Почему преступление и наказание трагедия. В чем трагедия Раскольникова (по роману "Преступление и наказание" Ф.М

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен». В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие.

Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт.

Лучшие герои романа - Разуми-хин, Соня, Дуня - любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться?

Достоевский показывает, что раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», воплощая абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория толкнула на преступление. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, «все дозволено».

«Мы одного поля ягоды», - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, «перешагнули через кровь». Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной.

Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожирающих друг друга «трихнинов». Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может находиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния - все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Теория «сильного человека» не выдержала проверки жизнью. Герой1 терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи.

Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для «жизни по совести», искупить свой грех «подвигом братолюбивого общения». Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой, И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. В таком отношении к Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою.

Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.

Главный герой романа «Преступление и наказание» - Родион Романович Раскольников. Это обедневший дворянин, который приехал в Петербург для учебы. Денег на жизнь у него практически не было. Единственная поддержка - это помощь деньгами из дома, от матери и сестры. Мать выделяла сколько могла из своей нищенской пенсии, сестра, чтобы помочь Раскольникову, устроилась на службу в богатый дом. Иногда ему самому удавалось заработать какими-то уроками. Раскольников не одинок в своем бедственном положении. Почти все герои романа живут за чертой бедности, Петербург - город

обездоленных, которым некуда идти и которые осуждены всей системой на нищенство и одиночество. Люди, с которыми встречается Раскольников, такие же несчастные. Добрый по природе человек, Раскольников не может видеть, как страдают другие. Он помогает занести в дом раздавленного Мармеладова, отдает его родным последние деньги, полученные от матери. Семья Мармеладовых, одна из многих, живущих в нищете. Чтобы хоть как-то помочь голодным детям и не слушать упреков мачехи, Соня идет на улицу. Почти в таком же положении оказывается и сестра Раскольникова - Дуня, которую покупает Лужин.

Не имея средств оплатить учебу, Раскольников бросает университет. Он живет в тесной каморке, которая походит «более на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже не в состоянии заплатить. Раскольников, по сути, находится в тупике. Теперь у него появляется оправдание своего существования: «Ко всему подлец-человек привыкает!» Он опускается. Опускается по двум причинам. Первая - это нищета: «он был задавлен бедностью», задолжал всем, заложил за гроши последние имевшиеся у него вещички, квартирная хозяйка перестала ему отпускать кушанье, он обносился, обтрепался так, что ему уже нельзя было показаться на люди... Эта бедность потянула за собой нравственное падение. Раскольников уже может позволить себе некую нечистоплотность. В своей «похожей на гроб каморке» он может спать, не раздеваясь. Все у него дырявое, все в прорехах, пятнах. И пусть молодое лицо его обладает совершенными чертами, внутренний разлад в нем углубляется с каждым днем, каждым часом. И вот в этой тесной каморке, где «низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят», у Раскольникова стала зарождаться идея.

Сущность идеи состоит в том, что можно убивать «по совести». Страшный смысл этого тезиса лучше всех выразил Разумихин: «„.что действительно оригинально во всем этом, - и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу, - это то, что все-таки кровь по совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже... ведь это разрешение крови по совести... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...»

Но самое страшное в том, что, задумав «преступление по совести», Раскольников подвел под него теоретическую базу. Еще будучи студентом, он пишет статью, которая была опубликована и которую заметили. В этой статье и содержится обоснование и, по сути, даже оправдание такого преступления. Согласно нему, все люди делятся на две категории. Первую категорию составляют обыкновенные люди, которые годятся только как материал «для рождения себе подобных», то есть «твари дрожащие», вторую - люди, «имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». Эта идея полностью захватила Раскольникова, она начинает руководить его поступками. Сам Раскольников «во всем этом деле... всегда наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то влияний и совпадений». Ведь все начиналось очень просто: сначала были какие-то мысли, рожденные в горячих раздумьях на тесном чердаке. Конечно, в таких условиях светлые мысли не родятся. Потом статья. Чуть позже был случайный визит к старухе-процентщице. Вот тут-то и начала созревать мысль насчет убийства старухи. «Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок» и очень, очень занимала его. Словно нужно было именно в это время услышать разговор студента с офицером о той же старухе, о возможности ее убийства.

Но уже перед преступлением Раскольников не до конца осознает, правильно ли он поступает. Посмотрим на его состояние. Он все время находился в смятении. Не столько сам герой идет на это преступление, сколько жизнь толкает его на это. С одной стороны, бедственное положение его и семьи. Письмо матери еще усилило в нем душевные муки. Ведь из-за него сестра выходит за Лужина. Он ее толкает на это, значит - благая цель убийства: чтобы вывести из тяжелого положения себя и свою семью. Позже, уже после убийства, в разговоре с Соней он скажет: «Я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета...»

Да, старуха злая, никому не нужная, жадная, почему бы за счет ее не помочь семье. Но ведь он убил не только старуху, Он убил ее сестру Лизавету, такую же бедную и несчастную, как он сам.

Раскольников выдвигает и вторую причину убийства, которая вытекает из его теории. Вспомним опять его разговор с Соней: «...не для того, чтобы матери помочь, я убил - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества... Я просто убил; для себя убил, для себя одного. Мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек... Тварь ли я дрожащая или право имею».

Но после убийства Раскольникова мучают угрызения совести. Оказывается, убить - это еще не все. Как жить дальше, зная, что ты убил. Первая причина убийства - помочь себе и другим - не оправдала себя. Ведь он даже денег почти не взял. Раскольников цепляется за вторую причину. Но в душе понимает, что ничего он не доказал. Теория Раскольникова оказалась лживой насквозь, и поэтому убийство, которое он совершил, еще хуже, чем убийство за кусок хлеба. Герой Достоевского сам признается в этом; «...если б только и зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был». Его теория рухнула уже во время убийства Лизаветы. В горячке Раскольников восклицает: «Я не старушонку убил, я себя убил». Раскольников стремится найти оправдание своим поступкам. Он хочет понять Соню. Но ведь Соня не совершала преступления, а, наоборот, принесла себя в жертву ради близких людей. Раскольников остается одинок в своем преступлении. Достоевский показывает, что преступление против законов людских ничем не может быть оправдано и поэтому влечет за собой наказание, страшнейшей частью которого являются муки собственной совести. Пытаясь избавиться от угрызений совести, он ищет спасения в правосудии.

В начале романа Раскольников противостоит миру, не принимая и отвергая его целиком. Он ненавидит царство лужиных, сострадает мармеладовым. В эпилоге мы возвращаемся к той же исходной точке, видим все тот же, погрязший в застарелых и неизлечимых бедах мир, которому нужно спасение, мир, где так много ложных учений и ложных героев. Таким же ложным героем оказался и Раскольников. Он провозгласил свою идею и попытался ее осуществить. Достоевский показал, что для того, чтобы изменить судьбы отдельных людей, матерей, сестер, детей, избавить их от бед и страданий, надо изменить весь существующий миропорядок. Но в основу этого изменения нельзя класть убийства и утопические теории. В этом и состоит трагедия Раскольникова как отдельной личности, пытающейся изменить мир.

Роман «Преступление и наказание» написан Ф. М. Достоевским в 1866 году и является одной из вершин его творчества. Это произведение резко выделялось на фоне литературы того времени. «Преступление и наказание» — роман на Первый взгляд об убийстве. Но это не обычный детективный роман, как может показаться поначалу. В основу произведения автором положен реальный факт, однако благодаря точному психологическому анализу состояния преступника до, в момент и после совершения убийства читателю предоставляется возможность проникнуть в глубины человеческого сознания и подсознания. Достоевскому было важно показать мысли, чувства и ощущения своего главного героя во всех подробностях. Поэтому роман выходит за рамки заурядного рассказа об убийстве. Вот почему мы говорим, что Ф. М. Достоевский поднял литературу на иной, качественно новый уровень.

Горький писал: «Толстой и Достоевский — два величайших гения; силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба встали, как равные, в великие ряды людей, чьи имена — Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо и Гете».

Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», — бедный студент, на время прекративший учебу из-за недостатка средств. Он живет в маленькой каморке,в бедном квартале Петербурга, где наблюдает бедность, унижение и попрание нравственных заповедей вокруг себя. Его угнетает бедственное положение собственной матери и сестры, которая, чтобы помочь своему брату, соглашается выйти замуж не по любви, а за богатого аморального Лужина. Раскольников любит своих родных и всем сердцем желает им помочь. Постепенно он приходит к мысли об убийстве старухи-процентщицы, считая, что нажитые столь бесчестно деньги, которые ей к тому же, по его мнению, не нужны, могут спасти жизнь нескольким честным людям: Раскольников сможет продолжить учебу, помочь матери, Дуне не нужно будет выходить замуж за Лужина.

Таким образом, Раскольников задается вопросом: может ли гуманный человек, страдающий за все угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей? Итак, на первый взгляд создается впечатление, что главной причиной убийства для Раскольникова послужили деньги.

Но это не так. Позже мы узнаем о его страшной теории, которую он сформулировал задолго до убийства и даже опубликовал по этому поводу статью в журнале. Раскольников считает, что в обществе всегда существовало две группы людей: первая — составляющая большую часть, «твари дрожащие», безропотно и молчаливо подчиняющиеся законам государства и предначертаниям судьбы, и вторая — единицы, «наполеоны», которые имеют право властвовать над людьми, преступать моральные нормы.

Над ними законы не властны. Раскольников считает, что Ньютон или Кеплер мог бы и даже вроде бы обязан устранить со своего пути мешающего ему человека ради счастья и блага всего человечества. Однако во время дискуссии с Порфирием Петровичем, который уже давно заинтересовался теорией Раскольникова, следователь приходит к выводу, что из всех великих людей под нее, под эту теорию, подпадают лишь Магомет и Наполеон. Именно они шли к славе, невзирая на сотни, тысячи человеческих жертв. Но если дела великого Пророка ислама отдалены от нас многими веками, то Наполеон жил и осуществлял свои захватнические планы почти, что при Раскольникове. Его победы оставались на памяти отцов современников Раскольников и все еще занимали умы, притягивали молодежь того времени. Потрясающая карьера Наполеона, его упорство в достижении цели, честолюбие и жестокость этого удачливого полководца стали идеалом для многих молодых людей середины XIX века. Это нашло отражение и в русской литературе: Наполеон являлся кумиром молодых Пушкина и Лермонтова. Итак, теория Раскольникова подтолкнула ее автора к совершению преступления. После убийства Раскольников прячет драгоценности и почти что забывает о них, значит, вовсе не деньги были важны для него. Раскольников задумал проверить себя, доказать, что он не «тварь дрожащая», а «Наполеон».

Раскольников убивает старуху. Казалось бы, он прошел испытание и может теперь идти дальше к власти. Но его душа восстает против содеянного. Раскольников начинает жутко мучиться. Он ощущает себя чужим в толпе, ему кажется, что все знают о его преступлении. Наказание моральное оказывается гораздо тяжелее наказания юридического. Хотя последнее могло и не последовать. По воле автора Раскольников оказался юридически неуловим. Достоевский сделал его преступление идеальным: после Раскольникова не остается никаких улик, его никто не видел и даже, наоборот, вскоре находят «убийцу» — маляра Миколку. Если бы не психическое состояние Раскольникова, то Порфирий Петрович не догадался бы о том, что преступник именно он, Раскольников.

Потерпела крушение не только теория Раскольникова. Сам он по этой теории оказался не «Наполеоном», а одним из заурядных людей, «тварью дрожащей». Ведь он не смог переступить через какую-то гнусную старушку. От этого его мучения усиливаются, Раскольников еще больше презирает себя.

Всем ходом романа, поступками главного героя Достоевский пытается доказать нам, что теория Раскольникова анти-человечна. Главная ошибка Родиона Раскольникова в том, что он позволил себе делить людей на чистых и нечистых, причислять их к разным категориям. Никто не имеет права распоряжаться судьбами людей, решать — жить им или нет. Даже такая «вошь», как Алена Ивановна, имеет право на жизнь. Причина крушения теории Раскольникова в том числе и в нем самом. В глубине души Раскольников отзывчив, добр. Ведь он не смог пройти мимо горя Мармеладовых, он так искренне им помогал, ничего не жалея! Родион Раскольников — сильная, многосторонняя, мыслящая личность, и вот почему его история — история не/нравственного падения, но морального возрождения души.

В чем заключается трагедия Раскольникова?

Другие сочинения по теме:

  1. Трагедия Раскольникова В центpе pомана Ф. М. Достоевского «Пpестyпление и наказание» — хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного...
  2. Сочинения по литературе: В чем заключается внутренняя противоречивость раскольникова В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой...
  3. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» — один из самых лучших романов Достоевского. Создавалось...
  4. Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. «Гениальность Достоевского,...
  5. Теория Родиона Раскольникова: «тварь дрожащая» и «право имеющий» Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души,...
  6. Самооправдание или самообман Раскольникова В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над...
  7. Идея Раскольникова, цель, которой он руководился, совершая свое преступление, нелегко раскрывается в романе. А от идеи, Раскольникова зависит и идея...
  8. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена...
  9. Сочинение Анализ по литературе эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роман Ф. М....
  10. Роман Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказание» — один из труднейших произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того,...
  11. Преступление Раскольникова началось не с убийства, а закончилось не признанием в полицейской конторе. Началось оно за год до совершения убийства...
  12. Сочинение По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Русского писателя Ф. Достоевского читает весь мир. Творчество его, как и...
  13. Проблема преступления и наказания не случайно указана уже в названии романа, так как именно ее исследованию посвятил Ф. Достоевский свой...
  14. Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление — убийство старухи процентщицы, и наказание —...
  15. (По романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и Л. Н. Толстого «Война и мир») Роман Л. Толстого «Тысяча восемьсот...
  16. Ф. Достоевский принадлежал к числу величайших русских писателей-реалистов XIX столетия. Он завоевал мировое признание и осуществил большое влияние на развитие...
  17. В замысле Раскольникова существует непримиримое противоречие: собирался в отдаленном будущем стать «благодетелем» человечества, общим счастьем заняться, а «дело» задумал —...

Ф.М. Достоевский вошел в литературу в конце 40-х годов XIX века, когда многие русские интеллигенты, приобщаясь к социализму, искали пути изменения общественного строя России. Молодой писатель стал участником кружка М.В. Буташевича - Петрашевского. Этнический идеал Достоевского сформировался под воздействием утопического социализма с его высоким гуманизмом, сочувствием угнетенным, опорой на христианскую мораль. Находясь на каторге как политический преступник, писатель размышляет о ходе революционного движения в России и Европе и приходит к выводу, что только нравственное перерождение человека сможет изменить мир. Достоевский отвергает путь революционного переустройства общества. Этим объясняется дальнейшее творчество писателя, драматизм вечных сомнений. Достоевский заставляет героя своего романа «Преступление и наказание» мучиться этими неразрешимыми вопросами.

Родион Раскольников, главный герой романа,- молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учения. Живя в тесной каморке, похожей на гроб или шкаф, на пятом этаже многоэтажного дома близ сенной, Раскольников постоянно наблюдает за жизнью бедноты Петербурга. Раскольников - умный, гордый, необщительный юноша, полный сознания собственной исключительности. Он страдает от голода и лишений, от унижений, которым подвергаются его мать и сестра. Но личные его тягости и горе его близких - это не основная причина его преступления. «Если бы я из-за того убил, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был», - говорит раскольников после преступления.

За несколько месяцев до убийства герой пишет статью, в которой рассматривает «психологическое состояние человека после преступления». Он отмечает, что это состояние похоже на болезнь - помрачнение ума, распад воли, нелогичность поступков. Коснулся Раскольников в этой статье и «преступления по совести». Разъясняя позднее свою мысль, герой говорит о двух разрядах людей. В то время как большинство покорно следует установленным порядкам, в истории человечества иногда появляются люди, которые дерзко нарушают общепризнанные нормы морали. Это «властелины судьбы» - Наполеоны, Магометы. Они достигают своих целей через преступление и насилие.

Такие «необыкновенные люди», проклинаемые современниками, затем становятся героями истории.

Из этой индивидуалистической теории вытекают мучительные для Раскольникова вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

В последние перед убийством дни Раскольников постоянно встречается с трагедиями жизни, которые до конца убеждают его в справедливости «убийства по совести». В грязном трактире он слушает рассказ «пьяненького» Мармеладова о семнадцатилетней дочери и ее жертве для спасения семьи. И еще один удар, еще одна ступень к бунту - Письмо матери о его сестре Дуни, которая ради спасения семьи от нищеты выходит замуж за подлеца.
Убить глупую старуху процентщицу, взять ее деньги и спасти тысячи униженных и оскорбленных - это «справедливое убийство», по мысли героя. Раскольников совершает свое преступление еще и для того, чтобы определить. Относится ли он к разряду «необыкновенных».

Раскольникову удалось совершить задуманное убийство. Но его трагический «эксперимент» привел совсем не к тому результату, которого он ожидал. Раскольников чувствует, что он как будто ножницами отрезал себя от других людей. По его теории, и Соня, и его мать, и Дуня, и Катерина Ивановна принадлежат к разряду «обыкновенных» людей. И, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы. Герою невыносима мысль о сходстве его теории со взглядами Лужина, Свидригайлова. Он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Я не человека убил, я принцип убил! Принцип то я убил, а переступить-то не переступил», - с ужасом думает Раскольников. Таким образом теория Раскольникова терпит крах, она не выдерживает жизненной проверки. Жизнь, чувство всегда богаче любой теории, утверждает Достоевский. А тем более такой бесчеловечной, как теория о двух разрядах, о сверхлюдях и «вшах», «недочеловеках».

Основная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненным процессом, опровергающим его идеи.

Постепенно, мучительно трудно хранителями истинной красоты и нравственности стали для Раскольникова не те, кто ставит себя выше рядовых людей, а те, кто, подобно тихой Соне, среди голода и унижений сохраняют веру в жизнь и человека, отвращение к злу, насилию и преступлению в любых формах.
Кто заступится за людей, кто протянет им руку помощи и милосердия? Ни одна теория, направленная против истинных нужд людей, лишенная высшей гуманности, не способна решить эти вопросы, считал Достоевский. Всю жизнь писатель-гуманист искал пути к «широкому» и свободному бытию людей. Он осознавал, что ему не удалось найти этих путей, но своим анализом исканий Раскольников Достоевского облегчил другим поколениям поиски путей в «царство света и мысли».

В моем сочинении я попытаюсь дать ответ на вопрос: в чем же заключается трагедия Раскольникова?

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это рассуждение о грехе и возмездии. Осознание вины и ожидание кары не делают человека счастливым, они «поедают» его. С такой участью встретился главный герой романа Достоевского.


Трагедия Раскольникова состоит главным образом в противоречии его мыслей и поступков. В нем постоянно борются добро и зло, милосердие и жестокость. В его душе диким образом уживаются человечность и беспощадность. Он умеет отличить зло от добра, он обладает нравственной интуицией, но выбирает неверные пути решения. Борясь с бессердечием жестокостью, он губит самого себя, понимая, что совершает ложные поступки.


Жизнь Радиона Раскольникова после преступления превращается в замкнутый круг. Теория, которая кажется ему логичной и обоснованной, не совпадает с его чувствами и ощущениями. Осмелившись на убийство, вступив в ряды людей «высшего разряда», он не может смириться с чудовищностью своего поступка. Беда Раскольникова состоит и в том, что содеянное не разрешило в его душе противоречий. Желая помочь «униженным и оскорбленным», он уничтожил себя. Так сильно любя людей, он сам оторвал себя от них.


Драма жизни Раскольникова в том, что он не разуверился в своей теории, а лишь потерял веру в себя как в человека, «право имеющего».


У героя «Преступления и наказания» есть два пути: путь простой - самоубийство и путь тяжелый и тернистый - покаяние и смирение. Выбрав вторую дорогу, Раскольников обрекает себя на долгие и тяжкие душевные муки и страдания, но именно так его трагедия может обернуться чем-то более светлым.
В своем романе Ф.М.Достоевский затрагивает глубокую христианскую мысль о том, что, совершив грех, человек рвет нить, связывающую его с Богом, и лишь вера и раскаяние способны воскресить его.

Поделиться: