Приказ по лицензированию перевозки пассажиров. В

Если вы решили заняться перевозками пассажиров, то должны знать, что для этого необходима лицензия, позволяющая заниматься этой деятельностью на законных основаниях. Получение допущения к деятельности хлопотное дело, но заниматься транспортировкой людей без разрешительных на то документов нельзя.

Наличие лицензии у перевозчика говорит о том, что транспортирование производится безопасно, соблюдаются все условия, транспорт соответствует техническим требованиям, водители имеют опыт работы и допущены к транспортированию людей.

Зачем она нужна?

Вот так выглядит разрешение

Если компания приняла решение перевозить людей, то ее руководитель должен знать, когда нужна лицензия на перевозку пассажиров. Разрешительные документы обязательно потребуются, если перевозить людей в легковом автотранспорте, вместительность которого превышает 8 человек, или автобусе.

Разрешение понадобиться при городских, междугородних и международных транспортировках. Речь идет о перевозах, что проводятся на постоянной основе. Оформить допуск требуется для легального занятия данной деятельностью. Получить разрешение можно не только на собственный автотранспорт, но и на тот, что взят в аренду.

В таких случаях дозволение властей не понадобиться, если:

  • вместительность ТС не превышает 8 человек;
  • предприятие проводит внутренние автоперевозки, например, привозить и отвозить своих сотрудников на работу/с работы;
  • заказы не постоянные, то есть не производятся в определенное время по определенному маршруту.

Если вы занимаетесь транспортированием по индивидуальным заказам, то нужно обратиться в местный орган Ространснадзора и предупредить о своей деятельности. Стоит отметить, что лицензия на перевозку пассажиров такси не требуется.

Как получить право перевозить пассажиров?

Чтобы владеть возможностью законно перевозить людей, сначала потребуется собрать немаленький пакет документов. После этого отнести их вместе с составленным заявлением в лицензирующий орган.

В зависимости от вида транспортировок придется подготовить разные бумаги. Чтобы точно собрать все документы, с их списком можно ознакомиться на сайте Ространсназдора.

Как получить лицензию на перевозку пассажиров в 2018 году

Также уточнить информацию, касаемо необходимых документов, можно в лицензирующем органе.

На изготовление лицензии требуется 45 дней.

Орган может отказать в выдаче разрешения на совершения перевозок, если:

  • соискатель предоставил недостоверную информацию или ошибся при составлении заявления;
  • лицензиат не соответствуем требованиям, что к нему выдвигаются.

Если шофер нарушает правила перевоза граждан, то он понесет наказание. Также будет наказан и перевозчик. За нарушения компанию могут лишить разрешения.

Видео - репортаж о разрешении перевозки:

Требования к соискателю лицензии

Для получения права заниматься пассажирскими транспортными услугами, лицо, что претендует на лицензию, должно соответствовать выдвигаемым требованиям.

  1. Штат водителей. Предприятие обязуется набрать штат шоферов, что имеют стаж работы не менее 3 лет, и медицинскую справку, что допускает их к работе с людьми. Также водители обязаны иметь водительские права с отметкой в категории «D». Опыт работы подтверждается записью в трудовой книжке.
  2. Автостоянка и техническое обслуживание ТС. Перевозчик обязан иметь место для автостоянки транспортных средств, что используются для перевозок, а также проведения ТО и ремонта. Место для стоянки автобусов может быть собственным или взятым в аренду. Если нет возможности организовать СТО, тогда необходимо заключить договор на предоставление соответствующих услуг с компанией, что специализируется на этом.
  3. Медицинский работник для проведения ежедневных осмотров. Фирма обязана иметь медика, что будет проверять ежедневно водителей перед выходом в рейс. Можно вместо постоянного сотрудника-медика заключить договор, что они предоставляют такие услуги.
  4. Транспортные средства. Автобусы и другие ТС должны иметь талон о техническом осмотре автопарка. Кроме этого, в автобусах устанавливают специальные системы, например, ГЛОНАСС, что позволяют контролировать режим и направления движения транспортного средства. Транспорт должен полностью соответствовать типу транспортировок. Автобусы могут быть приобретенные компанией-перевозчиком или взятые в аренду.

Помимо этих требований, лицензиат обязан соблюдать правила «О безопасности перевозки пассажиров». Также компания обязана заключить договора страхования на работников и ТС. Получить лицензию на перевозку пассажиров можно, если в фирме есть человек, что занимает должность ответственного лица. Он обязан обладать специальной квалификацией и следить за соблюдением всех правил лицензирования и транспортирования граждан.

Требуемые документы

Соискатель предоставляет пакет документов в лицензирующий орган, чтобы доказать, что соответствует всем требованиям.

Все документы, что нужно предоставить, можно разделить на несколько категорий:

  • на перевозчика;
  • на автостоянку и место для проведения ТО;
  • на водителей;
  • на медицинского работника;
  • на транспортные средства.

Перевозчик обязан представить информацию о компании в виде таких документов:

  • устава фирмы;
  • свидетельстве о регистрации юридического лица;
  • договора аренды помещения, где фактически располагается компания;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • кодов статистики.

Если изменился адрес или название фирмы, то потребуется свидетельства об их регистрации.

На водителей потребуется представить копии:

  • водительского удостоверения;
  • трудовой книжки;
  • медицинской справки.

Наличие транспорта и его соответствие всем техническим нормам подтверждается:

  • свидетельством о регистрации транспортного средства;
  • талоном о прохождении ГТО;
  • полисом страховки;
  • паспортом ТС.

Если транспорт взять аренду, то также понадобиться договор об аренде или паспортные данные владельца.

Также нужно:

  • документы, что подтвердят наличие помещения для ТО и соответствие его техническим условиям;
  • документы о наличии необходимого оборудования для проведения ТО, то есть квитанции, чеки и так далее;
  • копия диплома медика или копия договора с медицинским учреждением, что будет проводить предрейсовый осмотр.

Перед тем как приступить к сбору документов, уточните их список.

Кто выдает, сроки и стоимость

Выдачей разрешения на совершения пассажирских транспортных услуг занимается Ространснадзор. Но получить лицензию можно и в местном лицензирующем органе.

При оформлении лицензии нужно будет оплатить госпошлину. Ее стоимость варьируется от 2 600 до 7 500 тысяч рублей в зависимости от вида разрешительных документов и региона.

Оформляется право перевозить людей на 5 лет. Но может быть аннулирована при нарушении правил перевозок граждан. Получение новой лицензии будет стоить значительно дешевле, от 600 рублей.

Если перевозчик имеет все необходимое для совершения пассажирских перевозок и соответствует всем требованиям, то получить допуск к деятельности не будет проблемой, зато она будет законной.

Лицензия на пассажирские перевозки.

1. В соответствии с федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ на автомобильном транспорте лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

2. Лицензии на пассажирские перевозки выдает Управление государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзор) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензия на перевозку пассажиров: почему она нужна и как ее получить

В целях исполнения данного закона Правительство РФ своим постановлением №280 от 2 апреля 2012 года утвердило Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

4. Лицензия на пассажирские перевозки по постановлению Правительства № 280 оформляется при осуществлении следующих видов перевозочной деятельности:

а) при регулярных перевозках пассажиров в городском и пригородном сообщениях;
б) при регулярных перевозках пассажиров в междугородном сообщении.

Регулярные перевозки пассажиров – это перевозки, осуществляемые по расписаниям для каждого остановочного пункта маршрута следования автобуса. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Заключение договора перевозки пассажира при таком виде перевозок (публичный договор) удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.

Согласно Устава автомобильного транспорта, перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов, перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов, перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов. Подробнее о регулярных перевозках пассажиров и видах регулярных маршрутов в этой статье.

5.Лицензия на пассажирские перевозки в соответствии с вышеуказанным Положением о лицензировании выдается Госавтодорнадзором при выполнении и соблюдении соискателем лицензии следующих лицензионных требований:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств», или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха;

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Сюда входят требования о квалификации водителей, обеспечения исправного состояния автобусов, страхования ОСАГО и т.д.

6. Для получения лицензии на перевозку пассажиров соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в законе N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также следующие копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям:

а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, диагностических карт о прохождении технического осмотра транспортных средств;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

в) копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств» либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров;

г) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования.

Лицензия на пассажирские перевозки автомобильным транспортом может быть выдана лицензиату в случае подтверждения лицензионных требований со стороны лицензирующего органа. Лицензия в этом случае выдается бессрочно.

Лицензия может быть не выдана в случае установленного в ходе проверки несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям.

ЕНВД: перевозка пассажиров

Лицензия на перевозку пассажиров в автобусах более 8 человек

(Лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом)

Организациям и индивидуальным предпринимателям, планирующим осуществлять перевозки пассажиров автобусами, следует иметь в виду, что, помимо регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, для легального осуществления пассажирских перевозок в большинстве случаев следует получить специальный документ – лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом. В 2018 году, требования у надзорных органов не изменились.

Лицензия на перевозку пассажиров, для чего она нужна?

Лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

согласно пункта 4 статьи 9 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, действует бессрочно.

С какой целью выдается лицензия на перевозку пассажиров?

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек введена законом, поскольку вся транспортная инфраструктура является объектом повышенной опасности, в процессе пользовани которой может быть причинен вред как потребителю, так и перевозчику, и третьим лицам.

Какие нормативные акты регулируют лицензирование перевозок пассажиров?

Ключевых нормативных актов два. Это:

1. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности», особое внимание следует обратить на подпункт 24 пункта 1 статьи 12 данного закона.

Как получить лицензию на перевозку пассажиров: правила и документы

Именно этот пункт требует получать лицензию на перевозку пассажиров.

2. Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 (ред. от 21.03.2017).

Во всех ли случаях для перевозки пассажиров автобусами нужна лицензия?

Нет. Подпункт 24 пукта 1 статьи 12 закона о лицензировании говорит, что лицензия не требуется при осуществлении пассажирских перевозок по заказам или для собственных нужд юридического лица или ИП.

Так, лицензии не требуется, если Вы:

— перевозите своих работников (служебным или вахтовым автобусом) на работу или с работы; к месту выполнения работы или обратно;

— встречаете и везете гостей в свой отель, санаторий, пансионат, и т.п.;

— предоставляете свой автобус по заказу третьих лиц.

ВАЖНО!

В настоящее время рассматривается вопрос о том, чтобы ввести лицензирование и заказных перевозок.

Многие перевозчики маскируют регулярные перевозки пассажиров под заказные. Во многих регионах наработана практика привлечения таких перевозчиков к ответстенности.

Таким образом, в настоящее время лицензия требуется только для перевозки пассажиров по регулярным городским, пригородным или междугородным маршрутам.

Что должно быть у соискателя лицензии на перевозку пассжиров?

— соответствующие установленным требованиям помещения и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо договор со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

— водители, заключивших с перевозчиком трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющие необходимую квалификацию и стаж работы, а также прошедшие медицинское освидетельствование;

— лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), или договор об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

— наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

— наличие тахографов в используемых автобусах;

— наличие в автобусах аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Куда обращаться за получением лицензии?

В Ваш территориальный орган Государственного автодорожного надзора РФ, которые имеются в каждом центре субъекта РФ.

Адрес своего территориального отдела можно найти на сайте "Автодорнадзора".

В отдельных случаях в получении лицензии на перевозку пассажиров может быть отказано. Причиной для этого может стать предоставление соискателем искаженной или недостоверной информации, также документ не будет выдан в случае несоответствия заявителя установленным требованиям.

Какие документы нужно предоставить при обращении за лицензией?

— заявление по установленной форме;

— квитанцию об оплате государственной пошлины;

— копии документов, подтверждающих наличие транспортных средств (свительство о регистрации, договор аренды, договор безвозмездного пользования, ПТС);

— копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

— копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров;

— копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования;

— уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.

Сколько нужно платить за получение лицензии?

Размер госпошлины составляет 7500 рублей на основании п. 92 ст. 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации

Подробную информацию можно также получить на Портале государственных услуг РФ.

Какая ответственность предусмотрена за перевозку пассажиров по регулярным маршрутам без лицензии?

Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает штраф:

— на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

— на должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

— на юридических лиц – от 40000 до 50000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Кроме того, Ваш автобус может быть арестован и помещен на штрафстоянку.

Главной целью лицензирования транспортной деятельности является создание безопасного дорожного движения, снижение риска аварийности. Основным документом, дающим право предпринимателям на коммерческие автоперевозки, является лицензия на перевозку пассажиров .

Еще статьи по теме

Лицензия на перевозку пассажиров

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2019 г. N 195
"О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами"

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 35, ст. 5326; 2017, N 11, ст. 1563):

б) пункт 16 перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного указанным постановлением , изложить в следующей редакции:

"16. Лицензионный контроль за деятельностью по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.".

3. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации согласно приложению к настоящему постановлению.

4. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и средств, предусмотренных указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами", за исключением пункта 36 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 июля 2019 г.

6. Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденное настоящим постановлением, действует до 1 января 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 февраля 2019 г. N 195

Положение
о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - лицензируемая деятельность).

2. Лицензирование лицензируемой деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) (далее - лицензирующий орган).

3. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"автобус лицензиата" - транспортное средство категории М2 или М3, принадлежащее лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортных средств с экипажем), сведения о котором внесены в реестр лицензий на осуществление лицензируемого вида деятельности (далее - лицензия на лицензируемую деятельность), и используемое лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности;

"автобус соискателя лицензии" - транспортное средство категории М2 или М3, принадлежащее соискателю лицензии на лицензируемую деятельность (далее - соискатель лицензии) на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортных средств с экипажем).

4. Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее - коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

II. Требования к соискателю лицензии

5. Соискатель лицензии обязан:

а) назначить ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения работника соискателя лицензии, прошедшего в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, или в случае, если соискатель лицензии является индивидуальным предпринимателем и намерен осуществлять указанную деятельность без привлечения наемных работников, пройти такую аттестацию;

б) иметь лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключить договор об оказании услуг по проведению таких медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

в) владеть автобусами соискателя лицензии.

6. Для получения лицензии на лицензируемую деятельность соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии на лицензируемую деятельность, предусмотренное частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", с приложением следующих документов:

а) копия приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения - в случае, если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным работником соискателя лицензии;

б) копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), - в случае, если предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей осуществляются в соответствии с таким договором;

в) копия свидетельства о регистрации транспортного средства в отношении каждого автобуса соискателя лицензии и, если автобусы соискателя лицензии не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании, копии документов, подтверждающих указанное основание владения автобусом соискателя лицензии;

г) опись прилагаемых документов.

III. Требования к лицензиатам

7. Лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:

а) использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы лицензиата;

б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником, назначенным приказом лицензиата ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и прошел указанную аттестацию, посредством исполнения соответствующих обязанностей непосредственно индивидуальным предпринимателем;

в) для осуществления коммерческих перевозок использовать автобусы лицензиата, сведения о которых указаны в договорах обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, заключенных лицензиатом со страховщиком в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном";

г) заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";

д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

е) осуществлять техническое обслуживание автобусов в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств;

ж) обеспечивать в случае стоянки автобусов лицензиата по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на территории городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя осуществление такой стоянки автобусов лицензиата на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";

з) передавать сведения о пассажирах и персонале (экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона "О транспортной безопасности";

и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей, состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и соответствующих согласно статье 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предъявляемым при осуществлении коммерческих перевозок и (или) перевозок автобусами лицензиата для его собственных нужд профессиональным и квалификационным требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации, имеющих национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" (для граждан Российской Федерации) или международное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" (для граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка);

к) соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей;

л) осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", инструктаж водителя автобуса лицензиата, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов лицензиата, анализ, учет и хранение обращений граждан и организаций о нарушении водителями Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения";

м) проводить предусмотренные порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 328 Трудового кодекса Российской Федерации, стажировки водителей автобусов лицензиата;

н) обеспечивать проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

8. При осуществлении организованных перевозок групп детей автобусами лицензиата помимо лицензионных требований, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения, лицензиат обязан выполнять требования, предусмотренные пунктом 3 , подпунктами "б" и "в" пункта 4 , пунктами 11 , , и Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами".

IV. Порядок включения сведений об автобусах лицензиата в реестр лицензий на лицензируемую деятельность, исключения сведений об автобусах лицензиата из реестра лицензий на лицензируемую деятельность, а также дополнительные требования к порядку формирования реестра лицензий на лицензируемую деятельность

9. Лицензирующий орган включает в реестр лицензий на лицензируемую деятельность следующие сведения об автобусах лицензиата, а также о дополнительных автобусах лицензиата, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности после получения лицензии на лицензируемую деятельность:

а) государственный регистрационный номер;

б) идентификационный номер (код) транспортного средства (VIN);

в) марка, модель;

г) год выпуска;

д) право владения автобусом лицензитата# (собственность или иное законное основание владения автобусом лицензиата);

е) дата окончания действия договора аренды или лизинга (если автобус лицензиата используется в соответствии с договором аренды или лизинга);

ж) дата (день, месяц, год) проведения последнего технического осмотра автобуса лицензиата (указанная дата включается в реестр лицензий на лицензируемую деятельность на основании сведений единой автоматизированной информационной системы технического осмотра транспортного средства);

з) дата (день, месяц, год) внесения в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведений об автобусе лицензиата и изменения сведений об автобусе лицензиата в реестре лицензий на лицензируемую деятельность;

и) номер и дата (день, месяц, год) приказа (распоряжения) лицензирующего органа о включении в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведений об автобусе лицензиата или об изменении сведений об автобусе лицензиата в реестре лицензий на лицензируемую деятельность;

к) основания, номер и дата (день, месяц, год) приказа (распоряжения) лицензирующего органа об исключении из реестра лицензий на лицензируемую деятельность сведений об автобусе лицензиата.

10. Для включения в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведений об автобусах лицензиата лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление о включении в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведений об автобусах лицензиата, в котором указываются:

а) наименование лицензиата (наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), адрес места нахождения юридического лица или адрес места жительства индивидуального предпринимателя;

г) государственные регистрационные номера автобусов лицензиата, сведения о которых предлагается включить в реестр лицензий на лицензируемую деятельность;

д) способ направления лицензиату выписки из решения о включении сведений об автобусах лицензиата в реестр лицензий на лицензируемую деятельность или уведомления об отказе во включении таких сведений в реестр лицензий на лицензируемую деятельность.

11. К заявлению о включении в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведений о дополнительных автобусах лицензиата, приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемой деятельности после получения лицензии на лицензируемую деятельность, прилагаются документы, подтверждающие право владения указанными транспортными средствами (копии свидетельств о регистрации указанных в заявлении автобусов лицензиата и, если эти автобусы лицензиата не являются собственностью лицензиата, а используются на ином законном основании владения автобусом лицензиата, копии документов, подтверждающих основание владения автобусом лицензиата).

12. Лицензирующий орган исключает сведения об автобусах лицензиата из реестра лицензий на лицензируемую деятельность на основании заявления лицензиата об исключении из реестра лицензий на лицензируемую деятельность сведений об автобусах лицензиата или в связи с окончанием срока действия договора аренды (лизинга) автобусов лицензиата. В заявлении об исключении сведений об автобусах лицензиата из реестра лицензий на лицензируемую деятельность указываются:

а) наименование лицензиата (наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) номер и дата (день, месяц, год) выдачи лицензии на лицензируемую деятельность;

г) государственные регистрационные номера автобусов лицензиата, сведения о которых предлагается исключить из реестра лицензий на лицензируемую деятельность;

д) способ направления лицензиату выписки из решения об исключении сведений об автобусах лицензиата из реестра лицензий на лицензируемую деятельность или уведомления об отказе в исключении таких сведений из реестра лицензий на лицензируемую деятельность.

13. Предусмотренные пунктами 10 и настоящего Положения заявления и прилагаемые к ним документы представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лицензиата (в случае если лицензиат является юридическим лицом - электронной подписью руководителя соответствующего юридического лица).

14. В срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения предусмотренных пунктами 10 и настоящего Положения заявлений и прилагаемых к ним документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлениях и документах сведений и принимает решение о включении сведений об автобусах лицензиата, указанных в заявлениях, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящего Положения, в реестр лицензий на лицензируемую деятельность или об отказе во включении таких сведений в реестр лицензий на лицензируемую деятельность по основаниям, указанным в части 3 статьи 3.2

15. В срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения заявления об исключении сведений об автобусах лицензиата из реестра лицензий на лицензируемую деятельность, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанном заявлении сведений и принимает решение об исключении таких сведений из реестра лицензий на лицензируемую деятельность или об отказе от исключения таких сведений из реестра лицензий на лицензируемую деятельность. Решение об исключении сведений об автобусах лицензиата из реестра лицензий на лицензируемую деятельность в связи с окончанием срока действия договоров аренды автобусов лицензиата принимается лицензирующим органом в течение одного рабочего дня со дня окончания срока действия соответствующих договоров.

16. Лицензирующий орган вносит в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведения об автобусах лицензиата в день принятия решения соответственно о предоставлении лицензии на лицензируемую деятельность или о включении в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведений об автобусах лицензиата, указанных в заявлении, предусмотренном пунктом 10 настоящего Положения.

17. В день принятия лицензирующим органом решения о включении сведений об автобусах лицензиата, указанных в заявлении, предусмотренном пунктом 10 настоящего Положения, в реестр лицензий на лицензируемую деятельность или об отказе во включении таких сведений в реестр лицензий на лицензируемую деятельность лицензирующий орган вручает лицензиату или направляет ему указанным в заявлении способом соответственно выписку из решения о включении таких сведений в реестр лицензий на лицензируемую деятельность или уведомление об отказе во включении таких сведений в реестр лицензий на лицензируемую деятельность по основаниям, указанным в части 3 статьи 3.2 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

18. В случае изменения государственного регистрационного номера автобуса лицензиата лицензиат в течение 3 рабочих дней со дня возникновения таких изменений представляет непосредственно в лицензирующий орган соответствующее уведомление об изменении сведений об автобусах лицензиата с приложением документов, подтверждающих такие изменения, либо направляет в лицензирующий орган уведомление об изменении сведений об автобусах лицензиата и прилагаемые к нему документы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензиата.

Лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий на лицензируемую деятельность в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об изменении сведений об автобусах лицензиата с приложением документов или направляет лицензиату уведомление об отказе в изменении сведений в реестре лицензий на лицензируемую деятельность.

В случае отказа в изменении сведений в реестре лицензий на лицензируемую деятельность в уведомлении должно быть указано мотивированное обоснование причин отказа со ссылкой на положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа.

19. Решения лицензирующего органа, предусмотренные пунктами 14 и настоящего Положения, или бездействие лицензирующего органа могут быть обжалованы лицензиатом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

20. В день принятия лицензирующим органом решения об исключении сведений об автобусах лицензиата, указанных в заявлении, предусмотренном пунктом 12 настоящего Положения, из реестра лицензий на лицензируемую деятельность или об отказе в исключении таких сведений из реестра лицензий на лицензируемую деятельность лицензирующий орган вручает лицензиату или направляет ему указанным в заявлении способом соответственно выписку из решения об исключении таких сведений из реестра лицензий на лицензируемую деятельность или уведомление об отказе в исключении таких сведений из реестра лицензий на лицензируемую деятельность. В случае отказа в исключении указанных сведений из реестра лицензий на лицензируемую деятельность в уведомлении должно быть указано мотивированное обоснование причин отказа со ссылкой на положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа.

21. Лицензирующий орган исключает сведения об автобусах лицензиата из реестра лицензий на лицензируемую деятельность в день принятия такого решения. Информация об автобусах лицензиата, сведения о которых исключены из реестра лицензий на лицензируемую деятельность, с указанием оснований для принятия соответствующего решения размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.

22. Сведения о принятии лицензирующим органом решения о предоставлении или переоформлении лицензии размещаются в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)".

23. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 рабочих дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии на лицензируемую деятельность, приостановлении, возобновлении и прекращении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица и (или) прекращении его деятельности в результате реорганизации и (или) прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

V. Лицензионный контроль

24. Лицензионный контроль за соблюдением положений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, осуществляется лицензирующим органом посредством внеплановых документарных проверок соискателей лицензии.

25. Лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований, указанных в пунктах 7 и настоящего Положения, осуществляется лицензирующим органом посредством плановых проверок лицензиатов, внеплановых проверок лицензиатов и плановых (рейдовых) осмотров автобусов лицензиата в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, предусмотренных частями 2 - 10 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также федеральными законами, регулирующими осуществление лицензируемой деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

26. Плановые проверки лицензиатов осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, предусматривающего установление в отношении лицензиата периодичности проведения плановых проверок, с учетом положений, предусмотренных пунктами 27 и настоящего Положения.

27. Первая плановая проверка лицензиата проводится не ранее чем через один год и не позднее чем через 2 года со дня принятия решения о предоставлении лицензии на лицензируемую деятельность вне зависимости от присвоенной деятельности лицензиата категории риска и с учетом указанного условия включается в ежегодный план проведения плановых проверок.

28. Проведение плановых проверок лицензиатов в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

При отсутствии решения об отнесении деятельности лицензитата# к определенной категории риска деятельность лицензиата считается отнесенной к категории низкого риска.

Плановая проверка включается в ежегодный план проведения плановых проверок при условии истечения в году проведения такой проверки установленного периода времени с даты окончания проведения последней плановой проверки деятельности лицензиата.

29. Решение об отнесении деятельности лицензиата к категориям риска принимается на основании распорядительного акта руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего органа либо лица, исполняющего его обязанности, одновременно с принятием решения о выдаче лицензии на лицензируемую деятельность.

30. Отнесение деятельности лицензиата к определенной категории риска производится на основании критериев отнесения деятельности лицензиатов к категориям риска согласно приложению.

31. Изменение решения об отнесении деятельности лицензиата к категориям риска принимается должностными лицами, указанными в пункте 29 настоящего Положения, при поступлении в лицензирующий орган информации об изменении показателей деятельности лицензиата, указанных в критериях отнесения деятельности лицензиата к определенной категории риска, приведенных в приложении к настоящему Положению, или заявления лицензиата об изменении ранее присвоенной категории риска. Указанное заявление рассматривается в соответствии с Правилами постановлением

32. Реквизиты (дата и номер) распорядительного акта об отнесении деятельности лицензиата к категориям риска с указанием категории риска, а также сведений, на основании которых было принято такое решение, включаются в реестр лицензий на лицензируемую деятельность.

33. Предоставление по запросу лицензиата информации о присвоенной его деятельности категории риска и сведений, на основании которых было принято решение об отнесении деятельности лицензиата к категории риска, а также изменение по заявлению лицензиата ранее присвоенной ему категории риска осуществляются в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

34. На официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о лицензиатах, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков:

а) сведения о лицензиате (полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) адрес места нахождения юридического лица или адрес места жительства индивидуального предпринимателя;

35. Размещение информации, указанной в пункте 34 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

36. При проведении плановой выездной проверки лицензиата уполномоченное на проведение такой проверки должностное лицо лицензирующего органа обязано использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). Предмет плановой проверки лицензиата ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой выездной проверки лицензиата, содержат вопросы, относящиеся к выполнению лицензионных требований, предусмотренных пунктом 7 и пунктом 8 настоящего Положения. Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг".

VI. Особенности лицензирования в случае, если лицензия на лицензируемую деятельность выдается в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами"

40. В отношении соискателей лицензии (лицензиатов), которым лицензия на лицензируемую деятельность предоставляется в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 6 пунктом 41 настоящего Положения, объединение заявлений соискателя лицензии о представлении лицензии на лицензируемую деятельность и заявления лицензиата о включении в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведений об автобусах лицензиата. В этом случае решение о включении в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведений об автобусах лицензиата или об отказе во включении таких сведений в реестр лицензий на лицензируемую деятельность принимается в те же сроки, в течение которых принимается решение о предоставлении ему лицензии на лицензируемую деятельность или об отказе в ее предоставлении соискателям лицензии.

43. Представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии на лицензируемую деятельность в случае, предусмотренном пунктом 42 настоящего Положения, проверка содержащихся в нем и прилагаемых к нему документах сведений, внесение сведений об указанных в этом заявлении автобусах лицензиата в реестр лицензий на лицензируемую деятельность, информирование соискателя лицензии о решениях, принятых лицензирующим органом, уведомление лицензирующего органа об изменении сведений об автобусах лицензиата, а также обжалование решения лицензирующего органа осуществляются в порядке, предусмотренном разделами I - V 12.8 статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

N3 - количество вступивших в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска обвинительных приговоров суда о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц или работников лицензиата за совершение во время осуществления ими должностных обязанностей уголовного преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. Среднее количество автобусов, находившихся во владении лицензиата в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении его к категории риска (А), определяется по формуле:

Суммарное количество автомобиле-дней пребывания автобусов во владении лицензиата в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении его к категории риска, определенное лицензирующим органом на основании сведений об автобусах, включенных в реестр лицензий на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - лицензия). В указанную сумму не включаются автомобиле-дни автобусов, со дня проведения последнего технического осмотра которых прошло более 6 месяцев;

Количество дней в одном календарном году, предшествующем дню принятия решения об отнесении лицензиата к категории риска.

4. При предоставлении лицензии показатель риска определяется в следующем порядке:

а) в случае, если до предоставления лицензии лицензиат не выполнял перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства, показатель риска принимается равным нулю;

б) в случае, если до предоставления лицензии лицензиат выполнял перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства, при определении показателя риска:

учитываются постановления о назначении административного наказания и обвинительные приговоры суда, вступившие в законную силу в течение одного календарного года, предшествующего дню предоставления лицензии;

среднее количество автобусов, находившихся во владении лицензиата в течение одного календарного года, предшествующего дню принятия решения об отнесении его к категории риска (А), определяется по формуле:

,

Суммарное количество в течение одного календарного года, предшествующего дню предоставления лицензии, дней действия заключенных соискателем лицензии договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в отношении каждого автобуса, который использовался для осуществления коммерческих перевозок;

Количество дней в одном календарном году, предшествующем дню предоставления лицензии.

Лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом вместимостью более восьми человек регулируется:

— Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон о лицензировании);

— Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280);

— Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд или индивидуального предпринимателя) (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144).

Получение лицензии требуется при осуществлении перевозок пассажиров по регулярным маршрутам автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 1 и 3 Положения).

Деятельность по перевозке пассажиров включает в себя следующие виды работ (п. 3 Положения):

— регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

— регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Исходя из формулировки п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании и п. 1 Положения, получение лицензии не требуется при осуществлении пассажирских перевозок:

1) автотранспортом меньшей вместимости: восемь человек и менее (например, такси);

2) для обеспечения собственных нужд организации или индивидуального предпринимателя (например, перевозка собственных работников);

3) не по регулярным маршрутам, а по заказам. Осуществление перевозок пассажиров и багажа автотранспортом по заказам требует предварительной подачи уведомления в уполномоченный государственный орган (п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» . Таким уполномоченным органом является Ространснадзор (п. 5 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).

В соответствии с п. п. 1 и 4 Положения, получить лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом могут организации и индивидуальные предприниматели, которые:

— намереваются осуществлять перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек;

— соответствуют при этом установленным лицензионным требованиям.

Лицензирование перевозок пассажиров осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее территориальные органы (п. 2 Положения, п. 10 Регламента). Непосредственно данную функцию выполняют территориальные органы Ространснадзора — управления Госавтодорнадзора по субъекту РФ.

Согласно п. 20 Регламента за получением лицензии соискателю следует обращаться в управление Госавтодорнадзора по субъекту РФ по месту государственной регистрации. Для юридических лиц это место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — место жительства (ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Выданная лицензия на осуществление пассажирских автоперевозок действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании).

За осуществление деятельности без лицензии на перевозки пассажиров автотранспортом вместимостью более восьми человек предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта (в том числе перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек) без лицензии является административным правонарушением, за которое ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:

— для граждан — 50 000 руб.;

— для должностных лиц — 50 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для индивидуальных предпринимателей — 100 000 руб.;

— для юридических лиц — 400 000 руб.

Если данное правонарушение совершено повторно, за него наступает ответственность по ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ. Санкции в таком случае составляют:

— для граждан — штраф 50 000 руб. с конфискацией транспортного средства;

— для должностных лиц — штраф 50 000 руб.;

— для индивидуальных предпринимателей — штраф 100 000 руб. с конфискацией транспортного средства;

— для юридических лиц — штраф 400 000 руб. с конфискацией транспортного средства (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Уголовная ответственность

За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде одного из следующих наказаний:

— штрафа до 300 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до двух лет;

— обязательных работ на срок до 480 часов;

— ареста на срок до шести месяцев.

Лицо, впервые совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ):

— возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба, либо

— перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения , и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

За деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 171 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

— штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— принудительные работы на срок до пяти лет;

— лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

После года работы над законопроектом, направленным на возвращение лицензирования автобусного транспорта и непосредственной деятельности перевозчиков - перевозки пассажиров, в систему перевозок возвращаются лицензии. Законопроект под номером 262341-7 был внесен в Государственную думу в начале сентября прошлого года. Пройдя ряд законотворческих исследований, в том числе рассмотрение проекта в трех чтениях: 24.10.2017 (Первое чтение), 5.10.2018 (Второе чтение), 12.10.2018 (Третье чтение), законопроект был окончательно принят сегодня.

Возможно, у определенного круга читателей возникнет резонный вопрос: правильно ли сделали законодатели, что вновь «навесили» на предпринимателей, занимающихся перевозками, очередное «ярмо»? Ведь опять же власти «душат» бизнес и заводят очередную бюрократическую шарманку.

Позвольте не согласиться. Просто некоторые предприниматели в упор не видят законодательных ограничителей, точнее вообще ничего не видят в погоне за деньгами. А это приводит к тому, что на линию выезжают «уставшие от жизни», полудохлые автобусы-челноки, за рулем этих автобусов сидят не менее изможденные водители, вынужденные выходить в рейс в обход всяких норм безопасности. Некоторые из них обнаглели настолько, что садятся за руль пьяными. Не верите? Посмотрите официальную статистику ГИБДД, и вы удивитесь количеству ДТП, совершенных водителями автобусов «под мухой»:

И речь здесь идет лишь о тех выявленных нарушителях, которые попали в аварию, будучи в состоянии алкогольного опьянения. А сколько пьяниц перевозит людей по стране ежедневно?!

Также не стоит забывать о том, что необходимость принятия закона о лицензировании появилась летом прошлого года после ряда крупных ДТП с участием автобусов, в том числе в Забайкальском крае, в котором всего погибло 14 человек и по факту проверок которого были выявлены множественные нарушения. А последние резонансные ДТП, о которых мы писали вчера в материале:

Там нами был представлен список крупных автокатастроф только за прошедшую неделю. Но даже его страшно читать… гибнут люди. Гибнут из-за нарушений, которых быть не должно!

Так что новый федеральный закон, инициированный Министерством транспорта, оказался как нельзя кстати. Вернее сказать, его нужно было принимать гораздо раньше, ведь о проблеме автобусных катастроф был осведомлен даже президент, чего не должно быть в принципе! Если ведомства, следящие за безопасностью на дорогах, не справляются со своими задачами, значит, они неэффективно управляются, верно? Со всеми вытекающими последствиями.

Как видно, согласно тексту ФЗ (статья 1), вводится обязательное оснащение транспортных средств тахографами, которые будут отслеживать регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, с последующей возможностью доступа должностных лиц органов государственного надзора.


Напомним, что тахограф - это , обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности .

Статья 2 ФЗ гласит, что проверки будут проводиться для выявления соблюдения юридическим лицом или ИП (индивидуальным предпринимателем) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

В том числе ответственность за отсутствие лицензии. За это предполагается административный штраф согласно КоАП:

физическим лицам (водителям) - от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей;

должностным лицам грозит штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей;

юридическим лицам - от 40 тыс. до 50 тыс. рублей

Также возможна конфискация транспортного средства при повторном нарушении.

Сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах, которые используются для осуществления подлежащей лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, включаются в так называемый реестр лицензий.


Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:

1) наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Впрочем, лицензирование коснулось не всех перевозчиков. А именно: «В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования .

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть 16.10.2018 года.

Положение о лицензировании вступит в силу через 120 дней после официального опубликования закона: «В целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается ».


Что касается тахографов, то статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования.

Пассажирские перевозки при нарушении установленных правил могут принести серьезный вред здоровью и жизни перевозимых пассажиров.

При отсутствии определенных разрешений и не соблюдении правил, ситуация может стать по-настоящему трагической. По этой причине к организации пассажирских перевозок стоит подойти максимально серьезно.

Водителем, планирующим заниматься подобным видом деятельности, обязательно нужно получить соответствующую документ — лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в 2019 году .

Стоит узнать обо всех важных нюансах, сопровождающих данный процесс, чтобы потратить минимальное количество времени.

Законное лицензирование пассажиров современным автомобильным транспортом – это одна из самых распространенных и простых процедур.

Среди основных вариантов получения такого документа, как лицензия на пассажирские перевозки для ИП, можно отметить:

Подробные требования по перевозке устанавливаются уже на уровне субъектов страны . Здесь имеет значение большое количество факторов, начиная от климатических и рельефных особенностей региона и заканчивая установленными и принятыми дополнениями на региональном уровне ПДД.

Чтобы была получена лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек, водителю нужно соответствовать определенным требованиям, которые устанавливает специальный лицензионный кабинет.

Среди самых основных из них можно выделить достаточное количество транспортных средств, при этом полностью исправным . Все виды используемых транспортных средств подвижного состава тщательно контролируются специальными надзорными органами.

Таким образом государство стремится обязать современных перевозчиков осуществлять техническое обслуживание автомобилей.

Для организации маршрутов необходимо взять определенное количество автомобилей, что также проверяется в процессе лицензирования.

Пристальное внимание уделяется оптимальной безопасности эксплуатации . Лица, ответственные на нее, занимают особые должности, аттестованные государственными органами. Это касается дальних автомобильных перевозок.

Правила и условия перевозки пассажиров разработаны не только в соответствии с российскими нормативными актами, но также в соответствии с установленной на международном уровне конвенцией о современных международных правилах.

Одновременно с требованиями к транспорту и правилам движения, существуют определенные правила и условия к водителям.

Вот самые основные из них:

  • водители должны работать по трудовому договору и по подряду, они должны иметь права соответствующей категории, а также определенных стаж вождения;
  • технический и инженерный персонал должен иметь требуемые допуски;
  • регулярное прохождение медкомиссии.

Это обязательные требования к водителям и транспортным средствам, но существуют также и дополнительные. Их перечень прямо зависит от определенных региональных и областных требований.

Всем без исключения перевозчикам требуется составить грамотное заявление на получение лицензии, а также потребуется приложить к ней квитанцию относительно уплаты госпошлины.

Среди иных документов и требований к перевозчикам, можно отметить:

  1. Копии основных учредительных документов компании или транспортной организации, заверенные нотариусом.
  2. Опись всех прилагаемых документов.
  3. Копии документов, соответствующие положению о лицензировании осуществляемого вида деятельности. Здесь не требуется нотариального заверения.

Также есть особые документы, перечень которых основывается на предъявляемых к соискателю требований.

Если у заявителя есть специальные помещения и оборудование для проведения ТО, ремонта используемых авто, если есть договор на проведение технического обслуживания, потребуется предоставить следующие документы:

  • копии документов, которые подтверждают наличие в распоряжении помещений. Сюда можно отнести справку из ЕГРП, договор купли-продажи, бумаги, подтверждающие оформление помещения в аренду;
  • необходимы документы на используемое оборудование – договоры купли-продажи, лизинга или аренды, товарные накладные и счета-фактуры;
  • копии документов, которые будут подтверждать полное соответствие помещений и используемого оборудования установленным международным требованиям. Как правило, это сертификаты соответствия.

Водители, которые будут заниматься перевозками пассажиров, должны иметь определенный стаж, нужную квалификацию, а также необходимое освидетельствование.

Среди документов, подтверждающих данный фактор, можно отметить:

  1. Водительское удостоверение категории D.
  2. Трудовая книжка.
  3. Медицинская справка, подтверждающая допуск к управлению транспортным средством.

Определенные документы требуются также медицинским сотрудникам, которые проводят осмотры водителей, осуществляющих осмотр. В этом случае потребуется наличие договора на оказание услуг, связанных с медицинскими осмотрами.

Потребуются копии медицинской лицензии на проведение медицинских осмотров перед и после рейса.

Определенным требованиям также должны соответствовать используемые в работе транспортные средства. В них обязательно должны быть установлены приборы для контроля за водителем, за регулированием режима труда и отдыха.

Требуется наличие современной спутниковой навигации ГЛОНАСС . Все это должно быть подтверждено следующими документами:

  • договоры купли-продажи или аренды автомобилей;
  • свидетельство регистрации транспортного средства;
  • копия ПТС и талона, подтверждающего прохождение технического осмотра.

Могут потребоваться иные документы, список которых нужно уточнить в территориальном органе Ространснадзора . Водитель или компания-перевозчик должны четко соблюдать требования, установленные Федеральным законом, свидетельствующем о высоком уровне транспортной безопасности.

Перед тем как подать заявление на получение лицензии, нужно обязательно уточнить перечень всех требуемых документов для получения лицензии.

Данные сведения можно найти на официальном сайте государственной лицензирующей организации или на современных информационных стендах.

При отсутствии перечисленных документов лицензия на осуществление пассажирских перевозок не будет выдана, соответственно заниматься подобным ответственным делом запрещено.

Современные виды автомобильного транспорта лицензируются Управлением государственного дорожного и автомобильного надзора .

Для получения документа, разрешающего проводить регулярные автомобильные перевозки пассажиров нужно обратиться в специальное территориальное подразделение данной структуры.

В организации Госавтодорнадзор можно получить лицензии к осуществлению международных перевозок .

Эта же организация осуществляет контроль над соответствием перевозчика установленным лицензионным требованиям, которые можно найти, изучив положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом во время действия разрешения.

Документы на рассмотрение и получение сертификации с лицензированием можно подать через ресурс gosuslugi.ru .

Это идеальное решение вопроса, как получить лицензию на перевозку пассажиров частному лицу или компании. Время рассмотрения документов по основным государственным инстанциям составляет 30 дней в каждой из них.

На данном сайте в разделе сдачи документов обозначены нормативные сроки получения ответов.

Чтобы сократить время рассмотрения документов, можно лично посетить нужные организации. В определенных случаях может потребоваться обратиться сразу в несколько инстанций или несколько раз.

Если речь идет о регистрации крупной компании, это значительно сократит время оформления. При наличии свободных средств можно обратиться за помощью к посредникам, решение всех вопросов они возьмут на себя.

Работающие на государственном уровне организации не берут плату за получение лицензии, потребуется просто оплатить госпошлину . Ее размер устанавливается строго индивидуально и полностью соответствует законодательству федерального или регионального уровня.

Оформление и получение лицензии под ключ может стоить намного дороже, стоимость лицензии может достигать десятка тысяч рублей. При этом можно сэкономить большое количество времени и нервов.

Возить пассажиров без наличия на руках специального разрешения невыгодно, а также крайне опасно, так как это подразумевает несоблюдение определенных правил безопасности.

Штраф за перевозку пассажиров без лицензии колеблется от юридического статуса и формы деятельности, которую осуществляет водитель:

  • частные водители – от 50 000 рублей;
  • индивидуальные предприниматели – от 100 000 рублей;
  • юридические лица – 400 000 рублей.

Если нарушителя поймают вторично, одновременно с назначением штрафа есть возможность столкнуться с конфискацией используемого транспортного средства. Данные санкции могут быть дополнены официальным штрафом за работу без официальной лицензии.

Если при этом наблюдается отсутствие регистрации индивидуального предпринимательства, фиксируется неправильная перевозка пассажиров, размер штрафа будет увеличен в несколько раз.

Если на руках будет соответствующая лицензия, но при этом будут не соблюдены основные правила по безопасности и комфорту перевозки пассажиров, штрафа и конфискации транспорта не избежать. Кроме того, всегда есть риск потерять лицензию.

В определенных случаях наличие лицензии на перевозку пассажиров не является обязательным. Это правило, в котором имеются свои исключения.

Итак, лицензия не нужна в следующих ситуациях:

  1. Работа, связанная с выполнением заказов на транспортных средствах – чартеры, обслуживание торжественных мероприятий. Данная деятельность осуществляется по письменному договору фрахтования.
  2. Перевозка пассажиров в количестве до 8 человек.
  3. Использование транспорта для нужд предприятия.

Частные лица, которые совершают коммерческие рейсы, должны получить простое разрешение, наличие лицензии здесь не обязательно.

Заключение

Изучив информацию в данной статье, можно понять, в каких случаях нужна лицензия на перевозку пассажиров и как ее получить.

В определенных случаях в получении лицензии может быть отказано. Причиной для этого может стать предоставление соискателем искаженной или недостоверной информации, также документ не будет выдан в случае несоответствия заявителя установленным требованиям.

Если лицензия была выдана, срок ее действия ничем не ограничивается . Контролирующий орган может просто забрать разрешение в случае нарушения требованиям.

Поделиться: