Правовое положение юридических лиц в гражданском праве. Понятие и правовой статус юридического лица Гражданско правовое положение юридических лиц

Особенности исполнения судебных актов по гражданским делам

Данное исследование посвящено существованию , по меньшей мере, двух проблем, требующих серьезного научного исследования. Во-первых, это конституционно-правовое положение юридических лиц, как объединений индивидов, во-вторых - это постановка вопроса о создании категории юридического лица публичного права, которая требует объединения усилий и цивилистов, и государствоведов. Позиция В.Е.Черкина о том, что «проблема юридического лица публичного права крайне сложна, но она назрела и даже перезрела и давно нуждается в основательном обсуждении» свидетельствует именно об этом.

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Так, уже во 11-1 вв. до н.э. юристами Римской республики обсуждалась идея существования организаций, обладающих нераздельным, обособленным имуществом (частные корпорации: коллегии), выступающих в гражданском обороте от собственного имени (городские общины), существование которых в принципе не зависит от изменений в составе их участников. Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идеей расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан мы, несомненно, обязаны римскому праву.

В Средние века представления о юридических лицах все еще испытывали сильное влияние догматов римского права. Глоссаторы и постглоссаторы ограничивались комментированием античных текстов, пытаясь приспособить их к потребностям развивающегося хозяйства. В эту эпоху и особенно в Новое время конструкция юридического лица получила дальнейшее практическое развитие. Торговый дом Фуггеров в Германии, генуэзский банк св. Георгия, английская и голландская Ост- и Вест-Индские компании - «в этих торговых предприятиях вырабатывалась техника коллективного ведения крупных дел», а накопленный ими опыт регулирования отношений с участием юридических лиц сыграл впоследствии важную роль в создании гражданских и торговых кодексов Х1Х в.

Бурное развитие экономики середины - конца Х1Х в. дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов, как Савиньи, Иеринг, Гирке, Дернбург, Саллейль и других, преимущественно немецких и французских цивилистов, которые заложили основы современного понимания этого института.

В ХХ в. значение института юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Соответственно этому резко увеличивается объем законодательства о юридических лицах и отчасти повышается его качество. Наука гражданского права относит к числу центральных проблемы теории юридического лица, совершенствования и практического применения этого института.

Признаки юридического лица - это такие внутренне-присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. В этом контексте «признаки» употребляется в более узком смысле, чем обычно, и это соответствует правовой традиции.

Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица. В самом деле, обязательной государственной регистрации подлежат и граждане-предприниматели, и некоторые неправосубъектные организации.

Правовая доктрина выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности - достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом.

  • 1) Организационное единство юридического лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих его структуру и в четкой регламентации отношений между его участниками. Множество лиц, объединенных в организацию, выступает в гражданском обороте как одно лицо, один субъект права. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.
  • 2) Если организационное единство необходимо для объединения множества лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая деятельность немыслима без соответствующих инструментов. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица.
  • 3) Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица сформулирован в ст.56 ГК. Согласно этому правилу участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Иными словами, каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.
  • 4) Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это - итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается.

Таким образом, в российском гражданском праве юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Наряду с организациями, обладающими правами юридического лица, в общественной жизни участвуют и различные объединения, не являющиеся субъектами права.

В зависимости от основной цели деятельности (ст.50 ГК) юридического лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения среди участников.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п.1 ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

ГК (п.3 ст.50) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что указанная деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует им.

Следовательно, российский законодатель при разграничении организаций на два типа руководствуется критерием цели: если основная цель деятельности юридического лица ориентирована на извлечение прибыли, то организация подлежит отнесению к коммерческой, если нет, то организация является некоммерческой.

Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п.3 ст. 50 ГК, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что для некоммерческих организаций юридическая личность имеет вспомогательное значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами. Однако, на сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регудирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм, как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения. При этом следует согласиться с позицией Г.Е.Авилова и Е.А.Суханова о том, что категорию юридического лица стало принято рассматривать не как гражданско-правовой инструмент оформления действительного необходимого для какой-либо организации участия в имущественных отношениях, а как некую «внеотраслевую» категорию, ставшую обязательным атрибутом любого организационного оформления общественного образования. Отсюда и стремление закрепить в каждом законе «статусного характера» от жилищно-накопительных и дачных кооперативов до общественных, адвокатских, религиозных и других «саморегулируемых организаций» - «права юридического лица», причем каждый раз с какими-либо неоправданными особенностями, что дает очередную «организационно-правовую» некоммерческой организации.

На сегодняшний день, существуют следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • 1) потребительский кооператив (п. 1 ст. 116 ГК, Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации, п.1 ст. 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О кредитных потребительских кооперативах граждан», ст. 110-134 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
  • 2) община коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
  • 3) общественное объединение;
  • 4) фонд;
  • 5) негосударственный пенсионный фонд;
  • 6) учреждение;
  • 7) объединение юридических лиц (ассоциация или союз);
  • 8) объединение работодателей;
  • 9) некоммерческое товарищество;
  • 10) некоммерческое партнерство;
  • 11) автономная некоммерческая организация;
  • 12) государственная корпорация;
  • 13) товарная биржа.

На наш взгляд, некоторые так называемые организационно-правовые формы некоммерческих организаций на самом деле таковыми не являются. Именно поэтому, для того чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в ГК.

В соответствии с гражданским законодательством создание юридического лица предполагает формирование его обособленного имущества.

Однако при создании некоммерческих организаций принцип формирования обособленного имущества не действует. Практика создания и дальнейшей деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации, особенно общественных объединений, показывает, сто ни при создании, ни в ходе дальнейшей деятельности указанные организации не приобретают или имеют минимально необходимое для деятельности имущество. Причем имущественный фактор никоим образом не влияет на успешность деятельности некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих.

Так, ст. 50 ГК РФ дает некоторую расшифровку понятия юридического лица применительно к некоммерческим организациям и порядку их создания: юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. В то же время ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях» не связывает факт создания общественного объединения как одного из видов некоммерческих организаций с процедурой регистрации в качестве юридического лица. Данная статья предусматривает, что создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном вышеуказанным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретает прав юридического лица.

Таким образом, несмотря на общее правило, установленное гражданским законодательством, о том, что для создания и приобретения правоспособности юридическое лицо должно быть зарегистрировано, имеются исключения, характерные исключительно для некоторых видов некоммерческих организаций.

При анализе современного законодательства немало различий можно найти в процедуре государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций.

Первое, что бросается в глаза, при сравнении ранее действовавшего и современного законов о регистрации, - это разделение единой поцедуры государственной регистрации на общий порядок регистрации юридических лиц (регистрация всех коммерческих организаций) и специальный порядок регистрации юридических лиц (регистрация общественных объединений, средств массовой информации, кредитных и религиозных организаций и ряд других юридических лиц), закрепленное в ст. 10 Федерального закона № 129-ФЗ. юридическое лицо объединение публичное право

Органы Федеральной регистрационной службы РФ, принимающие решение о государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений, религиозных организаций, осуществляют, во-первых, количественную и, во-вторых, качественную проверку. Ели первой соответствует проверка количества представленных на регистрацию документов и наличия в них необходимых сведений, то для второй характерна проверка этих сведений на истинность, достоверность, соответствие нормам законодательства.

Таким образом, анализ законодательства о создании и государственной регистрации коммерческой и некоммерческих организаций, практики его применения в отношении отдельных юридических лиц, обладающих общей или специальной правоспособностью, демонстрирует возможности совершенствования правового регулирования отношений по созданию юридических лиц и формированию их правоспособности.

В настоящее время в налоговых органах состоят десятки тысяч предприятий, не ликвидированные в установленном порядке, которые в нарушение действующего законодательства не представляют бухгалтерскую и иную налоговую отчетность и не ведут хозяйственную деятельность, но при этом обладают юридической правоспособностью.

Такие предприятия по заявлениям налогового органа ликвидируются судебным порядком через банкротство по процедуре отсутствующего должника.

Анализ ст.227, 230 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-Фз от 16.10.2002 г. (далее - Закон о банкротстве) позволяет выявить следующие предусмотренные законом критерии, при наличии которых можно сделать вывод о том, что организация является отсутствующим должником:

  • - руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, - отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным;
  • - имущество должника - юридического лица - заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве;
  • - если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Налоговый орган как орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, наделен правом, исключать недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ).

Условия для реализации данного права установлены в ст. 21.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.201 г. № 129-ФЗ.

Согласно положениям п. 1 данной статьи налоговый орган в административном порядке вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ, если оно обладает признаками недействующего юридического лица.

Закон устанавливает формальные признаки юридического лица, прекратившего свою деятельность (недействующего юридического лица). таких признаков два, при этом данные признаки должны присутствовать в течение 121 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, причем одновременно:

  • - непредставление документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • - отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету организации.

Стоит отметить, что существуют определенные опасения на предмет предоставления регистрирующим органам полномочий по самостоятельному принятию соответствующих решений. Однако не стоит забывать и о том, что указанные решения относятся к разряду ненормативных правовых актов и могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Несомненно, исключение из Единого государственного реестра юридических лиц тысяч и тысяч так называемых «мертвых душ» - организаций, фактически прекративших осуществление хозяйственной деятельности, - будет способствовать появлению большей определенности между субъектами экономической деятельности. Однако достижение указанной цели должно происходить средствами, адекватными как с экономической, так и с юридической точки зрения.

В обществе, основанном на демократических принципах, создаются общественные группы или объединения, отстаивающие свои интересы. При этом основания для такого объединения могут быть разными, созданные общественные организации, как правило, занимают активную позицию и одной из форм самореализации выбирают защиту прав и интересов своих членов или иных лиц, которые попадают в сферу их деятельности в судебном порядке. Указанные процессы свойственны и российскому обществу, что нашло свое отражение в гражданском процессуальном законодательстве.

Начало формирования процессуального законодательства, регламентирующего вопросы участия общественных организаций в защите чужих прав и интересов, относится к 90-м годам ХХ века. С этого периода общественные объединения с целью осуществления своих уставных задач получили право участвовать в гражданско-процессуальных отношениях с целью защиты своих членов и участников, а также других граждан (ст.27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Вместе с тем в нашей стране, в отличие от европейских государств, участие общественности в защите чужих прав и интересов не развито на должном уровне. Во многом это связано с отсутствием надлежащей правовой традиции, а также особенностями законодательства, регулирующего данную сферу. Более того, ряд авторов отмечают, что право на обращение в суд организаций подверглось в современном процессуальном законодательстве большим ограничениям. Другие ученые считают, что подобная процессуальная деятельность противоречит принципу диспозитивности и «всей системе российского гражданского процесса».

Выполняя общественно значимые функции, организации не могут находиться вне сферы нормативного регулирования, поскольку общество в целом всегда заинтересовано в нормативном урегулировании общественных отношении, что позволяет государству эффективно осуществлять формальный контроль. Общественная организация, принимая участие в гражданском процессе, отчасти берет на себя функцию социального контроля.

Кроме функции социального контроля общественные организации выполняют функции интеграции (объединения) общества. Реализация гражданско- процессуальным правом социальной функции интеграции - это в социальной системе, включающий институциализацию права, интернационализацию индивидами правовых предписаний, а также легитимацию нормативно-правовой системы обществом, группами и отдельными людьми.

Правовым основанием участия организации в гражданском судопроизводстве является ее процессуальная заинтересованность в деле. При этом в научной литературе разделяют материально-правовой и служебный или общественный интерес. В свою очередь, юридическая заинтересованность порождает процессуальный интерес или тот результат, наступление которого ожидает участник судопроизводства.

Процессуальный интерес различается в зависимости от цели создания организации. Так, для общества по защите прав потребителей это может быть защита прав конкретного потребителя либо возможность получить, в соответствии с п.6 ст.13 Федерального закона от 7 февраля 1992 г.№ 2300 - 1 «О защите прав потребителей».

Субъектами гражданских правоотношений являются физические лица, юридические лица и особые субъекты -

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Правовой статус каждого из них устанавливается подразд. 2 разд. I ГК РФ, именуемым "Лица".

Физические лица - это как российские граждане, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Их правовое положение не равнозначно, например, п. 3 ст. 15 ЗК РФ ограничивает иностранных граждан и лиц без гражданства в правовых возможностях обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях.

Гражданско-правовой характеристикой статуса физических лиц является правоспособность и дееспособность.

Правоспособность возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Закрепление правоспособности за каждым гражданином в равной степени является наиболее ярким выражением принципа равенства в гражданском праве. Согласно ст. 17 ГК РФ правоспособностью граждан признается способность иметь гражданские права и нести обязанности. Содержание правоспособности раскрывается через следующие правомочия граждан:

  • o способность иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество;
  • o заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
  • o создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
  • o совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства;
  • o иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;
  • o иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Законом установлен принцип недопустимости лишения и ограничения правоспособности гражданина (ст. 22 ГК РФ), согласно которому никто не может быть ограничен в правоспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом. Полный или частичный отказ гражданина от собственной правоспособности или другие сделки, направленные на такой отказ, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Для того чтобы осуществлять свои права и обязанности, гражданам от рождения присваивается имя.

Вторым определяющим моментом правового статуса гражданина (после имени) является его место жительства. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК РФ). Статья 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" называет местом жительства жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Дееспособность гражданина - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

В отличие от правоспособности, дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. В зависимости от возраста и состояния здоровья, закон различает недееспособных, ограниченно дееспособных, частично дееспособных и полностью дееспособных граждан.

К недееспособным относятся несовершеннолетние граждане в возрасте от момента рождения и до шести лет (их интересы представляют родители или социальное учреждение), а также граждане, признанные судом недееспособными (над ними устанавливается опека). От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Ограниченно дееспособными являются граждане, которые были ограничены судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, ставящие свою семью в тяжелое материальное положение. Над ним устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими ограниченно дееспособные могут лишь с согласия попечителя. Однако в отличие от недееспособных граждан такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

Частично дееспособными признаются несовершеннолетние в возрасте от 6 до 18 лет. Однако в этой группе следует различать малолетних граждан (от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).

За малолетних и от их имени сделки совершают только их родители, усыновители или опекуны. Однако малолетние могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; совершать сделки, которые могут совершать малолетние.

Полностью дееспособные граждане - совершеннолетние или эмансипированные граждане, достигшие 16 лет.

Согласно ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает но трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший такого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

К категории физических лиц относятся также индивидуальные предприниматели, они обладают особыми правами и обязанностями. В частности, такие особенности распространяются на случаи несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 25 ГК РФ, индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 214 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Юридическим лицом признается зарегистрированная организация, отличающаяся имущественной обособленностью. Организация может быть признана юридическим лицом, только если она на законном праве владеет, пользуется и распоряжается имуществом. Такое имущество может быть у юридического лица как на праве собственности, так и на ином праве, например в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Для этого юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Такое право может быть закреплено как непосредственно за юридическим лицом, так и за его учредителями или участниками.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Важным признаком юридического лица помимо имущественной обособленности является наименование. Наименование и место нахождения юридического лица являются средствами его индивидуализации и потом}" указываются в учредительных документах. Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание па характер деятельности юридического лица.

Коммерческие организации должны иметь фирменное наименование. Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение. Оно определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из реестра (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Следовательно, приобретать права и нести обязанности юридическое лицо может только после регистрации, а точнее, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (и. 2 ст. 51 ГК РФ). В противном случае (отсутствие записи о создании организации в реестре) сделки, совершенные организацией, не прошедшей регистрации, не могут порождать права и обязанности, они ничтожны, а документы, составленные несуществующими организациями, не могут носить достоверный и законный характер.

Неотъемлемым признаком юридических лиц является самостоятельная юридическая ответственность. Это значит, что юридические лица самостоятельно отвечают имуществом, принадлежащим им на законных правах, по своим обязательствам.

Следующим признаком назовем организационное единство, которое должно быть присуще юридическому лицу. Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое.лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В зависимости от состава различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица. Данный признак подразумевает наличие иерархичности в организации, определенного порядка управления, структурных подразделений, отделов, подчиняющихся органам управления и высшим органам власти в организации. Юридические лица могут самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика.

Некоторые юридические лица осуществляют деятельность исключительно после получения разрешений (лицензий). Правовое регулирование таких видов деятельности осуществляется на основе Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). В них обязательно должно быть отражено наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

По смыслу действующего российского гражданского законодательства все юридические лица в зависимости от цели деятельности разделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ), а именно: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Полученную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями). Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. К таким организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня некоммерческих организаций, но предусматривает возможность их появления только в формах, установленных законом.

Основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте являются юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке.

Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте регулируются главой 4 ч. 1 ГК РФ «Юридические лица». Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются также другими законами и иными правовыми актами.

Юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает им по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени. Легальное определение юридического лица содержится в п. 1 ст. 48 ГК РФ.

Не всякое образование, союз, коллектив и т.п. является юридическим лицом. Его квалификация строится на основе наличия признаков юридического лица, т.е. внутренне присущих ему свойств, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.

К ним относятся следующие.

  • 1. Организационное единство, т.е. организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой, предназначенной для управления юридическим лицом с целью решения поставленных перед ним задач. Организационное единство выражается в закрепленной в учредительных документах системе органов юридического лица, их компетенции, взаимоотношениях, целях деятельности юридического лица.
  • 2. Имущественная обособленность, т.е. наличие своего обособленного имущества, которое является необходимой предпосылкой для участия в гражданском обороте. Имущество юридического лица может принадлежать ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
  • 3. Самостоятельная имущественная ответственность предполагает, что кредиторы могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств юридического лица, только к нему самому, взыскания по этим требованиям могут быть обращены лишь на его обособленное имущество. В некоторых случаях субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица несут его учредители и участники.
  • 4. Выступление в гражданском обороте от своего имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.
  • 5. Государственная регистрация юридического лица Возможность участия в гражданском обороте юридического лица

как субъекта права связана с наличием у последнего правосубъектности, включающей в себя право- и дееспособность. Правоспособность юридического лица совпадает с его дееспособностью. Дееспособность - способность юридического лица приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Правоспособность юридических лиц может быть как общей (универсальной) (возможность иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом) и специальной (например, занятие определенными видами деятельности, подлежащей лицензированию).

Индивидуализация юридического лица, т.е. его выделение из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа. В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Наименование юридического лица является основным средством его индивидуализации. В соответствии со ст. 54 ГК РФ коммерческие организации должны иметь фирменное наименование (фирму). Сегодня права на фирменное наименование регулируется ч. 4 ГК РФ. В соответствии со ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Наименование состоит из двух элементов (таблица).

Основная часть (корпус фирмы)

Вспомогательная часть (добавление)

  • 1. Указание на организационноправовую форму.
  • 2. Указание на форму собственности (для унитарных предприятий и учреждений).
  • 3. Указание на характер деятельности (для всех некоммерческих организаций)

Специальное название (географический объект и т.д.).

Для хозяйственных товариществ - фамилии всех товарищей или одного из них с добавлением слов «...и компания»

Публичное акционерное общество Муниципальное унитарное предприятие

Полное товарищество

«Владивостокский судостроительный трест»

«Бюро технической инвентаризации» «Сидоров и компания»

В соответствии со ст. 54 ГК РФ с момента государственной регистрации фирменного наименования у организации возникает исключительное право на его использование (сфера права на результаты интеллектуальной деятельности), а незаконное использование может повлечь применение мер ответственности.

Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ.

В цивилистической науке принято классифицировать юридические лица в зависимости от оснований.

  • 1. Цели деятельности юридического лица:
  • 1) коммерческие;
  • 2) некоммерческие.

Различия между коммерческими и некоммерческими состоят в следующем:

  • ? основная цель коммерческих юридических лиц - извлечение прибыли, тогда как некоммерческие могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует им;
  • ? прибыль коммерческих юридических лиц делится между их участниками, а прибыль некоммерческих юридических лиц идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы;
  • ? коммерческие юридические лица обладают общей правосубъектностью, а некоммерческие - специальной;
  • ? коммерческие юридические лица могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; а некоммерческие - в формах, предусмотренных ГК РФ и другими законами.
  • 2. Характер прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество. Юридические лица делятся на те, в отношении которых их учредители (участники):
    • ? имеют вещное право на имущество (унитарные предприятия и учреждения);
    • ? имеют обязательственные права на имущество (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства);
    • ? не имеют никаких прав на имущество остальных юридических лиц (фонды, общественные объединения).
  • 3. Субъектный состав учредителей (участников) юридического лица:
    • ? корпоративные, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган;
    • ? унитарные, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них права членства.
  • 4. Форма собственности юридического лица:
    • ? государственные, основанные на праве государственной собственности;
    • ? муниципальные, основанные на праве муниципальной собственности;
    • ? частные, основанные на праве собственности граждан и юридических лиц.

В то же время коммерческие юридические лица в зависимости от личного или имущественного участия делятся на товарищества и общества.

  • 5. Правовой режим имущества юридического лица:
    • ? субъекты права собственности (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие организации, за исключением учреждений);
    • ? субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
    • ? субъекты права оперативного управления (казенные предприятия, учреждения).
  • 6. Объем правоспособности юридического лица:
    • ? обладающие общей правоспособностью (коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий);
    • ? обладающие специальной правоспособностью (некоммерческие организации и некоторые коммерческие - унитарные предприятия).
  • 7. Порядок создания юридического лица:
    • ? в регистрационном (нормативно-явочном, заявительном) порядке;
    • ? в разрешительном порядке (в случаях, установленных законом);
  • 8. Ответственность участников по обязательствам юридического лица:
    • ? отвечают в пределах своих вкладов в капитал: участники АО и ООО, коммандитисты товарищества на вере;
    • ? отвечают субсидиарно: учредители казенных предприятий и учреждений, полные товарищи, члены кооператива, члены ассоциаций и союзов.

Изложенные правовые характеристики находят свое отражение в организационно правовой форме юридического лица. С 1 сентября 2014 г. юридические лица должны создаваться в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ). В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 216-ФЗ в Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, юридические лица могут быть созданы в организационно-правовой форме государственной корпорации на основании федерального закона.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями,

  • 1) хозяйственные товарищества и общества;
  • 2) крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • 3) хозяйственные партнерства;
  • 4) производственные кооперативы;
  • 5) государственные и муниципальные унитарные предприятия. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями,

могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

  • 1) потребительские кооперативы, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • 2) общественные организации, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  • 3) общественные движения;
  • 4) ассоциации (союзы), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;
  • 5) товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
  • 6) казачьи обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
  • 7) общины коренных малочисленных народов РФ;
  • 8) фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • 9) учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • 10) автономные некоммерческие организации;
  • 11) религиозные организации;
  • 12) публично-правовые компании;
  • 13) адвокатские палаты;
  • 14) адвокатские образования (являющиеся юридическими лицами).

Возникновение любой формы юридического лица состоит из двух стадий:

  • 1) создание юридического лица (в узком смысле слова);
  • 2) государственная регистрация юридического лица, с момента которой юридическое лицо считается созданным.

В зависимости от характера участия государственных органов и регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения учредителя (собственника имущества). Действующим законодательством такой способ создания устанавливается только для унитарных предприятий (государственных (муниципальных).

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом (например, создание страховых обществ и банков; для создания объединений юридических лиц (союзов и ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа). Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юридических лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону, т.е. юридическое лицо создается на основе нормативного акта, предусматривающего создание юридического лица, и согласие каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется.

Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством является его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы и права применительно к своим интересам.

Состав учредительных документов для различных видов юридических лиц различен. Так, хозяйственные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия действуют на основе устава; ассоциации и союзы, общины коренных малочисленных народов РФ действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Учредительный договор возможен, но в отличие от устава не обязателен для некоммерческого партнерства и автономных некоммерческих организаций. Без учредительных документов действуют государственные корпорации и государственные компании.

Учредительный договор - это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Органы юридического лица - назначаемые (избираемые) субъекты, действующие от имени и в интересах юридического лица в гражданском обороте. Органы юридического лица не являются его представителями, а особыми субъектами, реализующими правоспособность и дееспособность юридического лица. В некоторых юридических лицах органы могут отсутствовать, тогда от имени организации выступают ее участники (хозяйственные товарищества).

Органы юридического лица могут быть единоличные (директор, генеральный директор, председатель) или коллегиальные (совет директоров, правление, общее собрание). Состав органов, порядок их формирования и круг полномочий определяются законом и учредительными документами.

Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ.

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).

Статья 53.1 ГК РФ регулирует ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица, согласно которой лицо, которое уполномочено выступать от имени юридического лица, обязано возместить убытки, причиненные по его вине юридическому лицу, в том числе, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

При этом соглашение об устранении или ограничении ответственности лиц за совершение недобросовестных действий ничтожно.

Государственная регистрации юридического лица является завершающим этапом его образования, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права и принимает решение о признании организации юридическим лицом.

Нормативными правовыми актами, регулирующими процедуру регистрации юридических лиц, являются Федеральный закон № 129-ФЗ с 1 июля 2002 г. , Приказ ФНС России № ММВ-7-6/25@ . Государственная регистрация юридических лиц - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений. Регистрирующим органом власти являются Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные органы. Государственная регистрация некоммерческих организаций, структурных подразделений (отделений, филиалов и представительств) иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений осуществляется Минюстом России. За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Виды прекращения юридического лица:

реорганизация - прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (ранее существовавшему или вновь созданному);

ликвидация - полное прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента государственной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшествует длительный подготовительный период, который обязательно включает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

Виды реорганизации юридических лиц:

слияние - возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового; при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь создаваемому в соответствии с передаточным актом;

присоединение - вливание одного юридического лица в другое; при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;

разделение - возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых; при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом;

выделение - выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого; при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом;

преобразование - изменение организационно-правовой формы юридического лица; при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Гарантии прав кредиторов при прекращении юридического лица:

  • ? обязательное уведомление кредиторов (публикация сведений о реорганизации в едином государственном реестре юридических лиц в течение двух месяцев);
  • ? право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств с возмещением вызванных этим убытков;
  • ? солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника;
  • ? признания недействительным решения о реорганизации (ст. 60.1 ГК РФ) и признания реорганизации корпорации несо- стоявшейся (ст. 60.2 ГК РФ).

Процедуру реорганизации можно представить следующими этапами.

  • 1. Принятие решения о реорганизации.
  • 2. Подача заявления о реорганизации в регистрирующий орган (в течение трех дней с момента принятия решения).
  • 3. Уведомление кредиторов о начале процедуры реорганизации.
  • 4. Проведение инвентаризации имущества юридического лица, составление передаточного акта.
  • 5. Регистрация прекращения юридического лица.

Реорганизация считается завершенной с момента регистрации

созданного в результате реорганизации юридического лица, за исключением присоединения, когда она завершается после исключения из ЕГРЮЛ присоединившегося юридического лица.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Требование о ликвидации может быть заявлено следующим образом.

  • 1. Добровольно, по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
  • 2. По решению суда (ст. 61-62 ГК РФ).
  • 3. Самостоятельным видом принудительной ликвидации является несостоятельность (банкротство) юридического лица.
  • 4. Прекращение недействующего юридического лица (ст. 64.2 ГК РФ). Юридическое лицо считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ, если в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, оно не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Процедура ликвидации состоит из нескольких этапов:

  • 1) принятие решения о ликвидации;
  • 2) уведомление регистрационного органа о ликвидации;
  • 3) создание ликвидационной комиссии;
  • 4) публикация сведений о ликвидации и о сроке предъявления претензий кредиторами (не менее двух месяцев) в ЕГРЮЛ;
  • 5) принятие ликвидационной комиссией мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;
  • 6) составление промежуточного ликвидационного баланса;
  • 7) расчеты с кредиторами (если денежных средств юридического лица, кроме учреждения, недостаточно для расчетов с кредиторами, его имущество должно быть продано с публичных торгов); очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается ст. 64 ГК РФ;
  • 8) составление окончательного ликвидационного баланса;
  • 9) если возможна ответственность учредителей по обязательствам организации, то кредиторы предъявляют свои претензии после утверждения ликвидационного баланса;
  • 10) распределение оставшегося имущества среди учредителей;
  • 11) исключение организации из единого реестра, с этого момента юридическое лицо ликвидировано.

Если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования всех кредиторов, то оно может быть объявлено банкротом, что влечет его ликвидацию. Решение о признании банкротом может быть принято судом или самим юридическим лицом совместно с его кредиторами.

Банкротом может быть объявлена любая коммерческая организация (кроме казенного предприятия), а также потребительский кооператив и благотворительный или иной фонд (ст. 65 ГК РФ). Отношения, связанные с банкротством юридического лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), урегулированы Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» . К неисправному должнику могут быть применены следующие меры:

реорганизационные (направленные на оздоровление предприятия) процедуры:

финансовое оздоровление;

внешнее управление, осуществляемое арбитражным управляющим, который назначается арбитражным судом;

санация, т.е. оказание предприятию финансовой помощи его собственником, кредиторами или иными лицами;

мировое соглашение;

конкурсное производство.

Особенности ликвидации юридического лица по причине банкротства:

  • ? судебный порядок признания юридического лица несостоятельным (банкротом);
  • ? невозможность полного удовлетворения требований всех кредиторов банкрота;
  • ? установленная очередность удовлетворения требований кредиторов банкрота;
  • ? пропорциональное удовлетворение требований кредиторов одной очереди.
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  • Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утвержденииформ и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Зарегистрировано в Минюсте России14.05.2012 №24139).
  • Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.)О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).

Цель юридического лица должна быть легальной и удовлетворять требованиям, предъявляемым к осуществлению субъективных гражданских прав.

Гражданская правоспособность возникает после создания юридического лица, прекращается после прекращения его деятельности и внесения об этом записи в Единый государственный реестр. Гражданская правоспособность юридического лица может быть ограничена только по решению суда в случаях, предусмотренных законом.

Свои гражданские права и обязанности юридическое лицо реализует через органы, действующие в соответствии с его учредительными документами и уставом. Следует отметить многообразие форм юридических лиц, участвующих в гражданском и торговом обороте.

Организационно-правовая форма юридического лица должна отвечать целям и задачам будущей компании, учитывать взаимоотношения между учредителями, а также степень контроля, который они хотели бы иметь над будущей компанией.

В зависимости от целей деятельности Гражданский кодекс разделяет коммерческие и некоммерческие организации. И те, и другие могут создаваться в различных формах.

К числу коммерческих отнесены хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации представлены в ГК потребительскими кооперативами, общественными или религиозными объединениями, учреждениями, фондами, - данный перечень является открытым и может быть расширен другими законами.

После получения специального разрешения (лицензии) юридическое лицо может осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законом. Такое правило распространяется на юридических лиц, наделенных как специальной, так и универсальной правоспособностью. Это касается предпринимательских и непредпринимательских организаций.

В случаях, установленных законом, юридическое лицо реализует права и обязанности через своих участников.

Основным направлением законотворчества в сфере правового регулирования статуса юридических лиц должно считаться сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли общих норм ГК РФ о юридических лицах.

Это делает целесообразным наличие в ГК РФ правила, что все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус организаций как юридических лиц, должны соответствовать нормам ГК РФ о юридических лицах.

Данные нормы в силу этого подлежат применению при наличии противоречий между отдельными законами и ГК РФ или между самими законами.

Библиографический список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) / "Российская газета" -29.12.2009

2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 22.07.2008) " О некоммерческих организациях".

3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 02.07.2005) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

4. Федеральный закон "О приведении законодательных актов в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" № 31-ФЗ от 21.03.2002 г.

5. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О несостоятельности (банкротстве)".

6. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц»;

7. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №438 (с изм. от 27 ноября 2006 г.) "О едином государственном реестре юридических лиц"// "Российская газета", № 113, 26.06.2002.

8. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и требований к их оформлению// Российская газета", № 113, 26.06.2002;

9. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №440 "Об утверждении порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации"// Российская газета", № 113, 26.06.2002;

10. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №441 "Об утверждении порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц"// Российская газета", № 113, 26.06.2002;

11. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц"// Российская газета", № 113, 26.06.2002.

12. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8. «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав «// Приложение к информационному письму ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 - Вестник ВАС РФ.- 1997.- N 7.- С.. 91.

13. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" // ВВАС РФ.- 2000.- N 3. - С. 23.

14. Богданов Е.В.Сущность и ответственность юридического лица// Государство и право. - 1999.-.№10.- С.34.

15. Гражданское право. Учебник./под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: Проспект, 2005.

16. Гражданское право: Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное./ Под ред. Е.А.Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2008.

17. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. - 6-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев (и др.). - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 776 с.

18. Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве собственности и законодательстве. - СПб., 2002.

19. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Отв. ред. А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой. - М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Проблема правового статуса юридических лиц в России сегодня очень актуальна. Связано это с непрерывным ростом рыночной экономики, модернизацией институтов собственности и освоением новых хозяйственных форм. В нашей статье будет дана подробная характеристика основным элементам правового статуса юридического лица.

Юр. лицо в России: понятие и сущность

В гражданском обороте юридические лица принимают наиболее активное участие. Согласно статье 48 ГК РФ, юр. лицом называют организацию, имеющую в собственности обособленное имущество и отвечающее по своим обязательствам. Известно, что такие организации могут приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные полномочия, а также исполнять обязанности и нести за них ответственность.

Основными атрибутами любого российского юр. лица будет наличие печати, документа о государственной регистрации и открытого расчетного счета в банковской организации. Однако это лишь внешние элементы, дающие наиболее общие представление о субъекте гражданских правоотношений. А что можно сказать о правовом статусе юридического лица? Какие признаки характерны для организаций рассматриваемого типа? Во-первых, это формальное единство. Лицо считается юридическим лишь в том случае, если у него есть устав, учредительная документация и специальное положение. Во всех этих бумагах должны быть четко обозначены цели, задачи организации, ее сущность и структура. Во-вторых, у организации должно быть обособленное имущество. По нему юр. лицо несет ответственность и исполняет свои обязанности. Наконец, в-третьих, любое юридическое лицо обязано выступать в гражданском обороте от своего имени.

Коммерческая и некоммерческая деятельность

Понятие правового статуса юридического лица содержит в себе разделение на коммерческие и некоммерческие виды деятельности. Согласно пункту 1 статьи 48 ГК РФ, организация может приобретать и реализовывать от своего имени права имущественного и личного неимущественного характера. Приоритет отдается первой или второй группе полномочий. От этого и будет зависеть конечный статус юр. лица.

Под коммерческой организацией понимается лицо, которое ставит цель извлечь максимальную прибыль из своей деятельности. У такого лица есть четко определенная организационно форма и фирменное наименование. Вся прибыль распределяется между участниками организации, при этом все члены задействованы в управлении юр. лицом. Организации коммерческого типа могут создаваться в виде кооперативов, унитарных предприятий и товариществ.

Некоммерческое юр. лицо, напротив, не имеет своей целью извлечение прибыли. Все заработанные финансы поступают на благотворительность или улучшение организации. Как правило, некоммерческий характер имеют спортивные, научные, образовательные, культурные и прочие инстанции.

Как тогда определяется правовой статус юридического лица? Все зависит от типа деятельности, которую реализует организация.

Гражданско-правовой статус юридического лица

Органы могут классифицироваться по трем правовым группам. Так, они могут выступать в качестве субъектов гражданского, административного и конституционного права. Как субъекты конституционной сферы отношений, юр. лица обладают наиболее общими правами и обязанностями. Это, например, направленность на развитие прав и свобод человека, свобода экономической деятельности и многое другое. В Гражданском кодексе статус юр. лиц раскрыт чуть подробнее.

Как субъекты гражданских правоотношений организации обладают правосубъектностью - важнейшим компонентом юридического статуса. В правосубъектность включаются полномочия, обязанности, правовые гарантии и элементы ответственности организаций. Во многом статус организаций зависит от направления их деятельности. Так, некоммерческая инстанция будет сильно отличаться от коммерческой - начиная от формирования и реализации деятельности, и заканчивая порядком ликвидации. О понятии правоспособности стоит чуть подробнее рассказать далее.

Понятие правоспособности юридических лиц

Что представляют собой элементы правового статуса юридических лиц? Специалисты в области права называют здесь полномочия, обязанности, ответственность и гарантии прав. Из всего этого складываются три важнейших компонента любого субъекта гражданских правоотношений: это правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Данные элементы складываются в правосубъектность. Как все это соотносится с юридическим лицом?

В статье 49 российского Гражданского кодекса определяется правоспособность юр. лица. Согласно закону, правоспособностью называется возможность осуществлять гражданские права и нести обязанности. Данный процесс может быть общим и специальным. Общая правоспособность - это реализация любых обязанностей и полномочий, которые, однако, не противоречат актуальному законодательству. Специальная правоспособность - это наличие у лица таких прав, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в законе.

Все коммерческие юр. лица имеют общую правоспособность. На это не влияет даже конкретный вид деятельности, закрепленный в уставе. Некоммерческие же организации обязаны прописывать в уставе свои цели и задачи, на основе которых будет выстраиваться правоспособность.

Таким образом, правоспособность организаций как субъектов гражданского процесса определяется совокупностью обязанностей и полномочий, которые составляют правовой статус юридического лица.

Понятие административно-правового статуса юридических лиц

Разобравшись с конституционным и гражданским статусом организаций, стоит уделить внимание административной сфере. Какое место здесь занимают юридические лица?

Административно-правовым статусом организаций называется совокупность обязанностей и полномочий, которые реализуются за счет совершения следующих действий:


Административно-правовой статус организаций, таким образом, складывается из представленных компонентов. Здесь же следует выделить основные гарантии прав:

  • запрет на государственное вмешательство в деятельность организаций (за исключением случаев, определенных законом);
  • защита имущества;
  • недопущение монополий;
  • запрет на нецелесообразный отказ в регистрации организации.

Для удобства применения административных норм все организации делятся на государственные (федеральные и региональные), муниципальные (районные, городские, сельские и прочие), и частные.

Таким образом, административный статус организаций регулирует вопросы безопасности и качественного осуществления законных функций.

Иностранные юридические лица

Правовой статус организаций, расположенных за рубежом, несколько отличается от правового статуса отечественных юридических лиц. В данном случае немалую роль играет международное частное право - то есть внутреннее законодательство, осложненное иностранными юридическими элементами. При этом закон исходит из права страны, в которой расположена сама организация. Следует обратить внимание на Конвенцию "О правовой помощи странам СНГ" от 1993 года, в которой указано, что правоспособность юридических лиц определяется законодательством страны-попечителя организации. Естественно, иностранное юридическое лицо не должно нарушать норм и правил Российской Федерации, иначе на нее будут возложены санкции.

Согласно российским законам, иностранные организации имеют возможность без государственного разрешения совершать любые легальные сделки. Касается это и сферы внешней торговли. Более того, зарубежные организации, расположенные в России, имеют право на защиту своих прав в судебных инстанциях.

Государство готово поддерживать иностранных юридических лиц, хорошо проявивших себя на мировом рынке. С зарекомендовавшими себя организациями могут заключаться крупные договоры и сделки.

Порядок формирования юр. лица

Решение об учреждении организации принимается учредителями. Учредитель может быть и один, в этом случае он принимает все решения единолично. Создается устав, который утверждается государственным органом. В учредительной документации прописываются сроки, способы и порядок создания лица, а также размеры имущества.

Важным этапом в процессе формирования юридического лица является регистрация в государственных органах. Учредители подают представителям власти всю необходимую документацию, которая тщательно проверяется на предмет нарушений. По итогу сведения об организации вносятся в единый реестр юр. лиц. В регистрации могут и отказать, если нарушения все же будут обнаружены.

Какими бывают учредительные документы? Независимо от типа юридического лица, самым важным документом здесь является устав. Если же речь идет о товариществе, то необходим будет учредительный договор. Основным документом государственных корпораций будет Федеральный закон "О госкорпорациях".

Что должен содержать в себе устав юридического лица? Во-первых, это сведения об организационно-правовой форме инстанции. Сюда вносятся данные о месте нахождения лица, его наименовании, количестве учредителей и т. д. Во-вторых, это информация о порядке управления деятельностью граждан, состоящих в организации.

Таким образом, нормы о процессе формирования организации составляет важнейшую часть правового статуса юридического лица.

Реорганизация и ликвидация организации

Форма юр. лица может быть изменена разными способами. Первый вариант реорганизации именуется слиянием. В данном случае происходит соединение двух или более организаций в одну. Новая инстанция становится правопреемником. Исходные юридические лица утрачивают свою деятельность.

Второй вариант - присоединение. Его не следует путать со слиянием, хотя сами процессы похожие. В случае с присоединением происходит передача прав и обязанностей от лица, прекратившего деятельность, к другому, действующему лицу.

Разделение является третьим вариантом преобразования организации. В данном случае одно юридическое лицо ликвидируется, но за счет него создается два или более новых инстанций с исходными правами. Похожим процессом является выделение. Однако в этом случае реорганизуемое лицо не ликвидируется, а лишь передает часть своих обязанностей и полномочий вновь созданным инстанциям.

Последней формой реорганизации является преобразование. У организации меняется форма, а вместе с ней и особенности правового статуса. Юридическое лицо, созданное вместо исходной инстанции, берет на себя лишь часть старых полномочий.

Ликвидация юридических лиц возможна двумя путями: по решению суда и по собственному желанию учредителей. Судебное постановление выносится в ответ на иск государственного, муниципального или локального органа. Основными причинами могут быть нарушение закона, неправильно оформленная документация, несоответствие осуществляемой деятельности установленным в законе целям и т. д.

Коммерческие организации

Качественно ознакомиться с правовым статусом предпринимателей-юридических лиц поможет характеристика каждого вида коммерческой организации. Сразу следует отметить, что все элементы правоспособности вполне могут быть применимы к организациям, направленным на получение прибыли. Это значит, что коммерческое юр. лицо может вмещать в себя имущественную обособленность, организационное единство, гражданскую ответственность и представительство в суде. Все эти критерии применимы для товариществ, обществ, кооперативов и унитарных предприятий.

В статье 66 ГК РФ говорится о том, что хозяйственным товариществом называют инстанцию, имущество которого разделено на доли учредителей. Все доли составляют уставной капитал. Товарищества могут быть полными и коммандитными (временными). Существуют товарищества на вере, участники которого несут риск убытков друг за друга.

Фермерские хозяйства могут иметь правовой статус физических или юридических лиц. В первом случае создается форма индивидуального предпринимательства, которое, однако, ограничено некоторыми рамками. Хозяйство как юридическое лицо действует на основе устава и права собственности. Члены организации несут субсидиарнную ответственность.

Общества являются вторым типом коммерческой организации. Они могут быть открытыми, закрытыми и акционерными. В последнем случае имущество юр. лица разделено на акции, которые могут быть простыми и привилегированными.

Производственные кооперативы именуются также артелями. Члены таких обществ занимаются производством, переработкой, сбытом промышленности и прочими работами на добровольной основе. За имущество кооператива участники несут общую ответственность.

Последней коммерческой инстанций являются унитарные предприятия - государственные или муниципальные. Особенность их заключается в том, что все имущество носит неделимый характер, а потому не может быть разделено на паи, доли и т. д.

Некоммерческие организации

Организации, основной целью которых не является извлечение прибыли, значительно отличаются от коммерческих инстанций. Правовое регулирование статуса юридического лица некоммерческого типа осуществляется в зависимости от формы и направления деятельности.

Самой частой формой некоммерческой организации является потребительский кооператив - инстанция, основанная на добровольном членстве, созданная в целях удовлетворения материальных или духовных потребностей. Все заработанные финансы идут на совершенствование организации.

Остальные формы не похожи друг на друга: это общественные и политические движения, религиозные объединения, казачьи общества, адвокатские и нотариальные палаты, малочисленные народы, благотворительные фонды и многое другое. Особенностью всех этих инстанций является некоммерческая направленность.

Поделиться: