Обслуживание приборов безопасности гпм. Техническое обслуживание приборов безопасности

К приборам и устройствам безопасности относятся концевые выключатели, выключающие электродвигатель при подходе крюка, грейфера или другого грузозахватного устройства, а также крановой стрелы к одному из крайних положений Концевые выключатели также автоматически останавливают механизмы передвижения кранов и их грузовые тележки перед подходом к упорам, расположенных в концах рельсового пути.

Ограничители грузоподъемности автоматически отключают механизм подъема груза, масса которого превышает пороговое значение более чем на 10%

У стрелочных кранах с переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета стрелы, применяют ограничители грузового момента, которые учитывают не только вес поднимаемого груза, но и длину вылета у стрел.

Показатели грузоподъемности применяются на стреловых кранах, грузоподъемность которых изменяется при различных вылетах стрелы

Грузозахватные приспособления (крюки, электромагнитные шайбы, грейферы, подхваты и захваты,)являются особенно ответственными деталями крана и изготавливаются под форму перемещаемых грузов Периодичный контроль за состоянием их рабочих поверхностей (износ, отсутствие трещин и дефектов) обеспечивает безопасность при эксплуатации транспортных устройств.

Автоматические сигнализаторы опасного напряжения включают сигнал оповещения об опасном приближении стрелы самоходного крана до проводов, находящихся под напряжением линии электропередачи.Световая сигнальная лампочка оборудуется в кабине крановщика, сирена или звонок - вне кабины для привлечения внимания такелажників.

Противоугонные устройства предназначаются для содержания крана, работающего на открытом воздухе, от спонтанного перемещения рельсовым путем под действием ветра, который по силе превосходит предельно допустимый уровень Основным элементом противоугонных устройств являются реечные захваты, с помощью которых кран вручную или автоматически закрепляется на рельсах.

Применяются и другие устройства безопасности: блокировка люка и дверей кабины в мостовых кранах; ограничители поворота на башенных кранах; измерители крена на самоходных кранах; ограничители перекоса на мостовых к кранах тощ.

Из большого количества узлов и механизмов кранов очень важными с точки зрения безопасности есть тормоза и тяговые гибкие органы

Тормоза по назначению делятся на стопорные, которые применяются только для остановки механизма и удержание груза в поднятом состоянии, и спускные, используемых для регулирования скорости опускания груза и постепенному замедлению действия механизма с последующей окончательной его остановкой. К тормозам предъявляются следующие основные требования безопасности: достаточный тормозной момент для заданных условий работы; скорости ке замыкания и размыкания, высокая конструктивная прочность элементов тормоза, ограничение нагрева и износа поверхностей трения, удобство осмотра и регулирования, устойчивость регулирования, что обеспечивает надежность работы тормозного устройства Исправность тормозов проверяетсяежесменно перед началом роботы.


Техническое освидетельствование грузоподъемных машин

Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей регистрации, выдастся участковым инспектором Госгортехнадзора на основе се технического освидетельствования, проведенного монтажной или наладочный организацией, являющейся владельцем данной машины.

Все грузоподъемные машины, регистрируемые и не регистрируемые в Госгортехнадзоре, до пуска в работу подвергают полному техническому освидетельствованию, а,находящиеся в работе - периодическому техосвидетельствованию: частичному не реже одного раза в 12 мес и полному - не реже одного раза в три года. Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины производят после монтажа ее на новом месте, реконструкции, ремонта металлических конструкций машины с заменой расчетных элементов или узлов, установки вновь полученного от завода-изготовителя сменного стрелового оборудования, капитального ремонта или смены механизма подъема грузоподъемной машины.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемные машины подвергаются осмотру, статическому и динамическому испытаниям. При частичном освидетельствовании статическое и динамическое испытание грузоподъемной машины не проводятся.

Статическое испытание грузоподъемной машины производится нагрузкой на 25 %, а при динамическом испытании грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность машины. Краны стрелового типа считаются выдержавшими статическое испытание, если контрольный груз, поднятый на высоту 100-200 мм, в течение 10 мин г не опустится на землю, а также если не будет обнаружено трещин, деформаций и других повреждений.

Лебедки для подъема людей подвергаются техническому освидетельствованию перед пуском в работу и периодически через каждые 12 мес. Статическое испытание лебедок производят нагрузкой, превышающей в полтора раза их грузоподъемность, а динамическое - нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 10%

Какое назначение имеют приборы и устройства безопасности на грузоподъемных машинах?

Приборы и устройства безопасности устанавливают на грузоподъемных машинах для предупреждения аварий с ними и несчастных случаев с обслуживающим персоналом. Приборы и устройства безопасности служат для ограничения рабочих движений, наклона и перекоса кранов, массы поднимаемых грузов, работы кранов при возрастающей ветровой нагрузке и др.

Грузоподъемные краны с электрическим приводом оборудуют концевыми выключателями для автоматической остановки механизма подъема грузозахватного органа или стрелы, механизма передвижения крана и его тележки при подходе его к концевым упорам или на недопустимо близкое расстояние к другому крану, установленному на том же пути. Концевые выключатели указанных ограничителей включают в электрическую схему таким образом, чтобы было возможно движение, но только в обратном направлении.

Стреловые,башенныеипортальныекраныв целях предупрежденияихопрокидыванияоборудуют ограничителем грузоподъемности (ограничителем грузового момента), который автоматически отключает механизм подъема груза и изменения вылета стрелы в случае, если масса груза превышает номинальную грузоподъемность для стреловых и башенных кранов более чем на 10%, а для портальных — более чем на15%. При этом после срабатывания ограничителя должна обеспечиваться возможность опускания груза или включения механизмов, позволяющих уменьшить грузовой момент. Стреловые краны, имеющие две и более грузовые характеристики, снабжают ограничителем грузоподъемности с устройством для переключения его на работу в соответствии с выбранной характеристикой. Краны, грузоподъемность которых меняется с изменением вылетастрелы,снабжаютуказателем грузоподъемности, соответствующей установленному вылету. Шкала yказателя должна быть отчетливо видна с рабочего места крановщика.

Краны мостового типа оборудуют устройством для автоматического снятия напряжения с крана при выходе крановщика на галерею. На двери для входа в кабину управления краном с посадочной площадки устанавливают электрическую блокировку, которая не позволяет начать передвижение при открытой двери.

Краны, предназначенные для работы на открытом воздухе, длякоторых ветровая нагрузка опаснадля их эксплуатации, оборудуют анемометрами, измеряющими скорость движения воздуха. При достижении скорости ветра значения, которое опасно для работы крана, анемометр автоматически включает звуковую сигнализацию. Стреловые самоходные краны (за исключением железнодорожных) снабжают прибором, который включает звуковой сигнал, оповещающий о приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам электрической сети или к линии электропередачи.

Грузоподъемные краны, управляемые из кабины или дистанционно, оснащают звуковой предупредительной сигнализацией. Эти сигналы должны быть слышны во всей зоне работы крана (2.20; 4.11).

Какие технические освидетельствования и в какие сроки проходят грузоподъемные машины?

Грузоподъемные машины проходят полное и частичное техническое освидетельствование. Полное освидетельствование включает осмотр их технического состояния, статическое и динамическое испытания под нагрузкой. Частичное освидетельствование заключается только в техническом осмотре без испытания под нагрузкой. Техническое освидетельствование проводится с целью установить, что грузоподъемные машины соответствуют Правилам, находятся в исправном состоянии и обслуживаются в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Полное техническое освидетельствование проводится перед пуском грузоподъемных машин в эксплуатацию и периодически в процессе работы не реже 1 раза в 3 года. Редко используемые машины (краны, используемые только при ремонте оборудования и т. п.) проходят полное техническое освидетельствование не реже чем 1 раз в 5 лет. Частичное техническое освидетельствование осуществляется ежегодно. Кроме того, проводят внеочередное полное техническое освидетельствование при: монтаже машины на новом месте, реконструкции, ремонте с заменой расчетных элементов крана, капитальном ремонте и смене крюка (в последнем случае динамическое испытание не проводят).

При осмотре крана проверяют состояние металлоконструкций, крюка и деталей его подвески, канатов и их крепление, блоков, осей и крепящих их деталей, состояние электрического заземления крана и других частей.

При статическом испытании крана к крюку подвешивают груз, на 25% превышающий его грузоподъемность, поднимают груз на высоту 200- 300 мм и выдерживают ва таком положении в течение 10 мин. Кран считается выдержавшим испытание, если за это время поднятый груз не опустится на землю и не появятся трещины, остаточные деформации и другие повреждения моста или стрелы крана.

При динамическом испытании подвешивают груз, на 10% превышающий грузоподъемность крана, и дважды повторяют подъем и опускание груза. Цель испытания — проверка действия механизмов подъема крана и тормозов. Проверяют действие и всех других механизмов. Допукается динамическое испытание рабочим грузом. Результаты технического освидетельствования записывают в паспорт крана с указанием срока следующего освидетельствования (4.11).

В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа -

Полезная информация:

Находящиеся в эксплуатации подъемные сооружения (грузоподъемные машины) должны быть снабжены приборами и устройствами безопасности. В соответствии с требованиями пунктов 49, 50 ФНП:

49. Монтаж и наладка регистраторов, ограничителей и указателей осуществляется их разработчиками и изготовителями, изготовителями ПС, а также специализированными организациями, имеющими обученных специалистов и персонал, а также документацию и оборудование для выполнения этих работ.

50. Монтаж и наладка регистраторов, ограничителей и указателей в составе ПС должны выполняться в соответствии с их эксплуатационными документами, а также эксплуатационными документами ПС. При отсутствии в эксплуатационных документах необходимых указаний монтаж следует проводить по проекту разработчика или изготовителя регистраторов, ограничителей и указателей ПС либо по проекту, разработанному специализированной организацией, при этом установка указанных устройств (приборов) не должна влиять на прочностные и функциональные показатели ПС.

Ответственность за нарушение требований по монтажу и наладке несет организация, смонтировавшая ограничитель, указатель или регистратор на ПС.

ООО «ПРОМТЕХЭКСПЕРТ » выполняет работы в области установки, наладки, гарантийного, сервисного обслуживания и ремонта приборов безопасности установленных на грузоподъемных машинах (автомобильных, гусеничных, мостовых, козловых, башенных кранах, кранах-манипуляторах, подъемников (вышек), строительных подъемников, кранах-трубоукладчиках) и является авторизованным сервисным центром следующих заводов изготовителей:

ООО НПП «Резонанс» (г. Челябинск, РФ) - ОГМ 240; ОГМ 25,5; АЗК 110, ПБЛ 240; СБУК (различных модификаций);

ООО «Арзамасский электромеханический завод» (г. Арзамас, РФ) - ОНК-140, ОНК-160, ОПГ-1, БУГ, ТСУ;

ЗАО «КРИТЕРИЙ» (г. Минск, Беларусь) - КСБК-СК-1;

ООО «Гамма-Центр» (г. Москва, РФ) - СБК «ЩИТ».

Кроме того, ООО «ПРОМТЕХЭКСПЕРТ» выполняет, наладку, гарантийный ремонт приборов безопасности установленных на грузоподъемных машинах предприятий-изготовителей указанных в разделе «техническое обслуживание ПС», где мы являемся сервисным центром, также мы выполняем техническое обслуживание и послегарантийный ремонт приборов безопасности других предприятий-изготовителей ПС.

Периодичность технического обслуживания приборов и устройств безопасности устанавливает предприятие-изготовитель.

Техническое обслуживание (ТО) прибора безопаснос-ти обеспечивает :

Постоянную готовность прибора безопасности к эксплуатации;

Надежность и безопасность работы крана;

Устранение причин, вызывающих преждевременный износ и повреждения узлов и механизмов крана;

Удлинение межремонтных сроков.

ТО прибора безопасности производится одновремен-но с очередным техническим обслуживанием крана (но не реже периодов, указанных ниже) и в соответствии с указаниями мер безопасности, предусмотренных при обслуживании крана.

Виды и периодичность техобслуживания

Техническое обслуживание прибора безопасности в зависимости от периодичности и объема работ подраз-деляется на следующие виды:

Ежесменное техобслуживание (ЕО);

Первое периодическое техобслуживание (ТО-1);

Второе периодическое техобслуживание (ТО-2);

Сезонное техобслуживание (СО);

Техобслуживание при консервации и расконсервации крана (КО)

ЕО — производится ежедневно перед началом работы крана, независимо от числа смен

ТО-1 — производится не реже одного раза в квартал.

ТО-2 — производится не реже двух раз в год.

СО — производится 2 раза в год при очередном «ТО-2» в осенний и весенний периоды.

КО — проводится при консервации и расконсервации крана и прибора безопасности.

Ежесменное техническое обслуживание должно вы-полняться крановщиком, а остальные виды технического обслуживания — специалистами сервисных центров предприятий изготовителей.

Считывание данных с регистратора параметров должно проводится 1 раз в 6 месяцев.

После монтажа, наладки или реконструкции регистратора входящие в него ограничитель и указатель должны быть опломбированы организацией, выполнившей эти работы.

Ответственность за работоспособность ограничителя, указателя и регистратора в процессе их эксплуатации на ПС (после оформления акта о завершении монтажа) несет эксплуатирующая организация.

Предприятие-изготовитель не несет гарантийных обязательств при отказе приборов безопасности, если:

Нарушены условия монтажа составных частей ограничителя, указанные в руководстве по эксплуатации;

Ограничитель имеет внешние повреждения или нарушены пломбы, не предназначенные для вскрытия при эксплуатации (если ремонт производил сервисный центр, имеющий полномочия завода-изготовителя, в паспорте должна быть отметка с оттиском пломбы этого предприятия);

В разделе паспорта отсутствует знак предприятия-изготовителя защитный;

Не предъявлен паспорт ограничителя при предъявлении претензий;

Ограничитель подвергался разборкам или другим вмешательствам в конструкцию, не предусмотренным эксплуатационной документацией.

ООО «ПРОМТЕХЭКСПЕРТ » осуществляет продажу приборов безопасности и их комплектующих как со склада, так и под заказ.

Поставка осуществляется только оригинальных запасных частей и комплектующих непосредственно от предприятий-изготовителей.

У нас на складе имеется детали и комплектующие приборов и устройств безопасности. Мы поставляем под заказ продукцию ООО НПП «Резонанс»

Продукция предприятия изготовителя приборов и устройств безопасности ООО НПП «Резонанс»

Состав прибора безопасности ОГМ 240 для автомобильного крана

1. Блок входов и нагрузок БВН1.3

2. Блок индикации БИ04.14

3. Датчик перемещения ДДС15.15

4. Датчик азимута ДУА360.13

5. Датчик приближения к ЛЭП ДЛ220.14

6. Датчик давления ДД250.11 (2 шт.)

Сервисным центрам поставляется SD-карта с программным обеспечением для обработки регистратора параметров работы крана и для диагностики блоков и датчиков.

Структурная схема системы СБУК для управления подъемником

Состав системы управления

  • контроллер СБУК СМ серии 4 ;
  • панель оператора с монохромным или цветным графическим дисплеем (при использовании пультов управления со встроенными дисплеями панель оператора может отсутствовать);
  • кабельный барабан с датчиками перемещения и угла наклона типа ДДС15 ;
  • комплект переговорных устройств ПУ5 ;
  • датчик усилия ДС1000.12 ;
  • датчик угла поворота ДУА360.13 ;
  • датчик скорости ветра ДСВ1.13 ;
  • пульт дистанционного управления ПУ6.1 ;
  • стационарный пульт управления ПУ6.1-01 ;
  • пульт переключения гидроконтуров управления ПУ7.1 ;
  • комплект соединительных жгутов.

Системы контроля, защиты и управления мобильных машин

Блоки управления

Беспроводные устройства

Датчики и измерители

Промышленные джойстики и педали

Токосъемные устройства

Приборные панели и указатели

Преобразователи напряжения и блоки питания

Реле и реле-регуляторы


Продукция предприятия изготовителя приборов и устройств безопасности

У нас на складе имеется детали и комплектующие приборов и устройств безопасности. Мы поставляем под заказ продукцию ООО “Арзамасский электромеханический завод” (ООО «АЭМЗ»)

На стреловые краны

На мостовые, козловые,
контейнерные краны

На башенные краны

Автогидроподъемники
(вышки),
гидроманипуляторы

На автокраны с
гидравлическими
стрелами

Считыватель
телеметрической
информации

Токосъемное устройство

горизонтированием

Аппараты структурно-
резонансной терапии

Комплект радиоканала

Система двухсторонней связи

Аппараты структурно-
резонансной терапии

ПТ1-ОНК-160

Универсальный пульт контроля
блоков и датчиков

Индикатор крена крана

Сервисное обслуживание:

С целью обеспечения постоянной готовности к эксплуатации, обеспечения безопасной работы крана эксплуатационная документация на приборы безопасности предусматривает проведение технического обслуживания.

В зависимости от объема работ и периодичности их выполнения техническое обслуживание подразделяется на ежесменное (ЕО) и сезонное (СО). Порядок проведения работ по техническому обслуживанию указан в руководстве по эксплуатации, поставляемом с каждым прибором.

Техническое обслуживание должно выполняться организациями, имеющими соответствующую техническую базу, квалифицированных и аттестованных в установленном порядке специалистов, а также разрешение (рекомендации) территориальных органов Ростехнадзора на право проведения данного вида работ.

Периодичность и содержание ТО ОНК любой модификации ОНК-1Х0-ХХ должны соответствовать разделу "ТО" руководства по эксплуатации НПКУ.408844.0ХХ-ХХ РЭ (или ЛГФИ.408844.0ХХ-ХХ РЭ) (РЭ), входящему в комплект поставки ОНК модификации ОНК-1Х0-ХХ (Х - целое число от 0 до 9).

В общем случае раздел "ТО" ограничителя модификации ОНК-1Х0-ХХ может предусматривать следующие виды ТО и периодичность их проведения:

Ежесменное ТО (ЕО);

Первое периодическое техническое обслуживание (ТО-1) - не реже одного раза в месяц;

Второе периодическое техническое обслуживание (ТО-2) - не реже одного раза в квартал;

Сезонное ТО (СО) - при подготовке к зимнему и летнему сезону эксплуатации крана, т. е. один раз в шесть месяцев.

При этом проверка ОНК контрольными грузами (и, при необходимости, подстройка ОНК по результатам проверки) во время выполнения ТО-1, ТО-2 и СО проводится наладчиком приборов безопасности.

При эксплуатации крана с ограничителем ОНК-1Х0-ХХ необходимо руководствоваться эксплуатационной документацией (паспортом ЛГФИ.408844.0ХХ-ХХ ПС и руководством по эксплуатации НПКУ.408844.0ХХ-ХХ РЭ, или ЛГФИ.408844.0ХХ-ХХ РЭ), поставленной потребителю совместно с данным ОНК.

Мы поставляем под заказ продукцию ЗАО “Инженерно-технический центр “Крос” (ЗАО ИТЦ “Крос”)

У нас на складе имеется детали и комплектующие приборов и устройств безопасности.

Прибор защиты крана от опасного приближения к ЛЭП «Барьер -2000 К»

Прибор защиты электрических кранов от обрыва фаз «УЗОФ-3М

Основные технические характеристики

Параметр.

Численное значение.

Напряжение электропитания, В

~380/220 (-10% до +25%)

Потребляемая мощность, ВА, не более

Рабочий диапазон тока, А

Характеристики контактов выходного реле

2А при 250В

Срок службы до списания, лет

Рабочая температура

60°С до +55°С

Габаритные размеры, (ДхШхВ), мм

Исполнение -1

Исполнение -2

Масса прибора, кг (не более)

Исполнение -2

Исполнение -3

Реле температурное со счетчикм моточасов «РТМ-1»

Температурное реле «РТМ-1» устанавливается на грузоподъемные краны, подъемники (вышки), краны-манипуляторы.

Температурное реле «РТМ-1» предназначено для обеспечения безопасной работы подъемных сооружений и других механизмов в условиях, когда ограничены пределы их использования по температуре (плюсовой или (и) минусовой).

Температурное реле автоматически отключает привода механизмов грузоподъемных кранов или иных исполнительных механизмов крана при выходе температуры окружающей среды за установленные пределы для данного типа крана или механизма.

Основные технические характеристики.

Параметр.

Численное значение.

условное обозначение

«РТМ-1» ТУ 4892-009-56881165-2006

минимальная температура порога настройки

максимальная температура порога настройки

регистрация наработки (по счетчику моточасов)

род электрического тока

постоянный

напряжение питания, В

ток, потребляемый устройством, А не более

величина тока нагрузки, А

3А при напряжении до 48В пост. тока
5А при напряжении до 250В перем. тока

Среднее время наработки на отказ, час

срок службы до списания, лет

Климатическое исполнение по ГОСТ 15150

рабочая температура

40°С до +55°С

защита от попадания посторонних тел
ГОСТ 14254

габаритные размеры, мм (без кабеля)

масса, кг, не более

Приборы и устройства безопасности на подъемно-транспортном оборудовании. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Приборы и устройства безопасности на подъемно-транспортном оборудовании. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин.
Рубрика (тематическая категория) Производство

К приборам и устройствам безопасности относятся концевые выключатели, выключающие электродвигатель при подходе крюка, грейфера или другого грузозахватного устройства, а также крановой стрелы к одному из крайних положений Концевые выключатели также автоматически останавливают механизмы передвижения кранов и их грузовые телœежки перед подходом к упорам, расположенных в концах рельсового пути.

Ограничители грузоподъемности автоматически отключают механизм подъема груза, масса которого превышает пороговое значение более чем на 10%

У стрелочных кранах с переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета стрелы, применяют ограничители грузового момента͵ которые учитывают не только вес поднимаемого груза, но и длину вылета у стрел.

Показатели грузоподъемности применяются на стреловых кранах, грузоподъемность которых изменяется при различных вылетах стрелы

Грузозахватные приспособления (крюки, электромагнитные шайбы, грейферы, подхваты и захваты,)являются особенно ответственными деталями крана и изготавливаются под форму перемещаемых грузов Периодичный контроль за состоянием их рабочих поверхностей (износ, отсутствие трещин и дефектов) обеспечивает безопасность при эксплуатации транспортных устройств.

Автоматические сигнализаторы опасного напряжения включают сигнал оповещения об опасном приближении стрелы самоходного крана до проводов, находящихся под напряжением линии электропередачи.Световая сигнальная лампочка оборудуется в кабинœе крановщика, сирена или звонок - вне кабины для привлечения внимания такелажників.

Противоугонные устройства предназначаются для содержания крана, работающего на открытом воздухе, от спонтанного перемещения рельсовым путем под действием ветра, который по силе превосходит предельно допустимый уровень Основным элементом противоугонных устройств являются реечные захваты, с помощью которых кран вручную или автоматически закрепляется на рельсах.

Применяются и другие устройства безопасности: блокировка люка и дверей кабины в мостовых кранах; ограничители поворота на башенных кранах; измерители крена на самоходных кранах; ограничители перекоса на мостовых к кранах тощ.

Из большого количества узлов и механизмов кранов очень важными с точки зрения безопасности есть тормоза и тяговые гибкие органы

Тормоза по назначению делятся на стопорные, которые применяются только для остановки механизма и удержание груза в поднятом состоянии, и спускные, используемых для регулирования скорости опускания груза и постепенному замедлению действия механизма с последующей окончательной его остановкой. К тормозам предъявляются следующие основные требования безопасности: достаточный тормозной момент для заданных условий работы; скорости ке замыкания и размыкания, высокая конструктивная прочность элементов тормоза, ограничение нагрева и износа поверхностей трения, удобство осмотра и регулирования, устойчивость регулирования, что обеспечивает надежность работы тормозного устройства Исправность тормозов проверяетсяежесменно перед началом роботы.

Техническое освидетельствование грузоподъемных машин

Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей регистрации, выдастся участковым инспектором Госгортехнадзора на базе се технического освидетельствования, проведенного монтажной или наладочный организацией, являющейся владельцем данной машины.

Все грузоподъемные машины, регистрируемые и не регистрируемые в Госгортехнадзоре, до пуска в работу подвергают полному техническому освидетельствованию, а,находящиеся в работе - периодическому техосвидетельствованию: частичному не реже одного раза в 12 мес и полному - не реже одного раза в три года. Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины производят после монтажа ее на новом месте, реконструкции, ремонта металлических конструкций машины с заменой расчетных элементов или узлов, установки вновь полученного от завода-изготовителя сменного стрелового оборудования, капитального ремонта или смены механизма подъема грузоподъемной машины.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемные машины подвергаются осмотру, статическому и динамическому испытаниям. При частичном освидетельствовании статическое и динамическое испытание грузоподъемной машины не проводятся.

Статическое испытание грузоподъемной машины производится нагрузкой на 25 %, а при динамическом испытании грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность машины. Краны стрелового типа считаются выдержавшими статическое испытание, в случае если контрольный груз, поднятый на высоту 100-200 мм, в течение 10 мин г не опустится на землю, а также если не будет обнаружено трещин, деформаций и других повреждений.

Лебедки для подъема людей подвергаются техническому освидетельствованию перед пуском в работу и периодически через каждые 12 мес. Статическое испытание лебедок производят нагрузкой, превышающей в полтора раза их грузоподъемность, а динамическое - нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 10%

Приборы и устройства безопасности на подъемно-транспортном оборудовании. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Приборы и устройства безопасности на подъемно-транспортном оборудовании. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин." 2017, 2018.

В сборник включены: основные требования нормативных документов по осiiащению грузоподъемных машин приборами безопасности; порядок проектирования и изготовления приборов безопасности; сведения о приборах безопасности; монтаж приборов безопасности; эксплуатационное сопровождение приборов безопасности; подготовка персонала, обслуживаюiдего приборы безопасности; совершенствование приборов и сйстем безопасности; основные причины аварий и несчастных случаев при работе грузоподъемных машин.

В приложениях приведены информационные материалы по приборам безопасности грузоподъемных машин.

Включенные в сборник документы применяются в части, не противоречащей действующим законодательным и иным нормативным правовым актам.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ НАЛАДЧИКОВ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

РД 10-208-98

С Изменением № 1 [РДИ 10-474(208)-02], утвержденным и введенным в действие с 01.10.2002 постановлением Госгортехнадзора России от 19.07.2002 № 45

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Типовая инструкция разработана с учетом требований Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 1. С. 191), Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 11. С. 1305), Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00 )*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98, и устанавливает обязанности наладчиков приборов безопасности грузоподъемных кранов**.

1.2. Производственные инструкции для наладчиков разрабатываются на основании настоящей Типовой инструкции и могут содержать дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации грузоподъемных кранов, указаний по техническому обслуживанию и ремонту приборов и устройств безопасности*, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов и приборов безопасности.

1.3. Наладчики могут производить обслуживание и ремонт приборов безопасности после обучения по соответствующей программе и проверки знаний квалификационной комиссией (экзамена). Подготовка и проверка знаний наладчиков должны осуществляться в учебных центрах (пунктах), располагающих базой для теоретического и производственного обучения. Там же наладчики должны проходить ежегодную повторную проверку знаний с соответствующей отметкой в удостоверении.

1.4. Подготовка и проверка знаний (повторная проверка) наладчиков должны осуществляться по типовым программам и экзаменационным билетам, согласованным с Госгортехнадзором России. Программы рассчитаны на обучение рабочих, имеющих подготовку по меньшей мере по одной из специальностей электротехнического профиля (электрослесарь, электро- и радиомонтажник, наладчик приборов и средств автоматики и др.) в объеме программы профессионально-технических училищ и других учебных заведений, при наличии у них опыта работы не менее одного года 13 .

13 Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 и от 20.05.2004 № 649 функции Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору). (Примем. изд.)

Аттестацию наладчиков проводит квалификационная комиссия при участии представителя органов Госгортехнадзора.

1.5. После проверки знаний наладчику выдается удостоверение установленной формы, подписанное председателем квалификационной комиссии и представителем органов Госгортехнадзора. В удостоверении наладчика указывается тип приборов безопасности, к обслуживанию и ремонту которых он допущен. В удостоверение должна быть вклеена фотокарточка. Во время работы наладчик должен иметь удостоверение при себе. Наладчик, прошедший обучение и имеющий удостоверение, перед допуском к самостоятельной работе должен пройти стажировку в течение не менее трех месяцев под наблюдением наладчика, имеющего стаж практической работы не менее двух лет. Перед переводом на обслуживание приборов безопасности, не указанных в его удостоверении, наладчик должен быть обучен по соответствующей программе и аттестован в указанном выше порядке. В этом случае обучение может проводиться по сокращенной программе.

1.6. Повторная проверка знаний наладчиков квалификационной комиссией без участия представителя органов Госгортехнадзора должна проводиться:

периодически (не реже одного раза в 12 мес);

при перерыве в работе более 6 мес;

досрочно по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора Госгортехнадзора.

Результаты повторной проверки знаний должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении. Допуск к работе наладчика должен оформляться приказом (распоряжением) руководителя организации (предприятия).

1.7. Перед допуском к работе руководитель организации (предприятия) обязан выдать наладчику (под расписку) производственную инструкцию.

1.8. Наладчик обязан:

1) соблюдать требования производственной инструкции;

2) осуществлять техническое обслуживание, ремонт, установку и наладку приборов безопасности в соответствии с требованиями Правил и руководств по эксплуатации в установленные сроки в пределах своей квалификационной характеристики;

3) выполнять требования Правил и руководств по эксплуатации кранов (запрещается управлять кранами и производить строповку грузов при выполнении работ на кранах);

4) соблюдать требования промышленной безопасности.

1.9. Наладчик должен знать:

1) производственную инструкцию;

2) эксплуатационную документацию на грузоподъемные краны и приборы безопасности, разработанную и утвержденную предприятиями - изготовителями кранов и предприятиями - изготовителями приборов безопасности;

3) устройство, принцип действия и правила эксплуатации механических, электрических, электронных и микроэлектронных приборов безопасности;

4) устройство, принцип действия и правила эксплуатации электрических и электрогидравлических усилительных устройств в системе «прибор безопасности - исполнительный механизм крана»;

5) особенности установки на краны и сдачи в эксплуатацию приборов безопасности;

7) порядок оформления результатов работ по установке, наладке, обслуживанию и ремонту приборов безопасности;

8) порядок применения технических средств контроля, наладки и диагностирования приборов безопасности, правила их использования и проверки;

9) общие принципы устройства и работы стреловых башенных, мостовых, козловых и портальных кранов;

10) общие принципы построения и функционирования электрических и гидравлических схем грузоподъемных кранов;

11) основы электрослесарного, электромонтажного и радиомонтажного дела;

12) требования промышленной безопасности;

13) установленную Правилами систему знаковой и звуковой сигнализации, применяемую при подъеме и перемещении грузов;

14) требования по электробезопасности*.

*Наладчик должен иметь группу по электробезопасности не ниже III.

1.10. Наладчик должен уметь:

1) осуществлять пусконаладочные работы, техническое обслуживание и ремонт приборов безопасности в соответствии с эксплуатационной документацией;

2) определять правильность монтажа и работы приборов безопасности, выявлять и устранять неисправности;

3) пользоваться измерительными приборами, специальным контрольно-диагностическим оборудованием и техническими средствами для проверки, наладки и ремонта приборов безопасности;

4) делать записи в журнале наладчика по результатам обслуживания и ремонта приборов безопасности, оформлять протоколы (акты) их монтажа и ремонта.

2. ОБЯЗАННОСТИ НАЛАДЧИКА ПРИ ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЯ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Наладчик обязан проводить проверку состояния приборов безопасности в следующих случаях:

1) перед регистрацией крана;

2) при очередном полном техническом освидетельствовании крана;

3) при освидетельствовании крана с истекшим нормативным сроком службы;

4) перед заключением договора на обслуживание и ремонт приборов безопасности;

5) после ремонта приборов безопасности;

6) после замены приборов безопасности одного типа на приборы другого типа;

7) при расследовании аварии грузоподъемного крана;

8) в других случаях, предусмотренных руководствами по эксплуатации кранов и приборов безопасности.

2.2. При проверке состояния приборов безопасности наладчик должен определить, что приборы безопасности и их установка соответствуют требованиям Правил и эксплуатационной документации, а также что приборы находятся в исправном состоянии, обеспечивающем безопасную работу крана.

2.3. При осмотре приборов безопасности наладчик должен проверить:

1) наличие эксплуатационной документации приборов безопасности;

2) соответствие приборов безопасности, установленных на кране, проекту и эксплуатационной документации;

3) комплектность, техническое состояние и правильность монтажа приборов безопасности;

4) качество установки (крепления) приборов безопасности.

2.4. Наладчик должен проверить наличие и состояние пломб на приборах безопасности, оценить состояние прибора и его исправность.

При отсутствии пломбы на приборе безопасности наладчик должен поставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и сделать соответствующую запись в журнале наладчика.

После наладки и проверки работоспособности прибора безопасности наладчик должен произвести его опломбирование, о чем сделать запись в журнале наладчика.

2.5. При проведении пусконаладочных работ наладчик должен использовать следующее оборудование:

1) при проверке ограничителей грузоподъемности - контрольные грузы или стационарные и переносные специализированные стенды;

2) при проверке приборов защиты от опасного напряжения и сигнализаторов опасного напряжения - макеты линий электропередачи или стационарные и переносные стенды;

3) при проверке анемометров - аэродинамические трубы или специальные стенды;

4) при наладке креномеров (сигнализаторов угла наклона) непосредственно на кране - измерительные инструменты (рейки, рулетки, уровни), в лабораторных условиях - стационарные стенды;

5) при проверке устройства защиты при обрыве фаз питающей электрической сети - электроизмерительные приборы;

6) при настройке предохранительных гидравлических клапанов - специальные гидравлические стенды.

3. ОБЯЗАННОСТИ НАЛАДЧИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Наладчик должен выполнять все виды технического обслуживания приборов безопасности, предусмотренные эксплуатационной документацией, с занесением результатов в журнал наладчика или составлением отдельных протоколов.

3.2. Наладчик должен выполнять следующие виды технического обслуживания приборов безопасности:

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное обслуживание (СО);

техническое обслуживание до консервации и транспортирования крана, а также после его расконсервации и транспортирования.

Техническое обслуживание приборов безопасности рекомендуется проводить одновременно с техническим обслуживанием кранов.

3.2.1. При выполнении ТО-1 наладчик должен произвести внешний осмотр приборов безопасности и проверить качество их монтажа на кране, состояние и подключение соединительных проводов, при необходимости очистить приборы от пыли и грязи, проверить целостность пломб, а также исправность и работоспособность приборов.

Наладчик должен производить настройку прибора безопасности и выполнять другие работы, предусмотренные руководством по эксплуатации.

О проведенном ТО-1 наладчик должен сделать запись в журнале наладчика.

3.2.2. При ТО-2 наладчик должен произвести все работы, предусмотренные ТО-1, и при необходимости выполнить мелкий ремонт. Ограничители грузоподъемности проверяются при помощи контрольных грузов, а в необходимых случаях - с применением специальных стендов, приборы защиты от опасного напряжения (сигнализаторы опасного напряжения) - с применением макета линии электропередачи.

3.2.3. При выполнении СО наладчик должен произвести все работы, входящие в ТО-2, обращая особое внимание на подготовку приборов к очередному сезону - летнему или зимнему. При этом следует проверить состояние уплотнений, смазки, лакокрасочных покрытий, изоляции проводов и качество разъемов и соединений, а также обратить внимание на состояние кабин кранов и их обогревателей, защитных кожухов электрооборудования.

3.3. Наладчик должен выполнять также другие виды технического обслуживания, предусмотренные руководствами по эксплуатации кранов и приборов безопасности.

4. ОБЯЗАННОСТИ НАЛАДЧИКА ПРИ РЕМОНТЕ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Ремонт приборов безопасности наладчики должны производить в соответствии с требованиями нормативных документов, руководств по эксплуатации, инструкций по ремонту и других эксплуатационных документов по кранам и приборам безопасности.

4.2. Наладчику запрещается производить ремонт приборов безопасности в период гарантийного срока их эксплуатации. Ремонт таких приборов производится в специализированных организациях или на предприятиях - изготовителях приборов безопасности.

5. ОБЯЗАННОСТИ НАЛАДЧИКА ПРИ МОНТАЖЕ ПРИБОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1. Монтаж приборов безопасности наладчик должен выполнять по заданию работника, ответственного за монтаж, и в соответствии с нормативными документами, инструкцией по монтажу и другими эксплуатационными документами кранов и приборов безопасности.

5.2. После монтажа прибора безопасности или отдельных его узлов наладчик должен произвести настройку и проверку работоспособности прибора на кране.

5.3. О проведенном монтаже приборов безопасности, настройке и проверке их работоспособности на кране наладчик должен уведомить работника, ответственного за монтаж.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Наладчики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные ими нарушения производственной инструкции, руководств по эксплуатации приборов безопасности и руководств по эксплуатации грузоподъемных кранов.

Поделиться: