Гражданская оборона, её структура и основные задачи. Систему гражданской обороны составляют

  • 4.6. Алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания. Влияние на здоровье человека
  • 4.6.1. Алкоголизм и пьянство
  • 4.6.2. Влияние алкоголя на организм человека и его последствия
  • 4.6.3. Табакокурение. Влияние на организм человека. Последствия
  • 4.6.5. Пассивное курение
  • 4.6.6. Наркомания и токсикомания. Проблемы борьбы с ними. Профилактика
  • 4.6.7. Пути профилактики наркозависимости
  • 4.6.8. Новый вид зависимости – музыкальный «наркотик»
  • 5.1. Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте
  • 5.1.1. Экстремальные ситуации аварийного характера на железнодорожном транспорте
  • 5.1.2 Экстремальные ситуации аварийного характера на авиационном транспорте
  • 5.1.3 Экстремальные ситуации аварийного характера на городском транспорте
  • 5.2.1. Уличный травматизм. Правила предупреждения
  • 5.2.2. Дорожно-транспортный травматизм. Правила предупреждения
  • 5.3. Общественный и частный транспорт. Безопасность на общественном и частном транспорте. Правила поведения
  • 5.3.1. Правила безопасного поведения на транспорте (городском общественном, акционерных предприятий и частном)
  • 5.3.2. Меры безопасности на железнодорожном транспорте
  • 5.3.3. Особенности поведения в авиационном транспорте
  • 5.3.4. Меры безопасности на речном и морском транспорте
  • 5.3.5. Обеспечение безопасности дорожного движения
  • 5.3.6. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда
  • 5.4. Город, зоны повышенной опасности. Меры безопасности
  • 5.5. Терроризм и его проявления. Экстремальные ситуации социального характера
  • 5.6. Криминогенные ситуации в повседневной жизни. Правила личной безопасности
  • 5.6.1. Как избежать нападения преступника на улице и в других общественных местах
  • 5.6.2. Как действовать при встрече с преступником
  • 5.7. Экстремальные ситуации в природных условиях. Автономное существование, безопасность, умения и навыки
  • 6.1. Чрезвычайные ситуации природного характера
  • 6.1.1. Природные ЧС геологического характера
  • 6.1.2. Природные ЧС гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами)
  • 6.1.3. Природные ЧС метеорологического происхождения (ураганы, смерчи, бури)
  • 6.1.4. Лесные и торфяные пожары, их последствия
  • 6.1.5. Природные ЧС биологического происхождения (массовые заболевания): эпидемии, эпизоотии
  • 6.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
  • 6.2.1. Чрезвычайные ситуации при авариях на химически опасных объектах. Последствия. Обеспечение безопасности
  • 6.2.2. Аварии на радиационно-опасных объектах с чрезвычайными ситуациями. Обеспечение безопасности
  • 6.2.3. Аварии на пожаро– и взрывоопасных объектах. Возможные последствия. Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва
  • 7.1. Правовая основа защиты населения России от чрезвычайных ситуаций
  • 7.2. Права граждан РФ в области защиты населения от ЧС
  • 7.3. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от ЧС
  • 7.4. Назначение, основные задачи и структура РСЧС
  • 8.1. Основные задачи и структура гражданской обороны
  • 8.1.1. Основные задачи в области гражданской обороны
  • 8.1.2. Структура гражданской обороны
  • 8.2. Организация гражданской обороны на промышленном объекте
  • 8.3. Гражданские организации ГО
  • 9.1.1. Поражающие факторы ядерного взрыва
  • 9.1.2. Правила поведения и действия населения в очаге ядерного поражения
  • 9.1.3. Правила поведения и действия населения на территории, подверженной радиоактивному заражению
  • 9.2. Химическое оружие. Правила поведения и действия населения в очаге химического поражения
  • 9.3. Биологическое (бактериологическое) оружие. Правила поведения и действия населения в очаге бактериологического поражения
  • 9.4. Характеристика обычных средств поражения и способы защиты от них
  • 10.1. Средства индивидуальной защиты (СИЗ)
  • 10.2. Средства защиты кожи
  • 10.3. Медицинские средства индивидуальной защиты
  • 11.2. Укрытие населения в защитных сооружениях ГО
  • 11.3. Организация укрытия населения
  • 11.4. Эвакуация и рассредоточение
  • 11.5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в военное время. Ввод формирований в очаг поражения
  • 11.6. Обеспечение работ по ликвидации последствий ЧС
  • 11.7. Организация защиты личного состава формирований. Специальная обработка
  • 11.8. Технические средства РХР и Д
  • 11.8.1. Измеритель мощности дозы (рентгенометр-радиометр) ДП-5 (А, Б, В)
  • 11.8.2. Общевойсковой комплект измерительной дозы ДП-22В
  • 12.1. Войсковой прибор химической разведки
  • 12.2. Технические данные
  • 12.3. Устройство прибора
  • 12.4. Определение ОВ в воздухе
  • 12.5. Определение ОВ на местности и различных предметах
  • 12.6. Нормативы по подготовке прибора ВПХР к работе и определению ОВ
  • Глава 8 Основы Гражданской обороны страны

    8.1. Основные задачи и структура гражданской обороны

    Гражданская оборона (ГО) представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

    Решение задач гражданской обороны является важной обязанностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    8.1.1. Основные задачи в области гражданской обороны

    Основными задачами в области ГО являются:

    1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные рай-

    4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ);

    5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    6) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    7) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

    8) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    10) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

    11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб

    в военное время;

    13) разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    М. И. Иванюков, В. С. Алексеев. «Основы безопасности жизнедеятельности»

    14) обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

    8.1.2. Структура гражданской обороны

    Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

    Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.

    Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

    Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ. Он является начальником гражданской обороны Российской Федерации, а Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – первым заместителем начальника ГО РФ.

    Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург – на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны.

    Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны.

    Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики (ОЭ) действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

    В Российской Федерации непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    Принятые Министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также для должностных лиц и граждан.

    В субъектах Российской Федерации, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют министерства, комитеты, управления и отделы, а на объектах экономики – штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах – отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

    Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.

    Для координации деятельности территориальных органов ГО в пределах нескольких субъектов Российской Федерации используются региональные центры.

    Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.

    Гражданская оборона

    Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства , составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

    Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека, но на отдельных примерах (потоп в Крымске), можно наблюдать то, как плохо выполняется нормативно-правовая база. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

    Основные задачи

    Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

    • защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров , взрывов , выбросов сильнодействующих ядовитых веществ , эпидемий и т. д.);
    • координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
    • создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой ;
    • повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях ;
    • проведение ;
    • поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов , вертолётов и других летательных аппаратов;
    • специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
    • накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
    • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
    • эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
    • организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
    • обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

    Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики

    Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

    • своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения , опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
    • укрытие населения в защитных сооружениях;
    • использование средств индивидуальной защиты ;
    • эвакуация , рассредоточение , а также [переброс] населения в безопасные районы;
    • защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов , сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
    • обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
    • защита населения на всей территории страны;
    • дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
    • заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
    • необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

    Принципы организации и ведения Гражданской Обороны

    • Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;
    • Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.

    Система гражданской обороны

    Систему гражданской обороны составляют:

    • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
    • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
    • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
    • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

    Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

    Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы - глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

    История в СССР и РФ

    Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года , когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны . МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

    Войска гражданской обороны

    Нарукавный знак по роду войск (службе): Войска Гражданской обороны.

    В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности - сводные отряды и команды механизации работ. Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

    С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем - МЧС) России.

    На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

    • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
    • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
    • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
    • проведение пиротехнических работ;
    • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
    • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

    В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998) свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости - с Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями.

    Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо - спасательные воинские формирования).

    Начальники МПВО НКВД (МВД) СССР

    • 1940-1949 - В. В. Осокин - генерал-лейтенант ,
    • 1949-1959 - И. С. Шередега - генерал-лейтенант.

    Начальники ГО СССР

    • 1961-1972 - В. И. Чуйков - Маршал Советского Союза ,
    • 1972-1986 - А. Т. Алтунин - генерал-полковник (до 1977), генерал армии ,
    • 1986-1991 - В. Л. Говоров - генерал армии,
    • 1991-1991 - Б. Е. Пьянков - генерал-полковник.

    Начальники (Руководители) ГО России

    Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации

    См. также

    • Аварийно-спасательные службы

    Примечания

    Ссылки

    • Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
    • Гражданской обороне России – 75 лет . VOLGOGRAD.RU (5 октября 2007). - об истории, развитии и значении ГО. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 18 марта 2008.
    • Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций . Сергей Кульпинов (15 января 2003). - Методическая помощь и интересные материалы в области ведения гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 31 января 2010.
    • Гражданская оборона в плакатах СССР . 1985 г. и 1988 г.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Гражданская оборона" в других словарях:

      Гражданская оборона Годы 1984 1986, 1987 1990, 1993 2008 Страны … Википедия

      Годы 1984 1986, 1987 1990, 1993 2008 Страны … Википедия

      Система общегосударственных мероприятий, проводимых для защиты населения от оружия массового поражения и др. средств нападения противника. В 50 60 х гг. 20 в. создана в большинстве крупных государств, имеются специальные органы управления… … Большой Энциклопедический словарь

      гражданская оборона - ГО Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [Федеральный закон… … Справочник технического переводчика

      - (ГО) 1) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основными задачами в области ГО… … Словарь черезвычайных ситуаций

      Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий … Юридический словарь

      Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при… … Официальная терминология


    Основы Гражданской обороны страны

    8.1. Основные задачи и структура гражданской обороны

    Гражданская оборона (ГО) представляет собой систему общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

    Решение задач гражданской обороны является важной обязанностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    8.1.1. Основные задачи в области гражданской обороны

    Основными задачами в области ГО являются:

    1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты (СИЗ);

    5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    6) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    7) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

    8) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    10) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

    11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

    13) разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    14) обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

    8.1.2. Структура гражданской обороны

    Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

    Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.

    Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

    Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ. Он является начальником гражданской обороны Российской Федерации, а Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – первым заместителем начальника ГО РФ.

    Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Москва и Санкт-Петербург – на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны.

    Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками гражданской обороны.

    Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики (ОЭ) действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

    В Российской Федерации непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    Принятые Министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также для должностных лиц и граждан.

    В субъектах Российской Федерации, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют министерства, комитеты, управления и отделы, а на объектах экономики – штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах – отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

    Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.

    Для координации деятельности территориальных органов ГО в пределах нескольких субъектов Российской Федерации используются региональные центры.

    Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.

    Силы гражданской обороны Российской Федерации состоят из войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны.

    К войскам ГО РФ относятся отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.

    Гражданские организации ГО создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

    8.2. Организация гражданской обороны на промышленном объекте

    Гражданская оборона на промышленном объекте (в дальнейшем – на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи от него, от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

    Защита обеспечивается проведением комплекса мероприятий, позволяющих предотвратить или уменьшить последствия опасных природных явлений, аварий, катастроф, максимально ослабить результаты воздействия оружия массового поражения, создать благоприятные условия для работы объекта, проживания и деятельности населения.

    Основными задачами ГО на объекте являются:

    1) защита персонала объекта и населения от ЧС;

    2) повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС;

    3) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

    Задачи гражданской обороны объекта решаются путем проведения комплекса организационных, инженерно-технических, технологических, экономических и экологических мероприятий.

    Организационные мероприятия предусматривают разработку и планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава отдела по делам ГОЧС, служб и формирований ГО по защите персонала объекта, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению производства, а также по выпуску продукции на сохранившемся оборудовании.

    Инженерно-технические мероприятия ГО – это комплекс мероприятий, осуществляемых инженерно-техническими методами и средствами и направленных на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях, на успешное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения.

    Технологические мероприятия предусматривают повышение устойчивости работы объекта путем таких изменений технологических процессов, которые способствовали бы обеспечению бесперебойного выпуска продукции, а также исключали бы возникновение вторичных факторов поражения.

    Экономические мероприятия предусматривают такой подход к выполнению всего комплекса работ, который обеспечил бы их эффективность при минимальных капитальных затратах.

    Экологические мероприятия представляют собой продолжение комплекса работ данного направления, которые должны вестись каждым объектом с целью максимально возможного уменьшения вредного воздействия продуктов технологического цикла на окружающую среду и рабочие места работающего персонала.

    Объем и порядок разработки и проведения рассматриваемых мероприятий регламентируются «Нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО)» и другими нормативными документами по организации и ведению гражданской обороны на промышленном объекте. Введение Норм возложено на систему гражданской обороны объекта и в частности на начальника отдела ГОЧС.

    Организация защиты персонала объекта и населения от ЧС возложена на систему гражданской обороны объекта.

    Начальником гражданской обороны объекта является его руководитель. Он подчиняется ведомству (министерству, отрасли), а в оперативном отношении – начальнику гражданской обороны города (района, префектуры), на территории которого расположен объект.

    На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель начальника гражданской обороны , который в мирное время является основным организатором всех подготовительных мероприятий по гражданской обороне.

    Кроме штатного заместителя, приказом начальника гражданской обороны назначаются заместители по рассредоточению и эвакуации персонала объекта и членов их семей, инженерно-технической части; материально-техническому снабжению и др. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих обязанностей.

    Заместителем начальника гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации персонала назначается обычно заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения работающего персонала и их семей, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей, а также доставку рабочих смен к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.

    Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он непосредственно руководит службами (аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий), а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

    Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.

    На всех объектах, как правило, создаются отделы по делам ГОЧС (в дальнейшем – отделы ГО) , которые комплектуются из должностных лиц. Численность штатных работников отдела определяется ведомством, в ведении которого находится объект. Отдел ГО является органом управления начальника ГО объекта.

    В состав отдела ГО крупного объекта входят начальник отдела и его заместители (помощники) по оперативно-разведывательной части, боевой подготовке, жилому сектору. В него могут входить различные специалисты и представители общественных организаций. На небольших объектах отделы ГО комплектуются из штатных работников и должностных лиц, освобожденных от их основных обязанностей.

    Должность начальника отдела ГО объекта обычно предусмотрена в штатном расписании предприятия. Являясь первым заместителем начальника ГО объекта, начальник отдела имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО.

    Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются следующие службы : оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и химической защиты, материально-технического снабжения, транспорта и др.

    Служба оповещения и связи создается на базе узла связи во главе с его начальником. Ее задачами являются оповещение о возникновении чрезвычайной ситуации – передача сигнала ГО и сообщений о ЧС, поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и др.

    Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны во главе с ее начальником. На нее возлагается обеспечение надежной охраны объекта, поддержание общественного порядка при возникновении ЧС и во время проведения АСиДНР, наблюдение за режимом светомаскировки.

    Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства и жилищно-коммунального отдела. Эта служба занимается разработкой плана размещения персонала объекта в защитных сооружениях, организацией строительства, обеспечением готовности убежищ и контролем за правильностью их эксплуатации, участвует в спасательных работах.

    Служба радиационной и химической защиты (РХЗ) создается на базе химических и центральных заводских лабораторий. Она осуществляет мероприятия по защите персонала объекта, источников водоснабжения, пищеблоков, складов продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ, организует и подготавливает формирования и учреждения радиационной и химической защиты, осуществляет контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты и специальной техники, организует посты радиационного и химического наблюдения (РХН) и осуществляет дозиметрический контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения.

    Противопожарная служба организуется на базе подразделений ведомственной пожарной службы. Она разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе РХЗ в дезактивации и дегазации участков заражения.

    Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного и технического отделов. Она разрабатывает и проводит предупредительные мероприятия, повышающие устойчивость основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, неотложные работы по локализации и ликвидации аварий, разборку завалов и спасение людей.

    Медицинская служба организуется на базе медицинских пунктов медсанчастей и поликлиник. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, обеспечивает медобслуживание семей, работающих в местах их рассредоточения.

    Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей отделов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих и служащих и доставкой их к месту работы: организует подвоз сил и средств к очагу поражения для перевозок рабочих, служащих, эвакуации пораженных, а также для других целей гражданской обороны.

    Служба материально-технического снабжения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Задачами этой службы являются разработка плана материально-технического снабжения, своевременное обеспечение формирований всеми видами оснащения, организация ремонта техники и различного имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости персонала на объекте и в местах рассредоточения.

    Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Начальник службы – главный энергетик объекта. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей различного рода системами и средствами защиты и неотложные аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке и первоочередным восстановительным работам.

    В зависимости от специфики объекта и наличия базы могут создаваться и другие службы, например защиты продовольствия и воды, животных и т.д.

    Количество служб на объекте определяется его начальником ГО.

    На небольших объектах службы ГО не создаются, их задачи и функции выполняют отделы данного объекта (отдельные лица), которые руководят созданными формированиями ГО (командами, звеньями, постами).

    8.3. Гражданские организации ГО

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июня 1999 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны» на всех потенциально опасных, а также имеющих важное оборонное значение и представляющих высокую опасность возникновения ЧС объектах, создаются гражданские организации (далее – формирования) ГО. Они создаются, как и в целом в гражданской обороне, по территориально-производственному принципу.

    Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в сфере их ведения, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют организации (ОЭ), которые создают формирования ГО. Аналогичным образом органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют организации (ОЭ), находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования ГО.

    Организации (ОЭ), создающие формирования ГО, разрабатывают штаты и табели оснащения этих формирований техникой и имуществом, а также укомплектовывают их личным составом, техникой и имуществом. Руководители объектов экономики осуществляют подготовку и поддержание формирований в состоянии постоянной готовности к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Единой организационно-штатной структуры формирований ГО нет. Однако МЧС России совместно с федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации разрабатывает примерную организационно-штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения формирований ГО техникой и имуществом.

    На основании этих рекомендаций руководители организаций (ОЭ) с учетом особенностей потенциально опасных объектов создают формирования ГО. Такими формированиями могут быть аварийно-спасательные, медицинские, противопожарные, аварийно-технические, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, механизации и др.

    Личный состав формирований ГО комплектуется в мирное время за счет персонала организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

    В формирования ГО могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II и III групп, беременных женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование и имеющих детей в возрасте до 3 лет.

    Формирования ГО обычно создаются в виде отрядов (200– 400 человек), команд (50–150 человек), групп (15–40 человек) и звеньев (3–10 человек).

    При определении потребности формирований ГО за основу берется численность объекта на военное время. На небольших объектах экономики (до 500 человек) создаются только спасательные формирования обычной готовности. На объектах с численностью персонала от 500 до 3 тыс. человек создаются сводные группы; от 3 до 5 тыс. – одна сводная команда; от 5 до 8 тыс. – две сводные команды; от 8 до 15 тыс. человек – один сводный отряд.

    Основное назначение формирований ГО – ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения (заражения) и зонах катастрофического затопления, а также выполнение других мероприятий ГО.

    Классификация формирований ГО:

    1) по назначению – формирования общего назначения и служб ГО (специального назначения);

    2) по подчиненности – формирования территориальные и объектовые;

    3) по срокам (степени) готовности – формирования повышенной и обычной готовности.

    К формированиям служб ГО относятся посты радиационного и химического наблюдения, звенья связи, санитарные дружины и санитарные посты, противопожарные команды (отделения, звенья), аварийно-технические группы (звенья), отряды (команды, группы) радиационной и химической защиты, группы (звенья) по обслуживанию убежищ и укрытий, команды (группы, звенья) охраны общественного порядка, подразделений питания и др.

    Формирования служб ГО создаются из специалистов соответствующего профиля и предназначаются для проведения в очагах поражения специальных работ и для усиления формирований общего назначения.

    На объектах химической промышленности, особенно производящих или использующих ОХВ, служба радиационной и химической защиты является одной из важнейших служб системы гражданской обороны.

    В состав данной службы входят следующие формирования:

    1) группы (звенья) радиационной и химической разведки и посты радиационного и химического наблюдения;

    2) сводные отряды (команды, группы) радиационной и химической защиты;

    3) команды (группы) обеззараживания, создаваемые на базе предприятий коммунального хозяйства, цехов благоустройства предприятия, дорожно-эксплуатационных участков, треста (управления) озеленения и т.д.

    Задача этих команд (групп) – защита персонала объекта и личного состава формирований от воздействия ОХВ, РВ, ОВ и БС методом обеззараживания (дегазации, дезактивации, дезинфекции) технологического оборудования, техники, транспорта, средств индивидуальной защиты, одежды, обуви и иного, а также санитарной обработки персонала организаций и личного состава формирований.

    Территориальные и объектовые формирования ГО подразделяются на формирования общего назначения и специальные (службы ГО). Формирования общего назначения – сводные аварийно-спасательные отряды, аварийно-спасательные команды (группы) и разведгруппы ГО общей разведки; специальные формирования – формирования служб ГО.

    Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы) предназначены для розыска и выноса пораженных, находящихся под завалами в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях, оказания первой медицинской помощи и доставки к местам погрузки, расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных и поврежденных защитных сооружений, локализации аварий на коммунальных и энергетических сетях и других работ.

    Все специальные и большая часть территориальных формирований являются формированиями повышенной готовности с возможностью их развертывания за 6 ч с момента получения соответствующего сигнала о приведении их в полную готовность. Степень готовности территориальных формирований устанавливается соответствующим начальником ГО.

    Объектовые формирования комплектуются, как правило, по производственному принципу – по цехам, участкам, рабочим сменам и бригадам. В каждой рабочей смене создаются все типы формирований, предусмотренные для объекта в целом.

    Для своевременной ликвидации последствий аварий (катастроф), стихийных бедствий, лесных пожаров часть объектовых формирований, как и специализированных (территориальных), содержится в повышенной готовности.

    Формирования повышенной готовности укомплектовываются личным составом, техникой, транспортом, приборами РХР и комплектами СИЗ в первую очередь и с таким расчетом, чтобы их отрыв от работы не привел к нарушению производственного процесса.

    Отделы ГО объектов совместно с командирами формирований разрабатывают планы приведения формирований в готовность (как приложение к плану ГО объекта).

    Следует отметить, что на объектах химической промышленности вместо сводных отрядов (команд, групп) общего назначения создаются сводные отряды (команды, группы) радиационной и химической защиты, команды пожаротушения и санитарные дружины, а также другие формирования.

    Примерная организация формирований ГО

    Спасательная команда (СК) – объектовое формирование общего назначения обычной готовности. Она предназначена для проведения спасательных работ на объекте.

    В своем составе СК имеет три спасательные группы по 25 человек в каждой и одну сандружину – 24 человека (6 звеньев по 4 человека). Всего в СК – 105 человек, 1 автомобиль, 1 мотоцикл. Имеются приборы РХР и ручной инструмент для резки металла. За 10 ч работы команда может извлечь из-под завалов и защитных сооружений до 1 тыс. человек и оказать пострадавшим первую помощь.

    В зависимости от характера выполняемых задач команда усиливается формированиями служб.

    Аварийно-техническая команда (АТК) – объектовое формирование обычной или повышенной готовности. Она предназначена для ликвидации и локализации аварий и временного восстановления поврежденных участков коммунально-энергетических сетей (КЭС).

    В своем составе АТК имеет три группы по 13 человек (электротехническую, водопроводно-канализационных и газовых сетей). Всего в АТК 45 человек. В команду включены специалисты (электромонтеры, сантехники, газопроводчики) и средства механизации (бульдозер, экскаватор, автокран, компрессор и электростанция).

    Обычно при проведении АСиДНР АТК и СК, работая вместе, усиливают друг друга, что ускоряет и облегчает проведение всего комплекса работ в очаге поражения.

    Сводная команда (СВК) – основное формирование общего назначения повышенной готовности промышленного объекта.

    Она предназначена для выполнения всего комплекса АСиДНР в очаге поражения на объекте и может привлекаться для ликвидации последствий стихийного бедствия и производственных аварий как на объекте, так и на других объектах района (города).

    В своем составе СВК имеет: звено связи и разведки – 6 человек; две спасательные группы (СГ) по 25 человек в каждой; группу механизации (ГМ) – 26 человек (4 звена специалистов) и сандружину (СД) – 24 человека (6 звеньев по 4 человека). Всего 108 человек.

    Команда имеет бульдозер, автокран, компрессор, 2 электростанции, 2 сварочных аппарата, радиостанцию, приборы РХР, 6 грузовых автомобилей, из них 1 – в звене связи, 1 – в СД, 4 – в ГМ.

    Ориентировочные возможности СВК за 10 ч работы:

    1) устройство проезда по завалу шириной 3–3,5 м – до 1 км;

    2) откопка и вскрытие заваленных убежищ – 3–4 шт.;

    3) извлечение пострадавших – до 500 человек и оказание им помощи;

    4) отключение 5–10 участков разрушенных КЭС;

    5) установка в 10 колодцах пробок (заглушек);

    6) возведение защитных сооружений – до 10 шт.

    При выполнении трудоемких работ СВК может быть усилена инженерной техникой сводной команды механизации работ.

    Введение

    Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.

    Как самостоятельная система по обеспечению безопасности территории и населения в мирное и военное время, гражданская оборона начинает свою историю с января 1992 г. Именно в этом году она была выведена из структуры Министерства обороны РФ, Вооруженных сил России и объединена с созданным в декабре 1991 г. государственным комитетом РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В 1994 г. ГКЧС России был преобразован в МЧС России. На сегодняшний день деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

    В данной работе в соответствии с нормативно-правовыми актами будут раскрыты понятие, основные задачи, содержание сил и средств, направленных на решение поставленных задач и организационное построение гражданской обороны, а также роль и задачи ОВД в обеспечении безопасности при ведении военных действий или вследствие этих действий и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Понятие и основные задачи гражданской обороны. Структура гражданской обороны в государстве

    Гражданская оборона (далее ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны, поэтому в настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека.

    12 февраля 1998 г. был принят Федеральный Закон РФ №28 - ФЗ «О гражданской обороне», который определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО.

    В статье 1 данного федерального закона сформулировано понятие гражданской обороны - как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих

    Рассматривая роль ГО в общей системе оборонных мероприятий страны, следует определить те задачи, которые ей предстоит выполнить в современной войне.

    Исходя из этого, целесообразно выделить две группы задач в области ГО:

    1. Задачи, связанные с подготовкой населения, промышленности, сил и средств ГО:

    обучение населения в области гражданской обороны;

    разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

    2. Задачи, охватывающие мероприятия по осуществлению ГО и ликвидации последствий ведения военных действий:

    оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

    проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

    борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

    восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

    срочное захоронение трупов в военное время.

    Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, районные и городские службы ГО, а также службы Государственных организаций.

    Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени. Полную ответственность за организацию и состояние ГО, за постоянную готовность её сил и средств к проведению спасательных и аварийно-восстановительных работ несёт начальник ГО объекта экономики - руководитель предприятия (работодатель).

    Решением руководителя организации (работодателя) создаётся структура службы ГО организации, включающая и структурные подразделения предприятия. В помощь начальника ГО объекта назначаются заместители (по инженерно-технической части, материально - техническому снабжению и по эвакуации). При начальнике ГО объекта создаётся штаб ГО - орган управления начальника гражданской обороны. Штаб ГО состоит из начальника и заместителей (помощников). Работа штаба организуется на основании приказов и распоряжений начальника ГО объекта, вышестоящего штаба и районной администрации.

    По решению работодателя на объекте экономики (организации) могут создаваться невоенизированные формирования, состоящие из команд, групп, звеньев:

    · спасательных,

    · охраны общественного порядка,

    · оповещения и связи,

    · радиационной и химической защиты,

    · пожаротушения и др.

    Общее руководство ГО в Российской Федерации возлагается на Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации, который является начальником гражданской обороны Российской Федерации.

    Непосредственное руководство ГО осуществляет первый заместитель начальника гражданской обороны Российской Федерации - Председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    В целях реализации государственной политики в области ГО федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции.

    Руководство ГО в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах Российской Федерации, учреждениях, организациях и на предприятиях возлагается на соответствующих руководителей, которые являются по должности начальниками гражданской обороны республик, краев, областей, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. На них лежит персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны.

    Управление ГО осуществляется:

    на федеральном уровне - Министерством Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

    на межрегиональном уровне - региональными центрами по делам ГО и ЧС;

    на региональном и муниципальном уровнях - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

    на объектовом уровне - специалистами, уполномоченными на решение задач в области ГО и ЧС.

    К силам гражданской обороны относятся:

    Спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

    Подразделения федеральной противопожарной службы;

    Аварийно-спасательные формирования и спасательные службы;

    Специальные формирования, создаваемые на военное время в целях решения задач в области ГО.

    Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

    Руководство ГО РФосуществляет Правительство РФ.

    Государственную политику в области ГО осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области ГО – министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).

    Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руко­водители.

    Руководство ГО на территориях субъек­тов РФ и муниципальных образований осу­ществляют соответственно главы органов исполнительной вла­сти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.

    Органами, осуществляющими управление ГО, являются:

    Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО – МЧС России;

    Территориальные органы региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры) и органы уполномоченные решать задачи по ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее – главные управления МЧС РФ по субъектам РФ);

    Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области ГО;

    Структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО.

    Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

    Решением соответствующих органов местного самоуправления ана­логичные управленческие структуры ГО образова­ны на территориях городов, сельских поселений и других населенных пунктах, не отне­сенных к группам по ГО. Они возглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствую­щих бюджетов.

    В федеральных органах исполнительной власти для планиро­вания и организации выполнения мероприятий ГО, контроля за их выполнением, по решению их руководите­лей, создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), уполномоченные на решение задач в области ГО. В организациях органами, осуществляющими управление ГО, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном правительством РФ.


    Количество работников в структурном подразделении по ГО или отдельных работников по ГО в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм: в органи­зациях, отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников до 500 человек – один ос­вобожденный работник; от 500 до 2,0 тыс. человек – 2–3 осво­божденных работника; от 2,0 тыс. до 5,0 тыс. человек – 3–4 осво­божденных работника; свыше 5,0 тыс. человек – 5–6 освобожденных работников.

    В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 человек, назна­чается один освобожденный работник по ГО, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по ГО выполняется одним из работни­ков по совместительству.

    Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально предназ­наченные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в Войска ГО, а также АСФ и спасательные службы.

    Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

    Аварийно-спасательные службы (АСС) и АСФ привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

    Нештатные АСФ ГО создаютсяорганизациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные про­изводственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятель­ность населения, а также специализированные организации, име­ющие по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач по защите населения от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Организациями могут такжесоздаваться: спасательные, медицинские, про­тивопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и хи­мического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

    В их состав входят: сводные отряды, команды и группы; спасатель­ные отряды, команды и группы; сводные отряды, команды механиза­ции работ; команды, группы, звенья разведки, связи; медицинские от­ряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомо­бильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны обще­ственного порядка и др.

    Постановлением Правительства Российской Федерации " О Федеральных службах гражданской обороны" от 08.08.2003 № 475определены следующиефедеральные службы ГО:

    Медицинская служба гражданской обороны;

    Противопожарная служба гражданской обороны;

    Гражданской обороны охраны общественного порядка;

    Гражданской обороны защиты животных и растений;

    Гражданской обороны защиты культурных ценностей

    Кроме них в субъектах РФ, городах и районах созданы также и другие спасательныеслужбы: инженерные, убежищ и укрытий, коммунально-технические, энергоснабжения и светомаскировки, горюче-смазочных материалов и другие. В среднем количество спасательных служб на соответствующих территориях колеблется от 13 до 20. Без проведения возложен­ных на них специфических, мероприятий зачастую невозможна деятель­ность формирований ГО и даже войск ГО по защите населения и проведению АСДНР.

    Решение о создании федеральных служб принимаются Прави­тельством РФ, о создании территориальных, местных и объектовых спасательных служб – органами исполнительной влас­ти субъектов РФ, органами местного само­управления и руководителями организаций.

    Для создания спасательных служб на соответствующей тер­ритории или на объекте экономики допускается объединение органов управления, сил и средств ГО предприятий, учреж­дений, организаций и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных – независимо от форм собственности и ве­домственной принадлежности (подчиненности) – к своевременному про­ведению конкретных видов мероприятий ГО. Структура, задачи и деятельность спасательных служб оп­ределяются положениями о спасательных службах, утвержда­емыми соответствующим руководством ГО.

    В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отсе­ления) населения создаются эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты (ПЭП), администрации пунк­тов посадки (высадки) населения на транспорт, оперативные группы, группы управления на маршрутах эвакуации и др.

    В целях организованной подготовки экономики к выпуску необходи­мой оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции в задан­ных объемах и номенклатуре в условиях воздействия противника по­всеместно, на всех уровнях административно-территориального деления страны образованы также комиссии по устойчивости функционирования экономики в военное время.

    В дополнение к перечисленным выше видам органов управления и сил ГО в интересах решения возложенных на нее задач в мирное время задействованы усилия разнообразных подразде­лений органов исполнительной власти и органов местного самоуправ­ления (плановых, экономических, финансовых, градостроительных, ком­мунальных, социальной защиты и др.), а также тысяч промышленных, транспортных предприятий и предприятий связи, проектных, научно-исследовательских, медицинских, ветеринарных учреждений, строительных и сельскохозяйственных организаций и многих других.

    В целях обеспечения подготовки и ведения ГО в экономике и социальной сфере осуществляется целый комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, мобилизационных и дру­гих мероприятий.

    Все мероприятия ГО проводятся дифференциро­ванно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают воз­можность избирательности и неодинаковой интенсивности ожидаемо­го воздействия по городам и объектам тыла страны.

    В целях реализации указанного дифференцированного подхода сре­ди тысяч городов и объектов экономики условно выделены такие (по­лучившие название категорированных по ГО), по ко­торым прогнозируется непосредственное ракетно-ядерное воздействие в военное время. Среди них, в свою очередь, также проведено ранжи­рование. В зависимости от оборонной, экономической и администра­тивно-политической значимости для страны территориям городов и организациям присвоены соответствующие группы и категории по ГО. Кроме того, осуществлено зонирование территории страны по видам и степеням возможной опасности возникновения пер­вичных и вторичных факторов поражения.

    Для территории и организаций, отнесенных к конкретным группам и категориям по ГО, для каждой из зон потенциальной опасности и для всей остальной территории страны установлены свои комплексы ме­роприятий и нормативно-технических требований по ГО, которые дол­жны неукоснительно выполняться в мирное и военное время.

    Чем выше значимость для страны (и для противника) конк­ретной территории (или организации), тем больший объем защит­ных мероприятий по ГО должен на ней выполняться в целях га­рантированного сохранения основной части людских и материальных ресурсов.

    При этом планирование и проведение мероприятий ГО должно осуществляться всеми федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    Финансирование мероприятийГО − осуществляется в соответ­ствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ:

    В федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях – за счет средств федерального бюджета;

    В субъектах РФ, органах местного самоуправ­ления и подведомственных им бюджетных организациях – за счет бюд­жетов субъектов РФ и местных бюджетов;

    Во внебюджетных организациях – за счет собственных средств этих организаций.

    Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, понесенные органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления и организациями (независимо от формы собственнос­ти), возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа – за счет средств, пре­дусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

    Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по ГО, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрак­тов) за счет предусмотренных ими на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.

    Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, возмещение которых не предусмотрено в двух приведенных выше случаях, финансируются:

    - бюджетными учреждениями – в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений:

    - организациями (за исключением бюджетных учреждений) – в разме­рах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющи­ми управление ГО, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

    Поделиться: