Регистрация декларации промышленной безопасности. Об утверждении порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведеннй

Прежде чем ответить на вопрос "Зачем нужна декларация ОПО ?", необходимо выяснить "Нужна ли вашему ОПО декларация?" и "Что такое ДПБ?". Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта - это письменный документ, оформленный согласно требований РД-03-14-2005, содержащий информацию, с указанием факторов повышенного риска и опасностей на объекте повышенной опасности и мер по контролю за ними, в котором дается обоснование мерам, принятым для обеспечения безопасности на объекте.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (c изменениями) и РД-03-14-2005 "Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений" (c изменениями). Разработка декларации промышленной безопасности обязательна для опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых находятся опасные вещества, т.е. объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 . При это если опасный производственный объект относится к I или II классу опасности, но на нем нет опасных веществ, то для таких объектов декларация промышленной безопасности не разрабатываются. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, который согласно Градостроительному кодексу относится к особо опасным и технически сложным объектам капстроительства, а также в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию такого опасного производственного объекта.

В действительности, декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство опасного производственного объекта, на котором опасные вещества не находятся, а могут находиться, и класс опасности такому объекту еще не присвоен. Кроме декларации промышленной безопасности в составе проектной документации или документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию такого опасного производственного объекта, декларация разрабатывается или перерабатывается для эксплуатируемого опасного производственного объекта в предусмотренных случаях, в частности, при изменении технологических процессов на опасном производственном объекте, при изменении требований промышленной безопасности, при указанном в комментируемом пункте несоответствии сведений (при наличии предписания Ростехнадзора или его территориального органа) независимо от характера и масштабов этих несоответствий. Несмотря на то, что декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, понятно, что декларация промышленной безопасности в составе проектной документации на строительство опасного производственного объекта не может быть утверждена руководителем эксплуатирующей организации, т.к. этот объект не только не введен в эксплуатацию, но и строительство его не начато, т.е. эксплуатировать нечего. Имеется в виду не эксплуатирующая организация, а организация, предполагающая эксплуатировать опасный производственный объект.

Декларация промышленной безопасности позволяет:

  • выявить перечень наиболее опасных составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта, определить показатели риска аварий для них;
  • выяснить наиболее значимые факторы, влияющие на показатели риска;
  • провести обобщенную оценку обеспечения промышленной безопасности и достаточности мер по предупреждению аварий на декларируемом объекте;
  • сформировать перечень основных мер, направленных на уменьшение риска аварий.

При этом особое внимание следует уделять тому, чтобы использованные в Декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта физико-математические модели и методы расчета последствий аварий и показателей риска были обоснованы; результаты анализа риска возможных аварий на декларируемом объекте, а также полнота учета факторов, влияющих на итоговые результаты, были правильны и достоверны; вероятности реализации сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границы декларируемого объекта, а также последствия воздействия поражающих факторов на персонал, население, другие объекты, окружающую среду, были правомерны и сопоставимы со значениями, получаемыми для аналогичных объектов; меры, направленные на предотвращение проникновения на декларируемый объект посторонних лиц, были приведены в необходимом и достаточном объеме.

Обобщив всё вышесказанное, можно сказать, что декларация предназначена:

  • для всесторонней оценки риска аварии и связанной с ней угрозы, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий, а также разработки мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте;
  • для информирования органов Ростехнадзора о готовности эксплуатирующей организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на указанном объекте;
  • для информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, организаций и гражданского населения об авариях, которые могут возникнуть на опасном производственном объекте, размерах зон действия поражающих факторов, способов оповещения и действиях гражданского населения в случае возникновения аварий.

Разработка декларации промбезопасности - сложная и многоплановая задача, в которой участвует множество специалистов. Она предполагает проведение всестороннего анализа состояния промышленной безопасности на предприятии и оценку риска аварии с серьезными последствиями. К подготовке декларации могут привлекаться как штатные специалисты производственного предприятия, так и сотрудники, работающие по гражданско-правовому договору, а также сторонние эксперты. Кроме того, декларация в установленном порядке должна проходить экспертизу промбезопасности. В случаях, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, она также проходит экспертизу в составе пакета проектной документации.

Однако вопрос о том, кто утверждает декларацию промышленной безопасности, имеет решающее значение. Это лицо несет полный объем ответственности за содержание данного документа, а также его достоверность в случае реальной аварии на объекте.

Требования закона для утверждения декларации промышленной безопасности: кто и почему

На вопрос о том, кто утверждает декларацию промышленной безопасности, ответ содержится в ст. 14 федерального закона № 116-ФЗ . Этот нормативный документ устанавливает, что полномочия по утверждению декларации возлагаются на руководителя эксплуатирующей организации. Под ней понимается компания, обеспечивающая текущую жизнедеятельность опасного объекта производства (ОПО). В данном случае не имеет значения, является ли эта компания владельцем ОПО либо осуществляет его эксплуатацию на основании договора, заключенного с собственником. В обоих случаях декларация промбезопасности объекта подписывается и утверждается директором предприятия.

Ответственность лица, утвердившего декларацию промбезопасности

Та же ст. 14 в п.4 устанавливает, что на руководителя эксплуатирующей компании возлагается полная ответственность за содержание декларации. Это условие распространяется на следующие параметры данного документа:

  • полнота представляемых сведений. Перечень данных, которые должны быть приведены в декларации, определяется в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 N 893;
  • порядок оформления документа, который также устанавливается согласно приказу № 893;
  • достоверность информации, представленной в декларации.

Рапанович Дмитрий Олегович,
ООО «Енисейгеосервис»,
специалист НК с действующим удостоверением по: УК, МК, ВИК

Статья 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает обязательную разработку декларации промышленной безопасности для опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к указанному Федеральному закону. Исключение составляют опасные производственные объекты, использующие взрывчатые вещества при проведении взрывных работ.

Что представляет из себя декларация промышленной безопасности, для каких объектов, а также с какой целью она разрабатывается, все это достаточно подробно регламентировано в следующих нормативных правовых актах:

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526);
- РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (утв. Утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893).

Исходя из названия, можно понять, что декларация промышленной безопасности, представляет собой документ, содержащий определенную информацию, касающуюся обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах высокой и чрезвычайно высокой опасности:

Всесторонняя оценка риска аварий и связанных с ними угроз;
- анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
- разработка мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Кроме этого существует ряд документов Ростехнадзора рекомендательного характера по анализу риска аварий, которыми необходимо руководствоваться в том числе при разработке деклараций промышленной безопасности, например:

Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 158);
- Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 159);
- Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 160);
- Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (утв. приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2014 г. № 500);
- Методика оценки риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности (утв. приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2013 г. № 646).

Казалось бы, что все понятно с обязательными требованиями и ошибок при разработке деклараций не должно возникать, тем более что документ этот не новый и требования к нему появились с момента вступления в силу Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в 1997 году. Но как показывает практика, ошибки имеют месть быть, и они могут быть достаточно значительными. Как правило, самые серьезные последствия могут иметь ошибки, допущенные непосредственно при анализе риска аварий, например, неверная идентификация опасностей (выявление и четкое описание всех источников опасностей) и соответственно ошибочное определение путей (сценариев) их реализации.

Но хотелось бы обратить внимание на другие ошибки при разработке декларации, возникающие еще задолго до выбора сценариев и анализа риска аварий.

Декларации промышленной безопасности разрабатываются в составе проектной документации на строительство или реконструкцию, а также при необходимости в составе документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Если опасный производственный объект находится в эксплуатации, то необходимость разработки декларации вновь возникает в следующих случаях:

Истекло десять лет со дня регистрации в реестре последней декларации;
- изменились технологические процессы либо увеличилось количество опасных веществ более чем на двадцать процентов;
- изменились требований промышленной безопасности;
- Ростехнадзор выдал предписание в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления надзора.

Особых требований к разработчикам декларации промбезопаности законодательство не предъявляет, поэтому разработку может выполнить как сама организация, эксплуатирующая ОПО, так и сторонняя организация. Как правило, это проектные организации, занимающиеся комплексным проектированием промышленных объектов или организации, специализирующиеся на выполнении работ в области промышленной безопасности. В случае с эксплуатирующими и проектными организациями стоит отменить достаточно низкую подготовку специалистов в области промышленной безопасности в части разработки деклараций.
Что имеется в виду? А то, что специалисты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обладают достаточными знаниями и опытом именно в части эксплуатации таких объектов, но не обладают необходимыми знаниями анализа рисков аварий. Наиболее распространенные функции службы промышленной безопасности - это идентификация и регистрация опасных производственных объектов в реестре, получение необходимых лицензий в Ростехнадзоре, проведение производственного контроля, управление промышленной безопасностью, взаимодействие с надзорными органами и т.д. Согласитесь, объем работы значительный и, как правило в таком случае выполнять подробный анализ рисков аварий нет ни времени, ни возможностей. А любимый прием работодателей совмещать функции промышленной безопасности с обязанностями по охране труда или экологии, также не способствует развитию этого направления промышленной безопасности.

В случаях с проектными организациями, можно отметить, что отдельные специалисты в области промышленной безопасности в большинстве случаев в таких организациях отсутствуют, поскольку единственный раздел проектной документации, который может разрабатываться в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87) является «Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта». Данный раздел разрабатывается достаточно редко, поэтому отдельный специалист по данному профилю, как правило, в организации отсутствует. Идентификация опасностей опасных производственных объектов зачастую проводится с ошибками из-за недостаточных знаний законодательства в области промышленной безопасности особенной в свете последних изменений.

Например, приходится сталкиваться с тем, что заказчик проектной документации, не разобравшись в своих объектах, пишет в задании на проектирование разработать декларацию промышленной безопасности на опасные производственные объекты, для которых это не требуется. В роли таких объектов могут выступать склады готовой продукции или запчастей с использованием подъемных сооружений или опасные производственное объекты с опасными веществами в количествах, не образующих ОПО I и II классов опасности.

Достаточно примеров и с опасными производственными объектами горной промышленности: пытаются заказать в составе проектной документации разработку декларации промышленной безопасности на объекты добычи полезных ископаемых, хотя единственный тип ОПО в горной промышленности, на который разрабатывается декларация - это склады хранения взрывчатых материалов 50 т и более. В случае, если эксплуатирующая или проектная организация все-таки разработает декларацию промышленной безопасности на такие ОПО, то единственным, чем они рискуют - это получить отказ в прохождении экспертизы или отказ в регистрации такой декларации государственном реестре по причине отсутствия оснований для ее разработки.

Гораздо хуже могут обстоять дела в случае неправильного определения опасностей будущего опасного производственного объекта. Проектировщики совместно с заказчиком могут не учесть расстояние между опасными производственными объектами с одним видом опасного вещества, которое может составить менее 500 метров. Или новый ОПО может быть запроектирован вблизи действующего аналогичного ОПО, который, в свою очередь, может иметь разработанную декларацию промбезопасности. В таком случае необходимо выполнить разработку декларацию вновь в связи с изменением состава опасного производственного объекта, а также возможного увеличения опасного вещества более чем на 20 %.

В итоге хотелось бы обратить внимание на важность определения идентификационных признаков опасных производственных объектов еще на стадии предпроектных работ, поскольку поверхностное отношение к данному вопросу в дальнейшем может повлечь за собой значительные затраты материальных и временных ресурсов на приведение в соответствие объекта к требованиям законодательства в области промышленной безопасности. Своевременная идентификация опасностей, а также проведение анализа рисков на ранних стадиях проектирования ОПО позволяет выбрать наиболее безопасное размещение технологического оборудования (технических устройств), тем самым снизив риск возникновения аварийных ситуаций в будущем. А компоновка технических устройств, содержащих опасные вещества с учетом минимального расстояния 500 м между ОПО, позволяет в некоторых случаях запроектировать опасные производственные объекты с меньшим классом опасности.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
2. Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526);
3. РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (утв. Утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893).
4. Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 158);
5. Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 159);
6. Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 160);
7. Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (утв. приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2014 г. № 500);
8. Методика оценки риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности (утв. приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2013 г. № 646);
9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
10. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г.

Среди существующих организационно-экономических механизмов уменьшения рисков чрезвычайных происшествий техногенного характера особое значение имеет декларирование безопасности объектов промышленности. Эта процедура во многих странах закрепляется на законодательном уровне. Рассмотрим далее, что собой представляет декларация промышленной безопасности ОПО.

Общие сведения

Для обеспечения учета состояния предприятий введен реестр деклараций промышленной безопасности. Госрегулирование направлено на то, чтобы обязать субъектов проводить оценку существующих угроз и информировать о них компетентные органы. В состав декларации промышленной безопасности включаются:

  1. Информация о предприятии и процессах, протекающих на нем. Это необходимо для определения масштабов и характера использования вредных и опасных веществ.
  2. Список мероприятий, направленных на обеспечение нормальных условий функционирования предприятия и контроль отклонений от обычного режима.
  3. Идентификация типа вероятной аварии, оценка ее возникновения и возможных последствий.
  4. Инструкция на случай катастрофы.

Нормативная база

В Российской Федерации реализуется широкомасштабная организационно-экономическая программа в области промышленной безопасности. Нормативно ее осуществление регламентируется соответствующими ФЗ. В частности, основы регулирования заложены в Закон "О промышленной безопасности ОПО" и "О безопасности гидротехнических сооружений". Конкретный порядок оценки состояния предприятия устанавливается в Положении, утвержденном правительственным постановлением №675 от 1.07.1995 г.

Актуальность вопроса

Декларирование осуществляется для регулирования контроля безопасности на промышленных объектах. Компетентные органы проверяют достаточность и эффективность мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию катастроф на предприятиях. Разработка декларации промышленной безопасности необходима для снижения угроз для населения, сотрудников, предотвращения возникновения аварий. Особенно актуальная она для предприятий, деятельность которых непосредственно связана с вредными веществами и процессами. Экспертиза декларации промышленной безопасности способствует внедрению результативной системы прогнозирования катастроф и безаварийной эксплуатации. Особую значимость мероприятия приобретают в связи с переходом к новым хозяйственным условиям, изменениями форм собственности, снижением государственного регулирования в рыночной экономике.

Специфика

Декларирование выступает в качестве выражения ответственного отношения к обеспечению безопасности на объектах промышленности. Оно оформляется официальным документом. Список объектов, которые подлежат декларированию, устанавливается Федеральной службой по атомному, технологическому и экологическому надзору совместно с МЧС. В данный перечень входят гидротехнические сооружения, предприятия, накопители, хранилища, на которых существует вероятность возникновения аварий. В ФЗ, регламентирующем промышленную безопасность на опасных объектах, определяются предельно допустимые объемы веществ, наличие которых выступает в качестве основания для составления декларации. Сведения, порядок оформления документа устанавливаются специально уполномоченным исполнительным органом.

Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов

В документе содержатся результаты:

  1. Всесторонней и объективной оценки вероятности аварии и угрозы, связанной с ней, для персонала и граждан, находящихся на прилегающей территории.
  2. Анализа достаточности предпринятых мер предупреждения ЧС и обеспечения готовности предприятия к эксплуатации опасного объекта в соответствии с положениями правил и норм, а также к локализации и устранению последствий катастроф.
  3. Мероприятия, ориентированные на уменьшение вероятных негативных последствий при аварии.

Согласно указанным выше ФЗ, а также правительственным постановлением, созданы нормативные документы, определяющие требования, в соответствии с которыми предоставляется декларация безопасности опасного промышленного объекта. В этих актах также установлены сроки ее создания, правила оформления, перечень сведений, подлежащих обязательному включению. Нормативными актами определены правила, по которым выполняется экспертиза декларации безопасности промышленного объекта.

Основные положения

Декларация безопасности промышленного объекта должна включать в себя:


Использование

Декларация промышленной безопасности оформляется в качестве приложения к проектным документам на строительство, реконструкцию, расширение, техническое переоснащение, ликвидацию или консервацию предприятия. Она также необходима при обращении за получением лицензии на эксплуатацию. Уточнение декларации осуществляется при изменении сведений, присутствующих в ней, или требований безопасности. Пересмотр документа для учета корректировок и дополнений нормативной базы и условий обеспечения защиты предприятия предусмотрен не реже 1 раза в пять лет.

Важный момент

Декларация промышленной безопасности может формироваться самостоятельно самим предприятием. Утверждается документ руководителем. Формирование декларации может также осуществляться организацией, имеющей лицензию на выполнение экспертизы безопасности объектов промышленного типа. Руководитель предприятия несет ответственность за полноту и достоверность информации, которая содержится в документе.

Контрольные инстанции

Декларация промышленной безопасности после утверждения вместе с заключением, полученным по результатам проверки, направляется в соответствующее министерство, ГУ ГОЧС, в Федеральную службу атомного, технического и экологического надзора и ее региональное подразделение, МЧС, а также орган власти МО, на территории которого располагается предприятие. Контроль своевременности направления документации возлагается на указанную выше надзорную инстанцию.

Нововведения

В соответствии с обстоятельствами, которые складываются в течение последних лет, декларация промышленной безопасности претерпела ряд изменений. Возникла необходимость отражать в документе новые сведения. Они, в частности, касаются проведения мероприятий, направленных на снижение уровня опасности возникновения на объектах чрезвычайных ситуаций, предупреждение постороннего вмешательства в их функционирование. На основании проведенных расчетов, были сформулированы требования к объемам имеющихся резервов материальных и финансовых ресурсах на предприятиях. Кроме этого, были определены требования по оценке частоты/вероятности появления чрезвычайных ситуаций, их источников, работа которых связана с выбросами опасных веществ, которые способны создавать вне территории объекта зоны поражения с нанесением ущерба здоровью/жизни населения, окружающей природе. Также специалистами были выполнены расчеты по проведению анализа вероятности отравления населения с установлением максимально возможного количества пострадавших.

Ключевые вопросы

Декларация промышленной безопасности сегодня должна конкретно и четко определять требования, которыми характеризуется готовность предприятия к предотвращению и устранению чрезвычайных ситуаций. Для этого в документе присутствует специальный раздел. В нем должны даваться ответы на вопросы, которые характеризуют:


Проверка документа

Как выше было сказано, нормативными актами предусматривается экспертиза сформированной декларации. В соответствии с действующими правилами, предписано утверждение заключения. Данная процедура проводится аппаратом Ростехнадзора. При этом учитывается заключение МЧС. Оно необходимо в случаях, когда отношение объема опасного соединения на объекте, по которому составляется декларация, к предельно допустимому уровню этого вещества больше 10. В случае если этот показатель меньше, заключение дается органом управления по делам ГО и ЧС субъекта, на территории которого находится соответствующее предприятие.

Значение

Декларирование безопасности сегодня выступает в качестве механизма прогнозирования социально-экономических последствий возникающих чрезвычайных ситуаций. Этот процесс является важнейшим рычагом воздействия на стабильное развитие хозяйственной системы. Декларирование безопасности способствует обеспечению объективности при обосновании бюджетных объемов, направляемых на финансирование мероприятий по предотвращению и ликвидации катастроф. В качестве еще одной задачи процедуры выступает переход на систему допустимого риска, формирование эффективного экономического механизма. Он является нормативной основой финансового обеспечения разработанных мероприятий по управлению природными и техногенными угрозами.

Декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов одна из немногих отечественных процедур, правила проведения которой на законодательном уровне гармонизированы с международными документами.

В результате внедрения этой процедуры получена более точная оценка риска аварий на большинстве крупных промышленных предприятий, созданы основы нормативно-методической базы и появились организации и специалисты в области анализа риска и т.д.

Декларация промышленной безопасности - является документом, в котором отражены характер и масштабы опасности на соответствующем объекте, а также выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям по предупреждению этих ситуаций и ликвидации их последствий.

Основная цель декларирования промышленной безопасности - информирование исполнительных органов власти, общества и населения о рисках крупных аварий и безопасности ОПО.

Декларация промышленной безопасности регистрируется и рассматривается федеральным органом по промышленному надзору, который утверждает заключение независимой экспертизы декларации.

Разработка декларации промышленной безопасности включает:

  • · всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы;
  • · анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО;
  • · разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО .

Практика показывает, что эффективность декларирования промышленной безопасности существенно зависит от контроля этой процедуры, проводимого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), особенно на стадии принятия решения об утверждении заключения экспертизы декларации, а также непосредственных заказчиков декларации - эксплуатирующих организаций или заказчиков проекта, в составе которого должна быть разработана декларация.

Структура декларации промышленной безопасности и перечень сведений, включаемых в декларацию промышленной безопасности.

Декларация должна включать следующие структурные элементы:

  • 1. Титульный лист (является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документ);
  • 2. Данные об организации:
    • · наименование организации, разработавшей декларацию, ее почтовый адрес, телефон, факс; сведения о лицензии, службы на проведение работ, связанных с экспертизой промышленной безопасности, данные об аккредитации в области экспертизы декларации промышленной безопасности и/или анализа риска;
    • · список исполнителей, включающий их фамилии и инициалы, должности, место работы и сведения об аттестации в области экспертизы декларации промышленной безопасности.
  • 3. Оглавление включает наименования всех разделов декларации с указанием страниц, с которых начинаются разделы и подразделы;
  • 4. Раздел 1 «Общие сведения» должен включать: реквизиты организации; обоснование декларирования; сведения о месторасположении декларируемого объекта; сведения о работниках и иных физических лицах, включая население; страховые сведения (для действующих объектов);
  • 5. Раздел 2 «Результаты анализа безопасности» должен включать: сведения об опасных веществах; общие сведения о технологии; основные результаты анализа риска аварии;
  • 6. Раздел 3 «Обеспечение требований промышленной безопасности» должен включать: сведения об обеспечении требований промышленной безопасности к эксплуатации декларируемого объекта;
  • 7. Раздел 4 «Выводы» должен включать: перечень наиболее опасных составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта с указанием показателей риска аварий;
  • 8. Раздел 5 «Ситуационные планы» должен включать графическое отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта;
  • 9. Обязательные приложения к декларации:
    • · приложение № 1 «Расчетно-пояснительная записка»;
    • · приложение № 2 «Информационный лист» .

Декларация безопасности характеризует безопасность производственного объекта на этапах его проектирования, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции и вывода из эксплуатации.

  • · получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные и высокотоксичные вещества, вещества представляющие опасность для окружающей среды (см. табл. 1);
  • · используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 о С;
  • · используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы;
  • · получаются расплавы черных и цветных металлов;
  • · ведутся горные работы .

Таблица 1 - Предельные количества опасных веществ на объекте экономике, являющиеся основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности

Наименование опасного вещества

Предельное количество опасного вещества в тоннах

Акрилонитрил

Оксид этилена

Цианистый водород

Фтористый водород

Сернистый водород

Диоксид серы

Триоксид серы

Метилизоцианат

Воспламеняющиеся газы

Вид опасного вещества

Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах

Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе

Токсичные вещества

Высокотоксичные вещества

Окисляющие вещества

Взрывчатые вещества

  • 50000

Примечания: Если расстояние между опасными производственными объектами менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного вещества; Предельные количества опасных веществ снижаются, если расстояние от опасного производственного объекта до жилого массива, стадиона, больниц менее 500 м.

Поделиться: