Баллада о «старце». Как Григорий Распутин изменил Россию

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет"

Историко-филологический факультет

Кафедра отечественной истории

Научный доклад

на тему: "Распутинщина. Григорий Распутин и его роль в развале самодержавия"

по дисциплине: "История России"

Выполнена: студенткой 2 курса группы ОБ-22

дневного отделения

Насировой Р.Р.

Проверил: доцент, кандидат наук

Соловьев А.А.

Йошкар-Ола - 2017 г.

  • Введение
  • 1. Григорий Распутин - портрет на фоне заката империи
  • 2. Влияние Распутина на императора и политику России
  • 3. Отношение Русской Православной церкви к распутинщине
  • 4. Распутинщина и ее последствия
  • 5. Убийство Григория Распутина
  • Заключение
  • Используемые материалы

Введение

Григорий Распутин одна из самых загадочных и занятных личностей конца XIX, начала XX века. За всю историю не встречалось подобного случая, когда страной фактически правил деревенский мужик, который даже не умел грамотно писать.

Распутин пробуждал в окружающих самые разные чувства. Одни испытывали перед ним странную боязнь, другие глубокое почитание, а третьи ненависть. Отношение к нему до сих пор неоднозначно. Кто-то видит в нем святого целителя, кто-то - шарлатана, подосланного к царю влиятельными людьми Петрограда для удовлетворения своих собственных интересов.

Деятельность Распутина многократно затрагивалась в литературе, кинематографе и музыке.

Кто же был на Григорий Распутин на самом деле: посланник Бога или демон? Чего добивался? Как он смог завладеть разумом большей части светского общества столицы и всей царской семьи?

Эти вопросы определили актуальность темы доклада.

Цель работы - исследовать место и роль Григория Распутина в истории России.

Задачи работы:

Рассмотреть биографию Распутина.

Выяснить его влияние на распад империи.

Рассмотреть отношение церкви к Распутину.

Выявить последствия Распутинщины.

В советской историографии вопрос о Г. Распутине как религиозной личности практически не рассматривался. Внимание советских историков было сосредоточено на том, чтобы определить размеры власти Г. Распутина и меру его влияния на назначение министров и правительственную политику. И если М.Н. Покровскому и А.Я. Авреху это влияние представлялось едва ли не решающим, то Е.Д. Черменский и Г.З. Иоффе, отнюдь, считали его незначительным. Наиболее подробно вопрос о политической роли Г. Распутина был описан в работе В.С. Дякина. Большое значение для советских историков имела тема дискредитации российской монархии с помощи подчеркивания действительных и мнимых пороков Г. Распутина, сведения о которых черпались из самых различных и весьма сомнительных источников.

Идеологическая предвзятость и политическая односторонность советской историографии, игнорировавшей тему религиозности Г. Распутина, не позволяли ей создать разностороннюю и объективную картину жизни и личности Г. Распутина и способствовали в 1990г. появлению работ, в которых некоторые части исторического исследования были призваны объяснить разнообразные версии о Г. Распутине. Одной из таких версий стала содержащаяся в книгах А.Н. Боханова и О.А. Платонова версия о Г. Распутине как религиозном праведнике из народа, оказавшемся жертвой "клеветнического заговора".

Теперь Г. Распутин описывался жертвой клеветнической кампании, спланированной масонами с целью "подрыва национальных ценностей страны". Это означало, что все критические отзывы о Г. Распутине приписывались масонам (а поскольку сведения о деятельности русских масонов начала XX в. скупы и часто необоснованы, приписывать им можно все, что угодно) или людям, которые были введены масонами в заблуждение. На основании же "очищенных" таким образом от "масонской клеветы" источников легко создавался светлый образ простого выходца из крестьянской среды, прозорливца и целителя, истинного друга и хранителя царской семьи. На самом деле, один миф порождает другой.

Политический вес Г. Распутина А.Н. Боханов и О.А. Платонов не склонны были преувеличивать, они даже подчеркивали, что его возможности влиять на события были весьма ограничены, не отрицали они и того, что положение Г. Распутина при дворе нередко использовалось различными аферистами в корыстных целях. Однако, все это не ставило под сомнение духовный авторитет Г. Распутина, которого они считали старцем. По мнению О.А. Платонова, авторитет Г. Распутина, был основан на том, что царь и царица в нем "видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, духовно настроенного, способного дать добрый совет", а также - "истинного русского крестьянина - представителя самого многочисленного сословия России, с чувством здравого смысла, народного понимания полезности своей житейской интуиции, твердо знавшего нормы морали". Этот демагогический оттенок, сочетавшийся с уничижительной критикой образованных слоев русского общества, в том числе и православного духовенства, характерен для сочинений А.Н. Боханова и О.А. Платонова. Г. Распутин прославляется ими чуть ли не с "классовых позиций" - как человек, который считал, что "в духовном развитии России главную ставку нужно делать на выходцев из крестьян". Если раньше Г. Распутин представал символом "темных сил", то теперь из него делают символ "народной православной традиции", противостоящей "интеллигенции, лишенной национального сознания" и "епископам-чиновникам".

1. Григорий Распутин - портрет на фоне заката империи

Биографию Распутина можно разделить на два периода: жизнь до приезда в Петербург и после.

О первом этапе жизни в Сибири известно немного. Григорий Ефимович Распутин (настоящая фамилия - Новых) родился 29 июля 1871 года в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии.

Младший сын в зажиточной, крестьянской семье. Он рано стал трудиться: пас скот, работал извозчиком, ловил рыбу, помогал убирать урожай. В Покровском школы не было, и Григорий вплоть до начала своего путешествия был неграмотен. Среди других крестьян он ничем не выделялся. В 19 лет он женился на крестьянке Прасковье Федоровне Дубровиной. У них родилось трое детей: Дмитрий, Матрена, и Варвара.

В 1892 году Григория обвинили в краже кольев из монастырской ограды и выслали на год из деревни. Это время он провел в странствиях, совершал паломничество по святым местам, где обучался Священному Писанию и грамоте у старцев. Странствия его проходили без какой-либо цели, от монастыря к монастырю, спал у монахов и крестьян, ел с чужих столов, благодарив хозяев молитвами и предсказаниями.

Второй этап жизни Распутина начинается в начале XX столетия. Весной 1903г. 34-летний Григорий Распутин впервые посетил Петербург и прожил там 5 месяцев. В столице о нём говорили, как о странном сибирском мужике, который грешил и раскаялся и наделен необыкновенной силой. Он был принят самым знаменитым духовным лицом того времени, Иоанном Кронштадтским.

В 1905 году Распутин вернулся в Санкт-Петербург, где встретился с престарелым архимандритом Феофаном, инспектором Петербургской духовной академии и бывшим духовником императрицы Александры. К тому времени его уже уважительно именовали "старцем". Называли его так за опыт и веру. Его яркая личность и феноменальные способности очень скоро обратили на себя всеобщее внимание. Слух о "святом старце", который пророчествует и излечивает болящих, быстро достиг самого высшего общества. К сибирскому "старцу" потянулись люди, не находившие полного утешения в государственной церкви. Они посещали Григория Ефимовича, слушали его рассказы, наставления. На посетителей особое впечатление производили глаза странника, которые заглядывали в самую душу собеседника. распутин церковь влияние последствие

В короткое время Распутин стал известным человеком в столице. В 1904-1906 годах Григорий знакомится с десятками представителей российской знати. Великие княгини Анастасия и Мелица Николаевны вместе с любимой фрейлиной императрицы Анной Вырубовой познакомили его с царской семьей. Первая встреча со старцем Распутиным произошла в начале ноября 1905 г. И оставила у царской семьи очень приятное впечатление.

Множество людей приходило к Распутину с просьбой помолиться за их дела, ему присылали телеграммы и письма. Но больше всего, конечно, ценилась личная встреча с ним. Непредвзятые источники свидетельствуют, что при личной встрече он очаровывал людей какой-то особой уверенностью, умением поставить себя, доброжелательностью и добротой.

Кроме молитвенной помощи и исцеления, люди шли к Распутину и с материальными просьбами, ходатайствами, жалобами на обиды и притеснения. Комиссия Временного правительства, допросившая сотни лиц, посещавших Распутина, установила, что он часто получал деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств. Как правило, это были лица состоятельные, просившие Григория передать на Высочайшее имя их просьбу или ходатайствовать в том или ином министерстве. Деньги давали добровольно и раздавал тем же просителям, только победнее. Квартира Распутина в Петрограде, где он проводил большую часть своего времени, по рассказам очевидцев, была переполнена всевозможной беднотой и разными просителями, которые, веря слухам, что он имеет громадное влияние на царя, приходили к нему со своими нуждами. Действительно, двери его квартиры были открыты для всех. Распутин редко кому отказывал в просьбе помочь, если видел, что человек действительно в нужде.

Но наряду с такого рода характеристикой деятельности божьего человека" Григория Распутина, существовала и другая. Спустя некоторое время после его приезда в Петербург в светском обществе стали распространятся слухи о разгульном поведении "старца" и "пророка", его общении с разным сбродом, безобразных кутежах (за что и прозвали Григория Распутиным).

В 1911 году возмущение старцем было пока предметом частных разговоров. В Думе явные намеки на "темные силы" у трона стали появляться в речах левых депутатов. Вскоре "вопрос Распутина" стал преобладать на политической сцене.

Нападки на Распутина усиливались. Газеты сообщали о том, что "Григорий Распутин является коварным заговорщиком против нашей святой церкви, растлителем человеческих душ и тел", а также "о неслыханной терпимости, проявляемой к вышеупомянутому Григорию Распутину высшими сановниками церкви".

Но больше всего общество возмущало влияние, которое этот сибирский мужик оказывал на Николая II при решении государственных вопросов. Николай II обсуждал с Распутиным планы военных операций, пути налаживания продовольственного дела, назначение новых министров. Каждое назначение в самом верхнем эшелоне правительственных служб, как и в верхушке Церкви, проходило через его руки. Распутин был не просто советником, но и эталоном для оценки других людей.

За 16 месяцев с июля 1915 г. Россия пережила неслыханную министерскую чехарду: за это время сменилось 4 премьер-министра, 5 министров внутренних дел, 4 министра сельского хозяйства и 3 военных министра. В конце концов, достаточно уважаемая и влиятельная группа, составлявшая до этого вершину административного аппарата, уступила место ставленникам Распутина.

Вражду к Григорию Распутину испытывали все образованные слои населения. Монархисты-дворяне и интеллигенция, как революционная, так и либеральная, сходились во мнении о его негативной роли при царском дворе, называя его злым гением Романовых. 19 сентября 1916 года депутат Владимир Пуришкевич произнес в государственной думе страстную речь против Распутина. Он горячо воскликнул "Не должен темный мужик дольше править Россией!".

В тот же день и родился замысел убить Распутина. Выслушав обличительную речь Пуришкевича, с этим предложением к нему подошел князь Феликс Юсупов. Потом к заговору присоединились еще несколько человек, в том числе великий князь Дмитрий Павлович. Исполнение задуманного назначили на 16 декабря 1916 года. Среди заговорщиков, которые в декабре 1916 г. Замыслили и осуществили убийство Распутина, оказался великий князь Дмитрий Павлович Романов - двоюродный брат царя. Его сообщниками были князь Феликс Юсупов (женатый на племяннице императора княжне Ирине), капитан Сухотин, депутат государственной думы Пуришкевич и доктор Лазоверт (Юсупов, 1991, с. 162).

Распутин очень хорошо чувствовал нависшую над ним угрозу. В декабре 1916 г., незадолго до своей трагической смерти, он написал пророческое письмо, которое было оформлено адвокатом и передано императрице "Я пишу и оставляю это письмо после себя в Петербурге, - писал Распутин. - Я чувствую, что расстанусь с жизнью до 1 января". Далее, обращаясь к царю и царице, он делал предсказания о дальнейшей судьбе России, которая должна была сложиться так или иначе, в зависимости от того, кем будут его убийцы.

Григория Распутина скромно похоронили в Царском селе. Однако покоился он там не долго. После Февральской революции его тело выкопали и сожгли на костре.

2. Влияние Распутина на императора и политику России

Историю жизни Распутина невозможно понять без знания особых взаимоотношений, сложившиеся между ним и царской семьей. В течение десяти лет Григорий Распутин был для царской семьи одним из самых близких людей. Царская семья любила его и верила ему.

Конец XIX - начало XX века характеризовались глубоким духовным кризисом вследствие отказа от российских духовных ценностей, традиций и идеалов. Царь, ощущал трагический исход этого кризиса и очень нуждался в людях, которые были бы близки ему духовно. В этом и заключалась главная причина сближения царской четы и Григория Распутина. Тяга царя и царицы к Распутину носила глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, духовно настроенного, способного дать добрый совет. И вместе с этим настоящего русского крестьянина - представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности своей житейской интуиции, твердо знавшего что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие.

"Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа", - говорила царица, а царь считал, что Григорий - "хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно". Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и в беседах.

Царь с царицей уважительно называли Распутина "наш друг" или "Григорий", а Распутин их "Папой и мамой", вкладывая в этот смысл "отец и мать народа". Беседовали друг с другом только на "ты".

В жизни царской семьи Распутин играл такую же роль, как святой Иоанн Кронштадтский. Они часто обращались к нему с просьбой помолиться. Распутин обладал необъяснимой властью над Царевичем Алексеем. При малейшем его недомогании призывали старца. Иногда хватало даже короткого телефонного разговора, чтобы добиться устранения того или иного недуга.

"Наследник жив, покуда жив я!" - говорил Распутин.

Вполне естественно, что после этих слов царица Александра Фёдоровна, повинуясь своим материнским инстинктам, в буквальном смысле молилась на "старца". Поверив в то, что Распутин послан царской семье Богом для того, чтобы оберегать династию, в то, что его устами глаголи истина, царица пыталась убедить в этом своего мужа.

Письма царицы супругу наполнены глубокой верой в Распутина: "Да, одни молитвы и беззаветная вера в Божью милость, - пишет она, - дают человеку силу все переносить. И наш друг поможет нести твой тяжелый крест и великую ответственность".

Конечно, царь прислушивался к советам Григория Распутина. Из царской переписки видно, что царь с вниманием выслушивал предложения Распутина и часто принимал их. Особенно это касалось кандидатур на посты руководителей Святейшего Синода и передвижения епископов в различные епархии, хотя на последнем этапе своей жизни Григорий принимает участие и в подборе кандидатур на посты министров и губернаторов.

При безграничном доверии царя, мнение Распутина по тем или иным политическим и государственным вопросам учитывалось практически безоговорочно. Одного его слова было достаточно, чтобы кабинет министров пополнился никому неизвестным человеком.

В последние годы правления царя Николая II все труднее было найти подходящего человека на какую-то должность, потому что люди боялись. Боялись того, что, прослужив некоторое время на высокопоставленной должности, они будут смещены с этого поста, но и попадут в немилость государя, и после этого ни о каких высоких должностях для них не могло быть и речи.

Царь, веривший в то, что Распутин послан ему небом, дабы защищать его и всю царскую семью и помогать ему самому советами от лица господа бога, должен был бы безмолвно вслушиваться в каждое его слово, принимать его речь как истину, ибо устами его говорит сам бог, внимал его советам лишь в делах назначений или в делах меньшего масштаба. В серьезных же вещах он почти все и всегда делал по-своему.

У Григория Ефимовича были свои позиции практически во всех политических вопросах. Но они далеко не всегда совпадали с позициями государя и тот, несмотря на то, что Распутин в его глазах был "человеком божьим", не собирался их менять. Несмотря на советы и даже мольбы "старца", вопреки письмам царицы Николай делал по-своему. Бывали случаи, когда он просто не посвящал ни свою жену, ни "чудотворца" в свои планы, и о том или ином его действии они узнавали уже из газет.

Распутин был резко против "бессмысленного кровопролития" Первой Мировой Войны. Как ни старался он внушить Николаю II заключить мир с Германией, на каких бы то ни было условиях, царь стоял на своем.

Касается это и крестьянского вопроса. Все попытки Распутина втолковать царю то, что крестьяне оставались самой бесправной категорией населения были тщетны. Он хотел убедить царя отдать крестьянам казенные и монастырские земли, но царь снова не согласился с ним.

В самом начале Первой Мировой Войны верховным главнокомандующим российской армии был великий князь Николай Николаевич. Однажды Распутин приехал к царю и поведал ему, что у него был сон, из которого следует, что через три дня Николай Николаевич пришлет известие о том, что в армии не хватает продовольствия, но верить ему не стоит, потому что этим известием он лишь пытается навести панику и страх и тем самым заставить Николая II отречься от престола в его пользу. В итоге этой встречи великий князь Николай Николаевич был сослан на Кавказ, а царь взял на себя командование всеми военными действиями.

О непосредственном влиянии Распутина Морис Палеолог, французский посол в России, говорит: "Имеет ли Распутин такую же власть над императором, как над императрицей? Нет, и разница ощутительна", особенно тогда, когда "старец" вмешивается в политику. Тогда Николай II облекается в молчание и осторожность, он избегает затруднительных вопросов; он откладывает решительные ответы, во всяком случае, он подчиняется после большой внутренней борьбы, в которой его прирожденный ум часто одерживает верх".

В своих исследованиях историки опираются не только на свидетельства современников и анализ известных фактов. Решающую роль играют материалы переписки Николая II и его жены. Вот некоторые письма императрицы своему супругу.

"Держи эту бумагу перед собой… Вели ему [Протопопову - А.Д.] больше слушаться нашего Друга".

Летом 1916 г. Александра Федоровна пишет мужу в Ставку: "А сейчас Он считает, что было бы целесообразно не слишком настойчиво наступать на западном участке фронта…".

На материалах этой переписки очень хорошо обосновывается гипотеза об опосредованном воздействии Распутина на государственные дела, которое оказывалось сначала на императрицу, а через неё - на царя.

Да, влияние Распутина на всю царскую семью было огромно, да, по его указке назначались почти все министры и высокопоставленные чиновники, но царь слушал его далеко не всегда, и поэтому ему приходилось прибегать к каким-то другим мерам, помимо немногосложных телеграмм и разговоров.

По приказу царской семьи за Распутиным установили наблюдение царской охранки. Белецкий, директор департамента полиции, отмечал в своих записках, что в конце 1913 года, наблюдая за перепиской приближенных к Распутину лиц, заметили среди них письмо одного из Петроградских гипнотизеров, в котором было абсолютно четкое указание на то, что "чудотворец" брал у него уроки гипноза.

Этим же можно объяснить притягательность его глаз для всех окружающих. Все люди, знакомые с ним лично, неизменно выделяли его глаза. Они всегда производили приятное впечатление.

Каким бы то ни было образом, но Распутин за очень короткий срок обрел над царской четой почти безграничную власть, но, тем не менее, в какие-то моменты царь ускользал от его влияния и принимал решения самостоятельно, вопреки наставлениям "старца" и Александры Фёдоровны.

3. Отношение Русской Православной церкви к распутинщине

В столице в 1903 году Распутин был представлен духовному лидеру православия, святому Иоанну Кронштадскому. Он причащает и исповедует Григория, говорит: "Сын мой, я почувствовал твое присутствие. В тебе есть искра истинной веры!" После этого Распутин больше не сомневается в своем божественном предназначении.

Весной 1908 года архимандрит Феофан, духовник императорской семьи, по поручению царицы отправляется в Покровское - проверить слухи и узнать о прошлом "божьего человека". Феофан живет в доме Григория в Покровском две недели, посещает старца Макара в Верхотурье и решает, что Распутин воистину святой. По возвращении Феофан составляет подробный отчет о поездке и заявляет, что Григорий Распутин - избранник Божий и послан, чтобы примирить царя и царицу с русским народом. Сам же избранник, начинает открытую проповедь своего учения: Богу нужен грех и его осознание, только в этом истинный путь к Богу. Вокруг Распутина возникает эротико-религиозный миф.

4. Распутинщина и ее последствия

Распутинщина - выражение крайнего разложения правящей верхушки страны по имени крестьянина Распутина Григория (1872-1916), который в облике "провидца" и "исцелителя" приобрел неограниченное влияние на русского царя Николая II (1868-1918) и его окружение, вмешиваясь в государственные дела). Слепой народ, лишенный ориентиров, наставников и руководства, легко стал добычей антихристианской пропаганды.

Распутинщина … Это не просто характеристика предреволюционной эпохи в России начала XX века. Человек, давший этой части русской истории свое имя, до сих пор оценивается неоднозначно. Кто он - добрый или злой гений царской семьи и российского самодержавия? На самом деле ли он обладал сверхчеловеческими способностями?

Безусловно, Распутин был сильным синзитивом. Он действительно помогал больному царевичу Алексею и лечил других больных. Но использовал свои способности себе во благо.

Распутину нравилось быть центром внимания, ему начала льстить популярность. Это искушение он не сумел преодолеть, и последние годы становился постепенно жертвой своей гордыни. Сознание собственной значимости нетрудно заметить в его же собственных словах. Много раз, например, повторял он царице: "Меня убьют, и тебя убьют", и "я" звучит здесь прежде всего.

С лета 1915 г. возрастает вмешательство в управление страной императрицы, Г.Е. Распутина и его окружения. Относительно природы распутинщины, степени влияния "старца" на государственные дела существуют разные мнения. Во всяком случае воздействие "темных сил" накладывало заметный отпечаток на работу правительственной машины. Постоянные перетасовки в правящих кругах дезорганизовывали работу бюрократического аппарата. Его позиции и в центре, и на местах в условиях глобальной войны и порожденных этой войной небывалых проблем ослабевали. Авторитет власти был окончательно подорван.

В результате, на смену честным чиновникам и министрам приходили те, кто, чтобы получить место в иерархии поближе к "помазанникам Божьим", угодничали перед "святым старцем" - в любой форме. К нему на поклон пошли и лица из правительства.

5. Убийство Григория Распутина

Распутина предполагалось убить в ночь с 16 на 17 декабря во дворце князя Юсупова. В заговоре также состоял великий князь Дмитрий Павлович, доктор Лазаверт. План состоял в том, чтобы в час ночи, обойдя агентов полиции, которых Распутин по предварительной договоренности должен будет отпустить, привезти "старца" во дворец Юсупова под предлогом лечения жены князя, которой вообще не было в Петербурге. Специально для его убийства подвальное помещение дворца было в очень короткие сроки преобразовано под столовую, в которой Распутин должен был дождаться княгиню, которая якобы принимала гостей на верху. Чтобы скрасить ожидание, князь предлагал ему пирожные и мадеру, заранее отравленные цианистым калием. Затем тело его должны были завернуть в тряпку и сбросить его труп в одну из речек недалеко от Петрограда, привязав к нему гири. Заговорщики заранее объездили почти все реки и каналы в поисках подходящей проруби.

Наконец назначенный вечер настал. Подвальное помещение было изменено до неузнаваемости. Пуришкевич с великим князем постарались придать этому помещению такой вид, будто его только что покинула небольшая компания, спугнутая появлением гостя. Все это было сделано для того, чтобы "жертва" не догадалась о планах заговорщиков. Сначала все шло по намеченному плану. Распутин отпустил агентов охранки и благополучно приехал в сопровождении Феликса Юсупова, не замеченный никем. Всю прислугу, за исключением двух военных, стоявших на парадном входе отпустили. "Старец" прибывал в позитивном настроении, шутил, но не притрагивался, ни к мадере, ни к еде. Полчаса князь пытался сделать что-либо, чтобы заставить его съесть или выпить хоть что-нибудь, но это лишь осложнило задачу, потому что Распутин начинал высказывать свое недоверие Феликсу в том, что княгиня вообще в доме. Его настораживало то, что жена Феликса заставляет его так долго ждать.

В конце концов, поддавшись уговорам Юсупова, он начал поглощать пирожные и запивать мадерой, но с ним ровным счетом ничего не произошло. Результат был таким же спустя четверть часа, хотя цианистый калий яд, который действует почти мгновенно. Заговорщики забеспокоились. Немного посовещавшись, они решили, что у них не оставалось иного выхода, кроме как застрелить "старца". Эту миссию взял на себя сам князь. Через несколько минут, старец лежал на полу столовой с пулей в груди.

Заговорщики ушли на улицу. Вернувшийся за плащом Юсупов проверил тело, неожиданно Распутин очнулся и попытался задушить убийцу. Вбежавшие в этот момент заговорщики начали стрелять в Распутина. Приблизившись, удивились, что он ещё жив, и стали избивать его. По словам убийц, отравленный и расстрелянный Распутин пришёл в себя, выбрался из подвала и попытался перелезть высокую стену сада, но был пойман убийцами. Затем его связали верёвками по рукам и ногам, отвезли на автомобиле к заранее выбранному месту недалеко от Каменного острова и сбросили с моста так, что тело оказалось подо льдом. Яд в желудке Распутина не был обнаружен. Это можно объяснить тем, что цианид в пирожных был нейтрализован сахаром или высокой температурой при приготовлении в печи.

Заключение

За последние несколько интерес к личности Григория Ефимовича Распутина существенно вырос. Причин тому несколько. Во-первых, глобальные идеологические изменения в стране, позволившие по-иному, чем в советские времена, взглянуть на русскую историю XIX - начала XX в.

Во-вторых, в постсоветское время появилась возможность начать серьезное изучение церковной истории, вне контекста которой феномен Распутина понять трудно. В-третьих, специальных работ о сибирском страннике в советское время не существовало, хотя о его влиянии на церковные и государственные дела империи отечественные ученые, конечно же, писали.

Используемые материалы

Список источников:

1. Григорий Распутин - Сборник исторических материалов в 4-х томах (во второй том вошли воспоминания самых разных людей, в том числе писателей, военных, иностранных дипломатов, одной из поклонниц "старца" и других).

2. Материалы дневников Николая II 1915-1916 годов (в дневнике Николая II подробно описаны взаимодействия с царя и Распутина).

Список литературы:

1. Боханов А.Н. Правда о Григории Распутине М., 2011 (Автор излагает очень доступно, интересно. Книга написана о жизни Г. Распутина от рождения в с. Покровском, до смерти в г. Петербурге).

2. Касвинов М.К. 23 ступени вниз М., 1987 (Книга М.К. Касвинова повествует о жизни и деяниях царя и его ближайшего окружения).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая биография Григория Ефимовича Распутина. Распутин и церковь. Отношение церкви к Распутину. Мученик за царя. Распутинщина и её последствия. Кризис, постигший народ, церковь и интеллигенцию в начале XX века. Современные взгляды церкви на Распутина.

    реферат , добавлен 20.11.2008

    Краткая библиографическая справка про Григория Ефимовича Распутина. Отношения Распутина с Царской семьей. Влияние на политику страны. Первое дело о "хлыстовстве" Распутина в 1907 г. Негласный надзор полиции, Иерусалим 1911 г. Мнения о Григории Распутине.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Григорий Распутин - одна из самых загадочных и интересных личностей конца XIX начала XX столетия: биография, личностное становление; внешние черты; влияние на политику и царя; отношение общества; смерть старца. Распутин - трагедия Царской семьи и России.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Становление личности Григория Ефимовича Новых (Распутина) - "подлинного" друга царя Николая II Романова. Его духовное развитие, жизнь и деятельность в Петербурге. Взаимоотношения Григория Распутина и царской семьи. Его влияние на государственные решения.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2017

    Краткая биографическая справка из жизни Григория Распутина, тайна его рождения. Служба при дворе, пророчество "старца". Влияние Григория Ефимовича на правление Романовых. Тайна смерти Распутина как одна из самых мистических загадок отечественной истории.

    презентация , добавлен 25.02.2014

    Влияние разговора со студентом-монахом на изменение жизни Г. Распутина. Хождение по святым местам. Распространение славы праведника. Просьбы благословения, заступничества перед богом и совета. Влияние на царскую семью правления сибирского авантюриста.

    реферат , добавлен 20.11.2009

    Жизнь до Петербурга: в Покровском, причастность к секте хлыстов. Появление в Петербурге. Отношения с царской семьей. Влияние на политику: министерская чехарда, глобальные проблемы, методы воздействия на государя. Первое покушение.

    реферат , добавлен 27.06.2004

    Разрушение Российской империи. Деятельность Григория Распутина и начало разложения русской общественности. Путь к краху России в ходе Первой Мировой войны. События февраля 1917 г. и образование Временного правительства. Отречение от престола Николая II.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2011

    Историческая оценка положения Русской православной церкви до и во время монгольского ига в периоды XIII-XV вв. и XIII-XV вв. Финансовая помощь русской церкви в борьбе с монгольскими нашествиями. Состояние церкви на Руси в период упадка в Золотой Орды.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2013

    Роль русской православной церкви в воспитании людей духа патриотизма и идеологии до 1991 года. Убийство Царской Семьи, гонение на Церковь и общий террор. Эпоха Ельцина и монархическое движение. Решение проблемы наркомании. Помощь больным и престарелым.

Григорий Распутин – известная и неоднозначная личность в отечественной истории, споры о которой ведутся уже целое столетие. Его жизнь наполнена массой необъяснимых событий и фактов, связанных с приближенностью к семье императора и влиянием на судьбу Русской империи. Одни историки считают его безнравственным шарлатаном и мошенником, а другие уверены, что Распутин был настоящим провидцем и целителем, что позволило ему приобрести влияние на царскую семью.

Родился Распутин Григорий Ефимович 21 января 1869 года в семье простого крестьянина Ефима Яковлевича и Анны Васильевны, проживавших в селе Покровское Тобольской губернии. На следующий день после рождения мальчика крестили в церкви с именем Григорий, что означает «бодрствующий».

Гриша стал четвертым и единственно выжившим ребенком у родителей – его старшие братья и сестры умирали еще в младенчестве из-за слабого здоровья. При этом он также с самого рождения был слабеньким, поэтому не мог вдоволь играть со сверстниками, что и стало причиной его замкнутости и тяги к уединению. Именно в раннем детстве Распутин ощутил привязанность к Богу и религии.


При этом он старался помогать отцу пасти скот, ходить в извоз, убирать урожай и участвовать в любых земледельческих работах. Школы в Покровском селе не было, поэтому рос Григорий безграмотным, как и все односельчане, но выделялся среди других своей болезненностью, за что его считали ущербным.

В 14 лет Распутин серьезно заболел и был почти при смерти, но внезапно его состояние стало улучшаться, что, по его словам, случилось благодаря Матери Божьей, исцелившей его. С того момента Григорий стал глубоко познавать Евангелие и, не умея даже читать, смог заучить тексты молитв наизусть. В тот период у крестьянского сына проснулся дар прозорливости, уготовивший ему впоследствии драматичную судьбу.


Монах Григорий Распутин

В 18 лет Григорий Распутин совершил первое паломничество в Верхотурский монастырь, но решил не брать монашеский обет, а продолжить странствование по святым местам мира, дойдя до греческой горы Афон и Иерусалима. Тогда ему удалось завязать контакты со многими монахами, странниками и представителями духовенства, что в будущем историки связали с политическим смыслом его деятельности.

Царская семья

Биография Григория Распутина изменила свое направление в 1903 году, когда он прибыл в Петербург, и перед ним открылись дворцовые двери. В самом начале своего приезда в столицу Российской империи «опытный странник» не имел даже средств к существованию, поэтому обратился к ректору духовной академии епископу Сергию за помощью. Он познакомил его с духовником царской семьи архиепископом Феофаном, уже наслышанном к тому времени о пророческом даре Распутина, легенды о котором ходили по всей стране.


С императором Николаем II Григорий Ефимович познакомился в тяжелое для России время. Тогда страну охватили политические забастовки, революционные движения, направленные на свержение царской власти. Именно в тот период простому сибирскому крестьянину удалось произвести на царя мощное впечатление, вызвавшее желание у Николая Второго часами беседовать со странником-провидцем.

Таким образом «старец» приобрел колоссальное влияние на императорскую семью, в особенности, на . Историки уверены, что сближение Распутина с императорской семьей произошло благодаря помощи Григория в лечении сына и наследника престола Алексея, больного гемофилией, перед которой в те времена была бессильна традиционная медицина.


Существует версия, что Григорий Распутин был для царя не только целителем, но и главным советником, так как имел дар прозорливости. «Божий человек», как называли крестьянина в царской семье, умел заглядывать в душу людей, раскрывать императору Николаю все помыслы ближайших царевых приближенных, которые получали высокие посты при Дворе только после согласования с Распутиным.

Кроме этого Григорий Ефимович участвовал во всех государственных делах, стараясь предохранить Россию от мировой войны, которая, по его убеждению, принесла бы народу неисчислимые страдания, всеобщее недовольство и революцию. Это не входило в планы разжигателей мировой войны, которые устроили заговор против провидца, направленный на устранение Распутина.

Заговор и убийство

Прежде чем совершить убийство Григория Распутина, противники пытались уничтожить его духовно. Его обвиняли в хлыстовстве, колдовстве, пьянстве, развратном поведении. Но Николай II не желал принимать во внимание никаких доводов, так как свято верил старцу и продолжал все государственные тайны обсуждать с ним.


Поэтому в 1914 году возник «антираспутинский» заговор, инициаторами которого стали князь , великий князь Николай Николаевич младший, который позже стал главнокомандующим всеми военными силами Российской империи в период Первой мировой войны, и Владимир Пуришкевич, являвшийся в то время действительным статским советником.

С первого раза убить Григория Распутина не удалось – он был тяжело ранен в селе Покровском Хионией Гусевой. В тот период, пока он находился на грани между жизнью и смертью, Николай II принял решение участвовать в войне и объявил мобилизацию. При этом он продолжал советоваться с выздоравливающим провидцем о правильности своих военных действий, что снова не входило в планы царских недоброжелателей.


Поэтому было принято решение довести заговор против Распутина до конца. 29 декабря (по новому стилю) 1916 года старца пригласили во Дворец князя Юсупова для встречи с известной красавицей, княжьей женой Ириной, нуждавшейся в знахарской помощи Григория Ефимовича. Там его стали угощать отравленной ядом едой и напитками, но цианистый калий не убил Распутина, что заставило заговорщиков застрелить его.

После нескольких выстрелов в спину старец продолжал бороться за жизнь и даже смог выбежать на улицу, пытаясь скрыться от убийц. После непродолжительной погони, сопровождавшейся стрельбой, целитель упал на землю и был подвержен жестокому избиению преследователями. Затем измученного и забитого старца связали и бросили с Петровского моста в Неву. По данным историков, оказавшись в ледяной воде, Распутин умер только через несколько часов.


Николай II поручил расследование убийства Григория Распутина директору Департамента полиции Алексею Васильеву, который вышел на «след» убийц знахаря. Через 2,5 месяца после смерти старца император Николай Второй был свергнут с престола, а глава нового Временного правительства приказал поспешно прекратить следствие по делу Распутина.

Личная жизнь

Личная жизнь Григория Распутина также таинственна, как и его судьба. Известно, что еще в 1900 году во время паломничества по святым местам мира он женился на такой же как он крестьянке-паломнице Прасковье Дубровиной, ставшей его единственной спутницей жизни. В семье Распутиных родилось трое детей – Матрена, Варвара и Дмитрий.


После убийства Григория Распутина жена и дети старца подверглись репрессиям со стороны советской власти. Их считали в стране «злостными элементами», поэтому в 1930-е года все крестьянское хозяйство и дом сына Распутина были национализированы, а родственники знахаря были арестованы органами НКВД и высланы в спецпоселения на Север, после чего их след полностью потерялся. Вырваться из рук советской власти удалось лишь дочери , которая после революции эмигрировала во Францию, а после переехала в США.

Предсказания Григория Распутина

Несмотря на то, что советская власть считала старца шарлатаном, предсказания Григория Распутина, оставленные им на 11-ти страницах, после его смерти тщательно скрывались от общественности. В своем «завещании» Николаю Второму провидец указывал на совершение в стране нескольких революционных переворотов и предупреждал царя об убийстве всей императорской семьи по «заказу» новых властей.


Также Распутин предсказывал создание СССР и его неизбежный распад. Старец предугадал, что Россия победит Германию во Второй мировой войне и станет великой державой. При этом он предвидел терроризм в начале XXI века, который начнет процветать на Западе.


В своих предсказаниях Григорий Ефимович не обошел вниманием и проблемы ислама, четко указав на то, что в ряде стран образуется исламский фундаментализм, который в современном мире именуют ваххабизмом. Распутин утверждал, что в конце первого десятилетия 21 века власть на Востоке, а именно в Ираке, Саудовской Аравии и Кувейте, будет захвачена исламскими фундаменталистами, которые объявят США «джихад».


После этого, согласно предсказаниям Распутина, возникнет серьезный военный конфликт, который продлится 7 лет и станет последним в истории человечества. Правда, Распутин предрек во время этого конфликта одно большое сражение, во время которого с обеих сторон погибнет не менее, чем по миллиону человек.

Сибирский старец, целитель, особо приближенный к императрице Александре Федоровне, Григорий Распутин является одной из наиболее загадочных личностей в российской истории. Все, что о нем известно современным историкам, основано не на документальных сведениях, а на рассказах очевидцев. А поскольку эти рассказы переходили "из уст в уста", то велика вероятность эффекта испорченного телефона.

Известно, что Гришка Распутин родился 29 июля 1871 года в селе Покровское Тюменской области. Поскольку место его рождения было практически недосягаемо для большинства желающих, то о жизни Григория Распутина на родине сохранились лишь отрывочные и неточные сведения, источником которых был в основном он сам. Вполне вероятно, что он был монахом, однако не исключено, что Распутин - просто гениальный актер, который великолепно изображал свою избранность и тесное общение с Богом.

В 18 лет Распутин совершил первое паломничество в монастырь в Верхотуре, однако монашеского обета не дал. В 19 лет он возвратился в Покровское, где женился на Прасковье Федоровне. В этом браке родились три ребенка - Дмитрий в 1897 году, Мария в 1898 году и Варвара в 1900.

Брак не остудил паломнический пыл Григория Распутина. Он продолжал посещать различные святые места, дошел даже до монастыря Атос в Греции и до Иерусалима. И все это пешком!

После таких путешествий Распутин возомнил себя избранником Бога, объявил, что он святой, и на каждом шагу рассказывал о своем чудодейственном даре приносить исцеление. Слухи о сибирском знахаре стали распространяться по России, и вскоре уже не Распутин совершал паломничества, а люди стремился попасть к нему. Многие из его пациентов прибывали из далеких краев. Необходимо отметить при этом, что Распутин нигде не учился, не имел даже примерного представления о медицине, был неграмотным. Однако он безукоризненно играл свою роль: действительно помогал людям, мог успокоить тех, кто находился на грани отчаяния.

Однажды во время распашки поля Распутину было знамение - ему явилась Богоматерь, которая рассказала о болезни царевича Алексея, единственного сына императора Николая II (он страдал гемофилией - наследственным недугом, который передался ему по материнской линии), и приказала Распутину ехать в Петербург и спасти наследника престола.

В 1905 году Распутин попал в столицу Российской империи, причем в очень удачный момент. Дело в том, что церковь нуждалась в "пророках" - людях, которым бы верил народ. Распутин был как раз из этой категории - типичная крестьянская внешность, простая речь, крутой нрав. Однако враги говорили, что Распутин использует религию лишь как ширму для своего цинизма, жажды денег, власти и секса.

В 1907 году его пригласили к императорскому двору - как раз в разгар одного из приступов болезни у цесаревича. Дело в том, что императорская семья скрывала гемофилию наследника, опасаясь общественных волнений. Поэтому они долго отказывались от услуг Распутина. Однако когда состояние ребенка стало критическим, Николай сдался.

Вся последующая жизнь Распутина в Санкт-Петербурге была неразрывно связана с лечением царевича. Однако не ограничивалась этим. Распутин приобрел много знакомых в высших слоях петербургского общества. Когда же он стал приближенным к императорской семье, столичная элита сама стремилась быть представленной сибирскому знахарю, которого за глаза называли не иначе, как "Гришка Распутин".

В 1910 году в Петербург переехала его дочь Мария, чтобы поступить в Академию богословия. Когда к ней присоединилась Варвара, обе дочери Григория Распутина были определены в гимназию.

Николай I не приветствовал частые появления Распутина во дворце. Тем более, что вскоре в Петербурге стали ходить слухи о крайне непристойном поведении Распутина. Говорили, что, используя свое огромной влияние на императрицу Александру Федоровну, Распутин брал взятки (денежные и натурой) за продвижение определенных проектов или по карьерной лестнице. Его пьяные дебоши и настоящие погромы приводили в ужас население Петербурга. Он к тому же сильно подрывал императорский авторитет, так как поговаривали о слишком близких отношениях Григория Распутина и императрицы.

В конце концов чаша терпения была переполнена. В среде императорского окружения возник заговор против Распутина. Его инициаторами были князь Феликс Юсупов (муж императорской племянницы), Владимир Митрофанович Пуришкевич (депутат IV Государственной Думы, известный своими ультраконсервативными взглядами) и великий князь Дмитрий Павлович (двоюродный брат императора Николая).

Поздним вечером 16 декабря 1916 г. Распутин был приглашён в дом Юсупова под предлогом встречи с княгиней Ириной Александровной. На самом та деле та находилась на лечении в Крыму и, скорее всего, ничего не знала о заговоре. Феликс попросил гостя подождать княгиню в подвальном помещении (оформленном в виде гостиной), предложил вина и пирожных. Распутин, не догадываясь, что в угощения был подсыпан яд, съел пару пирожных и запил вином. Цианистый калий на Григория почему-то не подействовал. Как выяснилось позже, доктор Визовет, участвовавший в покушении, не посмел нарушить клятву Гиппократа и вместо яда положил безвредный порошок.

Юсупову пришлось взять револьвер и самому убить Распутина, чтобы раз и навсегда покончить со «святым старцем». Услышав выстрел, заговорщики, находившиеся всё это время наверху, в комнате князя, спустились в подвал. Юсупов стоял в полном оцепенении, на полу лежал без сознания Распутин. Доктор Лазоверт, пощупав его пульс, поспешно объявил о смерти Григория. Все трое, кроме Феликса, поднялись опять наверх. Неожиданно они услышали крики Юсупова. «Труп» старца пытался душить князя со словами: «Феликс, Феликс, всё скажу императрице!» Быстро спустившись в подвал, Пуришкевич увидел Распутина, выбегающего во двор, и бросился вдогонку за ним. То, что произошло в эти минуты, казалось чем-то сверхъестественным. Позже, Пуришкевич вспоминал: «Григорий Распутин, которого я полчаса назад созерцал при последнем издыхании, лежащим на каменном полу столовой, переваливаясь с боку на бок, быстро бежал по рыхлому снегу во дворе дворца вдоль железной решётки, выходившей на улицу…. Первое мгновение я не мог поверить своим глазам, но громкий крик его в ночной тишине на бегу: «Феликс! Феликс! Всё скажу императрице!» убедил меня, что это он, что это Григорий Распутин, что он может уйти, благодаря своей феноменальной живучести, что ещё несколько мгновений, и он очутится за воротами на улице… Я выстрелил. В ночной тишине чрезвычайно громкий звук моего револьвера пронёсся в воздухе – промах… Я выстрелил вторично на бегу, - и… опять промахнулся… Я остановился, изо всех сил укусил себя за кисть левой руки, чтобы заставить себя сосредоточиться и выстрелом (в третий раз) попал ему в спину. Он остановился, тогда я, уже тщательно прицелившись, дал четвёртый выстрел, попавший ему, кажется, в голову. Я подбежал к нему и изо всей силы ударил его ногой в висок. Он лежал, скребя снег… и только лязгал и скрежетал зубами».

Убийцы опустили связанное тело Распутина в заранее приготовленную прорубь на льду Малой Невки у Крестовского острова. Спустя три дня, когда труп был найден, оказалось, что его лёгкие были полны воды. Григорий Распутин, отравленный ядом, простреленный пулями, на самом деле захлебнулся, пытаясь дышать. Пальцы на руке, высвобожденной из верёвок, были сложены для крестного знамения.

Через несколько дней имена убийц стали известны полиции. Николай II наказал Юсупова, отправив его в «ссылку» в имение Ракитино, где Феликс должен был жить под надзором. Великому князю Дмитрию было приказано немедленно покинуть Петроград и отправиться на фронт. Демократ-черносотенец Пуришкевич был вообще освобождён от наказания.

Устранив Г. Распутина, заговорщики считали, что царь сможет, наконец-то, услышать голос народа (то есть Думы), собраться с силами, выиграть войну и возродить страну. «Святой старец» был противником всяких войн, намеревался предотвратить революцию и спасти самодержавие. Однако убийство Распутина отнюдь не улучшило положение ни в стране, ни в царской чете, а, напротив, углубило разрыв между Романовыми. Для Николая самым большим ударом был тот факт, что в числе заговорщиков были члены царской семьи. Не задолго до гибели Распутин написал своё «завещание» – письмо императору:

«…Я чувствую, что расстанусь с жизнью до 1 января…. Если я буду убит простыми убийцами, и особенно моими собратьями русскими мужиками, ты, царь русский, можешь ничего не бояться, останешься на троне и будешь править, и ты, царь русский, можешь ничего не бояться и за детей своих, они будут царствовать в России ещё сотни лет.

Но если меня убьют бояре, и если они прольют мою кровь и если их руки будут обагрены моей кровью, то 25 лет они не смоют мою кровь с рук. Они не покинут Россию. Братья будут убивать братьев, и они будут убивать один другого и ненавидеть один другого, и за 25 лет не останется бояр в стране.

Государь земли русской, если ты услышишь звон колокола, который возвестит тебе, что Григорий убит, ты должен знать это: если это будет твой родственник, который причинил мне смерть, тогда никто из твоей семьи, никто из твоих детей или родных не останется в живых, не пройдёт и двух лет. Они будут убиты русским народом….

Я буду убит. Мне не долго оставаться среди живущих. Молись, молись, будь сильным, думай, думай о твоей благословенной семье.
Григорий»

текст приведен по печатавшемуся в современных газетах, поэтому орфографические ошибки обычные для Распутина исправлены

На Николая это предсказание произвело сильное впечатление и, скорее всего, определило его многие дальнейшие поступки. Он сбылось через 19 месяцев после смерти старца – вся царская семья была расстреляна большевиками в Екатеринбурге.

Таким образом, убийство Григория Ефимовича Распутина имело огромное значение в истории Российской империи, стало предвестником революции. Печально, что с этим фактом связано имя Феликса Юсупова – главного заговорщика и преступника.

Не будет преувеличением сказать, что фигура Григория Распутина получила самую широкую известность. Причем восприятие «старца» поражает своей противоречивостью. В романе известного писателя Валентина Пикуля «Агония» перед нами предстает «исчадие ада». Распутин знаменует собой крах царской России, олицетворяет разврат и коррупцию верхов, вершит назначения, дает вещие советы по ключевым политическим проблемам. Однако времена меняются, и ныне его не прочь продемонстрировать уже в другом свете. С экранов телевизоров нам презентуют образ подлинного святого, живущего исключительно высшими материями, думами о России. Попробуем разобраться, как обстояло дело в действительности.

Григорий Распутин обратил на себя внимание широких кругов не сразу. Больше он был известен как один из персонажей, отиравшихся в придворных кругах и специализировавшихся на церковной ниве. Этим он практически не отличался от особ подобного плана. Единственное отличие, пожалуй, было одно: Распутин не проявлял интереса к монархическому «Союзу русского народа». Если те же епископ Гермоген или монах Илиодор неустанно обличали министров, включая П.А. Столыпина , и называли их предателями России и монархии, то Распутин не пошел по такому пути. Едва появившись в Петербурге, он начал осыпать влиятельное чиновничество не проклятьями, а всевозможными просьбами по самым разным поводам (кого-то принять, устроить, что-то разрешить и т. д.). Сибирский «старец» сумел наладить настоящий конвейер прошений и записок во все значимые ведомства. Разумеется, это требовало демонстрации коммуникативных ресурсов, опиравшихся на благосклонность к нему императорской четы.

Надо заметить, Распутин виртуозно использовал любую возможность для демонстрации собственного влияния, а главное — для распространения слухов об этом. Между делом он мог сообщить, что ему высочайше велено поразмыслить, как быть с Государственной Думой. Или в присутствии посторонних заявить, что сейчас он вызвал великую княжну Ольгу — дочь Николая II (потом, правда, выяснялось, что на самом деле приезжала какая-то непонятная дама.) После покушения в июне 1914 года сетовал, что если бы не этот досадный инцидент, то он «оттянул бы эту войну еще на год». При посещении (с очередной просьбой) киевского губернатора невзначай указал на свой пояс: «А поясок-то сама матушка-царица вышивала собственными своими ручками», — тем самым повергнув чиновника в смятение. При входе в квартиру старца на Гороховой на видном месте лежала книга с открытой страницей, где красовались телефоны обер-прокурора Синода и других высокопоставленных особ. Короче говоря, весь образ жизни Распутина был подчинен определенной цели: извлечь максимум выгоды из своего положения. Кстати, у себя на родине, в Тобольской губернии (еще до того, как он укрепился в Петербурге), Распутин занимался примерно тем же самым: по словам губернатора, он постоянно ходил по местным чиновникам, что-то клянчил, направлял в столицу всевозможные прошения, по которым губернской администрации приходилось отписываться.

Активность Распутина, козырявшего своей близостью к императорской семье и связями в высшем свете, не могла не привлечь внимания. Естественно, появление такого персонажа было замечено и оппозиционно настроенной публикой. Его неутомимая деятельность давала отменный повод задуматься о том, каким образом решаются дела государственной важности. Поэтому когда осенью 1915 года в отношениях власти и оппозиции наступил кризис, последняя прекрасно понимала, какое орудие ей следует взять на вооружение. В результате слава сибирского «праведника» достигает апогея: одновременно с разговорами о влиянии темных сил и грязными сплетнями о царской семье. Со «старцем» начали связывать все ключевые назначения той поры; в так называемой министерской чехарде 1915−1916 годов видели доказательство влияния «друга» императорской семьи. Многие считали, что распутинские каракули имеют силу наравне с высочайшими рескриптами. Распутин — могильщик династии. Это мнение, ставшее затем хрестоматийным, завладело умами современников тех драматических событий (а впоследствии и будущих историков).

Вместе с тем мировоззрение «старца» было абсолютно свободно от политических пристрастий. Он не благоволил не только либеральным деятелям, но и правым организациям. В частности, оставался равнодушным к лидерам монархистов, просившим поддержать то или иное начинание, и те ненавидели его не меньше либералов. Один из полицейских чинов, «опекавший» Распутина, отмечал: «Его политические взгляды, насколько он их вообще имел, были достаточно простыми… Тонкости так называемой высокой политики были далеки от круга его интересов, и он совершенно не мог понять, к чему в конечном счете стремятся различные партии, группировки в Думе, о чем спорят газеты». Иными словами, он проявлял свои симпатии или антипатии, руководствуясь не идейными соображениями, а личностно-бытовыми предпочтениями.

Начальник департамента полиции А.Т. Васильев свидетельствует: «Распутин не лез в первые ряды политической арены, его вытолкнули туда другие люди, стремящиеся потрясти основание российского трона и империи… они распускали самые нелепые слухи, которые создавали впечатление, что только при посредничестве сибирского мужика можно достичь высокого положения и влияния». Аналогичную мысль излагает и флигель-адъютант царя А.А. Мордвинов : «Я не мог себе представить, чтобы образованный, глубоко культурный, исторически начитанный человек… каким, без всяких сомнений, являлся Государь, смог попасть под влияние и оказаться руководимым, не в частной жизни только, а в государственном управлении, каким-то безграмотным мужиком». Весьма любопытно и такое замечание Мордвинова: если ни один государственный деятель разных лет не мог утверждать о своем исключительном влиянии на Николая II, то что же тогда говорить о Распутине?!

Прежде всего, обращает на себя внимание следующее обстоятельство: люди, активно распространявшие версию о могуществе темных сил, никак не могли опираться на реальные факты, полученные, что называется, из первых рук. Хорошо известно, что Николай II и его домочадцы вели довольно замкнутый образ жизни; даже с семьями императорской фамилии они общались нечасто, избегая столь обычных в то время развлечений и балов. Дворцовый комендант В.Н. Воейков отмечал: все те, кто со знанием дела обсуждали распутинскую тему, не знали и не могли знать подноготной царской семьи, но рассказы об этом принимались за чистую монету. Распутин действительно стал частью жизни семьи царя. Как известно, этому способствовало его благотворное воздействие на наследника, страдавшего тяжелой болезнью, а также расположенность монарха и его супруги к представителям народа. Николай II говорил о Распутине: «Это только простой русский человек, очень религиозный и верующий. Императрице он нравится своей народной искренностью… она верит в его преданность и в силу его молитв за нашу семью и Алексея… но ведь это наше совершенно частное дело… удивительно, как люди любят вмешиваться во все то, что их совсем не касается. Кому он может мешать?!»

В самом деле, поведение Распутина в Царском селе было безупречным и не давало никаких поводов сомневаться в его нравственной чистоте. Скорее всего, «старец» не решался выйти за установившиеся рамки общения с семьей Николая II. Другое дело, что возвратившись в столицу после очередного визита ко двору, он разыгрывал уже совсем иную роль — высочайшего советчика по ключевым вопросам государственной жизни, а главное, кадровой политики. Иногда сквозь маску «вершителя судеб» у него прорывалось сожаление о своем ничтожном влиянии. Полицейский чиновник П.Г. Курлов , встречавшийся с Распутиным у врача Бадмаева , вспоминал: «Я никогда не забуду характерного выражения, которое сорвалось с уст Распутина: „иногда приходится царя и царицу упрашивать целый год, пока допросишься у них чего-нибудь“». Кстати, во время войны он долго не мог добиться разрешения на то, чтобы устроить собственного сына-новобранца Дмитрия в место побезопасней. В конце концов, распутинского отпрыска определили в санитарный поезд императрицы, доставлявший раненых в госпитали. К успешным кадровым делам, которые действительно лоббировал «старец», можно отнести лишь назначение Тобольским губернатором Н.А. Ордовского-Танаевского . Распутин хлопотал об этом чиновнике Пермской казенной палаты, у которого часто останавливался проездом в Тобольск, мотивируя просьбу безопасностью собственной персоны во время пребывания на родине (ведь именно там произошло покушение на его жизнь в 1914 году). В этом случае ему пошли навстречу.

Что же касается влияния Александры Федоровны на супруга, то и оно, по-видимому, сильно преувеличено. Один из лидеров оппозиции, председатель Государственной думы М.В. Родзянко , уверял, что после отъезда Николая II в ставку всеми делами начала распоряжаться императрица, превратившаяся в своего рода регентшу. Однако люди приближенные высказывали большие сомнения относительно данного мнения. Например, министр финансов П.Л. Барк утверждал, что государь «очень редко следовал советам государыни, которые она ему давала в своих письмах в ставку». О том же говорил и осведомленный дворцовый комендант В.Н. Воейков. В конце концов, показателен и эпизод с назначением на должность товарища обер-прокурора Синода князя Н.Д. Жевахова , являвшегося креатурой царицы: она в течение целого года упрашивала супруга произвести это назначение. Так что на контроль над императором это не очень похоже. А о влиянии Распутина красноречиво говорит еще и такой факт: подсчитано, что в течение войны императрица в своих письмах мужу упомянула имя «старца» 228 раз, тогда как он — всего лишь восемь.

Подведем итоги. Мы имеем дело не с действительной личностью Распутина, а с продуктом либерального пиар-проекта, призванного сокрушить императорскую власть. Никаким вершителем судеб России «старец», конечно, не мог быть вследствие своего очевидного интеллектуального состояния. В тоже время Распутин был устроителем судьбы — только не России, а своей собственной, причем, так как он это осознавал. Поэтому восторженная мифологизация его личности, безусловно, не лишенной природного таланта, вряд ли допустима. Если бы его природные данные хоть в небольшой степени руководствовались интеллектом (который напрочь отсутствовал), то он понимал, что завязавшиеся отношения с императорской четой — это очень ответственное дело. К этому нельзя относиться как к контактам с тобольским чиновничеством, выжимая из них чего удастся. Увы, Распутин так и не смог осознать, что стиль его поведения, соприкоснувшись с жизнью семьи Николая II, имеет пагубное значение, давая шансы врагам России, в любви к которой он так любил клясться.

Поделиться: