Раритетные фотографии руаля амундсена - первого человека достигшего южного полюса. Руаль Амудсен

Краткая хронология

  • В - учился на медицинском факультете в университете г. Христиания .
  • С по плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.
  • Впервые прошёл ( -) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске .
  • На судне «Фрам» отправился в Антарктику ; высадился в Китовой бухте и 14 декабря на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта .
  • Летом экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в достигла Берингова пролива .
  • В возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска .
  • В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле , потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море .

Жизнь

Юность и первые экспедиции

Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему было 14 лет умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 года - Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни» .

Северо-западный морской путь

Карта арктических экспедиций Амундсена

В 1903 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л.с. Личный состав экспедиции включал:

  1. Руал Амундсен - начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф.
  2. Годфрид Хансен , датчанин по национальности - штурман, астроном, геолог и фотограф экспедиции. Старший лейтенант ВМФ Дании, участвовал в экспедициях в Исландию и на Фарерские острова.
  3. Антон Лунд - шкипер и гарпунщик.
  4. Педер Ристведт - старший машинист и метеоролог.
  5. Хельмер Хансен - второй штурман.
  6. Густав Юл Вик - второй машинист, ассистент при магнитных наблюдениях. Скончался от невыясненного заболевания 30 марта 1906 г.
  7. Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер. Участник экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.

Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив , проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку

Последние годы и гибель

Последние годы Амундсен провёл в своём доме в Бунне-фьорде , под Осло. Его быт называли спартанским. Он продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в году писал одному из своих друзей:

«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле , которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».

Нобиле стал генералом при Муссолини . 23 мая 1928 года он решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними прервалась.

По просьбе военного министра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поиски Нобиле спасателей. 18 июня года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» («Latham») с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Когда самолёт находился в районе острова Медвежьего в Баренцевом море , радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросил радио-пеленг, после этого связь оборвалась. В ночь с 31 августа на 1 сентября вблизи Тромсё был найден поплавок «Латама-47». Точные обстоятельства гибели Амундсена неизвестны.

Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил:

«Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, - там я хотел бы умереть».

Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.

Назовите десять знаменитых норвежцев, тут же возникнет Нансен – высокий голубоглазый блондин, полярник, Нобелиат как спаситель народов, политик, человек, которого сложно в чем-то упрекнуть. Непременно список дополнит Амундсен – путешественник и полярный исследователь, который продолжил начинания Нансена и первым покорил Южный полюс, совершил перелёт на дирижабле над Северным полюсом и осуществил морской переход как Северо-восточным, так и Северо-западным путём.

Страсть к путешествиям в норвежцах пробудили ещё праотцы-викинги. Хитроумное сплетение легенд и саг пронесло славу этих храбрецов сквозь века, и с тех пор чуть ли не в каждом норвежце живёт желание исследовать что-то загадочное, неприступное, сложное… Географическое положение Норвегии изначально предполагало морские путешествия в северном направлении, где наиболее притягательными – особенно в конце XIX – начале XX в. – виделись заледенелые просторы Северного полюса.

Из двух великих норвежских исследователей льдов, Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, последний – фигура более противоречивая. Когда Амундсен узнал, что Роберт Скотт собирается покорить Южный полюс, он вопреки цеховой этике бросился наперерез, опередил шотландца и стал первым человеком, достигшим абсолютного юга. Скотт пришёл к цели чуть позже и погиб в снегах, потрясённый проигрышем. Научный мир осудил норвежца и решил считать первопроходцами и Скотта и Амундсена. Действительно, по сравнению с вечностью разница в 36 дней незначительна.

У Нансена всё проходило не так драматично. Был благонравен, радовал окружающих. Родился в 1861 году, учился на зоолога. Ещё во время учёбы в университете Нансен совершил своё первое путешествие по Северному Ледовитому океану. Потом будет ещё несколько полярных экспедиций. Будущему учёному и политику пригодилась спортивная выучка. Несколько раз Нансен становился чемпионом Норвегии по бегу на лыжах.

В 1888 году, перед тем как возглавить экспедицию в Гренландию, стал доктором наук. А из экспедиции вернулся знаменитым, совершив с пятью спутниками пеший переход от восточного побережья Гренландии до западного. В 1890-е годы продолжал опасные ледовые походы. Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, остров Джексон – для современников это равнялось первым полётам космонавтов. На севере и сейчас не сахар, а в те годы без современной техники было совсем тяжело. Когда Нансен отплывал на своём судне «Фрам», проект которого он специально разработал для арктических экспедиций, его провожали как на эшафот. Зато эти экспедиции, завершавшиеся чудесным возвращением героев, заложили основы новой науки, физической океанографии и серьёзно подняли акции лично Нансена. Герой-мореход завоевал всемирное признание и репутацию, которыми ему довелось позже воспользоваться на благо сотен тысяч наших соотечественников. В 1922 году получил Нобелевскую премию мира. Умер Нансен 13 мая 1930 года в своей усадьбе близ Осло. Согласно завещанию, его тело было кремировано, а прах развеян над Осло-фьордом.

Руаль Амундсен родился в 1872 году в семье судовладельца и с юности мечтал о полярных исследованиях. Тем не менее, уступив настояниям матери, он поступил на медицинский факультет университета, который бросил в 1893 году, сразу после её смерти. Поступив матросом на судно, Амундсен несколько лет плавал на разных судах и постепенно вырос до штурмана. В 1897-1899 годах он принял участие в бельгийской антарктической экспедиции, участники которой из-за ошибок при подготовке и в ходе её проведения были вынуждены провести 13-месячную зимовку. Этот тяжёлый урок пригодился Амундсену при подготовке его собственной арктической экспедиции. В 1903 – 1906 годах на небольшой яхте «Йоа» Амундсен с шестью спутниками исследовал Северо-Западный путь из Атлантического океана в Тихий. Однако это была лишь прелюдия к главной цели – Южному полюсу.

Стартовавшая летом 1910 года на знаменитом судне «Фрам» экспедиция прибыла к Антарктиде 13 января 1911 года. Построив базу и тщательно подготовившись к переходу, в октябре 1911 года пять человек во главе с Амундсеном отправились на собачьих упряжках к Южному полюсу и достигли его 14 декабря 1911 года. В дальнейшем Амундсен совершил ещё несколько путешествий на север и погиб, участвуя в спасении экспедиции Умберто Нобиле 18 июня 1928 года. Его так и не нашли.

Первоначально Амундсен планировал достигнуть Северного полюса, однако получив известие о покорении полюса Фредериком Куком, а позднее Робертом Пири, решил достичь Южного полюса. Когда 12 октября 1910 года Скотт прибыл в Мельбурн, там его ожидала телеграмма из Мадейры. Она была краткой и по существу: «Позвольте сообщить Вам, «Фрам» направляется в Антарктику. Амундсен.» Экспедиция Амундсена высадилась в Антарктиде одновременно с экспедицией английского путешественника Роберта Скотта, однако сумела достичь Южного полюса на 36 дней раньше.

В решающий поход к Южному полюсу норвежец отправился 20 октября. А Скотт – только 2 ноября 1911 года. Путь Амундсена был короче, правда, несколько труднее с точки зрения рельефа. Тяжёлым оказался подъём на горный хребет. Зато по ровной местности собаки легко тащили сани, и люди лишь держались за привязанные к ним верёвки, скользя на лыжах. Прежде чем штурмовать полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке. Скотт мог похвастаться более дорогой экипировкой, зато Амундсен в своём снаряжении учёл каждую мелочь. Английский и норвежский отряды были равны по количеству людей – пять человек в каждом. Моторные сани англичан быстро вышли из строя, задолго до полюса пришлось застрелить выбившихся из сил пони. Люди сами потащили сани. Оказалось, что англичане пренебрегают даже лыжами, в то время как для норвежцев это было привычное средство передвижения. Экспедиция Скотта осталась без топлива: оно вытекло из железных сосудов сквозь плохо пропаянные швы.

14 декабря 1911 года Амундсен достиг Южного полюса. Англичане всё ещё шли, проявляя чудеса стойкости, но очень медленно. Лишь 18 января 1912 года они прибыли на полюс и уже не удивились, когда увидели там флаг Норвегии. Обратный путь оказался Скотту и его товарищам не под силу. Страшные морозы и ветер сделали своё дело. Они часто сбивались с пути, голодали. 29 марта, в 20 км от продуктового склада, Роберт Скотт сделал последнюю запись в дневнике: «Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!». Тела троих полярников, в том числе и Роберта Скотта, были обнаружены в ноябре 1912 года. На месте первой зимовке Скотта был воздвигнут крест со словами «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

В 1936 году в Осло, на полуострове Бюгдой, был открыт музей, посвященный истории норвежских полярных экспедиций. Главный его экспонат – судно «Фрам», восстановленное полностью, на борт и во внутрь которого поднимаются туристы со всего мира!

Добро пожаловать в Норвегию , страну первооткрывателей и путешественников!

Руаль Амундсен - норвежский полярный путешественник, исследователь, рекордсмен во многих сферах. Он первым достиг Южного полюса, побывал на двух географических полюсах земли, которые притягивали его, словно магнитом, всю жизнь. Амундсен совершил множество важных открытий, которые оказались очень полезны при дальнейшем исследовании полярных областей.

Краткая биография

Будущий исследователь появился на свет 16 июля 1872 года в Борге, в семействе норвежского морского торговца. С ранних лет он буквально бредил путешествиями, и готовился к ним по мере своих сил и возможностей: занимался спортом, закалялся, увлеченно штудировал литературу о полярных экспедициях.

Руаль хотел выучиться на морехода, но по настоянию матери был вынужден изучать медицину. Осиротев в 1893 году и став хозяином собственной судьбы, Амундсен бросил институт и ушел в море.

Рис. 1. Руаль Амундсен.

Проплавав в течение пяти лет, и выучившись на штурмана, Руаль отправился к берегам заветной Арктики в составе бельгийской экспедиции.

Первая экспедиция в Арктику оказалась невероятно сложным испытанием. Судно было сжато льдами, люди сходили с ума от голода и болезней. Выжить удалось немногим. Среди счастливчиков оказался и Руаль, который охотился на тюленей и не брезговал есть их сырое мясо.

В 1903 году Амундсен приобрел потрепанную моторно-парусную яхту «Йоа», чтобы осуществить свою давнишнюю мечту - покорить Север. Его команда состояла всего из семи человек, а снаряжение было весьма скромным, но это не остановило путешественника.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Маршрут экспедиции пролегал вдоль побережья Северной Америки, начиная от Гренландии и до Аляски. Позже он вошел в историю как Северо-западный проход.

Рис. 2. Северо-западный проход.

Эта экспедиция оказалась настоящим испытанием на прочность, однако Амундсен не переставал заниматься научной работой, в ходе которой ему удалось определить точное нахождение магнитного полюса Земли.

Покорение Южного полюса

В 1910 году Руаль Амундсен начал активную подготовку к новой экспедиции. Однако его планы изменились после известия о том, что Северный полюс был покорен Робертом Пири.

Честолюбивый путешественник решил не терять времени даром, и с командой единомышленников отправился к Южному полюсу. Всего за несколько недель они преодолели более 16 тысяч миль. Подойдя вплотную к ледяному барьеру Росса, путешественники были вынуждены высадиться на берег и пересесть на собачьи упряжки.

Рис. 3. Южный полюс.

14 декабря 1911 года Руаль Амундсен достиг Южного полюса, пройдя по льдам более 1500 километров. Он оказался первым человеком, который ступил на суровые полярные земли, и в честь этого события водрузил на Южном полюсе флаг Норвегии.

Во время опасных путешествий Амундсеном были освоены все известные на тот момент средства передвижения: различные типы судов, лыжи, собачьи упряжки, и даже дирижабли и гидросамолеты. Руаль Амундсен стал одним из первопроходцев полярной авиации.

Свою смерть отважный путешественник встретил на Северном полюсе. Отправившись в 1928 году на поиски пропавшей экспедиции Нобиле, спустя время он перестал выходить на связь. Точные обстоятельства трагической гибели Амундсена до сих пор не выяснены.

2.3 Покорение Южного полюса

2.4 Северо-восточный морской путь

2.5 Трансарктические полёты

2.6 Последние годы и гибель

  1. Объекты, названные в честь путешественника.
  2. Список использованной литературы.

Норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага). Погиб в 1928 году во время поисков экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США - Золотую медаль Конгресса.

    Краткая хронология

В 1890-1892 учился на медицинском факультете в университете г. Христиания.

С 1894 по 1899 плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с 1903 совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.

Впервые прошёл (1903-1906) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске.

На судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря 1911 на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта.

Летом 1918 экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 достигла Берингова пролива.

В 1926 возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска.

В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

    Жизнь

2.1 Юность и первые экспедиции

Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему было 14 лет умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 года - Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни »

В 1897-1899 гг. в роли штурмана принял участие в бельгийской антарктической экспедиции на судне «Бельгика» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша.

2.2 Северо-западный морской путь


Рисунок 1. Карта арктических экспедиций Амундсена

В 1903 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л.с.

Личный состав экспедиции включал:

  • Руаль Амундсен - начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф.
  • Годфрид Хансен, датчанин по национальности - штурман, астроном, геолог и фотограф экспедиции. Старший лейтенант ВМФ Дании, участвовал в экспедициях в Исландию и на Фарерские острова.
  • Антон Лунд - шкипер и гарпунщик.
  • Педер Ристведт - старший машинист и метеоролог.
  • Хельмер Хансен - второй штурман.
  • Густав Юл Вик - второй машинист, ассистент при магнитных наблюдениях. Скончался от невыясненного заболевания 30 марта 1906 г.
  • Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер. Участник экспедиции Свердрупа в 1898-1902 гг.

Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку

13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает Северо-Западный путь, но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске.

Позднее он вспоминал:

«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».

2.3 Покорение Южного полюса

Рисунок 2. Карта антарктической экспедиции Амундсена

2.4 Покорение Южного полюса

На 1910 год Амундсен планировал трансполярный дрейф через Арктику, который должен был начаться у берегов Чукотки. Амундсен рассчитывал первым достигнуть Северного полюса, для чего ещё в 1907 году добился поддержки у Фритьофа Нансена. Парламентским актом судно «Фрам» (норв. Fram, «Вперёд») было предоставлено для экспедиции. Бюджет был весьма скромен, составляя около 250 тыс. крон (для сравнения: у Нансена в 1893 г. было 450 тыс. крон). Планы Амундсена были неожиданно разрушены заявлением Кука о покорении Северного полюса в апреле 1908 года. Вскоре о покорении полюса заявил и Роберт Пири. На спонсорскую поддержку больше не приходилось рассчитывать, и тогда Руаль решается покорить Южный полюс, за достижение которого тоже начинала разворачиваться гонка.

К 1909 году «Фрам»(рисунок 3) был капитально перестроен, но уже предназначался для новой экспедиции. Все приготовления держались в тайне: о планах Амундсена, кроме него самого, знали его брат-адвокат Леон Амундсен и командир «Фрама» - лейтенант Торвальд Нильсен. Приходилось идти на нестандартные решения: значительная часть провианта для экспедиции была поставлена норвежской армией (предстояло испытать новый арктический рацион), лыжные костюмы для членов экспедиции были сшиты из списанных армейских одеял, армия предоставила палатки и проч. Единственный спонсор нашёлся в Аргентине: за счёт средств магната норвежского происхождения - дона Педро Кристоферсена, был закуплен керосин и множество припасов. Его щедрость позволила сделать Буэнос-Айрес главной базой «Фрама». Позднее в его честь была названа гора в составе Трансантарктического хребта.

Перед отплытием, Амундсен отправил письма Нансену и королю Норвегии, где объяснял свои мотивы. По легенде, Нансен, получив письмо, вскричал: «Глупец! Я предоставил бы ему все мои расчёты» (Нансен в 1905 году собирался совершить экспедицию в Антарктиду, но болезнь жены вынудила его отказаться от планов).

Личный состав экспедиции был разделён на два отряда: судовой и береговой. Список приводится по состоянию на январь 1912 год.

Рисунок 3. «Фрам» под парусами

Береговой отряд:

  • Руаль Амундсен - начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу.
  • Олаф Бьоланд - участник похода к Полюсу.
  • Оскар Вистинг - участник похода к Полюсу.
  • Йорген Стубберуд - участник похода к Земле короля Эдуарда VII.
  • Кристиан Преструд - начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII.
  • Фредерик Яльмар Йохансен - участник экспедиции Нансена в 1893-1896 гг., из-за конфликта с Амундсеном не вошёл в полюсный отряд.
  • Хельмер Хансен - участник похода к Полюсу.
  • Сверре Хассель - участник похода к Полюсу.
  • Адольф Хенрик Линдстрём - кок и провиантмейстер.

Команда «Фрама» (судовой отряд):

  • Торвальд Нильсен - командир «Фрама»
  • Стеллер - матрос, немец по национальности.
  • Людвиг Хансен - матрос.
  • Адольф Ульсен - матрос.
  • Карениус Ульсен - кок, юнга (самый молодой участник экспедиции, в 1910 г. ему было 18 лет).
  • Мартин Рихард Рённе - парусный мастер.
  • Кристенсен - штурман.
  • Хальворсен.
  • Кнут Сундбек - швед по национальности, судовой механик (инженер, создавший дизельный двигатель для «Фрама»), сотрудник фирмы Рудольфа Дизеля.
  • Фредерик Яльмар Ертсен - первый помощник командира, лейтенант ВМФ Норвегии. Исполнял также обязанности судового врача.

Двадцатым членом экспедиции был биолог Александр Степанович Кучин, но в начале 1912 года он вернулся в Россию из Буэнос-Айреса. Некоторое время мотористом «Фрама» был Якоб Нёдтведт, но его заменили на Сюндбека.

Летом 1910 года «Фрам» производил океанографические изыскания в Северной Атлантике, при этом выяснилось, что судовой механик Якоб Нёдтведт не справляется со своими обязанностями. Он был списан на берег, а взамен его взяли конструктора судового дизеля Кнута Сюндбека. Амундсен писал, что этот швед обладал большим мужеством, если решился идти в такой дальний путь с норвежцами.

13 января 1911 года, Амундсен приплыл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. В это же время английская экспедиция Роберта Скотта разбила лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 километров от Амундсена.

Перед походом на Южный полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке, разместили по ходу маршрута склады. Норвежцы построили в 4 км от побережья базу «Фрамхейм», состоящую из деревянного дома площадью 32 кв.м. и многочисленных вспомогательных построек и складов, построенных из снега и льда, и углублённых в антарктический ледник. Первая попытка похода к полюсу была предпринята ещё в августе 1911 года, но крайне низкие температуры препятствовали этому (при −56 Ц. лыжи и полозья нарт не скользили, а собаки не могли спать).

План Амундсена был детально проработан ещё в Норвегии, в частности, был составлен график движения, который современными исследователями сравнивается с музыкальной партитурой. На «Фрам» полюсная команда вернулась в день, предписанный графиком за 2 года до этого.

19 октября 1911 года пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии. Состав экспедиции: Оскар Вистинг (Oscar Wisting), Хелмер Хансен (Helmer Hanssen), Сверре Хассель (Sverre Hassel), Олаф Бьоланд (Olav Bjaaland), Руаль Амундсен. Весь поход на дистанцию 3000 км при экстремальных условиях (подъём и спуск на плато высотой 3000 м при постоянной температуре свыше −40° и сильных ветрах) занял 99 дней.

Амундсен Руаль

Биография Руаля Амундсена - молодые годы

Руаль Энгельберт Гравнинг Амундсен родился 16 июля 1872 года в Норвегии, в городе Борге провинции Эстфолл. Отец его был потомственным мореплавателем. По воспоминаниям Амундсена, идея стать полярным исследователем впервые посетила его в возрасте 15 лет, когда он познакомился с биографией исследователя канадской Арктики Джона Франклина. После окончания гимназии в 1890 году Руаль поступил на медицинский факультет университета Христиании, но по окончании двух курсов прервал обучение и устроился матросом на промысловое парусное судно. Еще через два года Руаль сдал экзамен на штурмана дальнего плавания. В 1897-1899 годах Амундсен участвовал в бельгийской антарктической экспедиции в качестве штурмана судна «Бельжика». После возвращения из экспедиции сдал экзамен вновь, став капитаном дальнего плавания.
В 1900 году Руаль делает одно важное приобретение – он покупает промысловую яхту «Йоа». Яхта была построена в Розендалене судовым мастером Куртом Скаале и первоначально использовалась для ловли сельди. Амундсен сознательно приобретал небольшое судно, готовясь к будущей экспедиции: он делал ставку не на многолюдную команду, для которой потребуются значительные припасы провизии, а на небольшой отряд, который мог бы сам добывать себе пропитание охотой и рыболовством.
В 1903 году экспедиция стартовала из Гренландии. Экипаж яхты «Йоа» продолжал странствие по морям и проливам Канадского арктического архипелага в течение трех лет. В 1906 году экспедиция достигла Аляски. Во время плавания на карту было нанесено более ста островов, сделаны многие ценные открытия. Руаль Амундсен стал первым человеком, прошедшим Северо-западным морским проходом из Атлантики в Тихий океан. Однако это было лишь начало удивительной биографии норвежского мореплавателя.
Антарктика, где Амундсен побывал в юности, привлекала его своей неизведанностью. Скованный льдами материк таил в своих просторах Южный полюс Земли, где еще не ступала нога человека. 1910 год стал переломным в биографии Руаля Амундсена. Он возглавил экспедицию, конечной целью которой должно было стать покорение Южного полюса. Для экспедиции избрана была парусно-моторная шхуна «Фрам», созданная кораблестроителем Колином Арчером - самое прочное деревянное судно в мире, принявшее до этого участие в арктической экспедиции Фритьофа Нансена и плавании Отто Свердрупа к Канадскому арктическому архипелагу. Экипировка и подготовительные работы продолжались до конца июня 1910 года. Примечательно, что среди участников экспедиции был русский моряк и океанограф Александр Степанович Кучин. 7 июля 1910 года экипаж «Фрама» отправился в плавание. 14 января 1911 года корабль достиг Антарктики, войдя в Китовую бухту.
Экспедиция Руаля Амундсена проходила в острейшей конкурентной борьбе с английской экспедицией «Терра Нова», возглавляемой Робертом Фалконом Скоттом. В октябре 1911 года команда Амундсена начала продвижение на собачьих упряжках вглубь материка. 14 декабря 1911 года в 15 часов Амундсен с товарищами достигли Южного полюса, опередив на 33 дня команду Скотта.

Биография Руаля Амундсена - зрелые годы

Покорив Южный полюс Земли, Амундсен загорелся новой идеей. Теперь он устремляется в Арктику: в его планах – трансполярный дрейф, плавание по Северному Ледовитом океану до Северного полюса. Для этих целей по чертежам «Фрама» Амундсен строит шхуну «Мод», названную так в честь королевы Норвегии – Мод Уэльской (в ее честь Амундсен окрестил и открытые им горы в Антарктиде). В 1918-1920 годах на «Мод» было совершено плавание Северо-восточным проходом (в 1920 году экспедиция, стартовавшая из Норвегии, достигла Берингова пролива), а с 1922 по 1925 годы продолжался дрейф в Восточно-Сибирском море. Северный полюс, однако, экспедицией Амундсена достигнут не был. В 1926 году капитан Амундсен возглавил первый беспосадочный трансарктический перелет на дирижабле «Норвегия» по маршруту Шпицберген – Северный полюс – Аляска. По возвращении в Осло Амундсена ожидал торжественный прием; по его собственным словам, это был самый счастливый момент в его жизни.
Руаль Амундсен вынашивал планы по исследованию культур народов Северной Америки и Северной Азии, были в его планах и новые экспедиции. Но 1928 год стал финальным в его биографии. Итальянская экспедиция Умберто Нобиле, одного из участников перелета «Норвегии» 1926 года, потерпела катастрофу в Северном Ледовитом океане. Экипаж дирижабль «Италия», на котором путешествовал Нобиле, оказался на дрейфующей льдине. Значительные силы были брошены на спасение экспедиции Нобиле, в поисках принял участие и Руаль Амундсен. 18 июня 1928 года он вылетел из Норвегии на французском самолете «Латам», но потерпел воздушное крушение и погиб в Баренцевом море.
Биография Руаля Амундсена – яркий пример героической жизни. С ранней юности, ставя перед собой амбициозные цели, казавшиеся другим несбыточными, он непреклонно шел вперед – и побеждал, становясь первопроходцем в суровых льдах арктических морей или снежных просторах Антарктиды. Фритьоф Нансен замечательно сказал о своем выдающемся земляке: "Он навеки займет особое место в истории географических исследований... В нем жила какая-то взрывчатая сила. На туманном небосклоне норвежского народа он взошел сияющей звездой. Сколько раз она загоралась яркими вспышками! И вдруг сразу погасла, а мы не можем отвести глаз от опустевшего места на небосводе".
В честь Амундсена названы море, гора и ледник в Антарктиде, а также кратер на Луне. Свой опыт полярного исследователя Рауль Амундсен изложил в написанных им книгах «Моя жизнь», «Южный полюс», «На корабле «Мод». «Сила воли - первое и самое важное качество искусного исследователя, - утверждал первооткрыватель Южного полюса. - Предусмотрительность и осторожность одинаково важны: предусмотрительность - чтобы вовремя заметить трудности, а осторожность - чтобы самым тщательным образом подготовиться к их встрече…Победа ожидает того, у кого все в порядке, и это называется удачей».

Смотрите все портреты

© Биография Амундсен Руаль. Биография географа, путешественника, первооткрывателя Амундсена Руаля

Поделиться: