Четвертая мировая религия. Мировые религии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Краткая характеристика мировых религий

Введение

1. Мировые религии

1.1 Христианство

1.1.1 Православие

1.2 Католицизм

1.3 Ислам

1.4 Сунизм

1.5 Шиизм

1.6 Буддизм

1.6.1 Ламаизм

1.7 Дзен-буддизм

Заключение

Список использованных источников

Введение

Политеизм сменился монотеизмом (монотеизм - религия, основанная на вере в единого и всемогущего Бога). Древнееврейский монотеизм - единственная для своего политеистического времени, времени ранних форм религиозного сознания, религиозная вера, признающая Бога единым и делающая единство Бога главным религиозным принципом.

Переход к монотеизму происходил постепенно, по мере возникновения и распространения иудаизма, христианства и ислама - трех строго монотеистических религий. Они сменяют ранние формы религиозного сознания многих народов, магические религии, которые теперь объявляются языческими (язычество- религиозные верования, не предполагающие существование единого Бога и включающие в себя самые разнообразные религиозные практики). Древние верования греков и римлян, египтян и арабов умирают с принятием этими народами христианства и ислама. Религии великих цивилизаций Латинской Америки исчезли вместе с народами этих цивилизаций, как и религиозные верования шумеров, вавилонян и прочих. До наших дней дожил только зороастризм и религиозные верования древних индийцев и китайцев, которые вошли составной частью в их более поздние национальные религии.

1. Мировые религии

1.1 Христианство

Мировые религии - термин, который применяется по отношению к буддизму, христианству, исламу, для них характерны наднациональность, космополитизм, идея равенства всех людей, пропагандистская активность. По мере своего развития, в конкретно-исторических условиях различные направления мировых религий приобрели этническую окраску.

Христианство - одна из мировых религий, основанная на вере в Бога Отца, Творца мира и человека, в его Сына Иисуса Христа и Святого Духа, единых в Троице; вере в искупление грехов, воскресение мертвых и жизнь в Царствии Божием. Христианство возникло в Палестине в I веке н.э. первоначально как религия жителей римской провинции Иудеи, ожидавших скорого прихода мессии и конца света. Эсхатологические настроения были распространены не только в иудейской общине ессеев, но и среди прочих иудеев.

Возникновение христианства непосредственно связано с учительской и проповеднической деятельностью Иисуса из Назарета - Иисуса Христа(“Христос” - греч. перевод древнееврейского “машиах”, мессия, помазанник). Его учеников и последователей стали называть христианами.

Священные тексты христиан - книги Ветхого и Нового Заветов (Библия - греч. «книга») - Священное Писание. Священное Предание христиан - труды отцов ранней христианской Церкви, постановления вселенских соборов. Библия - священная книга христиан, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Всего с неканоническими книгами Ветхого Завета Библия насчитывает 77 книг. Ветхий Завет - история пути еврейского народа в землю обетованную и история великих деяний Божиих, история заключения человека с Богом завета, союза. Новый Завет был провозглашен Иисусом Христом. Он не отменяет Ветхий, а завершает его, исполняет все ветхозаветные пророчества, чтобы наступила полнота времен, когда Бог сможет осуществить Суд над грешниками и праведниками и прекратить историю. Новый Завет состоит из 27 книг: 4 Евангелий (евангелие - греч. - благая весть), свидетельствующих о миссии Иисуса Христа и написанных, по преданию, его учениками - апостолами, Деяний апостолов, 21 Послания апостолов, Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Евангелия - раннехристианские тексты, в которых содержится жизнеописание Иисуса Христа и его учение. Из Евангелий следует, что Иисус Христос, Сын Божий, родился от Девы Марии, обрученной с плотником Иосифом. Мария зачала чудесным образом от Духа Святого. Иосиф и Мария бежали в Египет от преследований царя Ирода, а затем вернулись в Галилею. Иисус Христос был крещен Иоанном Крестителем. Согласно Библии после крещения “Иисус был возведен Духом в пустыню для искушения от диавола”. Выдержав все испытания, Иисус начал свое служение. Проповедуя свое учение, Христос призвал первых учеников, творил чудеса. Он собрал вокруг себя 12 учеников - апостолов. Иисус обличал фарисеев (фарисеи - представители общественно-религиозного течения в Иудее во II веке до н.э. - I веке н.э.) в том, что они подменили дух Закона буквой Закона и впали в лицемерие. В Иерусалиме он был выдан одним из своих учеников Иудой за 30 сребренников властям. Иудейский суд, обвинив его в том, что он провозглашал себя царем Иудейским, приговорил его к смертной казни. Римский наместник Понтий Пилат утвердил этот приговор, и Иисус Христос был распят на кресте, а затем похоронен. По свидетельствам очевидцев, на третий день он воскрес и явился своим ученикам, которые с тех пор сами начали проповедническую деятельность, с тем чтобы обратить в христианство как можно больше народов. Христиане верят, что наступит день второго пришествия Иисуса Христа и Страшный суд, на котором праведники - истинные христиане - будут отделены от грешников. Последним суждено вечно гореть в аду.

Сначала последователей Иисуса Христа было сравнительно немного, и они не были организованы. Ранние христианские общины еще не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужения, не знали таинств. Общим для всех общин уже тогда было: вера в миссию Иисуса Христа, в то, что его добровольная искупительная жертва - смерть на кресте - отменила грех первочеловека Адама и, тем самым, открыла перед человечеством и каждым человеком возможность спасения и воскресения после Страшного суда для жизни вечной.

Идея первородного греха и отпадения людей от Бога призывает людей к покаянию, освобождению от первородного греха через крещение и возвращение к Богу через веру и любовь, недаром христианство называют религией любви. Богочеловек-Спаситель, который искупил грехи человечества и спас его, основал учение, следуя которому человек обретает вечную жизнь с Богом в Царствии Небесном. Христианство не делит людей на богатых и бедных, свободных и рабов, эллинов и иудеев, оно универсально по сути, поскольку Христос искупил всех людей. Вера во Христа, следование Его заповедям, главная из которых - заповедь любви, - вот основа христианского вероучения. Христиане считают, что справедливость, достижима и на этом свете и Царствие Божие начинается уже здесь, на Земле, в сердцах людей в их поступках, направленных на покаяние, любовь к ближнему, стремление к миру. Уверовавшие во Христа люди не дорожат сокровищами этого мира, стремятся вести праведную жизнь, реализовывать полученные от господа в дар таланты. совершенствоваться в истинном, а не показном благочестии.

В первые годы христианства существовали разрозненные христианские общины, в которых выделялись проповедники, не имевшие духовного сана. Затем появляются три степени посвящения, существующие в христианстве по сей день: диакон, пресвитер (священник), епископ. Других степеней посвящения в христианстве нет.

Пресвитеры общин (старейшины) становятся их священниками. Появляются митрополиты - руководители церковных областей, патриархи - священники, стоящие во главе крупных региональных церковных объединений. Священники христианской церкви, пройдятаинство рукоположения, на всю жизнь приобретают апостольскую преемственность, идущую от апостола Петра, первого епископа города Рима. Апостол Петр получил ее от самого Иисуса Христа, о чем свидетельствуют Евангелия. Апостольское преемство передается от священника к священнику через рукоположение до наших дней. В христианской церкви апостольским преемством обладают только священники римско-католической церкви и некоторых православных церквей, т.е., тех церквей, которые на протяжении всей истории христианства соблюдали Традицию, идущую со времен новозаветных событий.

До IV в. христианство было гонимой религией. В IV в. при римском императоре Константине христианство стало государственной религией Римской империи, это было узаконено императорским эдиктом от 324 года. Через год в 325 году под председательством Константина собрался в городе Никее первый Вселенский собор христианских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения.

В христианских общинах первых веков существовало множество течений, сект, ересей. В борьбе между ними формировалось официально одобренное и принятое церковью вероучение и система обрядов. В те времена были учреждены таинства - обрядовые действия в христианстве, в которых видимым образом верующим сообщается невидимая божественная благодать. Благодать - особая божественная сила, ниспосылаемая человеку Богом для преодоления внутренне присущей человеку греховности достижения спасения. Первыми таинствами были крещение водой, освобождающее человека от первородного греха, и евхаристия, при совершении которой происходит преосуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовой, которые христиане вкушают, подтверждая свою верность Христу в память о Тайной Вечере, где Христос сам учредил евхаристическую трапезу и в память о крестной жертве Христа («это совершаете в память обо Мне»), положившей конец жертвоприношениям и победившей сатану и смерть.

В первые века христианства, уже после Никейского собора между различными церквами, общинами и группировками велись острые догматические споры. Борьба сконцентрировалась вокруг толкования трех главных догматов: триединства Бога (Троицы), воплощения и искупления.

Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария, утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу. Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог существует как единство трех лиц (ипостасей), где Сын, предвечно рождаемый от Отца, единосущный Отцу есть истинный Бог и самостоятельная личность. Впоследствии сюда добавилось учение о Святом Духе, третьей ипостаси божественной Троицы. Троица - в христианстве догмат о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе, едином в трех лицах. Это главный догмат христианства.

На втором - Константинопольском - соборе (381) была осуждена не только арианская ересь, но и другие многочисленные ереси, которые не разделяли Никейского Символа Веры. Символ веры - краткий свод догматов, составляющих основу вероучения какой-либо религии.

В начале V века особенно острый спор разгорелся вокруг догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая константинопольским патриархом Несторием, отвергла сложившееся представление о рождении Христа от Богородицы. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в него вселилось божество и он стал орудием спасения. На третьем - Эффесском - вселенском соборе (431) было утверждено 6 правил защиты догмата боговоплощения, согласно которому в Иисусе Христе слились две природы - божественная и человеческая. Четвертый - Халкидонский собор утвердил догмат воплощения, согласно которому Христос должен рассматриваться как истинный Бог и истинный человек. Вечно рождаясь от Отца по божеству, он родился от Марии, девы по человечеству.

Только в середине VI века решился спор о том, как изображать Иисуса Христа. На пятом - Константинопольском - вселенском соборе (553) было решено изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. К VIII-IX векам относятся споры иконоборцев и иконопочитателей, после которых утвердилось почитание икон.

Впоследствии к первым двум таинствам христианства добавились еще пять: миропомазание, священство, покаяние, брак, елеосвящение, которые видимым образом предстают как конфирмация, рукоположение, исповедь, венчание, таинство больных.

Первоначально христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям.

Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Антиохийской, Александрий-ской, Иерусалимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделились Кипрская и Грузинская церкви. Во главе этих самостоятельных христианских церквей стояли патриархи с апостольским преемством. Православными церквами первоначально назывались церкви восточной ветви христианских общин, обособлению которой от западной ветви способствовало разделение Римской империи на Восточную и Западную в 395 г. Между западной (во главе с римским епископом - Римским Папой) единой централизованной церковью и восточными церквами развернулась борьба за влияние, которая завершилась их формальным разрывом в 1054 г. и окончательным разделением христианства на православие и католицизм.

1.1.1 Православие

Православие - одно из основных направлений христианства, не имеющее единого центра и представленное несколькими самостоятельными церквями. В настоящее время православие представлено рядом автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Румынская, Чешская, Словацкая, Американская и другие.

Образование православных церквей началось еще в первые века возникновения христианства и господствовало в восточной части Римской империи - Византии. С 1589 г. на Руси избирается свой патриарх и русская церковь становится независимой от Византии. В настоящее время - это одна из православных церквей.

Отличительной особенностью православия является то, что оно со времени первых семи вселенских соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению. Оно также не отказалось ни от одного, как это имело место в протестантизме (протестантизм - совокупность многочисленных христианских церквей, сект и деноминаций значительно отличающихся по вероучению и деятельности от основных христианских церквей). Именно это православная церковь считает главной из своих заслуг.

Центральным в православном мире по традиции считается Вселенский Константинопольский Патриархат, признающий своей задаче сохранение единства восточных Церквей в вероучении и верности решениям Отцов семи Вселенских соборов(IV-VIII века). Православие отрицает примат Папы по отношению к епископам, находящимся вне юрисдикции Рима. Согласно православной традиции, любая поместная Церковь, сохранившая апостольское преемство и чистоту веры, является Церковью в полном и подлинном смысле слова, этим православие ставит под вопрос право протестантов называть свои христианские общины Церквами.

Православие тяготеет к традиционализму и храмовому благочестию. Оно мало внимания уделяет целенаправленной организации своей деятельности, миссионерской работе и социальному служению, раскрытию творческих сил человека и защите социальной справедливости. Гораздо большее значение придается деятельности в рамках уклада Церкви. Монашество считается лучшей частью православного народа Божия.

Православная философская мысль XIX-XX веков развивалась весьма свободно по отношению к догматике и отличается высоким уровнем и своеобразными подходами к вопросам Богопознания, метафизики, антропологии, космологии и т.п.

мировая религия христианство ислам буддизм

1.2 Католицизм

Католицизм - одна из основных христианских церквей наиболее многочисленная и жестко централизованная. Он распространен преимущественно в Западной Европе, Латинской Америке и США, однако немногочисленные католические общины существуют по всему миру.

Католицизм имеет единую церковную организацию во главе с Папой Римским и с центром в Ватикане - теократическом государстве, находящемся на территории города Рима. Католицизм (римско-католическая церковь) охватывает все христианские общины, находящиеся в полном единстве с Римом, имеющие с ним общность вероучения, таинств и обрядовой традиции, нравственности и образа жизни. Католик - тот, кто принадлежит к общине под юрисдикцией Рима, верит, что Рим - центр вселенского христианства, что Папа - викарий Иисуса Христа и наследник кафедры и служения апостола Петра, имеющий полномочия примата по отношению ко всем епископам в мире.

Миссия католической церкви - активно распространять действие спасительный благодати Христовой на все сферы деятельности человека, а для этого - идти на открытый диалог со светской культурой. Для католицизма характерен христианский миссионерский универсализм - никакие земные барьеры не имеют значения для передачи евангельской вести тем, кто в ней нуждается. Католики консервативны по отношению к собственной традиции, они считают свой духовный опыт нарастающим в истории и не склонны революционно преобразовывать свою традицию. Для католиков характерен высокий уровень организованности, дисциплины и личной ответственности, необходимой для осуществления большого числа различных христианских миссий.

Католики убеждены, что долг Церкви - защищать свободу и достоинство человека и социальную справедливость вопреки всем силам мира сего. Религиозно-философская мысль в католицизме каждый век приносила миру немало великих имен и результатов, то же можно сказать и о достижениях в литургической музыке, храмовом строительстве, скульптуре и живописи - все это - творения осененных божественной благодатью великих музыкантов (Моцарт, Бах, Гендель, Шуберт), архитекторов и скульпторов (Микеланджело, Доницетти), живописцев (Леонардо, Эль Греко, Рафаэль).

Протестантизм возник в XVI веке как обширное движение в западном христианстве, распространившееся по всему миру и продолжающееся до сих пор. Выступив против авторитаризма и традиционализма Римско-Католической Церкви, оно поставило вопрос, что считать истинным христианством и как вновь создать в условиях современного мира подлинную святую Церковь, имея образцы первоапостольских общин в Священном Писании.

Лютеранство и кальвинизм континентальной Европе и англиканство в Британии стали первыми достижениями протестантства, но общая неудовлетворенность его результатами постоянно приводила к появлению новых реформационных движений - пуританства, пресвитерианства, методистов, баптистов, пятидесятников и пр.

Главная задача Реформации состояла в том, чтобы сформулировать религиозную концепцию, которая была бы жизненно важной и социально значимой в изменившихся общественных условиях.

Лютеранство - одно из основных течений в протестантизме, основывающееся на учении немецкого священника и монаха Лютера. Суть учения состоит в том, что содержание вероучения целиком дается в Священном Писании, поэтому в Священном Предании нет нужды; один лишь Бог прощает человеку его грехи, поэтому нет нужды в духовенстве, а есть «священство всех верных» в церковной общине; человек потерял в грехопадении изначальную праведность, обречен жить в рабстве греха, не способен творить добро, но спасается по вере в Христа - оправдывается только верой без благочестивых дел; сотрудничества человека в деле спасения нет - все решает и делает только Бог, а не воля человека; человеческий разум в силу своей крайней греховности не способен к открытию Бога, постижению истины, к Богопознанию. Отсюда отрицательное отношение к философским исканиям и творчеству, к свободе человеческого духа. В таинствах лютеране признают реальное присутствие Христа. В лютеранстве существуют различные течения, в частности, многие лютеране считают, что роль личных усилий человека в своем спасении значительна. Со временем лютеране пришли и к тому, что необходима критическая библеистика, выявившая несводимость многогранность библейского содержания к лютеранской доктрине. Лютеранство - церковь северонемецких княжеств - сейчас распространено широко в Европе и США. Признает авторитет Никейского символа веры. Сохраняет епископат, особое посвящение в духовный сан и два таинства: крещение и евхаристию. Кальвинизм - одна из основных протестантских традиций, связанная с деятельностью французского реформатора Кальвина. Восприняв основные положения лютеранства, кальвин видоизменил их следующим образом: Бог абсолютно всемогущ и является первопричиной всего, происходящего в мире его справедливость и милость не так важны, как Его предопределяющая воля. Человек после грехопадения зол по природе и, погрузившись в царство зла, не может иметь ни спасения, ни воли к спасению, ни добрых дел, ни веры в Бога и духовного блаженства. Заслуги Христа, умершего на кресте, открывают человеку возможность обрести веру и благодать, а также оправдание его благочестивым делам. Бог предопределяет к спасению или к погибели, и Его решение непреложно, поэтому спасающая благодать, если она получена, уже никогда не может быть потеряна. Вера в Бога равнозначна вере в непреложность благодати, спасающей вечности. Библия несет в себе все, что необходимо для исполнения нашего долга перед Богом, ее авторитет удостоверен свидетельством Святого Духа. Таинства кальвинисты толкуют символически - как свидетельство благодати. Государство, с точки зрения кальвинистов, должно быть теократически подчинено Церкви. Кальвинизм - в настоящее время швейцарская реформаторская церковь. В кальвинизме нет общеобязательного символа веры, единственный источник вероучения - Библия. Крещение и евхаристия - не таинства, а символические обряды. Англиканство - протестантская церковь Англии. Ее главой был объявлен английский король. Вскоре была утверждена англиканская литургия и свой символ веры (“39 статей”). Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви с протестантским учением о спасении личной верой. По культу и организационным принципам англиканская церковь ближе к католической церкви. Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Король назначает епископов, глава англиканской церкви - архиепископ Кентерберийский. Священнослужители могут состоять в браке, в последнее время к священству допускаются и женщины.

1.3 Ислам

Ислам (в переводе с арабского “покорность”, “предание себя Богу”) - одна из мировых религий, в основе вероучения которой лежит вера в Аллаха и покорность ему. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах. В 28 странах ислам признан государственной религией. Ислам возник в VII в. н.э. на Аравийском полуострове среди арабских племен, исповедовавших политеистические родоплеменные верования. Наиболее влиятельным было племя курейшитов, ему принадлежало наиболее древнее святилище Кааба, ставшее впоследствии обще-мусульманским. Оно находилось в Мекке. Возникновение мусульманства связано с деятельностью пророка Мухаммеда (ок. 570-632). В противоположность политеизму языческих религий Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Бог - Аллах (аль-Иллах - ранее племенной Бог мекканских курейшитов) и что все должны быть покорны его воле. Это был призыв к сплочению арабов. Все правоверные должны сплотиться вокруг учения святого пророка, на основе культа единого Аллаха. Мухаммед призвал арабов верить в единого Бога и служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства Божия - царства справедливости и мира для праведных. Мухаммед был знаком, как и другие просвещенные арабы, с разными народами и религиями, в том числе с иудаизмом и христианством. Не удивительно, что многое в учении Мухаммеда оказалось заимствованным из Ветхого и Нового Заветов.

Коран - священная книга мусульман, по преданию записанная пророком Мухаммедом непосредственно со слов Аллаха. Согласно преданию текст Корана был передан пророку самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила (библейского Гавриила). Мусульманские богословы объясняют многочисленные совпадения текстов Библии и Корана тем, что Аллах и раньше передавал свои священные заповеди пророкам, но эти заповеди были искажены иудеями и христианами. Только Мухаммед смог передать их в подлинном и истинном виде. Само слово Коран означает “чтение вслух”. Первые проповеди Мухаммеда были записаны его секретарями-писцами и легли в основу Корана. Он состоит из 114 сур (глав), в которых говорится обо всех сторонах жизни, включая правосудие, мораль, обрядовые предписания.

В исламе монотеизм проведен наиболее последовательно. Аллах - Бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, творец всего сущего и его верховный судья. Над Богом нет никакого нравственного закона, в соответствии с которым он может действовать. Аллах - абсолютная воля. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких бы то ни было самостоятельных существ. Аллах в любой момент может изменить мир, как захочет. Содержание того, что Аллах требует от людей, изложено в законе, данном в его откровении. Ислам - религия книги и закона, вся жизнь верующих полностью подчинена закону. Существуют, кроме ангелов, как бы воплощающих идею добра (во главе с Джебраилом, Михаилом, Исрафаилом и Азраилом), демоны и джины, злые духи во главе с дьяволом Иблисом, которого проклял Аллах. В исламе есть учение о рае и аде, о воздаянии человеку в загробном мире за его дела. На Страшном суде сам Аллах будет допрашивать живых и мертвых, и они, с книгой, в которой записаны их дела, в страхе будут ждать его решения. Неверные попадут в ад, праведные - в рай, заступничество Мухаммеда может смягчить участь грешников.

Основными обязанностями мусульманина являются следующие пять столпов веры.

1. Исповедание: “Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его”. Чтобы стать мусульманином, достаточно торжественно произнести эту фразу и выполнять остальные обязанности.

2. Молитва. Обязательный каждодневный пятикратный ритуал. Те, кто не молится пять раз в день, - неверные. По пятницам и в праздничные дни совершаются торжественные богослужения, которыми руководят имамы. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения (малого - мытье рук, ног и лица, и большого, в случае серьезной нечистоты, - полное омовение всего тела). Если нет воды, ее заменяет песок.

3. Пост. Главный - Рамазан (Рамадан), он длится месяц, в течение которого от рассвета до заката правоверные не имеют права ни есть, ни пить, ни курить.

4. Милостыня. Обязательная милостыня - закят (закат) - воспринимается как очистительный ритуал для имущих (несколько процентов годового дохода) и дополнительная - садака - добровольное подаяние.

5. Хадж. Паломничество. Еще один из столпов веры, для многих трудноисполнимый. Считается, что каждый здоровый мусульманин должен раз в жизни посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе. Ежегодно несколько десятков тысяч правоверных прибывают в Мекку в дни великого жертвоприношения Аллаху. Совершившие обряд паломники получают почетное наименование - ходжа.

К этим пяти нередко добавляют еще один, шестой, столп веры - священную войну против неверных (джихад или газават). Иногда война против неверных рассматривается как священная заповедь. Участие в ней освобождает от всех грехов и обеспечивает павшему на поле боя место в раю. Место богослужения, проповедей и молитв - мечеть. Это также место собрания правоверных во всех важных случаях жизни, своего рода культурный центр. Здесь решаются текущие дела, проводится сбор милостыни и пожертвований и т.д. Важная функция мечети - организация обучения детей. Образование в исламских странах - религиозное. Ислам характеризует безусловная покорность религиозному закону, который санкционирует все области жизни мусульманина. Система мусульманского права - шариат (араб. шариа - прямой, правильный путь) - единая система законов, регулирующая всю личную жизнь и общественную жизнь последователей ислама. Шариат начал оформляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют государственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские, бытовые и прочие взаимоотношения мусульман. Сначала все действия мусульман разделились на два вида - запретное и одобренное. К моменту окончательного формирования шариата все действия были разделены на пять категорий:

- фарз - действия, выполнение которых считалось обязательным;

- суннат - выполнение желательно;

- мухоб - добровольные действия;

- макрук - нежелательные действия;

- харом - строго запрещенные виды действия.

По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами, вступление в брак с иноверцами, если последние не принимают ислам и т.п.

По шариату мусульманскими праздниками являются праздник “ид аль-адха” (курбан-байрам) и “ид аль-фитра” (ураза-байрам): великий праздник жертвоприношения и малый праздник разговения. Отмечаются также мавлюд (маулид) (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на небо) и пятница (день общественной молитвы).

1.4 Сунизм

В результате внутренних противоречий в исламе во 2-й половине VII в. возникли три направления: хариджиты, сунниты и шииты. Два последних - главные направления в исламе и до сего дня.

Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90% мусульман относится к суннитам. В отличие от других направлений в суннизме не возникли особые течения или секты. Только в новое время как религиозно-политическое движение появились ваххабиты.

Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол арабского халифата. Суннизм, который опирается на Коран и Сунну (Сунна - священное предание ислама, изложенное в рассказах - хадисах - о поступках и изречениях пророка Мухаммеда), был официальной религией халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа - Али (ум. 661 г.), двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной духовной власти, т.е. предоставление трона халифов потомкам Али (имамат).

В суннизме существуют 4 школы религиозно-юридического толка (мазхаб) и мистическое течение - суфизм.

1.5 Шиизм

Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан - таинственно исчез. Шииты поклоняются этому “скрытому имаму”. Как и сунниты, они признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные священные писания - ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али.

В VII-IX вв. шиизм распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов, имамитов.

1.6 Буддизм

Буддизм - одна из мировых религий, вероучение которой созданное Буддой, считает, что жизнь есть зло и страдание, и призывает преодолеть привязанность к миру и вступить на «путь спасения». Он возник в середине I тысячелетия до н.э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился в сознании и практике народов некоторых регионов: Азии (Дальнего Востока, других областей). Сейчас во всем мире очень большое число последователей буддизма. Буддизм возник в Индии в противовес кастовому брахманизму. Его основатель - Будда Шакьямуни был сыном князя из племени шакья. После беспечной жизни во дворце молодой царевич Сиддхартха Гаутама остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед бесконечной чередой перевоплощений души. Этическое истолкование священных текстов, а также традиционное брахманское мышление не удовлетворяли его, поскольку не давали возможность понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей кармы. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой (Просветленным). Именно Будде удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание, от страдания можно спастись, есть путь спасения. Этот путь нашел и описал Будда. Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тщательно разработанными в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком - санскритом, а также языком пали. Их размышления в общем вписывались в идейный фон брахманизма с его учением о карме, нирване и т.д. Однако акцент перемещался от коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из круга перерождений индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный праведный путь, и, повлияв на судьбу, изменить карму.

В возможности принять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказались равны. Сословные, этнические, кастовые различия объяснялись как вторичные и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного совершенствования. Главная же цель буддиста - вырваться из цепи перерождений и слиться с Абсолютом (в буддизме отсутствует персонифицированный Бог). Идеи первоначального буддизма способствовали его распространению. В III в. до н.э. Ашока, крупнейший правитель Индии, объявил себя покровителем буддийского монашества - сангхи - и защитником этических норм буддизма - дхармы и тем самым укрепил свою власть и буддизм. На проведенном под контролем государства Соборе в Паталипутре начался процесс канонизации учения. Утвердилось представление о “трех драгоценностях” буддизма: учителе - Будде, учении - дхарме, хранителе истины - сангхи. Именно сангха становится тем институтом, который указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Ключевой становится роль учителя, наставника - бодхисаттвы. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало приспособление к местным условиям, освоение местных культов.

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает буддистский канон - “Типитака” (на языке пали), или “Трипитака” (санскр., что означает “Три корзины”) - это сборник буддистской религиозной канонической литературы, считающийся откровениями самого Будды в изложении его учеников. По буддизму жизнь во всех ее проявлениях - это выражение различных комбинаций или потоков нематериальных частиц - дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т.д. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим объясняется перерождение индивида в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений может быть прервана, к этому должен стремиться каждый. Прекращение перерождений означает достижение нирваны. Но достижение нирваны возможно только при очень добродетельной жизни.

Основу учения составляют “четыре благородные истины”, которые открылись Будде в момент просветления:

1. Жизнь есть страдание.

2. Причина всех страданий - невежество, материальные желания.

3. Страдания можно погасить путем избавления от желаний, для чего нужно:

4. вести добродетельную жизнь по законам “правильного поведения” и “правильного знания”.

“Правильное поведение” - это жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда, не укради, не лги, не прелюбодействуй и т.п. Для монашества необходим аскетизм. “Правильное знание” подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения, так и пришедших из верований неиндийских народов, принявших буддизм. Богопочитание не играет в буддизме большой роли.

Основы философии буддизма - хинаяна и махаяна. Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его распространения, оформились к началу нашей эры в два направления: “узкий” путь спасения -хинаяна и “широкий” путь спасения - махаяна. Хинаяна ближе раннему буддизму. В ней путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское состояние, велика была роль учителей и мала роль обрядности, менее значим и сложен пантеон. Махаяна более похожа на обычную религию: она делает понятие нирваны доступным не узкому кругу монахов, а обыденному религиозному сознанию, отходит от исключительно негативного отношения к миру перерождений. На колеснице спасения могут уместиться теперь многие. Большую роль в махаяне играют божества, им можно молиться, прося помощи и заступничества. Наряду с великим Буддой появились и многие другие будды, ставшие объектами культа, возникли их изображения. Появилось представление о рае и аде. Если в III-I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами Индии только в форме хинаяны в южном и юго-восточном направлении, то с рубежа нашей эры начинается его движение на север, северо-запад и северо-восток в форме махаяны. Буддизм проник и на Дальний Восток, где обрел вторую жизнь.

1.6.1 Ламаизм

Название этого особого направления буддизма произошло от слова “лама” - названия монаха или жреца - основной фигуры в тибетском варианте буддизма. Этот вариант буддизма сложился в VII-XIV вв. н.э. в Тибете на основе махаяны и тантризма - гадательной практики местных племен. Ламаизм является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект или школ. К XVII в. распространился среди монголов, бурят, тувинцев и калмыков.

В ламаизме, признающем все основные догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи которых рядовой верующий не может ни достичь нирваны, ни попасть в рай. Каноническую основу ламаизма составляют сборники святых текстов - Ганджур и Данджур. Для ламаизма характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против злых сил и духов. Главная добродетель - безусловное подчинение ламам. “Десять черных грехов” - убийство, кража, прелюбодеяние, ложь, клевета, злословие, пустословие, жадность, злоба, ложные воззрения.

Центральное духовное управление ламаистами России осуществляет хамбо-лама из своей резиденции на территории Бурятии.

1.7 Дзен-буддизм

Дзен-буддизм - китайская форма махаяны (раннего буддизма), распространившаяся в Китае с I в. н.э. В VI-VII вв. происходит распад дзен или чань - (кит. “чань” от санскритского “дхъяна” - медитация) буддизма на северную и южную ветви. Северная вскоре полностью заглохнет, а южная и составит основу китайского (чань) и японского (дзен) буддизма.

Восприняв в качестве центральных категорий такие понятия буддийской философии как нирвана, карма, перерождения, основной упор последователи дзен делали на внелогические средства (метод внезапного озарения - сатори). Для этого, кроме собственно медитации, активно использовались парадоксальные задачи, диалоги, дыхательные и гимнастические упражнения. Просветления, как считалось, можно было достичь также ненормальным (недостойным) поведением: громким хохотом, резким окликом и т.д. В дзен-буддизме фактически отвергаются канонические буддийские ценности: так, нирваны, озарения можно достичь лишь тогда, когда человек живет без цели и без направления деятельности. Здесь дзен сходится с даосизмом.

В настоящее время дзен-буддизм распространен в Корее, Вьетнаме, Японии, у народов других стран.

Заключение

Все мировые религии объединяет космополитизм, их ведущий принцип. Перед лицом Бога или мирового закона все равны. Главное для верующего - это не его социальный статус или этническая принадлежность, а самоотверженное служение Богу или мировой необходимости. Буддизм, христианство и ислам это служение понимают практически одинаково, как соблюдение заповедей как свидетельство верности Богу. Последние также очень похожи: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не злословь и т.д. Все мировые религии целью соблюдения заповедей и служения Богу (в буддизме - мировой необходимости, Абсолюту) признают бессмертие и вечное блаженство духовной субстанции индивида. Это восстановление утраченного сакрального единства человека и “высшей реальности”, которое предстает смыслом человеческого существования.

Список использованных источников

1.Лобазова О.Ф. Религиеведение: учебник для вузов / Под ред. Жукова В.И. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2007 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования РФ).

2.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: Центр, 2004 (Гриф Министерства образования и науки РФ).

3. Яблоков И.Н. Основы религиеведения: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2005 (Гриф Министерства образования и науки РФ).

Размещено на Allbest

Подобные документы

    Буддизм, христианство и ислам как ведущие мировые религии. Основополагающие принципы этих религий. Кардинальное отличие друг от друга, основные черты. Характеристика священных текстов, присущих христианству и исламу. Практические и обрядовые заповеди.

    презентация , добавлен 02.05.2014

    Исследование религии как исторического феномена. Общая характеристика христианства, ислама и буддизма, особенности их направлений, догматов, священные книги. Специфика направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2011

    Изучение христианства как самой многочисленной религии в мире. Зарождение католицизма, православия и протестантизма. Основные направления ислама как монотеистической религии. Возникновение буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма, синтоизма и иудаизма.

    презентация , добавлен 30.01.2015

    Религиозная система представления мира. Основы религиозных представлений мировых религий. Понятия религий христианства и ислама. Представления о Боге и о человеке. Различия христианства и ислама. Общие черты двух религий. Священная книга ислама.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2015

    История возникновения христианства в Европе и Руси. Описание его основных конфессий: католицизма, православия, протестантизма. Особенности их вероисповеданий. Статистические показатели распространения мировой религии по регионам и населению России.

    реферат , добавлен 30.01.2016

    Возникновение и распространение христианства, его вероисповедальные формы. Ислам - мировая религия, имеющая своих приверженцев в большинстве стран мира. Роль, отведенная Аллаху и Корану. Характеристика буддизма: зарождение, основные положения и постулаты.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    Христианство как собирательный термин для характеристики трех основных направлений религий: православия, католицизма и протестантизма. Возникновение христианства, причины расколов церкви на три главных направления, раскол Римской церкви, его последствия.

    реферат , добавлен 14.09.2009

    Понятие, сущность и значение религии в жизни общества. Краткая характеристика всех крупнейших религий, основополагающие черты иудаизма, православия, католицизма, ислама. Истоки религий, Библия как основной догмат христианства, современные учения-ереси.

    курс лекций , добавлен 20.06.2009

    Мифология и ранние формы верований. Религиозно-философские школы Китая. Древневосточные религии: брахманизм, буддизм, джайнизм, индуизм, даосизм, конфуцианство. История иудаизма и ислама. Принятие христианства на Руси. Основы и философия католицизма.

    курс лекций , добавлен 27.02.2014

    Возникновение и развитие христианства. Основные направления христианства. Католицизм. Протестантизм. Православие и основные положения христианства. Основные черты христианской религии. Священное Писание. Священное Предание. Таинства. Соборность.

Вера в Бога окружает человека с младенчества. В детстве этот еще неосознанный выбор связан с семейными традициями, существующими в каждом доме. Но позже человек может сознательно сменить конфессию. Чем они похожи и чем отличаются одна от другой?

Понятие религии и предпосылки ее появления

Слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.

Известно несколько предпосылок появления религии. Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение за его пределами, искренне нуждается в вере.

Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила.

В-третьих, человек полагает, что разные события и происшествия религиозного характера подтверждают существование Бога. Список религий для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.

Древнейшие виды, формы религии

Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.

В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:

  • Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).
  • Магия. Эта форма религии, основанная на вере в магические способности человека. Маг помощью символических действий способен воздействовать на поведение других людей, естественные явления и предметы с положительной и отрицательной стороны.
  • Фетишизм. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
  • Анимизм. Все явления природы, предметы и люди имеют душу. Она бессмертна и продолжает жить вне тела даже после его смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
  • Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии.

Список религий

В мире насчитывается более ста различных религиозных направлений, включая древнейшие формы и современные течения. Они имеют свое время возникновения и отличаются количеством последователей. Но в основе этого большого списка лежат три самые многочисленные мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Каждая из них имеет различные направления.

Мировые религии в виде списка можно представить следующим образом:

1. Христианство (почти 1,5 млрд человек):

  • православие (Россия, Греция, Грузия, Болгария, Сербия);
  • католицизм (государства Западной Европы, Польша Чехия, Литва и другие);
  • протестантизм (США, Великобритания, Канада, ЮАР, Австралия).

2. Ислам (около 1,3 млрд человек):

  • суннизм (Африка, Центральная и Южная Азия);
  • шиизм (Иран, Ирак, Азербайджан).

3.Буддизм (300 млн человек):

  • хинаяна (Мьянма, Лаос, Таиланд);
  • махаяна (Тибет, Монголия, Корея, Вьетнам).

Национальные религии

Кроме того, в каждом уголке мира существуют национальные и традиционные религии, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах. По этому признаку различают такие виды религий:

  • индуизм (Индия);
  • конфуцианство (Китай);
  • даосизм (Китай);
  • иудаизм (Израиль);
  • сикхизм (штат Пенджаб в Индии);
  • синтоизм (Япония);
  • язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).

Христианство

Эта религия возникла в Палестине в Восточной части Римской Империи в I веке нашей эры. Ее появление связано с верой в рождение Иисуса Христа. В 33 года он принял мученическую смерть на кресте, чтобы искупить грехи людские, после чего воскрес и вознесся на небеса. Таким образом, сын Бога, воплотивший себе сверхъестественную и человеческую природу, стал основателем христианства.

Документальная основа вероучения – Библия (или Священное Писание), состоящая из двух самостоятельных сборников Ветхого и Нового Завета. Написание первого из них тесно связано с иудаизмом, от которого берет свое начало христианство. Новый Завет был написан уже после зарождения религии.

Символы христианства – православный и католический крест. Основные положения веры определены в догматах, которые основаны на вере в Бога, сотворившего мир и самого человека. Объекты поклонения – Бог-Отец, Иисус Христос, Святой дух.

Ислам

Ислам, или мусульманство, зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века в Мекке. Основателем религии стал пророк Мухаммед. Этот человек с детства был склонным к одиночеству и часто предавался благочестивым размышлениям. Согласно учению ислама, в 40 лет на горе Хира к нему явился небесный посланник Джабраил (архангел Гавриил), который и оставил в его сердце надпись. Как и многие другие мировые религии, мусульманство основывается на вере в одного Бога, но в мусульманстве его называют Аллах.

Священное писание – Коран. Символами ислама являются звезда и полумесяц. Основные положения мусульманской веры заключены в догматах. Они должны признаваться и беспрекословно выполняться всеми верующими.

Основные виды религии - суннизм и шиизм. Их появление связано с политическими разногласиями между верующими. Так, шииты по сей день считают, что истину несут только прямые потомки пророка Мухаммеда, а сунниты думают, что это должен быть избранный член мусульманской общины.

Буддизм

Буддизм зародился в VI веке до нашей эры. Родина – Индия, после чего учение распространилось в страны Юго-Восточной, Южной, Центральной Азии и на дальний Восток. Учитывая, сколько существуют другие наиболее многочисленные виды религий, можно смело утверждать, что буддизм является самой древней из них.

Основатель духовной традиции – Будда Гаутама. Это был обычный человек, родители которого удостоились видения, что вырастет их сын Великим Учителей. Будда также был одинок и склонен к размышлениям, и очень быстро обратился к религии.

В этой религии нет объекта поклонения. Цель всех верующих – достичь нирваны, блаженного состояния прозрения, освободиться от собственных оков. Будда для них представляет собой некий идеал, на который следует равняться.

В основе буддизма лежит учение о четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинном пути к прекращению страдания. Этот путь состоит из нескольких ступеней и делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения.

Новые религиозные течения

Кроме тех религий, которые зародились очень давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.

Можно отметить следующие виды современных религий:

  • саентология;
  • неошаманизм;
  • неоязычество;
  • бурханизм;
  • неоиндуизм;
  • раэлиты;
  • оомото;
  • и другие течения.

Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентологией всерьез увлечены Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.

Эта религия возникла в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Р. Хаббарду. Саентологи считают, что любой человек изначально хороший, его успех и душевное равновесие зависят от него самого. Согласно фундаментальным принципам этой религии, люди – бессмертные существа. Их опыт имеет более продолжительный срок, чем одна человеческая жизнь, а способности неограниченны.

Но все не так однозначно в этой религии. Во многих странах считается, что саентология – это секта, псевдорелигия с большим капиталом. Несмотря на это течение очень популярно, особенно в Голливуде.

Религии мира

Религия — уверенность людей в существовании какой-то огромной, непознанной, сильной, могущественной, мудрой и справедливой силы, которая придумала, создала этот мир и руководит им — от жизни и смерти каждого человека до явлений природы и хода истории

Причины возникновения веры в бога

Страх жизни. С древности, перед лицом грозных сил природы и превратностями судьбы чувствовал человек свою малость, беззащитность и ущербность. Вера давала ему надежду на хотя бы чью-то помощь в борьбе за существование
Страх смерти. Человеку в принципе доступно любое свершение, он умеет преодолевать любые препятствия, решать любые задачи. Только смерть ему неподвластна. Жизнь, как бы трудна она ни была, хороша. Смерть страшна. Религия позволяла человеку надеяться на бесконечное существование души или тела, не в этом, так в ином мире или состоянии
Необходимость существования законов. Закон — это рамки, в которых живет человек. Отсутствие рамок или выход за их пределы грозят человечеству гибелью. Но человек — существо несовершенное, потому законы, придуманные человеком, менее авторитетны для него, чем законы, якобы, божьи. Если человеческие законы можно и даже приятно нарушать, то божьи установления и заповеди — нельзя

«Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без бога-то и без будущей жизни? Ведь это стало быть теперь все позволено, все можно делать?» (Достоевский «Братья Карамазовы»)

Мировые религии

  • Буддизм
  • Иудаизм
  • Христианство
  • Ислам

Буддизм. Кратко

: более 2,5 тысяч лет.
: Индия
— принц Сиддхартха Гуатама (VI век до н. э.), ставший Буддой — «просветленным».
. «Типитака» («три корзины» пальмовых листьев, на которых первоначально записывались откровения Будды):

  • Виная-питака — правила поведения для буддийских монахов,
  • Сутта-питака — изречения и проповеди Будды,
  • Абидхамма-питака — три трактата, систематизирующих положения буддизма

: народы Шри-Ланки, Мьянмы (Бирмы), Таиланда, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Кореи, Монголии, Китая, Японии, Тибета, Бурятии, Калмыкии, Тувы
: человк может стать счастливым, только избавившись от всех желаний
: Лхаса (Тибет, Китай)
: Колесо закона (Дхармачакра)

Иудаизм. Кратко

: более 3,5 тысяч лет
: Земля Израиля (Ближний Восток)
Моисей, вождь еврейского народа, организатор Исход евреев из Египта (XVI-XII вв. до н. э.)
. ТаНаХ:

  • Пятикнижие Моисеево (Тора) — Бытие (Берешит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим);
  • Невиим (Пророки) — 6 книг старших Пророков, 15 книг младших Пророков;
  • Кетувим (Писания) — 13 книг

: Израиль
: не далай человеку того, чего не желаешь себе
: Иерусалим
: храмовый светильник(менора)

Христианство. Кратко

: около 2 тысяч лет
: Земля Израиля
: Иисус Христос — сын божий, спустившийся на землю ради того, чтобы принять страдания для искупления людей от первородного греха, воскресший после смерти и вознёсшийся обратно на небо (12-4 гг. до н. э. — 26-36 н. э.)
: Библия (Священное писание)

  • Ветхий Завет (ТаНаХ)
  • Новый Завет — Евангелия; Деяния апостолов; 21 послание апостолов;
    Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова

: народы Европы, Северной и Южной Америки, Австралии
: миром правит любовь, милосердие и всепрощение
:

  • Католичество
  • Православие
  • Греко-католичество

: Иерусалим, Рим
: крест, (на котором распяли Иисуса Христа)

Ислам. Кратко

: около 1,5 тысяч лет
: Аравийский полуостров (на юго-западе Азии)
: Мухаммад ибн Абдаллах, посланник бога и пророк (ок. 570-632 г. н. э.)
:

  • Коран
  • Сунна посланника Аллаха — истории о поступках и высказываниях Мухаммада

: народы Северной Африки, Индонезии, Ближнего и Среднего востока, Пакистана, Бангладеш
: поклонение Аллаху, который вечен и единственно способен оценить поведение человека для его определения в рай

Основные религии мира

Мировые религии

Буддизм - старейшая из трех основных мировых религий. Возникла в Древней Индии в VI–V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Достиг расцвета в Индии в V в. до н. э. - начале I тыс. н. э.; распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к XII в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма - учение о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм (первичных элементов бытия и психофизических элементов жизнедеятельности личности); освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции - человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв (идеальных существ, выступающих как наставники и образцы и ведущих людей по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны), появились сангхи (монашеские общины).

Христианство - религия, основой которой является вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго лица триединого божества. Приобщение верующих к божественной благодати осуществляется через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное Предание, главным в нем является Священное Писание (Библия); по значимости за ней следуют другие части Священного Предания («Символ веры», решения Вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви и др.). Христианство возникло в I в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с конца X в. В результате схизмы (разделения церквей) христианство в 1054 году раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм. Общее число приверженцев христианства превышает 1 млрд человек.

Ислам - монотеистическая религия, ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому всемогущему Богу - Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (столпы ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салят); 3) милостыня в пользу бедных (закят); 4) пост в месяце рамадан (саум); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное Предание - сунна. Основные направления - суннизм и шиизм. В X в. создана система теоретического богословия - калам; правовая система ислама разработана в шариате. В VIII–IX вв. возникло мистическое течение - суфизм. Число последователей ислама составляет около 900 млн человек. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Забайкалье (Бурятия и Читинская область) автора Юдин Александр Васильевич

Религии Ныне в Бурятии действуют 16 дацанов, 12 буддийских обществ, 17 православных храмов и приходов, католический костел в Улан-Удэ, 7 древнеправославных общин, свыше 20 религиозных сект.Шаманизм и тэнгрианствоВозрождение шаманизма – это, с одной стороны, возвращение к

Из книги Античная мифология. Энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

Основные события истории античного мира Тщательно Зевсовы дни по значенью и сам различай ты И обучай домочадцев… Гесиод. «Труды и дни» Хронологическая таблица (все даты - до н. э.)Ок. 9000 г. Разрушение Атлантиды (по Платону). Ок. 6000–4000 гг. Начало формирования египетской

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Как возникли основные религии? Основные религии в мире это индуизм, буддизм, конфуцианство, таоизм, синтоизм, зороастризм, ислам, иудаизм и христианство. Индуизм возник в Индии примерно 3000 лет тому назад. Основатели этой религии считали, что Брама - первый великий бог,

Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Религии Согласно переписи 2001 г. индусы составляют 80,8 % населения, за ними следуют мусульмане (13,4 %), христиане – протестанты и католики (2,3 %), сикхи (1,9 %), буддисты (0,8 %), джайны (0,4 %), прочие (0,4 %) – парсы (зороастрийцы), иудеи и анимисты.Собирательный термин «индуизм»

Из книги С Америкой на «ты» автора Талис Борис

Религии Католики Вассаи Католики Вассаи Католики Вассаи Католики Вассаи Индийские евреи Синагога Мусульмане Индии Изображение меноры Мечеть Храм парсов – огнепоклонников Поклонение

Из книги Большой филателистический словарь (Л - Я) автора Левитас Иосиф Яковлевич

2.1. Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства

Из книги Большой филателистический словарь (А-К) автора Левитас Иосиф Яковлевич

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира.

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

ОСНОВНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ СТРАН МИРА ЕВРОПА АВСТРИЯ. Шиллинг = 100 грошамАЗОРСКИЕ О-ВА. Эскудо португальское = 100 сентавоАЛАНДСКИЕ О-ВА. Марка финляндская = 100 пенниАЛБАНИЯ. Лек = 100 киндаркамАНДОРРА. Франк французский = 100 сантимам Песета испанская = 100 сентимоБЕЛЬГИЯ. Франк

Из книги автора

Основные локально ограниченные религии Иудаизм - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в I тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души,

Из книги автора

Религии Что такое религия? Религия – это особая форма осознания окружающего мира, которая основывается на вере в существование (одного или нескольких) богов. Она включает в себя ряд моральных и этических норм поведения, которые обычно бывают отражены в священных

В мире, в котором живет более семи миллиардов человек, существуют многие виды конфессий, течений и сект. Выделяются виды религий, которые имеют самое большое количество последователей: христианство, ислам, индуизм и буддизм. Именно к этим конфессиям принадлежат различные национальные группы в большинстве стран мира. Другие виды религий не имеют такого мирового распространения. К ним относятся конфуцианство, джайнизм, иудаизм, даосизм, синтоизм, сикхизм и так далее

.

Определение религии

В толковом словаре религия определяется как осознание мира через веру в сверхъестественные силы. Она всегда была для человечества компасом для духовного развития и сохранения традиций. Все виды религий имеют свои атрибуты и священные места, куда могут приходить верующие. В индуизме и буддизме - храмы, в христианстве - церковь, а в исламе - мечеть. Каждая конфессия имеет священную книгу, в которой прописаны правила служения Богу и святым.

Христианство

Христианство возникло в первом веке нашей эры. Главная идея этой религии заключается в том, что Бог сможет спасти верующих в него от злости и несправедливости мира. Всё учение направлено на избавление от мук, помощь униженным и бедствующим. Посланником Бога стал Иисус Христос, который был распят и убит во имя веры и всего человечества. Святой книгой является Библия. Христианство распалось на несколько течений: католицизм, православие и протестантизм.

Буддизм

Буддизм считается самой древней религией, которая возникла в четвертом веке до нашей эры. Сейчас насчитывается более восьмисот миллионов его последователей. Это учение передал людям Будда - человек, который получил просветление. Главный смысл буддизма заключается в признании человеческого внутреннего света и его поиске, а не в поиске Бога, как во всех остальных учениях.

Ислам

Ислам возник в седьмом веке нашей эры. Бог - Аллах, а основателем религии и пророком стал Мухаммед. Мухаммед заявил о том, что Бог выбрал его пророком, и он несет свет и истину людям. Коран считается святой книгой. В ней, как и в Библии, прописаны правила жизни последователей. Также существует священная книга Шариат, в которой содержатся правила поведения верующих, и Сунна - история пророка Мухаммеда.

Виды религий в прошлом и современном мире

Многие века подряд церковь правила обществом и имела большую власть над государствами, чем правительство. Но времена изменились, и теперь только в немногих странах она имеет такую силу. Почти каждая мировая религия пережила гонения, да и сейчас происходит достаточно войн на религиозной почве. Хотя, как уже говорилось ранее, все учения построены на схожих верованиях и законах. К сожалению, некоторые последователи и адепты выражают свою любовь к Богу путем насилия и применения оружия. Некоторые ответвления религий проповедуют свои догмы и правила служению Богу, которого они придумали сами. Как сказал основатель одной из самых распространённых сект мира: «Если хотите стать миллионером, сотворите религию». Не нужно путать секты с Церквями мировых конфессий. Многие ставят клеймо на нации только потому, что выходцы из данных стран принадлежат к секте, которая становится разрушительной не только для самого человека, но для мира в целом. Все разновидности религий должны служить на благо людей. Истинно верующие не будут разжигать войны. Любые виды церквей - православные храмы, католические соборы, исламские мечети - всегда окажут помощь страждущему.

Поделиться: