Какой может быть кодификация международного права. Понятие кодификации международного права

Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Из этого видно, что кодификация представляет собой правотворческий процесс. Принято различать кодификацию официальную, осуществляемую государствами, их организациями, и неофициальную, производимую без участия государств общественными организациями, частными лицами. Общественная организация - Международный комитет Красного Креста - подготовила проекты кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов. На их основе дипломатические конференции приняли четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Главной разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная кодификация , осуществляемая учеными или их организациями. Такого рода кодификация играла и продолжает играть важную роль. Собственно говоря, сегодня любая кодификация в той или иной мере является доктринальной, поскольку не может осуществляться без участия ученых.

Первая попытка создать кодекс международного права принадлежит австрийскому юристу А. Домин-Петрушевичу, который в 1861 г. опубликовал свой кодекс. В 1868 г. то же сделал швейцарский юрист И.К. Блюнчли. Затем последовало несколько других проектов. Активно выступал в пользу кодификации Д.И. Каченовский. Его идея кодификации коллективными усилиями ученых многих стран воплотилась в создании в 1873 г. Института международного права. Доктринальной кодификацией занимаются и другие международные научные организации, например Ассоциация международного права со штаб-квартирой в Лондоне и филиалами во многих странах, в их числе и Российская ассоциация международного права. Проекты таких организаций принимаются во внимание при официальной кодификации.

Известны и национальные проекты кодификации. В 1930 г. были опубликованы результаты кодификации ряда отраслей международного права, проделанной американскими учеными на базе юридического факультета Гарвардского университета. В настоящее время регулярно обновляемый кодекс международного права публикуется Американским институтом права и пользуется значительным авторитетом даже в судебной практике.

Официальная кодификация началась во второй половине прошлого века и была посвящена законам и обычаям войны. Главную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.). Лига Наций пыталась осуществить ряд кодификационных проектов, была созвана специальная конференция, но успеха эти попытки не имели. Ведущие державы не были готовы ограничить свою свободу действий.

Новый этап в истории кодификации открывается с принятием Устава ООН, в котором говорится, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в целях, в частности, "поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации" (ст. 13). Знаменательно, что прогрессивное развитие поставлено на первое место. В настоящее время общепризнано, что кодификация международного права невозможна без его прогрессивного развития.

В общем, в последние десятилетия сложился довольно развитый механизм кодификации и развития международного права. Многие юристы довольно высоко оценивают возможности этого механизма. Но есть правоведы, весьма скептически относящиеся к результатам кодификации. Утверждается, будто вместо выяснения существующих неясностей новые конвенции в результате неточных формулировок и широкого использования оговорок создают еще большую неопределенность и путаницу.

Эффективность кодификации во многом зависит от того, что она не разрушает и не подменяет обычное право, а взаимодействует с ним. Одна из главных проблем права заключена в том, чтобы не отставать от хода жизни. Новое право в значительной мере создается за счет развития старого. Одним из средств обновления международного права и является кодификация.

Кодификационный процесс позволяет усилить социальный характер международного права, отразить в нем социальные цели, соответствующие потребностям международного сообщества в целом. С помощью кодификации конкретные нормы, институты и отрасли перестраиваются в соответствии с целями и принципами системы международного права в целом, в результате чего система упрочивается. В формировании общего, обычного права решающая роль всегда принадлежала ведущим державам. Кодификационный процесс открывает большие возможности для участия всех государств в правотворчестве.

В общем, кодификация стала важным элементом правотворческого процесса. Многое уже сделано, и еще больше предстоит сделать. Но на этом пути немало препятствий. Прежде всего, кодифицирующие конвенции с трудом собирают, а порой так и не собирают то количество ратификаций, которое необходимо для их вступления в силу, не говоря уже об участии в этом процессе большинства государств. Определенный выход видится в том, чтобы рассматривать конвенции как декларативные в отношении существующего обычного права. Международный Суд ООН применил положения Венской конвенции о праве международных договоров еще до ее вступления в силу как авторитетное доказательство существования обычных норм, и это несмотря на то что США и ряд других влиятельных держав до сих пор не участвуют в упомянутой Конвенции.

Другой путь решения проблемы состоит в том, чтобы Комиссия международного права ООН и другие органы, занятые кодификацией, готовили не проекты конвенций, а проекты резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, руководства, примерные положения и т.п. Такие акты не нуждаются в ратификации и сравнительно быстро проникают в практику. На их основе формируются нормы обычного права. Комиссия международного права уже встала на этот путь.

Несмотря на успехи кодификации, темпы ее отстают от требований современной жизни, создается впечатление, что подобная ситуация устраивает ведущие мировые державы. Представитель Госдепартамента США еще в 60-х гг. XX в. заявлял, что норм достаточно и поэтому главная задача состоит "в более широком использовании существующего механизма и имеющихся норм". Действительно, особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективности уже существующих норм. Беда, однако, в том, что, высказываясь в пользу господства права, руководители государств на деле не принимают ощутимых мер в этом направлении. Весьма показательна в этом плане судьба проекта статей об ответственности государств, над которым Комиссия международного права ООН трудилась более четверти века. Проект имеет большое значение для совершенствования именно механизма действия норм. Тем не менее Генеральная Ассамблея ООН в 2001 г. ограничилась лишь принятием проекта к сведению.

В целом же было бы неправильно противопоставлять правотворчество совершенствованию механизма правоосуществления. Оба процесса взаимосвязаны.


Похожая информация.


Кодификация норм международного права - это официальная систематизация действующих договорных и (или) обычных международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права на специальных международных (дипломатических) конференциях или в рамках международных межправительственных организаций с целью:

а) преобразования обычных международно-правовых норм в договорные международно-правовые нормы и закрепления их в соответствующем международном договоре (договорах);

б) разработки новых международно-правовых норм, необходимость в которых продиктована развитием науки и техники, освоением новых пространств и территорий (космического пространства, Луны, глубоководного района морского дна и др.), расширением интеграции и межгосударственного сотрудничества;

в) ревизии (пересмотра) и уточнения отдельных международно-правовых норм с исключением из правового оборота устаревших норм, не отвечающих современным реалиям (например, взимание контрибуций, отмена каперства и права победителя, неприсвоение захваченной во время войны территории и др.) и заменой их более прогрессивными;

г) четкого, последовательного и ясного изложения международно-правовых норм, исключающего их двоякое толкование;

д) сближения позиций различных групп государств и различных правовых систем в раскрытии юридического содержания уже существующих и вновь разрабатываемых международно-правовых норм;

Такой широкий охват кодификационных целей позволяет утверждать, что кодификация, осуществляемая на официальном уровне субъектами международного права, является нормотворческим процессом, способствует прогрессивному развитию международного права и является средством укрепления международного правопорядка*. А сами кодификационные конвенции по охвату субъектов международного права и по объему правового регулирования являются универсальными, многосторонними договорами большой политико-правовой значимости, открытыми для участия в них наибольшего числа субъектов международного права.

* Подробнее см.: Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989. С. 228-241.

Вполне понятно, что процесс кодификации не может охватить все существующие ныне и действующие обычные международно-правовые нормы, равно как и нельзя заставить все суверенные государства стать участниками кодификационных конвенций. Для государств, не участвующих в кодификационных конвенциях, международно-правовые нормы таких конвенций действуют в качестве обычных международно-правовых норм. Например, СССР долгие годы не был участником Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., однако скрупулезно выполнял все ее положения в качестве обычных международно-правовых норм. Более того, в преамбуле Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. говорится, что "нормы международного обычного права (или обычные международно-правовые нормы. - Г.М.) будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции". Аналогичные правила закреплены и в преамбулах Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.



Международная практика государств, обобщенная Комиссией международного права ООН, привела к тому, что во второй половине XX в. в рамках системы ООН была осуществлена кодификация международно-правовых норм в таких отраслях международного права, как международное морское право, международное космическое право, международное воздушное право, право внешних сношений, право международных договоров, международная защита прав и свобод человека, и др., т.е. в таких отраслях, которые в наибольшей мере способствовали сохранению мира и укреплению международной безопасности, упрочению международного правопорядка и политической стабильности в мире, урегулированию спорных вопросов и расширению межгосударственного сотрудничества по всему спектру международных отношений.

Сущность кодификации и ее влияние на прогрессивное развитие международного права особенно рельефно можно проследить на кодификации международно-правовых норм в области международного морского права как с точки зрения временного интервала кодификации, так и с точки зрения объема проделанной работы.

Столетиями существовавшие обычные международно-правовые нормы на I Конференции ООН по морскому праву (с 24 февраля по 29 апреля 1958 г.) были кодифицированы в четырех Женевских конвенциях – "О территориальном море и прилежащей зоне", "Об открытом море", "О континентальном шельфе", "О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря". Несмотря на проведенную кодификацию, некоторые вопросы так и остались неурегулированными: не был установлен единый лимит ширины территориального моря; не была определена внешняя граница континентального шельфа, поставленная в зависимость от глубины (200 м и далее) и технических возможностей государства по разведке и разработке минеральных ресурсов ("ползучая граница"); в числе четырех свобод открытого моря не были названы свобода научных исследований и другие свободы.



Состоявшаяся в 1960 г. II Конференция ООН по морскому праву закончилась безрезультатно. В 60-х годах с внедрением океанического промыслового рыболовства крупными державами рыбные запасы Мирового океана стали катастрофически уменьшаться, что вызвало крайне отрицательную реакцию молодых развивающихся стран, возникших на обломках бывших колониальных империй. Одновременно были выявлены фантастические запасы железомарганцевых конкреций в глубоководной части дна Мирового океана, начала стремительно развиваться научно-исследовательская деятельность в Мировом океане с применением новейших технических средств и технологий.

В 1968 г. был создан Комитет ООН по морскому дну, который фактически начал подготовку к III Конференции ООН по морскому праву в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1970 г. (2750/XXV).

С 1973 по 1982 г. с участием практически всех государств мира и большинства специализированных учреждений ООН проходила III Конференция ООН по морскому праву, завершившаяся принятием Конвенции ООН по морскому праву, состоящей из 320 статей и 9 приложений, справедливо названной всеобъемлющей Конвенцией. Были не только кодифицированы существовавшие ранее договорные международно-правовые нормы, но и разработаны новые, в том числе целые институты, ранее не существовавшие.

В Конвенции определены внешние границы территориального моря, прилежащей зоны и континентального шельфа, подробно регламентирован режим мирного прохода иностранных судов через территориальное море, раскрыто юридическое содержание новых институтов международного морского права (проливы, используемые для международного судоходства с транзитным проходом через них, государства-архипелаги с правом транзитного прохода через архипелажные воды, исключительная экономическая зона, Международный район морского дна и освоение его ресурсов, защита морской среды, морские научные исследования и др.), разработаны правовые основы создания и деятельности Комиссии по границам континентального шельфа. Международного органа по морскому дну, Международного трибунала по морскому праву, Арбитража и других органов (подробнее см. гл. VI). Проведенная кодификация способствовала прогрессивному развитию международного права и всесторонней деятельности государств в Мировом океане.

При кодификации международного права понимается систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права.

Первые упоминания в литературе по международному праву о полезности кодификации относятся к периоду буржуазных революций. Считается, что первым, кто выступил с идеей кодекса международного права, был английский, юрист и философ И. Бентам. Он, в частности, писал, что «мало можно найти в жизни вещей более необходимых, чем кодекс международного права ».

Кодификация предполагает не только приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точное их формулировки, отражение в договорной форме международных обычаев. Таким образом, современная кодификация международного права осуществляется путем:

а) установление точного содержания и четкого формулирования уже существующих и действующих (Обычных или договорных) принципов и норм международного права в определенной сфере отношений между государствами (области международного права);

б) изменения или пересмотра устаревших норм;

в) разработки новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса, актуальных потребностей международных отношений, особенно в контексте решения глобальных проблем человеческой цивилизации;

г) закрепление в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенции, договоре, соглашении) или в ряде актов (в конвенциях, декларациях и резолюциях конференций).

В научной литературе по международному праву до сих пор встречается разделение кодификации международного права на официальную и неофициальную. Поводом к такому разделения послужили неоднократные попытки неофициальной или доктринальной (научной) кодификации международного права, предпринятые отдельными юристами (например, Бустаманте, Блюнчли, Каченовский) и некоторыми международными и национальными неправительственными учреждениями и организациями (например, Институтом международного права, Ассоциацией международного права, латиноамериканскими организациями юристов-международников). Однако международная практика свидетельствует о том, что кодификация международного права является сложным политико-правовым процессом нормотворчества в международных отношениях и поэтому всегда выступает в качестве межгосударственной деятельности. Итак, кодификация международного права может носить только официальный характер.

Официальная кодификация международного права реализуется в форме международных договоров. Особое место в кодификационных процессов занимает Организация Объединенных Наций. Устав ООН содержит положения о том, что «Генеральная Ассамблея (ГА ООН) организует исследования и делает рекомендации в целях: а) ... поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации »(статья 13 Устава). Таким образом, следует отметить, что понятие «кодификация» и «прогрессивный развитие международного права »являются составными, взаимозависимыми и такими, что взаимопроникают, элементами единого кодификационного процесса.

Практической деятельностью по кодификации международного права в рамках ООН занимается Комиссия международного права (полное наименование - Комиссия по прогрессивного развития и кодификации международного права), является вспомогательным органом ГА ООН, ей подотчетна и подконтрольна. Комиссия основана резолюцией ГА ООН 174 (II). Деятельность Комиссии регулируется Положением 1947 года (с последующими изменениями), утвержденным ГА ООН. В ее состав входят 34 (до 1981 года - 25) юриста-международника, «пользующихся признанным авторитетом в области международного права ». Члены Комиссии избираются ГА на 5-летний срок и выступают в личном качестве. В задачу Комиссии входит поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации. Положение о Комиссии предусматривает, что весь процесс ее деятельности должен быть подчинен задаче достижения таких результатов, которые были бы приемлемы для заинтересованных государств.

Хотя Комиссия занимается преимущественно вопросами международного публичного права, она рассматривает и вопрос частного права. В основном Комиссия занимается подготовкой проектов статей и конвенций в целом. В начале работы она обращается к правительств государств-членов ООН с просьбой направить ей тексты законов, судебных решений, договоров, дипломатической переписки и других документов, необходимых для глубокого и подробного изучения вопроса, что кодификуеться. После этого предполагается издание документа Комиссии, в котором содержатся проекты статей или конвенций вместе с пояснительными и вспомогательными материалами и информацией. Этот документ направляется правительствам от имени Комиссии с просьбой представить с поводу него свои замечания. Впоследствии Комиссия учитывает эти замечания правительств

при составлении окончательного проекта, рекомендуется в ГА ООН для принятия соответствующего решения. Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты Комиссией в области права международных договоров, права международных организаций, дипломатического и консульского права, международного права в период вооруженных конфликтов.

  • Становление и развитие международного права
    • О возникновении международного права
    • Состояние и характер современного международного права
    • Перспективы развития международного права
    • Международное право и мировой правопорядок
  • Понятие, особенности и система международного права
    • Понятие международного права
    • Особенности международного права
    • Система международного права
  • Нормы и принципы международного права
    • Нормы международного права
    • Принципы международного права
  • Источники международного права
    • Общая характеристика источников международного права
    • Международные договоры
    • Международный обычай
    • Решения международных организаций и конференций
    • Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм
    • Кодификация международного права
  • Соотношение международного и внутригосударственного права
    • Теории соотношения международного и внутригосударственного права и практические трудности в этой области
    • Сущность и механизм взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Соотношение международного публичного и международного частного права
    • Конституция и международное право
    • Международное право в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
    • Реализация норм международного права судами общей юрисдикции и арбитражными судами Российской Федерации
  • Субъекты международного права
    • Общие вопросы международной правосубъектности
    • Международно-правовое признание
    • Правопреемство в международном праве
  • Население и международное право
    • Международно-правовая регламентация положения населения
    • Международно-правовые вопросы гражданства
    • Правовой режим иностранцев
  • Территория и международное право
    • Виды территорий в международном праве
    • Территория государства
    • Территориальные приобретения и изменения
    • Территориальные споры
    • Государственная граница
    • Демаркационные линии
    • Международные реки
    • Международные каналы
    • Правовой режим Арктики
    • Международно-правовой статус Шпицбергена
    • Международно-правовой режим Антарктики
  • Принуждение и ответственность в международном праве
    • Классификация мер международно-правового принуждения
    • Санкционные меры международно-правового принуждения
    • Несанкционные меры международно-правового принуждения
    • Санкционная ответственность в международном праве
    • Объективная ответственность в международном праве
  • Право международных договоров
    • Право международных договоров как отрасль международного права
    • Национальное право и международные договоры Российской Федерации
    • Международные договоры как юридические акты международного права
    • Заключение между народных договоров
    • Оговорки и заявления к международным многосторонним договорам
    • Депозитарий многостороннего договора и его функции
    • Регистрация и опубликование международных договоров
    • Недействительность международных договоров
    • Соблюдение, применение, изменение и толкование международных договоров
    • Последствия недействительности, прекращения, приостановления действия и изменения международных договоров
    • Толкование международных договоров
    • Договоры и третьи (неучаствующие) государства
    • Международные договоры в упрощенной форме
    • Юридическая природа Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
  • Международное право прав человека
    • Международное сотрудничество в области прав человека
    • Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
    • Проблема повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в области прав человека
    • Договорные и внедоговорные органы по защите прав и свобод человека, действующие в рамках Организации Объединенных Наций
    • Деятельность Европейского суда по правам человека и правовая система Российской Федерации
    • Право убежища
    • Беженцы и перемещенные лица
    • Защита меньшинств и коренных народов
  • Международное морское право
    • Понятие, источники и субъекты международного морского права
    • Пределы действия норм международного морского права
    • Правовой статус и режим морских пространств, находящихся в пределах территории государств
    • Правовой статус и режим морских пространств, находящихся вне пределов территории государств
    • Морские пространства, имеющие различный правовой статус
    • Международное сотрудничество в пределах морских пространств
  • Международное воздушное право
    • Понятие и система международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой режим международных полетов
    • Правовое регулирование регулярных и нерегулярных международных воздушных сообщений
    • Правовое регулирование коммерческой деятельности на рынке воздушного транспорта
    • Ответственность перевозчика при международной воздушной перевозке
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
    • Международные авиационные организации
  • Международное космическое право
    • Понятие, история развития и источники международного космического права
    • Субъекты и объекты международного космического права
    • Правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космонавтов и космических объектов
    • Международное сотрудничество в освоении космоса
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Перспективные вопросы международного космического права
  • Международное экономическое право
    • Истоки, понятие и система международного экономического права
    • Субъекты, источники и принципы МЭП
    • Международная экономическая интеграция и глобализация
    • Всемирная торговая организация (ВТО)
    • Международно-правовые основы международной финансовой системы
    • Международный валютный фонд
    • Всемирный банк
    • Региональные финансовые организации
    • Международные клубы кредиторов
    • Международное сотрудничество в области энергетики
    • Международно-правовое регулирование деятельности транснациональных корпораций
  • Международное право охраны окружающей среды
    • Понятие международного права охраны окружающей среды и его значение
    • Роль международных организаций и конференций в становлении и развитии международного права охраны окружающей среды
    • Источники и принципы международного права охраны окружающей среды
    • Международно-правовая охрана природных объектов
    • Защита окружающей среды как часть регулирования отдельных видов деятельности государств
  • Международное сотрудничество по противодействию преступности. Международное уголовное правосудие, национальный и международный правопорядок
    • Методология и понятийный аппарат
    • Основные направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью
    • Органы ООН, занимающиеся вопросами противодействия преступности
    • Интерпол - Международная организация уголовной полиции
    • Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций
    • Международное уголовное правосудие
  • Право внешних сношений
    • Основы дипломатического права
    • Основы консульского права
  • Международные конференции
    • Понятие и классификация международных конференций
    • Подготовка и созыв международных конференций
    • Работа международных конференций
    • Механизм принятия решений
    • Виды актов международных конференций и их правовое значение
  • Право международных организаций
    • Возникновение международных организаций - важный этап международного переговорного и нормотворческого процесса. Основные признаки и классификация международных организаций
    • Общая характеристика структуры и деятельности ООН и ее главных органов и их основные особенности
    • Роль и место ООН и других международных организаций в создании системы коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях
    • Специализированные учреждения ООН и их роль в глобальном управлении процессами, происходящими в мире
    • Региональные организации и субрегиональные структуры и их взаимодействие с ООН
    • Международные неправительственные организации и формы их сотрудничества с ООН
    • Процесс обновления и адаптации ООН и ее Устава к новым мировым реалиям и переменам
    • Надгосударственность международных организаций
  • Право европейского союза
    • «Европейское право» («Право ЕС») за рубежом и в России
    • Определение, понятие и особенности европейского права
    • Возникновение и развитие европейского права - от Парижского договора до Лиссабонского договора
    • Юридическая природа европейских сообществ и Европейского союза
  • Международно-правовые основы деятельности СНГ и субрегиональных групп
    • Международно-правовая база функционирования СНГ
    • Союзное государство России и Белоруссии
    • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
    • Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана и Украины (ЕЭП «четверки»)
    • ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие)
  • Мирное урегулирование международных споров
    • Понятие международного спора
    • Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров
    • Мирные средства разрешения международных споров
    • Роль международных организаций в деле мирного разрешения международных споров
    • Мирное урегулирование споров в рамках общеевропейского процесса
    • Мирное урегулирование споров в рамках Содружества Независимых Государств
  • Право международной безопасности
    • Понятие «безопасность». Объекты безопасности. Угрозы и вызовы безопасности государства и мирового сообщества
    • Субъекты и правовые основы обеспечения безопасности государства
    • Субъекты, международное право и международно-правовые средства обеспечения безопасности мирового сообщества
    • Политико-правовые аспекты коллективной безопасности универсального характера
    • Операции по поддержанию мира
    • Политико-правовые особенности региональных систем коллективной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Право вооруженных конфликтов
    • Понятие, источники и предмет регулирования права вооруженных конфликтов
    • Правовые последствия начала войны
    • Нейтралитет во время войны
    • Правовое положение участников вооруженных конфликтов
    • Правовой режим военной оккупации
    • Запрещенные средства и методы ведения военных действий
    • Средства и методы ведения морской войны
    • Средства и методы ведения воздушной войны
    • Защита прав личности во время вооруженного конфликта
    • Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны
    • Проблемы международно-правового регулирования отношений, возникающих в период вооруженных конфликтов немеждународного характера
    • Право вооруженных конфликтов и российское законодательство
    • Право вооруженных конфликтов и международное право прав человека
  • Международное право и информационные технологии
    • Общие вопросы и основные понятия
    • Роль и значение международных межправительственных организаций в международно-правовом регулировании управления интернетом
    • Формы международно-правового сотрудничества государств в сфере управления интернетом
    • Международное сотрудничество государств в сфере международной информационной безопасности
    • Перспективы международно-правового регулирования информационных технологий

Кодификация международного права

Кодификация международного права в современных условиях представляет собой прежде всего разработку и заключение международных договоров, закрепляющих уже сложившиеся международные обычаи, а также письменную фиксацию международных обычаев, осуществляемую на неофициальном уровне. Она неразрывно связана с прогрессивным развитием международного права (термин, используемый в Уставе ООН), под которым понимается уточнение и конкретизация международных обычаев при их фиксации в договорном порядке, разработка и заключение договоров, имеющих универсальный характер, предназначенных для устранения пробелов в действующем международном праве и урегулирования отношений, ранее не бывших предметом международно-правового регулирования.

В общей теории права понятие «кодификация» имеет более широкое значение. Кодификация - объединение в едином правовом акте прежде всего норм, образующих какую-либо отрасль права, имеющих общий объект регулирования. Это могут быть нормы и не одной отрасли права, регулирующие близкие, тесно связанные друг с другом категории общественных отношений. Наряду с общей кодификацией , охватывающей все (или почти все) нормы данной отрасли права (идеально всеобъемлющая кодификация недолговечна, так как любая отрасль динамична), встречается частичная кодификация , применяемая лишь к определенной части норм той или иной отрасли права. Во внутригосударственной сфере кодификация, как правило, не связана с попыткой зафиксировать в письменном виде уже сложившиеся обычные правовые нормы. Главная ее задача - именно объединение той или иной большой категории правовых норм в едином правовом акте. В международном праве кодификация в собственном смысле - перевод обычаев на договорные рельсы; в широком значении - фиксация международных обычаев в письменной форме.

Кодификация международного права, как и кодификация вообще, может носить и официальный, и доктринальный характер.

Однако преобладает тенденция к его официальной кодификации . В настоящее время она является определяющей. Отмечая вклад авторитетных Гарвардских проектов и кодификационной работы Института международного права, приходится признать, что в целом практическая роль итогов подобного рода деятельности имела значение в тот период, когда официальная кодификация, осуществляемая сейчас главным образом через Комиссию международного права ООН, не заняла еще того места, которое она стала занимать во второй половине XX в. Доктринальная кодификация способствовала в прошлом уяснению содержания существующих международных обычаев либо стимулировала дальнейшее развитие международного права. Нельзя говорить о том, что она полностью вытеснена официальной кодификацией. В качестве примера можно привести Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 1994 г., которое кодифицирует ряд обычных положений, относящихся к морской войне. В основном же центр тяжести кодификационной работы перенесен в официальную плоскость.

Другой важной чертой современной кодификации международного права является то, что она имеет частичный характер . Давно отказались от попыток создать всеобъемлющий кодекс международного права. Впрочем, эти попытки предпринимались только на неофициальном уровне. Надо отметить, что и официальная отраслевая кодификация международного права является преимущественно частичной. Например, кодификация дипломатического права осуществлена путем заключения нескольких конвенций, которые к тому же не охватили все его стороны. Исключение представляет собой Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Кодификация международного права, особенно в современных условиях, непременно сопровождается его прогрессивным развитием. Письменной фиксации и уточнения международных обычаев недостаточно. Динамика межгосударственных отношений непрерывно требует дальнейших шагов в области международно-правового регулирования. Международное право развивают любые договоры (правомерно заключенные). Но кодифицирующую задачу выполняют только универсальные договоры, учитывая общепризнанный характер глобальных международных обычаев, побуждающий стремиться к их договорному закреплению. Задачу прогрессивного развития международного права также в первую очередь выполняют эти же договоры, поскольку в развитии международного права в целом заинтересовано все международное сообщество, и решить занимающие его проблемы можно прежде всего посредством универсальных договоров.

Иногда кодификация и прогрессивное развитие международного права останавливаются на полпути, не достигнув завершающей стадии. Примером может служить Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г., которая, будучи международным договором, так и не была ратифицирована и не вступила в силу. Однако она играет определенную роль как запись сложившихся в данной области международных обычаев.

право международный кодификация

Кодификация является обязательной стадией правотворчества в любой правовой системе, способствуя ее совершенствованию и прогрессивному развитию.

Под кодификацией в международном праве понимается сложный правотворческий процесс, включающий несколько стадий:

  • 1) выявление действующих обычных и договорных норм по вопросу, подлежащему кодификации;
  • 2) ревизия и пересмотр устаревших норм;
  • 3) разработка новых норм и принципов с учетом реалий и потребностей международных отношений;
  • 4) закрепление всего комплекса норм и принципов в согласованном государствами международно-правовом документе: договоре (конвенции) либо в декларации, общем акте, руководстве по практике. Васильева Л.А. Международное публичное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. - Минск: ТетраСистем, 2009.

Кодификация международного права в современном понимании этого процесса стала осуществляться после Второй мировой войны в рамках международных межправительственных организаций - универсальных и региональных, созданных в этот период. Это привело к использованию в международной практике двух форм кодификационной деятельности: официальной к неофициальной.

Официальная кодификация в настоящее время осуществляется в рамках международных межправительственных конференций и организаций, обладающих нормотворческой функцией (например, ООН, ИКАО, МОТ, ИМО, ЮНЕСКО, СЕ, СНГ, Африканский союз, ОАГ и др.).

Неофициальная кодификация проводится в рамках неправительственных организаций и научных учреждений (например, Институт международного права, Ассоциация международного права), неправительственными правозащитными организациями.

Среди международных межправительственных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью, первостепенная роль в кодификации норм общего международного права принадлежит Организации Объединенных Наций, в силу универсальности ее нормотворческой функции, регулирующей сотрудничество государств во всех областях. Уставом ООН Генеральной Ассамблее (далее - ГА ООН) (один из главных органов ООН) предоставлены полномочия по организации исследований и даче рекомендаций в целях содействия и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13). Такая регламентация компетенции ГА ООН вызывала оживленные дискуссии в доктрине относительно того, что означают выражения «прогрессивное развитие международного права» и «кодификация международного права» и считать ли прогрессивное развитие международного права и кодификацию автономными или взаимосвязанными элементами единого кодификационного процесса.

Спор в дальнейшем был разрешен трактовкой указанных терминов в Положении о Комиссии международного права ООН (далее - КМП ООН) 1947 г. - главном кодифицирующим органе ООН. В Положении указывалось, что выражение «прогрессивное развитие международного права» означает подготовку проектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются международным правом либо не"имеют достаточной практики государств; выражение «кодификация» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации международного права в тех областях, где имеется обширная государственная практика, доктрина и прецеденты (ст. 15). Очевидно, что при такой трактовке кодификация и прогрессивное развитие международного права выступают как обязательные элементы кодификационного процесса, тесно взаимосвязанные друг с другом, что было подтверждено работой самой КМП ООН и других кодификационных органов.

Структурно кодификационный механизм ООН включает:

  • - главные органы ООН: ГА ООН, Экономический и Социальный Совет ООН (далее - ЭКОСОС);
  • - специальные кодификационные органы, действующие на постоянной основе: КМП ООН, Комиссия по правам человека, Комитет по мирному использованию атомной энергии;
  • - временные кодификационные органы ad hoc, учрежденные для разработки проекта конкретной конвенции (например, Специальный комитет по разработке Конвенции против транснациональной организованной преступности). Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. Минск: Амалфея, 2010.

Центральное место среди перечисленных органов занимает КМП ООН, вспомогательный орган ГА ООН, учрежденный ею в 1947 г. для разработки проектов универсальных конвенций или иных кодификационных документов с целью кодификации и прогрессивного развития международного права. КМП ООН состоит из 34 членов, избираемых ГА ООН из числа кандидатов, представленных государствами - членами ООН, сроком на пять лет. Основное требование к кандидатам - быть признанным авторитетом в области международного права. В составе

КМП ООН не может быть двух граждан одного государства. Члены КМП ООН не являются представителями государств, а выступают ь своем личном качестве.

При формировании КМП ООН соблюдается критерий «обеспечения представительства всех главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира» (ст. 8). Выполнение данного условия приводит к постепенному расширению состава КМП ООН: от 15 членов в первые годы деятельности до 34 членов в настоящее время.

Универсальность состава КМП ООН, представляющего все регионы земного шара, можно проиллюстрировать на примере ее состава на 2002 г. Европейский регион представлен 9 юристами (Англия, Испания, Германия, Франция, Финляндия, Польша, Словакия, Российская Федерация, Португалия); американский регион - 7 (США, Венесуэла, Мексика, Коста-Рика, Уругвай, Аргентина); африканский регион -- 7 (Южная Африка, Гана, Камерун, Уганда, Мозамбик, Танзания); арабский регион - 4 (Сирия, Катар, Тунис, Бахрейн); азиатский регион - 5 (Китай, Япония, Иран, Корея, Индия).

Темы для кодификации после проведения определенных исследований предлагаются Комиссией международного права ООН и окончательно утверждаются резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН. На 2003-2006 гг. в программу кодификационной работы КМП ООН включены следующие темы: оговорки к международным договорам, дипломатическая защита, односторонние акты государств, ответственность международных организаций, международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, фрагментация международного права, общие природные ресурсы.

При определении тем, подлежащих кодификации, КМП ООН и ГА ООН (Шестой комитет) руководствуются следующими критериями:

  • а) актуальность для международного сотрудничества;
  • б) наличие обширной практики государств, судебных прецедентов и доктрины международного права;
  • в) имеющиеся доктринальные разногласия.

Различная судебная, законодательная и договорная практика государств не исключает возможности согласования позиций государств, достижения компромисса, а следовательно, и получения их одобрения кодификационного проекта. Значимость указанных критериев при определении тем для кодификации можно проиллюстрировать на примере работы исследовательской группы, созданной КМП ООН в 2002 г. для определения вопросов, подлежащих кодификации в рамках общей темы «Фрагментация международного права».

Обосновывая необходимость включения в кодификационную программу вопроса о функции и применении норм lex specialis (специальные нормы), исследовательская группа в своем докладе приводила такие аргументы: норма lex specialis является одним из аспектов юридической аргументации, тесно связанной с идеей международного права как правовой системы; принцип, согласно которому специальное право есть отступление от общего права, является традиционной и общепринятой максимой правового толкования и методом разрешения коллизий между нормами; существует обширное прецедентное право, основанное на использовании принципа lex specialis. Оно широко используется как в рамках одного документа, так и для определения соотносимости договорной и обычной нормы, либо двух недоговорных норм в практике как государств, так и международных организаций; указанный принцип «не только наилучшим образом отражает требования контекста договора, но и наилучшим образом отражает намерения тех, кто должен выполнять обязательства в соответствии с этим принципом».

Кодификационный процесс начинается с назначения Специального докладчика и формирования рабочей группы из членов КМП ООН для оказания помощи Специальному докладчику в подготовке первоначального текста Проекта статей по кодифицируемой теме. КМП ООН разрабатывается вопросник, рассылаемый через Секретариат ООН государствам-членам с целью выяснения, какова законодательная, судебная и договорная практика по вопросу, являющемуся объектом кодификации. Получив такие материалы, Специальный докладчик с учетом доктринальных подходов готовит первоначальный Проект статей и представляет его на обсуждение членов КМП ООН.

Ежегодно КМП ООН представляет доклад о своей работе ГА ООН, включающий подготовленные проекты статей с комментариями, содержащими:

  • а) ссылки на прецеденты, договоры, судебные решения и доктрину;
  • б) выводы относительно степени согласия по каждому аспекту доктрины и практики государств, возникших при обсуждении «разногласий, а также аргументов в пользу того или иного решения (ст. 20).

Подготовленные КМП ООН проекты отсылаются Секретариатом для замечаний шестому комитету ГА ООН и государствам. Спецдокладчик и рабочая группа учитывают их при дальнейшей работе над подготовкой Проекта статей и представляют вновь на рассмотрение КМП ООН. Кроме того, отдельные государства, международные межправительственные и неправительственные организации по своей инициативе могут заниматься разработкой проектов статей, которые через Секретариат ООН представляются КМП ООН, решающей по своему усмотрению вопрос о возможности их использования в качестве вспомогательного материала.

Обширность материала, который приходится рассматривать и обобщать Спецдокладчику и членам КМП ООН, несходство позиций государств свидетельствует о сложности процесса кодификации международного права и обусловливает его затяжной, длительный характер. Так, процесс разработки Проекта статей об ответственности государств длился 45 лет с 1956 г. по 2001 г., при этом сменилось 12 специальных докладчиков, что во многом объяснялось доктринальными разногласиями и обширной разнообразной практикой государств. Международное право: учеб. Для вузов по специальности и направлению «Юриспруденция» / Н.Г. Беляев - 2-е изд., изм. и доп. - Млсква: Норма: Изд. Дом «Инфра-М», 2002.

Итогом работы КМП ООН является подготовка окончательного Проекта статей, который затем предлагается ГА ООН для вынесения резолюции об одобрении и рекомендации государствам-членам «с целью заключения конвенции» (например, Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 56/ 589 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, а затем предложила их государствам в качестве проекта для заключения будущей конвенции либо, созвав конференцию, для доработки заключения конвенции (ст. 25).

Большинство проектов статей, подготовленных в рамках КМП ООН, рекомендовались ею для окончательной доработки и принятия на международной конференции, созываемой на основе резолюции ГА ООН. Таковы были Венские конвенции по праву международных договоров 1969 г. и 1986 г.; Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Кроме того, ГА ООН может не одобрить Проект статей, представленный КМП ООН, и вернуть ей для доработки и окончательной редакции (ст. 23). Так случилось с Проектом Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которая в 2001 г. была отправлена ГА ООН на доработку в КМП ООН и в 2004 г. Конвенция была принята ГА ООН.

Наиболее успешным результатом кодификационной работы КМП ООН является разработка кодифицирующей конвенции. Однако КМП ООН, с учетом наличия разнообразной практики по кодифицируемому вопросу, может прийти к выводу о необходимости ограничиться только выработкой Проекта статей в форме Руководства для государств по данному вопросу. Таково было решение КМП ООН относительно юридической формы Проекта статей по теме «Оговорки к международному договору». Комиссия международного права ООН единогласно, с одобрения Генеральной Ассамблеи ООН, выраженного в ее резолюциях 48/31 и 49/51, пришла к решению не вносить изменения в соответствующие положения Венских конвенций 1969, 1978, 1986 гг., касающихся оговорок, а разрабатывать проект Руководства по практике, который не будет «сводом императивных норм, а будет являться кодексом рекомендованной практики, цель которого состоит в побуждении государств к пересмотру своих оговорок к договорам для определения их актуальности в рамках развития внутреннего права государств». Лукашук, И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе / И.И. Лукашук. - М.: Спарк, 1997.

Поделиться: