Категории земель. Что такое целевое назначение земельного участка и как узнать его вид (категорию) разрешенного использования? Состав земель рф категории и виды

Время чтения: 10 минут

Земля – объект особого правового регулирования со стороны государства. В целях повышения эффективности ее эксплуатации участки разделены на специальные категории и виды допустимого использования. Категории земель в РФ определяются в соответствии с их целевым назначением и являются частью государственного планирования и стратегии. Давайте разберемся, какие существуют виды земель, кто их определяет и могут ли они быть изменены, где можно выяснить категорию конкретного участка.

Общая информация о земельных участках

Земельный участок – это объект особого внимания со стороны государства. В силу своих свойств он в первую очередь рассматривается как природный объект и ресурс и только потом как объект вещных прав.

Будучи природным ограниченным ресурсом, земля находится под охраной со стороны закона. Она – незаменимый компонент окружающей среды, базис для развития человечества и важнейший фактор производства.

Земля объединяет остальные природные ресурсы, даже если они относятся к различным сферам.

Буквальное определение земельного участка звучит так: это часть суши, имеющая строго определенные и зафиксированные документально границы. С этой точки зрения земля может быть не только природным ресурсом, находящимся под особой охраной со стороны государства, но и объектом гражданского оборота.

Даже в таком случае земля, будучи объектом вещных прав, находится под контролем государства, в том числе в части исполнения экологических требований и соблюдения целевого назначения.

Важно понимать, является ли недвижимым имуществом земельный участок. Ответ на этот вопрос дает ст. 130 ГК.

Земля, если она преобразована в отдельный участок, считается недвижимой вещью и становится объектом вещных прав, то есть может перейти в частную собственность либо пользование.

Земли в форме недвижимости могут быть образованы как из других участков, так и из ранее неиспользуемых земель, находящихся, например, в государственной или муниципальной собственности.

Узнать, что такое земельный участок как объект права собственности, можно из ст. 6 ЗК. Согласно ей, такая земля является недвижимостью, представленной в виде части почвенного слоя, обладающего характеристиками, позволяющими выделить эту поверхность как индивидуально определенный участок в массе других объектов недвижимости.

Проще говоря, если границы участка закреплены документально, он является недвижимостью и может быть объектом гражданского оборота.

Хозяйственные общества, обладающие землей, в своей документации указывают любой земельный участок как основное средство. Это связано с экономическим свойством земли, ведь она является минимумом и базой, без которого невозможна любая хозяйственная деятельность. Поэтому участки можно считать главным средством производства, особенно в сельском хозяйстве. Они обладают важными характеристиками, такими как непереместимость в пространстве, зависимость от климатических факторов, плодородие и так далее. Это отражается и на ценности земли как объекта недвижимости.

Что такое земельное право

Понятие земельного участка в земельном законодательстве – не единственное, что определяет земельное право (ЗП).

ЗП – это отрасль права, призванная:

  1. Регулировать общественные отношения при возникновении у граждан и организаций вещных прав на землю.
  2. Определять особенности гражданского оборота наделов, ограничений в праве их использования.
  3. Устанавливать функции государственных органов.

Деление земель на категории

Выделение земельных категорий является следствием стратегической и проектной работы над сохранением земельного фонда, его охраной и соблюдением целей использования. Законодателем разработана классификация земель в соответствии с их целевым назначением. Каждая категория является единицей такой классификации.

Участок может использоваться в соответствии с его целевым назначением, которое, в свою очередь, определяется отнесением земли к той или иной категории. На этой же основе определяется и правовой режим, применяемый к земельному участку.

Таким образом, земли Российской Федерации подразделяются на категории исходя из фактических свойств этих территорий:

  • наиболее плодородные почвы отнесены к сельскохозяйственным, ведь их главная задача – производство;
  • земли с густой растительностью – лесные;
  • земли, обладающие особыми экологическими свойствами, – особо охраняемые территории.

В соответствии со ст. 7 ЗК, законодатель выделяет 7 категорий земель РФ:

  1. Сельхозназначения (используемые для нужд сельского хозяйства).
  2. Населенных пунктов (входящие в состав административных единиц).
  3. Промышленности, энергетики, транспорта, телекоммуникаций (предназначенные для обслуживания конкретных объектов).
  4. Особо охраняемых территорий, которые имеют значение для культуры, истории, экологии и прочих отраслей.
  5. Лесного фонда.
  6. Водного фонда.
  7. Запаса, то есть территории, не находящиеся во владении частных лиц.

Ниже мы подробнее остановимся на том, какие бывают категории земель в 2019 году, и уточним информацию по каждой из указанных категорий назначения. Сейчас предлагаем остановиться на видах разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земли

Целевое назначение в части пользования землями имеет общий характер. Правовой режим земель определяется не только категорией, к которой относится участок, но и его допустимым пользованием.

Виды разрешенного использования земельных участков (ВРИ) – это уточняющие классификаторы, присвоенные конкретным территориям по результатам зонирования и определения конкретных границ территориальных зон.

Земли СНТ регулируются специальным законом – ФЗ № 66 от 15.04.1998 .

Специфика СНТ состоит в том, что владельцы участков в нем могут не только заниматься садоводством, но и строить объекты жилой и хозяйственной недвижимости (пп. 4 п. 1. ст 19 ФЗ № 66). Однако в земли населенных пунктов эти территории не входят.

При уплате земельного налога в декларации земли сельхозназначения следует обозначать специальным кодом – «003001000000».

Владельцы участков в садовых товариществах уплачивают земельный налог на общих основаниях. Если владельцем не оформленных в собственность участков является СНТ, земельный налог уплачивает товарищество, а участники будут оплачивать только свою долю пропорционально размеру участка.

Земли лесов и водных объектов

В соответствии со ст. 7 ЗК, в состав земель в Российской Федерации входят территории, занятые лесными и водными объектами.

Согласно ст. 101 ЗК, к лесным объектам относятся земли:

  • занятые лесами, то есть лесной растительностью;
  • не покрытые обильной растительностью, но предназначенные для ее восстановления;
  • используемые для ведения лесного хозяйства.

Лес находится под особой охраной государства, потому участки в нем принадлежат гражданам, скорее, в порядке исключения. Регулированию оборота и охране этих территорий посвящен Лесной кодекс .

Территории, занятые водными объектами, согласно ст. 102 ЗК, включают земли, занятые:

  • поверхностными водами природных объектов;
  • гидротехническими конструкциями, размещенными на водах.

Земли, занятые природными водоемами, нельзя выделять. Регулирование оборота и охраны этих территорий осуществляет Водный кодекс .

Земли промышленности и специального назначения

В зависимости от характера задач, для которых они используются, зоны специального назначения, согласно ст. 87 ЗК, включают территории:

  • промышленности – используются для обеспечения деятельности организаций и промышленных объектов;
  • энергетики – предназначены для функционирования энергетических сооружений: ГЭС, АЭС, пунктов хранения ядерных материалов и прочих объектов;
  • транспорта – согласно ст. 90 ЗК, заняты объектами обеспечения деятельности железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и иных видов транспорта;
  • теле и радиокоммуникаций – предназначены для использования объектов теле- и радиовещания, связи;
  • космической деятельности, в том числе земли, на которых расположены космодромы и объекты изучения космоса;
  • обороны и безопасности – заняты военными объектами Минобороны: военные склады, части, заводы и так далее.

Узнайте больше о том, что включается в категорию .

Земли запаса

Землями запаса, согласно ст. 103 ЗК, считаются территории, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не переданные в пользование гражданам или предприятиям.

Такие земли изъяты из гражданского оборота, а их целевое использование допустимо только после перевода территорий в иную категорию. Проще говоря, если иная категория земель не установлена, наделы входят в .

Перевод в другую категорию, в соответствии со ст. 13 ФЗ № 172 от 21.12.2004 , зависит от целей использования почвы. Он возможен только после формирования участка в соответствии с земельным законодательством.

Земли запаса формируются за счет пустующих участков в качестве резервной территории. Они могут передаваться во временное пользование граждан, но перевод в иную категорию производится за счет заинтересованной стороны.

Особо охраняемые территории

Особо охраняемыми территориями, согласно ст. 94 ЗК, признаются земли, имеющие природное, научное, историческое, культурное, рекреационное и иное специальное назначение, если оно имеет особую ценность.

Такие территории частично или полностью изъяты из гражданского оборота и хозяйственного использования и подлежат наиболее серьезной охране. На них действует режим особо охраняемой территории (ООТ).

К таким землям закон относит:

  1. Особо охраняемые природные территории: природные заповедники, заказники, национальные и природные парки, ботанические сады.
  2. Лечебно-оздоровительные местности: курорты, предназначенные для отдыха людей или лечебных целей, профилактики заболеваний.
  3. Территории природоохранного значения: земли защитных лесов и иных природоохранных сооружений и объектов.
  4. : территории, используемые для отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и иной деятельности.
  5. Территории историко-культурного значения: места, где расположены достопримечательности и объекты культурного наследия.

Основные ВРИ

Независимо от того, сколько категорий земель существует, каждой из них соответствует сразу несколько видов разрешенного использования. Именно ВРИ определяют цели, в рамках которых может эксплуатироваться участок.

Все виды возможного использования определены специальным Классификатором, утв. Приказом Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014 . В него вошли 13 основных категорий и еще несколько десятков подкатегорий разрешенного использования.

Узнать о них поможет таблица.

Наименование ВРИ Описание ВРИ Код ВРИ в землеустроительной документации
Сельхоз использование Включает растение- и овощеводство, выращивание зерновых культур, садо- и животноводство, скотоводство и птицеводство, рыболовство, создание питомников, строительство инженерных и промышленных объектов производства сельхозпродукции. от 1.0 до 1.18
Жилая застройка Индивидуальное и многоквартирное жилищное строительство, ведение подсобного хозяйства, размещение объектов гаражного назначения, обслуживание объектов застройки. от 2.0 до 2.7.1
Общественное использование строений Предполагает размещение на участках строений, созданных в целях удовлетворения бытовых, социальных, коммунальных, медицинских, образовательных, религиозных, научных и иных потребностей населения. от 3.0 до 3.10.2
Предпринимательство Позволяет размещать на земле объекты управления, торговые объекты и рынки, заведения общественного питания и банковской деятельности, гостиничного обслуживания и развлечений. от 4.0 до 4.10
Рекреация Предполагает размещение мест занятия спортом и физкультурой, пешие и иные прогулки, создание парков и скверов, водохранилищ и водных объектов общего пользования от 5.0 до 5.5
Производство Размещение объектов недвижимости, необходимых для осуществления промышленной деятельности, производства продукции. Недропользование, тяжелая или автомобильная промышленность, легкая, фармацевтическая, пищевая, энергетическая и виды производства выделены в отдельные ВРИ. от 6.0 до 6.11
Транспорт Предназначены для размещения различных путей сообщения: Ж/Д транспорта, автодорог, искусственно созданных внутренних водных путей, аэродромов, трубопроводов и так далее. от 7.0 до 7.
Оборона и безопасность Размещение строений обороны и безопасности Вооруженных сил РФ, инженерных сооружений государственной границы, спасательных служб, военизированной охраны и мест лишения свободы. от 8.0 до 8.4
Особая охрана и изучение природы Земли, предназначенные для сохранения и изучения растительного и животного мира, размещения объектов санаторно-курортного и историко-культурного значения. от 9.0 до 9.3
Использование лесов Деятельность по вырубке и заготовке лесоматериалов и других недревесных ресурсов, охране и обеспечении сохранности земель. от 10.0 до 10.5
Водные и связанные с ними объекты Земли, на которых размещены природные водоемы, ледники, болота, иные поверхностные воды, участки, примыкающие к таким объектам, а также участки, занятые гидротехническими сооружения. от 11.0 до 11.3
Земли общего пользования Использование территорий для размещения объектов дорожной сети, тротуаров, пешеходных переходов, бульваров, площадей, размещения кладбищ и могильников, мусороперерабатывающих предприятий и иных общественно важных объектов. от 12.0 до 12.3
Садовое, огородное и дачное хозяйство Деятельность, связанная с производством ягодных, овощных, плодовых и иных культур, размещением объектов капитального/некапитального строительства (жилой недвижимости и так далее). от 13.1 до 13.3

Кто определяет категории земель

Принцип деления земель на категории, поскольку они находятся под особой охраной и контролем государства, учитывают уполномоченные органы власти. Законодатель разграничивает полномочия чиновников в этом отношении, определяя юрисдикцию тех или иных органов в зависимости от того, кому принадлежит право собственности на интересующий земельный участок.

Так, в соответствии со ст. 7 ЗК, установление категории земельного участка, а также ее изменение осуществляет:

  • правительство – в отношении территорий, являющихся государственным имуществом;
  • региональные органы исполнительной власти – в отношении земельного фонда, являющегося имуществом субъекта федерации и земель сельхозназначения муниципалитетов и частных лиц;
  • местные органы власти (управление городской или сельской администрации) – в отношении остальных земель муниципального имущества, а также участков, находящихся в частном владении, кроме сельскохозяйственных наделов.

Отнесение территорий к той или иной категории, а также перевод между ними осуществляется путем принятия решения полномочного органа. По результатам его рассмотрения принимается постановление о присвоении категории земельного участка или переводе из одной в другую.

Такие решения могут быть приняты в случае:

  • подачи заинтересованным лицом ходатайства о переводе территорий в другую категорию;
  • выявления земель, находящихся в той или иной собственности, не отнесенных к какой-либо категории (ст. 14 ФЗ № 172).

Процедура изменения целевого назначения

Предусмотренное законодательством деление земель по целевому назначению не всегда позволяет собственникам и пользователям использовать землю в поставленных целях.

Если предполагаемая деятельность не соответствует видам разрешенного использования, нужно изменить тип эксплуатации или перевести территорию из одной категории в другую. В противном случае нарушителю угрожает административная ответственность.

Когда речь идет об участках в частной собственности, решение по ним принимает местная администрация: земельный комитет, управление, департамент и иной уполномоченный орган. Он же осуществляет присвоение категории земельного участка в случае ее отсутствия.

Изменение целевого назначения может означать смену ВРИ или самой категории участка, если предполагаемая деятельность на нем невозможна в рамках установленной категории.

Процедура перевода регламентируется правилами застройки и землепользования, принятыми на местном уровне. В любом случае она требует подачи ходатайства в администрацию муниципалитета, в котором следует указать:

  • кадастровый номер;
  • присвоенную и желаемую категорию участка;
  • существующие и желаемые виды использования;
  • причины, которыми обусловлена необходимость перевода;
  • сведения о правах на землю.

Обычно решение о переводе принимается с учетом результатов общественных слушаний, которые проводятся в течение 1 месяца. Решение администрации оформляется постановлением.

Несмотря на формальную простоту перевода, крупными игроками земельного рынка активно лоббируется отмена категорий земель. По их мнению, процедура перевода из одной категории в другую слишком сложна.

В парламенте на протяжении последних лет обсуждается законопроект, согласно которому земли будут делиться на зоны, определяемые местными правилами застройки и землепользования. По мнению авторов, это значительно упростит процедуру перевода земель.

Где узнать категорию земель

Некоторые обыватели задаются вопросом, как определить, к какой категории земель относится земельный участок. Как правило, надел, находящийся в частной собственности, уже отнесен к той или иной категории, в соответствии с генеральным планом населенного пункта или территориальной единицы, в пределах которой он расположен.

Закон определяет несколько источников, где должна быть указана информация о целевом назначении. В п. 2 ст. 8 Земельного кодекса перечислено, в каких документах указывается категория земельного участка:

  • постановления органов исполнительной власти, которыми земля передается другим лицам;
  • договора в отношении участков;
  • кадастр недвижимости и выписки из ГКН;
  • документы о государственной регистрации объекта, в том числе или свидетельство о праве собственности, ранее выдаваемое Росреестром;
  • другие документы.

Заключение

Земельный фонд РФ разделен на категории в соответствии с целевым назначением земель. В рамках каждой из них действуют индивидуальные виды разрешенного пользования, нарушение которых влечет административную ответственность. Категории ВРИ в отношении каждого участка определяют, в основном, местные администрации. Для использования земли в целях, не соответствующих присвоенным ВРИ, участок нужно перевести в другую категорию или присвоить ему иные виды пользования. Для этого заинтересованное лицо подает в местную администрацию ходатайство.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Комментарий к Ст. 7 ЗК РФ

1. Деление земель на категории в зависимости от их целевого назначения традиционно для российского земельного права, соответствующие семь категорий земель существовали и в советский период, они выделялись всеми предыдущими земельными кодексами. Небольшие изменения претерпели лишь названия данных категорий. Так, категория, называвшаяся прежде «земли населенных пунктов», комментируемым Кодексом первоначально была названа «земли поселений», но после пяти лет действия данного Кодекса было решено вернуться к прежнему названию, и в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, данная категория называется «земли населенных пунктов».

Главы XIV — XVIII ЗК посвящены особенностям правового режима каждой из семи категорий земель.

2. Целевое назначение каждой категории земель определено в соответствующих статьях ЗК. Например, в соответствии со земли промышленности используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

Кроме того, особый правовой режим установлен законодательством для зон с особыми условиями использования территорий — охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов и иных зон.

Порядок осуществления зонирования территорий, о котором упоминается в комментируемой статье 7 ЗК РФ, регулируется Градостроительным кодексом. В соответствии с ним градостроительное зонирование — это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; а территориальные зоны — это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

На условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо предоставление разрешения в порядке, предусмотренном статьёй 39 Градостроительного кодекса РФ .

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

3. Для осуществления коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации исторически сложившихся и обеспечивающих неистощительное природопользование способов использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов законом выделяются территории традиционного природопользования таких народов, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий. Кроме того, законодательством могут быть установлены особенности правового режима и иных категорий земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей.
———————————
См. ФЗ о территориях природопользования коренных малочисленных народов.

Так, в соответствии с п. 5 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из таких земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Пунктом 6 этой же статьи установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.

Субъекты РФ в соответствии со спецификой конкретного региона в своих нормативных правовых актах (таких, как, например, Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 г. «О северном домашнем оленеводстве» (в ред. от 25 апреля 2006 г.)) также устанавливают правила охраны, предоставления и использования таких земель.

1

В данной статье проведено описание категорий земель по основному целевому назначению и имеющие определенный правовой режим. Категория по целевому назначению – один из важнейших элементов правового статуса земельного участка. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне их границ – к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Правовой режим земель определяется следующим образом: в законодательстве должны фиксироваться основные ограничения и предписания относительно использования наиболее важных и типичных земель, которые группируются в категории земель, так же существует целесообразность пересмотра принципов отнесения земель к категориям. На данный момент, органы государственной власти направлены на усовершенствование существующей системы классификации земель.

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136–ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) ЗК РФ.

2. Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. Т.2. Управление земельными ресурсами. – М.: Колосс, 2004. – 528 с.

3. Зинченко С.А., Бондрь Н.С. Собственность – свобода – право. – М.: Дело, 2004– с.34

4. Япаров Г.Х., Хамитов Д.А., Хамитова Л.С. Проблемы рационального использования земельного фонда и перспективы совершенствования управления земельными ресурсами Республики Башкортостан // Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85–летию Башкирского государственного аграрного университета, Уфа, 2015. – C. 389–39.

5. Япаров Г.Х., Уляева А.Г. Управление земельными ресурсами в России и Республике Башкортостан: история, экономика, кадры: Монография / Г.Х. Япаров, А.Г. Уляева; БГАУ. – Уфа: БГАУ, 2013. – 143 с.

6. Стафийчук И.Д. Правовая основа управления землями сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Д. Стафийчук, Н.Р. Янбухтин, Г.Р. Губайдуллина; [под общ.ред. И.Д. Стафийчука; рец. А.Н. Кутлияров]; Башкирский ГАУ, Башк. акад. гос. службы и управления при Президенте РБ. – . – Уфа:Гилем, 2012. – 292 с. – Библиогр.: с. 240–254.

Земля принадлежит к числу крайне ограниченных, невозобновимых ресурсов, поэтому стремление сохранить ее полезные свойства для будущих поколений требует четкой дифференциации антропогенной нагрузки на земельные ресурсы, установления разрешенных и неразрешенных способов эксплуатации земли, минимизации негативного влияния на окружающую среду.

Одним из ведущих инструментов правовой защиты земель, а также обеспечения их рационального использования и охраны, является установление целевого назначения земельных участков.

Целевое назначение земельного участка - это установленные законодательством порядок, условия, виды эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель.

Рациональное использование земельного участка является производным ее целевого назначения, ведь только оперируя четко установленной целью эксплуатации земли можно разрабатывать перечень конкретных методов ее использования, определять особенности размещения производительных сил в границах участка, устанавливать состав земельных угодий, а также осуществлять контроль рациональности землепользования.

Земельный участок, в отличие от других объектов права собственности, относительно которых собственник вправе совершать любые действия (уничтожать, портить, потреблять и т.д.), должен использоваться исключительно в соответствии с его целевым назначением, причем даже неиспользование участка является правонарушением.

Таким образом, целевое назначение следует признать особенно важной характеристикой земельного участка.

Правильное разделение земель на категории по их целевому назначению является важным фактором в экономическом, рациональном использовании земель. Каждая категория имеет отдельный правовой режим, определенную систему налогообложения. Компетенции органов государственной власти в области земельных отношений так же во многом различаются в зависимости от категорий земель.

В настоящий момент, незавершенность и несовершенство действующей нормативно-правовой базы, регулирующей разделение земель на категории приводит к ряду проблем по обеспечению рационального использования и охраны земель в России. В некоторых случаях правовой режим земель, установленный законодательством для определенной категории, может не соответствовать предусмотренному использованию земельного участка.

Это приводит к тому, что целевое назначение земельного участка может не соответствовать категории земель, к которой он относится, соответственно, будут неправильно установлены: правовой режим этого участка, система налогообложения, земельный участок будет в компетенции других органов государственной власти в области земельных отношений.

Все это вызывает необходимость разработки методики, которая позволит выбрать категорию земель, наиболее соответствующую фактическому использованию земельного участка.

Классификация земель производится в зависимости от определенных целей. В земельном праве России земли традиционно разделены на категории по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (ст. 7 ЗК РФ). Деление земель по целевому назначению - один из основных принципов земельного законодательства (пп.8 п.1 ст.1 ЗК РФ).

Действующее законодательство РФ не содержит определения понятия «категория земель». Проект ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую», внесенный Правительством РФ в Государственную Думу в 2004 г., включал следующую дефиницию: «категория земель - часть земель в Российской Федерации, характеризующаяся единым целевым назначением земельных участков, включенных в нее». Действующая редакция Закона не содержит определения. Общепризнанно, что категория земель - это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим .

1) актах органов власти о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном реестре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Общий, основной признак той или иной категории земель - юридически закрепленный, общий, основной характер их использования. Именно основной, так как абсолютное разделение земель по цели использования невозможно.

Пунктом 1 ст. 8 ЗК РФ установлено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении :

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

Земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель из одной категории в другую может производиться при предоставлении земельных участков, отводах для государственных и муниципальных нужд, возврате в прежнюю категорию отработанных или рекультивированных земель. Консервация земель вызывает перевод их, как правило, в земли запаса.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные .

В соответствии со ст. 14 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков .

В случае, если категория земель не указана в документах государственного земельного кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне их границ - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Законодатель не устанавливает иерархическую соподчиненность категорий земель, но в число основных принципов земельного законодательства включает приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (пп.6 п.1 ст.1 ЗК РФ) .

Категория по целевому назначению - один из важнейших элементов правового статуса земельного участка. Правовой режим земель определяется именно исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов .

Дифференциация земель той или иной категории (за исключением земель запаса), выделение видов и разновидностей земель определяется земельным, градостроительным, горным, водным, лесным, природоохранным законодательством.

Целевое назначение нельзя рассматривать как «естественное свойство» земель, ведь его установление является, прежде всего, волевым актом государства, направленным на наиболее полную реализацию земельно-ресурсного потенциала принадлежащей ей территории.

Многочисленные примеры свидетельствуют о низкой эффективности действия норм, предусматривающих целевое использование земель в соответствии с правовым режимом категории, к которой они относятся. Нельзя считать позитивом то, что в пределах категории земель могут быть земельные участки с правовыми режимами, которые существенно отличаются даже в пределах одной категории земель. Например, земли сельскохозяйственного назначения как категория включают земли: для ведения товарного сельскохозяйственного производства, для ведения фермерского хозяйства, для ведения личного крестьянского хозяйства, для ведения подсобного сельского хозяйства, для коллективного или индивидуального садоводства, для сенокошения и выпаса скота, для научно-исследовательских и учебных целей, для пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства и другие. Каждое из перечисленных целевых назначений характеризуется собственным правовым режимом, который отличается в пределах одной категории. Например, на землях личного крестьянского хозяйства не предусмотрено возведение капитальных строений, в то же время, на землях, допустим, для садоводства четко определено, что эти земли предназначены, помимо всего прочего, и для возведения необходимых домов, строений и т.д. Что различного в садах на землях для садоводства и садах на землях для личного крестьянского хозяйства.

Подытоживая, изложенное приходим к выводу, что в современных условиях правовой режим земель должен определяться следующим образом: в законодательстве должны фиксироваться основные ограничения и предписания относительно использования наиболее важных и типичных земель, которые группируются в категории земель.

Проблемной является ситуация, когда земельный участок может одновременно принадлежать к нескольким категориям земель. При этом следует установить правила разрешения коллизий между правовыми режимами в случае их возникновения. Прежде всего, это возможно путем установлении приоритетности одних категорий земель над другими. Такие приоритеты должны применяться не только при коллизии правовых режимов, но и при необходимости изменения категорий земель.

Таким образом, существует целесообразность пересмотра принципов отнесения земель к категориям с тем, чтобы основанием для отнесения земельного участка к определенной категории во всех случаях было целевое назначение земельного участка, а не другие критерии (субъект использования, территориальная принадлежность земельного участка).

Существующая система классификации земель себя изжила. Но на данный момент, усилия органов государственной власти направлены не на разработку новой системы классификации, а на усовершенствование существующей.

Библиографическая ссылка

Нуртдинова Р.Р. ЗАВИСИМОСТЬ УСЛОВИЙ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ ОТ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-7.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18698 (дата обращения: 17.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

На территории Российской Федерации располагается несколько категорий земли соответственно классификации земель по использованию. Отдельная категория подразделяется на типы «разрешенного использования земли». По большей части гражданами востребованы земельные наделы, отнесенные к категории «земля населенных пунктов».

Общие понятия

Градостроительный регламент для отдельной территориальной зоны страны разработан индивидуально. В его основе лежат правила землепользования и план застройки территории. Он составляется с учетом характеристик местонахождения и дальнейшего формирования инфраструктуры района, сочетаемости разных видов использования земли и регионального зонирования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Формулировка «вид разрешенного использования» обозначает целенаправленное предназначение земельного участка, находящегося в эксплуатации. Сведения о нем в обязательном порядке должны быть занесены в «Единый государственный кадастр недвижимости».

Он образован с целью усовершенствования сферы рационального землепользования, системы учета, находящихся в хозяйственном обороте земель.

Классификатор ВРИ определен исчерпывающий перечень стандартов и утвержден указаниями приказа № 540, изданного Минэкономразвития РФ. Он содержит наименование вида, его подробное описание и код. Он позволяет урегулировать вопрос об использовании земель по назначению на всей территории страны.

Чем регулируется

Регламентация вопросов относительно земельно-правовых отношений осуществляется нижеперечисленными нормативными актами:

Классификация земли

Правовой режим ресурса в российском государстве напрямую зависит от его целевого назначения. Их разделение на отдельные категории дозволяет повысить уровень регулирования отношений, связанных с использованием земель. Детальная классификация введена в действие с целью усовершенствования института их рационального использования.

Сельскохозяйственного назначения

В соответствии с классификацией землям, имеющим сельскохозяйственное назначение, присвоен код – № 1. Она содержит в себе 18 видов разрешенного использования, основными из которых являются:

Поселений

Деление территорий земель поселений на отдельные зоны осуществляется в соответствии с нормативами градостроительного регламента. На его основании разрабатывается план застройки определенной местности с четкими границами, которые отделяют их от земель иных категорий.

В него входит:

  • строительство гражданских и производственных, общественных зданий и сооружений;
  • создание и развитие инфраструктур в сфере транспортного строительства, инженерных коммуникаций;
  • проведение рекреационных мероприятий.

Спецназначения

Законодатель в отдельную категорию выделил земли, отведенные под:

  1. Обустройства кладбищ.
  2. Строительство крематориев.
  3. Организацию свалок бытовых отходов, включая иные виды объектов, которые нельзя использовать совместно с объектами других территориальных зон населенных пунктов.

Они должны отвечать требованиям, которые предусмотрены специальными нормативными актами.

Выделенные фонд РФ

Земельные ресурсы принадлежат российскому государству, которое наделено правом их владения, пользования и распоряжения на основе:

  • общефедерального достояния;
  • собственности субъектов Федерации.

Государство и муниципальные образования предоставляют земли в аренду гражданам на определенное время либо передают ее в постоянное владение.

Водный

Соответственно классификатору территории водных объектов делятся на виды разрешенного пользования:

  1. Общее.
  2. Специальное.
  3. Гидротехнические сооружения.

Участки земли, примыкающие к ним, используются для строительства инженерных систем водопользования и сооружений.

Лесной

Земли под лесными массивами подразделены на 4 вида разрешенного использования. На них допускается возведение объектов, которые предназначены для выработки определенной продукции из лесных ресурсов.

К ним относится:

  • заготовка древесины, грибов, ягод, их обработка и вывоз, сохранение полученной продукции;
  • искусственное культивирование леса.

Особо охраняемые

  • природных заповедников и биосферных заповедных районов, заказников;
  • природных и национальных парков;
  • уникальных, невосполнимых, ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природных комплексов;
  • искусственных дендрологических парков и ботанических садов;
  • лечебно-оздоровительных курортов и санаторий.

Резервные

Под резервными землями подразумеваются свободные, неосвоенные или выбывшие из хозяйственного оборота территории земель в силу различных причин. По площади они занимают 3 место, располагаясь в основном в малонаселенных местностях Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Их целевое назначение законодателем не определено, хотя они подлежат кадастровому учету и имеют федеральное, региональное и местное значение. Резервные земли переводятся в иные категории, поэтому их площадь с истечением времени сокращаются либо увеличиваются.

Они вовлекаются в хозяйственный оборот для целевого использования, изымаются в связи с изменяющимися обстоятельствами землепользования.

Особенности зонирования

Нормативами статьи 85 ЗК РФ предусмотрены 9 категорий территориальных зон. Из них только две категории подлежат передаче в частную собственность – земли, отведенные под строительство жилых площадей и используемые в сфере сельскохозяйственного земледелия.

Законодатель наложил запрет на обретение гражданами права собственности на земли, отнесенные к остальным категориям:

Наименование зон Вид разрешенного использования
Жилые

Застройка:

  • много-средне-малоэтажными зданиями;
  • индивидуальными домами;
  • разными типами построек
Общественно-деловые

Строительство зданий и сооружений для осуществления деятельности:

  • делового, общественного и коммерческого характера;
  • в сфере социального и коммунально-бытового обслуживания;
  • в отраслях производства и предпринимательства
Производственные, инженерной и транспортной инфраструктур

Сооружение:

  • объектов коммунального хозяйства;
  • производственных предприятий;
  • объектов транспортной инфраструктуры
Сельскохозяйственные

Создание:

  • сельскохозяйственных угодий;
  • дачного хозяйства;
  • садоводческого хозяйства
Рекреационные

Основание:

  • городских лесов, парков и скверов,
    садов, различных видов водоема;
  • мест отдыха, туризма, занятий спортом и физической культурой
Особо охраняемые На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования допускается возведение объектов, обеспечивающих функционирование зоны
Специального назначения

Обустройство:

  • кладбищ;
  • местзахоронения отходов потребления;
  • видов объектов, которые нельзя размещать в других территориальных зонах
Военных объектов

Строительство:

  • военных баз, городков, полигонов, аэродромов;
  • сооружений безопасности и космического обеспечения
Иные территориальные формирование земельных участков с учетом зонирования, местных особенностей использования и предполагаемых объектов капитального строительства

Видео: 7 назначений

Важные нюансы

Государство урегулирует систему природоохранных мероприятий путем изъятия из хозяйственного использования определенных территорий и акваторий. В пределах их границ наложены ограничения на осуществление какой-либо деятельности. Мера позволяет сохранить экологическую систему, генофонд флоры и фауны, природные ландшафты.

Если на наделе земли находится строение, которое принадлежит физическому либо юридическому лицу, то они вправе обрести на нее право собственности. Оно дозволяет установить форму владения ею сообразно нормам закона, ее целевое назначение и вид ее использования, на который выдано разрешение.

Он подлежит постановке на кадастровый учет, что влечет к присвоению уникального номера. Процедура осуществляется в заявительной форме на основании межевого дела оформленного по результатам выполненных камеральных и полевых работ.

Поделиться: