Правовое социальное государство и гражданское общество. Правовое социальное государство и гражданское общество и как инструмент управления государством»

Транскрипт

1 Б А К А Л А В Р И А Т Ф.И. Шарков, А.Н. Аверин Основы социального государства Рекомендовано Советом УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебника для обучающихся в высших учебных заведениях по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень «бакалавр») КНОРУС МОСКВА 2016

2 УДК 316.3/.4(075.8) ББК 60.56я73 Ш26 Рецензенты: А.М. Бабич, проф. РАНХиГС, д-р экон. наук, Н.А. Волгин, первый заместитель генерального директора Всероссийского центра уровня жизни, РАНХиГС, засл. деятель науки Российской Федерации, д-р экон. наук, проф. Шарков Ф.И. Ш26 Основы социального государства: учебник / Ф.И. Шарков, А.Н. Аверин. М. : КНОРУС, с. (Бакалавриат). ISBN DOI / Раскрывается отечественный и зарубежный опыт формирования и развития социального государства. Показаны сущность, модели, цели, принципы, функции, правовая и экономическая основа социального государства. Особое внимание уделено рассмотрению государственной и негосударственной социальной политики, ее субъектов и объектов, управления социальной сферой в социальном государстве. Соответствует ФГОС ВО 3+. Для студентов, обучающихся по образовательным программам академического и прикладного бакалавриата. Может быть полезен студентам, обучающимся по образовательным программам специалитета и магистратуры, слушателям программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также всем, кто интересуется проблемами формирования и развития социального государства, социальной политики и социальной сферы. УДК 316.3/.4(075.8) ББК 60.56я73 Шарков Феликс Изосимович Аверин Александр Николаевич основы социального государства Сертификат соответствия РОСС RU.АГ51.Н03820 от Изд Подписано в печать Формат 60 90/16. Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная. Усл. печ. л. 19,5. Уч.-изд. л. 17,3. Тираж 500 экз. ООО «Издательство «КноРус» , г. Москва, ул. Кедрова, д. 14, корп. 2. Тел.: Отпечатано в ПАО «Т8 Издательские Технологии» , г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42, корп. 5. Тел.: Шарков Ф.И., Аверин А.Н., 2016 ISBN ООО «Издательство «КноРус», 2016

3 Оглавление Предисловие... 6 Введение... 7 Раздел I СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Глава 1. Теоретико-методологические основы социального государства 1.1. Государство как социальный институт Понятие социального государства Социальное государство и гражданское общество Глава 2. Становление и развитие социального государства в зарубежных странах 2.1. Социальная ориентация государств в европейских странах Развитие социального государства в странах СНГ Глава 3. Модели, цели, принципы и функции социального государства 3.1. Модели социального государства Цели и приоритеты социального государства Принципы социального государства Функции социального государства Глава 4. Правовая и экономическая основа социального государства 4.1. Правовая основа функционирования социального государства Конституционная основа социального государства... 68

4 4.3. Экономическая основа создания и развития социального государства Взаимосвязь социального государства и социальной рыночной экономики Раздел II СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА В СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ Глава 5. Социальная политика в социальном государстве 5.1. Содержание социальной политики социального государства Модели социальной политики социального государства Цели и средства социальной политики социального государства Функции социальной политики социального государства Принципы социальной политики социального государства Приоритетные направления социальной политики социального государства Взаимосвязь социальной, семейной, демографической и миграционной политики социального государства Глава 6. Объекты и субъекты социальной политики социального государства 6.1. Объекты социальной политики социального государства Федеральные органы государственной власти субъекты социальной политики социального государства Региональные органы государственной власти субъекты социальной политики социального государства Коммуникация субъектов и объектов социальной политики социального государства Глава 7. Муниципальная социальная политика в социальном государстве 7.1. Субъекты муниципальной социальной политики в социальном государстве Зарубежный опыт решения социальных вопросов органами местного самоуправления

5 Оглавление 5 Глава 8. Негосударственная социальная политика в социальном государстве 8.1. Общественные объединения как субъекты социальной политики в социальном государстве Социально ориентированные некоммерческие организации субъекты социальной политики в социальном государстве Социальная политика в организации в социальном государстве Социальное предпринимательство в социальном государстве Социальное партнерство в социальном государстве Глава 9. Управление социальной сферой общества в социальном государстве 9.1. Особенности управления социальной сферой общества в социальном государстве Направленность социономики на изучение социального государства, социальной политики и социальной сферы общества Заключение Основные термины и понятия Литература Авторы: А.Н. Аверин предисловие, параграфы 4.2, 4.4; главы 5, 6, 7, 8, Ф.И. Шарков введение, параграфы 4.1, 4.3, главы 1, 2, 3, 9, заключение.

6 Предисловие Предметом изучения учебной дисциплины «Основы социального государства» является социальное государство, социальная политика и управление социальной сферой общества. Учебник познакомит студентов с современными концепциями социального государства и основными концепциями социальной структуры; теоретическими, нормативно-правовыми основами социальной политики и особенностями социальной политики российского государства. Студентам необходимо получить знания о социальных процессах и явлениях, социальных стандартах, регламентирующих приоритетные направления социальной политики, призванной удовлетворить человеческие потребности в достойной жизни и позволяющей реализовать личностный потенциал гражданина в профессиональной сфере. Кроме того, студенты должны овладеть способностью оценки качества социальных проектов, методами анализа социальных процессов и явлений, понятийным аппаратом, способами самостоятельной работы с нормативными правовыми актами и литературой. Федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования учебная дисциплина «Основы социального государства» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла по следующим направлениям подготовки бакалавров: Социальная работа, Сервис, Туризм, Гостиничное дело. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования магистратуры по направлению подготовки Социальная работа предусматривает изучение в базовой (общепрофессиональной части) профессионального цикла изучение учебной дисциплины «Концептуальные основы современного социального государства и социальное право». Учебник состоит из двух разделов, девяти глав, 33 параграфов, списка рекомендуемой литературы, определения терминов и понятий. В первом разделе рассматривается сущность социального государства, во втором реализация государственной и негосударственной социальной политики, управление социальной сферой в социальном государстве. В параграфах указаны ключевые слова, сформулированы вопросы и задания.

7 Введение Россия провозгласила себя социальным государством. Включению в Конституцию Российской Федерации этой нормы предшествовала работа многих ученых и специалистов, предлагавших различные модели государственного устройства. В мае 1993 года ученые Академии труда и социальных отношений внесли рекомендации в Конституционное собрание, предложив формулу «Россия социальное государство». Это предложение было поддержано депутатами, делегатами от профсоюзов, учеными Российской академии наук, специалистами и экспертами органов исполнительной власти и Администрацией Президента Российской Федерации и вошло в проект конституции в качестве ее 7-й статьи, а после референдума стало конституционной нормой Основного закона нашей страны. Правовая норма Конституции РФ о том, что Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, служит основой для осуществления активных, последовательных и целенаправленных действий по формированию в нашей стране подлинно социального государства. Однако лишь провозглашение России социальным государством автоматически не приводит к реальным изменениям на пути строительства социального государства. Формирование социального государства в постсоветской России находится в самом начале теоретической и практической разработки. Научных исследований, связанных с этими проблемами, еще недостаточно. Проведенные Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Академией труда и социальных отношений научно-практические конференции и семинары, заседания круглых столов совместно с руководителями государственных органов, профсоюзов, Союзов промышленников и предпринимателей

8 8 Введение различного уровня, ведущими учеными академических учреждений и вузов страны дали новый импульс научным исследованиям проблем социального государства, лишили почвы имевшим место различным попыткам ревизовать конституционный принцип устройства российского государства. Для становления, развития и укрепления социального государства требуется теоретическая разработка концептуальных основ формирования целостной, комплексной программы мер по их реализации и последовательная целенаправленная работа всех ветвей и уровней государственной власти и местного самоуправления, действия общественных объединений и других субъектов гражданского общества, осуществляющих социальные программы. Нужно систематически и всестороннее информировать граждан о базовых понятиях социального государства, социальной политики, деятельности соответствующих органов власти, всей совокупности своих социальных прав и обязанностей. Требует дальнейшей разработки сама категория «социальное государство», необходимо развивать правовую базу, механизмы, практику функционирования по утверждению конституционных основ. Такая форма государственного устройства призвана в наиболее полной мере обеспечить права и жизненные интересы всех категорий российских граждан. На основе осмысления крупных перемен, которые происходят в нашей стране в сфере социальных отношений, в этом учебнике сделаны обобщения, которые будут содействовать решению проблем становления и развития правовой и научной базы, механизмов, культуры и практики функционирования социального государства, обеспечения его кадрами новой формации, а читателям помогут сделать свои собственные выводы. Современному социальному государству свойственно не только закрепление соответствующего принципа в Конституции РФ, но и наличие эффективной социальной политики, эффективной социальной рыночной экономики, обеспечивающих занятость, достойную заработную плату; развитое социальное страхование; поддержку семьи, материнства и детства, заботу о престарелых, молодежи и многое др. В современных условиях российское население особенно волнуют такие проблемы, как низкая заработная плата и задолженность по ее выплате, дальнейший рост цен и тарифов, падение жизненного уровня, слабая защищенность ветеранов, женщин, реальная угроза остаться без работы, недоступность для большинства молодых людей хорошего профессионального образования, качественного медицинского обслуживания, сложности в получении жилья, отсутствие должных условий для развития духовной сферы, приемлемых условий отдыха и ряд других социальных проблем. Такое состояние социальной сфе-

9 Введение 9 ры на современном этапе развития требует активизации социальной политики. Современное социальное государство должно сочетать в себе принципы и функции правового государства, либеральной и политической демократии, гармонизации интересов всех субъектов общественной жизни, включая различные элементы рыночных отношений и в целом необходимость установления социального характера государства, которые вместе, в конечном счете, позволят превратить государства, даже пока еще недостаточно богатые, в подлинно социальные государства, не только провозглашающие свои намерения, но и реально на практике реализующие их основные функции. Государство, объявившее себя социальным, должно: опираться на господство права и обеспечивать прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека; создавать гражданам возможность свободно реализовывать трудовой и интеллектуальный потенциал для того, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие; осуществлять при любых системных и структурных преобразованиях сильную и последовательную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в человека, на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения; реализовывать меры, обеспечивающие укрепление семьи основной ячейки общества, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций; создавать благоприятные условия для реального участия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти. Посредством соблюдения свобод и прав граждан социальное государство одновременно выражает цель, присущую обществу, регламентирует методы, которые общество считает допустимыми, и создает средства для реализации цели, представленные в виде системы постоянно развивающихся производительных сил (в том числе и самого человека) и системы соответствующих им производственных и социальных отношений. Социальное государство определяет приоритеты в реализации установленных принципов исходя из степени остроты важнейших социально-экономических и политических проблем с учетом сложившейся исторической ситуации и значительных противоречий, разрешение

10 10 Введение которых будет способствовать упорядочению взаимоотношений между государством и гражданским обществом. Учебник призван помочь студентам, слушателям, аспирантам, изучающим эти проблемы, познакомить читателей с особенностями, сущностью, принципами, целями, методами деятельности социального государства и оказать практическую помощь тем, кого беспокоит сложившаяся ситуация и кто обеспечивает реализацию положений Конституции РФ, провозгласившей Российскую Федерацию социальным государством.

11 Заключение Социальное государство является главным инструментом, обеспечивающим социальное взаимодействие институтов государства и гражданского общества. Оно формирует правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей и обеспечивает максимальное соответствие между естественными правами и обязанностями членов общества и их материальным вознаграждением. Тем самым социальное государство создает в обществе наиболее благоприятный социальный климат. Социальным является такое государство, которое проводит сильную социальную политику, что обеспечивается развитием социального рыночного хозяйства, направленного на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание своевременных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и социального обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения. Основные практические меры по реализации принципов социального государства включают в себя охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие организаций социального обслуживания, социально ориентированных некоммерческих организаций, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. По-настоящему социальным современное государство становится при установлении равновесия сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Разделение функций и сфер деятельности между государством и гражданским обществом является важнейшей характеристикой демократической

12 296 Заключение социально-политической системы. Гражданское общество выступает совокупным представителем разнообразных частных и общественных объединений, имеющих собственные, не зависимые от государства источники существования. Обобщая различные подходы к пониманию содержания понятия «гражданское общество», можно выделить три его основных значения: гражданское общество есть важнейший критерий цивилизованного общества; гражданское общество это свободное политическое объединение, сообщество равноправных граждан, основанное на законе и справедливости; гражданское общество образует собой область взаимодействия и реализации индивидуальных, корпоративных и групповых целей. Гражданское общество предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Социальное государство, напротив, представляет собой пространство строго регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов. Вместе с тем социальное государство и гражданское общество тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. В социальном государстве во всех сферах жизнедеятельности людей приоритетным является решение социальных проблем. Основная цель социального государства максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания. Достижению этой цели способствует повышение эффективности процесса создания жизненных благ, что позволяет обществу получать высокий национальный доход условие для обеспечения удовлетворения материальных потребностей. Социальное государство отвергает любые формы достижения цели, нарушающие права других граждан, сообществ, государств. Идея современного российского социального государства с ориентацией на развитие человека, создание ему достойных условий жизни основана на принципах Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в которой подчеркивается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве, и каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого-либо различия. Экономические, социальные и культурные права, включая право на социальное обеспечение, на труд и свободный выбор работы, на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния, на образование и на участие в культурной жизни

13 Заключение 297 и т.д., отмеченные в ст. 6 Декларации, находятся в основе системы прав и гарантий, провозглашающих Россию социальным государством. Практическая деятельность субъектов социальной политики по установлению конституционных принципов социального государства направляется на реализацию следующих основных прав и свобод гражданина: право на свободу человека; право на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы каждый гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие; гарантии в проведении государством сильной, последовательной социальной политики, ориентированной на максимально возможные инвестиции «в человека», достижение высоких жизненных стандартов большинством граждан, адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения; гарантии создания благоприятных условий для реального участия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти; права и гарантии, признающие и реализующие систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых отношений; гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен иметь определенную социальную нагрузку; права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и прежде всего молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

14 Литература Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие. М. : Дашков и К, Аверин А.Н. Социальная политика. Теория и практика. М. : Издательство РАГС, Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. М. : Вече, Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: учебник. М. : Дашков и К, Гвишиани Д.М. Избранные труды по философии, социологии и системному анализу / под ред. Ю.С. Попкова, В.Н. Садовского, А.А. Соитова. М. : Канон+ ; Реабилитация, Гриценко Н.Н. [и др.] Основы социального государства: учебник / Н.Н. Гриценко, Н.А. Волгин, Ю.Н. Попов, Ф.И. Шарков, А.А. Шулус. М. : Изд-во АТиСО, Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Охотский Е.В., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И. Основы социального государства: учебник для вузов. М.: Издательский дом АТиСО, Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Основы социального государства: учебник для вузов. М. : Социальные отношения, Денисова И.П., Клиновенко Л.Р. Социальная политика: учебник. Ростов н/д: Феникс, Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Основы социальной экономики. М. : Экономика, Концепция социального государства Российской Федерации: сборник. М. : Изд-во АТиСО, Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: учеб. пособие. М. : ИД ГУ ВШЭ, Социальная политика в муниципальных образованиях: учебник / под общ. ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова, С.В. Калашникова. М. : Альфа-Пресс, 2006.

15 Литература 311 Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / под ред. П. Романова и Е. Ярской-Смирновой. М. : Вариант; ЦСПГИ, Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н.А. Волгина. М. : Экзамен, Социальная политика: энциклопедия / под ред. Н.А. Волгина, Т.С. Сулимовой. М. : Альфа-Пресс, Социальное государство: краткий словарь-справочник / ред кол.: Н.Н. Гриценко (рук.), Г.А. Николаев (зам. рук.), Ф.И. Шарков (зам. рук.), Е.Ф. Губский, А.А. Кубарев, В.Г. Смольков. М. : Изд-во АТиСО, Шарков Ф.И. Основы региональной социальной политики: учеб. пособие. М. : Изд-во АТиСО, Шарков Ф.И. Основы социального государства: учебник. М. : Дашков и К, Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие. М. : Дашков и К, 2006.


Тема 6 Социальная политика Государственная политика в социальной сфере, ее сущность и принципы Классификация социальной политики Основные направления социальной политики Задачи социальной политики Инструменты

Б А К А Л А В Р И А Т Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Рекомендовано Советом УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся

Б А К А Л А В Р И А Т ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Под редакцией доктора экономических наук, профессора И. Е. Рисина Рекомендовано Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента

Б А К А л А В р И А Т И. Г. Давыденко В. А. Алешин А. И. Зотова Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения по образованию

А. Н. Широков С. Н. Юркова Муниципальное управление Допущено Советом УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности «Государственное и муниципальное управление» УДК 352(075.8)

Б А К А Л А В Р И А Т Ю.А. Дмитриев Л. П. Васильева Региональная экономика Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебника для студентов,

Под редакцией доктора экономических наук, профессора Э.А. Арустамова Рекомендовано УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений КНОРУС МОСКВА 2013

Б А К А Л А В Р И А Т Н.В. Лясников, М.Н. Дудин, Е.В. ЧЕКАНОВ ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА Допущено УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

М.А. Гончаров ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА И КОНСАЛТИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для слушателей системы дополнительного педагогического

Б А К А Л А В Р И А Т Н.И. Кабушкин Допущено УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» КНОРУС МОСКВА

Допущено УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» Второе издание, стереотипное КНОРУС

Б А К А Л А В Р И А Т А.А. Васильев СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Второе издание, исправленное и дополненное Допущено УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших

Для бакалавров Т.М. Рогуленко, С.В. Пономарёва Теория бухгалтерского учета Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования», ГОУ ВПО «Государственный университет

Б А К А Л А В Р И А Т и М А Г И С Т Р А Т У Р А Т.В. МИРГОРОДСКАЯ Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия

Б А К А Л А В Р И А Т УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Под научной редакцией д-ра экон. наук, проф. Ю. Г. Одегова и канд. экон. наук, проф. В. В. Лукашевича учебник КНОРУС МОСКВА 2017 УДК 65.0(075.8)

Б А К А Л А В Р И А Т Под редакцией профессора В.В. Мищенко Допущено УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия по дисциплине регионального компонента для студентов высших

Б А К А Л А В Р И А Т В.Г. Велединский спортивнооздоровительный сервис Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлениям

Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченкова УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Рекомендовано Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности «Менеджмент организации»

Институт государства и права Российской академии наук Саратовский филиал ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.В. Малько Рекомендовано УМО в качестве учебного

Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова Государственное регулирование национальной экономики Рекомендовано Учебно методическим центром «Классический учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных

Б А К А Л А В Р И А Т ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Под редакцией профессора Т.М. Ковалёвой Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области экономики и экономической теории в качестве учебника для студентов

Б А К А Л А В Р И А Т Н.И. Конюкова ОПЛАТА ТРУДА ПЕРСОНАЛА Рекомендовано ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

М.Б. Смоленский, С.В. Рыбак Конституционное (государственное) право зарубежных стран Учебник КНОРУС МОСКВА 2013 УДК 342(1-87)(075.8) ББК 67.400(3)я73 С51 Рецензенты: Л.В. Акопов, д р юрид. наук, проф.,

Б А К А Л А В Р И А Т А.И. Рофе Экономика труда Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области национальной экономики и экономики труда в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

СОВРЕМЕННЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ Под редакцией доктора экономических наук, профессора С.С. Носовой Учебное пособие для бакалавров и магистрантов КНОРУС МОСКВА 2017 УДК 330(470+571)(075.8)

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В. П. Суйц Аудит Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебника для студентов среднего профессионального образования, обучающихся

Направление 100400 (43.03.02) Туризм Профиль подготовки: Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная

Б А К А Л А В Р И А Т Учебное пособие Второе издание, стереотипное КНОРУС МОСКВА 2013 УДК 35(075.8) ББК 66.033.141.3я73 А68 Анненков В.И. А68 Государственная служба: организация управленческой деятельности

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Э.А. АРУСТАМОВ, Р.С. АНДРЕЕВА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Рекомендовано ГОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебника для студентов среднего

Б А К А Л А В Р И А Т А. И. Рофе Экономика труда Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области национальной экономики и экономики труда в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по

Б А К А Л А В Р И А Т ФИНАНСЫ под редакцией Е.В. Маркиной Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению

Л.А. Горшкова, М.В. Горбунова Основы управления организацией Практикум с использованием активных методов обучения Под редакцией доктора экономических наук Л.А. Горшковой Рекомендовано Советом Учебно-методического

Б А К А Л А В Р И А Т СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Допущено Советом УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности «Менеджмент организации» УДК 65.0(075.8) ББК 65.290.2я73

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В.П. ГАЛАГАНОВ Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для студентов образовательных учреждений

О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов,

Лист 1 из 15 Лист 2 из 15 Вариант1. Тестовые задания 1. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом а) эволюционного развития общественных отношений; б) революционных

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Под редакцией И.П. Скворцова Допущено УМО по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

Б А К А Л А В Р И А Т Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова В.В. Козлов, Ю.Г. Одегов, В.Н. Сидорова Организационная культура Под редакцией доктора экономических наук М.Н. Кулапова Рекомендовано

Б А К А Л А В Р И А Т Иностранные инвестиции Под редакцией доктора экономических наук, профессора А.П. Косинцева Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве

Б А К А Л А В Р И А Т Г.А. Юдина, М.Н. Черных ОСНОВы аудита Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Н.М. ДЕМИДОВ, А.В. СОЛОДИЛОВ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ А.Я. кибанов Управление персоналом Допущено Минобрнауки России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования,

А.А. Городилов, А.В. Куликов, А.Г. МнацАКАнян ПРАВОВЕДЕНИЕ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям

О.Н. Беленов, А.А. Анучин КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН И РЕГИОНОВ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по

Н.С. ЧЕРНЕЦОВА, В.А. СКВОРЦОВА, И.Е. МЕДУШЕВСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области экономики и экономической теории в качестве учебного пособия для

О.В. Каурова, А.Н. Малолетко БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Рекомендовано УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма в качестве учебника

Лист 2 из 8 Примерная тематика типовых контрольных заданий (контрольные точки): 1-я контрольная точка Примеры ситуационных задач: Задача 1. 1. Возникновение в обществе социального государства является

C.C. Носова МИкроэкономика Конспект лекций Учебное пособие КНОРУС МОСКВА 2016 УДК 330(075.8) ББК 65.012.1я73 Н84 Рецензенты: В.И. Новичков, засл. деятель науки РФ, д-р экон. наук, проф. РГСУ, А.К. Сапор,

Б А К А Л А В Р И А Т В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко, Е.Ю. Шацкая теория организации Рекомендовано Советом УМО по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности «Менеджмент организации»

Д.П. СТРИГУНОВА Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса Допущено Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по дисциплине специализации

С.А. Шапиро организационное ПОведение Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСНОВЫ ПРАВА Под общей редакцией профессора М.Б. Смоленского Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов

Б А К А Л А В Р И А Т ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ) Под редакцией И.Ю. Беляевой, О.В. Паниной Рекомендовано

БАКАЛАВРИАТ и магистратура Э.С. Хазанович, А.В. Моисеев Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям

В.Д. СЕКЕРИН ЛОГИСТИКА Учебное пособие Допущено УМО по образованию в области коммерции в качестве дополнительной литературы для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080301 «Коммерция

Б А К А Л А В Р И А Т М.А. Эскиндаров, И.Ю. Беляева, А.Ю. Жданов, М.М. Пухова ТЕОРИЯ слияний И ПОГЛОЩЕНИЙ (В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ) Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики

Б А К А Л А В Р И А Т ФИНАНСЫ, ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ Под редакцией Т.М. Ковалевой Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебника для студентов,

Б А К А Л А В Р И А Т Р.Г. ОЛЬХОВА БАНКОВСКОЕ ДЕЛО: УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ БАНКЕ Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов,

Б А К А Л А В Р И А Т С.Г. Капканщиков ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Рекомендовано Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности «Государственное

Кредитование как важнейший фактор развития малого бизнеса в России Под редакцией Н.Э. Со к о л и н с к о й и Л.М. Ку п р и я н о в о й Монография УДК 336.7 ББК 65.262.24 К79 К79 Рецензенты: Усманова Т.Х.,

А.Ю. Александрова МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «География» Второе

Б А К А Л А В Р И А Т КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ Под редакцией доктора экономических наук, профессора Н.В. Липчиу Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики

В.Ф. Тарасова М.В. Владыка Т.В. Сапрыкина Л.Н. Семыкина НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Под общей редакцией В.Ф. Тарасовой Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве

Проблема гражданского общества и его соотношения с государством для политической теории не является новой. Она рассматривалась классиками политической мысли в прошлые столетия. Термин «гражданское общество» использовался Гоббсом и Локком, Монтескье, Руссо и другими. К нему обращались все те, кто был сторонником договорного происхождения государства, «естественного права». Однако классики отождествляли гражданское общество с политическим. Вступление в гражданское общество, по Локку, означало образование государства. Гражданское общество для него - это политическое общество. Физиократы (Кэне, Мирабо и другие) уже различали общество и государство, считая первое естественным состоянием существования людей (экономической организацией), а второе - (государство), возникшим на определенной ступени исторического развития общества и зависимым от воли и действия людей. Они утверждали, что государственная власть должна создавать все условия для свободы экономической конкуренции и правильного функционирования общества. Но она не имеет права вмешиваться во взаимоотношения экономических субъектов15.

Гегель предпринял попытку философского осмысления различия между гражданским обществом и государством. Область действия государства, по Гегелю, - общие интересы, а гражданского общества - сфера частных интересов.

Проблема соотношения гражданского общества и государства достаточно широко рассматривалась К. Марксом в работах, относящихся к 40-м и более поздним годам XIX в.

Прав проф. В. Зотов, критикуя ошибочное представление, что будто бы термин «гражданское общество» встречается лишь в ранних работах классиков марксизма10. Согласно предметному указателю ко второму изданию сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса термин «гражданское общество» в его разных смысловых аспектах обсуждается в более чем двадцати томах, на сотнях страниц. К сожалению, в советской литературе он на протяжении десятилетий был предан забвению.

Для теоретиков марксизма рассмотрение проблемы соотношения государства и гражданского общества, критика ими позиции Гегеля и младогегельянцев по этому вопросу имела целью обоснование материалистической концепции истории. Термин «гражданское общество» в немецком тексте - «burgerli-che Gesellschaft» - означает «буржуазное общество». Так он в основном и звучит в работах классиков. Однако авторы (в частности, в «Немецкой идеологии») отмечали, что «тем же именем всегда обозначалась развивающаяся непосредственно из производства и общения организация, которая во все времена образует базис государства и всякой иной... надстройки»17.

Соответственно сами классики также в некоторых работах под гражданским обществом понимали «определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов», а его официальным выражением считали «определенный политический строй»18.

Следует, однако, иметь в виду, что в большинстве случаев в марксистских текстах гражданское общество сводится к совокупности всех материальных (экономических отношений) - к сфере материальной жизни.

Чем объясняется тот факт, что понятие гражданского общества в наши дни возвращается на страницы достаточно широкой печати? Французский политолог Доминик Кола пишет, что, начиная с 70-х гг. нашего столетия, ни один термин не пользовался большей популярностью, чем «гражданское общество»: перекочевывая из научных публикаций к газетным страницам, он и теперь остается предметом нескончаемых дискуссий»19. И автор, судя по российской прессе, безусловно прав.

В отличие от марксистских текстов, в настоящее время данная проблема рассматривается в контексте обеспечения дальнейшего развития активности индивидов в обществе, возможностей расширения и углубления его демократизации и вместе с тем ограничения функций государства и усиления контроля за его деятельностью со стороны общества.

В современной литературе понятие «гражданское общество» трактуется неоднозначно. И все же чаще всего его содержание включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, т. е. экономических, социальных, в том числе национальных, духовно-нравственных, религиозных и т. д., составляющих жизненную основу политической системы, государства.

Встречаются также определения менее общего характера. «Гражданское общество, - считает французский политолог Ж. Керманн, - слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства»20. Еще в более суженном объеме определяет рассматриваемое понятие А. Мигранян: «Гражданское общество - это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти»21.

Несмотря на очевидное значение отмеченного ас пекта, определение гражданского общества нельзя сводить только к нему. А такое имеет место в публи цистических выступлениях, когда утверждается, что будто бы в СССР не было гражданского общества, а существовало только тоталитарное государство. Гражданское общество - объективная реальность. «Это совокупность «естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов... призванных обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов»22. Его не может ни поглотить, ни ликвидировать какой-либо политический режим. Другой вопрос, каков уровень развития данного гражданского общества, какие общественные связи и отношения на том или ином этапе составляют его содержание, насколько реализована или не реализована способность членов общества к творческому труду, самоуправлению, каково отношение между публичной властью и индивидуальной свободой и т. д. Государственная власть может деформировать гражданское общество, сковать процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию й самостоятельность индивидов и социальных групп. Но не в ее силах ликвидировать материальную и духовную жизнь людей, насильственно упразднить социальные группы, основополагающие формы организации человеческой жизни, духовной культуры, наконец, присущую социальным объектам активность. Утверждать противоположное - значит соглашаться с идеалистической догмой о всесилии политики, государства.

Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько концептуальных положений о соотношении гражданского общества и государства.

Первое. Понятие «гражданское Общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни - с другой.

Третье. Гражданское общество - первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт - эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках господства более развитых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну поли-тических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.

Четвертое. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же - сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества23.

Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом.

Пятое. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством24.

Объективный подход в анализе социально-политической жизни требует преодоления укоренявшейся долгое время в общественном сознании ложной идеи о полном отождествлении государства и общества. Такое представление исключало саму постановку проблемы об их соотношении и взаимодействии, по сути отвергало принципиальное признание приоритета гражданского общества над государством. В контексте догматизированного тезиса о первенстве политики над экономикой обществознание и политическая практика, невольно возвращались к идеалистической гегелевской формуле о государстве как определяющем элементе по отношению к гражданскому обществу.

Безоговорочное отождествление государства с обществом в деятельности руководящих субъектов в нашей стране поначалу в значительной степени объяснялось недостаточной развитостью экономических, социальных и духовных сфер жизни для утверждения нового общественного строя. А затем сознательно насаждалось в качестве условия закрепления авторитарно-бюрократической системы. Теперь предстоит «осуществление очередной инверсии в отношениях между государством и обществом, что соответствовало бы требованиям политической теории марксизма»25

Закрывает путь для адекватного понимания проблемы соотношения гражданского общества и государства нарождающийся новый, так сказать, демократический стереотип мышления. Становление гражданского общества рассматривается частью публицистов и даже политиков в ракурсе метафизического противопоставления политической системе, вплоть до отрицания регулирующей и организующей роли государства. Призывы к полному разгосударствлению экономики и общественной жизни, отказ от необходимости утверждения в нашей стране регулируемого (а не стихийного) рынка, расцвет правового нигилизма, падение дисциплины и порядка, оживление интереса к анархизму - это и многое другое подтверждает сказанное.

Мировой опыт свидетельствует, что становление и развитие гражданского общества и реформирование политической системы, как и обратное, - их стагнация, - всегда взаимосвязанные процессы. Опыт нашей страны в этом отношении - не исключение. В первые мирные годы после Октября были сделаны немалые шаги в направлении утверждения элементов гражданского общества, что вытекало из нэпа. Вводились впервые в мире многие демократические формы жизни, которые затем получили развитие в других странах: право на труд, рабочий контроль, равноправие наций и народностей, доступ всех слоев населения к образованию, народное здравоохранение и т. д. Формировался принципиально новый тип политической системы, в основе которой должны были быть Советы как органы народовластия. К сожалению, к концу 20-х гг. эти процессы стали быстро свертываться. Вместо прогресса наступила длительная стагнация и гражданского общества и политической системы. Вопреки объективности в официальной пропаганде это состояние было обозначено понятием «социально-политическое единство общества», исключающим какие-то бы ни было противоречия как источник жизненности и развития.

Преодоление окаменелого, насильственно утверждаемого «единства» и замена его подлинным, живым единством членов общества, социальных групп и институтов - в этом смысл стратегии демократизации России. Реформа политической системы, становление правового государства - необходимое условие и важнейшая сторона обновленческого процесса.

Принципиальное значение для понимания нынешних проблем имеют вопросы: о содержании процесса становления гражданского общества и о базисных элементах этого процесса. Отрицая как некорректный тезис о «поглощении» авторитарно-бюрократической системой гражданского общества, следовало бы говорить о становлении его в смысле: а) формирования и развития новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими реальной социальной структуры общества; б) становления адекватной этой структуре системы реальных интересов, скрепляющих индивидов, социальные группы и слои в единую общность; в) возникновения разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, самодеятельных организаций, общественно-политических движений, составляющих главные институты гражданского общества и среду для раскрытия творческой активности людей труда; г) обновления взаимоотношений между всеми социальными группами, общностями (классовыми, национальными, региональными, профессиональными, половозрастными и др.); д) создания материальных социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности; е) формирования и развертывания механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма, во всех его ячейках.

Многие авторы настойчиво проводят мысль: базисом гражданского общества может быть только частная собственность на средства производства. Будто бы лишь она питает, силу гражданского сообщества, способную уравновесить силу политической власти. Только частная собственность служит основой автономии гражданского общества. По существу, утверждают сторонники данной точки зрения, гражданское общество есть общество «приватных интересов и дел, где каждому чего-то принадлежит и каждый имеет право на собственное дело». Это общество, «в котором люди связаны между собой как независимые друг от друга индивиды - самостоятельные собственники и хозяева своего частного дела»20.

К многочисленным известным аргументам критики частной собственности добавлю следующее. Пока историей не доказано, что общественная собственность и коллективный труд не могут связывать людей в единое сообщество. Кризис монополии государственной собственности в ряде социалистических стран не означает исторического краха общественной собственности как таковой. И напротив, многократно подтвержден известный тезис социалистов: частная собственность людей разобщает, делает их антагонистами. В современных развитых капиталистических странах сложились разнообразные экономические и социальные механизмы нейтрализации негативных социальных последствий господства частной собственности. Да и она в значительной степени преобразована и дополняется мощным сектором коллективной собственности.

Замечу, что некоторые западные теоретики, которых никак не упрекнешь в социалистических симпатиях, отмечают негативное влияние частной собственности, рыночных отношений на институты гражданского общества. Известный американский политолог И. Шапиро отмечает, что «новаторская динамика» капитализма «есть в то же время динамика, преобразующая все, с чем он соприкасается. Политику, семью, жизнь, даже религиозную практику - все это чем далее, тем более неумолимо подчиняет своим требованиям и переделывает по своему образцу и подобию мотив прибыли». В Соединенных Штатах политика и религия вращаются - развращаются вокруг стремления делать деньги27. Тем самым институты гражданского общества, подчеркивает И. Шапиро, взаимно подрывают друг друга, создавая социальный ландшафт, не способствующий, а препятствующий демократии.

Думается, вернее признать, что в баЗис российского гражданского общества следует включать все существующие формы собственности. Это будет способствовать гармонизации его институтов. Причем надо подчеркнуть, что сама по себе любая форма собственности не создает еще достаточных условий ни для автономии граждан, ни для их свободной собственности и объединения в самоуправляемые ассоциации. Базисом является вся совокупность экономических отношений, весь строй экономики. А критерием функционирования гражданского общества выступает порожденная им система разнообразных социальных интересов, скрепляющих индивидов и группы в жизнестойкую общность.

Историческая практика выявила неразрывную связь гражданского общества с правовым государством, доказала необходимость политического оформления в виде правового государства, которая реализуется в борьбе определенных социальных сил.

А. Грамши в «Тюремных тетрадях» показал один из узловых моментов этого исторического процесса, происходившего в Италии, - становление разделения властей. Он отмечал, что разделение властей и вся дискуссия, связанная с его осуществлением, а также юридическая догматика, порожденная им, являлась результатом борьбы между гражданским и политическим обществом38.

Эта борьба происходила в условиях неустойчивого равновесия между классами и слоями, одни из которых еще сохраняли тесную связь со старыми господствующими классами, а другие, в основном народные массы, были враждебны по отношению к ним и олицетворявшим их политическим институтам. Борьба выливалась в конфликт между церковью, претендовавшей представлять гражданское общество в целом (хотя она была лишь одним, относительно менее важным, его элементом), и государством, становящимся светским. Она отражалась в идеологии политического и экономического либерализма, обосновывавшей необходимость разделения властей.- важнейшего признака правового государства.

Современная политическая картина мира также наполнена очагами борьбы гражданского общества и государства. Ибо процесс демократизации общества и утверждения правового государства, где господствует право, - это всемирный процесс. А палитра форм политической жизни многочисленных народов мира включает различные виды режимов - от демократического до тоталитарного и форм государственного устройства - от конфедерации до унитарного государства. Вполне понятно, что и степень развитости элементов правового государства и горизонты развертывания гражданского общества, его институтов неодинаковы при различных политических структурах. Поэтому когда речь идет о правовом государстве как модели современного общества, имеется в виду абстракция, характеризующая некую норму (идеал) развитого политического общества на современном этапе мировой истории.

Диалектика взаимодействия гражданского общества и государства находит выражение в обоюдных прогрессивных изменениях. Одним из существенных результатов таких изменений стало формирование социального правового государства в развитых капиталистических странах. В его функции входит обеспечение удовлетворения важнейших социальных потребностей широких масс населения: организация здравоохранения, образование. Конечно, и такое государство имеет свои негативные черты, за что его подвергают критике неоконсерваторы. Оно, безусловно, не потеряло своего классового характера. Интересы экономически господствующих групп социальное государство выражало и выражает. Тем не менее факт качественного изменения налицо. И одной из причин его явилась борьба широких масс за улучшение своей жизни, то есть процессы, происходящие в сфере гражданского общества.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный технический университет»

Р.В. КОСОВ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Утверждено Учёным советом университета в качестве учебного пособия

для студентов 1, 2 курсов по направлениям подготовки бакалавриата

Тамбов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

УДК 340.12(075.8) ББК Х404.014я73

Рецензенты:

Доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

В. В. Никулин

Кандидат исторических наук, доцент, заведующий отделением социальной работы и социальной педагогики Академии социальных и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «ТГУ им. Г.Р. Державина»

О. Г. Шадский

Косов, Р.В.

К715 Основы социального государства: учебное пособие / Р.В. Косов. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 80 с. – 150 экз.

ISBN 978-5-8265-1048-3

Рассмотрены общетеоретические вопросы, связанные с определением понятия, сущности, функций государства; с изучением теории и практики социального государства; характеристикой современного российского социального законодательства, его эффективностью, динамикой развития. Содержатся выдержки из действующих нормативных актов, вопросы для обсуждения, рекомендуемая литература по каждой теме.

Предназначено для студентов 1, 2 курсов по направлениям подготовки бакалавриата, а также для всех, кто интересуется проблемами формирования и развития социального государства.

ВВЕДЕНИЕ

В современном государстве всё большую значимость приобретают цели и задачи, связанные с решением социальных вопросов. Деятельность государственных органов по социальной защите и обеспечению населения составляет функциональное содержание социальной политики современного государства.

Также концепция социального государства имеет важное методологическое значение для всех отраслей гуманитарного знания, в той или иной степени затрагивающих проблемы государства и права. Как учебная дисциплина, «Основы социального государства» относится к предметам, без изучения которых невозможно сформировать целостное представление о внутренней политике современного государства, понять его сущность, определить содержание и эффективность применения современного социального законодательства, выяснить особенности организации и функционирования как отдельных государственных органов, так и государственного механизма в целом. Изучение социальных функций государства и соответствующего законодательства необходимо для формирования знаний и профессиональных навыков в сфере юриспруденции, управления, социальной работы. Этим объясняется актуальность данного пособия.

Курс «Основы социального государства» включён в базовую часть федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата: «Сервис», «Социальная работа», «Туризм». В рамках вариативной части федеральных государственных стандартов «Основы социального государства» рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации для включения в основные образовательные программы высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата: «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент», «Международные отношения», «Социология», «Реклама и связи с общественностью», «Организация работы с молодёжью».

Тема 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Государственная власть как вид социальной власти. Понятие и признаки государства. Государство в системе социального регулирования. Сущность и назначение государства. Функции государства. Основные социальные функции государства. Проблема соотношения государства и права.

Власть в самом общем смысле можно определить в качестве возможности и способности осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Природа власти не зависит от её обеспечения. Власть обеспечивается различными средствами и способами: насилием, обманом, обещаниями, заключением договоров и сделок, богатством, авторитетом, шантажом и т.д.

Власть является стержнем социального взаимодействия, она появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для:

организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле;

регулирования взаимоотношений между людьми в обществе (организации социального пространства);

распределения социальных благ.

Специфической разновидностью является политическая власть – способность определённой социальной группы осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Главным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Доминирующая роль государственной власти также определяет её ведущую роль при распределении ресурсов в социальной сфере. В современном обществе основные инструменты системы социального регулирования создаются государством, либо контролируются им.

Государство разрабатывает концепцию решения насущных социальных проблем, определяет направления развития общества, формулирует задачи и цели социального развития и реализует их путём проведения активной социальной политики. Важнейшей функцией государства становится формирование необходимой социальной инфраструктуры. Совре-

менное государственное социальное регулирование направлено на смягчение социального неравенства. В настоящее время в развитых странах на социальные нужды тратится от одной четвери до половины валового внутреннего продукта (ВВП). Социальное регулирование осуществляется также многочисленными некоммерческими организациями, удовлетворяющими социальные нужды населения на разных уровнях (общенациональном, региональном, муниципальном). Это общественные группы, ассоциации, фонды, неправительственные организации. Как правило, такие субъекты тесно связаны с государством и решают задачи государственной социальной политики.

В системе социального регулирования заметное место занимает система социального партнёрства, позволяющая согласовывать интересы основных социальных партнёров. Субъектами социального регулирования наряду с государством, играющим роль арбитра, выступают профсоюзы, представляющие наёмных работников, профсоюзы и союзы предпринимателей, представляющие интересы предпринимателей. Агентами социального регулирования являются и частные корпорации, социальные расходы которых имеют тенденцию к быстрому росту. 1

В науке существует множество определений понятия «государство». Например, государство может быть определено как национальная либо многонациональная общность, образованная на определённой территории, где с помощью политической элиты поддерживается юридический порядок, включая право на законное применение насилия.

Учитывая данное определение, признаками государства являются: 1) политико-правовая связь населения и территории государства

обладает аппаратом управления, контролируемым политической элитой); 3) система налогов и сборов, необходимых для обеспечения функ-

ционирования государственного аппарата; 4) право, обеспечивающее легальность функционирования государ-

ственной системы управления и применения насилия; 5) обеспечение и контроль правотворческой деятельности (государ-

ство создаёт, либо контролирует систему законодательства); 6) монополия на официальное представительство всего общества в

международной сфере;

1 Экономический словарь / А.И. Архипов и др.; отв. ред. А.И. Архипов. –

Москва, 2010. – С. 554.

7) суверенитет (верховенство на своей территории и независимость

в международных отношениях);

8) государственные символы.

Изучение государства только на основе анализа его признаков представляется явно не достаточным. Познание содержательной стороны этого явления как в целом, так и в национальном контексте невозможно без характеристики сущности государства, его назначения. В этом смысле под сущностью государства понимается наиболее характерное, значимое в нём, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. Так, например, сущность социального государства выражается в приоритетном решении задач, связанных с социальным обеспечением своих граждан, реализацией комплекса государственных гарантий в сфере труда, здравоохранения, образования и т.д. Сущностью и основным приоритетом классового государства является обеспечение интересов правящего класса или социальной группы.

Помимо прочего, сущность государства выражается в его функциях, под которыми понимаются основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что составляет предмет деятельности государства, чем занимаются его органы и какие вопросы они решают. В определённой степени содержание функций определяет специфику отношений государственной власти и общества. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. В этом смысле принято говорить о государственных полномочиях и компетенции государственных органов. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

Функции характеризуют направление развития национальной государственности. Они связаны с объективными и постоянно меняющимися потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство.

К основным внутренним функциям современных государств, проводящих активную социальную политику, относятся:

функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка;

экономическая функция;

функция налогообложения;

функция социальной защиты;

экологическая функция;

культурная функция.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка предполагает деятельность государства по защите интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное направление деятельности государства должно быть связано с укреплением законности и правопорядка, с усилением правоохранительной и правозащитной составляющей в деятельности органов государственной власти.

Экономическая функция государства заключается в реализации мероприятий, направленных на достижение целей экономической политики, обеспечение экономических прав граждан. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Сейчас указанная функция в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного государства. Налоги всё в большей степени становятся инструментами глобального регулирования, применяемые не только в экономической сфере, но и в других сферах социальной действительности (социальной, юридической, политической).

Функция социальной защиты относится к важнейшим функциям государства. Содержание данной функции сводится к обеспечению нормальных условий жизни для граждан, поступательного развития общества и созданию эффективной системы социальной защиты. Это наиболее актуальная функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и социальной поддержке граждан. Прежде всего речь идёт об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться – инвалиды, пенсионеры, студенты и др.

Экологическая функция направлена на обеспечение экологической безопасности в стране, что также является неотъемлемой составляющей социальных обязательств государства, связанных как с реализацией прав человека в области экологии, так и необходимостью профилактики и предотвращения последствий экологических катастроф и стихийных бедствий. Содержание функции выражается в разработке природоохранного

законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берёт на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня помимо задач в традиционных сферах: в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, музыке, науке, образования и пр., государство проводит активную политику, в том числе и в сфере повышения правовой культуры населения, правового просвещения и повышения правовой грамотности граждан.

Проблема выполнения государством своих социальных функций и обязательств в конечном счёте тесно связана с вопросом качества политических отношений и проблемой соотношения государства и права в конкретной стране.

Нормативный подход к проблеме соотношения государства и права исходит из того, что государство является источником права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право определяет содержание государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы. В то же время анализ объективной государственно-правовой реальности свидетельствует о более сложном и многогранном взаимодействии права и государства, их взаимном проникновении (если их вообще можно разделить). Право без поддержки государства обойтись не может, государственное принуждение обеспечивает реализацию правовых норм. Но и само государство объективно нуждается в праве, право делает легальными требования государственной власти и, в конечном счёте, обеспечивает его легитимность. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.

Темы и вопросы для обсуждения

1. Социальное назначение власти.

2. Понятие, признаки и сущность государства.

3. Функции государства.

4. Проблема соотношения государства и права.

5. Правовые механизмы закрепления основ государственного строя

6. Характеристика политического режима современной России

1. Ельцов, А.В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства / А.В. Ельцов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. – № 4. – С. 3 – 6.

2. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1998.

3. Казанцев, Д. Права человека: история развития / Д. Казанцев //

ЭЖ-Юрист. – 2011. – № 32. – С. 8.

4. Кашанина, Т.В. Эволюция государства как политического института общества / Т.В. Кашанина, В.Я. Любяшиц // Государство и право. –

2005. – № 9. – С. 118 – 120.

5. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 2- е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006.

6. Тонков, Е.Е. Юридические формы государственной деятельности

и функции государства: проблемы соотношения / Е.Е. Тонков // Государ-

ственная власть и местное самоуправление. – 2010. – № 1. – С. 3 – 7.

7. Лукашева, Е.А. Совершенствование деятельности государства – необходимое условие обеспечения прав человека / Е.А. Лукашева // Госу-

дарство и право. – 2005. – № 5. – С. 61 – 65.

8. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М. : Проспект, 2005.

9. Шапошников, С.П. Молодёжная политика как одна из функций социального государства / С.П. Шапошников // Государственная власть и

местное самоуправление. – 2009. – № 12. – С. 12–13.

Тема 2. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ

Определение социального государства. Понятие социальной справедливости. Признаки социального государства. Критерии эффективности социального государства. Опыт реализации идеи социального государства.

Социальное государство (нем . Sozialstaat; государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – система государственного регулирования общественных отношений при которой материальные блага распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной справедливости в целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и минимальных возможностей для самореализации, устранения социальных противоречий и конфликтов, помощи нуждающимся.

Впервые понятие «социальное государство» сформулировал в середине XIX в. Лоренц фон Штейн . Он включил в перечень функций государства обеспечение абсолютного равенства в правах как для всех общественных классов и групп, так и для каждой личности в отдельности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счёте развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.2

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал - демократов . Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются пу-

тём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

В качестве основной категории в определении социального государства выступает понятие социальной справедливости, под которой понимается как понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке –

2 Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. – 2001. – № 7. – С. 5 – 14.

Поделиться: