-го декабря и появившийся в Голландских газетах в столь жестоко искаженном виде, что в нем едва ли можно было добраться до смысла. В русском тексте эта вещь весьма ценная и удачная… В июне месяце начнутся заседания этого великого собрания, которые выяснят нам, что нужно, а затем будет преступлено к выработке законов, за которые, я надеюсь, будущее человечество не наградит нас порицанием. А пока, до наступления этого времени, я собираюсь объехать различные провинции…».

В соединении со знаниями российской действительности эти представления повлияли на формирование политической программы императрицы, которую она пыталась реализовать в различных областях, в том числе в области государственного управления.

Как представляла себе Екатерина задачи просвещенного монарха, каковым себя искренне считала, видно из ее черновой записки: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям».

Начало правления для Екатерины II было трудным, прежде всего в политическом отношении. Как ни был непопулярен Петр III в России, но он был законный (Божьей милостью) государь, к тому же внук Петра Великого, пусть и недостаточный. Неясна была и роль Екатерины II в убийстве мужа. Прежде всего Екатерина II поспешила с коронацией, которая должна была узаконить ее восшествие на престол. Главные участники переворота (40 человек) получили чины, земельные владения с крепостными крестьянами и крупные денежные суммы. Императрица приказала вернуть из ссылки тех, кто «невинно» пострадал, в их числе - бывшего великого канцлера графа Бестужева-Рюмина, бывшего генерал-прокурора князя Шаховского.

Действуя осторожно, избегая опасных конфликтов, Екатерина II с самого начала твердо дала понять, что не намерена поступаться самодержавной властью. Она отвергла идею графа Н. И. Панина об учреждении Постоянного императорского совета в составе четырех государственных секретарей, которые должны были решать все важнейшие государственные дела. За Екатериной в этом случае оставалось бы лишь право утверждения принимаемых решений. В проекте Панина нашли отражение олигархические надежды аристократии на ограничение самодержавной власти, что вовсе не устраивало Екатерину II. Одновременно Панин предложил разделить правительствующий Сенат на шесть департаментов, что приводило к ослаблению роли этого высшего учреждения в пользу Постоянного императорского совета. Екатерина II умело воспользовалась этим предложением Панина в декабре 1763 (реформа Сената).

Оценивая правление Екатерины II, надо иметь в виду, что императрице пришлось действовать не по заранее продуманной и намеченной преобразовательной программе, а последовательно браться за решение тех задач, которые выдвигала жизнь. Отсюда - впечатление некоторой хаотичности ее царствования. Даже если это и так, то не прихоти часто менявшихся фаворитов тому причиной. Несомненно, такие люди влияли на политику государства, но лишь в той мере, в какой это допускала сама императрица, никогда не поступавшаяся и частицей своей самодержавной власти.

Каково было состояние страны, явствует из того, что уже в первые дни после переворота Екатерине пришлось думать о том, как остановить стремительный рост цен на хлеб и найти деньги на самые неотложные государственные нужды - русская армия в Пруссии уже восемь месяцев не получала жалованья. Она разрешила Сенату использовать свои «комнатные деньги» - те, что считались собственностью государя и шли исключительно на его личные нужды. Членов Сената тронуло то, что императрица считает всё, принадлежащее ей, собственностью государства и в будущем не намерена делать различие между интересами государственными и своими собственными. Для Екатерины подобный шаг был совершенно естественным. Себя же она видела служительницей отечества, призванной привести подданных к этому общему благу.

Это было нечто на Руси невиданное. Прежние власти считали достаточным держать подданных в страхе, Екатерина же хотела завоевать их любовь.

Снижение пошлин на соль, отмена торговых монополий, указ против взяточничества, детские приюты, борьба с разбоями - эти первейшие меры, предпринятые Екатериной, диктовались не стремлением к преобразованиям, а необходимостью и желанием расположить к себе подданных. Однако они стали для нее отличной практической школой государственного управления. Очень скоро Екатерина поняла, как мало она знает страну, в которой ей выпало царствовать, и постаралась лучше ее изучить. В первые пять лет своего правления Екатерина совершила несколько поездок по России. Это позволило ей узнать, чем живут ее подданные.

Первые годы правления прошли почти безоблачно. Екатерину любили искренне, как любят свои надежды на лучшее будущее. В этой приподнятой атмосфере ей удалось восстановить обороноспособность страны и провести некоторые меры, намеченные еще при Елизавете и Петре III. Прежде всего, это касалось церковных имуществ.

С 1765 года Екатерина начала писать свой «Наказ» - рекомендации комиссии по выработке Нового Уложения. (Крупная попытка в области государственного управления – приведение в порядок российского законодательства). Вряд ли правы те историки, которые видят в созыве Уложенной комиссии демагогический фарс, разыгранный Екатериной II. Нельзя назвать Уложенную комиссию и началом русского парламентаризма. В конкретных условиях России второй половины 18 в. Екатерина II сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии.

Надо сказать, что в практической деятельности Екатерина далеко отступала от своих высоких идеалов. Она знала, что обязана своей властью русскому дворянству, и понимала: лучший способ завоевать его любовь - это раздавать поместья, деньги и привилегии. Всего в правление Екатерины из казенных и дворцовых имений было роздано около миллиона душ. В 1765 году (работая над «Наказом») она разрешила помещикам ссылать крестьян в Сибирь без суда «по продерзостному состоянию» (подтвердив указ Елизаветы 1760 года), а в 1767 году, получив во время путешествия по Волге около 600 челобитных от крестьян с жалобами на помещиков, приказала вернуть их без рассмотрения; позже был выпущен специальный указ, запрещавший крестьянам подавать императрице жалобы на помещиков. К моменту восшествия Екатерины на престол на Украине еще существовало право свободного перехода крестьян, но уже в 1763 году она резко ограничила его, а через 20 лет отменила вовсе.

На свертывание политики просвещенного абсолютизма повлияли два события 18 в.: крестьянская война под руководством Е. Пугачева в России и Великая французская революция в Европе.

В целом, при Екатерине произошло укрепление абсолютизма путем реформирования правительственных учреждений и нового административного устройства государства, защиты монархии от любых посягательств. Она проводила социально-экономические мероприятия по дальнейшей «европеизации» страны и окончательному оформлению и усилению дворян, либерально-просветительские начинания, попечение об образовании, литературе и искусствах.

Но российское общество продемонстрировало неготовность не только к отмене крепостного права, но даже и к более умеренным реформам.

3 «Наказ» Екатерины и деятельность Уложенной комиссии

С 1765 года Екатерина начала писать свой «Наказ» - рекомендации комиссии по выработке Нового Уложения. Необходимость в новом законодательстве назрела давно. В 1754 году Елизавета (по предложению Петра Шувалова) уже повелела сочинить «ясные законы», но дело с места так и не сдвинулось. Такие же попытки предпринимала Анна Иоанновна, а до нее - Петр I. Екатерина твердо решила довести дело до конца.

В 1767 году в Москву собрались депутаты от всех сословий (за исключением крепостных крестьян и духовенства) с тем, чтобы начать выработку Нового Уложения. Екатерининский «Наказ» стал руководством. Большую часть его статей Екатерина заимствовала из книги Монтескье «Дух законов» и трактата итальянского юриста Беккариа «О преступлениях и наказаниях». «Наказ» состоял из 22 глав и был разбит на 655 статей. Краеугольным камнем государства, по мысли Екатерины, оставалось самодержавие: «8. Российского государства владения простираются на 32 степени широты и на 165 степеней долготы по земному шару. 9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовати сходно со пространством столь великого государства…11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно. 12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим».

Но все остальное было настолько ново и непривычно, что многих этот документ попросту испугал. А ведь Екатерина опубликовала «Наказ» лишь после обсуждения со своими приближенными, которые переделали или сократили совсем больше половины написанного императрицей.

Что же так потрясло русских людей второй половины 18 столетия?

Вот эти положения «Наказа»: «34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. 35. Сие равенство требует хорошего установления, которое воспрещало бы богатым удручать меньшее их стяжание имеющих и обращать себе в собственную пользу чины и звания, порученные им только как правительствующим особам государства. 36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно. 37. В государстве, то есть в собрании людей, обществом живущих, где есть законы, вольность не может состоять ни в чем ином, как в возможности делать то, что каждому надлежит хотеть, и чтоб не быть принуждену делать то, чего хотеть не должно».

Таким образом, выходило, что все граждане равны перед законом. Екатерине, однако, пришлось отказаться от всяких упоминаний о необходимости освободить крестьян из крепостного состояния, хотя она считала рабство противным христианской религии и справедливости. В «Наказе» она вынуждена была признать, что «не должно вдруг и через узаконение делать великого числа освобожденных».

Депутаты, собравшиеся в Москву для работы над Новым Уложением, показали Екатерине, что Россия куда дальше отстоит от новейших европейских идей, чем она думала. 564 человека, среди которых были чиновники, купцы, казаки, «пахотные солдаты» и инородцы, не были представителями русского общества, потому что общества в тогдашней России не было. Каждое сословие пеклось только о своих интересах. Благо народа они понимали только как свое собственное, государственные интересы - как интересы государыни. Каждое сословие требовало себе исключительных привилегий за счет других и не желало нести никакой ответственности. Дворяне ратовали за отмену пыток, но исключительно для своего сословия, купцы требовали запретить дворянам и крестьянам участвовать в торговле, все (за исключением дворян, уже получивших такую привилегию) желали не служить и не платить податей, и все требовали рабов - против крепостной зависимости высказались лишь отдельные депутаты. Ясно, что никакого Уложения создать так и не удалось, и в 1768 году комиссия по его выработке была распущена под предлогом начавшейся войны с Турцией.

Все же работа Комиссии не пропала даром. Содержание местных наказов и суждения депутатов дали правительству богатый материал для ознакомления с нуждами и пожеланиями разных групп населении, и эти материалы оно могло использовать в будущем в своей реформаторской деятельности.


4 Сословные и административные реформы Екатерины II


В декабре 1763 года. императрица осуществила реформу Сената, разделив его на шесть департаментов, два из которых должны были находиться в Москве, а четыре в Петербурге. Так правительствующий Сенат потерял прежнюю политическую роль, превратившись в бюрократическо-канцелярскую надстройку над центральными учреждениями империи. Во второй половине 18 в. территория России значительно расширилась, особенно в южном и западном направлениях. В состав страны вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, Белоруссия, Курляндия, Литва и др. Россия занимала территорию в 17,4 млн м2. По данным ревизии 1795 года, население России составляло 37,4 млн человек. Основная масса населения жила в сельской местности. К концу века в городах проживало 10% населения страны. К началу 19 в. в России насчитывалось 634 города, хотя многие из них оставались скорее административными и властными центрами сельской округи. При Екатерине II была проведена широкая административная реформа. В 1775 году страну разделили на 50 губерний вместо прежних 20. Население губернии составляло от 300 до 400 тыс. человек.

«Манифестом о вольности дворянству» (1762) и «Жалованной грамотой дворянству» (1785) Екатерина II окончательно укрепила привилегии дворянства. Дворяне были освобождены от податей и повинностей. Заметно увеличилось дворянское землевладение. Помещикам раздавались государственные и дворцовые крестьяне, а также незаселенные земли. Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Наблюдается рост крепостнических отношений. Они охватывают новые территории и новые категории населения. На землях, которые вошли в состав России в этот период времени, крепостнические отношения либо сохранялись, либо получали распространение (Украина, Крым, Предкавказье). Часть земель была роздана русским помещикам.

Положение крепостных ухудшалось - помещики получили в 1765 году разрешение ссылать своих крестьян в Сибирь на каторгу, без суда и следствия. Если крестьян признавали зачинщиками волнений, то указом 1763 года они сами должны были оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений. В 1767 году был издан указ, запрещающий жалобы крестьян императрице на своих помещиков. 1765-1775 годы отмечены крестьянскими выступлениями (Пугачевщина). Жестоко подавленное, оно все же стало не последней причиной, подтолкнувшей правительство к некоторым указам в отношении положения крестьян.

Важное значение для развития отечественного промышленного производства имело издание в 1775 году манифеста Екатерины II о свободном открытии промышленных предприятий представителями всех слоев общества. В России вводилась свобода предпринимательства.

В 1785 году было издано специальное Ремесленное положение, являвшееся частью Жалованной грамоты городам. Наряду с городским широкое развитие получило ремесло в промысловых селах.

Важнейшей особенностью конца 18 в. является увеличение вольнонаемной рабочей силы и капиталистических мануфактур.

С 1762 года запрещалось покупать крепостных крестьян к заводам, прекратилась приписка их к предприятиям. Мануфактуры, основанные после этого лицами не дворянского происхождения, применяли исключительно вольнонаемный труд.

В 1775 году был издан указ, разрешавший крестьянскую промышленность, что стимулировало развитие производства, повлияло на рост числа заводчиков из купцов и крестьян.

Важным стимулом для промышленного предпринимательства явились льготы купечеству: в 1766 году - освобождение купцов от рекрутской повинности и замена ее уплатой фиксированного денежного взноса; провозглашение свободы предпринимательства в 1775 году, заключавшееся в разрешении купцам заводить предприятия без согласования с официальными инстанциями и отменявшее налог с каждого сана.

Социальная политика демонстрирует следующие факты. В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине началось системное развитие женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия. В губерниях были приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге - Воспитательные дома для беспризорных детей (в настоящее время здания Московского Воспитательного дома занимает Военная академия им. Петра Великого), где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина первой сделала такую прививку. При Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины были созданы форпосты, размещенные не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов».

Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

К концу 18 в. произошло укрепление сословного строя. Каждая категория населения (дворянство, духовенство, различные категории горожан, крестьян, казачество и др.) приобрела сословную замкнутость, которую определяли соответствующие права и привилегии, зафиксированные в законах и указах. Укрепление сословного строя было одним из способов удержать власть в руках дворянства.

5 Государство и церковь во второй половине 18 века

Желая расположить к себе влиятельное в России православное духовенство, Екатерина II, по восшествии на престол, отменила указ Петра III об изъятии у монастырей земельной собственности и крестьян. Правда, укрепив свое положение, императрица уже в 1764 году все-таки отобрала у монастырей в пользу государства 990 тыс. крестьян. Бывшие монастырские крестьяне (их было около 1 млн душ мужского пола) стали называться экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии. Число монастырей в России сократилось с 881 до 385.

Монастырские земли давно вызывали беспокойство властей. Еще при Елизавете происходили постоянные волнения монастырских крестьян. Чтобы как-то справиться с ситуацией, при Петре III эти земли были переданы в светское управление. Но тогда возмутились церковные власти. Екатерина успокоила их, вернув им имения, но это вызвало еще большее возмущение крестьян (перевод монастырских крестьян на положение государственных позволяло свободно жаловать их кому угодно). В 1762 году «в явном возмущении» было около 150 тысяч монастырских и помещичьих крестьян, тогда же бунтовало около 50 тысяч крестьян горнозаводских. Опять понадобилось вмешательство военных отрядов и даже артиллерии. Поэтому через год Екатерина вновь учредила комиссию по церковным имениям. Против нее резко выступил митрополит ростовский Арсений Мацеевич, пользовавшийся в свое время покровительством Елизаветы, - человек неуживчивый и жестокий. Он потребовал у Синода немедленно возвратить отобранные церковные владения. Послание его было настолько резким, что Синод, восприняв его как оскорбление ее величества, передал дело на рассмотрение Екатерине. Она не проявила обычного снисхождения, и Арсения лишили сана и сослали в отдаленный монастырь. Церковные владения перевели в ведение Коллегии экономии. Это же ведомство содержало инвалидные дома. Президентом коллегии был назначен совершенно светский человек, князь Борис Куракин.

После присоединения к Российской империи земель, прежде бывших в составе Речи Посполитой, в России оказалось около миллиона евреев - народа с иной религией, культурой, укладом и бытом. Для недопущения их переселения в центральные области России и прикрепления к своим общинам для удобства взимания государственных налогов, Екатерина II в 1791 году установила черту оседлости, за пределами которой евреи не имели права проживать. Черта оседлости была установлена там же, где евреи и проживали до этого - на присоединённых в результате трёх разделов Польши землях, а также в степных областях у Чёрного моря и малонаселенных территориях к востоку от Днепра. Переход евреев в православие снимал все ограничения на проживание.

В 1762-1764 году Екатериной были изданы два манифеста. Первый - «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах» призывал иностранных подданных переселяться в Россию, второй определял перечень льгот и привилегий переселенцам. Уже вскоре возникли первые немецкие поселения в Поволжье, отведённом для переселенцев. Наплыв немецких колонистов был столь велик, что уже в 1766 году пришлось временно приостановить приём новых переселенцев до обустройства уже въехавших. В будущем немецкая община будет играть заметную роль в жизни России.

В состав страны к 1786 году вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва.

Население России в 1747 году составляло 18 млн чел., к концу века - 36 млн чел.

В целом в России при Екатерине II проводилась политика религиозной терпимости. Представители всех традиционных религий не испытывали давления и притеснения. Так, в 1773 году издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий; светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры.

Екатерина добилась от правительства Речи Посполитой уравнения в правах религиозных меньшинств - православных и протестантов.

При Екатерине II прекратились преследования старообрядцев. Императрица выступила инициатором возвращения из-за границы старообрядцев, экономически активного населения. Им было специально отведено место на Иргизе (современные Саратовская и Самарская области). Им было разрешено иметь священников.

Свободное переселение немцев в Россию привело к существенному увеличению числа протестантов (в основном лютеран) в России. Им также дозволялось строить кирхи, школы, свободно совершать богослужения. В конце 18 века только в одном Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.

За иудейской религией сохранялось право на публичное отправление веры. Религиозные дела и споры были оставлены в ведении еврейских судов. Евреи, в зависимости от имеющегося у них капитала, причислялись к соответствующему сословию и могли избираться в органы местного самоуправления, становиться судьями и прочими госслужащими.

По указу Екатерины II в 1787 году в типографии Академии наук в Петербурге впервые в России был напечатан полный арабский текст исламской священной книги Корана для бесплатной раздачи «киргизам». Издание существенно отличалось от европейских прежде всего тем, что носило мусульманский характер: текст к печати был подготовлен муллой Усманом Ибрахимом. В Петербурге с 1789 по 1798 годы вышло 5 изданий Корана. В 1788 году был выпущен манифест, в котором императрица повелевала учредить в Уфе духовное собрание Магометанского закона. Таким образом, Екатерина начала встраивать мусульманское сообщество в систему государственного устройства империи. Мусульмане получали право строить и восстанавливать мечети.

Буддизм также получил государственную поддержку в регионах, где он традиционно исповедовался. В 1764 году Екатерина учредила пост хабо-ламы - главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. В 1766 бурятские ламы признали Екатерину воплощением Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление.

Долгое царствование Екатерины II 1762-1796 наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачёвщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями. И все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ. Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома.



Заключение


Правление Екатерины II выпало на годы -1762-1796. Образованная и мудрая Екатерина сумела расположить к себе не только приближенных, но и иностранных монархов, дипломатов, ученых. Придя к власти в результате дворцового переворота, Екатерина II была вынуждена вести гибкую политику, учитывая общественное мнение и интересы дворян. Одновременно перед ней стояла труднейшая задача укрепления режима личной власти и повышения ее авторитета. Для этого императрица призвала на службу французское Просвещение (идеи философов Вольтера, Монтескье, Дидро).

В связи с этим время правления Екатерины называют периодом просвещенного абсолютизма, т. е. периодом, когда верховная власть укрепилась за счет использования передовых идей, а, кроме того, стремилась исправить варварские пережитки феодального строя. Российский вариант просвещенного абсолютизма представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный в социально-экономическом плане с разложением феодального уклада, в политическом плане - с поиском компромисса с дворянством и аристократией, бывшими основной движущей силой предшествовавших государственных переворотов. При том правовые принципы просвещенного абсолютизма не были принципами правового государства, так как вся полнота власти (законодательной, судебной и административной) находилась в руках монарха, кроме того, утверждалась незыблемость сословного деления общества.

Вместе с тем Екатерина II хотела не столько задрапировать российский абсолютизм передовыми идеями, сколько продвинуть страну по пути европейского прогресса. Наглядным подтверждением тому служит «Наказ» Уложенной комиссии, созванной под влиянием идей французских просветителей, для разработки реформ, которые должны были ослабить социальное напряжение и укрепить базу самодержавия.

В «Наказе», написанном в 1765-1767 гг., императрица высказывала мысли о распространении просвещения, искоренении беззакония, жестокости, деспотизма, об умножении народного благосостояния. Кроме того, в документе обосновывалась «естественность» неограниченного самодержавия в России и общественного неравенства. «Наказ» должен был служить руководством в работе собравшейся в июле 1767 году комиссии по подготовке нового Уложения.

Уложенная комиссия была особой временной формой привлечения представителей свободных сословий к управлению государством на административно-бюрократических началах и стала еще одним шагом по пути оформления сословного представительства. Главная задача Уложенной комиссии (создание нового свода законов) так и не была выполнена.

Дальнейшее укрепление абсолютизма потребовало концентрации власти в руках императрицы и максимального ограничения полномочий Сената. Раздробление функций Сената и наполнение его послушными чиновниками существенно ослабили его значение. Таким образом, уже в начале царствования были приняты меры, призванные пресечь любые ограничения самодержавия.

В царствование Екатерины II с наибольшей полнотой выявились абсолютистские тенденции, направленные на устранение различий в управлении, поэтому правительство начало упразднение автономий окраин и принят указ о дальнейшей секуляризации владений церквей и монастырей и переводе их крестьян в категорию государственных, под управление Коллегии экономии. Во второй половине 18 в. значительно расширилось крепостническое законодательство.

В 1775 г. Екатерина II провела областную реформу, в основе которой лежал принцип численности податного населения.

Начали проводиться экономические реформы.

Жалованная грамота дворянству 1785 года завершила юридическое формирование первого сословия и предоставила ему широкие права.

Жалованная грамота городам включила в себя освобождение верхушки купечества от подушной подати и рекрутской повинности. Она же вводила городское самоуправление.

К концу царствования Екатерины II в правительственном курсе наметился резкий поворот вправо, связанный с реакцией на Великую Французскую революцию и крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева. Идеи Просвещения дискредитировали себя, став идеологической базой Великой Французской революции.

Стареющая императрица уже не могла контролировать общественную мысль, расстройство финансов и бюрократию. 6 ноября 1796 года Екатерина Великая скончалась, оставив престол сыну - 42-летнему Павлу Петровичу.

Эпоха правления Екатерины продемонстрировала:

1. Имперские мероприятия во внешней и внутренней политике.

2. Укрепление абсолютизма путем реформирования правительственных учреждений и нового административного устройства государства, защита монархии от любых посягательств.

3. Социально-экономические мероприятия по дальнейшей «европеизации» страны и окончательному оформлению и усилению дворян.

4. Либерально-просветительские начинания, попечение об образовании, литературе и искусствах.

5. Неготовность российского общества не только к отмене крепостного права, но даже и к более умеренным реформам.



Список использованной литературы


1. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-биографические очерки. Кн.2: 16-18 вв.- М.: Дрофа, 1994.- 459 с.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 560 с.

3. Екатерина II: Аннотированная библиография публикаций / Сост.: И.В. Бабич, М.В. Бабич, Т.А. Лаптева. М.: РОССПЭН, 2004. - 928 с.

4. Императрица Екатерина II. О величии России.- М.: «ЭКСМО», 2003.- 856 с. (серия «Антология мысли»).

5. Империя. От Екатерины II до Сталина /Авт.-сост. П.Г. Дейниченко.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.- 192 с.

6. Ключевский В. О. Курс Русской Истории. Часть V. - М.: Государственное Социально-Экономическое Издательство, 1937.- 367 с.

8. Павленко Н.И. Екатерина Великая //Родина.- 1995 (№ 10, 11), 1996 (№ 1, 2).

9. Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. –М.: Наука, 1997.- 567 с.


Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. –М.: Наука, 1997, С.55-56.

Мысли из особой тетради // Императрица Екатерина II. О величии России».- М.: «ЭКСМО», 2003, С. 121.

Письмо Вольтеру. Москва, 15-26 марта (1767) // Императрица Екатерина II. О величии России».- М.: «ЭКСМО», 2003, С. 747.

Мысли из особой тетради // Императрица Екатерина II. О величии России».- М.: «ЭКСМО», 2003, С.123.

Павленко Н.И. Екатерина Великая //Родина.- 1995 .-№ 10.- С.56.

Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения. Глава 2. // Императрица Екатерина II. О величии России.- М.: «ЭКСМО», 2003, С. 72.

Первым шагом Екатерины II по пути создания такой системы управления была крупная реформа Сената, предпринятая в 1763 г. Сосредоточив в своих руках почти всю законодательную инициативу, исполнительную и судебную власть и достигнув высшей точки своего развития, Сенат с середины 50-х гг. начал терять прежнюю роль в государственном управлении. Вынужденный заниматься рассмотрением множества мелких дел. Сенат не смог сосредоточить свое внимание на решении вопросов общегосударственного значения, и многие из его начинаний не получили должного развития.

Необходимость реорганизации этого высшего государственного учреждения была очевидной. План реформы Сената, подготовленный воспитателем наследника Павла и ближайшим советником императрицы в первые годы ее царствования Н.И.Паниным и утвержденный Екатериной II, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в определенной сфере государственного управления. Четыре департамента находились в Петербурге, а два в Москве (вместо сенатской конторы).

Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемым самим генерал-прокурором. Этот департамент обнародовал законы, ведал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственными и церковными имуществами и соответствующими им учреждениями. В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрение прошений на имя императрицы и т.п. Третий департамент сосредоточил самые разнообразные дела: заведывание путями сообщения и медициной, попечительством о науках, образовании и искусствах; управление окраинами, имевшими некоторые права автономии (Прибалтика и Украина). Четвертый департамент занимался военно-сухопутными и военно-морскими делами. Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый - первому, а шестой - второму. Все департаменты, кроме первого, возглавлялись обер-прокурорами, подчиненными генерал-прокурору.

Генерал-прокурор превратился в высшего чиновника государства, первого и единственного министра, в ведении которого находились важнейшие и разнообразные дела управления, с которым на практике чаще всего предпочитали сноситься президенты коллегий и губернаторы. Генерал-прокурор от имени и по поручению императорской власти осуществлял надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений; он выступал не только как блюститель законов, но и зачастую исполнял функции министра финансов, юстиции, внутренних дел. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрице о решенных в Сенате делах, а в случае разногласия в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения.

Назначая в феврале 1764 г. на этот пост князя А.А.Вяземского, который оставался фактическим главой государственного аппарата почти до конца царствования Екатерины II, императрица составила для него так называемое «Секретнейшее наставление» - программу практических мер, которые надлежало проводить генерал-прокурору в своей работе.

Деятельность разносторонне одаренного и хорошо образованного князя А.А.Вяземского , занимавшего свой пост почти 30 лет, не ограничивалась надзором и контролем за отправлением правосудия и организацией работы прокурорской системы, а была весьма разнообразна и временами настолько расширялась, что охватывала все основные отрасли государственного управления. Он пользовался полным доверием Екатерины II, был верным советником и надежным проводником всех ее идей и новшеств в области государственного устройства и управления.

На первый взгляд реформа Сената носила чисто административный характер, но если при Елизавете Петровне сенаторы имели право вносить предложения о рассмотрении любого вопроса на заседание Сената, то теперь это право полностью перешло к генерал-прокурору. Реформа 1763 г. меняла порядок рассмотрения дел: они должны были решаться единогласно в департаментах, и лишь в случае возникновения разногласий вопрос выносился на общее заседание Сената . В ходе реформы Сенат лишился своей законодательной функции, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа . Их сочетание в одном учреждении было главным недостатком реформы, но на некоторое время центральный аппарат управления заработал четче и эффективнее.

Важной составной частью реформы Сената 1763 г. было принятие новых штатов, которые вводили жалованье для всех служащих центральных и местных учреждений . Штаты 1763 г. устанавливали чиновникам оклады вдвое выше прежних, при этом жалованье назначалось не по чину, а по должности. Повышением жалованья и установлением в 1764 г. пенсии чиновникам правительство надеялось укрепить государственный аппарат и устранить разъедавшие его пороки.

Екатерина II, открыто заявлявшая свои взгляды на членов Синода, как на государственных служащих, обязанных преследовать в своей деятельности цели, указанные правительством, придавала большое значение власти синодального обер-прокурора и не могла не оказывать значительного содействия развитию фактического влияния прокуратуры на высшее церковное управление.

Этому способствовало и проведение секуляризационной реформы 1764 г., по которой все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов в них, ибо содержало их на средства из государственной казны. Духовенство окончательно превращалось в одну из групп чиновничества.

ВРЕМЕННЫЕ ОРГАНЫ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ ВТОРОЙ

На протяжении всего XVIII в., кроме постоянно действующих центральных учреждений при императорах и императрицах, возникали, сменяя друг друга, различные советы и кабинеты как высшие законосовещательные и распорядительные учреждения, которые не имели юридической самостоятельности.

Особое значение подобные учреждения приобрели в царствование Екатерины II, что было связано с активной законотворческой и административной деятельностью самой императрицы. Созданный ею в начале первой русско-турецкой войны в 1768 г. Совет при высочайшем дворе представлял собой совещание начальников высших и центральных учреждений «для соображения всех дел, относящихся к ведению этой войны». В его состав вошли самые важные лица империи, имевшие чины 1-го и 2-го классов: вице-канцлер, граф Н.И.Панин, генерал-майор, князь А.М.Голицын, президент Военной коллегии граф З.Г.Чернышев, гетман Украины граф К.Г.Разумовский, князь Г.Г.Орлов, генерал-прокурор Сената князь А.А.Вяземский; в 1774 г. к ним прибавился новый фаворит Екатерины II - князь Г.А.Потемкин как вице-президент Военной коллегии.

Совет являлся совещательным органом, не имевшим исполнительной власти, но выполнение его постановлений возлагалось на разные правительственные места и лица, которые были обязаны сообщать о результатах. Поступавшие в Совет бумаги разделялись на два разряда: одни для сведения, другие непосредственно для обсуждения. Последние поступали от разных учреждений или чиновников и касались всех наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики России. В то же время Совет не принимал участия в разработке важнейших законодательных актов, а занимался в основном текущими административными делами, еще раз ярко продемонстрировав свою роль в качестве института русского абсолютизма.

При Екатерине II особенно возросло значение личной канцелярии: в 1762-1764 гг. из Кабинета Её императорского величества выделилась канцелярия статс-секретарей для «собственных Её императорского величества дел» (в ведении Кабинета остались лишь экономические вопросы). Именно через личную канцелярию монарх сносился с высшими и центральными государственными учреждениями, там готовились законопроекты и доклады по текущим делам, в которых суммировались и анализировались сведения по всем вопросам государственного управления. В личной канцелярии служили только особо доверенные и преданные люди, которые, занимая не очень высокий ранг, обладали огромным влиянием на решение самых важных вопросов внутренней и внешней политики. Таким образом, в рамках личной канцелярии монарха переплетались признаки формальных и неформальных институтов власти, когда особое значение приобретала фигура чиновника, ближе всего находившегося к императору и тем самым имевшего возможность влиять на него, общаясь в неофициальной обстановке.

Своеобразным высшим государственным временно действовавшим органом была Комиссия по составлению нового Уложения. 1767-1768 гг. Главному своду законов Российского государства, кодексу феодального права страны.

Этот документ стал не только крупнейшим актом государственной политики и законодательной доктрины своего времени, но и своеобразным выражением теории и политики «просвещенного абсолютизма». «Наказ» был адресован как окружению императрицы, так и представителям разных социальных слоев.

Организация системы государственного управления во второй половине XVIII в. имела отличительную особенность, связанную с формой осуществления государственной деятельности в эпоху «просвещенного абсолютизма», когда в России отсутствовало четкое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства являлся монарх, воплощавший в себе все три ветви власти.

Императорская власть, вытесняя традиционные институты управления сословно-представительной монархии учреждениями, непосредственно подчиненными императору, создавала вместе с тем своего рода «дублирующую систему» фаворитов - людей, близких к императору и выполнявших его прямые указания как через руководство государственными учреждениями, так и непосредственно. Фаворитизм - это своего рода универсальная характеристика системы управления абсолютистского государства, которую в полной мере следует считать неформальным институтом власти . Фаворит, как правило, находился в тесных личных отношениях с государем и в связи с этим получал возможность распоряжаться частью его неограниченной власти. Фаворитизм являлся одним из существенных инструментов в системе государственного управления абсолютизма. Его следует определять как назначение на государственные посты и должности, исходя из личной заинтересованности монарха в деятельности того или иного человека.

Ярчайшим образцом такого типа фаворита - государственного деятеля - можно считать Г.А.Потемкина, который сумел успешно реализовать себя в системе государственной службы и оказал большое влияние на развитие и реформирование Российской империи во второй половине XVIII в. Вместе с тем Г.А.Потемкин являлся достаточно характерной фигурой в ряду известных государственных деятелей XVIII века: А.Д.Меншикова, Э.Бирона, А.И.Остермана, И.И.Шувалова и др. Исполняемые им обязанности сложно разнести по конкретным сферам государственной деятельности. Занимая определенные посты, Потемкин в то же время участвовал в обсуждении и решении практически всех вопросов законодательства, внутренней и внешней политики, реформирования государственного аппарата и армии, создания Черноморского флота и т.п. По сути, он являлся вторым лицом в государстве, а по мнению некоторых биографов, даже соправителем императрицы. Судьба Г.А.Потемкина представляла собой замечательный образец успешной карьеры: от студента Московского университета и рейтара Конной гвардии до светлейшего князя, президента Военной коллегии и наместника обширных земель Новороссии и Крыма.

Поделиться: