Дело “обезьяньего селфи” закрыто. Это волшебное селфи обезьяны разрушило жизнь фотографа Селфи обезьяны

Британец Дейв Слейтер, специализирующийся на съемках дикой природы и удостоившийся многих наград за эту работу, говорит, что роковая фотография стоила ему потери всех сбережений и привела к закату карьеры.

В момент, когда был сделан тот самый скандально известный снимок, опубликованный более 50 миллионов раз, фотограф Дейв Слейтер работал в национальном парке на севере Индонезии, всего в 50 милях от экватора. В 45-градусную жару он таскал свой рюкзак весом 18 кг, штатив, камеру, несколько дорогих линз и пачку отсыревшего печенья в качестве пропитания.
Это была последняя неделя его месячной поездки, которую он планировал и на которую копил почти семь лет, и во время которой потерял больше 10 кг, таскаясь со всем своим грузом через тропический лес. "Это было действительно изнурительно!" - говорит он сегодня, сидя в своем доме в местечке Чепстоу в Уэльсе.
Его цель состояла в том, чтобы фотографировать исчезающие виды животных и использовать полученные изображения, чтобы привлечь внимание к их серьезному положению.

Святой Грааль был очень редкой хохлатой черной макакой - обезьяной, находящейся под угрозой исчезновения, с полностью черным лицом, которые встречаются только на двух индонезийских островах.
"Их осталось всего несколько сотен, и то того я видел только одну фотографию этих обезьян, - рассказывает Дэйв. - Меня восхищали их взгляд, прически, выражение лиц. Это было самое сильное впечатление от моей экспедиции!"
Когда местный гид привел Дэйва в это место, фотограф был просто ошеломлен: "Это было просто потрясающе, даже сюрреалистично». Стайка из 20 лет черных обезьянок играла друг с другом, Дейв затаился в 150 м от них и начал снимать, используя длинный объектив.
Постепенно ему удалось завоевать доверие животных и приблизиться к ним. К следующему дню любознательные обезьянки были повсюду: копались в волосах фотографа, рылись в его рюкзаке, растащили его печенье и особенно увлеклись фотоаппаратом. Они казались как будто завороженными звуком жужжания затвора и пытались снова и снова нажать кнопку, чтобы услышать его.
Тогда Дэйв попробовал запустить функцию "автопортрет" (слово "селфи" в то время еще не употреблялось) и обезьянки бросились к дистанционной кнопке запуска. В конце концов, развеселившийся фотограф решил позволить им справиться самим. Зверюшки с нетерпением, нажимали кнопку, ухмыляясь своим отражениям в объективе.
Среди сотен получившихся изображений (многие вышли не в резкости) выделялся один замечательный автопортрет ухмыляющейся обезьяны: глаза мерцают янтарем, крепкие зубы обнажает подобие ухмылки...
Вернувшись в Британию, Дэйв выручил несколько тысяч фунтов на продаже свежих снимков, окупив расходы на поездку в Индонезию. И через какое-то время тот автопортрет обезьянки набрал невероятную популярность: он был опубликован по всему миру более 50 миллионов раз!
Но вместо того, чтобы принести Дэйву Слейтеру финансовое удовлетворение и заслуженное профессиональное признание, этот снимок причинил ему массу переживаний, стоил всех его сбережений и ознаменовал конец его карьеры фотографа...

В этой истории можно найти все элементы фарса XXI века, включая сумасшедшие разногласия по поводу закона об авторском праве в калифорнийском суде и «бесчеловечность» благотворительной организации, которая подала иск против Дэйва от имени шестилетнего самца макаки, утверждая, что тот является законным владельцем авторских прав на злополучный снимок.
В результате последние шесть лет фотограф был вовлечен в то, что можно назвать одной из самых бессмысленных, идиотских, затратных и агрессивных юридических баталий всех времен... Итак, кому же принадлежат авторские права? Дэйву или обезьяне?
Сам фотограф никогда и не сомневался: «Конечно, это было мое авторское право! Я выбрал фон. Я отрегулировал лучшее освещение. Я выбрал объектив и я обрабатывал все изображения. Всё это было моим творчеством, и оно требовало немало настойчивости т усилий».
Проблемы начались с того момента, когда калифорнийский блог Techdirt и Wikipedia заявили, что изображение принадлежит обезьяне и загрузили его на свои веб-сайты, разрешив бесплатное использование снимка.
Поскольку это было покушением на права Дэйва и его средства к существованию,
тот попросил Techdirt и Википедию прекратить использовать его фотографии, но получил отказ. Дейв решил подать в суд на сумму до 18 000 фунтов стерлингов, сказав: «Авторское право несколько шире, чем нажатие кнопки спуска затвора».
В суде же выяснилось, что однозначно отдать права на снимок невозможно ни Дэйву, ни обезьяне. В результате единственными приматами, сумевшими заработать на этом процессе, стали юристы…
Два года назад, по мере разбирательств, правозащитная организация «Люди за этичное обращение с животными» (PETA) возбудила судебное дело от имени обезьяны, которую они назвали Наруто, заявив, что ту следует объявить собственником изображения. И потребовала права распоряжаться средствами, причитающимися макаке.
PETA утверждала, что обезьяна не смогла подать собственный иск «из-за недоступности и недееспособности». Дейв говорит, что, по понятным причинам, его адвокаты рассматривали этот иск как шутку. К сожалению, всё оказалось намного серьезнее...
В прошлом году американский судья вынес решение против PETA, заявив, что животные не включены в Закон об авторском праве. Он сказал: «Хотя Конгресс и президент могут распространять защиту закона как на животных, так и на людей, нет никаких указаний на то, что это сделано в Законе об авторском праве».
Тем не менее, PETA обжаловала это решение. На прошлой неделе дело вернулось в суд в Сан-Франциско. Аргументы включают такие абсурдные положения, как:
- имеет ли PETA достаточно близкое отношение к Наруто, чтобы представлять его в суде;
- возможность предоставления письменного уведомления об авторском праве сообществу макак;
- был ли Наруто нанесен ущерб, в связи с отказом признать его владельцем авторских прав на снимок.
Дэйв, которому пришлось участвовать в заседаниях онлайн, потому что он не мог позволить себе полет в Калифорнию, почувствовал, что теряет ощущение реальности происходящего:
«На меня подала в суд обезьяна! У меня было почти два года, чтобы привыкнуть к этому, но это по-прежнему кажется мне нереальным…». Более того, он убежден, что PETA якобы защищает интересы вообще какой-то не той макаки. «На снимке – самочка!»
Дэйв Слейтер - энергичный человек, которого всегда радовали неожиданные причуды жизни, но шесть лет трансатлантических правовых споров, неуверенности, разочарования и онлайн-издевательств сильно повлияли на него.
«Я страдаю депрессией и не могу спать, - говорит он. - Но тяжелее всего чувство несостоятельности. Я не могу обеспечить свою семью...»
Ипотеку на скромный дом в Чепстоу ему приходится делить с женой, а содержать семилетнюю дочь сегодня вынуждена исключительно супруга. Дэйв говорит, что его автомобиль уже два года мертвым грузом стоит перед домом, потому что фотограф не может позволить себе ремонт авто. И всё потому, что он вынужден тратить тысячи и тысячи фунтов на попытку защитить права на свою работу.
Адвокат Дэйва уверен в победе и обещает «разобраться» со всеми этими непредвиденными расходами.
«Моя дочь рассказывает всем, что это ее папа сфотографировал ту обезьяну, но у меня сегодня нет возможности что-то дать ей. Я не могу отправить ее в школу, в которую хотелось бы, или даже подумать о том, чтобы оплатить ее обучение в университете, когда придет время. Хотя на это хватило бы выручки с того единственного злополучного снимка...»
Самое обидное, что Дэйв прекратил фотографировать: «Магия ушла. Я беру в руки камеру время от времени, чтобы попытаться вернуть радость, но, похоже, я больше не могу. Это была моя жизнь. Я не планировал зарабатывать много денег - я просто хотел получать справедливую зарплату за свою работу».
Попав в мир адвокатов с баснословными гонорарами, фанатиков-зоозащитников и онлайн-троллей, он ощутил всю его жестокость: «Мне очень стыдно за все эти попытки взять под контроль мое собственное произведение и при этом меня же обвинять в жадности».
Правда в том, что главная любовь Дэйва - это природа. Он вырос в Болтоне, одержим животными. Каждый день рождения и Рождество он просил в подарок книги о птицах или Африке. Он получил звание диплом магистра геологических наук, а также закончил аспирантуру, специализируясь на вулканических газах.
С такой квалификацией он мог бы заработать состояние, работая в нефтяных конгломератах, но через 14 лет в академических кругах выбрал для себя фотографию и животных.
«Я хотел пойти вслед за своим сердцем - мне нужна была свободная от стресса жизнь», - рассказывает Дэйв. Он работал мойщиком окон и садовником, чтобы прокормиться в то время, пока оттачивал свои навыки фотографа.
На счету Дэйва поездки в Арктику, Африку, Филиппины и Коста-Рику. Он посвятил свою жизнь благополучию животных - став фотографом RSPB и работая в The Wildlife Trusts и Trust of Wildfowl & Wetlands Trust. Но каким бы талантливым вы ни были, жизнь внештатного фотографа финансово нестабильна... «Вы делаете тысячи изображений, надеясь, что один или два снимка удастся продавать, чтобы оплатить счета и профинансировать следующую поездку», - рассказывает Дэйв.
И тут появилась ухмыляющаяся макака.

По иронии судьбы, Дэйв был немного разочарован, когда впервые просматривал результаты той фотосъемки: «Они были слегка недоэкспонированы, и рот получился немного не в фокусе.
Но один кадр был удачным. Через несколько часов после загрузки изображения на веб-сайт фотографа в 2011 году им заинтересовалось одно из информационных агентств, и снимок был опубликовано во многих газетах, в том числе в Daily Mail.
Вскоре он стал вирусным, появляясь в социальных сетях и в блогах. «Это был прекрасный момент, - говорит Дэйв, вспоминая, что один комментатор тогда пошутил, что обезьяне тоже причитается. В течение года изображение принесло фотографу 2500 фунтов. Он надеялся на небольшой, но устойчивый доход от прав на повторную публикацию. Но затем снимок появился в Википедии - бесплатный для всех - и надежды иссякли. В 2014 году, говорит Дэйв, его обезьянье селфи стало самым популярным изображением в Google, затмив даже Ким Кардашьян!
Но всё это закончилось довольно тоскливо… Теперь, после того, как дело вернулось в суд, Дэйв уже научился справляться с возмущением. Он вынужден ожидать решения еще два месяца, надеясь, что здравый смысл всё же одержит победу.
Отказавшись от фотографии, он переквалифицировался в тренера по теннису и стал профессиональным выгуливателем собак. На вопрос, не хотел ли бы он вовсе никогда не сталкиваться с той злополучной стайкой редких хохлатых черных макак Дэйв с удивлением отвечает: «Нет, нет! Фотография помогла достичь того, что я собирался сделать - защитить обезьян. И это стоило всех усилий. Без такого внимания они, скорее всего, уже исчезли бы как вид: местные жители жарили их и ели! А теперь они всеобщие любимцы по прозвищу «селфи-обезьянки»…

Юридическая битва, разорившая фотографа, длилась два года и окончилась после того, как обе стороны пошли на мировую.

Эта история началась в 2011 году, когда британский фотограф Дэвид Слейтер отправился в Индонезию, на остров Сулавеси, чтобы снимать дикую природу. Там, по словам Слейтера, он сам научил обезьян — хохлатых павианов — делать селфи: нажимать на спуск затвора, глядя в объектив.

Эти фотографии быстро набрали популярность, и Слейтер заработал на них несколько тысяч фунтов стерлингов. Но когда он попросил несколько сайтов прекратить использовать снимки без его разрешения, разгорелись серьезные споры о том, кто именно является владельцем авторского права на фото обезьяны.

Технически, селфи сделал павиан, поэтому фонд Wikimedia, например, настаивал на том, что снимки находятся в общественном достоянии. А организация “Люди за этичное обращение с животными” (PETA) пошла дальше и подала иск против фотографа, требуя присвоения авторского права обезьяне по имени Наруто.

Судебное разбирательство началось в 2015 году. По законам США животное не может владеть авторскими правами, и в 2016 году суд вынес решение в пользу Слейтера. Но PETA подала апелляцию в суд более высокой инстанции. Длительная и дорогостоящая тяжба практически разорила фотографа. Так, он не смог присутствовать на судебном заседании в июле этого года, потому что у него не было денег на поездку в США, и вообще планировал заняться тренерством по теннису и выгулом собак, чтобы хоть как-то заработать на жизнь.

Более того, Слейтер убежден, что PETA подала иск от имени не той обезьяны — по его словам, знаменитое “селфи” сделала самка хохлатого павиана по кличке Элла, а вовсе не Наруто.

И вот в начале августа адвокаты приостановить рассмотрение дела, поскольку PETA и Слейтер решили пойти на мировую. А вчера на сайте природоохранной организации появилось сообщение о том, что дело закрыто, а PETA и Слейтер пришли к соглашению. По его условиям, фотограф будет перечислять 25% от любых денег, вырученных за использование или продажу фотографий обезьяны, в благотворительные фонды для защиты естественной среды обитания хохлатых павианов в Индонезии.

Таким образом, фотограф все-таки отстоял свое право на спорные снимки; стоит отметить, что еще в июле он сам сообщил на своем сайте, что будет перечислять 10% от продаж “селфи обезьяны” проекту по сохранению популяции павианов на Сулавеси.

Но хотя и Слейтер получит 75% от прибыли, пока неизвестно, будет ли спрос на эти фотографии достаточно велик, чтобы компенсировать ему финансовый и моральный ущерб от двухлетней судебной тяжбы. PETA, в свою очередь, обещает продолжать борьбу за то, чтобы животные получили юридические права на созданные ими работы.

Когда фотограф дикой природы Дэвид Слейтер был в Индонезии, редкий хохлатый павиан нажал кнопку спуска затвора, сделав знаменитое селфи обезьяны. Теперь суды разбираются, кому же принадлежит авторское право на снимок.

Награжденный призами фотограф дикой природы Дэвид Слейтер сражался с 45-градусной жарой в национальном парке на самом севере Индонезии, всего в 80 километрах от экватора.

Он нёс рюкзак весом 18 килограммов, штатив, камеру, несколько дорогих объективов и упаковку отсыревшего печенья Jaffa Cakes для пропитания.

Это была последняя неделя его месячной поездки, которую он запланировал почти 7 лет назад, всё это время собирая средства, и почти две недели он тащил своё оборудование через тропический лес.

«Это было действительно изнурительно — что-то вроде SAS (Специальная авиадесантная служба ВС Великобритании, — МБ )!», — рассказывает мужчина в своем доме в Чепстоу, Уэльс.

Его цель состояла в том, чтобы сфотографировать животных, находящихся под угрозой исчезновения, и использовать изображения для привлечения внимания к их тяжелому положению.

Его Святым Граалем был очень редкий хохлатый павиан — обезьяна, находящаяся под угрозой исчезновения, с полностью черной мордой, которая встречается только на двух индонезийских островах.

«Их осталось всего несколько сотен и я видел только одну фотографию», — рассказывает Слейтер. — Меня восхищал их взгляд, волосы, харизматическое лицо. Встреча с ними должна была стать венцом моей поездки».

Когда это случилось — с помощью местного гида — Дэвид был поражен.

«Это было просто потрясающе-сюрреалистично». Группа из около 20 особей играла вместе. Находясь примерно в 140 метрах и используя мощный объектив, Дэвид начал наблюдать за ними, при этом фотографируя и пытаясь завоевать доверие, чтобы приблизиться.

Уже к следующему дню любознательные животные были повсюду: гладили его волосы, рылись в рюкзаке с едой. «Они стащили моё Jaffa Cakes!».

Обезьянам особенно понравился фотоаппарат мужчины. Казалось, они были взволнованы звуком жужжания затвора и для этого снова и снова пытались нажать кнопку.

Когда Дэвид попробовал сделать автопортрет с ними — «слово «селфи» тогда ещё не было известно», — они бросились к дистанционной кнопке. В конце концов, в порыве веселья, он решил позволить им фотографироваться самим.

Они нетерпеливо нажимали на кнопку, ухмыляясь своим отражениям в объективе. Среди сотен снимков, сделанных ими (многие были расфокусированными!), самым блестящим оказалось глупое селфи ухмыляющегося павиана. Его глаза мерцают янтарем, а широко раскрытый рот с большими зубами как будто улыбается.

Вернувшись в Великобританию, Дэвид заработал на фотографиях несколько тысяч фунтов — покрывая расходы на поездку в Индонезию. Но со временем, с ростом популярности селфи, его обезьяна стала классикой, опубликованной более 50 миллионов раз по всему миру.

Но вместо того, чтобы принести Дэвиду финансовое благополучие и теплое сияние профессиональной гордости, этот снимок принёс ему невыразимые страдания, стоил сбережений и ознаменовал конец его карьеры фотографа.

В этой истории есть все элементы фарса 21-го века — включая сумасшедшие разногласия по поводу закона об авторском праве в калифорнийском суде и «бесчеловечность» благотворительной организации, которая подала иск против Дэвида от имени 6-летнего самца хохлатого павиана, утверждая, что именно он является законным владельцем авторских прав на фотографии.

Так вот, последние 6 лет мужчина был вовлечен в то, что должно стать одним из самых бессмысленных и идиотских юридических сражений всех времён. Итак, кто владеет авторским правом? Слейтер или обезьяна?

У Дэвида на этот счёт никогда не было никаких сомнений. «Конечно, авторское право принадлежит мне!, — говорит он. — Я установил фон. Я продумал, как солнце осветит обезьяну. Я выбрал объектив и я обработал изображения. Творчество было моим и это требовало много настойчивости, пота и страданий».

Его проблемы начались с публикаций селфи в калифорнийском блоге Techdirt и онлайн-энциклопедии Wikipedia (чье задание «расширение возможностей и привлечение людей со всего мира к сбору и развитию образовательных материалов, а также либо публикация их на условиях свободной лицензии, либо передача их в общественное достояние»).

Они утверждали, что изображение не охраняется авторским правом, потому что его создателем является обезьяна — и поэтому опубликовали снимок на своих веб-сайтах бесплатно для тех, кто их использует. Для Дэвида же это была атака на его средства к существованию.

Понятно, что он попросил Techdirt и Википедию прекратить использовать фотографии, но они отказались. После этого Слейтер решил подать в суд на сумму до 18 тысяч фунтов стерлингов, заявив: «Для авторского права нужно намного больше, чем кто нажимает на кнопку спуска затвора».

Правовая коллизия состояла в том, что не только Дэвид не мог отстаивать авторские права, но это не могла сделать и обезьяна.

Единственные приматы, которые в любом случае зарабатывали деньги на «величайшем в мире селфи» были, конечно же, адвокатами.


Изображение: Автор Self-portrait by the depicted Macaca nigra female (Daily Mail) , через Викисклад

Два года назад организация «Люди за этичное обращение с животными» (PETA) возбудила судебное дело от имени обезьяны, которую назвала Наруто, заявив, что именно её следует объявить собственником изображений. Также она потребовала права распоряжаться средствами макаки.

PETA утверждала, что обезьяна «из-за недоступности и недееспособности» не смогла подать собственный иск. Дэвид говорит, что, по понятным причинам, его адвокаты рассматривали иск как шутку.

Но это оказалось далеко не так. В прошлом году судья США вынес решение против PETA, заявив, что животные не защищены законом об авторском праве. Он заявил: «Хотя Конгресс и президент могут распространять защиту закона как на животных, так и на людей, нет никаких указаний на то, что они сделали это в Законе об авторском праве».

Тем не менее, организация обжаловала данное решение. На прошлой неделе дело вернулось в суд в Сан-Франциско.

Среди аргументов было то, имеет ли PETA достаточно близкое отношение к Наруто, чтобы представлять его в суде; стоимость предоставления письменного уведомления об авторском праве сообществу макак; и был ли Наруто нанесен ущерб из-за непризнания в качестве владельца авторских прав.

Дэвид, которому пришлось смотреть заседание суда через Интернет, потому что он не мог позволить себе перелёт в Калифорнию, чувствует, что сходит с ума.

«На меня подала в суд обезьяна. У меня было почти два года, чтобы привыкнуть к этому, но это все еще совершенно сюрреалистично», — говорит он.

Более того, фотограф убежден, что PETA защищает не ту обезьяну. «У неё не тот возраст и пол!», — утверждает Слейтер, говоря, что его павиан был самкой.

Дэвид, который был очень энергичной личностью, пытающейся всегда наслаждаться причудливой стороной жизни, чувствует, что 6 лет трансатлантических правовых споров, неуверенности, разочарования и Интернет-издевательств глубоко повлияли на него.

«Я страдаю депрессией и не могу спать, — рассказывает он. — Но самое плохое — это чувство неудачи. Я не могу обеспечить семью».

Ипотеку на скромный дом в Чепстоу он выплачивает совместно с женой Дженкой, а содержание 7-летней дочери финансирует только Дженка.

Дэвид говорит, что его автомобиль стоит на подъездной дорожке в течение двух лет, потому что он не может позволить себе ремонт. А всё потому, что он был вынужден тратить тысячи на попытку защитить свою работу.

Однако адвокат фотографа уверен в победе и обещает «разобраться» с расходами. «Моя дочь рассказывает всем, что её папа сделал селфи обезьяны, но у меня нет ничего, чтобы дать ей от этого».

«Я не могу отправить её в школу, которую мы хотим, или даже подумать о том, чтобы оплатить её обучение в университете, когда придет время. И со всем этим можно было бы справиться одной фотографией».

Самое обидное, что он прекратил фотографировать. «Магия ушла. Я беру время от времени свою камеру, чтобы попытаться вернуть радость, но я, похоже, не могу. Это была моя жизнь».

«Я не хотел заработать много денег — я просто хотел получить справедливую оплату за свою работу, чтобы передать нашей дочери».

Пребывание в мире дорогих адвокатов, любителей животных и Интернет-троллей оказало на него жесткое воздействие. «Меня позорят за попытку контролировать свою собственную работу и обвиняют в жадности», — говорит он.

Правда состоит в том, что главная любовь Дэвида — природа. Он вырос в Болтоне, будучи одержимым животными. Каждый день рождения и Рождество Слейтер просил книги о птицах или Африке. После школы он получил диплом и степень доктора философии по геологии, а также закончил аспирантуру, специализируясь на вулканических газах.

С такой квалификацией Дэвид мог бы заработать состояние, работая в нефтяных конгломератах, но после 14 лет жизни в академических кругах мужчина решил стать фотографом животных. «Я хотел пойти дорогой своего сердца — мне нужна была свободная от стресса жизнь», — говорит он.

Поэтому мужчина работал мойщиком окон садовником, чтобы поддержать себя, оттачивая навыки фотографии.

«Я могу часами сидеть в терпеливом ожидании».

Дэвид ездил в Арктику, Африку, Филиппины и Коста-Рику, посвятив свою жизнь животным и став фотографом Королевского общества защиты птиц RSPB, а также работая в The Wildlife Trusts и Trust of Wildfowl & Wetlands Trust.

Но каким бы талантливым вы ни были, жизнь фотографа-фрилансера финансово нестабильна.

«Вы делаете тысячи изображений, надеясь, что одно или два будут продаваться достаточно хорошо для оплаты счетов и финансирования следующей поездки», — говорит он. А потом появился ухмыляющийся павиан.

По иронии судьбы, Дэвид был немного разочарован, когда впервые увидел фотографии.

«Они были слегка недоэкспонированы и рот был немного не в фокусе», — говорит он.

Но один кадр был лучшим. Через несколько часов после загрузки изображения на его веб-сайт в 2011 году с ним связалось новостное агентство и селфи было опубликовано во многих газетах, в том числе в Daily Mail.

Он надеялся на устойчивый, но небольшой доход от прав на повторную публикацию. Но затем снимок появился в Википедии — бесплатно для всеобщего использования — и доход иссяк за ночь. Дэвид говорит, что в 2014 году, возможно, с небольшим преувеличением, «селфи обезьяны» было вещью, которую больше всего искали в Google. «Оно даже превзошло Ким Кардашян!».

Тем не менее все эти показы принесли ему уныние. Теперь, после того, как дело вернулось в суд и продолжает тянуться, Дэвид говорит, что справился с большей частью гнева.

Слейтер утверждает, что «однажды снова выйдет». Отказавшись от фотографии, он переучился на тренера по теннису и стал профессиональным выгульщиком собак. Между тем, ему нужно подождать ещё два месяца для последнего решения — все время надеясь и молясь, чтобы кто-то понял смысл дела.

А когда журналисты спрашивают его, хочет ли он ещё раз столкнуться с этой группой редких хохлатых павианов, Дэвид поражается вопросу. «Нет-нет-нет!», — говорит он.

«Фотографии потребовалось 6 лет, чтобы достичь того, что я собирался сделать — защитить этих обезьян. Это стоило того, потому что эта фотография — лучшее, что случилось с этими обезьянами».

Безо всякого внимания они, вероятно, теперь исчезли бы как вид. «Местные жители жарили и съедали их. Теперь они любят их и называют «селфи-обезьянами».

Фотограф Дэвид Слейтер (David Slater) два года вел судебное разбирательство с защитниками прав животных из-за селфи, снятого обезьяной. В 2011 году, когда Слейтер был в джунглях Индонезии, одна из макак сделала автопортрет на его камеру. Активисты организации PETA («Люди за этичное обращение с животными») стали отстаивать право обезьяны на авторство снимка и прибыль от него.

Результатом поездки Слейтера в Индонезию стала серия снимков «Дикие личности», и самым известным из них стал автопортрет улыбающегося павиана. Фотограф отдал его в агентство Caters News. Когда агентство потребовало удалить селфи из блога Майка Масника, начался спор о том, кому принадлежат права на снимок: человеку или обезьяне. Одни юристы считали, что фотография, сделанная животным, вообще не является объектом авторского права, другие - что правообладателем должен быть не тот, кто нажал на кнопку, а владелец оборудования, который установил камеру и выставил настройки.

Слейтер рассказывал, что ему пришлось несколько дней завоевывать доверие обезьян, прежде чем подобраться к ним достаточно близко. К тому же снимки не были случайностью: фотограф сознательно закрепил камеру на штативе и дал обезьянам себя поснимать.

Фотография тем временем появилась на бесплатном «Викискладе», и Слейтер перестал получать за нее авторские отчисления: фонд «Викимедиа» отстаивал мнение, что селфи макаки находится в общественном достоянии как произведение искусства, созданное не человеком.

В 2015 году к делу подключилась PETA: организация от имени макаки подала заявление в суд на Слейтера и издательство, выпустившее его фотокнигу. Зоозащитники требовали признать обезьяну субъектом авторского права и перечислить все доходы от ее селфи заповеднику на острове Сулавеси.

Зоозащитники утверждали, что знаменитое селфи сделал хохлатый павиан Наруто, но адвокаты Слейтера заявили, что это была самка макаки Элла, а значит, Наруто не может подать на фотографа в суд.

Суд США решил, что защита авторских прав не может распространяться на обезьяну, но зоозащитники не согласились с этим вердиктом. После двухлетнего судебного разбирательства апелляционный суд Сан-Франциско все же принял решение в пользу Слейтера, но стороны пошли на компромисс. В совместном заявлении PETA и Слейтера сказано, что фотограф будет отчислять 25% от продажи обезьяньего автопортрета благотворительным организациям, которые защищают среду обитания макак.

«Благодаря этому революционному делу в мире началась широкая дискуссия о необходимости расширить основополагающие права животных ради них самих, независимо от того, как их могут использовать люди».

Юрист PETA Джефф Керр (Jeff Kerr)

Слейтер назвал себя защитником природы и рассказал, что интерес к историческому снимку уже изменил к лучшему жизнь животных Индонезии и уберег хохлатых павианов от вымирания.

Поделиться: