Что это такое: буллинг и моббинг в школе? Что такое внеурочная деятельность в школе Что такое в школе.

В этой статье мы расскажем о таком явлении как моббинг. Давайте разберёмся, что же это такое?

Моббинг – это часто встречающееся поведение в обществе, в котором оказывается как правило коллективное воздействие на жертву, или группу людей подверженных этому явлению. Будь то какая-то компания, стандартный класс в школе или просто детская площадка, везде можно встретиться с этим давлением. В наше современное время даже появилось понятие – как кибермоббинг — это давление в сети интернет.

Физическое или моральное насилие в любом обществе не приемлемо

Если вы вдруг стали жертвой этого самого действа, то необходимо немедленно перейти к его искоренению. Потому что это в первую очередь подрывает собственную самооценку и урезает ваше развитие как личности. Как противостоять моббингу – читайте в нашей статье.

В чём же причина моббинга на работе? Это связано не только с жертвой, но и с людьми которые являются провокаторами. Как правило могут быть завязаны рабочие моменты и подчинение руководству, услужливость и как правило в некоторых компаниях, не любят таких людей. И придумывают различные способы мести и наказания.

Проявляется моббинг в давлении на этого самого человека. Здесь может быть и необоснованная критика со стороны коллектива, и распространении сплетней, зачастую ложного характера. Часто встречаются насмешки, игнорирование, оскорбления прямо в лицо, запугивания и даже физическое воздействие.

Бывает так же что давление оказывается со стороны начальника на подчинённых, это называют боссмоббингом. Как правило руководитель таким образом хочет повысить собственный авторитет, и упростить подчинение. Как у нас говорят:

«Боятся, значит уважают»

В группу риска могут попасть люди из категории «белые вороны», они просто другие и часто думают что лучше других, без особых на то причин.

Моббинг в школе

Особенно жестоки дети бывают в переходном возрасте

В младших и средних классах очень распространено такое развлечение – как издевательство над каким то одним учеником всем классом. Моббинг в школе – очень часто встречающееся явление. И это неотъемлемая часть развития детей, волей неволей находится человек который не сможет за себя постоять или проявит слабость в какой либо ситуации. Потом конечно будет об этом долго сожалеть. Потому что постоянные насмешки, угрозы, причинение материального вреда, спланированные «приколы» всем классом над одним человеком не дадут ему нормальной жизни. Что же делать в таких ситуациях? Как избавится от моббинга? Об этом чуть ниже.

Я считаю, что школьный моббинг – самый опасный, потому что на этом этапе идёт формирование психики человека. И поступки которые он совершает закладывают внутреннее поведение на следующие этапы жизни. Хотя, вспоминая свой класс, могу привести пример, который опровергает моё же мнение.

У нас в классе был мальчик, над которым все издевались и он ничего не мог с этим поделать очень долгое время. Но встретив его много лет спустя, уже после того как мы все закончили институты и университеты, мнение моё несколько поменялось.

Мы были на одном модном показе, где тот самый мальчик Олег подошёл ко мне, поздоровался и рассказал, что он сейчас дизайнер, всё у него хорошо, он отлично выглядел, с ним была красивая девушка. И Его уже не тревожили те проблемы что остались в прошлом.

Моббинг на работе и в коллективе

Коллеги с более слабым характером могут поддаваться давлению со стороны коллег

Как уже говорилось ранее о моббинге на работе, здесь опасность заключено больше в рабочем процессе. Так как отвлечение на такого рода поведение, говорит о низком уровне развития людей и тут уже должен задуматься работодатель. Ведь потери будет нести в первую очередь он сам.

Снижение эффективности работы сотрудников и все вытекающие из него последствия. Вот чем может грозить это для компании.

Если вы хотите избавиться от моббинга от лица руководителя, но незамедлительно примите ряд мер которые помогут избавиться от данного вида развлечения в коллективе.

Моббинг бывает двух видов – это вертикальный и горизонтальный.

Вертикальный – это давление со стороны начальства.

Горизонтальный – это давление группы людей внутри коллектива на какое то одно лицо.

Профилактика

Если вникнуть в происхождение этого слова, то мы увидим – моббинг происходит от английского слова – «tomob» что означает — нападать толпой или окружать. Если взять животный мир, то там происходит межвидовая коллективная борьба. То есть это явление генетического характера. На примере ворон, нападающих коллективно на потенциального врага, например кота или прохожего. Но у людей такой вид воздействия проявляется внутри вида, как вы считаете хорошо это или плохо? Террор или травля в коллективе приводит не к самым приятным последствиям.

В России отношение к этому вопросу не так серьёзно, но в Европе, другое отношение – если человек подвергся такому нападению со стороны других сотрудников, то работодатель платит немалые деньги в качестве компенсации пострадавшему. Существуют даже специальные клиники, в которых проводится лечение.

Последствия

Моббинг – это одно из разновидностей эмоционального насилия, наряду с буллингом.

На эту тему даже пишут книги, например – книга «Насилие на работе» была издана в 1998 г. В ней идёт сравнение на том же уровне что и ограбление и изнасилование.

Сами же последствия моббинга в первую очередь скажутся на здоровье человека – как психическом так и физическом. Поэтому нужно отнестись к этому серьёзно. Иначе это может привести к нервным срывам, депрессиям, дезориентации в обществе и другим более серьёзным последствиям.

Все болезни от нервов – считают опытные специалисты, и зачастую люди которые подвергаются таким эмоциональным нападениям постоянно находятся на больничных. Это связано с ослаблением иммунитета, а он в свою очередь ослабляется из за постоянного невроза.

Последствия жестокого обращения с людьми могут быть более серьезными чем неуверенность в себе или депрессия

Вместе с тем падает производительность труда, страдают отношения в коллективе.

Решать вам нужно вам это или нет. Будь вы руководителем, жертвой моббинга или самим моббером.

Как бороться с моббингом?

И вот мы подошли к самому главному, как противостоять моббингу? И как с ним бороться?

В случае возникновения подобных проблем необходимо принимать шаги по противостоянию такому поведению окружающих

В первую очередь, нужно понять саму причину. Не поняв причины, мы можем стучаться о бетонную стену долгие годы. Я думаю это всем понятно.

Если это моббинг в организации, то попробуйте посмотреть на это со стороны, как всё началось и какие ошибки были допущены жертвой. Если это были шутки, сначала безобидные, а потом всё сильнее и сильнее, то здесь нужно в первую очередь, сначала принять это, попробовать посмеяться вместе, а затем, тоже пошутить в ответ. Раз коллективу это нравится, то почему бы и не дать ему то, что он хочет. Но нужно всё обыграть с сарказмом и иронией.

Во вторых – нужно это принять и построить в голове план, желательно сделать на короткий, средний и длинный периоды времени. Постарайтесь оценить свои возможности, на что вы сможете пойти, готовы ли вы дать отпор. Если ситуация критическая, то конечно работу лучше поменять. Как правило на престижной работе такое явление не распространено. Так как все мы люди цивилизованные, и насмешки над более слабыми людьми – это признак недалёкого ума.

Как говорится – всё в нашей голове, и мы способны на что угодно, стоит лишь захотеть!

Как мне в детстве говорил мой дядя:

«Люди в космос летают, а ты уравнение не можешь решить…»

Я думаю это из той же серии.

Попробуйте проявить себя поступками, которые достойны уважения.

В школе, одним из самых простых способов избавления от моббинга является запланированное действие какого либо одноклассника, который имеет хорошую репутацию в классе. Если он заступится за ученика, на которого оказывается давление, его будут только больше уважать, и издеваться над жертвой тоже перестанут. Потому что одному дать отпор тяжело, ведь буллинг это – коллективное влияние.

  1. Если давление оказывается со стороны руководства – бегите из этой «шаражки», ни к чему Вам такое рабочее место;
  2. Если давление со стороны других сотрудников – смотрите по ситуации, сможете ли вы с этим совладать, дать отпор, найти союзника, совершить поступок, который перевернёт ситуацию;
  3. В школе – определите зачинщика, оцените ситуацию, если по силам самостоятельно, то накажите своим методом;
  4. Если самостоятельно не получится, то договоритесь с человеком из класса вам помочь, он от этого только приобретёт, его будут больше уважать, ну а вас перестанут терроризировать.

Грамотное умение управлять поведение других людей помогает достичь больших успехов в жизни и карьере

Вот и всё, спасибо за внимание!

В недалеком прошлом каждый современный родитель учился в школе, писал контрольные работы и сдавал экзамены. Время идет, и в системе образования появляются новшества. ЕГЭ, ОГЭ, ВПР - звонкие аббревиатуры, которые сегодняшние школьники слышат каждый день. Если ваш ребенок учится в то вам обязательно предстоит узнать, что такое ВПР в школе, с этого начнутся государственные испытания уже в четвертом классе. ОГЭ сдают ученики девятых классов, а по окончании среднего образовательного учреждения всех ожидает ЕГЭ. Но обо всем по порядку, разберемся, что ожидает выпускников начальной школы.

Что такое ВПР в школе

Российские школьники впервые написали ВПР по русскому языку в 2015 году, а в последующие годы добавились контрольные по математике и окружающему миру. Всероссийские проверочные работы (ВПР) - это итоговые контрольные работы по разным предметам. ВПР ввели для систематизированной оценки уровня школьного образования по всей стране. Данные работы разработаны с учетом требований ФГОС и оценивают не только учеников, но и качество обучения разных школ.

Если сравнивать ВПР с ЕГЭ, то можно увидеть и общие черты, и разницу. Оба вида испытаний оценивают уровень знаний ученика, но ВПР не является государственной итоговой аттестацией, и все ученики переходят в следующий класс независимо от итогов.

Школьники пишут ВПР впервые в конце четвертого класса, а затем каждый учебный год до окончания школы. И это является хорошей репетицией перед сдачей в конце обучения.

Зачем нужны ВПР

Что такое ВПР в школе, мы разобрались. Второй вопрос, на который стоит ответить: "Для чего и кому это нужно?"

Конечно, результаты являются показательными для учеников и их родителей. Они определяют уровень подготовки ребенка и качество предоставляемых образовательных услуг конкретной школы.

Результаты важны педагогам для оценки качества своей работы и сравнения с показателями всей страны. Анализ результатов ВПР в школе дает возможность оценивать и корректировать методы обучения и преподнесения информации.

Сложно придумать более объективный метод оценки учителей со стороны администрации образовательных учреждений. ВПР дают возможность сделать это непредвзято.

Кроме того, «слабые» школы поступают на особый контроль департаментов образования муниципального, регионального и федерального уровней, для них разрабатываются меры поддержки.

Таким образом, ВПР дают возможность привести образование по всей стране к единому стандарту и максимально повысить уровень обучения в каждой школе.

Как проводятся ВПР в начальных классах

Для проведения ВПР издается школьный приказ, где регламентируется порядок проведения работы. В этом документе определяются основные параметры процедуры:

  • участники организации ВПР;
  • ответственные лица и проверяющие;
  • определение сроков, сколько должны храниться ВПР в школе, и лиц, ответственных за сохранность;
  • порядок проведения и оценивания и другие важные пункты;

Главная обязанность родителей - обеспечить присутствие ребенка на контрольной работе. В рамках проведения ВПР в начальной школе родителей и учеников знакомят с общими требованиями к контрольным работам и с итоговыми результатами.

ВПР для четвертых классов проводятся в одни даты по всей стране. Задания разработаны специалистами федерального уровня и являются идентичными для всех школ.

Работ также являются едиными:

  • готовность продолжать обучение;
  • готовность использовать знания на практике.

Выполняются всероссийские проверочные работы на специальных бланках, где вместо фамилии и имени ученика указан четырехзначный код. Данная мера позволяет исключить предвзятое отношение к конкретному ученику со стороны педагога во время проверки. Оценка работ производится по заданным критериям, полученным вместе с заданием.

Перед началом работы проводится инструктаж, затем ученики приступают непосредственно к выполнению контрольной, на что им дается один урок - 45 минут времени. Использование дополнительных материалов (книги, атласы, словари, калькуляторы) во время работы не допускается. Можно пользоваться только черновиками, но записи на них при проверке не учитываются.

Что такое ВПР в школе и для чего их проводят, мы разобрались, теперь поговорим о ВПР по отдельным предметам.

По каким предметам проводят ВПР

По окончании четвертого класса каждый российский школьник должен написать ВПР по трем предметам:

  • русский язык;
  • математика;
  • окружающий мир.

В работах нет номеров ответов, как в тесте, все задания предусматривают самостоятельный ответ. В ВПР включены задания, затрагивающие самые важные темы подготовки детей начальной школы.

ВПР по русскому языку

Контрольная работа по русскому языку в четвертом классе состоит из двух частей, и на нее отводится два урока в разные дни. В первую часть входит диктант и два задания к нему, вторая часть состоит из двенадцати заданий, девять из них по предложенному тексту. Всего в контрольной получается пятнадцать заданий, два из которых повышенной сложности.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 38.

  • от 0 до 13 баллов - 2;
  • от 14 до 23 баллов - 3;
  • от 24 до 32 баллов - 4;
  • от 33 до 38 баллов - 5.

ВПР по математике

Контрольная работа по математике проводится за один урок и предлагает одиннадцать заданий. При выполнении часть заданий требует только ответ, часть подразумевает рисунок, в остальных требуются и решение, и ответ. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 18.

Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:

  • от 0 до 5 баллов - 2;
  • от 6 до 9 баллов - 3;
  • от 10 до 12 баллов - 4;
  • от 13 до 18 баллов - 5.

ВПР по окружающему миру

Контрольная так же как и работа по математике, проводится за один урок и подразумевает десять заданий, три из которых относятся к повышенному уровню. Часть заданий требует выбор правильного изображения, часть - краткий ответ, часть - развернутый ответ. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик, равняется 31.

Баллы переводят в оценки в соответствии со следующей шкалой:

  • от 0 до 7 баллов - 2;
  • от 8 до 17 баллов - 3;
  • от 18 до 25 баллов - 4;
  • от 26 до 31 баллов - 5.

Как подготовить ребенка к ВПР

Специальная подготовка к ВПР в школе не требуется. Знаний, которые ребенок получал на протяжении четырех лет обучения, вполне достаточно. Оценка за ВПР не является итоговой за все годы и не играет роли в дальнейшей учебной деятельности ребенка.

Опытные учителя относятся к таким работам оптимистично, не стремятся «натаскать» учеников за месяц до назначенной даты, а планомерно, качественно и интересно обучают предмету, что позволяет достигать хороших результатов. Непрофессионально со стороны учителя создавать ауру высокой важности и нервозности вокруг ВПР, это действует негативно на психику учеников, и результаты могут оказаться ниже реального уровня знаний.

Чтобы ваш ребенок превосходно справился с ВПР по итогам обучения в начальной школе, можно следовать следующим советам опытных преподавателей:

  • Для хороших результатов диктанта по русскому языку полезным будет развитие навыка ребенка писать под диктовку разных людей. За четыре года ребенок привыкает к голосу своего преподавателя, его интонации и тембру.
  • Для подготовки к ВПР можно использовать банк заданий, который размещен на образовательных ресурсах, и дополнительно заниматься дома.
  • Необходимо повышать уровень общей эрудиции ребенка, читать книги и энциклопедии.
  • Не создавать дополнительный стресс для ребенка вокруг ВПР, быть спокойными, не предъявлять завышенных требований.
  • Не пытаться «впихнуть» в голову ребенка все знания за последний месяц, это приведет к перенапряжению.

Всех учеников, начиная с четвертого класса, ждут ежегодные ВПР в школе. Расшифровка этой звучной аббревиатуры не так уж страшна. Как и любая другая контрольная работа, она требует усвоения пройденного материала и умения его применять на практике. Относиться к таким испытаниям нужно спокойно и родителям, и ученикам, и педагогам. Мониторинг уровня знаний учеников и последующие корректирующие мероприятия позволяют поднимать общий уровень образования в стране.

Кажется, что дети являются самыми милыми и добрыми существами на планете. Однако по факту оказывается обратное. Именно в школьном возрасте дети более всего проявляют агрессивное поведение. Буллинг – частое явление среди детей, где происходит травля, насилие, преследование одного ребенка другим или даже целым коллективом. Сами дети не будут решать проблему, жертва будет страдать. Бороться должны учителя и родители, чтобы не происходил буллинг в школе.

Интернет-журнал сайт называет детский буллинг своеобразным инстинктивным поведением, когда слабое звено в коллективе вызывает желание устранить ее. В природе тоже существует буллинг. Животные убивают себе подобных, когда те являются слабыми, больными, недоразвитыми. Другими словами, это эволюционный механизм самой природы, которая направлена на то, чтобы в мире выживал только сильнейший, здоровый, генетически развитый.

Буллинг возникает на основе желания детей устранить из своего общества того, кого они считают слабым, немощным, неблагополучным, то есть эволюционно негодным для дальнейшего развития и выведения своего потомства. Но поскольку речь идет о людях, буллинг становится отрицательным явлением. Больше всего психологически страдает жертва, которой может стать ребенок:

  1. Из семьи с низким достатком или из неблагополучной семьи.
  2. Слабый.
  3. С физическими проблемами.
  4. Хорошо обучающийся (как его называют «ботан»).
  5. Застенчивый.
  6. С талантами.
  7. Нерешительный.
  8. Отсталый в интеллекте или психике.

Простыми словами, буллингом является агрессивное поведение детей по отношению к конкретному лицу. Причем это является не просто неприятием какого-то лица, поскольку он значительно чем-то отличается, а целенаправленная его травля. К постоянно, ежедневно осуществляется , насмешки, издевательства.

Что такое буллинг?

Следует отличать моббинг и буллинг – два вида преследования . Под буллингом понимается преследование, избиение, насилие, террор, травля, то есть физическое воздействие на жертву, которую человек или целый коллектив желает устранить. Моббинг предполагает моральное, психологическое насилие – распускание сплетен, обзывания, насмешки, жестокие шутки, игнорирование.

Буллинг на сегодняшний день – распространенное явление среди детей. Если вам кажется, что такого раньше не было, то вы ошибаетесь. Около половины детей испытывали на себе физическое насилие, а приблизительно 20% детей сами становились инициаторами буллинга.

Буллинг базируется на неравенстве сил (численных, психологических или физических), что вызывает острую реакцию у жертвы и неспособность защитить себя. Обычно буллинг осуществляется сильным человеком, который может надавить на слабое место жертвы:

  1. Выносливые и сильные травят слабых.
  2. Группа детей нападает на одиночек.
  3. Лидеры групп задирают неустойчивых психически.

Школьный буллинг обычно носит форму, когда старшеклассники устраивают дедовщину и начинают травить отдельных лиц с младшей школы. Они отбирают у них деньги, игрушки, телефоны, обеды и пр. Уже в средней школе буллинг часто переходит в моббинг – когда начинают распускаться сплетни, весь класс игнорирует или тотально бойкотирует против кого-то, унизительно шутит или насмехается над жертвой.

Буллинг чаще начинается с агрессивного поведения одного человека (с целью повышения своей самооценки, привлечения внимания, демонстрации своего доминирования, лидерства) по отношению к другому. Здесь окружающие дети разделяются на три группы: поддерживающие буллинг, защищаю жертву и сторонние наблюдатели, которым все равно, что происходит. Если жертва себя никак не защищает, занимает позицию принятия того, что над ней происходит насилие, это может вызвать гнев и раздражение у тех, кто ее ранее защищал. В лучшем случае бывшие помощники жертвы уйдут в сторону, когда им все равно, что происходит. Но нередко бывшие защитники жертвы вскоре сами становятся теми, кто на нее нападает, поскольку возмущены ее поведением.

Буллинг всегда возникает там, где личность может быть обесценена, для коллектива это нормально. При этом жертва часто теряет способность каким-либо образом удовлетворять свои потребности и нужды в коллективе, сначала впадает в апатию, а затем неосознаваемую агрессию. Если человек воспитывается родителями так, что человеческое достоинство превыше каких-то норм и общепринятых правил, тогда буллинг в таком коллективе будет отсутствовать.

Жертвой становится личность:

  • Выделяющаяся на фоне остальных в одежде, внешности, способностях, вкусах и пр.
  • Не вписывающаяся в понятие нормы.
  • Новые члены коллектива, которые не желают себя вести так, как принято в группе.
  • С повышенной чувствительностью, которую легко обидеть, что позволяет получить заряд положительной энергии.
  • Случайный ребенок, который стал жертвой сначала травли (психологической или моральной) со стороны авторитета – родителей или учителей. Поначалу учитель при всем классе унижает конкретного ученика, а затем и весь класс подхватывает дозволенное поведение, начинает травить жертву.

Буллерами тоже становятся не все дети. Здесь должны иметься предпосылки для возникновения буллингового поведения по отношению к другим детям:

  1. Отсутствие заботы и любви, граничащие с равнодушием со стороны родителей.
  2. Отсутствие авторитетов и запретов, незнание норм поведения и неумение выстраивать доброжелательные отношения.

Буллеры на самом деле испытывают агрессию и боль внутри себя по отношению к родителям, которые не дают им любви. Поэтому они ищут способы высвобождения своих переживаний. Они ищут слабых и немощных, над которыми могут доминировать, что и позволит им ощутить власть над чужой жизнью, поскольку своей они не могут управлять.

Буллеры делят мир на черное и белое. Они четко разделяют людей на своих и чужих. При этом тщательно выбирают тех, с кем будут общаться (подходят лишь те, кто достоин их внимания). Буллеры боятся одного – поражения, поэтому они выбирают в жертвы не слабых, а тех, кто не сможет им ответить.

Буллинг приводит к негативным последствиям для всех участников процесса. Жертва приходит к:

  1. Наркотической или алкогольной зависимости.
  2. Проблемам со сном, потере аппетита.
  3. Снижению обучаемости, психической деятельности.
  4. Психологическим проблемам.
  5. Прогулам.
  6. Выбору профессии, которая не связана с общением с другими людьми и работой в коллективе.
  7. Одиночеству по жизни.

Буллеры тоже приходят к негативным последствиям:

  1. Социальная нереализованность, поскольку их модели поведения не помогают им во взрослой реальной жизни.
  2. Трудности в общении с людьми, поскольку они их ненавидит.
  3. Личностные нарушения.
  4. Преступные действия.

Буллинг часто наблюдается в школьной среде, где дети наиболее беспощадны из-за накопившегося внутреннего напряжения. Буллинг может носить различный характер, начиная от толканий в коридоре и дергания за косички и кончая избиениями, порезами, порчей имущества.

Буллинг может носить пассивный характер, когда жертву просто игнорируют, устраивают ей бойкот, не вовлекают в общественную жизнь класса, и активный характер, когда жертву постоянно физически избивают, насмехаются, распускают сплетни, угрожают или шантажируют.

Самый легкий вариант буллинга – словесные оскорбления, насмешки, угрозы, проклятия. Поскольку у современных детей имеются различные технические приспособления, развивается так называемый кибербуллинг – когда жертву различными способами оскорбляют и унижают в сети Интернет в социальных сетях. Здесь используются словесные угрозы, насмешки, оскорбления, видео и фото, которые являются реальными или смонтированными и выставляют жертву в самом худшем свете.

Причинами буллинга называются:

  1. Личная нереализованность внутренних потребностей ребенка.
  2. Модель поведения родителей, которых копирует ребенок. Взрослые тоже кого-то унижают, оскорбляют, подобным образом относятся к ребенку.
  3. Поведение учителей, которые профессионально выгорели, обладают низкой квалификацией или личностно не созрели. Такие учителя позволяют себе унижать учеников, сравнивать их, неадекватно наказывать. Дети перенимают такую модель поведения в адрес того, к кому учитель пренебрежительно относится.

Остановить буллинг в первую очередь могут сами ученики. Буллер может остановиться в своих действиях, если на него повлияют взрослые. А вот жертва может сама стать сильной либо воспользоваться силой и помощью своих защитников, когда они у нее появляются.

Как остановить детскую травлю?

Жертве нужно обратиться за помощью к взрослым (родители, учителя, старшие братья и сестры), чтобы получить от них поддержку. Буллера следует останавливать более сильными личностями, однако никакие доводы не помогут. Здесь нужно лишить буллера зрителей, на которых он и работает. Ведь пока есть зрители, он и проявляет свою агрессию, тем самым показывая, какой он сильный и могучий.

Если буллинг происходит во время урока, то учителям следует останавливать изложение материала и переходить к воспитательным мерам. Ведь школа должна не только давать знания, но и заниматься моральным воспитанием детей.

Дома родители как жертвы, так и буллера должны уделять своим детям должное внимание. Здесь нужно общаться с детьми, выслушивать их переживания, интересоваться их мнением, проявлять терпение, особенно в первое время, пока ребенок будет закрыт.

Если ребенок оказывается буллером, то родителям не нужно его наказывать, поскольку это лишь еще больше отдалит его от взрослых. Нужно откровенно поговорить, что толкает ребенка на подобное поведение. Что стоит за желанием ребенка причинить вред другому школьнику? Если родителям не удается это выяснить самим, тогда нужно воспользоваться помощью психолога (хотя бы школьного).

Достаточно часто оказывается, что жертвами и буллерами становятся дети, которые проживают в одинаковых семейных обстановках. Только один ребенок выбирает позицию агрессора, а второй – беспомощного человека. Однако буллер и жертва одинаковы в своих бедах, поэтому притягиваются друг к другу.

Профилактика буллинга

Буллинг можно предотвратить, если над этим будут работать взрослые – и родители, и учителя:

  1. Внутри семьи создавать комфортную обстановку, где желания и мысли ребенка слышатся, а потребности максимально удовлетворяются.
  2. Учителя должны должное внимание уделять не только обучению материала, но и воспитанию детей. Создавать внутри класса обстановку взаимоуважения и взаимопомощи.
  3. Исключить просмотр детьми фильмов, передач и сериалов, где демонстрируется насилие и неуважение к другим людям.
  4. Нужно заниматься воспитанием определенных качеств характера, которые будут способствовать мирному сосуществованию с другими людьми.
  5. Обучать моделям поведения общения и контакта с другими детьми.

Итог

Буллинг – это отношения между сильными и слабыми, где люди делятся и четко занимают свои позиции. Нередко это возникает в коллективах, где существует иерархия. Буллер старается занять лидирующую позицию. И единственным доступным способом, который понятен любому ребенку, является применение насилия словесного или физического, поскольку, скорее всего, эта модель поведения знакома ему при наблюдении за своими родителями.

Приветствую вас, дорогие читатели! Мы с вами затронем такую болезненную для многих детей и родителей тему, как буллинг: что это такое, знают не все. Если вы впервые слышите слово «буллинг», это еще не означает, что вы или ваш ребенок не сталкивались с этим явлением в реальности. Разберемся, что подразумевается под необычным иностранным названием.

Буллинг в школе

Удивительно, но аналогов слову «буллинг» в русском языке нет. Так собирательно называют сознательный террор, направленный против ребенка со стороны одного или нескольких детей из его окружения. Само английское слово означает «хулиган, драчун, забияка» и т.д. Иными словами, это моральные или физические издевательства, которым может подвергнуться любой школьник.

Впервые буллинг как социальное явление заметили в Англии в 1905 году, хотя нельзя сказать, что травля отдельно выбранного человека в детских и подростковых коллективах не существовала до этого времени. С тех пор разговоры о нем не утихают в среде педагогов и психологов. По статистике, от 4 до 50% детей сталкиваются с травлей. Это могут быть единичные случаи или регулярная тактика.

Последнее время буллинг имеет место не только в начальной школе, но даже в детских садах. Дети по своей природе жестоки и пока не умеют сдерживать эмоции и находить компромиссы. Если они кого-то невзлюбили, жертву ожидают нападки и даже побои.

Подростковый буллинг может быть еще более жестоким, поскольку в этот период дети подвергаются меньшему контролю со стороны родителей. В то же время идет становление отношений между полами, и для некоторых детей этот процесс проходит болезненно.

Существует несколько видов травли в рамках одного коллектива:

  • Физический . Он может колебаться от побоев до серьезного членовредительства.
  • Поведенческий . С ребенком сознательно не вступают в контакт, не разговаривают, распускают сплетни, крадут или портят личные вещи, наговаривают.
  • Вербальный . Выражается в подколах, кличках, обзывательствах, оскорблениях.
  • Кибербуллинг . Это атака в соц. сетях, выкладывание в интернет неприглядных видео, фото, текстов.

Причиной буллинга может стать что угодно: внешний вид жертвы, особенности поведения, манера говорить и т.д. Слабые в моральном или физическом отношении дети, не умеющие себя защищать, тоже могут стать предметом травли.

В качестве агрессоров, как принято считать, выступают дети из неблагополучных семей. Но сегодня ситуация изменилась. Ситуацию буллинга могут создать и малыши из богатых семей, где родители ощущают собственную вседозволенность и одновременно мало занимаются детьми и не уделяют им внимание.


Вопрос о том, как бороться с буллингом, довольно сложный, ведь диагностика явления затруднена. Одно дело, если ситуация закончилась побоями (в качестве доказательства их можно представить в детской комнате милиции), и совсем другое дело, если травля происходит по интернету или в разговорах.

В последнем случае требуется очное разбирательство в присутствии родителей обидчика и жертвы, педагогов, психологов. Если факт буллинга будет признан большинством, в том числе специалистами, необходима срочная профилактика в группе.

Работа должна проводиться педагогами, психологами, иногда требуется вмешательство других специалистов, в частности медиков. Буллинг – проблема не одного человека, а группы. Если ваш ребенок стал жертвой, ни в коем случае не обвиняйте его. Виновата группа, а не отдельный человек.

Ситуация ухудшается еще и тем, что родители и педагоги сами потакают агрессорам. Если в семье родители страдают нарциссизмом, считают себя успешными и лучшими во всем, или занимаются рукоприкладством, их стиль поведения будет копировать ребенок.

Наоборот, чересчур интеллигентные родители, которые не умеют за себя постоять, не стремятся решать конфликты, а предпочитают их обходить стороной, потенциально воспитывают жертву.

Масла в огонь подливают и педагоги, выделяя в классе лучших учеников или показывая мимикой, поведением, что какой-то ребенок их не устраивает. Так потенциально детская группа делится на агрессоров и жертв.

Канистерапия, как профилактика буллинга


В последнее время популярность набирает технологии канистерапия как средство профилактики буллинга. Это психотерапия, где лечение проводят собаки под руководством тренеров. Чтобы заслужить уважение животного, человек должен уважать себя и других, но при этом не ощущать себя жертвой.

Общаясь с собаками, дети учатся равноправию и признанию прав других людей. Методика уже получила негласное признание, хотя официально как метод психотерапии в России пока не утверждена.

О себе и буллинге

От себя хочу сказать, что испытала это явление на себе в школе. Со стороны одноклассницы я слышала издевательства в свою сторону, а последней каплей стало то, что она повытирала ноги об мою одежду. В прямом смысле этого слова. Конечно, у меня была паника и что делать я не знала.

Я приходила домой и плакала. И тогда мама отправила меня в секцию карате. Вы знаете, там нашлись люди, тренеры, которые показали, что я сильная, многое могу, меня уважают и это прибавило мне уверенности на 1000%.

Как сейчас помню, последнее ее издевательство было в спортивном зале на уроке физкультуры. Я треснула ее, захватила и сказала что-то очень грозное. Слов не помню. Помню что мальчишки нас разнимали, а после этого все прекратилось. И отношения в классе стали на много лучше.

Я была другая, уверенная. Я уже ничего не боялась.

Прошло уже много лет, вспоминая все это, могу сказать, что такие ситуации очень закаляют. В жизни такого на много больше и этот первый жизненный урок я прошла уже в школе на «отлично».

Моббинг и буллинг

Моббинг – понятие, очень похожее на буллинг. Их часто путают, поскольку суть их действительно тяжело различить. Проводя границу между понятиями, психологи говорят о том, что моббинг – это коллективная травля, а буллинг осуществляется один на один.

В чем отличие, сможет сказать только специалист, поскольку сегодня в употреблении понятия часто путают и вместо моббинга употребляют буллинг как более популярное и распространенное.


Говоря о моббинге, чаще подразумевают травлю коллег по работе. Но явление встречается и в ученическом коллективе. Есть и другое обозначение. Моббинг – противостояние, направленное против группы, пользующейся преимуществом, более слабой или имеющей отличительные черты. Встречается и расовый моббинг, если в школе учатся дети разных национальностей.

Причины и технологии предупреждения явления тесно взаимосвязаны. В школьном коллективе должны регулярно проводиться беседы с родителями и детьми, в которых участвуют профессиональные психологи.

Сами педагоги должны исключить всяческое выделение отдельных учеников в классе и способствовать живой, непосредственной атмосфере общения.

Родители должны позаботиться о теплой атмосфере воспитания в семье, исключить издевки и телесные наказания. Только здоровым, доброжелательным отношением в коллективе можно исключить моббинг и буллинг как социальные явления.

Дорогие читатели, мы с вами рассмотрели, какие последствия может иметь травля человека в коллективе. Не стоит терпеть это, нужно всегда искать выход и никогда не чувствовать себя жертвой. Если у вас есть комментарии, оставляйте их на сайте или поделитесь статьей со своими друзьями в соц. сетях.

Внеурочная детальность в школе играет большую роль в формировании личности ребенка, его коммуникативных функций, расширения интересов и кругозора, воспитывает умение работать и вести себя в коллективе. Внеурочная деятельность может быть физической или умственной.

Задача и цели внеурочной деятельности

Основная задача внеурочных занятий — всестороннее воспитание детей младшего школьного возраста, их активное участие в социуме. Цель таких занятий – многогранное развитие ребенка как независимой личности, воспитание в нем позитивного отношения и желания получать новые знания, стремится к учебе. Воспитание целеустремленности и умения ставить перед собой жизненные цели, умение находить пути их достижения.

Внеурочная деятельность в школе — один из основных методов воспитания моральных принципов у ребенка, правильное восприятие жизни и умение общаться с людьми. «Особенное значение имеет внеклассная деятельность в младших классах, когда дети и без того проходят через довольно сложный жизненный период переоценки ценностей и нового восприятия окружающего мира, и в этот период очень многое зависит не только родителей, но и от учителей, которые занимаются детьми».

Виды внеурочной деятельности

Деятельность вне класса делится на несколько видов:

  • игровая,
  • познавательная,
  • развлекательная,
  • краеведческая,
  • спортивная,
  • трудовая,
  • творческая.

Отдельного внимания заслуживает познавательная деятельность. Учителям, занимающимся внеклассными занятиями с детьми, необходимо постоянно прививать и воспитывать интерес у детей к новым знаниям, к постоянному познанию окружающего мира и открытию для себя чего-то нового.

Главное не перегружать ребенка большим количеством информации. Дети в младшей школе не могут долго сохранять интерес и усидчивость к одному делу, они не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Так как школьники в младших классах быстро утомляются, занятия вне класса должны быть легкими, и главное, интересными для детей.

Придя с детьми в парк на прогулку, расскажите им про грибы, какие есть виды, поставьте цель найти белый гриб, лисичку, опята, смотря на рисунок. Деткам нравится исследовательская работа, поиск нового и интересного, особенно если это все сопровождается активной прогулкой на свежем воздухе.

Благодаря внеклассным занятиям, ребенок постепенно может найти свое основное хобби. Кому – то понравится решать задачки, кто-то будет в восторге от рисования пейзажей, лепки и так далее. Впоследствии, такое хобби может перерасти в нечто большое, и обозначить дальнейший путь ребенка уже во взрослой жизни.

Внеклассные занятия должны охватывать разные аспекты, чтобы получить всесторонние знания по разным школьным наукам. Главное – интерес. Если школьник не будет заинтересован в том, что он делает, у него ничего не получиться. Когда ребенок начинает терять интерес на определенном предмете, он начнет в дальнейшем испытывать трудности в учебе, так как не захочет учить скучный предмет. Учитель, занимающийся внеклассными занятиями с детьми, должен сам быть заинтересован в том, что он делает. Дети сразу чувствую неискренность, и если учителю совсем скучно, из таких занятий ничего хорошего не получится. С детьми главное быть ярким, изобретательным, постоянно выдумывать интересный досуг для своих подопечных.

Похожие материалы:


Для того чтобы ваш ребенок правильно развивался, чтоб в нем формировалась личность, для ребенка мало просто посещать школу. Для ребенка очень важны в его развитии и развитии...


На процесс формирования личности большое влияние оказывают такие характеристики, как духовность и нравственность. Духовность принято ассоциировать с ценностями человека, его...

Поделиться: