Фармабсурд: заведующему нельзя быть первостольником. Заведующий ветеринарной аптекой Заведующий аптекой требования

Может ли фармацевт занимать должность заведующего аптекой?

Ответ

Да, может.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании фармацевтической деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании фармацевтической деятельности") соискатель лицензии для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям, наличие у руководителя организации (за исключением медицинских организаций), деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением:

    для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет, сертификата специалиста.

Таким образом, можно сказать, что работник со средним специальным фармацевтическим образованием может занимать должность заведующего аптекой при наличии действующего сертификата специалиста и стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Подробности в материалах Системы:

1.Нормативно-правовая база

Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081

(ред. от 15.04.2013)

"О лицензировании фармацевтической деятельности"

(вместе с "Положением о лицензировании фармацевтической деятельности")

от 15.04.2013 N 342)

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 29, ст. 3250);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 241 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 15, ст. 1551);

пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 426 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования фармацевтической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2575);

пункт 7 изменений, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с совершенствованием государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 33, ст. 4086);

пункт 14 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

пункт 16 изменений, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076);

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2010 г. N 903 "О внесении изменений в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 47, ст. 6126);

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 622 "О внесении изменений в пункт 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 32, ст. 4823).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.09.2012 N 882,

от 15.04.2013 N 342)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.

2. Фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно приложению.

3. Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения - в части деятельности, осуществляемой:

организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения;

с 1 января 2012 г. - аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;

б) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения;

в) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением лицензирования фармацевтической деятельности в части, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

4. Соискатель лицензии для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

б) наличие у медицинской организации - соискателя лицензии лицензии на осуществление медицинской деятельности;

в) наличие у руководителя организации (за исключением медицинских организаций), деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением:

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;

г) наличие у индивидуального предпринимателя:

д) наличие у соискателя лицензии работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих:

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование, сертификат специалиста;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста.

5. Лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

а) наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций);

б) наличие у медицинской организации - лицензиата лицензии на осуществление медицинской деятельности;

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами:

для медицинского применения, - требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

для ветеринарного применения, - требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и правил оптовой торговли лекарственными средствами для ветеринарного применения;

г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения:

аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2013 N 342)

медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций;

д) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения (ветеринарная аптечная организация, ветеринарная организация, имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;

е) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление:

лекарственных препаратов для медицинского применения, - правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения;

лекарственных препаратов для ветеринарного применения, - правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

ж) соблюдение требований статьи 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств";

з) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение:

лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения;

лекарственных средств для ветеринарного применения, - правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения;

и) наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением (за исключением медицинских организаций):

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет, сертификата специалиста;

к) наличие у индивидуального предпринимателя:

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет или среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, сертификата специалиста;

л) наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих:

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций - дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста;

м) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже 1 раза в 5 лет.

6. Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:

а) сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (для медицинских организаций);

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании необходимых для осуществления фармацевтической деятельности оборудования и помещений, соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения об этих помещениях) (за исключением медицинских организаций, обособленных подразделений медицинских организаций);

в) сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил (за исключением медицинских организаций, обособленных подразделений медицинских организаций), выданного в установленном порядке;

г) копии документов о высшем или среднем фармацевтическом образовании и сертификатов специалистов - для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций);

д) копии документов о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения и о наличии права на осуществление медицинской деятельности - для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций;

е) копии документов о высшем или среднем фармацевтическом либо высшем или среднем ветеринарном образовании и сертификатов специалистов - для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения;

ж) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, которые в случаях, предусмотренных настоящим Положением, подтверждают наличие необходимого стажа работы по специальности у руководителя организации, индивидуального предпринимателя.

8. При намерении осуществлять фармацевтическую деятельность по адресу, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии лицензиат указывает этот адрес, а также представляет:

а) сведения, содержащие новый адрес осуществления фармацевтической деятельности;

б) копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании необходимых для осуществления фармацевтической деятельности по указанному новому адресу оборудования и помещений, соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения об этих помещениях) (за исключением медицинских организаций, обособленных подразделений медицинских организаций);

в) сведения о наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификатов специалистов - для работников, намеренных осуществлять фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения по указанному новому адресу (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций);

г) сведения о наличии дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения и о наличии права на осуществление медицинской деятельности - для работников, намеренных осуществлять фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций по указанному новому адресу;

д) сведения о наличии высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования и сертификатов специалистов - для работников, намеренных осуществлять фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения по указанному новому адресу;

е) сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений по указанному новому адресу требованиям санитарных правил (за исключением медицинских организаций, обособленных подразделений медицинских организаций), выданного в установленном порядке.

9. При намерении выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие фармацевтическую деятельность, ранее не указанные в лицензии, лицензиат в заявлении о переоформлении лицензии указывает:

а) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением перевозки лекарственных средств):

сведения о наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификатов специалистов - для работников, намеренных выполнять (осуществлять) новые работы (услуги), за исключением обособленных подразделений медицинских организаций;

сведения о наличии необходимого оборудования, соответствующего установленным требованиям, а также санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений, предназначенных для выполнения (осуществления) новых работ (услуг), требованиям санитарных правил (за исключением медицинских организаций, обособленных подразделений медицинских организаций), выданного в установленном порядке;

б) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения:

сведения о составляющих фармацевтическую деятельность новых работах (услугах), которые лицензиат намерен выполнять (осуществлять);

сведения о наличии высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования и сертификатов специалистов - для работников, намеренных выполнять (осуществлять) новые работы (услуги);

сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений, предназначенных для выполнения (осуществления) заявленных новых работ (услуг), требованиям санитарных правил, выданного в установленном порядке.

10. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для осуществления лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

11. Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения о ходе принятия им решения о предоставлении или переоформлении лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензии и лицензиата лицензионным требованиям, предусмотренным настоящим Положением.

12. Информация, относящаяся к осуществлению фармацевтической деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

13. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

14. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

15. Ведение сводного реестра лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

16. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежемесячно, не позднее 10-го числа, направляют в печатном и электронном виде данные, содержащиеся в реестрах лицензий субъектов Российской Федерации, в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

17. За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заведующий аптекой должен иметь высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Фармацевтическая технология", "Фармацевтическая химия и фармакогнозия" (провизор), иметь опыт работы по специальности не менее 3 лет. В аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять фармацевт, обладающий средним профессиональным образованием по специальности "Фармация" и сертификатом специалиста по специальности "Фармация" без предъявления требований к стажу работы.

Обоснование вывода:
Трудовой кодекс РФ не устанавливает каких-либо специальных требований к работникам, претендующим на должность заведующего аптекой. Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - Стандарт), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (п. 1.2 Стандарта).
Так, согласно п. 8.2 Стандарта руководство аптечной организацией осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет. В аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять фармацевт, имеющий сертификат специалиста.
Требования к квалификации провизора и фармацевта установлены в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 N 541н (далее - ЕКС).
К квалификации провизора ЕКС предъявляет следующие требования: высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Фармацевтическая технология", "Фармацевтическая химия и фармакогнозия". Требования к стажу работы, который должен иметь провизор, ЕКС не предъявляет, однако в силу п. 8.2 Стандарта для занятия должности заведующего аптекой провизор должен иметь опыт работы по специальности не менее 3 лет.
Фармацевт должен обладать средним профессиональным образованием по специальности "Фармация" и сертификатом специалиста по специальности "Фармация" без предъявления требований к стажу работы.
Кроме того, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) (ст. 212 ТК РФ).
Как следует из п. 8.6 Стандарта, заведующий аптеки, как и другой персонал, должен проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), перечень работ, при выполнении которых проводятся такие осмотры, а также порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ N 302н).
Согласно п. 24 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение N 2 к Приказу N 302н), при выполнении работ в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанных с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств, работники должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры 1 раз в год.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Соловьев Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Управление — существенный компонент деятельности организации в достижении цели. Главная задача руководителя — организовать работу подчиненных соответственно их квалификации, способностям, наклонностям; строить, исходя из этого, модели организационных связей; следить за эффективным выполнением работ.

Такая многоплановость труда руководителя требует выполнения им разнообразных, но взаимодополняющих функций: администратора, организатора, специалиста. В роли администратора руководитель выполняет свои полномочия для обеспечения развития организации соответственно действующим законам и нормативным актам, разрабатывает и реализует кадровую политику.

Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для плодотворной деятельности коллектива в достижении общих целей; координирует действия подчиненных, занятых в процессах управления и производства. Как специалист, то есть человек профессионально хорошо подготовленный, который владеет знаниями, опытом в конкретной сфере, руководитель призван правильно намечать задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации.

В связи с формированием социально-экономических задач организаций современные руководители должны владеть качествами менеджеров.

  • наличие широкого круга специальных знаний в области исследования рынка, маркетингового планирования, ценообразования, организации каналов сбыта, бухгалтерского учета, внешней торговли, трудового законодательства и т.п.;
  • предприимчивость, то есть способность добиваться конкретных экономических и социальных целей, избирая оригинальные, нестандартные решения, связанные с хозяйственным риском;
  • настойчивость, целеустремленность, стремление к обязательному достижению намеченных целей.

Функции менеджера как управленца:

  • организовывать и планировать производство и реализацию продукции;
  • принимать правильные управленческие решения;
  • проводить деловые переговоры;
  • отбирать и учить работников;
  • руководить коллективом на уровне современных требований;
  • побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного;
  • быть предельно объективным, независимо от своих вкусов;
  • находить выход из конфликтных ситуаций и др.

Существует достаточно обширный список характеристик, которые способствуют эффективному руководству. К таким личностным качествам обычно относят ум, уровень интеллекта, уверенность в себе, целеустремленность, энергичность, инициативность, строгость и требовательность, вежливость, доброжелательное отношение к подчиненным и т.п.

Заведующий или директор аптеки как руководитель организует работу по лекарственному обеспечению населения и медицинских организаций, осуществляет руководство торгово-финансовой и административно-хозяйственной деятельностью аптеки.

  • лицензирование деятельности аптеки и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий;
  • обеспечение надлежащей организации всех хозяйственных и торгово-произ водственных операций в аптеке;
  • контроль за наличием ассортимента лекарственных препаратов, соблюдением правил их отпуска;
  • организация снабжения аптеки лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения (ИМН) и другими товарами аптечного ассортимента;
  • организация контроля качественных препаратов;
  • контроль за соблюдением правил отпуска лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента;
  • контроль за соблюдением санитарного режима в аптеке, правил хранения медикаментов в аптеке и медицинских организациях;
  • прием и увольнение работников, заключение договоров о материальной ответственности, утверждение графиков выхода на работу;
  • отбор, расстановка, воспитание и повышение деловой квалификации кадров;
  • внедрение прогрессивных форм работы в организации;
  • организация информационной работы среди населения;
  • организация санитарно-просветительской работы среди населения;
  • обеспечение выполнения всех хозяйственных и финансовых операций;
  • организация правильного учета и отчетности, планирование деятельности аптеки;
  • принятие управленческих решений по организационным и производственным вопросам, контроль их выполнения и др.

Функции заместителя заведующего аптекой:

  • прием товара от поставщиков;
  • оперативная связь с поставщиками, контрольно-аналитической лабораторией;
  • составление заявок-заказов на лекарственные препараты и ИМН;
  • отпуск товара медицинским организациям и структурным подразделениям аптеки;
  • контроль за соблюдением фармацевтического порядка;
  • составление графика выхода на работу и другие, определенные функционально-должностной инструкцией.

Качество управленческой деятельности оказывает непосредственное влияние на работу каждого сотрудника и успешность деятельности организации в целом. Одним из основных направлений повышения эффективности управленческой деятельности является ее разделение и кооперирование.

Осуществляются они по трем признакам: технологическим, функциональным и профессионально-квалификационным. Соответственно технологическим признакам труд кадров управления распределяется по видам работ согласно специализации работников. Функциональное разделение и кооперация труда основываются на специализации при выполнении разных функций управления.

По профессионально-квалификационным признакам распределяются обязанности и разграничивается ответственность между работниками с учетом занимаемой должности, необходимой для этой квалификации.

Разделение и кооперирование управленческой деятельности в фармацевтической организации зафиксированы в должностных инструкциях, которые определяют организационно-правовое состояние руководителя любого уровня управления.

Инструкция разрабатывается на основании Положения об определенной должности относительно конкретного работника с учетом его знаний, опыта, личных и деловых качеств, специфики работы аптеки. в системе управления основным носителем информации является документ, составляющий специфический предмет и результат управленческой деятельности.

По результатам некоторых исследований, на работу с документами руководитель тратит от 30% до 80% рабочего времени. Организация документооборота прямо влияет на эффективность деятельности руководителя.

Среди факторов, влияющих на эффективность работы руководителя, важное место принадлежит планированию и повышению эффективности рабочего времени, а также психологическим аспектам управленческой деятельности.

Эффективность труда менеджера во многом зависит от организации его личной работы. Организуя других, руководитель, прежде всего, должен быть организован сам. Эта его работа называется самоменеджментом, т.е. самоорганизацией, самоуправлением.

Самоменеджмент способствует повышению эффективности управления и улучшению результатов деятельности всего коллектива предприятия. Главной целью организации личного труда менеджера является экономия его рабочего времени и максимальное использование собственных возможностей.

Систему организации личного труда каждый менеджер устанавливает самостоятельно, исходя из конкретных условий, сферы деятельности, характера выполняемой работы, численности подчиненных сотрудников и др.

Основные составляющие самоменеджмента:

  • организация рабочего места менеджера;
  • оптимизация производственной среды на рабочем месте;
  • анализ затрат рабочего времени;
  • планирование менеджером своей работы;
  • проведение деловых совещаний и заседаний и участие в них;
  • организация публичных выступлений;
  • прием посетителей и проведение деловых бесед (техника деловых контактов);
  • организация информационного обслуживания работы менеджера, повышение им квалификации.

Правильная организация и рациональное оборудование рабочего места менеджера дают возможность рационально и с наименьшими затратами труда выполнять свои функции, плодотворно общаться с посетителями, сотрудниками и подчиненными, вести прием посетителей, поддерживать высокую работоспособность и рабочее настроение.

Планирование рабочего времени предусматривает ряд взаимосвязанных этапов: учет времени, анализ затрат, планирование рабочего дня.

К методам учета рабочего времени относятся фотография, самофотография, хронометраж, моментальное наблюдение, выбор которых зависит от поставленных целей.

Анализ затрат рабочего времени направлен на выяснение:

  1. действительно ли выполняемая работа отвечает должности, квалификации;
  2. не превышают ли затраты времени на выполнение работы рациональные нормы?

По данным многих исследований, управленческие работники с высшим образованием 30-70% рабочего времени тратят на выполнение функций, которые не предусматривают высшего, а иногда и среднего специального образования.

Все это указывает на необходимость планирования рабочего времени руководителя, которое базируется на разработке определенного режима, соответствующих регламентов, графиков работ.

Планирование должно осуществляться как на долгосрочную перспективу, так и на более короткий срок — неделю, день. Планирование работы заведующего аптекой во многом определяется спецификой и объемом деятельности самой аптеки.

Так, в план работы на месяц вносят, как правило, устоявшиеся управленческие функции: организацию информационной работы, разработку проекта финансово-экономического плана аптеки, составление от- чета о торгово-финансовой деятельности, проведении инвентаризации и др.

План работы на неделю должен предусматривать проведение оперативных совещаний с заместителями заведующего аптекой и заведующими отделов относительно подведения итогов работы за минувшую неделю, их оценки, а также для определения задач на текущую неделю.

Кроме того, в плане заведующему аптекой следует предусматривать приемные часы для населения и сотрудников аптеки по личным вопросам. Рабочий день целесообразно начинать с контроля присутствия персонала аптеки на рабочих местах и готовности их к работе, потом уточнить содержание собственной деятельности в течение дня, изучить поступившую корреспонденцию, распределить ее между исполнителя- ми, определить сроки выполнения связанной с этим работы и т.п.

Психологические аспекты эффективной управленческой деятельности определены знанием психологических сторон взаимодействия и общения людей в трудовых коллективах, умением применять эти знания в управленческой практике.

Типовой образец

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________ (инициалы, фамилия)
(наименование организации, пред- ________________________
приятия и т.п., его организационно- (директор или иное долж-
правовая форма) ностное лицо, уполномо-
ченное утверждать долж-
ностную инструкцию)
" " ____________ 20__г.

Должностная инструкция
заведующего ветеринарной аптекой
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)

" " ______________ 20__г. N_________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения
1.1. Заведующий ветеринарной аптекой относится к категории
руководителей.
1.2. На должность заведующего ветеринарной аптекой назначается лицо,
имеющее высшее профессиональное (ветеринарное) образование и стаж работы
по профилю не менее 5 лет.
1.3. Заведующий ветеринарной аптекой должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы Российской Федерации, нормативно-правовые акты региональных
и местных органов управления по вопросам осуществления ветеринарной
деятельности;
- теоретические и организационные основы обеспечения ветеринарными
препаратами;
- список ветеринарных препаратов и средств по уходу за животными,
прошедших регистрацию в Департаменте ветеринарии и процедуры
стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов и разрешенных к
использованию на территории Российской Федерации;
- способы контроля качества ветеринарных препаратов;
- правила и порядок хранения и складирования ветеринарных
препаратов, положения и инструкции по их учету;
- порядок ценообразования;
- основы экономики, организации труда и управления;
- законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и противопожарной защиты;
- _________________________________________________________________.
1.4. Заведующий ветеринарной аптекой подчиняется непосредственно
________________________________________________________________________.
1.5. На время отсутствия заведующего ветеринарной аптекой (болезнь,
отпуск, командировка и пр.) его обязанности исполняет заместитель при
отсутствии такового - лицо, назначенное в установленном порядке.
1.6. ______________________________________________________________.

2. Должностные обязанности
Заведующий ветеринарной аптекой:
2.1. Руководит ветеринарной аптекой в соответствии с действующим
законодательством.
2.2. Оформляет, получает лицензии, соответствующие разрешения и иные
документы (сертификаты соответствия, гигиенические заключения) и
представляет их, либо часть информации, содержащейся в этих документах,
для ознакомления покупателям.
2.3. Доводит до сведения покупателей информацию о ветеринарных
препаратах и иную информацию, способствующую правильному их выбору и
применению.
2.4. Организует работу коллектива по осуществлению своевременного и
качественного обслуживания населения ветеринарными препаратами и
средствами по уходу за животными.
2.5. Обеспечивает наличие оборудования, инвентаря в соответствии с
требованиями стандартов, необходимых для сохранения качества и
безопасности ветеринарных препаратов при их хранении и реализации в месте
продажи.
2.6. Ведет переговоры, связанные с поставками, заказами и
реализацией ветеринарных препаратов и средств по уходу за животными.
2.7. Оформляет договоры поставки, купли-продажи, комиссии и т.д.
2.8. Обеспечивает организацию учета товарно-материальных ценностей и
представляет отчетность об объемах произведенных продаж в соответствующие
органы.
2.9. Обеспечивает надлежащее состояние помещений ветеринарной
аптеки, наличие соответствующих условий для хранения биологических
препаратов, медикаментов, лекарств, оборудования, инструментов и т.д.
2.10. Осуществляет рациональное использование трудовых, финансовых и
материальных ресурсов ветеринарной аптеки.
2.11. Организует работу по кадровому планированию, рациональной
расстановке, использованию, обучению и оценке квалификации кадров.
2.12. Контролирует качество выполнения работы подчиненными
сотрудниками и соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка и
морально-этических норм в процессе их профессионального общения с
покупателями.
2.13. _____________________________________________________________.

3. Права
Заведующий ветеринарной аптекой вправе:
3.1. Действовать от имени ветеринарной аптеки во взаимоотношениях с
иными организациями и органами государственной власти.
3.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей
компетенции.
3.3. Запрашивать от персонала необходимые информацию и документы.
3.4. Давать персоналу аптеки обязательные для исполнения указания.
3.5. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных
взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом
исполняющих свои должностные обязанности и о поощрении отличившихся
работников.
3.6. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций,
на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к его профессиональной
компетенции.
3.7. ______________________________________________________________.

4. Ответственность
Заведующий ветеринарной аптекой несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в
пределах действующего трудового законодательства Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, - в пределах действующего административного, уголовного и
гражданского законодательства Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба, - в пределах действующего
трудового и гражданского законодательства Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)

Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

" " _____________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)

" " ________________ 20__г.

С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

В настоящее время существует много маркетинговых исследований в области изучения деятельности фармацевтических компаний. Специалисты изучают как отечественные, так и зарубежные фармацевтические организации и способы повысить их эффективность. На современном этапе многочисленные исследования подтвердили, что успех таких учреждений во много зависит от профессионализма и эффективности персонала.

Как повысить эффективность работы? Возможно, ответом будет – материальными стимулами… Но это не всегда так.

Очень важная часть работы с персоналом - хороший, компетентный руководитель, перед котором стоит задача поднять организацию на новый уровень.

В нашей публикации мы опишем обязанности заведующей аптеки. Данная должность – ключевая фигура в сфере фармацевтических организаций, и о том, насколько правильно вы озвучите ее обязанности, определите функции и цель работы, будет зависеть работа всей аптеки.

Обязанности заведующей аптеки по закону

Несомненно, существуют определенные нормативные акты, в которых расписаны основные обязанности заведующей аптеки. Не будем изобретать велосипед и обратимся к данному документу.

Итак, первое о чем следует знать, что на данную должность могут попасть личности. Кто окончил высшее учебное заведение по специальности «Фармацевт» и имеет стаж не менее 5 лет.

Все обязанности заведующей аптеки разделены на три основных пункта:

  • Первый: организация работы персонала
  • Второй: решать, какие лекарства необходимо закупить
  • Третий: следить за ассортиментом всей аптеки

Также необходимо контролировать соблюдения всех требований к лекарствам Государственной Фармакопеи – срок годности, хранение.

Заведующий должен следить за точным соблюдением санитарного и фармацевтического режима, вести всю необходимую документацию (или контролировать ее ведение).

Также очень важно, чтобы в обязанности заведующей аптеки входили навыки маркетолога и менеджера по кадрам. Как специалист в области маркетинга, заведующий должен отследить и проанализировать работу аптеки и принять решения по улучшению, модернизации деятельности.

Кадры - другая важная часть работы заведующего, необходимо проводить постоянное обучение уже существующего персонала. А при приеме на работу оценивать профессионализм и знания нового сотрудника.

Кроме того, заведующий аптеки должен контролировать соблюдение всех законов нашей страны, касающихся не только фармацевтического дела, но и организации труда, порядка ценообразования, налогообложения.

Заведующий аптекой. Мужчина или женщина?

С точки зрения, законов нашей страны с обязанностями заведующего мы разобрались. Но существует и другая сторона. Кого все-таки взять на работу? Сегодня, в век гендерного равенства, в роли заведующего можно увидеть и мужчину и женщину, но в чем отличие такого руководства?

С точки зрения психологии, различий между мужчиной руководителем и женщиной руководителем с позиции бизнеса быть не может. Есть руководитель плохой, есть хороший. Но дело совсем не в его поле. Важно смотреть на степень профессионализма, характер, лидерские качества, степень ответственности, умение повести за собой и т.д. – такими чертами в современном обществе могут обладать и мужчины и женщины.

Но! Все-таки следует добавить, что те же психологи скажут вам, что есть различия в стиле руководства… Ведь природе пола трудно противостоять, а она порой диктует нам определенные черты поведения.

Итак, женщины-заведующие обычно более терпеливы, склоны к компромиссам, более трудоспособны (марафонцы), также у женщин больше развито чувство интуиции, которое редко их подводит. Такие качества, несомненно, подходят для создания более комфортных и гибких отношений в коллективе. Часто женщина-заведующий может принять решение, которое трудно объяснить с точки зрения логики, но которое будет действенно.

Женщина может применить сразу несколько стилей руководства. В зависимости от того, какая ситуация перед ней.

Но! Есть опасность, что в коллективе не все могут воспринять женщину как полноценного начальника, Поэтому очень важно, что бы женщина-заведующая была выше в профессиональном уровне, чем ее подчиненные.

Мужчины-руководители обычно боле прямолинейны, не создают мелочных конфликтов, снисходительны к чужим слабостям. Мужчины редко поддаются эмоциям и действует с холодной расчетливостью разума. Также они видят «лес за деревьями» и не придираются к мелочам.

Надеемся, что наша публикация поможет вам выявить и озвучить основные обязанности заведующей аптеки, а также понять, какого человека, вы хотите видеть на этой должности.

Поделиться: