Международная миграция рабочей силы. Мировой рынок рабочей силы

Пропорционально увеличению мировой популяции растет и миграция рабочей силы – в 2015 году количество международных мигрантов, то есть тех, кто покинул свою страну с целью трудоустроиться в ином государстве, выросло втрое в сравнении с 1970 годом. Причем с каждым годом наблюдается рост этого показателя примерно на 2–3%. Легальная и контролируемая миграция трудоспособного населения рассматривается как положительное социально-культурное явление.

Ключевые термины и характеристики современной миграции рабочей силы

Процесс миграции человеческих ресурсов подразумевает перемещение индивидуума из страны, в которой он родился, на территорию иного государства. В том случае, если человек переселяется для более выгодного трудоустройства, говорят о трудовой миграции или миграции рабочей силы. Субъектами ее являются и жители страны, переезжающие в другой регион, и иностранцы, которые могут трудоустраиваться как легально, так и нелегально.

Различают такие виды миграции рабочей силы:

  • сезонная – выполнение мигрантом сезонных работ в другом государстве (например, сейчас популярна сезонная );
  • безвозвратная – выезд за рубеж на ;
  • временно-постоянная – выполнение профессиональной деятельности на территории принимающей страны в течение ограниченного срока (работа по контракту или реализация проекта);
  • маятниковая – ежедневное пересечение границы другого государства и возвращение обратно по работе;
  • – незаконное трудоустройство в другой стране;
  • «утечка мозгов» – массовая односторонняя миграция специалистов высокой квалификации (ученых, инженеров).

Страну, которая принимает жителя иного государства и предоставляет ему рабочее место, принято называть реципиентом. Иммиграция рабочей силы – это процесс въезда иностранных граждан для трудоустройства. Страна, которая поставляет рабочую силу, – это донор. Соответственно, трудоспособные граждане, выезжающие из страны-донора, являются эмигрантами. Частные подробности терминологии по этому вопросу описаны в материале « ».

На сегодня миграция рабочей силы характеризуется:

  • ростом нелегального трудоустройства,
  • усилением материальных мотивов;
  • увеличением научно-технических кадров в качестве субъектов миграции;
  • возрастанием сезонных мигрантов;
  • увеличением миграции трудовых ресурсов внутри стран.

Масштабы рабочей миграции растут из года в год, при этом возраст трудоспособных мигрантов постепенно «молодеет».

Современные трудовые мигранты – это молодежь 20–25 лет, особенно из постсоциалистических стран, которая активно ищет для себя лучшие варианты трудоустройства за рубежом в различных сферах (в основном , Польше).

Причины современной трудовой миграции

На сегодняшний день чаще всего мигрируют те, кто недоволен уровнем экономики страны и своим материальным положением в ней. Еще одним распространенным, экономически обусловленным фактором усиления рабочей миграции является затяжная безработица в слаборазвитых странах. Таким образом, основная причина, толкающая людей на переезд людей за рубеж, – поиск работы с целью повышения уровня жизни.

При этом миграционный поток направляется в страны с развитой промышленностью и экономикой. На рабочие места, подразумевающие тяжелый физический труд и не пользующиеся популярностью у местных жителей, всегда найдутся желающие из числа трудовых мигрантов, прибывших из менее развитых государств.

Основные направления международной миграции рабочей силы проходят как из развивающихся стран в более развитые, так и наоборот. Сюда же относят и перемещения граждан внутри развитых и развивающихся стран, и миграцию из бывших социалистических республик.

Что касается причин процесса трудовой миграции между или внутри развитых стран, здесь на первый план выходят неэкономические факторы:

  • престижность компании или работы;
  • возможность карьерного роста;
  • повышение квалификации;
  • культурные потребности.

Отъезд специалистов высокой квалификации из развитых стран в развивающиеся обычно обусловлен возникновением новых возможностей в работе и / или карьерным ростом. Но просто так поехать на работу за границу нельзя. Обязательно оформляется .

Популярные центры притяжения трудовых мигрантов

На сегодня трудовая миграция населения приобрела глобальный характер. Количество стран, вовлеченных в миграционный процесс, неуклонно растет. Из крупнейших центров притяжения трудовых мигрантов, неизменно популярных, можно выделить следующие:

  • Североамериканский регион, в особенности США и Канада;
  • Южная Америка;
  • Западная Европа – Франция, Германия;
  • Северная Европа – Швеция, Великобритания;
  • Юго-восточная и Западная Азия.

К современным реципиентам, привлекающим мигрантов, относят и новые индустриальные страны, за сравнительно короткое время перешедшие от отсталой экономики к высокоразвитой:

  • Аргентина;
  • Бразилия;
  • Венесуэла.

Специальности субъектов трудовой миграции

Структура мигрирующей рабочей силы определяется двумя моментами:

  1. Наличием рабочих мест для высококвалифицированных кадров и ученых в промышленно развитых странах. Цель – стимуляция качественного миграционного потока и, как следствие, более успешный научно-технический прогресс.
  2. Широкими возможностями для трудоустройства мигрантов рабочих специальностей – строителей, шахтеров, автомехаников, работников сферы торговли и услуг.

Такая структура мигрировавших трудовых ресурсов определяет выгоды и убытки стран-доноров и стран-реципиентов.

Последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов

В мировом масштабе миграция рабочей силы – это выгодно, поскольку позволяет людям приносить максимальную пользу на мировом рынке труда, независимо от страны рождения. Вместе с тем принимающие и экспортирующие мигрантов страны испытывают в связи с миграцией трудовых ресурсов как положительное, так и негативное влияние.

Последствия трудовой миграции для страны-реципиента:

  • Плюсы:
    • поступление квалифицированной рабочей силы приводит к росту производства и ускорению темпов роста экономики;
    • за счет въезда квалифицированных специалистов и ученых достигается экономия на тратах, которые были бы потрачены на образование и подготовку профессионалов;
    • специалисты высокой квалификации, владеющие языком принимающей страны, сразу стают налогоплательщиками, что также выгодно для государства-реципиента;
    • экономия и повышение конкурентоспособности продукции за счет более дешевой иностранной рабочей силы;
    • мигранты служат своеобразным амортизатором на случай возникновения безработицы, поскольку являются первыми претендентами на увольнение;
    • улучшение демографической ситуации страны.
  • Минусы:
    • социальные конфликты;
    • обострение межгосударственных проблем;
    • рост преступности.

В стране-доноре, отдающей рабочую силу, наблюдаются следующие эффекты:

  • Преимущества миграции:
    • снижается уровень безработицы;
    • отсутствие затрат на повышение квалификации кадров, ознакомление их с передовыми технологиями и обучение профессиональным навыкам;
    • пополнение бюджета за счет перевода денежных средств от эмигрантов.
  • Минусы экспорта трудовых единиц:
    • уменьшение количества налогоплательщиков;
    • отток высококвалифицированной рабочей силы, замедляющий научно-технический прогресс.

Регулирование трудовой миграции нацелено на усиление положительных и уменьшение отрицательных эффектов процесса, и состоит в разумном управлении и контроле въезда-выезда из страны трудоспособного населения. Так, одним из способов регулирования миграции является введение ограничений на въезд трудовых мигрантов.

Например, прием мигрантов на работу в 2019 году в Российской Федерации будет сокращен. Планируется привлечь больше специалистов из области горных, горно-капитальных, ремонтно-строительных работ, чтобы удовлетворить спрос работодателей при подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA и выполнении других проектов.

Подведем итоги

Миграция рабочей силы на сегодня достигла глобальных размеров – в ней задействовано большинство стран мира. Процесс этот обусловлен различными причинами, чаще всего связанными с внутренним социально-экономическим состоянием отдельных стран и международной экономики в целом. Приток и отток трудовых ресурсов имеют положительные и отрицательные последствия на государственном уровне. В мировом масштабе явление трудовой миграции способствует более эффективному развитию национальных экономик и укреплению межнациональных связей.

Миграции в мире XXI века, их масштабы и последствия: Видео

На сегодняшний день рабочая сила является одним из основных экономических ресурсов. Это обусловлено ростом зависимости информационного общества, результатов производства в условиях НТР от человеческого фактора.

Международный рынок труда — сфера обмена, купли-продажи рабочей силы, характер которых в значительной мере определяется интересами мирового хозяйства. Они определяют условия найма международной рабочей силы, величины оплаты и характер требуемого на рынке труда. Многообразие условий развития мирового сообщества формируют чрезвычайно дифференцируемую по своему составу рабочую силу.

Мировой рынок труда характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Современный мировой рынок труда включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Таким образом, мировой рынок труда существует в форме трудовой миграции.

Современная международная трудовая миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Баланс позитивных и негативных последствий для стран - участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях.

Мировой рынок труда

Мировой рынок труда — система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложение на межгосударственном уровне. Трудовая миграция является формой существования мирового рынка труда.

В условиях глобализации мировой рынок труда, функционируя наряду с рынками товаров и услуг, капиталов и др., является не только совокупностью национальных рынков, но и представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы. Стремительное развитие мирового рынка труда стало следствием усиливающихся интеграционных процессов в мире.

Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Миграция охватила все континенты, весь мир и обрела глобальный характер. Эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз превышает эффективность экспорта товаров.

Мировой рынок труда может успешно функционировать в нормальных условиях, т. е. в пределах допустимых значений занятости и безработицы. При выходе за эти пределы (при экономическом кризисе), необходимы институционные воздействия на рынки труда путем осуществления комплекса экономических и организационных мер, направленных на увеличение спроса на рабочую силу при одновременном повышении ее цены за счет роста квалификации работников и достижения ими высокого уровня эффективности труда.

Сущность и виды международной миграции населений

Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагая себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны, или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется.

Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение трудовых ресурсов между странами и использование их за пределами национальных границ в течение определенного времени; численность населения страны увеличивается на количество людей, переселившихся в данную страну (иммигранты), и уменьшается на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты). К трудовым мигрантам не относятся лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Совокупное перемещение населения за пределы иностранных границ, происходящее в данное время образует миграционные потоки — совокупность территориальных перемещений населения, совершающихся в определенное время в рамках той или иной территориальной системы.

Согласно международной организации труда выделяют следующие типы международной миграции:

  • Переселенцы — лица, переезжающие в другую страну на постоянное место жительства;
  • Работающие по контракту — сезонные рабочие (занятые в отраслях хозяйства, имеющих сезонный характер: сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг и др.) а также лица, занимающиеся неквалифицированным или малоквалифицированным трудом, занятые на тяжелых и вредных для здоровья работах, не дающих возможности для профессионального роста. Срок пребывания в прибывающей стране данной категории лиц строго ограничен от одного года до шести лет. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности заключаются между странами с избыточной рабочей силой и странами, нуждающимися в ней;
  • Профессионалы: лица с высоким уровнем теоретической подготовки и соответствующими практическими навыками;
  • Нелегальные иммигранты — въезжающие в принимающую страну в поисках работы на незаконных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством, также иностранцы с просроченной туристической визой. Почти все страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Обычно они занимают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
  • Поток вынужденных мигрантов — люди, к массовым перемещениям которых за пределы национальных границ вынуждают войны, стихийные бедствия, нарушения прав человека, экономическое положение в своей стране, политические мотивы и т. д.;
  • Маятниковая (челночная. приграничная) - ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигранты, пересекающие границу для работы в соседней стране.

С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства различают легальную трудовую миграция: без нарушения законодательных норм, и нелегальную трудовую миграцию: нарушение законодательства.

Но, наряду с ними, существуют и развиваются новые формы миграции трудовых ресурсов: использование труда иностранных специалистов с помощью телекоммуникационных средств связи, т. е. без непосредственного перемещения рабочей силы через границу и др.

Субъекты международной трудовой миграции:

  1. Эмигранты — трудоспособные лица, выезжающие с территории данной страны (донора) за рубеж;
  2. Иммигранты — трудоспособные лица, въезжающие на территорию данной страны (реципиент) из-за рубежа;
  3. Реэмигрант — возвращение эмигрантов на постоянное место жительства.

Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов.

Трудовая миграция за пределы страны развивается на основе:

  • межправительственных соглашений;
  • индивидуальной инициативы самого работника;
  • рекомендаций посреднических коммерческих фирм;
  • нелегальных каналов и др.

В условиях открытых экономик появляется возможность для перемещения эмигрантов между странами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают миграционные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет своего наиболее эффективного использования не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Страна, из которой осуществляется эмиграция, является страной-донором: а страна, в которую иммигрирует население — страной-реципиентом. Величина эмиграции в стране-доноре определяется превышением предложения труда над спросом на труд (излишком рабочей силы) при заработной плате выше внутреннего равновесного значения. Величину иммиграции в стране-реципиенте определяет дефицит рабочей силы при уровне заработной платы ниже внутреннего равновесного значения. Страны, в которых уровень заработной платы высокий, привлекательны для иммигрантов. И, наоборот, в странах с более низким уровнем заработной платы увеличивается количество эмигрантов.

Страна-донор обеспечивает предложение на мировом рынке труда, а страна- реципиент определяет его спрос. Величина излишка в стране-доноре будет равна величине дефицита в стране-реципиенте при такой величине мировой заработной платы, при котором совпадают спрос и предложение на мировом рынке труда.

Выигрыш от международной трудовой миграции в стране-доноре получают работники, так как заработная плата растет, а безработица сокращается. Работодатели в этом случае несут потери. Однако, выигрыш работников превышает потери работодателей, что означает выигрыш страны в целом от перемещения трудовых ресурсов.

В стране-реципиенте, напротив, выигрывают работодатели, т.к. предложение рабочей силы увеличивается, а заработная плата снижается. Работники несут потери. Однако, в целом страна выигрывает, т.к. выигрыш работодателей превышает потери работников.

Перемещение трудовых ресурсов между странами прекращается, когда заработная плата в этих странах устанавливается на одинаковом уровне. Из этого следует, что международная трудовая миграция выравнивает уровень заработной платы в странах.

Если международная миграция отсутствует, внутренние рынки стран находятся в равновесии при определенном соотношении спроса и предложения и уровне национальной заработной платы.

К современным тенденциям международной трудовой миграции относятся:

  1. Перенесение экономических, политических проблем из одной страны в другую;
  2. Разнонаправленность потоков миграции рабочей силы;
  3. Увеличение демографической значимости международной миграции;
  4. Рост доли молодежи, женщин в миграционных потоках;
  5. Международная миграция высококвалифицированных кадров, ученых;
  6. Увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости;
  7. Формирование черного рынка труда и нелегальной миграции;
  8. Двойственный характер миграционной политики, проявляющийся с одной стороны в ужесточении, а с другой — в стимулировании иммигрантов и т. д.

Причины и основные потоки международной трудовой миграции

Размеры международной миграции рабочей силы неуклонно растут. Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Экономический рост в этих странах привел к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно - к определенному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, непрестижного труда для местных работников: в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.

В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации. В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и остальных странах, а с другой - стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их подготовке.

Для оценки масштабов миграции используются различные показатели:

  • масштабы выбытий — число эмигрантов, выбывших из страны за рубеж за определенный период с целью устройства на работу;
  • масштабы прибытий — число иммигрантов, прибывших в страну за определенный период с целью поиска работы;
  • чистая миграция — разница между числом прибытий и числом выбытий в стране;
  • валовая миграция — сумма числа прибытий, выбытий в стране за рассматриваемый промежуток времени.

Причины международной трудовой миграции:

  1. Экономические причины: различия в уровне экономического развития отдельных стран; наличие национальных различий в размерах заработной платы; существование органической безработицы; международное движение капитала и функционирование международных корпораций; разная степень обеспеченности стран трудовыми ресурсами и др.;
  2. Неэкономические причины: политические, религиозные, социальные, экологические и др.

Направления международной трудовой миграции меняются с изменениями экономических условий в отдельных странах. Можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:

  • из развивающихся стран в развитые;
  • между развитыми странами;
  • между развивающимися странами;
  • из постсоциалистических стран в развитые страны;
  • миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся и др.

Международная миграция рабочей силы между развитыми странами осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема, так как уезжает большое кол-во высококвалифицированных кадров.

Основной поток миграции в последние десятилетия устремляется в США. Приток иммигрантов в США и Канаду оценивается в 900 тыс. человек в год. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники иммигрируют из Западной Европы, России, а также Индии.

Важнейшими целями иммиграционной политики США и Канады является поощрение притока зарубежных менеджеров, элитных специалистов, высококвалифицированных рабочих, а также инвесторов (иммиграция разрешается при условии инвестирования в экономику данной страны определенной суммы).

Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600- 700 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,5 млн человек). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы, % к общей численности занятых: Люксембурге - 30,0; Швейцарии - 29,6; Германии - 8,0; Бельгии - 7,5; Австрии - 6,2; Швеции - 5,8; Франции - 5,2; Англии - 3,4.

В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям: необходимость внедрения трудосберегающих технологий; перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже; недовольство определенных слоев населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.

Нефтедобывающие страны Западной Азии. В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы, %: Катар - 92, ОАЭ - 89, Кувейт - 86, Оман - 70, Саудовская Аравия - 60, Бахрейн - 51. Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом, % от общей численности населения: в Йемене - 7,3; Египте - 5,2; Турции - 4,3; Пакистане - 3,8.

В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции стала Россия.

Положительные и отрицательные последствия международной трудовой миграции

Положительные и отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран-доноров.

плюсы:

  • смягчение социальной напряженности в обществе и проблем занятости;
  • рост среднего уровня заработной платы в стране;
  • пополнение доходной части платежного баланса за счет денежных переводов эмигрантов;
  • увеличение валютных поступлений в страну за счет переводов эмигрантов своим семьям;
  • реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую квалификацию, которая может способствовать в дальнейшем росту ВВП;
  • рост налоговых поступлений за счет роста доходов высококвалифицированных работников;
  • уменьшение трансфертных выплат из государственного бюджета и т.д.

минусы:

  • утрата части трудовых ресурсов общества;
  • необходимость готовить замену выбывшим кадрам, т. е. инвестировать в образование и профессиональную подготовку;
  • потеря части национального дохода и поступлений в государственный бюджет;
  • снижение потенциального развития высокотехнолоческих отраслей в связи с эмиграцией высококвалифицированных кадров и др.

Для стран-реципиентов:

плюсы:

  • увеличение доходов работодателей, т.к. иностранная рабочая сила дешевле;
  • рост национального дохода и ВВП;
  • прирост человеческого капитала, т. е. сокращение расходов на образование;
  • расширение внутреннего рынка;
  • омоложение нации за счет иммигрантов, т. к. обычно мигрирует молодое население и др.

Минусы:

  • возможные социальные конфликты между населением и иммигрантами;
  • снижение среднего уровня заработной платы и благосостояния отдельных групп населения;
  • часть иммигрантов нуждается в государственной поддержке, что увеличивает расходы государства;
  • обострение ситуации на национальном рынке труда;
  • утечка капитала за счет ухода от уплаты налогов;
  • формирование возможных криминальных структур за счет нелегального труда иммигрантов и др.

Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в таких отраслях очень велика, и порой доходит до 70% рабочей силы. Нередко без привлечения иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики - строительства, автомобильной промышленности, сферы услуг.

Приток иностранной рабочей силы позволяет развитым странам проводить перемещение национальной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные работники.

Миграционная политика

В настоящее время каждая страна проводит свою миграционную политику, регулирующую трудовые потоки, т. е. воздействует на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений, которые определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения заключаются между странами европейского союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т. е. из стран, не входящих в ЕС).

Миграционная политика — совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

Основные цели международной миграционной политики:

  • определение масштабов миграции;
  • выработка механизма регулирования миграции;
  • ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран-участников миграционного процесса;
  • защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как обостряется проблема занятости местного населения;
  • обеспечение рационального использования иностранных работников, т. е. применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов;
  • защита прав и интересов трудящихся-эмигрантов в принимающих странах, противодействие их дискриминации в стране временного пребывания;
  • возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны и др.

Виды миграционной политики:

  • Эмиграционная призвана создавать благоприятный эмиграционный климат, регулировать объем и структуру эмиграционных потоков.
  • Иммиграционная призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда и привлечь нужных для страны специалистов.

Основные методы миграционной политики:

  1. Экономические (косвенные): взимание с иммигрантов пошлин за трудоустройство; уплата налогов предпринимателями, использующими труд иммигрантов; прямые инвестиции в экономику трудоизбыточных стран; программы экономической помощи странам экспортерам рабочей силы; развитие международной торговли и др.
  2. Неэкономические (прямые или ограничительные): профессиональные, возрастные, социально-экономические ограничения; квотирование иммигрантов; контроль за нелегальной иммиграцией и др.

В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцами заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, специалисты высшего класса, работники новых высокотехнологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплачиваемую, непрестижную, тяжелую и вредную работу).

Развитые страны под давлением политических партий, которые считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции. В рамках этих программ применяются либо денежные выплаты иммигрантам при добровольном увольнении с работы и отъезде на родину, либо специальная профессиональная подготовка иностранных работников, которая позволила бы им претендовать на более высокооплачиваемую и престижную работу на родине.

Проблемы миграции населения находятся в центре внимания различных международных организаций. Мировым сообществом признано придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются.

Целью МОТ (Международная организация труда) является регулирование межстрановой миграции населения. МОМ (Международная организация по миграции), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по вопросам улучшения образования трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также физического состояния трудящихся-мигрантов. СЕАИ (Совет европейский ассоциаций иммигрантов) способствует обеспечению и защите прав трудящихся- мигрантов. Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения.

Россия и международная трудовая миграция

Россия вышла на международный рынок труда на рубеже 80-90х гг. В середине 90х гг. в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. До этого, население СССР, принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд были строго регламентированы государством.

На данный момент РФ является, как страной-донором, так и страной- реципиентом. Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка, причем не всегда там работают по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди соглашаются выполнять низкоквалифицированную работу, т. к. получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату. В то же время, в Россию устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, так как уровень жизни в РФ относительно выше, чем уровень жизни в других республиках СНГ.

На сегодняшний день процесс миграции из России развивается в большей степени стихийно, в меньшей — организованно, что предопределяет неравные стартовые возможности для участников, а следовательно, и разные социальные последствия. И тем не менее, в настоящее время трудовая миграция из России принимает все более широкие масштабы. По оценкам западных специалистов, в ближайшие годы от 2 до 5 млн российских граждан уедут работать за границу.

Наибольшая часть российских трудовых мигрантов направляется в страны Европы - Австрию, Германию, Польшу, Финляндию, Францию, Данию и др. Остальная часть находит работу в США, Канаде, Австралии, а также в странах Западной Азии, некоторых странах Латинской Америки (Чили, Аргентина и др.).

Экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой квалификации российских трудовых мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений. Сегодня для граждан РФ западные страны остаются самыми привлекательными для проживания и трудоустройства. Однако, существующее в этих странах законодательство не дает иностранцам, в том числе и россиянам, право на работу. Такое право предоставляется лишь высококвалифицированным специалистам, ученым и др., т. к. работники с профессиональной качественной подготовкой способны выдерживать конкуренцию на мировом рынке труда.

Западные страны, в основном, используют специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в торговле, обслуживании (в качестве младшего медицинского персонала, нянь и др.). Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив, но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не способны пройти систему соответствующих тестов (непризнание большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковой барьер и др.).

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан правительство РФ заключило межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств — участников СНГ. Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

Но экспорт рабочей силы эффективен для государства, т. к. по оценке экономистов, каждая тысяча российских трудовых мигрантов, выезжающих на работу за границу, могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн долл.

Но с другой стороны, не созданы механизмы использования положительных сторон эмиграции работников по трудовым контрактам, что не позволяет обеспечить должный приток валютных средств в экономику РФ, как от фирм- посредников, так и от официальных переводов самих мигрантов на родину.

Одной из проблем российской трудовой эмиграции является интеллектуальная миграция. С 1989 по 1992 г. она достигла своего пика, за этот период из страны на постоянное место жительства уехало около 10% научных работников разного профиля (из 100 человек 50 эмигрировало навсегда). Сейчас данная тенденция продолжается.

Основные потоки интеллектуальной миграции идут в Германию, Израиль, США. Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по молекулярной биологии, прикладной механике и др. Весьма заинтересованы в импорте российского интеллектуального потенциала Южная Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина, Мексика, ряд арабских стран.

Потеря специалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования.

Ежегодные прямые потери РФ в результате интеллектуальной миграции оцениваются не менее, чем в 3 млрд долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды — в 50-60 млрд, долларов. Страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности. А, в это время США, за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов дополнительно получают 80­100 млрд долл, в год.

Внешняя трудовая иммиграция в Россию получила в 90х гг. значительно большее распространение. В середине 90х гг. в России ежегодно было занято 250- 300 тыс. легальных иностранных рабочих, а с учетом нелегальной иммиграции и теневого (незарегистрированного) использования иностранной рабочей силы общая численность трудовых иммигрантов в России оценивалась в 400-500 тыс. человек. В это время миграционный обмен с бывшими союзными республиками постоянно имел прирост населения. Это благоприятно влияло на демографическое развитие РФ.

Демографические перспективы России неблагоприятны. В результате сокращения численности населения, прежде всего, трудоспособных возрастов, и старения населения, которые в течение ближайшего десятилетия будут нарастать, к 2025 г. демографическая нагрузка пожилыми на одного трудоспособного возрастет почти на 50% по сравнению с 2008 г. Во многих отраслях, в том числе связанных с предоставлением услуг для пожилых, дефицит рабочей силы будет неизбежен. Посткризисное развитие потребует кадрового обеспечения. Иностранные трудящиеся-мигранты станут еще большей необходимостью для России, чем в докризисный период.

Приток в Россию иностранных работников позволяет решать данную задачу заполнения свободных рабочих мест, на которые даже в условиях растущей безработицы не идет местное население, в связи с минимальной оплатой труда. Свыше 90% всех трудовых иммигрантов в России заняты малоквалифицированными, непрестижными и тяжелыми видами труда.

Рис. 1. Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, тыс. чел. (данные Росстата)

На сегодняшний день для России процесс иммиграции из стран ближнего зарубежья имеет серьезные последствия. Приезд в РФ представителей других национальностей из бывших советских республик требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих мест. В условиях продолжающегося экономического кризиса быстро решить социальные и иные проблемы иммигрантов из стран СНГ весьма затруднительно.

По данным ФМС РФ доля иммигрантов за 2010 г.: 31% — Узбекистан, 16% — Таджикистан, 11% — Китай, 10% — Украина, 7% — Киргизстан, 4% — Молдова, 4% — Армения, 3% — Азербайджан, 14% — другие страны.

Вместе с тем важно, что именно приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Кроме того, приток трудоспособного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны, как это происходит в других странах.

Наиболее сложной проблемой для России является нелегальная иммиграция иностранных граждан. Произошедшие изменения, прежде всего, в упрощении порядка въезда в Россию, «прозрачность» государственных границ, привели к резкому увеличению масштабов иммиграции, прежде всего нелегальной. По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тыс. человек в год. Основная масса иммигрантов прибывает в Россию из государств ближнего зарубежья. Отсутствие эффективного иммиграционного контроля за въездом и выездом иностранцев из России не позволяет назвать точную цифру нелегальной миграции. Иммигранты, прибывшие в качестве туристов, потом переходят на нелегальное положение.

Нелегальная иммиграция оказывает существенное воздействие на экономическую ситуацию в России, её социальную сферу. Незаконные мигранты преимущественно заняты в теневой экономике, пополняют криминальные структуры, уклоняются от уплаты налогов, оказывают, вследствие бесправного положения и заниженных заработков, давление на рынок труда и т. д.

Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появления инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.

Обострение проблем иммиграции, в т. ч. и нелегальной, связано с отсутствием:

1) адекватной российской правовой базы по регулированию, как это принято во всех развитых странах, объемов иммиграции (квотирование), пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, их законному выдворению или интеграции в российское общество;

2) проникновение иностранцев на территорию России облегчается тем, что значительная часть государственной границы открыта, отсутствует визовый режим и не отрегулировано в рамках СНГ законодательство по борьбе с незаконной иммиграцией.

Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционным процессам позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере жизнедеятельности российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер. Эти меры должны быть направлены на:

  • стимулирование притока мигрантов и поддержка, прежде всего в правовой сфере;
  • регулирование иммиграции из стран ближнего зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население);
  • управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает на временные работы в Россию из за границы, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами страны;
  • проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северных территориях, отток населения из которых противоречит национальным интересам страны;
  • обоснование границ допустимости формирования в приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран;
  • установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного проживания, привлечение к решению этих вопросов стран зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные мигранты и др.

Заключение

Трудовая миграция оказывает существенное влияние на социально­экономическое развитие страны. Современное положение требует четкой государственной миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными процессами.

Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

Международная миграция рабочей силы означает перемещение работников через границы для работы по найму.

Точных данных о масштабах международной миграции работников статистика не дает, поскольку состав мигрантов неоднороден и поддается лишь приблизительному учету. Для работы за границей люди могут менять постоянное место жительства и гражданство, выезжать за рубеж на определенный срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), на сезонные, ежедневно (так называемые рабочие-фронтальеры, которые живут в приграничной зоне и ежедневно ездят на работу за границу), нелегально и т.п. Кроме того, значительная часть мигрантов не относится к экономически активному населению, и отделить ее от экономически активной части также довольно сложно.

Оценки международной миграции рабочей силы свидетельствуют о тенденции к росту ее масштабов. Статистика ООН учитывает в составе мигрантов тех лиц, которые нахо­дятся за пределами своей страны рождения или гражданства более 12 месяцев. В таком понимании в 2000 г. в мире насчитывалось 175 млн. мигрантов по сравнению со 154 млн. в 1990 г. Около 60% мигрантов находятся в развитых странах, в том числе в Европе – 56 млн. и в Северной Америке – 41 млн. чел. К мигрантам по экономическим причинам сейчас относят около 100 млн. чел.

По данным Международной организации труда (МОТ), численность экономически активных мигрантов в 1995 г. в. по найму. другую страну на постоян основных регионах мира составляла 36-42 млн. чел., а с учетом их иждивенцев – 80-97 млн. См. табл. 3.

Таблица 3 . Оценка численности мигрантов в основных регионах мира в 1995 г., исключая беженцев (млн. чел.)

Источник : Measuring global labour migration: Global estimates of international migrant workers. International Migration Programme, ILO. – Р.9 (Интернет-сайт Международной организации труда: www.ilo.org)

МОТ оценивает в 2000 г.численность экономически активных мигрантов уже в 80,9 млн., а с учетом иждивенцев – в 174,9 млн. чел. См. табл. 4.

Главными причинами международной миграции рабочей силы являются различия между странами в уровне и качестве жизни, уровне безработицы и оплаты труда, структуре спроса на труд и предложения рабочей силы. По этой причине более половины всех мигрантов – выходцы из развивающихся стран, для которых характерны: высокий уровень безработицы и нищеты, низкий уровень заработной платы и качества жизни в целом. Значительные потоки миграции могут быть вызваны политическими факторами: войнами и конфликтами, притеснениями на национальной почве и т.п.

Основными центрами международной миграции в настоящее время являются 1) промышленно развитые страны: США, Западная Европа, Канада, Австралия; 2) страны – основные экспортеры нефти; 3) ряд быстро растущих государств Азиатско-Тихоокеанского региона (Малайзия, Таиланд, Сингапур).

Так, в 2000 г. численность иностранных работников, включая беженцев, в США составила 17,984 млн. чел.; в 15 странах ЕС («старые члены») – 13,320 млн., (в т.ч. 64% рабочих-мигрантов в ЕС находились в трех странах: Германия – 3,657, Франция – 2,848, В. Британия – 2,017 млн. чел.); в Канаде – 3,133 млн. чел., Австралии – 2,401 млн. чел., Японии – 1,35.

Таблица 4 . Оценка численности работников – международных мигрантов по регионам в 2000 г.

Регион Мигранты Мигранты-работники
Включая беженцев Исключая беженцев Включая беженцев
Млн. чел. В % к итогу Млн. чел. В % к итогу Млн. чел. В % к итогу
Африка 16.3 5.4 7.1
Азия 49.9 22.1 25.0
Европа 56.1 27.5 28.2
Латинская Америка и Карибы 5.9 2.5 2.5
Северная Америка 40.8 20.5 20.5
Океания 5.8 2.9 2.9
Всего 174.9 80.9 86.3

Источник : Measuring global labour migration: Global estimates of international migrant workers. International Migration Programme, ILO. – Р.10. (Интернет-сайт Международной организации труда: ilo.org)

Численность рабочих-мигрантов в нефтедобывающих странах Ближнего Востока (к началу 1990-х гг. – 4,5 млн. чел.) более чем вдвое превышает численность местной рабочей силы, в Аргентине и Венесуэле – оценивается в 3-5 млн. чел.

В Малайзии число рабочих мигрантов оценивается в 2,5 млн. чел., в Таиланде – 1,26 и Сингапуре – 0,45 млн. чел.

Последствия международной миграции рабочей силы для стран, принимающих мигрантов неоднозначны.

С одной стороны, приезд работников-мигрантов в страну дает ощутимые выгоды, поскольку позволяет:

Экономить на затратах по обучению и подготовке рабочей силы (если речь идет о квалифицированных работниках);

Снизить издержки производства (мигранты, как правило, соглашаются на более низкую оплату труда, на меньшие социальные гарантии, чем местные работники);

Обеспечить потребность в рабочей силе на непривлекательных работах, в неблагоприятных условиях труда (на что нередко не соглашаются местные рабочие), на работах, требующих специальной подготовки и не обеспеченных кадрами местных специалистов;

Увеличивать за счет труда иностранцев финансирование социальных и других программ правительства.

Преодолевать структурные (отраслевые и региональные) диспропорции в народном хозяйстве:

Повышать долю населения трудоспособного возраста в общей численности населения;

Расширять емкость внутренних товарных рынков;

Увеличивать размеры сбережений за счет доходов иммигрантов.

С другой стороны, иммиграция порождает ряд проблем, как экономических (проблема занятости, обеспечения жильем, социального и медицинского обеспечения), так и социально-политических (межэтнические конфликты, рост преступности). Эти проблемы особенно обостряются в периоды циклических спадов в экономике.

Неоднозначными являются последствия миграции работников и для стран - экспортеров рабочей силы.

С одной стороны, миграция работников дает этим странам определенные выгоды:

Поступление денежных переводов в иностранной валюте;

Снижение уровня безработицы;

Обучение национальных кадров иностранному опыту работы, что используется при их возвращении назад на родину.

С другой стороны, эмиграция вызывает определенные потери:

Отток части трудоспособного населения;

Старение населения, в том числе – занятого;

- «утечка умов», квалифицированных работников, подготовка и замена которых требует немалых затрат.

Как правило, государство регулирует потоки миграции рабочей силы в целях увеличения выгод и смягчение ущерба от ввозы и вывоза рабочей силы.

Регулирование эмиграции рабочей силы осуществляется с помощью:

Предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигран­там и гарантии возможности их возвращения на родину;

Обеспечения стабильности поступления в страну валютных переводов от работников-эмигрантов;

Содействие оттоку из страны тех групп работников, чья рабочая сила не пользуются спросом внутри страны, и ограничение выезда работников дефицитных профессий и специальностей;

Регулирование притока рабочей силы из-за рубежа обеспечивает соответствие профессионально-квалификационной структуры иммигрантов потребностям национальной экономики. С этой целью в качестве основы принятия на работу иностранца используются контракты, предусматривающие определенное «качество» рабочей силы (уровень квалификации, возраст, состояние здоровья). Применяются ограничения на использование иностранной рабочей силы (количественные, по срокам найма, запрет найма на определенных видах труд и т.п.). Устанавливаются минимальных компенсации как условие принятия иммигрантов на работу, например, – инвестирование в экономику определенной суммы денег, плата за трудоустройство в принимающей стране. Используется система приоритетов в отношении работников-мигрантов, строящаяся по признаку их национально-географической принадлеж­ности. За нарушение правил найма иностранных работников предусматриваются жесткие санкции.

УДК 339.91

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ Чвыкова Алина Сергеевна, студент (e-mail: [email protected]) Крячкова Людмила Ивановна, д.э.н., профессор Финансовый университет при Правительстве РФ (Курский филиал), г.Курск, Россия (e-mail: [email protected])

В данной статье раскрываются особенности и основные черты международной миграции рабочей силы. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны трудовой миграции. Приводится характеристика статистических данных на основе России.

Ключевые слова: миграция рабочей силы, квалифицированные кадры, эмиграция, иммиграция, количество мигрантов

К началу XXI века международная миграция рабочей силы приобрела значительные масштабы. Практически все страны мира вовлечены в трудовую миграцию. На начало века количество людей, проживающих за пределами своей страны, составило 175 млн. человек. Как показывает статистика трудовой миграции в мире, приток людей из других стран опережает темпы роста численности населения. В 2013 году количество мигрантов составляло примерно 232 млн. человек, а в 2015 году их было уже 244 млн.

Международная миграция рабочей силы понимается как эмиграция и иммиграция людей в трудоспособном возрасте для получения работы за пределами своей страны проживания в течение определенного периода времени. Эмиграция представляет собой выезд людей из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране. А иммиграция - это въезд в страну на постоянное или временное проживание.

В основе трудовой миграции лежит действие двух факторов:

1. Усиление интернационализации экономической жизни, что ведет к возрастанию мобильности такого фактора производства, как рабочая сила.

2. Усиление неравномерности развития мировой экономики.

Ввоз и вывоз рабочей силы играет важную роль для развития современной мировой экономики. Существует ряд стран, внутриэкономическая и внешнеэкономическая жизнь которых находится в большой зависимости от международной миграции рабочей силы. В этот список входят страны Средиземноморского бассейна, Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна. Практически 1/3 населения упомянутых государств находит себе работу в других странах. Денежные переводы эмигрантов являются существенным источником поступления твердой валюты в такие

страны, а также выезд на работу за пределы страны снижает напряженность на национальном рынке труда.

Большая часть иностранных рабочих стремится найти работу в странах, которые находятся по соседству. Весомую их долю составляют временные рабочие. Они приезжают на заработки в определенный сезон в связи с потребностью в данное время в специалистах определенной классификации. Развитые страны предоставляют иностранцам возможность заключать контракт на временную работу и повышать квалификацию.

Существенно расширяется экспорт предпринимательского капитала из высокоразвитых стран в менее развитые, что стало сдерживать миграцию рабочей силы из развивающихся стран. Импортируемый капитал создает достаточно много новых производственных мощностей, следовательно, и новые рабочие места в странах, которую экспортируют рабочую силу. Этот процесс ослабляет желание людей выезжать на работу за пределы своей страны.

На данный момент наблюдается, что миграция превратилась в довольно сложный и многофакторный процесс перемещения населения. Появилась такая серьезная проблема, как нелегальная миграция и проникновение на Запад с Востока организованной преступности.

Возросшие масштабы международной миграции и особенно нелегальной миграции объективно подняли вопрос об усилении роли государств в регулировании процесса миграции. Каждая страна имеет право самостоятельно определять направления и цели миграционной политики. Но государственный аппарат регулирования данного вопроса довольно часто оказывается недостаточно мобильным, поэтому в большом количестве стран начали развиваться фирмы, которые занимаются частным посредничеством в сфере международной миграции рабочей силы.

Особое внимание уделяется специалистам, которые имеют высшую квалификацию. Масштабной проблемой для всех развивающихся стран является «утечка умов». Во многих странах на данный момент в сфере информационных технологий работают иностранцы. В последнее время увеличился поток врачей, преподавателей, ученых, архитекторов, юристов. Привлекательными странами для мигрантов являются, в первую очередь, США и страны ЕС. А также высококвалифицированные кадры начинают мигрировать в азиатские страны, такие как Сингапур, Индонезия, Китай, Малайзия. Благодаря этому в данных странах наблюдается быстрый экономический рост.

Одной из главных причин трудовой миграции является безработица, которая возникает в связи с превышением предложения труда над спросом. В развитых странах уровень безработицы составляет 10%, а в развивающихся иногда доходит до 80%.

Международная миграция рабочей силы является многогранным процессом, в основе которого лежат самые разнообразные факторы. Страна,

которая является экспортером рабочей силы, трудовая миграция приносит ряд преимуществ:

1.Сокращение безработицы и расходов по ее обслуживанию;

2.За рубежом рабочие приобретают более высокую квалификацию, а часть своего дохода переводят на родину;

3.Зачастую эмигранты осуществляют личное инвестирование в отечественную экономику;

4.Многие эмигранты возвращаются домой и привозят капитал, который является достаточным для начала предпринимательской деятельности;

5. Страны-экспортеры получают валютные поступления от стран-импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов.

Миграция рабочей силы имеет и отрицательные моменты. К ним относятся:

1. За границу страны уезжает наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, что ухудшает функционирование национальной экономики.

2. Рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены национальные ресурсы, создает ВВП за рубежом, а не в своей стране.

3. Массовый выезд из страны молодых людей ухудшает демографическую ситуацию в стране.

На страны-импортеры трудовая миграция также влияет как с положительной, так и с отрицательной стороны. Положительные моменты включают в себя:

Привлечение дешевой рабочей силы;

Снижение расходов на обучение работников;

Обеспечение занятостью отрасли, которые нуждаются в рабочей силе не высокой квалификации.

Самым главным отрицательным моментом является повышение социальной напряженности, связанное с увеличением количество правонарушений. Они зачастую возникают на почве межнациональных конфликтов .

В настоящее время в России все более отчетливо проявляются элементы международного рынка труда: экспорт и импорт трудовых ресурсов, а также участие в международном рынке без прямой эмиграции из России. На данный момент Россия одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу. Этому поспособствовало в определенной степени появление «ближнего зарубежья», так как превратило внутреннюю миграцию в международную.

Россия занимает третье место в мире по числу мигрантов. В 2016 году их численность составила 11,9 млн. человек. В основном приток мигрантов осуществляется из стран СНГ.

Таблица 1 - Международная миграция в Россию из стран СНГ

Прибыло в Россию - 191656 356535 417681 482241 590824 598617 575158

Из стран СНГ 171940 310549 363955 422738 529448 536157 511773

Азербайджан 14500 22316 22287 23453 26367 24326 24109

Армения 19890 32747 36978 42361 46568 45670 43929

Беларусь 4894 10182 16564 15748 17931 17741 14590

Казахстан 27862 36474 45506 51958 59142 65750 69356

Киргизия 20901 41562 34597 30388 28543 26045 28202

Республика Молдова 11814 19578 23594 28666 32107 34026 32418

Таджикистан 18188 35087 41674 51011 54658 47638 52676

Туркмения 2283 4524 5442 5986 6038 6539 7242

Узбекистан 24100 64493 87902 118130 131275 74242 60977

Украина 27508 43586 49411 55037 126819 194180 178274

В 2014 году приток мигрантов из стран СНГ составил 92 % от общего притока трудовых ресурсов, а в 2015 году - 89%. Основная часть мигрантов приезжает из Украины. Статистика за 2016 год показывает, что 35% от всего притока трудовых ресурсов из стран СНГ составила Украина. Однако за первые три месяца 2017 года статистика миграции рабочей силы показывает снижение числа прибывших на 8,1% по сравнению с первым кварталом 2016 года. В значительной мере снижение произошло за счет украинцев (Таблица 1, Рис. 1).

Рисунок 1 - Диаграмма уровня численности мигрантов из стран СНГ

в Россию за каждый год

Незаконная миграция в РФ по статистике составляет порядка 3,6 млн. от всего числа граждан, которые въехали в страну. У большинства нелегалов закончился срок действия разрешительных документов. Статистика незаконной миграции указывает на последствия нелегального въезда:

Избыток дешевой рабочей силы;

Рост безработицы;

Недополучение бюджетом налоговых сборов;

Распад семей;

Расширение теневой экономики;

Перенаселение жилья;

Рост коррупции. Статистика по миграции МВД отмечает всплеск коррупции среди сотрудников правоохранительных органов и работников соответствующих служб;

Обострение социальной напряженности в обществе;

Расширение криминальной среды.

Если проанализировать статистические показатели миграции населения, то несмотря на меры, предпринимаемые законодательной и исполнительной властью, ситуация чревата негативными последствиями.

Помимо миграции в страну в России также активно происходит отток квалифицированных работников. Статистика показывает постоянный рост числа мигрантов. Зачастую они переезжают в страны СНГ (Таблица 2). Только в 2016 году произошел небольшой спад мигрантов (Рис. 2).

Таблица 2 - Международная миграция из России в страны СНГ

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Выбыло из России - всего 33578 36774 122751 186382 310496 353233 313210

Из стран СНГ 21206 22568 95572 147853 259213 298828 256480

Азербайджан 1111 1255 4185 6207 13973 13666 13670

Армения 698 1000 4980 10182 22562 25137 31936

Беларусь 2899 2622 6315 12031 11174 12832 12463

Казахстан 7399 6176 8843 11802 18328 30983 32226

Киргизия 641 976 10489 10576 13284 16110 17159

Республика Молдова 617 771 4949 8038 14533 16646 18054

Таджикистан 694 1070 10281 17362 35296 36276 25388

Туркмения 105 191 1555 2165 3435 4219 4824

Узбекистан 834 2207 31559 50864 94179 94910 41305

Украина 6278 6300 12416 18626 32449 48049 59455

Достаточно выражено резкое увеличение мигрантов в 2015 году. Страну покинуло более 350 тыс. человек. А в 2016 году выехало также более 300 тыс. человек. Из них Федеральная служба Государственной статистики зафиксировала 50 тыс. граждан, получивших новое гражданство .

Рисунок 2 - Диаграмма уровня численности мигрантов из России в страны

СНГ за каждый год

Статистика миграции по возрасту показывает, что большую часть уехавших составляют студенты и молодые предприниматели, которых не устраивает отсутствие гарантий при ведении бизнеса. Статистика миграции высококвалифицированных кадров называет следующие причины оттока людей:

Возможность приобретения собственного жилья;

Обеспечение личной безопасности;

Доступность профессиональных медицинских услуг;

Желание получить качественное образование .

Таким образом, можно выявить экономические последствия международной миграции рабочей силы. Для стран, которые принимают зарубежную рабочую силу, миграция является фактором подъема экономики. Как правило иммигранты заняты в трудоемких и не пользующихся спросом у местного населения отраслях. Зачастую определенные отрасли национальной экономики становятся абсолютно зависимыми от зарубежной рабочей силы. Особенно в таких отраслях, как строительство, угледобывающая промышленность, а также сфера услуг.

Единственным положительным фактором для стран-экспортеров при миграции является снижение безработицы. В основном наблюдаются только отрицательные моменты, такие как рост нелегальной миграции и «утечка мозгов». Это является большой проблемой, так как квалифицированные кадры при такой ситуации уезжают за границу и увеличивают количество «умов» в другой стране.

Список литературы

1. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. - 2 изд. - М.: ИНФРА-М, 2014.

2. Пустошинская О.С. Политические процессы: миграция и конфликты: учеб. пособие / О С. Пустошинская. - М.: ИНФРА-М, 2017.

3. Дадалко В. А. Международные экономические отношения: учебное пособие / В. А. Дадалко. - М.: ИНФРА-М, 2017.

4. Любецкий В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.А. Любецкий. - М.: ИНФРА-М, 2013.

5. http://www.gks.ru

6. http://vawilon.ru/statistika-migratsii/

Ghvykova Alina Sergeevna, student (e-mail: [email protected])

Kryachkova Lyudmila Ivanovna, Ass. Prof. of Econ., professor

Financial University under the Government of the Russian Federation (Kursk branch), Kursk, Russia

THE INTERNATIONAL CHARACTERISTICS OF MODERN LABOR MIGRATION

Abstract. In this article the peculiarities and main features of international labour migration. Discusses the positive and negative sides of labour migration. The characteristic statistical data on the basis of Russia.

Keywords: labour migration, skilled people, emigration, immigration, migrants.

Миграция населения положительно сказывается на бюджете страны. Иммигранты вносят значительный вклад в облегчение налогового бремени будущих поколений стран с низкой рождаемостью. В соответствии с прогнозом ООН, коэффициент демографической нагрузки при допущении нулевой миграции к 2050 году для большинства индустриально развитых стран увеличится примерно вдвое, а для Японии - почти втрое.

Ставка налогообложения, необходимая для финансирования пенсий только по солидарной пенсионной системе, резко возрастет. Например, в Японии предполагаемая налоговая ставка вырастет с 15,5% в 2012году до 26% к 2050 году. Одной из очевидных реакций является допуск большей миграции - по существу импорт дополнительных налогоплательщиков. Сейчас в развитых странах довольно избирательно относятся к мигрантам, делая упор на образование и высокую квалификацию будущих работников с высокой вероятностью положительного налогового влияния, отдавая предпочтение и все более поощряя временную миграцию. Экономический журнал "Право и безопасность" Статья: Миграция в России. Номер 2-(33). Декабрь 2012.

Во многих экономически развитых странах миграция выполняет функцию восполнения трудовых ресурсов и замещения населения в связи с падением рождаемости. Россия также нуждается в рабочей силе, и с учетом демографической ситуации миграция является одним из основных и реальных источников пополнения ее населения и формирования рынка труда.

С начала 90-х годов Россия вступила в период депопуляции, и миграция стала единственным фактором, сдерживающим резкое сокращение численности ее населения (без нее с 1992 по 2000 год численность сократилась бы до 142,8 млн. человек, на деле же к 2000 году численность населения составила 145,9 млн. человек, в 2009 году - 141 млн.). Максимального значения миграция в Россию достигла в 1994 году (810 тыс. человек), что дало возможность почти полностью (на 91%) перекрыть естественную убыль населения. Затем наблюдалась тенденция "затухающей" волны, и к 1999 году степень компенсации миграцией естественной убыли населения снизилась до 17%.

Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы России сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му - на 18-19 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2015-2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек (диаграмма 1).

Однако, несмотря на позитивный аспект - частичное восполнение трудовых ресурсов России - миграция неизбежно порождает проблемы, сопряженные с такими серьезными вещами, как государственная безопасность. там же.

Диаграмма 1: Изменение общей численности населения и численности населения в трудоспособном возрасте в 1990-2014г и прогноз до 2025 года.

Существующие объемы иммиграции и эмиграции для России не только не избыточны - напротив, они непропорционально малы для открытой, малонаселенной и потенциально испытывающей повсеместную потребность в трудовых ресурсах страны.

Рассмотрим возможности целевого прогнозирования.

Одним из методов целевого прогнозирования является метод замещающей миграции, основанный на допущении, что иммиграция будет иметь масштабы, достаточные для поддержания на постоянном уровне общей численности населения, или его трудоспособной части, или соотношения на неизменном уровне отдельных возрастных групп населения.

Примером такого прогноза является уже упоминавшийся долгосрочный прогноз динамики численности России на ближайшие 50 лет, выполненный А.Г. Вишневским и Е.М. Андреевым, а также вышеупомянутый доклад отдела народонаселения ООН "Замещающая миграция: является ли она решением проблемы сокращения численности и старения населения?" (М.Б. Денисенко).

Какие объемы иммиграции потребуются для компенсации предполагаемых потерь? Обратимся к основным известным нам расчетам. В выше упомянутой работе М.Б. Денисенко приведены расчеты отдела народонаселения ООН, согласно которым для поддержания численности населения на неизменном уровне к 2050 году необходим ежегодный миграционный прирост в размере 498 тысяч человек (если миграционный прирост будет равен нулю, население России сократится до 121,3 млн человек).

Этот прогноз динамики численности населения России, как и многие другие прогнозы ООН, является весьма оптимистичным. Расчеты Е.М. Андреева и А.Г. Вишневского говорят о необходимости миграционного прироста в объемах 689-1376 тыс. человек в год в зависимости от сценариев динамики показателей рождаемости и смертности. Расчеты Д.М. Эдиева, основанные на прогнозах Бюро цензов США, выполненных в 2000 г. (согласно которым население России сократится к 2050 году до 118,2 млн человек), показывают, что для сохранения демографического потенциала России на уровне 2000 года уже с 2004 года потребуется ежегодное дополнительное привлечение 1 751 тыс. иммигрантов.

Для сохранения на неизменном уровне коэффициента поддержки населения в пожилом возрасте (старше 65 лет) трудоспособным населением (который в 1995 г. составил 5,62) требуется миграционный прирост в 5 млн человек ежегодно.

Приведя крайние примеры, мы предлагаем три сценария, располагающиеся между ними (два из которых экстраполяционно-стабилизационные, а третий - целевой).

Низкий вариант - инерционный - предполагает стабилизацию миграционного прироста, а также объемов иммиграции и эмиграции на уровне 2001--2003 гг. При этом он распадается на два сценария в зависимости от базы расчетов: только данные текущего учета населения (т.е. явно неполная картина) или данные миграционного прироста от базы переписи населения 2002 г., в соответствии с которыми показатели иммиграции существенно скорректирована в сторону увеличения объемов. Эмиграционные данные, возможно, тоже нуждаются в корректировке в сторону увеличения, т.к. в России эмиграция также недоучитывается, но мы пока не имеем достаточных оснований изменять ее количественные характеристики.

Высокий вариант - целевой - предполагает увеличение объемов иммиграции до того уровня, чтобы к 2010 г. обеспечивать миграционный прирост населения в трудоспособном возрасте на уровне 400 тыс в год и увеличение миграционного прироста трудоспособного населения до 600 тысяч в год к 2020 году.

Ориентация на обеспечение миграционного прироста трудоспособного населения необходима для того, чтобы предотвратить резкое (или долгое и устойчивое) сокращение трудоресурсного потенциала страны. Мы считаем, что этот показатель - ориентация на объемы трудоспособного возраста, а не просто населения страны - удобен и для расчетов экономического будущего экономики России.

При этом необходимо учесть:

  • 1. Возрастание объемов иммиграции будет сопровождаться увеличением эмиграции, т.е. эмиграция будет рассматриваться в качестве связанного явления с иммиграцией. Предполагается, что прибытия и выбытия будут соотноситься между собой как 100 к 25 (в 2001-2003 гг., по нашей оценке результатов переписи населения, увеличившей масштабы иммиграции, они соотносились как 100 к 23, в 1989-2003 гг. - как 100 к 49). Таким образом, заложенное в данный вариант соотношение прибытий и выбытий (4:1) очень благоприятно для России, но в качестве нормативного (целевого) прогноза имеет право на существование.
  • 2. Высокий вариант предполагает, что возрастной состав иммигрантов будет характеризоваться высокой долей лиц в трудоспособных возрастах (70% от всего потока) среди прибывающих и выбывающих. В 2001-2003 гг. доля лиц в трудоспособном возрасте составляла 65,6% для иммигрантов и 67,9% для эмигрантов, но, видимо, возрастной состав международных мигрантов в/из России, не фиксируемый официальной статистикой, характеризовался более высокой долей лиц молодых трудоспособных возрастов. Так, среди внутрироссийских мигрантов в те же годы доля лиц в трудоспособном возрасте составляла 73,4%.

Конечно, предполагаемый возрастной состав иммигрантов потребует увеличения доли в миграционном потоке лиц молодых возрастов. Иначе валовой объем миграции для обеспечения прироста трудоспособной части населения необходимо планировать на еще более высоком уровне.

  • 3. Для того чтобы обеспечить рост населения в трудоспособном возрасте, общий миграционный прирост населения должен быть всегда больше. Для обеспечения в 2010 г. прироста в 400 тыс. человек трудоспособных возрастов необходим миграционный прирост в 577 тысяч человек
  • (400 = 70% от 577); соответственно, в 2020 г. миграционный прирост в 854 тыс. обеспечит прирост в трудоспособных возрастах в 600 тыс. человек. Экономический журнал "Демоскоп Weekly" Статья: Миграция и развитие. Мировые тенденции.№ 339.Июль 2008.
Поделиться: