Жизнь и смерть попа гапона, посеявшего бурю. Кто такой поп Гапон

Известный в советской истории под прозвищем попа Гапона, руководитель общественно-политической рабочей организации начала ХХ века Георгий Аполлонович Гапон долгие годы подавался коммунистическими историками как провокатор, виновный в событиях . Это была уникальная и интересная личность, обладавшая сильным магнетизмом и притягательностью. Те, кто был знаком с ним, отмечали его мужскую красоту и обаяние.

Детство

Георгий Аполлонович родился 5 февраля 1870 года Полтавской губернии, в селе Белики Кобелякского уезда. Его родители были простыми, правда, не бедными крестьянами. Отец был родом из запорожских казаков, долгие годы являлся бессменным волостным писарем. Мать была безграмотной крестьянкой. Украинская фамилия Гапон – это вариант христианского имени Агафон (в переводе с греческого – добрый).

Детство Георгия прошло в селе, где он помогал родителям по хозяйству, пас имевшуюся скотину. В семилетнем возрасте его отдали в начальную школу, где он учился с большим увлечением, проявляя незаурядную восприимчивость к новым знаниям. По рекомендации местного батюшки, отец отправил юношу учиться в духовное училище в Полтаве, куда он по результатам экзаменов был принят сразу во 2-й класс.

Один из педагогов училища, Иван Трегубов познакомил любознательного отрока с воспрещенными произведениями Льва Толстого. Эти книги повлияли на всю последующую жизнь будущего проповедника.

Работа в Полтаве

Он окончил училище и тут же поступил в духовную семинарию. Но здесь у него возник конфликт с руководством этого учебного заведения из-за его не совсем христианских высказываний. Несмотря на успешное окончание семинарии и сдачу экзаменов с высокими показателями, из-за своей неблагонадежности он лишился права на получение диплома 1-й степени, которое открывало бы ему двери в университет.

В Полтаве он устроился в земскую статистику и дополнительно зарабатывал платными уроками. Георгий женился в 1894 году. Послушавшись совета молодой супруги, вознамерился принять духовный сан. По настоянию епископа Иллариона, оказывавшего всяческое покровительство талантливому юноше, Георгий получил должность священника в церкви Всех Святых при кладбище в Полтаве.

В сане священнослужителя у отца Георгия неожиданно раскрылся проповеднический талант. На его проповеди приходили люди из соседних приходов, в результате чего священники тех приходов заволновались и начали строчить жалобы в том, что Гапон переманивает у них паству. Отец Георгий старался помогать беднякам, бескорыстно исполнял духовные требы и службы.

В 1898 году он похоронил жену, и остался вдовцом с двумя детьми: сыном и дочерью. Он тяжело переживал смерть жены и, решив изменить обстановку, уехал в Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург

Пользуясь покровительством отца Иллариона, он, несмотря на 2-ю степень диплома, поступил в духовную академию. Но учеба не оправдала его ожиданий. Предлагаемые религиозные и философские дисциплины, не соответствовали его духовным запросам, были схоластичны и оторваны от жизни.

Гапон махнул на учебу рукой и уехал в Крым. Здесь в какой-то момент родилась мысль уйти в монастырь. Но судьба свела его с художником Василием Верещагиным, посоветовавшим ему отказаться от духовного сана и отдать свои силы ради блага простого народа.

Вернувшись в Санкт-Петербург, Георгий Гапон был привлечен к работе в богоугодных миссиях в рамках Общества религиозно-нравственного просвещения, возглавляемого протоиереем Философом Николаевичем Орнатским. В 1899 году Гапон начал выступать в качестве проповедника в Церкви Милующей Божьей Матери на Васильевском острове. Старостой этой церкви в то время был Владимир Саблер. Как и в Полтаве, здесь он тоже приобрел славу проповедника. В дни его проповедей в церкви на Галерной гавани собиралось до 2000 человек. Вечерами он встречался с питерскими босяками (или, как бы их сейчас назвали – бомжами), подолгу выслушивал их истории, разговаривал с ними. Он исходил из того, что труд – это основа существования. Отец Георгий стремился пробудить в этих людях чувство самоуважения. Но он не знал, чем может реально помочь им, и такое положение удручало его.

В 1900 году Георгий Гапон был утвержден в должности настоятеля сиротского приюта святой Ольги и в должности учителя Закона Божьего и священника приюта Синего креста. Эти заведения существовали за счет пожертвований представителей высшего света. И очень скоро молодой служитель Церкви стал известным в придворных кругах столицы.

Таким запомнил отца Георгия рабочий Н.М. Варнашёв.

Гапон продолжал встречаться и проповедовать среди рабочих, которые тоже уважали отца Георгия. В 1902 году он был отчислен из академии с 3-го курса за неуспеваемость, но через год по протекции митрополита Антония (Вадковского), он был возвращен в академию. В этом же году из-за конфликта с попечительским советом он был уволен из приюта Синего Креста. Уходя из него, он увел оттуда воспитанницу Александру Уздалёву, ставшую его гражданской (без венчания) женой. Дело в том, что по церковным канонам овдовевшие священнослужители не имели права снова вступать в церковный брак.

Участие в рабочих движениях

Конфликт с попечительским советом стал причиной знакомства Гапона с Особым отделом Департамента полиции, возглавляемым Сергеем Зубатовым. Руководителю отдела полиции было хорошо известно, какой популярностью пользовался отец Георгий среди рабочих, и Зубатов предложил священнику работать на полицию. Зубатов через подставных людей создавал рабочие объединения, подконтрольные полиции, и через них стремился нейтрализовать революционное движение в целом. В Петербурге было создано Общество взаимного вспомоществования рабочих механического производства.

В то же время градоначальник Петербурга Николай Клейгельс, у которого Гапон был своим человеком, поручил ему изучить положение дел в Зубатовских организациях. Гапон добросовестно выполнил поручение градоначальника. С этой целью он даже выезжал в Москву. И по результатам своих расследований, разговоров с рабочими подготовил 3 копии отчета, которые подал градоначальнику Клейгельсу, митрополиту Антонию и самому Зубатову. В своих докладных записка Гапон раскритиковал дестельность зубатовских организаций и предложил сформировать новое рабочее общество, подобное независимым английским профессиональным союзам. Гапон подчеркивал, что зубатовские организации слишком тесно связаны с полицией, о чем рабочие конечно, знали, и это обстоятельство компрометировало их в глазах пролетариев.

В августе 1903 года Зубатов разругался с министром внутренних дел Вячеславом Плеве, после чего был отправлен в отставку и выслан из столицы. После его отъезда петербургское общество оказалось в состоянии безвластия, и Гапон оказался его единственным правопреемником и руководителем.

Гапону удалось добиться от полиции того, чтобы она не проявляла столь пристального внимания к его организации, предложил стать единственным доверенным лицом между полицией и обществом.

В полиции были убеждены в том, что внедрение Гапона в рабочую среду сделает работу профсоюзов более управляемой и прогнозируемой. Сам отец Георгий однажды признался в том, что его политика была построена на хитрости.

Гапон всячески усыплял бдительность полиции. Он старался убедить власти в необходимости доверия к Собранию и ослабить наблюдение за ним. Впоследствии он удалил из руководства организацией всех зубатовцев и к руковуодству отделами, к ответствуенной работе привлек своих людей, которым мог безоговорочно доверять.

В феврале 1904 года МВД официально закрепило Устав организации, разработанный Гапоном. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» получило право на существование. Официально общество обеспечивало взаимопомощь и организовывало образование рабочих. Из числа приближенных рабочих, тех, кому мог доверять, Гапон организовал подпольный комитет, собиравшийся у него на квартире, где они читали запрещенную литературу, изучали европейскую историю пролетарских движений, разрабатывали тактику борьбы рабочих за политические права и экономические интересы.

Чтобы поднять численность организации, привлечь к ней больше рабочих, он привлек к работе в своей организации супругов Карелиных, революционных организаторов. Эта пара пользовалась авторитетом среди рабочих, и, действительно, численность организации стала расти.

Случилось так, что именно священник Гапон, а не большевики стал инициатором первой русской революции 1905 года. Именно он предложил обратиться к царю с петицией, что привело к кровавому воскресенью ().

Когда началась реакция царского правительства на повсеместные волнения рабочих, Георгий Гапон эмигрировал за границу. В начале февраля 1905 года Гапон встретился . По воспоминаниям , Ленин был взволнован этой встречей. Ленин характеризовал Гапона как «человека, безусловно преданного революции, инициативного и умного, хотя, к сожалению, без выдержанного революционного миросозерцания».

Находясь в эмиграции в Англии, Гапон получил заказ на написание книги о своей жизни. К работе он привлек английского журналиста Дэвида Соткиса. Книга была написана довольно быстро, и приобрела большую популярность. Ее перевели на несколько европейских языков, в том числе и на русский.

Гапон не мог долго оставаться в эмиграции, ему там было скучно, душно. Осенью 1905 года он вернулся в Россию.

Организуя, сплачивая рабочих вокруг себя, создавая свою организацию, он, тем не менее, отдалился от революционных партий. Он разошелся с эсерами, социал-демократами. Горький призывал Гапона примкнуть к социал-демократам, но Гапон считал себя неким мессией, на которого возложена особая роль. Он мечтал стать мужицким царем, и не скрывал этого.

Смерть Георгия Гапона

28 марта 1906 года Гапон уехал из Петербурга и не вернулся. А 30 апреля его нашли повешенным на даче в Озерках. Расследование показало, что Гапона душили 3-4 человека, а дачу снимал эсер Петр Рутенберг. Найденного Гапона похоронили на Успенском кладбище в Петербурге.


Все, кто учился в советской школе, помнят страшный миф о "Кровавом воскресенье". Как предатель, провокатор "поп Гапон" по заданию царской охранки вывел под пули безоружных людей, чтобы утопить в крови рабочее движение. Миф этот был создан в сталинскую эпоху и впервые изложен в "Кратком курсе истории ВКП(б)". Оттуда он и попал в учебники истории, книги и художественные фильмы. Как любил говорить Геббельс, чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё верят. История Гапона - как раз такой случай. Кем же на самом деле был священник Гапон?

Георгий Гапон был одним из выдающихся людей своего времени. Сын крестьянина, священник, он с ранних лет посвятил свою жизнь служению простому народу. Будучи последователем Льва Толстого, он мечтал вывести народ "из тьмы невежества, бесправия и нищеты". Как впоследствии мать Тереза, он посещал беднейшие трущобы Петербурга и проповедовал нищим, стараясь вернуть их к человеческой жизни. Свидетели вспоминали, как Гапон отдавал последние деньги и вещи нуждавшимся людям, сам оставаясь в лохмотьях. Девизом своей жизни он избрал слова Христа: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный". И стремился воплотить эти слова в жизнь. Однако вскоре Гапон понял, что одними проповедями нельзя помочь бедным людям. Необходимо коренное изменение условий их жизни и труда. Работая священником пересыльной тюрьмы, он подолгу беседовал с политическими заключёнными и слушал их рассказы о несправедливости социального строя. В голове молодого священника созрел дерзкий план: создать массовую рабочую организацию, которая будет в состоянии бороться за права простого народа. Но создать такую организацию в России можно было только с одобрения царских властей. И Гапон сблизился с Зубатовым, руководителем сети подконтрольных полиции рабочих организаций. Скрывая свой план, Гапон обещал, что его организация будет надёжным оплотом против влияния революционной пропаганды. Зубатов, которому нужны были толковые помощники, допустил Гапона к работе с людьми. Вскоре Зубатов был отравлен в отставку, и рабочая организация, получившая название "Собрание русских фабрично-заводских рабочих", оказалась в руках Гапона. Это был его звёздный час. Священник развернул лихорадочную деятельность, стараясь завербовать в "Собрание" как можно больше членов. Он приглашал в организацию всех - рабочих как революционных, так и монархических убеждений. В беседах с верными людьми он говорил, что если в организацию войдёт несколько десятков тысяч человек, она превратится в такую силу, с которой должны будут считаться и капиталисты и правительство. В марте 1904 года Гапон вместе с четырьмя рабочими принял тайную программу, предусматривавшую широкие социальные и политические реформы. Эта программа, известная как "программа пяти", впоследствии легла в основу петиции 9 января.

В конце 1904 года на Путиловском заводе произошёл инцидент: были уволены четверо рабочих - членов гапоновского "Собрания". Переговоры с администрацией ни к чему не привели, и руководство "Собрания" постановило объявить забастовку. Это была грандиозная забастовка. По указанию Гапона один за другим останавливались крупнейшие заводы Петербурга, и к 8 января 1905 года бастовали все 625 предприятий города. Остановились даже электрические станции, и город погрузился в темноту. Конечно, переговоры с фабрикантами остались безрезультатными. Требования рабочих оказались завышенными, и никто не хотел идти на компромисс. Вот тогда-то Гапон и его товарищи решили, что пришло время для политического выступления. Если правительство не поддерживает рабочих в борьбе с фабрикантами, если чиновники становятся на сторону капиталистов, значит, корень зла таится в несправедливом политическом строе, при котором трудовой народ лишён политических прав. Эта мысль легла в основу петиции, составленной Гапоном в ночь с 6 на 7 января. Главным требованием петиции было введение народного представительства на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Петиция требовала также введения свободы слова, печати, собраний, свободы совести, равенства всех перед законом, ответственности министров перед народом, гарантий законности правления и многого другого, вплоть до 8-часового рабочего дня. Выступая перед толпами народа, Гапон зачитывал петицию и призывал рабочих явиться в воскресенье на площадь Зимнего дворца, чтобы вручить её царю. Популярность священника достигла в эти дни небывалых размеров. Многие видели в нём пророка, посланного Богом для освобождения рабочего люда. Не исключено, что и сам Гапон думал так же, - склонность к мистике была у него с детства. Конечно, власти были напуганы. Грандиозное народное движение, возглавляемое неуправляемым священником-социалистом, грозило смести с лица земли непрочное уже самодержавие. Допустить скопление в центре города возбуждённой 100-тысячной толпы с политическими лозунгами было невозможно. И власти решили действовать силой.

Утром 9 января многотысячные толпы рабочих двинулись со всех концов города к Зимнему дворцу. На пути их движения были расставлены воинские заставы. Во главе самой крупной процессии, двигавшейся от Нарвской заставы, шёл Гапон. Он был в священническом одеянии, его товарищи несли взятые в ближайшей церкви иконы, хоругви и портреты царя. Все уже знали, что столкновение с войсками неизбежно, но остановить стихийное народное движение было нельзя. Рабочие шли плотно, взявшись за руки, с пением молитв и верой в чудесное вмешательство Божества. В глубине души Гапон ещё надеялся, что солдаты не посмеют стрелять в безоружный народ. Но надежды были тщетны. У Нарвских триумфальных ворот процессию встретили отряды пехоты и кавалерии. После кавалерийской атаки на толпу последние иллюзии рассеялись, но священник упорно продолжал идти вперёд, и массы, повинуясь его воле, неумолимо надвигались на солдатскую цепь. В воздухе зависла тишина... В этот момент пехота начала стрелять. Ружейными залпами были убиты ближайшие сподвижники Гапона, шедшие рядом с ним. Сам Гапон, получив лёгкое ранение в руку, был повален на снег и закрыт телами рабочих. Всего солдаты произвели пять залпов - больше, чем где-либо в этот день. Передние ряды были выбиты, задние обратились в бегство. В других районах города произошло то же самое, хотя стреляли не везде, во многих местах толпы были разогнаны нагайками и шашками. Гапона увели с площади товарищи-рабочие и эсер Рутенберг, его будущий убийца. В подворотне священника остригли и переодели в рабочую одежду. Скрывшись на квартире Максима Горького, Гапон продиктовал воззвание, в котором призывал рабочих к вооружённому восстанию и свержению самодержавия. Иллюзий больше не осталось: режим, расстрелявший безоружных людей, утратил право на существование. О необходимости свержения самодержавия в те дни заговорили все - даже самые далёкие от политики люди. Священный ореол царя был развеян навсегда. Началась русская революция, нашедшая своё логическое завершение в 1917 году. Но начало этой революции положил священник с крестом...

17 февраля 1870 года в Полтавской губернии родился Георгий Гапон. Он был одним из главных участников Кровавого воскресенья, борцом за права рабочих, а в историю вошёл как провокатор и тайный агент полиции.

Кем на самом деле был поп Гапон?

Журнал: История «Русская Семёрка », Альманах №1 , весна 2017 года
Рубрика: Революционеры
Текст: Русская Семёрка

Кровавый провокатор

Современники знали Георгия Гапона как страстного, непоколебимого революционера, который стал главным организатором печально известного шествия 9 января 1905 года, вошедшего в историю как Кровавое воскресенье. Возможность собрать такое количество людей и привести их к Нарвской заставе представилась Гапону благодаря собственной организации рабочих - «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». Изначально «Собрание» было создано под эгидой Зубатовщины - подконтрольных властям рабочих профсоюзов. Согласно историку Феликсу Лурье, Георгий вёл двойную игру - он усыплял бдительность полиции, уверяя её высшие чины в том, что в «Собрании» нет места революционным идеям, а сам в это время подстрекал рабочих объявить всеобщую забастовку. Благодаря своим связям с полицией Гапон получил ярлык «провокатор», с которым и вошёл в историю. Говорят, Гапон специально вывел народ на Нарвскую заставу, чтобы полиция смогла подавить восстание в крови. Именно таким он вошёл в советскую историю, именно такой образ закрепил в своей «Краткой истории ВКП(б)» И. В. Сталин.
Кровавое воскресенье - неоднозначное событие в истории. Это не просто всеобщий порыв рабочих «достучаться до царя», а хорошо спланированная акция, в истории которой далеко не все ясно. Например, на что рассчитывали организаторы восстания, когда им ещё заранее стало известно о намерении царя отвергнуть петицию и стрельбой ответить на «мирное шествие»? Ведь суть «обращения» дошла до царя ещё 7 января через министра юстиции Муравьёва, с которым Гапону довелось общаться. Было и прямое письмо самому Николаю II с просьбой выслушать народ. В любом случае об отношении Николая к предстоящему «сборищу» можно было судить по его приказу от 8 января - Гапона арестовать. Чего же добивался Гапон, когда вёл толпу людей на верную смерть? Так ли был важен для него рабочий вопрос или были цели повыше? Вполне возможно, он рассчитывал, что расстрел мирного шествия вызовет народное восстание, во главе которого встанет именно он - Георгий Гапон . Об этом свидетельствуют воспоминания другого революционера Владимира Поссе, который как-то спросил у Георгия, что бы тот сделал, если бы царь принял петицию. Гапон ответил: «Я упал бы перед ним на колени и убедил его при мне же написать указ об амнистии всех политических. Мы бы вышли с царём на балкон, я прочёл бы народу указ. Всеобщее ликование. С этого момента я - первый советник царя и фактический правитель России. - Ну а если бы царь не согласился? - Тогда было бы то же, что и при отказе принять делегацию. Всеобщее восстание, и я во главе его». Кстати, у организаторов Кровавого воскресенья были разные мнения. Например, правая рука, а впоследствии убийца Гапона - Пётр Рутенберг готовил покушение на царя, надеясь убить его, когда тот выйдет на балкон Зимнего дворца, чтобы обратиться к народу. Об этом мы узнаём из воспоминаний начальника петербургского охранного отделения Герасимова.

Агент полиции

Ещё один вопрос, который остаётся открытым: был ли Георгий Гапон сотрудником полицейской охранки, двойным агентом? Не секрет, что именно слухи о предательстве Гапона и его доносах на бывших товарищей, в том числе эсеров, стали основной причиной его убийства. Надо сказать, когда были обнародованы архивы, многие исследователи перерыли документы в поисках каких-либо доносов, написанных Георгием. После долгих поисков один из специалистов по этому вопросу, историк С. И. Потопов заявил, что в списках Департамента полиции, как и в других документах, нет никаких сведений о тайном агенте Георгии Гапоне, следовательно, нет никаких подтверждений этому расхожему мифу. Кроме того, в пользу опровержения этого мнения говорит запрет вербовать в агенты лиц духовного сана, кем был Гапон, несмотря на всю свою общественную деятельность. Сегодня наиболее распространённая версия - что Гапона подставили путём перетасовки документов и специально пущенных слухов.

30 серебряников

Тем не менее глупо утверждать, что Гапон вообще не имел никаких связей с полицией. Он часто использовал последних как финансовый источник, путём передачи некой информации о людях, которых потом сам заранее предупреждал об опасности. Но все деньги Гапон отдавал на нужды рабочих и организаций. Правда, общественность этому зачастую не верила, называя Гапона Иудой и обвиняя в жадности. Пётр Рутенберг в своей книге отмечал дороговизну костюма Георгия, когда все остальные его товарищи были одеты в обыкновенные пальто, а Савинков, второй организатор кровавого убийства священника, писал, что Георгий в своих желаниях был приземлённым человеком - любил роскошь, деньги, женщин. На фоне такого общего настроения сведения о том, что по возвращении в Россию после манифеста 17 октября Гапон получил 30 тысяч рублей от Витте, сработали как спусковой крючок. Гапон собирался возродить свою прежнюю организацию «Совет», на это и пошли деньги министра финансов. В общем-то Георгий часто так делал - сначала брал деньги у Департамента полиции благодаря своим связям, потом тратил на агитацию. Он искренне удивлялся ажиотажу, которые вызвали 30 тысяч, быстро переименованные в 30 сребреников: «Вас поразили мои открытые сношения с Витте и согласие голодных рабочих организаций принять от него деньги?».
Негативную реакцию на самом деле вызвал ещё один пущенный слух: мол, 30 тысяч были переведены на счёт некоего Рыбницкого, который и есть Гапон. Последней каплей для соратников Георгия стало известие о получении 100 тысяч рублей от Департамента полиции за информацию о террористических замыслах партии эсеров и выдачи властям имени Рутенберга.

Загадочные документы

Существует гипотеза, что причиной убийства Гапона стали некие документы: «если их обнародуют, кому-то будет плохо». Вдова Георгия говорила, что эти бумаги содержат какое-то громкое имя, но что за имя - умолчала. Гапон заговорил о них после того, как пошли слухи о его предательстве и продажности. Он утверждал, что у него есть компрометирующие данные на кого-то, кого-то очень известного. Известно, что незадолго до смерти Георгий собирался придать их огласке, даже отдал часть из них своему адвокату Сергею Марголину. В результате последний умер через два месяца после Гапона при невыясненных обстоятельствах. Его коллеги говорили, что за неделю до кончины, он обмолвился о необходимости обнародовать какие-то бумаги.
Ходили слухи, что пресловутым «громким именем» в загадочных бумагах был Сергей Витте, министр финансов, который одолжил Талону 30 тысяч, тем самым уничтожив его репутацию. Но ведь от этого пострадал и сам Витте - через полгода непрекращающихся гонений общественного мнения он подал в отставку. Кто же скрывался за архивными бумагами? Чьё имя так тщательно охраняли, что принесли на его алтарь несколько жертв?

Евно Азеф - соратник Гапона

Евно Фишелевич Азеф - он же офицер полиции «Раскин», он же один из предводителей эсеров: Иван Николаевич, Валентин Кузьмич, Толстый. Да, это был двойной агент, якобы работающий «подставным» среди революционных организаций. В его послужном списке в качестве агента полиции сдача множества революционеров, в том числе арест и казнь членов летучего боевого отряда партии социалистов-революционеров в феврале 1908 года. Он также предотвратил несколько крупных покушений: нападение на министра внутренних дел Дурново и на самого Николая II.
Но он был также организатором многих террористических актов и убийств. На его совести - смерти шефа корпуса жандармов В.К. Плеве, военного прокурора В.П. Павлова и даже великого князя Сергея Александровича Романова. Возможно, именно он спланировал и спровоцировал убийство Гапона как «провокатора», а потом и его адвоката Марголина. Зачем? Чтобы скрыть свою двойную, а то и тройную личность. Некоторые историки, в том числе"и В. К. Агафонов, считают: играя на обе стороны, он был заслан третьей - это был западный агент, которого заслали в Россию разжигать беспорядки.
Азеф познакомился с Талоном во время бегства последнего за границу, после Кровавого воскресенья. Он позволил ему остановиться на его квартире. Они вместе снарядили яхту «Джон Графтон», которая должна была доставить российским революционерам необходимое оружие для сопротивления. Возможно, живя с Талоном в одной квартире, Азеф узнал о некоем компромате, который попал в руки Георгию.

Разгаданное убийство

Георгий Гапон был убит 28 марта 1906 года на даче Звержинской в посёлке Озерках под Петербургом. Его нашли только через несколько дней. На шее болталась петля, а на теле повсюду были видны следы борьбы. Следствие показало - смерть была мучительной.
Официальный убийца Гапона был быстро найден и пойман - им оказался ближайший соратник священника эсер Пётр Рутенберг. Его опознал местный дворник. Пётр не отрицал своей причастности, рассказал, как произошло само убийство и кто ещё из рабочих при этом присутствовал. Причиной он назвал продажность и предательство Гапона, его связи с вице-директором Департамента полиции П. И. Рачковским. Но впоследствии историки нашли ещё одну «тёмную тень», стоящую за расправой с Гапоном, - это уже известный нам Толстый, то есть Евно Азеф. Именно он подстроил обвинение Гапона в двойной игре, чтобы выгородить настоящего тайного агента - себя. В результате в одно время были убиты двое «подставных» - сначала «народный пророк» Георгий Гапон, а потом провокатор Н.Ю. Татаров, безуспешно пытавшийся открыть глаза руководству эсеров на лицемерную натуру их партийного лидера.

Священник Георгий Гапон вошел в историю как участник Кровавого воскресенья. Его несправедливо считают провокатором и тайным агентом полиции.

Двойная игра

Современники знали Георгия Гапона как страстного, непоколебимого революционера, лидера организации «Собрания русских фабрично-заводских рабочих». Согласно историку Феликсу Лурье, "поп Гапон" вел двойную игру: он усыплял бдительность полиции, уверяя ее высшие чины в том, что в «Собрании» нет места революционным идеям, а сам в это время подстрекал рабочих объявить всеобщую забастовку. Благодаря своим связям с полицией, Гапон получил ярлык «провокатор», с которым и вошел в историю. Говорят, Гапон специально вывел народ на Нарвскую заставу, чтобы полиция жестоко подавило восстание.

Действительно, "мирное шествие с хоругвями", организованное Георгием Гапоном, вызывало много вопросов у историков. На что рассчитывали организаторы демонстрации, когда заранее было известно о намерении царя отвергнуть петицию и жестко пресечь беспорядки? Суть «обращения» дошла до Николая II еще 7 января через министра юстиции Муравьева. А уже на следующий день государь приказал арестовать авторов петиции.

Чего же добивался Гапон, когда вел толпу людей на верную смерть? Так ли был важен для него рабочий вопрос или были цели повыше? Вполне возможно, он рассчитывал, что расстрел мирного шествия вызовет народное восстание, во главе которого встанет именно он – Георгий Гапон. Об этом свидетельствуют воспоминания другого революционера Владимира Поссе, который как-то спросил у священника, что бы тот сделал, если бы царь принял петицию. Гапон ответил:

«Я упал бы перед ним на колени и убедил его при мне же написать указ об амнистии всех политических. Мы бы вышли с царём на балкон, я прочёл бы народу указ. Всеобщее ликование. С этого момента я - первый советник царя и фактический правитель России. Ну, а если бы царь не согласился? - Тогда было бы то же, что и при отказе принять делегацию. Всеобщее восстание, и я во главе его».

Кстати, у организаторов «мирного шествия» были расхожие мнения. Например, правая рука, а впоследствии убийца Гапона – Петр Рутенберг готовил покушение на царя, надеясь убить его, когда тот выйдет на балкон Зимнего дворца, чтобы обратиться к народу. Об этом мы узнаем из воспоминаний начальника петербургского охранного отделения Герасимова.

Агент

Еще один вопрос, который остается открытым – был ли Георгий Гапон сотрудником полицейской охранки, двойным агентом. Не секрет, что именно слухи о предательстве Гапона и его доносах на бывших товарищей, в том числе эсеров, стали основной причиной его убийства. Надо сказать, когда были обнародованы архивы, многие исследователи перерыли документы в поисках каких-либо доносов, написанных Георгием. После долгих поисков, один из специалистов по этому вопросу историк С. И. Потолов заявил, что в списках Департамента полиции, как и в других документах нет никаких сведений о тайном агенте Георгии Гапоне, следовательно нет никаких подтверждений этому расхожему мифу. Кроме того, в пользу опровержения этого мнения говорит запрет вербовать в агенты лиц духовного сана, кем был Гапон, несмотря на всю свою общественную деятельность. Сегодня наиболее распространенная версия – что Гапона подставили путем перетасовки документов и специально пущенных слухов.

Нельзя сказать, что он вообще не имел никаких связей с полицией. Он часто использовал последних как финансовый источник, путем передачи некой информации о людях, которых потом сам заранее предупреждал об опасности. Но все деньги Гапон отдавал на нужды рабочих и организаций. Правда, общественность этому зачастую не верила, называя Гапона Иудой и обвиняя в жадности.

Петр Рутенберг, в своей книге, отмечал дороговизну костюма Георгия, когда все остальные его товарищи были одеты в обыкновенные пальто, а Савинков – второй организатор кровавого убийства священника писал, что Георгий в своих желаниях был приземленным человеком – любил роскошь, деньги, женщин.

На фоне такого общего настроения, сведения о том, что по возвращению в Россию после Манифеста 17 октября, Гапон получил 30 тысяч рублей от Витте, сработали как спусковой крючок. Гапон собирался возродить свою прежнюю организацию «Совет», на это и пошли деньги министра финансов. В общем-то, Георгий часто так делал – сначала брал деньги у Департамента полиции, благодаря своим связям, потом тратил на агитацию. Он искренне удивлялся ажиотажу, которые вызвали 30 тысяч: «Вас поразили мои открытые сношения с Витте и согласие голодных рабочих организаций принять от него деньги?»

Негативную реакцию, на самом деле, вызвал еще один пущенный слух – мол, 30 тысяч были переведены на счет некого Рыбницкого, который и есть Гапон. Последней каплей для соратников Георгия стало известие о получении 100 тысяч рублей от Департамента полиции за информацию о террористических замыслах партии эсеров и выдачи властям имени Рутенберга.

«Громкое имя»

Существует гипотеза, что причиной убийства Гапона стали некие документы. Вдова священника говорила, что эти бумаги содержали какое-то известное имя, однако фамилию не назвала. Сам Георгий Гапон незадолго до гибели утверждал, что у него есть компрометирующие данные на неких важных персон. Он даже отдал часть документов своему адвокату Сергею Марголину. Последний умер через два месяца после смерти Гапона при странных обстоятельствах. Его коллеги говорили, что за неделю до кончины, он обмолвился о необходимости обнародовать какие-то бумаги.

Ходили слухи, что «громким именем» был Сергей Витте, министр финансов, который одолжил Гапону 30 тысяч. Но точных подтверждений этому так и не нашлось.

Тень Евно Азефа

Евно Фишелевич Азеф - он же офицер полиции «Раскин», он же один из предводителей эсеров: «Иван Николаевич», «Валентин Кузьмич», «Толстый». В послужном списке этого "суперагента охранки" сдача множества революционеров, в том числе арест и казнь членов летучего боевого отряда партии социалистов-революционеров в феврале 1908 года. Он также предотвратил несколько крупных покушений: нападение на министра внутренних дел Дурново и на самого Николая II.

В тоже время Евно Азев организавал "в роли революционера" несколько террористических актов и убийств. На его совести смерти шефа корпуса жандармов – В. К. Плеве, военного прокурора В.П. Павлова, и даже великого князя Сергея Александровича Романова. Возможно, именно он спланировал и спровоцировал убийство Гапона, как «провокатора», а потом и его адвоката Марголина. Зачем? Чтобы скрыть, свою «двойную», а то и «тройную» личность. Некоторые историки, в том числе и В.К. Агафонов, считают - играя на обе стороны, он был заслан третьей – это был западный агент, которого заслали в Россию разжигать беспорядки.
Азеф познакомился с Гапоном, во время бегства последнего за границу, после Кровавого воскресения. Он позволил ему остановиться на его квартире. Они вместе снарядили яхту «Джон Графтон», которая должна была доставить российским революционерам необходимое оружие для сопротивления. Возможно, живя с Гапоном в одной квартире, Азеф узнал о неком компромате, который попал в руки Георгию.

Убийство

Георгий Гапон был убит 28 марта 1906 года на даче Звержинской в поселке Озерках под Петербургом. Его нашли только через несколько дней с петлей на шее.

Официальный убийца Гапона -ближайший соратник священника Петр Рутенберг - был быстро найден и пойман. Его опознал местный дворник. Петр не отрицал своей причастности, рассказал, как произошло само убийство, и кто еще из рабочих при этом присутствовал. Причиной он назвал продажность и предательство Гапона, его связи с вице-директором Департамента полиции П.И. Рачковским. Но впоследствии историки нашли еще одну «темную тень», стоящую за расправой с Гапоном – это уже известный нам «Толстый», то есть Евно Азеф. Именно он подстроил обвинение Гапона в «двойной игре», чтобы выгородить настоящего тайного агента – себя. В результате, в одно время были убиты двое «подставных» - сначала «народный пророк» Георгий Гапон, а потом провокатор Н. Ю. Татаров, безуспешно пытавшегося открыть глаза руководству эсеров на лицемерную натуру их партийного лидера.

Георгий Гапон — священник, политический деятель, организатор шествия, которое завершилось массовым расстрелам рабочих, вошедшим в историю под названием "Кровавое воскресенье". О том, кем на самом деле был этот человек - провокатором, двойным агентом или искренним революционером - однозначно сказать нельзя. В биографии священника Гапона много противоречивых фактов.

Сын крестьянина

Он происходил из зажиточной крестьянской семьи. Родился Георгий Гапон в 1870 году в Полтавской губернии. Возможно, предки его были запорожскими казаками. По крайней мере, такова семейная традиция Гапонов. Сама фамилия происходит от имени Агафон.

В ранние годы будущий священник помогал родителям: пас телят, овец, свиней. С детства был очень религиозен, любил слушать истории о святых, способных творить чудеса. Окончив сельскую школу, Георгий, по совету местного священника, поступил в духовное училище. Здесь он стал одним из лучших учеников. Однако дисциплин, которые входили в программу, ему было явно недостаточно.

Толстовец

В училище будущий священник Гапон познакомился с антимилитаристом Иваном Трегубовым, который заразил его любовью к запрещенной литературе, а именно к книгам Льва Толстого.

После окончания училища Георгий поступил в духовную семинарию. Теперь он уже открыто высказывал толстовские идеи, что привело к конфликту с преподавателями. Был исключен незадолго до получения диплома. После окончания семинарии подрабатывал частными уроками.

Священнослужитель

Гапон в 1894 году женился на дочери состоятельного купца. Вскоре после женитьбы решил принять духовный сан, и эту идею одобрил епископ Иларион. В 1894-м Гапон стал дьяконом. В том же году получил должность священника церкви в одной из деревень Полтавской губернии, в которой было очень мало прихожан. Здесь открылся истинный талант Георгия Гапона.

Священник читал проповеди, на которые стекалось множество народа. Он мгновенно приобрел популярность не только в своей деревне, но и в соседних. Он не занимался пустословием. Священник Гапон согласовывал свою жизнь с христианским учением - помогал беднякам, безвозмездно совершал духовные требы.

Популярность среди прихожан вызвала зависть священников из соседних церквей. Они обвиняли Гапона в похищении паствы. Он их - в лицемерии и фарисействе.

Санкт-Петербург

В 1898 году умерла жена Гапона. Детей священник оставил у родственников, сам же уехал в Санкт-Петербург - поступать в духовную академию. И на этот раз ему помог Но проучившись два года, Гапон понял, что знания, которые он получает в академии, не дают ответов на главные вопросы. Тогда уже он мечтал служить народу.

Гапон забросил учебу, уехал в Крым, долго размышлял над тем, не уйти ли в монахи. Однако в этот период познакомился с художником и литераторам который посоветовал ему работать на благо народа и сбросить рясу.

Общественная деятельность

Гапон не сбросил. Духовный сан не мешал заниматься общественной деятельностью, к которой он приступил по возвращении в Санкт-Петербург. Он начал участвовать в различных благотворительных мероприятиях, много проповедовал. Его слушателями стали рабочие, положение которых в начале XX века оставалось очень тяжелым. Это были представители самого незащищенного социального слоя: работа по 11 часов в день, сверхурочные, мизерная зарплата, невозможность высказывать свое мнение.

Митинги, демонстрации, протесты - все это было запрещено законом. И вдруг появился священник Гапон, который читал простые понятные проповеди, проникающее прямо в сердце. Послушать его собиралось множество людей. Число человек в церкви порой достигало двух тысяч.

Организации рабочих

Священник Гапон имел отношение к зубатовским организациям. Что это за объединения? В конце XIX столетия в России создавались рабочие организации, находящиеся под контролем полиции. Таким образом осуществлялась профилактика революционных настроений.

Сергей Зубатов был чиновником Пока он контролировал рабочее движение, Гапон был ограничен в действиях, он не мог свободно высказывать свои идеи. Но после того как Зубатова сняли с должности, священник начал двойную игру. Его отныне никто не контролировал.

В полицию он предоставлял сведения, согласно которым, в среде рабочих нет и намека на революционные настроения. Сам же читал проповеди, в которых все громче слышны были нотки протеста против чиновников и фабрикантов. Так продолжалось несколько лет. Вплоть до 1905 года.

Георгий Гапон обладал редким талантом оратора. Рабочие не просто ему верили - они видели в нем чуть ли не мессию, способного сделать их счастливыми. Он помогал нуждающимся деньгами, которые ему не удавалось раздобыть у чиновников и фабрикантов. Гапон способен был вызвать доверие у любого человека - и рабочего, и полицейского, и владельца завода.

С представителями пролетариата священник разговаривал на их языке. Иногда его речи, как утверждали современники, вызывали у рабочих состояние почти мистического экстаза. Даже в краткой биографии священника Гапона упоминаются события, произошедшее 9 января 1905 года. Что предшествовало мирному митингу, завершившему кровопролитием?

Петиция

6 января Георгия Гапон произнес перед рабочими Он говорил о том, что между рабочим и царем - чиновники, фабриканты и прочие кровопийцы. Он призывал обратиться непосредственно к правителю.

Священник Гапон составил петицию в красноречивом церковном стиле. От имени народа он обращался к царю с просьбой помочь, а именно утвердить так называемую программу пяти. Он призывал вывести народ из нищеты, невежества, гнета чиновников. Петиция завершалась словами "пусть жизнь наша станет жертвой для России". Эта фраза говорит о том, что Гапон понимал, чем может завершиться шествие к царскому дворцу. Кроме того, если в речи, которую священник прочитал 6 января, присутствовала надежда на то, что правитель услышит мольбы рабочих, то спустя уже два дня и он, и его приближенные мало в это верили. Все чаще он стал произносить фразу: "Если он не подпишет петицию, то у нас больше нет царя".

Священник Гапон и Кровавое воскресенье

Накануне шествия царь получил письмо от организатора предстоящего шествия. Отреагировал он на это послание приказом арестовать Гапона, что сделать оказалось не так просто. Священник чуть ли не круглосуточно был окружен фанатично преданными рабочими. Для того чтоб его задержать, нужно было принести в жертву не менее десяти полицейских.

Безусловно, Гапон был не единственным организатором этого мероприятия. Историки полагают, что это была тщательно спланированная акция. Но именно Гапон составил петицию. Именно он повел несколько сот рабочих 9 января к Дворцовой площади, понимая, что шествие закончится кровопролитием. При этом он призывал взять с собой жен, детей.

В этом мирном митинге приняли участие около 140 тысяч человек. Рабочие были безоружны, но у Дворцовой площади их ожидало войско, которое открыло огонь. Николай II и не думал рассматривать петицию. Более того, в тот день он находился в Царском Селе.

9 января погибло несколько сотен тысяч человек. Авторитет царя был окончательно подорван. Народ многое мог ему простить, но только не массовое убийство безоружных. К тому же среди погибших в Кровавое воскресенье были женщины и дети.

Гапон был ранен. После разгона шествия несколько рабочих и эсер Рутенберг отвезли его на квартиру к Максиму Горькому.

Жизнь за границей

После расстрела демонстрации священник Гапон скинул рясу, сбрил бороду и уехал в Женеву - тогдашний центр русских революционеров. Об организаторе шествия к царю знала к тому времени вся Европа. И социал-демократы, и эсеры мечтали заполучить в свои ряды человека, способного руководить рабочим движением. В умении влиять на толпу ему равных не было.

В Швейцарии Георгий Гапон встречался с революционерами, представителями различных партий. Но стать членом одной из организаций он не спешил. Лидер рабочего движения считал, что в России должна свершиться революция, но только он может стать ее организатором. По словам современников, это была личность, обладающая редким самолюбием, энергией и уверенностью в себе.

За границей Гапон встречался с Владимиром Лениным. Он был человеком, тесно связанным с рабочими массами, а потому будущий вождь тщательно готовился к разговору с ним. В мае 1905 года Гапон все же вступил в Однако его не ввели в центральный комитет и не посвятили в конспиративные дела. Это возмутило бывшего священника, и он порвал с эсерами.

Убийство

В начале 1906 года Гапон вернулся в Петербург. К тому времени события Первой русской революции были уже в разгаре, и он в этом сыграл не последнюю роль. Однако предводитель священник-революционер был убит 28 марта. Информация о его смерти появилась в газетах только в середине апреля. Его тело было найдено в загородном доме, принадлежавшем эсеру Петру Рутенбергу. Он и был убийцей лидера петербургских рабочих.

Портрет священника Гапона

На фото выше можно видеть человека, организовавшего шествие рабочих 9 января 1905 года. Портрет Гапона, составленный современниками: красивый мужчина невысокого роста, похож на цыгана или еврея. У него была яркая, запоминающаяся внешность. Но главное, священник Гапон обладал необыкновенным обаянием, способностью входить в доверие незнакомому человеку, находить общий язык с каждым.

Рутенберг признался в убийстве Гапона. Объяснил он свой поступок продажностью и предательством бывшего священника. Однако есть версия, что обвинение Гапона в двойной игре подстроил Евно Азеф — офицер полиции и один из предводителей эсеров. Именно этот человек в действительности был провокатором и предателем.

Поделиться: