Зачем нужно изучать историю? История мира. Что изучает история

История - одна из древнейших наук человечества, предметом которой является изучение фактов и событий прошлого, их причинно- следственная связь. Колыбелью зарождения истории считается Древняя Греция. Ее отцом - основоположником является знаменитый древнегреческий историк и философ Геродот (V век д.н. э.).

Зачем изучать историю?

Что дает нам изучение истории? Вопрос, который задавал сам себе, наверное, каждый человек. Ответ на него простой и очевидный - изучая прошлое, мы строим свое будущее, руководясь богатым опытом поколением, жившим за много веков до нас. Не зря самые ревностные ценители истории, древние греки, называли ее «наставницей жизни». Изучение истории открывает нам красочный мир минувшей действительности. Мы становимся непосредственными участниками канувших в Лету событий, которые отразились на формировании современного человеческого общества. История не имеет неважных страниц, ведь каждый век, прожитий человечеством, несет в себе поучительный и наставнический характер.

Основная сложность в изучении истории заключается в том, что все исторические факты основываются на трудах участников и наблюдателей событий, и в большинстве случаев они наполнены политическим субъективизмом и разделяют все заблуждения своего времени. Поэтому основным в изучении истории является то, что недостаточно только лишь констатировать исторические события, но еще и отслеживать их влияние на последующее время.

Что такое история?

К истории следует относиться не только как к научной дисциплине, но еще как к увлекательному способу познать прошлое. Здесь каждый найдет что-то интересное для себя, ведь история - это не только хроника кровопролитных воин и революций, но еще и яркие средневековые рыцарские турниры, изысканные балы викторианской эпохи, важные и дорогие для каждого русского сердца традиции славянских народов.

История кропотливо работает с вечными человеческими ценностями, но сама оценок никогда не выносит. Это право она предоставляет нам. Она выступает беспристрастным наблюдателем жизни человечества, никогда не указывает на виновных и жертв. Делать это должны мы путем глубокого анализа исторических фактов.

Познание прошлого история

Процесс познания прошлого обязателен для каждого человека, ведь история не раз поражала человечество своей цикличностью. Некоторые исторические события имеют свойство повторяться по сегодняшний день, но уже в более видоизмененной форме. История показывает невозможность изменить прошлое, чтоб человек задумался, как он строит настоящее, ведь через несколько лет это уже пополнит ее списки.

Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком. Ведь знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошел народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества - священный долг человека и гражданина.

Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Надо только иметь желание приобщится к ее таинственному и увлекательному содержанию.

Класс: 5

Предмет: История Древнего мира

Учитель : истории и обществознания

Сергеева Саргылана Алексеевна

Тема урока:«Что изучает история »

Цели урока:

    Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;

    Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;

    Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

    Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.

    Личностные – обучающиесясмогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

Деятельностная:

    Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).

    Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов.

Образовательная:

    Определить значение исторического прошлого для современности;

    используя знания учащихся подвести их к ответу на проблемный вопрос, который выражен в теме урока.

Развивающая:

    продолжать развитие речи через ответы на вопросы;

    продолжать развитие текстовых умений и навыков

    осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания);

    развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.

Воспитательная:

    воспитывать любовь к Родине;

    чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее

    развитие познавательного интереса к предмету;

    с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.

Задачи: в результате изучения темы ученики должны уметь:

    давать определения понятиям история, геральдика, исторические источники, страна, гимн, флаг;

    приводить примеры вещественных, письменных и устных источников;

    уметь соотносить дату и век;

    знать и называть вспомогательные исторические дисциплины;

    сформировать умение заполнять таблицу;

    определять и объяснять свое отношение к событиям изучаемого периода;

    решать учебно-жизненные задачи с позиции человека XXIв.

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала:

1. Что такое история.

2. Исторические источники.

3. Помощницы истории.

4. Хронология

5. О чем расскажет историческая карта.

6. Закрепление.

7. Домашнее задание

Ход урока:

1. Создание проблемной ситуацией

Ход урока :

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

1. Что вы видите на слайдах?Назовите те, которые вам известны.

Легендарный певец Баян, рассказывающий о давно минувших временах, наши предки славяне, встречающие заморских купцов. На полотне ВасилияИвановича Сурикова запечатлен русский полководец Суворов, совершающий со своими солдатами героический переход через высокие горы Альпы, это картина Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В центре расположена фотография ракеты, символизирующая освоение нашей страной космического пространства.

2. Объясните, что объединяет картины (картины прошлого нашей Родины)

3. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?О науке истории

4. Что нам поможет в работе? Учебник,

2. Формирование проблемы. (записывается на доске)

Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

Что же такое история? Зачем нужна история?

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»

III . Изучение нового материала.

1. Что такое история.

- Зачем нужна история?

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий :

1) узнать о прошлом;

2) понять, почему это происходило именно так;

– С помощью словаря объясните, что означает слово «история».

1) Работа со словарем.

Понятие «история» имеет несколько толкований – происшествие; рассказ о происшедшем (повествование); наука.

Вот как определяет историю энциклопедический словарь – ИСТОРИЯ (от греч. historia - рассказ о прошедшем, об узнанном),

1) процесс развития природы и общества.

2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

Выясняют два значения слова:

1) история – процесс развития человеческого общества;

2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества;

Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.

2) Работа с историческим источником.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и перескажите его.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.

Ответьте на вопросы.

1.Что такое история как наука?История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!

2.Что изучает история?История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.

3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества?Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.

Ребята, основные знания по истории вы получаете из школьного учебника.

А где еще можно узнать о прошлом?

Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.

Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.

Гипотезы:

1. Архив

2. Библиотека

3. Музей

1. Архив

Б. Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого

2. Библиотека

В. Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали

3. Музей

А. Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)

2. Исторические источники

Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.

Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.

- проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.

То, что я знал

Не понятно, вызывает сомнение

Хочу узнать

«Исторические источники»

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:

1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

2. устные;

3. Вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);

4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования ит.д.,

5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);

6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

7. кино – фотодокументы;

8. фонодокументы – звуковые записи.

К примеру, в пещере, которая была пристанищем древних людей, были обнаружены наскальные рисунки. Пещерные люди изобразили на стене сцену охоты, где несколько мужчин пытаются застрелить из лука быка, а остальные жители бросают в животные копья. Такой рисунок сразу дает историкам несколько реалистичных выводов. Во-первых, уже в те годы жители пещеры охотились, во-вторых, их интересовала именно крупная добыча, а раз животное они убивали вместе, значит их умственное развитие уже тогда было на высоком уровне. Кроме того, они уже умели делать примитивное оружие.

Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.

2) Работа с историческим источником по вариантам.

1 вариант.Источник № 1.

«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».

Сделайте выводы из этих находок:

1.Какие занятия были знакомы жителям поселка?

2. Что было развито больше – скотоводство или охота?

3. Какие животные были уже приручены

2 вариант.Источник №2.

Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:

«Я, царь великий, царь могучий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, шесть тысяч воинов убил, двадцать городов сжег, сто тысяч мужчин и женщин взял в плен, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».

О чем расскажет ученым этот письменный источник?

3) Практическая работа.Физминутка.

Распределите источники на вещественные и письменные.

Если называется источник письменный встает первый вариант.

Если называется источник вещественный встает второй вариант.

1. грамоты 2. оружие 3. монеты 4. одежда. 5. обувь 6. документы 7. орудия труда 8. домашняя утварь 9. дневники 10. былины 11. медали 12. воспоминания.

Письменные: 1,6,9,10,12.

1. грамоты

6. документы

9. дневники

10. былины

12. воспоминания

Вещественные: 2,3,4,5,7,8,11.

4. одежда.

7. орудия труда

8. домашняя утварь

11. медали

5) Творческое задание :

Какую историческую информацию можно почерпнуть из русских сказок?

Трудности «прочтения» источников: найти, понять, сохранить .

3. Помощницы истории.

Изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. Порой эта работа похожа на головоломку, неизвестные буквы, язык, материал, а ученым необходимо собрать воедино всю информацию.

Ребята, посмотрите на экран, что вы видите??? (Стол)

Давайте представим, что крышка у стола это история, а ножки – это ее помощники. А давайте уберем у стола ножки, он будет столом?

Значит и история, не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. А помощь истории оказывают, следующие науки.

1) Работа со словарем. Ознакомьтесь со вспомогательными историческими дисциплинами.

- какие из них вам известны?

Перечислите науки – помощницы истории

1. – археология 2. – палеография 3. – ономастика 4. – геральдика 5. – сфрагистика 6. – нумизматика 7. – генеалогия 8. –метрология

1. – археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества

2. – палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко – филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

3. – ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов и их происхождение.4. –5. –

4. – геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.

5. – сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

6. – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

7. – генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, занимается изучением родственных взаимосвязейлюдей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.

8. – метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

2) Блиц – турнир

Я предлагаю вам Блиц – турнир, определить, какая наука изучает предметы, которые я вам буду показывать.

    Лист старинной книги – палеография.

    Медаль – фалеристика.

    Герб – геральдика.

    Монета – нумизматика.

    Печать – сфрагистика

    Родословное древо – генеалогия.

    Флаг – флаговедение

Вексиллология – историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамён. Она родственна геральдике. Действительно многие черты объединяют флаги с гербами, очень часто флаги были лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же не следует отождествлять гербы и флаги. Они, хотя и «ягоды одного поля», но различий в их истории предостаточно.

    Совок – археология

    Гиря – метрология

4. Хронология – наукао времени.

Люди во все времена ценили время, учились правильно его считать, беречь. Для истории это особенно важно. Без знания дат не может быть знания истории. Я предстоит выполнить о задание на знание хронологии. Вспомним государственные праздники РФ.

1. Работа в парах, взаимопроверка.

Государственные праздники России. Соотнести праздники и их даты.

    Новый Год;

    Праздник Весны и Труда;

    День Защитника Отечества;

    Рождество Христово;

    День Победы;

    День народного единства;

    День независимости России;

    Международный женский день.

2. Самостоятельная работа в тетрадях, у доски.

Напиши века римскими цифрами.

5. О чем расскажет историческая карта

«Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.Что это?»

Правильно – это историческая карта.

Хорошо знать историю, зримо представлять события нам и помогает историческая карта.

- какие государства Древнего мира вы изучали?

- я предлагаю сравнить римское государство в разные периоды его существования.

Римская республика в 4 – 3 вв. до н.э.


Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

IV Закрепление.

« История – это прошлое человечества и наука о прошлом человечества»

Предполагаемый вывод по проблеме:

История нужна для того, чтобы понять прошлое и разобраться в настоящем, и в этом нам помогают исторические знания.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗАНАНИЯ

1) работа в группах

Как ты думаешь, мы, люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) её. Свой ответ запиши.

Я считаю, что _____________

_________________________

Аргумент (ы)

Потому что _______________

_________________________

_________________________

_________________________

Игровой прием:

Ученики по очереди (или по желанию) должны высказать свое суждение об истории, начав его со слов «Мир истории – это…» . Выиграет тот, чье суждение понравится большему числу одноклассников.

V . Урок хочется закончить словами древнеримского оратора Цицерона: «Не знать истории – значит всегда быть ребенком».

Давайте изучать историю, чтобы стать взрослыми!ВПЕРЁД! В МИР ИСТОРИИ!

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Что изучает история »

Цели урока:

  1. Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;
  2. Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;
  3. Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
  4. Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.
  5. Личностные – обучающиеся смогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

Деятельностная:

  • Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).
  • Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов.

Образовательная:

  • Определить значение исторического прошлого для современности;
  • используя знания учащихся подвести их к ответу на проблемный вопрос, который выражен в теме урока.

Развивающая:

  • продолжать развитие речи через ответы на вопросы;
  • продолжать развитие текстовых умений и навыков
  • осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания);
  • развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к Родине;
  • чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее
  • развитие познавательного интереса к предмету;
  • с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.

Задачи: в результате изучения темы ученики должны уметь:

  • давать определения понятиям история, геральдика, исторические источники, страна, гимн, флаг;
  • приводить примеры вещественных, письменных и устных источников;
  • уметь соотносить дату и век;
  • знать и называть вспомогательные исторические дисциплины;
  • сформировать умение заполнять таблицу;
  • определять и объяснять свое отношение к событиям изучаемого периода;
  • решать учебно-жизненные задачи с позиции человека XXIв.

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала:

1. Что такое история.

2. Исторические источники.

3. Помощницы истории.

4. Хронология

5. О чем расскажет историческая карта.

6. Закрепление.

7. Домашнее задание

8. Итог

Ход урока:

1. Создание проблемной ситуацией

Ход урока :

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Что вы видите на слайдах? Назовите те, которые вам известны.

Легендарный певец Баян, рассказывающий о давно минувших временах, наши предки славяне, встречающие заморских купцов. На полотне Василия Ивановича Сурикова запечатлен русский полководец Суворов, совершающий со своими солдатами героический переход через высокие горы Альпы, это картина Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В центре расположена фотография ракеты, символизирующая освоение нашей страной космического пространства.

2. Объясните, что объединяет картины (картины прошлого нашей Родины)

3. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? О науке истории

4. Что нам поможет в работе? Учебник,

2. Формирование проблемы. (записывается на доске)

Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

Что же такое история? Зачем нужна история?

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»

III. Изучение нового материала.

1. Что такое история.

Зачем нужна история?

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий :

1) узнать о прошлом;

2) понять, почему это происходило именно так;

– С помощью словаря объясните, что означает слово «история».

1) Работа со словарем.

Понятие «история» имеет несколько толкований – происшествие; рассказ о происшедшем (повествование); наука.

Вот как определяет историю энциклопедический словарь – ИСТОРИЯ (от греч. historia - рассказ о прошедшем, об узнанном),

1) процесс развития природы и общества.

2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

Выясняют два значения слова:

1) история – процесс развития человеческого общества;

2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества;

Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.

2) Работа с историческим источником.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и перескажите его.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.

Ответьте на вопросы.

1.Что такое история как наука? История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!

2.Что изучает история? История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.

3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества? Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.

Ребята, основные знания по истории вы получаете из школьного учебника.

А где еще можно узнать о прошлом?

Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.

Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.

Гипотезы:

2. Исторические источники

Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.

Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.

Проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.

«Исторические источники»

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:

1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

2. устные;

3. Вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);

4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования и т.д.,

5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);

6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

7. кино – фотодокументы;

8. фонодокументы – звуковые записи.

К примеру, в пещере, которая была пристанищем древних людей, были обнаружены наскальные рисунки. Пещерные люди изобразили на стене сцену охоты, где несколько мужчин пытаются застрелить из лука быка, а остальные жители бросают в животные копья. Такой рисунок сразу дает историкам несколько реалистичных выводов. Во-первых, уже в те годы жители пещеры охотились, во-вторых, их интересовала именно крупная добыча, а раз животное они убивали вместе, значит их умственное развитие уже тогда было на высоком уровне. Кроме того, они уже умели делать примитивное оружие.

Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.

2) Работа с историческим источником по вариантам.

1 вариант. Источник № 1.

«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».

Сделайте выводы из этих находок:

1 .Какие занятия были знакомы жителям поселка?

2. Что было развито больше – скотоводство или охота?

3. Какие животные были уже приручены

2 вариант. Источник №2.

Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:

«Я, царь великий, царь могучий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, шесть тысяч воинов убил, двадцать городов сжег, сто тысяч мужчин и женщин взял в плен, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».

О чем расскажет ученым этот письменный источник?

3) Практическая работа. Физминутка.

Распределите источники на вещественные и письменные.

Если называется источник письменный встает первый вариант.

Если называется источник вещественный встает второй вариант.

1. грамоты 2. оружие 3. монеты 4. одежда. 5. обувь 6. документы 7. орудия труда 8. домашняя утварь 9. дневники 10. былины 11. медали 12. воспоминания.

Письменные: 1,6,9,10,12.

1. грамоты

6. документы

9. дневники

10. былины

12. воспоминания

Вещественные: 2,3,4,5,7,8,11.

2. Оружие

3. монеты

4. одежда.

5. Обувь

7. орудия труда

8. домашняя утварь

11. медали

5) Творческое задание :

Какую историческую информацию можно почерпнуть из русских сказок?

Трудности «прочтения» источников: найти, понять, сохранить .

3. Помощницы истории.

Изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. Порой эта работа похожа на головоломку, неизвестные буквы, язык, материал, а ученым необходимо собрать воедино всю информацию.

Ребята, посмотрите на экран, что вы видите??? (Стол)

Давайте представим, что крышка у стола это история, а ножки – это ее помощники. А давайте уберем у стола ножки, он будет столом?

Нет.

Значит и история, не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. А помощь истории оказывают, следующие науки.

1) Работа со словарем. Ознакомьтесь со вспомогательными историческими дисциплинами.

Какие из них вам известны?

Перечислите науки – помощницы истории

1. – археология 2. – палеография 3. – ономастика 4. – геральдика 5. – сфрагистика 6. – нумизматика 7. – генеалогия 8. – метрология

1. – археология – историческая дисциплина , изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества

2. – палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко – филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

3. – ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов и их происхождение.4. –5. –

4. – геральдика – , занимающаяся изучением гербов , а также традиция и практика их использования.

5. – сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

6. – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

7. – генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, занимается изучением людей , историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением и .

8. – метрология – наука об измерениях , методах и обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

2) Блиц – турнир

Я предлагаю вам Блиц – турнир, определить, какая наука изучает предметы, которые я вам буду показывать.

  • Лист старинной книги – палеография.
  • Медаль – фалеристика.
  • Герб – геральдика.
  • Монета – нумизматика.
  • Печать – сфрагистика
  • Родословное древо – генеалогия.
  • Флаг – флаговедение

Вексиллология – историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамён. Она родственна геральдике. Действительно многие черты объединяют флаги с гербами, очень часто флаги были лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же не следует отождествлять гербы и флаги. Они, хотя и «ягоды одного поля», но различий в их истории предостаточно.

  • Совок – археология
  • Гиря – метрология

4. Хронология – наука о времени.

Люди во все времена ценили время, учились правильно его считать, беречь. Для истории это особенно важно. Без знания дат не может быть знания истории. Я предстоит выполнить о задание на знание хронологии. Вспомним государственные праздники РФ.

1. Работа в парах, взаимопроверка.

Государственные праздники России. Соотнести праздники и их даты.

  1. Новый Год;
  1. Праздник Весны и Труда;
  1. День Защитника Отечества;
  1. Рождество Христово;

XVII

XVIII

5. О чем расскажет историческая карта

«Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это?»

Правильно – это историческая карта.

Хорошо знать историю, зримо представлять события нам и помогает историческая карта.

Какие государства Древнего мира вы изучали?

Я предлагаю сравнить римское государство в разные периоды его существования.

Римская республика в 4 – 3 вв. до н.э.

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

IV Закрепление.

« История – это прошлое человечества и наука о прошлом человечества»

Предполагаемый вывод по проблеме:

История нужна для того, чтобы понять прошлое и разобраться в настоящем, и в этом нам помогают исторические знания.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗАНАНИЯ

1) работа в группах

Как ты думаешь, мы, люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) её. Свой ответ запиши.

Позиция

Я считаю, что _____________

_________________________

Аргумент (ы)

Потому что _______________

_________________________

_________________________

_________________________

Игровой прием:

Ученики по очереди (или по желанию) должны высказать свое суждение об истории, начав его со слов «Мир истории – это…» . Выиграет тот, чье суждение понравится большему числу одноклассников.

V . Урок хочется закончить словами древнеримского оратора Цицерона: «Не знать истории – значит всегда быть ребенком».

Давайте изучать историю, чтобы стать взрослыми! ВПЕРЁД! В МИР ИСТОРИИ!


Каждый образованный человек должен знать, что такое история, что изучает данная наука. Ведь прошлое для каждого поколения - это основа его будущего. В этой статье мы поговорим об истории как науке.

Что такое история: определение

История - это гуманитарная наука, область знаний о деятельности человека в прошлом. Сюда можно отнести важные события, социум, мировоззрение, социальные связи и так далее.

Слово «история» имеет греческие корни (ἱστορία, historia), происхождение праиндоевропейское (слово wid-tor, то есть знать, видеть). В русском языке это слова «видеть» и «ведать».

История как наука

Для того чтобы понимать основы процессов, которые происходят в сегодняшнем мире, необходимо проводить аналогии. Но аналогии можно проводить в сравнении с чем-либо. То есть аналогия - это, по своей сути, сравнение с выведением схожих и отличительных моментов для определения закономерности. С чем можно сравнить сегодняшние процессы? С теми процессами, которые происходили до нас.

История была создана в качестве науки для того, чтобы проводить аналогии с процессами формирования политики и экономики в различных государствах с сегодняшними процессами формирования. Зачем это нужно? Для того чтобы не допускать ошибок при создании новых экономических стратегий взаимодействия между государствами, нужно ознакомиться с подобным опытом у своих предков.

У этой науки множество предназначений. Но нужно помнить, что сегодняшние события документируются согласно законодательству. А, значит, со временем, эти документы уже станут историческим достоянием.

Что изучает история?

История - это наука, изучающая события и явления, которые происходили в жизни человека и влияли на его жизнь в прошлом. Описать одним предложением назначение этой науки будет довольно сложно, поскольку смысл истории заключается в нескольких задачах:

  • изучение событий, произошедших в прошлом, на основе фактов для определения культуры и быта людей, существовавших в предыдущие века;
  • определение связей и закономерностей между происходившими событиями в одно и тоже время для определения причин происхождения этих событий;
  • изучение быта и культуры разных народов на основе фактических доказательств, которые были найдены в результате археологических раскопок или были задокументированы летописцами тех лет.

Методы в истории

Методология истории - это историческая дисциплина, с помощью которой определяется объект исторической науки, цель исторического познания. Эта дисциплина разрабатывает теорию исторического познания (основы философии, гносеологии, эпистемологии, методы исторического познания, формы исторических знаний).

Исторические источники

Исторические источники - это все документы и предметы, относящиеся к материальной культуре, в которых отражён исторический процесс и запечатлены факты и свершившиеся события. На основании этих документов и предметов воссоздаётся представление об исторической эпохе, к которой они принадлежат, а также выдвигаются гипотезы о причинно-следственных связях, которые спровоцировали те или иные исторические события.

Зачем изучают историю?

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Это утверждение верно по той причине, что для безопасного существования в мире необходимо учитывать ошибки предков, допущенные в тех или иных ситуациях, в социальных и экономических планах общества.

Ценность исследований

Благодаря историческим исследованиям до современного общества дошла информация о внутригосударственных событиях, в организации которых принимали участие иностранные диверсанты из стран, являющихся конкурентами по геополитическим интересам. Из исторических фактов до сегодняшнего общества дошло само понятие диверсии. Информация о государственных переворотах и революциях в разных государствах тех времён, а также информация о планировке экономического развития внутри государства помогает сегодня современному обществу не совершать похожие ошибки, чтобы не оказаться в таком же кризисном положении, в котором оказались предки.

Известные историки

  • Геродот - древнегреческий историк;
  • Байер Готлиб Зигфрид (1694-1738) - немецкий историк, филолог;
  • Карамзин Николай Михайлович (1776 - 1826) - выдающийся историк, автор труда «История государства Российского»;
  • Соловьев Сергей Михайлович (1820 - 1879) - историк, является основателем государственной школы в русской историографии. Автор труда «История России с древнейших времён»;
  • Голицын Николай Николаевич (1836-1893) - князь, библиограф, историк, публицист;
  • Ключевский Василий Осипович (1841 - 1911) - выдающийся русский историк;
  • Вебер Макс (1864-1920) - немецкий социолог, историк, экономист и юрист;
  • Капица Михаил Степанович (1921-1995) - российский историк, дипломат, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987 г.). Основные труды по новейшей истории Китая и международным отношениям на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии. Государственная премия СССР (1982).

Теперь вы знаете, что такое история. Возможно, вам будут интересны также другие статьи нашего сайта

История - одна из самых древних наук. Слово «история» в переводе с древнегреческого означает «рассказ, повествование, исследование». В современном языке понятие «история» употребляется в двух основных значениях: 1) прошлое и все, что происходило в нем; 2) наука, изучающая прошлое человечества.

Научное знание о прошлом является необходимым компонентом исторического сознания. Но не единственным. Осознание истории может формироваться на основе мифов, легенд, преданий, былин, песен. В них правда перемешана с вымыслом. Но этот вымысел нередко приобретает большую реальность, чем достоверные исторические факты. Например, согласно преданию битва на Куликовом поле в 1380 г. началась с поединка между русским иноком Пересветом и «злым печенегом» Челу-беем. Богатыри ударили друг друга копьями и оба упали замертво. Этот эпизод Куликовской битвы многие представляют по известной картине М. И. Авилова «По­единок». Без него очень трудно рассказывать об одной из самых героических страниц отечественной истории. А ведь, по мнению авторитетных историков, героем первой схватки с татарами был не Пересвет, действительно сложивший голову на Куликовом поле, а великий князь Дмитрий Иванович, выехавший навстречу врагам во главе сторожевого полка.

Таким образом, историческое сознание включает в себя и достоверное знание, и мифы, созданные народ­ной фантазией. В нашем примере легенда выполняет важную социальную функцию. Она способствует осознанию величия и героизма отечественной истории, побуждает гордиться нашими предками. И всетаки человеку свойственно стремление к исторической правде. Разрушение мифов и легенд при столкновении с реальными фактами чревато для общества глубокими разочарованиями, духовными потерями, безверием. Так, наша страна чрезвычайно болезненно переживает крушение мифов об Октябрьской революции, Гражданской войне, коллективизации и других важнейших событиях советской истории. И хотя сейчас многие легенды развенчаны, на смену им приходят новые, создаваемые телевидением, радио, прессой. Именно из них большинство людей получают информацию о прошлом своей страны.

Другим источником исторических «знаний» часто служат романы и кинофильмы. Например, А. Дюма-отец говорил, что история для него - лишь «гвоздь», на который он «вешает» свои романы. Тем не менее большинство людей представляют Францию времен Людовика XIII и кардинала Ришелье не по скучным научным монографиям, а по знаменитому роману великого рассказчика «Три мушкетера». Точно так же некоторые наши соотечественники «изучают» историю России по романам В. С. Пикуля. И это легко объяснимо. Художественные версии исторических событий ближе и понятнее научных описаний и характеристик. Они трогают сердце и пленяют мысль. Однако подлинная образованность и интеллигентность нуждается не в наборе исторических анекдотов, а в системе доказательств, которая немыслима без научного подхода к изучению истории. Для того чтобы отделить истину от вымысла, уметь разобраться в сложных политических и жизненных ситуациях, оперировать различными видами исторических источников, каждому образованному человеку необходимо овладеть определенным научным инструментарием. Мировая и отечественная историческая наука обладает богатым арсеналом разнообразных, зачастую весьма сложных и даже изощренных методов исследования.

Методы исторического исследования можно разделить на три группы: общенаучные (исторический, логический и метод классификации или систематизации) ; специальные (хронологический, синхронный, сравнительно-исторический, ретроспективный и ДР-); а также методы других наук (математический, конкретных социологических исследований, психологии и др.). В основе исторического метода лежит изучение истории в движении, как развивающегося процесса. Логический метод предполагает исследование системы через глубокий анализ ее элементов. Например, анализ такого ценнейшего источника, как «Русская Правда», позволяет не только узнать, как творился суд в Киевском государстве, но и воссоздать широкую панораму жизни Древней Руси. Активно используют историки метод классификации. В зависимости от выбора критерия классификация одних и тех же явлений может приобретать различный вид. Так, политические партии в России начала XX века можно сгруппировать по социально-классовому принципу (помещичьи, буржуазные, мелко­буржуазные, пролетарские), по отношению к государственному строю (монархические, конституционно-монархические, выступавшие за демократическую республику и ставившие целью установление социалистической республики), по методам борьбы (реформаторские и революционные). Каждая из этих классификаций дополняет картину социально-политической ситуации в России того времени новыми штрихами.

Историки изучают события прошлого во времени. Поэтому они часто пользуются хронологическим мето­дом, то есть выстраивают факты в их временной последовательности. Разновидностью хронологического метода является проблемно-хронологический метод, которым блестяще владели В. О. Ключевский и другие выдающиеся отечественные историки. К очень интересным наблюдениям может привести синхронный метод, позволяющий сопоставить события, происходившие одновременно в разных странах. Например, мы часто забываем, что герой «Слова о полку Игореве» князь Игорь был современником английского короля Ричарда Львиное Сердце, императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, грузинской царицы Тамары и великого монгольского завоевателя Чингисхана. На умелом использовании синхронного метода построены многие книги известного историка Л. Н. Гумилева. Активно используется в исторических исследованиях сравнительно-исторический метод. Так, сопоставление событий июльского международного кризиса 1914 года с предвоенным кризисом 1939 года помогает глубже разобраться в механизме возникновения мировых войн.

Богатые возможности открывает перед историками использование методов других наук. Интересные исследования созданы в области «психоистории», «новой социальной истории». Применение математических методов положило начало очень перспективному направлению в изучении прошлого - «клиометрии». До недавнего времени математические методы применялись главным образом при работе с массовыми источниками. Например, математик И. Н. Киселев и историк С. В. Мироненко при помощи ЭВМ обработали часть огромной кол­лекции формулярных списков гражданских чиновников, хранящейся в Центральном государственном историческом архиве в Петербурге и охватывающей весь XIX век. Это помогло им сделать интересные выводы о том, как в течение XIX столетия менялись возрастной состав, имущественное положение и социальное происхождение правящей элиты в России. Компьютерная техника позволяет решать и более сложные исследовательские задачи: установить авторство исторических произведений, изучить с помощью методики контент-анализа содержание средневековых текстов и, таким образом, понять образ мыслей людей прошлого.

Следовательно, историческая наука использует достижения современного научно-технического прогресса. Но при этом она имеет свою специфику. В отличие от естественных и технических наук она не может использовать метод эксперимента. Историческая наука изучает жизнь людей и результаты их деятельности. Поэтому ей приходится иметь дело со сложным переплетением объективных факторов и субъективного личностного начала. Факты истории индивидуальны и трудно поддаются типологизации. Наконец, в истории закономерность всегда соседствует со случайностью. Вот как писал об этом выдающийся русский философ С. Н. Булгаков: «Ход истории обуславливается не только уже известными нам социологическими причинами, общими условиями исто­рического развития, но и деятельностью людей. Между тем, каждая человеческая личность есть нечто абсолют­но новое в истории, не поддающееся никакому предвидению. В отличие от естествознания, которому приходится иметь дело с определенным числом элементов и определенными силами природы, история имеет дело с неопределенным числом постоянно появляющихся и уничтожающихся элементов…». Таким образом, использование в истории методов естественных наук имеет определенные границы. Механический перенос исследовательских приемов из естествознания и техники в историческую науку создает опасность примитивизации и искажения наших представлений о таком сложном феномене, каким является прошлое человечества.

Подведем итоги. ИСТОРИЯ - это наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии.

Поскольку исторический метод является универсальным, им пользуются все науки. С другой стороны, сама история может рассматриваться как комплекс наук, изучающих различные аспекты жизни общества, - от политической и военной истории до истории науки и техники. И все-таки главным объектом научного интереса историков был и останется человек. Великолепно написал об этом знаменитый французский историк М. Блок: «За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча».

Поделиться: