Что дают за пай земли. Земельный пай

С 1991 года у бывших работников колхозов появилась возможность получить безвозмездно , который они смогут использовать для сельскохозяйственных работ. Кто имеет право на выделение такого надела, как и для каких целей его можно получить?

Понятие земельного пая

В эпоху времен Советского Союза государство выделяла колхозам большие участки земли для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Колхозы распоряжались этими участками единолично. После проведения земельной реформы у каждого гражданина появилась возможность получить участок в собственность для личного использования .

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что под земельным паем понимается участок, который выдается человеку из общего актива земельного надела.

Важным моментом в понятии земельного пая является то, что это только получение права на землю, участок Человек при получении пая становится обладателем размера и оценки в денежном эквиваленте , но выделение данного участка на местности он не имеет. Пай можно использовать для сельскохозяйственных работ. При этом обязательно должны учитываться интересы других пайщиков.

  • работники предприятий сельского хозяйства;
  • сотрудники социальных объектов, которые находятся на территории хозяйств.

Владелец участка вправе использовать его по своему усмотрению. Он может подарить его, сдать в аренду, продать . Чаще всего земельные наделы арендует у граждан аграрный сектор.

Владелец участка может передать его в дар. Для этого нужно составить договор дарения. Сделка будет считаться действительной, если не последует встречная передача.

Приватизация участков

Паи подлежат обязательной приватизации . Процесс оформления включает в себя несколько шагов:

  1. В самом начале требуется подать объявление в средства массовой информации о намерении выделить надел из общедолевой собственности. Объявление подают в областные и районные газеты. В нем должна содержаться вся информация об участке и дата проведения собрания.
  2. Вторым шагом является проведение собрания и подписание протокола. Собрание проводится не ранее 30 дней после того, как было опубликовано объявление.
  3. Заключение договора на проведение межевания участка, вынесение границ. Итогом будет получение земельного дела.
  4. После процедуры межевания документы передаются для получения кадастрового номера.
  5. Последним шагом является оформление участка в собственность.

Процесс приватизации земельного пая очень долгий. Минимум он составляет полгода, максимальный срок на практике может достигать 12 месяцев.

Если земельный пай нужно оформить в собственность через куплю-продажу?

В таком случае необходимо оформить договор купли-продажи и обратиться в Регистрационную палату. Для регистрации требуется предоставить пакет документов :

  • копии и оригиналы документов, удостоверяющих личности обоих участников сделки;
  • договор купли-продажи, который свидетельствует о совершении сделки;
  • согласие супруга в письменном виде на приобретение участка;
  • документы о праве собственности на земельный надел;
  • согласие супруга или супруги продавца на продажу участка;
  • справки о том, что были отправлены уведомления другим пайщиком о намерении продать участок;
  • заявление;
  • оплаченная госпошлина.

Во многих случаях при оформлении купли-продажи может потребоваться согласие представителей Администрации сельских поселений, на чьей территории находится земельный надел.

Что делать в тех случаях, когда документы на земельный пай были утеряны?

Если ранее было оформлено межевание и зарегистрирована собственность, можно обратиться в Росреестр, чтобы получить информацию о имеющемся объекте. Если данный участок зарегистрирован, дубликаты документов можно получить в Росреестре.

Если такие сведения отсутствуют, необходимо обращаться в Администрацию местного самоуправления для восстановления свидетельства о выделении пая. После получения дубликата документа, необходимо зарегистрировать участок в собственность.

Межевание земельного пая

Процедура оформления земельных паев в собственность четко прописана в Земельном кодексе. С 2017 года в порядок оформления земельных участков в собственность были внесены изменения .

При подаче документов в Регистрационную палату обязательно нужно предоставлять акт о проведении межевания – это план территории и основные сведения об участке. Не предоставлять план межевания могут только владельцы садовых участков, но это исключение действует только до 01.01.2018 года.

Для того, чтобы сделать межевание, необходимо обратиться в организации, которые занимаются геодезическими услугами. Определениями границ надела занимаются кадастровые инженеры. Они должны быть участниками независимой организации. Для проведения работ заключается договор подряда. Кроме того, потребуется предоставить следующие документы:

  1. Заявление, которое пишется в свободной форме, с приложением технического задания.
  2. Документы, которые подтверждают право владением участка. Это могут быть договор купли-продажи, свидетельство о наследовании, решение муниципального органа о выделе участка в аренду.
  3. Свидетельство об официальном оформлении надела, план местности, месторасположение участка, выписка из кадастрового списка.

Если на территории, где находится участок, расположено какое-либо строение, необходимо предоставить .

Если межевание заказывает юридическое лицо, пакет документов необходимо предоставлять такой же, кроме того, необходимо иметь:

  • устав предприятия и доверенность, выписанная на представляющее лицо;
  • свидетельство о государственной и налоговой регистрации;
  • принятое решение участников о проведении межевания.

При выделении границ надела из общей долевой собственности потребуется согласие владельцев других участков . Как правило, необходимо их присутствие при процедуре межевания. Далее составляется акт замеров площадей, определение координат точек периметра.

Для дальнейших действий выдается акт межевания . Он необходим, так как содержит согласие всех заинтересованных лиц. Если другие собственники не являются на процедуру межевания, им рассылаются уведомления, куда они должны обратиться, чтобы подписать бумаги. Явиться на подписание они обязаны в течение 30 дней . Если они не являются, документы оформляются без них.

Невостребованные земельные паи

Среди участков сельхозназначения нередко встречаются невостребованные паи. Это те наделы, которые долгое время не используются их владельцами по назначению. В соответствии с нормами закона, если землю не использовали более трех лет, ее можно считать невостребованной . Время исчисляется с момента оформления права собственности на участок.

Кроме того, к списку невостребованных могут быть отнесены участки со следующими характеристиками:

  1. Неизвестен владелец земельного надела.
  2. Собственник участка умер, и у него не осталось наследников.
  3. Наследники после смерти владельца пая не имеют возможности им воспользоваться.
  4. Законные наследники отказались от вступления в наследство или были отстранены от него.

Обратите внимание! Ранее по закону признать земли невостребованными было невозможно. Современное законодательство предусматривает такую возможность.

Владельцы земель, которые попали в список невостребованных, вправе опротестовать данный факт. Для этого необходимо написать заявление в Администрацию того поселения, на территории которого расположен надел. Решение о том, что определенный участок должен быть признан невостребованным принимается на общем собрании собственников. Оспорить данное решение можно через суд. Такие споры возникают чаще всего.

Органы местного самоуправления должны составлять списки участков, которые не используются по назначению, либо после смерти владельца не обнаружены наследники. После составления они должны быть опубликованы в средствах массовой информации и на щитах административных зданий органов местного самоуправления . Это обязательная процедура и она должна быть проведена за три месяца до организации собрания собственников. После этого собирается собрание, на котором проходит утверждение невостребованных наделов.

Если по истечению четырех месяцев собрание не было организовано, органы местного самоуправления утверждают список самостоятельно без участия собственников. Далее представители местного самоуправления обращаются в суд для того, чтобы признать право собственности на данные участки земли.

Земельные паи в колхозах, проблемы и вопросы

Наделение участками земли граждан дало не только возможность пользования землей, но и принесло некоторые проблемы . Не все жители сел планировали эффективно распоряжаться землями, как это было задумано по программе. У многих не было возможности обрабатывать эти наделы. В некоторых случаях земля могла достаться по наследству или договору дарения городским жителям, которым она была не нужна.

И на сегодняшний день проблема нахождения участков у граждан, которым они не нужны, сохраняется. Для того, чтобы земли использовались по назначению, необходимо обеспечить контроль за куплей-продажей, за использованием данных наделов.

Часто возникают проблемы при выделении участка с остальными собственниками. Каждый владелец хочет получить самую хорошую территорию, расположенную ближе к лесу или озеру.

С земельными участками часто возникают судебные споры.

Пример:

Спор в городском суде Гатчины Ленинградской области. Его суть сводится к тому, истец подает иск о признании прав на долю, ответчиком по делу является АО. В данной ситуации оригинал документа о собственности был утерян. По мнению судей, при реорганизации колхозов земельные паи автоматически переходят в уставной капитал нового общества. С помощью юристов удалось восстановить право собственности на земельный пай. Решение было обосновано тем, что законодательство, действующее на период 1992 года, не предусматривало реорганизацию колхозов путем передачи земель в новые АО без наделения долей бывшим работникам. Внесения пая в уставной капитал АО может быть произведено только по письменному заявлению самого собственника. Нет ни одной правовой нормы, которая говорила бы об автоматическом переходе наделов. В данной ситуации истец никаких заявлений не подписывал, не был приглашен на учредительное собрание. Спор был решен в пользу истца.

Споры возникают не только по оформлению участков в собственность, но и

Например, судебное дело о границах с колхозом:

Гражданину выделили земельный пай с 1993 году, все время он его использовал для сельскохозяйственных нужд, ежегодно обрабатывал. А в 2002 году решил оформить его в собственность. При проведении межевания оказалось, что часть его участка заходит на совхозные земли. В оформлении собственности было отказано. Для решения вопроса пришлось обращаться в суд. Владельцу участка потребовалось собирать доказательства, что он долгое время использовал участок по прямому назначению, на его территории находились хозяйственные постройки. Решение суда было принято в пользу истца.

Таким образом, чтобы в полной мере пользоваться своим земельным паем, необходимо в обязательном порядке выделить его из общей доли .

Несмотря на все сложности и большие сроки оформления, наличие земельного пая имеет плюсы. Основным преимуществом является получение дохода с участка. Это может быть, как доход от продажи или , так и непосредственный доход от ведения сельскохозяйственной деятельности.

Информация для покупателей

Для тех, кто планирует обустроить собственное поместье. Подробный очень наглядный инструктаж о том, как найти и купить земельный пай.

С. КУЛЫГИНА

С. Кулыгина, экономист.

В правовых актах по земельному вопросу, изданных в период последнего реформирования сельского хозяйства страны (начиная с 1991 г.), наблюдается различный подход к одним и тем же людям в зависимости от времени выхода того или иного акта. Речь идет о достаточно широкой категории граждан - сельских пенсионерах, работавших ранее в социальной сфере. Это бывшие работники народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания. Все они не включаются в списки лиц, имеющих право на земельную долю при реорганизации колхозов и совхозов в новые АО, ТОО и т.п., чем фактически подвергнуты дискриминации по возрастному признаку. Их лишили различных льгот на услуги, связанные с использованием сельхозтехники, обеспечением топливом, газом и т.п., которыми пользуются члены новоявленных АО и ТОО. Земельные угодья для выпаса скота и сенокошения, которыми они пользовались десятилетиями, им приходится теперь арендовать у нового собственника. При существующих скудных пенсиях многие ветераны окажутся неплатежеспособными и будут вынуждены отказаться от содержания домашнего скота.

Регулирование вопросов, связанных с правом собственности на землю, должно осуществляться согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, федеральным законом. Однако на сегодняшний день по этому вопросу существует лишь несколько указов Президента РФ и постановлений Правительства.

В защиту своих прав граждане не могут обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации ввиду отсутствия закона, а суды на местах не знают, как решать возникающие споры. До сих пор наделение земельными паями осуществлялось местными органами самоуправления во исполнение постановлений Правительства.

В то же время Закон "О земельной реформе", принятый Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1990 г., не решил конкретных вопросов собственности на землю. Это и понятно. Тогда еще действовала Конституция РСФСР, в соответствии с которой земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являлись достоянием народов, проживающих на соответствующей территории.

Видимо, после принятия новой Конституции РФ в декабре 1993 г. действие существовавших на тот момент нормативных актов в области земельной реформы следовало в отдельных вопросах принципиально пересмотреть. Поэтому заявление Государственной Думы, принятое Постановлением от 13 марта 1996 г., о том, что правоотношения собственности на землю, не основывающиеся на федеральном законе, "не пользуются правовой поддержкой и защитой со стороны государства и могут быть оспорены по суду", опоздало по крайней мере на два с половиной года и могло появиться не только в связи с президентским Указом от 7 марта 1996 г.

Правовая непоследовательность в земельном законодательстве повлекла за собой правовые ошибки. В частности, нормативные акты исполнительных органов государственной власти Российской Федерации содержат правовую неопределенность, дающую возможность двоякого толкования. Наблюдаются, например, различные взгляды на вопрос: включаются либо не включаются пенсионеры социальной сферы села в число лиц, имеющих право на земельную долю бесплатно. В результате чего получилось, что одни и те же люди в разное время (в зависимости от времени выхода постановлений Правительства) могли либо иметь это право, либо нет, что не могло не привести к определенным коллизиям, в результате которых возникали судебные разбирательства.

Так, в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (п. 9) это право определено следующим образом: "Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства".

Трудовые коллективы, как правило, и наделяли пенсионеров социальной сферы паями наравне с работниками социальной сферы и пенсионерами хозяйств, что соответствовало и здравому смыслу. В противном случае перечеркивается 30 - 40-летняя трудовая жизнь на благо совхоза этих пенсионеров. Надо было, оказывается, хотя бы один день проработать в АО, ТОО и т.д., чтобы не было подобных проблем.

Кроме того, в законодательстве на тот период предусматривалась "равная защита прав граждан", чем, видимо, и руководствовались вначале местные органы самоуправления и земельные комитеты при доведении информации о предстоящей реорганизации до трудовых коллективов хозяйства. Там, где земли было достаточно (как, например, в Тверской области), трудовые коллективы хозяйств, как правило, наделяли долями и работающих на тот момент в социальной сфере, и тех, кто обслуживал эту сферу в прошлом, - пенсионеров.

Однако позже, а именно после выхода Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 213 и во исполнение его - Постановления Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, "установка" резко поменялась не в пользу этих пенсионеров. До регионов было доведено письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации от 14 декабря 1992 г. N 2-12/3227. В соответствии с ним, во-первых, не подлежат пересмотру решения трудовых коллективов хозяйств о наделении земельными долями, принятые до 4 сентября 1992 г.; во-вторых, после этой даты юридическую силу в вопросах наделения земельными долями стали иметь только решения глав местных администраций. Подтверждением тому является ответ на запрос Андреапольского районного суда Тверской области из Главного управления аграрной политики Минсельхоза РФ за подписью начальника главка В. Денисова: "В соответствии с действующим законодательством... пенсионеры социальной сферы не включены в перечень лиц, имеющих право на земельную долю (пай) при реорганизации колхозов и совхозов". Суждение достаточно категоричное, хотя прямого запрета в законодательстве все-таки не было.

Кроме того, при тщательном анализе вышеназванных нормативных актов выясняется, что в Постановлении Правительства РФ N 708 содержится неверное толкование самого Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. В Указе речь идет не об установлении категорий лиц, обладающих правом на земельный пай, а о порядке исчисления среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Из смысла этой нормы Указа не следует, что теми лицами, которые в нем перечислены, вообще исчерпывается круг лиц, обладающих правом на земельную долю. Однако Правительство сочло, что перечень лиц, на суммарную численность которых делится площадь сельскохозяйственных угодий района, идентичен перечню лиц, обладающих правом на земельные доли. Здесь отсутствует и логическая, и юридическая связь. А в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, в ч. 2 ст. 9 категорично записано: "...К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента от 2 марта 1992 г. N 213...". Представляется, что это все-таки различные перечни лиц.

Текст же самого Указа также логически противоречив, поскольку в нем одному и тому же понятию - "работающие в сельском хозяйстве" дается два разных определения. Из п. 1 Указа Президента РФ N 213: "...делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе)". И тут же: "В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств".

На практике после выхода Указа и особенно после Постановления Правительства РФ N 708 началась "эпопея" лишения земельных долей (паев) пенсионеров социальной сферы как незаконно полученных. Земельные комитеты могли просто не выдавать свидетельства о праве на земельную собственность, невзирая на то, что эти лица фактически являлись членами АО. В одном конкретном случае истцом в судебном споре была пенсионерка сельской социальной сферы Андреапольского района Тверской области, которая являлась членом АО "Спутник". Но через два года ей не выдали свидетельство о праве собственности на земельную долю. В земельном комитете мотивировали это тем, что права на такую долю она, оказывается, не имеет.

Судебная практика на сегодняшний день идет в основном по пути отказов. Судьи, видимо, просто не знают, как решать эти споры, пока нет закона. Зачастую обращения пенсионеров в суд вызывают негативную реакцию местных властей в виде окончательного лишения паев тех, кто жалуется.

Продолжая освещение проблемы, надо отметить, что после вступления в силу новой Конституции РФ Указом Президента РФ были признаны недействительными многие статьи Земельного кодекса. В частности, потеряли юридическую силу решения трудовых коллективов по вопросам собственности на земельные доли при реорганизации колхозов и совхозов. Все реформирование сельского хозяйства было полностью отнесено к ведению местных администраций. Это привело к различного рода фальсификациям документов, связанным с реорганизацией. Сроки после 4 сентября 1992 г., т.е. времени выхода Постановления Правительства РФ N 708, стали больше устраивать районное руководство. Ведь с этого момента можно было не наделять достаточно широкий круг граждан земельными долями (паями). Благодаря "изменению" в документах сроков проведения общих собраний и отнимались паи у тех, кто получил их раньше этого срока.

Подобная путаница в документах привела к появлению немалого массива просто неучтенных земель и к возможности манипулировать ими.

Поэтому было бы целесообразно и необходимо внести в проект Земельного кодекса РФ, который пока еще окончательно не принят, следующее положение: "Наделение пенсионеров социальной сферы, проживающих на территориях хозяйств, земельными долями (паями) по решениям трудовых коллективов при реорганизации сельскохозяйственных предприятий считать правомерным и не подлежащим пересмотру".

    Выделение наделов при изменении формы собственности предприятий проводилось ранее для инвестирования и производства сельскохозяйственной продукции. Поэтому граждане могли получить участки в собственность бесплатно, не производя оплату за оформление документов. Сегодня при выделении участка для продажи или совершении других сделок необходимо приватизировать землю, оформив на пай свидетельство и кадастровую документацию.

    Что такое земельный пай

    Земельный пай – это часть долевой собственности в общей площади участка. Его величина указывается в гектарах или меньших единицах измерения. Пай может служить уставным капиталом, вносимым в акционерное общество, потребительский кооператив либо производственное предприятие.

    Кому полагается земельный пай

    Получить бесплатно паи могут:

  • члены совхозов, колхозов;
  • пенсионеры, проживающие в сельской местности и работавшие в свое время в сельском хозяйстве;
  • социальные работники, которые трудятся на сельхозпредприятиях;
  • стипендиаты хозяйства;
  • лица, временно не работающие на сельхозпредприятиях, но имеющие право восстановиться там после своего возвращения, например военные срочной службы;
  • граждане, проживающие в сельской местности (один раз за всё время проживания в конкретном населённом пункте).

Несмотря на то что земельное законодательство предусматривает бесплатную приватизацию земельных паев, работы по подготовке документов и регистрацию права собственности потребуют наличия немалого количества средств.

Переустройством аграрных предприятий занимается внутрихозяйственная комиссия, которая назначается колхозами и другими предприятиями. Член сельхозпредприятия может передать свой земельный участок по наследству.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам в порядке, предусмотренном федеральным законом № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 2002 года.

Правила для технических и кадастровых мероприятий устанавливает федеральный закон № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г.

Правоустанавливающие документы регистрируют в порядке, предусмотренном ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Более точные характеристики участка указываются в актах, принятых местными органами власти.

Оформление

Перед тем как владелец пая получит возможность оформить в собственность свою долю, необходимо произвести межевание. После этого земельный участок должен быть поставлен на учет. Лишь после этого можно приступать к госрегистрации земельных паев.

Изначально получить пай можно на основании решения, принятого земельной комиссией, входящей в состав правления сельскохозяйственного предприятия. После выделения доли для получения права собственности на землю нужно оформить следующие документы:

  • свидетельство;
  • кадастровый и технический паспорт.

В ходе работ по землеустройству срок оформления участка в собственность, составляющий 1–2 месяца, может продлеваться.

Для оформления свидетельства необходимо обратиться в территориальный отдел «Росреестра» в конкретном муниципальном районе по месту нахождения участка с пакетом следующих документов:

  • протоколом заседания, который оформлен на собраниях собственников;
  • кадастровым паспортом земельного надела;
  • квитанцией об уплате госпошлины.

Оформлением земельного пая может заниматься посредник при наличии доверенности, заверенной нотариально.

Что делать с паем

С земельным паем могут совершаться следующие сделки:

  • купля-продажа;
  • обмен на другое недвижимое имущество;
  • сдача земли в аренду;
  • передача в безвозмездное пользование;
  • дарение или передача по наследству;
  • оформление в залог;
  • внесение в виде уставного капитала при вступлении в кооператив.

Сделки с земельным наделом могут регулярно приносить прибыль его собственнику. В большинстве случаев земельные наделы сдают в аренду или передают в доверительное управление.

Право преимущественной покупки в случае продажи пая имеют дольщики, состоящие в сельскохозяйственном кооперативе. Сделка между сторонами оформляется заключением договора купли-продажи в письменной форме.

После совершения сделки купли-продажи необходимо обратиться в «Росреестр» для регистрации перехода права собственности.

При сдаче земельного пая в аренду срок действия договора не ограничивается. Если сделка заключается более чем на 1 год, то договор должен регистрироваться в «Росреестре». Плата за аренду земли определяется сторонами и не может изменяться одной из них. При определении стоимости земельного пая учитывают:

  • размер участка;
  • плодородие почв;
  • расстояние до объектов инфраструктуры.

Собственник пая может продать его по договорной цене. Оформление и передача земельного надела по сделкам подлежит налогообложению. Размер налога зависит от кадастровой стоимости участка, но он не должен превышать 1000 рублей. Рассылка уведомлений об уплате налога на землю входит в обязанности территориальных управлений Федеральной налоговой службы.

При заключении сделок с недвижимостью лучше воспользоваться помощью наших юристов. Это позволит исключить возникновение проблем, связанных с потерей недвижимости в результате признания сделки недействительной.

Пай – это земельный надел, входящий в целостный массив, поделенный на отдельные участки, принадлежащие различным субъектам. Такой отрезок земли может предоставляться гражданину на безвозмездной основе всего один раз в жизни.

Выдается он для того, чтобы человек мог самостоятельно использовать его по своему усмотрению, но обязательно в сельскохозяйственных целях. Иными словами, на данном участке запрещено возводить жилые постройки, спортивные площадки, коммерческие строения и так далее.

Кроме того, такой надел не будет являться собственностью пайщика до того момента, пока тот его не приватизирует. Только после прохождения всей процедуры оформления пая в свое владение, собственник сможет осуществлять с ним всевозможные сделки в рамках российского законодательства.

Федеральный закон о земельных паях

Основной закон, касающийся паев, был принят еще в декабре 1991 года и касался он реорганизации колхозов и совхозов. В соответствии с данным актом, расформирование коллективных сельскохозяйственных сообществ должно осуществляться по принципу равномерного распределения земли между их членами.

Иными словами, если до 1991-го года человек работал в колхозе, то после его расформирования, ему должны были выделить определенный участок земли для личного пользования. С тех пор значительная часть российских земельных угодий находится в частной собственности отдельных субъектов – граждан РФ.

Также все положения, касающиеся данного вопроса, регулируются Земельным законодательством страны и отдельным Федеральным актом № 101-ФЗ

Закон о выделении земельного пая

  • Труженики сельскохозяйственной сферы — земледельцы, агрономы, зоотехники, доярки, трактористы, комбайнеры;
  • Сотрудники здравоохранения, работающие в сельской (районной) местности;
  • Работники образовательного сектора — учителя сельских школ, библиотекари.

Также необходимо знать, что все дольщики в обязательном порядке обязаны регулярно уплачивать налоговые взносы за свою землю. При неуплате данного побора осуществить приватизацию такого участка будет невозможно.

Оформление земельного пая в собственность по закону осуществляется следующим образом:

  • После принятия решения о приватизации выделенного участка земли, пайщик должен дать соответствующее объявление в местную районную газету с целью оповещения остальных дольщиков;
  • Через месяц после оповещения в СМИ проводится собрание держателей участков, на котором ведется соответствующий протокол, в котором должны расписаться все дольщики о том, что они не против процедуры приватизации данного надела;
  • Далее при помощи землеустроителей производится межевание земли с целью отделения вашей доли. Во время проведения данного мероприятия необходимо оповестить о нем хозяев тех участков, которые расположены рядом;
  • Затем необходимо обратиться в землеустроительный комитет с целью получения кадастрового номера на отмежеванный участок;
  • На последнем этапе осуществляется подача заявления в регистрационную палату о получении свидетельства принадлежности;

Следует заметить, что весь вышеперечисленный процесс приватизации довольно длительный, трудоемкий и затратный. На него может уйти от одного до двух лет.

Как можно использовать земельный пай по закону?

Земляные нормативные акты РФ, а также соответствующие федеральные законы регламентируют следующий порядок использования паев земли:

  • Для осуществления земледельческих работ – выращивание сельскохозяйственных культур, использование под пастбища и так далее;
  • Проведение мелиоративных мероприятий;
  • Если надел приватизирован и находится в личной собственности пайщика, то его можно использовать для возведения жилых и нежилых строений, а также для любых частных нужд;
  • Реализовывать прочие права по законодательству.

Кроме того, собственник земельной доли имеет право ее продать, обменять, подарить либо оставлить в наследство по завещательному документу.

Продажа земельного пая сельхозназначения по закону

Большая часть владельцев приватизированных наделов либо сами проживают в сельской местности, либо осуществляют на земле какую-либо предпринимательскую деятельность. Нередко с целью расширения своего хозяйства фермеры скупают у дольщиков их паи. Продажа такого надела осуществляется в соответствии с законом, регулирующим подобные сделки с недвижимостью.

Для начала между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи — в соответствии с общепринятыми правилами к данному документу. К соглашению должны прилагаться все требуемые документы, включая сертификат на землю. Далее приобретенный участок проходит процедуру оформления на нового владельца в регистрационном органе.

Свидетельство о праве на наследство по закону на земельный пай

Территории сельскохозяйственного назначения по закону могут передаваться по наследству. Для этого собственник доли еще при жизни должен составить завещание в пользу наследника. Если такой документ не будет написан, тогда наследование недвижимости осуществляется по закону в порядке первоочередности. При вступлении в свои права, приемник пишет нотариусу заявление о принятии наследства от погибшего родственника.

Поделиться: