Геологическое изучение недр в российской федерации: общие вопросы. Принципы изучения недр и стадии геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые Состояние и возможности минерально-сырьевой базы

Одним из важнейших видов права пользования недрами является геологическое изучение недр. В нашей стране осуществляются государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит: геологическое картирование всей территории и континентального шельфа, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами, мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр (ст. 36.1 Закона о недрах).

Геологическое изучение недр Закон РФ “О недрах” подразделяет на два подвида: региональное геологическое изучение, проводимое без существенного нарушения целостности недр, и геологическое изучение, связанное с поиском месторождений полезных ископаемых, и оценкой пригодности недр для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Критерием разграничения этих двух подвидов является степень нарушения целостности недр в процессе геологического изучения.

Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр - Министерство природных ресурсов РФ.

Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами. Экспертиза этих проектов проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.

Основным результатом проведения геологического изучения недр является полученная в результате этого геологическая информация. Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также об иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр (ст. 27 Закона о недрах).

Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции” (ст. 11) также регулирует вопросы собственности на эту информацию. Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными и образцами. Порядок пользования этой информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы Российской Федерации определяются соглашением в соответствии с отечественным законодательством.

Приказом Минприроды России от 10 апреля 2000 г. № 93 утверждена Инструкция о порядке установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователями недр, проводившими работы по геологическому изучению недр 1 . Инструкция регламентирует порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр. Установление этого события необходимо для реализации права пользователя недр, открывшего месторождение, на его разведку и разработку. Действие Инструкции распространяется на всех пользователей недр независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Факт открытия устанавливается Минприроды России по месторождениям основных видов стратегического минерального сырья, определенных Перечнем основных видов стратегического минерального сырья, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 16 июня 1996 г. № 50-р и его территориальными органами по месторождениям всех видов полезных ископаемых, за исключением указанных в Перечне 1 .

Открытие месторождения полезных ископаемых устанавливается на основании заявки, подаваемой пользователем недр в Минприроды России или в его территориальный орган. В случае, если пользователь недр намерен разрабатывать открытое месторождение полезных ископаемых, он должен указать это в заявке. Заявка на установление факта открытия месторождения должна быть подана пользователем недр не позднее окончания срока действия лицензии. К заявке прилагаются протокол органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающий промышленную значимость месторождения; краткая справка об истории открытия месторождения полезных ископаемых и его основных геологических и экономических параметрах (характеристиках); геологическая карта (по месторождениям нефти и газа структурная карта по продуктивному горизонту) с координатной сеткой и контурами выявленного месторождения; иные материалы, подтверждающие факт открытия месторождения полезных ископаемых. Заявка регистрируется Министерством природных ресурсов РФ или его территориальным органом на день ее поступления. По просьбе заявителя ему выдается справка о дате регистрации заявки и ее регистрационный номер.

Затем заявка подлежит рассмотрению в трехмесячный срок. Если представленные материалы в ходе рассмотрения потребуют дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в письменной форме. В этом случае срок рассмотрения заявки исчисляется со дня поступления дополнительных материалов. При рассмотрении заявки учитывается, что открытие месторождения представляет собой документально подтвержденное выявление нового объекта минерального сырья в недрах, запасы которого частично квалифицированы по категории С1, и имеющего по заключению органов государственной экспертизы самостоятельное промышленное значение. Факт открытия месторождения недропользователем подтверждается свидетельством установленного образца за подписью руководителя (заместителя руководителя) Министерства природных ресурсов РФ либо его территориального органа. Свидетельство, а также представленные недропользователем материалы, подтверждающие факт открытия месторождения, подлежат учету и хранению соответственно в федеральном и территориальных фондах геологической информации.

Факт открытия признается со дня выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых в Министерстве природных ресурсов РФ или его территориальных органах.

В соответствии с п. 2 и 4 ст. 10.1 Закона РФ “О недрах” по решению Правительства РФ (по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации) или по совместному решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти субъекта Федерации (по участкам недр, расположенным на территориях соответствующих субъектов РФ) при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователю недр, проводившему работы по их геологическому изучению за счет собственных средств, может быть предоставлено право на разведку и разработку открытого месторождения.

В удовлетворении заявки может быть отказано, если заявитель на день подачи заявки не имеет лицензии на пользование соответствующим участком недр либо если представленные пользователем недр фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых. О причинах отказа заявитель извещается в письменной форме.

Учитывая значение геологического изучения недр как вида права недропользования, некоторые субъекты Федерации детализируют порядок его осуществления. Например, в Законе Свердловской области “О недрах Свердловской области” разд. 5 посвящен геологическому изучению недр. Статья 49 указанного Закона регулирует общие вопросы геологического изучения недр области. В частности, установлено, что геологическое изучение недр осуществляется в процессе:

геологического картирования территории области как субъекта Федерации в соответствии с федеральными и территориальными (областными) программами;

поисков и поисково-оценочных работ на перспективных участках в соответствии с федеральными и территориальными (областными) программами;

предварительной и детальной разведки и доразведки известных неэксплуатируемых или эксплуатируемых месторождений, включая техногенные;

наблюдений за состоянием недр и прогнозирования происходящих в них процессов;

сбора, обработки и хранения информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы области, Уральского региона и России в целом;

других видов работ, связанных с геологическим изучением недр области, добычей полезных ископаемых, строительством и эксплуатацией подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образованием особо охраняемых геологических объектов, сбором минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Организация государственного геологического изучения недр Свердловской области возлагается на территориальный орган Минприроды России.

Для определения промышленной ценности месторождений полезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов России или территориальный баланс запасов Свердловской области осуществляется геолого-экономическая оценка месторождений на основе критериев и требований, устанавливаемых федеральным органом управления государственным фондом недр. Апробация материалов по геолого-экономической оценке осуществляется органами государственной геологической экспертизы (ст. 50).

В ст. 51 Закона Свердловской области закреплено понятие геологической информации о недрах, под которой понимается имеющаяся информация о геологическом строении месторождений, запасах полезных ископаемых, условиях их залегания и возможных путях использования, геологическом строении и истории развития отдельных участков земной коры. В состав геологической информации включаются первичный фактический материал в виде образцов, проб керна и другого каменного материала, данные инструментальных измерений и наблюдений над геологическими объектами, зафиксированные на различных, в том числе бумажных, магнитных и других носителях, сейсмограммах, каротажных диаграммах и в других первичных геологических материалах; аналитические и синтетические материалы в виде записей, таблиц, графиков, карт, геологических разрезов, отчетов, текстовых и графических приложений к ним, баз данных, книг и др.

Информация о геологическом строении территории и недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также об иных качествах и особенностях недр, содержащихся в геологических отчетах, картах, геологических разрезах и иных материалах, может находиться в федеральной государственной собственности, областной государственной собственности или собственности пользователя недр.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных федеральных или областных средств, является федеральной и областной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются территориальным органом Минприроды России и Правительством Свердловской области в зависимости от источников финансирования геологоразведочных работ.

I еологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих делах.

Должностные лица территориального фонда геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им геологической информации и несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение. Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством России и Свердловской области для других объектов собственности. Полученную в результате проведения работ геологическую и иную информацию о недрах разрешается использовать для научной и преподавательской деятельности, если иное не предусмотрено договором.

Геологическая информация о недрах области, полученная за счет государственных средств, может предоставляться в пользование отечественным и зарубежным юридическим и физическим лицам полностью или частично путем ознакомления с ее содержанием; предоставления копий информации; предоставления части природных носителей информации (в виде коллекций горных пород, руд и минералов, палеонтологических коллекций, лабораторных, лабораторно-технологических, полузаводских и заводских технологических проб, рудных концентратов и т. п.). Информация, содержащая сведения, составляющие государственную, отраслевую или коммерческую тайну, предоставляется в пользование в соответствии с действующим законодательством России. Информация о недрах, содержащая сведения о геологическом строении территорий и месторождений и не характеризующая промышленно-экономический потенциал конкретных месторождений, городов, районов и области в целом, предоставляется без ограничения.

Геологическая информация о недрах по лицензионному участку недр, характеризующая его промышленную ценность (данные каротажа, испытаний скважин, сейсморазведки, результаты опробования, обогащения песков и т. п.), может передаваться не только владельцу лицензии, но и другим потребителям, если это не наносит экономического ущерба владельцу лицензии и при условии его уведомления.

Информация о недрах, а также об участках недр, намечаемых для использования в целях, не связанных с добычей, предоставляется следующим категориям юридических и физических лиц: участникам конкурсов (аукционов) на право пользования недрами в виде специально подготовленных пакетов геологической информации;

владельцам лицензий на право пользования недрами в полном объеме по участку недр, оговоренному в лицензии;

получившим в установленном порядке разрешение на проведение региональных геолого-съемочных, геофизических, гидрогеологических и геолого-экологических или специальных работ в объеме, необходимом для проведения работ;

выполняющим геолого-поисковые, геологоразведочные и научно-исследовательские работы за счет государственных средств в объеме, необходимом для выполнения геологических задач;

иным пользователям информации о недрах по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением с определением объема передаваемой информации.

Геологическая информация о недрах Свердловской области, полученная за счет государственных средств, передается на возмездной (продажа, обмен и т. д.) или безвозмездной основе. Безвозмездно информация предоставляется недропользователям, выполняющим геологопоисковые, геологоразведочные и научно-исследовательские работы за счет государственных средств по конкретным объектам выполняемых работ (ст. 52).

Статья 53 Закона определяет порядок платы за геологическую информацию о недрах Свердловской области, полученную за счет государственных средств. При возмездном способе предоставления информации о недрах области, полученной за счет государственных средств, федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением устанавливается начальная цена информации, которая зависит от размеров государственных затрат, связанных с ее получением, потребительских свойств информации, конъюнктуры рынка и других факторов.

Затраты, связанные с получением геологической информации, определяются в соответствии с действующим порядком оценки затрат, произведенных в предыдущие годы на геологоразведочные работы и их учета в качестве вклада российской стороны в уставный капитал создаваемых предприятий с участием иностранного капитала. Порядок оценки затрат определяется территориальным органом Минприроды России.

Потребительские свойства информации оцениваются по уровню ее обработки, потенциальной ценности (перспективности, дефицитности), определяемой наличием полезных ископаемых или иными свойствами участка недр, исходя из которых с учетом полноты, качества и детальности геологической информации на нее устанавливается договорная цена. Окончательная цена геологической информации о недрах, полученной за счет государственных средств, устанавливается на договорной основе с потребителем, кроме пакетов информации по объектам, представляемым на конкурс. Доходы от реализации геологической информации, полученной за счет государственных средств, распределяются в порядке, устанавливаемом федеральным и областным законодательством.

Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе с целью создания условий для оценки подготовленности месторождений полезных ископаемых к промышленному освоению, количества и качества запасов, рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых в Свердловской области разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для постановки их на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр Свердловской области, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование также разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется государственной комиссией по запасам при Минприроды России по месторождениям и участкам недр федерального значения и территориальной комиссией по запасам по месторождениям и участкам недр территориального (областного) значения.

Порядок государственной экспертизы запасов и ресурсов месторождений и участков недр областного значения устанавливается Правительством Свердловской области по представлению территориального органа Минприроды России.

Разработка проекта на геологическое изучение недр (далее – проект ГИН) производится во исполнение требований ст. 36.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах». Используется также второе название работы - проект геологоразведочных работ (проект ГРР).

Суть проекта ГИН заключается в разработке и обосновании методических подходов, технических и технологических решений, обеспечивающих геологическое изучение недр . Также в проекте решаются поставленные геологические задачи, направленные на рациональное использование и охрану недр.

Проект ГИН разрабатывается до начала выполнения геологоразведочных работ на участке недр и включает в свой состав весь перечень работ, необходимый для достоверного геологического изучения участка, предоставленного в пользование.

Основными видами работ при составлении проекта ГИН являются:

  • описание методики бурения скважин (при поисках и оценке месторождений полезных ископаемых);
  • обоснование количества отбора проб воды из скважин для изучения качественного состава подземных вод;
  • проведение рекогносцировочных обследований изучаемого водозаборного узла и водозаборов аналогичного строения;
  • обоснование количества и способов проведения опытно-фильтрационных работ на участке недр для получения более достоверных гидродинамических параметров водоносного горизонта.

Проект ГИН проходит экспертизу в ФГКУ «Росгеолэкспертза», результатом которой является экспертное заключение. После этого территориальный орган Федерального агентства по недропользованию – РОСНЕДРА присваивает государственный регистрационный номер работам по геологическому изучению недр. Получив регистрационный номер, недропользователь приступает к реализации всех видов работ, заложенных по проекту ГИН.

Ответственность за игнорирование требования о разработке проекта ГИН в процессе пользования недрами определена п. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и предусматривает административный штраф до 500 тыс. руб .

Следует отметить, что в рамках комплексной работы по геологическому изучению недр разработка проекта ГИН предшествует проведению оценки запасов подземных вод .

Проект ГИН нужно разрабатывать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • в составе ГК «ЭКО ЦЕНТР» работает профильный гидрогеологический отдел, специалисты которого имеют многолетний опыт выполнения аналогичных работ;
  • разработка проекта ГИН выполняется специалистами ГК «ЭКО ЦЕНТР» с перспективой дальнейшего проведения оценки запасов подземных вод , что позволяет учесть возможные сложности и нюансы;
  • накопленный опыт позволяет заранее выбрать правильную методику оценки запасов подземных вод , что впоследствии позволяет существенно снизить затраты ;
  • доскональное знание требований ФГКУ «Росгеолэкспертза» дает специалистам ГК «ЭКО ЦЕНТР» возможность сокращения сроков рассмотрения проектов ГИН;
  • гидрогеологи ГК «ЭКО ЦЕНТР» в процессе работ детально изучают перспективы развития предприятия, что позволяет правильно учесть перспективы водопотребления на длительный срок;
  • в процессе проведения работ учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество проектов ГИН в различных регионах РФ);
  • профильные специалисты группы компаний обеспечивают комплексное выполнение гидрогеологических работ на всех стадиях эксплуатации водозабора;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.


При разработке проекта ГИН в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • некорректное определение методов геологического изучения ведет к удорожанию работ в десятки раз ;
  • срыв сроков согласования проекта ГИН ведет к общему срыву сроков геологического изучения, результатом чего является отзыв лицензии ;
  • дезинформация недропользователя об отсутствии необходимости разработки или согласования проекта ГИН, что приводит к срыву сроков и, далее, к необходимости переработки оценки запасов подземных вод;
  • проект ГИН, разработанный без учета особенностей конкретного недропользователя, ведет к проблемам при утверждении запасов подземных вод (например, по замечаниям экспертизы приходится дополнительно выполнять геофизическое обследование скважин);
  • в стоимости работ заложены скрытые условия и платежи.

Правовые основы для разработки

  • Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ст. 36.1)
  • Приказ Минприроды России от 14.06.2016 г. № 352 «Об утверждении Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых»
  • Приказ Минприроды России от 23.09.2016 г. № 490 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение»
Согласующие органы
  • ФГКУ «Росгеолэкспертиза»
  • РОСНЕДРА (присвоение регистрационного номера)
Результат работ
  • Утвержденный проект на геологическое изучение недр
  • Положительное экспертное заключение ФГКУ «Росгеолэкспертиза»
  • Присвоенный регистрационный номер
Срок действия
  • 25 лет (кроме случаев увеличения водоотбора, изменения схемы водозаборного узла)
Ответственность
  • ст. 7.3 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 500 тыс. руб.

Проект геологического изучения определяет содержание, методы, технические средства, пространственные границы, сроки и последовательность проведения геологоразведочных работ.

Организация поисков и оценки полезных ископаемых должна быть поставлена таким образом, чтобы при их выполнении, полученные сведения о количестве, качестве и условиях залегания извлекаемого ископаемого позволили с полнотой и достоверностью:

  • оценить геолого-экономическую характеристику участка;
  • обосновать целесообразность дальнейшего освоения месторождения;
  • судить о составе и свойствах добываемого природного ресурса;
  • произвести подсчет запасов и оценить качество по принятым категориям;
  • выбрать принципиальную технологическую схему отработки;
  • оценить экономические риски.

При этом предполагается комплекс геологоразведки включающий:

— подготовительный период: сбор, систематизация, анализ геологической, гидрогеологической, горнотехнической и другой первичной информации; разработка и согласование проектных материалов;

— полевой период: топографо-геодезические работы, рекогносцировочные маршруты, бурение скважин, гидрогеологические исследования, опробование продуктивной толщи и вскрыши;

— лабораторные испытания: определение качественных показателей и вещественного состава сырья, испытания пород вскрыши;

— камеральная обработка полученных данных: анализ результатов полевых и лабораторных исследований, составление отчёта с подсчётом запасов, подача на Государственную экспертизу для утверждения.


Составим проект геологического изучения недр. Разработаем график проведения геологоразведочных работ.

Эксперты и геологи нашей организации, грамотно разработают программу изучения в соответствии с нормативными документами и инструкциями. Опираясь на многолетний опыт, по возможности учтут все нюансы Вашего участка и приступят к выполнению разработанного плана мероприятий, придерживаясь, составленному графику.

Какая стоимость составления документации?

От 149000 руб. без учета государственного налога за экспертное заключение

Что по срокам?

Разработка проекта – от 2 недель. Согласование не более 60 рабочих дней

Какие результаты услуги?

Проект поисков и оценки месторождения (песков или песчано-гравийных пород; тугоплавких или огнеупорных глин; карбонатного сырья для производства цемента, нужное подчеркнуть)

Где согласовывается?

В соответствии с условиями пользования недрами, недропользователь, не позднее указанной в лицензии на даты, обязан разработать проект изучения и получить на него в ФГКУ «Росгеолэкспертиза». Порядок экспертизы регламентируется приказом от 23.09.2016 № 490

Примерный порядок оказания услуги


Оформим всю необходимую документацию для получения положительного заключения в ФГКУ «Росгеолэкспертиза»
  • сбор исходных сведений;
  • составление технического задания;
  • анализ фондовой и опубликованной литературы по ранее проведённым изысканиям;
  • обследование территории и окрестностей (при необходимости);
  • выбор методики техники и технологии геологоразведки;
  • разработка проектных материалов с обоснованием видов и объемов, временных и трудовых затрат;
  • проведение экспертизы проекта;
  • корректировка замечаний (при необходимости), получение заключения;
  • передача документации заказчику.

В проект геологического изучения входит:

1. Общие сведения. Описывается инфраструктура и транспортная характеристика района. Расположение участка недр его координаты. Климатические, природные и экономические условия изучаемой местности.

2. Геологическое строение и изученность объекта и прилегающего района. Стратиграфическое расчленение разреза исследуемой территории. Карты четвертичных и дочетвертичных отложений. Тектоническое строение территории, с описанием разреза. Описываются особенности, характеризующие гидрогеологические особенности изучаемого района.

Отдельно и более подробно приводится информация о инженерно-геологической характеристике непосредственно исследуемого участка.

3. В основной главе обосновывается методика проведения, перечисляются основные этапы (проектирование, полевые и камеральная обработка данных, отбор и исследование проб) с подробным описанием принятых решений.

Разработаем соответствующие графические приложения

Особое внимание уделяется опробованию - изучению качества сырья. Приводятся технология отбора и обработки проб, рассчитываются объёмы и указываются виды лабораторных анализов.

4. Влияние на окружающую среду запроектированной методики и состав природоохранных мероприятий.

5. Перечень видов и объемов планируемых работ

6. Предполагаемые результаты – разведанное месторождение для промышленного освоения.

7. Правила по охране труда и технике безопасности.

8. Приложения: Прогнозный график, геолого-литологические разрезы.

Все геологоразведочные работы, проводимые на территории Российской Федерации, независимо от источников их финансирования, осуществляются в соответствии с «Долгосрочной государственной программой изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерально-сырьевой базы1», утвержденной приказом МПР России от 6 июня 2005 № 160. Ее положения были актуализированы в 2008 г. (приказ Минприроды России от 16 июля 2008 № 151).

Целью Долгосрочной программы является обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы России для удовлетворения потребностей (включая экспортные) экономики страны в сырьевых ресурсах, а также защита ее геополитических интересов. Срок реализации программы –2005-2010 гг. и до 2020 г2.

Законодательные основы геологического изучения недр закреплены в Законе РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах»3. Согласно пункту 1 ст. 6которого региональное геологическое изучение относится к одному из видов недропользования и включает в себя региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.

Как видно из приведенного определения, данный вид недропользования осуществляется на уровне субъектов РФ и включает в себя различные типы работ (норма содержит их открытый перечень). Основным условием осуществления такой деятельности является отсутствие существенного нарушения целостности недр.

Пункт второй указанной статьи относит к недропользованию так же геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

1 Ресурсное обеспечение мероприятий, заложенных в ДГП, осуществляется за счет средств федерального бюджета, принимающего на себя риски ранних стадий геологоразведочных работ, и внебюджетных средств (собственных и заемных средств недропользователей), которые направляются на получение прироста запасовна объектах, выявленных с использованием федеральных средств. В незначительных объемах геологоразведочные работы финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2011 г. финансирование работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет всех источников финансирования составило 224,7 млрд руб. Из федерального бюджета на эти цели было выделено 20 млрд руб. (почти 9% суммарных инвестиций). Затраты недропользователей составили 204,5 млрд руб., или более 91% затраченных средств. Доля бюджетов субъектов Российской Федерации, как и в предыдущие годы, оказалась незначительной – 172,6 млн руб. (Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2011 году». М.: МПР России 2004. С. 279).

2 См. подробнее: Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2011году». М.: МПР России 2004. С. 279- 306.

3 СЗ РФ. 1995.№ 10. Ст. 823.

Данный вид недропользования, является частным случаем геологического изучения недр, проводимым для конкретных определенных законом целей. Он обособлен от других типов геологического изучения недр, вероятнее всего из-за своего высокого экономического значения.

В свою очередь, законодательные основы государственного геологического изучения недропределены в статье 36.1 Закона «О недрах».В ней указаны основные направления такой деятельности, к ним относятся:

a) геологическое картирование территории Российской Федерации и ее континентального шельфа;

b) поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами;

c) мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов;

d) сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы;

e) другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.

Таким образом, в статье закреплен открытый перечень работ, проводимых в рамках государственного геологического изучения недр.

В абзаце 2 рассматриваемой статьи указан субъект организации данной деятельности-федеральный орган управления государственным фондом недр. Таким органом являются «Роснедра». Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 293, данное Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Согласно пункту 2 рассматриваемого Положения Федеральное агентство по недропользованию находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Указанное Агентство организует государственное геологическое изучение недр (п. 5.2.1. Положения), экспертизу проектов геологического изучения недр (п. 5.2.1. Положения).

Таким образом, согласно Закону «О Недрах» в Российской Федерации существует три вида геологического изучения недр.При этом государственное геологическое изучение недр (по своей сути это геологическое изучение недр, проводимое на федеральном уровне)находится в Разделе IV«Государственноерегулирование отношений недропользования», наряду с управлением, надзором и мониторингом.

Далее представляется целесообразным более подробно рассмотреть понятийный аппарат, используемыйв данной сфере. Отметим, что в горном законодательстве применяется широкий спектр специальных понятий.Оно насыщено не только юридическими, но и естественнонаучными терминами, уяснение которых необходимо для полного и глубокого исследования каждого отдельного вопроса, в том числе касающегося и геологического изучения недр.

К основным понятиям относятся:геолого-геофизические работы, геологическая съемка, инженерно- геологические изыскания, научно-исследовательские работы, палеонтологические работы, прогнозирование землетрясений, исследование вулканической деятельности, режим подземных вод,геологическое картирование, геологическая карта, территория РФ, континентальный шельф, месторождение полезных ископаемых, государственная программа, мониторинг состояние недр, минерально-сырьевая база.

1) Геолого-геофизические работы – проведение геологических исследований или их комплекса с использованием различных геофизических методов.

Геофизические методы основаны на изучении физических полей (гравитационного, магнитного, электрического, упругих колебаний, термических, ядерных излучений). Измерения параметров этих полей ведутся на поверхности Земли (суши и моря), в воздухе и под землѐй (в скважинах и шахтах). Получаемая информация используется для определения местонахождения геологических структур, рудных тел и т.п. и их основных характеристик. Это позволяет выбрать наиболее правильное направление дорогостоящих буровых и горных работ и тем самым повысить их эффективность4.

2) Научно-исследовательские работы - работы научного характера, связанные с проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов5.

3) Инженерно-геологические изыскания - проводятся с целью разработки технически обоснованных и экономически целесообразных решений при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов с учѐтом требований по рациональному использованию геологической среды. Инженерно-геологические изыскания являются составной частью инженерных изысканий, которые обеспечивают взаимную увязку проектных решений с геологическими условиями местности и предшествуют всем видам строительства (в том числе шахт, карьеров, нефте- и газопромыслов и др.)6.

4См.: http://slovari.yandex.ru/геофизические%20работы/БСЭ/Геофизические%20методы%20разведки/ (22.08.2014).

5См.: http://research_activities.academic.ru/779/Научно-исследовательская_работа (22.08.2014).


4) Палеонтологические работы – работы по исследованию развития живой природы в геологическом прошлом.

5) Прогнозирование землетрясений – определение или уточнение места или района вероятного землетрясения, интервалов времени и энергии или магнитуды, в пределах которых ожидается землетрясение7.

6) Исследование вулканической деятельности - изучение процессов и причин образования вулканов, их развития, строения и состав продуктов извержений (лавы, газы и др.), закономерностей размещения вулканов на земной поверхности, изменения характера их деятельности во времени. Данными вопросами занимается наука - вулканология8.

7) Режим подземных вод - кратковременные, сезонные, многолетние и вековые изменения уровней и напора, расходов, химического и газового составов, температуры и других качественных и количественных показателей параметров подземных вод. Факторами, определяющими режим подземных вод, являются: геологическое строение, геоморфологическая обстановка, гидрометеорологические условия, биосфера и деятельность человека9.

8) Геологическая съемка - метод изучения геологического строения территории и выявления ее перспектив в отношении полезных ископаемых. Включает изучение и нанесение на карту естественных выходов горных пород, горных выработок и скважин с отбором образцов пород, минералов и окаменелостей. Геологическая съемка сопровождается шлиховыми и геохимическими поисками. В результате геологической съемки составляется геологическая карта10.

9) Геологическое картирование, геологическая карта. В рассматриваемом контексте, данное понятие, вероятнее всего использовалось Законодателем как синоним «геологической съемки». Геологические карты, отображают геологическое строение какого-либо участка верхней части земной коры. Представляют собой результат геологической съѐмки. Могут быть составлены также на основании обработки материалов, накопленных при геологических исследованиях. Геологические карты позволяют делать заключения о строении и развитии земной коры, закономерностях распространения полезных ископаемых; служат основой при проектировании поисковых и разведочных работ, проведении инженерно-геологических изысканий, строительных работ, изысканий по водоснабжению и мелиорации11.

Следует отметить, что для обеспечения единообразия терминологии Закона «О недрах» следовало бы использовать более полное понятие «геологическая съемка», которое включает в себя, как составную часть, и геологическое картирование.

10) Территория РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

11) Континентальный шельф. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»12. Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

12 ) Месторождение полезных ископаемых - это скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования. Месторождения могут заключать газовые (горючие газы углеводородного состава и негорючие газы - гелий, неон, аргон, криптон), жидкие (нефть и подземные воды) и твѐрдые (ценные элементы, кристаллы, минералы, горные породы) полезные ископаемые. По промышленному использованию месторождения разделяются на рудные (или металлические), нерудные (или неметаллические), горючие (или каустобиолиты) и гидроминеральные13.

6См.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geolog/2114/Инженерно (22.08.2014).

7См.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/2176/Прогнозирование (22.08.2014).

8См.: http://slovari.yandex.ru/вулканология/БСЭ/Вулканология/ (22.08.2014).

9См.: http://enc-dic.com/geology/Rezhim-podzemnh-vod-11875.html (22.08.2014).

10См.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/100386 (22.08.2014).

11См.: http://slovari.yandex.ru/Геологическая%20съемка/БСЭ/Геологические%20карты/ (22.08.2014).

12СЗ РФ.1995.№ 49. Ст. 4694.

13) Государственная программа. Данный термин можно определить как систему мероприятий и инструментов государственной политики, направленных на обеспечение достижения определенных целей в какой либо сфере в конкретный промежуток времени.

14) Мониторинг состояние недр. В соответствии с частью 1 ст. 36.2 Закона «О недрах», он является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Согласно ст.63 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»14, государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Основаниями возникновения права пользования участками недр для геологического изучения недр согласно ст.10.1 Закона «О недрах» являются:

1) решение Правительства Российской Федерации, принятое: а) по результатам аукциона;

б) для геологического изучения недр, осуществляемого по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, на участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, на участке недр федерального значения, содержащем газ, из утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов

2) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

3) решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для геологического изучения недр, осуществляемого по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения;

4) принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о:

предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;

5) государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»15.

Порядок рассмотрения заявок на проведение геологического изучения недр на предоставляемом в пользование без проведения аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории РФ и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ, закреплен в «Положении о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 8 Января 2009 № 416.

13См.: http://slovari.yandex.ru/месторождение/БЭС/Месторождение полезного ископаемого (15.08.2014).

14СЗ РФ. 2002.№ 2. Ст. 133.

15СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

Пункт 3 рассматриваемого «Положения» устанавливает закрытый перечень субъектов, которые могут осуществлять недропользование, в том числе и геологическое изучение на указанных участках недр.

К ним относятся:

А) юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем 5 лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц (для участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф);

Б) юридическим лицам - собственникам Единой системы газоснабжения или юридическим лицам - собственникам региональной системы газоснабжения (для участков недр федерального значения, содержащих газ).

В свою очередь, «Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)» утвержден приказом МПР России от 15 марта 2005 г.№ 6117.Например, согласно пункту 2.1. указанного «Положения» Для получения права пользования участком недр в целях геологического изучения за счет государственных средств подается заявка, которая должна содержать следующие документы и сведения:

1) наименование и организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица, планирующего получение права пользования участком недр в целях геологического изучения за счет государственных средств;

2) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя, планирующего получение права пользования участком недр в целях геологического изучения за счет государственных средств;

3) заключенный в установленном порядке государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению для государственных нужд.

Обратим внимание, что данный перечень сведений является исчерпывающим.

Для получения права пользования участком недр в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителя необходимо предоставить более широкий перечень документов и сведений – 12 наименований, в том числе: данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами; данные о технических, технологических и кадровых возможностях заявителя; программа геологического изучения участка недр с указанием видов, объемов, сроков проведения работ, ожидаемых результатов геологического изучения, в том числе по приросту запасов полезных ископаемых.

Согласно статьи 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

В соответствие с пунктом 6.2 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», введенного в действие постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 № 3314-118, лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии, и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых.

Поскольку осуществление геологического изучения недр не возможно без использования различных природных объектов, то данному вопросу уделяется внимание в различных актах российского законодательства. Согласно статье 25.1 Закона «О недрах»земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом «О недрах».

16 СЗ РФ. 2009.№ 3. Ст. 405.

17Росс. Газ.№ 98. 2005.

18«Ведомости СНД и ВС РФ». 1992. № 33. Ст. 1917.

Например, вопросам использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр ровно, как и для разработки месторождений полезных ископаемых, посвящена ст.43 ЛК РФ. Согласно части 2 которой для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 рассматриваемой статьи, устанавливающей что на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства.

Порядок предоставления пользователям недр участков континентального шельфа, в том числи и для геологического изучения недр, регулируется ст.7 Федерального закона от 30 ноября 1995 г.№187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Согласно пункту 9 ч. 3 ст. 11 ВК РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для проведения геологического изучения.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 30 ЗК РФ Предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок расчета размера арендной платы за указанные земельные участки определяется Правительством Российской Федерации.

Подводя итог изложенному, обратим внимание на то, что поскольку геологическое изучение недр относится к одному из видов недропользования, на него распространяются и ограничения, предусмотренные законодательством для получения лицензий на использование недр.Такая ситуация, по мнению некоторых экспертов, поставила заслон перед системным геологическим изучением недр, познанием строения и состава земной коры, выявлением истории еѐ формирования, изучением современных геодинамических процессов, составлением геологических карт19. С одной стороны с этим высказыванием можно согласиться, так как изучение не всегда связано с каким-либо существенным воздействием на объект исследования плюс ко всему лицензионный механизм в данной сфере по сути не предусматривает проведения геологического изучения направленного на дальнюю перспективу, например на создание фонда резервных месторождений. Но с другой стороны строгий контроль государства необходим, поскольку деятельность, осуществляемая в сфере использования и изучения недр может привести к серьезным последствиям, как для экологии, так и для экономической безопасности страны.

Выходом здесь может являться принятие специального закона, регулирующего геологическое изучение недр, с помощью которого можно было бы разграничить геологическое изучение и классические виды недропользования, закрепить особый порядок получения разрешений на осуществление такой деятельности, установить пределы ответственности, урегулировать вопросы управления в данной сфере (возможно создание специального органа управления) и т.п., что, несомненно, положительным образом повлияло бы на воспроизводство минерально-сырьевой базы и на общее изучение недр, в том числе направленное на цели, не связанные с добычей полезных ископаемых.

19См.: Л.В. Оганесян. «Проблемы геологического изучения недр России» //«Промышленные ведомости» № 3-4. 2010.

Список законодательных и иных нормативных актов

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. №237.

2. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах»// СЗ РФ. 1995.№ 10. Ст. 823.

3. Федерального закона от 30 ноября 1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ.1995.№ 49. Ст. 4694.

4. Федеральный закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002.№ 2. Ст.133.

5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013.№ 14. Ст. 1652.

6. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

7. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

8. Земельный кодек Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ.2001. № 44. Ст. 4147.

  • Геологическое изучение недр - проведение поисковых, разведочных и специальных работ и исследований, осуществляемых в целях получения информации о геологическом строении недр, выявления и оценки запасов полезных ископаемых, характеристик процессов, происходящих в геологической среде и т.п.

Связанные понятия

Нарушения в сфере правил охраны и использования недр состоят в затоплении, обводнении или пожаре на горнодобывающих объектах, что в результате приводит к снижению качества полезных ископаемых. Нарушения проявляются также в сбросах сточных вод, размещении отходов производства, загрязнении недр, накоплении промышленных отходов в местах источников питьевого или промышленного водоснабжения. Неизвлечение попутных компонентов, несоблюдение условий лицензии на добычу полезных ископаемых, непроведение полного геологического изучения недр перед строительством также являются нарушениями. Все виды нарушений в сфере горных работ приводят к потерям полезных ископаемых, ухудшению состояния земли, росту затрат на добычу полезных ископаемых и т. п.

Связанные понятия (продолжение)

Нефтегазогеологическое районирование - разделение осадочных бассейнов на нефтегазоносные объекты (территории) разного масштаба, от нефтегазоносных провинций до месторождений и залежей нефти и газа. Основывается на комплексе геологических показателей, определяющих время и условия генерации, миграции, аккумуляции и сохранности скоплений углеводородов.

Поделиться: