Какой штраф за пристройку. Какой штраф за строительство без разрешения на строительство? Незаконные постройки на участке

Возведение самовольных построек для России — ситуация наиболее распространенная. Некоторые считают, что если участок земли приобретен в собственность, они не обязаны отчитываться и оформлять строения, которые на нем возводят. Особенно это затрагивает временные постройки. Также, имеет место ситуация с выделением участков земли под строительство гаража в гаражных кооперативах.

Только законодательство предусматривает четкий и строгий порядок возведения любого типа построек . Изначально, сам факт будущего строительства на собственном участке необходимо согласовать с соответствующими государственными органами и получить от них .

А как же быть тем, кто уже возвел строение? Строение любого типа, возведенное без соответствующей процедуры согласования, называется самостроем .

Для таких ситуаций законодательство предусматривает отдельную процедуру узаконивания.

Изменения в 2019 году

Как таковых изменений по узакониванию самовольных построек на своей земле 2019 год не принес. Однако, в связи с активной борьбой государственных органов с проблемной и ветхой недвижимостью, ужесточается порядок данной процедуры .

Уже сегодня есть реестр государственных , которых категорически запрещена. А значит, прежде чем заниматься процедурой узаконивания постройки, необходимо предварительно узнать: имеется ли право приватизации того земельного участка, на котором стоит самострой? В противном случае можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда будет затрачено много времени и сил, а решение суда будет прямо противоположно желаемому — снос .

Нормативно-правовая база

Самый главный нормативный акт, определяющий понятие самовольных построек — это Гражданской кодекс Российской Федерации . В ст. 222 ГК РФ дается емкое и четкое понятие, что такое самовольная постройка .

Здесь же указано, что лицо, которое возвело постройку без согласования и разрешения соответствующего органа на участке земли, не предназначенном для строительства, не имеет на постройку права собственности.

У собственника земли может нет вообще никаких прав , пользоваться, распоряжаться недвижимостью. При выявлении таких построек государственный орган в судебном порядке может потребовать от собственника земли снести сооружение за его счет. И в такой ситуации суд будет на стороне государства.

В 2015 году в связи с популярностью этого вопроса и большим количеством судебных прецедентов по искам об узаконивании самостроя был принят закон на федеральном уровне «Об узаконивании самовольных строений» №258-ФЗ.

Еще одним важным нормативным актом, влияющим на вопросы признания постройки самостроем, является Земельный кодекс РФ . Ведь именно исходя из того, к какой категории относится земельный участок, определяется — можно ли на нем вести строительство.

Нельзя уменьшать и роли Кодекса об административных правонарушениях РФ . В случае выявления самовольного возведения постройки собственнику земли будет грозить именно административный штраф в размере до 1 000 000 рублей .

Налоговый кодекс РФ предусматривает начисление двойного налога, штрафов и пени на собственника самостроя.

Для того чтобы упростить процедуру легализации самовольных построек на дачных участках, был принять Федеральный закон №93-ФЗ, который называют «дачной амнистией», позволяющий узаконивать строения на дачных и садовых участках в упрощенном порядке.

Узаконивание самовольных строений затрагивают и положения Градостроительного Кодекса РФ.

Судебная практика

Есть два способа провести узаконивание самовольно возведенного строения: « » и . Практика узаконивания строений в суде началась еще с 2006 года, когда в суды активно пошли владельцы гаражей, возведенных в гаражных кооперативах без соответствующих документов в 90-ые годы.

В случае, если строение, возведенное без разрешения госорганов, безопасно для окружающих, не располагается на муниципальной земле, не затрагивает интересы третьих лиц, суд достаточно быстро выносит решение о признании на нее права собственности за истцом.

Особенно это касается ситуаций, попадающих под категорию «за сроком давности». Это те случаи, когда постройки были возведены до принятия норм о необходимости получения разрешения на строительство . Ведь здесь собственник попадает в непростую ситуацию. По сути, у него есть, а по внесенным в законодательство изменениям право собственности на возведенное строение не оформлено.

При предоставлении суду соответствующих документов о том, что участок находился в собственности у истца более 10-ти лет, он пользовался им надлежащим образом, уплачивая все необходимые налоги и сборы, процедура признания за ним права собственности не займет много времени.

Порядок узаконивания

Права собственности на подобную недвижимость передаются владельцу земельного участка при выполнении нескольких условий:

  1. Земля должна находиться в собственности.
  2. обязана допускать возможность ведения на нем строительства объекта недвижимости.
  3. У государственных органов не должно быть претензий относительно рассматриваемого участка земли и самовольного строения.
  4. Лицо, которое возвело незаконное строение, при прохождении процедуры узаконивания должно оплатить соответствующие налоги и штрафы в ИФНС за последние 3 года с начислением соответствующих пени. Здесь стоит добавить, что в случае, если земельный участок находится в собственности у лица более 10-ти лет, налоги и штрафы за возведенную недвижимость могут быть начислены за весь этот период .

Законодатель предусматривает два порядка для узаконивания самовольных построек: судебный и административный.

Судебный порядок узаконивания

Прежде чем писать и подавать исковое заявление, необходимо убедиться в некоторых аспектах постройки и собрать требуемый пакет документов.

Первое , на что нужно обратить внимание: находится ли земля, на которой размещено строение, в собственности?

Если да, то проблем не возникнет, главное — подготовить для суда документы, которые подтверждают это. Узакониванию подлежат только те постройки, которые возведены на или на участке для . Если , потребуется сначала перевести участок в нужную категорию, а только потом заниматься узакониванием постройки.

Второе . Если причиной отнесения строения к самовольной является только отсутствие полученного заблаговременно разрешения на строительство, суд потребует от истца доказательств того, что он пытался получить разрешение своевременно (перед началом строительства) всеми возможными способами . Однако, на сегодня этот фактор не является решающим. Суд старается не заострять на этом внимание, так как многие просто не обращались за разрешение в свое время. А некоторые и вовсе не знали, что его нужно получать.

Третье . Необходимо заранее убедиться в том, что постройка не нарушает расположением права третьих лиц (соседей, администрации и т.д.), безопасна для иных лиц. Отсутствие таких препятствий при узаконивании постройки доказывать должен истец, а значит, перед обращением в суд следует получить письменное объяснение от соседей, что строение не нарушает их и не мешает им.

Четвертое . Главным фактором в суде, при признании за истцом права собственности на строение, являются официальные документы из отдела архитектуры и , где указывается, что спорная постройка соответствует всем правилам, нормам и СНИПам , согласно которым ведется строительство. Следовательно, истцу необходимо до предоставления документов в суд пройти по этим организациям и получить от них соответствующие заключения.

Документы, требуемые суду для узаконивания самостроя

В зависимости от того, какую постройку планируется узаконивать — дом, сарай, дача или гараж — список документов может варьироваться. Однако, есть общие документы, необходимые на любое строение для введения его в законное право собственности:

  1. . Это может быть не только свидетельство о праве собственности, но и свидетельство о праве наследования или договор купли-продажи. Однако для суда лучшим аргументом будет все-таки уже оформленное и зарегистрированное в Росреестре право собственности.
  2. Кадастровый план земли.
  3. . Даже если оно еще не оформлено, при обращении в БТИ можно получить технический паспорт на постройку.
  4. Техническое заключение о том, что строение пригодно к эксплуатации.
  5. Справка о его стоимости (инвентаризационной).
  6. Градостроительный план всего участка.
  7. Документы, которые наиболее часто затребует суд по делам данной категории: акт согласования границ и .

Когда признается право собственности на гараж в гаражном кооперативе, в суд подаются следующие документы:

  1. Документ, который подтверждает выделение участка в гаражном кооперативе истцу.
  2. Документы, которые подтверждают пользование возведенным гаражом на протяжении 10-ти лет (квитанции об уплате членских взносов).
  3. Техническая документация на гараж из БТИ.
  4. Письменное заявление от председателя гаражного кооператива.
  5. Письменное заявление от администрации города о том, что у них отсутствуют претензии по факту признания за истцом права собственности на гараж.

Узаконивание самовольно построенного гаража

Гараж может быть построен не только на территории гаражного кооператива, но и на даче, в садовом товариществе или просто на голом земельном участке.

При оформлении гаража, построенного на территории частного земельного участка (дачи или сада), действуют правила: земля должна находиться в собственности .

Проще всего, когда права собственности на землю и на гараж находятся у одного человека . Здесь пропадает необходимость доказывать через суд право на собственность и пользование земельным участком, на котором уже стоит гараж.

В противном случае никто не застрахует от предъявления прав на эту территорию соседей или третьих лиц.

Когда гараж установлен на территориях дачных или садовых товариществ, можно обойтись без обращения в суд, просто оформив это строение как вспомогательную постройку (помещение) . Если же гараж носит характер капитального строения, то необходимо обратиться в муниципальную (местную) комиссию по устранению самостроя. Здесь потребуется написать заявление с просьбой о регистрации .

Если муниципалитет не имеет прав на рассматриваемый участок, то проблем с оформлением права собственности на гараж не возникнет. Перед обращением требуется заполнить соответствующую декларацию. Для этого нужно знать дату постройки гаража и наименование материалов. Лучше всего если у заявителя сохранятся чеки на закупку стройматериалов.

Далее необходимо обратиться в территориальный отдел БТИ для постановки гаража на учет как объекта недвижимости и его регистрации как самовольного строения.

Следующей инстанцией является архитектурный департамент , где необходимо получить декларацию о строительстве. В этой декларации будут указаны точные, технические параметры постройки.

Если комиссией будет признано, что гараж возведен в соответствии с нормами, у собственника есть необходимые тех. документы, он подтвердил свое право на рассматриваемое строение – гараж будет легализован в административном порядке.

Однако муниципальные власти чаще всего не признают право собственности на гаражи за заявителем. И тогда приходится прибегать ко второму способу – судебному рассмотрению проблемы . Здесь следует заранее проверить наличие основных документов, чтобы иск суд признал бесспорным и не затягивал рассмотрение этого дела.

Обращаясь в суд с подобным иском, стоит знать, что подтверждением владения и пользования гаражом на территории кооператива является членская книжка.

В случае если гараж возведен во дворе , оформить на него право собственности, равно как и доказать право пользования, проблематично. Здесь все зависит от позиции, которую займут муниципальные власти. Если же участок земли во дворе многоквартирного дома переходит собственнику гаража по приватизации, то право собственности оформляется путем получения тех. документов из БТИ и заключением договора с администрацией города (района).

Легализация самовольной постройки на нецелевом участке

В случаях, когда самовольная постройка возведена на собственном участке, не предназначенном для строительства, процедура легализации строения существенно усложняется. Сложность заключается в том, что в первую очередь требуется перевести сам земельный участок в категорию , разрешающую ведение на нем строительства.

Подать в муниципалитет ходатайство о переводе участка из одной целевой категории в другую может только собственник . В таком ходатайстве обязательно должна быть указана обоснованная причина для перевода.

К ходатайству прикладываются имеющиеся документы на землю: и ; а также все документы, подтверждающие личность заявителя и его право собственности на этот участок.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительный орган выносит соответствующий акт об удовлетворении ходатайства или об отказе в удовлетворении.

Только после перевода земельного участка в целевую категорию, разрешающую ведение на нем строительства, можно заниматься легализацией самовольной постройки, возведенной на ней в общем порядке.

Узаконивание самовольной постройки в республике Крым

Особенностью легализации самовольных строений в республике Крым является тот факт, что законодательство относительно самостроя на их территории не действует . Соответственно, в Крыму узаконить самовольное строительство сложнее, производится оно в судебном порядке.

Еще фактором, усложняющим данную процедуру на территории республики, является большое количество природоохранных зон, зон отдыха, исторических мест и памятников .

Соответственно, подавая иск в суд об узаконивании самовольной постройки, помимо стандартного пакета документов, потребуется приложить еще и разрешение от соседей на данную процедуру.

Представители администрации города (района) обязаны присутствовать на судебных заседаниях и высказывать мнение по данному факту: возражают или не возражают против признания права собственности.

Во всем остальном процедура легализации строения проходит по общим правилам.

Легализация самостроя на участке ИЖС

Узаконить самовольное строение, возведенное на участке категории ИЖС под проще всего.

Главная проблема, почему постройка на таком участке может быть признана самостроем – это отсутствие разрешения . Чтобы оформить право собственности на строение, потребуется пройти процедуру административного узаконивания. Как описывалось выше, это потребует от собственника обратиться изначально с соответствующим ходатайством в муниципалитет , предоставить им соответствующий пакет документов и оплатить штраф, который будет установлен государственными органами согласно ст. 9.5 КоАП РФ.

Если администрация муниципального образования по каким-либо причинам откажет собственнику земельного участка в узаконивании возведенного на нем строения, всегда можно обратиться с соответствующим иском в суд.

Консультация на видео

О том, как узаконить самострой, рассказывают специалисты ниже на видео.

Строительство здания или сооружения без получения соответствующих документов в том, числе разрешения на строительство является незаконным.
В России самовольное строительство явление распространенное не смотря на то, что существует ряд документов налагающих ответственность как административную, так и уголовную (в случае несчастных случаев).

В соответствии с ГК РФ Статья 222, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Иногда незаконное строительство является временным явлением, то есть застройщик начинает стройку не имея полного пакета документов, но в процессе строительства их получает. При этом застройщик лучшем случае рискует получить штраф, в худшем отказ в разрешении на строительство или отказ на подключения к каким либо сетям инженерно-технического обеспечения. В таком случае строительство превращается в всем известный долгострой.

К сожалению, распространены и явления умышленного строительства с нарушением всех норм, при этом не соблюдая ни правил застройки и землепользования, ни строительных норм ни норма санитарного благополучия.

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

      Правовые нормы незаконного строительства определены:
    • Гражданский кодекс РФ Статья 222 Самовольная постройка.

Ответственность за незаконное строительство:

    • Кодекс РФ об административных правонарушениях N 195-ФЗ, Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию.
    • Градостроительный кодекс РФ, Статья 58-62. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности

ШТРАФЫ ЗА НЕЗАКОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

1. Строительство или реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство влечет наложение административного штрафа:

    • На граждан – административный штраф в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей;
    • На должностных лиц – от 20 тысяч до 50 тысяч рублей;
    • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток;
    • на юридических лиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение сроков направления в органы государственного строительного надзора и исполнительной власти извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или не уведомление о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, влечет

    • На граждан наложение административного штрафа в размере от 500 руб. до 1 тысячи рублей;
    • На должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;
    • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 тысяч до 40 тысяч рублей;
    • На юридических лиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства влечет:

    • На граждан наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей;
    • На должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
    • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 10 тысяч до 40 тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток;
    • На юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток

4. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет:

  • На граждан наложение административного штрафа в размере от 500 руб. до одной тысячи рублей;
  • На должностных лиц – от 1 тысячи до 2 тысяч рублей;
  • На юридических лиц – от 10 тысяч до двадцати тысяч рублей.

СЛОЖИВШАЯСЯ ПРАКТИКА

В гражданском кодексе совершенно определенно указано, что самовольное строение подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Но на практике арбитражные суды очень редко обязывают лиц, осуществивших самовольное строительство, производить снос. Чаще всего суд, отказывая в удовлетворении иска о признании права собственности, не накладывает на истцов обязанности осуществить снос незаконно возведенных объектов.

Так же суд должен доказать, что именно это лицо произвело постройку. На этом этапе истцов ожидают серьезные трудности, особенно тогда, когда не согласовывалось вообще никаких проектов, планов, не подавалось заявлений о разрешении на строительство и т.д.
Если никто ничего не оформлял, то доказательную базу для суда могут составлять лишь сами строительные действия. Но на практике даже факт строительства доказать иногда бывает проблематично. К примеру, если строительство было окончено до того, как истец приобрел землю, где был зафиксирован самострой.

Еще одной проблемой в сносе незаконной постройки является факт ее передачи другому лицу. То есть когда застройщик может сказать, что он не строил объект, а он достался от предыдущего владельца. Здесь возникают очевидные сложности с содержанием закона, ведь согласно ст. 222 ГК РФ сносить самовольную постройку должен именно тот, кто ее возвел и на ком лежит вина в нарушении закона. Но также и продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки в отношении незаконной постройки нельзя.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, это решение, с стороны застройщика, кажется оправданным в виду длительности и дороговизны процедуры получения разрешения на строительства и отвода земельных участков, а также практического отсутствия возможности легализовать уже возведенную постройку в административном порядке.


Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2020)

КоАП РФ Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

Перспективы и риски судебных споров. Ситуации, связанные со ст. 9.5. КоАП РФ

Уполномоченный орган хочет привлечь организацию (ИП) к ответственности за нарушение порядка строительства, реконструкции или капремонта объекта капстроительства

Уполномоченный орган хочет привлечь организацию (ИП) к ответственности за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию

Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение порядка строительства, реконструкции или капремонта объекта капстроительства

Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, -

(см. текст в предыдущей редакции)

Влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(см. текст в предыдущей редакции)

Штраф за самострой можно оспорить . В 90% случаев нашим клиентам не приходится платить штраф за самовольное строительство. Наши специалисты обладают богатым опытом, и уже при первой консультации смогут спрогнозировать шансы не платить штраф за строительство без разрешения.

Cтроительство без разрешения на строительство не редкость в нашей стране. Существует много причин, которые побуждают застройщиков, подрядчиков и собственников земельных участков заниматься самовольным строительством. К таким причинам относятся и сложность самого процесса согласования проекта (оформление большого количества разрешительной документации), и сложность непосредственно процесса выделения земельного участка. Чаще всего, с проблемами, сопутствующими самовольному строительству, сталкиваются на завершающей стадии – на этапе оформления прав собственности на строение и ввода его в эксплуатацию.

Часть 1 статьи 222 "Гражданского кодекса РФ" поясняет, что «к самовольной постройке относится жилой дом, строение, сооружение или другое недвижимое имущество, которое возведено на земельном участке, не предназначенном для этих целей, либо строение, созданное без получения на это необходимой разрешительной документации или с нарушением строительных и градостроительных правил и норм.»

Основные правовые последствия незаконного строительства заключаются в том, субъект, осуществивший это строительство, не приобретает на него права собственности.

При этом возникают следующие правовые последствия:

  • право собственности в этом случае может распространяться только на израсходованные материалы для возведения самовольной постройки;
  • самовольное строение не может считаться недвижимым имуществом и, соответственно, не может быть зарегистрировано в учреждениях юстиции;
  • соответственно, с этим объектом не может быть проведено никаких сделок, оно не может быть передано по наследству, нельзя получить под него залог или ипотеку.
  • также необходимо отметить, что на самовольное строение, которое было возведено на незаконно занимаемом участке, не может распространяться приобретательская давность.

При обнаружении объекта самовольного строительства, согласно ч. 1 статьи 9.5. "КоАП РФ" - «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство», а также, согласно положениям статьи 28.3 пункт 2 статьи 28.4, статьи 25.11 КоАП РФ, правоохранительные органы имеют право возбудить дело об административном правонарушении.»

Поделиться: