Правила проведения расчета пожарного риска. О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ИНФОРМАЦИЯ


I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к проведению оценки пожарного риска на объекте защиты.

2. Оценка пожарного риска проводится в целях определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в порядке, установленном и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Объектами защиты являются производственные объекты и объекты непроизводственного назначения, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также здания класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1.

К производственным объектам относятся объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи.

К объектам непроизводственного назначения относятся объекты общественного назначения, в том числе учреждения образования, здравоохранения, сервисного обслуживания населения, культурно-досуговой деятельности населения, временного пребывания населения (гостиницы, мотели, санатории, пансионаты, дома отдыха, учреждения туризма, лагеря для детей, общежития учебных заведений), жилые здания.

К зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 относятся здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

4. Оценка пожарного риска проводится в случаях:

а) составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых предусмотрено проведение расчета риска;

б) обоснования обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности.

5. Оценка пожарного риска проводится путем определения расчетных величин пожарного риска на объекте защиты и сопоставления их с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" .

6. Расчетные величины пожарного риска являются количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.

7. Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности производственных объектов является риск гибели людей при пожарах, в том числе:

а) риск гибели персонала производственного объекта;

б) риск гибели людей, находящихся в селитебной зоне вблизи производственного объекта (населения, проживающего на прилегающей к производственному объекту территории).

Риск гибели людей при пожарах на производственных объектах характеризуется числовыми значениями индивидуального и социального пожарных рисков.

8. Величина индивидуального риска для работника из числа персонала производственного объекта определяется как частота поражения определенного работника производственного объекта опасными факторами пожара в течение года.

Индивидуальный риск для работника производственного объекта определяется как сумма величин индивидуального риска при нахождении работника на территории и зданиях, строениях и сооружениях производственного объекта.

9. Для производственных объектов социальный риск принимается равным частоте возникновения событий, при реализации которых может пострадать не менее 10 человек.

10. Количественной мерой возможности реализации пожарной опасности объектов непроизводственного назначения является индивидуальный риск гибели людей, находящихся на объекте.

11. Величина индивидуального пожарного риска для персонала и посетителей, находящихся в зданиях и сооружениях объектов непроизводственного назначения, определяется как частота воздействия опасных факторов пожара на человека в течение года.

12. Расчет по оценке пожарного риска на объекте непроизводственного назначения допускается не проводить для:

а) объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей;

б) хозяйственных построек на дачных, огородных, садовых и приусадебных участках;

в) отдельно стоящих зданий и сооружений высотой не более двух этажей, общей площадью не более 300 м и одновременным нахождением не более 50 человек.

13. Для оценки пожарного риска производственных объектов и объектов непроизводственного назначения используются вероятностные критерии поражения людей и окружающих зданий и оборудования опасными факторами пожара. Детерминированные критерии применяются при невозможности применения вероятностных критериев.

Для объектов защиты, в связи с компенсированием погрешности в определении величины пожарного риска с применением вероятностных критериев, необходимо увеличение индивидуального и социального пожарных рисков на коэффициент безопасности 0,8.

14. Объект защиты не соответствует требованиям пожарной безопасности, если расчетные величины индивидуальных и социальных пожарных рисков с учетом коэффициента безопасности составляют более нормативных значений пожарных рисков.

15. Расчетные величины пожарного риска определяются с использованием методик, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

16. Методики должны быть:

а) научно обоснованными;

б) соответствовать рассматриваемым опасностям;

в) повторяемыми и проверяемыми.

17. Методики должны содержать порядок:

а) анализа пожарной опасности объекта защиты;

б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;

в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

д) вычисления пожарного риска.

18. В методики должны быть внесены изменения и дополнения, учитывающие изменения нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности и нормативных документов по пожарной безопасности, результаты научных исследований, накопленный отечественный и международный опыт в области оценки пожарных рисков.

19. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

20. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при условии подтверждения их компетентности, позволяющей выполнять эти расчеты по оценке пожарного риска.

21. Процедура подтверждения компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения расчетов по оценке пожарного риска и проверка их деятельности на предмет соответствия выполняемых расчетов требованиям настоящего Порядка осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

22. Проверка деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соответствия выполняемых ими расчетов требованиям настоящего Порядка осуществляется не чаще одного раза в 2 года.

23. В отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с требованиями и настоящего Порядка должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

24. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводившие расчеты по оценке пожарного риска, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту и достоверность сведений, содержащихся в расчетах при оценке пожарного риска.

II. Требования к компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для проведения расчетов по оценке пожарного риска

25. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, претендующие на проведение расчетов по оценке пожарного риска, направляют заявку (заявление) в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

К заявлению прилагаются:

- копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенные в установленном порядке;

- копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе, заверенная в установленном порядке;

- руководство по качеству, содержащее следующие разделы и сведения:

- заявление о политике в области качества осуществления работ по оценке пожарных рисков на объектах защиты, находящихся в стадии проектирования, строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации, ликвидации), эксплуатации;

- порядок и сроки повышения квалификации специалистов, занятых в оценке пожарных рисков;

- организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;

- процедуру оценки пожарных рисков, включая:

а) этапы оценки пожарных рисков:

- прием и рассмотрение заявок (заявлений) для оценки пожарных рисков;

- заключение договора на проведение оценки пожарных рисков;

- подготовку и утверждение программы проведения оценки пожарных рисков и персонального состава экспертной группы;

- обследование объекта защиты;

- подготовку документации по оценке пожарных рисков и выдачу отчета на объект защиты;

- ведение реестра выданных отчетов по оценке пожарных рисков;

направление в заинтересованные органы государственного надзора информации о нарушениях, выявленных на объекте защиты при проведении оценки пожарных рисков и создающих угрозу жизни и здоровью людей;

б) порядок подготовки и установления срока действия отчетов по оценке пожарных рисков;

в) немедленное информирование соответствующих органов государственного надзора при выявлении в ходе оценки пожарных рисков недостатков, которые могут привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей;

г) порядок ведения архивов;

д) страхование гражданской ответственности при проведении оценки пожарных рисков;

е) процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае неподтверждения компетентности, не позволяющей выполнять расчеты по оценке пожарного риска;

ж) документ, подтверждающий наличие у заявителя актуализированного фонда (или автоматизированной информационно-справочной системы) официально изданных нормативных и справочных документов по проведению оценки пожарных рисков;

з) сведения о квалификации персонала.

Для подтверждения квалификации персонала заявитель представляет заверенные в установленном порядке копии дипломов об образовании и выписки из трудовых книжек персонала, договоров (трудовых соглашений) с временно привлекаемым персоналом, документов, удостоверяющих окончание персоналом специализированных курсов повышения квалификации (если образование по профилю деятельности получено или предыдущие специализированные курсы повышения квалификации окончены более пяти лет назад) и прохождение обучения на семинарах. Персонал заявителя по оценке пожарных рисков должен в пределах своих должностных инструкций знать и уметь выполнять утвержденное руководителем заявителя руководство по качеству;

и) сведения о наличии материально-технической базы.

26. Заявитель, претендующий на проведение оценки пожарных рисков, должен иметь в штатной численности не менее 3 специалистов, имеющих высшее техническое образование или среднее специальное образование и обладающих соответствующим (не менее 5 лет) стажем практической работы в области обеспечения пожарной безопасности.

III. Оформление результатов расчетов оценки пожарного риска

27. Результаты расчетов оценки пожарного риска обосновываются и оформляются таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали при первоначальной оценке.

28. Расчеты оценки пожарного риска следует документировать в форме отчета, в который включаются:

а) титульный лист;

б) список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

в) сведения о подтверждении компетентности на проведение расчетов по оценке пожарного риска;

г) аннотация;

е) задачи и цели проведенных расчетов по оценке пожарного риска;

ж) наименование методики для проведения расчетов по оценке пожарного риска, кем и когда утверждена;

з) описание анализируемого объекта защиты;

и) описание последовательности проведения расчетов по оценке пожарного риска;

к) описание используемых методов расчета оценки пожарного риска, моделей пожароопасных ситуаций и обоснование их применения;

л) результаты расчетов оценки пожарного риска;

м) нормативные значения пожарного риска;

н) перечень исходных данных и используемых источников информации;

о) заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты нормативным значениям пожарного риска.

29. Отчет по оценке пожарного риска представляется в установленном порядке в качестве составной части:

а) декларации пожарной безопасности;

б) специальных технических условий для зданий, сооружений и строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности;

в) комплекса мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действовавшими до вступления в силу Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" требованиями пожарной безопасности, если их дальнейшая эксплуатация приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара*.
________________
* Порядок вступил в силу 27 ноября 2014 года. - Ред.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных
правовых актов,
N 26, сентябрь 2015 года

Пожарный риск – величина, характеризующая возможность свершения события пожарной опасности определенного типа. Понятие включает перечисление возможных негативных последствий, которые могут причинить вред здоровью людей, угрожать их жизни и быть причиной повреждения или уничтожения материальных ценностей, расположенных в зоне возгорания.

Различают пожарный риск двух типов:

  • Допустимый – гипотетическая точка равновесия, когда затраты, которые нужно понести строения, уравновешивают потенциальный материальный урон, понесенный организацией в результате возгорания;
  • Индивидуальный – совокупность факторов, свершение которых потенциально, приведет к неминуемой гибели людей.

Расчет пожарного риска нужно проводить согласно перечисленной нормативной документацией:

  • ФЗ №123 от 22 июля 2008 г. статья 6 объясняет, какие именно сооружения подлежат оценке пожарного риска. А именно, объекты социальной инфраструктуры, сооружения, частные дома и муниципальные здания, возведение которых было произведено с определенными отступлениями от многих разделов СНиП, регламентирующих безопасность при возгорании. Они являются обязательными для неукоснительного выполнения на всей территории Российской Федерации.
  • При проектировании используются правительственное постановление №87, которое регламентирует состав проектной документации и требования к содержанию различных разделов.
  • Все результаты расчетов заносятся в специальную декларацию пожарной безопасности объекта, установленная форма которой регламентирована ст. 6 ФЗ№ 123.

Для чего проводится расчет пожарного риска

Расчет риска по пожарной безопасности обосновывает следующие показатели:

  • Пожарные секции и отсеки, их количество и площадь;
  • Планировочные и объемные решения проекта;
  • Величина расстояния между строящимся объектом, и уже готовыми
  • Количество, размещение, граничные параметры ширины и протяженности , центральных и вспомогательных выходов;
  • Материал, место размещения и управляющую автоматику противопожарных штор, простенков, завес и других стационарных или мобильных преград;
  • Выбор средств локализации очага возгорания и пожаротушения, их размещение,
  • Разновидность и технические решения системы оповещения при пожаре, управление эвакуацией персонала и посетителей в ручном режиме через громкоговорители;
  • Разработка, монтаж и применение различных автоматизированных систем: пожаротушения нового типа пожаротушащего вещества;

Методики расчетов

На сегодняшний день расчеты производятся по двум основным методикам:

  1. Для зданий общественного назначения любой формы собственности существует по независимой оценке пожарного риска. Формулы для расчетов и особенности их применения обосновывают методические указания по техническому регламенту, приведенный в ст. 79 ФЗ №123. Согласно ему, норматив индивидуального пожарного риска для этих сооружений не должен быть больше значения один к миллиону в год. Причем, точка размещения гипотетического отдельного человека, взятого для расчета, должна находиться на максимальном удалении от всех выходов и средств пожаротушения. Методика такого расчета утверждена приказом по МЧР РФ № 382 от 30.06.2009 г.
  2. Для производственных строений расчет регламентируется ст. 93 ФЗ №123. согласно этим нормативам допускается небольшое увеличение степени индивидуального со стандартного значения принятого для общественных зданий до одной на десять тысяч в год. Но это делается при условии, что весь персонал предприятии пройдет обучение последовательности правильных действий при обнаружении очага возгорания.

Также этими регламентируется еще два показателя:

  1. Показатель индивидуального пожарного риска для проживающих в предполагаемой зоне поражения, возникновение которой возможно вследствие возгорания на производстве. При этом предполагаемая гибель людей, наступившая вследствие пожара, по нормативам составляет не более одного к ста миллионам в год.
  2. Параметры показателя социального риска регламентирована приказом от МЧС №404. от 10.07. 2012. согласно ей опасность для людей, которые проживают вблизи потенциально опасного объекта, не должна быть больше 1 на сто миллионов в год.

Последовательность расчетов

Пример расчета пожарного риска для производственного объекта включает в себя следующие показатели:

    Сбор данных для анализа пожарной опасности здания. В эти данные входят:

    • План здания и его объемно-планировочное решение;
    • Показатели теплосопротивления материала из которого состоят несущие и ограждающие конструкции;
    • Размещение станков и другого производственного оборудования из теплотехнические характеристики;
    • Характеристика складских и вспомогательных помещений, наличие, количество, вид и размещение горючих, горюче-смазочных и других легковосплменимых матриалов.
    • Расчет и автоматического пожаротушения в соответствии с нормативами.
    • Наличие и характеристики противодымной вентиляции, системы сигнализации, системы противопожарного светового и звукового оповещения.
  1. Полученные данные помогут в оценке пожарного риска здания и сооружения. На основании их анализа и определяется реальная пожарная безопасность сооружения. Кроме того, при расчетах учитываться и внешние факторы:

    • Динамика развития очага возгорания и вектор направления распространения огня.
    • Состав, вероятность срабатывания и основные технические характеристики противопожарных защит.
    • Последствия воздействия огня на конструкцию сооружения, материальные ценности и работающих там людей.
  2. Для проверки выкладок и дальнейшего расчета вероятности пожарных рисков разрабатывается вероятный сценарий развития пожара:

    • Спорадический выбор места очага возгорания и вероятное направление движения пожара в соответствии с закономерностями распространения огня;
    • Расчет прочности конструкций внутренней структуры с учетом температуры и направления распространения определение местоположения средств первичного пожаротушения и эвакуации.
  3. После расчетов производится оценка пожарного риска зданий и сооружений, которая должна выявить соответствие, поступившего проекта существующим нормативным величинам.

Если обратиться к данным мировой статистики, то риск оказаться в условиях пожара в России один из самых высоких среди других стран. Такой вывод осуществлен на основе собранных статистических данных по количеству пожаров, жертвам от пожаров, материального ущерба, причинённого пожарами, и показывают реальное положение дел и реальный риск на данной конкретной территории за определённый промежуток времени. Риск оказаться в условиях пожара в России выше, чем в мире в 1,4 раза, а риск погибнуть при пожаре - в 8,5 раза. Однако, соблюдая определённые правила и условия, можно существенно понизить пожарные риски.

Пожарная безопасность объектов зависит от множества факторов

Назначения и технического состояния зданий и сооружений, высоты и их планировки, наличия и эффективности систем оповещения и пожаротушения. При строительстве и дальнейшей эксплуатации предприятия, какого-либо сооружения, жилого здания важным этапом является определение уровня безопасности такого объекта. Основным этапом определения безопасности является оценка пожарных рисков .

Обязательно следует выполнять расчёт пожарного риска , когда на действующих объектах в силу их специфики или других причин невозможно обеспечить защиту от огня в полной мере. В «Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности» РФ указано, что на любом объекте пожарная безопасность может считаться обеспеченной только в том случае, когда допустимые значения пожарного риска не больше значений, которые установлены нормативными документами. Если на действующем объекте нет нарушений нормативов или законов, соблюдаются все требования по пожарной безопасности, то такие мероприятия проводить не обязательно.

Согласно Федеральному закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарный риск - мера возможной реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей. При расчёте пожарного риска либо его оценке определяется уровень эффективности мер пожарной безопасности, а также возможные последствия пожара для безопасности людей и имущества.

Пожарный риск делится на виды:

Допустимый - пожарный риск, уровень которого допустим в силу социально-экономических условий;
Индивидуальный - пожарный риск, могущий привести к гибели человека в результате факторов пожара;
Социальный - степень опасности, которая может привести к гибели группы людей.

При расчёте пожарного риска можно определить, насколько соответствует уровень пожарной безопасности на действующем объекте нормативным требованиям. Для этого собирается определённая техническая информация, информация о состоянии пожарной безопасности на объектах, которая в дальнейшем анализируется, в результате чего, делаются выводы, та самая вероятность и возможные последствия пожара для людей, зданий, имущества. Если на объекте есть небольшие отступления от нормативов по пожарной безопасности, то расчёт пожарных рисков проводится для того, чтобы удостовериться, возможна ли его эксплуатация без устранения недочетов в системе обеспечения пожарной безопасности. Допустимые значения рисков разных видов указаны в нормативных документах.

Оценка пожарного риска

При составлении декларации пожарной безопасности для жилых, административных или производственных зданий или сооружений (для которых это предусмотрено), а также для доказательства обеспечения пожарной безопасности на объектах, защита которых не регламентируется федеральными законами, необходимо проводить независимую оценку пожарного риска . Расчёт пожарных рисков должен проводиться для всех зданий и сооружений производственного или непроизводственного назначения, однако действующими нормативами допускается не производить его для некоторых объектов (жилых домой в частной собственности, не превышающих трёх этажей, хозяйственных построек на дачных, садовых, приусадебных участках и некоторых других).

Основываясь на многолетнем опыте работы в области пожарной безопасности специалисты нашей организации на основании Свидетельства об аккредитации, выданного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), произведут комплекс работ по независимой аудиторской проверке пожарной безопасности , а также расчет и оценку пожарного риска на объекте:

Наименование выполняемых работ
Анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты.
Обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Анализ пожарной опасности зданий.
Осуществляется сбор данных об объекте, который включает следующие сведения:
. объемно-планировочные решения;
. теплофизические характеристики ограждающих конструкций и размещенного оборудования;
. вид, количество и размещение горючих веществ и материалов;
. количество и места вероятного размещения людей;
. системы пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей;
. при этом учитывается возможная динамика развития пожара;
. состав и характеристики системы противопожарной защиты;
. возможные последствия воздействия пожара на людей и конструкции здания.
Проведение анализа выполнения на объекте требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Определение частоты реализации пожароопасных ситуаций
Построение полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития, включающих в себя:
. выбор места нахождения первоначального очага пожара и закономерностей его развития;
. задание расчетной области (выбор рассматриваемой при расчете системы помещений, определение учитываемых при расчете элементов внутренней структуры помещений, состояния проемов);
. задание параметров окружающей среды и начальных значений параметров внутри помещений.
Оценка последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития.
Определение расчетных величин индивидуального пожарного риска и определение расчетной величины пожарного риска в здании.
Разработка дополнительных противопожарных мероприятий при определении расчетной величины индивидуального пожарного риска. Выбор оптимальных для заказчика способов реализации дополнительных мероприятий из таких как:
. организация поэтапной эвакуации людей из здания;
. ограничение количества людей в здании до значений, обеспечивающих безопасность их эвакуации из здания.
Подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Направление заключения о проведении независимой оценке пожарного риска в адрес УНД ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу.

Независимая оценка пожарных рисков способствует повышению уровня защищенности людей и безопасности имущества, снижению административной нагрузки на предпринимателей, а также освобождению сотрудников МЧС от дополнительного контроля на небольших объектах и уменьшению коррупционной составляющей.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска

В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2009 года N 272

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных , при составлении декларации пожарной безопасности.

2. Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" .

3. Определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:

а) анализа пожарной опасности объекта защиты;

б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;

в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

4. При проведении расчета по оценке социального пожарного риска учитывается степень опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более.

5. Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.*5)

6. Методики, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, подлежат опубликованию в печатном издании Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и размещению в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на период их действия.

7. Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:

а) наименование использованной методики, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил;

б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;

в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;

г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;

д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Электронный текст документа

Поделиться: