Социальные, философские и психологические мотивы преступления Раскольникова (по роману Ф. М

Что может толкнуть человека на преступление, что может заставить его пролить кровь другого, такого же, как и он сам, существа, лишить его жизни? Патологическая жестокость, стремление нажиться за счет ближнего своего, спрятать концы какого-либо еще более страшного злодеяния? Наверное, причин здесь столько же, сколько и конкретных случаев, но каковы бы ни были смягчающие обстоятельства, преступление все равно всегда остается преступлением, и совершивший его в наших глазах не такой, как все, ибо он переступил через последнюю черту, вторгся в ту тайну, которая человеку неподвластна от природы, - тайну жизни и смерти…
Итак, перед нами роман, главный герой которого - убийца. В произведении есть, казалось бы, все признаки детективного жанра: преступник и две его жертвы, сыщик, кропотливо ведущий расследование, наконец, суд. И все-таки "Преступление и наказание" - отнюдь не детектив, и Достоевский с самого начала лишает нас удовольствия поломать голову над загадкой: кто убил. Ответ на этот вопрос у нас есть: убийца - бывший студент Родион Романович Раскольников. Зато нет ответов на многие другие вопросы. К размышлению над ними нас и приглашает писатель.
Что же привело Раскольникова к преступлению? Бедность? Отчасти, конечно, и бедность, но главным образом, по-моему, не она. Живет же ведь Разумихин, приятель главного героя, зарабатывая на хлеб насущный уроками, случайными переводами. До поры до времени так жил и Раскольников - и худо-бедно сводил концы с концами. Но с некоторых пор такое существование стало для него невозможным. Почему? Мне кажется, причиной всему теория Раскольникова. Она возникает в романе как единство сердечной муки и возбужденной, ищущей мысли. И окружающая действительность со всеми ее кричащими противоречиями, и характер главного героя, и его взгляд на мироздание - все отразилось в этой теории. Пытаясь осмыслить современный ему мир, Раскольников с болью видит, что здесь на каждом шагу попирается гордость человека, унижается его достоинство, здесь "кровь льется, как шампанское, здесь цена человеческой личности упала до минимума. Именно в этих условиях и ищет он доказательств для оправдания "убийства по совести". Ищет - и, как ему кажется, находит.
В своей теории Раскольников делит все человечество на две категории: людей обыкновенных, "тварей дрожащих", составляющих большинство и вынужденных безропотно подчиняться силе, и на необыкновенных, особенных людей, для которых законы не писаны, которым "все дозволено". Это - Наполеоны. Да, они проливают кровь (чужую, разумеется, не свою!), они "переступают" через законы, обязательства, через сотни, тысячи чужих жизней, но ведь оправдывает их то, рассуждает Раскольников, что действуют Наполеоны во имя будущего блага. Разве не стоит оно хотя бы и такой высокой цены?
Из этой теории с неизбежностью вытекает вопрос, который приводит к трагедии самого Раскольникова. К какой же категории относится он сам? "Тварь я дрожащая или право имею?" - этот вопрос неотступно терзает его сознание. Так созревает бунт Раскольникова, так начинается его путь к преступлению.
Раскольников хочет проверить себя, доказать, что и он вполне годится в Наполеоны, но сама натура главного героя вступает в противоречие с его чудовищной теорией. У меня, например, уже с первых страниц романа сложилось твердое убеждение, что Раскольников - это человек, воспринимающий чужую боль гораздо острее, чем свою собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, отдает последние деньги, стремясь спасти от преследований франта пьяную девочку на бульваре, помогает Мармеладовым. Чего стоит знаменитый сон героя про лошаденку, забиваемую пьяным хозяином. Разве может человеку холодному и эгоистичному, безразличному к чужой боли и беде, присниться такое? Раскольников еще до пристава вступает в неразрешимую борьбу с самим собой, со своей человеческой сущностью. Он и на само-то преступление идет как на казнь, как на Голгофу…

>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Я не старушонку убил я себя убил

Произведение «Преступление и наказание» в свое время произвело настоящий фурор. Федор Михайлович Достоевский написал его в 1860-х гг., хотя идею эту вынашивал уже давно. На дворе как раз было смутное время, когда все мерялось только деньгами и прочими материальными ценностями. В русскую классическую литературу Достоевский вошел как гениальный художник-гуманист и тонкий психолог. Своего персонажа он создавал на основе своих многолетних наблюдений.

Родион Раскольников - студент юридического факультета, который был вынужден оставить учебу из-за отсутствия денег. Этот человек ютился в тесной коморке в Петербурге, время от времени отдавая какие-то ценные вещи злостной старухе-процентщице . Фактически он был задавлен бедностью, поэтому его преступление имеет социальные и бытовые причины. Убивая Алену Ивановну, он хотел избавить всех остальных бедных студентов от бедствий и страданий.

Для писателя было главным показать внутренний мир своего главного героя. Он отчетливо показал, как Родион Раскольников переживал из-за своей несостоятельности, из-за того, что ничем не может помочь своей семье. Имея острый ум, герой написал статью, в которой обосновал свою теорию о людях. По его мнению, все человеческое общество можно было разделить на «обыкновенных» и «необыкновенных» людей. Первые рождались безвольными и трусливыми, а вторые вершили судьбы.

Безусловно, он хотел относиться ко второй категории, то есть к людям «право имеющим». Даже убивать им позволялось, если это приносило благо остальным. Однако его преступление было тяжелее. Ему пришлось вместе с Аленой Ивановной убить и ее сестру , которая в жизни своей и мухи не обидела. Лизавета Ивановна, неудачно для себя, пришла к сестре с визитом именно в момент убийства и тоже стала жертвой. Этот факт опровергал всю теорию Раскольникова. Он понимал, что совершил ужасный грех.

Отсюда и появилась фраза раскаяния главного героя: «Я не старушонку убила, я себя убил». Признаваясь в содеянном Соне Мармеладовой , он говорит, что ему ни деньги, ни другие ценности от старухи не нужны были. Он всего лишь хотел избавить от нее все последующие поколения бедных студентов. Трагизм Раскольникова в том, что он проиграл. Совершив это преступление, он больше не видел возможным возвратиться к нормальной жизнедеятельности.

Всем доброго времени суток!

Замахнусь-ка я на Федора Михайловича. О его "Преступлении и наказании" знают все, как минимум из школьной программы (мы в свое время проходили это произведение в 8-9 классе).

Каково это - убить? Нарушить нравственный закон ради идеи: "Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?" Нищий студент Родион Раскольников ставит себя перед страшным выбором, за которым - свобода и власть или путь к помешательству.

Этот роман не о преступлении и наказании, он скорее затрагивает темы осознания преступления и мучений. Достоевкий невероятно тонко затрагивает аспекты человеческой души. Прочитав книгу в школе она показалась мне весьма депрессивной и абсолютно ничем не зацепила. Но в более зрелом возрасте каждая страница становиться буквально на вес золота, мудрость книги просто не описать словами.

Как уничтожить зло на земле?
- Уничтожить мир.

Образ Родиона Раскольникова изменяется в течении романа "Преступление и наказание" и читатель меняется вместе с ним. Монологи главного персонажа действительно впечатляют. Понимание содеянного преследует главного героя доводя его до полного безумия. Фамилии о романе очень точно придают черты своим персонажам.

В романе очень много своеобразных символов, например, сон Раскольникова в котором жестоко убивают старую лошадь. Этот момент очень выразителен и вызывает бурю эмоций.







Цитаты:

Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть.

Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся...

Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести.

Вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами.

Знаете ли, до какой степени одурманения может иногда полюбить женщина?

Зачем я так глуп, что если другие глупы и коли я знаю уж наверно, что они глупы, то сам не хочу быть умнее?

Умная женщина и ревнивая женщина - два предмета разные, и вот в этом-то и беда.

Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели!

Я... глаз ее боюсь... да... глаз... Красных пятен на щеках тоже боюсь... и еще - ее дыхания боюсь... Видал ты, как в этой болезни дышат... при взволнованных чувствах?

Мои отзывы на книги:

Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

Алмаева Жадыра Нуркужаевна

Учитель русского языка и литературы

Казалинского аграрно – технический колледж

Цель урока: научить видеть особенности литературного творчества Достоевского; проследить за состоянием Раскольникова после убийства им старухи-процентщицы и ее сестры; помочь сделать вывод – раскаивается ли герой в совершенном им преступлении.

Тип урока: анализ художественного произведения;

Метод: беседа, диспут;

Форма: групповая

Межпредметная связь: с историей (Война 1912 года), обстановка в России конца XIX века

Ход урока:

    Организационный момент: 1мин

Приветствие

Подготовить учеников к уроку

II . Опрос домашнего задания: 10 мин

Беседа с группой (самостоятельное прочтение некоторых глав романа)

Главные герои произведения

Родион Раскольников Соня Мармеладова Алена Ивановна

(старуха-процентщица)

Вопросы (раскрываем образы героев)

    Кто он(а)?

    На что он(а) существовал(а)?

    Чем он(а) занимался(ась)?

    Что вы думаете о них?(раскрывают положительные и отрицательные стороны героев)

    Новая тема . 20 мин.

«Я не старуху убил, я себя убил»

Слово учителя. Итак, случилось страшное: Раскольников убил старуху-процентщицу, ее сестру Лизавету.

Какое чувство вызывает у вас герои?

Как у Раскольникова возникла идея убить старуху-процентщицу?

Что же произошло с Лизаветой? Хотел ли Родион убить ее? Или это вышло случайно?

Расскажите, как готовился Раскольников совершить свое преступление? Легко ли ему было пойти на это?

Расскажите о его теории?

С кем он себя сравнивает?

Для чего это ему нужно было?

Опишите его внешность, жилье, сам город Петербург.

Петербург Достоевского. Нет, это не сияющие дворцы на набережной Невы. Это жалкие каморки доходных домов, грязные и зловонные, это питейные заведения, откуда целый день доносится ругань, это дома с «каменными мешками», больше похожие на гробы, чем на комнаты, это грязь, вонь, нищета, голод... Это Петербург, в котором есть все, «окромя отца с матерью», все, кроме любви, теплоты, человечности, души…

Слово учителя. (Работа с учебником)

Что же происходит теперь с Раскольниковым?

Как он себя чувствует после совершенного убийства двух человек?

(учащиеся читают этот эпизод с учебника стр.263-271)

Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

    Внешние: идеи витавшие в воздухе:

Жестокость окружающего мира;

Тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф.

2. Внутренние:

- состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);

Характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).

Что же, Раскольников богат: все деньги, драгоценности старухи он получил.

Находит ли он им применение?

Нужно ли ему это богатство?

Об этом ли он мечтал в своих мыслях?

К кому он идет?

Есть ли в романе человек, у которого он может найти понимание, сострадание?

И вот он совсем один в этом мире и идет к Соне Мармеладовой

Встреча Раскольникова с Соней, разговор с ней, ее любовь, ее христианская позиция помогает ему понять содеянное. «Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви, ему стало вокруг тяжело и больно от того, что его так любят». Именно Соня, сама страдающая, несчастная, своей верой, своей любовью побеждает то зло, которое живет в Раскольникове. Она, узнав о его преступлении, твердо решает: «Вместе страдать будем, вместе и крест понесем». Соня убеждает

Родиона покаяться и принять неизбежное наказание

Она помогает ему понять главный смысл христианского вероучения, утверждающего необходимость смирения, ценность любой жизни и невозможность творить добро при помощи зла.

    Закрепление нового материала 12 мин

Итак, ребята постарались раскрыть образ Родиона Раскольникова, попытались проанализировать его проступок – убийство человека.

После совершения преступления Раскольников не перестает мучиться, не перестает искать и отчаянно понимает, что он не относится с тем, с которым все не по чем, «которым все дозволено», «да и существуют ли такие люди?»... «Я переступить поскорее хотел, - говорит Раскольников – Я не человека убил, я себя убил!»

Страх перед разоблачением, муки совести, странное ощущение загнанности, осознание того, что все его идеи – обман, становятся первым и главным наказанием Родиона Раскольникова.

«Раскольников испытывает невыносимое душевные мучения, сомнения в правильности своих убеждений. Постоянно ожидание разоблачения доводит его до грани отчаяния».

Раскольников убивает процентщицу, притеснительницу сестры, отвратительную личность, чтобы на ее деньги выучиться и принести людям «практическую пользу», чтобы «сделать счастливою свою мать, живущую в узде, избавить сестру от ненужной жертвы, докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным».

    Но как вы знаете, ребята, совершив убийство он не испытал никакого облегчения.

Дискуссионная карта

Раскольников решился на убийство

    Что вы сделали бы на месте Раскольникова?

    Пошли ли вы на убийство?

    Если среди вас окажется такой человек, что вы сделали бы?

ДА

НЕТ

Он принял верное решение потому что эта старуха была жадной, жестокой. Не жалела бедных, и никогда не оказывала помощь нуждающимся

Если посмотреть с духовной и религиозной стороны. То в Коране есть заповедь «не убей потому даже самый плохой человек, он дитя Бога». И только Бог имеет право лишать жизни

Возможно, потому что общество надо очищать от подобного рода людей. Эти люди и сами не живут по-человечески и другим не дают

Не пошли бы на убийство. Человек, который проливает кровь слабой старухи не достоин уважения. И любое кровопролитие – это грех

Вывод: мы отговорили бы его от такого поступка. Потому что человек должен начинать свой жизненный путь не с убийства и не с тюрьмы. Жизнь коротка и надо начинать жизнь с благих дел. Всякое убийство - это грех. Нельзя убить человека, даже самого гадкого, жестокого и вредного. Нельзя убить человека какие обстоятельства нас не принуждали бы!

И Раскольников приходит к такому выводу: «Я себя убил, а не старуху». Он понимает, что совершил ужасное преступление, злое дело, которое не как нельзя оправдать.

    Оценивание учащихся

    Домашнее задание: Подготовьте небольшое эссе на тему «Актуален ли роман Достоевского в наши дни»

Поделиться: