O примерной форме контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Служба в органах внутренних дел по контракту Контракт о прохождении службы в органах внутренних

Статья 23. Содержание контракта

1. В контракте указываются дата и место его заключения, наименование федерального органа исполнительной власти, должность, фамилия, имя, отчество руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, фамилия, имя, отчество гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, либо должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника органов внутренних дел, являющихся сторонами контракта, и другие необходимые сведения о сторонах контракта. В контракте также указываются права и обязанности сторон контракта в соответствии с частями 2 и 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.

2. В контракте предусматриваются следующие условия:

1) неразглашение сотрудником органов внутренних дел сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны);

2) обязательство гражданина или сотрудника органов внутренних дел проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не менее срока, установленного срочным контрактом, заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

3) иные условия, не ухудшающие положение сотрудника органов внутренних дел по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом.

3. В контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающими в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме или для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, предусматриваются:

1) указание на обязательство Российской Федерации обеспечить получение гражданином или сотрудником органов внутренних дел профессионального образования по профессии, специальности или направлению подготовки, необходимым для замещения соответствующей должности в органах внутренних дел;

2) указание на запрещение привлекать курсанта, слушателя образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, не достигших возраста 18 лет, к выполнению задач, связанных с угрозой для их жизни или здоровья;

3) обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период:

а) не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

б) не менее трех лет - после отчисления из образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не ранее чем с третьего курса по основаниям, не препятствующим прохождению службы в органах внутренних дел;

в) не менее двух лет - при получении высшего образования по программам подготовки кадров высшей квалификации по очной форме в адъюнктуре в образовательной или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

г) не менее пяти лет - при приеме на обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров по очной форме в адъюнктуре в образовательной или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в год получения высшего образования предыдущего уровня в образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

4) форма обучения;

5) условия прохождения практики в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) обязанность сотрудника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на его обучение.

4. В контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрена ротация, включается положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа - о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел.

5. Условия контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона.

6. В случае заключения срочного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О полиции".

7. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей и взятых на себя обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от сотрудника органов внутренних дел выполнения обязанностей, не установленных контрактом и должностным регламентом (должностной инструкцией), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О полиции".

8. Контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами контракта. Один экземпляр контракта передается сотруднику органов внутренних дел, другой хранится в его личном деле. Примерная форма контракта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

9. Приложениями к контракту могут являться документы, относящиеся к прохождению службы в органах внутренних дел, подписанные сторонами контракта.

Чуть менее месяца назад вышел приказ МВД Российской Федерации, в котором глава ведомства Рашид Нургалиев прописал обязанности рядового сотрудника полиции, а так же обязательства полицейского руководства. Контракт для сотрудников полиции является естественным и ожидаемым продолжением переаттестации и реформы Министерства внутренних дел в целом.

Руководство МВД значительно расширило свои обязательства. Теперь, благодаря контракту для сотрудников полиции, каждый рядовой полицейский приравнивается к ценному кадру, что означает, что каждый сотрудник полиции имеет определенные , связанные с профессией полицейского.

Каждый пункт закона о должен соблюдаться по отношению к сотруднику правоохранительных органов и членам его семьи. К примеру, после подписания контракта полицейский вправе требовать от государства соблюдение сроков выплаты заработной платы, защиту себя и членов своей семьи, а так же решение жилищно-бытовых вопросов. Полицейский может требовать у своего начальства материальной помощи и прохождения восстановительного лечения в государственных санаториях и пансионатах.

Министерство отдельным пунктом контракта обязуется не привлекать несовершеннолетних курсантов к службе, которая может угрожать их жизни или здоровью. Министерство взяло на себя множество обязательств, однако при этом руководство ведомства так же уделило немало внимания и обязанностям своих сотрудников.

Новый контракт для сотрудников полиции затронул обязанности рядового полицейского.

Подписание контакта подразумевает, что сотрудник полностью осознает свои обязанности, и, в случае невыполнения условий контракта, соглашение будет расторгнуто. С бывшего сотрудника будут взыскана стоимость обмундирования, выданного для прохождения службы, с учетом износа.

Если сотрудник обучался на госбюджетной основе, то после успешного прохождения учебного плана, он обязан пройти службу в МВД сроком, указанным в контракте.

Обобщая, следует сказать, что контракт для сотрудников полиции направлен на укрепление и улучшение кадровой политики. Контракт удержит сотрудников от необдуманных действий. Наблюдается общая тенденция усиления кадров всех государственных учреждений. Министерство внутренних дел не заинтересовано в уходе профессиональных и переаттестованных сотрудников полиции.

В рамках государственной борьбы с коррупцией, контракт сотрудников Министерства внутренних дел имеет несколько пунктов антикоррупционной направленности.

Программа по снижению коррупции в рядах служащих МВД, разработанная департаментом собственной безопасности МВД РФ в 2010 году и юридически оформленная как часть контракта, предполагает безотлагательное обращение к начальству со служебной запиской.

В частности, в контракте прописано, что при получении любого коррупционного предложения, полицейский обязан тут же сообщить о нем своему руководству. Помимо непосредственных начальников сотрудник правоохранительных органов вправе обратиться со служебной запиской в органы прокуратуры.

Департамент так же разработал пример данной записки. В ней уделяется внимание абсолютно всему: лицу, предлагающем коррупционное предложение, размеру взятки, месту, времени и прочим данным преступления.

Представитель правоохранительных органов обязан сообщить о факте попытки дачи взятки, причем важны сроки подачи заявления начальству. Контракт подразумевает, что при умалчивании или увеличении срока донесения руководству о попытке дачи взятки, контракт между сотрудником и министерством будет разорван, сотрудник может понести ответственность, вплоть до уголовной.

Приказ МВД РФ от 19 января 2012 г. N 34
"О примерной форме контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А. Герасимова.

______________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020.

С 1 марта 2011 г. вступил в силу Закон о полиции. А с 1 января 2012 г. - Закон о службе в органах внутренних дел (ОВД).

В связи с этим утверждена новая форма контракта о прохождении службы в ОВД (примерная).

Прежние формы контрактов утрачивают силу. Их было 3.

В новой форме права сторон не конкретизированы (указано только, что они предусмотрены законодательством). В то же время подробнее прописаны обязанности сотрудника. В частности, он должен не разглашать гостайну, конфиденциальную информацию (служебную тайну). Сообщать в кадровое подразделение об изменениях, касающихся семейного положения, состава семьи, места жительства (проживания), о возбуждении в отношении него уголовного дела. Срок - 3 рабочих дня.

В контракте фиксируется согласие сотрудника с возможностью перевода в порядке ротации на иную равнозначную должность, а в случае отказа - на нижестоящую или увольнения.

Указываются в т. ч. особенности режима служебного времени, отличающиеся от правил внутреннего распорядка.

В соответствии с прежними формами контракты заключались на срок от 3 до 5 лет. В новой форме его конкретная продолжительность не указана. Если контракт заключается на неопределенное время, то в пункте, где фиксируется срок, делается прочерк.

Приказ МВД РФ от 19 января 2012 г. N 34 "О примерной форме контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации"

Контракт о службе в ОВД – это заключаемое в письменной форме соглашение о прохождении службы в ОВД в течение определенного срока или бессрочно.

Статья 11 Положения о службе предусматривает, что контракт о службе заключается между гражданином РФ и МВД России в лице начальника соответствующего ОВД, уполномоченного министром внутренних дел РФ.

Существенной особенностью контрактов о службе, заключаемых с гражданами по должностям, финансируемым бюджетами субъектов РФ или органов местного самоуправления, является то, что соответствующие органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления рассматриваются как работодатели наряду с МВД России, что также предусмотрено ст. 11 Положения о службе. Регламентации, содержащиеся в указанной статье, можно рассматривать как нормативное определение контракта о службе в ОВД.

В контракте о службе очень важно указывать полное название не только должности, но и всех подразделений (по мере возрастания иерархии), в которые данная должность входит. В случае закрепления в контракте о службе полного наименования структурного подразделения администрация ОВД не имеет права без согласия сотрудника переместить его на одноименную должность в другое структурное подразделение. Если же в контракте этого не сделано, как это часто бывает на практике, такое перемещение может быть осуществлено.

Согласно ст. 11 Положения о службе контракт о службе с гражданами, назначаемыми на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключается как на определенный, так и на неопределенный срок. Если с гражданином, поступающим на службу в ОВД, заключается контракт о службе на определенный срок, то условие о сроке контракта также носит обязательный характер.

При этом для граждан, впервые поступающих на службу в ОВД РФ, должен предусматриваться срок службы не менее 3 лет. Контракты о службе с гражданами, назначаемыми на должности рядового и младшего начальствующего состава, заключаются на определенный срок, но не менее чем на 3 года. Таким образом, для лиц, поступающих на должности рядового и младшего начальствующего состава, условие о сроке контракта является, безусловно, обязательным.

Срок контракта может быть установлен и менее 3 лет в случае принятия на должность, занимаемую сотрудником, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом в контракте наряду с другими условиями специально оговаривается, что контракт расторгается и при досрочном выходе сотрудника, находящегося в указанном отпуске, на службу. Минимальный срок службы увеличивается для лиц, поступающих в учебные заведения МВД России, другие учебные заведения с оплатой обучения за счет МВД России, - после окончания учебного заведения они должны отслужить в ОВД не менее 5 лет. Соответствующий контракт заключается между гражданином и ОВД, направляющим его для поступления в учебное заведение. Положение о службе, устанавливая минимальные сроки действия контрактов, заключаемых на определенный срок, в то же время не определяет их максимальных сроков. Это позволяет придать большую стабильность службе в ОВД.

Условие об испытании при поступлении на службу в ОВД применительно к контракту о службе может выступать и как необходимое, и как факультативное. Дело в том, что при заключении контрактов с лицами, поступающими на службу в милицию, оно выступает как обязательное условие в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О милиции». Для остальных категорий личного состава системы МВД России ст. 12 Положения о службе предусматривает лишь возможность установления испытания, которая может быть реализована в контракте о службе или не реализована.

Верхний предел испытательного срока для лиц, поступающих на службу в ОВД, составляет 6 месяцев.

Испытательный срок согласно ст. 12 Положения о службе не устанавливается для лиц, назначенных на должности высшего начальствующего состава, выпускников высших и средних специальных учебных заведений, поступающих на службу по распределению, а также при назначении на должность по конкурсу. Если исключение, установленное для двух последних категорий граждан, укладывается в рамки общего трудового законодательства, то выведение из сферы действия общей нормы об испытании лиц, поступающих на должности высшего начальствующего состава, является одной из особенностей прохождения службы в ОВД.

В отличие от общих норм трудового права, в случае установления испытания кандидат назначается стажером по соответствующей должности без присвоения ему специального звания. Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника ОВД в соответствии с занимаемой должностью и условиями контракта. Наряду с этим он проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника из числа опытных сотрудников. Стажеру не разрешается ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушениям законности. Самое интересное заключается в том, что в период испытательного срока на стажера распространяется действие общего законодательства о труде. Это является одним из немногочисленных исключений, когда прохождение службы в ОВД регулируется не специальным законодательством.

Но параллели с трудовым правом по вопросам испытания здесь не заканчиваются. В испытательный срок не засчитываются периоды временной нетрудоспособности и другие периоды, когда работник отсутствовал на работе по уважительным причинам.

Если в контракте не предусмотрено прохождение испытательного срока, то считается, что сотрудник принят без испытания. Испытательный срок засчитывается в срок службы в ОВД, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии МВД России. Стажерам выплачивается должностной оклад, предусмотренный штатным расписанием, а также производятся другие выплаты, установленные для соответствующих категорий сотрудников, не имеющих специальных званий.

Решение о назначении на должность может быть принято начальником ОВД до окончания испытательного срока, но его продолжительность в этом случае не может быть менее 3 месяцев. По окончании испытательного срока руководитель структурного подразделения, в котором проходит службу стажер, дает заключение о соответствии занимаемой должности. Оно утверждается начальником ОВД и служит основанием для издания приказа о назначении стажера, прошедшего испытательный срок, на должность либо увольнении его как не выдержавшего испытания. Контракт может быть расторгнут по инициативе ОВД, если обнаружится несоответствие стажера предъявляемым требованиям, а также по инициативе стажера, если ОВД нарушаются предусмотренные контрактом обязательства. При неудовлетворительном результате испытания применению подлежит ст. 71 Трудового кодекса РФ, но только в том случае, если не истек срок испытания. Если же указанный срок закончился, то стажер считается выдержавшим испытание.

Типовая форма контракта о службе в ОВД содержит раздел «Дополнительные условия», который в абсолютном большинстве случаев остается незаполненным. Происходит это отчасти потому, что значительная часть вопросов (в том числе и социально-бытового характера) урегулирована на основе специального законодательства, а отчасти по причине отсутствия декларированной свободы контракта о службе в действительности. Включение дополнительных условий в контракт на практике происходит в виде дополнительных требований к сотруднику (например, в контракты с сотрудниками, поступающими на службу в ОМОН, вносится условие о периодических выездах в служебные командировки в горячие точки) либо условий, которые заведомо являются недействительными (так, в период систематической задержки выплаты денежного довольствия в тексты контрактов о службе вносилось условие о возможности такой задержки). Дополнительные условия, каким-либо образом улучшающие положение сотрудника по сравнению с действующим законодательством (например, предоставление до определенного срока сотруднику жилого помещения), включаются лишь в случае особой заинтересованности ОВД в сотруднике, обладающем высоким уровнем профессионализма по конкретной специальности.

Контракт о службе заключается после оформления личного дела гражданина, поступающего на службу или на учебу. Он составляется в письменной форме в двух экземплярах и подписывается гражданином и соответствующим руководителем ОВД, которому предоставлено право заключения контрактов, а при приеме на должности, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, - указанным начальником и соответствующим уполномоченным лицом органа исполнительной власти. Один экземпляр контракта приобщается к личному делу сотрудника, а второй выдается ему на руки. Контракт вступает в силу со дня его подписания, если иное не предусмотрено дополнительными условиями. Подписанный контракт является основанием для издания приказа о назначении гражданина на должность.

Поделиться: