Банкротство как инструмент оздоровления экономики. Банкротство как средство оздоровления экономики Что такое несостоятельность банкротство предприятия

Для многих людей банкротство - это что-то пугающее, страшное и неизбежное. Такое явление человек может расценивать как наказание за безответственность и неэффективное экономическое планирование. При этом немногие задумываются о том, что официально оформленное состояние финансовой несостоятельности может спасти человека или предприятие от многих бед. В чем же сущность банкротства? Постараемся разобраться в нашей статье, опираясь на нормы Закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Понятие банкротства

Ни одна организация не застрахована от прохождения процедуры банкротства. Это важное правило, о котором стоит помнить всем юридическим лицам. Но что означает само понятие? Если кратко, то банкротство - это финансовая несостоятельность, неспособность должника ответить по своим задолженностям. Банкротом всегда является должник - лицо, задолжавшее денег кредитору. Не стоит путать рассматриваемое явление со случаями, когда человек может попросту разориться, потерять источник дохода или самостоятельно погубить свое предприятие.

У рассматриваемого понятия интересная история. Этимология "банкротства" - это итальянское словосочетание banca rotta, что переводится как "сломанная скамейка". На скамьях в Италии сидели ростовщики - лица, дававшие деньги в долг. Если ростовщик разорялся, то он ломал скамью, тем самым объявляя себя банкротом.

Признание лица банкротом всегда происходит в арбитражном суде. Касается это как организаций, так и простых граждан. Заявление о признании лица финансово несостоятельным может быть подано как самим должником, так и другими лицами. Это может быть суд, частное лицо или даже кредитор. Последнему, кстати, признание должника банкротом может быть крайне невыгодно. Некоторые кредиторы способны выступать противниками должников в суде. Они пытаются оспорить финансовую несостоятельность лица, а потому процесс обанкрочивания может сильно затянуться.

Признаки и виды банкротства

Банкротство - это процедура, не лишающая человека целиком всех обязанностей по выплате долгов. Банкрот может быть освобожден лишь от некоторых обязательств в зависимости от того, какое у него осталось имущество. Так, арбитражный суд, решая дела о банкротстве, должен удостовериться в финансовой несостоятельности должника. Помимо этого, государство должно подсчитать оставшуюся собственность физического лица или организации. Если будут излишки, то они отойдут кредитору.

Основной целью банкротства предприятий является не освобождение от долговой кабалы, а прямое закрытие бизнеса. За редким исключением процедура может быть использована для реорганизации, но для этого потребуются особые старания самого должника. Банкротство физических лиц, напротив, имеет своей целью прекращение постоянного роста обязательств по кредитам.

Существует несколько видов банкротства. В публикациях о рассматриваемой процедуре говорится о реальной, условной, умышленной и ложной финансовой несостоятельности.

Реальное банкротство означает освобождение лица от всех долгов вследствие его значительных финансовых убытков. Условное банкротство предполагает рост активов организации, но одновременное уменьшение пассивов. В итоге у лица накапливается большое количество нереализованной продукции. Дабы не закрывать предприятие, учредитель оформляет временное банкротство.

Умышленное банкротство считается противоправным деянием. Организация, имея своей целью вывод средств с фирмы, подделывает документы и регистрирует себя в качестве банкрота. Любые подобные деяния носят незаконный характер. Следует помнить об уголовных санкциях, которые могут последовать за умышленное банкротство.

Последним видом банкротства является ложная финансовая несостоятельность. Она несколько схожа с умышленным обанкрочиванием. Но в этом случае лицо не выводит деньги с фирмы, а всего лишь ослабляет существующую долговую кабалу.

Аудит и наблюдение

Процедура банкротства имеет ряд признаков. Все они делятся на две группы - формальную и неформальную. Формальными особенностями финансовой несостоятельности являются:

  • заметная нехватка финансов;
  • существенное превышение расходов над доходами;
  • отсутствие возможности рассчитаться по долгам.

К числу неформальных признаков можно отнести:

  • сдачу финансовой отчетности с опозданиями;
  • задержку выплат дивидендов инвесторам;
  • смену ценовой и финансовой политики;
  • смену внешнего баланса юридического лица;
  • рост долга перед работниками по заработной плате;
  • большое количество неточностей в документах бухгалтерии и т. д.

Большинство из представленных признаков могут быть выявлены только после аудиторской проверки. Немалая часть случаев банкротства происходит именно после аудита. При этом финансовый контроль нельзя назвать первым этапом обанкрочивания. Дело в том, что признание лица несделкоспособным должно быть реализовано в судебном порядке. Инициатором процедуры может быть кто угодно, но о своей несостоятельности должник должен объявить самостоятельно. Лишь после этого будет положено начало первой стадии банкротства - наблюдению.

Наблюдение проходит до 7 месяцев. На место руководителя организации выставляется временный управляющий, который проверяет следующие моменты:

  • вероятность погашения задолженности;
  • возможность выплаты заработной платы сотрудникам;
  • восстановление платежеспособности;
  • покрытие судебных издержек и т. д.

Временный управляющий может созвать собрание кредиторов, на котором будут решаться вопросы о проведении санации предприятия (перехода под чей-то контроль), о конкурсном производстве, необходимости смены управляющего коллектива и т. д. Каждый вопрос может быть решен только путем голосования.

Оздоровление и управление

Процедура оздоровления является составной частью наблюдения. Временный управляющий должен определить будущее компании, ее ресурсы и возможности. Лишь после этого он начинает непосредственную модернизацию.

Оздоровление называют также санацией. Это крупная форма экономической модернизации предприятия, когда сторонние компании или управленцы берут "заболевшую" организацию под свой контроль. Простой пример - недавнее банкротство банка "Открытие". С этой организацией связан интересный прецедент - впервые в истории страны частную компанию стал санировать Центробанк, то есть, по сути, государство.

Что предполагает процедура оздоровления? Во-первых, это ограничение владельцев и руководителей фирмы в правах. Эти лица сохраняют свой статус, но круг их полномочий заметно сужается. Во-вторых, берется цель на проведение реструктуризации. Временные управленцы, обнаружив проблемы в работе предприятия, начинают проводить экономические реформы. Процедура оздоровления может затянуться до двух лет.

Третьей является внешнее управление. Наступление этого этапа может зависеть только от решений лиц, проводящих санацию. Внешнее управление предполагает снятие руководителей компании с должности и самостоятельное проведение дальнейших реформ. Составляется план, который должен включать в себя следующие пункты:

  • расходы должника;
  • необходимые реформы;
  • срок, в течение которого можно улучшить платежеспособность фирмы.

В публикации о банкротстве, составленной внешним управляющим, должны быть зафиксированы следующие меры:

  • выпуск ценных бумаг;
  • погашение задолженности;
  • увеличение уставного капитала;
  • модернизация ценовой политики;
  • частичная распродажа имущества компании и т. д.

По итогам внешнего управления может быть принято два решения: о закрытии производства из-за полной его нерентабельности либо перепрофилирование компании. Если будет принят первый вариант, то начнется конкурсное производство - важнейшая стадия в процедуре банкротства.

Производство конкурса и мировое соглашение

Сколько бы ни старались временные управляющие, далеко не всегда разорившееся предприятие можно вытянуть из пучины. Единственно возможным вариантом остается ликвидация организации. С чего все начинается?

Временщики подают заявление в арбитражный суд. По решению суда на имущество предприятия накладывается арест, после чего оно распродается на свободных торгах по банкротству. Данные об организации-должнике вносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. В нем фиксируются сведения об имуществе, вырученном на торгах, и о дальнейшем погашении части долга. Часть средств забирает судебная инстанция в качестве пошлины.

Если суд окончательно признает банкротство предприятия, то между сторонами конфликта (должником и кредитором) заключается мирное соглашение. Это последний этап в регистрации статуса финансовой несостоятельности. Стороны достигают определенного компромисса. Так, должник гасит часть долга, а кредитор перестает требовать оставшуюся часть финансов.

Нередко в заключении мирного соглашения могут помогать бенефициары. Это посредники, получатели, свидетели и разного рода третьи лица, принимающие на себя выплату по обязательствам. Чаще всего бенефициаром выступает само государство. Происходит это в том случае, если кредитор застраховал возможные потери.

Итак, сколько времени длится процедура оформления финансовой несостоятельности? Рассмотрим на примере банкротства банка.

Таким образом, продолжительность банкротства будет зависеть от финансового состояния организации. Чем больше шансов "вытащить" предприятие, тем дольше будет проходить внешний контроль. Если же с финансами все плохо, то банкротство пройдет за пару месяцев.

Банкротство физических лиц

Процедура признания финансовой несостоятельности для крупных организаций значительно отличается от такой же процедуры, но реализуемой для физических лиц - индивидуальных предпринимателей. До 2015 года обанкрочиванием граждан занимались коллекторы и судебные приставы. Сегодня все немного проще.

Есть пять шагов, которые нужно предпринять гражданину для объявления себя банкротом. Первый этап, начало банкротства, именуется оцениванием финансовой состоятельности лица. Банкротство будет возможным лишь в том случае, если сумма долгов составит более полумиллиона рублей, а задержка выплат превысит три месяца.

На втором этапе банкрот или иное заинтересованное лицо подает документы в суд. Должно быть составлено специальное заявление, к которому необходимо прикрепить справку о доходах, личные документы, банковскую выписку со счетов и опись имущества. Третий этап представляет собой ожидание ответа суда. назначенный государством, устанавливает признаки экономической несостоятельности гражданина, а также дает независимую оценку его собственности.

На предпоследнем, четвертом этапе необходимо составить график реструктуризации долга. Речь идет об увеличении срока кредита, уменьшении размера оплаты по долгам и отмене пени или неустоек со стороны кредитора. Проще говоря, долговая реструктуризация представляет собой совокупность различных мероприятий по ослаблению финансового положения должника.

Наконец, последним этапом признания должника банкротом является реализация собственности. Имущество обанкротившегося гражданина распродается на торгах, а полученные финансы поступают на погашение задолженности. Законом запрещается продавать единственную жилплощадь должника. Остальное имущество вполне может быть передано на торги.

Последствия банкротства

Что происходит по завершении процедуры банкротства граждан или юридических лиц? Как мы уже разобрали, может быть два итога: положительный - в виде реструктуризации предприятия и отрицательный - когда лицо распродает все свои активы и ликвидируется.

Последствием обанкрочивания физических лиц можно назвать наложение ареста на имущество и последующую его продажу. Вместе с этим гражданина могут ожидать следующие моменты:

  • отсутствие возможности подавать заявление о несостоятельности в течение пяти лет;
  • запрет на занятие государственных должностей в течение пяти лет;
  • обязательное предупреждение кредиторов о своем банкротстве.

Перечисленные последствия носят факультативный характер, то есть они не всегда обязательны. Их применение может быть реализовано только по решению арбитражного суда.

Чуть сложнее все будет с банкротством организаций. Во-первых, все данные о финансовой несостоятельности предприятия поступят в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Необходим этот реестр для анализа экономического состояния страны. Во-вторых, вместе с занесением данных в систему произойдет следующее:

  • сроки погашения долгов из отложенных переквалифицируются в наступившие;
  • по долговым обязательствам перестанут начисляться проценты и пени;
  • ликвидируются все имущественные споры, в которых принимала участие организация;
  • имущество будет взыскано за имеющиеся долги.

Таким образом, банкротство физических и юридических лиц отличается разве что по своему масштабу. Объединяет обе формы финансовой несостоятельности такое понятие, как ответственность. Она может возлагаться за фиктивное или преднамеренное банкротство. Про эти формы нарушений закона будет подробно рассказано далее.

Преднамеренное банкротство

Если организация имеет долговые обязательства на сумму более 500 тыс. рублей, при этом она не обладает возможностью их погасить, то такое обстоятельство будет именоваться легальной финансовой несостоятельностью. Однако есть ряд критериев, указывающих на выявление преднамеренного банкротства. Это противозаконная форма деяния с рядом специфических признаков. Здесь следует выделить:

  • сокрытие должником своего имущества, а также сведений о его местонахождении;
  • продажа имущества, о чем не знают аудиторы или временные управляющие;
  • несоблюдение требований по заполнению заявления о банкротстве;
  • невыполнение должником законных правил процедуры банкротства;
  • предоставление фиктивных документов, касающихся бухучета или финансового состояния организации.

Таким образом, преднамеренным банкротством называют процедуру финансового контроля за лицом, намеренно осложненную инициатором этой процедуры - должником или якобы должником. Чаще всего рассматриваемая форма обанкрочивания выражается в невыполнении руководством фирмы своих прямых обязанностей. Результатом их поведения будет либо уголовная ответственность, либо ликвидация предприятия без права на реструктуризацию.

Штрафы за преднамеренное банкротство, надо сказать, немалые. При особо крупном ущербе на организацию-виновника будет возложена уголовная ответственность. Максимально возможная санкция составляет 1,5 млн рублей. Административная ответственность предусматривает штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. На физическое лицо будет возложен штраф до 3 тыс. рублей.

Фиктивное банкротство

Основным отличием преднамеренной финансовой несостоятельности от фиктивной является мотив нарушения закона. Желание скрыть свои активы от кредиторов именуется преднамеренным банкротством, а мотив в виде получения отсрочки по долгам или уклонение от выплат представляет собой банкротство фиктивного типа.

Достаточно распространенной считается ситуация, при которой должник желает создать впечатление о собственной финансовой несостоятельности, хотя на деле все иначе. Он идет на обман своих коллег, а также аудиторов, временных управленцев, наконец, целого государства. Существует множество способов создать видимость банкротства. Рассказывать о них бессмысленно, ведь каждый вариант уже давно изучен, а потому знаком налоговым органам.

Некоторые должники поступают совсем уж грубо и топорно: они подделывают документацию. Выявляется подобное нарушение почти сразу же, ведь все данные о гражданах, а тем более об организациях, уже давно есть на государственном интернет-портале. Но есть и другой тип мошенников, поступающих немного умнее. Они перебрасывают свое имущество по каналам третьих лиц, проводят подставной аудит и всячески стараются обойти закон. Выходит, как несложно догадаться, только хуже. Обманщиков быстро выявляют и на них возлагается ответственность за фиктивное банкротство. Чаще всего это штраф до 1,5 млн рублей, лишение гражданина свободы от 1 до 5 лет либо принудительные работы на 5 лет.

Институт банкротства. Основные вопросы по теме

Банкротство является невероятно сложной и обширной процедурой. Реализация ее крайне сложна, а потому у должников и кредиторов нередко возникают актуальные вопросы по теме финансовой несостоятельности.

Первый вопрос касается упрощенной процедуры банкротства. Это процесс не предусматривающий санации, внешнего управления и прочих оздоровительных этапов. Здесь все просто: должник соглашается с решением суда об окончательном банкротстве, после чего готовится к закрытию. Средняя продолжительность процедуры - 5 месяцев.

Второй вопрос касается снижения рисков банкротства. Что нужно делать, чтобы состояние финансовой несостоятельности было наименее вероятным? Ответ уже знают все компании и предприниматели, но почему-то не задумываются о нем всерьез. Речь идет об аудиторских проверках. Организации должны как минимум ежегодно проводить честный и полный финансовый контроль. Желательно задумываться и о внеплановом аудите в качестве профилактики.

Последний вопрос может быть интересен физическим лицам, то есть индивидуальным предпринимателям. Известно, что некоторые граждане не обладают статусом предприятия, но деятельность свою разворачивают достаточно широко. Возможна ли санация при несостоятельности таких граждан? Закон отвечает отрицательно. К сожалению, у юридических лиц на санирование есть некая монополия. Сколько это будет еще продолжаться, неизвестно. Однако некоторые законодатели уже поднимали вопрос о возможности введения санации и для физических лиц.

Банкротство (от итал. banco - скамья, банк и rotta - сломанный) - это несостоятельность должника (физического или юридического лица), т.е. признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязанности по уплате платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть погашены.

Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

Внешними признаками несостоятельности (банкротства) предприятия являются неисполнение требований по уплате вышеуказанных сумм в течение трех месяцев с момента наступления даты платежа.

Банкротство наступает после признания факта несостоятельности арбитражным судом. Основанием для возбуждения дела о несостоятельности является заявление самого должника, кредитора или уполномоченного органа. От имени должника заявление в арбитражный суд подается его руководителем. От имени кредиторов арбитражный суд принимает к производству заявление по месту нахождения данного предприятия, указанному в учредительных документах, при условии, что сумма предъявляемых к нему требований со стороны кредиторов составляет не менее 100 тыс. руб.

В отношении должника применяются определенные процедуры: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Следует иметь в виду, что для отдельных категорий должников, таких, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг, процедура банкротства осуществляется с рядом особенностей, оговоренных законодательством. Это связано с особенностями функционирования и социальной значимостью данных организаций.

Упрощенная процедура банкротства применяется к организациям, которые условно можно отнести к двум группам: «отсутствующий должник» и «ликвидируемый должник». Такая процедура банкротства характеризуется тем, что проводится в сокращенные сроки.

Так, упрощенная процедура применяется, когда организация-должник прекратила свою деятельность, а установить местонахождение его руководителя не представляется возможным.

Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики, поэтому наряду с применением крайней меры - ликвидации предприятия законодательством предусмотрена персональная ответственность руководителей при банкротстве, в том числе уголовная, за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство.

К неправомерным действиям при банкротстве (ст. 195 УК РФ) относятся:

  • 1. Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, передача имущества в иное владение, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника при банкротстве или в предвидении банкротства. Эти действия влекут за собой либо ограничение свободы до 3 лет, либо штраф до 500 тыс. руб.
  • 2. Неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении. Подобные действия наказываются либо ограничением свободы на срок до 1 года, либо штрафом до 300 тыс. руб.

Преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ) - преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия заведомо некомпетентным ведением дел, совершенное собственником или руководителем предприятия в своих интересах и причинившее крупный ущерб либо имевшее иные тяжкие последствия. Наказывается штрафом до 500 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до 6 лет.

Фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ) - заведомо ложное объявление о несостоятельности с целью получения от кредиторов отсрочки и/или рассрочки платежей, скидки с долгов или ликвидации предприятия как такового. Предусматривает наказание в виде штрафа до 300 тыс. руб. либо лишения свободы на срок до 6 лет.

Любое предприятие, реализовывающее коммерческую деятельность, всегда обязана взаимодействовать с банками, налоговыми органами, и иными предприятиями (потребителями и поставщиками) и др. В результате данных отношений у предприятия возникают некие обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно: произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.

Лицо, по отношению к которому возникло обязательство, называется кредитором. Кредитор может потребовать от должника реализации данных обязательств, и возмещения всех убытков, которые были причинены из-за неисполнения или некачественного исполнения обязательств. Это предусмотрено законодательством. Иски кредиторов рассматриваются арбитражным судом. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень/ Балдин К.В., Быстров О.Ф., Рукосуев А. В.- М.: Дашков и К, 2005.-316 c.

Разделение обязательств предприятия на группы происходит следующем образом:

· обязательства перед финансово-кредитной системой. Это обязательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или заем в денежной форме либо в виде ценных бумаг на основе кредитного договора. Здесь же входят обязательства перед страховыми компаниями, где предприятие берет будущий заем;

· обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т.д.

· обязательства перед фискальной системой. Это обязательства по налогам, штрафам и пени перед бюджетами, платежам в Пенсионный фонд России, дорожный фонд и другие фонды, т.е. те обязательства, по которым необходимо платить в установленном порядке независимо от воли предприятия;

При ощущения предприятием дефицит или кризис всех имеющихся возможностей для осуществления наблюдающих обязательств, зарождается вопрос, может ли оно полностью удовлетворить кредиторов в установленные сроки, и платежеспособно ли оно.

Предприятие, переходящее из состояния во временного исполнения обязательств в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения с дефектами и остановками вплоть до безысходного состояния, делается как партнер несостоятельным, или неплатежеспособным, который наносит ущерб своим кредиторам.

В конечном счете, обанкроченное предприятие ставит своих кредиторов (и государство в том числе) перед выбором:

· или предоставить требования о ликвидации этой организации и продажи его имущества для удовлетворения полностью или хотя бы частично требования кредиторов.

· или дать предприятию весомый и контролируемый шанс на преодоление на финансовое оздоровление, внутреннего финансового кризиса, которое может быть реализовано в рамках соглашения, которое ограничено во времени;

Этот должник, оценив свое упадочное состояние и свою слабую способность к расчету по денежным обязательствам, поставил вопрос о переговорах с кредиторами или о своей ликвидации как предприятия.

Цивилизованная процедура ликвидации предприятия, продажи имущества и расчета с кредиторами называется банкротством.

Банкротство в строго юридическом значении слова наступает по решению арбитражного суда, либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации. Дo этого можно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии (хотя в простой речи понятие «банкрот» понимается как оценочная характеристика организации, которая испытывает постоянные трудности в расчетах).

Суд при рассмотрения дело в банкротстве может и не объявлять организицию банкротом, а предложить ему сделать финансовую оздоровляющую попытку.

Банкротство является следствием развития кризисного финансового состояния, когда организация проходит путь от эпизодической до хронической неспособности удовлетворять требования кредиторов, включая и по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Значит, банкротство является наиболее возможным юридический результатом неблагоприятного развития финансового состояния организации, при котором он теряет способность своевременного погашения долга. Отсюда вытекает, что предпосылки банкротства возникают внутри самой организации, в том числе в структуре его капитала, при котором по различным причинам возникает регулярная неспособность платежа.

Неплатежеспособность предприятия прямо пропорциональна объему всех обязательств. Истинно, предприятие является абсолютно платёжеспособным, если его капитал полностью является собственным, а обязательства по ним не имеются. Поскольку обязательства появляются всегда (например, по налогам), это означает, что такое предприятие с опережением (авансом) выполняет свои обязательства. Оно никому не должно, и вопрос о его неплатежеспособности просто не возникает.

Оставаясь платежеспособным, одновременно предприятие может и вовсе не иметь собственного капитала и работать целиком на заемных средствах. Выручка является решающим фактором.

Неплатежеспособность обратно пропорциональна выручке. Чем меньше выручка, тем выше неплатежеспособность (естественно, при наличии обязательств). Если за установленный период темпы прироста выручки были ниже темпы роста обязательств, то у предприятия начался рост неплатежеспособности.

Причинами банкротства в общем случае становятся факторы, влияющие:

а) на недостаточный рост или снижение выручки;

б) на опережающий прирост обязательств.

1) 3aмедление темпов роста прибыли, либо ее абсолютное уменьшение замечается:

· при избытке товаров, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее ненадлежащего качества, возвышенной цены или уменьшения потребности в ней;

· при уменьшении рынка за счет введения запретов, квот, таможенных барьеров и т.д для затруднённого доступа.

· при усиливающемся невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с недобросовестным покупателем или не свободно в выборе покупателя;

Другими словами или не берут продукцию (услуги), или не пускают на рынок или берут, но не платят.

2) Опережающий темп прироста обязательств встречается в случаях, когда:

· организация реализовывает нерезультативные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), не сопровождающие отвечающим ростом выручки. При этом может быть и разрыв между сегодняшними вложениями и завтрашним приростом выручки.

· организация накапливает средства в расчетах, практически не имеющие отношения к выручке;

· организация загружает производство лишними (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки, а только уменьшают;

· организация несет убытки.

Этот комплекс общих причин неплатежеспособности присущ для всех организаций, которые испытывают трудности для своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка. Обстоятельства особо усиливается, когда нет управления и планирования денежными потоками.

В общем и целом причины неплатежеспособности могут быть объединены к двум основным:

1) нехватка способностей для запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, качеству, цене и т.д.). В таком случае можно говорить о болезни бизнеса (или маркетинга);

2) неэффективному финансовому руководству организации, когда оно излишне обременяется обязательствами. В этом случае можно говорить о болезни финансового управления, или менеджмента.

Первый случай наиболее наглядно сказывается на выручке, второй -- на росте всех обязательств.

Специфические же основания для неплатежеспособности и банкротства фирмы в России складывались десятками лет и тесно связаны с особенностями социалистической плановой экономикой, запрещающую частную инициативу самостоятельных предпринимателей, ориентированных на частную собственность и выгоду; спрос потребителей; конкурентную борьбу по инициативе предпринимателей, принуждённых в целях максимизации своих доходов ориентироваться на потребителей (рынок), на уменьшение своих издержек и отсев или банкротство тех, кто не может догнать растущий запрос рынка по качеству и ассортименту предложения товаров и услуг.

Например, развился менталитет, ориентированный:

· на выспрашивание у государства ресурсов, средств при любом подходящем случае, считая это непринужденным правом;

· на реализацию планов и смет, но не обученный для управления финансами;

· на использование заработанного и полученного на то, на что раньше тратить средства особо не допускалось или строго регламентировалось (на инвестиции, элементы внешней роскоши -- машины, стильную мебель, на загранкомандировки и т.п.).

Другим словом, долгое подавление и принужденный аскетизм заставили появления тяги к расточительству, которая показала себя, едва появилась выгодная возможность.

Вся данная совокупность неестественных свойств установила специальную склонность многих российских предприятий к кризису и банкротству в условиях реформаторской экономики.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).

Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.

Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.

Внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Временный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Внешний управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Конкурсный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Мораторий - приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Законодательство

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 127-ФЗ ОТ 26 ОКТЯБРЯ 2002 Г. О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 122-ФЗ ОТ ОТ 24 ИЮНЯ 1999 Г. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 202 ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1998 Г. О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОРГАНЕ ПО ДЕЛАМ О БАНКРОТСТВЕ И ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 476 ОТ 22 МАЯ 1998 Г. О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА

Банкротство почему-то воспринимается как способ закрыть предприятие, когда оно уже не способно выкарабкаться, при этом распродать его имущество, когда из него срочно необходимо "выбить" долги. Столь массовое искаженное понимание системы банкротства очень опасно, поскольку находит свое воплощение не только на словах, но и в жизни, и именно с таким пониманием подходят к банкротству конкретного предприятия обыкновенные обыватели и даже те, кто в этом процессе участвуют.

Банкротство, как и любой другой экономико-правовой институт, следует рассматривать как инструмент достижения тех или иных целей экономической политики государства. Основной характеристикой любой экономической системы, и одновременно целью управляющего воздействия на нее, является эффективность производственных ресурсов (природных, трудовых, капитальных), находящихся в распоряжении данной системы. Это верно как в отношении государства в целом, так и в отношении конкретного предприятия. Экономический смысл института банкротства в том и состоит, что этот институт должен служить механизмом установления более эффективного режима управления производственными ресурсами на уровне хозяйственных единиц - предприятий.

Значит, на самом-то деле банкротство - это по своей сути не разрушительная, а как раз созидательная мера, направленная в первую очередь на восстановление нормальной работы предприятия. Лишь те материальные ресурсы и структуры управления ими, которые в принципе не могут эффективно использоваться (т. е., грубо говоря, приносить прибыль), должны быть ликвидированы. Но в большинстве случаев, если опираться на приведенные выше оценки, нет принципиальной необходимости ликвидировать предприятие.

Значит, тот долгосрочный государственный интерес, который связан с эффективным управлением ресурсами предприятия, реализуется в рамках банкротства руками конкретных людей - арбитражных управляющих. Именно арбитражный управляющий является ключевой фигурой процедур банкротства. Он призван сделать то, что, по-видимому, не могли или не хотели сделать его предшественники (избранные участниками, акционерами, а не назначенные судом), - разработать и осуществить преобразования, приводящие к наиболее эффективному использованию оказавшихся в его управлении ресурсов. Расчет делается на то, что по своим личностным и социальным качествам управляющий лучше справится с этими задачами, чем действующий руководитель, на практике доказавший свою профессиональную непригодность. Именно управляющий является тем конкретным лицом, которое реализует стоящие перед институтом банкротства задачи на конкретном предприятии.

Проблемы, стоящие перед арбитражным управляющим, далеко не очевидны. Выбор пути, который привел бы к эффективному использованию производственных ресурсов, очень непрост. Управляющему фактически вменено в обязанность найти нового эффективного собственника. Но он лишь временно находится у руля предприятия, и представьте себе, как ему обидно, если он титаническими усилиями вытащит предприятие из кризиса, восстановит его жизнеспособность, а затем все вернется на круги своя, в руководстве окажутся те же действующие лица, что довели предприятие до кризисного состояния. А вот та обстановка, в которую попадает арбитражный управляющий в поисках объекта приложения своих сил, значительно затрудняет реализацию им своих "наилучших побуждений". Управляющий не может работать бесплатно. Платить ему будет лишь тот, кто, во-первых, заинтересован в его услугах, и во-вторых, платежеспособен. Вообще-то говоря, в наибольшей степени в банкротстве предприятия заинтересовано само предприятие. Только такой простой факт мало кому понятен. Акционеры и директора отстаивают в первую очередь какие-то свои частные интересы, и хорошо, если они в той или иной мере сочетаются с интересами предприятия как такового. Последние оказываются как бы абстрактными, есть-то они есть, а вот защищать их некому. Банкротство интересует кредиторов предприятия прежде всего как "механизм вышибания долгов". Значит именно кредиторы будут в подавляющем большинстве случаев нанимателями. Арбитражные управляющие поставлены в условия, когда у них нет иного выхода, кроме как найти заинтересованного кредитора и договариваться с ним о материальных и других условиях, а также безопасности своей деятельности. Вот здесь и необходимо усиление роли государства в лице ФСФО России, как гаранта законности действий участников процедур банкротства и защиты арбитражных управляющих. Так как в действующем механизме банкротства уже заложен конфликт интересов, а главный изъян в том, что все происходит в основном по воле и в интересах конкурсных кредиторов, а на практике - одного или нескольких наиболее крупных и наиболее активных. Ведь интересы такого кредитора в отношении предприятия заключаются в том, чтобы побыстрее вернуть свои деньги, и они так далеки от государственных интересов, связанных с принципами эффективного использования ресурсов. Ради скорейшего возврата долгов кредиторы предпочтут ликвидировать даже то предприятие, которое при условии грамотного управления могло бы выжить и со временем восстановить свою платежеспособность. Таким образом, в результате широкого развертывания процессов признания предприятий банкротами, может быть потеряно необосновано большое количество производственных мощностей и рабочих мест. Но законодатели в ныне действующем законе заложили принципы эффективного использования, т. к. в нем явно прослеживается предпочтение внешнему управлению (финансовому оздоровлению) перед ликвидацией. На практике ситуация совершенно меняется. Очевидно, что управляющий-одиночка, финансово зависимый от одного из крупных кредиторов, будет действовать именно в его интересах. Ведь конкурсные кредиторы - это, как правило, поставщики предприятия, а в условиях "зачетной" экономики всегда можно придумать незаметный постороннему взгляду вариант "безденежных" расчетов по снабжению, фактически удовлетворяющий интересы поставщика за счет предприятия. А формально доказать "предрасположенность" этого управляющего к крупному кредитору практически невозможно. Защитить свои права заинтересованные лица могут только в суде. Разногласия решаются либо судом с формальным подходом, либо управляющим единолично, под контролем крупного кредитора. В тоже время, в ходе процедур банкротства (до 2 декабря 2002 г.) полностью отстранялись от вопросов управления производством те, чьи интересы действительно могут быть долгосрочными - акционеры. Прежде всего те из них, кто заплатил за свои акции реальными деньгами (а не получил их в результате приватизации или другим даровым способом). Будучи в очереди последними, они были практически не способны защитить свои права. Такое положение приводило к тому, что банкротство часто использовалось как инструмент в борьбе за влияние на крупном предприятии, как способ "кинуть" акционеров или небольших, но реально вложивших свои ресурсы в должника кредиторов. Предположим, укрепляющий свои позиции на предприятии владелец крупного пакета акций (скупивший его за живые деньги) пытается прекратить воровство, реконструировать систему управления, снабжения и сбыта, т. е. просто-напросто навести элементарный порядок. Конечно же, находящиеся под контролем действующего руководства посреднические фирмы, через которые происходит сбыт и на которых неправомерно "оседает" существенная часть добавленной стоимости, будут пытаться (с помощью руководства) устранить влияние такого акционера, в том числе и через процедуру банкротства. Но это противоречит как интересам государства, так и интересам этого акционера или кредиторов, в данном случае просто необходимо вмешательство ФСФО, ФСНП и прокуратуры, а для этого необходимо законодательно более четко определить эти обязанности.

В России процесс приватизации с 1991 года как бы состоял из трех этапов: первый - самый короткий - приватизация прибыли; второй - чуть подольше - приватизация имущества; и идущий сейчас третий этап - приватизация долгов. Очень жаль, что государство потеряет контроль и над этим процессом, как и над первыми двумя.

Институт банкротства - мощный инструмент промышленной политики. Ни у одного другого ведомства нет таких как у ФСФО - ныне уполномоченного органа Правительства России - возможностей реально влиять на ситуацию в промышленной сфере. "Мытари" уже четыре года "порулили" в банкротстве России, и всем известно, к чему это привело. Именно в институте банкротства в наибольшей степени учтена "российская специфика", именно здесь может быть инициирован прорыв из области рыночных фантазий в область практических результатов экономической политики, поэтому именно в данной сфере губительны стандартизация и формализм. Расширение масштабов применения процедур банкротства, функций и полномочий ФСФО не может не обнадеживать, но оно же и вызывает опасения. Ведь, чем мощнее оружие, тем серьезнее ответственность тех, кто им владеет.

ФСФО России, опирающаяся в своей деятельности на территориальные и межтерриториальные органы, расположенные в крупных регионах, по своей сути - экспериментальное учреждение. В мировой практике никогда не было прецедентов перевода огромной страны, прожившей 75 лет при социализме, на рельсы рынка. Уникальна ситуация, когда большинство крупных промышленных предприятий - потенциальные банкроты, уникальна социально-психологическая обстановка в стране. Очевидно, что нет готовых рецептов, и апробированные на Западе схемы вовсе не обязательно заработают у нас. Здесь не спасет никакая экономическая теория, единственно возможный российский метод - метод проб и ошибок. И для того чтобы нормально выполнять свои функции, ФСФО России при недостаточности законных прав и полномочий от органов власти в регионах, которые давали бы возможность эффективно влиять на процессы банкротства, вынуждена действовать творчески, экспериментировать, может быть, даже в ущерб общности, системности. Иначе получится "как всегда".

ВАЛЕРИЙ КОРОЛЕВ
арбитражный управляющий третьей категории,
генеральный директор НП "Приволжская саморегулируемая организация арбитражных управляющих

Термин "банкротство " в широком смысле слова используется синоним термина «несостоятельность ». В Российской Федерации эти термины совпадают (См. название закона «О несостоятельности (банкротстве)»);

Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 года определяет несостоятельность как: «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Неплатежеспособность - это невозможность предприятия расплатиться по своим обязательствам «...более трех месяцев с момента наступления даты их исполнения», которая вызывается отсутствием или нехваткой денежных средств.

Если должник при нормальном ведении дел не может выполнить свои обязательства на протяжении более трех месяцев, то относительная неплатежеспособность переходит в абсолютную неплатежеспособность .

Именно абсолютная неплатежеспособность и называется несостоятельностью того или иного субъекта хозяйственных отношений.

Таким образом, неплатежеспособность того или иного субъекта хозяйственных отношений является необходимым, но не единственным условием «несостоятельности (банкротства)».

Виды банкротства

Понятие банкротства также принято разделять на несколько основных видов:

  • Реальное банкротство. Данный вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, повышение доли кредиторской задолженности обуславливают невозможность ведения хозяйственной деятельности, вследствие чего она объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве.
  • Банкротство бизнеса. Термин банкротство бизнеса используется компанией «Dun & Bradstreet» — крупнейшим агентством по статистике банкротств, как характеристика такого вида бизнеса, который прекратил операции, принеся убытки своим кредиторам. Таким образом, бизнес определяется «Dun & Bradstreet» как несостоятельный, даже если он формально не прошел процедуру банкротства.
  • Временное (условное) банкротство, характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано превышением актива баланса предприятия над его пассивом, а также большим размером дебиторской задолженности и затовариванием готовой продукции. Такой вид банкротства предприятия при антикризисном управлении с использованием инструментария санирования не приводит к его ликвидации. В условиях проведения арбитражных процедур административного и внешнего управления появляется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия, переориентировать производство с учетом требований рынка и обеспечить в перспективе его устойчивое развитие.
  • Преднамеренное (умышленное) банкротство , связано с преднамеренным созданием руководителями и владельцами предприятия состояния его неплатежеспособности, нанесением ему экономического вреда (хищение средств предприятия различными способами) в личных интересах и в интересах иных лиц. Выявленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в суд для привлечения виновных к уголовному преследованию.
  • Фиктивное банкротство — это ложное объявление предприятием о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них льгот по уплате финансовых обязательств, либо для погашения долгов фирмы неконкурентоспособной продукцией. Виновные в ложном объявлении предприятия неплатежеспособным, в утаивании активов для погашения кредиторской задолженности преследуются в уголовном порядке по представлению арбитражных управляющих.

Банкротство как институт

Институт банкротства — совокупность условий, правил, механизмов и норм, которые определяют производственно-финансовое положение предприятия, направленных на санирование экономики.

Институт банкротства позволяет решить две задачи:

  • обеспечить должнику защиту от кредиторов , требования которых он не в состоянии удовлетворить,
  • защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.

Целью банкротства , является ликвидация тех предприятий, которые замыкают на себе неэффективность и нестабильность . Эта цель достигается в результате однонаправленных действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.

Основная цель специалистов по банкротству — максимально эффективное использование производственного потенциала подконтрольного предприятия для вывода его из банкротного состояния.

Основными целями института банкротства является сохранение предприятия, а следовательно, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления льгот должнику. Бесспорно, подобные положения не распространяются на умышленные или фиктивные банкротства. При этом для достижения конкретных целей используются определенные системы и органы в рамках института несостоятельности — кадровый ресурс, страховые и консалтинговые компании, развитый институт собственности, фондовые биржи, правовые нормы, традиции и т.д.

Система банкротства — это определенная система диагностики, контроля и предупреждения неплатежеспособности предприятий. Объективная необходимость в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы, одновременно являясь и основной целью.

Субъекты системы банкротства :

  • арбитражный суд;
  • собственник предприятия;
  • арбитражные менеджеры;
  • наемные работники;
  • инвесторы;
  • должник;
  • кредиторы;
  • органы государственной власти.

При открытии дела о несостоятельности (банкротстве) все из вышеназванных субъектов системы банкротства оказываются задействованными в этом процессе, являясь одновременно и основными субъектами рынка.

Как показывает мировая практика, достижение основной цели института несостоятельности — воспроизводства отношений собственности посредством системы банкротства — возможно только при соблюдении нескольких условий:

  1. Создание эффективных механизмов, призванных представлять интересы всех субъектов системы банкротства (кредиторы, наемный персонал) при ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять рационально распределять активы (конкурсную массу) должника.
  2. Установка на сохранение перспективных предприятий насколько это возможно и целесообразно.
  3. Создание системы мер для возрождения бизнеса.
  4. Установление стабильной единой и надежной системы прав и обязанностей для всех субъектов хозяйствования при их несостоятельности (банкротстве).
  5. Введение системы мер безопасности при банкротстве и временной неплатежеспособности.
  6. Стимулирование и развитие партнерских отношений, и формирование приемлемой процедуры решения финансовых споров.
  7. Ограждение правовой и административной системы от возможностей ускорения процедур банкротства.
  8. Создание механизма выполнения должником своих обязательств без ликвидации бизнеса.

Главным субъектом системы банкротства, как и рынка, является предприятие той или иной формы собственности. Взаимодействие с рынком — внешней средой своего жизнедеятельности — предприятие реализует посредством своего товара.

Глубинные факторы кризисных ситуаций заложены в самом механизме рынка. Они отражают процесс развития национальной экономики, который идет волнообразно в зависимости от фазы цикла на макроуровне и жизненного цикла конкретного предприятия, которые обусловлены постоянным изменением потребительских ориентаций.

Жизненный цикл предприятия:
  1. Возникновение
  2. Становление
  3. Подъем
  4. Высшая точка развития
  5. Банкротство
  6. Ликвидация или санация

Исходя из этого, любое управление является антикризисным, а содержание и методы обычного антикризисного управления не отличаются.

Не ограничиваясь микроэкономическим уровнем, следует отметить, что отношения собственности обнаруживают тенденцию к постоянному развитию и стремлению к стабильному равновесию. Как отмечает С.П. Аукционек в работе «Теория перехода к рынку» рыночная экономика устойчива тогда, когда кривая спроса более полога, чем кривая предложения. Другими словами, предложение опережает спрос по темпам роста и объему. Как раз в этом превышении предложения над спросом и содержится обоснованная возможность и необходимость банкротства тех предприятий, которые не вписались в конкретную ситуацию на рынке.

Издержки банкротства

И здержки, которые национальная экономика и население страны несет в связи с банкротством, разделяются на:

  • Прямые издержки;
  • Косвенные издержки.

Прямые издержки, представляют собой непосредственные выплаты комиссионных третьим сторонам в период рассмотрения дела. В их состав входят: комиссионные судебному органу, доверенному лицу, бухгалтеру, аукционисту, арбитражному менеджеру и др. Все эти издержки представляют собой прямые невозвратные потери для владельцев капитала компании.

Косвенные издержки, связаны с «падением» стоимости компании в результате неэффективной работы в период, который предшествовал банкротству. При реализации активов потери несомненны: готовую продукцию можно продать всего за 30-70% ее реальной цены. Потеря стоимости при реализации активов — совершенно явный провал для тех, кто предоставляет капитал, т.е. акционеров.

Как показывает мировая практика, банкротство предприятий — это не случайное явление, а определенная закономерность в экономике развитых стран. Гибель значительной части фирм и, в особенности, вновь возникших, зафиксирована статистикой банкротств во многих странах. Европейские исследователи отмечают, что до конца второго года доживают не более 20-30% вновь возникших фирм.

Такая неэффективность создает предпосылки больших убытков для акционеров, а, следовательно, и для всей экономики.

Формальные и неформальные признаки банкротства предприятия

Возникает закономерный вопрос — по каким критериям оценивается несостоятельность того или иного предприятия, и по каким признакам можно предсказать его банкротство?

Структура признаков банкротства:

  1. Формальные
  2. Неформальные

Формальный признак банкротства того или иного предприятия в концентрированном виде состоит в неплатежеспособности. Против должника, неспособного оплатить свои долги, может быть возбуждено дело о несостоятельности, в таких странах, как Германия — если используется факт неоплаты более 1 месяца на сумму, которая превышает ликвидные активы; во Франции — факт неоплатности доказывает кредитор, в Англии — где субъект хозяйствования должен иметь минимальную задолженность в размере 750 ф. ст. по одному или нескольким долгам; в США — где 5 тыс. долл. долга является минимальной суммой задолженности для признания предпринимателя банкротом, в РФ предприятие при задолженности в 100 тыс. руб., гражданин — 10 тыс. руб. (ст.5 ЗНБ), кредитная организация — 1000 МРОТ.

Указанная сумма не должна содержать: неустоек и иных финансовых санкций, выплат авторских вознаграждений, требований перед работниками и владельцами должника.

В ЦВЕ основной упор при выделении формального признака банкротства — установление факта неплатежеспособности — делается на временном аспекте. Так, в Болгарии, несостоятельной может быть объявлена неплатежеспособная фирма, которая более 60 дней не выполняет обязательств из-за отсутствия у нее денежных средств. В Венгрии несостоятельным признается должник, не выплативший признанный долг в срок, который превышает 60 дней с момента наступления выплат, либо 30 дней после предъявления требований не изложил кредитору обстоятельства, помешавшие это сделать. В Румынии этот срок не превышает 30 календарных дней. В Чехии и Польше, где институт несостоятельности функционирует несколько дольше, нежели в вышеназванных странах, формальные признаки банкротства имеют менее конкретную формулировку — неспособность на протяжении длительного времени выполнять свои обязательства по платежам нескольких кредиторов.

Помимо формальных признаков банкротства, необходимо рассматривать неформальные признаки. Они указывают на возможное предбанкротное состояние предприятия, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в комплексе. Неформальные признаки возможного банкротства являются поводом к более скрупулезному анализу положения дел как со стороны руководства предприятием, так и со стороны финансовых и аудиторских структур. Заинтересованными субъектами в оценке финансово-хозяйственного положения предприятия являются его акционеры, наемный персонал, клиенты и кредиторы.

Множественные неформальные признаки банкротства можно сгруппировать по двум направлениям:

  • документарные, составляют первую группу;
  • косвенные, составляют вторую группу.

К первой группе относятся признаки, нашедшие свое отражение в документации предприятия (конкретно в бухгалтерском балансе). Они подлежат более или менее детальной оценке.

Применительно к первой группе, можно выделить пять признаков предбанкротного состояния предприятия:

  1. Низкое качество и невыполнение сроков предоставления документации . Опоздания такого рода могут сигнализировать о неэффективной работе финансовых служб и информационной системы предприятия, создавая предпосылки принятия руководством неадекватных решений;
  2. Сигналами снижения финансовой нестабильности предприятия могут быть резкие изменения в статьях баланса, как со стороны пассивов, так и активов . Безусловно, негативным фактом является уменьшение ликвидных средств предприятия . Но и их резкий рост также может свидетельствовать о неблагоприятных тенденциях — отсутствии перспектив роста и эффективных инвестиций. В условиях функционирования развитой экономики оптимальной является ситуация при которой у предпринимателя в свободном распоряжении находится не более 10 % денежных средств. Превышение этого лимита свидетельствует о неэффективном управлении, так как деньги должны воспроизводить себя
  3. Тревожным знаком является повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия , т.е. долгов покупателей. При этом либо предприятие проводит неразумную политику кредита по отношению к своим потребителям, либо сами потребители задерживают платежи. С другой стороны, дебиторская задолженность может резко упасть вследствие вынужденного перехода на новые формы платежей. За внешними изменениями статей дебиторской задолженности может скрываться неблагоприятная концентрация продаж по слишком малой группе покупателей, банкротство клиентов фирмы или уменьшение емкости рынка, неминуемо заставляя предприятие идти на все большие и большие уступки клиентам.
  4. Данные о материальных запасах , т.е. запасах готовой продукции, сырья и материалов, а также незавершенном производстве являются хорошей информацией для оценки тенденций. И при этом подозрительным является не только резкий рост запасов, который нередко предполагает затоваривание, но и резкое их снижение. Последнее может предполагать перебои в производстве и снабжении и иметь следствием невыполнение обязательств по поставкам. В Японии запасы на складах в среднем позволяют предприятиям бесперебойно работать в 180 минут, в СССР — 21 день (на отдельных предприятиях до 60 дней). Это повышает издержки связанные с их хранением.
  5. Поводом для беспокойства должно быть повышение доли задолженности перед работниками (долги по зарплате), акционерам (выплаты дивидендов), финансовым органам (обязательные платежи в бюджет).

Вторая группа содержит признаки, которые не подлежат подобной оценке.Признаки предбанкротного состояния предприятия, не нашедшие свое отражение в финансовых документах, составляют вторую группу. Они являются более ранними по времени, а реагирование на них — более эффективным для предупреждения кризисных ситуаций.

Сигналы такого рода широко известны из обширной литературы по бизнесу. Крах многих предприятий возникал с конфликтов в высшем руководстве фирмы, трудовых конфликтов, потери наиболее серьезных клиентов или кредиторов. Не секрет, что по работе секретаря можно судить о руководителе и даже об организации в целом.

Более скрупулезный анализ может выявить изменения в практике управления, не выявленные при поверхностной оценке положения предприятия:

  1. администрация вводит излишнюю фрагментацию функций, или наоборот,
  2. усиливает их концентрацию у узкого круга лиц;
  3. неоднократно решает проблемы, решение которых было заявлено ранее;
  4. медленно реагирует на изменения на рынке.
  5. установление предприятием нереальных цен на свои товары и услуги,
  6. рискованные внедрения новшеств,
  7. выход на новые рынки или присоединение новых фирм,
  8. нетрадиционная закупка сырья и материалов,
  9. усиление деятельности на спекулятивных рынках.

Следует особо отметить опасность резкого изменения в стратегии предприятия. Для клиентов фирмы, если они заранее не поставлены в известность, такого рода изменения могут сыграть главную роль в потере интереса к данному предприятию.

Поделиться: