Лепка из глины 5 лет. Лепим фигурки из глины

Полимерная глина – яркий, мягкий материал для лепки. Из него получаются очень красивые поделки. Дети лепят из полимерной глины с огромным удовольствием, т.к. в отличии от пластилина, для того, чтобы что-то слепить, не надо прикладывать много физических усилий. Раскатать детали из полимерной глины под силу даже 2-х летним детям. Процесс лепки никого не оставит равнодушным!

Лепка из полимерной глины - весьма полезное занятие. Она развивает мелкую моторику; творческое, образное, пространственное мышление; а также воображение, усидчивость и трудолюбие, причем, что не маловажно, в игровой форме.

Плюсы лепки из полимерной глины:

1. Это безопасный для здоровья материал, который не страшно давать детям в руки;

2. Из полимерной глины получаются удивительно красивые поделки;

3. Доступность материала;

4. Материал совершенно не токсичен;

5. Полимерная глина не оставляет грязных разводов на руках так, как это делает обычный пластилин.

6. Поделки из полимерной глины могут стать украшением квартиры или елочными украшениями.

Для вдохновения Любопытный мир приготовил для вас несколько примеров с подробными инструкциями, поделок из полимерной глины.

Немо

Мышонок в колпаке

Розовая сова

Йоркширский терьер

Мудрый Йода

Бегемотик

Хомячок с вишней

Черепаха

Моя трехлетняя дочь любит лепить. Вместе мы осваиваем новые техники, материалы и формы для лепки. Сегодня я расскажу вам об особенностях лепки из глины для начинающих.

Лепка из пластилина, глины, соленого теста и иного пластичного материала хорошо успокаивает нервную систему самого подвижного малыша, увлекает самого беспокойного непоседу, успокаивает и умиротворяет. Лепка считается важным компонентом арт-терапии.

Лепка позволяет развивать мелкую моторику, расширяет пространственное мышление. Придумывая и воплощая с малышом фигуры из пластилина, глины или теста, родители стимулируют его познавательную активность, ребенок воображает, придумывает и обыгрывает то, что придумал.

Глина – материал для совместного творчества

Глина – самый пластичный и выгодный материал для лепки. Готовые изделия не ломаются, долго сохраняют форму. А самое важное, слепленные из глины вместе с малышом сказочные ручки для шкафчика, кукольный домик, счетный материал – грибочки, алфавит и т.д. хорошо дополнят интерьер детской комнаты и будут дороги ребенку.

В лепке из глины начинающим следует сразу определиться с видом материала. Глина бывает разная. Она может различаться по цвету, по консистенции, по пластичности и даже по наличию в ней воды.

Если во время работы на готовом изделии появляются трещины – это говорит о неправильной технике работы с материалом или о недостатке влаги в глине. Есть голубая глина, которую достаточно достать из упаковки и размять. Есть виды глины, требующие добавления воды при работе с ними.

Отдельно хочу выделить полимерную глину . Очень удачный материал для лепки. Полимерная глина бывает на основе ПВХ и пластикосвязующих средств, готовые изделия из такой глины нуждаются в запекании при температуре 110 градусов.

Другой вид полимерной глины состоит из комбинации натуральных компонентов и органических полимеров. Этот материал самозатвердевающий, готовые изделия в термической обработке не нуждаются.

Так как осваивать лепку мы решили вместе с детьми, то и полимерную глину надо выбирать безопасную в работе с малышами. Со своими детьми я использую самозатвердевающую полимерную глину Fimo Air, она содержит более 90% натуральных материалов, экологически чистая и хорошо подходят для детской лепки.

Рабочее место, приемы лепки

Лепка из глины для начинающих требует строгого соблюдения всех правил организации рабочего места. На столе перед лепкой следует:

  • расстелить клеенку или иной застилочный материал;
  • поставить пиалу наполовину наполненную водой;
  • приготовить сухое полотенце и влажную губку;
  • положить перед собой деревянный стек и пластиковую кисточку.

Теперь можно приступать к пробному уроку лепки из глины для начинающих. Глину вытаскиваем из пакета, коробки, пластикового ведерка. Раскатываем в жгут, или отщипываем куски. Разминаем заготовки.

Если глина слишком сухая и вот-вот раскрошится между пальцами, положите ее на стол, смочите кисть в воде и пройдитесь мокрой кистью по глине. Увлажняйте глину до тех пор, пока она не обретет нужной пластичности.

Внимание! В процессе лепки глина может немного липнуть к пальцам рук, для того, чтобы это не мешало, протирайте периодически руки полотенцем и влажной губкой.

Если на фигурке из глины появляются трещинки, аккуратно затрите их пальцем, смоченным в воде. Готовые изделия следует просушить в течение суток. Затем их можно раскрасить и украсить.

Единственное “но” в лепке из природной глины: обработка готового изделия. Если у вас нет муфельной печи, готовую фигурку из глины нужно просушить в течении 5-6 дней, например на подоконнике. Чтобы фигурка не потрескалась, накройте ее полиэтиленом на сутки.

Высохшее изделие зашкурьте и пропитайте клеем ПВА. Как только клей высохнет, можно раскрасить фигурку гуашью, темперой или акриловой краской. В качестве основы под краску вместо ПВА можно использовать акриловую грунтовку. Готовое изделие можно покрыть лаком.


Глиняные игрушки мастерской «Параскева», село Дивеево

Фигурки из глины в интерьере детской комнаты

С помощью лепки из глины можно декорировать любое пространство. Тем более – детскую комнату. Например, украсить лепниной ручки шкафов, кукольной мебели, стола или комода. Еще вместе с ребенком можно слепить материалы для ролевых и обучающих игр: фигурки овощей и фруктов в игру “Магазин”, счетный материал (цифры, знаки, фигуры), буквы для магнитной азбуки и многое другое.

Ручки для шкафа из полимерной глины. Мастер-класс по ссылке

Светильник “Полосатый кот”

Сегодня мы будем лепить черепашку из глины. О пользе лепки написано множество статей и даже книг. Лепить из глины можно уже с ребенком двух лет, но начинать стоит с самых простых фигур. Например, божья коровка, которую мы делали в одном из мастер-классов, состояла только из шариков разного размера.

Мастер класс для детей по лепке из глины

В этом мастер-классе для детей по лепке из глины кроме шариков наш малыш будет катать колбаски. Колбаска – еще один простейший элемент лепки. Для того чтобы слепить колбаску, ребенку нужно оторвать или открутить кусок глины, положить его на стол и накрыть одной ладошкой. После этого прямой ладошкой катать кусок глины по клеенке вверх-вниз. Вначале малыши просто перекатывают кусок глины и не нажимают на него, поэтому ничего и не получается. Тем более, что глина не очень податливый материал. Положите вашу руку поверх ладошки малыша и катайте колбаску вместе с ним, несильно нажимая на ручку ребенка.

Указывайте малышу, что красивая колбаска получится, если ладошка у него будет твердой, и если он будет нажимать на глину. Отработать навык скатывания колбаски ваш малыш сможет именно в этом мастер-классе.

Черепаха из глины

Для работы нам понадобятся те же самые материалы:

  • глина;
  • мокрая тряпочка;
  • клеенка и стеки;
  • краски.
Инструменты для лепки

Шаг 1: Скатываем небольшой шар из глины.

Делаем шарик

Шаг2: Кладем его на клеенку и кладем сверху ладошку. С силой малыш нажимает на шар, чтобы его расплющить в лепешку.

Ладошкой «плющим» шарик

Шаг 3: Раскатываем небольшую толстую колбаску и прилепливаем ее на лепешку. Это будет лапа черепахи.

Приклеиваем лапки

Повторяя Шаг 3, делаем 4 лапы черепахи.

Шаг 4: Скатываем шарик и кладем ладошку малыша на половинку шарика. Вместе с ним раскатываем колбаску с толстым круглым концом (подобные колбаски нам требовались для поделки « »). Прилепливаем получившуюся колбаску к туловищу толстым концом наружу. Это голова черепахи.

Вообще занятия творчеством с детьми подразумевают не замену детских движений и не «делание» все за него, а минимум вмешательства в работу малыша, только легкую корректировку. Ведь то, что он делает – это его видение мира. Поэтому в мастер классе для детей по лепке из глины не стоит полностью руководить малышом (это ему быстро наскучит и он потеряет интерес к занятию), а лучше предоставить ему полную свободу выбора. Продолжим.

Приклеиваем голову

Шаг 5: Не забываем про хвост – маленькую колбаску.

Шаг 6: Раскатываем шарик и расплющиваем его, как в шаге 1 и 2. Накрываем получившейся лепешкой туловище черепахи. Это будет панцирь.

Прорисовываем панцирь

Для текстурности панциря можете сделать отпечатки разных предметов. Хорошо подойдут круглые колпачки от ручек.

Шаг 7: Рисуем черепахе глазки и делаем при помощи стека пальцы на лапах, раскрашиваем нашу черепаху. Не забывайте вначале загрунтовать ее белым цветом, чтобы она не поблекла. Операцию раскраски лучше полностью доверить малышу. Ведь по тому, какие цвета выбирает ваш ребенок, можно с определенной долей вероятности определить его особенности характера, определить личностные характеристики и т.д.


Разрисовываем черепашку

Все, что вы делаете, проговаривайте. Ваш малыш скоро легко будет катать колбаски с присказками «вверх-вниз», «шарик, шарик мы катаем» — если только вы будете это говорить и делать вместе с ним. Это развивает речь ребенка и учит его регулировать свои действия при помощи слов. Ваш малыш будет наслаждаться процессом и общением с вами!

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Д. Н. Колдина
Лепка с детьми 5–6 лет
Конспекты занятийОт автора

Для гармоничного развития личности ребенка очень важно приобщать его к миру красоты через изобразительную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).

Дети 5–6 лет знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с разными видами искусства, живо воспринимают образ в живописи, декоративных промыслах, скульптуре, графике. Их деятельность приобретает большую осознанность. Замысел начинает опережать изображение. Закрепляются ранее приобретенные изобразительные умения и навыки.

На занятиях по лепке следует закреплять умение лепить знакомые предметы, передавая их характерные особенности; учить лепить фигуру человека и животного в движении, создавать несложные композиции. Следует предоставлять детям возможность использовать в процессе занятий разнообразные приемы лепки, сочетать в лепке пластилин с природным или дополнительным материалом. Движения рук детей становятся более уверенными. В коллективных работах дети учатся планировать и согласовывать свои действия.

В данном пособии мы предлагаем конспекты увлекательных занятий по лепке из глины, теста и пластилина в сочетании с природным и дополнительным материалом.

Занятия составлены по тематическому принципу: одна тема объединяет все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели.

Занятие по лепке с детьми 5–6 лет проводится один раз в неделю и длится 20–25 минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необходимый материал и оборудование.

Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по лепке до того, как дети будут заниматься аппликацией и рисовать на эту тему.

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.

1. Создание интереса и эмоционального настроя (используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями изобразительного искусства; напоминания об увиденном ранее; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по созданию работы; в некоторых случаях используется показ приемов изображения. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может обратить их внимание на удачно начатую поделку; направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке изделия дополнительными элементами следует обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

3. Рассматривание готовых работ (при этом педагогом дается только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой.

На занятиях по лепке с детьми 5–6 лет используются следующие способы лепки.

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.

2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

Виды рельефов:

– барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее чем наполовину (монеты, медали));

– горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать над плоскостью (стены архитектурных сооружений));

– контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 5–6 лет:

Скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;

Раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;

Сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;

Прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;

Вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);

Вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

Соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;

Приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;

Рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стеки, заостренной палочки;

Украшение поделки различным дополнительным и природным материалом: короткими палочками, соломинками, обрезанными крылатками клена или ясеня, пуговицами, копейками, шерстяными нитками и т. д.;

Оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;

Смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов: взять 2–3 кусочка пластилина, перекрутить их и размять – получится многоцветный пластилин.

Многие взрослые не очень любят работать с глиной, не владеют техникой работы с ней, и нередко часто заменяют на занятиях лепку из глины на лепку из пластилина. Удачно организовать занятие по лепке из глины педагогу помогут следующие советы по работе с глиной.

1. За сутки до занятия освободите глину от полиэтиленовой упаковки, оберните в мокрую тряпку и положите в пакет.

2. Перед занятием всю глину надо тщательно размять, затем поделить на куски и раздать детям.

3. Дети доводят глину до полной готовности – продолжают ее разминать. Если глина слишком влажная, она будет липнуть к рукам. Глину следует подольше разминать, пока она не станет пластичной, и будет легко отлипать от рук, и раскатываться в колбаску. Если глина трескается – она слишком сухая. Смочите ее небольшим количеством воды и продолжайте разминать до полной готовности. Если этого не сделать, то при сушке поделка растрескается. Только пластичная, легко отлипающая от рук и не дающая трещин глина годится для лепки.

4. Подготовьте для каждого ребенка мисочку с водой, в которой можно смачивать руки.

5. Теперь можно лепить задуманный предмет на деревянной дощечке (к пластмассовой дощечке глина будет слишком сильно прилипать и трескаться).

6. Места соединения деталей глиняной поделки обязательно смачивают водой, иначе при сушке поделка может развалиться.

7. Влажными пальцами нужно приглаживать все неровности на поделке.

8. Если дети не успели закончить лепку предмета на занятии, нужно осторожно завернуть незаконченную работу во влажную тряпочку и убрать в полиэтиленовый пакет.

9. Вылепленное из глины изделие сушат естественным образом в течение 3–4 дней.

11. Готовое изделие можно окрасить темперой, гуашью или акварелью и покрыть лаком.

12. Оставшуюся после лепки глину заверните в тряпочку и положите в полиэтиленовый пакет. Если при хранении влажная тряпка начнет плесневеть, замените ее на новую, а глину промните.

13. После работы нужно промыть руки под краном и привести рабочее место в порядок, используя губку.

Для занятий по лепке из глины и пластилина понадобятся:

– природный материал: половинки скорлупок грецких орехов, скорлупа фисташек, плоды каштана, желуди, ветки, семена ясеня, крылатки клена, шишки, ракушки, фасоль, горох;

– дополнительный материал: пуговицы, спички, коктейльные трубочки, мелкие монеты, капсулы от киндер-сюрпризов.

Для аккуратной работы с пластилином и глиной нужны: стека, деревянная дощечка-подкладка, тряпочка для вытирания рук, небольшие картонки-подставки для готовых изделий.

Если нет глины, можно использовать самодельное мягкое и пластичное тесто. Приготовить его можно двумя способами.

1 способ. Смешать 0,5 стакана соли, 0,5 стакана муки, 0,5 стакана воды и 1 чайную ложку подсолнечного масла. Тесто готово к работе.

2 способ. Смешать 1 стакан муки, 1 стакан воды, 0,5 стакана соли, 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2–3 минуты.

Готовые изделия следует просушить с двух сторон, а потом раскрасить гуашью.

Предполагаемые навыки и умения ребенка к 6 годам:

Умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;

Умеет лепить пластическим, конструктивным и комбинированным способами;

Умеет сглаживать поверхность поделки;

Умеет делать поделки устойчивыми;

Умеет работать стекой;

Умеет передавать в лепке выразительность образа;

Умеет лепить фигуры человека и животных в движении;

Умеет объединять вылепленные предметы в сюжетную композицию;

Умеет дополнять предмет вылепленными мелкими деталями;

Умеет сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом;

Умеет наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность;

Использует в своих работах метод барельефа и контррельефа;

Умеет лепить птиц и животных по типу народных игрушек;

Умеет украшать вылепленные игрушки налепами и углубленным рельефом.

Желаем успеха!

Годовое тематическое планирование занятий по лепке

Конспекты занятийТема недели «Ягоды»Занятие 1. Гроздь винограда (Налеп из пластилина)

Программное содержание. Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать мелкую моторику рук; мышление, внимание.

Материал. Предметные картинки (ягоды). Ветка винограда (по возможности). Половинки листов картона, пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям предметные картинки с ягодами, предложив назвать каждую ягоду. Можно поиграть с ребятами в игру «Какая ягодка пропала?» Среди пропавших ягод в последнюю очередь спрячьте виноград.

Затем рассмотрите с детьми веточку винограда. Отметьте, как расположены на ней овальные ягодки, как красивы резные листья – они похожи на кленовые листья, только поменьше.

Предложите вылепить веточку винограда на картоне. Для этого надо скатать колбаски зеленого цвета и выложить из них на картоне ветку; скатать зеленый шарик, расплющить его между ладонями и вырезать стекой контуры листика. Прикрепить листик на картон. От пластилина светло-зеленого или фиолетового цвета отрывать маленькие кусочки, скатывать их между ладонями в овалы и прикреплять на ветку рядами: первый ряд самый длинный (5–6 ягод), второй короче и т. д.

Тема недели «Плоды огорода»Занятие 2. Овощи на тарелке (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных овощей. Учить подбирать в процессе работы нужный цвет пластилина, размер поделки. Закреплять умение лепить тарелку на основе пластилинового шара. Развивать мелкую моторику.

Материал. Муляжи овощей, сложных по форме: баклажан, перец, свекла, репа и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Н. Нищевой:


В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко.
И вернемся по дорожке.

Спросите у детей: «Какие овощи встретились нам в этом стихотворении? (Морковь, картошка, капуста, щавель.) А какие еще овощи вы знаете?» (Ответы детей.)

Предложите детям рассмотреть муляжи баклажана, перца, свеклы, репы, лука и других овощей. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает овощи, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвет пластилина и лепит овощи нужного размера.

Ребенок может вылепить по 2–3 овоща, а затем сложить их в вылепленную тарелку.

Для изготовления тарелки раскатывают большой шар, сплющивают его в диск, вдавливают середину, пальцами оттягивают и подравнивают края.

Тема недели «Плоды сада»Занятие 3. Фрукты в вазе (Лепка из пластилина)

Программное содержание. Учить лепить с натуры сложные по форме фрукты разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных фруктов. Учить подбирать соответствующий цвет. Закреплять умение лепить вазу. Развивать образное мышление, мелкую моторику.

Материал. Муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия


Загадайте детям загадки:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Сливы)

На островок налетел ураган,
На пальме остался последний…
(Банан)

Рассмотрите с детьми муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Обратите внимание на их форму, цвет.

После этого каждый ребенок выбирает фрукты, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвета и лепит фрукты соответствующих размеров.

Затем ребенок складывает вылепленные фрукты в вазу. Для изготовления вазы скатывают большой шар, затем большим пальцем вдавливают отверстие с одной стороны, пальцами делают углубление и сравнивают края.

Отдельно лепят подставку для вазы – скатывают шарик и расплющивают в лепешку.

Тема недели «Берегите лес»Занятие 4. Филин (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Продолжать учить сочетать в поделке природный материал и пластилин; соединять части, прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Пластилин, еловые шишки, небольшие ветки деревьев, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Г. Сапгира:


Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин – прыг, филин – скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад -
Два фонарика горят.

(О филине.) На что похожи глаза филина?» (Ответы детей.)

Предложите ребятам рассмотреть еловую шишку и подумать, как можно ее превратить в филина: расположить шишку острым концом вниз, вылепить из пластилина большие овальные глаза, нос, уши-кисточки и прикрепить в верхней части шишки. Лапы в виде шариков расположить снизу шишки.

Можно вылепить из пластилина пень и закрепить на нем филина.

Тема недели «Деревья и кусты»Занятие 5. Осеннее дерево (Барельеф из пластилиновых колбасок)

Программное содержание. Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из пластилина и украшать ими изделие. Развивать творчество.

Материал. Картон, пластилин, дощечка для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Л. Шевченко «Осень»:


Тихо. Все застыло
В свете сентября.
Где же ты, художник?
Как зовут тебя?
Кто раскрасил листья -
Непонятно мне:
Все деревья леса
В золотом огне.

Предложите ребятам вылепить осенние деревья: «Давайте изобразим лесные деревья с разноцветной листвой. А деревья будем делать из тонких пластилиновых жгутиков (раскатанных колбасок). Для этого надо раскатать много коричневых колбасок и выложить из них на картоне дерево с ветками, а на кончиках веток расположить листья в виде шариков из пластилина красного, желтого, оранжевого, зеленого цветов».

Дети приступают к лепке.

Тема недели «Птицы осенью»Занятие 6. Дымковская утка (Лепка из глины)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке. Приобщать к изготовлению глиняных игрушек по типу дымковских. Учить видеть выразительность формы игрушки, лепить уточку с натуры конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая формы, пропорции и детали. Учить равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Продолжать учить стекой намечать перышки, крылья и глаза; украшать крылья и голову налепами, шариками, лепешками.

Материал. Дымковские глиняные игрушки (свистульки: уточки, петушки, олени, кони; барыни в кокошниках и шляпах). Глина, мисочки с водой, тряпочки, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Расскажите детям о дымковской игрушке: «Эта игрушка зародилась в давние времена в селе Дымково неподалеку от города Кирова. Зимой дома мастеров-умельцев были полны глины, мешками с мелом, ящиками с красками, коробками с яйцами, крынками с молоком. Это почти все, что нужно для создания глиняных игрушек. Мастера умели превращать кусок глины в уточку или петуха».

Рассмотрите с детьми свистульку-уточку. Объясните, как нужно прикрепить к туловищу красиво изогнутую шею и высоко поднятую голову, прищипнуть хвост. К корпусу-основе прикрепить толстые короткие ножки-подставки. Напомните, что места соединения всех деталей нужно смочить водой и загладить.

Предложите детям стать дымковскими мастерами и вылепить такую уточку.

Когда игрушки подсохнут, их надо покрыть водоэмульсионной краской или белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА, а на занятии по рисованию расписать уточек дымковскими узорами.

Тема недели «Разноцветная осень»Занятие 7. Мухомор (Нанесение пластилина на поверхность)

Программное содержание. Закреплять умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа: аккуратно наносить пластилин тонким слоем внутри контура и украшать его способом налепа. Расширять и уточнять знания о грибах. Дать представление о том, что грибы бывают съедобными и ядовитыми. Развивать творчество при оформлении своей поделки.

Материал. Карточки с изображением грибов: белый гриб, подберезовик, опята, сыроежки, мухомор красный, бледная поганка. Картон с нарисованным силуэтом мухомора, пластилин, дощечки-подставки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Покажите детям картинки с изображением грибов, опишите с ребятами каждый гриб. Обратите их внимание на то, что существуют грибы, которые ни в коем случае нельзя срывать и есть – мухомор и бледную поганку. Внимательно рассмотрите с детьми мухомор, расскажите: «Это крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Красный цвет говорит об опасности, гриб всех предупреждает, что он ядовит. У мухоморов белая ножка с волнистым колечком под шляпкой».

Предложите детям вылепить этот опасный гриб, чтобы получше запомнить его.

Объясните последовательность работы: на картон внутри контура наносят пластилин красного цвета и украшают шляпку белыми точками. Ножку делают из белого пластилина. Внизу можно расположить зеленую травку.

Дети приступают к лепке.

Тема недели «Братья наши меньшие»Занятие 8. Еж (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительности образа. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Развивать фантазию при дополнения изделия необходимыми элементами (грибы, листья, трава и т. д.). Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Материал. Сосновые шишки, пластилин, разнообразный природный материал (сосновые или еловые иголки, маленькие веточки, маленькие сухие листья деревьев), картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение С. Маршака:


Живет у нас под креслом еж,
Колючий тихий ежик.
На щетку очень он похож,
Когда не видно ножек.

Ты понимаешь для чего
У ежика иголки?
Чтобы не трогали его
Мальчишки или волки.

Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О ежике.) На что похож ежик? (Ответы детей.) Для чего ежу иголки?» (Чтобы его никто не обижал.)

Предложите рассмотреть сосновую шишку и подумать, как можно превратить ее в ежика. Обсудите с ребятами последовательность работы: сначала вылепить мордочку и прикрепить ее с тупого края шишки, затем сделать из пластилина ножки, глаза, нос, стекой надрезать рот. На шишку-спинку можно прикрепить маленькие яблоки, грибы, хвоинки. Расположить ежика на картонке с нанесенным пластилином зеленого цвета, оформленного травой в виде хвойных иголок, опавших листьев, веточек деревьев.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Чтобы научить детей полезному творчеству, посмотрите сначала сами, как лепить из глины фигурки, цветы, свистульку; прочитайте про этот природный материал.

Подбор материала и его подготовка к работе


Гончарное ремесло - одно из самых старых. До сих пор археологи находят обломки глиняной посуды, украшения, принадлежавшие людям еще во время зарождения их цивилизации.

И сейчас этот материал один из самых доступных. Его можно найти на берегах прудов, в котлованах или даже на своем дачном участке. Достаточно копнуть поглубже, и вожделенный стройматериал у вас в руках. В природе имеется красноватая и синяя глина. Для поделок чаще всего используют первую. Ее куски заливают водой на 1–2 дня, затем перемешивают, чтобы образовалась масса единой консистенции.

Для того, чтобы смастерить фигурки из глины, цветы, посуду, украшения, она должна на ощупь быть похожа на мягкий пластилин. Поэтому куски глины для такого творчества смешивают с небольшим количеством воды. Если вы кладете кирпичную печь или хотите обмазать уже готовую, раствор должен быть более жидким - как густая сметана.

Глина бывает тощей, средней и жирной. Чтобы понять, подходит ли данная для лепки, разомните ее в руках и скатайте колбаску. Если та не трескается и не прилипает к рукам, из нее можно творить.


Если вы не знаете, чем занять детей на даче летом, дайте им размягченную глину, пусть слепят из нее животных, людей, чайный сервиз для кукол. Затем поставят эти предметы на солнце, после полного высыхания они готовы для игры. Но для придания прочности глиняной посуде существуют определенные методы, о которых вы скоро узнаете. А пока расскажем о том, что можно купить глину порошковую, развести по инструкции водой и работать с данной массой.

Техники лепки


А вот как лепить из глины, используя различные техники:
  • Разомните кусок пластичной массы в руках. Если хотите получить заготовку дисковой формы, скатайте шарик, приплюсните его. Из такого кружочка вы быстро сделаете простые фигурки из глины, например, птицу. Для этого с одной стороны шара наверху потяните заготовку вперед, чтобы сформировать клюв. С обратной стороны внизу нужно вытянуть часть глины в обратную сторону, сделать хвост, а с боков - крылья. Останется поставить заготовку на две маленькие веточки - лапки птицы, и новая игрушка из глины готова.
  • Если вы хотите слепить скульптуру из нескольких деталей, сначала создайте их. Чтобы «склеить» эти заготовки между собой, смочите прилегающие части водой и осуществите это. Можно сделать болтушку их глины и «склеивать» отдельные элементы с ее помощью. Этот же раствор поможет избавиться от трещин, которые появляются в процессе высыхания изделия. Достаточно смазывать их этой болтушкой.
  • Если планируется изготовление из глины оригинальных вещей, вы можете использовать зубочистку, пластиковые столовые приборы. Ими нажимают на уже сформованную, но еще не засохшую заготовку из данного материала, получается интересный рисунок. При помощи зубочистки можно начертать на них узоры.
  • Интересна технология оттисков. Если вырезать из дерева печать или взять готовую, нажать ею на заготовку из глины, а затем дать высохнуть слепку, у вас появится собственная печать. А если юный скульптор прижмет к раскатанной глине свою ладошку, тогда получит и ее оттиск. Прекрасная идея – оставить на память след от ручки или ножки ребенка, на который можно смотреть по прошествии времени, когда малыш вырастет.
  • Если обмотать игрушку, фигурку пищевой фольгой, а сверху прикрепить раскатанную скалкой глину, то надо будет подождать сутки. После этого вы осторожно снимите ее с основы, оставите высохнуть. После обработки полученную статуэтку можно покрасить, и у вас появится двойник любимой игрушки.
  • Можно декорировать еще не подсушенное изделие бусинами, ракушками, камушками, перьями, чешуей шишек и т.д.
  • Как вы видите, существует много интересных технологий при работе с данным пластичным материалом, выбирайте любую и начинайте творить. Это занятие поможет избавиться от осенней хандры и подарит много радостных мгновений и положительных эмоций!Игрушки из глины своими руками


    Если вы хотите, чтобы у вас дома поселился вот такой очаровательный осьминог, запаситесь:
    • глиной;
    • водой;
    • губкой;
    • зубочисткой;
    • гуашью;
    • ножом;
    • наждачной бумагой;
    • белой гуашью;
    • краской;
    • лаком.
    Инструкция по изготовлению:
  • Если вы купили глину в порошке, разведите ее водой по инструкции. Продается и масса для лепки в вакуумной упаковке. Если вы добыли глину сами, выкопав ее, залейте водой. Когда ненужные примеси, корни растений, камушки осядут на дно, процедите раствор через дуршлаг или сито и оставьте массу на день на солнце, чтобы немного подсохла.
  • Добавьте в глину немного воды, замесите «тесто», оно не должно липнуть к рукам.
  • В миску налейте воду, чтобы смачивать руки при работе и заделывать образующиеся трещины.
  • Оторвите кусок глины, помесите его в руках, на смоченной водой рабочей поверхности скатайте в шар.
  • Для такой игрушки из глины щупальца можно сделать двумя способами. Для первого вам нужно скатать 12–16 колбасок, заостренные с одного конца. Другой стороной прикрепите их к туловищу, используя воду. При втором методе нужно вытянуть нижнюю часть шара, разрезать ее пластмассовым ножом на щупальца, придать им овальную форму.
  • Смочите губку в воде, смочите поверхность игрушки из глины, разглаживая неровности, трещины.
  • Дайте заготовке высохнуть в течение суток, затем пройдитесь по поверхности мелкой наждачной бумагой.
  • Мало у кого есть специальная печь для обжига, поэтому придайте игрушке прочность в домашних условиях. Завернув в полиэтиленовый пакет с отверстиями, положите на горячую батарею.
  • Покройте игрушку первым слоем белой гуаши, дайте ей высохнуть, нанесите второй. После того как и он подсохнет, покройте желтой или другой краской.
  • Черты лица и другие мелкие детали можно вылепить одновременно с тем, как вы будете делать саму игрушку или создать их отдельно и прикрепить клеем для керамики на данном, заключительном этапе.
  • Чтобы придать крепость изделию, можно завернуть глиняную заготовку в фольгу и положить в костер. Но огонь не должен быть большим, чтобы поделка не треснула.


    Посмотрите, как делаются филимоновские игрушки из глины.


    Для создания вот таких забавных петушков понадобятся:
    • глина;
    • пластмассовый нож;
    • доска для лепки;
    • вода;
    • гуашь;
    • акриловые краски;
    • мягкая тряпочка, чтобы вытирать руки.
    Возьмите кусочек глины, скатайте «колбаску», разделите ее. Маленьким детям это помогут сделать воспитатели в детском саду или родители. Делим на 3 части: центральная - самая большая, слева кусочек для головы, справа - для хвоста.


    Пусть ребенок скатает самую большую часть, придав ей форму морковки, изогнет ее так, как на фото - под углом в 90°. Левую, тонкую, часть наклоняем - это заготовка головы.


    Если образовались трещины, нужно загладить их мокрыми пальцами. Противоположный край заготовки сожмите несколько раз, чтобы придать ему форму диска – это хвост. А для гребешка пусть ребенок скатает шар, чуть приплющит его, отрежет половину и прикрепит к голове игрушки из глины.


    Чтобы пластичная масса не прилипала к доске, положите сюда лист бумаги. Соединяйте детали жидкой глиной, которая называется шликером.


    Чтобы быстро приготовить такой «клей», слепите миску из глины, налейте в нее воды. Кисточкой вы будете соединять эти 2 субстанции, и получится шликер для слепливания деталей.


    Далее, для фигурки из глины нужно сделать бородку. Для этого скатывается небольшой шарик в виде капельки, который необходимо чуть расплющить пальцами, затем приклеить под клювом на шликер.


    Чтобы сделать подставку для петушка, из кусочка глины скатайте конус, затем вставьте внутрь деревянную палочку (можно использовать стрежень от кисточки), и прокатывайте ее по рабочей поверхности. Должна получиться конусообразная заготовка, полая внутри, со стенками одинаковой толщины.


    Возьмите данный способ на вооружение, он поможет слепить длинные юбки для кукол, колокольчики. Поставьте этот конус на доску, чуть приплющите сверху, при помощи шликера прикрепите на него игрушку из глины.


    Уберите ее просохнуть в течение 4–5 дней. После этого хорошо бы обжечь игрушку в духовке на максимальной температуре. Можно сделать это и в дачной печи.


    Когда заготовка остынет, распишите ее составом, приготовленным путем смешения гуаши с ПВА. Можно использовать и акриловые краски.


    Если вы хотите, чтобы фигурки из глины еще и издавали звуки, тогда слепите вот такую птичку-свистульку. Для ее сотворения возьмите:
    • глину;
    • стеки, палочки;
    • воду;
    • губку;
    • акриловые краски.


    Подробный мастер класс с фото упросит процесс лепки.

  • Возьмите кусочек глины, скатайте из него шар. Поставьте большой палец внутрь, расплющите заготовку, чтобы получилась тарелка с широкими краями.
  • Не убирая ее с пальца, обверните вокруг него. Затем снимите с него и соедините края, чтобы осталось внутреннее отверстие.
  • Смочите пальцы в воде, загладьте ими наружную поверхность игрушки.
  • В хвосте прорежьте ножом отверстие. Вставьте в него палочку, обложите ее заплаткой из глины.
  • На этом этапе нужно проверить игрушку, посвистев в проделанное отверстие. Высоту нот можно регулировать, делая его большего или меньшего размера. Чтобы иметь возможность выдувать различные ноты, извлекая музыку, проделайте с боков по небольшой сквозной дырочке.
  • Переходим к более мелким деталям. Вылепите глаза, клюв, гребень, лапки. Стеком нанесите рисунок на крыльях.
  • Смочите губку в воде, отожмите, пройдитесь ею по поверхности игрушки, чтобы сгладить шероховатости и неровности.
  • Пусть свистулька подсохнет в течение 4 часов, после этого ее ставят для обжига в печь, где она будет находиться 8 часов при 800°.

  • Свистулька готова.


    Для знаменитой дымковской игрушки из глины традиционно использовали яркие краски, которые наносили на белый фон. Их делали на яйцах и молоке. Сейчас мастерицы заменяют такие «домашние» краски акриловыми.


    А вот костромских петушков украшают глазурью. Сначала вылепленную фигурку из глины обжигают первый раз при 200° в течение часа. После этого наносят глазурь и снова отправляют в печь, но уже на несколько часов.Как сделать цветы из глины?

    Лепка помогает развиваться не только здоровым ребятишкам, но и, имеющими проблемы со здоровьем. Представленный ниже мастер-класс способствует реабилитации детей с болезнями опорно-двигательной системы.


    Чтобы слепить цветок из глины, сначала сделаем несколько лепестков для него. Пусть ребенок скатает из этого природного материала колбаску, нарежет ее пластмассовым ножом на равные куски. После чего их нужно скатать в шарик и расплющить пальцами.


    Чтобы ребенку было проще, сначала изобразите цветок на листе бумаги, пусть он выкладывает лепестки на рисунок. Сердцевина цветка тоже делается из «лепешки», ее нужно смазать шликером (жидкой глиной) и прилепить в центр цветка. Его можно декорировать, нанеся сеточку, точки.


    Далее, нужно слепить лепестки, затем высушить и раскрасить заготовки. Осталось расположить их на панно и прикрепить. Для этого пусть ребятишки оклеят лист картона тканью. Они же или взрослые сделают в верхней части панно 2 надреза, пропустят через них тонкую атласную лену, завяжут ее концы, чтобы затем повесить картину.

    А пока, разложите его элементы, пусть взрослые прикрепят их клеевым пистолетом. Дети же соберут картину при помощи клея ПВА.

    Изучив эту простую технику, вы покажете детям, как делать цветы из глины, различные фигурки. Более сложные образцы можете изготовить сами и получить от творчества удовольствие.


    Предлагаем ознакомиться со следующими видео, чтобы расширить свои познания в данной области.

    Поделиться: