Когда составляется коммерческий акт. Виды актов и порядок их составления

Документ, удостоверяющий обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, отправителя, получателя при осуществлении перевозок грузов, железнодорожным транспортом

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

Несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе

Повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения

Обнаружение груза без документов, также документов без груза

Возвращение перевозчику похищенного груза

Непередача перевозчиком груза на ж/д путь необщего

Коммерческий акт составляется:

при выгрузке груза, в местах общего пользования - в день выгрузки

при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом

проверка груза проводиться в процессе выгрузки или сразу после нее;

в пути следования груза, - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

В коммерческом акте должны содержаться:

Точное и подробное описание состояния груза,

Описание обстоятельств, при которых обнаружена несохранность груза

Данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены груз

Наличие защитная маркировка груза, перевозимого в открытом подвижном составе.

Нарушения требований к погрузке или креплению груза если такое допущено

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. По требованию грузополучателя, пассажира, получателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.

Билет № 55

Порядок и сроки предъявления претензии к железной дороги

Претензии предъявляется в письменной форме. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования (как правило, оригиналы)

Право на предъявление претензии имеют:

грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель):

-) в случае утраты груза

-) в случае недостачи, повреждения (порчи) груза,

-) в случае просрочки доставки груза, грузобагажа.

-) в случае задержки выдачи груза

-) в случае возврата провозной платы

-) в случае взыскания штрафа или возмещения затрат, возникших в связи с подачей под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров

-) в случае утраты перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих отправителям, получателям.

Претензии, возникшие в связи с перевозкой предъявляются к перевозчику

Претензии, возникшие при прямом смешанном сообщении, предъявляются к: перевозчику, если конечным пунктом является жд. станция; организации транспорта, которая обслуживает конечный пункт перевозки.

Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней. Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных настоящей статьей сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Билет № 56

Порядок и сроки предъявления исков к ж.Д

Основания для предъявления исков:

Полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию

Неполучения ответа на претензию после 30-дневного срока

Если получен ответ перевозчика на претензию до истечения такого срока

Иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью и подсудностъ

Иски предъявляются -в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий

Коммерческим актом называется документ, удостоверяющий выявленные при перевозке утрату, порчу или повреждение груза, а также нарушение правил перевозок, которые могут служить основанием для возложения ответственности на виновного участника перевозки - перевозчика, отправителя, получателя груза.

Коммерческий акт составляется в случаях: повреждения или порчи груза; обнаружения груза без документов или документов без груза; хищения его или возвращения перевозчику похищенного груза; непризнания получателем груза своим; несоответствия груза его наимено­ванию, массе или числу мест с данными, указанными в транспортных документах; разъединения партии груза из-за невозмо­жности вместить его в вагон (кроме случаев перевалки массовых грузов, обезличен­ных при перевозке); проверки органами транспорта массы, объявленной отпра­вите­лем по замеру или условной массе; вскрытия мест груза для проверки содержимого.

Акт составляют при выдаче груза или багажа получателю, передаче их смежному виду транспорта или немедленно при обнаружении обстоятельств, требующих составления акта (обнаружении груза без документов, хищении, разъеди­нении партии груза и др.).

Обстоятельства, связанные с выполнением договора перевозки, но не требую­щие составления коммерческого акта, удосто­веряются отметкой на обороте накла­дной и дорожной ведомости. Такие отметки ставят в случаях: недостачи массы, не превышающей норму естественной убыли и норму расхождения в показаниях весов (с учетом изменения влажности, а по зерну насыпью - также и сорности); недоста­чи или излишка груза в технически исправном судне с неповрежденными пломбами отправителя (по хлебным грузам такие недостачу и излишек оформляют коммерче­скими актами); недостачи или излишка груза, при­бывшего с проводником грузовла­дельца; когда расчеты по недостаче между перевозчиком и отправителем произво­дятся по итогу за навига­цию; излишка груза при выдаче получателю. Неприбытие груза в установ­ленный срок удостоверяется отметкой на предъявленной получате­лем квитанции дорожной ведомости. Отметки делает уполномоченный для этой цели работник порта, а при выдаче груза непосредственно с судна в пункте, удален­ном от порта, - капитан судна.

Для удостоверения других обстоятельств, относящихся к перевозкам, приме­няют акты общей формы, которые составляют в случаях: отказа в приеме груза на перевозку или несогласия порта с суммой объявленной ценности, указан­ной отправителем; проверки массы, меры или числа мест груза (кроме случаев, оформляемых коммерческими актами); утраты документов, приложенных к наклад­ной, или оставления провод­ником сопровождаемого им груза; повреждения судна или контейнера при погрузке или выгрузке средствами отправителя (получателя) или поврежде­ния судном причала необщего пользования; подачи под загрузку не­пригодного или незачищенного судна; во всех случаях, когда состав­ление акта не­обходимо по обстоятельствам дела или предусмотрено правилами перевозок.

Коммерческий акт является основным документом, обосновывающим претен­зию или иск получателя к перевозчику за причиненный при пере­возке ущерб грузу. Он служит основанием для удовлетворения или отклонения претензии перевозчиком, а также для принятия решения арбитражным судом. Правильно составленный коммерческий акт способствует свое­временному и надлежащему расследованию обстоятельств утраты, порчи или повреждения груза, помогает выявить причины и виновников нека­чест­венной перевозки, принять меры для предупреждения таких случаев и служит одним из средств борьбы за сохранность грузов. Бланк коммерческого акта является документом строгой отчетности и имеет печатный номер.

Ответственными за составление коммерческих актов являются перевозчик или организация, осуществляющая выдачу груза получателю.

Если груз сдается получателю в пункте, где нет представителей перевозчика, коммерческий акт составляют капитан судна и получатель, затем направляют его перевозчику.

Акт подписывается всеми участвовавшими в его составлении и проверке груза. В случае хищения или наличия признаков иного преступления к участию в составлении коммерческого акта привлекаются представители охраны.

Коммерческий акт составляют в трех экземплярах, четко, без помарок и подчисток. Первый экземпляр передается перевозчику, второй - полу­чателю по его требованию (или вместе с передаточной ведомостью передается другому виду транспорта), третий хранится в порту назначения груза.

Обстоятельства, вызвавшие составление акта, излагают с точным указанием всех фактических данных. Предположения, догадки, выводы или заключения составителей в акт не вносят. Обоснованное, объективное заключение может быть сделано только с учетом всех результатов расследования.

Для установления причин утраты, порчи или повреждения груза и принятия соответствующих мер по их устранению, при составлении коммерческого акта необходимо соблюдать определенные условия.

Если груз был опломбирован, в акте необходимо указать состояние пломб, а также техническое состояние грузовых помещений судна и, в частности, возможность доступа к грузу без снятия пломб; если пломба повреж­дена, указать характер повреждения.

При неисправности тары в акте следует точно и по возможности подробно указать характер этой неисправности, в частности цела ли контрольная проволока или лента, сохранилась ли машинная зашивка мешков, имелась ли возможность изъять груз из упаковки и др. Если ящики, кипы или другая тара были опломбированы, проверяют состояние пломб и соответствие оттисков на пломбах указанным в тран­спортных документах. Не разрешается в коммерческом акте повреждение тары или упаковки указывать в общих выражениях (тара неисправна, упаковка повреждена и др.). Такие записи не дают ясного представ­ления о повреждении и не способствуют выяснению причин происшедшего.

Если утрата или повреждение груза явились следствием неудовлетворительного технического состояния судна, в акте необходимо указать не только выявленные неисправности судна, но по возможности и причины их возникновения.

При утрате леса из плота в акте должны быть подробно указаны обстоятельства, вызвавшие эту утрату, состояние сплотки и крепления плота, выполнение командой плота своих обязанностей.

Во всех случаях утраты, порчи или повреждения груза необходимо проверить, точно ли соблюдались правила перевозок данного груза, а если были нарушения, то указать, в чем они заключались.

При составлении коммерческого акта на недостачу груза, подверженного усушке и имеющего сертификат или качественное удостоверение, следует указать, кем и когда они составлены и их номер, проверить влажность груза и указать процент влажности при приеме на перевозку и выдаче груза получателю.

Если для выяснения причин недостачи массы или числа мест груза вскрывают тару, необходимо сравнить наличие с данными, указанными в фактуре, и устано­вить: имеются ли пустоты в ящике; мог ли недостающий груз поместиться в этих пустых местах или они являются резуль­татом несоразмерности тары помещенному грузу; имеются ли беспорядки в упаковке (если в ящике обнаружены посторонние предметы, в акте приводят их подробное описание); для проверки соответствия выяв­ленной (при вскрытии тары) недостачи части груза с недостачей массы, взве­сив отдельно количество груза, равное недостающему; если в фактуре указана масса груза нетто, после осмотра состояния тары взвесить груз без тары, имея в виду, что недостача могла быть следствием усушки тары.

При выяснении недостачи груза не следует ограничиваться проверкой только поврежденных мест. В отправке, состоящей из нескольких мест, недостающий груз может оказаться уложенным в исправные места.

Все выявленные при проверке обстоятельства фиксируют в акте. В тех случаях, когда недостача, порча или повреждение груза были обнаружены до выдачи груза получателю или передачи другому виду транспорта и на них был составлен коммерческий акт (в пункте перевалки или отправления), а в состоянии груза дополнительных изменений не произош­ло, новый коммерческий акт не составляют. На копии акта, приложенной к транспортным документам, ставят отметку, что между указанными в нем данными и фактическим наличием груза при выдаче разницы нет.

Коммерческий акт - важный юридический документ большой доказательной силы для определения ответственности за утрату, порчу и повреждение грузов - составляют, чтобы удостоверить:
- несоответствие наименования, веса или количества мест груза в натуре и перевозочном документе;
- повреждение или порчу груза;
- обнаружение груза без документов и документов без груза;
- возвращение железнодорожному транспорту похищенного груза;
- непередачу груза дорогой на подъездной путь в течение 24 ч после оформления документов в товарной конторе.

Коммерческий акт в этом случае составляют только по требованию получателя.
Дорога обязана составить коммерческий акт, если она обнаружила все эти обстоятельства, или на наличие их указал получатель или отправитель груза. Делают это в день обнаружения неисправности и, как правило, на каждую отправку в отдельности по письменному рапорту заведующего грузовым двором, складом или приемо-сдатчика груза.
Рапорт должен содержать все сведения, необходимые для составления коммерческого акта. Содержание рапорта проверяет начальник станции или его заместитель, которые окончательно решают вопрос о необходимости составления коммерческого акта.
Коммерческие акты составляют в трех экземплярах только на бланках установленной формы, которые заполняют на пишущей машинке или чернилами четко, без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. Каждый коммерческий акт должен иметь печатную нумерацию и штемпель станции, составившей его. Первый экземпляр акта направляют в грузовую службу своей дороги, второй выдают грузополучателю по его требованию, а третий хранят в делах станции. Если коммерческий акт составляется на станции отправления или попутной, то второй экземпляр его прикладывается к перевозочным документам и следует до станции назначения. О наличии коммерческого акта делается отметка на обратной стороне накладной и дорожной ведомости.
В коммерческом акте должны быть точно и подробно описаны состояние груза и обстоятельства, при которых обнаружена неисправность. Никаких предположений и выводов о причинах не сохранности перевозки или виновности отправителя и железной дороги в акт вносить не допускается. На все вопросы в графах бланка следует давать точные ответы. В акте должно быть указано, правильно ли погружен, размещен и закреплен груз, а если допущено нарушение, то какое. Коммерческий акт подписывают начальник станции или его заместитель и лица, участвовавшие в проверке груза, а также получатель, если он участвовал в проверке. При отсутствии грузополучателя коммерческий акт должен быть подписан не менее чем тремя лицами: начальником станции или его заместителем, приемосдатчиком груза, заведующим грузовым двором или другим лицом.
О несохранных перевозках, подлежащих оформлению коммерческим актом, начальник станции в тот же день посылает телеграфом оперативное донесение в отделение дороги и в грузовую службу. Составленные станцией коммерческие акты в пятидневный срок должны быть высланы в управление или отделение дороги (если на дороге установлен такой порядок). Акт, составленный в пути следования на повагонные отправки, в управление дороги не высылают. Первый и второй экземпляры его прилагают к перевозочным документам.
Акт общей формы удостоверяет обстоятельства, не связанные с изменением количества груза и не требующие составления коммерческого акта (утрата отправительских документов, приложенных к накладной, отказ от подписи в учетной карточке, простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от получателя, не очистка вагона, смена пломб в пути следования, подача дорогой неочищенных вагонов и др.). Подписывают акт общей формы не менее чем два лица.

Коммерческий акт это документ, относящийся к бумагам строгой отчетности. Особенности его составления строго регламентированы. Этот документ фиксирует и удостоверяет все обстоятельства, которые дают основания привлечь у имущественной ответственности всех виновных субъектов (транспортную фирму, пассажиров, грузополучателей и отправителей багажа).

Сущность коммерческого акта

По нормам российского Гражданского процессуального кодекса, когда сторона подает иск, она обязана доказать обстоятельства, которыми они обосновываются. Указанные факты должны подтверждаться документальными доказательствами.

По спорам, которые связаны с нарушением условий договора на перевозку грузов, пассажиров, багажа, обстоятельства, которые могут служить причиной привлечения к ответственности материального характера на железной дороге, удостоверяются специальными документами общего типа. Такая бумага это коммерческий акт.

Ответственность грузополучателей, пассажиров, грузополучателей фиксируется документами, которые составляются железнодорожными станциями, согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта.

Цели составления коммерческого акта

Коммерческий акт это документ, который составляется в целях удостоверения следующего перечня обстоятельств:

  • установление несоответствия между названием, количеством или массой грузомест, багажа и сведениями, которые указаны в документах на перевозку;
  • повреждения и порчи груза, багажа или грузобагажа;
  • обнаружение грузобагажа, груза, багажа при отсутствии документов или бумаг без груза, багажа, грузобагажа;
  • возвращение железнодорожной станции украденного груза, багажа, грузобагажа;
  • непередача железнодорожной станцией груза на пути необщего пользования в течение суток после того, как товарная контора станции железной дороги оформила выдачу посылки по документам.

Порядок составления документа

Коммерческий акт это документ, который составляется перевозчиком в тех случаях, когда он обнаружил указанные обстоятельства либо на один из этих фактов указал грузоотправитель или получатель посылки, багажа, грузобагажа.

Порядок заполнения актов коммерческого типа и общих актов устанавливается специальным документом - Правилами грузоперевозок (статья 119 Устава железнодорожного транспорта).

Акт коммерческого типа относится к важнейшим бумагам при рассмотрении оснований и установлении мер ответственности каждого субъекта, задействованного в повреждении, порче, утрате грузобагажа, груза, багажа.

Одновременно с этим такая бумага не считается неопровержимым документом, который окончательно утверждает виновность конкретной стороны при возникновении одной из вышеперечисленных ситуаций. Она должна рассматриваться вместе с прочими документами, прилагаемыми к заявлению претензионного типа.

Акт коммерческого типа составляется исключительно на станциях железной дороги на бланках со строгой отчетностью в трех идентичных экземплярах. Документ заполняется ручкой или посредством печатной машинки, без помарок, исправлений и подчисток.

Момент составления акта

При заполнении коммерческого акта по форме, установленной федеральными нормативно-правовыми актами, важно помнить, что момент заполнения документа строго регламентирован. Если выгрузка товаров производится в местах с общим пользованием, акты коммерческого типа в день осуществления доставки.

В отдельных случаях бумаги заполняются в момент выдачи посылки грузополучателю. Если выгрузка производится в местах, не относящихся к общему пользованию, сведения в документ вносятся в день передачи груза.

Проверка качества и количества товара должна производиться в ходе выгрузки или сразу после нее. В процессе составления бумаги в пути до места остановки железнодорожного состава, станция, которая выявила соответствующие обстоятельства, из-за которых стало необходимо составить акт коммерческого типа, обязана это сделать в этот де день.

Если сделать это в установленные сроки невозможно, соответствующая станция должна зафиксировать сведения в коммерческом акте в течение следующих двадцати четырех часов.

Случаи, когда коммерческий акт не составляется

В некоторых случаях заполнение коммерческого акта по форме, установленной федеральными нормативно-правовыми актами, не предусмотрено. В частности, такой документ не составляется, если разница в весе груза не превышает естественную норму убыли, показатели расхождения в мерах весов или точную норму взвешивания посылки.

В таких ситуациях груз выдается в порядке, который предусмотрен соответствующими Правилами, регулирующими процесс выдачи посылок. На каждом из экземпляров акта проставляется штемпель соответствующей станции.

Один экземпляр отправляется в соответствующую дорожную службу, второй акт выдается получателю груза по требованию, третий - остается в документах на станции, которая ведет указанное дело.

В процессе составления акта коммерческого типа на станции, отправляющей груз, или на обратном пути посылки, второй лист документа прикладывается к ведомости дорожного типа или накладной и направляется вместе с грузом на станцию назначения.

При составлении соответствующего документа делается специальная отметка на обратной стороне ведомости дорожного типа и накладной.

Содержание акта коммерческого характера

При составлении коммерческого акта необходимо помнить, что на все поставленные в бланке вопросы должны даваться четкие ответы. Нельзя прочеркивать и проставлять кавычки вместо повторного указания необходимых данных.

В документе указываются следующие сведения:

  • состояние багажа или груза;
  • обстоятельства, при возникновении которых обнаружили неисправность;
  • проверки правильности размещения, погружения, закрепления груза;
  • наличие защитной маркировки для посылок, которые перевозятся на подвижном открытом составе.

Если товар неправильно загружен, закреплен или размещен, в соответствующем документе указываются виды допущенных нарушений. В акте коммерческого типа не должно содержаться никаких предварительных выводов и предположений относительно причин неисправности доставки или наличия вины перевозчика и грузоотправителя.

В процессе рассмотрения споров, которые связаны с недостачей, повреждением, порчей груза, недопустимо поверхностно оценивать сведения, которые содержаться в актах коммерческого типа.

Например, нужно учитывать, насколько подробно и точно описаны в документе обстоятельства, возникновение которых способствовало обнаружению несохранности груза, и состояние посылки (исправность состава подвижного типа и пломб, отсутствие или наличие следов кражи, правильность и полнота погрузки, крепление и размещение груза, соблюдение погрузочных условий и т.д.).

Судебная практика

Контора «Металлоснабсбыт» подала иск к железнодорожному управлению и грузоотправителю с просьбой взыскать стоимость недостачи одной связанной части труб. Так как в ходе проверки была установлена исправность платформы, на которой доставлялся груз, ответственность была наложена на грузоотправителя.

Решение суда было отменено вышестоящей инстанцией по следующим основаниям. По нормам Устава железнодорожного транспорта, перевозчик может быть освобожден от ответственности на подвижном открытом исправном составе при отсутствии перегрузки, наличии защитной маркировки и присутствии других фактов, свидетельствующих о том, что груз доставлялся в сохранности.

В рассматриваемом деле при заполнении коммерческого акта не указывалось состояние посылки, маркировка, вариант размещения и т.д. Поэтому ответственность должна накладываться на железнодорожную компанию-перевозчика.

Субъекты подписания коммерческих актов

Коммерческий акт (образец ниже) должен подписываться только теми гражданами, которые перечислены в Правилах, регулирующих перевозку грузов. Отказ от подписания документа недопустим. Если одна из сторон не согласна с содержанием бумаги, она вправе в письменном виде выразить свою позицию.

Лица, которые составляли или подписывали акт коммерческого типа или документ с общей формой, в котором содержатся сведения, противоречащие действительности, должны нести установленную нормативно-правовыми актами ответственность.

Бумага подписывается одним из следующих субъектов:

  • начальником станции;
  • его заместителем;
  • заведующим районом грузового типа (зав.складом, старшим приемосдатчиком);
  • приемосдатчиком станции;
  • грузополучателем (при его участии в проверке).

Если необходимо, проверка груза и подписание акта могут осуществляться с привлечением других сотрудников перевозчика. Минимальное число субъектов, подписывающих документ, - три.

Случаи отказ от выдачи акта

Коммерческий акт составляется в случаях перевозки грузов, за исключением случаев, когда посылка прибыла с документом с попутных станций. В этой ситуации новая бумага не заполняется. При этом необходимо, чтобы сведения акта коммерческого типа и реальное количество, качество и другие показатели были идентичны.

После проверки соответствия в документе ставится отметка об отсутствии разницы между бумагой и фактической ситуацией. Если в ходе анализа выявлены несоответствия, составляется другой акт коммерческого типа.

Если получатель требует, станция должна в течение трех дней выдать документ, который был составлен по указанной отправке. Грузополучатель имеет право требовать выдачи соответствующей бумаги в течение одного года с момента выдачи посылки.

Необоснованный отказ в выдаче акта

Рассмотрев, в каких случаях составляется коммерческий акт, следует изучить ситуацию, когда станция железной дороги безосновательно отказывает грузополучателю в выдаче акта, либо выдает документ, составленный с нарушениями.

Если грузополучатель утратил документ по своей вине, отправитель не обязан выдавать ему повторную бумагу. При этом предъявлять претензии получатель товара вправе, если к его претензии будет прикреплен накладная с отметкой о составлении акта коммерческого типа перевозчиком.

Если станция отказывает в составлении документа, получатель вправе в течение суток с момента анализа состояния груза на месте необщего пользования написать заявление на имя начальника отделения или станции.

Поданная жалоба рассматривается начальником отделения. Если груз считается скоропортящимся продуктом, жалоба по нему рассматривается в течение суток, если нет - в течение трех дней с момента получения бумаги.

Прочие документы

Назначение коммерческого акта - удостоверение отправки и доставки грузов в надлежащем виде. В процессе исполнения договора на перевозку грузов могут возникнуть обстоятельства, служащие основанием возникновения ответственности материального типа или удостоверяющиеся соответствующими документами в случае подачи исков и претензий.

К иным документам относятся следующие бумаги:

  1. Акты с общей формой.
  2. Акты технического состояния контейнеров и вагонов, наличии повреждений.
  3. Акты о недосливе полувагонов бункерного типа или цистерн.
  4. Акты вскрытия контейнеров или вагонов для пограничного или таможенного досмотра.
  5. Иные документы, составление которых предусмотрено правилами перевозки отдельных типов грузов.

Акт с общей формой

В ряде случаев вместо оформления коммерческих актов имеет место заполнение актов общей формы. Этот документ удостоверяет следующие обстоятельства:

  • потерю документов, которые были приложены к накладной грузоотправителем;
  • простой ряда вагонов на конечной станции в ожидании погрузки и выгрузки по причинам, которые зависят от получателя грузов;
  • неочистка внутренности вагонов от мусора и остатков перевезенного груза;
  • иные случаи.

Коммерческий акт о повреждении (при его наличии) и доставке грузов считается важнейшим документом, по которому можно провести сверку отправленного товара и полученного.

Согласно Приказа МПС РФ № 45 от 18.06.2003 г. «Об утверждении Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом» (далее Правил), ст. 119 Устава железнодорожного транспорта (2003, ред. 06.2013г., далее УЖТ) различают следующие виды актов, применяемых в перевозочном процессе:

Коммерческий акт, форма ГУ-22;

Акт общей формы ГУ-23;

Акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном

в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, форма ГУ-7А;

Акт о повреждении контейнера, форма ВУ-25к;

Акт вскрытия вагона, контейнера, автомобиля, трактора или другой самоходной машины для проведения пограничного, таможенного, карантинного фитосанитарного и других видов контроля и проверок, форма ИНУ-49;

Акт о техническом состоянии вагона, контейнера, форма ГУ-106;

Акт экспертизы, форма ГУ-104;

Акт о повреждении вагона, форма ВУ-25.

Правила составления коммерческих актов

Форма ГУ-22

КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ №

При акте приложены:

Составленный «

1. Запорно-пломбировочные устройства

а) перевозчика

б) отправителя

(на какой станции составлен коммерческий акт)

в) таможни

2. Копия акта

В дополнение к акту

3. Акт о техническом состоянии вагона,

контейнера №

4. Розыскная переписка на

5. Вагонный лист ст.

6. ЗПУ и другие документы приложены

по отправке

Раздел А. Сведения о вагоне (контейнере), ЗПУ, отметки в накладной

Вагон (контейнер) №

грузоподъемность

т., прибывший

с поездом (в вагоне) №

в сопровождении

за ЗПУ в количестве

штук, наложенными:

Где установлены ЗПУ

Чьи ЗПУ (перевозчика,

отправителя, таможни)

Контрольные знаки

а) с одной стороны

б) с другой стороны

в)на люке цистерны

Кроме того, на специальном подвижном составе имелись ЗПУ (где, чьи, с какими номерами)

Имеют ли ЗПУ следы вскрытия или повреждения

Вагон в техническом отношении оказался

о чем составлен технический акт №

дата его составления

В накладной имеется отметка отправителя о состоянии тары или груза

Объявленная ценность

Груз погружен

Масса груза при погрузке определена

(кем и каким способом)

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ

Раздел Д. Описание состояния груза с указанием повреждения, порчи Указать характер повреждения и его происхождение, т. е. носит ли оно следы свежего происхождения или повреждение старое, где находились поврежденные (подмоченные) места, имелась ли пустота внутри места и какого она была размера, какое количество штук или по весу могло поместиться груза в этой пустоте или поврежденных местах. При отсутствии же пустот или повреждений указать «Повреждений или пустот не было»., количества недостачи или излишка массы, мест

Раздел Е. Заключение экспертизы

Коммерческие акты, форма ГУ-22.

Коммерческие акты составляются станциями в трех экземплярах на бланке, предусмотренном Правилами, с типографской нумерацией и заполняются на компьютере или пишущей машинке без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

Каждый коммерческий акт должен иметь печатную нумерацию и штемпель станции, составившей его:

1-ый экземпляр акта отправляют на расследование;

2-ой экземпляр выдают грузополучателю по требованию;

3 -ий хранят в делах станции

В отдельных случаях, предусмотренных Инструкцией по актово-претензионной работе на железнодорожном транспорте, коммерческий акт не высылается на расследование, их хранят в делах станции. Если коммерческий акт составляется на станции отправления или попутной, то второй экземпляр вместе с перевозочными документами следует до станции назначения. О наличии коммерческого акта делается отметка на оборотной стороне накладной.

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств (ст. 119 УЖТ):

несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;

повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;

обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа;

возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа;

не передача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза. В

данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузо получателя.

Коммерческий акт составляется:

при выгрузке груза, багажа, грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки груза, багажа, грузобагажа, в необходимых случаях - в день выдачи груза, багажа, грузобагажа грузополучателю, пассажиру, получателю;

при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;

в пути следования груза, багажа, грузобагажа - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящей статье сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

При выдаче с участием перевозчика однородных грузов, которые перевезены

отдельными отправками навалом или насыпью и прибыли за данные календарные сутки от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, выявленная недостача, превышающая норму естественной убыли массы таких грузов и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов, либо выявленные излишки, составляющие разницу между массой грузов, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой грузов, определенной на железнодорожной станции назначения, с учетом значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов могут оформляться одним коммерческим актом.

Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются, как правило, одним коммерческим актом.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

В коммерческом акте должны содержаться:

точное и подробное описание состояния груза, багажа, грузобагажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность груза, багажа, грузобагажа;

данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены груз, багаж, грузобагаж, а также имеется ли защитная маркировка груза, перевозимого в открытом подвижном составе. В случае нарушения требований к погрузке, размещению или креплению груза, багажа, грузобагажа в коммерческом акте указывается, какое нарушение допущено.

При составлении коммерческого акта о порче продовольственного и скоропортящегося грузов к нему прикладывается выписка из рабочего журнала о температурном режиме изотермических вагонов, контейнеров.

Составление коммерческого акта на недостачу груза, прибывшего по основной отправке, перевозка которого производилась по электронной накладной, осуществляется в электронном виде станцией назначения и передается в информационно-вычислительный центр железной дороги назначения. По прибытии груза по досылочным документам при внесении отметки в раздел "Ж" всех экземпляров коммерческого акта и в бумажную копию электронной накладной формы ГУ-27у-ВЦ (накладная) на основную отправку (в случае выдачи грузополучателю электронной накладной в виде ее бумажной копии) аналогичная отметка должна быть сделана и в электронном коммерческом акте. При этом в электронную накладную на основную отправку заносится отметка о дате выдачи части груза, прибывшего по досылочному документу.

При выдаче с участием железной дороги однородных грузов, которые перевезены навалом или насыпью, и прибыли от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, случаи недостач, которые превышают норму естественной убыли массы таких грузов и погрешность измерений массы нетто, а также случаи излишков, составляющих разницу между массой грузов, определенной на станции отправления, и массой грузов, определенной на станции назначения, с учетом погрешности измерений массы нетто, обнаруженных в отношении таких грузов, перевезенных отдельными отправками, при проверке за данные календарные сутки, оформляются одним коммерческим актом. Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются одним коммерческим актом. В коммерческом акте указываются по каждой отправке номер вагона, род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств (далее - ЗПУ) и нанесенная на ЗПУ информация, число мест и масса груза, значащиеся по перевозочным документам и оказавшиеся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указывается масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. Перечень подписывают лица, подписавшие коммерческий акт.

В случае проведения экспертизы грузов в соответствии с правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, о такой экспертизе должна быть сделана отметка в разделе "Е" коммерческого акта.

Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Коммерческий акт подписывает начальник станции (заместитель), заведующий грузовым районом - ГР (зав. складом), старший приёмосдатчик (приёмосдатчик станции), а также грузополучатель, пассажир, получатель, если они участвуют в проверке грузов, багажа, грузобагажа. Если на станции нет зав. ГР, складом или старшего приёмосдатчика, то к проверке груза и подписи акта могут быть привлечены другие работники (дежурный по станции, товарный кассир). В этом случае в коммерческом акте делается оговорка об отсутствии в штатном расписании указанных работников.

По требованию грузополучателя, пассажира, получателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель, пассажир, получатель обязаны подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток с момента выдачи грузов, багажа, грузобагажа или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю, пассажиру, получателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток со дня получения заявления. При обоснованности указанного заявления сбор за хранение груза, багажа, грузобагажа за время необоснованной задержки составления коммерческого акта с грузополучателя, пассажира, получателя не взимается.

Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он обнаружил указанные в настоящей статье обстоятельства или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указали грузополучатель, пассажир, получатель.

Представители сторон, участвующие в составлении коммерческого акта, обязаны подписать коммерческий акт. При несогласии с содержанием коммерческого акта представители сторон вправе изложить свое мнение.

Для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Регистрация коммерческих актов в книге учета ведется под теми же номерами, которые отпечатываются на актах, с указанием порядкового номера записи акта в книге. Этот порядковый номер указвается на самом акте в виде знаменателя к печатному номеру акта. В эту же книгу записываются акты попутной станции, а порядковый номер их записи проставляется второй дробью на акте.

Коммерческие акты, поступающие на станцию для расследования, записываются в «Книгу для записи актов, поступающих от других станций» ГНУ-3. В эту же книгу записывают также коммерческие акты, составленные станцией на свою ответственность.

Служба перевозок регистрирует коммерческие акты в Книгу учета ГНУ-14 под порядковым номером дела по данному акту, а вся переписка в последующем ведется за этим номером.

Правила составления актов общей формы

АКТ ОБЩЕЙ ФОРМЫ

Акты общей формы составляются станциями для удостоверения следующих обстоятельств:

утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной, предусматриваемых соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте;

задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, а также в случаях перегруза вагонов, контейнеров сверх допустимой грузоподъемности по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути;

задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией примыкания по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции примыкания;

задержка подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя;

задержка приема грузополучателем, грузоотправителем принадлежащих им или арендованных ими у организаций федерального железнодорожного транспорта вагонов, контейнеров;

неочистка вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения цистерн и бункерных полувагонов с недослитыми остатками груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях);

неочистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива; подача железной дорогой неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя;

отсутствие ЗПУ на вагоне, контейнере (если в накладной и вагонном листе имеется отметка о их наличии на вагоне, контейнере), повреждение или замена ЗПУ (если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверение которых составляются коммерческие акты), обнаружение в пути следования или на станции назначения ЗПУ на вагонах, контейнерах с неясно нанесенной информацией без следов умышленного повреждения (если читаемая информация соответствует данным в накладной и вагонном листе), обнаружение в пути следования ЗПУ на вагонах, контейнерах без следов умышленного повреждения и информация на них не соответствует данным в накладной и вагонном листе; задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя принадлежащего организациям федерального железнодорожного транспорта локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя;

задержка груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом;

обнаружение в пути следования вагонов, контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов; повреждение вагона, контейнера;

самовольное занятие железной дорогой вагонов, контейнеров принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю, иным организациям или арендованных ими; самовольное использование грузоотправителем, грузополучателем, иными организациями вагонов, контейнеров, принадлежащих организациям федерального железнодорожного транспорта;

задержка выдачи грузов в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных, причитающихся железной дороге, платежей;

задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя на станции отправления (назначения) грузов, охраняемых ведомственной охраной МПС России; простой локомотива, принадлежащего организации федерального железнодорожного транспорта в ожидании окончания операции по погрузке, выгрузке на перегонах, раздельных пунктах (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не открытых в установленном порядке для производства коммерческих операций;

отказ или уклонение грузоотправителя, грузополучателя, других организаций от подписания акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, учетной карточки выполнения заявки на перевозку и других документов, предусмотренных технологией работы федерального железнодорожного транспорта.

На указанных документах в этих случаях в месте, где предусмотрено проставление подписи, делается отметка о составлении акта общей формы с указанием его номера и даты составления, которая подписывается работником станции и заверяется строчным штемпелем станции; обнаружение в пути следования в вагоне трупов животных и т.д.

Акты общей формы составляются станциями в количестве 3 экземпляров. На каждом экземпляре акта общей формы в графе "Станция … ж.д." проставляется строчный штемпель станции составившей акт.

Акт общей формы составляется на станциях отправления и (или) назначения: если по акту общей формы усматривается ответственность железной дороги или грузоотправителей, грузополучателей, других организаций, то первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, по которому производится взыскание и уплата штрафа, сбора и (или) других платежей, второй экземпляр - выдается грузоотправителю, грузополучателю, другой организации (по требованию), третий экземпляр - остается на хранение в делах станции, составившей его; при составлении акта общей формы в случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, других организаций от подписания акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, учетной карточки выполнения плана перевозок, акт общей формы вместе со вторым экземпляром указанных неподписанных двусторонних документов высылается заказным письмом в адрес грузоотправителя, грузополучателя, других организаций. Почтовая квитанция на отсылку письма вместе с копией письма и первым экземпляром неподписанного документа и актом общей формы хранится в делах станции, составившей его.

Акт общий формы составляется на станциях в пути следования: при обнаружении груженых вагонов, контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения или сохранности грузов, при обнаружении признаков хищения, недостачи и повреждения автотракторной техники, первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, второй - остается на хранение в делах станции, составившей его. В случае составления коммерческого акта к нему прикладывается копия акта общей формы; при обнаружении нарушения крепления груза, ставшего причиной повреждения вагона, в случае, если нарушение крепления груза не повлекло за собой его повреждение (порчу), первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, второй - остается на хранение в делах станции, составившей его. Копия акта общей формы направляется в депо, которое осуществляет ремонт вагона; при обнаружении груженых вагонов, контейнеров с признаками хищения, первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, второй - остается на хранении в делах станции, составившей его. Копия акта общей формы направляется в линейные органы внутренних дел по месту обнаружения. На станциях в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, акт общей формы составляется в двух экземплярах. При этом первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу, о чем на оборотной стороне накладной в графе "Отметки железной дороги" делается отметка, которая заверяется подписью работника станции и строчным штемпелем станции, второй экземпляр - остается на хранение в делах станции, составившей его.

При перевозке груза с использованием электронной накладной акт общей формы, который должен прилагаться к перевозочному документу, составляется в электронном виде и передается в обслуживающий данную станцию информационно-вычислительный центр железной дороги. На основании данных акта общей формы в электронную накладную вносятся отметки, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте. Акты общей формы, составленные в электронном виде станцией отправления и попутной станцией, вместе с электронной накладной доставляются в электронном виде на станцию назначения. По требованию станции назначения акт общей формы в электронном виде должен быть распечатан в виде его бумажной копии станцией, составившей такой акт. Все проставленные на подлинном акте общей формы штемпели печатаются в машинописном виде. Бумажная копия акта общей формы в электронном виде заверяется строчным штемпелем станции, по требованию которой она составлена.

В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Если по договору с грузоотправителем предусмотрена подача железной дорогой под погрузку средствами грузоотправителя неочищенных порожних вагонов, контейнеров, с открытыми люками, дверями, с неснятыми приспособлениями для крепления грузов, то в случае подачи таких вагонов, контейнеров под погрузку на станции составляется акт общей формы. В акте общей формы указывается, что вагоны, контейнеры поданы под погрузку с согласия грузоотправителя, перечисляются номера вагонов, контейнеров, а также номер договора и дата его подписания. Если акт общей формы составляется в случае задержки грузов в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров. При составлении акта общей формы на станциях в пути следования в случаях обнаружения вагонов, контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимого груза, в акте указываются: обнаруженные неисправности, результаты проверки груза, состояние кузова вагона, контейнера, ЗПУ, закруток, запоров на дверях и люках, а также состояние погрузки груза с указанием полноты загрузки вагона, равномерности поверхности груза, число ярусов в междверном пространстве и другие обстоятельства, вследствие которых вагон, контейнер, направляются на комиссионную проверку. Если груз погружен навалом и подсчет рядов и ярусов невозможен, расположение груза в междверном пространстве описывается по равномерности погрузки, номерам грузовых мест, особым приметам упаковки. При составлении акта общей формы при перевозках автотракторной техники указываются повреждения техники, недостача деталей и узлов, а при нарушении отдельных мест с запасными частями и инструментом, если отсутствует опись, - их фактическое наличие. При наличии признаков хищения они подробно описываются с указанием точного местоположения, размеров выемок груза, нарушения упаковки грузовых мест и прочих обстоятельств. В акте общей формы указываются также способ устранения возможности доступа к грузу, сведения о ЗПУ наложенных на вагон, контейнер, автотракторную технику. Если вагон поступил на станцию с коммерческой неисправностью, уже оформленной актом общей формы, и состояние вагона (груза) по сравнению с описанием в акте не изменилось, попутный акт общей формы записывается в книгу формы ГУ-98, и повторно акт общей формы не составляется. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими организациям федерального железнодорожного транспорта указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки, фактическое время задержки вагонов, контейнеров платы за простой локомотива, принадлежащего организации федерального железнодорожного транспорта, в ожидании окончания операции по погрузке или выгрузке в случае подачи и уборки вагонов на перегоны, раздельные пункты (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не производящие коммерческие операции указывается причина и время задержки локомотива платы при задержке по вине грузоотправителя, грузополучателя на станции отправления (назначения) охраняемого ведомственной охраной России груза указывается количество задержанных вагонов, контейнеров и время их задержки

Акт общей формы должен быть подписан не меньше чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Кроме этого, при перевозке груза в сопровождении акт общей формы подписывается также и лицом, сопровождающим груз (проводником грузоотправителя, грузополучателя, работником ведомственной охраны России). В тех случаях, когда на станции в пути следования акт общей формы оформляет специально выделенный работник на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи, первый экземпляр акта общей формы, прикладываемый к перевозочному документу, может быть подписан составившим его лицом, с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей работников, производивших осмотр. Второй экземпляр акта общей формы подписывается в установленном порядке всеми указанными в нем лицами. Лица, указанные в акте общей формы, должны подписать акт и при несогласии с его содержанием вправе изложить свое мнение. В случае отказа или уклонения от подписания акта общей формы представителем грузоотправителя, грузополучателя, других организаций, акт общей формы подписывается участвующими в его составлении лицами и в нем дополнительно делается отметка о предъявлении акта общей формы на подпись представителю грузоотправителя, грузополучателя, другой организации и о его отказе или уклонении от подписания этого акта. Эта отметка вторично заверяется подписями лиц, участвующих в составлении акта общей формы.

Правила составления акта о техническом состоянии вагона, контейнера

В случаях обнаружения течи, порчи или подмочки груза, происшедших по причине технической неисправности вагона, контейнера, кроме коммерческого акта, составляется акт о техническом состоянии вагона, контейнера. Акт о техническом состоянии вагона, контейнера составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр акта о техническом состоянии вагона, контейнера прилагается к первому экземпляру коммерческого акта, второй - остается в делах станции, составившей его. Акт о техническом состоянии вагона, контейнера должен составляться, как правило, в день обнаружения неисправности вагона, контейнера и не позднее дня составления коммерческого акта. При указании в акте о техническом состоянии вагона, контейнера причин неисправности вагона, контейнера обязательно указывается характер неисправности и ее происхождение.

Акт о техническом состоянии вагона должен быть подписан работниками, принимавшими участие в осмотре вагона: от вагонного депо - мастером вагонного депо или по его поручению осмотрщиком вагонов, от станции - по поручению начальника (заместителя начальника) станции работником станции.

Акт о техническом состоянии контейнера должен быть подписан работниками, принимавшими участие в осмотре контейнера: от дистанции погрузочно-разгрузочных работ - мастером дистанции погрузочно-разгрузочных работ или по его поручению приемосдатчиком, от станции - заведующим контейнерной площадкой или по его поручению работником станции. Если контейнерная площадка входит в состав дистанции погрузочно-разгрузочных работ, то акт о техническом состоянии контейнера от станции подписывает заместитель начальника станции.

Форма ГУ-106

о техническом состоянии вагона, контейнера

Настоящий акт составлен в том, что перевозчиком при осмотре вагона, контейнера

Правила составления акта вскрытия вагона, контейнера, автомобиля, трактора или другой самоходной машины для проведения пограничного, таможенного, санитарного, фитопатологического и других видов контроля и проверок (далее - акт вскрытия вагона, контейнера)

При вскрытии на станции вагона, контейнера, а также автомобиля, трактора и другой самоходной машины, перевозимых на открытом подвижном составе, для проведения пограничного контроля, таможенного досмотра, санитарного, ветеринарного, фитопатологического и других видов контроля и проверок составляется акт вскрытия вагона, контейнера.

Акт вскрытия вагона, контейнера составляется станцией в трех экземплярах при перевозке импортных грузов, в четырех экземплярах - при перевозке грузов на экспорт. Один экземпляр акта вскрытия вагона, контейнера вместе со снятыми с вагона, контейнера ЗПУ, остается на станции составившей акт, второй - прилагается к перевозочному документу и следует вместе с грузом до станции назначения для выдачи грузополучателю, третий - выдается представителю государственного органа по требованию которого производилось вскрытие вагона, контейнера, четвертый - направляется на станцию отправления для взимания с грузоотправителя стоимости ЗПУ, вновь установленных на вагон, контейнер, автомобиль, трактор и другую самоходную машину. Станция, составившая акт вскрытия вагона, контейнера должна, кроме того, на оборотной стороне накладной в графу "Отметки железной дороги" или под наименованием груза в досылочной дорожной ведомости внести отметку о составлении акта вскрытия вагона, контейнера. Отметка заверяется подписью работника, составившего акт и календарным штемпелем станции.

В акте вскрытия вагона, контейнера указываются сведения о ЗПУ, снятых и наложенных после контроля и проверки с вагона, контейнера, в том числе: кто устанавливал ЗПУ (таможенный либо другой орган государственного контроля), а также контрольные знаки и тип ЗПУ. При перевозках грузов на экспорт в четвертом экземпляре акта указывается стоимость ЗПУ, установленных на вагон, контейнер. Акт подписывается работниками станции, на которой проводилось вскрытие вагона, контейнера, а также представителями пограничного, таможенного и других органов государственного контроля, проводившими вскрытие вагона, контейнера и заверяется календарным штемпелем станции.

При перевозке груза с оформлением электронной накладной составляется электронный акт вскрытия вагона, контейнера в двух экземплярах (бумажные копии). Один экземпляр акта вскрытия вагона, контейнера (бумажная копия) вместе со снятыми ЗПУ, остается на станции составившей акт, второй экземпляр (бумажная копия) - направляется в службу грузовой и коммерческой работы управления железной дороги, на станции которой проводилось вскрытие вагона, контейнера. Акт вскрытия вагона, контейнера составленный станцией в электронном виде передается в информационно-вычислительный центр железной дороги, на которой проводилось вскрытие вагона, контейнера. На основании данного акта в электронную накладную вносятся отметки, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте. Акт вскрытия вагона, контейнера в электронном виде и электронная накладная направляются на станцию назначения в электронном виде. Акт вскрытия вагона, контейнера в электронном виде может быть распечатан станцией, его составившей или станцией назначения в виде его бумажной копии. При этом в графе "Подпись" печатаются фамилии, имена, отчества лиц, подписавших подлинный акт вскрытия вагона, контейнера. Бумажная копия акта вскрытия вагона, контейнера в электронном виде заверяется календарным штемпелем станции, ее распечатавшей.

Форма ИНУ-49

вскрытия вагона, контейнера, автомобиля, трактора или другой самоходной машины для проведения пограничного, таможенного, карантинного фитосанитарного и других видов контроля и проверок

(Указывается наименование станции, на которой составляется акт)

№ вагона/контейнера

№ Отправки

Наименование груза

Станция отправления

Станция назначения

Сведения о ЗПУ, снятых с вагона, контейнера, автомобиля, трактора или другой самоходной машины Ненужное зачеркнуть.

Сведения о ЗПУ, наложенных после контроля или проверки

Перевозчик, наложивший ЗПУ

наложения ЗПУ

Кол-во ЗПУ

Контрольные знаки ЗПУ

Сокращенное наименование отправителя Заполняется, если ЗПУ наложены отправителем.

Перевозчик или таможня страны1, наложившая ЗПУ

наложения ЗПУ

Кол-во ЗПУ

Контрольные знаки ЗПУ

Стоимость ЗПУ

Представитель перевозчика

Представитель пограничных органов Подписывается, если это предусмотрено внутренними законами и правилами соответствующей страны.

Представитель таможни

или других органов

Правила составления акта о повреждении вагона

Форма ВУ-25

Пробег на момент повреждения вагона:

накопленный

после капитального

межремонтный

Причина повреждения

нарушение ПТЭ, Инструкции по движению и маневровой работе, технических условий погрузки и крепления грузов и т. д.

Поврежден на

№ пути, поезда, подъездной путь и т. п.

Виновник повреждения: организация

1. Перечень

повреждений вагона

Количество

поврежденных деталей

Стоимость

поврежденной детали

Стоимость восстановления повреждений

Общая сумма за повреждение вагона

Акт о повреждении вагона составляется во всех случаях повреждения вагона, в том числе при повреждении запорных устройств вагона или устройств для постановки ЗПУ, подлежащего капитальному, деповскому, текущему (отцепочному, безотцепочному) ремонту или исключению вагона из инвентаря, а также при столкновении и сходе колесной пары вагона с рельс. При сходе колесной пары вагона с рельс акт о повреждении вагона составляется во всех случаях, в том числе и при отсутствии повреждений вагона.

Акт о повреждении вагона служит основанием для взыскания с железной дороги, грузоотправителя, грузополучателя, другой организации повредивших вагон, штрафа за его повреждение и убытков железной дороги, грузоотправителя, грузополучателя, другой организации вследствие повреждения вагона, в части, не покрытой штрафом в соответствии со статьями 104, 105 УЖТ

Акт о повреждении вагона составляется осмотрщиком вагонов или мастером вагонного депо в присутствии представителя грузоотправителя, грузополучателя, другой организации, повредивших вагон, а при отсутствии осмотрщика вагонов или мастера вагонного депо, - начальником станции или другими работниками, назначенными начальником отделения железной дороги (начальником службы вагонного хозяйства управления железной дороги). Если повреждение вагона произошло вследствие столкновения или схода, акт о повреждении вагона составляется с участием главного ревизора по безопасности отделения железной дороги или ревизора по вагонному хозяйству отделения железной дороги (при отсутствии отделения железной дороги в составе железной дороги - работниками назначенными начальником службы вагонного хозяйства управления железной дороги). При повреждении вагонов рефрижераторной секции, АРВ-Э или их специального оборудования, акт о повреждении вагона составляется начальником (заместителем начальника) вагонного депо, на участке которого произошло повреждение, совместно с главным ревизором по безопасности отделения железной дороги (при отсутствии отделения железной дороги в составе железной дороги - работником назначенным начальником службы вагонного хозяйства управления железной дороги) и руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, АРВ-Э.

Акт о повреждении вагона подписывается лицами, участвующими в его составлении и заверяется печатью, используемой для финансовых операций, вагонного депо и грузоотправителя, грузополучателя или другой организации, повредившей вагон. В случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, другой организации от подписания акта о повреждении вагона составляется акт общей формы в соответствии с главой 3 настоящих Правил. Акт о повреждении вагона составляется отдельно на каждый вагон при его повреждении в объеме текущего ремонта - в трех экземплярах, при столкновениях и сходах - в четырех, при повреждениях в объеме плановых видов ремонта, а также в случае исключения вагона из инвентаря, - в пяти экземплярах. При повреждении рефрижераторной секции, АРВ-Э акт о повреждении вагона составляется в шести экземплярах. Первый экземпляр акта о повреждении вагона передается грузополучателю, грузоотправителю или другой организации повредившей вагон, второй - прилагается к счету, предъявляемому за повреждение вагона, третий - остается на хранение в вагонном депо, представитель которого подписывал акт о повреждении вагона, четвертый - передается ревизору по вагонному хозяйству отделения железной дороги, пятый - пересылается заводу или вагонному депо, куда вагон направляется для ремонта при сопроводительных документах. При повреждении рефрижераторной секции, АРВ-Э шестой экземпляр акта вручается руководителю обслуживающей бригады рефрижераторной секции, АРВ-Э для передачи в депо приписки. В пути следования акт о повреждении вагона составляется без участия представителя грузоотправителя, грузополучателя, другой организации в количестве меньшем на один экземпляр, чем предусмотрено настоящими Правилами. При повреждении вагонов, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям составляется дополнительный экземпляр акта о повреждении вагона, который выдается им по их требованию. При перевозке грузов в сопровождении представителей грузоотправителей или грузополучателей акт о повреждении вагона может быть подписан проводником, сопровождающим груз, на которого возложены функции грузоотправителя и имеется описание его полномочий в накладной.

В акте о повреждении вагона указываются причины и перечень - повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановления вагона. При повреждении рефрижераторной секции, АРВ-Э в акте о повреждении вагона указываются также железная дорога и депо приписки. Если вагон поврежден при столкновении, сходе или крушении, то в акте о повреждении вагона в строке "Дополнительные данные" указывается: величина максимального изгиба в вертикальной и горизонтальной плоскости хребтовых балок, продольных боковых швеллеров и буферных брусьев, а также наименование элементов рамы вагона, требующих ремонта.

В случаях повреждения вагона при столкновениях, сходах и крушениях, когда вагон при восстановительных работах получил дополнительные повреждения, составляется приложение к акту о повреждении вагона. В приложении указывается перечень повреждений и вызвавшие их обстоятельства. Приложение к акту о повреждении вагона составляется и в том случае, если при его составлении установлено, что вагон имеет коррозионность рамы, конструктивные и другие недостатки по износу в таком объеме и размерах, что вагон подлежит исключению из инвентаря. Приложение к акту о повреждении вагона подписывается начальником (заместителем начальника) вагонного депо, главным ревизором по безопасности движения отделения железной дороги, ревизором по вагонному хозяйству отделения железной дороги и начальником восстановительного поезда. Подписи в акте о повреждении вагона и в приложении к нему заверяются печатью вагонного депо, используемой для финансовых операций. При отправлении вагона в ремонт на завод (депо) в акте о повреждении вагона указывается наименование завода (депо) и дата составления сопроводительного листка на пересылку неисправного вагона в ремонт формы ВУ-26М.

Если поврежденный вагон отремонтирован грузоотправителем, грузополучателем, другой организацией, то во всех экземплярах акта о повреждении вагона представителем вагонного депо, принявшим вагон после ремонта, делается отметка о его приемке с указанием: даты, времени, порядкового номера записи в книге учета вагонов федерального железнодорожного транспорта, поврежденных и отремонтированных предприятиями (форма ВУ-16) и заверяется его подписью.

Правила составления акта о повреждении контейнера

Акт о повреждении контейнера составляется во всех случаях повреждения контейнера, в том числе при повреждении запорных устройств контейнера или устройств для постановки ЗПУ, подлежащего капитальному, плановому, текущему ремонту или исключению контейнера из инвентаря. Акт о повреждении контейнера является основанием для взыскания с железной дороги, грузоотправителя, грузополучателя, другой организации повредивших контейнер, штрафа за его повреждение и убытков железной дороги вследствие повреждения контейнера, в части, не покрытой штрафом в соответствии со статьями 104, 105 УЖТ.

Акт о повреждении контейнера составляется старшим приемосдатчиком или мастером дистанции погрузочно-разгрузочных работ, либо осмотрщиком вагонов или мастером вагонного депо, в присутствии представителя грузоотправителя, грузополучателя, другой организации, виновной в повреждении контейнера. В случае отсутствия на станции работников дистанции погрузочно-разгрузочных работ или вагонного депо, акт о повреждении контейнера составляется начальником станции или другими работниками, назначенными начальником станции. Акт о повреждении контейнера подписывается начальником (заместителем начальника) дистанции погрузочно-разгрузочных работ либо начальником (заместителем начальника) вагонного депо, либо начальником станции, старшим приемосдатчиком дистанции погрузочно-разгрузочных работ либо осмотрщиком вагонов либо приемосдатчиком станции, а также представителем организации повредившей контейнер, с указанием его должности, фамилии, имени, отчества и заверяется печатью дистанции погрузочно-разгрузочных работ, либо вагонного депо, либо станции. В случае отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, других организаций, повредивших контейнер, от подписания акта о повреждении контейнера составляется акт общей формы. Акт о повреждении контейнера составляется отдельно на каждый контейнер. В случае повреждения контейнера федерального железнодорожного транспорта акт о повреждении контейнера составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр акта о повреждении контейнера прикладывается к счету, направляемому организации виновной в повреждении контейнера. Второй экземпляр - хранится в делах дистанции погрузочно-разгрузочных работ, вагонного депо или станции по месту составления акта. Третий экземпляр с уведомлением на ремонт неисправного контейнера (форма ВУ-23к) направляется в адрес дистанции погрузочно-разгрузочных работ или вагонного депо, осуществляющих ремонт контейнера. В случае повреждения контейнера, принадлежащего грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям, составляется дополнительный четвертый экземпляр акта о повреждении контейнера, который выдается грузоотправителю, грузополучателю, другой организации по их требованию. В акте о повреждении контейнера указываются причины и перечень повреждений контейнера, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных частей и восстановления контейнера.

Правила составления акта о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции

Составляется в четырех экземплярах, из которых:

1-й, 2-й и 3-й экз. после заполнения оборотной стороны акта вместе с пересылочной накладной направляются в службу грузовой и коммерческой работы дороги слива, из которых один выдается грузополучателю, допустившему недослив цистерны (бункерного полувагона), и служат основанием для начисления штрафа на грузополучателя;

4-й экз. направляется начальнику пункта налива или начальнику промывочно-пропарочной станции и служит основанием для материального учета остатка груза, изъятого из цистерны (бункерного полувагона).

В случае обнаружения в пунктах налива или на промывочно - пропарочных станциях цистерн (бункерных полувагонов) с остатком груза более нормы, установленной правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, составляется акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции. Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции является основанием для взыскания в соответствии со статьей 102 УЖТ РФ с грузополучателя штрафа за сверхнормативное наличие остатка груза. Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, составляется в четырех экземплярах на каждую цистерну (бункерный полувагон) с остатком груза, из которых три экземпляра вместе с пересылочной накладной, по которой прибыла цистерна (бункерный полувагон), направляются в службу грузовой и коммерческой работы управления железной дороги, на которой производился слив груза, четвертый - остается в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции и служит основанием для материального учета остатков груза, изъятого из цистерны (бункерного полувагона). При этом, первый экземпляр акта прикладывается к документу, по которому производится взыскание штрафа, второй - выдается грузополучателю, допустившему недослив цистерны (бункерного полувагона), третий - остается на хранение в делах железной дороги, на которой производился слив. Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции подписывается приемосдатчиком станции и осмотрщиком цистерн. На оборотной стороне акта о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, указывается количество часов, в течение которых цистерна (бункерный полувагон) находилась под сливом. Причем в указанный срок включается только время, затраченное на удаление остатков груза без учета времени на пропарку и промывку цистерн (бункерных полувагонов). Эти данные подтверждаются подписями начальника пункта налива или начальника промывочно-пропарочной станции и бригадира с наложением печати или штемпеля пункта налива или промывочно-пропарочной станции.

Правила составления акта экспертизы

Акт экспертизы составляется для определения причин недостачи, порчи или повреждения груза и размера причиненного ущерба в день проведения экспертизы в порядке, предусмотренном правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте. Акт экспертизы подписывается: экспертом, а также другими специалистами, которые были привлечены к проведению экспертизы по инициативе железной дороги или по требованию грузополучателя; начальником станции и представителем грузополучателя, если он принимал участие в экспертизе прибывшего в его адрес груза. О проведенной экспертизе делается отметка в коммерческом акте в разделе "Е". Приложения Форма ГУ-22; Форма ГУ-23, форма ГУ-23 ВЦ; Форма ГУ-106; Форма ИНУ-49; Форма ВУ-25; Форма ВУ-25 к, форма ВУ-25к; Форма ГУ-7а; Форма ГУ-104.

Поделиться: