Проблема реализации прав человека в XXI веке. Темы и разделы Развитие прав человека в 21 веке

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Вступая в XXI в., человечество пытается анализировать уроки недавнего прошлого, сделать выводы для себя на будущее. И это вполне естественно. Г. Сантаяна писал: «Кто не помнит прошлое, тот обречен снова его испытать». XX в. оставил много хорошего в памяти и жизни человеческого общества. Однако история хранит немало отрицательного и даже страшного и дикого (мировые войны, болезни, геноцид и многое другое).

Одним из важнейших достижений уходящего века является не только сохранение для мировой цивилизации и культуры идеи прав человека, но и придание ей нового звучания и «веса», становление международного сотрудничества в области прав человека, которое произошло во второй половине XX в. Перед нами исторический факт: идея прав человека, при всех трудностях и перипетиях ее утверждения, сохраняет свою привлекательность на рубеже двух столетий. Более того, отвечая всеобщим чаяниям, она побуждает к изменениям, проводит грань между прошлым, настоящим и будущим, является фактором, ускоряющим ход событий. Ряд обстоятельств объективно способствует возрастанию внимания к этой проблеме.

Во-первых, огромное влияние оказывает острота проблемы выживания человечества. Выживание предполагает совместное разрешение таких глобальных проблем, как разоружение, предотвращение ядерной войны, ликвидация голода и различного рода болезней, улучшение окружающей среды и др. Подчеркнем, что эти проблемы остаются актуальными и в начале XXI в. Совместное разрешение перечисленных проблем возможно лишь при условии доверия между народами и государствами, а одной из предпосылок доверия является уважение прав человека. Недостаточное внимание к этой проблеме неизбежно тормозит решение другой.

Во-вторых, проблема прав человека неразрывно связана с другой, не менее важной проблемой XX в.- демократизацией политических режимов власти. Борьба за права во многом способствовала падению многочисленных диктатур, тоталитарных и авторитарных режимов, особенно в Европе и Латинской Америке. Тем не менее, борьба между демократией и ее антиподами далеко не завершена, в том числе и в странах СНГ. Наоборот, она может даже обостриться.

В третьих, актуальность данной проблемы обусловливается и возрастающими требованиями к человеку. «Стань самим собой» -призывали еще древние греки. Они обращали свой призыв как к отдельному человеку, так и ко всему человечеству. Но как это сделать? Здесь многое будет зависеть от способности человека отойти от «зацикленности» на той или иной идеологии, от того, насколько человек знает свои права, а главное умеет их защищать. Более того, объективно человечеству надоело жить среди моря лжи, отчужденности, быть носителем таких пороков, как бескультурье и хамство, зависть и пренебрежение к другому, моральное разложение и др. Эти пороки будут проявляться гораздо в меньшем объеме по мере того, как права человека войдут в жизнь современных обществ и большинства людей.

Права человека на рубеже XX и XXI вв. имеют и свои особенности. Одна из них - глобализация прав человека. Тенденция расширения влияния прав человека становится более заметной. Проявляется она прежде всего в расширении географии влияния прав человека на жизнь обществ. Так, если в конце XVIII в. о правах заявили в США и во Франции, то в конце XX в. - практически во всем мире. Тенденция состоит в том, что к середине XXI в. эта идея овладеет умами миллионов людей не только Европы и Америки, но и Азии и Африки. Глобализация пойдет в другом направлении, в глубь общества. Так, наряду с тем, что идея прав человека овладела определенными слоями интеллигенции, налицо тенденция проникновения ее в среду рабочих, молодежи, инвалидов, беженцев, безработных, предпринимателей, бездомных и др. Эта тенденция в XXI в. будет расширяться.

Вторая особенность - это все более полная и всесторонняя связь прав человека с проблемой развития, с развитием экономическим, нравственным, политическим, развитием как отдельной личности, так и всего общества. Такая взаимосвязь предполагает усиление внимания к интеллектуальному развитию. Проблема реализации права на образование по-прежнему будет оставаться наиболее актуальной и требующей своего разрешения.

Третья особенность - все более явственное проявление прав человека как духовно-нравственной ценности общества. Такой подход не был определяющим до последнего времени, но может стать таковым в ближайшей перспективе. Удастся или нет реализовать данную тенденцию, от этого во многом зависит процесс утверждения прав человека в жизни человеческого общества в новом столетии.

Угроза утверждению прав человека

Реальную угрозу утверждению прав человека на заре XXI в. представляют:

а) многочисленные локальные войны и акты насилия. Их было немало во второй половине прошлого столетия, не исключается их активизация и в будущем.

Такое проявление связано с игнорированием прав человека на мир и безопасность, на жизнь и другие виды прав человека;

б) голод и нищета, несправедливое распределение доходов. На земном шаре есть регионы, где существует голод, а нищета миллионов людей стала нормой жизни. За последние десятилетия абсолютное число людей, живущих в условиях голода и крайней нищеты значительно возросло. Более 1,2 млн. землян имеют доходы, не превышающие одного доллара в день;

в) агрессивность авторитарных и тоталитарных режимов власти. Как уже отмечалось, борьба между демократией и авторитаризмом и тоталитаризмом скажется не только на политической карте мира, но и на самом процессе утверждения прав человека;

г) возрождающаяся религиозная агрессивность. Например активность исламского фундаментализма проявляется не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и на Кавказе, в Средней Азии и других регионах мира. Исламский фундаментализм в принципе исключает идею прав человека из ценностей исламского общества. И это не случайно, так как практика на его основе приводит к нарушениям прав женщин; исключается принцип свободы совести и др.;

д) новая опасная концепция - так называемое исключительное «Право своего народа», во имя которого попираются права народов других стран.

Существенное звено механизма торможения процесса утверждения прав человека заблуждения общественного сознания. Они проявляются как в целом мире, так и в отдельных странах.

На республиканской конференции на тему «Права человека а Республике Беларусь: механизмы защиты и реализации, проблемы преподавания», состоявшейся в 1996 г. в Брестском госуниверситете, отмечалась отрицательная роль следующих положений:

1. Слишком многие считают, что права человека - это политическая категория. В известном смысле да, особенно когда рассматриваются политические права и свободы. И все же в целом такой подход не верен. Как уже отмечалось, права человека - прежде всего духовно-нравственное явление. Это явление мировой культуры.

2. Некоторые исследователи при рассмотрении прав человека отождествляют их с правом как таковым (с государственным правом, к примеру). Права человека - это не то, что дает человеку государство, а прежде всего то, что должен иметь человек в силу факта своего рождения.

3. Многие почему-то считают, что изучать права человека надо только детям, молодежи. Права человека надо знать, в том числе и взрослым.

4. Мешает неправильное понимание роли и значимости прав человека в жизни общества. С одной стороны, есть суждения типа: «Изучим права человека и будем делать революцию», «Зачем изучать, если нет возможности изменить их состояние в лучшую сторону». Такая позиция неверная. Борьба за права человека не приводит к революциям, ибо используются ненасильственные методы, а если в результате этого активизируются позиции каждого конкретного человека в их защиту, то здесь ничего плохого нет. Данное положение предполагает, что изучение прав человека с неизбежностью приведет каждого человека к пониманию следующего: права человека сами по себе не появятся, их надо отстаивать, защищать, отвоевывать у правящей элиты.

5. Отрицательное влияние оказывает подход, при котором права человека отрываются от обязанностей, более того, противопоставляются друг другу. Деятельность Организации Объединенных Наций не ограничивается только лишь разработкой концептуальных проблем. В последние два десятилетия она пробует свои силы сугубо в практической деятельности. Это оказание, в связи с Резолюцией № 43/131 Генеральной Ассамблеи 1988 г., гуманитарной помощи жертвам стихийных бедствий и аналогичных чрезвычайных ситуаций. Это, начиная с 1989 г., миротворческие акции по восстановлению демократии, защите прав человека в Намибии, Анголе, Мозамбике, Сальвадоре, Сомали, Камбодже. Это оказание помощи государствам в проведении демократических выборов, чем уже воспользовались десятки стран, особенно Азии и Африки. Это, наконец, многочисленные акты превентивной дипломатии.

В итоге по истечении полстолетия со дня провозглашения Всеобщей декларации прав человека несмотря на достойные уважения многочисленные мероприятия и усилия Организации Объединенных Наций жизнь, развитие, свобода, неприкосновенность и достоинство как фундаментальные ценности человеческой цивилизации и столь же фундаментальные права человека и народов по-прежнему находятся под угрозой. Действительно, не проходит ни дня, чтобы мир не столкнулся с явлениями насилия, голода, страха, произвольного задержания, ареста, содержания в заключении, моральных и физических пыток, возрождения рабства, геноцида, агрессивного национализма, ксенофобии, этнических чисток, дискриминации и нетерпимости по признаку расы и пола, религии и веры, социальной и национальной принадлежности, политических и иных убеждений. Ни дня не проходит, чтобы людей не преследовали за инакомыслие, за их попытки на реализацию своего выбора и самоопределения, своего права на социальный протест. Не проходит ни дня, чтобы мы не стали свидетелями актов терроризма, в том числе и государственного терроризма.

По-прежнему пренебрежение и презрение к правам человека и в международном, и в национальном масштабах ведет к варварским актам, возмущая совесть человечества. По-прежнему человек и гражданин во многих странах и регионах грезит, как о несбыточной мечте, о «мире, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды», будут свободны от цивилизованного варварства и дикого насилия.

При этом главным субъектом грубых и массовых нарушений прав человека выступает государство или несколько государств, рвущихся к абсолютной власти над обществом и человеком.

«...Давайте не будем обманывать себя! - говорил на Венской конференции по правам человека Генеральный секретарь ООН того времени Бутрос Бутрос-Гали, - ... некоторые государства пытаются - часто самыми различными средствами - приспособить права человека для своих собственных целей, даже сделав их инструментом национальной политики, некоторые государства постоянно пытаются выхолостить или вообще ликвидировать права человека» 19.

Наблюдая эти негативные явления, часто задаешься вопросом: а может не прав был великий Кант, утверждая, что свобода есть «единственное первоначальное

право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду»? Может, прав был великий Гете, утверждавший в одной из своих поэм «der Mench ist nicht geboren frei zu sein» - человек не рожден быть свободным? На этот сакраментальный вопрос человечество до сих пор не может дать вразумительного ответа.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Накопленный опыт свидетельствует о том, что пути реализации прав человека разнообразны. В их числе: путь развития, борьбы за права человека, расширения международного сотрудничества в области прав человека, использование уже накопленного опыта, путь всеобщего просвещения населения и другие. Остановимся более подробно на первых двух.

Путь развития

В декабре 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о праве на развитие. Учитывая ее принципиальную значимость, отметим ряд статей:

«Статья 1.1. Право на развитие является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, политическом, социальном и культурном развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благом.

Статья 2.1. Человек является основным субъектом процесса развития и должен быть активным участником и бенефициарием права на развитие.

Статья 3.1. Государства несут основную ответственность за создание национальных и международных условий, благоприятных для осуществления права на развитие.

Статья 8.1. Государства должны принимать на уровне все необходимые меры для осуществления права на развитие и обеспечить, в частности, равенство возможностей для всех в том, что касается доступа к основным ресурсам, образованию, питанию, жилью, занятости и справедливому распределению доходов.

Статья 8.2. Государства должны поощрять участие населения во всех областях в качестве важного фактора процесса развития и в осуществлении в полной мере всех прав человека».

Итак, экономическое, политическое, социальное, Нравственное, духовное развитие является основополагающим фактором в деле утверждения прав человека в жизни человеческого общества.

Второй, не менее важный путь - это борьба за реализацию прав человека.

Реализация прав человека во многом зависит от борьбы за них. Без борьбы человека за свои права не возможны были бы возникновение и развитие человечества, прогресс общественной истории, чуткое отношение человека к природе и обществу. Исторические факты свидетельствуют о том, что только в результате этой борьбы человек отделился от животного мира и стал независимым субъектом. Именно поэтому человек смог не только использовать природу, но и преобразовывать ее, стать ее хозяином, а не рабом. Только в результате борьбы человека за свои права общество с низшей формы развития непрерывно переходит на более высокую, а трудовые массы перестают быть угнетенными и эксплуатируемыми, получают свободу и независимость, превращаются из рабов государства в его хозяев. Только в результате борьбы человека за свои права трудовой народ может на должном уровне пользоваться не только политическими и гражданскими, но и экономическими, социальными и культурными правами.

Искоренение следов прошлого (диктатуры, самодержавия) возможно только в результате борьбы человека за свои права. Историю демократии, свободы и всей человеческой цивилизации создала именно эта борьба. Будущее человечества, новая степень осуществления прав и свобод человека обязательно будут зависеть от продолжения этого процесса. Борьба человека за свои права - это его сущность, это самая большая ценность и самая важная его функция.

Борьба - это основа обеспечения и осуществления прав и свобод человека. Степень осуществления прав и свобод человека определяется уровнем борьбы человека за свои права. Правительство всегда пытается ограничивать права и свободы народа, увеличивая и расширяя своя. Для того, чтобы воспользоваться этими правами, народу необходимо бороться и только бороться.

В книге «Взгляд изнутри. Общественно-политический процесс на Беларуси», изданной в 1993 г., мною было записано следующее утверждение: «Необходимо пробуждать, звать народ к борьбе за улучшение ситуации в области прав человека. А это предполагает борьбу против всего того, что унижает человека, делает его жизнь невыносимой, препятствует делу утверждения прав человека в жизни общества. Некоторые говорят, что время борьбы прошла Я не согласен с таким утверждением. Еще Сенека в своих письмах отмечал: "Жить - это значит бороться". Фридрих фон Хаек, которого многие называют самым прозорливым мыслителем XX в., постоянно призывал бороться за либеральные идеи. В их системе, как известно, одна из определяющих - идея прав человека»21.

Время подтвердило данный прогноз.

Борьба - единственный способ реализации прав человека. Это утверждение основывается на следующих положениях:

а) отдельный человек никогда не может претворить в действительность свои права и свободы; вести борьбу за свои права в одиночку ему не под силу, потому что он всегда является членом общества, а осуществление прав человека - социальной практикой. Всем людям, которые заботятся о своих правах и свободах, борются за их осуществление, необходимо объединиться в широкий общественный союз и сформировать мощную социальную силу, достаточную для победы над злом, которое в виде диктатуры, абсолютизма и бюрократизма нарушает наши права и свободы;

б) борьба за права человека является общечеловеческим делом, и поэтому нельзя обойтись без идеологов, общественных деятелей, лидеров и героев, которых можно назвать духом этой борьбы, а также участия широких народных масс. Человечество имеет длительную историю, но права человека получили бурное развитие только в последние столетия. Это связано с развитием идеологии и общественным ростом лидеров движений за права человека.

Положение прав человека непосредственно зависит от политической ситуации в стране. Для его улучшения следует непрерывно контролировать правовую сферу, уменьшать разрыв между фактическим и юридическим состоянием прав человека, а также «заставить» правительство работать в качестве «орудия» защиты прав человека.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Одна из особенностей развития прав человека на современном этапе - все более тесная взаимосвязь прав человека с его обязанностями. Как отмечает член-корреспондент Национальной Академии Беларуси Л.Ф. Евменов, «Права человека просто не существуют без его обязанностей. И, наоборот. Более того, они есть внутренний источник реализации, движения и развития прав человека. А права человека - внутренний источник реализации обязанностей» . Впервые об обязанностях сказано в статье 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». И все же в документах международного сообщества до последнего времени проблеме обязанностей не уделялось достаточного внимания.

Обязанность - это основа прогресса общества. Прогресс общества определяется выполнением трудовых обязанностей людьми. Люди выполняют свою обязанность трудиться из поколения в поколение, непрерывно побуждая человечество к прогрессу, расцвету и совершенству. Развитие общества к более демократическому и гуманному является результатом выполнения людьми обязанности трудиться.

Обязанность - это предпосылка обеспечения права. Но их полное осуществление может быть гарантировано не государством и не обществом в целом, а лишь исполнением каждым конкретным человеком своих обязанностей. Именно исполнение обязанностей и является основной предпосылкой обеспечения прав человека. Общество и государство могут гарантировать права человеку лишь на основе выполнения им своих обязательств получать образование, активно трудиться, исполнять воинскую повинность, сознательно уплачивать налоги и т.д. Только так мы сможем непрерывно реализовывать наши потенциальные права.

Обязанность - это обеспечение стабильности общества. Общество - это огромная и сложная система, состоящая из множества людей. Поэтому оно должно быть стабильным - это установление и требование сущности человека. В противном случае в обществе воцарятся неустойчивость и невероятный хаос, что уничтожит его. Согласованность и стабильность общества зависят во-первых, от процветания экономики, материального обеспечения жизни общества, гарантии мирной и спокойной жизни; во-вторых, от установленных законодательных актов, этики, морали, обычаев и нравов и т.д. Для обеспечения стабильности жизни общества перечисленные общественные механизмы контроля должны сознательно соблюдаться и исполняться людьми. Каждый член общества должен активно и серьезно исполнять свои юридические и моральные обязанности. Тогда согласованность и стабильность общества смогут получить свое реальное обеспечение.

Группы обязанностей человека

Выделяют три группы обязанностей человека.

I. Обязанности личности перед обществом.

Обязанность уважать мир и безопасность. Отдельное лицо обязано поддерживать меры по полному запрещению ядерного оружия, а также разработки, производства и накопления химического и бактериологического оружия; воздерживаться от пропаганды войны, национальной, расовой или религиозной ненависти.

Обязанность уважать международное право. Личность обязана уважать нормы международного права, в частности Устав ООН, международные документы в области прав человека. Каждый человек также обязан уважать международное гуманитарное право, т.е. право, применяемое в период вооруженных конфликтов.

Обязанность защищать окружающую среду. Человек должен противодействовать возникновению пожаров, истреблению животного мира, загрязнению вод и т.д., участвовать в мероприятиях по посадке лесонасаждений, созданию уголков природы и т.п.

Обязанность содействовать развитию культуры. Культура является наивысшим социальным и историческим выражением духовного мира человека. В силу этого каждый человек обязан содействовать ее развитию, а также строить свои взаимоотношения с другими людьми в духе братства.

Обязанности, вытекающие из права на труд. Человек прежде всего должен нести ответственность за разумное искоренение форм принудительного труда и эксплуатации детского труда, соблюдение трудовой дисциплины и выполнение трудового соглашения.

Обязанности, вытекающие из права на образование. Каждый человек обязан в ходе обучения и получения образования бороться с насилием в качестве средства достижения экономических, социальных и политических целей. Цель же системы образования - внушение ее слушателям, что борьба мирными средствами и защита каждого лица от несправедливости и ошибок в интересах всех является не только правом, но и обязанностью.

Прочие обязанности перед обществом, которые могут быть предусмотрены в национальном законодательстве:

а) знать законы в соответствии с принципом «незнание не является оправданием»;

б) сотрудничать с государством в деле социального обеспечения;

в) платить налоги и нести совместные расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий;

г) не злоупотреблять правами и руководствоваться в своих действиях здравым смыслом;

д) заботиться о сохранении исторических мест, памятников и культурных ценностей и защищать их и пр.

II. Обязанности личности перед другими людьми

Обязанность уважать права другого. Соблюдение прав другого человека особенно важно в настоящее время. Пока же жизнь полна обратных примеров. Так, к примеру, право владения собственностью захватывает небольшая часть населения, подавляющая часть лишается его. Те, кто участвует в «прихватизации», явно забывают, что и у «молчаливого большинства» есть право на собственность. Или такой пример. Родители все чаще действуют в отношении своих детей как собственники, забывая, что и дети тоже имеют права.

Обязанность оказывать помощь и проявлять солидарность. В статье 1 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Все люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Солидарность всегда должна являться социальным фактом, который подразумевает долг каждого человека подчиняться воле общества. Считается также, что каждый человек обязан защищать более слабого от более сильного, угнетенного - от угнетателя. Такая позиция чрезвычайно важна для нашего общества, когда человека пытаются заставить жить по принципу: каждый за себя.

Обязанность защищать нормы, касающиеся запрещения ниток и защиты человеческого достоинства. В соответствии со статьей 5 Всеобщей декларации прав человека и статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый человек обязан защищать личную неприкосновенность и человеческое достоинство любого другого лица. В Резолюции № 2 Комиссии по правам человека 1963 г. содержится положение о том, что т один арестованный или содержащийся под стражей не должен подвергаться физическому или психологическому принуждению, пыткам, угрозам или влиянию какого бы то ни было рода, воздействию наркотиков или любых других средств, способных нарушить или ослабить свободу его действий или решений, его память или его способность суждения. В Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания от 9 декабря 1975 г. особое внимание уделяется обязанностям (этнического, уголовного, дисциплинарного характера) должностных лиц, стоящих на страже соблюдения закона, и других лиц, участвующих в процессах ареста, содержания под стражей и тюремного заключения.

Обязанность пересматривать и противодействовать. Каждый человек обязан противодействовать требованиям общества, несовместимым с задачами и принципами Устава ООН, деклараций и конвенций в области прав человека. Однако борьба с незаконными действиями и мерами в принципе не должна выходить за рамки законности. Каждый обязан воздерживаться от нанесения ущерба природным экологическим системам.

Обязанность соблюдения закона. Каждый человек обязан подчиняться законам и другим распоряжениям органов власти своей страны или той страны, в которой он проживает. Обязанность соблюдать законы известна с древних времен. Однако какие законы должно соблюдать отдельное лицо? Справедливые и обоснованные законы, которые защищают каждого человека без какой-либо дискриминации и служат на благо всех людей; законы, основанные на демократической конституции, а также на принципах справедливости, равенства и честности. Отдельное лицо имеет право проанализировать правомерность любых приказов, отданных ему, и не подчиниться закону прежде всего в тех случаях, когда власти не соблюдают, а точнее, нарушают законы.

Кроме этого, существуют обязанности иностранцев и беженцев. Иностранец обязан зарегистрироваться в государственных органах, наряду с гражданами этого государства исполнять гражданские обязанности по защите общества, в котором он живет, от эпидемий, стихийных бедствий, других опасных явлений, возникающих не в результате войн. Он также обязан не вмешиваться в политическую жизнь государства, в котором проживает. В соответствии с положениями Конвенции о статусе беженца данные лица, а также лица, не имеющие гражданства, обязаны подчиняться законам и постановлениям страны, в которой они проживают, а также мерам, применяемым для поддержания общественного порядка. Государства, предоставляющие убежище, не должны позволять лицам, получившим убежище, заниматься деятельностью, противоречащей планам и принципам ООН.

III. Обязанности перед самим собой

Обязанность быть ответственным за свою жизнь. Отвечать за свою жизнь - это значит не иметь вредных привычек, уделять внимание качеству жизни, изучать культуру и заниматься науками, полезными для общества делами и не быть обузой для других.

Ответственность за свое человеческое достоинство. Всегда необходимо ощущать себя человеком, защищать свое достоинство, не заниматься делами, унижающими нас как людей. Вести себя необходимо сообразно занимаемому положению, согласно законам и этике. Родители должны выполнять свой родительский долг, дети - сыновий. Каждый должен выполнять свой профессиональный долг. На любом посту нельзя выходить за рамки служебных полномочий и использовать их в своих личных целях.

Ответственность за свои права и обязанности. Права и обязанности помогают человеку раскрыть его сущность. Человек должен располагать и пользоваться свойственными ему правами и выполнять необходимые обязанности. Человек имеет не только права на жизнь, на работу, на образование, на участие в политической деятельности, на сопротивление, на свободу, на равенство, на помощь от общества, но и в то же время обязанность стремиться к реализации этих прав. Человек должен дорожить своими правами и обязанностями, активно ими пользоваться и реализовывать их. Поэтому, в первую очередь, необходимо изучить, какие права должен иметь человек и какие из них конкретно можно реализовывать самому. Это исходная точка для выполнения обязанности быть ответственным за свои права и обязанности.

В 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах и обязанностях отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы. В ней, в частности, сказано: «Отдельным лицам, группам, учреждениям и неправительственным организациям надлежит играть важную роль и нести ответственность в деле обеспечения демократии, поощрения прав человека и основных свобод и содействия поощрению и развитию демократических обществ, институтов и процессов».

К ПРОБЛЕМЕ ВОЗМОЖНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД

В XX в. международное общество также выработало позицию по такой принципиально важной проблеме, как возможные ограничения, налагаемые на права и свободы человека и гарантии от незаконных, произвольных и дискриминационных ограничений. Признание необходимости ограничений или пределов осуществления некоторых прав и основных свобод содержится во Всеобщей декларации прав человека, Международных пактах и других документах.

Нелишне отметить, что ограничения должны соответствовать не только букве, но и духу закона. Они должны неизменно исходить из соображений морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Чтобы быть справедливыми, ограничения должны исходить из таких конкретных соображений, как признание и уважение прав других, интересы морали, общественного порядка, общественной безопасности, национальной безопасности, здоровья населения и общего благосостояния. Любое предусмотренное законодательством ограничение прав человека должно быть санкционировано конституцией. Национальная конституция должна оговаривать, при каких именно условиях, до какой степени, на каком основании, для какой именно цели и в какой именно форме дозволяется ущемлять или ограничивать личность в правах. Конституционные положения, санкционирующие ограничения прав личности, должны быть изложены с предельной четкостью.

При введении ограничений на права человека законодательная власть должна не только сообразовываться с наличием конституционных санкций на ограничения, но и исходить из следующих соображений; а) не препятствовать осуществлению основных прав и свобод личности; б) не узаконивать обратную силу закона; в) избегать при составлении установочных законов нечетких формулировок. Ограничения должны предусматриваться в недвусмысленной форме во избежание противоречия целям и принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека и других соответствующих международных и национальных правовых инструментов. Государства, группы или отдельные лица, применяющие ограничения, в большей степени, нежели предусмотрено в перечисленных правовых документах, не вправе ссылаться на них. Положения статьи 30 Всеобщей декларации прав человека и пункт 5 Международных пактов не могут быть использованы для лишения индивидуума его прав и свобод на неограниченный срок только лишь за то, что в какой-то данный момент он действовал или занимался деятельностью с целью ликвидации любого из прав или свобод, предусмотренных указанными документами.

Один из наиболее важных аргументов в обоснование ограничений - это уважение прав и свобод других. Каждый человек должен прийти к осознанию того, что права других людей не менее заслуживают защиты, чем его собственные. Так, право на свободу выражения убеждений не означает право оскорблять и чернить репутацию других. В целом являются оправданными ограничения прав личности в интересах защиты свободы других личностей.

Другое универсальное ограничение, налагаемое законом на права и свободы личности, выступает в форме запрещения злоупотреблений правами. Злоупотребление правом преследует изменение цели, для которой право предоставлено. Злоупотребление правом есть пользование вразрез с духом и буквой права, поэтому его следует рассматривать как нарушение закона.

Основные принципы, регулирующие ограничения в пределах осуществления прав и свобод человека

Принцип законности. Данный принцип подразумевает обязанность всех тех, кто облечен властью в государстве отправлять правосудие в соответствии с законом.

Принцип правопорядка. В соответствии с этим принципом любая акция должна быть санкционирована законодательной властью. Именно этот принцип должен регулировать любое ограничение пользования правами и свободами граждан или любое вмешательство пользование этими правами и свободами.

Принцип уважения достоинства личности. Это самый кардинальный принцип. Так, признание достоинства личности во Всеобщей декларации прав человека ставится на первое место. Преамбула Декларации начинается такими словами: «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира... »

Принцип абсолютизации прав и свобод человека. Данный принцип лежит в основе обеспечения прав и свобод человека. Следовательно, положения национального и международного права, предусматривающие ограничения прав человека, следует толковать в ограничительном смысле.

Принцип равенства и отсутствия дискриминации. Принцип равенства существует уже несколько тысячелетий. Так, великий афинский государственный деятель и законодатель Солон писал: «Жизнь улучшается там, где справедливость и равенство являются достоянием всех». Равенство и недопустимость дискриминации ясно и четко провозглашаются в основных правовых документах, принятых ООН и другими организациями в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международных пактах о правах человека, Декларации ООН и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенции о дискриминации в области труда и занятости, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Кроме того, почти все национальные конституции содержат положения, основанные на принципах равенства и отсутствия дискриминации.

Принцип справедливости и публичного разбирательства в суде. В соответствии с этим принципом все люди должны быть признаны равными перед судами, и каждый имеет право при рассмотрении его уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Указанный принцип стоит на страже интересов не только личности, но и всеобщего благосостояния, ибо общество заинтересовано быть осведомленным относительно правосудия, отправляемого от его имени.

Принцип соразмерности. Этот принцип подразумевает, что степень любого ограничения должна быть строго соразмерной потребности или высшему интересу, рад и которого вводится данное ограничение.

Международная практика выработала гарантии защиты прав Личности от незаконных, произвольных или дискриминационных ограничений. Это, прежде всего, конституционные гарантии, В XIX-XX вв. признание основных прав человека стало органичной частью конституций большого числа государств: Швеции (1809 г.), Испании (1812 г.), Норвегии (1814 г.), Бельгии (1831 г.) и т.д. Латиноамериканские страны в конституциях расширяют сферу применения основных прав путем увеличения обязанностей государства в социально- экономической сфере, а также значительного усиления гарантий прав.

Важной вехой охраны личности стала Конституция Веймарсйой Республики 1919 г. Она содержала 63 статьи, посвященные основным правам. Права граждан были закреплены и в Конституции СССР 1936 г. В конституциях послевоенного времени многих стран (в частности в конституциях Италии (1947 г.), Японии (1946 г.), Испании (1978 г.), СССР (1977 г.) и др.) перечень прав и свобод расширяется.

Тем не менее конституционные положения не представляются достаточными гарантиями прав и свобод. Сказывается расплывчатость многих формулировок, практика невыполнения положений конституций, неправильная их трактовка, что характерно для стран с авторитарным режимом власти и социалистической демократией. Следовательно, для того, чтобы предотвратить попрание прав человека, необходимы и другие гарантии. В частности:

а) независимость судей. Судебная власть должна быть, независимой от законодательной и исполнительной власти. Независимость и беспристрастность суда на всех уровнях должна быть обеспечена как в законодательстве, так и на практике. В национальном законодательстве должны быть конкретно предусмотрены права на равный доступ к суду и равенство перед законом для всех без какого-либо различия по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических и личных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения и т.д.;

б) независимость адвокатов. Это важнейший фактор в деле содействия защите прав личности, Адвокаты должны быть независимы. Правительство независимо от политических, юридических и социальных систем должны содействовать им в выполнении обязательств, особенно при разбирательстве запутанных политических дел;

в) просвещенная демократия. Наиболее полно гарантии прав человека обеспечиваются посредством представительного, демократически избранного парламента, свободных политических партий, включения положений об основных правах и свободах человека в конституцию, просвещения населения относительно конституционных и прочих правовых гарантий, публичных дебатов, свободной и независимой прессы, демократического управления средствами радиовещания и телевидения и объективной информации общественности.

Темы курсовых и рефератов

1. Всеобщая декларация прав человека о правах и обязанностях.

2. Конституция Республики Беларусь об обязанностях граждан.

3. Обязанности и ответственность личности перед обществом и другими людьми.

4. Возможные ограничения прав человека и гарантии от злоупотреблений.

Для размышления и дискуссии

Рост информированности мировой общественности, стимулируемый развитием средств массовой коммуникации, способствует более полному осознанию насущного характера проблемы соблюдения прав человека.

Тысячи людей и групп во всем мире борются за свои права и свободы. Не прекращается и деятельность Организации Объединенных Наций в поддержку прав человека.

Вместе с тем, тысячи людей по всему миру по-прежнему лишены основных прав и свобод или страдают от серьезных нарушений прав человека таких, как применение пыток, изнасилование, отсутствие медицинского обеспечения, жилища, воды и систем санитарии. Сформируется ли когда-нибудь глобальная культура в области прав человека?

21 апреля на базе Факультета управления и политики прошла международная конференция «Политические трансформации в современной Европе». На конференции выступили Р.В. Енгибарян, научный руководитель Факультета управления и политики, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор кафедры правовых основ управления МГИМО-Университета, главный редактор журнала «Право и управление. XXI век»; Франческо Адорнато, ректор Университета г. Мачерата (Италия), декан факультета политологии Университета г. Мачерата, профессор Европейского и Международного аграрного права;
Г.Т. Сардарян, кандидат политических наук, и.о. декана Факультета управления и политики; А.А. Громыко, директор Института Европы Российской академии наук, руководитель Центра британских исследований, доктор политических наук, профессор РАН; О.В. Гаман-Голутвина, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО-Университета, профессор, доктор политических наук, президент РАПН, председатель Федерального учебно-методического объединения укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 41.00.00. «Политические науки и регионоведение», заместитель главного редактора журнала «Сравнительная политика»; Герхард Шнайдер, профессор Королевского колледжа Лондона, научный сотрудник Центра исследований бизнеса Кембриджского университета (Великобритания), доктор политических наук Университета Лозанны (Швейцария) и другие. Тематика докладов отражала актуальные проблемы политического пространства Европы, такие, например, как кризис в отношениях России и ЕС, перспективы и последствия Брексита для мирового сообщества, пересмотр демократических ценностей в контексте современных политических трансформаций в Европе, христианство и демократия и ряд других. Синхронный перевод выступлений участников конференции на высоком профессиональном уровне вели доценты кафедры английского языка №6 к.филол.н. Н.И. Климович и к.филол.н. М.В.Хлопкова.

INTERNATIONAL CONFERENCE “POLITICAL TRANSFORMATIONS IN MODERN EUROPE”

The international conference “Political Transformations in Modern Europe” was held on April, 21st at the School of Governance and Politics, MGIMO University. The speakers included Robert V. Yengibaryan, the Academic Supervisor of the School of Governance and Politics, MGIMO University; Honoured Scholar of the Russian Federation, PhD (Law), Full Professor with the Department of Legal Basics of Administration, MGIMO University, Editor-in-Chief of Academic Research Journal “Law and Administration: XXI Century”; Francesco Adornato, the President of Macerata University (Italy), Dean of the Faculty of Political Science, Macerata University, Full Professor of European Agricultural Law and International Agricultural Law, Macerata University; Henry T. Sardaryan, the Dean of the School of Governance and Politics, MGIMO University, PhD in Political Science; Aleksei A. Gromyko, the Head of the Center for British Studies, PhD in Political Science; Oksana V. Gaman-Golutvina, the Head of the Department of Political Science, MGIMO University, Chairman of the Federal Association of the Accumulated Group of Disciplines in “Political Sciences and Regional Studies” (41.00.00), Full Professor, PhD in Political Science, MGIMO University, Deputy Editor-in-Chief of the Journal “Comparative Politics”; Gerhard Schnyder, Lecturer in Comparative Management, King"s College London, Research Associate at the Centre for Business Research (CBR), University of Cambridge, UK, PhD in Political Science, University Lausanne, Switzerland, and others. Reports covered such topical issues of the current EU political environment as the crisis in the relationship between Russia and the EU, the Italian-Russian relations during the period of political transformations in Europe, the implications of Brexit, Christianity and democracy in Europe, the European Union in search for global role and the policy of the EU on post-Soviet territories, etc. Nikolai I. Klimovich and Marina V. Khlopkova, Associate Professors with English Language Department #6, MGIMO University, provided the conference speakers with interpretation services at a high professional level.

XVI городская сессия учащихся и студентов прошла в ОЦ «Горностай». Школьники и студенты взвешенно и вдумчиво обсуждали такие сложные темы, как эвтаназия, смертная казнь, сталинские репрессии и т.д. Сессия длилась почти три часа без перерыва. Но ребята до последней минуты с большим вниманием слушали выступления и активно участвовали в дискуссиях.

Тема доклада Марии Лифунши и Карины Посоховой (3-й курс СИБУПК) была посвящена разводу родителей, имеющих гражданство разных стран. В Конвенции о правах ребёнка 1989 года закреплено право «не разлучаться со своими родителями». Но на практике бывает иначе. В России после развода дети по решению суда чаще остаются с матерью, а встречи с отцами-иностранцами оказываются крайне затруднительными. Зарубежным папам приходится либо оформлять туристическую визу (что совсем непросто), либо просить о приглашении бывшую супругу. Иногда отцы идут на нарушение закона и похищают своих детей. Обычно правоохранительные органы не рассматривают такие случаи, как преступления, особенно если они совершены с согласия ребёнка.

Но, как отметили в своём выступлении Мария и Карина, в таких ситуациях страдает не только нервная система родителя, у которого украли чадо, но и сам ребёнок. На их взгляд, стоило бы ужесточить наказание за киднеппинг.

При этом следует упростить получение визы родителю, который хочет попасть в нашу страну, чтобы увидеться с ребёнком.

Полина Петрунина (10-й класс школы №147) затронула, может и не столь глобальную, но весьма актуальную для присутсвующих тему – о дисциплинарной ответственности школьников. Ученики, нарушающие дисциплину, часто слышат от педагогов угрозы об отчислении, но мало кто из детей воспринимает эти слова всерьёз. В реальности, отметила десятиклассница, у учителей не слишком много рычагов воздействия, за исключением самых безобидных: замечаний и выговоров. Дисциплинарное взыскание нельзя применить к обучающимся в начальных классах. Отчислить могут лишь ребёнка старше 15 лет, если это прописано в уставе школы, и только после того, как применили другие способы воздействия.

Нельзя отчислить ученика из-за посещения школы не по месту жительства (этот фактор учитывается только при приёме в первый класс). Но если поведение школьника ущемляет права других участников образовательного процесса, то администрация учебного заведения может перевести его на другую форму обучения: очно-заочную, индивидуальную, семейную.

Яна Размыслова (2-й курс СибУПК) предложила собравшимся задуматься о смертной казни, мораторий на которую был введён Конституционным судом РФ в 2009 году. Чтобы охарактеризовать отношение россиян к этому факту, студентка привела данные соцопросов. Так, в 90-х 70% респондентов выступали за смертную казнь. По мнению докладчицы, столь высокий процент можно связать с преступлениями Чикатило в эти годы. В 2010-м поддерживающих такой вариант наказания было уже 40%. Кроме того, Яна привела впечатляющие результаты анкетирования заключённых семи тюрем, отбывающих пожизненный срок. 80% из них предпочли бы смертный приговор. Во время своего выступления студентка исследовала позицию присутствующих в аудитории, в итоге из 50 слушателей семеро оказались сторонниками смертной казни.

– При нынешнем проценте ошибочно осуждённых отменять мораторий мы не в праве, – высказалась одна из слушательниц.

В поддержку этого мнения прозвучало и другое: смертная казнь – это, по сути, «готовность государства убить тысячи невинных ради наказания сотен тысяч виноватых». Между тем, не стоит забывать об огромных средствах, которые тратит наша страна на содержание преступников.

Элина и Кирилл Ситниковы, ученики ОЦ «Горностай», подняли не менее острую для нашего общества тему эвтаназии. И снова взгляды присутствующих разделились. Даже сами докладчики не достигли консенсуса. Кирилл убеждён, что эвтаназия в нашей стране нужна, но доступна она может быть только людям с неизлечимыми болезнями. Элина же уверена, что право «на хорошую смерть» (именно так переводится слово «эвтаназия» с греческого) имеют в том числе и люди по эмоциональным причинам. Среди доводов «за» были названы право на самоопределение, возможность уйти от жестокого и негуманного лечения, право быть альтруистом (по отношению к родным и близким) и экономическая сторона вопроса. Среди аргументов «против» докладчики выделили ценность человеческой жизни, вероятность диагностической и прогностической ошибок, появление новых способов лечения, доступность эффективных обезболивающих и риск злоупотребления со стороны персонала. Восхищала смелость выступающих, продуманность аргументов, готовность спокойно и взвешенно отстаивать свою позицию. Впрочем, то же самое можно сказать обо всех услышанных в этот день докладах.

Порадовали слушателей и более опытные коллеги. Александр Рудницкий, председатель координационного совета новосибирского областного историко- просветительского общества «Мемориал», решил назвать свой доклад «Пропаганда вместо науки» и посвятил его новому учебнику истории Новосибирской области. Если первые две главы пособия, посвящённые периоду с древних времён до начала XX века, у правозащитника никаких нареканий не вызвали, то третья глава, на его взгляд, «кишит историческими ошибками».

Были претензии даже к выведенному в предисловии обращению Владимира Городецкого: «В истории нашего региона, как и всей страны, немало славных и трагических страниц, но сибиряки всегда с честью и достоинством переносили тяготы и искренне радовались новым достижениям», – приводятся слова бывшего губернатора.

– Уместно ли говорить, что жертвы террора с достоинством переносили своё убийство в затопляемых баржах, свою гибель с семьями на затопляемых остовах посередине Оби? – вопрошает докладчик. – Может Роберт Эйхе с достоинством обрекал людей на смерть, подписывая тысячи приговоров? Или он потом с достоинством переносил зверские пытки и свою собственную казнь?

В главе про Академгородок докладчика удивило отсутствие упоминаний таких фамилий, как Христианович, Соболев, Будкер или Покровский. И это лишь часть озвученных им замечаний.

Александр Львович не стал отмалчиваться и по поводу нашумевшего выступления в Бундестаге школьника из Нового Уренгоя.

– Всегда стоит проверять источники. Если вы внимательно прочтёте его речь, то увидите, что никаких извинений немцам он не приносил, – отметил Рудницкий и предложил учителям организовать отдельное обсуждение этой истории.

Директор Института прав человека, эксперт Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека Валентин Гефтер завершил сессию словами, с которыми сложно не согласиться: «Законы нужно не только выполнять, но и критиковать. А при необходимости корректировать и менять.

Право – это не инструмент правящего класса. Это вещь более вечная и не зависимая от сиюминутной власти. Более базовая!».

Юлия ЧЁРНАЯ Фото с сайта ОЦ «Горностай»

За 2017 год от СПИДа в России умерло больше 20 тысяч человек.

По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, уже 1,2% населения России в возрасте 15–49 лет инфицированы ВИЧ. Средний возраст смерти от ВИЧ/СПИДа в России составляет 35–40 лет.

По сути это эпидемия. Учитывая, что в большинстве случаев ВИЧ передаётся через обычные гетеросексуальные контакты, не очень понятно, как предотвратить его распространение. Пропаганда профилактики ВИЧ на федеральном уровне практически отсутствует, центры по борьбе с болезнью приравниваются к иностранным агентам и закрываются. Старшеклассникам в школах никто не рассказывает об опасностях ВИЧ и о том, как избежать заражения.

И тут я открываю такую новость...

Минздрав отменяет прописку . Ведомство готово лечить пациентов с ВИЧ по временной регистрации

Казалось бы, новость хорошая. Но в действительности она показывает, насколько устарела система медицинской помощи в России, насколько она тяжёлая и неповоротливая.

Оказывается, есть в мире страна, гражданам которой даже в XXI веке отказывают в лечении только потому, что у них в паспорте стоит неправильный штамп. И самое печальное, что страна эта – наша.

Если по какой-то причине у тебя нет прописки, то всё, ты никому не интересен. Либо ищи способы лечения ВИЧ строго в своём регионе, либо уезжай за границу. Например, Московский городской центр профилактики и борьбы со СПИД департамента здравоохранения города Москвы неоднократно отказывался ставить на учёт ВИЧ-инфицированных без прописки и отправлял их в СПИД-центры по месту постоянной регистрации.

Люди, проживающие "не в своём" субъекте РФ, просто оказываются без лекарств и какой-либо медицинской помощи. Какой-то идиотизм, к тому же циничный и вредный для общества.

Здесь мы плавно переходим к проблеме прописки. Официально её в России как бы нет. На самом деле, конечно, есть, просто называется она "регистрацией по месту жительства". Прописка – это пережиток крепостного права. Вы, наверное, проходили в школе этапы закрепощения крестьян и помните, что сначала был Юрьев день, потом "заповедные лета", бессрочный сыск беглых и т.д.

Уже при Петре I появились внутренние паспорта . Документ выдавали крестьянам по месту жительства сроком на год как раз для того, чтобы их было легче контролировать. Официально эти документы назывались "пропускными письмами" и "адресными билетами" и были чем-то средним между нынешней регистрацией по месту жительства и регистрацией по месту пребывания. Паспортами эти бумажки называли именно в народе. Тех крестьян, кого ловили без паспорта или с просроченным документом, кидали в тюрьму и затем отправляли домой на суд помещика.

После распада империи паспортная система была упразднена, чего задолго до революции желал сам Ленин:

"Социал-демократы требуют для народа полной свободы передвижения и промыслов. Это значит, чтобы в России были уничтожены паспорта (в других государствах давно уже нет паспортов), чтобы ни один начальник не смел мешать никакому крестьянину селиться и работать, где ему угодно. Мужик – дитя малое, без начальства и двинуться не смеет! Разве это не крепостная зависимость?"

В.И.Ленин, 1903 год, статья "К деревенской бедноте"


В 1925 году вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР "О прописке граждан в городских поселениях". Тогда житель советской России ещё мог предъявить практически любой документ, например трудовую книжку или свидетельство о браке.

Однако в 1932 году начался очередной этап закрепощения. 27 декабря 1932 года было издано постановление ВЦИК и СНК "Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов". Оно было необходимо сталинскому режиму для того, чтобы голодающие крестьяне Украины и Северного Кавказа не перебрались в более благополучные районы и остались умирать у себя на родине.

В городах разнообразным "нежелательным элементам" (бывшие дворяне, нэпманы, бродяги, проститутки и т.д.) отказывали в выдаче паспортов. На беспаспортных устраивались облавы, и всех их отправляли в Сибирь. В общей сложности из больших городов выслали 1,8 млн человек.

При Сталине прописываться заново должен был каждый, кто сменил место жительства на срок более трёх суток. Тогда же возникло понятие временной прописки при сохранении постоянной по месту жительства. То есть примерно как сейчас. Колхозники паспортов не имели и являлись по сути теми же крепостными крестьянами.

В позднем Совке условия были не столь жёсткими. Гражданин СССР должен был выписываться со старого ПМЖ и прописываться в новом, если переезжал куда-то на срок свыше полутора месяцев. На общение с властями по этому поводу ему отводилось трое суток, при этом госслужащие могли просто так отказать в прописке. Тогда "проситель" должен был уехать из города в течение недели. Находиться без прописки на территории Советского Союза было незаконно.

Официально прописка была отменена 1 октября 1993 года, но изменилось немногое, лишь поменялось название и чуть смягчились условия. Но не везде. Например, в Москве и Питере долгое время действовал "прописочный ценз" – без городской прописки не принимали на работу, не регистрировали в поликлиниках и т.д.

К сожалению, в современной России всё ещё действует прописка в её советском понимании, настоящий пережиток крепостного права. В статье 27 Конституции РФ говорится, что "каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства" . Но на самом деле наше свободное передвижение по стране ограничивают такие инструменты, как прописка и временная регистрация.

И можно только гадать, сколько ещё существует идиотских ограничений вроде запрета на помощь ВИЧ-инфицированным без "правильной" прописки.

Поделиться: