Системы связи и оповещения го при чс населения о чрезвычайных ситуациях. Положение о системах оповещения гражданской обороны Система гражданского оповещения

При возникновении чрезвычайной ситуации информация о ней поступает в командный центр подразделения гражданской обороны. Оперативный дежурный прежде всего включает условный сигнал «Внимание». Этот сигнал транслируется через специальные извещатели, установленные во всех районах города и представляет собой звук однотональной сирены (сигнал «воздушной тревоги»). После этого по радио- и телевизионным каналам начинается трансляция заранее записанного сообщения о текущей ситуации, в случае необходимости даются указания о действиях, которые граждане должны предпринимать в текущий момент.

В России система оповещения о чрезвычайных ситуациях работает в наземных сетях цифрового эфирного телевидения DVB-T2 через антенно-мачтовые объекты эфирного вещания «Российской телевизионной и радиовещательной сети ».

В Москве в системе эфирного телевидения к службе ЦСО подключены первый и третий частотные телеканалы. В момент передачи сигнала тревоги вещание этих каналов дистанционно отключается центральной станцией оповещения, а вместо телевизионной программы в эфир выдаётся таблица с соответствующей информацией и голосовое сообщение. В некоторые ночи с понедельника на вторник после окончания вещания проводятся тестовые запуски системы оповещения с выводом в эфир тестовой таблицы ЦСО.

Жители, услышав сигнал «Внимание» должны как можно скорее включить теле- или радиоприёмник и следовать передаваемым инструкциям.

Оповещения о чрезвычайных ситуациях во всех системах оповещения являются обязательными и бесплатными на всей территории России.

Виды сигналов

  • АВАРИЯ с выбросом АХОВ
  • НАВОДНЕНИЕ
  • «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА»
  • «ОТБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ»
  • «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ»
  • «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА»

Ссылки

  • Приказ МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» . Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 10 октября 2009.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Система оповещения" в других словарях:

    Организационно техническое объединение сил и средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи в целях обеспечения доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения до населения,… … Словарь черезвычайных ситуаций

    система оповещения - Комплекс средств оповещения, выполняющих функцию одновременного доведения до большого числа корреспондентов речевых сообщений, звуковых и/или световых сигналов [ГОСТ Р 52551 2006] [РД 25.03.001 2002] Тематики системы охраны и безопасностисистемы… …

    система оповещения - 3.28 система оповещения: Организационно техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой… …

    система оповещения (СО) - 3.10 система оповещения (СО): Совокупность совместно действующих технических средств оповещения, выполняющих функцию одновременного доведения до большого числа корреспондентов речевых сообщений, звуковых и (или) световых сигналов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    система оповещения - įspėjimo sistema statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Valdymo punktų ir techninių priemonių kompleksas kariniams vienetams ir kariams (gyventojams) apie priešo veiksmus, NP naudojimą bei ekstremalias situacijas įspėti.… … Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas

    СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ - Комплекс средств оповещения, выполняющий функцию одновременного доведения до большого числа потребителей речевых сообщений, звуковых и/или световых сигналов. ГОСТ Р 52551 2006. Система на охраняемом объекте и его территории созданная для… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    - (СОУЭ) комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации. Технические средства… … Википедия

    Система оповещения о чрезвычайных ситуациях в России (ОКСИОН) - По данным главы МЧС РФ Владимира Пучкова, на территории России в настоящее время функционируют одна федеральная, семь межрегиональных (в границах федеральных округов), 83 региональных (в границах субъектов РФ) централизованных автоматизированных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    система оповещения гражданской обороны - система оповещения ГО Организационно техническое объединение оперативно дежурных служб, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, обеспечивающих передачу сигналов гражданской обороны и речевой информации. [ГОСТ Р 42.0.02 2001]… … Справочник технического переводчика

    Система оповещения гражданской обороны - Система оповещения гражданской обороны; система оповещения ГО: организационно техническое объединение оперативно дежурных служб, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, обеспечивающих передачу сигналов гражданской обороны и… … Официальная терминология

Книги

  • Система взаимодействия. Коммуникации в бизнес-приложениях. Разработка в системе 1С:Предприятие 8.3 (+ epub) , Е. Ю. Хрусталева , Книга адресована специалистам, имеющим опыт разработки на платформе «1С:Предприятие». С ее помощью можно освоить новый платформенный механизм – система взаимодействия. Система взаимодействия… Категория: Программы Серия: 1С:Библиотека разработчика Издатель: 1С-Паблишинг , электронная книга

Своевременное оповещение органов управления, должностных лиц, сил ГО и населения Российской Федерации, является одной из важнейших задач федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и осуществляется с использованием систем централизованного оповещения (СЦО), которые создаются во всех звеньях управления гражданской обороны.

Оповещение органов управления, должностных лиц и сил ГО включает в себя доведение до них распоряжений на проведение комплекса мероприятий по ликвидации ЧС и перевода на военное время.

Оповещение населения включает в себя доведение до него заранее установленного условного сигнала тревоги («Внимание всем!») и поясняющей речевой информации о характере возникающей угрозы и порядке поведения в создавшихся условиях.

Решение на задействование СЦО для оповещения населения принимает соответствующий руководитель гражданской обороны. Тексты речевых сообщений для оповещения населения записываются заранее на магнитные носители, которые хранятся на рабочих местах оперативно – дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной. В чрезвычайных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача сообщений для населения оперативно – дежурной службой органа управления без предварительной записи. Это право должно быть отражено в соответствующих документах, определяющих порядок использования СЦО любого уровня в чрезвычайных ситуациях.

СЦО создаются заблаговременно на всех уровнях управления и представляют собой организационно - техническое объединение оперативно - дежурных служб органов управления гражданской обороной, специальной аппаратуры управления средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу условных сигналов (команд управления) и речевой информации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Системы оповещения любого уровня должны обеспечивать как циркулярную, так и выборочную передачу команд управления и речевой информации и включение средств оповещения, входящих в состав СЦО данного уровня.

К техническим средствам оповещения, используемым в СЦО, относятся:

Устройства, обеспечивающие передачу условных сигналов или речевых сообщений населению (электрические сирены, радио- и телеприемники, радиотрансляционные точки, уличные громкоговорители);

Устройства, через которые доводится информации (условные сигналы) до должностных лиц ГО (служебные и квартирные телефоны, пейджеры, сотовые телефоны);

Комплекс аппаратуры управления, обеспечивающей автоматизированную передачу органам управления и силам ГО условных сигналов и речевых сообщений, а также централизованное дистанционное включение технических средств оповещения.

СЦО должны поддерживаться в состоянии постоянной готовности к использованию, для чего в СЦО всех уровней проводится периодические проверки их готовности к работе путем передачи заранее установленных контрольных сигналов и речевых сообщений.

Во всех СЦО должны предусматриваться организационные и технические меры по повышению их помехозащищенности, чтобы исключить или максимально снизить вероятность несанкционированного (ложного) их срабатывания.

Задачами СЦО федерального уровня являются доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров, органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединений и частей войск ГО центрального подчинения, а также до взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти.

Задачами СЦО регионального уровня являются доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления РЦ МЧС России до подчиненных органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединений и частей войск ГО.

Задачами систем оповещения территориального уровня являются оповещения должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО данного территориального уровня.

Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по действующим (занятым) каналом связи и сетям вещания путем их кратковременного перехвата на время передачи сигналов и речевой информации.

Управление СЦО территориального уровня осуществляется с рабочих мест оперативно – дежурной службы управления МЧС России по данному субъекту Российской Федерации по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.

Оконечные компоненты аппаратуры оповещения СЦО устанавливаются на рабочих местах оперативно – дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов местного самоуправления (в городах и районах). В городах и районах, где круглосуточное дежурство в органах управления не установлено, оконечные компоненты аппаратуры оповещения могут размещаться в дежурных частях городских (районных) отделов внутренних дел МВД России.

Эксплутационно – техническое обслуживание аппаратуры управления и средств оповещения СЦО осуществляется специалистами организаций связи по договорной основе за счет средств соответствующего бюджета.

СЦО местного уровня являются составной частью СЦО территориального уровня и обеспечивает оповещение органов управления объектового уровня, должностных лиц ГО, а также населения, проживающего на территории данного города, района.

Управление СЦО может осуществляться непосредственно оперативно – дежурной службой органов управления данного уровня или, по решению соответствующего руководителя гражданской обороны и по согласованию с местными органами связи, через смену местного предприятия связи, где установлены командные компоненты аппаратуры оповещения СЦО данного уровня.

Для оповещения и информирования населения в СЦО задействуются местные радиотрансляционная сеть, радиовещательные и телевизионные станции независимо от форм собственности.

СЦО объектового уровня должна обеспечивать оповещение и информирование руководящего состава и персонала объекта при возникновении ЧС на объекте или вне его, если последствия ЧС могут создать угрозу жизни или здоровью персонала объекта.

Для оповещения и информирования в объектовых СЦО используется радиотрансляционная сеть объекта, наружные и цеховые электрические сирены, объектовая телефонная сеть связи. Управление СЦО осуществляет диспетчерская служба объекта. На рабочем месте диспетчера устанавливаются командные компоненты аппаратуры оповещения, а также оконечные компоненты аппаратуры оповещения СЦО местного или территориального уровней.

Локальные системы оповещения (ЛСО) создаются в районах размещения потенциально опасных объектов и предназначены для доведения информации о возникновения ЧС в результате аварии на потенциально опасном объекте до персонала этого объекта, персонала других объектов, предприятий и учреждений, до населения, находящегося в пределах зоны действия ЛСО, а также органов, осуществляющих управление гражданской обороной субъектов Российской Федерации местного самоуправления, на территории которых размещен потенциально опасный объект. Зона действия ЛСО конкретного потенциально опасного объекта определяется при проектировании.

ЛСО является составной частью СЦО территориального или местного уровней и сопрягается с ними организационно и технически.

Управление ЛСО организуется от диспетчерских (дежурных) служб потенциально опасного объекта по месту их расположения. Для атомных станций предусматривается также организация управления ЛСО из запасного района вне самой станции.

В целях сокращения сроков передачи сигналов и информации о ЧС между диспетчерской службой потенциально опасного объекта и соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, устанавливается прямая телефонная связь.

Создание поддержание в постоянной готовности ЛСО возлагается на министерства, ведомства и коммерческие организации, в ведении которых находится потенциально опасный объект.


Если случается катастрофа большого масштаба, например, техногенная авария, военное наступление или стихийное бедствие, необходимо как можно скорее предупредить об этом население. Для этого используются специальные системы для оповещения гражданской обороны. Они состоят из комплекса технического оборудования, теле- и радиоканалов, а также организационных сил.

Способы оповещения

Главным, и наиболее эффективным, способом передачи сигнала о ЧС является трансляция на местных каналах радио или телевидения.

К другим методам звукового оповещения относятся сирены, громкоговорители, телефоны, передвижные пункты. Управлением МЧС России уже подготовлены и записаны варианты обращений к населению в различных чрезвычайных ситуациях.

Структура систем оповещения

Системы оповещения ГО и ЧС целесообразно использовать на предприятиях с большой численностью сотрудников или на объектах, которые в силу своей деятельности признаны опасными.

В зависимости от положения граждан, которых необходимо оповестить, различают системы ГО и ЧС разного масштаба действия. Выделяют такие виды оповещений: централизованное (региональное и территориальное), локальное, объектовое, а также управляющее оповещением и эвакуацией.

Как известить жителей страны о масштабном стихийном бедствии, техногенной аварии, военной угрозе или другой чрезвычайной ситуации (ЧС). Для этого существуют специальные системы оповещения гражданской обороны (ГО). К ним относят целый комплекс организационных сил, технических средств, сетевых каналов как общего пользования, так и ведомственных.

Сигналы, информирующие о ЧС, должны быть доведены до следующих субъектов:

  • население;
  • должностные лица;
  • органы управления;
  • силы ГО.

Основным способом оповещения остается распространение речевой информации посредством местных линий – радио и телевидения. Однако, возможно использование и других устройств:

  • сирены;
  • громкоговорители;
  • репродукторы;
  • телефоны;
  • подвижные средства.

Для определенных ситуаций уже заготовлены варианты текстовых сообщений, за что отвечает управление МЧС России по ГО и ЧС совместно с местными органами исполнительной власти.

Структуризация систем оповещения ГО и ЧС

Устанавливаются системы оповещения ГО и ЧС не везде, а только на крупных объектах, которые попадают в категорию опасных, либо на тех, где одновременно пребывает большое количество людей.

Поскольку оповестить необходимо разные категории граждан, на разных уровнях государственного устройства, то, соответственно, и системы оповещения будут отличаться масштабом действия. В РФ на сегодняшний день действуют системы:

  1. Централизованного оповещения (СЦО):
    • региональная автоматизированная (РАСЦО);
    • территориальная автоматизированная (ТАСЦО).
  2. Локальные (ЛСО).
  3. Объектовые (ОСО).
  4. Управляющие оповещением и эвакуацией людей (СУОЭ).

Основной принцип размещения устройств оповещения граждан – установка оборудования вблизи крупных промышленных объектов, например, гидросооружений, химических производств и других. То, какой именно вариант оповещения населения будет применен, зависит от вида угрозы, ее мощности и опасности.

Как работают системы оповещения регионального и территориального уровней

Оповещение самого высокого уровня осуществляется централизованно, автоматически запускаясь в случае ЧС. Все сигналы, поступающие от пунктов МЧС, передаются в регионы, органы и соединения, подчиняющиеся федеральному центру.

В свою очередь РАСЦО обязаны передать сигнал далее к управлениям ГО и ЧС. Должны быть оповещены:

  • руководители организаций, отвечающих за ГО;
  • диспетчера служб оперативного реагирования, которые находятся на опасных и крупных производственных объектах;
  • население регионов;
  • органы управления ГО.

Техническая база всех систем оповещения РФ – комплекс П-160.

Местные системы оповещения населения ГО и ЧС

Следующая ступень передачи сигнала о ЧС – это объекты местного уровня:

  • дежурные диспетчера на потенциально опасных объектах и крупных предприятиях с экономической ценностью;
  • городское и сельское руководство ГО;
  • население.

Оповещение для жителей и должностных лиц осуществляется раздельно. Функционирование системы обеспечивает комплекс технических устройств (КТС) П-164 или П-166, либо автоматизированные системы оповещения (АСО). Обе системы работают по каналам тональной частоты, что позволяет выбирать конкретную зону для оповещения, не задействуя остальную территорию.

Особенности организации локального оповещения населения

ЛСО создаются в тех районах, где работают или строятся потенциально опасные объекты. За их технической исправностью и готовностью к задействованию в случае возникновения ЧС следит начальник ГО. Он же и занимается оповещением населения, руководителей и сотрудников предприятий о непредвиденных угрозах:

  • техногенных авариях;
  • вторжении противника;
  • природных катастрофах.

Такая многоуровневая система оповещения, слаженно и продуктивно исполняющая свои задачи, является наиболее эффективной в плане массового оповещения людей о грозящей опасности и ее предотвращения.

Объектовые системы оповещения – обеспечение безопасности предприятий

ОСО запускается в тех случаях, когда возникшая опасность ограничивается пределами территории одного объекта. Цель ее – довести информацию о ЧС руководящим лицам, персоналу, службам, ответственным за ГО на объекте.

Система работает в основном на базе КТС П-164, однако, на сегодня активно рассматриваются различные варианты ее усовершенствования.

Как пример – системы СГС-22М, которые позволяют оповещать открытые зоны и закрытые помещения на объекте, передавать предупреждающие сигналы, речевые сообщения, а в одностороннем порядке использоваться в местных каналах вещания. При этом с их помощью возможна организация и городского, и локального оповещения. Управление системой может осуществляться удаленно. Еще один плюс – возможность передачи специальных сообщений на телефоны, записанные в базе.

Внедрение также технологий и систем мировых стандартов:

  • АТМ (B-ISDN);
  • сотовая радиосвязь;
  • спутниковые персональной связи;
  • цифровые (ISDN);
  • пейджинговые;
  • мобильная связь –

позволяет силам ГО работать еще качественнее и эффективнее, снабжая эти и другие службы РФ бесперебойной и высокоскоростной связью.

Поделиться: